Все приведенные ниже характеристики кроме двух используются. Введение в генетику

Множественный выбор (базовый уровень) (без рисунка)

Клетка как биологическая система

Требования к уровню подготовки выпускников:

- знать и понимать сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращение энергии в клетке и организме, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, питание, дыхание, брожение, хемосинтез, выделение, транспорт веществ, раздражимость, рост; Современную биологическую терминологию и символику по цитологии;

- уметь устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул, органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;

- выявлять отличительные признаки отдельных организмов;

- сравнивать (и делать выводы на основе сравнения) биологические субъекты (клетки и ткани растений, животных, грибов и бактерий); процессы и явления (обмен веществ, пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез).

1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы АТФ. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. В состав молекулы входит азотистое основание урацил
  2. Молекула является мономером нуклеиновых кислот
  3. По структуре молекула является нуклеотидом

Ответ: 23.

2. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания ферментов. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Входит в состав клеточных мембран и органоидов клетки
  2. Имеют активный центр
  3. Оказывают влияние на обмен веществ, регулируя различные процессы
  4. Специфические белки

Ответ: 14.

3. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процесса клеточного деления. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Аэробный процесс
  2. Молекула глюкозы распадается на две молекулы молочной кислоты
  3. Образуется 36 молекул АТФ
  4. Энергия аккумулируется в двух молекулах АТФ

Ответ: 25.

4. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Образуется побочный продукт - кислород
  2. Происходит в строме хлоропласта
  3. Связывание углекислого газа
  4. Синтез АТФ
  5. Фотолиз воды

Ответ: 23.

5. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций цитоплазмы. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Опорная
  2. Секреторная
  3. Связывание всех частей клетки
  4. Рецепторная
  5. Постоянное движение

Ответ: 24.

6. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания лизосом. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запшит в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Одномембранные органоиды
  2. Содержат лизирующие ферменты
  3. Участвуют в процессах внутриклеточного переваривания пищевых частиц
  4. Обеспечивают процессинг - химическую модификацию синтезированных веществ
  5. Обеспечивают тургор

Ответ: 45.

7. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания анаболизма. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Пластический обмен
  2. Энергетический обмен
  3. Энергия высвобождается и запасается в виде АТФ
  4. Энергия затрачивается
  5. Синтезируются органические вещества

Ответ: 23.

А. А. Кириленко ЕГЭ Биология Раздел «Молекулярная биология» 2017 г.

1. Все перечисленные ниже функции, кроме двух, в живых организмах способны выполнять углеводы. Определите две функции, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Структурную
  2. Транспортную
  3. Запасающую
  4. Каталитическую
  5. Энергетическую

Ответ: 24.

2. Все перечисленные ниже группы организмов, кроме двух, имеют клеточную стенку. Определите две группы организмов, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Вирусы
  2. Бактерии
  3. Грибы
  4. Растения
  5. Животные

Ответ: 15.

3. Все перечисленные ниже периоды, кроме двух, относятся к интерфазе. Определите два периода, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Период покоя - G0
  2. Пресинтетический период - G1
  3. Синтетический период - S
  4. Постсинтетический период - G2
  5. Митоз - M

Ответ: 15.

4. Выберите из перечисленных ниже реакций две, относящиеся к реакциям матричного синтеза. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Синтез глюкозы
  2. Синтез АТФ
  3. Биосинтез белка
  4. Окисление глюкозы
  5. Репликация ДНК

Ответ: 35.

5. Выберите из перечисленных ниже растений два, размножающихся семенами. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Папоротник орляк
  2. Хвощ полевой
  3. Клевер красивейший
  4. Можжевельник скальный
  5. Плаун булавовидный

Ответ: 34.

6. Выберите их перечисленных ниже процессов два, не относящихся к половому размножению. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Сперматогенез
  2. Зигота
  3. Гонада
  4. Спора
  5. Почкование

Ответ: 45.

7. Выберите из перечисленных ниже клеток две, хромосомный набор которых гаплоиден. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Клетка коробочки мха
  2. Спора плауна
  3. Клетка заростка папоротника
  4. Клетка околоплодника вишни
  5. Клетка эндосперма печени

Ответ: 23.

8. Все перечисленные ниже характеристики, кроме двух, соответствуют вегетативному размножению растений. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. От материнского организма отделяется достаточно хорошо дифференцированная часть (отводки, усы, корневые отпрыски, поросль)
  2. Возможно образование особых структур (луковиц, клубней, корневищ и др.)
  3. На теле материнской особи появляется небольшой вырост (почка), а затем происходит отделение (отпочковывание) дочерней особи
  4. Характерен для многих групп растений - от водорослей до цветковых
  5. Возможен благодаря регенерации - восстановлению утраченных частей тела

Ответ: 35.

9. Выберите их перечисленных ниже случаев два, относившихся к геномным мутациям. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Гипертрихоз
  2. Дальтонизм
  3. Полиплоидия
  4. Гемофилия
  5. Синдром Дауна

Ответ: 35.

10. Все приведенные ниже примеры, кроме двух, относятся к взаимодействию аллельных генов. Определите два варианта, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Полное доминирование
  2. Неполное доминирование
  3. Кодоминирование
  4. Кооперация
  5. Комплементарность

Ответ: 45.

11. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, относятся к описанию одного из этапов эмбрионального периода - гаструляции. Определите два варианта, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Самый первый период эмбриогенеза
  2. Образуются зародышевые листки
  3. Формируется двухслойный зародыш
  4. Формируется первичная нервная трубка
  5. Осуществляется направленное перемещение и дифференцировка клеток

Ответ: 14.

12. Два из нижеперечисленных признаков можно использовать для описания третьего этапа энергетического обмена клетки - кислородного. Определите эти два признака, характерные для кислородного этапа, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Протекает в анаэробных условиях
  2. Протекает в органах пищеварения
  3. Более 90% энергии рассеивается в виде тепла
  4. Синтезируется 36 молекул АТФ
  5. Осуществляется в митохондриях

Ответ: 45.

13. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, относятся к описанию генных мутаций. Определите два варианта, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Изменение числа хромосом
  2. Изменение расположения нуклеотидов ДНК
  3. Удвоение участка хромосомы
  4. Выпадение одного или нескольких нуклеотидов
  5. Замена одного нуклеотида другим

Ответ: 13.

14. Ниже представлено описание некоторых особенностей процесса образования половых клеток. Определите две особенности, характерные для оогенеза, отличающие его от сперматогенеза, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Образование первичных половых клеток завершается еще в эмбриональном периоде.
  2. Образуются полярные тельца.
  3. Стадия размножения начинается с наступлением половой зрелости и продолжается почти всю жизнь.
  4. На стадии роста происходит увеличение цитоплазмы клеток, накопление веществ, удвоение ДНК.
  5. На стадии созревания образуются четыре одинаковые клетки.

