Восхождение к терпимости. Терпение и терпимость

Проявления Терпимости и свойства
Если Вы спокойно, без выплеска эмоций воспринимаете мнения, которые не соответствуют Вашим убеждениям, значит, в Вас хорошо проявлена Терпимость. Если Вы с интересом и желанием, воспринимаете чуждые взгляды на жизнь, это и есть Терпимость.

Когда Вы ссоритесь с кем-то и говорите больные слова, которые прожигают сердце и Душу другого человека, эти слова делают больно — Вы наносите собеседнику рану похожую на большую черную дыру, которая не

затягивается и не исчезает. Вы можете вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется. Душа этого человека больше никогда не будет такой, как раньше.

Как показывает опыт всего человечества,такая способность человека к терпимости служит основой любого продвижения вперед.

Проявив Терпимость Вы показываете для окружающих свою и широту взглядов, высокий уровень культуры, сердечность, чуткость и внимательность. В терпимости много Великодушия. Другими словами, подлинное лицо терпимости – человечность, чуткость, максимум неравнодушия и Доброты.
Терпимость – это еще и разрешение другому человеку на право заблуждаться или ошибаться. Понятие Терпимости, очень близко находится к понятию Тактичности.
В Тактичности определяющее значение это не обидеть другого человека, в Терпимости – это готовность принять другого человека таким, каков он есть без попыток его перевоспитания.

Высшая ступень Терпимости – это не просто принятие другого, но и еще стремление обнаружить в нем достоинства.

Огромная роль Терпимости в прогрессе Человечества

Терпимость это механизм сдерживания Агрессии, позволяющий людям оставаться и существовать такими, какие Мы есть.

Как показывает опыт всего человечества, такая способность человека к Терпимости служит основой прогресса и относительного Мира.
Именно прогресс человечества, улучшение взаимоотношений между людьми во всех сферах и сторонах жизни или личностный рост только благодаря такому качеству людей как Терпимость.

Почему справедлива данная аксиома жизни? Представьте то огромное количество людей в Мире и каждый из них имеет свой вкус счастья и свободу выбора, как действовать и как раз, конфликты возникают там где есть Непонимание и Нетерпение.
В терпимости отсутствует идеология. В ней преобладает человечное отношение людей друг к другу, невзирая на контрасты в убеждениях.

Модель мира, которая сейчас установилась — почти жизнеспособна!

Человечеству еще очень далеко от совершенства. Нашему миропониманию еще необходимо достойно подтвердить способность к своему выживанию. Эгоизм, понимаете ли..?!
Как можно интегрироваться в человечество, если Мы все такие разные? У нас разные интересы, убеждения и верования, разная еда, разные ценности. Где найти то чудодейственное средство, которое способно устранить все эти преграды? Искать его нужно не извне, а внутри каждого из нас.

Когда возникает конфликт?

Когда достижение цели ставится любыми средствами, когда уничтожив голос Совести, человек продвигается к своей цели Подлыми методами. О какой терпимости может идти разговор? Поднять свою важность и значимость, расталкивая локтями соперников, интригуя и конфликтуя, Вы пытаетесь пробиться к месту под Солнцем? Гипертрофированная настойчивость и наглость, не предполагают снисходительности или нейтралитета! Когда говорит — сожгем убеждения и других людей!

Терпимость все разрулит, но необходимо знать разницу!

Свойства характера любого человека балансировать между терпимостью и нетерпимостью.
Проявляя терпимость, Сильная личность немного отстраняется и отпускает события в самостоятельное плавание. Сильный человек не придает избыточной важности кому-то или чему-то в этом спектакле Жизни!
Созидательный положительный потенциал и Терпимость создают равновесные силы для воспитательных уроков двух сторон.

Антипод Терпимости это Невежество. Как можно быть терпеливым или выносить свои оценки при полном отсутствии образования или серьезных пробелов в собственной личности?

Проявлять Терпимость – это не абсолют совершенно бездумной поддержки любого чужого мнения или поступка, это и не призыв ко Вседозволенности. Если проявлять терпимость к Хамству? Это будет Неуверенность в себе себе, и Слабохарактерность. Чувствуете разницу?

Терпимость это непрерывное совершенствование себя, упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, - писал Ф. Ницше

Понятие Терпимость – это не синоним Безразличия!

