Варианты тем по самообразованию учителя логопеда. План по самообразованию учителя-логопеда коревой анны викторовны

Павлова Елена
План работы по самообразованию учителя-логопеда

Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений у дошкольников

Обоснование выбранной темы :

Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи дошкольников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические пункты, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации . У дошкольников наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методы работы .

Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Цели : Осуществлять коррекционно-логопедическую работу с применением нетрадиционных методов

Задачи :

1. Изучить литературу по теме самообразования .

2. Ознакомиться с инновационными методиками, технологиями в среде ИКТ.

3. по изучаемой теме на учебный год.

Планируемая работа на учебный год

Изучение новинок логопедической литературы

Психолого-педагогические основы использования нетрадиционных методов в ДОУ

Санитарно- гигиенические и медицинские аспекты применения нетрадиционных методов в дошкольном детстве.

Подготовить теоретический материал по теме самообразования .

Подготовить буклет по теме : «Нетрадиционные методы работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников»

-Подготовить фотоматериал : «Логопедические игры с использованием нетрадиционного материала»

Систематизировать развивающие игры, упражнения с использованием нетрадиционных методов в помощь логопеду.

Изготовить дидактический материал по применению камушков марблс в коррекционно-логопедической работе .

Подготовить материал к проведению мастер-класса для учителей -логопедов района по теме : «Использование нетрадиционных методов и форм в логопедической работе »

-Разработать перспективный план на учебный год по применению нетрадиционных методов работы в коррекции речи воспитанников.

-Разработать памятку для родителей по использованию нетрадиционных методов в домашних условиях

Систематизировать практический материал по данной проблеме.

Участие в работе методического объединения учителей-логопедов района : тема «Использование нетрадиционных форм и методов в логопедической работе »

Информационные ресурсы :

1. Журнал «Логопед» . №3 -8, 2006г.

2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973

3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить . Пальчиковый игротренинг – СПб.: ИД «МиМ» , 1998

4. Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов–на-Дону : «Феникс» , 2001

5. Поваляева М. А. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике. Ростов–на-Дону : Изд. РГПУ, 1997

6. Трохимчук Л. В. Физиологопедагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. - Ростов–на-Дону, 1994

7. Цвыктарный В. В Играем пальчиками и развиваем речь. – Н. Новгород : Флокс, 1995

План работы по самообразованию

учителя-логопеда

на 2012 – 2013 учебный год.

Тема: Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с ОНР и детей, слабо владеющих русским языком.

Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН,билингвизм), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Особенно у детей, для которых русский язык не является родным, в связи с тем, что понимание инструкций недостаточное, наблюдается низкий уровень сформированности лексико-грамматической стороны речи.

Проблема длительной автоматизации звуков у детей на логопункте возникает по разным причинам:

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

Изучить нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы.

Изучить «Программу логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком».

Изучить методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей.

Декабрь-Февраль

Продолжить изучение методических пособий: Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж»,Е.А.Дьякова «Логопедический массаж»

Ноябрь-Декабрь

Изучить периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет».

Разработать каталог статей

Март-Апрель

Использовать в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения.

Продолжить разработку компьютерных презентаций

Март-Апрель

Подготовить мастер – класс для воспитателей и родителей «»

«Как правильно произносить звуки»

Разработать презентации по артикуляционной гимнастике.

Ноябрь-декабрь

Продолжить опробацию методики Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения на логопункте ДОУ.

Ноябрь-май

Широко применять ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий

Подготовить статью о инновационных методах в логопедической работе

В теч.уч.года

Отчет по самообразованию

учителя-логопеда

за 2011 – 2012 учебный год.

Тема: Повышение эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ .

Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом влогопедии, и методика их преодоления в основном разработана.

Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Работая с детьми на логопункте ДОУ, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФН, ФН), я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Данная проблема возникает по разным причинам:

недостаточное развитие артикуляционной моторики;

недоразвитие фонематического восприятия;

нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;

грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;

отклонения в нервно-психической сфере;

снижение уровня познавательной активности;

отклонения в поведении детей.

Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

Основные задачи по коррекции звукопроизношения у детей на 2011-2012:

Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям.

Развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие с помощью игр и специальных упражнений.Формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков.Формировать и развивать пальчиковую моторику в процессе систематических тренировок.Формирование произносительных умений и навыков.Устранять дефектное звукопроизношение.Развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически.

Формировать навыки пользования фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью.

В рамках самообразования в течение учебного года:

Изучила нормативно-правовую базу организации работы в логопункте ДОУ с целью оптимизации работы.

Изучила методическую литературу по теме «Коррекция звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи » с целью обобщения опыта работы, разработки консультаций для воспитателей и родителей.

Продолжила изучение методических пособий: Е.Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии», «Работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников», И.В. Блыскина «Логопедический массаж», Е.А.Дьякова «Логопедический массаж».

Разработала сказки-помощницы для автоматизации звуков и логопедического массажа.

Изучала в течение учебного года периодические издания: журналы «Логопед в детском саду», «Логопед», «Детский сад от А до Я»,«Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Дошколенок», «Детство», «Игра и дети»; газеты « Детский сад», «Дошкольное образование», «Семейный совет».

Активно использовала в работе компьютерные презентации при обследовании речи детей, презентации по лексическим темам, в процессе обследовании и коррекции звукопроизношения.

Подготовила мастер – классы для воспитателей и родителей «Артикуляционная гимнастика»

«Как правильно произносить звуки».

Разработала буклеты по артикуляционной гимнастике для каждого нарушенного в произношении звука

Опробировала методику Ганчерка Валентины Павловны по коррекции звукопроизношения у детей на логопункте ДОУ.

Широко применяла ресурсы Интернет для ознакомления с опытом коллег и внедрения инновационных технологий.

Подготовила статью о инновационных методах в логопедической работе.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 2»

План по самообразованию учителя-логопеда

Фомичевой Натальи Николаевны

Тема : «Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе»

Цель: повышение уровня сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.

Задачи самообразования:

Изучать нормативные документы по организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями;

Изучать психолого-педагогической литературу по данной теме;

Изучать методические приёмы по использованию ИКТ в совместной деятельности с детьми;

Внедрять современные образовательные технологии в коррекционный процесс по исправлению речевых нарушений с целью стойкого исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации обучающихся;

Разработать методические и дидактические материалы (создать банк ИКТ-пособий);

Планомерное и систематическое совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса;

Освоить образовательные практики активного взаимодействия и сотрудничества педагогов с родителями, обеспечивающих информационную открытость в логопедической практике.

Презентовать педагогический опыт.

Обоснование выбранной темы: Содержание речевого развития в старшем дошкольном возрасте составляют две взаимосвязанные области: обучение родному языку (фонетике, лексике, грамматике) и способам применения языка в познавательной деятельности и общении. Овладение языком происходит при расширении знаний о явлениях и многообразии отношений в окружающем мире.

Основными задачами в работе над формированием лексико-грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста являются:

Обогащение, расширение и активизация словаря путем введения в языковое сознание ребенка тематические группы слов, синонимические ряды, антонимические пары, многозначные слова.

Развитие творческой речевой деятельности и выразительности.

Формирование грамматического строя речи путем включения работы над морфологией, изучающей грамматическое значение в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (созданием нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий. Наряду с речевыми нарушениями, все воспитанники логопедической группы имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Решить эту задачу можно с помощью компьютерных технологий.

Использование ИКТ на коррекционных занятиях по логопедии в детском саду позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в логопедические занятия для детей с нарушениями речи в частности стала актуальна в наши дни.

В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление: повысить уровень сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе.

1. Психолого-педагогические основы использования компьютерной техники в ДОО.

2. Санитарно-гигиенические и медицинские аспекты применения ИКТ в дошкольном детстве.

3. Технические и программные средства обеспечения педагогического процесса.

4. Логопедические занятия детей дошкольного возраста с использованием компьютера.

5. Отбор и апробация образовательных компьютерных программ и игр, наиболее приемлемых в логопедической работе.

Основные вопросы, намечаемые для изучения:

Этапы работы

Виды деятельности

Сроки выполнения

Изучение и анализ литературы

1. Гаргуша Ю.Ф., Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе. Журнал «Логопед» №2 2004г.

