Возрастные кризисы и пути их решения. Возрастные кризисы

Кризис – противоречие, столкновение между потребностями и возможностями. Может проявляться в личностной, интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах.

Признаки кризиса: появление негативных черт, трудновоспитуемость, неотчетливость границ.

Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют в первую очередь позитивное значение. Кризис является необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований.

Противоречия между новыми потребностями и старыми возможностями, описанные нами в таблице, и являются причинами кризиса.

Основные кризисы:

1. Кризис новорожденности – происходят резкие изменения условий жизни. До появления на свет плод находится в достаточно комфортных условиях: необходимые температура, давление, питание. В момент рождения все условия мгновенно изменяются: резкие звуки, резкий свет, ребенка пеленают, кладут на весы. » З. Фрейд назвал первый крик ребенка «криком ужаса».

2. Кризис одного года – возникает потребность в новых впечатлениях, в общении, а возможности ограничены - навыки в ходьбе отсутствуют, говорить еще не может. Л.С. Выготский связывал переживание кризиса 1-го года с тремя моментами: ходьба, речь, аффект и воля.

3. Кризис трех лет – проявляется стремление к самостоятельности, ребенок впервые говорит “Я сам!’’, первое рождение личности. Выделяют две линии протекания кризиса – 1) кризис независимости: негативизм, упрямство, агрессивность, либо 2) кризис зависимости: плаксивость, робость, стремление к тесной эмоциональной привязанности.

4. Кризис шести-семи лет – появление собственной активности, неустойчивость воли и настроения, утрата детской непосредственности, возникает осмысленная ориентировка в своих переживаниях. Кризисные переживания связаны с осознанием новой позиции, стремлением стать школьником, но пока сохраняется отношение как к дошкольнику.

5. Кризис подростковый – кризис характера и отношений, притязания на взрослость, независимость, но отсутствуют возможности их реализации. Промежуточность положения – «уже не ребенок, еще не взрослый», психические и социальные изменения на фоне бурной физиологической перестройки.

6. Кризис юности 16-18 лет – впервые возникают вопросы самоопределения в профессии, встают вопросы смысла и цели жизни, планирование дальнейшего профессионального и жизненного пути.

Кризисы сопровождают и взрослую жизнь человека. Выделяют кризис молодости 23-26 лет, кризис 30-35лет, кризис середины жизни 40-45, кризис пожилого возраста 55-60 лет, кризис старости.

Различают малые и большие кризисы.

К большим кризисам относят: кризис новорожденности, кризис 3-х лет, подростковый кризис, кризис середины жизни 40-45 лет.

К сожалению, не существует единых алгоритмов поведения в кризисе. Можно лишь предложить общие рекомендации стратегии поведения в кризисе: быть внимательными, вовремя замечать изменения и соответственно перестраивать свои отношения.

Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже По мере своего развития люди используют все более сложные схемы для организации информации и понимания внешнего мира.

Стадия

Подпериоды и стадии

Возраст

Характерное поведение

Сенсомоторная

(доречевой период) –

От рождения до 1,5-2 лет

1. Упражнение рефлексов2. Элементарные навыки, первичные круговые реакции3. Вторичные круговые реакции4. Начало практического интеллекта5. Третичные круговые реакции6. Начало инт. Схем

0-1 месяц1-4 мес. 4-8 мес.8-12 мес.12-18мес.18-24мес.

Дети младенческого возраста пользуются сравнительно небольшим количе­ством схем, многие из которых представляют собой такие действия, как рассматри­вание, хватание, сосание, кусание или жевание.

Репрезентативный интеллект и конкретные операции

Дооперациональная

От 2 до 7 лет

Начинается примерно в то время, когда дети начинают говорить. Здесь дети познают мир в основном через свои собственные действия. Они не делают обобщений о целом классе объектов (например, все бабушки), не могут они и придумать последствия конкретной цепи событий. Кроме того, они не понимают отличия между символом и обозначаемым им объектом. К концу этого периода дети узнают, что слова языка являются условными знаками и что одно слово может обозначать не только один, но и несколько объектов.

Конкретных операций

До 11-12 лет

Дети начинают мыслить логически, классифицировать объекты по несколь­ким признакам (терьеры – это подгруппа внутри более широкой группы собак.) и оперировать математическими понятиями (при условии применения всех этих операций к конкретным объектам или событиям). На стадии конкретных операций дети достигают понимания сохранения. Их мышление становится все более похожим на мышление взрослых.

Формальных операций

Подростки способны провести анализ решения логических задач как конк­ретного, так и абстрактного содержания: они могут систематически обду­мывать все возможности, воображать вещи, противоречащие фактам, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, формировать идеалы и понимать смысл метафор, недоступный детям младшего возраста, а также рассуждать по аналогии и метафорически. Для формально-операционального мышления больше не требуется связь с физическими объектами или фактическими событиями. Оно позволяет подросткам впервые задать себе вопрос типа «а что будет, если...?». Оно позволяет им «проникать в мысли» других людей и принимать в расчет их роли и идеалы.

1 стадия: сенсомоторный интеллект (до 2-х. лет).

I стадия развития сенсомоторного интеллекта занимает 1 месяц жизни ребенка. Родившись, ребенок имеет врожденные рефлексы. Некоторые из них способны изменяться. Например, после некоторого упражнения ребенок сосет лучше, чем в первый день. В результате упражнения рефлексов формируются первые навыки .

II стадия : 1-4 месяцев – стадия элементарных навыков. На основе упражнения (многократного повторения) рефлекса формируются навыки: элементарные и первично круговые реакции. Здесь ребенок поворачивает голову в сторону шума, прослеживает взглядом движение предмета, пытается схватить игрушку. В основе навыка лежат первичные круговые реакции – повторяющиеся действия. Одно и то же действие ребенок повторяет снова и снова (напр. дергает за шнур) ради самого процесса, который доставляет ему удовольствие. Здесь ребенок сосредоточен на собственной активности.

