Задержка развития ребенка 3 лет. Речевое развитие детей

2 8 137 0

Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание в освоении нормальной речи ребенком 3-4 лет.

По статистике, патология наблюдается у 3-10% трехлеток. Мальчишек задержка речи касается в 4 раза чаще, чем девочек. По словам психологов и педиатров, число малышей с ЗРР растет.

Задержка развития речи опасна тем, что влечет за собой серьезные нарушения в работе нервной системы и мозга. При отсутствии лечения малышу грозит и неумение адаптироваться в социуме. Отставание в речи легко заметить, так как словарь ребенка трех лет составляет до 1000 слов. Если вовремя поставить диагноз и начать лечение, проблем можно избежать.

Информация в статье поможет вовремя определить ЗРР. Пользуясь рекомендациями, вы поможете малышу преодолеть патологию.

Вам понадобятся:

Причины ЗРР

Задержка речевого развития – это не болезнь, а признак нарушения функционирования ЦНС или головного мозга.

Самые распространенные признаки патологии:

Внешние

  • Частые ссоры родителей;
  • Психическая травма;
  • или ;
  • Испуг;
  • Стрессовая обстановка в доме;
  • Переезд или переход в новый садик;
  • Рождение младшего брата или сестры.

Внутренние

  1. Тяжелая беременность (гестоз, отслойка плаценты, инфекции, прием запретных препаратов, беременности, употребление спиртного).
  2. Сбой внутриутробного формирования (кислородное голодание плода).
  3. Сложные роды (преждевременные или стремительные).
  4. Повреждения во время родов (травма шейных отделов позвоночника).
  5. Короткая уздечка.
  6. Аутизм (помните, что ).
  7. Заикание (если присутствует именно эта проблема, рекомендуем прочитать нашу статью о том, ).
  8. Тугоухость (нарушение слуха у малыша).
  9. Патологии головного мозга.
  10. Внутричерепное давление.
  11. Травмы.
  12. Генетические заболевания.

Точное определение причины развития патологии ускоряет процесс излечения.

Ребенок просто не хочет разговаривать или ЗРР?

Задержку речи определить может родитель с самого раннего возраста, особенно если она обусловлена внутренними факторами (родовой травмой, тугоухостью, аутизмом, ДЦП и т.д.).

В 3 года ребенок имеет большой словарный багаж из примитивных слов, составляет предложения и отвечает на вопросы.

Если малыш:

  • Реагирует на ваши просьбы;
  • хорошо слышит;
  • узнает близких.

Значит, общаться он не хочет из-за лени. Зачем напрягаться, если вы понимаете его без слов и беспрекословно выполняете любой каприз?

Если вы замечаете, что:

  1. Малыш разговаривает заученными фразами из мультиков.
  2. Не знает, как называется большинство окружающих вещей.
  3. Лепечет на неизвестном языке.
  4. Не может связывать буквы в слово.
  5. Не задает вопросов.

Это признаки отставания в развитии речи.

Детей с ЗРР могут иметь и отставание психологического развития. У них всегда открытый рот и выделяется много слюны. Они гиперактивны, невнимательны, не могут долго усидеть на месте и не интересуются играми со сверстниками.

К каким врачам обратиться

В первую очередь, нужно проконсультироваться с педиатром. Он проведет опрос, касающийся беременности, родов и развития малыша. На основе сделанных выводов вас отправят на дальнейшее обследования к таким специалистам:

    Отоларинголог

    Проверяет на тугоухость, наличие воспалительных процессов, разрастание аденоидов и т.д.

    Логопед

    Проверяет речевое и психомоторное развитие ребенка.

    Психолог

    Проанализирует психоэмоциональное состояние малыша.

    Невролог

    Врач может отправить на дополнительные обследования: МРТ, эхо-энцефалограмму и электроэнцефалограмму.

Методы лечения ЗРР

Медицинские

При отставании малыша в развитии речи часто невролог или невропатолог назначает такие медикаменты:

  1. Когитиум – стимулирует нормальное функционирование работы зон головного мозга, отвечающие за развитие речи;
  2. Лецитин, Энцефабол, Кортексин, Актовегин, Нейромультивит – ноотпропные препараты, что используются для питания головного мозга. Это ускоряет формирование нейронов.

Все таблетки выписываются исключительно врачами. Не давайте лекарство самостоятельно, ведь если кому-то препарат помог, то вашему ребенку он может быть противопоказан.

Педагогические

Лекарственная терапия – не панацея от ЗРР. С детьми должны заниматься дефектолог и логопед.
Перед дефектологом стоит задача повысить интеллектуальный и социальный уровень ребенка. Педагог использует систематические игры, которые корректируют негативные факторы развития и восстанавливают речевую функцию. Это сказкотерапия, подражание звуков, гимнастика языка и лица, и т.д. Занятия с врачом-дефектологом начинаются после двух лет. Медицинские центры разрабатывают целые программы для детей с патологией речи.

Логопед работает с малышами 4-5 лет. Врач учит ребенка правильно выговаривать буквы, строить предложения и формировать рассказы.

Но вы и сами должны освоить навыки,

Коррекционные

Методика заключается в физиотерапии, которая восстанавливает части головного мозга, речевую функцию и умственные способности. Самыми эффективными методами считаются:

    Магнитотерапия

    С помощью низкочастотных волн стимулируется течение химических и психических процессов в организме. Противопоказана детям до 2 лет.

    Электрорефлексотерапия

    Врач специальным аппаратом воздействует на части мозга, которые отвечают за развитие речи. Метод применяется у малышей с полугода, но имеет противопоказания: эпилепсия, судороги, психический разлад.

