Ветрогенераторы - "за" и "против". Атмосферная акустика Где встречается инфразвук

В последние несколько лет множество людей, проживающих вблизи ветрогенераторов, утверждают, что вращающиеся лопасти вызывают у них различные заболевания. Люди жалуются на множество неприятных симптомов, начиная с головной боли и депрессии и заканчивая конъюнктивитом и носовыми кровотеченими. Действительно ли существует синдром ветрогенератора ? Или это просто еще одна мнимая болезнь, которая подогревается распространяющейся в интернете информацией?

Шум может вызвать раздражение и нарушение сна. Но сторонники синдрома ветрогенератора утверждают, что ветряные турбины несут в себе опасность для здоровья человека, связанную с низкочастотным шумом ниже порога восприятия человеческого слуха.

Синдром ветрогенератора

Синдром ветрогенератора — это клиническое наименование ряда симптомов, данное доктором, педиатром из Нью Йорка Ниной Пьерпонт (Nina Pierpont), которые наблюдаются у многих (но не всех) людей, проживающих вблизи промышленных ветровых турбин. В течение пяти лет Нина Пьерпонт обследовала людей, проживающих вблизи ветрогенераторов в США, Италии, Ирландии, Великобритании и Канаде. В 2009 году вышла ее книга «Wind Turbine Syndrome» (Синдром ветрогенератора).

Симптомы синдрома ветрогенератора, которые описывает Нина Пьерпонт:

  • нарушение сна;
  • головная боль;
  • шум в ушах;
  • давление в ушах;
  • головокружение;
  • тошнота;
  • визуальная размытость;
  • тахикардия (учащенное сердцебиение);
  • раздражительность;
  • проблемы с концентрацией и памятью;
  • панические приступы, связанные с ощущениями внутреннего пульсации или дрожанием, которые возникают во время бодрствования и во сне.

Она утверждает, что проблемы вызывает нарушение вестибулярной системы внутреннего уха низкочастотным шумом от турбин ветрогенераторов.

Чтобы понять, с чем связан синдром ветрогенератора, нужно сначала понять принцип работы человеческой вестибулярной системы, рецепторные клетки которой находится во внутреннем ухе. Внутреннее ухо состоит из преддверия, улитки и полукружных каналов. Овальный и круглый мешочек и полукружные каналы не относятся к органам слуха, они как раз и представляют собой вестибулярный аппарат, определяющий положение тела в пространстве, отвечающий за сохранение равновесия и регулирующий настроение и некоторые физиологические функции. Низкочастотный звук (инфразвук) мы не осознаем, но он влияет на вестибулярный аппарат. Низкочастотный шум от турбин стимулирует выработку ложных сигналов в системе внутреннего уха, которые и приводят к головокружению и тошноте, а также к проблемам с памятью, тревожности и панике.

Вестибулярный аппарат — это древняя система «управления и контроля», созданная природой, она появилась у животных еще миллионы лет назад, задолго до того, как появились первые люди. Почти идентичный аппарат есть у рыб и амфибий и множества других позвоночных. Не поэтому ли замечено, что вблизи ветряных турбин исчезают птицы, мыши, черви и другие животные. Похоже, они тоже страдают синдромом ветрогенератора.

Инфразвук, вследствие большой длины волны, свободно обходит препятствия и может распространяться на большие расстояния без значительных потерь энергии. Поэтому инфразвук можно рассматривать как фактор, загрязняющий окружающую среду. Т.е. если ветрогенераторы приводят к выработке инфразвука, то они все же не являются чистым источником энергии, поскольку загрязняют окружающую среду. А отфильтровать инфразвук намного сложнее, чем обычный звук. Устанавливаемые звуковые фильтры не позволяют его экранировать полностью.

Критика синдрома ветрогенератора

Надо отметить, что синдром ветрогенератора не признается официально. Критики Пьерпонт говорят, что написанная ею книга не рецензировалась и была издана самостоятельно. А ее выборка субъектов для исследований слишком мала и не имеет контрольной группы для сравнения. Саймон Чэпмэн, профессор в области здравоохранения, говорит, что термин «синдром ветрогенератора» появляется для распространения группами активистов, выступающих против ветропарков.

Некоторые недавние исследования объясняют синдром ветрогенератора силой внушения. Одно из исследований было опубликовано в журнале Health Psychology. В ходе проведения исследования 60 участников подвергались воздействию инфразвука и мнимого инфразвука (т.е. тишины) в течение 10 минут. До воздействия инфразвуком половине группы были продемонстрированы видеоролики, в которых описывались симптомы, появляющиеся у людей, проживающих рядом с ветрогенераторами. Люди, состоящие в этой группе, после «прослушивания» инфразвука имели большое количество жалоб на подобные симптомы вне зависимости от того, подвергались они воздействию настоящего или мнимого инфразвука.

