Восемь главных реликвий христианства. Саван из маноппелло это подлинный плат святой вероники Лик из Манопелло

В том, что большинству современных читателей вряд ли знакомо имя замечательной немецкой писательницы Гертруд фон Лефорт, их собственной вины определённо нет. Просто в своё время советская книжная индустрия, широко печатавшая Томаса Манна, Райнера Рильке и Германа Гессе, не решалась издавать книги прочно стоящей в одном ряду с этими классиками германской литературы, фон Лефорт. Вряд ли в коммунистическую систему ценностей благополучно вписалась бы автор-баронесса, да ещё и доктор богословия! И уж конечно, её тексты, все как один, написанные с позиций глубоко верующей христианки, не могли появиться в стране, где за веру открыто преследовали. Только в начале двухтысячных годов произведения Гертруд фон Лефорт наконец-то появились на русском языке: в издательстве Ивана Лимбаха вышли несколько томов её поэзии и прозы, в том числе - замечательный роман «Плат святой Вероники».

Написанный в лучших традициях позднего немецкого романтизма, он представляет собой увлекательный философско-психологический экскурс в глубины человеческой души. Однако при этом произведение не превращается в отвлечённо-беспредметное повествование. В нём всё вполне конкретно и чётко. Есть яркие, характерные герои: юная девушка по имени Вероника - сирота, оставшаяся без матери и никогда не видевшая своего отца. Бабушка, у которой Вероника живёт на воспитании - светская интеллектуалка, харизматичная личность, влюблённая в искусство. Тётя Вероники, набожная молодая женщина. Добрая и отзывчивая служанка Жаннет. А ещё есть Рим - Вечный город, в котором все эти разные и по возрасту, и по характеру женщины живут. Рим выступает отдельным персонажем, которого Гертруд фон Лефорт в романе «Плат святой Вероники» выписывает едва ли не филиграннее, чем всех остальных. Колизей, Форум, храм Святого Петра, древние церкви и бесконечные руины, хранящие в себе дух тысячелетий, встают перед взором читателя словно наяву. На их фоне и разыгрывается удивительная история чудесного превращения юной дикарки в душу, однажды расслышавшую сквозь толщу житейских перипетий тихий Божий призыв.

Это случилось на предпасхальной Страстной неделе когда, случайно попав в собор святого Петра, юная Вероника увидела выставленное там полотно - плат святой Вероники, той самой, которая подала идущему Крестным путём Спасителю кусок ткани, чтобы Он утёр Своё израненное лицо. Дальше события будут развиваться самым неожиданным для читателя образом; за страницами философских размышлений последуют крутые сюжетные повороты и неожиданные перемены в характерах персонажей. Тончайшие движения их душ, настроений, чувств и даже мыслей писательница передаёт настолько реалистично, что само повествование как будто дышит и кажется живым.

«Как много можно сделать даже тогда, когда кажется, что совсем ничего нельзя сделать!» - мудро замечает Гертруд фон Лефорт устами одной из своих героинь, приводя читателя, в конце концов, к одной простой, но замечательной мысли о том, что даже в самых нелёгких обстоятельствах ни в коем случае нельзя отчаиваться. И тогда Сам Господь вмешается в ход нашей жизни, и навсегда останется в нашем сердце, как запечатлел Он тысячелетия назад Свой облик на Плате святой Вероники.

I

В один из последних годов правления императора Тиверия случилось, что бедный виноградарь с женой поселились в одинокой хижине на высотах Сабинских гор. Они были чужестранцами и жили в полном уединении, и никто не посещал их. Но однажды утром, когда виноградарь открыл дверь своей бедной хижины, он увидел, к своему большому удивлению, сидящую на её пороге старую, сгорбленную женщину. Она была закутана в ветхий серый плащ и казалась на вид совсем нищей. И, однако, когда она поднялась ему навстречу, в осанке её было столько горделивого достоинства, что виноградарю невольно вспомнились рассказы о том, как богини иногда принимают образ старой женщины, чтобы не узнанными посетить жилища человека.

– Друг мой, – сказала она. – Не удивляйся тому, что я проспала сегодняшнюю ночь на пороге твоей хижины. В этой именно хижине когда-то жили мои родители, здесь почти девяносто лет тому назад родилась я. Я думала, что она пуста и необитаема, я не рассчитывала найти в ней людей.

– Меня нисколько не удивляет, что ты думала найти эту хижину заброшенной и давно покинутой, она стоит так высоко среди этих обнажённых скал, – ответил хозяин хижины. – Но мы с женой прибыли из далёкой страны, мы – чужестранцы, и не могли найти более удобного жилья. Но как могла ты, несмотря на свой преклонный возраст, совершить такой утомительный путь. Ты, конечно, голодна, томишься жаждой и устала, для тебя лучше, что в этой хижине оказались люди, а не дикие волки Сабинских гор. Ты найдёшь у нас ложе, где можешь отдохнуть, кружку козьего молока и ломоть хлеба, которые ты, надеюсь, не откажешься принять.

Едва заметная усмешка пробежала по лицу старухи, но была так мимолётна, что не успела даже рассеять выражения глубокой скорби, которое отражалось на её всё ещё красивом лице.

– Я провела всю свою молодость на этих пустынных горах, – сказала она. – Я ещё не забыла искусства, как выгнать дикого волка из его логовища.

И она казалась ещё такой сильной и крепкой, что виноградарь нисколько не усомнился в том, что она, несмотря на свои годы, обладает достаточной силой, чтобы справиться с хищным лесным зверем.

Виноградарь повторил своё приглашены, и старуха вошла в хижину. Она присела к столу, за которым ели эти бедные люди, и без колебания разделила с ними скромную трапезу. Но, несмотря на то, что она казалась вполне довольной и удовлетворенной куском простого хлеба, размоченным в молоке, и мужу и жене все время казалось, что она привыкла к совершенно иной пище.

«Откуда могла появится такая странная путешественница? – Спрашивали они себя, глядя на гостью. – Она, вероятно, гораздо чаще едала фазанов на серебряных блюдах, чем пила молоко из глиняных чашек».

Иногда старуха поднимала голову и осматривалась кругом, как будто стараясь припомнить, какой была хижина раньше. За долгие годы убогая хижина мало изменилась; всё те же глиняные стены, земляной пол; старуха даже показала своим хозяевам сохранившиеся ещё со времени её детства на одной из стен незатейливые изображения собак и оленей: это её отец забавлял рисунками своих малых детей. А на высокой полке, под самым потолком, старуха нашла черепки глиняного кувшина, в котором она девочкой носила молоко.

Но муж и жена, несмотря на слова старухи, продолжали думать про неё, как и раньше:

«Может быть, она, действительно, родилась и провела детство в этой хижине, – думали они, – но потом в её жизни случилось что-то совсем другое, и она занималась всю жизнь не тем, что доила коз и приготовляла сыр».

Они замечали также, что старуха часто уносилась мыслями куда-то далеко и так углублялась в них, что не замечала своего долгого молчания, а, когда приходила в себя, тяжко вздыхала и становилась ещё печальнее.

Наконец она встала из-за стола, ласково поблагодарила за гостеприимство и направилась к двери.

Но когда старуха подошла к порогу, она показалась виноградарю такой одинокой, жалкой и беспомощной, что он снова окликнул ее:

– Мне кажется, – сказал он, – что ты шла сюда не с тем, чтобы так скоро снова уйти. Если ты, действительно, так бедна и одинока, как кажешься, ты, наверное, хотела прожить в этой хижине весь остаток твоих дней. Ты уходишь потому, что мы с женой живем здесь?..

Старуха не стала отрицать, что он верно угадал.

