Вифлеемская звезда пастухи. Вифлеемская звезда - как она выглядит и где она находится? Вифлеемская звезда

Является одним из них. Каждый из символов характеризует определенным образом православие. Наверное, каждый хоть раз задумывался о том, что означает восьмиконечная звезда в религии и не только. Ведь встречалась она в культуре многих народов в разные эпохи. Наверняка и значение ее многообразно. Чтобы разобраться во всем этом, нужно проследить появление ее в истории человечества и в символике православного христианства.

Звезда с восемью лучами

В христианстве это Вифлеемская звезда или символ По Священному Писанию она зажглась на небе, когда появился на свет Мессия. Ее восемь лучей были ярче других звезд. Увидев их, древние мудрецы (волхвы) вспомнили пророчества и поняли, что долгожданный Спаситель родился. Они поспешили на восток поклониться Сыну Божьему. Вифлеемская звезда указывала старцам путь, двигаясь впереди, пока не остановилась над тем местом, где появился на свет Иисус.

В пещере Рождества Христова есть Вифлеемская звезда. Сколько лучей на ней, известно доподлинно. Место появления Иисуса на свет указывает серебряная звезда с четырнадцатью лучами. Это число неслучайно. Оно символизирует остановки на Крестном пути Иисуса в Иерусалиме.

Вифлеемская звезда. История возникновения

Сегодня в православных храмах встречается восьмиконечная звезда, значение которой можно понять, обратившись к истории ее появления.

Но изначально Вифлеемская звезда была с пятью лучами, по количеству ран Иисуса Христа. Она также символизировала здоровье: количество пальцев, органов чувств. Но главный смысл ее был в человеческой природе Христа.

В эпоху Возрождения звезду связали с оккультизмом. А в перевернутом виде она стала символом сатаны. Но вот христиане этот вариант считали знаком перерождения Христа. И даже причисленный церковью к лику святых, Константин имел печать с перевернутой пятиконечной звездой. Именно он государственной религией сделал христианство.

Для России исторически символ в виде звезды с пятью лучами чужд. Его больше принято олицетворять с иудаизмом и масонством. Хотя в годы Советской власти была выбрана именно звезда с пятью лучами в качестве государственного символа.

Восьмиконечная звезда в православии. Предпосылки появления

Пятиконечную Вифлеемскую звезду сменила шестилучевая примерно в пятнадцатом веке. Вообще, этот символ возник в начале периода неолита. Он означал шесть сторон света. Всем известно, что их четыре но, к примеру, жители Древней Индии, видя символ с таким количеством лучей, понимали его значение как "шесть сторон горизонта."

Затем, в какой-то из периодов, в России была семиконечная Вифлеемская звезда. Когда-то маги носили такой же символ, как отличительный знак, но с указанием планеты возле каждого луча.

Значение восьмилучевой звезды на Руси

И, наконец, появилась восьмиконечная звезда - символ, известный на Руси с давних времен. Задолго до двадцатого века, у жителей Древней Руси, еще в языческие времена, он означал присутствие главного божества. Изображение такой звезды помещали на воинские стяги, одежду и на различные предметы быта и культа.

В Православной Руси восьмиконечная звезда значение имела не менее важное. Ведь она загорелась на небосводе в момент Рождения нашего Спасителя и привела волхвов к месту появления на свет Иисуса.

Восьмиконечная звезда в иконографии

Сегодня этот знак присутствует во всех православных храмах, символизируя Россию. Звезду с восемью лучами можно встретить на всех русских иконах Божьей Матери, покровительницы нашего Отечества. Про этот символ у нас, в России, говорят: звезда Богородицы, русская, а также Вифлеемская.

Как уже говорилось выше, на иконах Пресвятой Девы Марии изображается восьмиконечная звезда, значение которой очень важно в православии. Это понятно лишь только по одному факту, что символ располагается на плечах и голове Богородицы. На иконе "Неопалимая купина" и вовсе образ Божьей Матери вписан в октограмму (так еще называется символ с двумя наложенными друг на друга квадратами, образующими восьмиконечный символ). Звезда тесно связана с Богородицей, ее тайной.

Если вспомнить значение символа с восемью лучами, то по традиции его понимали как вечность, непоколебимую устойчивость и выход за пределы этого мира. Также октограмма - знак Рая, Небесного Иерусалима и конечного Преображения.

