Услуга по самозанятости безработных граждан. Материальная поддержка самозанятости безработных граждан: алгоритм и аспекты правоприменения: Право

На заседании Совета по стратегическому развитию Владимир Путин заявил, что граждан, работающих на себя, нужно освободить от налогов на 2 года, дав им возможность легализовать свою деятельность. Однако кто такие самозанятые граждане, нарушают ли они закон или являются легальными бизнесменами, какие виды деятельности для них существуют в нашей стране, пока остается неясным.

Законопроект об освобождении работающих на себя граждан от уплаты налога на 2 года

В законе предусмотрено, что все граждане, осуществляющие деятельность, приносящую доход, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, должны будут добровольно уведомить свой территориальный орган ФНС об этом и встать на учет. После они получат полное освобождение от уплаты налогов от этой деятельности на 2 года.

Самозанятые граждане – люди, работающие на себя

Вопрос о том, что такое самозанятость, спорный. Это понятие охватывает людей, которые трудятся сами на себя без привлечения наёмных работников. В массовом понимании самозанятые граждане - это репетиторы, няни, работающие на дому парикмахеры, торговцы грибами и ягодами на остановках, частные мастера по ремонту и прочие люди, не стоящие на трудовом учёте, но при этом зарабатывающие себе на жизнь.

С другой стороны, с юридической точки зрения, такое понятие, как самозанятость, относится только к тем предпринимателям, которые зарегистрированы и платят страховые и взносы и налоги, но при этом трудятся в одиночку - без наёмных работников. А деятельность нелегальных торговцев, нянь и парикмахеров можно классифицировать как незаконное предпринимательство.

Самозанятые граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателям и не работающие на основе патента, - это категория людей, которые пока никак не взаимодействуют с государством. В законопроекте предлагается освободить таких людей от налогов на два года и исключить возможность признания их бизнеса нелегальным и противозаконным. При условии, что они зарегистрируют свою деятельность официально: начнут работать на основе патента или как ИП.

Список видов деятельности самозанятых граждан на 2017 год

В России около 16 миллионов человек, не являющихся по факту безработными, но при этом не регистрирующих бизнес, говорилось на заседании. Перечень самозанятых граждан широк:

    репетиторы;

    парикмахеры и мастера маникюра, принимающие на дому;

    швеи, работающие дома;

    торговцы плодами, ягодами и фруктами, выращенными или собранными лично;

    водители;

    фотографы;

    журналисты;

    копирайтеры;

    мастера по ремонту бытовой и компьютерной техники, выезжающие на дом; мастера по ремонту ювелирных украшений;

    граждане, сдающие в аренду недвижимость.

Перечень видов деятельности людей, которые сами себя обеспечивают, официально нигде не закреплён. При этом побудить их легализовать свой бизнес государство пытается уже не впервые.

Патентная система для самозанятых граждан в 2017 году

Самозанятых граждан ставят в статус предпринимателей, но не индивидуальных, а работающих на основе патента. Пока это только законопроект, не прошедший все стадии обсуждения. Патентная система, согласно статье 346.43 НК РФ, применяется сегодня только к индивидуальным предпринимателям. Есть официальный список из 47 видов деятельности, которыми могут заниматься ИП на основе патента. Подобного общего перечня видов деятельности для самозанятых предпринимателей (не ИП) не существует, его установят региональные власти.

Минфин при этом сначала предлагал сократить список услуг, которые оказывают самозанятые на основе патента, до трех позиций. Патент для самозанятых граждан РФ 2016 предполагал поначалу только труд репетиторов; домашних работниц; мастеров ремонта помещений. Однако после критики со стороны бизнеса появилось предложение расширить этот перечень до 36 пунктов.

Стоимость патента для этой категории работников Минфин предлагает установить в пределах 20 тысяч рублей, из которых 9 тысяч будут распределены между внебюджетными фондами. При этом в городах-миллионниках региональные власти могут увеличить стоимость патента на коэффициент 1,5.

Итоги принятия законопроекта

Минфин планирует внести окончательную версию этой инициативы в Госдуму до конца года. Возможно, при рассмотрении законопроекта об утверждении перечня самозанятых граждан, подпадающих под ПСН, стоимость патента будет распределена по уровню дохода.