Альтернативные

Вспомогательными методами могут быть:

  • Дельфинотерапия – лечение с участием дельфинов;
  • иппотерапия – лечебная верховая езда;
  • развивающие уроки ;
  • арт терапия – лечение рисованием;
  • остеопатия – ручной метод воздействия на структуру тела ребенка, который позволяет восстановить различные нарушения.

Как родителям помочь ребенку

  • Развивайте мелкую моторику . Доказано, что развитие речевой функции и мелкой моторики тесно связано. Поэтому вам в помощь придут игры с мелкими предметами: складывание паззлов, мозаика, кубики, лего. Можно лепить из теста (), рисовать пальчиковыми красками, делать браслеты и бусы. Ориентируйтесь на предпочтения вашего крохи и занимайтесь.
  • Слушайте музыку . Включайте детские песни и пытайтесь петь с ребенком.
  • Танцуйте . Под музыку показывайте малышу движения, а потом просто говорите их словами. Например, руки вверх, правую ноги согнуть в коленке, голову назад и т.д.
  • Читайте книги . Совместно просматривайте иллюстрации на страницах. Просите ребенка, чтобы он назвал животное или геометрическую фигуру.
  • Не сюсюкайесь . Нужно чтобы ребенок учился воспринимать взрослую правильную речь.
  • Хвалите . Как только вы замечаете старание ребенка, хвалите его. Но для этого сначала нужно выучить “золотые правила”, .
  • Проводите больше времени с ребенком дома, на улице, в гостях . Проявляйте свою любовь, обнимайте, целуйте и говорите о своих чувствах.
  • Терпение . У малыша не сразу все будет получаться так, как вам того хотелось.

Задержка речевого развития (ЗРР) – патология, характеризующаяся отставанием ребенка в овладении речью, рассматривают отставание в речевом развитии в возрасте 2-4 лет.

По словам специалистов психологов, логопедов, дефектологов, неврологов проблема действительно серьезная, поскольку подобные нарушения в развитии ребенка приводят к усугублению ситуации в умственном развитии и в адаптации в социуме.

Патология формируется у детей в 3-10% случаев, согласно статистике, мальчики страдают чаще нежели девочки. Понятие охватывает широкий круг формирования речи: ребенок не произносит звуки, не говорит слова, не может в 4 года разговаривать предложениями и прочие.

Зачастую у детей задержка речи и нарушение психологических процессов развиваются совместно – малыш не воспринимает звуки и слова собеседника, не общается с ним простыми словами, характерными для его возраста.

Этиология и патогенез

Этиология задержки речевого развития в точности не изучена и по сей день. Здесь можно говорить о причинах, которые специалисты условно подразделяют на две группы:

С возрастом определяются более очерченные психоневрологические нарушения – малыш боится людей, не желает играть со сверстниками, не говорит о своих желаниях, не отвечает на вопросы и прочие проблемы.

Провоцирующие факторы

Среди причин задержки речевого развития выявляют три основных фактора:

  1. Биологический фактор . Во время внутриутробного развития произошло поражение клеток головного мозга и периферической нервной системы. Зачастую это связано с патологиями и проблемами беременности женщины – гестоз, тромбофлебит, отслойка плаценты и прочие причины, повлекшие кислородное голодание плода. Биологический фактор представляет большую часть выявленных патологий – инфекции при беременности, недоношенность, черепно-мозговые травмы плода в утробе или при рождении. Повлиять на кислородное голодание может заболевание матери, употребление алкоголя или курение, употребление запрещенных лекарственных препаратов или наркотических средств.
  2. . Основополагающим фактором также является нарушение слуха ребенка, которое выявляется в старшем возрасте. Речевое становление невозможно в полной мере без слуховой составляющей – слабослышащий ребенок не может повторять звуки взрослых, что также определяет задержку речевого развития.
  3. Социально-педагогические факторы . Вследствие плохой социальной составляющей малыш не произносит звуки и слова – это связано с малым общением со взрослыми или сверстниками, с пережитым стрессом или частыми стрессовыми ситуациями, с нехваткой занятий, проводимых родителями.

В большинстве случаев истинная причина задержки речевого развития так и остается невыясненной.

Как это выглядит на практике

Симптоматика задержки речевого развития индивидуальна для каждого случая. Заметить проблемы родителям сложно. ЗРР определяется по следующим признаками:

В основным симптомам задержки речевого развития относят малую активность малыша, отсутствие звуков, отсутствие реакции на речь взрослых, невыполнение просьб и поручений, невозможность составлять простые предложения в возрасте 3 лет.

Осмотр у специалиста

Задержку речевого развития определить сложно – здесь анализируются результаты обследования малыша группой специалистов, включая логопедов, педиатров, неврологов, дефектологов, психологов.

Первоначально при обнаружении проблем следует обратиться к педиатру, который проанализирует течение беременности у матери, рождение ребенка и соматическое состояние на момент обращения к специалисту. На основе имеющихся данных врач направит для дальнейшего обследования к узким профильным специалистам.

После педиатра ребенка, как правило, обследует невролог. На основании жалоб родителей рекомендуется прохождение инструментального обследования. Далее проводится обследование ребенка логопедом, который проверяет концентрацию внимания, слуховые и зрительные реакции, моторное развитие ребенка и прочие факторы.

На основании выводов логопеда проводится обследование у дефектолога, психолога и других специалистов в зависимости от причины задержки речевого развития.

Коррекция нарушения

Точного и общепринятого лечения задержки речевого развития не существует. Ребенку могут назначить консервативное лечение с целью нормализовать работу головного мозга и восстановить периферическую нервную систему.