Еще интересные статьи - прочитайте прямо сейчас:

Сортировать Тип публикации

Post Page Категория

Твои Сильные Стороны Чувства Характер и качество Личности Положительные Свойства Характера Положительные Чувства Положительные Эмоции Обязательные знания Источники счастья Самопознание Простые и сложные понятия Что значит Что такое Что значит Смысл жизни Законы и государство Кризис в России Вымирание общества О ничтожестве женщин Мужчинам к обязательному прочтению Биологические механизмы Геноцид мужчин в России Юношам и мужчинам к обязательному прочтению Андроцид в России Основные ценности Отрицательные свойства Характера 7 Смертных Грехов Мыслительный Процесс Физиология Счастья Как Красота Женская красота Цели Эзотерика Чо такое Жестокость Что такое Настоящий мужчина ДВИЖЕНИЕ ЗА ПРАВА МУЖЧИН Убеждения Основные ценности в жизни Основные цели человека Сортировать Название Похожие

Терпимость ♦ Tolérance Проявлять терпимость – значит позволять другим делать что то, чему ты мог бы помешать, и оставлять безнаказанным то, за что мог бы наказать. Терпимость – не одобрение и даже не нейтралитет. Если я отношусь к чему либо… … Философский словарь Спонвиля

ТЕРПИМОСТЬ - (toleration) Готовность не препятствовать убеждениям, позициям или действиям других, несмотря на отсутствие симпатии или даже неприязнь к ним. Считается, что ценность терпимости состоит в отказе от вмешательства вопреки первоначальной… … Политология. Словарь.

Терпимость, толерантность - Это касается резко отрицательной внешней речевой реакции на неприемлемые нравственные, политические, религиозные убеждения, эстетические вкусы партнера по общению. Правила хорошего тона предписывают проявлять терпимость, если ваши убеждения… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

терпимость - ТЕРПИМОСТЬ1, и, ж Способность мириться с кем, чем л., относиться снисходительно к чужому мнению, обычаям, поведению и т.п.; Син.: миролюбие; Ант.: нетерпимость. Пользуясь каждым случаем, Любищев требовал честного, аргументированного спора,… … Толковый словарь русских существительных

терпимость - , толерантность Это касается резко отрицательной внешней речевой реакции на неприемлемые нравственные, политические, религиозные убеждения, эстетические вкусы партнера по общению. Правила хорошего тона предписывают проявлять терпимость,… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Терпимость (значения) - Терпимость личное качество человека, состоящее в снисходительном отношении к недостаткам других. Данное значение является словарным (см. Словарь русского языка, Институт русского языка АН СССР. М., «Русский язык», 1984, том 4). Иногда этим же… … Википедия

терпимость - см. терпимый 3); и; ж. Постоянная терпи/мость. Проявлять терпи/мость к обычаям. Национальная, религиозная терпи/мость. (к национальным, религиозным особенностям кого л.) Дом терпимости (устар.; публичный дом) … Словарь многих выражений

Толерантность - (tolerance) снижение или полное отсутствие нормальной реакции на какое либо лекарственное или иное вещество, вызывающее проявление в организме определенных симптомов. (Большой толковый медицинский словарь. 2001). У этого термина существуют и… … Википедия

Толерантность в общении - (лат. tolerantia терпение). Термин «толерантность» (Т.) в настоящее время употребляется в разных значениях и наполняется разл. психол. и социальным содержанием. В значениях слова Т. люди выразили свое отношение к действиям, к рые благоприятствуют … Психология общения. Энциклопедический словарь

хоахао - хоахао, реформаторское течение вьетнамского буддизма. Полное название течение — Фат зяо Хоа хао, то есть буддизм хоахао Поскольку на хоахао значительное влияние оказали конфуцианство и культ предков есть определённые основания трактовать… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

Терпимость как качество личности – склонность проявлять уважительное и доброжелательное отношение к иному мировоззрению, образу жизни, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам, поведению и недостаткам других людей.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Отец дал ему мешочек с гвоздями и велел забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди… Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к отцу и сказал об этом. И отец велел ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды каждый день, в который он не потеряет терпение. Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: “Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется…

Способность к терпимости служит основой любого продвижения вперед, будь то прогресс человечества, улучшение взаимоотношений между людьми во всех сферах и сторонах жизни или личностный рост. Терпимость — это механизм сдерживания агрессии к раздражителям жизни, позволяющий людям быть такими, какие они есть. Почему справедлив данный тезис? На Земле рядом с нами проживает уже семь миллиардов человек, и каждый из них имеет свой вкус счастья и свободу выбора, как действовать. Кто-то испытывает счастье, занимаясь наукой или искусством, кто-то наслаждается неповторимым вкусом счастья от процесса воспитания детей, а кого-то «колбасит» от алкоголя, наркотиков и разврата. Каждый имеет право на свой вкус счастья и на определенную свободу выбора. Родителям следует поклеить обои в детской комнате с надписью: «Ты можешь быть другим».