III стадия : вторичные круговые реакции. 4-8 месяцев. Ребенок сосредоточен не на собственной активности, а на изменениях, вызванных его действиями. Действия повторяются для того, чтобы продлить интересные впечатления. Его цель – то интересное впечатление, которое получается в результате действия (плачет, чтобы ему дали красивую игрушку; долго трясет погремушкой, чтобы продлить заинтересовавший его звук).

IV стадия : 8–12 месяцев – стадия практического интеллекта. Ребенок сосредотачивается на изменениях вызванных его действиями. Когда случайное изменение действия дает неожиданный эффект – новые впечатления - ребенок его повторяет и закрепляет новую схему действия.

V стадия : 12 – 18 месяцев – появляются третичные круговые реакции (ребенок каждый раз немного изменяет действия, чтобы посмотреть к каким результатам это изменение приведет - экспериментирует).

VI стадия : 18 –24 месяца – начинается интериоризация схем действий. Если раньше ребенок производил различные внешние действия, чтобы достичь цели, пробовал и ошибался, то теперь он может комбинировать схемы действий в уме и приходить к правильному решению. Здесь ребенок может найти новые средства для достижения цели. Около 2 лет формируется внутренний план действий – с этим заканчивается сенсомоторный период и наступает следующий.

2 стадия: Репрезентативный интеллект (с 2 до 7 лет) - мышление с помощью представлений. Ребенок не видит вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие (думает, что ветер дует, потому, что раскачиваются деревья; солнце все время следует за ним – явление реализма ). На этапе дооперационных представлений ребенок не способен к доказательству, рассуждению (опыт, когда воду из одинаковых стаканов перелили в узкий – дети изменили свое первоначальное мнение).

Для ребенка на этой стадии характерны так же нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи между суждениями, переход от частного к частному, минуя общее. Такая специфика детской логики так же, как и реализм, обусловлены глиняной особенностью мышления ребенка – его эгоцентризмом. Эгоцентризм – это особая интеллектуальная позиция ребенка. Он рассматривает весь мир со своей точки зрения, единственной и абсолютной, ему недоступны понимание относительности познания мира и координации разных точек зрения (не может представить себе, что у других может быть другая позиция, отличная от его).

3 стадия: конкретно операционная (с 7до 14 лет). На этой стадии у детей формируются способности к логическим рассуждениям, доказательству, соотношениям разных точек зрения. Одна из причин возникновения логического мышления то, что теперь ребенок может объединять объекты классификации и понимает отношения принадлежности предмета к классу. Он начинает понимать, что любой объект может принадлежать к нескольким классам одновременно. Главное в этом периоде овладение классами. Все конкретные операции можно разделить на конкретные группы:

1. комбинаторная (объединение классов в более крупные образования)

2. обратимая операция

3. ассоциативная операция

4. равноценная или сводимая к нулю операция.

Следует отметить, что на этой стадии ребенок может рассуждать только о тех вещах, с которыми непосредственно сталкивался. Логические операции, нуждаются в опоре на наглядность, не могут производиться в гипотетическом плане. Данная способность складывается у ребенка примерно к 11 годам и подготавливает почву для формирования научных понятий.

4 стадия: формально операционная (11-12 лет и старше) - когда рассуждение связано с гипотезами, а не с конкретными объектами (предположим, у Сары более темные волосы, чем у Лили, Сара более светлая, чем Сюзанна; кто из троих имеет самые темные волосы?). Формируется экспериментальное мышление. Она начинается в раннем подростковом возрасте. На раннем этапе подростки еще не умеют систематично и строго доказать свои убеждения. Этот этап был назван зарождающимся формально операционным мышлением. Достигнув, следующей стадии дети могут доказывать свои убеждения с помощью систематических рассуждений. Подросток способен строить теории, проверять уже с помощью логических научных методов. Возникают при взаимосвязанной характеристике мышления:

1. способность выявить связь между 2-мя или большим числом перемен или разобраться в сложных отношениях.

2. способность строить мысленные предположения о возможном влиянии 1-ой или несколько переменных на др. переменную.

План:

Введение

1.Сущность возрастного кризиса

2.Возрастные кризисы

2.1. Кризис новорожденного

2.2 Кризис подросткового возраста

2.3 Кризис среднего возраста

2.4 «Узелковый период» кризис старости

Литература

Введение

В психологических теориях категория "возрастной кризис" используется в многочисленных контекстах, отличается по своему содержанию и связывается с различными характеристиками психического развития человека. Суть возрастных кризисов заключается в изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней, в смене ведущей деятельности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного хода психического развития.

В период возрастных кризисов резко изменяется эмоциональный фон, появляются элементы депрессивной симптоматики, выраженной тревожности, напряженности, снижения работоспособности и т. д. Все это является следствием рассогласования в системе самопрогнозирования, уровня притязаний личности: человек не может обеспечивать продуктивное выполнение индивидуальных программ. Реализация этих программ начинает требовать огромных энергетических усилий.

Если рассматривать возрастные кризисы с точки зрения перемен, наступающих в поведении ребенка, то все они характеризуются некоторыми общими чертами. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными: часто вступают в конфликт с окружающими взрослыми, особенно родителями и воспитателями; у них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства и негативизма.

