Выбор жизненного пути: краткая памятка. Жизненный путь личности

Мы выбираем, нас выбирают . Человек живет не только настоящим, но и будущим. Его жизненные цели не ограничиваются одним днем. Особенно ощущается ширь жизненного горизонта в юности. То, что казалось привычным и даже слегка надоело - школа, уроки, все это не навсегда. Скоро останется позади школьный порог. За ним вас ждут разные пути. Многие уже сейчас задумываются, каким из них пойти? Будет ли этот путь светлым, даст ли он желанное благополучие, признание, радость? Как не ошибиться в этом выборе? Не последнее место в выборе жизненного пути принадлежит профессии. Попробуйте для себя составить перечень того, что вы ждете от будущей профессии. Он, скорее всего, будет включать следующее: найти дело интересное для себя и полезное для других, приличный заработок, уважение коллег, возможность раскрыть свои способности и дарования. Не так уж мало. А теперь попробуйте из этого списка вычеркнуть то, чем можно поступиться ради сохранения главного.

Хорошо тому, кто с ранних лет знает, какой профессии он посвятит себя. Так бывает по разным причинам. Кто-то продолжит семейную традицию. «Мои предки растили хлеб, и я буду заниматься этим». Кто-то с младенчества возится с деталями машин, разбирает и собирает их и получает от этого удовольствие. Третий мечтает о сцене, потому что в школьном драмкружке никто лучше не читает стихов или не исполняет роль. Четвертому и думать незачем. В городе или поселке есть один завод, на нем и предстоит трудиться.

Гораздо больше тех, кто не только на школьной скамье не знает, кем он будет, но и после школы долго и мучительно ищет себя. Сначала эти мысли отодвигаются: «Еще успею...», «Подумаю об этом завтра...», «Может быть, пойду в медицинское училище, как соседка по парте...» - и таких вариантов может быть множество. Но как ни оттягивай это решение - его не миновать.

Профессий на земле множество. Только в энциклопедическом справочнике «Мир профессий» их описано более 700, а в официальном классификаторе профессий рабочих и служащих - свыше 6000. Практически ежедневно появляются новые профессии. Как тут не допустить ошибки в выборе? Социологи, специалисты по вопросам развития и функционирования общества, полагают, что в вопросе выбора пути есть две стороны: выбирающая и выбираемая. Обычно больше внимания сосредоточивается на личности выбирающего. А вот подходит ли он той или иной профессии - этот вопрос не лежит на поверхности. А ведь почти все профессии предъявляют свои требования к будущему обладателю, его физическим и умственным способностям, психическому складу, характеру, темпераменту. Результат мысленного или реального столкновения мира профессии с целями, привычками, эмоционально-волевыми качествами и способностями выбирающего - вот что, собственно, и есть выбор.

Чаще всего человек выбирает такой путь, который ему понятнее, доступнее, сулит больше благ.

Что же необходимо для того, чтобы выбор максимально совпал с ожиданиями и возможностями человека?

Во-первых, необходима осведомленность о профессии. Чем больше вы о ней знаете, чем правдивее эта информация, тем меньше вероятность разочарования. Конечно, в любой профессии есть не только радости, есть и свой пот, свои тяжести и невзгоды. Информацию о профессиях можно почерпнуть в книгах и в специальной службе профессиональной ориентации. Стоит поговорить и с теми, кто в этой профессии уже чего-то добился. Возможно и самому что-то попробовать еще до принятия окончательного решения.

Во-вторых, следует учитывать мнение футурологов, специалистов по прогнозированию социальных процессов, которые полагают, что развитие производства приведет к тому, что в XXI в. придется не раз на протяжении жизни менять специальность из-за коренных изменений в технологии производства. Свободный выбор профессии и совмещение специальностей со временем могут стать нормальной практикой. Значит, важно не просто выбрать профессию, а скорее определиться с направленностью и областью применения ваших способностей. Области профессиональной деятельности принято делить на следующие: «Человек - техника», где главный ведущий предмет труда - технические системы, вещественные объекты, виды энергии; «Человек - природа» предполагает в качестве ведущего предмета труда растения, животных или микроорганизмы; «Человек - знак» - здесь ведущий предмет труда - условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки (например, компьютерный); области «Человек - человек» соответствуют в качестве предмета труда люди, группы, коллективы, общности людей; наконец, область «Человек - художественный образ» использует как ведущий предмет труда художественные образы, условия их построения.

В-третьих, важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым. А гарантий успеха, славы, почета и уважения простая принадлежность к профессии не дает. Само понятие престижной профессии часто и стремительно меняется. Мода на профессии преходяща. А профессиональный успех - удел тружеников. Проверить себя, убедиться в своем призвании можно только, если готов преодолевать неприятные стороны профессии, невзирая на трудности.

В выборе будущей профессии люди руководствуются одной из трех следующих стратегий: подражать, гадать или проектировать.

Чтобы верно самоопределиться в профессии, не стоит доверять доморощенному правилу «Где родился - там и пригодился». Сегодняшний мир профессий столь разнообразен и сложен, что лучше обратиться за помощью к профессионалам. В центрах занятости или профессиональной ориентации вам не только смогут дать информацию о профессиях, которые бывают, но и окажут помощь в определении области применения ваших способностей, причем не только тех, которые уже проявились, но и тех, что пока дремлют невостребованными.

Для некоторых профессий необходимо точнейшим образом определить, каковы у человека быстрота звуковых и световых реакций, длительность нервной реакции, которые невозможно прикинуть на глазок. Эти качества специально выявляются на сложных установках.

С помощью специально разработанных опросников и тестов можно выяснить очень многое: основные свойства и тенденции личности, связанные с манерой поведения, отношением к окружающим, различными сторонами характера, самооценкой. Данные позволяют предсказывать реакции человека в повседневной жизни и сложных условиях; позволяют судить о том, насколько могут проявляться такие черты, как впечатлительность, склонность к волнениям, самообладание и другие.

