Вы - нигилист, или, Вам просто всё равно на всех и вся? Суть нигилизма: духовный минимализм и теория осознанности.

лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры. Получает особое распространение в кризисные периоды общественного развития.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НИГИЛИЗМ

от лат. nihil - ничто, ничего) - термин, получивший широкое распространение в России в лит.-политич. полемике 60-х гг. 19 в. Введен в публицистику M. H. Катковым, взявшим его из романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Использовался реакц. и консервативной журналистикой и авторами т. н. антинигилистич. романов (Н. С. Лесков, В. П. Клюшников, А. Ф. Писемский, P. M. Достоевский и др.) для дискредитации разночинной демократии, представители к-рой изображались как бездумные отрицатели, "игноранты", каких бы то ни было обществ. ценностей - нравственности, красоты, гражд. обязанностей, веры в положит. идеалы, объявлялись сторонниками вульгарного материализма в философии, аморализма в этике, анархич. отрицания иск-ва, проповедниками полового разврата. Н. представлялся как явление, лишенное нар. нац. почвы, как занесенное с Запада антипатриотическое поветрие. При изображении нигилистов представители антинигилистического лагеря стремились представить их людьми, мешающими осуществлению в стране социального и политического прогресса, вынуждающими правительство - посредством своих беспредельно радикальных требований - к ограничению политических свобод, способными на самые низкие поступки. Лишенный науч. значения термин "Н." все же отражает нек-рые черты, не охватываемые понятием "революц. демократизм", но тем не менее характерные для умонастроения молодой рус. разночинной демократии. Среди них - известная прямолинейность политич. тактики, преувелич. рационализм и утилитаризм в этике и эстетике, полемич. заострение элементов сенсуализма в философии, несколько прагматич. подход к культурному наследию и пр. Эти крайности, не выражавшие сущности демократич. идеологии шестидесятников (что подчеркивали А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и Д. И. Писарев) и изжитые в последующем развитии рус. революц. процесса, были порождены рядом условий рус. действительности. Посредством ряда уступок (крест. реформа 1861 и др.) и усилением репрессий правящие классы смогли ликвидировать состояние революц. ситуации, обезглавить и распылить революц. силы. Надежды рус. демократов на крест. революцию оказались тщетными. Стремление к радикальному преобразованию общества на демократич. основах не могло осуществиться из-за непомерного гнета гос. власти (цензурный деспотизм, аресты и т. д.). Для разночинцев - представителей социального слоя, только еще поднимающегося к культуре и в значит. степени разочарованного в результатах дворянской цивилизации, - единственно реальным выходом энергии оставалось расшатывание коренных традиц. устоев существующего общества, что не всегда обходилось без крайностей. Принцип революц. отрицания иногда доводился до крайности, но в своей гл. сути выражал не только непримиримость к самодержавно-крепостнич. порядкам и охранит. идеологии, но и ненависть к различным формам социального паразитизма и приспособленчества: либеральному соглашательству в политике, бесплодному обличительству в лит-ре, чиновничьему карьеризму, лицемерию в быту, мистицизму, уходу в "чистую" науку и "чистое" иск-во и т. п. Отдельными сторонами он был направлен и против революционных иллюзий. По преимуществу негативные, разрушительные, эти задачи не могли все же заменить конкретной позитивной политич. программы, столь необходимой особенно в условиях спада революц. ситуации. Т. н. раскол в нигилистах - резкая полемика между двумя гл. демократич. печатными органами "Современником" и "Рус. словом" в 1864-65 - явился ярким тому свидетельством и выражением насущной необходимости в разработке цельной программы рус. освободит. движения. К кон. 60-х гг. нигилистические настроения изживают себя: из общего лагеря разночинной демократии выделяются группы, с одной стороны, революционеров, с др. стороны, нек-рые бывшие нигилисты превращаются в проповедников либерального культурничества. Почти исчезнувший из полемич. лит-ры к кон. 60-х гг. термин "Н." вновь используется в реакц. публицистике в моменты наибольшего обострения клас. борьбы в России. Несмотря на протесты Писарева, Герцена, П. А. Кропоткина и др., указывавших на несоответствие назв. Н. подлинному содержанию рус. революц.-демократич. идеологии 60-х гг., термин зачастую использовался в дворянско-бурж. историографии как адекватное обозначение идей и деятельности шестидесятников. У ряда совр. зап.-европ. авторов (В. Нигг, Г. Римша, Ф. Баргурн, А. Ярмолинский и др.) термин "Н." неправомерно используется как обозначение тех форм русского освободительного движения 19 в., наследниками к-рых выступили в 20 в. большевики. Лит.: Антонович М., Асмодей нашего времени, в кн.: Литературно-критич. ст., М.-Л., 1961; Герцен A., Еще раз Базаров, Соч., т. 20, ч. 1, М., 1960; (Катков М.), О нашем нигилизме, "PB", 1862, No 7; Кропоткин П., Записки революционера, М.-Л., 1933; Записка К. Д. Кавелина о нигилизме, публ. П. А. Зайончковского, в сб.; ИА, кн. 5, М., 1950; Писарев Д. И., Реалисты, Соч., т. 3, М., 1956; Тургенев И. С., Лит. и житейские воспоминания. Собр. соч., т. 10, М., 1956; Алексеев А. И., К истории слова "нигилизм", в сб.: Статьи по слав. филологии и рус. словесности, Л., 1928; Батюто A., К вопросу о происхождении слова "нигилизм" в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети", "ИАН СССР. ОЛЯ", 1953, т. 12, в. 6; Воровский В. В., Базаров и Санин, в кн.: Лит.-критич. статьи, М., 1956; Демидова Н. В., Д. И. Писарев и нигилизм 60-х гг., "ВЛГУ", 1965, No 5. Серия экономики, философии и права, No 1; Козьмин Б. П., "Раскол в нигилистах", в кн.: Из истории революц. мысли в России, М., 1961; его же, Два слова о слове "нигилизм", "ИАН СССР. ОЛЯ", 1951, т. 10, в. 4; Пустовойт П., Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х гг. XIX в., М., 1960; Coquart A., Dm. Pisarev (1840-1868) et I ´id?ologie du nihilisme russe, P., 1946; Cyzevski D., Zur Vorgeschichte des Wortes "N", "Z. f?r slav. Philologie", 1943, Bd 18, H. 2, § 93. А. И. Володин. Москва.