Ответ: 12.

15. Выберите из списка наследственных болезней человека те, которые наследуются сцепленно с полом. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Дальтонизм
  2. Синдром Дауна
  3. Гемофилия
  4. Альбинизм
  5. Фенилкетонурия

Ответ: 13.

16. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используют для описания ненаследственной изменчивости. Определите два варианта, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Появление признаков под влиянием факторов внешней среды
  2. Проявление ограничено нормой реакции
  3. Затрагивает изменение генотипа
  4. Имеет случайный ненаправленный характер
  5. Изменения носят приспособительный характер

Ответ: 34.

17. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются при описании генотипической изменчивости. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Определенная
  2. Неопределенная
  3. Наследственная
  4. Ненаследственная
  5. Комбинативная

Ответ: 14.

18. Все приведенные ниже примеры, кроме двух, являются примерами проявления генотипической изменчивости. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Появление шестого пальца на руке
  2. Белый цвет кожи у европейцев
  3. Увеличение жирности молока у коров за счет улучшения их рациона питания
  4. Повышение устойчивости к низким температурам у растений при внесении в почву фосфорных и калийных удобрений
  5. Рождение ребенка с 1 группой крови у родителей, имеющих 3 группу крови

Ответ: 34.

19. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы РНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Вещество нестойкое, средняя продолжительность жизни одной молекулы менее одной минуты
  2. В состав входит азотистое основание урацил
  3. Не способна к репликации
  4. По структуре молекула является полимером
  5. Фосфатные группы, входящие в состав молекулы, соединены между собой макроэргическими связями

Ответ: 15.

20. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании постэмбрионального периода онтогенеза. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Личинка
  2. Морула
  3. Куколка
  4. Метаморфоз
  5. Дробление

Ответ: 25.

21. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания профазы митоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Исчезает ядрышко, разрушается ядерная оболочка
  2. Образуется веретено деления
  3. Происходит удвоение молекул ДНК
  4. Хромосомы расходятся к противоположным полюсам клетки
  5. Хромосомы спирализуются

Ответ: 34.

22. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании взаимодействия неаллельных генов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Кооперация
  2. Кодоминирование
  3. Плейотропия
  4. Множественный аллелизм
  5. Комплементарность

Ответ: 24.

23. У всех приведенных ниже животных, кроме двух, развитие осуществляется с метаморфозом. Определите двух животных, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Зеленая суповая черепаха
  2. Суринамская пипа
  3. Розовый пеликан
  4. Поющая цикада
  5. Жук-олень

Ответ: 13.

24. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при классификации мутаций по влиянию на жизнеспособность организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Геномные
  2. Положительные
  3. Летальные
  4. Нейтральные
  5. Точечные

Ответ: 15.

25. Все приведенные ниже системы органов, кроме двух, у ланцетника образуются из мезодермы. Определите две системы органов, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Пищеварительная
  2. Дыхательная
  3. Выделительная
  4. Кровеносная
  5. Половая

Ответ: 12.

26. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания липидов. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Входят в состав клеточных мембран
  2. Входят в состав клеточных стенок
  3. Играют роль биологических катализаторов
  4. Источник метаболической воды
  5. Нерастворимы в воде

Ответ: 23.

27. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании интерфазы. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Репликация
  2. Спирализация хромосом
  3. Запасание энергии (АТФ)
  4. Рост
  5. Образование веретена деления

Ответ: 25.

28. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании профазы мейоза 1. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Расхождение сестринских хромосом
  2. Конъюгация
  3. Образование бивалентов
  4. Расположение бивалентов на экваторе клетки
  5. Кроссинговер

Ответ: 14.

29. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании эмбрионального этапа онтогенеза. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Куколка
  2. Морула
  3. Эктодерма
  4. Имаго
  5. Гаструляция

Ответ: 14.

30. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании методов биотехнологии. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Генная инженерия
  2. Метод культуры клеток и тканей
  3. Соматическая гибридизация клеток
  4. Метод посредника
  5. Метод ментора

Ответ: 45.

31. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются при описании женских гамет. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Овогенез
  2. Акросома
  3. Желток
  4. Мелкие
  5. Неподвижные

Ответ: 24.

32. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются при описании полового размножения без оплодотворения. Определите два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Партеногенез
  2. Апомиксис
  3. Изогамия
  4. Гиногенез
  5. Копуляция

Ответ: 35.

А. А. Кириленко, С.И. Колесников, Е. В. Даденко ЕГЭ - 2018 Биология 30 тренировочных вариантов 2017 г.

1. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения грибной клетки. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Наличие оформленного ядра
  2. Наличие целлюлозной оболочки
  3. Способность к фагоцитозу
  4. Наличие мембранных органоидов
  5. Наличие гликогена в качестве запасного вещества

Ответ: 23.

2. Все перечисленные признаки, кроме двух, используются для описания строения большинства растительных клеток. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Разнообразные пластиды
  2. Целлюлозная оболочка
  3. Центриоли клеточного центра
  4. Гликокаликс
  5. Вакуоли с клеточным соком

Ответ: 34.

3. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания строения бактериальной клетки. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Неподвижная цитоплазма
  2. Кольцевая молекула ДНК
  3. Мелкие (70S) рибосомы
  4. Способность к фагоцитозу
  5. Наличие ЭПС

Ответ: 45.

4. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания хромосомных мутаций у организмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Терминация
  2. Инверсия
  3. Транскрипция
  4. Транслокация
  5. Делеция

Ответ: 13.

5. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания строения и функций митохондрий. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Является двухмембранным органоидом
  2. Формирует веретено деления
  3. Заполнена клеточным соком с сахарозой

Ответ: 45.

6. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания хромосомной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Умножение участка хромосомы в несколько раз
  2. Появление дополнительной аутосомы
  3. Измерение последовательности нуклеотидов
  4. Потеря концевого участка хромосомы

Ответ: 23.

7. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов мейоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Образование бивалентов
  2. Конъюгация и кроссинговер
  3. Неизменность числа хромосом в клетках
  4. Два последовательных деления без репликации ДНК между ними
  5. Редукция числа хромосом

Ответ: 34.

8. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания хромосомной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому
  2. Потеря Х-хромосомы
  3. Увеличение числа хромосомы, кратное гаплоидному
  4. Потеря участка хромосомы
  5. Поворот гена в хромосоме на 180 градусов

Ответ: 23.

9. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Состоит из двух полинуклеотидных цепей
  2. Нуклеотид содержит рибозу
  3. Хранит и передает наследственную информацию
  4. В комплекс с белками образует хромосомы
  5. Выполняет ферментативную функцию

Ответ: 25.

10. Все приведенные ниже термины и понятия, кроме двух, используют в генетике. Найдите два понятия, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Гомозигота
  2. Аллель
  3. Кариотип
  4. Конвергенция
  5. Консумент

Ответ: 45.

11. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания строения и функций комплекса Гольджи. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Участвует в биосинтезе белка
  2. Состоит из стопки плоских цистерн
  3. Образует лизосомы
  4. Имеет замкнутую молекулу ДНК
  5. Является одномембранным органоидом

Ответ: 14.

12. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания геномной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Ограничена нормой реакции признака
  2. Число хромосом кратно гаплоидному
  3. Появляется добавочная Х-хромосома
  4. Имеет групповой характер
  5. Наблюдается потеря У-хромосомы

Ответ: 14.

13. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания строения и функций хлоропластов. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Является двумембранными органоидами
  2. Имеет собственную замкнутую молекулу ДНК
  3. Является полуавтономным органоидом
  4. Формирует веретено деления
  5. Заполнен клеточным соком с сахарозой

Ответ: 45.

За это задание вы можете получить 2 балла на ЕГЭ в 2020 году

Генетическим закономерностям посвящено задание 7 ЕГЭ по биологии. К примеру, вам может попасться вопрос о наследственной изменчивости. Причем в первую очередь, вы должны знать какова эта изменчивость - мутационная, групповая, определенная или модификационная, а также чем отличаются друг от друга разные типы изменчивости, например, мутационная от модификационной. Много в вариантах и задач о генах и наследственности: «В каком браке чаще всего рождаются дети с гемофилией? В неродственном, близкородственном, у людей разных рас или людей разных национальностей» или «Какой мутацией является изменение порядка нуклеотидов в молекуле ДНК?».

Часть вариантов задания 7 ЕГЭ по биологии содержит в себе вопросы практического характера по теме «Влияние мутагенов». Вы должны будете заранее потренироваться задачи типа «Определите генотип ребенка с темными прямыми волосами, если мать его имеет светлые прямые волосы, а отец - темные кудрявые» или «В семье двое детей лопоухих и двое – с нормально прижатыми ушами. Определите генотип их родителей». Для корректного решения подобных задач составитель тестов ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений – добавил в условия тестов появления доминирования генов. Так, для последнего примера будет указано, что ген лопоухости В является доминирующим над b - геном нормально прижатых ушей.

Задание № 7 ЕГЭ по биологии будет решено вами успешно, если вы заранее повторите и другой учебный материал по этой теме. Несколько вопросов посвящено генетическому коду, еще несколько вариантов содержат в себе задачи по молекулярной биологии, и они обычно вызывают у школьников значительные трудности, такой, как: «Определите процент нуклеотидов с цитозином, который содер-жится в ДНК при доле ее адениновых нуклеотидов 10% от общего количества». Перед экзаменом придется тщательно повторять этот раздел учебника, чтобы успешно ответить на подобные вопросы.

Мутации – это изменения в ДНК клетки. Возникают под действием ультрафиолета, радиации (рентгеновских лучей) и т.п. Передаются по наследству, служат материалом для естественного отбора. отличия от модификаций

Генные мутации – изменение строения одного гена. Это изменение в последовательности нуклеотидов: выпадение, вставка, замена и т.п. Например, замена А на Т. Причины – нарушения при удвоении (репликации) ДНК. Примеры: серповидноклеточная анемия, фенилкетонурия.

Хромосомные мутации – изменение строения хромосом: выпадение участка, удвоение участка, поворот участка на 180 градусов, перенос участка на другую (негомологичную) хромосому и т.п. Причины – нарушения при кроссинговере. Пример: синдром кошачьего крика.

Геномные мутации – изменение количества хромосом. Причины – нарушения при расхождении хромосом.

  • Полиплоидия – кратные изменения (в несколько раз, например, 12 → 24). У животных не встречается, у растений приводит к увеличению размера.
  • Анеуплоидия – изменения на одну-две хромосомы. Например, одна лишняя двадцать первая хромосома приводит к синдрому Дауна (при этом общее количество хромосом – 47).

Цитоплазматические мутации – изменения в ДНК митохондрий и пластид. Передаются только по женской линии, т.к. митохондрии и пластиды из сперматозоидов в зиготу не попадают. Пример у растений – пестролистность.

Соматические – мутации в соматических клетках (клетках тела; могут быть четырех вышеназванных видов). При половом размножении по наследству не передаются. Передаются при вегетативном размножении у растений, при почковании и фрагментации у кишечнополостных (у гидры).

Приведённые ниже понятия, кроме двух, используются для описания последствий нарушения расположения нуклеотидов в участке ДНК, контролирующем синтез белка. Определите эти два понятия, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нарушение первичной структуры полипептида
2) расхождение хромосом
3) изменение функций белка
4) генная мутация
5) кроссинговер

Выберите один, наиболее правильный вариант. Полиплоидные организмы возникают в результате
1) геномных мутаций

3) генных мутаций
4) комбинативной изменчивости

Установите соответствие между характеристикой изменчивости и ее видом: 1) цитоплазматическая, 2) комбинативная
А) происходит при независимом расхождении хромосом в мейозе
Б) происходит в результате мутаций в ДНК митохондрий
В) возникает в результате перекреста хромосом
Г) проявляется в результате мутаций в ДНК пластид
Д) возникает при случайной встрече гамет

Выберите один, наиболее правильный вариант. Синдром Дауна является результатом мутации
1) геномной
2) цитоплазматической
3) хромосомной
4) рецессивной

Установите соответствие между характеристикой мутации и ее видом: 1) генная, 2) хромосомная, 3) геномная
А) изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК
Б) изменение строения хромосом
В) изменение числа хромосом в ядре
Г) полиплоидия
Д) изменение последовательности расположения генов

Выберите три варианта. Чем характеризуется геномная мутация?
1) изменением нуклеотидной последовательности ДНК
2) утратой одной хромосомы в диплоидном наборе
3) кратным увеличением числа хромосом
4) изменением структуры синтезируемых белков
5) удвоением участка хромосомы
6) изменением числа хромосом в кариотипе

1. Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик геномной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) ограничена нормой реакции признака
2) число хромосом увеличено и кратно гаплоидному
3) появляется добавочная Х-хромосома
4) имеет групповой характер
5) наблюдается потеря Y-хромосомы

2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания геномных мутаций. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) нарушение расхождения гомологичных хромосом при делении клетки
2) разрушение веретена деления
3) конъюгация гомологичных хромосом
4) изменение числа хромосом
5) увеличение числа нуклеотидов в генах

3. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания геномных мутаций. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) изменение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК
2) кратное увеличение хромосомного набора
3) уменьшение числа хромосом
4) удвоение участка хромосомы
5) нерасхождение гомологичных хромосом

Выберите один, наиболее правильный вариант. Рецессивные генные мутации изменяют
1) последовательность этапов индивидуального развития
2) состав триплетов в участке ДНК
3) набор хромосом в соматических клетках
4) строение аутосом