Один из авторов исследования указывает, что «синдром ветрогенератора» является классическим случаем ноцебо-эффекта. Это злой близнец плацебо-эффекта, который вызывает отрицательную реакцию. Ноцебо эффект — это симптомы, которые возникают от негативной информации о продукте. Например, некоторые участники клинических испытаний, которых предупреждали о возможных пагубных побочных эффектах препарата, испытывали именно те побочные эффекты, даже если они на самом деле принимали пустышки.

Группа экспертов в 2009 году, спонсируемая Американской и Канадской ассоциацией ветроэнергетики, сделала вывод, что симптомы «синдрома ветрогенератора» наблюдается вообще у многих людей, подверженных стрессу, вне зависимости от того, воздействует ли на них инфразвук. Инфразвук, который производят ветрогенераторы, также производит транспорт, бытовая техника и человеческое сердце. Он не является чем-то особенным и не представляет собой фактор риска.

Однако, несмотря на критику синдрома, люди очень часто жалуются на головные боли, бессонницу, звон в ушах, которые они связывают с ветрогенераторами. Вероятно, Пьерпонт в чем-то права и люди действительно заболевают от инфразвука, не зря рядом с ветропарками исчезают животные. Может быть, некоторые люди являются сверхчувствительными к низкочастотным шумам или психологически предрасположены к реагированию на негативную информацию о ветряных турбинах. На самом деле, необходимо проведение дополнительных исследований, чтобы выявить все возможные факторы риска для здоровья человека и окружающей среды, связанные с ветряными установками.

(Просмотрели10 089 | Посмотрели сегодня 3)


Система хранения энергии рушит последние барьеры перед альтернативной энергетикой
Оконная ферма с использованием червей. «Вертикальный сад» в Первоуральске
Животный мир и человек. Где мы сейчас и куда двигаемся

Для создания различных музыкальных тонов на духовых инструментах, таких, как показанный на рисунке кларнет, музыкант начинает дуть в мундштук и одновременно с этим нажимать на рычажки клапанов, чтобы открывать те или иные отверстия в боковой стенке инструмента. Открывая отверстия, музыкант изменяет длину стоячей волны, определяемую протяженностью столба воздуха внутри инструмента, и тем самым увеличивает или уменьшает высоту тона.

Играя на таких духовых инструментах, как труба или туба, музыкант частично перекрывает проходное сечение раструба и регулирует положение клапанов, изменяя тем самым длину столба воздуха.

В тромбоне воздушный столб регулируется путем перемещения скользящего изогнутого колена. Отверстия в стенках простейших духовых инструментов, таких, как флейта и пикколо, для получения аналогичного эффекта перекрываются пальцами.

Одно из древнейших творений

Утонченная конструкция кларнета, показанного на рисунке вверху, обязана своим появлением грубым бамбуковым свирелям и примитивным флейтам, которые считаются первыми инструментами, созданными человеком на заре цивилизации. Старейшие духовые инструменты опередили струнные на несколько тысячелетий. Раструб на открытом конце кларнета делает поправку на динамическое взаимодействие звуковых волн с окружающим воздухом.

Тонкий язычок в мундштуке кларнета (рисунок вверху) колеблется при поперечном обтекании воздухом. Колебания распространяются в виде волн сжатия по трубке инструмента.

Телескопические трубки

В тромбоне скользящее изогнутое трубчатое колено (цуг) плотно прилегает к основной трубке. Перемещение телескопического цуга внутрь и наружу изменяет длину столба воздуха и, соответственно, тон звука.

Изменение тона при помощи пальцев

Когда отверстия закрыты, колеблющийся столб воздуха занимает всю длину трубки, создавая самый низкий тон.

Открытие двух отверстий приводит к укорачиванию воздушного столба и созданию более высокого тона.

Открытие большего количества отверстий еще сильнее укорачивает воздушный столб и обеспечивает дальнейшее повышение тона.

Стоячие волны в открытых трубах

В трубе, открытой с обоих концов, стоячие волны формируются так, что на каждом конце трубы находится пучность (участок с максимальной амплитудой колебаний).

Стоячие волны в закрытых трубах

В трубе с одним закрытым концом стоячие волны формируются так, что у закрытого конца расположен узел (участок с нулевой амплитудой колебаний), а у открытого - пучность.

В наш век доступной информации люди не перестали распространять слухи и мифы. Это происходит от лености ума и других особенностей характера индивидуумов.

Напомним, что ветроэнергетика – это большая отрасль мировой экономики, в которую ежегодно вкладываются десятки миллиардов долларов. Поэтому даже ленивый умом гражданин мог бы предположить, что возникающие в процессе развития отрасли вопросы уже где-то кем-то ставились и разбирались.

