Виды театров в детском саду и атрибуты для театрализованных игр. Картотека театрализованных игр


Театр один из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, он помогает решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, и т.д.


Содержание Понятие театрализованная игра Значение театрализованной игры для развития детей Интеграция с образовательными областями Особенности театрализованной игры Виды театрализованных игр Театрализованные игры Условия для развития театрализованных игр


Понятие «Театрализованная игра» Театрализованная игра- это творческая игра. Она представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок) Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменённые детской фантазией – сюжетом игры.


Значение театрализованной игры для развития детей Развивает художественный вкус, творческие способности и выразительность речи; Формирует чувство коллективизма; Развивает память, мышление, воображение; Развивает сценическое, певческое, танцевальное творчество; Расширяет запас слов, развивает речь; Развивает эмоциональную сферу, в передаче хитрости, доброжелательности, щедрости героев; Приучает детей к театрализованному, драматическому искусству.


Интеграция с образовательными областями. Игра как часть образовательной области интегрируется со всеми образовательными областями, т.к. является основной формой осуществления разных видов детской деятельности, в том числе организованной образовательной деятельности, методом воспитания и развития дошкольников В совместной деятельности предлагается много игровых заданий, направленных на расширение представлении детей об окружающем мире. Параллельно с новыми знаниями о предметах и явлениях расширяется словарный запас. В театрализованных играх дети усваивают и математические знания, обучаются количественному и порядковому счету. В ходе изобразительной деятельности дети не только рисуют и раскрашивают, но и называют разные геометрические фигуры сравнивая их между собой по форме, цвету и величание










Виды театрализованных игр Игры- драматизации, где каждый ребёнок выполняет свою роль. Детям эмоционально прочитывают произведение (2-4 раза), для обыгрывания, более сложных произведений используются грамзаписи, иллюстрации, слайды. Игры с настольным театром. Действия с предметами, дети озвучивают роли, повторяют или сочиняют сюжет. Игры детей с различными видами театров- фланелеграф, театр бибабо, пальчиковый, марионетки. Необходимо научить детей действовать фигурками, сочинять речь и движения.




Действия с предметами, дети озвучивают роли, повторяют или сочиняют сюжет, сопровождают с помощью музыкальных инструментов. Действия с предметами, дети озвучивают роли, повторяют или сочиняют сюжет, сопровождают с помощью музыкальных инструментов. Игры с настольным театром.




Необходимо учить детей с раннего возраста вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Развивать интерес и представления к различным видам театров, театрализованной деятельности. Оснащать театрализованные игры различными костюмами, игрушками и другим оборудованием. Использовать хорошо известные детям произведения с моральной идеей. Для театрализованной деятельности необходимо наличие уголка ряженья с элементами костюмов (шапочки, хвосты, накидки, ушки, юбочки, сарафаны, платки) Для развития интереса необходимо использовать пальчиковые игры, где используют речь и имитацию движений





Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной и используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

1. Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным разом в качестве некоего «зрелища» праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителя. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность. Еще бы - ведь подготовка к спектаклю, и сам он так похожи на игру!

2. Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюм фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем музыкальный руководитель принес в группу новый сценарий спектакля... Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем не осталось...

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «Детство» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы : драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» программы «Детство» (автор - кандидат педагогических наук, профессор Т.Н. Бабаева). Общим для них всех является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчествам. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Генезис становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной. С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества. Именно эта концепция положена в основу технологии реализации содержания раздела «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» программы «Детство».

Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

  • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  • самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.

  1. Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
  2. Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
  3. В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин «театрально-игровая деятельность» . В программе «Детство» театрально-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

  • как разновидность художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;
  • как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается».

Таковы исходные теоретические положения. Раскроем теперь специфику целей, задач и содержания работы воспитателя с детьми разных возрастных групп.

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

  • от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
  • от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
  • от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Задачи и содержание работы

Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль , дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие:

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
  • Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
  • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три.медведя»).
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
  • Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

  1. Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
  2. Вторая грyппa умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
  3. Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоят:

  • в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;
  • от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;
  • от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
  • от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

Задачи и содержание работы

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:

  • многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);
  • игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
  • постановка спектакля по произведению.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

  1. Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - « артистов»).
  2. Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист», главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
  3. Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
  4. Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
  5. Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

  • от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;
  • от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
  • от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;
  • от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Задачи и содержание работы

Первая - формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

У детей развиваются специальные умения , обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

  1. Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя «умного, доброго советчика».
  2. Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
  3. Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
  4. Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.
  5. Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения

Принципы организации театрализованной игры

Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты

2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

4. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Валентина Воронина
Театрализованные игры в детском саду по возрастам

I МЛАДШАЯ ГРУППА (с 2 до 3 лет) .