За пределами профессии . Представим себе, что выбор профессии уже сделан. Можно ли считать себя удачливым, а жизнь состоявшейся? Вряд ли. В том-то и дело, что человек каждый день делает выбор не только на трудовом поприще. Многое в жизни зависит от знаний и профессионального мастерства. Многое, но не все.

В самом деле, разве мечтает кто-нибудь о том, что только работой будет ограничена его жизнь, что он проживет без друзей и близких, что никогда ничем, кроме профессии, не будет интересоваться. Вы скажете: «Что за нелепый сценарий жизни, кому такое будущее нужно?» Конечно, это утрированное предложение. Человеку мало признания в профессии. Ему нужно, чтобы «утром с радостью идти на работу, а вечером с радостью идти домой».

О том, какое значение в жизни каждого человека имеют семья и семейные отношения, уже говорилось выше. Б. Пастернак в стихотворении «Свадьба» отмечает:

      Жизнь ведь тоже только миг,
      Только растворенье
      Нас самих во всех других
      Как бы им в даренье.

Кроме семьи, человеку на жизненном пути приходится участвовать во множестве групп, меняя в них свои роли. Человеку необходимо не просто участвовать во взаимодействии, а проявлять себя как личность.

Как же происходит становление личности?

Ученые полагают, что человеку присуща потребность быть личностью, т. е. включаться во множество отношений, быть представленным в жизнедеятельности других людей. Наряду с этим есть у человека и способности, позволяющие эту потребность удовлетворять. На протяжении жизненного пути человек проходит три основные фазы развития личности.

Первая фаза состоит в освоении действующих в той или иной группе норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладении теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. На этой фазе человек усваивает образцы жизнедеятельности группы, становится «как все». Эта фаза может быть названа адаптацией (от лат. adaptatio - приспособление).

Вторая фаза может быть определена как фаза индивидуализации. Суть ее состоит в том, что человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности. При этом мобилизуются все внутренние ресурсы для ее утверждения. На этой фазе личности важно, чтобы люди отметили ее индивидуальные особенности, признали и оценили их.

Третья фаза - интеграция (от лат. integratio - восстановление). Суть ее состоит в том, что человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам на благо других. Он становится частью целого - группы, общности, всего общества.

Каждая из названных фаз помогает человеку стать личностью, шлифует его важнейшие качества. Неспособность преодолеть трудности периода адаптации чаще всего приводит либо к тому, что человек стремится уйти из такой группы или у него могут проявляться неуверенность в себе, робость, зависимость от лидера. Тот, кто задерживается на этой фазе, может оказаться аутсайдером (от англ. outsider - посторонний), своеобразным «гадким утенком».

Трудности на второй фазе вызваны тем, что человек излишне демонстрирует окружающим свои индивидуальные отличия, отвергаемые группой, и поэтому вероятно проявление агрессивности, замкнутости, завышенной самооценки и заниженной оценки других. Может быть, отсюда берется мрачность характера, озлобленность.

Успешное преодоление трудностей каждой из фаз дает возможность сформироваться довольно устойчивой структуре личности.

Выход из сложностей становления личности - в понимании закономерностей этого процесса, умении верно оценивать свои возможности, понимать требования группы, совершать верный нравственный выбор.

В подростковом возрасте у человека появляется возможность включаться в разнообразные группы по интересам, занимая в разных группах разное положение и играя разные роли. Циклы развития личности у одного и того же человека могут протекать по-разному в разных группах. Положение (роль) человека в той или иной группе имеет значение для его личности. Один целиком уходит в учебу, добиваясь заметных успехов, другой - признанный лидер в спортивной секции или творческой студии, а кто-то оказывается лидером далеко не идеальной по своему поведению компании. Потребность быть личностью в подростковом возрасте приобретает характер обостренного самоутверждения, иногда выглядит не слишком привлекательно для взрослых, вызывает трудности и конфликты. Отчасти и в этом причины противоречий «отцов и детей». «Отцы», имея жизненный опыт, стремятся свои образцы поведения и отношений предложить как единственно верные, а «дети» стремятся совершать собственные ошибки, пробуют силы, самоутверждаются. В конце концов выбор остается за личностью, как и право на поступок, как и ответственность за него. Становясь личностью, человек приобретает все больше ответственности. Именно ответственность - качество взрослого человека.

В следующем разделе курса специально пойдет речь о механизмах ответственности человека перед другими людьми, обществом, государством, самим собой.

    Основные понятия

  • Выбор жизненного пути.

    Термины

  • Адаптация, индивидуализация, интеграция.

Вопросы для самопроверки

  1. Чем определяется выбор профессии или профессиональной направленности?
  2. Какие основные типы профессий существуют? Охарактеризуйте каждый из них.
  3. Как вы понимаете смысл основных стратегий выбора будущей профессии: подражать, гадать или проектировать? Какая из них предпочтительна? Ответ аргументируйте.
  4. В чем суть процесса становления личности?
  5. Какие фазы проходит процесс личностного становления?

Задания

  1. Составьте для себя схему-модель выбора профессии. Нарисуйте правильный восьмиугольник, вершины его обозначьте начальными буквами факторов, влияющих на выбор:
    1. позиция старших членов семьи (ПС);
    2. позиция товарищей, подруг, сверстников (ПТ);
    3. позиция учителей (ПУ);
    4. личные профессиональные планы - главная цель, запасные варианты (ЛПП);
    5. способности (Сп);
    6. уровень притязаний на общественное признание (УП);
    7. информированность (Инф);
    8. склонности или интересы (Скл)

      Обдумывая свой профессиональный выбор, используйте эту наглядную схему, чтобы не забыть о важнейших факторах, влияющих на этот выбор. Важно, чтобы все стороны восьмиугольника были согласованы между собой.