Значение звезды у разных народов

Восьмиконечная звезда - символ равновесия, порядка, созидания, если ее вписать в окружность. Так в древности обозначали календарь, времена года (все материальное меняется, но главное остается неизменным).

Восьмилучевая звезда встречается в культе латышей, удмуртов. В виде сдвоенного креста или с раздвоенными концами ее можно увидеть в народных орнаментах у финнов и карел, а также у северных народов (например, финно-угорских). Здесь она означает путеводность и возрождение, является символом света и славы.

Кроме того, звезду с восемью лучами можно встретить на Карелия, Лихославля и его района (жителями которых тоже являются карелы), Колумбии, Перу. На флагах Великобритании и Филиппин тоже прослеживается восьмеричная символика.

Восьмиконечная звезда, значение которой у египтян было тождеством божественного знака, встречается и у шумеров. В их языке именно этим символом обозначали слово, которое переводится как "бог, звезда, небо".

Считается, что восьмиконечный знак символизирует семь периодов в истории человечества, а восьмой луч - жизнь будущего века. То есть то время, когда наступит царство Божье.

Звезда в традициях христиан

Восьмиконечная всегда была главной на верхушках праздничных елей. Она же служила убранством в домах и на улице. Во времена СССР звезда была заменена на пятиконечную.

Детям дарили восьмиконечную Вифлеемскую звезду на благополучие и счастье.

Как гласит церковное предание, один из апостолов раньше всех принес в русскую землю весть о христианской вере. Видимо, поэтому в царской России высшая награда, имевшая форму восьмиконечной звезды, носила название ордена Андрея Первозванного. Сегодня также он имеет высокий статус, возвращенный указом президента в 1998 году.

Вифлеемская звезда, сколько лучей бы ни имела, имеет огромное значение в истории христианства. Волхвы, ведомые ею, узнали, где Спаситель, и поведали миру о его Рождении. Сегодня этот символ, как и всегда, является путеводным для верующих, напоминая, что материальное и духовное взаимосвязано. Но если одно проходит без следа, то другое вечно и нетленно. Стремясь к жизни в царстве Божьем, нужно помнить, что в этом мире каждый может стать путеводной звездой для кого-то, творя добрые дела и тем самым приближаясь к Господу. Может именно в этом и заключается истинный смысл символа с восемью лучами. Мира вам и гармонии!

О Вифлеемской звезде впервые говорится в Евангелие от Матфея. В нем сказано, что появление на небесном своде новой яркой звезды известило волхвов о рождении нового Царя Иудейского. Именно она привела их в Вифлеем к жилищу Святого Семейства и колыбели новорожденного Христа.

История о волхвах и Вифлеемской звезде

В конце I в. до н.э. в Палестине, находящейся под владычеством Рима, распространилась легенда о скором рождении нового Царя Иудейского, который станет Спасителем Мира и освободит народ от гнета греко-римлян. Евреи, страдающие под правлением жестокого правителя Ирода Великого, с нетерпением ждали знамений.

И когда на восходе зажглась яркая звезда, трое волхвов отправились за ней, чтобы поклониться новому Царю. Звезда вела путников до города Вифлеем, где остановилась над домом с колыбелью Христа, дав знак, что здесь есть цель их путешествия. Принеся дары, странники вернулись на родину и продолжили нести весть о рождении Спасителя.

Вифлеемская звезда в современном Христианстве

В наши дни, в городе Вифлеем, в Пещере Рождества Христова находится колодец, куда, по легенде, упала Вифлеемская звезда после того, как завершила свое предназначение. Существует поверие, что если долго вглядываться в темноту колодца, можно увидеть отблеск упавшей звезды.

В IV в. н.э. над пещерой построили Храм Рождества Христова. Храм является одним из наиболее древних в Израиле. Позднее, в 1717 году, в Пещере Рождества монахи установили серебряную Звезду Вифлеема.

Серебряная Звезда Вифлеема выполнена в виде 14 лучей — остановки Крестного пути Иисуса. Надпись на ней гласит: «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа — 1717». Число указывает год, в котором монахи установили звезду.