В примерном перечне развлечений и праздников предложено :

Инсценирование песен.

II МЛАДШАЯ ГРУППА (с 3 до 4 лет) .

Музыкально-литературные (концерты для кукол, представления) .

Театрализованные представления .

Театрализованные игры :

Пробуждать интерес к театрально -игровой деятельности;

Развивать умение следить за развитием действия в играх – драматизациях и кукольных спектаклях;

Знакомство с приемами вождения настольных кукол;

Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты песен, сказок.

СРЕДНЯЯ ГРУППА (с 4 до 5 лет) .

Театрализованные инсценировки и постановки спектаклей по сюжетам русских народных сказок.

Театрализованные игры :

Учить разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, мимику, жест) ;

Приучать детей использовать в театрализованных играх образные игрушки и бибабо, самостоятельно вылепленные фигурки из глины, пластилина, игрушки из киндер – сюрпризов.

СТАРШАЯ ГРУППА (с 5 до 6 лет)

Театрализованные с использованием :

* теневого

* пальчикового

* настольного

* кукольного театра

Постановка спектаклей;

Инсценирование сказок, стихов и других литературных произведений, а также песен.

Театрализованные игры :

Совершенствовать исполнительские умения;

Учить создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов;

Воспитывать артистические качества.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (с 6 до 7 лет)

Театрализованные –

Постановка театральных спектаклей , детских опер , музыкальных и ритмических пьес;

Инсценирование русских народных сказок, песен, литературных произведений, игры- инсценировки .

Театрализованные игры :

Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр ;

Развивать творческую самостоятельность;

Учить использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения) ;

Широко использовать в театральной деятельности детей разные виды театра (теневой, пальчиковый, кукольный) .

Игры -драматизации с куклами бибабо.

В этих играх на пальцы руки надевают куклу. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но когда игра знакома или куклы водят сами дети, т. е. момент загадочности исчез, то водящие могут выходить к зрителям, общаться с ними, подавать им что-то, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т. д. Такое «разоблачение» не снижает, а скорее поднимает интерес и активность ребят.

Когда дети увидят игру взрослого с куклами бибабо, они скорее всего тоже захотят научиться сами водить их. Если кукла окажется велика для детской руки , то в головку можно вставить два пальца вместо одного. Укоротите рукава куклы, чтобы детские пальцы входили в патронки рук. Можно изготовить куклы и для детских рук . Для этого пригодятся хорошо сохранившиеся части от старых поломанных игрушек, мягких зверюшек. Оденьте их и загримируйте для нужной роли. Покажите ребятам, как следует двигаться кукле, как ее водить по ширме.

Игра-имитация “Ласковый котенок”.

Вечером в свободной деятельности предложить 3–4 детям поиграть в игру “Ласковый котенок”.

Цель : обучение детей имитации образа котенка с помощью мимики, жестов, движений, голоса.

Взрослый предлагает детям представить, что они маленькие котята. Когда котенка гладят, ласкают, он прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руку хозяина, выражая тем самым свое расположение к нему.

Каждому ребенку дается возможность стать котенком, которого ласкают. Взрослый эмоционально поддерживает настроение детей, хвалит их.

Детям очень нравится быть котятами, они стараются каждый по-своему изобразить ласкового котенка и у них это очень хорошо получается. Игра вызывает массу положительных эмоций, и к ним присоединяются другие дети. Желательно в такие игры привлекать застенчивых детей и тех, у которых эмоции мало выражены.

Режиссерская игра

Воспитатель : И вот все звери пошли в поле. Увидели домик. А как же называется этот домик?

Дети : Теремок.

Воспитатель : Поиграем в сказку «Теремок» .

И начинает развивать сюжет, одновременно выполняя роль мышки.

Воспитатель : Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка (показывает) . Увидела теремок, остановилась и спрашивает Никто не отзывается. Вошла мышка в терем и стала в нем жить.

Воспитатель : Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает.

В это время ребенок показывает, как скакала лягушка по полю.