– Эта хижина так долго была необитаема, что ты имел полное право завладеть ею, однако, – ответила старуха, – она принадлежит тебе столько же, сколько, и мне. Я не имею никаких оснований считать её своей и гнать тебя.

– Но эта хижина принадлежала твоим родителям, – возразил виноградарь. – Ты имеешь на неё гораздо больше прав, чем я. К тому же ты стара, а мы молоды. По справедливости, ты должна оставаться тут, а мы уйдём и поищем себе другого жилья.

Когда старуха услышала эти слова, – она была глубоко поражена. Она отступила от порога, подошла к виноградарю и стала внимательно вглядываться в его лицо, как будто не могла понять смысла его слов.

Но тут вступила в разговор молодая жена.

– Если бы я могла высказать свое мнение, я сказала бы, – начала она, – что надо спросить эту старую женщину: не хочет ли она смотреть на нас, как на своих детей, позволить нам остаться у неё и заботиться о ней. Какая польза была бы ей от того, что мы возвратили бы ей эту хижину, а сами ушли? Ей, одинокой, было бы страшно в этой горной пустыне. И как добывала бы она себе пропитание? Мы поступили бы с ней в этом случае так, как будто обрекали на голодную смерть!

Старуха в изумлении смотрела на мужа и жену и слушала их слова:

– Почему вы так говорите? Кто научил вас таким мыслям? Ведь я вам совершенно чужая! Почему оказываете вы мне такое милосердие?

Тогда ответила ей жена:

– Потому, что мы сами встретили в жизни Великое Милосердие!

    Доктор Генрих Пфайффер, S.J., профессор христианской истории искусств Папского Григорианского университета в Риме пришёл к заключению, что судáриум из Манопелло на самом деле является пропавшей из Ватикана «Вероникой» («Vera Icon» - «Вероника»).

Платок с ликом Иисуса Христа

Сравнение Туринской плащаницы и судáриума Христа из Манопелло

   Со времени раннего христианства до нас дошли устные и письменные свидетельства о полотне, на котором изображён лик Христа. Вуаль из Камулии, Мандилион, Acheiropoíetos, Спас Нерукотворный, Вероника или Святой Лик - множество кажущихся таинственными наименований, часть которых использовалась также для названия ранних икон, усложнило поиски следов в документах, легендах и поэзии. Вдобавок к тому, в гробе Христа после Его воскресения находилось несколько тканей, ибо Иоанн в своём пасхальном Евангелии ясно пишет не только о льняных пеленах в множественном числе, но также о свитом (или сложенном - греч. entylisso) платке для вытирания пота:

    «И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошёл во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте». (Ин 20, 5-7)

Об изображениях на пеленах упомянуто не было. Любое упоминание о них могло спровоцировать уничтожение пелен в иудейском Иерусалиме, поскольку по иудейским законам о чистоте любой предмет из могилы считался особенно «нечистым», а также из-за того, что эти образы нарушают ветхозаветный запрет на изображения.

Следующие примечания упоминают только о тех исторических ссылках, относящихся к периоду почти двух тысяч лет, которые могли быть применены к судариуму из Манопелло. Некоторые из них отнесены к ней, так как они указывают на её небольшой в сравнении с Туринской плащаницей размер (24 х 17.5 см. против 437 х 111 см.).

Существует предположение о том, что погребальный платок после смерти Иисуса Мария взяла с собой сначала в Эфес. Грузинский текст шестого века утверждает, что она получила из рук Господа картину с прекрасным ликом Её Сына, появившегося на погребальных пеленах, и что Она ставила его в сторону востока для молитвы.

Разнообразные легенды гласят, что царь Авгарь V из Эдессы (4 г. до н.э.- 7 г. н.э. и 13-50 гг. н.э.) получил кусок ткани с портретом Христа. Согласно историческим хроникам, эта ткань находилась в Эдессе (сегодеяшняя Турция) в течение 400 лет. Во время осады города персами в 544 г. её извлекли из хранилища в стене, что привело к спасению города.

С той поры портрет был известен в Византийской империи как Мандилион (mindil по-арабски значит «ткань»). Его стали называть также вуалью из Камулии - после того, как он был в 574 году привезен из этого города в Константинополь.

В шестом веке из Мемфиса (Египет) пришло сообщение, что там находилась льняная ткань, на которой Иисус, вытирая Своё лицо, оставил его отпечаток. Его изображение было почти невозможно рассмотреть, потому что оно постоянно изменялось. Это свойство напоминает о судариуме из Манопелло. В конце 19-го века в этом же районе Египта было найдено большое число портетов подверженных мумификации умерших; эти изображения считаются предшественниками икон.

В 586 году Феофилакт Симокатт описал ткань как произведение божественного искусства, в котором не участвовали ни руки ткача, ни кисть художника.

Около 594 года Евагрий Схоластик в своих хрониках описал образ Христа из Эдессы как «образ, сотворенный Богом без рук человеческих», и вуаль из Камулии была также известна как Acheiropoíetos («нерукотворный образ»).

В период с 574 года по приблизительно 700-й Acheiropoíetos (нерукотворный образ) был имперским знаменем в Константинополе и использовался для поднятия боевого духа в войсках.

В конце седьмого начале восьмого века стало небезопасно хранить вуаль в Константинополе, и её перевезли в Рим, где ей дали название «Вероника». Реликвия хранится в Ватикане с 1204 года.

Кража вуали Вероники

    Пустая рама от вуали Вероники с разбитым стеклом из горного хрусталя в сокровищнице базилики святого Петра

   Повреждённая венецианская рама и разбитый горный хрусталь - рама, в которой между двумя стёклами «Вероника» хранилась до 17 века, находится в сокровищнице Собора Святого Петра. Её размеры указывают на то, что рама была приготовлена для судариума из Манопелло, а не для тёмной, непрозрачной реликвии, почитающейся как вуаль Вероники в Ватикане, и которую могут видеть вблизи только немногие избранные. Это одна из причин, по которой сейчас ставится под сомнение тот факт, что подлинная вуаль Вероники по сей день находится в Ватикане.

Утрата вуали Вероники произошла в историческом контексте раннего Нового времени, отмеченного Реформацией и Контрреформацией с их значительными последствиями для всего общества и потрясениями в результате религиозных войн:

18 апреля 1506 года был заложен первый камень Собора Святого Петра. Сегодня он находится под колонной святой Вероники, в тайнике которой должна была надежно храниться ценная реликвия. Строительство церкви Святого Петра было отчасти профинансировано за счет продажи индульгенций, что привело к тезисам Лютера и Реформации. Согласно «Relatione historica», исторической хронике, написанной Донато да Бомба, в год закладки первого камня доктор Джакомо Антонио Леонелли получил изображение Святого Лика, «Il Volto Santo», от паломника в Манопелло.

В 1527 году произошло разграбление Рима («Sacco di Roma») наемными солдатами и ландскнехтами, после которого различные свидетели того времени говорили об утрате вуали Вероники. Однако вуаль выставлялась еще несколько раз до начала 17 века: в 1533, 1550, 1575, 1580 и 1600 годах.

    В 1606 году ларец с вуалью был перенесен в новый Собор Святого Петра в Риме, а в 1608 году старая часовня, в которой она хранилась до этого, была снесена. В одной из хранящихся в городе Л’Акуила копий «Relatione historica» есть сделанная другим шрифтом пометка о том, что в том же году супруг Марии Леонелли похитил святое изображение из дома своего тестя.

