Выводит ли женщину из Ислама брак с немусульманином? Секс и Ислам. Что разрешено и запрещено? Можно ли мусульманке

Вопрос: Ассаляму алейкум! Каково положение женщины, которая молится пять раз в день, постится в месяц Рамадан, выплачивает закят, но живет в браке с немусульманином? Может ли она называть себя мусульманкой? Говорится ли в Коране что-либо о браке мусульманки и немусульманина?

Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллах ва баракятух!

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный день. Амин.

Прежде всего, мусульманке важно знать, что она не должна вступать в брак немусульманином. При этом она должна понимать, что это этот запрет - большая честь для нее.

Согласно Корану, муж - это глава семьи, и, таким образом, жена должна повиноваться ему. Всемогущий Аллах не хочет поставить мусульманку в такое положение, когда немусульманин распоряжается ее жизнью.

Что касается вопроса о женщине, которая уже замужем за немусульманином (будет ли она считаться мусульманкой или нет), мы хотели бы представить Вам мнения нескольких ученых по этому поводу.

Шейх Мухаммад Икбаль Надви говорит:

«Ваш вопрос затрагивает исламский правовой статус мусульманской женщины в браке с немусульманином. Прежде чем процитировать соответствующие аяты, я хотел бы объяснить две вещи:

– В Исламе решающим вопросом является вера, и никакая исламская практика не пойдет на пользу человеку, если он не обладает твердой верой.
– Коран и Сунна являются источниками шариата, поэтому мы обязаны следовать Сунне так, как мы следуем Корану. Извлечение из текстов Корана и Сунны религиозных законов называется фикхом. Таким образом, мы должны прибегать к экспертным заключениям ученых фикха для понимания точного значения правового текста.

Теперь позвольте мне процитировать Вам два аята из Корана о браке мусульманки и немусульманина. Первый содержится в суре «Аль Бакара», где Аллах Всемогущий говорит:

«Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам…» (Коран, 2:221)

Второй аят - из суры «Аль Мумтахина»:

«О те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то подвергайте их испытанию. Аллаху лучше знать об их вере. Если вы узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте их неверующим, ибо им не дозволено жениться на них, а им не дозволено выходить замуж за них» (Коран, 60:10).

В свете вышеизложенных аятов и в соответствии с практикой мусульман, вступление мусульманской женщины в брак с немусульманином - абсолютный харам (запретно). Соответственно, ни одна женщина ни в коем случае не должна нарушать это постановление.

Рассмотрим следующие ситуации:

  1. Если мусульманка вышла замуж за немусульманина, полагая, что это дозволено (халяль) и при этом знала о четких доказательствах того, что это запретно (харам), то она совершила акт неверия: недопустимо отрицать правило, установленное консенсусом ученых (иджма).
  1. Другое дело, когда речь идет о немусульманке, которая приняла Ислам, а ее муж не стал мусульманином. В этом случае, согласно мнению шейха Юсуфа аль Кардави и многих других ученых, неразумно обязывать женщину оставить мужа, как только она примет Ислам, особенно если у них есть дети и ее мужа можно убедить принять Ислам.

В этом случае, я бы сказал, что женщина должна дать мужу время, чтобы он мог узнать Ислам и принять его - и тогда возобновить их супружескую жизнь. Если супруг примет Ислам, то их брак будет возобновлен, в противном случае она должна оставить его. Оставшись с этим человеком, она совершит огромный грех, который может довести ее до стадии ридда (отступничество) - если она узнает об этой норме и все же предпочтет остаться с мужем.

Женщине-мусульманке не стоит легкомысленно относиться к такому решению, поскольку она может не только лишиться награды за свое поклонение, но и потерять свою веру (иман), упорствуя в нарушении исламского закона».

В дополнение к предыдущему ответу, шейх Хамед аль Али, преподаватель исламского наследия и имам мечети Дахият ас Сабахия (Кувейт), говорит:

«Выходя замуж за немусульманина, мусульманка совершает тяжкий грех и даже будет считаться блудницей. Если она считает, что такой брак - халяль, и, с точки зрения Ислама, в нем нет ничего предосудительного, она отрицает запрет, однозначно установленный шариатом, и будет считаться неверующей».

Известный ученый, шейх Мустафа аз Зарка, да благословит Аллах его душу, добавляет:

«Что касается брака мусульманки с немусульманином, то нет ничего, что могло бы его оправдать! Это категорически запрещено Кораном, где сказано:

„Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока они не уверуют. Безусловно, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам“ (Коран, 2:221);

„О те, которые уверовали! Когда к вам прибывают переселившиеся верующие женщины, то подвергайте их испытанию. Аллаху лучше знать об их вере. Если вы узнаете, что они являются верующими, то не возвращайте их неверующим, ибо им не дозволено жениться на них, а им не дозволено выходить замуж за них…“ (Коран, 60:10).

Все мусульманские правоведы единодушно согласились в том, что такой брак запрещен.

Тем не менее, мы должны различать между мусульманкой, которая выходит замуж за мужчину из числа людей Писания (иудеев и христиан), не принимая во внимание разницу в религии между ними, и женщиной из числа людей Писания, которая приняла Ислам, а ее муж все еще остается немусульманином, и у нее есть дети от него. В последнем случае, женщина не имеет права жить с ее мужем-немусульманином, если он тоже не принял Ислам. Однако вполне возможно, что расторжение брака не состоится сразу после отказа мужа принять Ислам.