Для того, чтобы облегчить доступ широкой общественности к правильной информации мы создадим здесь «справочник», в котором будем разбивать мифы об отрасли. Уточним, что мы говорим о промышленной ветроэнергетике, в которой работают крупные ветрогенераторы мегаваттного класса. В отличие от фотоэлектрической солнечной энергетики, в которой небольшие, распределенные электростанции в совокупности занимают весомую долю в генерации, малые ветровые электростанции – нишевая сфера. Ветроэнергетика – это энергетика больших машин и мощностей.

Сегодня рассмотрим миф о вреде ветроэнергетики для окружающей среды и здоровья человека в связи с издаваемым шумом и инфразвуком (звуковыми волнами, имеющими частоту ниже воспринимаемой человеческим ухом).

Отнесемся к этому мифу со всей серьезностью. Дело в том, что о страшных последствиях инфразвука, производимого ветрогенераторами, я слышал лично от уважаемого члена-корреспондента РАН, главы целого Курчатовского института (!), Ковальчука М.В.

Начнем с того, что ветрогенератор – это машина с движущимися частями. Машины, которые совсем бесшумны, вряд ли встречаются. При этом шум ветровой турбины не столь велик по сравнению, скажем, с газовой турбиной или другим генерирующим устройством сопоставимой мощности, работающим на основе сжигания топлива. Как видно на картинке, шум ветровой турбины непосредственно у генератора не выше, чем у работающей газонокосилки.

Разумеется, жить под большим ветряком неприятно и вредно для здоровья. Также шумно и вредно жить у железной дороги, на московском Садовом кольце и т.д.

Для того, чтобы шум не мешал, необходимо строить ветровые электростанции на расстоянии от жилых домов. Каким должно быть это расстояние? Универсальной мировой нормы нет. В документах Международной организации здравоохранения не содержится специальных рекомендаций. Однако, существует документ «Night Noise Guidelines for Europe», рекомендующий максимальный уровень шума в ночное время (40 дБ), который учитывается и при планировании объектов ветроэнергетики. В Великобритании с её развитой ветроэнергетикой норм, устанавливающих дистанцию между ветровыми электростанциями и жилыми домами, нет (рассматривается законопроект). В германской федеральной земле Баден-Вюртемберг установлено минимальное расстояние от жилых домов в 700 метров, при этом проводятся расчеты по каждому конкретному проекту с учетом допустимого уровня шума в ночное время (макс. 35-40 дБ в зависимости от типа жилой застройки)…

Перейдем к инфразвуку.

Для начала возьмём 70-страничное австралийское «Уровень инфразвука вблизи ветровых ферм и в других районах» с результатами измерений. Замеры делал не абы кто, а специализированное предприятие Resonate Acoustics, занимающиеся акустическими исследованиями, и по заказу Министерства защиты окружающей среды Южной Австралии. Вывод: «уровень инфразвука в домах вблизи оцениваемых ветряных турбин не выше, чем в других городских и сельских районах, и вклад ветровых турбин в измеренные уровни инфразвука является незначительным по сравнению с фоновым уровнем инфразвука в окружающей среде».

Теперь посмотрим на брошюру «Факты: ветроэнергетика и инфразвук », изданную Министерством экономики, энергетики, транспорта и территориального развития немецкой Федеральной земли Гессен: «Нет никаких научных доказательств того, что инфразвук от ветровых турбин может вызвать последствия для здоровья при соблюдении минимальных расстояний, установленных в земле Гессен» (1000 м от границы поселения). «Инфразвук, исходящий от ветровых турбин, ниже порога человеческого восприятия».

В научном журнале Frontiers in Public Health опубликована по поводу влияния шума низкой частоты и инфразвука от ветровых турбин на здоровье («Health-Based Audible Noise Guidelines Account for Infrasound and Low-Frequency Noise Produced by Wind Turbines»). Вывод: звуки низкой частоты ощущаются на расстоянии до 480 м, впрочем, как и вообще шум генератора. Действующие нормы и правила строительства ветровых электростанций надежно защищают потенциальных реципиентов шума, в том числе низкочастотного шума и инфразвука.

Можем также взять исследование Министерства окружающей среды, климата и энергетического хозяйства Земли Баден-Вюртемберг «Низкочастотные шумы и инфразвук от ветроэнергетических установок и других источников»: «Инфразвуки вызываются большим количеством природных и промышленных источников. Они повседневная и повсеместная часть нашей окружающей среды… Инфразвук, производимый ветровыми турбинами, находится значительно ниже пределов человеческого восприятия. Нет никаких научно обоснованных доказательств вреда для этого диапазона».

Государственный департамент здоровья Канады провел большое исследование «Шум от ветровых турбин и здоровье », в котором один из разделов посвящен инфразвуку. Никаких ужасов не нашли.

Кроме того, не удалось найти каких-то серьезных научных подтверждений вреда шума (и инфразвука) ветровых турбин для насекомых и животных.

Подведем итоги.