Ребенок – «лягушка» : Терем-теремок, кто в тереме живет?

Воспитатель : Я – мышка-норушка. А ты кто?

Ребенок – «лягушка» : Я лягушка-квакушка.

Воспитатель : Иди ко мне жить. Лягушка прыгнула в теремок и стали они жить вдвоем. Бежит мимо зайчик-побегайчик.

Ребенок показывает, как бежит по полю зайчик.

Ребенок – «зайчик» : Терем-теремок, кто в тереме живет?

Воспитатель : Я – мышка-норушка.

Ребенок – «лягушка» : Я лягушка-квакушка.

Вместе :А ты кто?

Ребенок – «зайчик» : А я зайчик-побегайчик.

Вместе : Иди к нам жить.

Воспитатель : Заяц скок в теремок. И стали они жить втроем. Идет лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.

Ребенок – «лисичка» : Терем-теремок, кто в тереме живет?

Воспитатель : Я – мышка-норушка.

Ребенок – «лягушка» : Я лягушка-квакушка.

Ребенок – «зайчик» : Я зайчик-побегайчик.

Вместе : А ты кто?

Ребенок – «лисичка» : А я лисичка-сестричка.

Вместе : Иди к нам жить.

Воспитатель : Лисичка забралась в теремок, и стали звери вчетвером жить.

Воспитатель : Вот они все в тереме живут, песни поют. Но вдруг идет мимо медведь косолапый, увидел теремок, услыхал песни, остановился и заревел.

Ребенок – «медведь» : Терем-теремок, кто в тереме живет?

Воспитатель : Я – мышка-норушка.

Ребенок – «лягушка» : Я лягушка-квакушка.

Ребенок – «зайчик» : Я зайчик-побегайчик.

Ребенок – «лисичка» : Я лисичка-сестричка.

Ребенок – «волк : Я волк – зубами щелк.

Вместе : А ты кто?

Ребенок – «медведь» : А я медведь косолапый.

Вместе : Иди к нам жить.

Воспитатель : Медведь и полез в теремок. Лез, лез в теремок, никак не может влезть и говорит.

Ребенок – «медведь» : Я лучше на крыше у вас жить буду.

Звери : А ты нас не раздавишь?

Ребенок – «медведь» : Нет, не раздавлю.

Вместе : Ну, так влезай.

Воспитатель : Влез медведь на крышу. И только уселся – трах – и раздавил теремок. Затрещал теремок и упал на бок. А звери выбежали все целы и невридимы.

Игра - один из важнейших видов детской деятельности, в ходе которой идет развитие и обучение. Театр для ребенка - сказка, праздник и положительные эмоции. Театрализованные игры - это деятельность, позволяющая педагогу формировать эстетическое воспитание, творческий потенциал и любовь к искусству. Взрослый должен понимать специфику такого времяпрепровождения и активно вовлекать в него всех детей. В статье ниже вы найдете полную информацию об этом нелегком

Понятие театрализации в дошкольных учреждениях

Театрализованная игра - это мощнейшее средство развития у детей эмпатии (способности различать эмоции других людей по интонации, мимике, жестам). На основе этого умения уже формируется способность откликаться на художественное произведение и оценивать его. В целом же такая игра - это разыгрывание детьми в лицах сказок, рассказов и других произведений под руководством воспитателя либо самостоятельно.

Театрализованная деятельность имеет способность оказывать положительное влияние на воспитанников через персонажей.

Дети видят в героях произведений ведь чаще всего темами инсценировок становятся дружба, честность, доброта, смелость. Вживаясь в образ, ребенок перенимает на себя его черты и вникает в основы нравственного воспитания. А разнообразие тематики и способов воплощения детских театрализованных игр позволяет педагогу использовать их в целях всестороннего развития личности.

Как классифицируют игры-драматизации?

Детскую театрализацию принято делить на две большие группы: игры режиссерские и драматизации.

Режиссерские игры - это настольный и действия с фланелеграфом. В этом случае ребенок - это не действующее лицо, он лишь ведет и озвучивает героя. В драматизации воспитанник уже исполняет роль самостоятельно.