Дочь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Зайнаб до того, как стать мусульманкой, была замужем за язычником по имени Абуль-Ас ибн Ар Рубай. Он принимал участие в битве при Бадре на стороне неверующих, и его взяли в плен мусульмане. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отпустил его с условием, что он освободит Зайнаб. Абуль Ас пообещал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), что сделает это.

Затем случилось так, что Абуль Ас отправился в Шам с караваном, а на обратном пути был перехвачен экспедицией Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Все из этого каравана были пленены, за исключением Абуль Аса, который убежал.

Когда наступила ночь, Абуль Ас пришел к Зайнаб (да будет Аллах доволен ею) и попросил у нее убежища. Во время молитвы-фаджр она (да будет Аллах доволен ею) пошла в мечеть и рассказала, что дала убежище Абуль Асу. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: „Относись к нему уважительно, но не позволяй приближаться к тебе, так как ты ему больше не принадлежишь“ (Ат Табарани, Аль Хаким).

Затем Абуль Ас направился в Мекку, чтобы раздать то, что ему было дано на хранение законным владельцам, а потом поехал в Медину, принял Ислам и вернулся к своей жене Зайнаб. И нет свидетельств о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал для них новый никях (обряд бракосочетания).

Урок, который можно извлечь из этого происшествия, заключается в следующем: терпение жены по отношению к мужу-немусульманину может направить его сердце к Исламу. Мусульманская жена должна попытаться дать своему мужу некоторое время, чтобы он узнал Ислам. Тем не менее, она ни в коем случае не имеет права вступать с ним в половую связь.

Таким образом, мы приходим к выводу, что для мусульманки вступление в брак с немусульманином является абсолютным харамом, и она не должна нарушать этот запрет, который имеет четкие доказательства в Коране и Сунне. Если мусульманка действует против этого решения из-за слабости веры, то она все равно будет считаться мусульманкой, хоть и совершает тяжкий грех, который приравнивается к зина (прелюбодеянию). Однако если она нарушает это постановление из упрямства, отрицая решение Аллаха и считая, что это допустимо (будучи осведомленной о доказательствах запретности этого действия), она будет считаться неверующей и вышедшей из лона Ислама».

Всевышний Аллах знает лучше.

«Ислам для всех!»

Теги:

Вся информация на данном сайте публикуется вне рамок миссионерской деятельности и предназначена исключительно для мусульман! Взгляды и мнения, опубликованные в данной статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают взгляды и мнения администрации сайта

Инновации и изменения, принятые во всем обществе или в определенной ее части в течение определенного периода времени, называются модой. Мода имеет большое влияние на такие направления человеческой жизнедеятельности, как искусство, архитектура, культура питания, автомобили, мебель, литература, украшения, музыка и так далее. В настоящее время мода наиболее активно проявляет себя в сфере одежды, и прежде всего в женской.

Есть много причин, которые способствуют возникновению моды: люди устают от единообразия в жизни; хотят обращать на себя внимание выглядя иначе, чем другие; хотят чтобы их принимали в собственной социальной среде; протест против традиционных устоев; желание кому-то подражать и др. Однако то, что в настоящее время является модным, а что устаревшим, в основном определяются конкретными центрами моды, и навязываются обществу через различными средства массовой информации, как интернет, газеты, телевидение.

На самом деле, человек - это существо, которое постоянно чему-то учится и совершенствуется своими познаниями. Поэтому он устает от однообразной жизни. Стремления к изменениям и обновлению заложены в сущность человека. Поэтому каждой эпохе присущ свой образ жизни, принятый в обществе, и с течением времени он будет меняться.

Важно то, чтобы эти изменения соответствовали потребностям общества и исходили от самого общества. Неправильно использовать различные средства, чтобы управлять обществом, злоупотребляя рядом чувств, заложенных в человеческую сущность, и, под видом инноваций и изменений, подталкивать людей к необоснованным тратам и приручать к ненужной роскоши.

Мода и расточительство [исраф]

Священный Коран категорически запрещает расточительство, и называет расточителей "братьями шайтана". Главный завет для мусульман - следовать по срединному пути, одновременно избегая расточительства и жадность. Коран предупреждает о том, что расточителей ждет порицание и они будут сожалеть об этом, так как Всевышний не любит расточителей.

Самая большая опасность, с которой могут столкнуться те, кто следят за модой сегодня, - это расточительство. Ведь в основе покупки, согласно Исламу, должна быть потребность. Менять мебель в доме лишь потому, что она вышла из моды, покупать новые модные платья, даже если они не нужны, и выбрасывать старые в мусорное ведро - все это ни что иное, как прямое расточительство.

Ибн Умар передал, что когда Посланник Аллаха (мир ему) надел новое платье, то произнес следующую дуа: “Хвала Всевышнему, что одел меня в платье, которое покрывает мои срамные места и дает красоту в жизни” . Затем он сказал: “Тот, кто наденет новое платье, произнесет эти слова, а затем отдаст неимущему свое старое платье, при жизни и после смерти будет находиться под покровительством и защитой Всевышнего" [Тирмизи, Даават, 119].