Выберите один, наиболее правильный вариант. Цитоплазматическая изменчивость связана с тем, что
1) нарушается мейотическое деление
2) ДНК митохондрий способна мутировать
3) появляются новые аллели в аутосомах
4) образуются гаметы, неспособные к оплодотворению

1. Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик хромосомной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) потеря участка хромосомы
2) поворот участка хромосомы на 180 градусов
3) уменьшение числа хромосом в кариотипе
4) появление добавочной Х-хромосомы
5) перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому

2. Все приведённые ниже признаки, кроме двух, используются для описания хромосомной мутации. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) число хромосом увеличилось на 1-2
2) один нуклеотид в ДНК заменяется на другой
3) участок одной хромосомы перенесен на другую
4) произошло выпадение участка хромосомы
5) участок хромосомы перевернут на 180°

3. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания хромосомной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) умножение участка хромосомы в несколько раз
2) появление дополнительной аутосомы
3) изменение последовательности нуклеотидов
4) потеря концевого участка хромосомы
5) поворот гена в хромосоме на 180 градусов

ФОРМИРУЕМ
1) удвоение одного и того же участка хромосомы
2) уменьшение числа хромосом в половых клетках
3) увеличение числа хромосом в соматических клетках

Выберите один, наиболее правильный вариант. К какому виду мутаций относят изменение структуры ДНК в митохондриях
1) геномной
2) хромосомной
3) цитоплазматической
4) комбинативной

Выберите один, наиболее правильный вариант. Пестролистность у ночной красавицы и львиного зева определяется изменчивостью
1) комбинативной
2) хромосомной
3) цитоплазматической
4) генетической

1. Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик генной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обусловлена сочетанием гамет при оплодотворении
2) обусловлена изменением последовательности нуклеотидов в триплете
3) формируется при рекомбинации генов при кроссинговере
4) характеризуется изменениями внутри гена
5) формируется при изменении нуклеотидной последовательности

2. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, служат причинами генной мутации. Определите эти два понятия, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) конъюгация гомологичных хромосом и обмен генами между ними
2) замена одного нуклеотида в ДНК на другой
3) изменение последовательности соединения нуклеотидов
4) появление в генотипе лишней хромосомы
5) выпадение одного триплета в участке ДНК, кодирующей первичную структуру белка

3. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания генных мутаций. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) замена пары нуклеотидов
2) возникновение стоп-кодона внутри гена
3) удвоение числа отдельных нуклеотидов в ДНК
4) увеличение числа хромосом
5) потеря участка хромосомы

4. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания генных мутаций. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) добавление одного триплета в ДНК
2) увеличение числа аутосом
3) изменение последовательности нуклеотидов в ДНК
4) потеря отдельных нуклеотидов в ДНК
5) кратное увеличение числа хромосом

Выберите один, наиболее правильный вариант. Полиплоидные сорта пшеницы — это результат изменчивости
1) хромосомной
2) модификационной
3) генной
4) геномной

Выберите один, наиболее правильный вариант. Получение селекционерами сортов полиплоидной пшеницы возможно благодаря мутации
1) цитоплазматической
2) генной
3) хромосомной
4) геномной

Установите соответствие между характеристиками и мутациями: 1) геномная, 2) хромосомная. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
А) кратное увеличение числа хромосом
Б) поворот участка хромосомы на 180 градусов
В) обмен участками негомологичных хромосом
Г) выпадение центрального участка хромосомы
Д) удвоение участка хромосомы
Е) некратное изменение числа хромосом

Выберите один, наиболее правильный вариант. Появление разных аллелей одного гена происходит в результате
1) непрямого деления клетки
2) модификационной изменчивости
3) мутационного процесса
4) комбинативной изменчивости

Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используются при классификации мутаций по изменению генетического материала. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) геномные
2) генеративные
3) хромосомные
4) спонтанные
5) генные

Установите соответствие между типами мутаций и их характеристиками и примерами: 1) геномные, 2) хромосомные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) утеря или появление лишних хромосом в результате нарушения мейоза
Б) приводят к нарушению функционирования гена
В) примером является полиплоидия у простейших и растений
Г) удвоение или потеря участка хромосомы
Д) ярким примером является синдром Дауна

Установите соответствие между категориями наследственных болезней и их примерами: 1) генные, 2) хромосомные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.
А) гемофилия
Б) альбинизм
В) дальтонизм
Г) синдром «кошачьего крика»
Д) фенилкетонурия

Найдите три ошибки в приведённом тексте и укажите номера предложений с ошибками. (1) Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа. (2) Генные мутации – это результат «ошибок», возникающих в процессе удвоения молекул ДНК. (3) Геномными называют мутации, которые ведут к изменению структуры хромосом. (4) Многие культурные растения являются полиплоидами. (5) Полиплоидные клетки содержат одну–три лишние хромосомы. (6) Полиплоидные растения характеризуются более мощным ростом и крупными размерами. (7) Полиплоидию широко используют как в селекции растений, так и в селекции животных.

Проанализируйте таблицу «Виды изменчивости». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или соответствующий пример из предложенного списка.
1) соматические
2) генные
3) замена одного нуклеотида на другой
4) удвоение гена в участке хромосомы
5) добавление или выпадение нуклеотидов
6) гемофилия
7) дальтонизм
8) трисомия в хромосомном наборе

Наследственность и изменчивость. Хромосомная теория наследственности

Наследственность — это важнейшая особенность живых организмов, заключающаяся в способности передавать свойства и функции родителей потомкам. Эта передача осуществляется с помощью генов.

Ген — единица хранения, передачи и реализации наследственной информации. Ген представляет собой специфический участок молекулы ДНК, в структуре которого закодирована структура определенного полипептида (белка). Вероятно, многие участки ДНК не кодируют белки, а выполняют регулирующие функции. Во всяком случае в структуре генома человека только около 2% ДНК представляют собой последовательности, на основе которых идет синтез информационной РНК (процесс транскрипции), которая затем определяет последовательность аминокислот при синтезе белков (процесс трансляции). В настоящее время полагают, что в геноме человека имеется около 30 тыс. генов.

Гены расположены на хромосомах, которые находятся в ядрах клеток и представляют собой гигантские молекулы ДНК.

Хромосомная теория наследственности была сформулирована н 1902 г. Сэттоном и Бовери. Согласно этой теории хромосомы являются носителями генетической информации, определяющей наследственные свойства организма. У человека в каждой клетке имеется 46 хромосом, разделенных на 23 пары. Хромосомы, образующие пару, называются гомологичными.

Половые клетки (гаметы) образуются с помощью особого типа деления — мейоза. В результате мейоза в каждой половой клетке остается только по одной гомологичной хромосоме из каждой пары т.е. 23 хромосомы. Такой одинарный набор хромосом называется гаплоидным. При оплодотворении, когда сливаются мужская и женская половые клетки и образуется зигота, двойной набор, который называется диплоидным, восстанавливается. В зиготе у организма который из нее развивается, одна хромосома из каждой нары получена от отцовского организма, другая — от материнского.