2. Кузьмина Е.В. Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы . Журнал «Логопед» №5, 2008 г.

3. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду. Журнал «Логопед» № 6 (13), 2006 г.

4. Томилина С.М. Логопедия и интернет. Журнал «Логопед» №3, 2006 г.

5. Федорович Л.А. Информационные технологии в учебном процессе подготовки будущих логопедов. Логопед в детском саду. Журнал «Логопед»№ 5-6 (8-9), 2005 г.

В течении года

Изучение и анализ интернет-ресурсов

Изучить опыт работы логопедов через интернет-ресурсы:

1. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. — www.pedsovet.org

2. Сарапулова П. В. Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями . - www. human.perm.ru.

3. Селянина С.Ю. Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

В течении года

Взаимодействие с педагогическим сообществом ДОУ и родителями.

Презентация педагогического опыта по использованию ИКТ в работе с дошкольниками.

Самоанализ своей профессиональной деятельности.

Отчёт по самообразованию.

Предполагаемый результат и форма его представления:

1.Расширение информационных представлений о ИКТ-технологиях, их использованию в работе с дошкольниками.

2.Развитие познавательной и речевой активности дошкольников с посредством использования ИКТ.

3.Активизация педагогической деятельности по распространению педагогического опыта по данной проблеме.

4.Обеспечение эффективного взаимодействия с родителями с использованием ИКТ.

Учитель-логопед ________________________ Фомичева Н.Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ детский сад «Березка»

С.В.Локотилова

Приказ № ______ от «____»___________20____г.

План по самообразованию

Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ

2018-2019 учебный год

Игрим 2018

Сроки разработки темы : с 2018 года по 2020 год

Цель самообразования : повышение методологической основы, уровня квалификации, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Создать рабочую учебную программу;

Оформить в группе и в кабинете центр речевой активности;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей на тему;

Участвовать в семинарах, конференциях, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для педагогов и родителей по теме.

Обоснование выбранной темы .

Количество воспитанников с речевыми нарушениями возрастает год от года, усугубляется степень проявления речевого дефекта, поэтому проблема стимулирования речевого развития весьма актуальна. Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его сверстниками и взрослыми.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

В этой связи одной из главных задач учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения становится организация единого образовательного процесса при взаимодействии специалистов (учителя - логопеда, педагогов групп всех возрастов детского сада, педагога - психолога, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре) и родителей с целью создания эффективных условий для полноценного развития речи ребенка.

Итогом работы должны стать высокие результаты освоения программы детского сада, хорошее качество дошкольной подготовки, в частности, речевой, создание методологического инструментария (рекомендаций, буклетов, консультаций, пособий для родителей, педагогов, воспитанников по дальнейшему сопровождению и совершенствованию речевой функции).

Самообразование - одна из форм повышения квалификации педагогов, самостоятельное систематическое обучение. Выбор методической темы определяется степенью её актуальности для педагога, ДОУ, уровнем владения педагогом научно-теоретической базой и практическими умениями и навыками, необходимыми в педагогической деятельности, знанием вопросов психологии, дидактики, теории воспитания.

План самообразования .

    Профессионально-педагогическая деятельность.

    Своевременное выявление детей с особыми потребностями развития, сбор анамнеза, разработка анкет и проведение анкетирования, формирование группы коррекции, выработка индивидуального маршрута коррекции речи каждого ребенка.

    Начало учебного года

    В теч. года

    Создание доступной, безопасной, вариативной, полифункциональной предметно – развивающей среды согласно ФГОС ДО.

    В течение года

    Консультирование родителей по вопросам речевого развития посредством общения на страницах персонального интернет-сайта учителя - логопеда, сайта детского сада.

    В течение года

    Помощь музыкальным руководителям в подготовке детей к утренникам, фестивалям, конкурсам.

    По плану ДОУ

    Подготовка детей к конкурсам – чтецов, творческим конкурсам, олимпиадам, викторинам по обучению грамоте.