Проблематика возрастных кризисов в онтогенезе является актуальной, чрезвычайно интересной и в то же время недостаточно разработанной в теоретическом и экспериментальном плане. Само понятие "возрастной кризис" является одним из наименее четко определенных и часто не имеет законченной формы. Тем не менее, термин широко употребляется и среди психологов, и среди педагогов. С содержательной точки зрения периоды возрастных кризисов представляют интерес, поскольку отличаются специфическими особенностями процесса психического развития (наличие резких изменений в психике, обострение противоречий, негативный характер развития и т.д.).

Кризисный период оказывается трудным для ребенка, а также для окружающих его взрослых – педагогов и родителей, которым становится необходимо вырабатывать стратегии воспитания и обучения на основе происходящих с ребенком кардинальных изменений в психике. Поведение детей в эти периоды характеризуется трудновоспитуемостью и представляет особую сложность для взрослых. Для того чтобы подобрать адекватные воспитательные меры, необходимо проанализировать предпосылки возникновения кризиса, особенности социальной ситуации развития, сущность происходящих с ребенком изменений, новообразования кризисного периода. Возрастные кризисы характерны не только для детского возраста, выделены также нормативные кризисы взрослости. Эти кризисы отличаются особым своеобразием в протекании периода, в характере личностных новообразований человека и т. д.

Цель работы заключается в анализе психологической сущности, структуры и содержанию возрастных кризисов. Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

Теоретический анализ аспектов изучения проблемы возрастных кризисов;

Раскрытие сущности и содержания возрастных кризисов;

Изучение общих принципов возрастного психического развития;

Психологический анализ кризисов возрастного развития.

1. Сущность возрастного кризиса

Кризис (от греческого krineo) означает «разделение дорог». Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека.

Кризис в жизни это ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации внутренней необходимости своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей) в виду возникновения препятствий (чаще всего внешних), преодолеть которые, опираясь на свой прошлый опыт, он не может. Человек привыкает к определенной форме своей жизни и деятельности: образу и состоянию тела, пище, одежде, более или менее комфортным условиям существования, счету в банке, автомобилю, жене, детям, социальному статусу, смыслам и духовным ценностям. Кризисное состояние лишает его опоры. Однако наряду с отрицательными, негативными проявлениями, кризис как ничто другое вычленяет, что человеческого остается от человека, что у него остается внутри, что в нем укоренилось и крепко сидит, а что сразу разрушается, как только исчезнут внешние атрибуты. Все внешнее выходит наружу в процессе кризиса, и человек начинает осознавать его внешность. Если же он еще и отказывается от этой внешней шелухи, то происходит очищение сознания, глубинное понимание истинной ценности, духовное осознание себя. Поэтому психологический кризис – это физическое и психическое страдание, с одной стороны, и трансформация, развитие и личностный рост – с другой. Таким образом, источник кризиса психического развития лежит не в конфликте человека с внешней системой отношений, а обусловлен внутренним конфликтом отношения реальной и идеальной формы. Именно это отношение и провоцирует сначала конфликт, затем попытки его разрешения, а затем и переход в новую систему сотрудничества, то есть переход к новой ведущей деятельности.

Кризис – это не тупик, а некие противоречия, которые накапливаются у человека. Кризис в жизни – это всегда неприятно. Будь то здоровье или семья, или работа, или дружеские отношения. Человек выбивается из привычного ритма. Тем не менее есть ряд так называемых «нормативных» кризисов, через которые человек проходит в течение всей жизни: кризис новорожденного, одного года, трех, семи, переходного возраста, кризис середины жизни в 35-45 лет, « узелковый период».

Все жизненные кризисы подобны матрешке. Тяжело, когда человек не выходит из кризиса, а накапливает их. Все кризисы, по сути, связаны с поиском смысла жизни и попытками ответить на вопросы типа "Зачем я живу? Для кого?", а так же проблема личной свободы, и борьба за нее на всех этапах жизни.

Хотя у человека и есть внутренние резервы (адаптационные свойства) для того, чтобы решить возникающие трудности, зачастую эти защитные механизмы не справляются.

Рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, их можно по меньшей мере предсказать, а значит смягчить неизбежные, встроенные в природу человека и избежать тех, которые являются результатом неправильного выбора самого человека.

Самой, пожалуй, важной функцией кризиса, является его влияние на развитие человека – Л.С. Выговский писал, что «если бы кризисы не были обнаружены экспериментально, их, тем не менее, следовало бы задать теоретически». Основанием для такого утверждения служит то, что процесс развития человека происходит «рывками», от одной стадии к другой, т. Е. Скорее революционным, чем эволюционным путем. В эти периоды в относительно короткий срок происходят кардинальные изменения, сильно заметные окружающим.

2. Возрастные кризисы

Возрастные кризисы – это особые, относительно непродолжительные по времени (до года), возрастные периоды, характеризующиеся резкими психическими изменениями личности человека, возникающие при переходе от одной возрастной ступени к другой, связанные с системными качественными изменениями в сфере социальных отношений человека, его деятельности и сознания. Возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой адекватной новому психологическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. Суть возрастного кризиса в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержание возрастного кризиса состоит в том, что происходит субъективация новообразования предшествующего стабильного периода, т.е. превращение новообразования стабильного периода в субъективную способность индивида.

Хронологически выделяют следующие возрастные кризисы: кризис новорожденности; кризис одного года; кризис трех лет; кризис семи лет; кризис семнадцати лет; кризис тридцати лет; пенсионный кризис. Понятие об отдельных критических возрастах вводились в науку эмпирическим путем и в случайном порядке. Анализ кризисных периодов позволит вскрыть психологическую сущность процесса онтогенетического развития личности. Основные отличие критических периодов развития от стабильных периодов заключается в длительности протекания, в характеристиках динамики психических изменений, в характере возникающих новообразования. Возрастной кризис может сопровождаться особым синдромом – трудновоспитуемость.