  2. Обсудите в классе суть основных ошибок при выборе профессии:
    • Отношение к выбору профессии как к выбору постоянного островка в океане профессий.
    • Предрассудки чести (ложные, необоснованные представления о профессии и ее престижности).
    • Выбор под прямым или косвенным влиянием товарищей («за компанию»).
    • Перенос отношения к человеку - представителю профессии - на саму профессию.
    • Увлечение внешней или частной стороной профессии.
    • Отождествление школьного предмета с профессией.
    • Незнание или недооценка своих личных качеств, особенностей характера.
  3. Определите, какой приоритет ценностей соответствует вашей точке зрения: «Человек живет, чтобы работать» или «Человек работает, чтобы жить».
  4. Обоснуйте ваше мнение по поводу высказывания В. Г. Белинского: «...будем плотниками, будем слесарями, будем фабрикантами; но будем ли людьми - вот вопрос!»

Так какая арка выглядит более привлекательно лично для вас? Какой путь вас манит к себе: номер 1, 2, 3, 4, 5 или 6?

Если вы выбрали арку №1:

То ваш путь – это путь Освобождения и безграничной Свободы духа. Вы принадлежите к тому типу людей, которые нуждаются в большом пространстве для развертывания собственной деятельности и ненавидят любые ограничения. Вам жизненно необходима свобода, чтобы делать то, что предначертано вам на вашем собственном пути. Вы предпочитаете не находить, а создавать себя. Особенно вам приходятся по душе бесконечные возможности и огромный выбор доступных маршрутов.

Ни в одной ситуации вы не хотите чувствовать себя скованным. Вы очень независимы и даже мятежны, но несмотря на это, вам не нравятся противостояния. Вы, скорее всего, в большинстве случаев будете выбирать пассивное противостояние кому-то или чему-то, а не активный протест. Вы не любите, когда вас торопят, и предпочитаете проводить все свое время наслаждаясь жизнью. И вы слишком заняты этим, чтобы привлекать к себе лишнее внимание. Никогда не изменяйте своему свободолюбию - и вы найдете свое счастье!

Если вы выбрали арку №2:

То ваш путь – это путь Уединения. Вы относитесь к тому типу людей, которые предпочитают путешествовать в одиночку. Вам нравится наблюдать, думать и самостоятельно разбираться со всеми мыслями и идеями, которые приходят вам в голову. Вы предпочитаете путь, предназначенный для одного путника. Вы можете быть счастливым с другими людьми, когда прибудете в свой пункт назначения, но в само путешествие отправляетесь только в одиночку. Вы очень оригинальный и глубокий человек.

Вы смотрите на мир свойственным только вам уникальным образом, и окружающие могут извлекать большую выгоду из вашей точки зрения. Вы немного одиночка, но несмотря на это, вам нравится общаться с другими людьми, когда вы не торопитесь и не летите по жизни навстречу своим мечтам. Кроме того, вы очень понимающий человек. Рассчитывать только на себя – это неплохо, тем более что вы сильная личность. Но не отгораживайтесь от других, ведь они часто нуждаются в вашей мудрости и поддержке! И ни в коем случае не теряйте своей уникальности!

Если вы выбрали арку №3:

То ваш путь – это путь Красоты и Радости. Вы очень интересный и заинтересованный окружающим миром человек. Вы любите быть частью мира, частью Вселенной и даже чего-то большего… Вы хотите испытать и увидеть все на свете! Ваш идеальный путь наполнен яркими цветами, волнениями, переживаниями и красотой. Для вас путешествие имеет гораздо большее значение, чем пункт назначения.

Вы любопытны и вам очень нравится узнавать все больше и больше. Вы любите поболтать и часто становитесь инициатором общения. В разговоре часто задаете много вопросов. Вы интеллектуальный и остроумный человек. Вы большой весельчак и шутник, вы способны заставить людей смеяться. Ваш жизненный путь – делать окружающий мир чуточку лучше и лучезарней, и тогда он непременно всегда будет улыбаться вам в ответ!

А также сам процесс ее изменения и эволюции начиная с рождения человека и заканчивая его смертью. Во многих случаях этот термин является синонимом к слову "биография".

Первым человеком, сформулировавшим понятие жизненного пути, была Ш. Булер. В ее формулировке жизненный путь имел три различных линии. Первая - это последовательность реальных событий, происходящих в Вторая - это эмоциональные переживания, связанные с ними. Третья - это результаты действий, осуществляемых этим человеком.

Одновременно с ней собственную теорию выдвигал П. Жане, характеризовавший жизненный путь как последовательность этапов развития и биографии личности, ее эволюцию.

Существуют и другие формулировки этого понятия, однако все они являются вариациями на тему этих двух первых определений. Какой трактовки придерживаться, каждый решает сам для себя - поскольку существенных различий между ними нет, любая из них имеет право на существование.

Следует отметить, что приведенные выше определения жизненного пути являются приемлемыми лишь для человека с рациональным Мистик же считает, что под понятием "жизненный путь" подразумевается некий сценарий, придуманный специально для него высшими силами. Но даже он, как правило, признает, что есть возможность как-то влиять на этот самый сценарий. Как? Своими собственными действиями! Сделав что-то правильное (читай - что-то выгодное для "сценаристов"), он как бы получает вознаграждение в виде благоприятного развития событий, а допустив ошибку, вынужден терпеть многочисленные неприятности.

Точка зрения такого мистика хоть и не слишком-то верна, но, безусловно, намного интереснее сухих знаний реалиста.

Однако существует еще одна трактовка понятия жизненного пути. Она не менее важна, чем приведенные выше, да и используется чаще, чем они. Итак, жизненный путь личности - это процесс осуществления ею своего предназначения, дорога, ведущая к цели жизни.

К сожалению, для большинства людей поиски этой самой дороги являются очень сложным делом. Почему? Да потому, что окружающие (родители, друзья, коллеги, родственники) часто считают, что они лучше знают, какой жизненный путь лучше подходит их близким. Особенно сильное влияние ощущают дети - со стороны многочисленных взрослых родственников. Поэтому-то так много людей выбирают себе неправильную дорогу в жизни - за гомоном голосов друзей и близких очень сложно услышать тихий зов истинного призвания.

Наиболее остро встает жизненного пути у молодых людей, только-только начинающих взрослую жизнь. Это и не удивительно, ведь именно перед ними разворачивается множество разных возможностей.