В этой дуа можно выделить две важных аспекта. Во-первых, человек с помощью одежды скрывает свои срамные места, а во-вторых, она делает человека красивым и стильным. С другой стороны, Пророк (мир ему) хотел защитить мусульман от расточительства, требуя передачи неимущим устаревшей одежды. Потому что одежда, которая с нашей точки зрения кажется старой, может быть новой и пригодной для ношения для других.

Те, кто постоянно следят за модой, в основном стремятся отличиться от других, привлечь внимание и выглядеть красивее. Однако важно то, чтобы одежда, которую мы носим была аккуратной, стильной, красивой и чистой, а также отражала наш социальный статус и не казалась странной в обществе, в котором мы живем. Поэтому, когда мы покупаем одежду, должны прежде всего руководствоваться не модой, а своими личными потребностями и собственным вкусом.

Оставаться самим собой

В настоящее время маркетинг современной моды формируется в соответствии с ориентацией определенных сил. Создавая моду на каждый год, даже на каждый сезон, они пытаются продать свои товары. Под влиянием всех этих манипуляций, люди сходят с ума и превращаются в шопоголиков.

Основные источники нашей культурной традиции, формирующие нашу жизнь, являются очевидными. Если мы будем говорить о моде, это должно быть создано верующими людьми, которые знают о ценностях собственной веры. Потому что платья, предметы домашнего обихода и другие товары, созданные другими людьми и называемые модой, не будут отражать наши собственные ценности и могут постепенно изменить нас самих.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: "Кто похож на какое-то племя, он один из них" [Абу Дауд, Либас, 4]. Таким образом Пророк (мир ему) хотел, чтобы мы оставались самими собой, не стремились выглядеть как другие.

Соблюдение основных правил религии

Мы отметили, что мода в настоящее время проявляется в большей степени в одежде, особенно в женской. Те, кто управляют модой, не учитывают стиль одежды, который характерен для нашей религии. Например, каким должно быть женское платье, детально описано нашей религией. Соответственно, недозволительно покупать женское платье, которое не прикрывает необходимые места, достаточно узкое, выявляет контуры тела и просвечивает. Так как в дальнейшем все это может стать причиной для фитны.

Прежде чем купить одежду, мусульманин должен сначала подумать о том, соответствует ли она критериям религии, а не моде. Он не должен рассматривать одежду как элемент красоты, который может помочь выделиться или привлечь внимание. Потому что женщине, которая будет опираться на такие чувства, будет очень сложно сохранять меру в религии.

В Священном Коране сказано: “О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать и не подвергнут оскорблениям. Аллах - Прощающий, Милосердный.” [Сура аль-Ахзаб 33:59].

Аудио версия настоящей статьи:

«Нет стыда в познании религии…»

Излишней скромности не должно быть, когда задается вопрос, касающийся жизненной практики, даже если речь идет об . Жена пророка Мухаммада ‘Аиша сказала однажды: «Насколько прекрасны женщины Медины! Скромность их не мешала им становиться грамотными в вопросах веры» . Также один из ученейших людей первого поколения (таби‘ун), Муджахид, сказал: «Не приобретут знаний двое: излишне скромный и высокомерный» . Чтобы облегчить некоторое стеснение и неудобство читателя, а также в доказательство того, что вопросы на тему интимных отношений супругов задают не только в России, приведу сокращенный вариант вопроса, который был задан одному из современных богословов — Юсуфу аль-Кардави: «Мы — мусульмане-арабы. Многие годы живем в Северной Америке. Часто общаемся с мусульманами самых разных национальностей, в том числе и с представителями коренного населения Америки, принявшими Ислам. При общении возникает много вопросов, среди которых немало таких, с какими мы никогда не сталкивались в арабском обществе. К такого рода вопросам относятся интимные взаимоотношения супругов. Например, «могут ли муж с женой полностью оголяться при совокуплении?» или «может ли муж смотреть на половые органы жены, а жена — на половые органы мужа?» И многое другое, что нам неудобно даже спрашивать в открытую». Юсуф аль-Кардави дал такой ответ: «Обычно в арабском обществе такого рода вопросы не возникают, об этом говорить не принято. Однако там, где процветает излишняя вседозволенность, публичная оголенность и улицы полны тем, что категорически недопустимо с точки зрения религиозной морали, у людей появляется некоторое безразличие к противоположному полу, отношения в кругу семьи холодеют. Раньше мы на все отвечали «это запретно», опираясь на нормы арабской морали и те хадисы, которые слышали от проповедников, но не от богословов . Затем мы узнали, что многое в Исламе не так категорично, как мы это себе представляли». В ответе аль-Кардави были и такие слова: «Категорически недопустимо полагаться на личные, национальные или географические симпатии-антипатии относительно канонов веры, тем более когда это касается начинающих мусульман и вопросов обязательности или категоричной запретности» . Хочу сразу заметить, что хадис «разрешенное известно, запретное известно, а между ними сомнительное. Кто зайдет в сомнительное, тот впал в запретное» — достоверен, «сомнительным» же может быть то, что косвенно из аятов и хадисов богословы предположительно считают таковым, или то, что человек считает для себя лично сомнительным. Касаясь общего положения вещей, «все незапрещенное является разрешенным» . Это каноническое правило, основанное на положениях Священного Корана и . Также в одном из достоверных хадисов говорится, что неоговоренное Творцом является милостью для верующих, а не тем, что оставлено по забывчивости . Вопрос интимных отношений супругов однозначно не является исключением из упомянутого правила, о чем говорят исламские богословы прошлого и настоящего . Система, данная нам Всевышним, имеет ответы на все вопросы. Коран и Сунна содержат в себе или общие правила, под которые подводимы ситуации, частично изменяющиеся с течением времени, или оговаривают конкретные ситуации, которые стабильны и неизменяемы. В любой книге по исламскому законодательству (усулюль-фикх) вы сможете прочитать о том, что основой всего является разрешенность, то есть то, что не запрещено канонами, является разрешенным. Это правило основано на Коране и Сунне.

