Восприятие и его анатомо-физиологические механизмы. Физиологические основы восприятия

Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в ганах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Так, под действии ем раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные цент­ры и, в конечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекцион­ные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сен­сорная информация.

Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом воз­никновения ощущений. И действительно, на уровне предложенной схемы форми­руются ощущения. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как струк­турный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последую­щих этапах, когда возбуждение ог проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, за­вершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их фун­кция существенно отличается от функций проекционных зон.

Это различие отчетливо обнаруживается при нарушении деятачыюсти той или иной зоны. Например, при нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности пе­риферии - органов чувств - человек полностью лишается зрительных ощуще­ний, он ничего не видит. Совсем иначе обстоит дело при поражениях или наруше­нии работы интегративной зоны. Человек видит отдельные световые пятна, ка­кие-то контуры, но не понимает, что он видит. Он перестает осмысливать то, что воздействует на него, и не узнает даже хорошо знакомые предметы. Аналогичная картина наблюдается при нарушении деятельности интегративных зон других модальностей. Так, при нарушении слуховых интегративных зон.люди перестают понимать человеческую речь. Подобные заболевания получили название агности­ческих расстройств (расстройства, приводящие к невозможности познания), или агнозий.

Физиологическая основа восприятия еще более усложняется тем, что оно тес­но связано с двигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразными мыслительными процессами. Следовательно, начавшись в орга­нах чувств, нервные возбуждения, вызванные внешними раздражителями, пере­ходят в нервные центры, где охватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другими нервными возбуждениями. Вся эта сеть возбужде­ний, взаимодействующих между собой и широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основу восприятия.


Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре боль­ших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. При этом последние выступают в качестве комплекс­ных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза; И. П. Павлов писал: «В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся ь ^ и ожиданиями человека. Например, ЪЪ когда иа основе только геонного опи-г г сания объекта последний узнается как лампа, то здесь участвуют только процессы «снизу-вверх»; все начинается с появления на аноде простых признаков этого объекта, далее определяется геонная конфигурация входных данных, и затем это описание сравнивается с хранящимися в памяти описаниями форм. На­оборот, если мы узнаем в некотором объекте пампу отчасти потому, что она находите» на ночном столике рядом с кроватью, то в зтом участ­вуют процессы «сверх у-вниз»; здесь привлека­ется не только та информация, которая посту­пила на сенсорный вход, но и контекст, в кото­ром воспринимается тот или иной объект.

Именно принцип обработки «сверху-вниз» обусловливает сильное влияние контекста на наше восприятие предметов и людей. Приме­ром такого механизма являются двойственные изображения. Этот эффект временного кон­текста виден на примере изображений, пред­ставленных на рис. 2. Смот­рите на них, как при чтении рассказа в картинках - слева направо и сверху вниз. Картинки в середине этой последовательности неоднозначны. Если вы смотрели на эти изображе­ния в предложенной по­следовательности, то ско­рее всего увидели в них мужское лицо. Если вы посиотрите на них в обрат­ном порядке, то в двой­ственных картинках скорее всего увидите молодую женщину.

природой, агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушария­ми для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то слива­лись в многообразные комплексы (синтезировались)*. Анализ и синтез обеспечи­вают выделение объекта восприятия из окружающей среды, и на этой основе все его свойства объединяются в целостный образ.

Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов: образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные. Пер­вый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, таким раздражителем является мелодия, представ­ляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слу­ховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношение - временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс ин­тегрирования, или сложного синтеза.

Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раз­дражителя, - это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетиче­ских, осязательных и т. д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает це­лостный характер. Например, если вам завязать глаза и дать в руки шарообраз­ный предмет, предварительно сказав, что это съедобный предмет, и при этом вы можете ощутить его своеобразный запах, попробовать его вкус, то вы без труда поймете, с чем имеете дело. В процессе работы с этим знакомым, но невидимым для вас в данный момент предметом вы обязательно мысленно назовете его, т. е. произойдет воссоздание слухового образа, который по своей сути является свое­образным обобщением"свойств предмета. В результате вы сможете описать даже то, что в данный момент не наблюдаете. Следовательно, благодаря связям, обра­зуемым между анализаторами, мы отражаем в восприятии такие свойства предме­тов или явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных ана­лизаторов (например, величина предмета, удельный вес и др.).