Однако в 19 веке турки похитили звезду и она так и не была найдена. Впоследствии турецкий султан подарил Храму вновь изготовленную Звезду.

С тех пор и по сей день не прекращается поток паломников к Храму Рождества, над которым 2000 лет назад горела яркая путеводная звезда.

Научное объяснение Вифлеемской звезды

Такое значимое явление как рождение Иисуса и все связанные с ним события не могли не привлечь внимания различных исследователей. Они пытались и пытаются найти научные свидетельства, опираясь на современные знания в области астрономии, географии, физики и других точных наук.

Известно, что Евангелие от Матфея — одно из самых ранних жизнеописаний Христа. А потому — одно из самых точных и заслуживающих доверия. Волхвы и царь Ирод являются реальными историческими лицами. Тогда и Вифлеемская звезда представляет собой реальное явление, существовавшее во времена рождения Иисуса.

Вот некоторые из гипотез ее происхождения:

  • метеориты;
  • комета;
  • рождение новой звезды;
  • наблюдаемый парад планет;
  • шаровые молнии;
  • нло.

У каждой из теорий есть свои сторонники и противники. Нужно понимать, что попытки объяснить явление, которое происходило 2000 лет назад, едва ли приведут к какому-либо точному ответу. У любителей необъяснимого всегда останутся 2-3 варианта на выбор.

Комета

По данным астрономов, в 12 году до н.э. с Земли недалеко от Земли пролетала комета Галлея. Она была видна в течение шестидесяти дней. Выглядела она как стрела, висящая над горизонтом, повернутая острием вверх. Теоретически, она могла выступать в роли Вифлеемской звезды. Но уже в то время астрономы умели отличать кометы от обычных звезд и считали их плохими предвестниками. Чаще всего с ними ассоциировались многочисленные неприятности: мор, засуха, болезни.

Рождение новой или сверхновой звезды

Примерно в 5 году до н.э. китайские астрономы наблюдали явление, похожее на рождение новой звезды. На протяжении 70 дней на небе неподвижно горела яркая звезда, указывая на дом Марии и ее младенца.

Несмотря на сложность обнаружения следов рождения новой звезды спустя длительное время, в 2005 году астрономам удалось обнаружить в галактике Андромеды, которая находится от Земли на расстоянии 2.5 миллиона световых лет, остатки вспышки сверхновой звезды.

Парад планет

Известный астроном Иоганн Кеплер выдвинул теорию о том, что явление «Вифлеемская звезда» — ничто иное как соединение планет Сатурна и Юпитера, которое произошло в 7 году до н.э. А вскоре после этого, в период со 2 по 3 годы до н.э., произошло еще несколько соединений космических тел. На этот раз вблизи друг друга выстроились Регул и Юпитер, а затем Венера и Юпитер.

Впрочем, являлся ли парад планет Вифлеемской звездой, астрономы не дают убедительного ответа. Яркость и положение на небе этих явлений мало соответствуют описаниям из Евангелие.

Несмотря на большое количество теорий о происхождении Вифлеемской звезды, общепризнанно верной ни одна из них так и не стала.

Для христиан всего мира Вифлеемская звезда остается символом чуда и рождения новой надежды.

Возможно вас удивит такое необычное сочетание звезд, но эта статья посвящена различным звездам, поэтому вы увидите как выглядят на фото вифлеемская, рождественская, морская звезда, а так же звезда Давида . Здесь же вы сможете прочитать некоторую информацию о них и узнать интересные факты связанные с этими звездами.

Как выглядит Вифлеемская звезда

Вифлеемская Звезда по Евангелию является символом рождения Иисуса Христа. Эта звезда, ведущая волхвов к пещере, где был рожден сын Божий. Мнения Церкви сходятся на том, что Вифлеемская звезда не обязательно являлась естественным астрономическим телом, скорее всего это было чудесное явление. Выполнив свое назначение, она исчезла с неба.

Вифлеемская звезда и по сей день встречается в христианских обрядах. Вифлеемская звезда используется для украшения рождественских праздников, ее также можно встретить в виде звезды-навершия на рождественской елке. Символ Вифлеемской звезды встречается в декорировании храмовых сооружений и церковной утвари.

Вифлеемская звезда картинки и фото

Как выглядит (цветок) Рождественская звезда?