    В течение года

    Разработка сценариев и проведение мероприятий совместно с педагогами ДОУ: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

    В течение года

    Консультации для родителей: групповые и индивидуальные: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Речевое дыхание: что это?», «Как сделать речь детей образной и выразительной»

    В течение года

    «Совместная картотека» - подбор, поиск, изготовление, создание дидактических игр, пособий, которые можно использовать как в детском саду, так и в домашних условиях. Формы работы: круглый стол, поиск в магазинах, в сети Интернет, совместные проекты.

    В течение года

    Семинары – практикумы, интегрированные занятия по развитию дыхания, голоса, интонации и моторики дошкольника

    В течение года

    Семинар - практикум «Методы и приемы развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка»

    Май

    «Профилактика дисграфии у детей 5-7 лет» - подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики

    В течение года

    Подготовка и проведение ПМПК: обследование детей средней группы, набор детей в логопедические группы на следующий учебный год

    Апрель

    Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, публикации на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, Мерсибо, Продленка.

    В течение года

    Наличие, ведение, обновление персонального сайта

    Постоянно

      1. Творческое сотрудничество с педагогами ДОУ, начальной школой, другими социальными организациями, сопровождающими развитие ребенка по теме.

    В течение года

    Методическая работа.

    Пополнение методической копилки, обобщение и распространение практического опыта по теме.

    Начало года, регулярно

    Разработка и утверждение годового плана работы, рабочей программы учителя-логопеда на 2018 – 2019 учебный год

    Сентябрь

    Освоение методологической базы, методической литературы, ознакомление с доступными и проверенными интернет – ресурсами, обобщение имеющегося по проблеме опыта работы педагогов.

    В течение всего периода

    Разработка программы коррекции на учебный год.

    Начало года

    Создание электронной базы: обучающих пособий, презентаций, литературы по теме, нормативной документации, развивающих игр, картотек.

    В течение года

    Оформление стендов, групп, кабинета ширмами, памятками, буклетами: «Сегодня на занятии», «Наши ловкие пальчики», «Пальчики умеют говорить», «Речь и движение».

    В течение года

    Разработка сценариев совместных с педагогами ДОУ мероприятий: развлечения, мастер – классы, педагогические проекты, выставки, викторины, конкурсы, консилиумы, педсоветы.

    В течение года

    Подготовка консультационного материала для родителей на темы: «ФГОС ДО о речевом развитии», «Закон об образовании в РФ», «Причины речевых нарушений», «Проявления речевых нарушений», «Условия полноценного речевого развития», «Норма речевого развития: как ее достичь?», «Артикуляционная гимнастика: с ней или без нее», «Речь и моторика», «Как начать работу по коррекции звукопроизношения», «Речевое дыхание: что это?», «Как сделать речь детей образной и выразительной».

    В течение года

    «Совместная картотека» - создание картотеки и базы дидактических игр, пособий для использования в детском саду и дома.

    В течение года

    Разработка методов и приемов развития связной речи посредством совершенствования моторной сферы ребенка

    В течение года

    Разработка программы по профилактике дисграфии у детей 5-7 лет (подготовка ребенка к письму и развитие мелкой моторики)

    В течение года

    Подготовка и проведение ПМПК: заполнение документации к ПМПК, отчет

    Апрель

    Самостоятельная разработка методических материалов различного уровня и характера.

    В течение года

    Обобщение опыта работы по методической теме: самоанализ занятий, отчет о проделанной работе, мониторинг развития ребенка, ведение диагностических карт, разработка рекомендаций родителям и педагогам по теме, на образовательных сайтах, порталах, участие в очных и заочных конференциях, семинарах, вебинарах, Мерсибо.

    В течение года

    Обучение, курсы повышения квалификации, вебинары, конференции,

    Постоянно

    Систематизация и пополнение портфолио материалами по теме самообразования.

    Постоянно

    Наличие персонального сайта: ведение, обновление, совершенствование, мониторинг, самоотчет.

    Постоянно

    Публикации систематизированного педагогического опыта в сборниках, на портале «Продленка», «Инфоурок», «Логопедия для всех»,«Логопортал», «», «Открытый урок».

    Регулярно

    3. Изучение специальной литературы.