Что разрешено и что запрещено в интимных отношениях супругов-мусульман?

В интимной жизни запреты касаются лишь супружеского соития в период менструального цикла, в послеродовой период , в состоянии ихрама (состояние ритуальной чистоты во время паломничества), а также анального полового акта. Остальное — время, формы, периодичность — по усмотрению и обоюдному согласию жены и мужа. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: — «Проклят тот, кто имеет половые сношения с женой посредством заднего прохода» ; — «Кто имеет с женой половые сношения во время месячных [именно посредством влагалища] , или посредством заднего прохода [вообще в какое-либо время], или приходит к предсказателю и верит словам его, тот становится неверующим по отношению к тому, с чем пришел Мухаммад» . Цитата из восьмитомной исламской энциклопедии по фикху : «Разрешаются все виды полового удовлетворения между мужем и женой, кроме использования заднего прохода, что является запретным (харам)» . Что касается моральной стороны данного вопроса, то супругам дана свобода выбора в тех рамках, которые оговорены. На сегодняшний день немало разводов происходит из-за сексуальной несовместимости. Хотя причина несерьезна, легко решаема: точки соприкосновения всегда можно найти. В Исламе запрещены интимные отношения между будущими супругами, и это никоим образом не противоречит природе человека, так как свобода в сексуальных отношениях после брака предоставляется на их усмотрение с учетом того, что они любимы друг другом и женились, в первую очередь, по причине интеллектуальной и мировоззренческой совместимости. Между ними отсутствуют стеснительность, недопонимание и недоговаривание. Посредством открытости супруги определяют то, что для них приемлемо, а что аморально. В Священном Коране есть аят, частично затрагивающий эту тему. «Частично», так как касается той части половых актов, которые совершаются с намерением увеличения потомства, по милости Всевышнего. «Жены ваши — нива для вас, и подходите к вашей ниве как пожелаете [по обоюдному усмотрению]» (), то есть используя всевозможные варианты, насколько хватит вам фантазии и возможностей. Данное пояснение вы можете найти в тафсирах, комментариях к Священному Корану. Итак, незапрещенность не означает обязательное следование тому или иному устою или практике. В то же время, если применение упомянутых действий способствует улучшению взаимопонимания между супругами, то это вознаграждаемо, так как, имея физическое и психологическое удовлетворение внутри семьи, жена или муж не ищут этого на стороне. Полное взаимопонимание способствует сохранению целостности семьи. Измена — караема. Верность — вознаграждаема: «И [даже] интимные отношения ваши [с супругой] — милостыня», — сказал Пророк. Сподвижники в недоумении спросили: «Человек удовлетворяет свои плотские желания и получает за это вознаграждение [пред Богом]!?» Посланник Господа ответил: «Разве вы не разумеете, что если бы он имел отношения на стороне, то был бы грешен (это засчиталось бы ему грехом)!? А имея халяльные (разрешенные) интимные отношения [с женой], он будет вознагражден [как и жена с мужем, и будет вознаграждена пред Богом. Это запишется благодеянием в личном деле мужчины или женщины и будет на чаше благодеяний в Судный День]!» То, что не запрещено, при правильном использовании может быть применимо, и человек имеет право свободного выбора.

Общие вопросы об интимной жизни мусульман

Я женился на мусульманке пять лет назад, принял Ислам, но не по убеждению, а ради своей жены, которую очень полюбил. Я пытаюсь понять Ислам, но мне это очень трудно пока. Мой вопрос интимного характера. Как я уже писал, мы в браке пять лет, и иногда хочется разнообразить свою сексуальную жизнь. Я знаю, что анальный половой акт запрещен по мусульманским канонам. И даже после полного ритуального омовения тело не считается чистым для намаза. Так ли это? Если я хочу именно такого секса и жена дает на это согласие, чтобы мужу сделать приятное, считается ли для нее это грехом? Или грех только на мне? Сергей.

1. Анальный половой акт запрещен, вы правы. 2. «И даже после полного ритуального омовения тело не считается чистым для намаза» — такого нет. 3. Это считается грехом. Разнообразьте интимную часть семейной жизни иными способами.

Входит ли в анальный половой акт ласкание пальцем?

Правда ли, что мужу запрещено пить молоко своей жены? Если так, то на чем основан этот запрет?

Однозначно, не запрещено. О разрешенности этого упоминается в книгах по мусульманскому богословию.

1. Можно ли изучать, по книгам например, разные позы полового соития? 2. Если да, то можно ли изучать их по графическим рисункам? А., 20 лет.

1. Можно, совместно с супругой (супругом), тем более если это гармонизирует внутрисемейные отношения и вносит разнообразие в интимную жизнь, удаляя от поиска чего-то подобного на стороне, что в реалиях нашей жизни часто и происходит. 2. Да, можно.

Могут ли муж и жена снимать на камеру свои интимные отношения и смотреть вдвоем, реализуя свои фантазии?