Вифлеемскую звезду, также называют рождественской. Но мало кто знает, что помимо этого существует цветок под названием Рождественская звезда или по научному Пуансеттия. Хотя это растение относится к семейству молочая, оно абсолютно на него не похоже. Пуансеттия — умерено ядовита, поэтому если проглотить листок Рождественской звезды может разболеться живот или голова.

Пуансеттии — кустарниковые растения имеющие слабые стебли, которые развиваются в длинные и достаточно тонкие древесные стебли до 3 метров в высоту. Цветок Рождественская звезда зацветает в конце осени. На самом деле цветы пуансетии имеют желтый цвет, красные «цветы» — это листообразные прицветники, появляющиеся перед самым цветением растения. Именно благодаря им цветок Рождественская звезда выглядит так примечательно.

Цветок рождественская звезда на фото

Как выглядят морские звезды

Морская звезда — обитатель морского дна, относящийся к классу беспозвоночных и к типу иглокожих. Считается, что они появились более 450 миллионов лет назад. Это малоподвижное животное, имеющее звездообразную или пятиугольную форму тела. Размер ее тела колеблется от 2 см до 1 метра, чаще всего встречаются 12-25 сантиметровые звезды.

Фото морских звезд

Как выглядит звезда Давида на фото

Звезда Давида — образуется двумя наложенными друг на друга треугольниками, а именно: верхний вершиной вверх, нижний вниз. Такая фигура может быть рассмотрена как шестиугольник, к каждому краю, которого прилегает по равностороннему треугольнику. Этот древний шестиконечный символ, также известен под названием — гексаграмма.

Свое название символ получил, согласно одной легенде, в которой упоминалось, что на щитах воинов царя Давида был такой знак. В настоящее время звезда Давида изображена на флаге Израиля, одновременно она является одним из символов государства.

Согласно Евангелию от Матфея, Вифлеемская звезда — яркое небесное тело, которое указало волхвам путь к дому, где родился младенец Иисус. Звезда зажглась на востоке, когда Иисус появился на свет, и привела волхвов в Иерусалим, откуда царь Ирод направил их в Вифлеем Иудейский. «Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец» , — говорится в Евангелии от Матфея.

Если допустить, что описанные в Евангелии события являются правдой, встает вопрос о том, что представляла собой Вифлеемская звезда. Очевидно, что привлечь внимание волхвов могло только действительно необычное и яркое небесное тело, однако,

по мнению богословов, звезда вообще могла не являться реальным небесным объектом.

Так, толкователь Священного Писания Феофилакт Болгарский писал: «Слыша о звезде, не думай, что она была одна из видимых нами: нет, то была божественная и ангельская сила, явившаяся в образе звезды. Поелику волхвы занимались наукою о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу. А что звезда была сила ангельская, видно из того, что она ярко светила днем, шла, когда шли волхвы, сияла, когда не шли они: особенно же из того, что она шла с севера, где Персия, на юг, где Иерусалим: но звезды никогда не ходят от севера к югу» .

Соединение планет

В 1614 году немецкий астроном выяснил, что в 7 году до н.э. произошла серия из трех соединений Юпитера и Сатурна. Ученый предположил, что сближавшиеся друг с другом планеты могли быть видны с Земли, и именно это явление стало известно под названием «Вифлеемская звезда». Впрочем, современные расчеты показывают: расстояние между планетами составляло около двух диаметров Луны, а это значит, что Юпитер и Сатурн вряд ли могли произвести на волхвов такое впечатление.

В 3-2 годах до н.э. произошла серия из семи соединений космических тел, включая три соединения Юпитера и Регула (самой яркой звезды в созвездии Льва), а также необычайно близкое соединение Венеры и Юпитера 17 июня 2 года до н.э. и в августе 3 года до н.э. Впрочем, эти события являются не слишком хорошими претендентами на роль Вифлеемской звезды:

соединения планет были видны на западе при заходе Солнца, а значит, не могли указать волхвам путь на юг и привести их из Иерусалима в Вифлеем.

Комета

Комета Галлея была видна с Земли в 12 году до н.э. в течение примерно 60 дней и теоретически могла бы являться неплохим кандидатом на роль звезды, однако в то время астрономы уже умели отличать кометы от других космических тел и считали их плохим предзнаменованием.