2.1 Кризис новорожденного

Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Рождение – это всегда резкий переход к новому. Психоаналитики называют рождение травмой и считают, что вся последующая жизнь человека носит печать пережитой им при рождении травмы.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери и попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания. При переходе к внеутробному существованию коренным образом меняется не только условия жизни, но само физиологические существование малыша. До рождение ребенок и мать слиты в одно. Его температура равна температуре тела матери. Он живет в мире, где нет контрастов темноты и света, тепла и холода. Рождаясь, младенец попадает в мир контрастов и противоречий, и самое первое из них – первый вздох.

С обрезанием пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать. Чтобы эта потеря не была травмирующей, совершенно необходимо присутствие и внимание матери с первых минутах жизни младенца. Ощущение ее тепла, запаха, звука ее голоса, биение ее сердца – все это связывает его с прежней жизнью и делает его приход в этот не таким резким, болезненным и травмирующим. Очень важно чувствовать и видеть своего малыша с первой минуты его появления на свет и для матери: в это время материнские чувства наиболее остры.

Ребенок приходит в этот мир слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития новорожденного. Приспособится к новым, чудным для него условиям ребенку помогает наследственно закрепления механизма – безусловные рефлексы: это, прежде всего, система пищевых рефлексов, а также защитные и ориентировочные рефлексы. Некоторые рефлексы являются атавистическими – они получены в наследство от животных предков, но бесполезны для ребенка и вскоре исчезают. Так, например, рефлекс, называемый иногда « обезьяньим» пропадает уже на втором месяцы жизни (приложение а).

Человеческое дитя наиболее беспомощно среди всех детенышей в момент своего рождения. Это не зрелость не только в высших регуляторных, но и многих нежелающих физиологических механизмов, что приводит к возникновению новой социальной ситуации. В данный период вообще нельзя рассматривать ребенка отдельно от взрослого. Сказанное чрезвычайно важно, ибо ребенок еще не обладает никакими способами взаимодействия со взрослыми.

Важные события в психической жизни ребенка – возникновения слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-й недели, зрительное – на 3-5 недели.

Новорожденный проводит время во сне или дремотном состоянии. Постепенно из этого дремотного состояния начинают выделяться отдельные моменты, краткие периоды бодрствования. Слуховое и зрительное сосредоточение придают бодрствованию активный характер.

Лицо взросло вызывает у ребенка состояния «блаженство» – он улыбается. Улыбка на лице ребенка и является концом кризисом новорожденности. С этого момента у него начинаются индивидуальная психическая жизнь.

Ребенок не просто улыбается, он реагирует на взрослого движениями всего тела. Младенец все время находится в движении. Он откликается эмоционально. Комплекс оживления включает четыре основных компонентов:

Замирания и зрительное сосредоточение – долгие, пристальный взгляд на взрослого;

Улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

Двигательные оживления, движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и п.р.;

Вокализации – вскрики (громкий отрывистые звуки), гуканье (тихие короткие звуки «кх», «гк»), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц – «гуулллиии» и п.р.).

Дети, отстающие в развитие прежде всего отстают именно в появления комплекса оживления. Комплекс оживления, как первый специфический поведенческий акт ребенка, становится определяющим для всего последующего его психического развития. Он является первым актом общения ребенка со взрослым и свидетельствует о переходе в новый стабильный период – период младенчество.

2.2 Кризис подросткового возраста

На образ физического “я” и самосознания в целом оказывает влияние темп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются наименее выгодным положением; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития. После относительно спокойного младшего школьного возраста, подросткового кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе действительно идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главная особенность подростка личностная нестабильность. Противоположные черты, стремление, тенденции, сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Многие подростки, подпадая под зависимость от физического состояния, начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

Подростковый возраст- период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с табуированных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Если это делается не для пробы, а для куража, возникает физическая зависимость. Но и баловство, пробы могут привести к психологической зависимости, что проявляет себя в возникновении напряженности, тревоги, раздражительности.

Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. На этом фоне, рефлексируя на свое «падение», подросток нередко превращает его в форму своего самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.

Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. Поэтому важно, чтобы эти впечатления отражали достойные формы взаимодействия юных сексуальных партнеров. Многие подростки на почве неблагополучного опыта обретают неврозы, а некоторые – и венерические заболевания. Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве (курильщик, сексуальный партнер и др.) В результате потери самоидентичности толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.

Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения отрока (возникают новые отношения с близкими, сверстниками, учителями; расширяется поле деятельности и др.), наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом – вот основное содержание отроческих переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.

Многие подростки переживают кризис во внешних проявлениях негативизме – бессмысленном противодействии других, немотивированном противостоянии родителям, учителям. Задача близких взрослых и психологов здесь однозначна – необходимо включиться в проблемы отрока и постараться облегчить его жизнь в этот период.

2.3 Кризис среднего возраста

Кризис среднего возраста – самая странная и страшная пора в психическом развитии человека. Многие люди (особенно творческие), не найдя в себе силы, и не обретя новый смысл жизни, просто уходят из нее. На этот период (после подросткового) приходится наибольшее число суицидов.

