Яков Брюс - биография, фото, история жизни: Колдун из Сухаревой башни. Брюс - после смерти

Кандидат филологических наук И. ГРАЧЕВА (г. Рязань).

Яков Вилимович Брюс. С гравюры начала XVIII века.

Царевна Софья в окружении семи медальонов с аллегориями добродетелей. Гравюра 1688 года.

Молодой Петр I. Гравюра Шхонебека. 1703 год.

Граф Борис Петрович Шереметев. Гравюра Петровского времени.

Портрет графа Андрея Ивановича Остермана. Неизвестный художник второй четверти XVIII века.

Екатерина I. Гравюра И. Зубова. 1721 год.

Сухарева башня в Москве. Гравюра начала XIX века.

Когда юный царь Петр начал собирать потешное войско, под его знамена встали два недоросля, братья Роман и Яков Брюсы. Их дед Яков, потомок шотландских королей, в середине XVII века оставил родину, охваченную огнем Великой английской революции, и отправился искать счастья в далекую Московию. Он преданно служил царю и русской земле, возглавлял псковский полк и скончался в 1680 году в чине генерал-майора. Его сын Вилим дослужился до полковника и погиб под Азовом.

Яков Вилимович Брюс был на два с лишним года старше царя Петра. И в то время, когда Петр с юношеским азартом предавался под Москвой "марсовым потехам", Яков уже вполне познал тяготы и смертельные опасности настоящего ратного дела. Он участвовал в двух крымских походах, организованных фаворитом Софьи В. В. Голицыным. Москва, в которую вернулся Брюс, затаилась в предгрозовом ожидании: борьба за царскую корону между Софьей и подросшим Петром достигла кульминации. Неожиданно Петр уехал из Преображенского в Троице-Сергиеву лавру, собирая вокруг себя всех сторонников. Исполнительный Брюс вместе с потешными прибыл в лавру, и с этого момента его судьба оказалась тесно связанной с судьбой русского царя.

Вместе с Петром Брюс воевал под Азовом. Когда Петр в составе Великого посольства отправился за границу, Яков в 1697 году прибыл к нему в Амстердам. Брюс привез составленную им карту земель от Москвы до Малой Азии, которую намеревался отпечатать за границей. Но сам был нездоров: перед отъездом из Москвы в доме князя-кесаря Ф. Ю. Ромодановского он получил сильный ожог руки. Петр во время длительных отлучек из Москвы передавал князю-кесарю бразды правления, относился к нему с подчеркнутым уважением и в письмах смиренно подписывался: "Всегдашний раб пресветлейшего вашего величества бомбардир Петр". Но обида Петра на Ромодановского, не уберегшего его друга, была настолько велика, что в гневе, забыв церемонно-учтивый этикет прежних посланий, он написал:

"Зверь! Долго ли тебе людей жечь? И сюды раненые от вас приехали". А насчет пристрастия Ромодановского к крепким напиткам, на аллегорическом языке именуемым Ивашкой Хмельницким, была недвусмысленная угроза: "Перестань знатца с Ивашкою, быть от него роже драной". Князь-кесарь, грозный глава Тайного приказа, ответил с невозмутимым достоинством: "В твоем же письме написано ко мне, будто я знаюся с Ивашкою Хмельницким; и то, господине, неправда... Неколи мне с Ивашкою знатца, всегда в кровях омываемся; ваше то дело на досуге стало знакомство держать с Ивашкою, а нам недосуг. А что Яков Брюс донес, будто от меня руку обжег, и то сделалось пьянством его, а не от меня". Петр сбавил тон и предпочел шуткой заключить мировую: "Писано, что Яков Брюс с пьянства своего то сделал; и то правда, только на чьем дворе и при ком? А что в кровях, и от того, чаю, и больше пьете для страху. А нам подлинно нельзя, потому что непрестанно в ученье".

Брюс тоже прилежно принялся за ученье. Вместе с Петром, - входя в состав великого посольства, - он посетил Англию. В Лондоне русский царь и Брюс встречались и беседовали с великим Исааком Ньютоном. За границей Брюс изучал математику и организацию артиллерийского дела. Война со Швецией была неизбежной, и Россия нуждалась в обновленной мощной артиллерии. Это ответственное поручение и было возложено на Брюса.

В 1700 году, стремясь предупредить вторжение шведов в Ижорскую землю, Петр выслал им навстречу войско под начальством Брюса, носившего уже чин генерал-майора артиллерии. Но неслаженность действий различных ведомств привела к тому, что Яков Вилимович не смог быстро собрать стоявшие в разных местах полки. В кабинетных делах Петра сохранилась запись: "28 июля 1700 посланы из Москвы Яков Брюс, Иван Чамберс, Василий Корчмин до Новгорода наскоро. Они поспели в Новгород в 15 дней, за что гнев восприял от его величества Яков Брюс и от команды ему отказано".

Однако царская опала не была продолжительной. Дальнейшие события и особенно поражение под Нарвой показали, что не только Брюс, но и все русское войско не готово еще противостоять шведской армии. В 1701 году Брюс направлен в Новгород вместо новгородского воеводы князя И. Ю. Трубецкого, взятого в плен под Нарвой.

Яков Вилимович спешно принялся укреплять город, строить пушечный двор, изготавливать снаряды, обучать пушкарей. Под Нарвой русские потеряли почти всю артиллерию. Царь отдал жесткий приказ часть церковных колоколов срочно перелить на пушки. Но думный дьяк А. А. Виниус, надзиравший за этими работами, с патриархальной неторопливостью больше обещал, чем делал, оправдываясь нерадением мастеровых. "В деле артиллерии, - писал он Петру, - много трудности: пущая остановка, Государь, от пьянства мастеровых, которых ни ласкою, ни битьем от той страсти отучить невозможно". Встревоженный царь почти умолял Виниуса: "Ради Бога, поспешайте артиллериею, как возможно; время, яко смерть".

Русская армия начала новое наступление. Брюс, не успев обжиться в Новгороде, кочевал со своими пушками по военным дорогам. В 1702 году при его участии был взят Шлиссельбург, потом другие крепости, занятые шведами. Готовясь к осаде Нарвы, Петр сетовал в письме к Ромодановскому, что не хватает пушек и артиллерийской прислуги: "От чего нам здесь великая остановка делу нашему будет, без чего и починать нельзя, о чем я сам многажды говорил Виниусу, который отпотчивал меня "московским тотчасом". О чем изволь его допросить: для чего так делается такое главное дело с таким небрежением?" Виниус был смещен, и в 1704 году Приказ артиллерии возглавил Брюс в звании генерал-фельдцейх мейстера. Под его началом были открыты навигацкая, артиллерийская и инженерная школы.