Целью лечения является восстановление нормальных функций ребенка. Здесь могут использоваться такие препараты, как Энцефабол и Пантогам, фармакологические свойства которых направлены на микроциркуляцию клеток и активную работу головного мозга. Также используют физиотерапевтические методы лечения – магнитотерапию, электростимуляцию, массаж.

Не малую роль играют действия родителей в период лечения. Задача родителей создать для малыша спокойную атмосферу в семье – это способствует нормализации психологического состояния ребенка.

Также важно родителям проводить занятия и играть с малышом в игры, направленные на развитие мелкой моторики – пальчиковые и подвижные игры. Не обходится без занятий для концентрации внимания ребенка и улучшения речевой активности.

Иногда в лечении возникают сложности, связанные с неправильно подобранными ноотропными препаратами, неправильной дозировкой, нежеланием малыша заниматься, ленью ребенка, нехваткой времени у родителей. При возникновении проблем следует пересмотреть методы лечения, найти подход к малышу, записаться на занятия к логопеду.

Когитум не панацея?

Когитум – адаптогенное и общетонизирующее средство, восстанавливающее работу центральной нервной системы. В состав препарата входит калия ацетиламиносукцинат – вещество, активизирующее ацетиламиноянтарную кислоту, содержащуюся в тканях центральной нервной системы, и посылающую импульс в головной мозг.

Выпускается в форме жидкого раствора в ампулах для приема внутрь. Имеет банановый вкус.

Препарат принимается только с разрешения специалистов, поскольку противопоказан детям младше 7 лет.

Когитум используется для общего укрепления и улучшения физического, психоэмоционального развития ребенка, широко используется при задержке речевого развития, в тоже время отзывы о препарате противоречивы.

К профилактическим действиям с целью исключения задержки речевого развития можно отнести своевременные занятия и игры с ребенком, направленные на улучшение мелкой моторики и звукового произношения слогов, слов. Только своевременно замеченные отклонения в развитии помогут быстро восстановить функции ребенка.

Спрогнозировать результаты или время коррекции при ЗРР невозможно– все сугубо индивидуально, а значит, прислушиваться к мнениям окружающих, советам и гарантиям со стороны самих же специалистов родителям не следует.

Осложнить же ситуацию может нестабильность в семье, новый стресс для ребенка и прочие неприятные моменты. Не допускайте криков дома, не ругайте малыша за малые провинности, не поправляйте его, если он произнес слово неправильно – это может его напугать, и он вновь замолчит.

– это более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

МКБ-10

F80.1 Расстройство экспрессивной речи

Общие сведения

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии , детской неврологии , логопедии и детской психологии.

Причины ЗРР

Органические причины

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка. Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными. Биологические факторы:

  1. Минимальная мозговая дисфункция . Обусловлена перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах , родовые травмы , внутриутробные инфекции ; недоношенность или переношенность .
  2. Заболевания раннего возраста : ЧМТ , гипотрофия , неонатальные менингиты и энцефалиты , частые или длительные заболевания, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения .
  3. Тугоухость у ребенка . Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития.
  4. Наследственные факторы. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социальные причины

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития чаще всего кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма » у часто болеющих детей ; педагогической запущенности . Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм , неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека : в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность.

Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Патогенез

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I - 1-2 года; II – 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно - повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений.

Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии . Во II критический период – время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание . В течение III критического периода «срыв» нервной деятельнос­ти может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга – детскую афазию .

Развитие речи в норме

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту-неонатологу о состоянии новорожденного. Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы:

  • гуления (с 1,5-2 мес.);
  • лепета (с 4-5 мес.);
  • лепетных слов (с 7-8,5 мес.);
  • первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре - около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов).

Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40–60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов.

В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр , детский невролог , логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Симптомы ЗРР

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

  • аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)
  • отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
  • неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;
  • невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
  • отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
  • неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
  • полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);
  • преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Диагностика

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога , детского психиатра , логопеда, детского психолога . Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

  1. Медицинский блок. Неврологическая диагностика (ЭЭГ , ЭхоЭГ , дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита , аденоидов , тугоухости у ребенка.
  2. Логопедическое обследование . Включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
  3. Психологическая диагностика. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма , элективного мутизма , олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при ЗРР

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж , транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия , электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики , пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Задержка речевого развития у детей (ЗРР) – сложное заболевание, при котором развитие речи значительно отстает от принятых возрастных норм. Несмотря на то, что каждый малыш индивидуален, к 3-4 годам он должен внятно и связно говорить. ЗРР отмечается в том случае, когда интеллектуальное развитие ребенка соответствует его возрасту, а речь значительно отстает. Это заболевание эффективно лечат у детей до 7 лет. Как же вовремя его распознать?

Нормы развития детской речи

У каждого ребенка свой темперамент, своя наследственность. На его развитие влияет множество факторов. Приведенные нормы являются относительными: если развитие речи малыша отклоняется на несколько месяцев, переживать не следует. Также нужно учитывать, что мальчики обычно начинают говорить на 5 месяцев позже девочек. На приведенные данные нужно ориентироваться, чтобы выяснить, соответствует ли речь крохи его возрасту.

Малыш должен уметь:

  • к году произносить не менее 10 слов, понятных ему самому и близким людям (при этом ребенок должен знать название простых предметов и известных ему действий);
  • к 2 годам говорить короткими предложениями (из 2-3 слов), его словарный запас увеличивается до 100 слов;
  • в 2,5 года правильно (или почти правильно) произносить около 300 слов, знать и называть свое имя, использовать прилагательные, задавать несложные вопросы;
  • к 3 годам составлять небольшой рассказ из нескольких предложений, правильно употреблять все части речи (слова ребенка должны быть понятны посторонним людям), его словарный запас увеличивается до 1000 слов;
  • на 4 году жизни строить предложения более чем из 4 слов, правильно произносить почти все звуки, менять интонацию, отвечать на вопросы.