Как уже говорилось выше, у взрослого человека начинают формироваться вопросы, на которые он не в состоянии ответить, но которые сидят внутри и разрушают его. « в чем смысл моего существования!?», «это то, чего я хотел!? Если да, то что же дальше!?» и т.д. представления о жизни, сложившиеся между двадцатью и тридцатью годами, не удовлетворяют его. Анализируя пройденный путь, свои достижения и провалы, человек обнаруживает, что при уже сложившейся и внешне благополучной жизни личность его несовершенна, что много времени и сил потрачено впустую, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, и т. П. Иными словами, происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего «я». Человек обнаруживает, что многое он уже не может изменить в своей жизни, в себе: семью, профессию, привычный образ жизни. Самореализовав себя в период молодости, человек вдруг осознает, что, в сущности, стоит перед той же задачей – поиска, самоопределения в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей (в том числе ограничений, не замечавшихся им ранее). Этот кризис проявляет себя в ощущении необходимости «что-то предпринимать» и свидетельствует о том, что человек переходит на новую возрастную ступень – возраст взрослости. «кризис тридцати» – условное название этого кризиса. Это состояние может наступить и раньше, и позднее, ощущение кризисного состояния может наступать на протяжении жизненного пути неоднократно (как и в детстве, отрочестве, юности), так как процесс развития идет по спирали, не останавливаясь.

Для мужчин в это время характерны разводы, смена работы или изменение образа жизни, приобретение дорогих вещей (автомобили, мотоциклы), частая смена сексуальных партнерш, причем прослеживается четкая ориентация на юный возраст последних, как бы начинает добирать то, чего не смог получить в более раннем возрасте, реализует свои детские и юношеские потребности.

У женщин во время кризиса 30-летия обычно меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости. Женщин, ориентированных на замужество и воспитание детей, теперь в большей степени начинают привлекать профессиональные цели. В то же время те, кто отдавал свои силы работе, теперь, как правило, направляют их в лоно семьи и брака.

Переживая этот кризисный момент своей жизни, человек ищет возможность укрепления своей ниши во взрослой жизни, подтверждения своего статуса взрослого: он хочет иметь хорошую работу, он стремится к безопасности и стабильности. Человек еще уверен в том, что возможно полное воплощение надежд и чаяний, образующих «мечту», и усердно трудится для этого.

2.4 «Узелковый период» кризис старости

В преклонном возрасте (старости) человеку предстоит преодолеть три подкризиса. Первый из них заключается в переоценке собственного «я» помимо его профессиональной роли, которая у многих людей вплоть до ухода на пенсию остается главной. Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения тела, что дает человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие. В результате третьего подкризиса у человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять мысль о смерти.

Бесспорно, проблема смерти является всевозрастной. Тем не менее, именно для пожилых и престарелых она не представляется надуманной, преждевременной, трансформируясь в проблему естественной смерти. Для них вопрос об отношении к смерти переводится из подтекста в контекст самой жизни. Наступает время, когда в пространстве индивидуального бытия начинает отчетливо звучать напряженный диалог между жизнью и смертью, осознается трагизм временности. Тем не менее, старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются не как составные части процесса жизни, а как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности возможностей управлять природой. С точки зрения философии прагматизма, подчеркивающей значение достижений и успеха, умирающий является потерпевшим поражение.

Сейчас наша социальная структура, равно как и философия, религия и медицина почти ничего не могут предложить для облегчения душевных мук умирающего. Пожилые и престарелые люди, как правило, опасаются не самой смерти, а возможности лишенного всякого смысла чисто растительного существования, а также страданий и мучений, причиняемых болезнями. Можно констатировать наличие двух ведущих установок в их отношении к смерти: во-первых, нежелание обременять своих близких, во-вторых, стремление избежать мучительных страданий. Этот период также называют «узелковым», потому что, не желая обременять своей старостью и смертью, многое пожилые люди начинают готовиться к смерти, собирать сопутствующие обряду вещи, откладывать деньги на проведение похорон. Поэтому многие, находясь в подобном положении, переживают глубокий и всеохватывающий кризис, затрагивающий одновременно биологические, эмоциональные, философские и духовные стороны жизни.

Культура сопереживания смерти другого человека выступает неотъемлемой составляющей общей культуры, как личности, так и общества в целом. При этом совершенно справедливо подчеркивается, что отношение к смерти служит эталоном, индикатором нравственного состояния общества, его цивилизованности. Важно создать не только условия для поддержания нормальной физиологической жизнеспособности, но и предпосылки для оптимальной жизнедеятельности, удовлетворить потребность пожилых и престарелых людей в знаниях, культуре, искусстве, литературе, часто выходящих за пределы досягаемости для старших поколений. Многие взрослые в период возрастного кризиса своего ребенка сталкивается с кризисом собственной системы воспитание, поскольку изменения в поведении ребенка начинают свидетельствовать о неэффективности старой стратегии воспитания, приводят к субъективному переживанию этой ситуации, пробам построения новых поведенческих стратегий и тактик и переходу к новым формам взаимодействия с ребенком. Эта последовательность в целом повторяет структуру возрастного кризиса с одним существенным отличием: если ребенок переживает активный кризис, то кризис воспитание взрослого – реактивный. Ребенок «сам» разрушает привычные формы совместности со взрослым, взрослый же «реагирует» на разрушение, вначале делая попытку их сохранить.

В период возрастного кризиса меняются действия всех участников взаимодействия: и взрослых, и детей. Условием для успешного разрешения кризиса является именно коррекция поведения взрослых. Взрослому необходимо иметь определенные знания об изменениях, происходящих с ребенком на данном возрастном этапе. Только на основе этих знаний можно определенным образом действовать и анализировать собственные действия. Как правило, возрастной кризис у взрослых людей усугубляется определенными ненормативными факторами (сильные эмоциональные переживания и крупные неудачи – потеря важных родственных связей, смерть, развод, выкидыш и др.). На современном этапе количество людей, испытывающих те или иные кризисные состояния, неуклонно возрастает. С одной стороны, это может быть связано с резкими изменениями условий жизни (нестабильность общественных структур, болезни, изменение социального окружения), с другой – с определенным эволюционным этапом в развитии психики людей в целом.