Письма Якова Вилимовича почти не раскрывают его личной жизни, это деловые сообщения о количестве пушек и артиллерийских припасов, о выполненных царских поручениях и т. д. Казалось, личной жизни у него не было вовсе, все его помыслы и старания посвящены служению России. И все-таки этот суровый, замкнутый человек знал увлечения и волнения, понятные немногим: он был страстным коллекционером. Брюс собирал картины, коллекции древних монет и редких минералов, гербарии. Он владел
несколькими языками и имел богатейшую по тем временам библиотеку. О широте научных познаний и интересов Брюса говорят его книги - по математике, физике, химии, астрономии, медицине, ботанике, истории, искусству и т. д. Но особенно гордился Яков Вилимович домашней кунсткамерой - собранием различных раритетов и "курьезов".

В описи кабинета, составленной после его смерти, значатся, например, такие вещи: "зеркало кругловитое небольшое, в котором кажет большое лицо"; "раковин разных больших и малых 99"; "туфли китайские плетеные из травы"; "гриб каменный"; "тыква индейская"; "кость мамонтовой головы"; "янтари, в которых есть мушки"; коробочка с "маленькой натуральной змейкой" и тому подобные диковины. Некоторым предметам чиновники даже не могли дать определение и писали просто: "некакой фрукт продолговатый", "два мячика некакого фрукта"... Недаром французский посланник Кампредон, советуя в 1721 году своему правительству, каким образом завоевать расположение Брюса, подчеркивал, что Яков Вилимович не из тех, кого можно подкупить деньгами, и предлагал использовать его собирательский азарт: "Его королевское величество доставил бы ему большое удовольствие, если бы подарил ему гравированное по приказанию покойного короля собрание эстампов королевских дворцов".

В. В. Атласов, предприимчивый устюжский мужик, посланный в 1697 году обследовать камчатские земли, вернувшись в Москву, привез с собой маленького желтокожего человека. Атласов забрал его у камчадалов, которые поведали любопытную историю. Года два назад к их берегу прибило большую лодку с незнакомыми людьми. Непривычные к суровому быту и скудной еде камчадалов, чужеземцы быстро умирали. Остался лишь один. В отчете, составленном в 1701 году, Атласов отмечал: "А нравом тот полоненик гораздо вежлив и разумен". Когда пленник увидел русских землепроходцев, в которых чувствовалась принадлежность к цивилизованному миру, то "зело плакал" от радости. Чужеземец успешно осваивал русский язык. В Москве удалось наконец выяснить, что это - японец. Он был первым японцем, которого увидела Россия. И даже официальные чины не вполне представляли, где находится его загадочная страна и что за люди там живут. Атласов в отчете именовал его "индейцем". В бумагах же Приказа артиллерии его назвали и того хитрее: "Апонского государства татарин именем Денбей".

А энергичный Петр уже строил далеко идущие планы. Передав Денбея под опеку Приказа артиллерии, царь повелел: "А как он, Денбей, русскому языку и грамоте изучится, и ему, Денбею, учить своему японскому языку и грамоте робят человек 4 или 5". Насчет вероисповедания Петр распорядился Денбея не притеснять: "А о крещении в православную христианскую веру дать ему, иноземцу, на волю и его, иноземца, утешать и говорить ему: как он русскому языку и грамоте навыкнет и русских робят своему

языку и грамоте научит - и его отпустят в Японскую землю". Но скорее всего Денбею так и не удалось вернуться к родным берегам. Известно, что он со временем крестился под именем Гавриила, а школа переводчиков с японского действовала в Москве до 1739 года.

Брюс, который в качестве главы Приказа артиллерии опекал и "утешал" Денбея, начал грезить Японией. Брауншвейгский резидент в России Ф.-Х. Вебер в своих "Записках" рассказывает, что Брюс мечтал найти путь из России в Японию и послал экспедицию, которая отчалила от дальневосточного побережья для поисков этой неведомой земли, но в бурю погибла. Еще Вебер сообщал: "У сего Брюса был кабинет китайских редкостей, и он очень сожалел, что невозможно никак приобрести точных сведений о положении и особенностях Китайского государства, потому что наряжаемые туда посольства и все русские купцы не имеют права оставаться там долее 3 или самое большее 4 месяцев".

Петр, ценивший разносторонние научные познания Брюса, в 1706 году передал в его ведение Московскую гражданскую типографию. Отсюда вышел первый календарь, получивший в народе название "Брюсова календаря". На самом деле составителем календаря был В. А. Киприанов, а Брюс только курировал его работу. Киприанов - это тоже незаурядная личность. Житель московской ремесленной слободы Кадаши, торговец, поставлявший в Оружейную палату свечной товар, Киприанов в то же время увлекался математикой, изучил навигацию, владел иностранными языками, освоил искусство гравирования, интересовался астрологией. Он составлял карты и учебные пособия, написал сочинение "Планетик", посвятив его царю Петру и царевичу Алексею. Как считают исследователи, "Планетик" и подал Петру идею выпустить общедоступный календарь. Источниками для календаря стали древнерусские отреченные книги - громовники, колядники и другие - и западноевропейская астрология. По гадательным таблицам календаря можно было получить предсказание на любой день любого года, что обеспечило календарю большую популярность не только в XVIII столетии, но и в XIX.

Россия в Петровскую пору беспрестанно воевала, и Брюс, руководивший артиллерией, прошел все военные кампании. Во время Полтавской битвы его орудия мощным огнем весьма способствовали победе русской армии, за что Яков Вилимович получил орден Андрея Первозванного. Английский посол Ч. Витворт в 1709 году сообщал, что Брюса высоко ценят при русском дворе: "Он очень хорош и с царем, и с князем Меншиковым". Дружбы Брюса искал фельдмаршал Б. П. Шереметев, писавший: "Паки прошу: не оставь меня в любви своей и не чини меня забвенна..."

Петр давал Брюсу и весьма деликатные поручения: поиск в Европе умов и талантов, которые могли бы послужить процветанию России. В 1711 году царь отправил его в Берлин "для найму мастеровых людей знатных художеств, которые у нас потребны". Вполне доверяя широким познаниям и деловой экономности Брюса, царь в сопроводительной грамоте писал: "И что он, генерал наш, им в контрактах обещает и заключит, то от нас все сдержано будет без умаления". В 1712 году Петр в письмах к Брюсу то просит навести справки об одном из немецких архитекторов и при благоприятном результате заключить с ним контракт, то поручает найти мастера редкой перспективной живописи, то переманить в русскую службу искусного садовника, устраивавшего королевские парки. Занимался Яков Вилимович и покупкой инструментов для научных и мореходных целей. Приобретал художественные произведения и редкости для царского собрания. Во время таких поездок он познакомился с немецким ученым Г. Лейбницем и потом вел с ним переписку.