Шум от ветровых генераторов не является каким-то «особо вредным звуковым загрязнением». Да, оборудование шумит, как это делают машины. Для того, чтобы этот шум не слышать, нужно жить на разумном расстоянии от ветровых электростанций. Законодателям целесообразно устанавливать эти расстояния с учетом данных профессиональных измерений.

Многочисленные научные исследования доказывают, что сверхнизкий шум ветровых турбин (инфразвук) не представляет опасности для человека в случае соблюдения этого разумного расстояния.

Необходимо также учитывать, что в мире продолжаются регулярные исследования, касающиеся всех сторон ветроэнергетической отрасли, в том числе щекотливых вопросов шума и инфразвука. Эти исследования помогают регуляторам повышать безопасность объектов ветроэнергетики, а производителям – создавать более совершенные и тихие машины.

В будущих статьях мы рассмотрим другие мифы о ветроэнергетике.

ГБОУНОШ № 000

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Творческий проект по музыке

Тема: Создание музыкального инструмента

«Шум дождя» в русских традициях

Ещё один инструмент, пользующийся популярностью у ценителей экзотики, – джембе, западноафриканский барабан в форме кубка с открытым низом и широким верхом, обтянутым мембраной из козьей кожи. Считается, что джембе обладает тремя духами: дерева, животного и мастера. Вообще, с точки зрения физики, основа музыкального инструмента – резонатор (столб воздуха, струна, колебательный контур или что-то другое, способное запасать энергию в виде колебаний). Так инструмент может передавать самые разнообразные тончайшие вибрации, в том числе и эмоциональные. Именно поэтому говорят, что в инструменте живёт душа дерева (природы), мастера и музыканта. Запасённую положительную энергию инструмент при звучании способен отдавать окружающему миру. Сейчас джембе – один из самых популярных необычных сувениров, использующихся при оформлении интерьера в этническом стиле.

У японцев широко распространено музыкальное приспособление суйкинкуцу («пещера водяного кото»). Оно устанавливается обычно рядом с рукомойником в садах, где проходит традиционное чаепитие. Когда гости моют руки, из-под земли возникают мелодичные звуки, которые доставляют наслаждение и успокаивают, настраивая на философский лад. Секрет – в зарытом в землю и наполненном разными камешками перевёрнутом кувшине: приспособление так тонко настроено, что резонанс от попадающей на днище воды напоминает звон колокольчиков.

Ну и, конечно, нельзя не вспомнить ставшие уже привычными для нас оригинальные сувениры – музыкальные подвески (ветерок, музыка ветра), появившиеся в роли ударных музыкальных инструментов. Это связка мелких предметов, создающих перезвон при дуновении ветра. При их изготовлении используются твёрдые звонкие материалы: стекло, пластик, дерево, металл, камешки, ракушки. Звук также зависит от длины и ширины элементов. В фэн-шуй (в переводе «ветер-вода») есть целая система подбора нужного звучания для подвески. Ветерок – не только эффектный элемент декора, но и эффективное антистрессовое средство.

Современному человеку трудно оставаться в гармонии с природой, поэтому не иссякает его интерес к этнической древности. Размещение в современном интерьере эзотерических музыкальных инструментов – это возможность создать звуковые вибрации, благотворно влияющие на душу и тело, успокаивающие, подавляющие агрессию, проясняющие разум (древние не просто так считали, что звук трещотки прогоняет злых духов – он избавляет человека от злых мыслей).

Происхождение музыкального инструмента «Шум дождя» в различных литературных и Интернет-источниках трактуется по разному. Наиболее часто авторы упоминают Перу и Чили.

Палка дождя, дождевая палка, дождевая флейта, посох дождя, дерево дождя, рейнстик - всё это его названия. Нам его оставили на память древние ацтеки, с его помощью они пытались вызывать дождь в засушливую пору.

Изначально берется ствол длинного кактуса, предварительно высушенного на солнце. Иглы кактуса втыкались в ствол по спирали, а семена засыпались во внутрь. Пересыпающийся внутри ствола наполнитель издает шуршащее звучание, напоминающее шум дождя, поэтому инструмент в давние времена использовали индейцы в шаманских ритуалах.

В последствии дерево дождя продавали в Америке как сувенир, но все же звучание инструмента привлекло внимание музыкантов, и инструмент стали использовать в музыке этнического и фольклорного характера.

Играя на дереве дождя, исполнители используют несколько основных приемов игры. Чаще всего дерево дождя медленно переворачивается в вертикальной плоскости. Наполнитель при этом перемещается сквозь перегородки и издает звук похожий на шум дождя. Меняя угол наклона инструмента и скорость вращения, можно менять характер звучания, можно дерево дождя вращать только вокруг оси, можно просто встряхивать, как шейкер, и создавать ритм мелодии.