   «Opusculum» 1618 и 1635 годов

На титульном листе «Opusculum de Sacrosanto Veronicae Sudario» («Маленький опус о священном платке Вероники»), хранящемся в сокровищнице старой церкви Святого Петра, построенной Якопо Гримальди в 1618 году (возможно, на 2-3 года позднее), Святой Лик изображен с открытыми глазами. На дословном списке, датируемом 1635 годом, лицо изображено с закрытыми глазами, что указывает на Туринскую плащаницу как на изначальный источник изображения. С 1616 года право на копирование изображения на вуали Вероники было сохранено только за канониками Святого Петра, которые изображали лик с закрытыми глазами. В 1628 году после уникальной «отзывной кампании» были даже уничтожены копии, изготовленные ранее.

В 1618 или 1620 году - в этом две версии «Relatione historica», находящиеся в Л’Акуила и Манопелло, расходятся - платок для вытирания пота приобрел Донато Антонио де Фабритиис. Европа стояла на пороге Тридцатилетней войны, в которую с самого начала были втянуты итальянские княжества и Святейший престол, хотя этому факту историки уделяли довольно мало внимания. В 1620 году после двухлетнего строительства в Манопелло был открыт монастырь капуцинов.

Согласно «Relatione historica» Де Фабритиис передал судариум капуцинам в 1638 году. Исторический отчет об этом был написан в 1645 году, в следующем году публично зачитан вместе с дарственной грамотой, и судариум был впервые выставлен для публики.

Остается неизвестным, в какой момент и при каких обстоятельствах вуаль Вероники была утрачена в Риме и попала в Манопелло. Без сомнения, Ватикан не был заинтересован в обнародовании утраты вуали ввиду большого числа паломников. Возможно, в «Relatione historica» указана более ранняя дата прибытия Volto Santo (Святого Лика) в Манопелло с целью защиты от требования возврата или уничтожения. Может быть, в это место принесли его капуцины, которые, будучи нищенствующими монахами, могли перемещаться по стране, не опасаясь разбойников.

Монастырь в Манопелло очевидно был построен, чтобы принять под свой кров судариум, который согласно «Relatione historica» в этот момент еще не был во владении капуцинов. Алтарный ретабель сохранившегося в своем изначальном виде и некогда аналогичного по своему строению монастыря в Пенне увенчан крестом, в то время как на алтарном ретабеле в Манопелло, который сейчас находится в сокровищнице монастыря, возвышается фигура воскресшего Христа. Бывшая часовня святой Вероники сейчас закрыта, поскольку помещение было необходимо для приема паломников. Сегодня лишь темное оконное стекло, через которое в церковь даже не попадает свет, указывает на пустое пространство.

    Судариум, очевидно, был замурован в одну из колонн, отделяющих хоры от пресвитерия. Интересно, что сегодня на этом месте торжественно располагается картина, на которой изображена передача Volto Santo капуцинам. В 1686 году судариум был перенесен в дарохранительницу с тремя замками, которую можно было открыть только в момент одновременного присутствия на месте главы города, настоятеля общины Манопелло и настоятеля ордена капуцинов, каждого со своими ключами. Если бы притязания капуцинов на владение судариумом были неоспоримыми, как об этом говорится в «Relatione historica» и дарственной грамоте, то судариум не пришлось бы замуровывать, а капуцины владели бы правом единоличного доступа.

В 1714 году Volto Santo поместили в раму. Изображение получило свой алтарь в бывшей часовне святой Марии с железной дверью, которую можно было поднимать и опускать. В 1718 году папа Климент XI жаловал паломникам к Volto Santo отпущение грехов на семь лет, хотя со стороны Ватикана не было предъявлено никаких притязаний на владение изображением. Лишь в 1923 году Volto Santo обрел свое нынешнее место на главном алтаре.

Мифы, предания и легенды

   Неисчислимые подробности Крестного пути сообщают нам и о сострадании Вероники, отёршей платком кровь и пот с лица Иисуса Христа на Его пути на Голгофу - Его образ запечатлелся тогда на этом платке. В действительности это легенда, которая появилась только в 12 веке. Имя «Вероника» составлено из vera, лат. «истинная», и eikon, греч. «образ» - «истинный образ». Эта аллегория, этот символ, основывался, вероятно, на имени упоминающейся в разных Евангелиях женщины (Berenike), которая была исцелена от кровотечений после прикосновения к одеждам Иисуса.

Однако в сознании людей существование отпечатка лика Иисуса Христа на полотне было укоренено уже намного раньше.

Согласно легендам, царь Авгарь V из Эдессы (4 г. до н.э. - 7 г. н.э. и 13 - 50 гг. н.э.) получил портрет Христа от посланника - вероятно, от Иуды Фаддея, апостола и двоюродного брата Иисуса. Царь попросил об образе, чтобы исцелиться от болезни. Один из источников датированный около 400 года, сообщает, что портрет был нарисован художником, другой, датированный между 609 и 726 годами, описывает изображение как проявившееся при сушке сложенной вчетверо ткани (tetrádiplon), после того, как оказалось, что художник не был в сосотоянии изобразить Иисуса. Складки от сложения вчетверо видны на судариуме из Манопелло.

Есть параллели между легендами, окружающими царя Абгара и ранней версией легенды о Веронике, в которой она попросила Иисуса о портрете и тем самым посодействовала исцелению императора Тиберия (42 г. до н.э. - 37 г. н.э.).

Мотив образа, проявившегося при сушке ткани , присутствует также в легенде, которая бытовала в Камулии недалеко от Эдессы в период с 284 по 305 годы, во время гонений на христиан, а также в сообщении из Мемфиса, датируемого шестым веком.

По легенде, которая, должно быть, появилась между 560 и 574 годами, язычница нашла в ручье образ Господа, нарисованный на льняном холсте. Когда она вынула ткань из воды, та не была влажной. Такое могло случиться, если ткань была из биссуса, из которого соткан судариум из Манопелло. Она накрыла ткань своим плащом, и образ появился также на нём. Несомненно, в то время известен был факт существования нескольких платков с образом Христа.

Погребальные пелены Христа

Плат для впитывания крови из Овьедо в северной Испании, святой чепец из Каора, Туринская плащаница, платы из Корнелимюнстера - значительное число реликвий из ткани связаны с погребением Иисуса. В своём пасхальном Евангелии апостол Иоанн упоминает в дополнение к погребальным пеленам (во множественном числе) также «свитый» (или сложенный - греч. «entylisso») платок для вытирания пота:

    «И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб. Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте». (Ин. 20: 5-7)

В древности было обычным делом использовать несколько кусков ткани в иудейских обрядах погребения. В тексте о воскресении Лазаря также упоминаются погребальные пелены и платок:

   «И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком». (Ин. 11: 44)

Как уже когда-то у египтян, лицо умершего покрывалось прозрачной вуалью из биссуса, так что при погребении оно оставалось видимым. Однако из-за сильного кровотечения платок из биссуса нельзя было наложить на лицо Христа сразу, следуя этой традиции, поскольку эта ткань не впитывает жидкость.

   Туринская плащаница и плат для впитывания крови из Овьедо (северная Испания) подвергались тщательным научным исследованиям. Следы крови на пятнах на обеих тканях принадлежала умершему мужчине, имевшему группу крови AB.

    Согласно еврейскому преданию, кровь священна, так как её считают вместилищем жизни и средством искупления. При погребении вся кровь должна быть собрана и захоронена вместе с телом. Для этого платок для впитывания крови из Овьедо был наложен на голову сразу после наступления смерти и во время снятия тела с креста приложен в двух положениях на рот и нос. На реликвии просматриваются очертания руки, которая надавливала на ткань. Затем на голову был надет состоящий из восьми слоев марли святой чепец, который хранится в Каоре (Франция) и который служил для фиксации нижней челюсти. Затем все тело было обернуто в Туринскую плащаницу .

    Святой чепец из Каора

   «И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею» (Мт. 27:59). Без сомнения, практичность использования не была единственным критерием при выборе погребальных тканей. Важно было и их качество как знак оказания особых почестей умершему. Это касается и большого, изготовленного из биссуса платка для вытирания пота (размером около 6,50 x 3,50 м), и богато украшенного погребального полотна. Оба хранятся в Корнелимюнстере.