Режиссерские игры, в свою очередь, разделяются на:

  • Настольный игрушечный театр - персонажами могут быть любые поделки и игрушки, главное, чтоб их было удобно передвигать по столу.
  • Настольный - в этом случае персонажи изображены на иллюстрациях и их действия ограничены. Главная роль у интонации ребенка.
  • Фланелеграф - персонажи крепятся к экрану, обтянутому фланелью. Тканью обтянута и внутренняя сторона вырезанных героев.
  • Теневой театр - в этом случае используется экран из полупрозрачной бумаги, вырезанные герои из темной бумаги и источник света, который устанавливают за экраном. Можно использовать и пальцы рук.

Игры-драматизации делят на:

  • Пальчиковые - ребенок надевает на палец куклу и изображает действия с ней. Можно прятаться за ширмой либо играть открыто.
  • Куклы бибабо.
  • Импровизация - без определенного сюжета и подготовки. Игра идет полностью интуитивно.

Данная классификация помогает расширить театральную деятельность детей во всех группах и обогатить их знания в этой сфере.

Как организовать театрализацию в ДОУ?

Работа по приобщению детей к театру начинается с накопления ими эмоционально-чувственного опыта, то есть в начале они сами должны смотреть спектакли, которые ставят взрослые-профессионалы. Со временем воспитанники и сами включаются в деятельность и умеют различать жанры и настроения, тематику произведений.

Для успешного овладения азами театрализации воспитатель и родители должны предоставлять ребенку свободу творчества. Вообще, работа с родителями - важная часть обучения творчеству. Педагог и родители должны работать вместе, быть заодно. Этому способствует проведение творческих вечеров, бесед и консультаций.

Успешные театрализованные игры - это и правильно подобранные произведения для инсценировки. Педагог должен выбирать их с умом, смотря на тематику, художественную ценность и соответствие возрасту и опыту воспитанников.

На какие принципы опирается педагог при организации театрализации в ДОУ?

  1. Принцип гуманистической направленности - между педагогом и детьми должны быть установлены гуманные отношения.
  2. Принцип интеграции - в игре должны совмещаться разные виды деятельности и искусства.
  3. Принцип творческого взаимодействия - ребенок и взрослый должны вступать в отношения сотворчества и обговаривать все возможные пути развития игры.

Только следуя данным принципам, педагог может говорить о том, что он организовывает театрализованные игры по ФГОС.

Методы совершенствования творческой деятельности

Для того чтобы детская творческая деятельность не стояла на месте, а развивалась, педагог должен применять специфические методы. В чем заключается их суть? Итак:

  • Метод моделирования ситуаций - педагог совместно с детьми создает модельные ситуации, сюжеты и этюды, в которых они смогли бы освоить творческую деятельность.
  • Метод творческой беседы - педагог задает детям проблемный вопрос и путем ведения диалога воспитанники входят в творческую деятельность.
  • Метод ассоциаций - будит фантазию детей при помощи ассоциативных сравнений. Затем ребенок пытается создать что-то новое на основе прошлого опыта.

Театрализованная игра дошкольников может организовываться в любом виде деятельности и на любом занятии. Для повышения театральной грамотности детей важна и тщательная подготовка педагогов. Они должны стать образцом творческого поведения для своих воспитанников. Отличный способ достичь желаемого - организовать на базе детского сада педагогический театр под руководством музыканта. Такая дополнительная подготовка поможет раскрыть творческие возможности педагогов, а дети, смотря на них, учатся такому же перевоплощению.

Когда дети дорастают до возможности ставить собственные спектакли (это театрализованные игры в старшей и подготовительной группах), их нужно разделять на группы: режиссеры, костюмеры, сценаристы, художники и так далее.

Такой метод работы не только учит работать в команде, но и развивает фантазию. К работе нужно привлекать и родителей, например, они могут помочь с декорациями и костюмами.

Требования к организации игр в ДОУ

Театрализованные игры - это не только веселье для детей, но и серьезная предварительная подготовка для воспитателей. При их организации педагог обязан опираться на основные требования:

  1. Разнообразие тематики и ее содержательность.
  2. Соответствие игры возрасту детей, постепенное усложнение.
  3. Активность детей не только во время самой игры, но и во время подготовки к ней.
  4. Сотрудничество детей со сверстниками и воспитателем на каждом этапе подготовки.
  5. Постоянное включение театрализованных игр во все и занятия (наряду с сюжетно-ролевыми).

Развитие игры начинают с подготовки сценария по мотивам какого-либо произведения и только потом приходит время импровизации. Дети должны освоить основные элементы перевоплощения в других героев так, чтоб другие участники могли быстро узнать их. Но ограничивать фантазии резко не стоит, место воображению и нестандартному показу персонажа должно быть всегда.