Пока сложно предсказать, окажется ли это полезным для экономического роста и поможет ли существенно пополнить российский бюджет. Насколько выгодным окажется для самообеспеченцев покупка патента или переход в статус ИП будет понятно после публикации текста законопроекта. Тогда же сформируется окончательный список видов деятельности, которые сможет вести самозанятый предприниматель на патентной основе.

Подписывайтесь на каналы "сайт" в T amTam или присоединяйтесь в

Материальная поддержка самозанятости безработных граждан: алгоритм и аспекты правоприменения

С момента вступления России на рыночный путь развития вопросы содействия занятости и трудоустройства граждан не утрачивают своей актуальности. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда, обеспечение занятости и предупреждения безработицы. Государственная политика в сфере содействия занятости осуществляется посредством проведения специальных мероприятий, способствующих росту занятости граждан с участием органов государственной власти всех уровней. Одним из ключевых направлений государственной политики в данной области явилось значительное усиление роли субъектов Российской Федерации в регулировании рынка труда путем делегирования им значительной части федеральных полномочий в сфере занятости населения, с выделением субсидий из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по снижению напряженности на рынке труда в конкретном субъекте Российской Федерации. В рамках региональных программ субъекты Российской Федерации за счет средств собственных бюджетов осуществляют дополнительные меры в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, а также по социальной поддержке граждан с целью снятия напряженности на рынке труда. К одной из таких мер, способствующих снятию напряженности на рынке труда, отнесено содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости. Это содействие осуществляется путем предоставления гражданам государственных субсидий на открытие собственного дела в рамках действующих региональных целевых программ. В данной статье предпринята попытка проанализировать правовые аспекты осуществления материальной поддержки самозанятости граждан и некоторые, требующие детального рассмотрения вопросы правоприменительной практики по обозначенной в настоящей статье теме. Их правовая оценка и системный анализ дают автору основание усомниться в эффективности такой поддержки в современных экономических условиях, а сложившееся представление о безвозмездности выделяемой государственной единовременной денежной выплаты (субсидии) на развитие предпринимательской деятельности полагать заведомо ошибочным. Вместе с тем, данный вопрос, по мнению автора, носит дискуссионный характер.

Уже несколько лет государство тестирует новые формы организации рабочих мест. Большое внимание уделяется формам деятельности, которые позволяют человеку самому себя обеспечивать и привлекать к своему бизнесу иных безработных. Такой вариант формирования и развития нового дела предполагает программа самозанятости населения на 2019 год.

Давайте разберем, как она может поспособствовать человеку создать собственный источник дохода. Какие подводные камни повстречает безработный, решивший воспользоваться возможностями самозанятости.

Общая информация о программе

Основными идеями разработки мероприятий являются:

  1. Предоставление активным гражданам возможности для самореализации.
  2. Использование имеющегося творческого потенциала населения.
  3. Вывод из тени доходов граждан.
  4. Наполнение госбюджета путем образования новых налогоплательщиков.
  5. Применение на практике образования и навыков граждан.
Внимание: согласно статистическим данным более 20 млн человек в Российской Федерации не платят налогов, но как-то себя обеспечивают. Данное положение дел является критическим. Оно создает массу проблем для государства.

Программа работает только с людьми, у которых уже есть официальный статус безработного. На основании представленного и утвержденного бизнес-плана гражданину предоставляется субсидия. Потратить он ее обязан для создания нового налогоплательщика.

Важно: если гражданин в течение пяти лет не трудоустроен и не ищет работу, то его в программу не примут и на учет в органах занятости не поставят.

Практическая реализация мероприятий по самозанятости


Законодательно данная форма деятельности закреплена в Федеральной программе поддержки малого и среднего бизнеса на 2005-2020 годы. Кроме того, основные моменты работы регулируются Федеральным законом от 14.06.1995 № 88-ФЗ. В указанных актах заложена возможность предоставления различных видов помощи, в том числе финансовой, гражданам для организации собственных предприятий.