2. ЧАСТЬ

Прошли века, но технология, по которой изготавливается дерево дождя, не изменилась, правда для изготовления инструмента в ход пошли разнообразные материалы. Теперь встречается корпус, изготовленный из дерева, пластика, картона. В качестве перегородок также используют подходящие иглообразные предметы такие, как зубочистки или гвозди. В качестве наполнителя подходят не только семена кактуса, но и зерна, бисер, камешки и другие мелкие предметы, что значительно разнообразило звучание инструмента. Каждое дерево дождя звучит индивидуально, поскольку звучание находится в зависимости: какова длина корпуса, его диаметр, частота перегородок и крутизна спирали, по которой они размещены, каков объём сыпучего наполнителя и его материал.

Я живу в России, и для моего музыкального инструмента не подойдет технология изготовления из кактуса или бамбука. Также, я считаю, что украшать такой инструмент нужно символами и знаками русского происхождения. Например, очень интересной мезенской росписью, которая символична и несет в себе зашифрованный смысл о природных явлениях и мироустройстве. Вот, что мне удалось узнать:

Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области , между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

https://pandia.ru/text/78/108/images/image006_8.jpg" alt="Мезенская роспись. Символика узора. Элементы орнамента" width="263" height="500">

Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх - низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины. Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного - вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.

Вода. Не менее интересно небесное оформление. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.

Волнистые линии водной стихии во множестве присутствуют в мезенских орнаментах. Они непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами - скорее всего означают воздух, ветер - один из первоэлементов природы. Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме. Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.

Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии. Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, - говорят дети).

Огонь. Божественная энергия, очищение, откровение, преображение, вдохновение, честолюбие, искушение, страсть, - сильный и активный элемент, символизирующий как созидательные, так и разрушительные силы. Древние считали огонь живым существом, которое питается, растет, умирает, а затем вновь рождается - признаки, позволяющие предположить, что огонь - земное воплощение солнца, поэтому он во многом разделил солнечную символику. В изобразительном плане все, что стремится к кругу, напоминает нам солнце, огонь. Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду. В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.

Спираль сама по себе несет и другие символические значения. Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль - один из самых распространенных декоративных узоров. Многозначность символов в спиральных узорах велика, а применение их скорее непроизвольное, чем осознанное. Сжатая спиральная пружина - символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию (как даосский знак “инь-ян”). Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом. Восходящая спираль - мужской знак, нисходящая - женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.


Интересны и красивы древние знаки плодородия - символы изобилия.

Где их только не помещали, и везде они были к месту! Если жиковину (накладку на замочную скважину) такой формы повесить на двери амбара - это значит пожелать, чтобы он был полон добра. Если изобразить знак изобилия на дне ложки, значит, пожелать чтобы голода никогда не было. Если на подоле свадебных рубах - пожелать молодым большой полной семьи. Знак плодородия можно встретить на древних культовых статуэтках, изображающих молодых беременных женщин, который помещался там, где находится ребенок у будущей матери. Почти все мезенские орнаменты так или иначе связаны с темой плодородия, изобилия. Во множестве и разнообразии изображены в них распаханные поля, семена, корни, цветки, плоды. Орнамент может строиться в два ряда и тогда элементы в нем располагаются в шахматном порядке. Важным символом был ромб, наделенный множеством значений. Чаще всего ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни. На одной из мезенских прялок удалось рассмотреть полу стертое изображение именно такого уникального древа.

Практическая часть

Начало формы

Изготовление музыкального инструмента « Шум дождя»

disc"> высохший ствол борщевика с полым стволом длиной не менее 50 см и диаметром от 3 см. зубочистки крупы (греча, горох, пшено) плотная бумага тесьма или толстые нитки ножницы, кисти гуашь мебельный лак

План работы:

1. На некотором расстоянии от края ствола проткните его стенку зубочисткой.

2. Воткните зубочистку до упора в противоположную стенку, на небольшом расстоянии и чуть ниже воткните следующую. Они должны располагаться по спирали вдоль столба.

3. Срезаем ножницами выступающие концы зубочисток.

4. Спираль должна пройти вдоль всего столба: тогда внутри него образуется преграда, наподобие винтовой лестницы.

5. Закройте один из концов плотной бумагой и закрепите ее тесьмой или нитками.

6. Засыпьте в ствол немного крупы и, закрыв рукой не заклеенный конец, проверьте, какой получается звук. Мелкие зерна (пшено) дадут сплошной звук. Крупные (греча, горох) - более отрывистый.

7. Когда подберете звук, закройте второй конец плотной бумагой.

8. Окрасьте ствол борщевика красной гуашью, дайте высохнуть.

9. Нанесите символичные узоры дождя и солнца из мезенской росписи черной гуашью.

10. Покройте получившееся изделие мебельным прозрачным лаком, дайте высохнуть.

11. Музыкальный инструмент «Шум дождя» готов, наслаждайтесь.