К специалисту следует обращаться, если к 3-4 годам ребенок непонятно даже для родителей произносит слова, не понимает взрослой речи, говорит слишком быстро или медленно, часто употребляет фразы из мультфильмов, не способен составить предложение из 3 слов. Если наряду с этими признаками присутствует повышенное слюноотделение, трудности с жеванием и глотанием, необходимо немедленно посетить врача. Вовремя начатое лечение ЗРР дает малышу все шансы ничем не отличаться от своих сверстников к началу школьной учебы.

Причины проблемы

Все причины задержки речевого развития ребенка специалисты делят на 2 группы. К физиологическим факторам относятся те, которые связаны со здоровьем малыша. Лечение ЗРР, вызванной такими проблемами, всегда проходит сложнее и требует помощи разных специалистов. К социальным относятся те причины, которые зависят от окружения малыша, особенностей его воспитания.

Физиологические причины ЗРР:

  • нарушение слуха;
  • проблемы со зрением;
  • слабое развитие органов артикуляции: языка, губ, мягкого неба;
  • поражение головного мозга;
  • травмы или серьезные заболевания в период новорожденности;
  • заболевания, вызванные внутриутробными травмами;
  • проблемы во время беременности матери, употребление ею алкоголя;
  • преждевременные или трудные роды;
  • некоторые врожденные заболевания: синдром Дауна, ДЦП, гиперактивность, аутизм;
  • наследственность.

Социальные факторы:

  • недостаточное внимание, уделяемое ребенку, когда ему не с кем разговаривать;
  • невнятная речь родителей и окружающих людей;
  • чрезмерная опека родителей, ведущая к лишению мотивации говорить;
  • частые эмоциональные стрессы;
  • постоянная работа телевизора, наличие посторонних звуков, окружающих ребенка;
  • общение в семье на нескольких языках.

Почему нужно обращаться к врачу?

Если не начать необходимое лечение задержки речевого развития самое позднее в 7 лет, ребенок будет заметно отставать от сверстников в школьном возрасте. Такому малышу придется посещать только специализированную школу. Родителям будет необходимо всегда наблюдать за состоянием ребенка. Повышение умственной или физической нагрузки, заболевания (даже легкие), прививки могут привести к ухудшению его самочувствия и вызвать нарушение сна, головную боль, носовое кровотечение, истерику, снижение памяти, агрессию.

Лечение нарушений в речевом развитии проводит не только логопед. Этот специалист занимается лишь постановкой звуков у детей 4-5 лет. Что же делать, если ребенок более младшего возраста разговаривает с явными нарушениями речи? Откладывать диагностику и лечение нельзя ни в коем случае.

После выяснения причин задержки речевого развития устранением проблемы может заняться специалист. С 3-летними детьми работают дефектологи, психологи, невропатологи, психиатры, корректологи. При наличии у ребенка врожденного неврологического заболевания невропатолог может начать его лечение уже в годовалом возрасте. Детей 4-5 лет внятно и грамотно говорить учат логопеды.

Методы лечения

Родители всегда интересуются – со скольких лет малыша нужно лечить? По мнению врачей, лечение следует начинать, как только появились первые подозрения на патологию. С детьми 3-4 лет уже могут работать все специалисты, занимающиеся развитием речи. Существует несколько методов лечения ЗРР.

Медикаментозный способ заключается в принятии ребенком определенных лекарств. Все препараты назначаются детским невропатологом после тщательного обследования. Такие лекарства активизируют деятельность речевых зон и «подпитывают» нейроны головного мозга. Ни в коем случае нельзя самостоятельно давать ребенку те или иные препараты, их должен назначать только врач.

Физиотерапия включает в себя магнитотерапию и электрорефлексотерапию. Эти процедуры позволяют восстанавливать функционирование определенных зон головного мозга, которые отвечают за словарный запас, умственные способности, дикцию. Их можно применять с 2 лет. Противопоказаниями являются эпилепсия, судорожный синдром, психические расстройства.

Лекарственная терапия и физиотерапия обязательно должны сопровождаться работой педагога-корректолога, иначе они окажутся малоэффективными. Специалисты работают с детьми от 3 лет и помогают исправлять дефекты развития, предупреждают возможное возникновение речевого торможения, учат справляться с трудностями в процессе лечения. Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальный план лечебных занятий в форме игры.

Как помочь врачам?

Лечение будет более успешным, если специалистам будут помогать родители. Ребенок проводит с ними большую часть времени, поэтому регулярные занятия с мамой и папой дадут огромный положительный эффект. Чтобы определить, какую работу родителям необходимо ежедневно проводить с ребенком, следует проконсультироваться со специалистом.

Хорошие результаты приносят следующие упражнения.

  1. Пальчиковые игры. Развитие ручной моторики улучшает и функционирование артикуляционного аппарата. С 2-3 лет ребенку полезно собирать пазлы, конструктор, играть с кубиками, мозаикой, шнуровкой, вкладышами, лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на леску.
  2. Подвижные игры. Для развития речи полезны игры, направленные на умение ориентироваться в пространстве, ловко двигаться, изменять скорость и направление движения. Хорошо, если все действия ребенка будут сопровождаться словами.
  3. Музыкальные игры. Они отлично развивают внимание, учат сосредотачиваться, улавливать изменение тембра, ритма. Можно угадывать голоса животных, различные музыкальные инструменты, с детьми постарше – названия мелодий.
  4. Развитие зрительного внимания. Для улучшения речи незаменимы игры с разноцветными предметами, геометрическими фигурами, специальными карточками.
  5. Массаж. Он необходим в том случае, если ЗРР вызвана отклонениями в психофизическом развитии ребенка. Профессиональный массаж лучше доверить специалисту, а общеукрепляющие движения под силу делать и родителям.