    Изучение и размещение материалов на сайтах:
    • Детский портал «Солнышко», «Мир педагога», « АПРель», «Портал ПЕДАГОГА», «Инфоурок», «Логопедия для всех», «Моя Югра»и тд.

    Изучение периодических изданий, методической литературы.

      Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ: Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями».

      Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

      Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. - 1983. - №1.

      Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Издательство «Школа-Пресс», 2001.

      Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

      Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.

      Голубина Т.С. Чему научит клеточка. М., Мозайка – синтез, 2001г.

      Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

      Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». 2007. № 2. С. 37-41; статья «Самообразование педагогов в ДОУ». Автор: К.Ю.Белая, канд. пед. наук, заведующая кафедрой педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.

      Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ».

      Коноваленко С.В., Кременская М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. СПб, Детство-пресс, 2012г.

      Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

      Крупенчук О.И. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. СПб. 2005г.

      Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. С-Пб, ИД Литера, 2009г.

      Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

      Открытия: Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Е.Г. Юдина. - М.: Мозаика - Синтез. - 2015г. – 160с.

      Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. С – Пб, Кристалл, 1997г.

      Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

      Чиркова С.В. «Родительские собрания в детском саду».

    План по самообразованию учителя-логопеда

    на 2018 - 2019 учебный год

    Индивидуальная тема самообразования:

    «Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом».

    Время работы над темо й: сентябрь 2018г – май 2019г

    Источники самообразования:

      методическая литература,

      интернет ресурсы,

      обмен опытом на базе МБДОУ,

    Результат работы:

      консультирование педагогов МБДОУ;

      размещение методических разработок на сайте МБДОУ;

      обобщение изученного материала в «Портфолио» (раздел «Профессиональное совершенствование»).

    Обоснование выбора темы:

    Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

    План работы

    Задачи

    Формы и методы реализации

    сроки

    Планирование работы на учебный год

    Определение темы самообразования.

    сентябрь

    Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.

    Изучение информации из различных источников по теме самообразования

    Изучение методической литературы.

    в течение года

    Обзор информации в интернете.

    Ознакомление с инновационными методиками по теме.

    Изучение психолого-педагогических исследования проблемы обучения составлению рассказов и пересказов дошкольников.

    Выявление особенностей нарушений при составлении рассказов и пересказов у старших дошкольников

    Диагностирование связной речи детей подготовительных групп.

    октябрь

    Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих логопедические занятия.

    Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по

    развитию связной речи дошкольников с целью исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации дошкольников.

    в течение года

    Совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.

    Обобщение педагогического опыта по теме

    Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

    в течение года

    Оформление папок – передвижек для консультирования законных представителей дошкольников.

    Написание отчета о проделанной работе.

    Консультирование педагогов ДОУ по теме.

    Публикация на сайте ДОУ.

    Изучение методической литературы

    Вопросы для изучения

    Сроки

    Литература

    Формы отчетности

    Программные требования к развитию связной речи дошкольников

    август

    От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014

    Методика формирования связной монологической речи дошкольников

    сентябрь

    Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. – М.: Альфа,1996.

    Жукова Н.С. и др. логопедия.

    Консультирование воспитателей

    Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998

    Лингвистические и аспекты исследования проблемы составления рассказа и пересказа дошкольниками.

    октябрь

    Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 1964.

    Консультирование родителей

    Направления коррекционной работы по обучению составления рассказа и пересказа дошкольниками.

    ноябрь

    Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд. испр. и доп. . – М.: Просвещение, 1982

    Консультирование воспитателей

    Колодяжная Т.П. Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. – М.УЦ Перспектива, 2009

    Образовательные технологии, используемые в обучении составления рассказа и пересказа дошкольниками.

    декабрь

    январь

    Изучение интернет ресурсов.

    Оформление папки «Дополнительный материал»

    Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования

    февраль март

    Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст]/Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед -№ 5 – С.28

    Оформление папки «Метод наглядного моделирования»

    Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР Пищикова О. В. -( )

    Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004.- №6.

    Содержание и методика обследования состояния связной речи дошкольников

    апрель май

    Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. Пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005

    Оформление папки «Обследования состояния устной речи дошкольников»

    Обследования речи у детей. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 1996

План по самообразованию учителя-логопеда

Боголюбовой Василины Владимировны

на 2014 — 2015 учебный год

Индивидуальная тема самообразования:

«Развитие связной речи у дошкольников в процессе работы над пересказом и рассказом».