Генотип — это совокупность генов, полученных организмом от родителей.

Другое явление, которое изучает генетика — изменчивость. Под изменчивостью понимают способность организмов приобретать новые признаки — различия в пределах вида. Выделяют две формы изменчивости:
— наследственную;
— модификационную (ненаследственную).

Наследственная изменчивость — это форма изменчивости вызванная изменениями генотипа, которые могут быть связаны с мутационной либо комбинативной изменчивостью.

Мутационная изменчивость.
Гены время от времени подвергаются изменениям, которые получили название мутаций. Эти изменения имеют случайный характер и появляются спонтанно. Причины возникновения мутаций могут быть самыми разнообразными. Имеется целый ряд факторов воздействие которых повышает вероятность возникновения мутации. Это может быть воздействие определенных химических веществ радиации, температуры и т.д. С помощью этих средств можно вызывать мутации, однако случайный характер их возникновения сохраняется, и предсказать появление той или иной мутации невозможно.

Возникшие мутации передаются потомкам, т. е. определяют наследственную изменчивость, которая связанна с тем, где произошла мутация. Если мутация произошла в половой клетке то у нее есть возможность передаться потомкам, т.е. быть унаследованной. Если же мутация произошла в соматической клетке, то она передается только тем из них, которые возникают из этой соматической клетки. Такие мутации называются соматическими, они не передаются по наследству.

Различают несколько основных типов мутаций.
— Генные мутации, при которых изменения происходят на уровне отдельных генов, т. е. участков молекулы ДНК. Это может быть у трата нуклеотидов, замена одного основания на другое, перестановка нуклеотидов или добавление новых.
— Хромосомные мутации, связанные с нарушением структуры хромосом, приводят к серьезным изменениям, которые могут быть обнаружены при помощи микроскопа. К таким мутациям относятся утраты участков хромосом (делеции), добавление участков, поворот участка хромосомы на 180°, появление повторов.
— Геномные мутации вызвываются изменением числа хромосом. Могут появляться лишние гомологичные хромосомы: в хромосом ном наборе на месте двух гомологичных хромосом оказываются три -трисомия. В случае моносомии наблюдается утрата одной хромосомы из пары. При полиплоидии происходит кратное увеличение генома. Еще один вариант геномной мутации — гаплоидия, при которой остается только одна хромосома из каждой пары.

На частоту возникновения мутаций влияют, как уже было сказано, самые разнообразные факторы. При возникновении ряда геномных мутаций большое значение имеет, в частности, возраст матери.

Комбинативная изменчивость.

Данный тип изменчивости определяется характером полового процесса. При комбинативной изменчивости возникают новые генотипы из-за новых комбинаций генов. Этот тип изменчивости проявляется уже на стадии образования половых клеток. Как уже было сказано, в каждой половой клетке (гамете) представлена только одна гомологичная хромосома из каждой пары. Хромосомы попадают в гамету случайным образом, поэтому половые клетки одного человека могут довольно сильно отличаться по набору генов в хромосомах. Еще более важная стадия для возникновения комбинативной изменчивости — это оплодотворение, после которого у вновь возникшего организма 50% генов унаследовано от одного родителя, и 50% — от другого.

Модификационная изменчивость не связана с изменениями генотипа, а вызвана влиянием среды на развивающийся организм.

Наличие модификационной изменчивости очень важно для понимания сущности наследования. Наследуются не признаки. Можно взять организмы с абсолютно одинаковым генотипом, например вырастить черенки от одного и того же растения, но поместить их при этом в разные условия (освещенность, влажность, минеральное питание) и получить достаточно сильно отличающиеся растения с разными признаками (рост, урожайность, форма листьев и т. п.). Для описания реально сформировавшихся признаков организма используют понятие «фенотип».

Фенотип — это весь комплекс реально возникших признаков организма, который формируется как результат взаимодействия генотипа и влияний среды в ходе развития организма. Таким образом, сущность наследования заключается не в наследовании признака, а в способности генотипа в результате взаимодействия с условиями развития давать определенный фенотип.

Так как модификационная изменчивость не связана с изменениями генотипа, то модификации не передаются по наследству. Обычно это положение почему-то с трудом принимается. Кажется, что если, скажем, родители на протяжении нескольких поколений тренируются в поднятии тяжестей и обладают развитой мускулатурой, то эти свойства должны обязательно передаться детям. Между тем, это типичная модификация, а тренировки — это и есть то воздействие среды, которое повлияло на развитие признака. Никаких изменений генотипа при модификации не происходит и приобретенные в результате модификации признаки не наследуются. Дарвин называл этот вид изменчивости — ненаследственной.

Для характеристики пределов модификационной изменчивости применяется понятие норма реакции. Некоторые признаки у человека невозможно изменить за счет средовых влияний, например группу крови, пол, цвет глаз. Другие, напротив, очень чувствительны к воздействию среды. К примеру, в результате длительного пребывания на солнце цвет кожи становится темнее, а волосы светлеют. На вес человека сильно влияют особенности питания, болезни, наличие вредных привычек, стресс, образ жизни.

Средовые воздействия могут приводить не только к количественным, но и к качественным изменениям фенотипа. У некотррь« видов примулы при пониженной температуре воздуха(15-20 С) появляются цветы красного цвета, если же растения поместить во влажную среду с температурой 30°С, то образуются белые цветки.

причем, хотя норма реакции характеризует ненаследственную форму изменчивости (модификационную изменчивость), она тоже определяется генотипом. Это положение очень важно: норма реакции зависит от генотипа. Одно и то же воздействие среды на генотип может привести к сильному изменению одного его признака и никак не повлиять на другой.

Изменение генома клетки могут осуществляться тремя путями: в результате изменения числа хромосом, числа и порядка расположения генов или из-за изменения индивидуальных генов. При изменении числа хромосом (так называемые геномные мутации) может происходить утрата или приобретение одной или нескольких хромосом (анеуплоидия) , либо меняться число наборов хромосом (полиплоидия) . Полиплоидия играет важную роль в эволюции растений и широко используется при их селекции и выведении новых сортов. У животных полиплоидия, как правило, носит летальный характер, т. к. нарушает хромосомный механизм определения пола.

Изменение расположения генов в хромосомах (так называемые хромосомные мутации) происходит в результате дупликации (повторения) гена, инверсии (переворота одного или несколько генов на 180°), транслокации, или транспозиции (переносе участка хромосомы, соизмеримого по длине с геном, в новое положение в той же или в другой хромосоме) , а также делеции — выпадения участка генетического материала (от нескольких нуклеотидных пар до фрагментов, содержащих нескольких генов; частный случай дефишенси — нехватка генов на конце хромосомы) . При транслокации ряда генов наблюдается так называемый эффект положения гена — изменение проявления активности гена при перемещении его в др. участок хромосомы. Этим объясняется, например, появление полосковидных глаз у дрозофилы.