Три платка, которыми покрывали лицо, символизируют Triduum Sacrum, Пасхальное Триденствие: платок для впитывания крови из Овьедо - страдания и смерть в Страстную Пятницу, Туринская плащаница - покой после погребения в Великую Субботу, а судариум из Манопелло - момент воскресения в Пасхальное воскресенье.

Судариум Христа из Манопелло

   В холмах у подножия горного массива Маджелла в Италии, в регионе Абруццо находится городок Манопелло. В этом удаленной местности хранится бесценная реликвия - вуаль с образом лика Иисуса Христа.

   В течение почти четырехсот лет этот судариум или платок для вытирания пота давал утешение и надежду только небольшому числу верующих, оставаясь сокрытым от остального христианского мира. Тем временем появлялось все больше знаков того, что это истинное изображение, которое должно бы находиться в Риме в Соборе Святого Петра.

   Завуалированный, заслонённый, открытый - Даже сама природа судариума намекает на её загадочный, таинственный характер: прозрачная вуаль, образ Иисуса Христа на которой кажется постоянно изменяющимся в зависимости от изменения освещения. Только во время процессий при дневном свете проявляется всё его богатство. Известные художники пробовали воссоздать этот эффект мерцающего лика, но это оказалось невозможным даже для современной фотографической техники. Более того, судариум сделан из специфичного материала - биссуса (виссона), легендарной ткани древнего мира, «вечного» материала, выдержавшего 2000 лет после смерти Иисуса. Волновавший ранних христиан вопрос, как лик Иисуса мог появиться на судариуме, является загадкой также сейчас.

Ткань из биссуса («морского шёлка»)

    Кьяра Виго из Сардинии , последняя ткачиха, умеющая ткать из биссуса, подтвердила 1 сентября 2004 года в Манопелло, что судариум сделан из биссуса (др.-греч. βύσσος — «виссон, тончайшее полотно»). Она была удивлена изысканным плетением. Этот материал также известен как «морской шёлк», поскольку его делают из прочных белковых нитей моллюска pinna nobilis , которыми он прикрепляется к камням. Биссус окрашивается очень немногими красителями, но на нём нельзя ничего нарисовать . Он не впитывает воду и не горит, устойчив к воздействию многих химикатов. Bолокна могут сохранять свет наподобие того, как информация сохраняется на компьютере .

    Оригинал

    Удивительное свойство Плата - он прозрачен. Лицо отчетливо вырисовывается с обеих сторон как на слайде

Лицом к лицу

   Миндалевидные глаза , изогнутые брови, длинный тонкий нос, приоткрытый рот - такое лицо открывается тем, кто смотрит на судариум. Гармоничное лицо, обрамлённое длинными волосами и тонкой бородой, со лбом, увенчанным короткой прядкой. При детальном осмотре заметна припухлость на правой щеке.

Раны, о которых можно судить по следам крови на Туринской плащанице, кажутся покрытыми струпьями. Тень подо ртом указывает на ослабевание черт лица перед ликом смерти. Тем не менее, рот не просто открыт - губы сложены так, как будто произносят «А», «Abba», на арамейском это означает «отец».

    Благодаря особым свойствам материала, на котором изображен лик - тонкой, прозрачной ткани размером 24 x 17,5 см, рисунок в зависимости от освещения и перспективы как будто меняется. Иногда один зрачок становится больше, чем другой, как будто в результате удара он утратил способность приспосабливаться к освещенности. Об этом говорит и видимое скопление жидкости под радужкой:

    Иногда даже кажется, что направление взгляда меняется:

Удивительным образом рисунок виден на обоих сторонах ткани, однако с каждой стороны он разный. Если смотреть на него с алтаря, то Иисус кажется смеющимся победителем смерти.

Так же, как и на Туринской плащанице, на судариуме не было найдено пигментов. Однако цвета на судариуме меняются от оттенков коричневого до сланцевато-серого и золотисто-желтого. Розовый оттенок на лбу создает впечатление о только что возвращенном к жизни. При ярком свете вуаль становится белой, и образ на ней перестает быть виден. Цвета на судариуме Христа становятся видимыми с помощью рефракции и интерференции света, подобно цветам радуги и раскраске крыльев бабочки.

Биссус и чистый лён

   Первая фотография Туринской плащаницы опубликованная в 1898 году, показала, что её можно сравнить с фотографией-негативом. Судариум из Манопелло, напротив, больше похож на диапозитив. Однако, они не являются фотографиями. На Туринской плащанице изображен мёртвый человек, а на судариуме - живой, с отметинами перенесённых мучений.

Монах-капуцин Доменико да Чезе (1905-1978) распознал совпадающие черты лица на судáриуме и на Туринской плащанице . Определив совпадающие точки-ориентиры, сестра-траппистка Бландина Пасхалис Шлёмер, фармацевт и иконописец из Германии, разработала технику наложения - суперпозицию, и, основываясь на согласованности изображений, доказала, что на обеих тканях изображен один и то же человек. Позже она применила этот технический приём к платку для впитывания крови из Овьедо, получив тот же результат


1. Левый зрачок

2. Нижнее веко левого глаза

3. Правый зрачок

4. Гематома на сломанной переносице

5. Колотые раны от терниев на левой щеке, на правой брови и в углу правой глазницы

6. Правая ноздря

7. Левая, поврежденная ноздря

8. Поперечная и дугообразная линии в левом углу рта

9. Зубной ряд, последний видимый зуб на челюсти

10. Ранение на нижней губе

Сравнение плата из Овьедо и судариума Христа из Манопелло

Места наиболее заметного совпадения

1. Порез между двумя зубами, видимыми на судариуме

2. Прокол от терниев на среднем конце левой брови

3. Пятно над повреждённой правой бровью

4. Диагональная линия, совпадающая со светло-красной линией на Volto Santo

5. Форма носа, искажённая от удара палкой. Видны параллельные темные линии и яркий треугольник вершиной вниз.

6. Горизонтальная линия, местами прерывающаяся, определяющая нижнюю границу перелома в середине носа

7. Содранный и придавленный кончик носа

8. Повреждение на верхней губе. Можно увидеть тёмные точки на прямой линии, проходящей немного над линией губ, и явное покраснение, распространённое вверх от этих точек, вероятно, являющихся местами проколов. Кроме того, само повреждение на верхней губе.

9. След жидкости, начинающийся точно в месте зрачка. Глаз, похоже, был повреждён терниями.

10. Повреждение от терниев на правой щеке в геометрической форме трапеции, направленной острым углом вниз.

    Оригинал страницы

   

По разным источникам, версия возникновения изображения возникла в период от XIII до XV в. в среде францисканских монахов. Благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Предположительно, имя Вероники при упоминании Нерукотворного образа возникло как искажение латинского выражения vera icon (истинный образ).

В западной иконографии отличительная особенность изображений Плата Вероники - терновый венец на голове Спасителя.

В честь Плата Вероники в своё время называлось ныне отменённое созвездие.

Сохранились реликвии, подлинность которых церковь считает возможной.

1. Одна из реликвий, именуемых «плат Вероники» хранится в соборе Святого Петра в Риме . Это тонкая ткань, в которой на просвет видно изображение Лика Иисуса Христа. Ватикан называет Плат Вероники самой ценной реликвией христианства, которая хранится в базилике Святого Петра. В 1628 году Папа Урбан VIII издал запрет на публичный показ плата, и с тех пор плат Вероники вынимается из колонны на всеобщее обозрение единственный раз в году - в пятую воскресную вечерю Великого Поста, - но время показа ограничено, и она показывается с высокой лоджии Столпа Святой Вероники. Приблизиться к реликвии разрешается лишь каноникам базилики Святого Петра.