Новая или сверхновая

Еще один похожий на вспыхнувшую новую звезду объект наблюдался корейскими и китайскими астрономами в 5 году до н.э. Этот объект был виден на протяжении 70 дней и при этом не двигался - так же, как и Вифлеемская звезда, которая как бы «висела» над домом Марии и ее младенца.

В 2005 году возникла гипотеза о том, что

Вифлеемская звезда была сверхновой звездой, вспыхнувшей рядом с галактикой Андромеды, отдаленной от Земли на расстояние 2,52 млн световых лет.

Несмотря на то что обнаружить следы сверхновой звезды или определить точное время ее вспышки в другой галактике чрезвычайно сложно, ученым удалось найти остатки сверхновой в галактике Андромеды.

Гелиакический восход

Одна из теорий гласит, что выражение «на востоке», употребленное в Евангелии, можно трактовать не просто как указание на сторону света, а хоть и малоизвестный, но вполне конкретный астрономический термин — гелиакический восход. Это выражение означает первый после некоторого периода невидимости утренний восход звезды или планеты. До гелиакического восхода звезда на протяжении некоторого времени находится на дневном небе и является невидимой, после чего в определенный момент восходит на восточной стороне неба на фоне утренней зари.

Впрочем, другие переводчики древнего текста уверяют, что Евангелие не содержит специфичной астрономической лексики и выражением «на востоке» автор хотел только указать на сторону света.

Покрытие Юпитера

Астроном Майкл Мольнар утверждает , что звездой на Востоке стали события, случившиеся 20 марта и 17 апреля 6 года до н.э., — покрытие Юпитера Луной. Покрытие — это астрономическое явление, при котором один космический объект проходит перед другим, заслоняя его часть.

Ученые полагают, что

покрытие Юпитера Луной не могло быть видимым с Земли невооруженным глазом, а значит, его вряд ли можно было бы принять за яркую звезду.

С другой стороны, когда волхвы пришли к царю Ироду, который направил их из Иерусалима в Вифлеем, царь был удивлен этим визитом. Это означает, что «путеводной звезды» волхвов он не видел — а вот они, будучи людьми образованными и сведущими в астрономии, вполне могли заметить покрытие.

Несмотря на немалое количество теорий, которые могли бы объяснить появление на небе Вифлеемской звезды, ни одна из них не является общепризнанно верной.

Реальность и миф о Вифлеемской звезде

Вифлеемская звезда – таинственное небесное явление, которое волхвы назвали «звездой», согласно Евангелию от Матфея.

Рассказ о знамении, возвещавшем о начале новой эры в истории человечества, знают многие. Это произошло в конце I века до н. э. в небесах над Ближним Востоком… Палестина, которая в то время, как, впрочем, и сейчас, была кипящим котлом страстей, находилась под римским владычеством, и марионеточный правитель Иудеи, честолюбивый деспот с трудом удерживал власть в своих руках. Евреи, наотрез отказавшись принять каноны греко-римской культуры, насаждаемые царем, предсказывали пришествие Мессии, который освободит их, и нетерпеливо ожидали знамений, возвещающих о его появлении.

Такой была обстановка в Иудее, когда, согласно Евангелию, в Вифлееме родился Иисус Христос, а в Иерусалим пришли некие таинственные путники-волхвы, рассказывают в книге «Древние тайны» американские историки П.Джеймс и Н.Торп. Ирода напугало их пророчество о рождении человека, который станет новым царем.

Собрав совет из высших жрецов и ученых, он велел им определить место рождения Мессии, или «Царя Иудейского». Ветхозаветный пророк Михей предсказал, что из маленького городка Вифлеема придет новый «Владыка Израиля». Узнав об этом, Ирод побеседовал с мудрыми странниками о звезде и послал их в Вифлеем найти «нового царя» под лицемерным предлогом, словно он сам желает оказать ему почести.


Волхвы пришли в Вифлеем и вновь увидали звезду: «И звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, и наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец». Преподнеся дары Иисусу, волхвы получили во сне откровение - хотя одного здравого смысла было бы достаточно - «иным путем отойти в страну свою», не возвращаясь к Ироду. Когда Ирод сообразил, что волхвы обвели его вокруг пальца, он «весьма разгневался». Упустив свой шанс отыскать нового Мессию, он повелел казнить каждого ребенка в возрасте до 2-х лет в Вифлееме и окрестностях. Тем временем Мария и Иосиф бежали в Египет вместе с Иисусом.