Учредив Сенат, Петр назначил в него и Брюса, сделав его в 1717 году президентом Берг- и Мануфактур -коллегий. Теперь в ведении Брюса было развитие горнодобывающей промышленности и заводского дела в России. Однако в это же время он продолжал совершенствовать русскую артиллерию, пообещав царю, что сможет добиться большей скорострельности орудий. Обрадованный Петр отвечал: "Ежели сие сыщете, то великое дело будет, за которую вашу прилежность зело благодарствую". В том же 1717 году Брюсу пришлось стать дипломатом, на которого Петр возложил ответственную миссию. Вместе с А. И. Остерманом он отправился на Аландский конгресс для выработки условий заключения мира со Швецией.
Смерть шведского короля Карла XII прервала переговоры. Но в 1721 году они возобновились. Тонкая изворотливость Остермана и непоколебимая твердость Брюса удачно дополняли друг друга, а энергичная напористость, с которой русские посланники отстаивали интересы России, приводила в замешательство иностранных резидентов. Брюс и Остерман с честью выполнили возложенное на них поручение. По условиям Ништадтского мира к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии и Моонзундские острова. Петр, получив известие о таком окончании переговоров, был так доволен, что даже сбивчивый тон ответного письма передавал его волнение: "Нечаемая так скорая ведомость нас и всех зело обрадовала <... понеже трактат так вашими трудами сделан - хотя б написав нам и только бы для подписи послать шведам - более бы того учинить нечего, за что вам зело благодарствуем; и что славное в свете сие дело ваше никогда забвению предатися не может, а особливо николи наша Россия такого полезного мира не получала".

Брюс был возведен в графское достоинство и получил в награду 500 крестьянских дворов. В. Н. Татищев утверждал, что Петр, желая придать Брюсу более значительности на переговорах, намеревался сделать его действительным тайным советником. Это второй после канцлера чин в "Табели о рангах". Но честный и щепетильный Брюс отказался и "сам его величеству представлял, что хотя он подданной, но иноверец, оный чин ему неприличен и может впредь его величеству подать причину к сожалению".

Камер-юнкер Ф.-В. Берхгольц, прибывший в Россию в свите герцога Голштинского, отмечал в своем дневнике, что русский царь оказывал Брюсу особенное расположение. Так, на свадьбе дочери И. А. Мусина-Пушкина в 1721 году Петр "сидел недалеко от входных дверей, но так, что мог видеть танцевавших, около него сидели все вельможи, но его величество большею частью разговаривал с генерал-фельдцейхмейстером Брюсом, сидевшим подле него с левой стороны". Брюс был не только верным исполнителем державных замыслов Петра, но и принимал участие в его семейных делах. Петр поручил Якову Вилимовичу регулярно посещать царевича Алексея, очевидно, надеясь, что беседы умного и широко образованного человека повлияют на непутевого наследника. При дворе царевича состояла и супруга Брюса Мария Андреевна (Маргарита Мантейфель). Характерно, что под смертным приговором Алексею Брюс свою подпись не поставил.

Весной 1723 года Петр праздновал очередную годовщину бракосочетания с Екатериной. Яков Вилимович, распоряжаясь торжествами, устроил в Петербурге грандиозную процессию кораблей, поставленных на полозья и запряженных лошадьми. Кампредон рассказывал: "Царь ехал на 30-пушечном фрегате,

вполне оснащенном и с распущенными парусами. Впереди в шлюпке в виде бригантина с трубами и литаврами на носовой части оного ехал распорядитель праздника, главный начальник артиллерии граф Брюс". В 1724 году во время коронации Екатерины Брюс нес перед ней императорскую корону, а супруга Брюса была в числе пяти статс-дам, поддерживавших шлейф Екатерины. А в следующем году Брюсу пришлось в последний раз служить своему державному другу - он был главным распорядителем на похоронах Петра I.

Екатерина I, утвердившись на русском престоле, не забыла заслуг Брюса, наградив его орденом Александра Невского. Но увидев, как "птенцы гнезда Петрова", прежде дружно служившие русскому государству, начали жестокую вражду, деля почести и сферы влияния при дворе Екатерины, Брюс в 1726 году предпочел благоразумно удалиться в отставку в чине генерал-фельдмаршала. В 1727 году он купил у А. Г. Долгорукого подмосковное имение Глинки, разбил регулярный парк, выстроил дом с обсерваторией и безвыездно уединился в имении, занимаясь любимыми науками. Он увлекся медициной и оказывал помощь окрестным жителям, составляя лекарства из трав. Брюс скончался в 1735 году, немного не дожив до 66 лет. Детей у него не было. Испанский посол де Лириа писал о нем: "Одаренный большими способностями, он хорошо знал свое дело и Русскую землю, а неукоризненным ни в чем поведением он заслужил общую к себе любовь и уважение".

Однако со временем в памяти народной упрочился иной образ Брюса - колдуна и чернокнижника. Повод для подобных подозрений Брюс подал еще в молодости. В конце XVII столетия в Москве была выстроена Сухарева башня, и москвичи с суеверным страхом стали замечать, что время от времени ночной порой в верхних окнах башни таинственно мерцал свет. Это друг царя Ф. Я. Лефорт собирал "Нептуново общество", увлекавшееся, по слухам, астрологией и магией. В общество входили еще восемь человек и среди них - сам любознательный царь, неразлучный с ним Меншиков и Яков Брюс.

Тяготение к тайноведению у Брюса было, можно сказать, наследственным. Его предок шотландский король Роберт Брюс в XIV веке основал Орден святого Андрея, объединивший шотландских тамплиеров. По преданию, Яков Брюс после смерти Лефорта возглавил "Нептуново общество". Кроме того, на Сухаревой башне он занимался астрономическими наблюдениями. Репутация "звездочета" и глубокие научные познания Брюса порождали среди обывателей фантастические легенды. Как рассказывал П. И. Богатырев в очерках "Московская старина", москвичи уверились, "будто у Брюса была такая книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого что где спрятано... Книгу эту достать нельзя: она никому в руки не дается и находится в таинственной комнате, куда никто не решается войти".

Основой для подобных преданий могли послужить реальные факты. Чиновники, составлявшие опись кабинета Брюса, нашли там немало необычных книг, например: "Философия мистика на немецком языке", "Небо новое на русском языке" - так обозначено в описи. Была и вовсе загадочная книга, состоявшая из семи деревянных дощечек с вырезанным на них непонятным текстом. Народная же молва утверждала, будто магическая Брюсова книга принадлежала некогда премудрому царю Соломону. И Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал ее в стене Сухаревой башни. А после того, как башня была разрушена, стали поговаривать, что случилось это неспроста и виной всему - могучие и опасные чары, заключавшиеся в Брюсовой книге. Да и саму смерть Брюса порой приписывали его магическим экспериментам.