Таким образом, в основе сложного процесса построения образа восприятия ле­жат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств пред­мета как сложного целого.

Психология. Учебник для средней школы. Теплов Б. М.

§16. Физиологические основы восприятия

Так как восприятие всегда включает в себя ощущения, получаемые от разных органов чувств, то и физиологические процессы, лежащие в основе восприятия, включают в себя процессы возбуждения, начинающиеся в органах чувств под воздействием предметов внешнего мира и передающиеся по центростремительным нервам в кору мозга. В зависимости от того, каким анализатором осуществляется отражение предметов и явлений внешнего мира или какой анализатор является при этом ведущим, восприятия разделяются на зрительные, слуховые, двигательные, кожные, вкусовые и обонятельные.

Опыты по изучению условных рефлексов показали, что когда на анализатор систематически действует не изолированный раздражитель, а совокупность раздражителей (например, ряд раздражителей, предъявляемых в определённом темпе), то ответная реакция начинает зависеть не от индивидуальности каждого раздражителя, а от своеобразия их связи, их соотношения. Так, в некоторых опытах применялся звуковой раздражитель, прерывающийся определённое количество раз в минуту; оказалось, что рефлекс, выработавшийся на такое прерывистое звучание, не зависит от того, какие именно звуки при этом применяются. То же самое наблюдалось и при световых раздражителях, когда рефлекс вырабатывался на соотношение между раздражителями: одни световые сигналы могли заменяться другими, предъявляемыми с определённой частотой. Это явление было названо И. П. Павловым рефлексом на отношение.

Связи между отдельными раздражениями, которые были вскрыты при изучении рефлексов на отношения, играют существенную роль в процессах восприятия. Образование таких связей в слуховом анализаторе даёт возможность узнавать мелодию по соотношению входящих в неё звуков, несмотря на различие в их абсолютной высоте и силе. Образование таких связей в зрительном анализаторе обеспечивает узнавание контуров фигуры, независимо от размеров, цвета и т. п. Таким образом, восприятие целостных предметов включает в себя восприятие соотношения раздражителей.

Кроме процессов, протекающих в пределах одного анализатора, огромное значение имеют взаимосвязи анализаторов между собой. Роль временных связей в процессе восприятия можно показать на примере зрительного восприятия величины.

Зрительное восприятие величины предмета зависит прежде всего от величины изображения предмета на сетчатке глаза. Предмет, вдвое более длинный, даст и на сетчатке вдвое более длинное изображение. Однако так обстоит дело лишь при восприятии предметов, одинаково удалённых от глаз. По законам оптики величина изображения предмета на сетчатке изменяется в зависимости от расстояния до предмета. Например, предмет вдвое более длинный, но находящийся на вдвое большем расстоянии, даст изображение такой же длины, как предмет, вдвое более короткий, но находящийся вдвое ближе. Каким же образом нам удаётся точно воспринимать величину предметов, находящихся на разных расстояниях?

Существенное значение для процесса зрительного восприятия имеют повороты глаз. При переводе взора с далёкого предмета на близкий зрительные оси глаз сводятся, и происходит поворот глаз во внутрь. При обратном переводе взора с близкого предмета на далёкий имеет место разведение зрительных осей - поворот глаз наружу. Повороты глаз вызываются сокращениями и расслаблениями глазных мышц; возникающие при этом двигательные ощущения, которых мы обычно не замечаем, играют важную роль в восприятии величины предмета.

Важным является и то, что форма хрусталика при приближении и удалении предметов меняется Это достигается опять-таки сокращением и расслаблением особой мышцы, что связано с некоторыми ощущениями, обычно нами не замечаемыми.