В западной философской мысли термин «нигилизм» (нем. Nihilismus ) ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби . Это понятие использовали многие философы. С. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса , которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада , которое может привести к мировой катастрофе.

Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений:

  • Нет (бесспорного) разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя;
  • Объективной нравственности не существует;
  • Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.

Разновидности нигилизма

  • Философская мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры;
  • Мереологический нигилизм - философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют;
  • Метафизический нигилизм - философская теория, согласно которой существование объектов в реальности не обязательно;
  • Эпистемологический нигилизм - отрицание знания;
  • Моральный нигилизм - метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным;
  • Правовой нигилизм - активное или пассивное отрицание обязанностей личности, а также установленных государством норм и правил.

Нигилисты в России

В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы », 1829 год) . В 1858 году вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма .

В настоящее время широко распространён термин «правовой нигилизм » - неуважение к праву. Он отражает широко распространённый феномен в правовой жизни российского общества. Его структурообразующим компонентом является идея, отрицающая легитимные социальные установки и несущая значительную идеологическую нагрузку, обусловленную не только тенденциями общественного развития и соответствующими ценностями, но и рядом психогенных факторов.

Нигилизм в исследованиях психологов

Понятие нигилизм также анализируется В. Райхом . Он писал о том, что телесные характеристики (сдержанность и напряжённость) и такие особенности, как постоянная улыбка, пренебрежительное, ироничное и вызывающее поведение, - это остатки очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые отделились от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера. Они проявляются как «невроз характера», одной из причин которого и есть действие защитного механизма - нигилизма. «Невроз характера» - это тип

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто) - отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. В России получил распространение после появления романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Становится популярным, особенно среди молодежи, в кризисные моменты истории.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 350-351.

Нигилизм (СИЭ, 1967)

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто, ничего) - термин, получивший широкое распространение в России в литературно-политической полемике 60-х годов 19 века. Введен в публицистику M. H. Катковым, взявшим его из романа И. С. Тургенева "Отцы и дети". Использовался реакционной и консервативной журналистикой и авторами так называемых антинигилистических романов (Н. С. Лесков, В. П. Клюшников, А. Ф. Писемский, P. M.

Нигилизм (Акмалова и др., 2011)

НИГИЛИЗМ. Отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. На духовное развитие европейского и русского общества XIX века сильное влияние оказывал культ науки и научного познания, связанного с успехами позитивного естествознания. Этот культ вызвал отрицательное отношение ко всем ценностям, которые не поддавались рационально-научному истолкованию. Техника завладела человеком настолько, что он стал считать возможным с ее помощью решить все вопросы бытия человечества. Н.