Мутации (от лат. mutatio — изменение) , внезапные (скачкообразные) естественные или вызванные искусственно наследуемые изменения генетического материала (генома) , приводящие к изменению тех или иных признаков организма. Различают генеративные мутации, возникающие в половых клетках и передающиеся по наследству, и соматические мутации, образующиеся в клетках, не участвующих в репродукции (соматических клетках) . Соматические мутации приводят к возникновению генетических мозаик, т. е. к изменению какой-то части организма, развивающейся из мутантной клетки. У растений соматические мутации переносятся потомству в том случае, если растения размножают не семенами, а соматическими частями организма (например, черенками, почками, клубнями) .

Генетические повреждения

Генетические повреждения это передаваемые по наследству повреждения генетического кода в половых клетках. Известно, что элементарной единицей наследственности является ген, который имеет строго определенную структуру и функцию. Все гены клетки организма создают общий генотип индивидуума и этим обеспечивают жизнедеятельность организма как целого.

По химической характеристике ген представляет собой участок молекулы ДНК. Порядок сочетания в гене азотистых оснований – аденина, тимина, цитозина и гуанина – определяет его специфичность и код. При помощи кода ген передает строго определенную информацию для развития той или иной функции или структуры клетки и организма в целом. Гены заложены в структуре хромосом. В каждой клетке человеческого организма содержится 23 пары хромосом, 22 из которых общие, а последняя определяет мужской (ХУ) или женский (ХХ) пол человека. В процессе оплодотворения половые клетки сливаются в одну, ядро которой уже имеет два набора хромосом. При последующим делении каждая хромосома образует свою точную копию. Поэтому дочерние клетки будут иметь совершенно одинаковое количество и структуру хромосом и генов, т.е. дочерние клетки будут копиями материнских, и это может повториться в громадном числе поколений. Под действием радиации молекулярная структура хромосомы или гена может изменяться. В результате образуется ген с новыми признаками, он уже не будет являться абсолютным подобием старому, т.е. произойдет мутация.

Мутацией называют изменения в гене или хромосоме. Перед последующим делением клетки измененная хромосома воспроизводит копию самой себя, т.е. происшедшие в ней изменения передаются хромосомам последующих поколений клетки. Таким путем наследуется мутированный ген; он приобретает постоянный характер. Организм, в котором проявляются признаки мутированного гена, принято называть мутантом. Если же мутация произошла в половой клетке, то развивающийся организм будет иметь новые наследственные признаки.

Различают генные, хромосомные и геномные мутации. Генные мутации – это мутации, возникающие в результате изменения лишь одного гена (их называют еще точковыми). Хромосомные мутации – это изменения в структуре хромосом. Все виды хромосомных мутаций, связанных с нарушением структуры хромосом, называют хромосомными аберрациями (отклонениями). Геномные мутации, или мутации кариотипа, это мутации, связанные с изменением числа хромосом.

В результате мутаций могут появляться доминантные (господствующие) и рецессивные (подавленные) гены. Если ген доминантный, то соответствующий признак, носителем которого он является, будет проявляться у потомства первого поколения независимо от того, присутствует данный ген у половой клетки одного или обоих родителей. Если ген рецессивный, то соответствующий признак, несущийся этим геном, передаваясь из поколения в поколение, может проявиться первый раз только у правнуков и то в том случае, когда он имеется в половых клетках и отца и матери.

Появление мутаций в соматических клетках ведет к возникновению соматических эффектов радиации. Одно из проявлений соматических мутаций – злокачественный рост клеток. Мутации соматических клеток по наследству не передаются. Мутации в соматических клетках под действием радиации приводят к нарушениям иммуногенеза. В лимфоидной ткани после облучения могут появляться клетки с хромосомными аберрациями, т.е. они уже являются мутантами и могут вырабатывать антитела против нормальных антигенов хозяина.

Генетические последствия облучения могут наблюдаться при любой дозе. Не установлен дозовый порог, ниже которого излучение не вызывает мутаций.

Мутации приводят к наследственным заболеваниям. Около 10% новорожденных имеют те или иные наследственные нарушения. Среди аутосомных доминантных генных мутаций известны: аниридия, нейрофиброматоз, мышечная дистрофия, поликистоз почек и др. Среди аутосомных рецессивных генных мутаций наиболее часто встречаются микроцефалия, гидроцефалия, идиотия, ихтиоз, миопатия, гемофилия. Мутации могут привести к различным порокам развития и уродствам: гетерохромии (разной окраски радужной оболочки глаз), порокам сердца, дальтонизму, многопалости, «заячьей губе», «волчьей пасти». Мутации могут быть причиной задержки физического и умственного развития. Некоторые относят болезнь Дауна к заболеваниям, вызванным радиацией.

Генные мутации и хромосомные аберрации могут привести к самопроизводным выкидышам. Если психология детей отличается от нормальных из-за наследственных дефектов, однако они рождаются живыми, вероятность дожить до года в пять раз меньше, чем для здоровых детей.

Инвалидность 2 группы с детства пенсия Пенсия по инвалидности 2 группы в 2018 году Присвоение любых форм инвалидности в России происходит исключительно по медико-социальным показателям. Назначение инвалидности 2 категории допустимо для людей, считающихся нетрудоспособными, но не нуждающихся в постоянном уходе. Таким гражданам положена […]

  • Размер пенсии по инвалидности и способы ее вычисления Размер пенсии по инвалидности представляет собой величину дохода получателей пенсии: страховой, назначаемой человеку, который признан инвалидом 1-3 группы и имеет хоть 1 день страхового стажа; государственной по инвалидности. Ее назначают: […]
  • Приказ МЧС России от 8 декабря 2014 г. N 689 "О внесении изменений в приказ МЧС России от 06.12.2010 N 620" Приказ МЧС России от 8 декабря 2014 г. N 689"О внесении изменений в приказ МЧС России от 06.12.2010 N 620" Внести изменения в приказ МЧС России от 06.12.2010 N 620 "О ведомственных знаках отличия […]
  • Штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, возмещение убытков, причиненных вашей организации В соответствии со статьей 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или […]
  • Задача № 1. В женскую консультацию обратилась женщина 24-х лет по поводу беременности 13-14 недель В женскую консультацию обратилась женщина 24-х лет по поводу беременности 13-14 недель. Беременность первая. Из анамнеза выяснено, что 4 года назад перенесла туберкулез легких, лечилась в тубдиспансере и […]
  • МЧС России ПРОЕКТ ПРИКАЗА МЧС России "О внесении изменений в приказ МЧС России от 26.04.2005 №345" О внесении изменений в приказ МЧС России от 26.04.2005 № 345 Внести изменения в приказ МЧС России от 26.04.2005 № 345 «Об утверждении инструкции о порядке получения паспортов и оформления разрешений на выезд […]
  • МКОУ «Новокаякентская СОШ»

    с. Новокаякент

    Каякентский район Республика Дагестан

    (для учащихся 11классов)

    МКОУ «Новокаякентская СОШ»

    Умалатова Равганият Бийбулатовна

    с.Новокаякент

    Пояснительная записка

    Данный материал Подготовка к ЕГЭ. Задание 7.«Выбор двух «выпадающих» ответов из пяти предложенных ответов» рекомендуется для учащихся 11 класса. Материал включает вопросы с выбором двух верных ответов из пяти предложенных ответов. Данный материал можно использовать для подготовки к ЕГЭ. Работа включает 12 вопросов.