История о волхвах и Вифлеемской звезде стала неотъемлемой частью рождественского фольклора во всем мире. Но правдива ли она? Эту историю возможно обнаружить только в одном из 4-х евангелий, а именно - в Евангелии от Матфея. Имея только один источник информации, историки как правило очень осторожны в оценках. Если оставить в стороне более общие споры об аутентичности всех евангелий, можно сказать, что Евангелие от Матфея является одним из наиболее ранних жизнеописаний Христа, а потому в большей степени достойным доверия.

У нас нет никаких оснований считать мудрецов, последовавших за Вифлеемской звездой, исключительно фольклорными персонажами. Больше того, их поведение отлично вписывается в общую картину религиозных верований и политических интриг тех времен.

Античные историки описывали волхвов (в греческом и латинском тексте Magi - маги) как аристократическую жреческую касту в Древней Персии, во многом сходную с браминами в современном индийском обществе. Волхвы были наследниками халдейских мудрецов из , чьи глубокие познания о небосводе привели к созданию удивительно совершенной для той эпохи астрономической науки. Волхвов, которые были придворными астрологами персидских царей (550–323 гг. до н. э.), боялись и уважали, как мудрецов и чудотворцев, повсюду - от Средиземноморья до долины Инда.

Иудея, которая занимала стратегическое положение на пересечении торговых путей между Востоком и Западом, представляла особенный интерес как для Парфии, так и для Рима. В 39 году до н. э. победоносная парфянская армия разграбила Иерусалим и изгнала оттуда честолюбивого молодого Ирода. Вновь возведенный на престол через три года при помощи большой римской армии, Ирод восстановил дипломатические связи с Парфянской империей, продолжавшей ревниво наблюдать за постепенным укреплением римской власти в Сирии и Палестине. Сложилось неустойчивое равновесие, временами прерываемое пограничными стычками. Каждая сверхдержава пыталась спровоцировать бунт против марионеточных правителей, поставленных своим соперником во главе пограничных государств.

В свете такой ситуации рассказ о «трех мудрецах» в изложении Матфея приобретает большую убедительность, хотя и наполняется несколько иным смыслом. Волхвы могли быть шпионами, или, выражаясь более мягко, дипломатами-разведчиками для Парфянской империи. Зороастризм, монотеистическая религия волхвов, пользовался определенным уважением среди евреев, потому волхвы, в отличие от представителей большинства других религий, могли рассчитывать на довольно теплый прием в Иудее.

Известно, что Ирод и волхвы это реальные исторические персонажи. А Вифлеемская звезда? Какое светило могло привести волхвов с востока (Парфия), а потом вновь появиться над Вифлеемом, указывая на место рождения Иисуса? Предположения охватывают широкий круг небесных явлений - от огненных шаров (метеоры и метеориты), комет, новых и сверхновых звезд до астрономического соединения планет и даже шаровых молний и НЛО.

Возможно ли ответить на этот вопрос, опираясь только на скудные сведения из Евангелия от Матфея? Д-р Дэвид Хьюджес из Шеффилдского университета в Великобритании выделил ряд критериев для определения природы звезды, включая такие:

Первое. Звезда вроде бы появляется дважды - вначале как знамение для волхвов в их собственной стране, а после как путеводный знак над Вифлеемом на последнем этапе их путешествия.

Второе. Звезда должна была иметь конкретное астрологическое значение для волхвов.

Третье. Вначале звезду видели «на востоке». Греческая фраза ex en anatole, использованная св. Матфеем, считается некоторыми учеными техническим термином, обозначающим «акроническое восхождение» - т. е. восход планеты или звезды на востоке тогда, когда солнце садится на западе.

Четвертое. Звезда могла «остановиться» над Вифлеемом таким образом, что она указывала на местонахождение Иисуса.

Мы добавим к анализу Хьюджеса пятый, не менее важный фактор.