Нигилизм (Маслин, 2014)

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто) - вид негативного умонастроения (наряду с пессимизмом и скептицизмом), выражающий полное отрицание, исходящее из уверенности в абсолютной ложности отрицаемого. Статус социального отрицания (негативизма) нигилизм получает, когда направлен против социально значимых ценностей и общественных институтов. С этой точки зрения характерный элемент нигилизма - отрицательное отношение к культуре и ее ценностям, от неприятия элитарного статусного присвоения культуры, канонизации ее форм, до бездумного отрицания «всего и вся» и прямого вандализма.

Нигилизм в России

НИГИЛИЗМ В РОССИИ. В России термин «нигилизм» впервые употреблен Н.И.Надеждиным в опубликованной в 1829 в «Вестнике Европы» статье «Сонмище нигилистов». Несколько позже, в 30–40-х гг. 19 в., его использовали Н.А.Полевой, С.П.Шевырев, В.Г.Белинский, М.Н.Катков и ряд других русских писателей и публицистов, при этом употребляя термин в различных контекстах. С ним были связаны как положительные, так и отрицательные моральные коннотации. М.А.Бакунин, С.М.Степняк-Кравчинский, П.А.Кропоткин, напр., вкладывали в термин «нигилизм» положительный смысл, не видя в нем ничего дурного.

Нигилизм (Грицанов, 1998)

НИГИЛИЗМ (лат. nihil - ничто) - исходно - одна из характерных черт буддистской и индуистской философии. Согласно присущему им Н. (или пессимизму), в посюстороннем мире в принципе не присутствует изначальная реальность, ибо она не имеет имени и формы; оформленной же и получившей имя является приносящая страдания иллюзия. Жизнь, таким образом, выступает ничем иным, как нескончаемой сменой рождений и смертей, лишенной смысла и назначения. Спасение человека суть спасение от жизни. В истории философии европейского типа Н. воплощался в ряде разнокачественных версий:

Нигилизм (Кириленко, Шевцов, 2010)

НИГИЛИЗМ (лат. nihil - ничто) - в самом общем смысле учение, центральным постулатом которого является полное отрицание традиций, норм, правил, общественных устоев, авторитетов. Нигилизм - сложное социально-историческое явление, имеет много разновидностей. Существует нигилизм социально-политический, связанный с отрицанием общественно-политического строя. Такой нигилизм проявляет себя в революционном движении; сторонники его склоняются к анархизму. Существует этический нигилизм, отрицающий общечеловеческую мораль, существование добра вообще. Такой нигилизм переходит в пессимизм.

Нигилизм (КПС, 1988)

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто, ничего) - отрицание установившихся общественных норм, ценностей, авторитетов. На ранних этапах общедемократического революционного движения нигилизма может играть революционизирующую роль, выражать отрицательное отношение к изжившим себя реакционным общественным порядкам. Однако общей чертой нигилизма является отсутствие четкой положительной программы борьбы. Бывает также нигилизм реакционный, попирающий любые ценности человеческой культуры и морали, цинично утверждающий лишь силу и власть эксплуататорских классов.

Нигилизм (Конт-Спонвиль, 2012)

НИГИЛИЗМ (NIHILISME). Нигилист это человек, не верящий ни во что (nihil), даже в то, что есть на самом деле. Нигилизм есть своего рода отрицательная религия - Бог умер, унося с собой все, что считалось плодом его творения, - бытие и ценность, истину и благо, мир и человека. Не осталось ничего, кроме ничто, во всяком случае, ничего стоящего, ничего заслуживающего любви, ничего, что хотелось бы защищать, - все на свете стоит друг друга, и ничто ничего не стоит.

Нигилизм... Что это за явление? Так называют учение, утверждающее, что вся жизнь и действительность ограничены лишь явлениями, нет ничего выше чувственного. Но это только теория нигилизма, на деле же отрицает важность добра, доблести и правды и высших основ бытия.

Развитие нигилизма началось в XIX веке в результате притока атеистических и материалистических идей. Нигилисты придерживались точки зрения полного отрицания, для них не было ничего, достойного уважения. Они считали пустяками все, чему люди привыкли преклоняться, глумились над общепринятыми категориями, стремились поломать и отринуть все, за чем утверждена вековая давность.

Сами нигилисты считали себя людьми, которые ко всему относятся критически, не признают авторитета и не принимают на веру принципов. Отрицание доходило у нигилистов до мании, они даже стыдились, если приходилось разделять с кем-либо свое мнение. Нигилизм - что это? Безусловное отрицание или противоречие принципам? Согласно нигилизму все идеалы человечества - это просто призраки, которые ограничивают свободное сознание человека и мешают ему жить правильно.