Делать этого не следует, так как запись может попасть в чужие руки.

Разрешается ли во время интимных отношений издавать стоны мусульманину и мусульманке? Амина и Абдулла.

Разрешается.

Можно ли увеличивать половой член, если нет никакого вреда для здоровья? Но не операционным методом. Али.

Думаю, не стоит идти путем искусственного увеличения полового члена. Неизвестно, к чему это может привести вас через десять или двадцать лет. Имеется много других путей, обогощающих гармонию внутрисемейных интимных отношений. Следует уделить внимание их изучению и практике.

Если у мусульманина две жены, может ли он заниматься выполнением супружеских обязанностей одновременно с обеими?

Не то что «заниматься выполнением супружеских обязанностей», а даже просто спать всем троим на одной кровати категорически не допускается . У каждой из семей должно быть свое отдельное жилье. Отдельное и идентичное.

Вопрос относительно зихара. Иногда муж и жена шутят и заигрывают друг с другом. Например, иногда муж в шутку играет роль маленького мальчика, а супруга будто его мамы, и муж говорит ей: «Возьми меня на руки», подражая детям. Однако, иногда пошутив, задумываешься, не совершил ли ты зихар? Иногда из-за этого вопроса лишаешься сна и становишься нервозным. Ведь если это зихар, то до искупления жена тебе становится запретной. Абдулла, 30 лет.

Если это помогает развитию и поддержанию внутрисемейной гармонии, превращает порой ваши семейные будни в забавную шутку, от которой всем приятно и весело, то вы можете наслаждаться такой игрой. Не додумывайте, тем более когда это ведет к нарушению сна и внутрисемейного спокойствия. К названному вами (аз-зыхар) упомянутые шутки и игры не относятся.

Имеются ли какие-то запреты на позы во время секса? Рада.

Запретов однозначно нет.

Можно ли иметь близость с женой во время поста?

Разрешено ли вступать в интимные отношения с мужем во время месяца Рамадан в ночное время (после разговения)? Возник спор по поводу беременности в этот месяц — мол, в этот священный месяц ни днем, ни ночью супругам нельзя совокупляться. Это грех. Правда ли?

Это неправда. В Священном Коране сказано:

«Разрешается вам ночью в дни поста иметь интимные отношения с супругами. Они [жены] — одежда для вас, и вы [мужья] — одежда для них. Аллах (Бог, Господь) знает, что вы обманывали самих себя , и Он простил вам, помиловал вас. Теперь вы можете иметь близость с ними, стремитесь же к тому, что предписано вам. Ешьте, пейте, пока не станете отличать белую нить от черной [пока не появится на горизонте разделительная черта между приходящим днем и уходящей ночью] на рассвете. А после поститесь до ночи [до захода солнца, воздерживаясь от приема пищи, питья и интимных отношений с супругой (супругом)]. И не имейте интимных отношений с супругами, когда вы находитесь в мечетях в состоянии и‘тикяфа . Это — границы, очерченные Всевышним, не приближайтесь же к ним [не переступайте запреты]. Таким образом Аллах (Бог, Господь) раскрывает для людей Свои знамения, возможно, они станут набожными» ().

См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 68.

См., например: аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 20 т. Т. 2. С. 183.

Некоторые проповедники используют недостоверные хадисы или притчи для того, чтобы проповедь была более убедительна и проникновенна. Богословы же более строго придерживаются буквы закона в цитатах и комментариях.

См.: аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 350-353.

Факихи (мусульманские богословы) говорят, что «если нет доказательства в пользу запрета, то делается так, как это удобно человеку». См.: ан-Надва А. Аль-кава‘ид аль-фикхийя [Канонические правила]. Дамаск: аль-Калям, 1991. С. 107, 108.

Имеется в виду то «неоговоренное», что было или могло быть во времена пророка Мухаммада, но нигде не утверждался явный запрет или явная разрешенность по поводу этого. Что касается тех вещей, которые появились в практике людей в последующем, то здесь уже, с учетом научных достижений, а также канонических норм и правил, богословы дают заключения (фетвы).

В Священном Коране или через Сунну Пророка.

В достоверном хадисе сказано: «Воистину, Аллах (Бог, Господь) установил обязательные положения (фарды), так не растеряйте же их! Очертил границы [определенное число ежедневных обязательных молитв-намазов, например, определенная форма соблюдения обязательного поста и количество дней; конкретные наказания за конкретные преступления и т. д.], так не переходите же их [не нарушайте, не усложняйте, не ужесточайте]! Он [Господь миров] запретил некоторые вещи [например, явный грех, как-то: воровство, ложь, сквернословие], так не совершайте же их! А о других вещах Он умолчал, не по забывчивости, а из милости к вам. Так не организуйте же поиски (исследования) относительно них [для выяснения обязательности или запрещенности. Они относятся к разрешенному, ведь все, что не запрещено прямым текстом Корана или достоверной Сунны, остается по умолчанию разрешенным]». Хадис от Абу Са‘ляба аль-Хушаний; св. х. ад-Дар Кутни, аль-Хакима, а также это тридцатый хадис из «сорока хадисов имама ан-Навави». См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 457, 458, хадис № 25/1834 и пояснение к нему; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 3. С. 166; аль-Кари ‘А. (умер в 1014 г. по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 10 т. Бейрут: аль-Фикр, 2002. Т. 1. С. 278, хадис № 197 и пояснение к нему.