Любое занятие требует системного подхода, поэтому ему нужно уделять внимание ежедневно. В процессе лечения обязателен контроль специалиста. Малыша 3 лет необходимо показывать дефектологу 1 раз в неделю. Ребенку 4 лет потребуется дважды в неделю встречаться со специалистами. Чтобы усилить эффект лечения, при общении с ребенком соблюдайте несложные правила:

  • не говорите при малыше о его проблеме, не стесняйтесь его речи;
  • вызывайте у крохи желание подражать взрослому в речи, эмоциях;
  • озвучивайте все действия, которые вы или ребенок совершаете, не бойтесь повторений одних и тех же слов;
  • используйте простые предложения (из 3-4 слов), когда общаетесь с крохой;
  • читайте малышу доступные для его понимания сказки, стихотворения;
  • ограничьте или вовсе исключите просмотр телевизора;
  • пойте с малышом песни ежедневно хотя бы по 5 минут;
  • развивайте дыхательную систему малыша: учите его играть на дудочке, губной гармошке, выдувать мыльные пузыри;
  • не принуждайте кроху к занятиям, делайте это в форме игры;
  • массируйте детские ручки и пальчики специальным массажером, для этого можно использовать еловые или сосновые шишки;
  • если ребенок устал, отложите занятия на более благоприятное для него время;
  • всегда поощряйте улучшение речевого развития малыша.

Самые «продвинутые» методы лечения могут быть малоэффективными, если ребенок развивается в неблагоприятной среде. Для стимуляции его речевого развития необходимы дополнительные методы, например дельфинотерапия, иппотерапия. Эффект лечения может усилить даже общение ребенка с домашним животным. Главное – помнить: чем раньше будет начата коррекция речи, тем быстрее и проще будет достигнут результат.

Развитие и становление речи у каждого ребенка происходит индивидуально, в зависимости от множества факторов. Не стоит сравнивать одного малыша с другим, но необходимо четко понимать разницу между нормой и патологией в развитии. При появлении тревожных сигналов в задержке речи ребенка, возможно, потребуется помощь специалистов, если справиться своими силами с проблемой не получается.

Какие признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет? И когда стоит бить тревогу? Об этом и пойдет речь в статье.

Нормы развития речи у ребенка

Изначально каждый здоровый малыш рождается не умеющим говорить. Все общение с родителями у него происходит посредством разной интонации плача. И лишь со временем и при должном уходе происходит становление и развитие речи, которое заключается в ряде этапов. Каждый из них имеет важное значение, и, не завершив одного, ребенок не сможет овладеть следующим. Главная задача родителей - вовремя распознать и помочь, если у ребенка возникают трудности.

Нормальным речевым развитием считается, если в возрасте от 2 до 5 месяцев ребенок начинает гулить. С трех до пяти учится выговаривать отдельные слоги, вступая в период лепета. С 11 месяцев появляются первые слова. В возрасте 2-3 лет ребенок способен построить первые простые предложения. С трех лет ребенок способен выстраивать свои мысли в связный небольшой текст, запоминать и пересказывать недлинные стихотворения.

Становление речи в первый год жизни

Первый год жизни очень важен для правильного процесса становления речи ребенка. В этот период у него активно развиваются головной мозг, слух, органы речи. Гармоничное сочетание этих составляющих позволяет говорить о здоровье малыша. Слыша чужую речь, он пытается копировать вначале интонацию говорящего, а затем издавать похожие звуки и слоги.

Первые месяцы жизни ребенок произносит звуки неосознанно, постепенно тренируя свой речевой аппарат. Затем он начинает произносить эти звуки нараспев, переходя в стадию гуления. С трех месяцев малыш отвечает, подражая взрослому, отдельными слогами, и к полугодию отчетливо произносит отдельные звуковые сочетания. К 9 месяцам ребенок лепечет. В это период у него развивается артикуляция, он старается повторить за взрослым определенные слова. Совершенствуется речевой слух, восприятие предметов, понимание обращения к нему взрослого.

К концу первого года жизни малыш уже в состоянии повторять отдельные слова. Его словарный запас насчитывает примерно 10 слов, состоящих из однотипных слогов. Расширился круг узнаваемых предметов. Он узнает по именам близких людей, способен различать, кто изображен на картине.

Развитие речи от года до трех лет

С года ребенок начинает активно передвигаться в пространстве, взаимодействовать с большим количеством предметов. Это не может не отразиться на развитии его речи. Появляются первые слова, обозначающие действия, пока в обобщающем виде. Пассивный словарный запас все шире, постепенно слова из него переходят в активный. Ребенок с помощью взрослого при взаимодействии с различными предметами учится обобщать их.

После полутора лет появляются в речи ребенка первые простые предложения, чаще состоящие из двух-трёх слов. Затем малыш усваивает множественное число, и уже к двум годам использует формы падежа. Задержка речевого развития у детей 3 лет диагностируется в том случае, если ребенок этого не умеет. Но стоит ли сразу паниковать? Для начала важно выяснить причину.

Причины отклонения

Почему происходит задержка речевого развития у детей? Причины могут быть разными. Для эффективной коррекции проблем в речи ребенка необходимо четко определить проблему и обратиться к нужному специалисту. Ученые выделяют основные причины:

  • Проблемы в развитии во внутриутробном периоде.
  • Родовые травмы.
  • Травмы головы в раннем возрасте.
  • Психологические травмы, задержки нервно-психического развития.
  • Проблемы со слухом.
  • Ограниченное общение взрослого с ребенком.