Во второй половине XIX века М. Б. Чистяков записал рассказы крестьян из села Чернышино Калужской губернии, принадлежавшего когда-то Брюсу. Крестьяне говорили, что хозяин села был царским "арихметчиком", знал, сколько звезд на небе и сколько раз колесо повернется, пока до Киева повозка доедет. Взглянув на рассыпанный перед ним горох, он мог сразу назвать точное количество горошин: "Да мало ль еще, что знал этот Брюс: он знал все травы этакие тайные и камни чудные, составы разные из них делал, воду даже живую произвел..."

Решив испробовать чудо оживления и омоложения на себе самом, Брюс будто бы повелел верному слуге разрубить себя на части мечом и потом поливать "живой водой". Но для этого нужен был долгий срок, а тут царь некстати хватился своего "арихметчика". Пришлось слуге во всем сознаться и показать тело господина: "Глядят - тело Брюсово уж совсем срослось и ран не видно; он раскинул руки, как сонный, уже дышит, и румянец играет в лице". Возмутился духом православный царь, сказал с гневом: "Это нечистое дело!" И повелел похоронить чародея в земле на веки вечные.

В качестве мага и чернокнижника Брюс фигурирует и в сочинениях русских романтиков: в повести В. Ф. Одоевского "Саламандра", в незавершенном романе И. И. Лажечникова "Колдун на Сухаревой башне".

Новая реальность ХХ века вносила в легенды о Брюсе свои коррективы. Утверждали, будто он не умер, а создал воздушный корабль и улетел на нем неведомо куда. Царь же повелел книги его замуровать (опять-таки в Сухаревой башне), а все снадобья - сжечь. Таким образом разрастался и варьировал целый свод сказаний, в котором Брюс представал чем-то вроде русского Фауста.

В судьбе Брюса действительно есть что-то загадочное. Неясно, где и как сын служилого дворянина, на четырнадцатом году записанный в "потешные", сумел получить такое блестящее образование, которое позволило ему затем овладеть глубокими познаниями в самых различных областях науки? Непроницаемыми для постороннего взгляда остались его внутренний мир и домашняя жизнь, особенно в последние годы, проведенные почти в отшельническом уединении. Брюс несомненно проявлял интерес к тайноведению, но не вполне известно, как он это оценивал. Судя по некоторым данным, Яков Вилимович обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума. По свидетельству одного из современников, Брюс не верил ничему сверхъестественному. И когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс "относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни..."

Но по иронии судьбы само имя Брюса впоследствии стало ассоциироваться с чем-то таинственным и сверхъестественным. В начале ХХ века кирха в бывшей Немецкой слободе, где похоронили Брюса, была уничтожена, а останки графа передали в лабораторию М. М. Герасимова. Но они бесследно исчезли. Сохранились лишь отреставрированные кафтан и камзол Брюса, они - в фондах Государственного Исторического музея. Зато возникли слухи о привидении Брюса, будто бы посещавшем свой дом в Глинках.

Недавно в бывшей брюсовской усадьбе с помощью местных краеведов открыт музей. Его деятельность несомненно поможет прояснить немало "белых пятен" в биографии одного из самых видных сподвижников Петра I.

Тайна сама защищает себя. Раскрыть её можно лишь в духе и практике Делания.
(Идрис Шах)

Бывает ли у вас такое чувство, что, куда бы вас ни заносила судьба, она всегда устраивает вам встречи, открывает факты и показывает места, связанные с тем, что является предметом вашего наиживейшего интереса и привязанности? Для меня такие «неслучайные» совпадения нередко бывают связаны с тайными братствами Традиции.

Вот на этой волне, будучи в Москве пару лет назад, случайно сделала для себя два открытия: 1) в соборе Василия Блаженного нашла тайный символ, оставленный Мастерами-Строителями, и 2) узнала кое-что из истории Сретенки, где находилось книжное издание «Эннеагон-Пресс», и где тогда работали мои Друзья.

Оказывается, во времена Петра Первого в районе станции метро Сухаревская находилась Сухарева башня, которую прозвали "Башней колдуна" из-за рода занятий необычайного человека, работавшего там.

Человека звали Якоб (или Яков) Брюс , и был он потомком не кого иного, как короля Роберта Брюса - покровителя шотландских тамплиеров, с именем которого был связан один из наиболее мощных «центров силы» Традиции в Старом Свете - храм Рослин.

Среди прочих наук, Яков Брюс занимался магией, астрологией и алхимией и был первым в России членом братства Строителей. Потомкам он стал известен благодаря работе, содержащей рекомендации по застройке Москвы, основанные на астрологических и геомантических знаниях. (Как считают, впоследствии этот труд был использован Сталиным при застройке центра города и прокладке метро).

Про Башню в Москве ходило множество слухов, а самого ученого, в следствие невежества, называли чернокнижником и колдуном. Однако, поскольку Брюсу покровительствовал сам Петр, его не трогали.

Москвичи верили, что у Якова Брюса была "книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого, что, где спрятано ». Книгу эту, якобы, достать было нельзя: она никому в руки не давалась и находилась в таинственной комнате, куда никто не решался войти. Эта Черная Книга , согласно легенде, некогда принадлежала царю Соломону, а Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал ее в стене Сухаревой башни.

До сих пор не могу не улыбаться, читая эти яхонты городского фольклора. Потому что любой человек, хотя бы немного знакомый с алхимией, сразу понимает, что подразумевалось под Черной Книгой, открывающей все тайны. У каждого адепта Великого Делания была «книга» такого рода.

Алхимик Фулканелли в своей книге «Тайна готических соборов» обращает внимание читателей на один из барельефов Собора Парижской Богоматери, где женская фигура, символизирующая алхимию, держит в руках две книги - одна из них закрыта, другая же, обращенная к зрителю, раскрыта.

Как утверждает Фулканелли, книга - иероглиф материи Делания, способной после соответствующей обработки проявлять таящийся в ней дух. «Мы уже указывали, что древние Мудрецы называли своё вещество liber , то есть книгой. У этого минерала специфическая структура: он, подобно слюде, состоит из кристаллических пластинок, которые накладываются друг на друга, как листы в книге». Согласно описаниям Фулканелли, минерал первичной материи, как правило, черного цвета, иногда с небольшими вкраплениями других цветов.

Таким образом, книга олицетворяет первоматерию Великого Делания. Первичная, необработанная материя «раскрывается» в процессе трансмутации, высвобождая скрытый в ней универсальный дух, Квинтэссенцию .

Вот она - отгадка тайны «черной книги» Якова Брюса!

По словам Фулканелли, эту книгу легко обрести, но открыть её без откровения свыше невозможно.

Своя «книга» была у Мастера Делания Николя Фламеля. Вплоть до наших дней многие понимают буквально историю о некоем манускрипте под названием «Книга Иудея Авраама», который Фламель якобы приобрел в лавке древностей в ранней молодости. В течение 20 лет, согласно Википедии, Фламель пытался разгадать тайный смысл книги. Фулканелли полагает, что знаменитый манускрипт, неизвестно откуда взявшийся и куда девавшийся — выдумка великого Адепта, предназначенная для наставления учеников Гермеса. Разумеется, «книга» Фламеля была той же самой «черной книгой», которую пытался раскрыть (неизвестно, успешно или безуспешно) Яков Брюс в московской Сухаревой башне.