И именно у молодых людей больше всего шансов сделать ошибку и жалеть о ней всю жизнь. Поэтому им так важно научиться принимать правильные решения, а для этого нужно соблюдать несколько простых правил.

Во-первых, нужно научиться отличать собственные желания и стремления от образов, навязанных другими людьми. Не менее важно отличать желания истинные, осознанные, идущие от сердца, от низменных стремлений, навеваемых инстинктами.

Во-вторых, каждый человек должен научиться уважать собственные желания и не ставить их ниже желаний посторонних людей - хотя бы наедине с собой.

И, в-четвертых, нельзя забывать об ответственности: любой выбор будет на совести человека, сделавшего его - неважно, по собственной воле или под чьим-то влиянием.

Жизнь человека - не просто биологическое явление. Это индивидуальный социально-исторический факт. Потому что каждое живое существо растёт и развивается, но только человек формируется, как личность со своим мировоззрением, ценностями, притязаниями и достижениями, а также направленностью. А ещё, что самое главное, с индивидуальными целями, планами, мечтами и стремлениями. Добиваясь и живя ими, человек проходит свой собственный путь в этом мире. Но не у каждого всё складывается именно так. Некоторые даже не знают, как найти свой путь в жизни. И существуют бесцельно. Эта тема часто рассматривается психологами, способными своими советами и рекомендациями помочь людям прийти к цели существования и найти свой путь в жизни. Вот об этом и хотелось бы поговорить.

За пределами пути

Сначала хотелось бы отметить, что жизнь человека принято делить на пять фаз. Особенно много внимания этому уделял немецкий психолог Карл Бюлер. И первая фаза, которая длится до 16-20 лет, находится за пределами жизненного пути. Потому что данный период предшествует самоопределению. У столь молодого человека ещё нет полноты возможностей, профессии и доступа ко всем шансам проявить себя.

Вторая фаза

Она, как правило, начинается с 16-20 лет и длится до 25-30. В этот довольно-таки длинный период молодости человек начинает пробовать себя в различных сферах деятельности, формировать связи с другими людьми, даже искать себе пару. На данном этапе начинается самоопределение.

Это - утверждение личностью индивидуальных позиций в различных ситуациях, формирование мировоззрения и ценностей, а также установка ориентира для самоорганизации. За ним, чаще всего, стоят надежды. Которые в данном случае ассоциируются с эскизами возможных путей жизни.

Преграды

На втором этапе многие сталкиваются с растерянностью, неуверенностью, страхом и неизвестностью. Нередко опасения связаны с тем, что человек осознаёт ответственность, которая ложится на его плечи в связи со сделанным им жизненным выбором. Ведь он сам определяет приемлемые для себя социальные нормы, доминирующие ориентиры, важнейшие ценности и многое другое. У многих людей этот период затягивается настолько, что они полностью теряют представления о том, как найти свой путь в жизни, и бесцельно существуют изо дня в день.

Проблема выбора

Если человек долгое время пребывает в потерянном состоянии и не знает, ради чего он просыпается ежедневно, то нужно действовать. Лучше начать с определения модели своего пути.

«Жизнь как творчество» - этот вариант подходит людям, с наклонностями к экспериментам. Тем личностям, которые любят ставить эксперименты над своей судьбой. Их жизненные пути кажутся нестандартными людям, привыкшим к «обычной» модели. Которая называется «жизнью по правилам». Это наименее удачная модель. Потому что человек, ориентирующийся на неё, следует тем правилам, которые установлены обществом, властями, условными нормами. Он живёт по принципу «так, как принято», а не так, как ему хочется. И когда к нему приходит и чувство, что он потратил свои годы впустую, то становится слишком поздно. И горечь сожаления в такие моменты неимоверная.

Некоторым подходит вариант «жизнь как достижение». Каждый, кто выбирает его, выступает в роли человека, «сделавшего себя». Это трудоголики, прагматики, карьеристы - все люди, рассматривающие данное им время, как ценный ресурс для реализации как можно большего количества целей, способных обеспечить лучшую жизнь.

Ещё хотелось бы отметить вниманием модель под названием «жизнь против жизни». Люди, следующие ей, находятся в постоянном процессе борьбы. В переносном смысле слова, разумеется. И чаще всего борьба ведётся за социальные блага.

Прислушаться к желаниям

Вот что необходимо сделать человеку в первую очередь, если он задумывается о том, как найти путь к новой жизни. Желания - это часть нашего естества. Они индивидуальны и изменчивы, у каждого свои. Но все они носят социальный характер. И желания, благодаря сознательной деятельности человека и его мышлению, рано или поздно перерождаются в некие жизненные цели. Которые и определяют смысл существования.

Верный путь в жизни человеку удастся определить, если он прислушается к самому себе. К тому, чего он хочет. Сильные желания всегда становятся целями, так как они являются мощной стимулирующей энергией для любой деятельности человека - будь то творчество, бизнес, или межличностные отношения.

Абсолютно каждый психолог скажет своему пациенту: «Путь вашей жизни - это только ваше решение». И будет прав. Лишь человек имеет право ею распоряжаться. Но всё же есть немало дельных рекомендаций, которые способны помочь разобраться со своими стремлениями и желаниями.

Если человек действительно не знает, чего он хочет, то ему необходимо расширить сферу знаний и круг интересов. Как? Надо начать пробовать что-то новое, ранее не изведанное. Нередко путь жизни человека лежит за пределами его восприятия. И когда он охватывает своим вниманием те области, которые ранее были закрыты от него, он будто начинает видеть своё существование с другого ракурса. Возникает бесценное чувство долгожданной определённости - человек, наконец, находит то, что давно искал.

Также психологи рекомендуют не ограничивать себя. Некоторые могут считать, что эффективная работа возможна лишь в одном направлении. Безусловно, имеются такие цели, которые требуют «полного погружения». Но не нужно тратить всего себя на её осуществление. Рекомендуется комбинировать такую цель с другими, занимающими меньше сил и времени. Как правило, они прекрасно комбинируются и гармонируют.