2. Другая реликвия - плат из Манопелло, хранится в кафедральном соборе маленькой деревни в провинции Абруццо . Немецкий священник-иезуит, преподаватель искусства Григорианского университета в Риме Франк Генрих Фейфер, изучая плат, пришел к выводу, что он обладает необычными, можно сказать, сверхъестественными свойствами. Вуаль представляет собой небольшой кусок ткани размером 6,7 на 9,4 дюйма (примерно 17 на 24 см). Она почти прозрачная, красновато-коричневого цвета, на ней запечатлено лицо бородатого мужчины, никаких следов краски на ней нет. В зависимости от наклона лучей солнца, лицо то пропадает, то появляется, что в средние века само по себе считалось чудом. Кроме того, изображение есть с обеих сторон - то и другое абсолютно идентичны друг другу. Реликвия представляет собой смесь диапозитива и голограммы. На ней читается лицо человека средиземноморской наружности с разбитым лицом и сломанным носом. Такие детали, как тонкая борода и выщипанные брови, выглядят почти как фотография или, по крайней мере, негатив. При тусклом освещении изображение теряет цвет, отпечатки становятся темнее и черты лица Христа выглядят такими, как у покойника. Если повернуть изображение против дневного света, оно исчезает, а когда за ним наблюдаешь со стороны алтаря, выражение глаз на лице Иисуса меняется, и он как будто смотрит вбок. Вуаль сделана из виссона . Многие исследователи склоняются к мнению, что именно этот плат является подлинным, в силу необыкновенного качества изображения, схожего лишь с Туринской плащаницей .

3. Ещё одна реликвия, - прямоугольный кусок полотна из льняного батиста . На полотне сохранились пятна крови, и запечатлены (иконописно) черты Святого Лика Иисуса Христа. Плат хранится в испанском городе Аликанте в монастыре Святого Лика (El Monasterio de Santa Verónica/ de Santa Faz), который находится в 5 км от города, у шоссе, в сторону Валенсии. Монастырь был построен в 1766 году. Здесь же находится крепостная башня XVI века. Каждый год в мае, более 50 000 паломников с посохами, украшенными веточками розмарина , приходят в монастырь на праздник Святого Лика (Santa Faz) воздать почести полотну со Святым Ликом Иисуса Христа, привезённым в 1489 г. в Аликанте из Рима.

Подобные изображения

В канонических Евангелиях прямо не описано появление ни одного из изображений. В неканонических источниках, кроме плата Святой Вероники, названы ещё два нерукотворных образа Иисуса Христа:

Лик из Эдессы (Спас Мокрая Брада, Спас Нерукотворный)

Согласно сирийским источникам IV века, нерукотворный образ Христа, позднее называемый Мандилион, был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгаря V Уккамы посланным им художником; Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Характерными особенностями Лика из Эдессы является то, что Иисус Христос вытирал полотенцем мокрое после умывания лицо, поэтому Его волосы и борода были мокрыми и разделены на три пряди: две пряди мокрых волос и одна прядь мокрой бороды. Лик из Эдессы называют также Спас Мокрая Брада.

Таким образом, согласно преданию, «Мандилион» стал первой в истории иконой. Льняной плат с изображением Христа долгое время хранился в Эдессе как важнейшее сокровище города. В период иконоборчества на Нерукотворный образ ссылался Иоанн Дамаскин , а в 787 году Седьмой Вселенский собор привёл его как важнейшее свидетельство в пользу иконопочитания . 29 августа 944 года образ выкуплен у Эдессы императором

Святой лик из Маноппелло

В сентябре 2006 года мировые СМИ сообщили, что совершил паломничество в Маноппелло – маленький итальянский городишко в 250 км от Рима. Дело в том, что в местном монастыре хранится реликвия, которую монахи и верующие считают легендарным «Платом Вероники». Эта реликвия стала известной здесь только в XVI веке.

Еще в 1999 году католический священник и ученый Генрих Пфайффер, известный исследователь , объявил, что обнаружил в Маноппелло подлинный Плат святой Вероники. Сегодня к такому мнению склоняются многие исследователи. Среди них немецкий исследователь и знаток Ватикана Пауль Бадде (Paul Badde) и кардинал Кельна Карл Мейсснер, близкий друг папы Бенедикта XVI. Пауль Бадде полагает, что во время бурных исторических событий подлинный саван из сокровищницы был похищен и вывезен из Рима в начале XVI века. Подобные утверждения основаны на ряде фактов. Так, по сохранившимся сообщениям тех, кто видел Плат в Ватикане до начала XVI века, на ткани проявился лик Христа с открытыми глазами. По общему мнению тех, кто видел реликвию позже, в том числе и в наши дни, глаза Спасителя закрыты. Кроме того, размеры полотна с ликом Христа больше хранящейся в сокровищнице Ватикана остекленной с обеих сторон рамки, из надписи на которой следует, что именно в ней до XVII века помещался Плат святой Вероники. Двойное остекление свидетельствует о том, что подлинную реликвию надо было рассматривать на просвет и с обеих сторон, чего нельзя сказать о ныне хранящейся в Ватикане.

Напротив, Плат, хранящийся в церкви Святого лика в Маноппелло, имеет размер 17 х 24 см и идеально подходит к рамке из ватиканской сокровищницы; изображение можно рассматривать с обеих сторон. Местную легенду о том, что реликвию в 1506 году принес в Маноппелло ангел и подарил знатному гражданину города, Пауль Бадде считает выдумкой, помогшей местным властям сохранить святыню от притязаний Ватикана, наверняка искавшего пропавший Плат Вероники. Ведь легенда провозглашала появление Плата Вероники в Маноппелло задолго до его исчезновения в Риме.

Исследуя основу Плата из Маноппелло, Бадде пришел к выводу, что это виссон – особая тончайшая ткань, белая или золотистая, в древности ценившаяся на вес золота. Так называли ткани из тонкого льна, а позже и «морской шелк», сырьем для производства которого служили нити длиной около 6 сантиметров, образующиеся при затвердевании биссуса – белкового секрета биссусовой железы двустворчатых моллюсков рода пинна. Одежду из такой ткани носили первосвященники, римские патриции, императоры. В виссон заворачивали мумии фараонов. Как говорят, виссон, на котором запечатлен Святой лик – это огнеупорный материал, невосприимчивый к воздействию эфиров, кислот, щелочей и воды, не поддается окраске.

Исследователи не нашли на Плате следов краски, а монахиня Бландин Пасхалис Шломер после длительных исследований заявила, что лик на саване из Маноппелло идентичен лику, запечатленному на Туринской Плащанице.

По мнению Генриха Пфайффера, тело положенного в гроб Христа было завернуто в Плащаницу, а сверху его лицо закрывал кусок ткани, находящийся теперь в Маноппелло. Поэтому на Туринской Плащанице проявилось негативное изображение, а на Плате Вероники – позитивное. Глаза у Христа открыты, поскольку изображение на Плате возникло в момент воскресения Господа (заметим, что, по распространенной версии, изображение на Туринской Плащанице также возникло в момент воскресения Христа в результате вспышки света, ожегшей поверхность волокон).

Формально Католическая церковь не признает изображение из Маноппелло Платом Вероники. Официальный Ватикан настаивает на том, что визит папы был «частным паломничеством», о котором Йозеф Ратцингер мечтал, еще будучи кардиналом.

Простое сравнение лика с Туринской Плащаницы и лика из Маноппелло заставляют сильно усомниться в идентичности последнего первому.