Ни для кого не секрет, что здоровье ребенка закладывается в период беременности женщины, когда формируются все органы, развивается головной мозг, отвечающий за становление и развитие речи в будущем. Инфекционные заболевания, травмы, лечение антибиотиками, нездоровый образ жизни будущей матери могут пагубно отразиться не только на здоровье малыша, но на развитии его психики. Многочисленные исследования также доказывают отрицательное влияние на речь ребенка, возникающее при родовых травмах. Вот тогда и может наблюдаться задержка речевого развития у детей 3 лет и старше.

Травмы головы в раннем возрасте, сотрясение мозга, тяжелые инфекционные заболевания с осложнениями, стресс, невроз – все это может повлиять как на развитие организма ребенка в целом, так и на речь в частности.

Проблемы со слухом очень пагубно влияют на развитие и становление речи. В этом случае и происходит задержка речевого развития у детей 3 лет. Невозможно научить ребенка воспроизводить звуки, если он их не слышит и не понимает. Возможно, это всего лишь временное явление, связанное с заболеванием, воспалением уха или наличием серной пробки. Или же это серьезный недуг, например, как тугоухость. В зависимости от степени заболевания назначается корректное лечение врачом-отоларингологом.

Известно, что задержка речевого развития у детей 3 лет устраняется при его постоянном контакте со взрослыми. Родители разговаривают со своим чадом задолго до того как он научится отвечать им. Эти они стимулируют работу головного мозга, положительные эмоции, а значит, и речь. Замечено, что те дети, которые по каким-либо причинам лишены возможности общения, значительно позже начинают разговаривать.

Развитие речи детей 3-4 лет: норма и задержка

До трехлетнего возраста диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) встречается очень редко, в большинстве случаев при сопутствующих различных заболеваниях. Если же возникли поводы для беспокойства, то своевременное обращение к специалисту может полностью решить проблему. Следует обратить особое внимание, если малыш не стремится к взаимодействию с другими детьми. Его не принимают в игру, потому что его речь непонятна для окружающих. Ребенок слишком торопится и проглатывает часть слов. Он не может ответить на простые вопросы. Не распознает и не может назвать простые предметы. При наличии этих симптомов ребенку необходима помощь. Вполне вероятно, что эти проблемы могут исчезнуть после простых упражнений с родителями. Если же результата от занятий нет после непродолжительного времени, следует обратиться к специалисту.

Задержка развития речи у малышей до пяти лет

После 4 лет велика вероятность переход от задержки речевого развития в задержку психоречевого развития (ЗПРР). Это объясняется тем, что недоразвитие речи тормозит развитие мышления, и наоборот, проблемы в психическом развитии затормаживают нормальное становление речи у ребенка. От выбранных методик для лечения и коррекции ЗПРР зависит успех в развитии речи. Однако отмечено, что после пятилетнего возраста шанс на полное искоренение недостатков в речи резко падает. А после 6 лет и вовсе составляет всего 0,2%.

Признаки проблемы

Как узнать, что у ребенка действительно задержка речевого развития? Как распознать отклонения? Ученые и специалисты выделяют 10 основных признаков:

  1. Отсутствие «реакции оживления» на взрослого до 4 месяцев.
  2. Отсутствие лепета до 9 месяцев.
  3. Проблемы с жеванием и глотанием до полутора лет.
  4. Отсутствие простых слов и непонимание элементарных команд до полутора лет.
  5. Словарный запас не расширяется к двум годам.
  6. Неумение составить простые предложения из двух слов к 2,5 годам.
  7. Неразборчивая, торопливая или чересчур медленная речь к трем годам.
  8. Неумение составить собственных предложений в 3 года или использование зеркальных фраз взрослого.
  9. Непонимание простых объяснений взрослого после трех лет.
  10. Постоянно открытый рот и обильное слюнотечение, не связанное с прорезыванием зубов.

Задержка речевого развития - когда нужно бить тревогу?

Развитие речи имеет довольно размытые границы. Не следует постоянно сравнивать своего ребенка с другими детьми. Процесс становления речи - сугубо индивидуальный. Учеными также зафиксировано, что мальчики немного позже начинают говорить, чем девочки. Однако и процент задержек в развитии речи у мальчиков выше.

Если ребенок в трехлетнем возрасте отлично понимает взрослого, выполняет его просьбы, и у него нет задержек в психическом развитии, то паниковать не стоит. Если у малыша страдает только речь, то причина кроется в индивидуальной готовности к становлению речи. Если же ребенок не разговаривает совсем или очень мало после трех лет, или его речь непонятна, то это серьезный повод обратиться к специалисту.

Методы терапии и коррекции

Методы лечения задержки развития речи:

  • Медикаментозный.
  • Занятия со специалистами.

Если во время обследования специалистами, например, детским неврологом, ребенку будет поставлен диагноз, связанный с поражением головного мозга, то, как правило, назначается медикаментозное лечение. Оно идет параллельно с занятиями у логопеда, массажиста, детского психолога, если этого требует ситуация.

Специалисты, помогающие детям с задержками речевого развития

Родителям не стоит паниковать, так как задержка речи и речевого развития у ребенка лечится. Этим занимается ряд специалистов:

  • Логопед.
  • Дефектолог.
  • Невролог.
  • Сурдолог.
  • Психолог.

Каждому родителю следует знать, когда и зачем необходимо обращаться к тому или иному врачу. Логопеды помогают поставить правильное звуковое произношение, проводят массаж речевой мускулатуры, улучшают дикцию.