Ориентир на знания и возможности

Найти начало пути в жизни человеку будет проще, если он проанализирует себя, как источник полезных ресурсов для его прохождения. Что он умеет делать? На совершение каких поступков способен? Как далеко может зайти, в погоне за смыслом жизни? Способности играют важную роль в процессе прохождения жизненного пути. Ведь они являются свойствами личностями, определяющими успешное осуществление того или иного рода деятельности.

Способности - наши внутренние психические регуляторы, обуславливающие возможность приобретения навыков, умений и знаний. Одни из них определяют успешность воспитания и обучения, а также формирование личностных качеств. Другие отвечают за производство новых идей, открытий. Способности - ресурсы человека, которыми он обязательно должен пользоваться во имя достижения целей. Знания об их наличии нередко помогают найти путь духовной жизни. Нужно лишь задать себе один вопрос: «На что я способен?», и дать на него ответы. Возможно, в одном из них и будет скрыт смысл жизни.

О ценностях

Наверняка каждый человек, принимая поздравления в честь того или иного события, слышал в свой адрес и такое: «Желаю тебе найти свой путь в жизни». Действительно, многие способны это сказать, но не всем дано поддержать выбор человека. Потому что конфликт ценностей всегда имел и будет иметь место быть.

А жизненный путь определяется именно ими. Потому что человек может обрести счастье лишь в том случае, если в его существовании будет нечто значимое, способное удовлетворить его многообразные потребности. И никак иначе. Человек, для которого первоочерёдную значимость имеет независимость, абсолютная свобода и развлечения, не будет полностью счастлив, если он обременит себя семьёй, детьми и ответственностью перед ними. И наоборот. Тот, кто больше всего мечтает о большой дружной семье, не обретёт счастья, если будет сутками пропадать на работе.

Так о чём речь? О том, что, определяя свой жизненный путь, человек должен ориентироваться не только на желания и возможности, но и на ценности. Они - составляющая его души.

Прогнозирование

Если человек не знает, чего он хочет, и считает, что находится в безысходном положении, то это не так. Просто к решению вопросы нужно подойти с другой стороны. И ответить себе на следующий вопрос: «Чего я не хочу?» На него, как правило, люди находят ответы быстрее.

Только они должны быть конкретизированы. Понятное дело, что большинство ответит: «Я не хочу прожить свои годы бесцельно». Но что именно вложено в это утверждение? У каждого - что-то своё. Одни не хотят оказаться одинокими на старости лет. Другие не желают просуществовать всю жизнь в одном и том же городе. Для некоторых худшим страхом является бедность и нищета. Ещё кто-то боится покинуть этот свет, ничего после себя не оставив.

Вариантов - тысячи. Но суть такова: если нет ни малейшего представления о своих желаниях, то нужно отталкиваться от противоположного.

Тестирование

Оно действительно может помочь некоторым людям, которые озадачены вопросом касательно того, как найти свой путь в жизни. Тест такого рода можно найти в свободном доступе. Он направлен на исследование потребностей человека и его мотиваций. Всё, что ему нужно, - давать ответы на уже готовые вопросы. Варианты, как правило, имеются. Так что остаётся лишь отметить наиболее подходящий и близкий человеку.

В качестве примера можно привести несколько вопросов из разных блоков. Первый сформулирован так: «Время - деньги. Надо стремиться заработать как можно больше». Вопрос из второго блока звучит следующим образом: «Работа - это вынужденная жизненная необходимость». Далее, как правило, идут вопросы, направленные на выявление факторов, отнимающих у человека больше всего времени, а также на определение предрасположенности к тем или иным сферам деятельности. На всё вопросы, кстати, предлагаются такие варианты ответов: «Я согласен с этим», «50 х 50» и «Я так не считаю».

Конечно, после этого человеку не откроется истина касательно того, как найти свой путь в жизни. Тест, однако, может натолкнуть на размышления. А результаты подскажут направление, в котором стоило бы начать действовать.

Самореализация

Как найти свой путь в жизни? Нужно делать то, что получается лучше всего. Или то, в чём себя всегда хотелось попробовать. При этом надо откинуть в сторону все сомнения. Многие именно из-за них закапывают свои мечты и желания. А ведь зря. Что терять? Недаром ведь говорят - лучше сделать и жалеть, чем жалеть, что не сделал. Даже если не получится - человек будет знать, что он попробовал.

Ведь свой потенциал очень важно реализовать. Это - базовая необходимость для каждого человека. Даже Абрахам Харольд Маслоу включил самореализацию в свою знаменитую пирамиду потребностей. И Аристотель говорил, что счастья можно достичь, лишь воплотив в действительность свои потенциальные возможности.

Но для этого человеку нужно избавиться от слова «надо». Практически каждый второй скажет: «Да, я бы хотел заниматься музыкой/хореографией/спортом/художеством/туризмом, но всё моё время занимает работа. Мне надо зарабатывать деньги, чтобы жить». Да, такова реальность. Деньги нужны. Но и перемены в жизни тоже необходимы! Можно найти другую работу, занимающую меньше времени. Или даже организовать своё дело. Работа, не приносящая радости и удовлетворения, является отличным поводом для увольнения и последующего образования бизнеса. А это, в свою очередь, не только полезное дело и персональный источник дохода, но и способ самореализации.

Осознание свободы

Вот что действительно важно. Человек, задумывающийся о том, как найти правильный путь в жизни, должен в первую очередь понять, что он абсолютно свободен. И волен делать всё, что ему хочется.

Но многие люди по жизни следуют чему угодно, но только не своим желаниям. Они слушают родителей, СМИ, руководствуются условными общепринятыми нормами и законами, существуют в соответствии с банальной моделью жизни. Словно забывают, что хозяевами своей жизни являются лишь они и никто другой.

Но свобода доступна каждому. Право на неё закреплено даже в Конституции. Свобода - это способность человека жить и действовать в соответствии с личными целями и интересами, руководствуясь познанием объективной необходимости. И ни в коем случае нельзя об этом забывать.