Длительность кризисных переживаний, возможность конструктивного или деструктивного выхода из кризиса в значительной мере определяются типом совладания, отношения личности к неблагоприятной жизненной ситуации. Наиболее типичные варианты отношений личности к кризисам: игнорирующее; преувеличивающее; демонстративное; волюнтаристское; продуктивное. Конечно, в этой сфере еще много направлений для дальнейших исследований. Проблема кризисов и выходов из них, на сегодняшний день – одна из самых перспективных и актуальных проблем психологии.

Литература

1. Обухова Л.Ф. возрастная психология/ российское педагогическое агентство, 2004. – 193с.

2. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис/ центрполиграф, 2003. – 133с.

3 .Абрамова Г.С. возрастная психология / эксмо, 2003. – 301с.

4. Мухина В.С. возрастная психология/ академия, 2006. – 608с. 5. Рогов е.и. общая психология/ владос, 2002. – 202с.

6. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ харвест, 2007. – 640с.

7. Эльконин Д.Б. избранные психологические труды/ педагогика, 2000. – 560с.

8. Холлис Д. Перевал в середине пути: кризис среднего возраста/ когито-центр, 2005. – 192с.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема возрастных кризисов актуальна и интересна, но недостаточно разработана в теоретическом и экспериментальном плане.

Суть возрастных кризисов - это изменение системы взаимоотношений человека и окружающей действительности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они являются нормативными изменениями, необходимыми для нормального психического развития.

В эти периоды изменяется эмоциональный фон, появляются элементы депрессивной симптоматики, тревожности, напряженности, снижения работоспособности. Дети в критические периоды становятся раздражительными, капризными, непослушными, вступая в конфликты с взрослыми. Для педагогов и родителей становится необходимой выработка новых стратегий воспитания и обучения в связи с кардинальными изменениями в психике ребёнка. Возрастные кризисы характерны не только для детского возраста. Существуют и так называемые кризисы взрослости, характерной чертой которых является анализ жизни человека и самого себя.

Исследование возрастных кризисов является важным моментом в практической деятельности психолога, так как помогает ему найти выход из кризисных состояний человека с наименьшими потерями и наибольшими приобретениями.

В данной работе рассмотрены основы понятия «возрастной кризис», показано отличие критических периодов от стабильных, а также дано развёрнутое описание всех возрастных кризисов.

Цель работы - формирование представлений о сущности, структуре и содержании возрастных кризисов.

Задачи: теоретическое исследование критических возрастов; анализ структуры и содержания возрастных кризисов.

Предмет исследования - влияние возрастных кризисов на жизнь человека.

Данная работа опирается на труды Л.С. Выготского, Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др.

СУЩНОСТЬ ВОЗРАСТНОГО КРИЗИСА

Понятие о возрастном кризисе

Возрастные кризисы - это непродолжительные по времени (до года) возрастные периоды, в которые происходят резкие психологические изменения. Возрастные кризисы возникают при переходе от одной возрастной ступени к другой и относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального развития личности (Л.С. Выготский, Э. Эриксон).

В современной психологии выделяются следующие возрастные кризисы :

· кризис рождения

· кризис новорожденности

· кризис одного года

· кризис трёх лет

· кризис семи лет

· кризис подросткового возраста (14-15 лет)

· кризис юности (18-20 лет)

· кризис молодости (около 30 лет)

· кризис взрослости (40-45 лет)

· кризис старости (около 60 лет)

В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть авторов (С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец) считают, что кризисы являются негативным, девиантным проявлением, результатом неправильного воспитания, и что нормальное развитие человека вполне возможно без прохождения кризисов. Другие же авторы (Л. С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин) считают кризисы необходимым и обязательным условием для дальнейшего развития человека. Более того, человек, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше.

Возрастной кризис также обусловлен биологическими факторами (физиологические сдвиги в организме, морфофункциональные перестройки и др.), и социальными факторами (смена социальной ситуации развития, изменение статуса, принятие новых социальных ролей и др.). Возрастные кризисные изменения могут иметь непродолжительный характер, оставаясь практически незаметными для человека и окружающих его людей и выражаясь в аномальном поведении, а могут быть достаточно длительными, затяжными.

Протекание возрастных кризисов во многом зависит от темперамента, характера, индивидуальных биологических особенностей, социальных отношений, эмоционально-мотивационной сферы и др. Начало кризисного периода отмечается конфликтом между доступным и желаемым, т. е. конфликтом между рефлексивными моделями и готовностью человека выполнять намеченную жизненную траекторию.

Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как в новых возрастных условиях реализация прежней затруднена, либо невозможна. При обострении внутри личностных противоречий внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис. Человек при этом становится более неустойчивым, на слабые раздражители отвечает неадекватными реакциями, что приводит к существенным изменениям в поведении.

Термин «возрастной кризис» ввёл отечественный психолог Л. С. Выготский и определял его как изменение личности человека, возникающее при смене стабильных периодов.

По Выготскому, возрастной кризис - качественные позитивные изменения, в результате которых личность переходит на новую, более высокую ступень развития. Длительность, форма и острота протекания этих изменений зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий.

По определению Л.С.Выготского, в кризисные периоды ребенок в короткий промежуток времени изменяется целиком, становится трудновоспитуемым, но дело не в воспитании, а в изменении - ребенок становится иным по отношению к самому себе прежнему.

К внешним поведенческим особенностям кризисов по Выготскому относятся следующие:

· неотчетливые границы, отделяющие начало и конец кризисов. Кризис возникает незаметно, трудно диагностировать его начало и конец;

· в середине кризиса наблюдается его кульминация, наличие которой отличает критический период от других;

· в поведении ребенка происходят резкие изменения, он становится трудновоспитуемым, снижаются интерес к занятиям и школьная успеваемость. Возможны конфликты с окружающими.