См., например, аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Мушаварат ва фатава. С. 74-76, 84; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра. Т. 2. С. 354, 354.

Послеродовой период оканчивается вместе с завершением кровотечения. Богословы-ханафиты говорили по этому поводу: «Нет предела минимуму. Максимум — сорок дней». Богословы-шафииты утверждают: «Минимум — мгновение. Максимум — шестьдесят дней. Обычно сорок дней». См.: аль-Маргынани Б. Аль-хидая [Руководство]. В 2 т., 4 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. Т. 1. Ч. 1. С. 36; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 244. Также см.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. Ч. 1. С. 304, 305, хадис № 390.

Хадис от Абу Хурайры. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2162, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 501, хадис № 8204, «сахих».

Интимные отношения между мужем и женой разрешены во время месячных, они могут доводить друг друга до оргазма, семяизвержения. Главное — не использовать влагалище (лишь во время месячных и в послеродовой период) и задний проход (вообще запрещено). Подробнее см., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 114 и 115, хадисы № 300, 302 и 303; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 531-533, хадисы 300, 302 и 303 и пояснение к ним.

Хадис от Абу Хурайры. См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 79, хадис № 639, «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 10. С. 346, хадис № 3823.

Последнее издание энциклопедии за 1997 г. состоит из 11 томов.

См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 3. С. 551.

Нива — засеиваемое поле. В данном контексте это аллегория, метафора, образное выражение, подразумевающее интимные отношения между мужем и женой.

Св. х. Муслима. См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 389, хадис № 53-(1006); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 91-93, хадис № 53-(1006) и пояснение к нему; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 121, хадис № 4/120.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6594.

«Если женам своим вы говорите, что они подобны спинам ваших матерей, то от этого они матерьми вашими не становятся» (Св. Коран, 33:4). В доисламский период слова мужа в адрес жены «ты для меня подобна спине моей матери» символизировали развод, причем окончательный и навсегда. Кораническим текстом это было отменено. Впредь муж и жена в такого рода случаях могли восстановить семейные отношения, но лишь после искупления: или (1) освобождением невольного, или (2) непрерывным двухмесячным постом, или (3) разовым кормлением шестидесяти нищих. Приоритет соответствует последовательности. Это искупление является своего рода наказанием, дабы люди не разбрасывались неуместными словами. См., например: Св. Коран, 58:1-4; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 11. С. 256.

Первоначально в месяц поста был запрет на интимные отношения не только в дневное, но и частично в ночное время. В последующем, по мере ниспослания Откровений, это было отменено. Некоторые в период запрета, касающегося интимных отношений в ночное время (после сна), нарушали его по слабости своей и потом раскаивались пред Всевышним. Он простил им проступок и отменил запрет. Подробнее см., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 1. С. 515, 522. В ночное время (с момента захода солнца и до появления зари) в полной мере допускаются прием пищи и половые отношения (с супругом, супругой).

— это особое, одухотворенное, направленное на пополнение жизненных и душевных сил пребывание постящегося в мечети с намерением находиться в ней. Исламские ученые единодушны в том, что и‘тикяф в последние десять дней месяца Рамадан для мужчин является сунной, то есть желательным действием. Подробнее об и‘тикяфе читайте в моей книге «Все о мусульманском посте и Курбан-байраме».

Разрешено ли женщине-мусульманке работать в салоне красоты, где она будет оказывать услуги как мусульманкам, так и немусульманским женщинам – производить такие процедуры как удаление волос, макияж, эпиляция воском и т. д.? Будет ли ее доход дозволенным, даже если она знает, что ее клиентки желают украсить себя для посторонних мужчин?

Услуги и процедуры, предлагаемые в салоне красоты/красоты можно разделить на две категории:

1) Запрещенные в Исламе косметические процедуры, такие как: чрезмерное укорачивание волос женщинам так, что они становятся похожими на мужчин; выщипывание бровей, эпиляция волос с интимных мест, которые не дозволяется раскрывать даже перед другими женщинами; пирсинг и татуировки и т.д.

Совершение такого вида услуг не допускается, так как они представляют собой оказание помощи другим в грехе (и’ана аля ‘аль-ма’сия), что запрещено в Коране. Заработная плата в этом случае также будет незаконной (харам).

2) Дозволенные косметические процедуры, такие как: удаление волос с лица (кроме бровей и ресниц) или тех частей тела, которые разрешается раскрывать перед другими женщинами; макияж, окрашивание волос; окрашивание волос и других частей тела хной и других дозволенных форм украшения себя для женщин.

Шариатское решение относительно такого рода услуг имеет три варианта:

а) Если косметолог уверена или близка к уверенности, что клиентка будет использовать ее услуги дозволенным образом; например, открывать свои окрашенные волосы в присутствии других женщин или мужа, то это вполне допустимо предложить такие услуги клиенту. Более того, если ее (работницы салона красоты) намерение состоит в том, чтобы украсить женщину для ее мужа и тем самым укрепить ее брак, за это ей будет вознаграждение инша Аллах.

б) Если косметолог не знает, как клиентка будет использовать ее услуги, в таком случае также разрешается предлагать такие услуги (без нежелательности), и заработная плата будет считаться заработанной законны.