Правила, которые нужно запомнить

Как найти правильный путь в жизни? Нужно следовать простым рекомендациям:

  • Помнить, что никогда не поздно изменить жизнь к лучшему.
  • Не забывать, что проблемы имеются у всех.
  • Воспринимать неудачи и неприятности как возможность получить опыт.
  • Регулярно испытывать (провоцировать) новые ощущения.
  • Заниматься любимым делом.
  • Забыть себя в прошлом и полюбить своё «Я» в настоящем.
  • Уделять внимание своим навыкам, саморазвитию и хобби.
  • Поставить цель, и ни за что от неё не отступать.

И самое главное - помнить, что жизнь - это ряд усилий. Найдя цель, получится увидеть и дорогу. И это положит конец блужданиям, даст силы для уверенного хода навстречу к ней.

Выбор жизненного пути

Человек, рождаясь в этот мир, еще даже не подозревает о том, что в какой-то момент времени, либо легко, либо мучительно, ему придется сделать генеральный выбор в своей жизни. И этот выбор лежит в основе того, что для него будет являться генеральной ценностью.

Как правило, человек не осознает этого выбора, он делается на интуитивном, бессознательном уровне. Иногда, из-за того, что человек не осознает это пространство, у него появляется множество внутренних конфликтов, или даже внешних конфликтов с миром, потому что он пытается попеременно опираться то на одни ценности, то на другие и в конец запутывается, что же для него, на самом деле, ценно. Что же это за пути такие интересные, о которых не подозревает человек, приходя в этот мир?

Условно можно разделись все, что происходит в мире людей на две очень большие стороны,
или на два больших пространства. Первое пространство посвящено лично человеку, его человеческой природе, внутренним потребностям, его жизни. И не просто человеку и его жизни, а человек в этом пространстве ценен и его жизнь ценна. Посягать на это скверно. Ценно все, что человек в этой жизни может раскрыть.

Каждый человек рождается для того, чтобы познать себя, для того, чтобы познать этот мир, его взаимодействия с собой и с этим миром, реализовывать тот свой потенциал, который в нем был заложен от рождения. Поэтому первый путь, это путь ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, путь мира созидания или, как минимум, реализации себя, когда человек ценен, его жизнь ценна, когда ценно найти себя, когда ценно жить среди людей, которые тоже себя ценят, когда важно жить окруженным людьми, которые тоже занимаются собственной реализацией и которые из этой точки строят отношения друг с другом.

Представьте себе молодого человека, у которого основа его мировоззрения с детства заложена в том, что он важен, важна его жизнь, важно эту жизнь прожить глубоко со смыслом, реализовано, очень действенно, очень эффективно реализовать и внутренние процессы, чтобы душенька твоя была довольна и, в том числе, создать многие материальные события или материальные условия, в которых это все будет раскрываться и процветать. Я уверенна, что скорее всего такой молодой человек будет и девушку выбирать себе под стать.

И представьте себе девушку, которая была воспитана в таком же контексте, когда она знает себя, когда она знает к чему предрасположена, когда у нее есть цели, задачи и виденье нацеленное на продуктивную жизнь, на то, чтобы раскрыться, на то, чтобы раскрылся ее муж, чтобы было какое-то общее дело, или у каждого свое: карьера, работа в сферах других людей, общее или свое дело.
Когда понятно, что хочется ребенка или детей и задача будет создавать условия, чтобы они тоже были с воспитанием таким, что «я важен и ценен», «важно все, что с моей жизнью связанно».

Представьте себе семью таких людей, у них, скорее всего, будут очень крепкие, очень глубокие, очень эмоционально-богатые и материально-богатые отношения. Как правило, у них не будет кризисов семейных, непонимания семейного, потому что по определению, человек, который идет путем ценности себя, он действительно гордо несет себя, но не для того, чтобы возвыситься над остальными, а для того, чтобы встретить и с удовольствием складывать отношения с другими такими же с гордо поднятой головой.

И такой человек, как правило, уважает себя и уважает других людей, такой человек уважает и природу, и все живое и он созидает и помогает развиться живому.

У нас бытует такое мнение, что вся молодежь обязательно должна быть агрессивна. Вы знаете, даже пресловутый подростковый кризис, как говорят психологи - это кризис бунта. Человеку нужно, якобы, оторвать себя от родителей, взбунтоваться против системы.

Вы знаете, почему бунтует ребенок в 14-16 лет?
А потому что родители увлечены внешней формой отношений, так называемой механикой отношений, и они вообще не видят ребенка, они и себя-то не видят и не ценят, и ребенка не видят, и, уж тем более, потенциала ребенка они не видят.

Исходя из этого, ребенок бунтует не против мамы, не против папы, ребенок бунтует против «юзальских» отношений со стороны родителей
– « Ты уроки сделал? Ты посуду помыл? Ты убрал в комнате?...», - ребенок против этого бунтует.
Ребенок как бы говорит:
- «Папа, мама, увидьте меня, я живой. Я не агрессивный, я не гадкий, я не дурак, я не бестолочь, я живой, и я хочу, чтобы меня увидели и признали всерьез. Я - Есть, и это по-настоящему».

Вот о чем очень часто бунты детей, они их выражают разным удобным для них способом, но это уже не они за это ответственны.

Я знаю очень много семей, очень много случаев, когда дети, находясь в подростковом состоянии, абсолютно ладно, абсолютно искренне складывали свои отношения со своими родителями и сверстниками, при том, что и родители так же по-человечески складывали с ними отношения, потому что в этих семьях, и в головах у этих людей, мировоззрение с акцентом на то, что самое главное, самое ценное в этой жизни - это человек и его жизнь .

Причем, человек во всем его многообразии: и духовная его жизнь, и эмоциональная его жизнь, и психологическая, и психическая, и личностная, и телесная, и материальная, и социальная его жизнь, жизнь во всех пластах, а не сплошное вытеснение, игнорирование, разрушение.

Потому что, как сказал профессор Преображенский в «Собачьем сердце», автором которого является Михаил Булгаков, "разруха не в подъездах, разруха начинается в головах", (он сказал там немного другое слово, но я его сейчас применять не буду), а потом она уже выражается в чем-то другом.