Нижеприведенная фотография представляет чрезвычайно интересный аллегорический барельеф, выбитый на
Фотография не моя, но я была в Рослине и видела этот саркофаг, который оставляет очень глубокое впечатление. На нем изображены три фигуры: смерть с косой в царской короне, человек, идущий по направлению к ребенку и протягивающий к нему руку, и сам ребенок, сидящий на стуле.

Надпись на саркофаге гласит Omnia mors regis , что можно прочитать и как «Над всем царит смерть», и как «Смерть все делает царственным». Алхимический подтекст фразы вполне понятен: человек, чья фигура расположена далее, стоит одной ногой на круге с Т-образным рисунком, символизирующим первичную материю, а другой ногой ступает на другой круг, уже полый внутри. Полый круг - образ материи, прошедшей полное разложение и смерть, а затем возрождение, и в результате трансмутации приобретшей свойства философского камня. Хотя в аллегории использованы символы из минерального Делания, они равным образом приложимы и к алхимии духа.

Фигура ребенка («истинно говорю вам, пока не станете как дети малые, не войдете в Царствие Небесное») сидит на стуле, опирающемся на раскрытую книгу, символика которой, после всего вышесказанного, нам должна быть уже вполне понятна.

*****

Еще немного по поводу слова «чернокнижник » и связанных с ним предрассудков, вызванных невежеством. Считается, что слово «алхимия» изначально произошло от арабского названия Египта — Аль-Хем, которое иногда переводят как «чёрная земля», поскольку искусство алхимии пришло именно оттуда. Согласно Традиции, алхимические знания, наряду с другими науками, были переданы человечеству Гермесом Трисмегистом.

Идрис Шах показал родство между словами «чёрный» и «мудрый», происходящими от одного арабского корня ФХМ. В зависимости от контекста и произношения корень ФХМ может также означать «знание». Иначе говоря, подлинное значение слова «чернокнижник» - это человек, искушенный в науке алхимического преобразования, дошедшей от людей знания из Черной Земли.

Статуя, изображающая св. Иакова, покровителя алхимиков, в большой шапке с морской раковиной (символ Великого Делания). В левой руке у него зачехлённая закрытая книга. Вестминстерское аббатство, XIV в.

******
...Завершая круг и возвращаясь к Сухаревой башне, месту силы знаменитого московского чернокнижника Якова Брюса:

В тридцатые годы прошлого века по приказу Сталина башня была полностью разрушена, несмотря на все петиции и протесты общественности. Некоторые предполагают, что Сталин искал книгу Брюса, разбирая по кирпичикам стены, однако, разумеется, ничего там не нашел. Если причиной сноса башни и вправду был поиск тираном Черной Книги, то случай может послужить прекрасной метафорой того, насколько тщетны любые усилия людей мира сего даже подступиться к Тайне.

...И никто не может раскрыть эту книгу, кроме как путем откровения...

Были также мнения, что сносом башни Сталин пытался уничтожить одно из старых "мест силы", поскольку хотел создать свою собственную энергетическую структуру в Москве, работающую на режим власти. Кто знает?

Так или иначе, "место силы" на Сретенке, судя по всему, не только сохранилось, но и продолжает действовать. То, что может казаться моим Друзьям из издательства случайностью, нередко является результатом действия правильно сфокусированной силы, неукоснительно притягивающей подобное к подобному и никогда не оставляющей пустым святое место.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

О нём вспоминают нечасто. Да и, вспоминая, по большей части отдают ему должное как поэту и реформатору стихотворного языка. А вот о работах, где он заявил о себе как учёный, говорят лишь в узких кругах. Неудивительно: специалисты до сих пор не могут обосновать феномен Велимира Хлебникова. Этот человек предвидел то, о чём его современники и не догадывались.

Уважаемые читатели, некоторые имена, даты и места действия в нашем материале изменены, потому что многие данные по этой теме ещё не рассекречены. Ряд неточностей в освещении событий допущен намеренно.

Вьетнам в последние годы превращается в популярную и доступную страну для пляжного отдыха. Уже и не представить, что 50 лет назад здесь бушевала сначала гражданская война, а потом американская интервенция. Вообще, Вьетнам большую часть своей истории находился под чьим-либо влиянием - китайским, французским, американо-советским. Мы в данном материале расскажем о последнем, точнее, о том, какую роль в помощи индокитайским братушкам сыграл Советский Союз.

В 1909 году на поэтическом небосклоне Санкт-Петербурга вспыхнула новая яркая звёздочка с экзотическим именем - Черубина де Габриак. Её стихами, опубликованными в гламурном журнале «Аполлон», зачитывались романтичные юноши и девушки. Её несомненный талант признали такие корифеи, как Иннокентий Анненский и Вячеслав Иванов. Светские львы мечтали о свидании с загадочной испанской аристократкой. Вот только наяву эту красавицу никто не видел.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что резервации индейцев в США - это своего рода потёмкинские деревни. Магазины индейских сувениров, чересчур чистые одеяния, гламурные постройки, лишь похожие на древние индейские хижины… Но индейцы там живут настоящие, и вообще-то интересно наблюдать за их приукрашенным бытом. Однако думается, что индеец со стройки небоскрёба в Нью-Йорке (а там их обычно хватает) более натурален и живёт более естественной и природной жизнью, чем эти неработающие индейцы из гостевых резерваций.

Женщина каменного века, кем она была? Запуганным чумазым существом в звериной шкуре, поддерживающим огонь в пещере, с ребёнком на руках, или своеобразной амазонкой, участвующей в охоте наравне с мужчинами? Исследуя загадочные женские статуэтки, обнаруженные на стоянках первобытных людей, учёные попытались ответить на этот вопрос.

Есть в Крыму удивительный по красоте уголок, которого не найти в туристических справочниках и даже на карте отыскать трудно. Всё потому, что это место было строго засекречено. Десятилетиями из обычных «штатских» людей об урочище Кизилташ знали только жители близлежащих деревень, да и тем путь сюда был заказан.

Каков был внешний облик Иисуса Христа? Любопытно, что в Евангелиях по поводу его внешности не сказано ни слова, несмотря на то что галилейский пророк - центральная фигура притч и сказаний.

Упоминание о Якове Вилимовиче Брюсе до сих пор будоражит умы ученых, мистиков и кладоискателей. Молва приписывала ему общение с нечистой силой, за что его когда-то прозвали «Русским Фаустом», хотя надо было бы назвать «русским да Винчи» за обширный интерес к различным областям знания и изобретательству.