Как бы там ни было, исследования Плата из Маноппелло продолжаются. Ученым еще предстоит доказать, во-первых, что он является подлинным Платом Вероники, а хранящийся в Ватикане – лишь поздняя копия, заменившая утраченную реликвию; а во-вторых, что изображение на нем действительно нерукотворное. Пока что простое сравнение трех изображений: лика с Туринской Плащаницы, его реконструкции и лика из Маноппелло – заставляют сильно усомниться в идентичности последнего первому (ясно видно, что борода и усы лика на Плащанице заметно отличаются от образа из Маноппелло. У последнего также по центру лба изображена небольшая прядь волос, характерная для иконописных изображений Христа, авторы которых принимали за таковую кровавое пятно (его нет на реконструкции слева, но оно видно на лике в центре).

Существуют гораздо более веские основания считать, что подлинный сударь – небольшой плат, покрывавший лицо Христа после Его снятия с креста, хранится совсем в другом месте.

Этот сударь – отрез льняной ткани размером 84 х 53 см – хранится в городе Овьедо (Астурия, Испания). На нем нет никакого изображения, однако его поверхность обильно пропитана пятнами крови, смешанными с плевральной жидкостью и сукровицей.

В Евангелии рассказывается, что на третий день после распятия рано утром ученики не нашли тела Христа во гробе (пещере): войдя в гроб, апостол Петр увидел «одни пелены (ỏθόνια) лежащие и плат (σουδάριον, сударион, сударь), который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте» (Ин. 20: 6–7). Плат, или сударь, упоминается также и в эпизоде воскрешения Лазаря (см.: Ин. 11: 44).

У иудеев существовал обычай закрывать тканью лицо умершего, чтобы смягчить скорбь взирающих на него родных и близких. Очевидно, также поступили и со Христом. Вероятно, сразу после смерти Учителя в ожидании разрешения Понтия Пилата забрать и похоронить тело (об этом пишут все евангелисты – см.: Мф. 27: 57–61; Мк. 15: 42–47; Лк. 23: 50–56; Ин. 19: 38–42), Иосиф Аримафейский и Никодим накрыли лицо Христа куском ткани. Позже в погребальной пещере, где Мать Иисуса уже не могла видеть тело Своего Сына, сударь сняли с лица и отложили в сторону, а тело обернули в плащаницу.

Епископ Овьедо Пелагий (Pelagius, или Pelayo), занимавший эту кафедру с 1101 по 1129 год, описал историю сударя в «Книге даров», в которой перечисляются все подношения и дары, хранящиеся в соборе Сан Сальвадор – главном соборе столицы провинции Астурия. Там сказано, что первые шесть веков судариум вместе с другими христианскими реликвиями находился в . В 614 году Святой город был взят армией персидского шаха Хосрова II. Христиане успели перенести сударь в Александрию Египетскую. Впоследствии, при постоянном отступлении от персов, его перевозили все дальше вдоль северного африканского побережья. В Испанию судариум попал через порт Картахену в середине VII века. Побывав на хранении у Леандро, епископа Севильи, дубовая рака с реликвиями в 657 году оказалась в Толедо. Отступая от мавров, испанцы в 718 году вывезли судариум на север Испании, в Астурию, где еще остались не занятые арабами области. Священники прятали судариум в горной пещере Монтесакро, в десяти километрах от Овьедо, до тех пор, пока король Альфонс II не начал отвоевывать захваченные мусульманами земли. В 840 году он построил в своей столице Овьедо для хранения дубовой раки с реликвиями часовню Камара Санта (Святая палата). Позже вокруг маленькой часовни воздвигли собор Сан Сальвадор, в котором с тех пор и находится судариум. Особая дата в истории судариума – 14 марта 1075 года, когда король Кастилии и Леона Альфонс VI Храбрый вместе с сестрой донной Урракой открыли сундук с реликвиями. Перед этим они 40 дней постились и усердно молились.

В раке нашли старинный свиток, подтверждающий подлинность реликвий. Король велел оковать раку листами серебра и сделать на ней надпись: «Священный судариум Господа нашего Иисуса Христа». Записи об этой торжественной церемонии вместе с описью содержимого до сих пор хранятся в архивах собора.

В связи с углубленным исследованием Туринской Плащаницы судариум также обратил на себя пристальное внимание ученых. В частности, его подробно изучала специальная группа ученых из Испанского центра исследователей Плащаницы (Centro Espanol de Sindonologia), основанного в 1989 году. Оказалось, что между судариумом из Овьедо и Туринской Плащаницей существует самая непосредственная связь.

На сударе обнаружена пыльца шести растений, два из которых растут только в Палестине, а остальные – в Северной Африке и Испании.

Известный швейцарский ботаник и криминалист доктор Макс Фрей документально подтвердил путешествие тканого сударя в Испанию – от Иерусалима по северу Африки. Он нашел на сударе пыльцу шести растений, два из которых растут только в Палестине, а остальные – в Северной Африке и Испании. К примеру, один из видов чертополоха – Gundelia tournefortii, пыльца которого была найдена на судариуме, – растет на сравнительно небольшой территории между Ливаном и Иерусалимом и цветет накануне Пасхи. Именно из него, по мнению историков, был сделан терновый венец на голову Иисуса Христа. Пыльца того же чертополоха из Палестины есть и на Туринской Плащанице. Однако вместо пыльцы растений из Африки и Испании на Плащанице были найдены следы растений, произрастающих в Турции, Греции и Франции, что соответствует маршруту путешествия этой святыни.

Помимо пыльцы Фрей обнаружил на судариуме следы мирры и алоэ, которые тоже упомянуты в Евангелии от Иоанна (см.: Ин. 19: 39–40). Исследования показали, что нити, из которых соткан судариум, имеют тот же редкий тип Z-образного скручивания, как и основная ткань Туринской Плащаницы.

Ученые сумели восстановить картину событий с момента смерти до погребения человека, чье лицо покрывала эта ткань. Доказано, что сударь покрывал лицо и голову взрослого мужчины среднего роста нормального телосложения с усами, бородой и длинными волосами. Анализ коричневых пятен на судариуме свидетельствует, что человек находился в вертикальном положении с поднятыми над головой руками. Голова в момент смерти была наклонена под углом 70 градусов вперед и 20 градусов вправо, подбородок практически лежал на груди, а правая щека касалась правого плеча. Перед нами типичная картина распятия на кресте. В легких этого человека скопилось большое количество жидкости, состоящей из шести частей плевральной жидкости (pleural oedema) и одной части крови. Именно такой процесс происходит с человеком, которого распинают на кресте. Когда легкие наполняет жидкость и становится трудно дышать, человек пытается приподняться и перенести вес на прибитые гвоздем к столбу ноги. Постепенно его покидают силы, и наступает смерть от удушья. Впоследствии, когда тело двигают, плевральная жидкость истекает через ноздри. Следы такого типа и видны на сударе.

Большинство медицинских исследований судариума проводил доктор Хосе Виллалайн (Dr. Villalaín) в университете Валенсии. Он изготовил голову из стекла с целью моделировать процесс нанесения и высыхания пятен, а также чтобы вычислить время между их последовательным образованием. Исследования показали, что сударь дважды обернули вокруг головы в то время, когда распятый еще висел на кресте (об этом говорит тот факт, что пятна на одной стороне ткани гораздо ярче, чем на другой, куда они просочились позже).