Зрительное восприятие величины осуществляется благодаря образованию с самого раннего детства прочной связи между раздражением, поступающим от сетчатки, а также раздражением от мышц, устанавливающих направление глаза, и от мышц, изменяющих кривизну хрусталика применительно к расстоянию. Нервные связи в коре, лежащие в основе зрительного восприятия, вырабатываются постепенно, путём длительного опыта, начинающегося с первых месяцев нашей жизни.

Нервные связи, лежащие в основе зрительного восприятия величины, являются по своему происхождению условным рефлексом. Этот сложный условный рефлекс вырабатывается в раннем детстве, когда знакомство с действительной величиной предметов происходит и путём ощупывания; осязательные раздражения играют таким образом роль подкрепления.

На примере зрительного восприятия величины ясно видно, как благодаря образованию устойчивых нервных связей, лежаших в основе восприятия, достигается возможность познавать во внешнем мире такие свойства, которые не доступны отдельным ощущениям.

Из книги Измененные состояния сознания и культура: хрестоматия автора Гордеева Ольга Владимировна

Физиологические факторы Вопреки традиционному представлению о трансе одержимости как о патологии, психологические аспекты ритуального транса обусловлены участием естественных функций правого полушария головного мозга (ГМ). В проведенном Р. Орнштейном обзоре

Из книги Преобразующие диалоги автора Флемминг Фанч

Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр Романович

Физиологические основы внимания В течение длительного времени психологи и физиологи пытались описать механизмы, которые определяют избирательное протекание процессов возбуждения и лежат в основе внимания. Однако эти попытки долго ограничивались лишь указанием на тот

Из книги Как улучшить память и развить внимание за 4 недели автора Лагутина Татьяна

Физиологические основы памяти Сохранение следов в нервной системеЯвления длительного сохранения следов раздражителя отмечались исследователями на всем протяжении развития животного мира.Многократно наблюдался факт, что однократное раздражение электрическим ударом

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Физиологические и психологические основы внимания Говоря о внимании, мы в первую очередь имеем в виду активное внимание, физиологические механизмы которого связаны с активной мозговой деятельностью. Следовательно, их изучение возможно только при общем бодрствовании

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

53. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шерринг-тоном и широко использованный И.П.

Из книги Самоучитель по психологии автора Образцова Людмила Николаевна

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Физиологические реакции Мы упомянули чуть выше, что эмоциональная реакция помимо психического компонента (переживание, отношение) включает и физиологический. Любая эмоция активирует нервную систему, а это запускает определенные изменения в работе эндокринной

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Физиологические потребности На самом нижнем уровне пирамиды располагаются потребности, обеспечивающие физическое выживание индивида. Соответственно, они являются наиболее неотложными и обладают самой мощной побудительной силой. Они должны быть удовлетворены хотя бы

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Физиологические основы внимания Первичный факт, в котором выражается внимание, заключается в том, что некоторые моменты, как бы выступающие на передний план, приобретают господствующее, доминирующее значение для течения психических процессов. Физиологической основой

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Из книги О памяти и мнемонике автора Челпанов Георгий Иванович

§22. Физиологические основы и внешнее выражение внимания В основе внимания лежит один из важнейших законов работы больших полушарий мозга, подробно изученный И. П. Павловым,- закон индукции нервных процессов (стр. 8). Согласно этому закону, всякий возникающий в коре

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

Физиологические симптомы Застенчивые люди описывают следующие физиологические симптомы своего состояния: пульс учащается, сердце колотится, выступает пот, начинается нервная дрожь. Однако мы все испытываем подобные реакции в связи с любой сильной эмоцией – будь то

Из книги Королева мужских сердец, или Из мышек в кошки! автора Тасуева Татьяна Геннадьевна

Физиологические основы памяти Конечно, многие из читателей этой книжки слышали о мнемонике, или "искусстве приобрести хорошую память", но, наверное, очень немногие знают, что такое мнемоника на самом деле. Если бы такое искусство в действительности было возможно, то оно

Из книги автора

§ 2. Физиологические основы эмоций Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. И. П. Павлов отмечал, что эмоции связаны с

Из книги автора

Потребности физиологические Здесь «все, как у всех»! Еда, вода, жилье, работа, отдых, здоровье, желание избежать боли, трудностей, проблем… и секс, естественно! Мы цивилизованные, современные люди, однако, как и много веков назад, физиологические потребности – сильны. Они

Понятие о восприятии. В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства сами по себе, а предметы, вещи, явления: не звуки, а предметы и явления, производящие звук; не свет, а светящиеся предметы; не запахи, а пахнущие объекты.