Один из величайших изобретателей и естествоиспытателей своего времени родился в 1670 году в Москве в семье потомка шотландских и ирландских королей.

Спасаясь от Кромвеля, Брюс старший прибыл в Москву в 1647 году и поступил на военную службу у русского царя.

Яков начал свою карьеру в «потешных» войсках Петра I, а в конце 1690-х стал ближайшим сподвижником царя-преобразователя, и, в частности, именно его заинтересованное участие во многом преобразило русскую армию.

О его заслугах в глазах Петра говорит хотя бы то, что Яков Брюс стал первым кавалером главной награды империи — ордена Андрея Первозванного.

Но Брюс не ограничивался лишь воинской наукой. Обладатель поистине энциклопедических знаний, он занимался и естественными науками, и математикой, и историей, владел огромной библиотекой, коллекционировал произведения искусства и археологические предметы, минералы и кости доисторических животных, гербарии и старинные монеты.

В 1727 году Брюс в чине генерал-фельдмаршала вышел в отставку и, покинув Петербург, поселился около села Глинково под Москвой, начав строить усадьбу Глинки.

Место было выбрано непростое, и усадьба по воле хозяина превратилась в настоящую крепость: Глинки находятся на полуострове между реками Борей и Клязьмой, со всех сторон защищены непроходимыми лесами и болотами. Под самой же усадьбой по приказанию Брюса были заложены обширные подземелья.

Усадьба, впрочем, славилась не только укреплениями и защищенностью. Брюс, интересовавшийся в том числе и последними европейскими тенденциями садово-паркового искусства, создал великолепный усадебный ансамбль, один из самых примечательных в России. А дворец представлял собой яркий образец барочной архитектуры, сочетая в себе итальянские, голландские и русские мотивы. (Эта усадьба сохранилась до сих пор, но сегодня она находится в весьма печальном полуразрушенном состоянии.)

Также в усадьбе были устроены: астрономическая обсерватория, химическая лаборатория и обширные хранилища для библиотеки и уникальной коллекции «куриозитетов».

В гостях у Брюса часто бывал Петр I, и один из флигелей усадьбы до сих пор называется «домиком Петра».

О научных опытах Брюса до сих пор ходят легенды одна красочнее другой. Говорят, что летом Брюс, заморозив усадебный пруд, катался по нему на коньках, что из его окон вылетали «железные птицы», а по усадьбе ходила механическая «Яшкина баба». И ведь многие из этих легенд находят сегодня свое документальное подтверждение!

В Москве Брюсу была отдана Сухаревская башня, о которой, пожалуй, легенд не меньше, чем о Глинках.

Свечной торговец Алексей Морозов как-то в сумерках увидел, что из окон башни вылетают железные птицы и, делая несколько кругов вокруг здания, возвращаются обратно.

На следующую ночь он привел к башне своих домашних и слуг. И в самом деле, одно из окон отворилось, и из него полетели «железные птицы с человеческими головами». И Морозов, и ею близкие бежали от башни в величайшем ужасе, проклиная лютеранского дьяволопоклонника

Документальных свидетельств о летающих брюсовских «драконах» не сохранилось, но в двадцатые годы в его архивах были найдены чертежи летательных аппаратов. Эти бумаги сейчас хранятся в Российской Академии наук. К сожалению, в тридцатые годы часть этих чертежей (после визита немецких летчиков, проходивших практику в СССР) была утрачена.

Подтвердилась и еще одна легенда. Крестьяне Глинок из поколения в поколение пересказывали друг другу легенду о «Яшкиной бабе», «механической кукле, которая умеет говорить и ходить, но не имеет души». Железная горничная якобы прислуживала графу в Сухаревской башне, а после его отставки бегала по Глинкам и пугала крестьян. А когда те начали к ней подходить, то она с ними... кокетничала. В архивах Брюса были найдены чертежи первого русского робота. Но опять же, никаких достоверных данных, что уникальная машина была воплощена в жизнь и действовала, нет.

Но, если вдуматься, то неграмотные крестьяне вряд ли могли все это выдумать — не читали же они брюсовские чертежи?!

Но и на этом тайны и чудеса, связанные с именем Брюса, не заканчиваются. Под усадьбой Глинки были прорыты обширные подземные галереи. Они не только соединяли все здания усадьбы, но имели выходы за несколько километров от неё.

Именно в этих подземельях, по слухам, до сих пор хранятся магические книги и сокровища Брюса.

Как утверждают легенды, Петр Первый неоднократно просил Брюса дать ему почитать Волшебную книгу, спрятанную в потайной комнате Сухаревской башни, которая когда-то принадлежала самому царю Соломону. Но Брюс твердил, что ‘такой книги у него нет, а вот «Философию мистики» на немецком языке, которая тоже «очень чудесная», дать почитать может.

Брюсу не слишком верили, и когда в 1735 году он умер, Екатерина I велела обыскать обсерваторию и его научный архив, хранившийся в Академии наук. Однако Волшебной книги там не было. Но императрица, видимо, имела весьма веские основания считать, что загадочная книга существует, и даже выставила у Сухаревской башни караул, чтобы нехорошие люди не смогли эту книгу найти и прочитать.

Пост у Сухаревой башни был снят только в 1924 году, на восьмом году советской власти!

Интересовался таинственной книгой и Сталин, с чем и было связано решение башню снести. Башню разбирали по кирпичику, стараясь отыскать если уж не таинственную комнату, то хотя бы нишу, где мог скрываться магический фолиант. О результатах докладывали Сталину каждый день, а все найденные раритеты отвозили в Кремль.

Остатки башни были в итоге взорваны. До сих пор многие гадают над этим решением: то ли искомое было найдено, то ли Сталин просто разозлился пустым поискам...

Известно, что Лазарь Каганович, присутствовавший при взрыве башни, считал, что видел в толпе самого Брюса.

Как бы Якова Вилимовича ни обвиняли в колдовстве и мистике, в воспоминаниях современников он остался абсолютным скептиком и обладателем материалистического мировоззрения. Известно, что когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни».

Хотя книга, по всей видимости, так и не была найдена, к строительству сталинской Москвы Брюс все же приложил свою руку. В петровские времена наука переплеталась с тем, что мы называем сейчас мистикой, и Брюс составил не только, первую карту российской территории от Москвы до Малой Азии, но и астрологическую карту Москвы.

Последняя, и документы об этом сохранились, использовалась при построении московского метро. Именно поэтому на кольцевой линии 12 станций, символизирующих 12 знаков Зодиака. Сталин, прокладывая Садовое и Бульварное кольцо, также пользовался астрологическими разработками Брюса.