Время работы над темо й : сентябрь 2014г - май 2015г

Источники самообразования:

  • методическая литература,
  • интернет ресурсы,
  • обмен опытом на базе МДОУ № 36 «Золотой петушок»,
  • обмен опытом на МО логопедов.

Результат работы:

  • консультирование педагогов МДОУ № 36 «Золотой петушок»;
  • размещение методических разработок на сайте МДОУ № 36 «Золотой петушок;
  • показ открытого занятия на МО логопедов;
  • обобщение изученного материала в «Портфолио» (раздел «Профессиональное совершенствование»).

Обоснование выбора темы:

Данная тема по самообразованию выбрана не случайно. Учить ребёнка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития устной речи детей в ДОУ. Она же является важнейшей и в логопедической работе с дошкольниками. При формировании связной речи происходит совершенствование всех сторон устной речи ребёнка. Всё это необходимо как для наиболее полного преодоления дефектов речевого развития детей, так и для подготовки дошкольников старшего возраста к предстоящему школьному обучению.

План работы

Задачи

Формы и методы реализации

сроки

Планирование работы на учебный год

Определение темы самообразования.

сентябрь

Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.

Изучение информации из различных источников по теме самообразования

Изучение методической литературы.

в течение года

Обзор информации в интернете.

Ознакомление с инновационными методиками по теме.

Изучение психолого-педагогических исследования проблемы обучения составлению рассказов и пересказов дошкольников.

Выявление особенностей нарушений при составлении рассказов и пересказов у старших дошкольников

Диагностирование связной речи детей подготовительных групп.

Осуществление коррекционного воздействия на дошкольников, посещающих логопедические занятия.

Внедрение современных образовательных технологий в коррекционный процесс по

развитию связной речи дошкольников с целью исправления нарушений устной речи, формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации дошкольников.

в течение года

Совершенствование методов коррекционно-развивающего логопедического процесса.

Обобщение педагогического опыта по теме

Изготовление и пополнение наглядного материала по данной теме.

в течение года

Оформление папок - передвижек для консультирования законных представителей дошкольников.

Написание отчета о проделанной работе.

Консультирование педагогов ДОУ по теме.

Публикация на сайте ДОУ.

Изучение методической литературы

Вопросы для изучения

Сроки

Литература

Формы отчетности

Программные требования к развитию связной речи дошкольников

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2014

Консультирование воспитателей

Методика формирования связной монологической речи дошкольников

сентябрь

Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Учеб. пособие по спецкурсу. - М.: Альфа,1996.

Жукова Н.С. и др. логопедия.

Консультирование воспитателей

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда/Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998

Лингвистические и аспекты исследования проблемы составления рассказа и пересказа дошкольниками.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Просвещение, 1964.

Консультирование родителей

Направления коррекционной работы по обучению составления рассказа и пересказа дошкольниками.

Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд. испр. и доп. . - М.: Просвещение, 1982

Консультирование воспитателей

Колодяжная Т.П. Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. - М.УЦ Перспектива, 2009

Образовательные технологии, используемые в обучении составления рассказа и пересказа дошкольниками.

Изучение интернет ресурсов.

Оформление папки «Дополнительный материал»

Методики формирования навыков составления описательных рассказов посредством наглядного моделирования

февраль март

Смышляева Т.Н. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников [Текст]/Т.Н. Смышляева, Е.Ю. Корчуганова // Логопед -№ 5 - С.28

Оформление папки «Метод наглядного моделирования»

Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР Пищикова О. В. -(http://festival.1september.ru)

Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР [Текст]/ Н. Малетина, Л Пономарева // Дошкольное воспитание. - 2004.- №6.

апрель май

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.: метод. Пособие.- М.: Айрис-пресс, 2005

Оформление папки «Обследования состояния устной речи дошкольников»

Обследования речи у детей. Под общей редакцией И. Т. Власенко, Г. В. Чиркиной. Составитель Т. П. Бессонова. Выпуск 2. Москва. 1996