Поэтому на основе ощущении должен строиться познавательный процесс более высокого уровня, как процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств, иначе познание мира будет невозможным. Таким процессом и является восприятие.

Восприятием называют отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. В отличие от процесса ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом. В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений. Мы воспринимаем, например, классную доску, а не сумму черноты, твердости и прямоугольной формы. Воспринимал, мы не только выделяем группу ощущений и объединяем их в целостный образ, но и осмысливаем «тот образ, донимаем его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Иначе говоря, восприятие человека невозможно без деятельности памяти ж мышления. Восприятие не пассивное отражение, а сложная деятельность, в процессе которой человек глубоко познает окружающий мир, обследует воспринимаемые объекты. Важная составная часть деятельности восприятия- движения: движения глаза, рассматривающего предмет, движения руки, ощупывающей предмет или манипулирующей с ним, и т. д. Без движений глаза нет, например, зрительного восприятия. Если с помощью специального устройства добиться абсолютной неподвижности глаза, то он перестает видеть объект. Большое значение в процессе восприятия имеет речь, называние, т. е. словесное обозначение предмета. Бывают случаи, когда внешние признаки предмета настолько бедны или изменены, что не позволяют сразу опознать его. В таких случаях называние предмета вызывает образы, связанные со словом, и они дают возможность быстро узнать предмет. Рассмотрите рис. 18. Что изображено? Группа разбросанных в случайном порядке пятен, скажете вы. Но если будут произнесены слова: «Это - собака», вы сразу увидите силуэт животного.

Физиологические основы восприятия. Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают анализаторы. В основе восприятия лежат сложные системы нервных связей. Предметы или явления окружающего мира обладают целым рядом свойств и воздействуют этими свойствами на различные анализаторы. Воспринимая в первый раз незнакомый Предмет (например, лимон), ребенок ощущает его круглую форму и желтый цвет (через зрительный анализатор), его своеобразный аромат (через обонятельный анализатор) мягкую, шероховатую поверхность (через кожный и двигательный анализаторы), его кислый вкус (через вкусовой анализатор). Таким образом, предмет, в данном случае лимон, выступает как сложный, комплексный раздражитель. Восприятие же есть результат синтетической деятельности коры, связь различных ощущений. Другими словами, в основе восприятия лежат так называемые межанализаторные связи, связи между различными анализаторами.

Наличие таких связей позволяет правильно воспринимать предмет на основании показаний всего лишь одного анализатора. Например, я вижу гранитную плиту и воспринимаю ее как твердую и холодную. Но твердость и температуру тела видеть нельзя, эти ощущения дают другие анализаторы. В данном случае возбуждение зрительного анализатора приводит к возбуждению соответствующей системы межанализаторных связей. Установление такого рода связей можно отчетливо проследить, наблюдая за восприятием слепорожденных, прозревших после операции. Первое время они не могут осмысливать то, что видят, пока не научатся при помощи ощупывания предметов осознавать показания органа зрения. Такие люди на первых порах не узнают с помощью зрения знакомых предметов. Известен случай, когда прозревший человек, которому показали бутыль и попросили определить, что это такое, ответил: «Не знаю. Вполне возможно, что это лошадь». Другой, увидев геометрические тела (куб, шар, пирамиду), никак не мог понять, что это такое, пока не определил их путем ощупывания. После образования связи между зрительными и осязательными ощущениями зрительное узнавание стало возможным.