Что человек разрушает? Человек стремится разрушить материальные оковы, материальный формат применения себя, взаимодействия с собой. Человек хочет, как тот росток, пробиться сквозь асфальт, он хочет ощутить, что он живой. Поэтому первый путь развития нашей человеческой общности - это путь человека и во имя человека , где главным являются человек и отношения . Деньги тоже на этом пути присутствуют. Если ранжировать, то первая ценность – это жизнь или человек, потом его реализация, потом его дух, душа, отношения, его особенности, возможность действовать, реализовываться, находить себя, развиваться, раскрываться. А потом уже идут дома, квартиры, машины, профессии, деньги, заработки, материальные ценности. Но деньги, они всего лишь, в хорошем смысле слова, добротный инструмент для создания комфорта в социальном мире.

Каждый из вас понимает, что если сложилась бы такая ситуация – жить на земле или жить в лесу, то, в принципе, семья может обойтись и без денег, они могут выращивать себе все необходимое и построить себе дом из земли, камней, деревьев и так далее. То есть, для этого не нужны деньги, не нужны кредиты, которые потом подчиняют жизнь человека. Это модель первого пути. И очень много в мире людей, которые живут с этой позиции, для них они сами и жизненная реализация превыше всего.

Есть второй путь, вторая парадигма мировоззрения в реальности людей. Второй путь - это путь, который провозглашает, что материалистическая природа должна главенствовать, а человек с его какими-то талантами, ресурсами, способностями, окружающая среда – воздух, моря, реки, озера, деревья, земля и все, что в земле, животные, это все является приложением для того, чтобы существовала материальная материя. Это, как правило, мир который очень проявлен в урбанистических городах, в очень крупных городах, в некоторых странах это смысл их цивилизаций. Во главу угла ставятся предметы, деньги и материальные конструкции.

Например, вы могли читать или видеть фильмы, что из-за какого-то дивного, большого алмаза произошло убийство, об этом часто пишут люди, которые пишут детективы (Агата Кристи и т.д.) Если посмотреть детективы, то львиная доля негативных событий, когда у человека отнимается жизнь, происходит либо из-за имущества, либо из-за наследства, либо из-за денег, из-за доли бизнеса или контрактов. Если все одним словом обозначить, то это не живая природа, это материя, мягко выражаясь, застывшая или мертвая материя, то есть, форма. Есть форма, а есть содержание.

Второй путь - человек выбирает и ставит для себя в виде иконы квартиру определенного размера, машину определенной марки или качества, одежду определенных марок, стиль жизни определенного внешнего вида, наличие определенных совокупностей, торговых марок или брендов и так далее. Когда человек выбирает, что деньги это главное в его жизни, когда человек выбирает, что успех его бизнеса это главное в его жизни, и тогда человек начинает простраивать свою жизнь, согласно этому канону, иконой которого становятся деньги, платья, район города или дорогостоящие центральные дома, в которых очень престижно жить, и человек ради денег, ради престижа, подчиняет себя этому, свою жизнь.

В этом нет тоже ничего ни плохого, ни хорошего, потому что, если вспомнить мудрых китайцев, то мы живем в мире материй, в мире инь и янь, мире энергий потенциала, то, что еще не случилось, но предстоит этому реализоваться и мире в созданной уже материи. Ни хорошо, ни плохо. Есть один поток, есть другой поток. Важно просто понять, что в одном потоке иконой является энергия и жизнь, во втором потоке иконой являются материя и деньги.

В хорошем смысле слова, добротно человеку менять решения, что для тебя на этом этапе жизни, либо на всю оставшуюся жизнь будет являться ценностной базой, будет являться доминантой. Либо для тебя ценен человек и жизнь, и тогда ты выстраиваешь все определенным образом, исходя из этой парадигмы, либо для тебя ценны деньги и материя, и ты выстраиваешь себя, свою жизнь и модели своего поведения и выбираешь такое общество людей, которое тоже подтверждает эти ценности и развивает себя и реализует, согласно этим ценностям.

Я хочу сделать очень важный акцент - реализация есть как в первом случае, так и во втором, но в пути, который можно условно назвать человечный или гуманистический, там реализация человека, потенциала его души, внутренней энергии, она превыше всего. Когда мы говорим о пути материи, о втором пути, то там человек реализуется в коридоре и предписывает результат денег или материальной обусловленности.

Приведу простой пример: человек, идущий по пути гуманистическому и воспитанный в традициях родителями, как правило, к 18-20 годам, знает, чего он хочет, чему обучаться, может даже уже имеет какой-то навык или ремесло, закладку профессии будущей в руках, и он понимает, что он может стать тем, кем он хочет быть. Например, если человек хочет стать танцором, он становится танцором, и его не заставляют поступать на обучение, которое потом будет необходимо для работы в банковской системе, просто потому что это модно, выгодно и это сейчас на плаву. Его не заставляют быть юристом, быть еще кем-то, чтобы найти свое какое-то специализированное место в социуме. Этот человек понимает, что реализовав себя танцором, ему будет место в социуме и в мире.

Такой человек не будет ныть, о том, что я хочет танцевать, но не имеет возможности, потому что занимается какими-то банковскими бумажными делами, к которым вообще не предрасположен. "И начальство меня не ценит, и вообще разговаривает со мной как непонятно с человеком какого ранга, а я всю жизнь мечтал о сцене."

Такой человек овладеет искусством танца и будет раскрываться в танце, сам танец ему со временем будет служить, потому что это будет красивое партнерское взаимодействие человека и энергетического потенциала реальности под названием "танец". Потому-то все мастера боевых искусств, целительских практик, духовных практик, танцев, юридических профессий, даже банковских профессий, знаете, это люди на своем месте, это люди, которые желанны для тех профессий, тех потоков, которые реализуются через профессии.

К примеру, я видела очень много людей, которые пытаются заниматься ландшафтным дизайном, у кого-то очень идет это дело, а у кого-то или слабенько, или через пень-колоду. Есть люди, от прикосновения рук которых земля испытывает удовольствие и земля целует руки такого человека, этот человек является продолжением этой земли, он любит ее, он знает ее, он в контакте с ней.