Мы имеем право быть самими собой, а другие другими. На этом принципе и основана терпимость. Если мы спокойно, без выплеска эмоций воспринимаем мнения, которые не соответствуют нашим убеждениям, значит, в нас хорошо проявлена терпимость как качество личности. А если мы еще с интересом и желанием понять воспринимаем чуждые нам взгляды, значит, мы явно дружим с терпимостью.

Любой человек колеблется между терпимостью и нетерпимостью. Терпимость – это нетерпимость с противоположным знаком. Проявляя терпимость, мы занимаем место в зрительном зале и наблюдаем за спектаклем под названием «Жизнь». Мы не придаем избыточной важности кому-то или чему-то в этом спектакле и поэтому не создаем избыточный энергетический потенциал, вызывающий равновесные силы для воспитательных уроков. Избыточный потенциал появляется, когда мы пытаемся реализовать свое внутреннее намерение – поднять свою важность. Расталкивая локтями соперников, интригуя и конфликтуя, мы пытаемся пробиться к месту под солнцем. Чужие убеждения и верования – растоптать и сжечь. Никакого нейтралитета и снисходительности к недостаткам других. На дыбу их! Только мы правы, а остальные люди – это ходячие энциклопедии заблуждений и предрассудков.

Если мы терпимы, нам чуждо такое поведение. Мы понимаем, что у нас нет монопольного права на обладание истиной. Человек – это винегрет их стереотипов, убеждений, верований, предрассудков, заблуждений и внушенных психологических установок. Повариха – жизнь сдобрила блюдо предубеждениями и приметами, и получилось то, что кричит: «Это мои убеждения! Они истинны». Пройдет какое-то время, и большинство из нас поймет, что сегодняшние убеждения – это всего лишь – вовремя необнаруженные заблуждения. Открытый и пытливый ум допускает, что его убеждения и установки в силу своей субъективности не могут быть истинными. Наша картинка мира – это всего лишь одна из нескольких миллиардов моделей мироустройства. Нам она нравится. С ней мы себя уютно чувствуем. Но вот по улице идет бабушка. Ей не менее восьмидесяти лет. У нее свое видение мира. С ним она дожила до таких преклонных лет. Значит, ее модель мира жизнеспособна, а вот нашему миропониманию еще нужно подтвердить способность к выживанию.

Терпимость к людям – это следствие нашей покладистости, миролюбия и понимания жизни. Терпимость – это интеграция в человечество. Как можно интегрироваться в человечество, если мы все такие разные? У нас разные интересы, убеждения и верования. Где найти то чудодейственное средство, которое способно устранить все эти преграды? Искать его нужно не извне, а внутри нас. Терпимость – это средство единения помимо убеждений. В терпимости отсутствует идеология. В ней преобладает человечное отношение людей друг к другу, невзирая на контрасты в убеждениях.

Камень преткновения для терпимости, ее антипод – невежество. То, что мы не знаем, для нас не существует. Если мы не знаем оперу, она для нас пустой звук. Увлеченный рассказ о прослушанной опере вызовет у нас зевоту. Если нам не свойственно проявлять терпимость к чужим увлечениям, мы поспешим удрать от непонятной темы разговора.

Проявлять терпимость – это не синоним подражания, бездумной поддержки чужого мнения и не призыв вседозволенности. Терпимость не терпит нетерпимости. В противном случае это говорило бы о неуверенности в себе, лицемерии и слабохарактерности. Мы просто принимаем другого человека таким, каков он есть и не пытаемся его менять. Если мы любим себя, значит, принимаем со всеми достоинствами и недостатками. В той мере, в какой мы принимаем себя, в такой же мере мы терпимо относимся к другим людям. «Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, — писал Ф. Ницше, — мы бессознательно упражняемся выносить самих себя, — что, по сути, является самым непонятным достижением человека». Терпимость – это не синоним безразличия. Проявив терпимость, мы невольно обнажаем для окружающих свою широту взглядов, высокий уровень культуры, сердечность, чуткость и внимательность. В терпимости много великодушия. Иными словами, подлинное лицо терпимости – человечность, чуткость, максимум неравнодушия и доброты. Терпимость – это вексель другому человеку на право заблуждаться.