Особенности проведения театрализованных игр в разных группах

Проведение игр с детьми разных возрастов отлично друг от друга. Детей важно постепенно знакомить с театром и его понятиями, вовлекая их в уже активное перевоплощение. Такие игры рекомендуют начинать уже со второй младшей группы (хотя времени им будет уделено меньше, чем в последующие годы). Правда, в младшей группе такие занятия называют играми с ролями. Дети перевоплощаются в животных или птиц, но пока не в состоянии обыграть полноценный сюжет. Они копируют лису,медведя или зайца только внешне, не умея раскрыть их характер. Именно поэтому малышам нужно чаще читать художественные произведения и организовывать по ним игры.

Театрализованные игры в средней группе уже учат сочетать движения и слова, использовать пантомиму. С малоактивными детьми этого возраста можно драматизировать простые потешки. Более активные дети уже способны к драматизации простых сказок при помощи кукольного театра.

Театрализованные игры в старшей группе усложняются, дети продолжают совершенствовать свои актерские навыки. Теперь им нужно научиться находить способы образной выразительности самостоятельно. В игре обязательно должны присутствовать острая ситуация и драматический конфликт, становление персонажа, насыщенность эмоциями и не очень сложные диалоги. Такая игра более сложная, чем простое подражание кому-либо, так как в ней нужно не только выучит слова, но и прочувствовать образ персонажа.

Театрализованная игра в подготовительной к школе группе часто становится спектаклем. Причем играть его можно как для себя в группе, так и для зрителей (родителей либо младших детей в саду). Теперь стоит чаще обращаться и к режиссерским играм, где ребенок выбирает игрушку и заставляет ее говорить и совершать действия. Это учит регуляции поведения и речи.

Игры с ролями в младшей группе

Игры с ролями для малышей - это обычно разыгрывание ситуаций, пантомимы, игры со стихами, с воображаемыми предметами. В статье выше говорилось лишь о теоретической стороне игр-драматизаций, теперь пришло время привести примеры таких занятий с детьми. В каждой группе должна иметься картотека театрализованных игр с целями. Итак, какие игры с ролями имеют место в младшей группе?

  • разыгрывание ситуации "Не хочу каши" - целью такой игры будет обучение детей интонационно проговаривать фразы. Детей делят на пары - дети и родитель. Родитель просит, уговаривает, заставляет ребенка ест кашу, а ребенок - отказывается, капризничает, вежливо не соглашается.
  • пантомима "Собираемся в детский сад" - воспитатель учит детей показывать без слов как они просыпаются и потягиваются, умываются и делают зарядку, одеваются и бегут в детский сад. Цель игры - развитие воображения и выразительности жестов.
  • игра с воображаемым предметом помогает формировать навыки работы с воображаемыми предметами. Например, воспитатель предлагает малышам погладить котенка, который находится у него на руках. Животное "передают" из рук в руки, ласкают и говорят ему добрые слова. Также можно поиграть в игру "Вкусные конфеты", где детей угощают воображаемым лакомством. Они берут его, протягивая руку, разворачивают фантик и отправляют конфету в рот, показывая всем какая же она вкусная. Упражнение тренирует еще и жевательные навыки.

Театрализованные игры в средней группе

Игры для детей в средней группе немного усложняются, имитации движений становятся разнообразнее. В арсенале воспитателя также пантомима, разыгрывание стихотворений по ролям, игры-стихи и игры на мышечное расслабление и напряжение.

  • Имитация ходьбы - воспитатель просит детей показать, как они ходили, когда были маленькими, как ходит бабушка, волк, лиса, принцесса и так далее
  • Пантомима "Медвежата" - дети, вживаясь в роль, выходят из берлоги, жмурятся от яркого солнышка, потягиваются и втягивают носом воздух. Медвежата расходятся по полянке, и здесь педагог может подключить импровизацию. Чем же займутся животные весной?
  • Театрализованные игры в средней группе уже подключают и мышечный корсет. Пример игры - девочка гуляет в лесу и видит бабочку. Она удивляется, протягивает шею, наклоняет туловище и совершает бросок руками вперед. Еще одна игра - девочке подарили новую куклу. Она очень рада, кружится, прижимает к себе сюрприз и показывает его всем вокруг.