Точно так же с человеком, который танцует танец, а есть танец, который через человека выражает себя. Мы очень редко об этом задумываемся. Точно так же с банковской работой – есть люди, которые боги в финансовом формате, есть люди, которых любят деньги, и есть люди, через которых деньги хотят быть посчитанные, реализованные и чтобы что-то сбывалось в этой реальности, а есть люди, у которых деньги действительно уходят из рук, валится весь бизнес, потому что это не его энергия, но он не удосужился найти себя. Поэтому, когда мы идем по первому пути, мы находим дело своей жизни, это дело с нами очень сильно не просто связанно, оно через нас живет, мы живем в деле, а дело живет в нас, это обоюдная любовь, это песня согласия, это двухголосие, и становится очень мощным потоком.

И есть второй путь, где очень часто люди выбирают в угоду каких-то, может быть, внешних факторов, подчиняют свою внутреннюю природу. И вот там, в этом формате частенько бывают случаи, когда человек настолько увлекся формой и материей, что это начинает его либо обезображивать, либо его уже коробит до нельзя. Такой человек склонен быть не на своем месте, он не понимает до конца материальную природу, и он работает не на своем месте. Он жалуется – "я бухгалтер, а мне хочется заниматься декупажем", "я выучился на художника, хотя я ненавижу художество"или еще что-то.
Это люди, которых в детстве, помимо их силы, помимо их воли «изнасиловали» какими-то внешними технологиями, которые посчитали правильными, и при этом не корректно подали благое, либо благим это не было изначально для них, когда они были детьми.
Важно понимать, что мир вещей, он прекрасен, когда ты потрудился тоже найти это соотношение.
Простой пример, когда соединяется материальная реализация и внутреннее раскрытие человека -
люди, которые двигали науку, самолетостроение, люди, которые создают внешние объекты, но создавая эти внешние объекты, которые потом больше, чем люди, которые потом становятся целой отраслью, эти люди материализовывали себя во имя правильной материи, которая потом долго служит, которая потом наличиствуется, ею пользуются и она становится достоянием человечества.
Тоже самое можно сказать о соборах, это пример гармонии, красивые города и соборы, которые остались от прежних времен. Это тоже свидетельствует о том, что человек правильно материализовал себя в материи, и эта материя, скажем так, не погубила его.

Почему я заговорила о двух потоках? У нас же сейчас часто происходит такая неопределенность, когда люди мечутся между человеческими и материальными ценностями. Почему я говорю о том, что человеку где-то необходимо выбрать, что же является доминантой? Есть очень много американских фильмов на тему, как люди на биржах зарабатывали деньги, а потом был обвал бирж и миллионеры становились очень бедными людьми, и кто-то искал смысл новой жизни бедной,кто-то искал шнурок покрепче, чтобы себя вздернуть, но это тоже такой негативный пример, когда деньги стали для человека иконой, и они его уже поглотили и стали больше, чем человек. Второй путь, это скорее путь того, что идея или материя или какая-то такая вот материально образующая реальность становится больше, чем сам человек. Когда из-за денег, власти или ресурсов развязываются войны, сметая других людей с их жизненных мест. Вот в этом вся беда и весь перекос.

Почему у людей случаются кризисы и конфликты в современной нашей реальности?
А как раз именно поэтому. Например, человек идет за хорошим рублем, устраивается на работу, берет себе какую-то должность, или место работы, где его очень прельщает заработная плата, и человек туда устраивается. А потом он обнаруживает, что работа на этом предприятии не совпадает с вибрациями души, не совпадает с человеческими ценностями, человек вдруг начинает чувствовать себя измотанным, высосанным, обесточенным, у него начинается депрессия, он начинает злиться на коллег, которые закрыты на руководство, которое не ценит в нем тонкую человеческую натуру. Получается, его жалобы уже начинают быть в плоскости человеческих ценностей, но хочется сказать ему в этот момент "Стоп дорогой, подожди! Ты себе иконой поставил рубль, деньги. Хорошо, имеешь право, и реальность позволяет этому быть. Но почему ты тогда сейчас начинаешь скулить о том, что тебя не ценят как человека и всю твою начинку, а про это речи не было".

Либо, есть обратная ситуация – человек весь такой одухотворенный, хочет помогать людям, вот начинает он помогать людям при помощи психологии, тренингов, служения, массажа, просвещения, а потом вдруг он начинает ныть, что денег мало он зарабатывает, то ли люди как-то не искренне благодарны, либо еще что-то в этом роде начинают происходить. Опять-таки, "Стоп! Ты хотел помогать людям, ты же не говорил, помогать, зарабатывая, этот баланс был не сочтен".
И потом получается, что всплывает уже другая цель, уже не надо видеть в себе великого просветителя, помощника, защитника и покровителя, а хочется видеть себя великим деньгодержателем. Но это совершенно разные роли и они лежат в совершенно разных плоскостях.

И есть сейчас такая вещь, что семья стремится воспитать на человеческих ценностях, а система наружного воспитания, она больше прививает икону материальных благ. Когда ребенок оказывается в пространстве двойных стандартов, мы приходим как раз к тому, что ни одно, ни второе мировоззрение до конца не будет создано. И, как следствие, ребенок не сможет потом выросши уже взрослым, не сможет пойти до конца ни в одну реализовать в себе человечность на полную катушку, ни реализовать в себе материальные достижения.

В итоге мы получаем "недовыросшего" человека, "недособраного", а такие люди, как правило, проживают среднестатистическую, не свою жизнь, но при этом они подобны как пластическая масса, для многих социальных процессов. В принципе, у каждого из нас есть выбор, быть ему пластической массой, или все-таки поговорить внутри со своим духом, со своей душой, о том, что же моему сердцу действительно дорого и близко, либо моему уму, не обязательно у кого-то включено сердце. Есть люди, у которых включены совершенно другие пласты его внутренней реальности психики.