    Задачи: проверить знания и умение учащихся правильного выбора

    двух «выпадающих» ответов из пяти предложенных ответов.

    Деятельность учащихся : написание учащимися тестирования.

    Деятельность учителя : обеспечение каждого учащегося листом с текстом тестирования. Объяснение хода выполнения работы. Проверка работ. Анализ ответов.

    Оборудование : раздаточный материал с тестами.

    Подготовка к ЕГЭ. Задание 7. «Выбор двух «выпадающих» ответов из пяти предложенных ответов»

    1.Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все они, кроме двух, используются для описания характеристик генной изменчивости. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.

    1) характеризуется изменениями внутри гена

    2) обусловлена сочетанием гамет при оплодотворении

    3) формируется при рекомбинации ненов при кроссинговере

    4) формируется при изменении нуклеотидной последовательности

    5) обусловлена изменением последовательности нуклеотидов в триплете

    Ответ:

    2.Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания результатов анализирующего скрещивания особи с генотипом Аа. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.

    1) проявляется сцепление генов

    2) число потомков с рецессивных потомков составляет 75%

    3) соотношение фенотипов составило 1:1

    4) среди потоков 50% имеют доминантный признак в фенотипе

    5) вторая родительская особь имеет генотип- аа

    Ответ:

    3.Приведенные ниже понятия, кроме двух, используются для описания фенотипической изменчивости. Определите эти два понятия, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.

    1) не наследуется

    2) носит адаптивный характер

    3) характерна для группы особей вида

    4) ограничена нормой реакции

    5) обусловлена хромосомными перестройками

    Ответ:

    4. Все приведенные ниже положения, кроме двух, используются для описания характерных особенностей оплодотворения у покрытосеменных растений. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.

    1) яйцеклетка окружена большим числом сперматозоидов

    2) гаплоидное ядро гаметы сливается с диплоидной центральной клеткой

    3) происходит слияние ядер женской и мужской гамет

    4) в процессе участвуют подвижные мужские гаметы

    5) происходит в зародышевом мешке взрослого организма

    Ответ:

    5. Все приведенные ниже факторы, кроме двух, влияют на развитие зародыша человека. Определите эти два фактора, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.

    1) наличие полисахаридов в оболочке плода

    2) взаимодействие внешних факторов

    3) генетическая информация в зиготе

    4) взаимодействие частей зародыша

    5) особенности строения бластомеров и бластоцеля

    Ответ:

    6. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания особенностей питания автотрофных организмов. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.

    1) захватывают пищу путем фагоцитоза

    2) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ

    3) используют пищу, заключенную в пище

    4) синтезируют органические вещества из неорганических на свету

    5) преобразуют солнечную энергию в энергию АТФ

    Ответ:

    7. Все приведенные ниже термины, кроме двух, используются для описания генетических процессов и закономерностей. Определите эти два термина, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.

    1) рудимент

    3) дигетерозигота

    4) дивергенция

    5) кариотип

    Ответ:

    8. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания хромосомных мутаций. Определите эти два характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.

    1) микроэволюционные процессы

    2) взаимоотношения организмов

    3) условия жизни организма

    4) закономерности индивидуального развития организма

    5) положение видов в системе органического мира

    Ответ:

    10. У всех приведенных ниже положения, кроме двух, используются для описания сходства селекции растений и селекции животных. Определите два положения, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.

    1) проводится скрещивание особей

    2) применяется самоопыление

    3) осуществляется отбор особей

    4) создаются полиплоидные формы

    5) подбираются родительские особи

    Ответ:

    11. У всех приведенных ниже положения, кроме двух, используются для описания характеристики чистых линий. Определите два положения, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.

    1) межпородное скрещивание

    2) гетерозиготное потомство

    3) гомозиготные рецессивные особи

    4) гомозиготные доминантные особи

    5) потомство одного само опыляемого растения

    Ответ:

    12.Ниже приведен перечень характеристик изменчивости. Все кроме двух, используются для описания характеристик геномной мутации. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры под которыми они указаны.

    1) имеет групповой характер

    2) наблюдается потеря Y -хромосомы

    3) ограничена нормой реакции признака

    4) появляется добавочная Х- хромосома

    5) число хромосом увеличено и кратно гаплоидному

    Ответ:

    Источники информаций:

    1.Единый государственный экзамен. Биология. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Учебное пособие. / Г.С. Калинова, Л.Г. Прилежаева.- Москва: Интеллект –Центр, 12017.- 168 с.

    2.ЕГЭ по биологии. Практическая подготовка 3-е изд., перераб. и доп.- СПб.: БХВ-Петербург,2017.-576 с.

    4.ЕГЭ. 2017.Биология.Типовые тестовые задания/ Г.С. Калинина, Т.В. Мазяркина.- М.: Издательство «Экзамен», 2017.- 112с.

    5.Биология.Сборник задач по генетике. Базовый, повышенный, высокий уровень ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Кириленко. - Изд.3-е, исправ. и доп. -– Ростов н/Д: Легион,2012. – 233 с.

    5.ЕГЭ. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. Г.С. Калиновой.-М.: Издательство «Национальное образование», 2017.- 336 с.

    Ген - это участок ДНК, отвечающий за определенный признак. Например, ген цвета волос.


    Каждый ген представлен несколькими вариантами - аллелями . Например, ген цвета волос имеет два аллеля - темный и светлый.


    У организмов с двойным (диплоидным) набором хромосом каждый ген имеется в двух экземплярах - один от отца, другой от матери. Такие пары генов называются аллельными генами , они находятся в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом.


    Гомозигота - это состояние, когда аллельные гены одинаковы (например, и от матери, и от отца получен ген светлых волос). Гетерозигота - состояние, когда аллельные гены разные. В гетерозиготе аллельные гены взаимодействуют между собой одним из трёх способов: полное, неполное либо кодоминирование.

    При полном доминировании (способ по умолчанию) проявляется только один ген из аллельной пары (доминантный ген, А ), а другой ген скрывается (рецессивный ген, а ). Пример: А - темные волосы, а - светлые:

    • АА - темные,
    • Аа - темные (а скрылся),
    • аа - светлые.