На судариуме три группы пятен крови. Очень маленькие пятна первой группы расположены на затылке и являются следами тернового венца Иисуса Христа – из свежей, еще не свернувшейся крови. Пятна второй группы образовались примерно через час, когда тело сняли с креста и положили на землю, не меняя положения рук, на правый бок. Голова по-прежнему была повернута под углом 20 градусов направо, а лоб покоился на чем-то твердом. Тело пролежало в таком положении около 45 минут, которые, скорее всего, понадобились Иосифу из Аримафеи, чтобы сходить к Понтию Пилату за разрешением похоронить Иисуса. Затем тело подняли и понесли к пещере. Из-за резких движений и того, что ноги оказались выше головы, скопившаяся в легких жидкость стала выходить через нос. Кто-то (Иосиф или евангелист Иоанн, также присутствовавший при казни) несколько раз прижимал левой рукой к носу судариум, чтобы остановить ее. На ткани сохранился след его пальца. Так образовался третий слой пятен.

Пятна на сударе идентичны пятнам на Плащанице. Полное их совпадение подтвердилось и при компьютерном наложении изображений Плащаницы и судариума.

Алан Вангер (Alan Whanger), профессор университета Дьюка, сравнил пятна на судариуме и Плащанице с помощью метода полярного наложения образов и пришел к выводу, что 70 пятен на передней части ткани и 50 на задней абсолютно идентичны пятнам на Плащанице. Полное совпадение подтвердили и специалисты НАСА, наложившие компьютерное изображение Плащаницы и судариума друг на друга. Доктор Байма Боллоне (Baima Bollone) определил, что кровь на Плащанице и судариуме одной и той же четвертой группы – АВ. Антропологи установили, что , чье лицо накрывал судариум, обладал ярко выраженной внешностью иудея. То же самое можно сказать и о человеке, завернутом в Туринскую Плащаницу. На обеих тканях длина носа – ровно 8 см. Точность совпадения формы подбородка и бороды – поражает.

Вывод ученых однозначен: сударь и Плащаница покрывали Лицо Одного и Того же Человека. Отметим, что совершая датировку Туринского полотна по сударю из Овьедо, мы приходим к VII веку. С учетом всех связанных с сударем преданий – к I столетию. Это один из факторов, также опровергающих датировку Плащаницы XIII веком, полученную по радиоуглеродному методу.

4. Открытие тайны Мандилиона в XII веке

Пришло время вернуться в столицу Византии Константинополь, который мы временно покинули после принесения туда Мандилиона в 944 году и установления императором Константином VII Багрянородным 16 (29) августа особого церковного праздника Перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. Что же все-таки хранилось в столице империи: Мандилион (убрус, плат, платок) с нерукотворным отпечатком только лика Христа или Плащаница с отпечатком всего Его тела?

Считавший принесение Мандилиона в Константинополь счастливым предзнаменованием своего воцарения, побудил подданных к написанию «Повести об образе из Эдессы», которая была прочитана в виде проповеди в храме Святой Софии в первую годовщину прибытия образа в столицу империи. В «Повести» в частности говорилось, что «от Господнего лица необычайным образом отпечатлелся образ на ткани». Сама реликвия народу не показывалась, а хранилась в ковчежце в императорской коллекции в числе других десяти особо почитаемых святынь.

В XI веке появляются первые изображения оплакивания Христа, на которых Его тело рисовали полностью, как на Плащанице.

Я. Вильсон считал, что около 1025 года хранители Мандилиона впервые узнали, что реликвия несет на себе изображение не только головы Иисуса, но и всего Его тела (возможно, они решили заменить оклад, предположил он, или отремонтировать киот, в котором хранился Мандилион). Во всяком случае с конца XI века появляются описания хранящегося в императорской коллекции полотна, которое «обнаружено в гробе после Его (Христа) воскресения». Именно в это время появляются и первые картины, изображающие сцены оплакивания Христа, на которых Его тело рисовали полностью, как на Плащанице.

Это можно увидеть, например, в древнем «Венгерском молитвеннике», или «Кодексе Прайя» (Hungarian Pray Manuscript), хранящемся в Национальной библиотеке Будапешта. В него входят документы периода 1192–1195 годов и рисунки, сделанные до 1150 года. В эти годы Венгрия имела тесные связи с Византией, а византийская принцесса даже была венгерской королевой. На одном из рисунков изображено умащение благовониями снятого с креста Иисуса. При этом изображение тела Христа идентично изображению на Плащанице: руки скрещены, большие пальцы на кистях не видны (загнуты внутрь – этого ни один художник не мог выдумать, а лишь скопировать с Плащаницы). На рисунке даже реконструирован погребальный обряд с использованием Плащаницы: тело Христа покоится на длинном полотне, свиток которого держит в руках (крайний справа), а другой конец полотна лежит на плечах Иосифа Аримафейского (крайний слева). В центре – Никодим, возливающий благовоние на грудь убитого Учителя. В нижней части рисунка Ангел указывает женам-мироносицам, пришедшим ко гробу, на погребальные пелены (плащаницу и сударь). При этом художник даже нарисовал на плащанице дырочки в тех же местах, что и на Туринской Плащанице.

Уже после выхода книги Я. Вильсона было обнаружено новое важное свидетельство, говорящее о тождестве Мандилиона и Плащаницы. В 1988 году синдолог Джино Дзанинотто обнаружил в Ватиканском архиве рукопись проповеди Григория, архидиакона и референдария собора Святой Софии в Константинополе, по случаю принесения туда Нерукотворного образа из Эдессы 16 (29) августа 944 года. В рукописи, в частности, говорится: «Тотчас же будет приготовлено сверхъестественное изображение; посмотрим… какими красотами оно написано… Живопись создает целостность облика разнообразными красками… Но это изображение… запечатлено только по том предсмертного борения на Живоначальном Лике, по том, стекающим как сгустки крови, и перстом Божиим. Вот они-то и есть, поистине, прекрасные цвета, создавшие отпечаток Христа, украшенный каплями, струившимися из Его собственного бока (!). И то, и другое преисполнено поучения: здесь кровь и вода, там – пот и облик. Что за сходство! Ибо сие произошло от Одного и Того же». Это означает, что Григорий видел на Мандилионе всё тело Христа и потому разглядел рану в правом боку от удара сотника копьем в ребра, после чего, по свидетельству Евангелия, из раны истекли «кровь и вода» (Ин. 19: 34).

Пребывание до 1204 года в Константинополе Плащаницы (хотя и под разными названиями –sindon, sudarium, synne) подтверждается в многочисленных документах той эпохи. Так, сообщается, что в 1036 году при императоре Михаиле IV Пафлагонике Святыню пронесли с процессией по городу, а в 1058 году христианский арабский писатель Абу Наср Яхайя видел ковчежец с реликвией в соборе Святой Софии в Константинополе.

Реликвия хранилась в императорской часовне Фарос в дворцовом комплексе Буклеон (Boucoleon). Доступ к ней имели только люди, лично приглашенные императором. В XI и XII веках византийские императоры охотно устанавливали политические контакты с западными владетельными князьями, ища союзников в борьбе против ислама. Принимая высоких гостей, они показывали им святыни, хранящиеся во дворце. Так, император Мануил Комнин в 1147 году принимал герцога Анри (Генриха) II Шампанского, покровителя автора «Романа о Граале» Кретьена де Труа (многие синдологи считают, что легенда о Граале возникла именно в связи с Плащаницей, о чем будет еще сказано ниже). В 1171 году тот же император принимал Иерусалимского короля Аморина I и хрониста Третьего крестового похода епископа Вильгельма Турского и показал им реликвии крестных мук Спасителя: Крест, гвозди, копие, губку, Терновый венец и полотно, «в которое Он был завернут», то есть Плащаницу.