  • Для обыгрывания стихотворений в младшей группе идеально подходят такие произведения, как "Был у зайца огород", "Мыльные пузыри", "Сердитый гусь".

Театрализованные игры в старшей группе

Детям 5-6 лет полезно играть в загадки без слов. Это хорошо развивает выразительность жестов и мимики. Группу делят на две части. Первая группа рассматривает картинки с загадками и выбирает те, которые они смогут показать без слов. Вторая подгруппа отгадывает то, что предлагают им товарищи. Затем происходит смена ролей.

Очень хорошо развивает фантазию и диалогическую речь игра "Телефон". Детей делят на пары и дают им задачи: пригласить друга на день рождения, извиниться перед другом за шалость и так далее. Для развития интонационной речи следует брать какую-либо фразу и просить воспитанников произносить ее грустно, весело, злобно, с удивлением.

Для совершенствования актерских способностей полезно упражняться у зеркала, чтоб видеть результаты своих усилий. Воспитатель может попросить ребенка изобразить собаку, принцессу, наказанного мальчика, пчелу, которая садится на цветок. Дав детям 5-6 лет платок можно попросить их изобразить при помощи предмета бабушку, волшебника, бабочку, человека с больным зубом.

Важным и новым в старшей группе становится развитие пластической выразительности.

Целями театрализованных игр такого плана являются обучение владеть телом, непринужденно и красиво двигать руками и ногами. Примерами их могут послужить:

  • "Лисичка подслушивает" - лиса стоит у дома петушка и кота и слушает, о чем идет речь внутри. Она выставляет вперед одну ногу и наклоняет корпус, подставляет ухо ближе к стене, приоткрывает рот и делает хитрые глаза.
  • "Танец розы" - воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям исполнить красивый танец цветка. Воспитанники импровизируют, придумывая движения самостоятельно. Вдруг музыка обрывается и ветер замораживает все розы. Дети застывают в произвольных позах. Игра повторяется несколько раз.
  • "Пальма" - дети изображают рост пальмы (руки и тело тянутся вверх, ноги на носках) и ее увядание (руки падают вниз).

Игры-драматизации для подготовительной к школе группы

В подготовительной группе дети продолжают играть в пантомиму, но задания существенно усложняются. Можно предложить изобразить гадкого утенка, гневного льва, наездника на лошади, игру в снежки, рыбалку. Развивать воображение помогают и игры-этюды, которые учат воспроизводить мимикой и жестами отдельные черты характера и эмоции. Дети могут изобразить жадного пса, ворчливого дворника или крапиву. Это занятие сопровождается чтением стихотворений.

Но самыми главными театрализованными играми в подготовительной группе считаются те, результатом которых является инсценировка сказки. Например, воспитатель читает сказку Ш. Перро "Кот в сапогах". Затем можно просмотреть мультфильм, нарисовать с детьми декорации (поле, реку, замок). Это и есть предварительная работа, о необходимости которой говорилось выше. Затем педагог распределяет роли между детьми и инсценирует сказку. С детьми 6-7 лет можно разыграть произведения Сутеева, сказку "Красная шапочка", русские народные сказки и так далее.

Интересным занятием для детей является переделывание сказки. К примеру, дети при помощи кукольного театра переделывают сказку "Колобок" - колобок встречается с лисой в самом начале повествования, лишь потом с зайцем, волком, медведем и котом. Потом он встречает мальчика Сашу, который мирит всех героев спектакля.

Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ. Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах. О том, какие бывают виды театров в детском саду и как их правильно организовать, мы рассмотрим в этом материале. Кроме того, поделимся интересными идеями изготовления атрибутов и инвентаря для проведения такой работы.

Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника

Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на невозможно. Такая деятельность способствует:

  • усвоению и закреплению детьми учебного материала;
  • развитию речи и мелкой моторики;
  • формированию коммуникативных навыков;
  • развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;
  • формированию умения взаимодействовать с окружающими;
  • становлению чувствительно-эмоциональной сферы;
  • появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;
  • воспитанию эстетического вкуса;
  • развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и другие.

Виды театров в ДОУ

Таким образом, организация театрализованной деятельности в дошкольном образовании решает целей ряд образовательных и воспитательных целей. Кроме того, способствует реализации требований государственного стандарта, так как благодаря такой форме педагогической работы, дети учатся самостоятельно выдвигать идеи, аргументировать, проявлять инициативность и творчество.