Нигилизм признавал в этом мире только материи, только атомы, которые образуют то или иное явление. Основные причины нигилизма - это эгоизм и чувство самосохранения, не знающее чувства духовной любви. Все творческое, по мнению нигилистов, - сущая ерунда, ненужная и напускная. Понятно, что к религии они относились тоже враждебно. Нигилизм отрицает существование Бога и бессмертие души.

К тому же, отвечая на вопрос: «Нигилизм - что это?», нельзя не отметить нравственную распущенность, которую проповедовали нигилисты. Они не считали нужным сохранять нравственную стыдливость, так как стыд - это один из признаков слабости.

Характеристические черты русского нигилизма

По воззрениям нигилизма, брак и семейные узы всех уровней считались лишь непонятным и ненужным предрассудком. Это учение высмеивало проявление сердечных и родственных привязанностей. В отношениях со своими родными нигилисты проявляли бесчувственность, и в результате духовной деградации нигилисты становились жесткими циниками не только на словах, но и на деле: нигилисты стремились пренебречь всеми правилами приличия и в поступках, и в общении, и даже в манере одеваться.

Отрицание и является основной характерной чертой русского нигилизма. Сами представители так определили нигилизм - что это «ни за что не приниматься серьезно, только ругаться». Поэтому вполне объяснимо, что отрицания нигилистов приводили к полному разрушению внутреннего мира, оставляя после себя пустоту и нерадостное ничтожество. Нигилистам близко только все негативное, они наполнены презрением ко всему.

Это учение проявляется в преувеличенном сомнении в известных принципах и ценностях. Существует еще и в котором объектом отрицания является право. В этой разновидности нигилизма правовые нормы не считаются идеальным способом для урегулирования общественных отношений.

Нигилист – это личность, которая отрицает значимость общепринятых ценностей как нравственных, так и культурных. Понятие «нигилист походит от латинского «nihil» и означает «ничто». Нигилист отметает все принципы, не признает априори авторитетов. Помимо несогласия с общепризнанными ценностями и идеями, он отрицает также и осмысленность человеческого существования. Нигилисты склонны к критическому мышлению и скептицизму.

Кто такой нигилист

В толковом словаре находится информация о том, что нигилист – это индивид, который:

– отрицает смысл существования человека;

– свергает с пьедесталов все общепризнанные авторитеты;

– отвергает духовные ценности, идеалы и прописные истины.

Нигилист своеобразно реагирует на события в окружающем мире, проявляя защитную реакцию в качестве несогласия. Отрицание у нигилиста нередко доходит до мании. Для него все человеческие идеалы – как призраки, ограничивающие свободное индивида и мешающие ему правильно жить.

Нигилист признает в этом мире лишь материи, атомы, образующие определенное явление. Среди основных причин нигилизма – , а также чувство самосохранения, не ведающее чувства духовной любви. Нигилисты утверждают, что все творческое – ненужная и напускная ерунда.

В психологии нигилист рассматривается как человек, который отчаялся в поисках причин и смысла существования на земле.

В концептуальных положениях Э.Фромма преподносится как механизм . Фромм считал, что основной проблемой индивида, пришедшего в этот мир не по своей воле, является естественное противоречие между бытием, а также тем, что человек, владея способностью к познанию себя, других, настоящего и прошлого, выходит за пределы природы. По мнению Э.Фромма личность развивается в стремлении к свободе и стремлении к отчуждению. И это развитие происходит путем увеличения свободы, однако не каждый может этим путем правильно воспользоваться. Вследствие этого негативные состояния и психические переживания приводят индивида к отчуждению и утрате его самости. Появляется защитный механизм «бегство от свободы», приводящий индивида к деструктивизму, нигилизму, автоматическому , стремлению разрушать мир, чтобы мир не разрушил его.

В.Райх, анализируя внешний вид и поведение нигилистов, характеризует их как высокомерных, циничных, дерзких с ироничной ухмылкой. Эти качества являются следствием действия нигилизма как защитного механизма. Эти особенности стали «броней характера» и выражаются в виде « характера». В.Райх утверждает, что черты нигилистов – это остатки сильных защитных механизмов в прошлом, отделившиеся от своих исходных ситуаций и ставшие постоянными особенностями характера.

Нигилист – это личность, разочаровавшаяся в жизни и скрывающая горечь этого разочарования под маской . Но именно в переломных моментах истории человечества нигилисты являлись движущей силой перемен и событий, и большинством носителей нигилистических взглядов была молодежь со своим стремлением к максимализму.

Взгляды нигилистов

Учение о нигилизме возникло в ХII веке, но вскоре было расценено как еретическое и предано анафеме папой Александром III.