Также известно, что еще в XVIII веке Брюс утверждал, что нельзя вести плотную застройку на Дмитровке из-за подземных пустот. Современные московские провалы земли это подтвердили. Как и запрет Брюса строить на Воробьевых горах из-за возможности оползней. Новое здание Академии наук стали укреплять сразу же после постройки. Почему в этом случае Сталин не послушал Брюса — тоже понятно. Яков Вилимович отметил на своей карте Воробьевы горы как место, благоприятствующее учебе и науке.

Похоронен был Брюс в ограде кирхи в немецкой слободе. Когда в тридцатые годы кирху на улице Радио стали разбирать, то обнаружили в склепе гроб с телом графа. Опознан был Брюс по фамильному перстню. Останки соратника Петра передали в лабораторию антрополога и скульптора Герасимова, но вскоре они бесследно исчезли. Осталась только одежда Брюса, которая сейчас находится в фондах Государственного Исторического музея. Перстень Брюса тоже бесследно исчез. Говорили, что его забрал Сталин.

В биографии Брюса, как вы уже поняли, загадок гораздо больше, чем отгадок. Примерно так же обстоит дело и с поисками его клада.

Профессор московского университета Ковалев в 1857 году проводил раскопки в Глинках и поиски в Сухаревой башне, но безрезультатно.

В начале двадцатого века, под патронажем Николая Второго пытался искать магическую брюсовскую книгу археолог Алексей Кузьмин. Средства были выделены большие, но археолог, только признавшись своим друзьям, что наконец что-то понял в брюсовских тайнах, внезапно скончался...

Тайны Брюса все еще ждут своего кладоискателя.

Так окрестила его народная молва. Ну а кем он был на самом деле, обрусевший шотландец, верой и правдой служивший российскому престолу? Парадокс, но известно о нем не так уж много… Но и те сведения, что удалось собрать, рисуют нам человека весьма разностороннего.

Яков Брюс


…Говорят, своих гостей, приезжавших к нему по весне в подмосковную усадьбу, расположенную в районе нынешней станции Монино, сей незаурядный человек любил ошеломить таким фокусом.

В мае месяце, как известно, лед на реках и прудах в Подмосковье уж не держится, он тает еще в марте – апреле. Но вот Брюс в сумерках в сопровождении гостей выходил в приусадебный парк, взмахивал белым платочком, и на глазах изумленных гостей его пруд, словно по волшебству, покрывался льдом.

Теперь вы понимаете, почему Якова Брюса звали порой колдуном. Но славен сей муж был вовсе не забавами подобного рода.


Когда юный царь Петр начал собирать свое «потешное войско», под его знамена одними из первых встали два недоросля, братья Роман и Яков Брюсы.

Их дед Яков, потомок шотландских королей, в середине XVII века отправился искать счастья в далекую Московию. Он преданно служил царю и русской земле, командуя псковским полком, и скончался в 1680 году в чине генерал-майора. Его сын Вилим пошел по стопам отца и погиб под Азовом в чине полковника.

Таким образом, Якову Вилимовичу Брюсу, считай от рождения, была уготована судьба человека военного. А поскольку он был на два с лишним года старше царя Петра, то, вступая в «потешное войско», успел уже вполне познать трудности и опасности настоящего ратного дела. Он участвовал в двух крымских походах, организованных фаворитом Софьи В.В. Голицыным.

И когда вернулся в Москву, то нашел столицу затаившейся в ожидании, кто победит: борьба за царскую корону между Софьей и подросшим Петром достигла кульминации. Яков Брюс колебался недолго, и когда Петр уехал из Преображенского в Троице-Сергиеву лавру, собирая вокруг себя всех сторонников, присоединился к нему вместе с другими «потешными».

С этого момента его судьба оказалась тесно связанной с русским царем. Вместе с Петром Брюс воевал под Азовом. Когда Петр в составе Великого посольства отправился за границу, Яков в 1697 году прибыл к нему в Амстердам и привез составленную им карту земель от Москвы до Малой Азии для печатания.

Об отношении к нему Петра в тот момент красноречиво говорит такой факт. Перед отъездом из Москвы Брюс получил сильный ожог руки в доме князя-кесаря Ф.Ю. Ромодановского. Петр во время длительных отлучек из Москвы передавал князю-кесарю бразды правления, относился к нему с подчеркнутым уважением и в письмах смиренно подписывался: «Всегдашний раб пресветлейшего вашего величества бомбардир Петр».

Правда, грозный глава Тайного приказа угроз не побоялся, ответил с невозмутимым достоинством: «В твоем же письме написано ко мне, будто я знаюся с Ивашкою Хмельницким: и то, господине, неправда… Неколи мне с Ивашкою знатца, всегда в кровях омываемся; ваше то дело на досуге стало знакомство держать с Ивашкою, а нам недосуг. А что Яков Брюс донес, будто от меня руку обжег, и то сделалось пьянством его, а не от меня».

Петр сбавил тон и предпочел шуткой заключить мировую: «Писано, что Яков Брюс с пьянства своего то сделал; и то правда, только на чьем дворе и при ком? А что в кровях, и от того, чаю, и больше пьете для страху. А нам подлинно нельзя, потому что непрестанно в ученье».

Петр, ценивший разносторонние научные познания Брюса, в 1706 оду передал в его ведение Московскую гражданскую типографию. Отсюда вышел первый календарь, получивший в народе название «Брюсова календаря». На самом деле составителем календаря был В.А. Киприанов, а Брюс только курировал его работу.

Житель московской ремесленной слободы Кадаши, торговец, поставлявший в Оружейную палату свечной товар, Киприанов в то же время увлекался математикой, изучил навигацию, владел иностранными языками, освоил искусство гравирования, интересовался астрологией. Он-то и подал Петру идею выпустить общедоступный календарь. По его гадательным таблицам можно было получить предсказание на любой день любого года, что обеспечило календарю большую популярность не только в XVIII столетии, но и в XIX.

Сам же Брюс по указанию царя в 1711 году отправился в Берлин «для найму мастеровых людей знатных художеств, которые у нас потребны». Занимался Яков Вилимович и покупкой инструментов для научных и мореходных целей. Приобретал художественные произведения и редкости для царского собрания. Во время таких поездок он познакомился с немецким ученым Г. Лейбницем и потом вел с ним переписку.

Учредив Сенат, Петр назначил в него и Брюса, сделав его в 1717 году президентом Берг– и Мануфактур-коллегий. Теперь в ведении Брюса было развитие горнодобывающей промышленности и заводского дела в России. Однако в это же время он продолжал совершенствовать русскую артиллерию, пообещав царю, что сможет добиться большей скорострельности орудий.

Обрадованный Петр отвечал: «Ежели сие сыщете, то великое дело будет, за которую вашу прилежность зело благодарствую».

В том же 1717 году Брюсу пришлось стать дипломатом, на которого Петр возложил ответственную миссию. Вместе с А.И. Остерманом он отправился на Аландский конгресс для выработки условий заключения мира со Швецией.