Дефектологи зачастую работают в тандеме с логопедом, основная задача этих специалистов - устранение проблем в развитии у детей с психическими и (или) физическими недостатками.

Невролог проведет диагностику и поможет определить или исключить поражения головного мозга. Психологи помогают развить память, внимание, мелкую моторику рук, справиться с психологическими травмами, повлекшими за собой задержки в развитии речи.

Сурдолог - это врач, помогающий в лечении заболевания слуха.

Профилактика

Задержка речевого развития у ребенка 3-5 лет - это крайне неприятно для всей семьи. Самой эффективной работой по профилактике описанной проблемы является постоянное общение с мамой, взрослыми, создание хороших условий для развития малыша в целом, постоянное общение со своим ребенком, чтение ему книг, заучивание стихотворений. Немаловажную роль в развитии речи играет мелкая моторика рук - рисование, лепка из пластилина, пальчиковые и дидактические игры. Все эти методы доступны для реализации дома. Даже если признаки задержки речевого развития у детей до 3 лет полностью отсутствуют, все равно необходимо максимум общения, чтобы избежать проблем в будущем.

Методы лечения ЗРР

Медицинские

При отставании малыша в развитии речи часто невролог или невропатолог назначает такие медикаменты:

  1. Когитиум – стимулирует нормальное функционирование работы зон головного мозга, отвечающие за развитие речи;
  2. Лецитин, Энцефабол, Кортексин, Актовегин, Нейромультивит – ноотпропные препараты, что используются для питания головного мозга. Это ускоряет формирование нейронов.

Все таблетки выписываются исключительно врачами. Не давайте лекарство самостоятельно, ведь если кому-то препарат помог, то вашему ребенку он может быть противопоказан.

Педагогические

Лекарственная терапия – не панацея от ЗРР. С детьми должны заниматься дефектолог и логопед.
Перед дефектологом стоит задача повысить интеллектуальный и социальный уровень ребенка. Педагог использует систематические игры, которые корректируют негативные факторы развития и восстанавливают речевую функцию. Это сказкотерапия, подражание звуков, гимнастика языка и лица, развитие мелкой моторики и т.д. Занятия с врачом-дефектологом начинаются после двух лет. Медицинские центры разрабатывают целые программы для детей с патологией речи.

Логопед работает с малышами 4-5 лет. Врач учит ребенка правильно выговаривать буквы, строить предложения и формировать рассказы.

Но вы и сами должны освоить навыки, как научить ребенка выговаривать буквы.

Коррекционные

Методика заключается в физиотерапии, которая восстанавливает части головного мозга, речевую функцию и умственные способности. Самыми эффективными методами считаются:

    Магнитотерапия

    С помощью низкочастотных волн стимулируется течение химических и психических процессов в организме. Противопоказана детям до 2 лет.

    Электрорефлексотерапия

    Врач специальным аппаратом воздействует на части мозга, которые отвечают за развитие речи. Метод применяется у малышей с полугода, но имеет противопоказания: эпилепсия, судороги, психический разлад.

Альтернативные

Вспомогательными методами могут быть:

  • Дельфинотерапия – лечение с участием дельфинов;
  • иппотерапия – лечебная верховая езда;
  • развивающие уроки ;
  • арт терапия – лечение рисованием;
  • остеопатия – ручной метод воздействия на структуру тела ребенка, который позволяет восстановить различные нарушения.

Мы уже говорили о причинах и признаках задержки речевого развития (ЗРР) у двухлеток, а также рассматривали методы лечения у детей, доступные в домашних условиях. Если же, несмотря на все ваши усилия, к трем годам кроха так и не начал хорошо говорить, стоит задуматься о полноценной диагностике задержки речи и ее профессиональном лечении.

Признаки задержки речевого развития у трехлетки

В 3 года у малыша должен быть обширный словарный запас из нескольких десятков существительных, глаголов и прилагательных. Из них ребенок должен уметь осознанно составлять простые предложения, которые отражают его мысли и желания.

Если трехлетка повторяет лишь фразы из книжек или мультфильмов, не понимая их значения, это является симптомом задержки речевого развития.

Тревожным признаком считается и ограниченный словарный запас, а также неумение компоновать предложения из заученных слов.

Пассивный словарный запас можно оценить по тому, насколько хорошо кроха воспринимает просьбы взрослых. Если ребенок не понимает простые вопросы и не знает названия предметов обихода, скорее всего, причина в ЗРР.

Плохо, если ребенок в попытке говорить постоянно торопится, из-за чего пропадают окончания слов и его речь становится непонятной даже для близких. Случаются и обратные ситуации, когда кроха слишком растягивает слова, говорит медленно, но невнятно. Другим симптомом ЗРР может быть постоянно приоткрытый ротик и обильное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов.

Диагностика задержки речи в 3 года

Комплексная диагностика ЗРР начинается свизита к педиатру , который определяет общее состояние ребенка, выявляет потенциальные причины задержки речи и дает направление к одному из узкопрофильных специалистов: отоларингологу, психиатру, неврологу или логопеду. В процессе диагностики устанавливается точный диагноз задержки речи, независимо от наличия нарушений общего развития.

Визит к отоларингологу обязателен, если имеются подозрения на то, что ребенок не воспринимает речь на слух. Доктор должен исключить не только тугоухость, но и наличие воспалительных процессов, аденоидов и хронического отита.

Поскольку причиной задержки речи в отдельных случаях становится нарушение работы головного мозга, детский невролог может направить малыша на ряд обследований, включая электроэнцефалограмму, эхо-энцефалограмму, МРТ и дуплексное сканирование артерий головы.