Скачать для просмотра и печати:

Мероприятия проводятся в таких формах:

  1. Консультирование безработных по юридическим и практическим вопросам.
  2. Помощь специалистов при выборе конкретных видов деятельности, анализе рынка.
  3. Проведение обучающих курсов, затрагивающих вопросы организации коммерческой деятельности.
  4. Практическая поддержка на этапе написания бизнес-проекта. Предоставление экспертной оценки.
  5. Обучающий курс по вопросам нормативов, на которых опирается работы индивидуального предпринимателя (ИП). Его отличие от деятельности юридического лица.
  6. Представление информации по поводу госорганизаций, работающих с предпринимателями.
  7. Оказание помощи в выборе и аренде необходимых нежилых помещений для своего предприятия. Вероятно, заключение договора аренды по сниженной стоимости.
Важно: претенденты на самозанятость получают все указанные услуги на безвозмездной основе.

Размер субсидии

Госфинансирование инициативы гражданина в данном случае зависит от нескольких факторов:

  • средний заработок на предыдущем рабочем месте, на основании которого исчисляется пособие по безработице;
  • идея бизнеса, так как иногда за гражданина расходы по регистрации берет на себя бюджет.
Внимание: субсидия в 2018 году была равна расчётной сумме пособий за календарный год. В среднем в 2016 году получали по 58 800 рублей.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

На какие цели выделяют субсидию

Денежные средства, полученные из бюджета, нельзя потратить куда вздумается. Их использование строго ограничивается и контролируется. Так, разрешено на них оплатить:

  • бензин для деловых поездок;
  • расходные, подсобные материалы;
  • сырье или запчасти;
  • оргтехнику;
  • аренду необходимого помещения (нежилого);
  • приобретение недвижимости для реализации бизнес-плана;
  • программного обеспечения, если оно включено в план;
  • сертификацию будущей продукции или услуг;
  • иное, что содержится в расходной части плана.
Важно: зарплата сотрудникам считается нецелевым использованием денег.

Критерии отбора участников

Термин «самозанятость» подразумевает инициативу гражданина по созданию себе источника дохода, причем официального. Программа с таким названием направлена только на людей, которые находятся в активном поиске места деятельности. Следовательно, критериями отбора участников являются такие факторы:

  1. Совершеннолетие. Молодые люди, не отпраздновавшие 18-летия в претенденты не принимаются, хотя вполне могут получить статус безработного.
  2. Наличие не только вышеуказанного статуса, но и назначение соответствующего пособия (на него имеет право не каждый безработный).
  3. Наличие желания участвовать в программе самозанятости (оно подается письменно).
  4. Минимальные умения заниматься бизнесом (проверяется в форме теста).
  5. Отсутствие подходящего места для трудоустройства.
Важно: стоять на учете следует не менее одного месяца. Если за этот период отказаться от 2-х предложений трудоустройства, то в программу не возьмут.

Запрет на участие

В документах программы прописаны категории людей, которым не оказывается господдержка для создания рабочего места. К ним относятся:

  • беременные, а также женщины, ухаживающие за малышами;
  • несовершеннолетние;
  • лица, обеспеченные пенсионным содержанием;
  • студенты-очники;
  • трудоустроенные лица;
  • действующие индивидуальные предприниматели, а также недавно закрывшие ИП или юрлицо, если после закрытия предприятия не прошло еще полгода;
  • военнослужащие и призывники;
  • уволенные в связи с отбытием тюремного наказания (запись в трудовой книжке);
  • осужденные и приговоренные к исправительным работам;
  • регулярно отказывающиеся от трудоустройства;
  • нарушители режима консультаций со специалистами службы занятости;
  • достигшие пенсионного возраста лица.

Порядок оформления субсидии


Претенденту на самозанятость предстоит проделать непростую работу. Начинается она с заявления, что является самым простым этапом. Затем, следуют такие шаги:

  1. Прохождение тестирования. Его следует сдать успешно, чтобы доказать свою способность организовать предприятие.
  2. Составление проекта - самый сложный этап. К плану должны прилагаться обосновывающие документы. Их перечень зависит от конкретной идеи.
  3. Передача плана на экспертную оценку.
  4. Вероятно, доработка документов.
  5. Защита своего плана на заседании комиссии.

Внимание! Предпочтение отдается идеям, позволяющим:

  • занять как можно больше людей;
  • развивать сферы, в которых нуждается регион;
  • способствует производству недостающей продукции;
  • обеспечивать население услугами в той сфере, которая в данной местности недостаточно развита;
  • усовершенствовать:
  • народные промыслы;
  • сельское хозяйство;
  • другое (по ситуации в регионе).