Тезаурус

Ацте́ки (асте́ки ) (самоназв. mēxihcah ) - индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн. человек. Цивилизация ацтеков (XIV-XVI века) обладала богатой мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теночтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко) (исп. Texcoco ), там, где сейчас располагается город Мехико.

Шама́н - согласно религиозным верованиям, человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами, входя в экстатическое состояние, а также излечивать болезни.

Транс (от фр. transir - оцепенеть) - ряд изменённых состояний сознания (ИСС), а также функциональное состояние психики, связывающее и опосредующее сознательное и бессознательное психическое функционирование человека, в котором, согласно некоторым когнитивистки-ориентированным трактовкам, изменяется степень сознательного участия в обработке информации .

Транс (англ. trance ) - это стиль электронной танцевальной музыки, который развился в 1990-е годы. Отличительными чертами стиля являются: темп от 128 до 145 ударов в минуту, наличие повторяющихся мелодий, фраз и музыкальных форм.

Вероятно, стиль произошел от слияния техно, хауса, и эмбиента. Транс получил такое название из-за повторяющегося, плавно изменяющегося баса и ритмичных мелодий, которые погружают слушателя в трансоподобное состояние. Так как большей частью транс исполняется в клубах, его можно считать формой клубной музыки. Однако, транс слишком разносторонний, разнообразный стиль музыки. Он может быть также не электронным, то есть исполненным исключительно настоящими, реальными инструментами, в реальном времени.

Мама находила для меня информацию в этих книгах.

 Введение в этническую психологию: - Санкт-Петербург, ЛКИ, 2010 г.- 160 с.

 История отечественной и мировой психологической мысли. Ценить прошлое, любить настоящее, верить в будущее: Редакторы, - Москва, Институт психологии РАН, 2010 г.- 784 с.

 Основы этнической психологии: - Москва, Речь, 2003 г.- 464 с.

 Популярная этнопсихология: -Кузничная - Москва, Харвест, 2004 г.- 384 с.

Когда мы думаем о технологиях будущего, мы часто не замечаем поле, в котором происходят невероятные достижения: акустику. Звук на поверку оказывается одним из фундаментальных строительных блоков будущего. Наука использует его, чтобы творить невероятные вещи, и можете быть уверены, в будущем мы услышим и увидим намного больше.


Команда ученых из Университета Пенсильвании при поддержке Ben and Jerry’s создала холодильник, который охлаждает еду с помощью звука. В его основе лежит принцип того, что звуковые волны сжимают и расширяют воздух вокруг себя, что нагревает и охлаждает его соответственно. Как правило, звуковые волны меняют температуру не больше чем на 1/10000 градуса, но если газ будет под давлением в 10 атмосфер, эффекты будут значительно сильнее. Так называемый термоакустический холодильник сжимает газ в охлаждающей камере и взрывает его с помощью 173 децибел звука, генерируя тепло. Внутри камеры серия металлических пластин на пути звуковых волн поглощает тепло и возвращает его в теплообменную систему. Тепло удаляется, а содержимое холодильника охлаждается.

Эта система была разработана как более экологичная альтернатива современным холодильникам. В отличие от традиционных моделей, которые используют химические хладагенты в ущерб атмосфере, термоакустический холодильник отлично работает с инертными газами вроде гелия. Поскольку гелий просто покидает атмосферу, если вдруг оказывается в ней, новая технология будет экологичнее любой другой на рынке. По мере развития этой технологии, ее дизайнеры надеются, что термоакустические модели в конечном счете обойдут традиционные холодильники по всем пунктам.

Ультразвуковая сварка


Ультразвуковые волны используются для сварки пластмасс с 1960-х годов. В основе этого метода лежит сжимание двух термопластичных материалов на вершине особого приспособления. Через раструб затем подаются ультразвуковые волны, которые вызывают вибрации в молекулах, что, в свою очередь, приводит к трению, генерирующему тепло. В конечном итоге два куска свариваются вместе равномерно и прочно.

Как и многие технологии, эта была обнаружена случайно. Роберт Солофф работал над ультразвуковой технологией герметизации и случайно коснулся зондом диспенсера скотча на столе. В итоге две части диспенсера спаялись вместе, а Солофф понял, что звуковые волны могут огибать углы и бока жесткого пластика, достигая внутренних частей. После открытия Солофф и его коллеги разработали и запатентовали метод ультразвуковой сварки.

С тех пор ультразвуковая сварка нашла широкое применение во многих отраслях промышленности. От подгузников до автомобилей, этот метод повсеместно используется для соединения пластмасс. В последнее время экспериментируют даже с ультразвуковой сваркой швов на специализированной одежде. Компании вроде Patagonia и Northface уже используют сварные швы в своей одежде, но только прямые, и выходит очень дорого. В настоящее время самым простым и универсальным методом по-прежнему остается ручное шитье.

Кража информации о кредитках


Ученые нашли способ передавать данные с компьютера на компьютер, используя только звук. К сожалению, этот способ также оказался эффективным в передаче вирусов.