Понятие терпимости чем-то с родни тактичности. Если в тактичности определяющее значение имеет не обидеть другого человека, то качественная суть терпимости – это готовность принять другого человека таким, каков он есть без попыток его перевоспитания. Высший пилотаж терпимости – это не просто принятие другого, но и еще стремление обнаружить в нем достоинства. К таким людям относился русский писатель Максим Горький. Он в каждом человеке искал человека. Если не обнаруживал, поражался и снова упорно искал. Обнаружить залежи человека было для него истинным удовольствием. Человеческая руда для него была дороже золотой руды. Всю свою жизнь Горький был человекоискателем. Обнаружив в человеке достоинства, он акцентировал на них взгляд самого человека, пока тот с полным правом мог сказать словами Сатина: «Человек – это звучит гордо!»

Николай Стариков в книге «Сталин. Вспоминаем вместе» пишет о терпимости вождя: «Происходит вопиющее – маршал Голованов… опаздывает на совещание к Сталину. Прилетел в Москву с опозданием. Что случилось? Оказывается, летчик личного самолета Голованова по фамилии Вагапов отправился накануне на свадьбу к своему товарищу. Что произошло дальше, понятно – напился. Разыскали летчика Вагапова только утром. Другой самолет посылать не решились – экипаж ведь не знал аэродрома, где нужно было производить посадку.

Представьте себя на месте Голованова – опоздать на доклад к Сталину! Впервые за всю войну. При моем появлении Сталин, как обычно, посмотрел на часы, стоявшие в углу, вынул свои и, показав их мне, задал один-единственный вопрос: – Что случилось? Видимо, зная мою точность и пунктуальность во всех делах, он и сам был удивлен моим опозданием, считая, что произошло что-то необычное. Коротко доложил я ему о происшедшем, еще не зная, как он на это будет реагировать… Немного походив, Верховный спросил: – Что же вы думаете делать со своим шеф-пилотом? Такого вопроса, прямо сказать, я не ожидал. Доложил о принятом мной решении и уже отданных на сей счет указаниях. – А вы давно с ним летаете? – С Халхин-Гола, товарищ Сталин, – ответил я. – И часто он у вас проделывает подобные вещи? – В том-то и дело, товарищ Сталин, что за все годы совместной работы это – первый случай. Я никогда и мысли не допускал, что с ним может быть что-либо подобное. – Вы с ним уже говорили? – Нет, товарищ Сталин, не говорил. Какой же тут может быть разговор?! – А вы не поторопились со своим решением? Как-никак, не первую войну вместе… Высказанное Сталиным озадачило меня. Подумав немного, я ответил: – Это верно, товарищ Сталин, однако порядок есть порядок и никому не позволено его нарушать, да тем более, как это сделал Вагапов. Да и наказание-то ему невелико, учитывая его проступок. – Ну что же, вам виднее, – заключил Верховный и перешел к вопросам, по которым я был вызван.

Однако этим дело не кончилось, время от времени Сталин спрашивал, где находится сейчас Вагапов, который через несколько месяцев был возвращен все же на свою старую должность… Вот скажите, ну какое дело было Верховному главнокомандующему Сталину до летчика Вагапова? А ведь спрашивал, а ведь мягко так, ненавязчиво помог Голованову принять правильное решение. И ведь свои мемуары маршал Голованов издал уже при Брежневе, когда ему хвалить Сталина и сочинять небылицы не было никакого резона. Кстати, книга маршала при его жизни так и не вышла – было лишь опубликовано несколько глав в журнале. Почему? Потому что ему «где надо» стали указывать, что не мог Сталин так говорить. И говорили это человеку, который все слышал своими ушами! Тому, кто всю войну подчинялся лично Сталину и работал с ним рука об руку…»

Время от времени вы можете оказаться в ситуации, когда вам сложно терпеть чьи-либо слова или поступки. Постарайтесь понять, что стоит за ними для каждого конкретного человека и избегайте личной перепалки. Вы можете попробовать развить у себя более терпимое отношение к людям, изучая разные судьбы, развивая уверенность в себе и вырабатывая в себе умение ценить различия.