в) Если косметолог уверена или близка к уверенности, что клиентка будет использовать ее услуги недозволенным образом; например, откроет свои волосы перед немахрам мужчинами, как только выйдет за пределы салона, и в этом случае — разрешается предлагать такие услуги клиенту. Грех использования услуг косметолога незаконным образом будет на клиенте.

Эта проблема восходит к правовому решению о косвенной помощи другим в греховных поступках. В Коране четко запрещено совершать действия, которые могут помочь кому-то в грехе. Всевышний Аллах говорит: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (5, 2).

Однако, помощь другим в грехе может распространяться на различные варианты работ и действий, не все из которых будут считаться запретными. В ханафитском мазхабе есть примеры действий, которые, как, казалось бы, являются примерами помощи в грехе – к примеру, помощь в строительстве церкви, предоставление в аренду верхового животного/ автомобиля для перевозки спиртного, сдача в аренду помещения для проведения богослужений других религий, однако по мнению имама Абу Ханифы, эти действия и доход с них считаются дозволенными. Он считает, что ответственность за грех будет нести лишь тот, кто непосредственно участвует в совершении самого греховного действия (См. Радд аль-Мухтар, 6/392 и аль-Хидая с Фатх аль-Кадира, 10/59).

Основываясь на этом решении, работа в салоне красоты будет халяль, хотя даже работница знает, что клиентка будет использовать ее услуги запретным образом – это будет дозволено до тех пор, пока сама работница не будет иметь намерения на помощь во грехе. Так что доход от такой работы будет дозволенным, а ответственность за грех будет нести лишь та женщина, которая украшает себя для посторонних мужчин.

Надо сказать, что другие ученые и факихи заняли более жесткую позицию и считают такого рода услуги сильно нежелательными (макрух тахрими) – когда косметолог знает, что ее клиентка будет использовать ее услуги для совершения греха. Таким образом, лучше всего для мусульманка избегать работы в подобных салонах красоты и искать альтернативные способы дохода. Однако, если есть необходимость, то это будет приемлемо оказывать такие услуги, инша Аллах.

في الدر المختار: (وَ) جَازَ تَعْمِيرُ كَنِيسَةٍ وَ (حَمْلُ خَمْرِ ذِمِّيٍّ) بِنَفْسِهِ أَوْ دَابَّتِهِ (بِأَجْرٍ) (الدر المختار: 391-6)
وفي رد المحتار: قَالَ الزَّيْلَعِيُّ: وَهَذَا عِنْدَهُ وَقَالَا هُوَ مَكْرُوهٌ لِأَنَّهُ عَلَيْهِ الصَّلَاةُ وَالسَّلَامُ لَعَنَ فِي الْخَمْرِ عَشَرَةً وَعَدَّ مِنْهَا حَامِلَهَ، وَلَهُ أَنَّ الْإِجَارَةَ عَلَى الْحَمْلِ وَهُوَ لَيْسَ بِمَعْصِيَةٍ، وَلَا سَبَبَ لَهَا وَإِنَّمَا تَحْصُلُ الْمَعْصِيَةُ بِفِعْلِ فَاعِلٍ مُخْتَارٍ، وَلَيْسَ الشُّرْبُ مِنْ ضَرُورَاتِ الْحَمْلِ، لِأَنَّ حَمْلَهَا قَدْ يَكُونُ لِلْإِرَاقَةِ أَوْ لِلتَّخْلِيلِ، فَصَارَ كَمَا إذَا اسْتَأْجَرَهُ لِعَصْرِ الْعِنَبِ أَوْ قَطْعِهِ وَالْحَدِيثُ مَحْمُولٌ عَلَى الْحَمْلِ الْمَقْرُونِ بِقَصْدِ الْمَعْصِيَةِ..وعلى هذا الخلاف لو آجره دابته لينقل عليها الخمر أو آجره نفسه ليرعى له الخنازير يطيب له الأجر عنده وعندهما يكره
(رد المحتار:392-6)
(وَمَنْ أَجَّرَ بَيْتًا لِيُتَّخَذَ فِيهِ بَيْتُ نَارٍ أَوْ كَنِيسَةٌ أَوْ بِيعَةٌ أَوْ يُبَاعُ فِيهِ الْخَمْرُ بِالسَّوَادِ فَلَا بَأْسَ بِهِ) وَهَذَا عِنْدَ أَبِي حَنِيفَةَ، وَقَالَا: لَا يَنْبَغِي أَنْ يُكْرِيَهُ لِشَيْءٍ مِنْ ذَلِكَ؛ لِأَنَّهُ إعَانَةٌ عَلَى الْمَعْصِيَةِ. وَلَهُ أَنَّ الْإِجَارَةَ تَرِدُ عَلَى مَنْفَعَةِ الْبَيْتِ، وَلِهَذَا تَجِبُ الْأُجْرَةُ بِمُجَرَّدِ التَّسْلِيمِ، وَلَا مَعْصِيَةَ فِيهِ، وَإِنَّمَا الْمَعْصِيَةُ بِفِعْلِ الْمُسْتَأْجِرِ، وَهُوَ مُخْتَارٌ فِيهِ فَقَطَعَ نِسْبَتَهُ عَنْهُ (الهداية مع فتح القدير:59-10)

А Аллах знает лучше.

Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Каусари

Лейстер, Великобритания

С именем Аллаха, Милостивого ко всем на этом свете, а на том свете – лишь к уверовавшим! Хвала Аллаху, Господу миров, наилучшее приветствие и благословение нашему Пророку Мухаммаду, его семье, сподвижникам!