Особенный размах получило нигилистическое движение в XIX веке на Западе и в России. Его связывали с именами Якоби, Ницше, Штирнера, Прудона, Кропоткина, Бакунина и других.

Само понятие «нигилизм» ввел немецкий философ Ф.Г.Якоби. Наиболее ярким представителем нигилизма был Ф.Ницше. Он считал, что истинного в мире нет, а его существование – прохристианских мыслителей.

Еще один известный нигилист О.Шпенглер продвигал идею о закате европейской культуры и о разрушении прежних форм сознания.

С.Кьеркегор считал, что причиной распространения нигилистического движения является кризис в христианском вероисповедании.

В России во второй половине ХIХ века появилось больше сторонников нигилизма, отрицающих сложившиеся устои общества. Они высмеивали религиозную идеологию и проповедовали атеизм.

Значение слова нигилист наиболее раскрыто в образе Евгения Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Яркий представитель своего времени, он выражал социальные, а также политические изменения, которые происходили тогда в обществе. Он был «новым человеком», бунтарем. Студент Базаров описан Тургеневым как сторонник наиболее «беспощадного и полного отрицания». Прежде всего, он выступал против самодержавия, крепостного права, религии – это всего того, что порождало народную нищету, бесправие, темноту, общину, патриархальную старину, семейный гнёт. Бесспорно, это отрицание носило революционный характер, такой нигилизм был свойственен революционным демократам 60-х годов.

Среди основных видов нигилизма в современном обществе можно выделить несколько.

Правовой нигилизм состоит в отрицании законов. Это может привести к торможению правовой системы, противоправным действиям, а также хаосу.

Причины правового нигилизма могут иметь исторические корни, также он возникает из-за несоответствия законов интересам граждан, несогласия людей со многими научными концепциями.

Моральным нигилизмом называют метаэтическую позицию, которая гласит, что ничто не может быть моральным либо аморальным. Нигилисты предполагают, что даже убийство независимо от его обстоятельств и причин нельзя расценивать как плохой или хороший поступок.

Юношеский нигилизм, так же, как и юношеский максимализм выражается яркими эмоциями в отрицании всего. Подрастающая личность часто испытывает несогласие с взглядами, привычками и жизненным укладом взрослых и стремится защитить себя от негатива реальной жизни. Этот вид нигилизма нередко присущ не только юношам, но и эмоциональным людям всех возрастов и выражается в самых разных сферах (в религии, культуре, правах, знаниях, общественной жизни).

Мереологический нигилизм сегодня довольно распространен. Это философская позиция, которая твердит, что объектов, состоящих из частей, не существуют, а есть только базовые объекты, не состоящие из частей. Например, нигилист уверен, что лес существует не как отдельный объект, а как множество растений в ограниченном пространстве. И что понятие «лес» создано, чтобы облегчить человеческое мышление и общение.

Географический нигилизм стал выделяться относительно недавно. Его суть в отрицании и неразумении нелогичного использования географических признаков частей света, подмене географических направлений север – восток – юг – запад и географических частей света культурологическим идеализмом.

Эпистемологический нигилизм – это форма , которая утверждает сомнение в возможности достижения знаний. Он возник как реакция на идеал и универсальную цель древнегреческого мышления. Софисты первыми поддержали скептицизм. Через некоторое время сформировалась школа, отрицающая возможность идеального познания. Тогда уже была понятна проблема нигилизма, заключающаяся в нежелании его сторонников получать нужные знания.

Популярный сегодня нигилизм – культурный. Его суть в отрицании культурных направлений всех сфер жизни социума. Руссо, Ницше и другие основоположники контркультуры полностью отрицали всю западную цивилизацию, а также буржуазную культуру. Самая большая критика обрушилась на культ потребительства массового общества и массовой культуры. Нигилисты уверены, что только авангард достоин развития и сохранения.

Религиозный нигилизм – это бунт, восстание против религии, негативное отношение к духовным общественным ценностям. Критика религии выражается в прагматическом отношении к жизни, в бездуховности. Такого нигилиста называют , для него ничего святого.

Социальный нигилизм выражается в самых разных проявлениях. Это неприязнь к государственным институтам, реформам, социальные протесты против различных преобразований, новшеств и шоковых методов, несогласие с различными политическими решениями, непринятие нового уклада жизни, новых ценностей и перемен, отрицание западных образцов поведения.

Среди негативных сторон нигилизма невозможность выйти за рамки собственных взглядов, непонимание среди окружающих, категоричность в суждениях, которая часто приносит вред самому нигилисту. Однако позитивно то, что нигилист проявляет свою индивидуальность, отстаивает собственное мнение, ищет и открывает что-то новое.