Если воспринимаемое явление по самой своей природе воздействует только на один анализатор (например, при восприятии мелодии или восприятии звуковой речи), то в основе восприятия лежат системы внутрианализаторных связей, связей в пределах одного анализатора. Это связи на отношение, соотношение элементов. Образование таких связей в слуховом анализаторе дает возможность узнавать мелодию по соотношению входящих в нее звуков, хотя мелодия звучит то в голосе, то в исполнении на различных инструментах. Образование таких связей в зрительном анализаторе обеспечивает узнавание контуров фигур независимо от их размера и цвета.

Осмысленность восприятия связана с работой так называемых вторичных корковых полей анализаторов. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которых дает ощущения, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмысливании его. При раздражении слабым электрическим током (о возможности таких экспериментов упоминалось в главе II) первичных зрительных нолей человек видел цветовые пятна, блики, вспышки, при раздражении вторичных зрительных полей - знакомые лица, предметы, животных. Аналогичное явление наблюдалось и при раздражении первичных и вторичных слуховых зон (шумы, неоформленные звуки разной громкости и высоты или же голоса, слова, звуки музыкальных инструментов).

Виды восприятия. В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковую роль. Один из анализаторов обычно ведущий. В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия. Наиболее распространены такие виды, как зрительные, слуховые, осязательные восприятия. Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетания различных видов восприятия. Например, восприятие учебного текста при его чтении вслух есть сочетание зрительного и слухового восприятий. Восприятие в процессе труда в школьной мастерской есть сочетание зрительного, слухового, осязательного восприятий.

Восприятие - это синоним латинского термина «перцепция». Оно в буквальном смысле слова означает предметов окружающего мира и их последующее отражение. Его нередко отождествляют с термином «ощущение». И они действительно взаимосвязаны друг с другом. Но есть и различия. Впрочем, намного больше интереса представляет физиологическая основа восприятия. Вот о ней и хотелось бы поговорить.

Ощущения как структурный компонент

Итак, физиологическая основа восприятия - это совместная деятельность системы анализаторов, функционирующих в едином комплексе.

Как это работает? Сначала в окончаниях нервов, входящих в ЦНС, появляются сигналы. Причиной этого как раз является внешний раздражитель, которым может быть любой фактор внутренней и внешней среды, вызывающий повышенную чувствительность или возбуждение.

Так вот, этот сигнал поступает в кору головного мозга. «Транспортом» для него являются проводящие нервные пути. После этого сигнал поступает в сенсорные зоны коры. Это, можно сказать, центральная проекция нервных окончаний. И впоследствии уже формируется А её «содержание» зависит от того, с каким органом чувств связана та зона.

Завершается процесс передачей возбуждения в интегративные зоны. Там образы реального мира заканчивают формироваться. После чего мы получаем готовую информацию и ощущения. И всё это происходит в какие-то миллиардные доли секунды.

Двигательная активность

С ней физиологическая основа восприятия связана непосредственным образом. Соответственно, процесс обработки информации усложняется. Поскольку нервные возбуждения, возникновение которых спровоцировало воздействие внешнего раздражителя, переходят в центры, в которых они охватывают сразу несколько зон коры головного мозга. Как следствие - начало взаимодействия с другими импульсами.

Вот, например, глаза. Именно посредством зрения мы получаем порядка 90% всей информации! Но ведь глаза - это орган. И в нём есть мышцы, которые практически постоянно задействованы. Даже если человек сам проанализирует то, как работают его глаза, он поймёт - этот орган будто бы «ощупывает» предмет. Особенно если тот представляет какой-то интерес. Без естественных движений глаз нормально образ не выстроится, и это уже доказано многочисленными опытами. Есть очень интересные эксперименты на эту тему, и одни из самых занимательных проводились Н. Ю. Вергилесом и В. П. Зинченко, а ещё А. Н. Леонтьевым.