Я хотел бы обратиться со словами побуждения к сёстрам-мусульманкам и ко всем братьям-мусульманам. Это обращение можно назвать напоминанием или, скажем даже, предостережением.

Мы все знаем, что средства массовой коммуникации очень распространены, будь то Интернет или мобильная связь. Все они – специальные каналы и передатчики, по которым происходит распространение информационных сообщений на большие территории и расстояния. Благодаря этому у человечества появилась возможность обмениваться своими фотографиями и распространять их в разных уголках мира, а также увидеть человека, который находится на другом континенте мира. И нет сомнения в том, что в этом есть положительные и отрицательные стороны.

Если говорить о положительной стороне Интернета, то надо отметить, что он облегчил нам поддержание связи с родственниками, друзьями, ведь Всевышний Аллах призывает людей к этому в следующем аяте:

يَاأَيُّهَاالنَّاسُ إِنَّا خَلَقْنَاكُمْ مِنْ ذَكَرٍ وَأُنْثَىٰ وَجَعَلْنَاكُمْ شُعُوبًا وَقَبَائِلَ لِتَعَارَفُوا

(смысл): «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга ».

Всевышний Аллах хочет, чтобы мы поддерживали связь с родственниками, обучали друг друга, спрашивали друг о друге. Но проблема заключается в том, что некоторые из нас забывают об определённых нормах, особенно сёстры-мусульманки, и выставляют свои фотографии, на которых они без платка (хиджаба) или с открытым авратом, в средства массовой коммуникации, будь то Интернет или телефон. которым мы сейчас все пользуемся.

В этом есть большая опасность, потому что, как мы все знаем, Всевышний возвеличил женщину, сделав её защищённой, и повелел мужчинам оберегать свои взоры от взглядов на посторонних женщин. Также Всевышний повелел женщинам опускать свои взоры. Всевышний Аллах сказал (смысл): «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны…и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают… »

Наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) предостерёг нас, сказав:

لاينظرالرجل إلى عورة الرجل ولا المرأة إلى عورة المرأة

«Пусть не смотрит мужчина на аврат мужчины и женщина – на аврат женщины ».

Не должна женщина, девушка оправдывать себя тем, что отправляет свою фотографию без хиджаба подруге, поскольку запрещается смотреть на чей-либо аврат, и ещё есть вероятность того, что она покажет фотографию посторонним мужчинам, а это запрещено.

Не успокаивайте себя, совершая запретное. Пророк (мир ему и благословение) предостерёг нас от этого в следующем хадисе:

عن أبي هريرة قال قال رسول الله صلى الله عليه وسلم صنفان من أهل النار لم أرهما قوم معهم سياط كأذناب البقر يضربون بها الناس ونساء كاسيات عاريات مميلات مائلات رءوسهن كأسنمة البخت المائلة لا يدخلن الجنة ولا يجدن ريحها وإن ريحها ليوجد من مسيرة كذا وكذا رواه مسلم.

««Два вида людей из будущих обитателей ада, которых я до сих пор не видел. Это – люди, которые держат в руках плети, похожие на коровьи хвосты, и бьют ими других… » Так что же означают слова Пророка (мир ему и благословение): «я не видел »? Здесь имеется виду, что Всевышний Аллах скрыл завесой от Пророка (мир ему и благословение) тяжесть мучений и наказаний этих категорий людей, чтобы не причинять боль Пророку (мир ему и благословение) от увиденного. Вторая категория людей: «…одетые, но в то же время обнажённые женщины, которые склоняются в сторону и призывают к этому других, а их головы похожи на покачивающиеся верблюжьи горбы. Они не попадут в рай и даже не почувствуют его благоухания, несмотря на то, что оно будет ощущаться на таком-то расстоянии » (Муслим).

Здесь уместно было бы привести историю, которая произошла с Асмой. Однажды Асма, дочь Абу Бакра (да будет доволен им Аллах), на которой была тонкая, прозрачная одежда зашла к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), а он отвернулся от неё и сказал:

يا اسماء اذا بلغت المراءة المحيض لا يحل لها ان يظهر منها الا هذا واشار الى وجهه وكفيه

«О Асма, когда девушка достигает совершеннолетия и у неё начинаются месячные, ей не допустимо выставлять напоказ что-либо, кроме этого », – и он указал на лицо и кисти рук.

О праведные сёстры-мусульманки, остерегайтесь этого! Не будьте обманутыми и не выкладывайте свои фотографии в Интернет, и не общайтесь через видеокамеры, потому что никто не защищён от наблюдения постороннего человека. И не будь посмешищем для тех людей, которые утверждают о защищённости персональных данных в Интернете. Нет такой защищённости, но есть вероятность того, что кто-то посмотрит на ваши фотографии, этим самим вы впадёте в грех.

Следовательно, женщина обязана оберегать своё тело и надевать хиджаб, когда она собирается связываться с подружкой через Интернет, этим самым она оберегает свою религию, честь и достоинство, так как женщине велено защищать свою религию, а защитой религии является её защищённость хиджабом.

Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он облегчил нам наши дела. И хвала Аллаху, Господу миров!

Стенограмма проповеди доктора Мухаммада Хасана Кассама

Перевод с арабского Мухаммадрасула Загирова