Специалисту по безопасности Драгошу Руйу пришла эта идея после того, как он заметил нечто странное со своим MacBook Air: после установки OS X его компьютер спонтанно загрузил кое-что еще. Это был весьма мощный вирус, который мог удалять данные и вносить изменения по собственному желанию. Даже после удаления, переустановки и перенастройки всей системы проблема оставалась. Наиболее правдоподобное объяснение бессмертия вируса было таковым, что он проживал в BIOS и оставался там, несмотря на любые операции. Другая, менее вероятная теория была таковой, что вирус использовал высокочастотные передачи между динамиками и микрофоном для управления данным.

Эта странная теория казалась невероятной, но была доказана хотя бы в плане возможности, когда Германский институт нашел способ воспроизвести этот эффект. На основе разработанного для подводной связи программного обеспечения ученые разработали прототип вредоносной программы, которая передавала данные между неподключенными к Сети ноутбуками, используя их динамики. В тестах ноутбуки могли сообщаться на расстоянии до 20 метров. Диапазон можно было расширить, связав зараженные устройства в сеть, подобно ретрансляторам Wi-Fi.

Хорошие новости в том, что эта акустическая передача происходит крайне медленно, достигая скорости в 20 бит в секунду. Хотя этого недостаточно для передачи больших пакетов данных, этого достаточно, чтобы передавать информацию вроде нажатия клавиш, паролей, номеров кредитных карт и ключей шифрования. Поскольку современные вирусы умеют делать все это быстрее и лучше, маловероятно, что новая акустическая система станет популярной в ближайшем будущем.

Акустические скальпели

Врачи уже используют звуковые волны для медицинских процедур вроде УЗИ и разрушения камней в почках, но ученые из Университета штата Мичиган создали акустический скальпель, точность которого позволяет отделять даже одну клетку. Современные ультразвуковые технологии позволяют создать луч с фокусом в несколько миллиметров, однако новый инструмент обладает точностью уже в 75 на 400 микрометров.

Общая технология была известна с конца 1800-х, однако новый скальпель стал возможным, благодаря использованию линзы, обернутой в углеродные нанотрубки и материал под названием полидиметилсилоксан, которая конвертирует свет в звуковые волны высокого давления. При должном фокусе, звуковые волны создают ударные волны и микропузырьки, которые оказывают давление на микроскопическом уровне. Технологию протестировали, отделив одну клетку рака яичников и просверлив 150-микрометровую дыру в искусственном почечном камне. Авторы технологии считают, что ее можно будет наконец использовать для доставки лекарств или удаления малых раковых опухолей или бляшек. Ее можно даже использовать для проведения безболезненных операций, поскольку такой ультразвуковой луч сможет избегать нервные клетки.

Подзарядка телефона голосом


С помощью нанотехнологий ученые пытаются извлекать энергию из самых разных источников. Одна из таких задач - создание устройства, которое не нужно будет заряжать. Nokia даже запатентовала устройство, которое поглощает энергию движения.

Поскольку звук - это всего лишь сжатие и расширение газов в воздухе, а значит движение, он может стать жизнеспособным источником энергии. Ученые экспериментируют с возможностью зарядки телефона прямо во время использования - пока вы звоните, например. В 2011 году ученые из Сеула взяли наностержни из оксида цинка, зажатые между двух электродов, чтобы добыть электричество из звуковых волн. Эта технология могла вырабатывать 50 милливольт просто из шума движения машин. Этого недостаточно, чтобы зарядить большинство электрических устройств, но в прошлом году лондонские инженеры решили создать устройство, вырабатывающее 5 вольт - и этого уже хватает, чтобы подзарядить телефон.

Хотя зарядка телефонов с помощью звуков может быть хорошей новостью для любителей поболтать, она может оказать серьезное влияние на развивающийся мир. Та же технология, которая обеспечила существование термоакустического холодильника, может быть использована для преобразования звука в электричество. Score-Stove - это плита и холодильник, которая извлекает энергию в процессе приготовления на топливной биомассе для производства небольших объемов электричества, порядка 150 ватт. Это немного, но достаточно, чтобы обеспечить 1,3 миллиарда людей на Земле, не имеющих доступа к электричеству, энергией.

Превратить тело человека в микрофон


Ученые из Disney сделали устройство, которое превращает человеческое тело в микрофон. Названное «ишин-ден-шин» в честь японского выражения, означающего общение через негласное взаимопонимание, оно позволяет кому-либо передать записанное сообщение, просто коснувшись уха другой персоны.

Это устройство включает микрофон, прикрепленный к компьютеру. Когда кто-то говорит в микрофон, компьютер сохраняет речь в виде записи на повторе, которая затем преобразуется в едва слышный сигнал. Этот сигнал передается по проводу от микрофона к телу любого, кто его держит, и производит модулированное электростатическое поле, которое вызывает крошечные вибрации, если человек чего-то касается. Вибрации могут быть услышаны, если человек коснется чужого уха. Их даже можно передавать от человека к человеку, если группа людей находится в физическом контакте.