Рефлекторная составляющая

Её также содержит в себе физиологическая основа восприятия. Всем известно, что рефлекс - это устойчивая, неосознанная реакция на раздражитель, которая происходит с участием ЦНС. Если человек случайно прикоснётся к слишком горячей батарее, он отдёрнет руку тотчас. Это и есть рефлекс.

Так вот, с данным аспектом связаны физиологические основы восприятия в психологии. Впервые к этому пришёл Иван Петрович Павлов. Он доказал, что восприятие - это рефлекторный процесс. По мнению ученого, в его основе лежат временные нервные связи, которые образуются при воздействии на нервные рецепторы, оказываемом каким-либо явлением или предметом. Они бывают двух видов. Те, которые относятся к первому, образуются в пределах одного анализатора. То есть когда на организм воздействует единственный комплексный раздражитель. Музыкальный трек - это сложное сочетание отельных звуков и мелодий. Однако воспринимает его как один раздражитель.

Часто физиологической основой восприятия является межанализаторный рефлекс. Это второй тип временной нервной связи. Под ним подразумеваются связи, происходящие в пределах нескольких анализаторов. Вот, например, когда человек смотрит фильм, он обращает внимание на картинку, игру актёров и музыкальное и есть межанализаторная связь.

Мышление

Понятие о восприятии и его физиологическая основа включают в себя и данный аспект в обязательном порядке. Мышление является важнейшим А также довольно сложным философским и медицинским понятием. Это процесс, задействующий память, эмоции, ощущения. В ходе мышления наблюдается активное отображение человеком реальности. И оно объективно лишь в том случае, если целостно. Чтобы образ получился именно таким, должно учитываться всё - вкус, вес, форма, цвет, звук и т. д. Взять, к примеру, людей, с рождения страдающих глухотой. Они видят птицу, и та кажется им красивой. Но они, к сожалению, не имеют возможности в полной мере осознать, насколько она прекрасна и удивительна, поскольку не могут услышать её пения. В этом случае и во всех остальных, подобных ему, образ является неполным.

Память

Рассматривая физиологические основы и нельзя не отметить вниманием и эту тему. Память представляет собой комплекс высших психических функций и способностей по накоплению, сохранению и дальнейшему воспроизведению определенной информации и навыков.

Прежние знания о том или ином предмете очень важны. Если объект является знакомым для человека, то он автоматически «переносится» в определенную категорию. Это если говорить простым языком. На самом деле полное восприятие знакомых предметов является результатом сложнейшей аналитико-синтетической работы. Мало кто задумывается об этом до того момента, пока не узнает об амнезии. Или не столкнётся с ней. Человек просто забывает то, что в один момент с ним происходило (не без причин, конечно), и может больше никогда этого не вспомнить, не узнать людей, с которыми его связывала целая жизнь.

Также стоит отметить желание воспринимать определенный объект. Студент может прочитать конспект по неинтересному предмету от корки до корки, но ни слова не запомнить. Потому что у него в этот момент отсутствовало внимание и направленность.

Апперцепция

Ещё один процесс, который включает в себя физиологическая основа восприятия. Кратко говоря, апперцепция - это то, в результате чего элементы сознания приобретают отчётливость и ясность. Фундаментальное свойство человеческой психики. Человек, воспринимая предметы и явления, осознаёт их - пропускает через себя. И то, как он «расшифрует» для себя ту или иную информацию, зависит от его психической жизни, личной конституции.

К этому относятся умственные способности человека, его убеждения, ценности и взгляды на жизнь, миросозерцание и, конечно же, характер. И всё перечисленное у каждого из нас отличается. Поэтому у всех людей имеются как единомышленники, так и абсолютные противоположности. Поскольку что для одних является нормой, другие не приемлют.

Обоняние

Выше было немало внимания уделено информации в её традиционном понимании. Но ведь ароматы и запахи тоже ею являются. Только это информация несколько иного порядка. Однако и её необходимо отметить вниманием, рассказывая про физиологические основы восприятия в психологии.