Шаги

Терпимость к другим в сложных ситуациях

    Старайтесь сочувствовать. Сознательное усилие проявить сочувствие и попытаться посмотреть на ситуацию глазами этого человека – это хороший первый шаг к тому, чтобы научиться терпимо относиться к другим людям. У вас может быть очень разное прошлое и разный опыт, на который вы опираетесь, поэтому то, что может показаться вам очевидным, будет странным или чуждым для другого человека.

    Попросите объяснить слова или поступки. Если вы разговариваете с человеком и слышите от него нечто, что вам сложно принять, можно попытаться понять его взгляд, не проявляя при этом агрессии или нетерпимости. Постарайтесь как можно лучше разобраться во взглядах другого человека, задавая ему вопросы.

    Игнорируйте различия между вами. Один из способов разрешить сложную ситуацию – просто игнорировать существующие между вами различия. Это более негативный способ проявления терпимости по сравнению с попыткой понять и оценить отличный от вашего взгляд на мир, но в некоторых случаях и это бывает полезно. Таким образом вы сможете избежать определенных тем в разговоре либо при необходимости быстро сменить тему.

    Используйте высказывания, которые начинаются с «я», а не с «ты». Если в разговоре с кем-то вам становится сложно вести себя цивилизованным образом, подобный подход поможет вам избежать обвинений или неверных предположений относительно своего собеседника. Для этого существует простая методика формулировки мыслей: начинать с «я», а не с «ты». Таким образом вы также снизите уровень враждебности по отношению к вам со стороны другого человека и сможете сами быть более открытым к точке зрения оппонента.

    Обращайтесь к теме конфликта. Если вам слишком трудно проявить сочувствие или игнорировать конфликтную тему, и терпеть мнение другого человека выше ваших сил, необходимо обратиться напрямую к теме конфликта, чтобы прийти к некоему разрешению ситуации. Если вы хорошие друзья, и вам не хочется, чтобы данная тема разрушила ваши отношения, нужно приложить усилия, чтобы совместно выработать решение. Всем, кто так или иначе вовлечен в ситуацию необходимо приложить старания и принять активное участие в разрешении конфликта.

    Развивайте более терпимые взгляды на мир

    1. Цените различия. Важная часть развития более терпимых взглядов заключается в развитии умения воспринимать и ценить различия. Люди, которые умеют ценить различия, как правило, более терпимы к другим, и гораздо меньше подвержены стрессу из-за двусмысленности или неопределенности. Нетерпимость способна легко и просто упростить и поместить в узкие рамки весь этот сложный и постоянно меняющийся мир, поскольку так ей проще его воспринимать, не обращая внимания на различия и сложности.

      Научитесь принимать неопределенность. Согласно исследованиям, нетерпимость по отношению к неоднозначности или неспособность воспринимать неопределенность – это ключевые черты характера наименее терпимых людей. Проведенное на национальном уровне исследование показало, что страны, где люди более восприимчивы к ситуациям неопределенности, демонстрируют больше принятия по отношению к разногласиям, терпимости к отклонениям, более склонны к риску и более позитивно настроены к людям в целом.

      Изучайте людей и другие культуры. Хороший способ стать более терпимым человеком – более глубоко изучить различия в культурах и взглядах разных людей. Зачастую люди проявляют недостаток терпимости по отношению к другим в силу того, что чувствуют себя некомфортно и неуверенно относительно того, что происходит, о чем говорит этот человек или что он делает. Уделите время изучению особенностей других культур и систем мировоззрения. Не бойтесь задавать вопросы, но делайте это всегда вежливо и с уважением.

11 Билет. Русский.

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА.

Слово «этикет» - французское, впервые было употреблено при дворе Людовика XIV, когда озадаченным гостям были выданы карточки (этикетки) с предписанием, как они должны себя вести при дворе высокочтимого короля.

Речевой этикет - широкая область стереотипов общения.

Функции речевого этикета:

1). помогает избежать конфликтных ситуаций. Говоря собеседнику «Извините», «Прошу прощения», мы снимаем возникшую напряженность в общении, если вдруг таковая имеет место.

2) показывает уровень близости собеседников. Например, приветствуя людей, к которым относимся с большим уважением, мы говорим: «Здравствуйте!», «Мое почтение!», «Рад вас приветствовать!». Между тем, хорошим друзьям и близким адресуем слова «Привет! Кого я вижу!».