При более тщательном анализе можно обнаружить более глубокие особенности в поведении детей в кризисный период:

· в отличие от устойчивых этапов, развитие совершается скорее разрушительно, чем созидательно;

· прогрессивное развитие личности ребенка в это время приостанавливается, на первый план выходят процессы распада и разложения того, что образовалось на предшествующем этапе;

· ребенок не столько приобретает, сколько теряет из прежде приобретенного, ранее сложившиеся интересы распадаются.

Таким образом, по Выготскому, кризис - это этап развития, требующий обязательного разрушения, преодоления старой системы (отношений, связей, действий).

Основные положения Л.С.Выготского были развернуты в работах его последователей (Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович и др.).

Д.Б.Эльконин определяет кризисы как переходы от одной системы к другой. Д.Б.Эльконин считал, что каждый период состоит из двух стадий: на первой стадии осуществляется изменение мотивационно-потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционно-технической сферы. Он открыл закон периодичности разных типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью, которая ориентирует субъекта в системе отношений между людьми, взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность, ориентирующая в способах употребления предметов. Между этими двумя типами ориентации каждый раз возникают противоречия.

По Д.Б.Эльконину , кризисы новорожденности, 3 и 11 лет - это кризисы отношений, когда возникают новые ориентации в человеческих взаимоотношениях; а кризисы 1-го года, 7 и 15 лет - кризисы мировоззрения, изменяющие ориентацию в мире вещей.

Л.И. Божович подразумевала под кризисами переходные этапы от одного периода детского развития к другому. Она считала, что в ответ на потребности ребёнка возникает системное новообразование, которое несет в себе побудительную силу. Это новообразование является обобщённым результатом психологического развития ребёнка в предшествующий период и становится основой для дальнейшего формирования и развития личности. Поэтому Л.И. Божович рассматривает кризисы как переломные этапы онтогенетического развития личности, анализируя которые можно найти психологическую сущность этого процесса.

Особенно ярко критические периоды проявляются у детей, чьи новые потребности, появляющиеся в конце каждого этапа психического развития, не удовлетворяются, либо активно подавляются. Л.И. Божович подчеркивала, что следует различать неудовлетворение потребностей в результате подавления их социальными требованиями (как окружающих, так и самого субъекта), и случаи неудовлетворения потребностей по причине отсутствия подходящих способов их удовлетворения. Так, во втором варианте противоречие между субъектом и его возможностями является основной движущей силой психического развития.

Таким образом, возрастной кризис считается переходным этапом, который переживает человек при смене возрастных периодов, когда завершаются определенные стадии развития.

Возрастной кризис – это переходный этап между возрастами человека, характеризующийся сменой ведущей деятельности и социальной ситуации развития. Кризисные периоды – неотъемлемый этап взросления. Каждый человек проходит несколько таких этапов в своей жизни.

Кризис дословно переводится как «разделение дорог». В китайском языке оно пишется двумя иероглифами, один означает «опасность», а второй – «возможность». На мой взгляд, это самая лаконичная и точная трактовка. Именно в кризисы, в том числе возрастные, происходит активное либо же ее «слом» при неудачном исходе периода.

Термин «возрастной кризис» ввел в обиход отечественный психолог Л. С. Выготский. У каждого возраста существуют определенные нормы, на которые ориентируются психологи. Они помогают отслеживать нормальность развития человека. Эти же нормы интеллектуального, эмоционального, психофизического и личностного развития называются задачами возрастного развития. Период кризиса и есть период выполнения этих задач, интенсивных психофизиологических изменений.

Каждый человек проходит через возрастные кризисы, но вот форма выражения, интенсивность и длительность варьируются в зависимости от социально-экономического положения человека, условий развития, индивидуально-личностных особенностей.

Несмотря на это, все же существуют две точки зрения на нормативность/ненормативность возрастных кризисов:

  • Одни психологи (Фрейд, Выготский, Эриксон) считают такие переходы неотъемлемой частью развития.
  • Другие исследователи (Рубинштейн, Запорожец) рассматривают их как вариант индивидуальных .

Основные кризисы

В психологии принято выделять такие возрастные кризисы:

  • (с момента рождения до месяца);
  • (11-12 лет);
  • (45-55 лет);

Кризис новорожденности, трех лет и подростковый относят к большим кризисам. На них приходится перестройка отношений ребенка и общества. Остальные кризисы относятся к малым. Они менее заметны внешне и характеризуются нарастанием самостоятельности и умений. Однако на момент любого кризиса дети отличаются негативизмом, непослушанием, упрямством.

На взрослую жизнь, как мы видим, приходится 4 кризиса:

  • Кризис молодости сопровождается становлением и самоутверждением человека в основных сферах жизни, отношениях (работа, семья, любовь, дружба).
  • На этапе кризиса зрелости человек анализирует свои успехи, соответствие планов и достижений. Последующие лет десять он закрепляет или меняет результат.
  • Кризис среднего возраста сопровождается осознанием упадка сил, красоты, здоровья, увеличения дистанции с выросшими детьми. Нередко человека охватывает депрессия, чувство усталости от рутины, печаль от мысли, что ничего лучше уже не будет.
  • Поздняя зрелость сопровождается стабилизацией предыдущего состояния, постепенным отходом от социальной и трудовой деятельности.
  • На этапе ранней старости человек осмысливает свою жизнь и либо признает ее уникальной и неповторимой, либо понимает, что она прошла зря.
  • На этапе старости человек переосмысливает свое профессиональное «Я», смиряется с неизбежным ухудшением здоровья и старением тела, избавляется от самоозабоченности. Это этап активного принятия естественного окончания жизни.