    При неполном доминировании (промежуточном характере наследования) гетерозигота имеет признак, промежуточный между доминантным и рецессивным. Например, у ночной красавицы:

    • АА - красные лепестки,
    • Аа - розовые,
    • аа - белые.

    При кодоминировании проявляются оба гена:

    • I 0 I 0 - на эритроцитах ничего нет
    • I 0 I A , I A I A - на эритроцитах антиген А
    • I 0 I B , I B I B - на эритроцитах антиген В
    • I A I B - на эритроцитах оба антигена


    Гаметы
    (половые клетки - яйцеклетки и сперматозоиды) имеют одинарный (гаплоидный) набор хромосом, поэтому в них за каждый признак отвечает только один ген. На этом основано «правило чистоты гамет» .

    Примеры гамет

    Примеры родителей (двойной набор хромосом):

    • АА - доминантная гомозигота
    • аа - рецессивная гомозигота
    • Аа - гетерозигота
    • АаBb - дигетерозигота, АаBbСс - тригетерозигота, и т.п.

    Установите соответствие между характеристикой генотипа и его видом: 1) гетерозиготный, 2) гомозиготный. Запишите цифры 1 и 2 в правильном порядке.
    А) образует два типа гамет
    Б) наличие двух доминантных аллелей гена
    В) наличие доминантного и рецессивного аллелей гена
    Г) образуется один тип гамет
    Д) дает расщепление признаков у потомков
    Е) зигота содержит два рецессивных аллеля гена

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка растения
    1) один
    2) три
    3) два
    4) четыре

    Ответ


    Сколько аллелей одного гена содержит яйцеклетка цветкового растения? В ответе запишите только соответствующее число.

    Ответ


    Установите соответствие между характеристикой особи и её генотипом: 1) гомозиготный, 2) гетерозиготный
    А) не даёт расщепления в потомстве
    Б) имеет оба доминантных аллельных гена
    В) в потомстве происходит расщепление признаков
    Г) генотип содержит альтернативные гены
    Д) имеет оба рецессивных аллельных гена
    Е) образует разные типы гамет

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Гомозиготные доминантные серые овцы при переходе на грубые корма гибнут, а гетерозиготные выживают. Определите генотип серой жизнеспособной особи
    1) Aa
    2) AA
    3) AaBb
    4) AaBB

    Ответ


    Сколько типов гамет образует особь, гетерозиготная по одному гену?

    Ответ


    Приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания дигетерозиготного генотипа. Определите эти две характеристики, «выпадающие» из общего списка и запишите цифры, под которыми они записаны.
    1) содержит разные аллели одного гена
    2) имеет доминантный и рецессивный аллели гена
    3) включает две пары генов альтернативных признаков
    4) при гаметогенезе образуется один тип гамет
    5) представлен двумя парами неаллельных рецессивных генов

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Особь, содержащая в гомологичных хромосомах гены, отвечающие за проявление альтернативных признаков, является
    1) гетерогаметной
    2) гомогаметной
    3) гомозиготной
    4) гетерозиготной

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Женщина со светлыми (а) прямыми (b) волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим темные кудрявые волосы (неполное доминирование). Определите генотип мужчины, если у их ребенка светлые и волнистые волосы.
    1) AaBb
    2) aaBb
    3) ААBB
    4) AaBB

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Наличие в гамете одного гена из каждой пары аллелей – это формулировка
    1) хромосомной теории наследственности
    2) закона сцепленного наследования
    3) закона независимого наследования
    4) гипотезы чистоты гамет

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Сколько типов гамет образует особь с генотипом AaBbCc, если гены не сцеплены
    1) 4
    2) 6
    3) 8
    4) 10

    Ответ


    Выберите один, наиболее правильный вариант. Аллельные гены
    1) определяют альтернативное развитие одного признака
    2) находятся в одной из гомологичных хромосом
    3) находятся в негомологичных хромосомах
    4) наследуются вместе

    Ответ


    Все перечисленные ниже примеры, кроме двух, относятся к взаимодействию аллельных генов. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) полное доминирование
    2) неполное доминирование
    3) кодоминирование
    4) кооперация
    5) комплементарность

    Ответ


    Определите соотношение генотипов у потомков при моногибридном скрещивании гомо- и гетерозиготного организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся генотипов.

    Ответ


    1. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют в генетике для описания наследственности. Найдите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) гетерозигота
    2) дивергенция
    3) атавизм
    4) фенотип
    5) кариотип

    Ответ


    2. Все приведённые ниже термины, кроме двух, используют в генетике для описания наследственности. Найдите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) аутосома
    2) полисома
    3) гаметофит
    4) аллель
    5) кариотип

    Ответ


    ФОРМИРУЕМ
    1) рецессивность
    2) бластомер

    1. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания наследования доминантного аутосомного гена. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) проявляется у потомков в случае наличия признака у родителей
    2) находится в X-хромосоме
    3) проявляется у доминантных гомозигот
    4) фенотипически не проявляется у гетерозиготных организмов
    5) подавляет рецессивный аллель этого гена

    Ответ


    2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания наследования доминантного аутосомного гена. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) проявляется у гетерозиготных организмов
    2) находится в Х-хромосоме
    3) определяется нормой реакции признака
    4) подавляет рецессивный аллель этого гена
    5) фенотипически проявляется у доминантных гомозигот

    Ответ


    1. Все приведенные ниже характеристики, кроме двух, используются для описания наследования рецессивного аутосомного аллеля у человека. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) проявляется примерно с равной вероятностью у женских и мужских потомков
    2) проявляется у всех потомков в семье
    3) сцеплен с Х-хромосомой
    4) вероятность проявления возрастает в близкородственных браках
    5) расположен в неполовой хромосоме

    Ответ


    2. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания наследования рецессивного аутосомного гена альбинизма у человека. Найдите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) не проявляется у гетерозиготных организмов
    2) находится в Х-хромосоме
    3) определяется нормой реакции признака
    4) подавляется доминантным аллелем этого гена
    5) фенотипически выражается у рецессивных гомозигот

    Ответ


    3. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания рецессивного аутосомного аллеля. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) проявляется в фенотипе гетерозигот
    2) находится в У-хромосоме
    3) проявляется в фенотипе чистой линии
    4) подавляется доминантным аллелем
    5) содержится у гетерозигот

    Ответ


    Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания дигомозиготного генотипа организма. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
    1) образование гамет с двумя доминантными аллелями разных генов
    2) наличие в генотипе доминантного и рецессивного аллелей одного гена
    3) формирование разных видов гамет
    4) проявление двух рецессивных признаков у организмов
    5) отсутствие расщепления в анализирующем скрещивании

    Ответ


    © Д.В.Поздняков, 2009-2019