Какие же виды театров в детском саду возможно организовать? В педагогической литературе предлагается проводить с дошкольниками такую деятельность, как:

  • настольный театр;
  • стендовый;
  • верховой;
  • наручный;
  • напольный;
  • театр живой куклы.

В свою очередь, каждый из указанных видов подразделяется на подвиды. Подробнее о каждом из них расскажем ниже.

Стендовый театр

Стендовый театр представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации. К такому виду относятся:

  1. Театр на фланелеграфе (доске, обтянутой тканью). Для организации такого потребуется промышленный или изготовленный самостоятельно фланелеграф и фигурки-персонажи выбранного художественного произведения, на которых необходимо с обратной стороны прикрепить липучки. Таким образом, по мере развития сюжета, ребенку предлагается прикреплять необходимые фигурки на фланелеграф.
  2. Магнитный представляет собой, по сути, то же самое, что и предыдущий вид, только используется металлическая доска, а на фигурки прикрепляются магнитные полосы вместо липучек. Основа и, соответственно, персонажи такого театра бывают самого разного размера: от небольшого настольного варианта, до полноценного экрана для зрительного или музыкального зала.
  3. в садах — самый загадочный и необычный для восприятия детей, дошкольники увлеченно участвуют в такой игре. Для организации этого вида театра потребуется экран (натянутая вертикально белая ткань), фонарь или настольная лампа (в зависимости от размеров экрана), картонные фигурки черного цвета. Вместо игрушечных персонажей, тени можно создавать непосредственно кистью руки и пальцами. Такой вид называется «театр живых теней».

Настольный театр

Название такого вида театра говорит само за себя — игровая деятельность проводится на столе. Его особенностью является то, что декорации и персонажи должны быть небольшого размера, чтобы была возможность разместить все необходимые атрибуты игры на поверхности. Каким же бывает настольный театр в детском саду:

  1. Бумажный (картонный). Нередко такой готовый театр можно найти в каком-либо детском журнале — нужно лишь вырезать и собрать все необходимые детали и можно начинать спектакль.
  2. Магнитный представляет собой металлическую доску с магнитами — персонажами какой-либо сказки.
  3. Театр из природного материала, например, шишек, каштанов, желудей и др. Удобно размещать таких персонажей в ящике с песком.

«Наручный» театр

К этому виду относится театрализованная деятельность, для проведения которой требуются такие атрибуты, как пальчиковые куклы или игрушки — «перчатки». Различают следующие «наручные» виды театров в детском саду:

  • пальчиковый;
  • перчаточный.

Что необходимо для того, чтобы организовать такую театрализованную деятельность? В первую очередь нужна ширма. Ее размер зависит непосредственно от размеров персонажей. В свою очередь, куклы чаще всего изготавливаются самостоятельно педагогом. Но и воспитанники также могут принять активное участие в создании персонажей. Например, изготовить пальчиковые куклы можно из картонных конусов, ткани, теннисных шариков и других материалов.

«Перчаточных кукол» можно сделать, например, из варежки или носка, пришив к основе необходимые элементы (лицо, руки, одежду и т. д.).

Важно отметить, что пальчиковый театр, помимо иных достоинств, эффективно развивает мелкую моторику дошкольников, что, в свою очередь, непосредственно влияет на формирование речи детей.

Верховой театр

Что представляет собой верховой театр? Такой термин был введен российскими кукловодами еще в XVI веке. Его особенность заключается в том, что куклы находятся выше роста человека, который ими управляет. Бывают следующего вида:

  1. В тростевом театре используются куклы, которые, соответственно, закреплены на высокой трости, а человек, который управляет персонажами, спрятан за ширмой.
  2. Большую популярность приобретает театр «Би-ба-бо». В принципе, это тот же «перчаточный», так как куклы одеваются на руку. Отличие состоит лишь в том, что используется высокая ширма и, таким образом, персонажи демонстрируются зрителям на уровне выше роста кукловода.
  3. Не менее интересным считается театр ложек в детском саду. Атрибуты для такой игровой деятельности изготовить самостоятельно очень просто. Для этого понадобится деревянная ложка. На выпуклой ее части рисуется лицо персонажа, а на ручку одевается одежда сказочного героя. Во время постановки детского спектакля малыши-кукловоды держат персонажей из ложек за ручку.