Стоит отметить, что детские кризисы (первые шесть) изучены гораздо больше, нежели кризисы взрослости, среднего возраста и старости. Последние чаще рассматриваются в характере индивидуального течения, хотя они так же во многом обусловлены возрастными изменениями.

Фазы кризиса

Л. С. Выготский выделил 3 фазы кризиса: предкритическую, критическую, посткритическую.

  1. Предкритическая фаза характеризуется возникшим и осознающимся самим человеком противоречием между сложившимися внешними условиями и его отношением к этим условиям. Человек начинает видеть образ более притягательного для него будущего, но реальных путей воплощения этого сценария пока не видит.
  2. На критическом этапе возникает максимальное напряжение в противоречии, оно достигает пика. Сначала человек старается повторить самые общие представления об увиденном идеале. Например, подростки с легкостью перенимают привычку курить или ругаться матом, думая, что это делает их частью взрослого, столь желанного и нового, открывшегося в перспективе мира. Позже осознаются внешние и внутренние преграды, стоящие на пути к другим компонентам нового мира. Если от внешних избавиться более или менее просто, то осознание нехватки внутренних ресурсов толкает на освоение новой (в примере с подростками – выбор профессии, подработка). В завершение человек сравнивает, насколько ему удалось приблизиться к увиденному идеалу.
  3. На посткритической фазе противоречие разрешается, личность выстраивает новые гармоничные отношения с миром. Если результаты предшествующей рефлексии устраивают, то личность окончательно переводит воображаемое в реальное, иное в свое.

Особенности преодоления кризиса

Никто не может избавить человека от прохождения кризиса. Преодолеть все трудности и найти новый баланс должен сам человек. Но процессом кризиса можно управлять и направлять. В этом и заключается помощь извне – научить человека управлять собственным кризисом, видеть и использовать возможности, грамотно обходя опасности ( , и другие ).

Кризис – это всегда выбор. Человек понимает, какая именно задача стоит перед ним, что именно он не может делать привычными средствами, но ему еще предстоит выбрать новые инструменты. Каждый кризис побуждает человека к поискам идентичности.

Особый интерес в рамках личностного развития представляет собой теория возрастных кризисов Э. Эриксона, хоть этапы и отличаются от названных ранее. Автор выделил следующие ступени возрастных переходов и выборов:

  • Первый год жизни. От того, насколько удовлетворены ребенка, зависит доверие/недоверие ребенка в будущем ко всему миру.
  • Первый опыт самообслуживания. Если родители помогают ребенку, логичны и последовательны в контроле, то у ребенка развивается автономия. Если же родители проявляют нестабильный или чрезмерный контроль, то у ребенка развиваются страхи относительно контроля над своим телом и чувство стыда.
  • Самоутверждение ребенка (3-6 лет). Если самостоятельность ребенка поддерживают, то он растет инициативным. В противном случае – покорным и с выраженным чувством вины.
  • Школьный возраст. Ребенок либо развивает вкус к деятельности (труду), либо теряет интерес к собственному будущему, испытывает чувство неполноценности в отношении собственного статуса и имеющихся у него средств.
  • Подростковая идентичность. От успешности усвоения подростком ролей и выбора референтной группы зависит его дальнейшая профессиональная и личная жизнь.
  • Кризис взрослости сопровождается поиском близости с одним человеком. Если личность не может успешно решить задачу совмещения работы и семьи, то оказывается изолирована и замкнута на самой себе.
  • Кризис среднего возраста базируется на проблеме продолжения рода и его сохранении. Просыпается особый интерес к воспитанию всего нового поколения и своих детей. Человек продуктивен и активен во всех сферах жизни, в противном случае постепенно ухудшаются межличностные отношения.
  • Кризис старости, разрешение которого зависит от оценки пройденного пути. Если человек может свести все стороны своей жизни в одно целое, то он достойно проживает старость. Если же сложить цельную картину не удается, то человек испытывает страх перед смертью и невозможностью начать все сначала.

Это не единственная концепция и классификация возрастных кризисов. Их гораздо больше, но все авторы сходятся в одном:

  • кризис затрудняет движение и развитие;
  • при этом он создает возможности и побуждает к раскрытию внутреннего потенциала личности.

Каждый кризис заканчивается формированием конкретного новообразования. Неуспешное прохождение кризиса чревато застреванием на каком-либо этапе, развитием искаженного новообразования и (или) компенсаторного механизма.

В условиях кризиса разрушение старого уклада жизни и приобретение нового происходит только путем революции. Именно поэтому кризисы всегда переворачивают . Таким образом, в момент кризиса и после его прохождения происходят изменения в сознании и деятельности человека, взаимоотношениях с миром.

Помощь психолога

При преодолении кризиса нередко оказывается нужна помощь психолога. Психологическая помощь всегда носит индивидуальный характер. То есть анализируется конкретный случай, общих советов быть не может.

Как правило, назначается психокоррекция для детей и консультациях для подростков и взрослых. Кроме бесед в отношении детей применяется арт-терапия и сказкотерапия. Подросткам иногда оказывается групповая психотерапевтическая помощь. Взрослым показаны тренинги, пожилым людям – групповая психотерапия. В отдельных случаях в каждом возрасте возможно семейное консультирование.

Тяжелее кризис переносят, а значит и чаще нуждаются в поддержке, люди:

  • с и элементами инфантилизма в поведении;
  • несамостоятельные в принятии решений;
  • отличающиеся внешним локусом контроля (обвинение в неудачах окружения);
  • с восприятием кризиса как тупиковой ситуации, прерывающей жизнь, а не как возможности для роста.

Важно воспринимать кризис как трудную, но преодолимую ситуацию, требующую большой ответственности и обеспечивающей личностное развитие при успешном ее прохождении. Цель прохождения кризиса – научиться принимать нового себя с позиции .