После получения положительного решения комиссии, предстоит этап заключения договора со службой занятости. В документе описываются конкретные требования к человеку, который будет заниматься организацией предприятия.

Дальнейшие действия по реализации программы самозанятости


Подписание соответствующего договора - это первый шаг на пути организации рабочего места. Действовать предстоит в рамках условий, описанных в документе. Как правило, они предполагают оформление ИП или юрлица.

Внимание: иногда расходы по оплате госпошлины и другого берет на себя бюджет. Этот пункт заносится в договор.

Ксерокопии оформленных документов следует отнести в службу занятости. Только после этого деньги поступают на счет будущего предпринимателя. Действовать придется быстро. Так как через три месяца предстоит отчитываться за деньги.

Важно: следует собирать и сохранять все документы на оплату. Они потребуются для составления отчета.

Сотрудники службы занятости имеют право в любой момент проверить, чем занят гражданин, получивший субсидию. Они обязаны контролировать средства.

Предоставление отчета


По истечении трехмесячного срока нужно будет продемонстрировать документально, куда делись деньги. Для этого в службу, выдавшую субсидию, необходимо отнести собранные счета и другие доказательства целевого использования средств. А именно:

  • товарные чеки;
  • счет-фактуры;
  • договора на услуги;
  • платежки;
  • приказы о трудоустройстве наемных работников;
  • налоговую декларацию;
  • ведомости на оплату социальных взносов и другое.

К документам следует приложить акт о целевом использовании денег. Все бумаги тщательно и придирчиво проверяются, в том числе и контролирующими органами.

Важно: если человек не в состоянии объяснить, куда потратил субсидию, либо предоставил недостоверные или липовые документы, то его обяжут вернуть все до копейки. На руки незадачливому предпринимателю вручается приказ службы занятости. Для осуществления перевода денег на счет дается 15 дней. В случае отказа взыскание происходит в судебном порядке.

Вместо заключения: преимущества программы


Участники программы самозанятости населения получают весомые преимущества. Они заключаются в следующем:

  1. Профессиональную поддержку в формировании бизнес-идеи, составленной плана.
  2. Информационную помощь по юридическим и специальным вопросам, касающимся развития бизнеса.
  3. Постоянный контроль со стороны специалистов, имеющих достаточный опыт.
  4. Получает в случае успеха трудовое место, где сам является начальником. А если идея хороша, то еще товарищам по статусу безработного помогает заняться полезной и прибыльной деятельностью.
  5. Повышает свой образовательный уровень, в том числе на практике.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.


  • Программа повышения мобильности трудовых ресурсов в Пермском крае на 2015-2017гг
  • Порядок высвобождения работников.
  • Профессиональное обучение
    • Обучение безработных граждан
    • Обучение женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет
    • Обучение пенсионеров
    • Графики
  • Услуги психолога-профконсультанта
    • Профессиональная ориентация
    • Cоциальная адаптация
    • Психологическая поддержка
  • Самозанятость
    • Фотогалерея
    • Программа "Ты - предприниматель"
    • Лаборатория социального предпринимательства.
  • Нормативные документы
  • Рынок труда
    • Cитуация на рынке труда
    • Профессии, востребованные на рынке труда
  • Документы. Бланки
    • Работодателям
    • Соискателям
  • Электронные услуги службы занятости
  • Содействие самозанятости, развитию малого предпринимательства безработных граждан