В XII веке появились многочисленные свидетельства раскрытия «тайны Мандилиона». Так, в позднейшей (до 1130 г.) вставке в текст проповеди папы Стефана III о посланной Христом Авгарю ткани сказано: «Вытянул все Свое тело на белом, как снег, полотне, на котором славное изображение Лика Господа и всего Его тела (!) было так чудесным образом отражено…» В «Истории Церкви», написанной около 1130 года английским монахом Орделкусом Виталиком, также в связи с Авгарем упоминается полотно, которое «позволяло увидеть подобие и пропорции тела нашего Господа». Аббат из Исландии Николай Сомундарсон, совершивший паломничество в Константинополь и вернувшийся домой в 1157 году, упоминает, что видел «Плащаницу с кровью и телом Христа на ней». В кодексе XII века из Ватиканской библиотеки (nr 5696) хранится письмо Христа Авгарю, в котором говорится: «Посылаю тебе полотно; знай, что на нем не только Мое лицо, но все тело чудесно отразилось». В этом тексте Нерукотворный образ (Убрус) идентичен Плащанице.

Однако более ценны свидетельства самовидцев святыни. Хранитель коллекции реликвий в Фаросе грек Николай Месарит в 1201 году увещевал взбунтовавшуюся гвардию не нарушать святость часовни, где находится «погребальное полотно», в которое было обернуто «после мук, укрытое тайно, хотя и нагое, мертвое тело Христа». Из текста видно, что самого Месарита поразил тот факт, что Христос на Плащанице совершенно нагой. Такое не мог себе позволить ни один христианский художник того времени.

Интересно, что в 1200–1204 годах в Константинополе «в церкви Богородицы Фаросской» видел «Пелены Христовы» и русский паломник из Великого Новгорода Добрыня Ядрейкович (впоследствии, в 1211–1229 годах, Новгородский архиепископ Антоний). Оставленное им описание святыни полностью совпадает с описанием такого важного свидетеля, как Роберт де Клари, хронист Четвертого крестового похода, который видел императорскую коллекцию реликвий в 1203 или 1204 году. Он отмечает такую важную подробность, как еженедельная открытая демонстрация Плащаницы всему народу во Влахернском храме каждую пятницу – в день, который в христианской традиции посвящен памяти Креста и Распятия Спасителя.

Икона «Христос во Гробе»

Древние складки, обнаруженные на Туринской Плащанице, объясняются необходимостью складывать и разворачивать ее для демонстрации верующим.

Исследования показали, что именно в связи с такими демонстрациями в Византии сложился особый тип иконографии, известный как «Христос во Гробе». Дж. Джексон, Р. Джексон, К. Пропп предположили, что древние складки, обнаруженные на Туринской Плащанице, можно объяснить необходимостью складывать и разворачивать ее для демонстрации верующим. Они экспериментально (на натурной модели) доказали, что Плащаницу оборачивали вокруг квадратного бруса, а часть полотна закрепляли между двумя планками гвоздями так, что реликвию можно было поднять из сложенного состояния, потянув вертикально вверх за эти планки.

На иконах «Христос во Гробе» гроб обычно изображается слишком маленьким, чтобы вместить все тело Христа, Который поднимается из него. Это можно объяснить тем, что икона показывает не исторического Христа, а демонстрацию Туринской Плащаницы, механически поднимаемой и опускаемой из ковчега («гроба»). В «Завоевании Константинополя» Роберт де Клари пишет: «И среди других была церковь, называемая Церковью Богородицы Влахернской, где хранилась Плащаница, в которую был обернут Господь и которая вставала каждую пятницу, чтобы облик Господа нашего был ясно виден ».

Икона «Христос во Гробе» всегда показывает Христа выходящим из гроба лишь до уровня рук. В ходе эксперимента оказалось, что когда модель Плащаницы поднимается, квадратный брус, который привел к образованию четырех складок в районе рук, мешает поднимать ее дальше. На Плащанице ученые также обнаружили следы от головок гвоздиков по ее краям в соответствии с моделью, которая позволяет поднимать Плащаницу из свернутого состояния.

Прототипом иконы «Христос во Гробе» была Туринская Плащаница.

По мнению авторов исследования, прототипом иконы «Христос во Гробе» была Туринская Плащаница. Искусствовед Ханс Бельтинг, подробно изучавший икону «Христос во Гробе», пришел к заключению, что эта икона впервые появляется в Византии в конце XI века. Таким образом, Плащаница, скорее всего, демонстрировалась до уровня рук Христа в течение большей части XI и, возможно, Х веков, поскольку необходимо было время, чтобы традиция сформировалась. Таким образом, она выставлялась в течение двух веков до XIII века, когда ее видел Роберт де Клари.

"Не рыдай Мене, Мати"

Исследования Дж. Джексона и его коллег о складках на Туринской Плащанице перемещают ее как физический объект из европейского исторического контекста периода от Средних веков до наших дней в византийскую культуру I тысячелетия и смещают ее датировку вглубь истории минимум на три века от даты, полученной в результате радиоуглеродного анализа.

Этот вывод подтверждает и российский искусствовед И.А. Шалина. Она исследовала икону, которая состоит из двух самостоятельных композиций: верхняя часть – это образ «Спаса Нерукотворного», а нижняя представляет собой образ «Христа во Гробе», получивший греческое название «Akra Tapeinosis», а славянское – «Уныние (или Смирение) нашего Господа». И.А. Шалина показала, что иконография « Akra Tapeinosis» не плод интеллектуального и литургического творчества, но исторический образ, с самого начала своего существования обязанный нерукотворной реликвии Христа, точно передавший черты лежащего в гробу Господа. А распространенная на Руси композиция «Не рыдай Мене, Мати», объединившая две иконы: Мандилион и «Akra Tapeinosis», была вдохновлена хранящимися в Фаросской дворцовой церкви историческими реликвиями Мандилиона и Плащаницы. Она также высказала предположение, что изображение гроба на иконе навеяно формой ларца-реликвария, из которого поднималась Плащаница, а устройство, на котором она поднималась, было оформлено в виде креста, сделанного в меру и подобие Голгофского.

В византийских богослужебных текстах на 16 (29) августа есть указания на тождество двух святынь: Нерукотворного образа из Эдессы и Плащаницы.

Российский историк Б.А. Филиппов указывает, что имеется достаточно свидетельств параллельного существования в Константинополе Мандилиона (Нерукотворного образа) из Эдессы и Плащаницы, но поскольку нет никаких известий о торжествах и прибытии в город Плащаницы (а византийцы тщательно регистрировали и подробно описывали все прибывавшие реликвии), то вслед за Вильсоном надо сделать вывод, что имело место не прибавление новой реликвии, а изменение названия уже имевшейся в коллекции.

В 2002 году в Москве состоялась посвященная изучению Плащаницы конференция, на которой протоиерей Валентин Асмус, известный знаток истории и литературы Византии, подтвердил, что в византийских богослужебных текстах на 16 (29) августа есть указания на тождество двух святынь. Так, в синаксаре греческой Минеи Нерукотворный образ, посланный в Эдессу перед страданиями Христа, назван Плащаницей, причем в тексте различаются две Плащаницы: та, которой Спаситель отер лицо, и та, в которую было завернуто Его мертвое тело. В ряде других богослужебных текстов Нерукотворный образ связывается с крестными страданиями Спасителя. «Возникновение легендарного рассказа об Авгаре, – говорит ученый, – имеет свое объяснение. Ведь существовал долгий период забвения, когда Нерукотворный образ хранился под спудом, и, когда он появился, потребовалось объяснение этого события». Отец Валентин Асмус считает, что если будет доказано, что Туринская плащаница – это Нерукотворный образ, которому уже составлена служба и установлен церковный праздник, то в тексте службы ничего не придется менять.

Однако как бы ни называлась и чем бы ни была в действительности эта великая реликвия, хранившаяся в Константинополе до начала XIII века, она исчезла оттуда вместе с сотнями других величайших святынь после страшного погрома, устроенного крестоносцами, которые в 1204 году штурмом взяли столицу Византии в результате самого позорного Четвертого крестового похода западных христиан.

(Продолжение следует.)