Напольный театр

В напольном театре используются куклы-марионетки. Сделать их самостоятельно достаточно сложно, поэтому чаще всего они приобретаются в специализированных магазинах. За счет этой особенности такой вид театрализованной деятельности проводится в детских садах нечасто. Но именно театр марионеток вызывает у дошкольников бурю эмоций, восторг. Так как малыши еще не понимают механизма действия таких кукол, дети представляют, что игрушки «ожили» сами. Именно этот элемент «чуда», «сказки» и способствует появлению положительных эмоций у дошкольников.

Театр живой куклы

Но чаще других организуется «живой» кукольный театр в детском саду. Такую деятельность можно провести в качестве занятия по развитию речи, окружающему миру, изучению иностранного языка, а также во время досуга. Кроме того, постановка «живого» театра может быть посвящена какому-либо празднику, например, Масленице или Новому году.

Различают следующие виды описанной игровой деятельности:

  • театр масок;
  • театр кукол-великанов.

Последний проводится чаще всего как досуговая деятельность в ДОУ. Роли кукол-великанов выполняют либо взрослые, либо старшие дошкольники. Младшие дети могут выступать лишь в роли зрителей.

Тогда, как театр масок подойдет для детей любого возраста. Даже самые маленькие воспитанники имеют возможность «перевоплотиться» в героя сказки. Педагог может предложить детям пересказать таким необычным образом полюбившуюся малышам историю или подготовить полноценное выступление для родителей.

Изготовить маски для предстоящего спектакля дошкольники могут самостоятельно под руководством педагога, например, на занятиях по художественно-эстетическому развитию или во время досуговой деятельности.

Как самостоятельно сделать ширму для театра в ДОУ?

Для того чтобы организовать театрализованную деятельность с дошкольниками, потребуются различные атрибуты, в том числе маски, куклы, декорации. Конечно, необходимый инвентарь можно приобрести в специализированных магазинах. Но, предложив малышам изготовить необходимый инвентарь для театрализации сказки, возможно не только разнообразить учебный процесс дошкольников, повысить мотивацию к трудовой деятельности, но и реализовать основные образовательные и воспитательные цели.

Из чего же можно сделать театр для дошкольников? Для большинства видов такой творческой деятельности необходима ширма для театра. В детском саду обычно имеется указанный инвентарь либо в игровой комнате, либо в музыкальном зале. Но в случае отсутствия ширмы необходимого размера — ее можно изготовить самостоятельно.

Самый простой способ сделать такой атрибут для театрализованной игры — натянуть в дверном проеме плотную ткань. В зависимости от того, какой вид деятельности предполагается проводить, в материале либо вырезается «окошко», либо делается отступ сверху для размещения персонажей.

Ширма для пальчикового театра

Чтобы организовать пальчиковый театр, понадобится ширма небольшого размера. Поэтому изготовить указанный атрибут можно из картонных коробок, на дне которых необходимо вырезать отверстие. Такую ширму затем необходимо эстетично оформить. Рекомендуется украшать коробку универсальными декорациями, чтобы не пришлось изготавливать новую ширму для каждой сказки отдельно. Так, можно оформить в виде лесной полянки, расположить «домик на опушке».

Куклы для театра в ДОУ из подручных материалов

Дошкольникам очень нравится изготавливать самостоятельно из необычных материалов кукол-персонажей для театрализованных игр. Из чего же можно сделать такие атрибуты? Педагог, практикующий творческий подход в работе, способен изготовить фигурки из самых неожиданных материалов. Например, театр из бумаги — это самый простой и быстрый способ самодельного изготовления персонажей.

Также можно использовать деревянные палочки от мороженого, обклеив их фетром, фольгой, цветной самоклеящейся пленкой. Фото таких персонажей для театрализованной деятельности можно увидеть ниже.

Материалы для изготовления персонажей

Из чего же еще можно сделать персонажей :

  • картона, сделав в нижней части два отверстия для пальцев;
  • спичечных коробков;
  • теннисных мячиков;
  • надувных шаров;
  • одноразовой посуды: тарелок, стаканчиков, ложек;
  • носка, варежки, перчатки;
  • пластиковых бутылок;
  • природного материала и др.

Таким образом, можно организовать разные виды театров в детском саду. Педагогу важно при планировании такой деятельности учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, их интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. От указанных факторов зависит эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.