    Содействие самозанятости безработных граждан - это государственная услуга службы занятости, результатом предоставления которой является выдача безработному гражданину заключения о предоставлении государственной услуги, содержащего рекомендации о ведении предпринимательской деятельности путем создания юридического лица, государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства либо сведения о принятии безработным гражданином решения о нецелесообразности осуществления предпринимательской деятельности.
    Получатели государственной услуги : граждане, признанные в установленном порядке безработными, и граждане, признанные в установленном порядке безработными и прошедшие профессиональное обучение или получившие дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.
    Последовательность действий заявителя для получения услуги
    по содействию самозанятости и развитию малого предпринимательства:
    1. Обратиться лично в ЦЗН по месту постоянной регистрации.
    2. Представить в ЦЗН необходимые документы:
    а) документы, удостоверяющие личность: паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий; для иностранных граждан - паспорт иностранного гражданина или иной документ, удостоверяющий его личность в РФ; для лиц без гражданства - документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в РФ.
    б) трудовую книжку или документ, ее заменяющий - кроме безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших);
    в) документ об образовании - для безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности);
    г) индивидуальную программу реабилитации инвалида, выдаваемую в установленном порядке, - для безработных граждан, относящихся к категории инвалидов.
    д) заполненное заявление о предоставлении государственной услуги.
    Заявление заполняется безработным гражданином разборчиво от руки, на русском языке. Не допускается использование сокращений слов и аббревиатур. Заявление-анкета заверяется личной подписью безработного гражданина.
    Предложение о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости заполняется работником ЦЗН, подписывается безработным гражданином, который фиксирует свое согласие (несогласие с указанием причины отказа) на получение государственной услуги.
    3. Пройти профессиональное тестирование у специалиста ЦЗН (анкетирование) на выявление способности к предпринимательской деятельности.
    4. Для желающих получить единовременную финансовую помощь на самозанятость (далее - ЕФП)оформить заявление о получении ЕФП .
    5. Подготовить бизнес-план по выбранному виду деятельности, защитить бизнес-план в ЦЗН.
    6. Получить рекомендации ЦЗН о государственной регистрации в качестве юридического лица (юр. лицо), индивидуального предпринимателя (ИП) или крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ), реализации самозанятости.
    7. Принять решение о целесообразности осуществления предпринимательской деятельности (юр. лицо, ИП, КФХ).
    8. Подписать договор об оказании ЕФП на самозанятость с ЦЗН.
    9. Обратиться в налоговую инспекцию для государственной регистрации юридического лица, ИП, КФХ.
    10. Представить в ЦЗН свидетельство о государственной регистрации юридического лица, ИП, КФХ
    11.Для желающих получить компенсацию произведенных затрат на регистрацию предпринимательской деятельности (единовременную финансовую помощь на подготовку документов) - в течение 30 дней дополнительно представить в ЦЗН документы, подтверждающие расходы на подготовку документов, предоставляемых при государственной регистрации предпринимательской деятельности, оплату государственной пошлины, оплату нотариальных действий и услуг правового и технического характера, приобретение бланочной документации.
    12. Представить в ЦЗН отчет о целевом расходовании ЕФП.
    13. В течение срока, установленного договором об оказании ЕФП, заниматься предпринимательской деятельностью и обеспечивать условия для проверок ЦЗН.
    14. Представить в ЦЗН выписку из ЕГРИП (ЕГРЮЛ), выданную не ранее, чем за 10 рабочих дней до окончания срока действия договора об оказании ЕФП.

    Результат предоставления государственной услуги по самозанятости безработных граждан - выдача безработному гражданину заключения о предоставлении государственной услуги, содержащее рекомендации о ведении предпринимательской деятельности путем создания юридического лица, государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства, либо содержащее сведения о принятии безработным гражданином решения о нецелесообразности осуществления предпринимательской деятельности.
    Основаниями для отказа в предоставлении услуги являются:
    - отсутствие решения о признании гражданина безработным в установленном порядке
    - отсутствие согласия безработного гражданина с предложением работника ЦЗН о предоставлении услуги;
    - снятие гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с учета в качестве безработного.
    ______________________________________________________________________________

    Услуга предоставляется в соответствии с требованиями "Административного регламента по содействию самозанятости безработных граждан... " (Утвержден Приказом Агентства по занятости населения Пермского края от 20.11.2014 №СЭД-40-01-07-390)

    Порядок предоставления ЕФП утвержден постановлением Правительства Пермского края от 23 марта 2012 г. № 139-п (с изменениями в соответствии с постановлениями Правительства Пермского края от 14 февраля 2013 г. № 54-п,от 6 сентября 2013 г. № 1183-п, а также №1074 от 29.09.2014г.).
    Порядок обжалования решений , принятых в ходе предоставления государственной услуги, действий или бездействия работников в вышестоящие органы в досудебном и судебном порядке.