3) устанавливает социальные рамки между людьми, разделяясь на официальный речевой этикет и неофициальный, с официальным этикетом соотносятся фразы «Разрешите вас поприветствовать!», «Добрый день!», «Здравствуйте!», с неофициальным «Здравствуй!» или «Здорово!».

Истоки речевого этикета лежат в древнейшем периоде истории языка. В архаическом социуме речевой этикет имеет ритуальную подоплеку. Слову придается особое значение, связанное с магическими и обрядовыми представлениями, взаимоотношениями человека и космических сил. Поэтому речевая деятельность человека может оказывать воздействие на людей, животных и окружающий мир; регламентация этой деятельности связана со стремлением вызвать те или иные события. Реликты этого состояния сохраняются в различных единицах речевого этикета; например, многие устойчивые формулы представляют собой ритуальные пожелания, некогда воспринимавшиеся как действенные: Здравствуйте (также Будьте здоровы ); Спасибо (от Спаси Бог ). Аналогично многие запреты на употребление слов и конструкций, которые в современном языке рассматриваются как бранные, восходят к архаическим запретам - табу.

На древнейшие представления накладываются поздние пласты. Сложна система речевого этикета в иерархических социумах, где правила речевого общения вписываются в общественную иерархию. Примером может служить двор абсолютного монарха (средневековый Восток, Европа на рубеже Нового времени). Этикетные нормы становились предметом обучения и кодификации и играли двоякую роль: позволяли говорящему выразить уважение к собеседнику и одновременно подчеркнуть изысканность своего собственного воспитания. Хорошо известна роль в формировании новой, европеизированной элиты, которую сыграли в Петровскую эпоху и последующие десятилетия пособия по этикету.

В речевом этикете практически всех народов можно выделить общие черты; устойчивые формулы приветствия и прощания, формы уважительного обращения к старшим. Однако реализуются эти черты в каждой культуре по-своему. Наиболее развернутая система требований существует в традиционных культурах. Осмысление речевого этикета его носителями проходит несколько стадий. Для замкнутой традиционной культуры характерна абсолютизация этикетных требований к поведению. Носитель другого речевого этикета воспринимается здесь как плохо воспитанный или безнравственный человек. В более открытых социумах развито представление о различии речевого этикета у разных народов.

В современной городской культуре индустриального и постиндустриального общества место речевого этикета коренным образом переосмысляется. Подвергаются трансформации традиционные основы явления: мифологические и религиозные верования, представления о незыблемой социальной иерархии. Речевой этикет теперь рассматривается в прагматическом аспекте, как средство достижения коммуникативной цели: привлечь внимание собеседника, продемонстрировать ему свое уважение, вызвать симпатию, создать комфортабельный климат для общения.

Речевой этикет остается важной частью национального языка и культуры. Невозможно говорить о высоком уровне владения иностранным языком, если это владение не включает в себя знание правил речевого общения. Особенно важно иметь представление о расхождениях в национальных речевых этикетах. В каждом языке существует своя, формировавшаяся веками система обращений. При буквальном переводе смысл этих обращений искажается; так, английское Dear используется в официальных обращениях, а соответствующее ему русское Дорогой употребляется в неформальных ситуациях. Или другой пример - во многих культурах Запада на вопрос Как дела ? следует отвечать: Хорошо . Ответ Плохо или Не очень считается неприличным: собеседнику не следует навязывать свои проблемы. В России на тот же вопрос принято отвечать нейтрально, скорее с негативным оттенком: Ничего ; Помаленьку . Различия в речевых этикетах и вообще в системах правил речевого поведения относятся к компетенции особой дисциплины - лингвострановедения.

Речевой этикет имеет национальную специфику. В российском обществе особую ценность представляют такие качества как, тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность - умение предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость - спокойное отношение к возможным расхождениям во мнениях, избежание резкой критики взглядов собеседника.

Выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Обращение - самый массовый и самый яркий этикетный признак.

В русском языке личных местоимений немного, но их вес в речевом этикете достаточно велик. Особенно важен выбор между Ты и Вы. Вы вместо Ты в обращении к одному у нас появилось в XVIII веке, закрепилось среди образованных дворян. До этого Ты само по себе этикетного содержания не имело. Но в сравнении с Вы оно приобрело значение близости, а в общении людей не близких стало выражать социальное неравенство, общение сверху вниз. Ты говорили простолюдинам, слугам.

Личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и называниями собеседника, с ощущением того, что «прилично» и «неприлично». Например, когда человек поправляет собеседника: «Говорите мне «вы», «Не тычьте, пожалуйста», он выражает недовольство по поводу направленного к нему «неуважительного» местоимения. Обычно «ты» применяется при обращении к близкому человеку, в неофициальной обстановке и когда обращение грубовато-фамильярное; «вы» - в вежливом обращении, в официальной обстановке, в обращении к незнакомому, малознакомому.

В русском языке не принято называть присутствующее при разговоре третье лицо местоимением он (она). Русский речевой этикет предусматривает называние третьего лица, присутствующего при разговоре, по имени (и отчеству), если уж приходится при нем и за него говорить. Я и Ты, Мы и Вы - это включающие местоимения, которые выделяют собеседников из всех остальных, а Он, Она, Они - местоимения исключающие, указывающие не на того, с кем в данное время общаются, а на нечто третье. Между тем этикет многих стран не запрещает такого речевого действия - «исключения» присутствующего.

Речевой этикет со временем претерпевает свои изменения. Некоторые выражения и фразы речевого этикета, принятые во времена Пушкина, безвозвратно канули в лету. Например, выражения «Покорнейше благодарю», «Нижайше кланяюсь», «Благодарствую», «Ваш покорный слуга». В наше время они звучат странно и нелепо, а Александр Сергеевич очень любил подписывать свои письма последней фразой из этого списка.

Некоторые общепринятые в нашем обществе формулы речевого этикета.

При необходимости познакомиться с совершенно незнакомым человеком принято говорить «Разрешите познакомиться» , «Позвольте познакомиться», «Будем знакомы». Приветствия, подчеркивающие радость встречи: «Рад вас видеть!», «Добро пожаловать!», «Рад приветствовать!». Слова соболезнования: «Я вам искренне сочувствую», «Приношу свои глубокие соболезнования», «Разделяю ваше горе». Поздравляем словами: «Разрешите поздравить», «Примите искренние поздравления», «Сердечно поздравляю».

В одних языках есть только не обязательные этикетные средства, а в других языках - и обязательные. Почти все глаголы японского языка могут иметь вежливое по отношению к адресату речи форму и форму фамильярную.

О чем бы мы не говорили по-японски (пусть даже не об адресате речи!), приходится выбирать либо вежливую, либо фамильярную форму глагола, т.е., хотим мы этого или не хотим, - показывать свое отношению к адресату. А вот в русском языке нет грамматических предписаний, когда и каким именно способом непременно должно быть выражено этикетное содержание. Значит, этикетные средства русского языка факультативны.

Способов передавать в речи этикетные значения - много. Каждый раз, когда мы выбираем, что сказать и как сказать, мы обязательно учитываем то, с кем и в какой обстановке говорим. Поэтому речи, не имеющие никакого отношения к этикету, не бывает.

В речевом этикете большое значение имеет язык жестов. У каждой нации существует своя специфика жеста:

Русские, англичане, американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку себе самому.

Лапландцы трутся носами.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щеку.

Не зная национальных особенностей жестов, можно попасть в неловкое положение. Например, в Болгарии жестовые знаки "да" и "нет" противоположны общеевропейской форме.

Что должен думать японец, если европеец, вступая в деловую беседу, не пожимает ему руку? Он может считать, что собеседник уважает его национальные обычаи - в Японии не принято здороваться за руку.

Даже сходные жесты могут в разных национальных культурах применяться по-разному. Например, в Венгрии мужчина при приветствии всегда приподнимает шляпу, а в нашей стране это делать не обязательно и свойственно людям старшего поколения.

В Японии в разговорах люди всячески избегают слов "нет", "не могу", "не знаю", словно это какие-то ругательства. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо "нет, спасибо" употребляет "мне уже и так прекрасно".

Если токийский знакомый говорит: "Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой", - то не следует думать, что он поборник женского равноправия. Это лишь один из способов не произносить слова "нет".

Вся человеческая деятельность, в том числе и общение, отражает социальные условия, в которых она протекает. И наша речь, несомненно, строится по - разному в зависимости от того, кто общается, с какой целью, каким образом, какие между общающимися отношения. Речь колеблется в такт человеческим отношениям - это и есть этикетная модуляция речи.