Пятое. Звезда двигалась - она «шла перед ними». Только комета может соответствовать всем этим условиям. Кометы часто появляются дважды: вначале перед приближением к Солнцу, а потом после прохождения перигелия (ближайшей точки орбиты небесного тела по отношению к Солнцу).

Кометы могут появляться в разных местах небосвода, включая восточное направление, и двигаться по небу со скоростью 10 угловых градусов в день, переходя от одного созвездия к следующему каждые 3–4 дня. Они могут также «останавливаться» над отдельными местами, на которые указывает хвост кометы.

Иудейский историк Иосиф Флавий пишет, что комета с хвостом в виде меча (должно быть, комета Галлея) «стояла» над Иерусалимом в 66 г. н. э. как знамение рока. Фактически Иосиф Флавий и св. Матфей пользуются одним и тем же греческим глаголом что бы описать необычное поведение Вифлеемской звезды и кометы над Иерусалимом.

В греко-римском мире считали, что кометы предсказывают важные события в судьбе государств, как правило катастрофического характера - к примеру смерть правителя. Их появление зачастую вызывало панику.

Но если кометы имели дурную репутацию и считались вестницами рока, то почему для одной из них было сделано исключение и она стала чудесным знамением о рождении нового Мессии? Именно такой аргумент против «кометной теории» выдвинул Дэвид Хьюджес. Но римляне могли по другому интерпретировать такие предзнаменования: комета, которая появилась на небе после смерти в 44 г. н. э., считалась душой великого человека, поднимающейся на небо, чтобы занять свое место рядом с богами.

Но что за комета «стояла» над Вифлеемом во время рождения Иисуса? Здесь мы сталкиваемся с почти непреодолимой проблемой - точным определением даты рождения Иисуса.

По общепринятому мнению дата рождения Христа не соответствует 25 декабря 1 года н. э. Большинство исследователей Библии сходятся на том, что Иисус родился не поздней 4 года до н. э., по той простой причине, что смерть короля Ирода, в чье царствование Он появился на свет, датируется именно этим годом по ряду надежных источников.

Согласно Евангелию от Луки родители Иисуса отправились в свой родной город Вифлеем, чтобы принять участие в переписи населения, проводимую римлянами с целью упорядочить сбор налогов в Иудее. Считается, что эта перепись была проведена в 8 году до н. э. Таким образом Рождество традиционно датируется промежутком от 7 до 4 гг. до н. э. Китайские летописи упоминают о двух незначительных кометах, наблюдавшихся на небе за эти годы, а греческие, римские и вавилонские источники об этом хранят молчание - по крайней мере, там нет даже намека на подобное небесное явление, описанное св. Матфеем.

Имеются и другие версии астрономического объяснения Вифлеемской звезды. Метеоры («огненные шары»). Огненные полосы, образующиеся при сгорании метеоров в верхних слоях атмосферы, - очень красивый феномен, но его продолжительность в лучшем случае только несколько секунд; волхвы не успели бы даже собрать вещи в дорогу, не говоря уже о продолжительном путешествии.

Появление новой звезды - весьма редкое явление, происходящее приблизительно один раз в несколько столетий. Во временном интервале, принятом для рождения Христа, есть одна яркая новая звезда, о которой есть упоминания в китайских астрономических записях, но она не привлекла внимания в греко-римском мире. И хотя вспышка новой звезды может наблюдаться на протяжении нескольких недель, в ней отсутствуют качества, которые необходимы для сложных астрологических расчетов и предсказаний: она просто появляется, а потом исчезает. К тому же новая звезда не может перемещаться по небу, а тем более «указать» на определенное место.

Между тем одним из небесных феноменов, всегда представлявших интерес для астрологов, является астрономическое соединение планет. Это происходит, когда две или несколько планет с точки зрения земного наблюдателя сходятся довольно близко друг с другом, порой даже сливаясь в одно целое и создавая впечатление яркой «звезды». Могла ли Вифлеемская звезда возникнуть в результате астрономического соединения?

Возможность такой связи впервые предложил Иоганн Кеплер (1571–1630), великий математик и мистик, один из основоположников современной астрономии. В ночь на 17 декабря 1603 года Кеплер в телескоп наблюдал за движениями Юпитера и Сатурна, приближавшихся к точке астрономического соединения (в скором времени после этого к ним присоединился и Марс). А спустя два года Кеплер наблюдал сверхновую звезду, вспыхнувшую в созвездии Змееносца.