Кратко выражаясь, обоняние - это способность человека определять запах, рассеянный в воздухе. Для этого у всех нас есть особый эпителий, находящийся в носовой полости. По импульсы поступают в подкорковые центры. Не сразу, конечно. А через обонятельные луковицы. Их «конечная» - это корковый центр обоняния мозга. То есть височный отдел, где обонятельная информация и обрабатывается. Причем у каждого по-разному. Предпочтения ароматов многие связывают с психологией.

Некоторые уверяют, например, что интроверты сильнее ощущают запахи, в отличие от экстравертов. Другие считают, что любители ярких цветов предпочитают фруктовые ароматы. Те, кому по душе насыщенные, тёмные тона, любят восточные, «тёплые» запахи. Впрочем, это уже другая тема.

Итог

Напоследок - пару слов в качестве заключения. Исходя из всего, что было сказано выше, можно сделать вывод: в основе восприятия лежат сложные психические и физиологические процессы. И, в частности, системы анализаторных связей, за счёт которых вся информация и усваивается наилучшим образом.

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны, однако между ними существуют и коренные различия. Сущность процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего мира. Однако человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на человека, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, или, иными словами, целостное отображение предмета.
Восприятие включает ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Однако было бы ошибочным полагать, что такой процесс (от относительно простых ощущений - к сложному образу восприятия) является простым суммированием отдельных ощущений. На самом деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высоко уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
Сегодня существуют различные теории процесса распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы? Как правило, человек опознает окружающие предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако это совсем не так. Попытки инженеров создать машины, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей человека среды, в большинстве случаев заканчиваются неудачей. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.
Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и центральной нервной системе. Например, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и в конечном итоге в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.
Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. И действительно, на уровне предложенной схемы формируются ощущения. Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процесса восприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются в процессе формирования целостного образа на последующих этапах, когда возбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головного мозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира. Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процесс восприятия, часто называют перцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционных зон.
Это различие отчетливо обнаруживается при нарушении деятельности той или иной зоны. Например, при нарушении работы зрительной проекционной зоны наступает так называемая центральная слепота, т. е. при полной исправности периферии - органов чувств - человек полностью лишается зрительных ощущений, он ничего не видит. Совсем иначе обстоит дело при поражениях или нарушении работы интегративной зоны. Человек видит отдельные световые пятна, какие-то контуры, но не понимает, что он видит. Он перестает осмысливать то, что воздействует на него, и не узнает даже хорошо знакомые предметы. Аналогичная картина наблюдается при нарушении деятельности интегративных зон других модальностей. Например, при нарушении слуховых интегративных зон люди перестают понимать человеческую речь. Подобные заболевания получили название агностических расстройств (расстройства, приводящие к невозможности познания), или агнозий.
Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия доказывал И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, т. е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. При этом последние выступают в качестве комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза. И. П. Павлов писал: «В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся природой агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались), то сливались в многообразные комплексы (синтезировались)». Анализ и синтез обеспечивает выделение объекта восприятия из окружающей среды, и на этой основе все его свойства объединяются в целостный образ.
Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов: образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные. Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, таким раздражителем является мелодия, представляющая собой своеобразное сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. При этом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и на их отношение - временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс на отношение). В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, или сложного синтеза.
Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, - это связи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных и т.д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образом слова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер. Например, если вам завязать глаза и дать в руки шарообразный предмет, предварительно сказав, что это съедобный предмет, и при этом вы можете ощутить его своеобразный запах, попробовать его вкус, то вы без труда поймете, с чем имеете дело. В процессе работы с этим знакомым, но невидимым для вас в данный момент предметом, вы обязательно мысленно назовете его, т. е. произойдет воссоздание слухового образа, который по своей сути является своеобразным обобщением свойств предмета. В результате человек может описать даже то, что в данный момент не наблюдает. Следовательно, благодаря связям, образуемым между анализаторами, человек отражает в восприятии такие свойства предметов или явлений, для восприятия которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и др.).
Исходя из выше сказанного, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системы внутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условия видения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложного целого.

Лекция, реферат. 19. Восприятие. Физиологические основы восприятия - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.