Иногда наука создает что-то, о чем даже Джеймс Бонд мог только мечтать. Ученые из Массачусетского технологического института, и Adobe разработали алгоритм, который может считывать пассивные звуки от неодушевленных объектов на видео. Их алгоритм анализирует незаметные колебания, которые звуковые волны создают на поверхностях, и делает их слышимыми. В ходе одного эксперимента удалось считать внятную речь с пакета картофельных чипсов, лежащих на расстоянии 4,5 метра за звуконепроницаемым стеклом.

Для достижения наилучших результатов алгоритм требует, чтобы число кадров в секунду на видео было выше частоты аудиосигнала, для чего необходима высокоскоростная камера. Но, на худой конец, можно взять и обычную цифровую камеру, чтобы определить, к примеру, число собеседников в комнате и их пол - возможно, даже их личности. Новая технология обладает очевидными применениями в судебно-медицинской экспертизе, правоохранительных органах и шпионских войнах. Обладая такой технологией, можно узнать, что происходит за окном, просто достав цифровую камеру.

Акустическая маскировка


Ученые сделали устройство, которое может прятать объекты от звука. Оно похоже на странную дырявую пирамиду, но ее форма отражает траекторию звука так, будто бы он отражается от плоской поверхности. Если вы разместите эту акустическую маскировку на объекте на плоской поверхности, он будет неуязвим для звука вне зависимости от того, под каким углом вы будете звук направлять.

Хотя, возможно, эта накидка и не предотвратит прослушивание разговора, она может пригодиться в местах, где объект нужно спрятать от акустических волн, например, концертный зал. С другой стороны, военные уже положили глаз на эту маскировочную пирамиду, поскольку у нее есть потенциал прятать объекты от сонара, например. Поскольку под водой звук путешествует почти так же, как по воздуху, акустическая маскировка может сделать подводные лодки невидимыми к обнаружению.

Притягивающий луч


Долгие годы ученые пытались воплотить в жизнь технологии из «Звездного пути», в том числе и тяговый луч, с помощью которого можно захватывать и притягивать те или иные вещи. В то время как весьма много исследований фокусируется на оптическом луче, который использует тепло для передвижения объектов, эта технология ограничена размером объектов в несколько миллиметров. Ультразвуковые тяговые лучи, однако, доказали, что могут двигать большие объектов - до 1 сантиметра шириной. Возможно, это все еще мало, но у нового луча сила в миллиарды раз превосходит старые наработки.

Сосредоточив два ультразвуковых луча на цели, объект можно подтолкнуть по направлению к источнику луча, рассеивая волны в противоположном направлении (объект будет словно подпрыгивать на волнах). Хотя ученым пока не удалось создать лучший вид волны для своей техники, они продолжают работу. В будущем эту технологию можно будет использовать непосредственно для управления объектами и жидкостями в теле человека. Для медицины она может оказаться незаменимой. К сожалению, в космическом вакууме звук не распространяется, поэтому едва ли технология будет применима для управления космическими кораблями.

Тактильные голограммы


Наука также работает над другим творением «Звездного пути» - голодеком. Хотя в технологии голограммы нет ничего нового, на данный момент нам доступны не такие хитроумные ее проявления, как показывают фантастические фильмы. Правда, важнейшей чертой, отделяющей фантастические голограммы от реальных, остаются тактильные ощущения. Оставались, если быть точным. Инженеры из Университета Бристоля разработали так называемую технологию UltraHaptics, которая в состоянии передавать тактильные ощущения.

Изначально технология разрабатывалась для оказания силы на вашу кожу, чтобы облегчить жестовое управление определенными устройствами. Механик с грязными руками, например, мог бы пролистать руководство по эксплуатации. Технология должна была придать сенсорным экранам ощущение физической страницы.

Поскольку эта технология использует звук для производства вибраций, которые воспроизводят ощущение прикосновения, уровень чувствительности можно изменять. 4-герцевые вибрации похожи на тяжелые капли дождя, а 125-герцевые напоминают прикосновения к пене. Единственным недостатком на данный момент остается то, что эти частоты могут быть услышаны собаками, но дизайнеры говорят, что это поправимо.

Сейчас же они дорабатывают свое устройство для производства виртуальных форм вроде сфер и пирамид. Правда, это не совсем виртуальные формы. В основе их работы лежат сенсоры, которые следуют за вашей рукой и соответственно образуют звуковые волны. В настоящее время этим объектам не хватает детализации и некоторой точности, но дизайнеры говорят, что однажды технология будет совместима с видимой голограммой, а человеческий мозг будет в состоянии сложить их в одну картинку.

По материалам listverse.com