Смерть шведского короля Карла XII прервала переговоры. Но в 1721 году они возобновились. Тонкая изворотливость Остермана и непоколебимая твердость Брюса удачно дополняли друг друга. Они с честью выполнили возложенное на них поручение. По условиям Ништадтского мира к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, часть Карелии и Моонзундские острова.

Петр, получив известие о таком окончании переговоров, был весьма доволен, сказав, что «николи наша Россия такого полезного мира не получала».

Брюс был не только верным исполнителем державных замыслов Петра, но и принимал участие в его семейных делах. Петр поручил Якову Вилимовичу регулярно посещать царевича Алексея, очевидно, надеясь, что беседы умного и широко образованного человека повлияют на непутевого наследника. При дворе царевича состояла и супруга Брюса Мария Андреевна (Маргарита Мантейфель). В 1724 году во время коронации Екатерины Брюс нес перед ней императорскую корону, а супруга его была в числе пяти статс-дам, поддерживавших шлейф Екатерины.

А в следующем году именно Яков Брюс был главным распорядителем на похоронах Петра.

Екатерина I, утвердившись на русском престоле, не забыла заслуг Брюса, наградив его орденом Александра Невского. Но, увидев, как «птенцы гнезда Петрова» начали жестокую вражду, деля почести при дворе Екатерины, Брюс в 1726 году благоразумно удалился в отставку в чине генерал-фельдмаршала.

В 1727 году он купил у А.Г. Долгорукого подмосковное имение Глинки, разбил там парк, выстроил дом с обсерваторией и безвыездно жил там, занимаясь любимыми науками. Он увлекся медициной и оказывал помощь окрестным жителям, составляя лекарства из трав.

Умер Брюс в 1735 году, немного не дожив до 66 лет. Детей у него не было. Испанский посол де Лириа писал о нем: «Одаренный большими способностями, он хорошо знал свое дело и Русскую землю, а неукоризненным ни в чем поведением он заслужил общую к себе любовь и уважение».


Однако в памяти народной почему-то упрочился иной образ Брюса – колдуна и чернокнижника. Повод для подобных подозрений он сам подал еще в молодости. В конце XVII столетия в Москве была выстроена Сухарева башня, и москвичи стали замечать, что время от времени ночной порой в верхних окнах башни таинственно мерцал свет. Это друг царя Ф.Я. Лефорт собирал «Нептуново общество», увлекавшееся, по слухам, астрологией и магией. В общество входили еще восемь человек, и среди них – сам любознательный царь, неразлучный с ним Меншиков и Яков Брюс.

Говорят, Яков Брюс возглавил «Нептуново общество» после смерти Лефорта. Кроме того, на Сухаревой башне он занимался астрономическими наблюдениями. Репутация «звездочета» и глубокие научные познания Брюса порождали среди обывателей фантастические легенды.

Как рассказывал П.И. Богатырев в книге «Московская старина», москвичи уверились, «будто у Брюса была такая книга, которая открывала ему все тайны, и он мог посредством этой книги узнать, что находится на любом месте в земле, мог сказать, у кого что где спрятано»…

Основой для подобных преданий могли послужить реальные факты. Чиновники, составлявшие опись кабинета Брюса, нашли там немало необычных книг, например: «Философия мистика на немецком языке», «Небо новое на русском языке» – так обозначено в описи.

Была и вовсе загадочная книга, состоявшая из семи деревянных дощечек с вырезанным на них непонятным текстом. Народная молва утверждала, будто магическая Брюсова книга принадлежала некогда премудрому царю Соломону. И Брюс, не желая, чтобы она после его смерти попала в чужие руки, замуровал ее в стене Сухаревой башни. А после того как башня была разрушена, стали поговаривать, что случилось это неспроста и виной всему – могучие и опасные чары, заключавшиеся в Брюсовой книге.

Даже саму смерть Брюса порой приписывали его магическим экспериментам.

В частности, крестьяне из села Чернышино Калужской губернии, принадлежавшего когда-то Брюсу, рассказывали, что хозяин был царским «арихметчиком», знал, сколько звезд на небе и сколько раз колесо повернется, пока до Киева повозка доедет. Взглянув на рассыпанный перед ним горох, он мог сразу назвать точное количество горошин: «Да мало ль еще, что знал этот Брюс: он знал все травы этакие тайные и камни чудные, составы разные из них делал, воду даже живую произвел…»

Решив испробовать чудо оживления и омоложения на себе самом, Брюс будто бы повелел верному слуге разрубить себя на части мечом и потом поливать «живой водой». Но для этого нужен был долгий срок, а тут царь некстати хватился своего «арихметчика». Пришлось слуге во всем сознаться и показать тело господина.

«Глядят – тело Брюсово уж совсем срослось и ран не видно; он раскинул руки, как сонный, уже дышит, и румянец играет в лице». Однако возмутился православный царь, сказал с гневом: «Это нечистое дело!» И повелел похоронить чародея в земле на веки вечные.

В качестве мага и чернокнижника Брюс фигурирует и в сочинениях русских писателей – в частности, в повести В.Ф. Одоевского «Саламандра» и незавершенном романе И.И. Лажечникова «Колдун на Сухаревой башне».


Новая реальность XX века вносила в легенды о Брюсе свои коррективы. Утверждали, будто он не умер, а создал воздушный корабль и улетел на нем неведомо куда. Царь же повелел книги его замуровать (опять-таки в Сухаревой башне), а все снадобья – сжечь.

В судьбе Брюса и в самом деле есть что-то загадочное. Неясно, где и как сын служилого дворянина сумел получить такое блестящее образование, которое позволило ему затем овладеть глубокими познаниями в самых различных областях науки. Непроницаемыми для постороннего взгляда остались его внутренний мир и домашняя жизнь, особенно в последние годы, проведенные почти в отшельническом уединении.

«Судя по некоторым данным, Яков Вилимович обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума, – пишет по этому поводу кандидат филологических наук И. Грачева. – По свидетельству одного из современников, Брюс не верил ничему сверхъестественному». И когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни…»

Но, по иронии судьбы, само имя Брюса впоследствии стало ассоциироваться с чем-то таинственным и сверхъестественным. В начале XX века кирха в бывшей Немецкой слободе, где похоронили Брюса, была уничтожена, а останки графа передали в лабораторию известного антрополога М.М. Герасимова для восстановления его облика. Но они бесследно исчезли. Сохранились лишь отреставрированные кафтан и камзол Брюса, они – в фондах Государственного Исторического музея. Зато возникли слухи о привидении Брюса, будто бы посещающем свой загородный дом.

Не так давно в бывшей брюсовской усадьбе с помощью местных краеведов открыт музей. Его работники, будем надеяться, помогут прояснить «белые пятна» в биографии одного из самых видных сподвижников Петра. Ведь разгадали же они фокус с «волшебно» замерзающим прудом…


| |