Памятуя о старинном раввинском комментарии к книге пророка Даниила, где говорится о том, что соединение Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб имеет особенное значение для народа Израиля, Кеплер предположил, что волхвы могли стать свидетелями такого события.

Расчеты Кеплера показывали, что такое соединение должно было произойти в 7 году до н. э. Он пришел к выводу, что это была дата непорочного зачатия, а Рождество состоялось в 6 году до н. э.

Потребовалось почти 60 лет, чтобы рассеять миф о кеплеровской теории планетного происхождения звезды Рождества. Детективная работа, проведенная д-ом Кристофером Уолкером из Британского музея в сотрудничестве с профессором Абрахамом Саксом, американским ученым, переводчиком вавилонских астрономических текстов, привела к абсолютно другому открытию. Вавилонские тексты были скорей предсказаниями, а не наблюдениями. В любом случае, вавилонские астрологи той эпохи могли предсказывать астрономическое соединение планет за несколько лет до этого события. Но, как показали Уолкер и Сакс, хотя в текстах весьма подробно предсказаны движения Юпитера и Сатурна, там не упоминается о астрономическом соединении.

1980 год – д-р Никос Коккинос предложил абсолютно другую хронологию жизни Иисуса. Детальное исследование римских источников и Нового Завета показывает, что Христа распяли в 36 году от Р.Х. (а не в 33-м, как принято считать).

Предстояло выяснить, сколько лет было Христу в тот год, когда Он был распят на кресте. Счтается, что Иисус Христос был довольно молодым человеком, в возрасте от 30 до 40 лет. По мнению Коккиноса, это звучит неправдоподобно. Чтобы человека могли считать рабби (религиозным учителем) в древнееврейском обществе, он должен был достигнуть не менее чем 50-ти летнего возраста. Многие другие свидетельства приводят нас к такому же выводу.

Например, епископ Ириней во II веке н. э. утверждал, что Иисусу было около 50-ти лет, когда Он начал учить людей. (Ириней был учеником Поликарпа, знавшего людей, которые говорили, что своими глазами видели Иисуса Христа.) Но самое недвусмысленное указание содержится в Евангелии от Иоанна (8:57), где сказано, что Христу «нет еще 50-ти лет». В другом отрывке из св. Иоанна Иисус сравнивает свое тело - а на самом деле свою жизнь - с Иерусалимским храмом, который строился «46 лет».

Но ни один из трех сменявших друг друга Иерусалимских храмов не строили так долго. По мнению Коккиноса, Христос говорил, что они с храмом одного возраста - т. е. обоим было по 46 лет. Строительство храма, стоявшего в Иерусалиме во время жизни Христа, закончилось при царе Ироде в 12 году до Р.Х. Прибавив 46 лет, получаем 34 г. от Р.Х. - первый год Христовой проповеди, согласно Коккиносу. Отсюда следует, что Христос был распят в 36 г. от Р.Х. в возрасте 48 лет!

По этой теории, Иисус Христос родился в 12 году до Р.Х. Если Коккинос прав, то мы можем с легким сердцем отказаться от всех теорий астрономического соединения звезд или планет для объяснения Вифлеемской звезды. Только после того, как он обосновал датировку 12 года до Р.Х., Коккинос заметил совпадение этой даты с появлением на небе кометы Галлея в 12–11 гг. до Р.Х.!

Согласно новой датировке, комета Галлея становится идеальным кандидатом на роль Вифлеемской звезды. Это было ясное знамение, которое появлялось дважды и двигалось по небосводу, направляя волхвов. Хвост кометы вполне мог указывать на Вифлеем точно так же, как в 66 году от Р.Х. (во время следующего визита кометы Галлея), когда в ней увидели «гигантский меч» в небесах, угрожающе нависший над Иерусалимом.

Детальная компьютерная проработка движений кометы, которую видели в Риме, Парфии и Иерусалиме в 12–11 гг. до Р.Х., могла бы в конце концов подтвердить эту идею. Теперь, 7 столетий спустя, мы наконец узнаем, был ли прав великий Джотто, в порыве вдохновения изобразивший на своем полотне комету Галлея над яслями в Вифлееме.