В конце статьи мы подготовили для вас доп.материал. Скачайте чек-лист «Задержка речевого развития у ребенка» и узнайте нормы развития речи у детей, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Хотя логопеды обычно работают с детками старше четырех лет, педиатр может направить вашего трехлетку на логопедическое обследование . Для определения состояния психомоторного развития крохи используется денверский тест, дополнительно применяют шкалу речевого развития. Профессионал может определить объем не только активного, но и пассивного словарного запаса ребенка, а также оценить его общую речевую активность, выявить присутствие связной речи, что не всегда по силам родителям. Доктор оценивает состояние речевого аппарата, уровень развития моторики и качество зрительных и слуховых реакций.

Задержка речи у ребенка 3 лет, лечение

  • По результатам диагностики невролог или невропатолог может назначить лекарственное лечение ЗРР. Для ускорения формирования нейронов и их укрепления используются такие препараты, как Лецитин, Кортексин, Нейромультивит и Актовегин. Для активизации работы зон мозга, отвечающих за речь, назначается Когитум. Помните, что использовать данные препараты можно исключительно по назначению врача.
  • Микротоковая рефлексотерапия применяется для восстановления тех участков мозга, которые отвечают за речевую активность, накопление словарного запаса, дикцию и интеллектуальную деятельность. Процедуры проводятся специалистом с использованием медицинского оборудования строго по назначению доктора. Противопоказаниями для данного вида терапии являются эпилепсия, судорожный синдром и психические заболевания. Магнитная терапия не имеет таких противопоказаний, потому может служить альтернативой электрорефлексотерапии.
  • Помимо занятий с дефектологом для коррекции детской речи рекомендуется логопедический массаж. В ходе сеанса специалист воздействует на определенные активные точки, расположенные на руках, мочках ушей, щеках, губах и даже языке. В отдельных случаях назначается зондовый массаж.

Существуют альтернативные методики лечения ЗРР, однако к их выбору нужно подходить индивидуально. Одни детки хорошо реагируют на иппотерапию или дельфинотерапию, другим же больше подходит музыкальная или арт-терапия.

Лучшие результаты достигаются при комплексном применении лекарственного лечения, логопедического массажа, микротоковой рефлексотерапии и дополнительных занятий с дефектологом или логопедом. Не стоит забывать и о домашних развивающих играх и занятиях, совместном чтении и работе над мелкой моторикой. Комплекс мер по активизации речи должен выполняться систематически и регулярно, только в этом случае можно обеспечить малышу полноценное развитие.

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 17.05.2019

С самого рождения в процессе своего развития ребёнок постоянно издаёт какие-либо звуки. Обычно к 2 годам большинство детей используют простые фразы, а к 4 годам — свободно разговаривают. Каждый ребёнок развивается по-разному, но если отклонение от норм слишком большое, то тут уже идёт разговор о задержках в развитии.

Когда следует обращаться к врачу?

Когда ребёнок 4 лет медленными темпами осваивает свой родной язык, то это может быть показателем задержки развития речи. По статистике у мальчиков эта проблема встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

К 4 годам ребёнок должен произносить полноценные предложения, даже если некоторые звуки у него звучат неправильно. Малыши 4 лет, у которых отстаёт развитие речи, разговаривают, но хуже своих сверстников. Обычно у них небольшой словарный запас, они разговаривают короткими фразами, редко используют прилагательные и почти не задают вопросы. Чаще всего их речь ограничена «ма», «па», «дай». В тяжелых случаях слов совсем нет, только отдельные звуки.

Если у ребёнка наблюдается задержка речевого развития, это может отрицательно сказаться на формировании психики. У него возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Всё это ведёт к неправильному эмоциональному развитию.

Показаться врачу следует, если ребёнок в 4 года:

  • произносит непонятные слова;
  • плохо понимает, что говорят взрослые;
  • разговаривает очень быстро или чересчур медленно;
  • не может самостоятельно составлять фразы, поэтому употребляет услышанные из мультфильмов или телепередач;
  • не может самостоятельно составить предложение из нескольких слов.

Немедленной консультации педиатра требуют случаи, когда у малыша наблюдаются проблемы с жеванием и проглатыванием пищи, а также повышенное выделение слюны.

Чтобы поставить точный диагноз, необходимо показать малыша трём узким специалистам — логопеду, неврологу и психологу. Невролог может направить на проведение процедуры сканирования мозга. Порой отставание в речевом развитии связано с возникновением проблем со слухом, что вызывают такие заболевания, как отит, аденоидит, тугоухость. Поэтому рекомендуется обследовать ребёнка ещё и у отоларинголога. Но в первую очередь необходимо отвести малыша педиатру, чтобы он проанализировал возникшую проблему и выдал направления ко всем нужным специалистам.

Особенности проявления задержки речевого развития у детей 4 лет

Чтобы понять, как проявляются проблемы с речью у ребёнка 4 лет, следует знать основные этапы и нормы развития речи у маленьких детей:

1 этап. Рождение. Первая речевая реакция малыша на этот мир — это крик новорожденного, по громкости и звучанию которого педиатр может сделать выводы о состоянии его здоровья.

2 этап. От рождения до года жизни. В этот период речевой аппарат детей подготавливается к говорению. Он делится на такие периоды:

  • 1,5- 2 месяца — «гуление»;
  • с 5-6 месяцев — лепет;
  • с 8-9 месяцев — лепет первых слов;
  • с 9-12 месяцев — появление первых слов.

Обычно девочки начинают произносить слова раньше, чем мальчики. В год у детей около 10 активных слов (мама, папа, дядя и другие) и около 200 пассивных (значения которых он знает, но произнести их не может).

3. этап. «Лексический взрыв». Начинается после достижения 1,5 лет. В этот период слова из пассивного словаря переходят в активный. У некоторых детей этот период начинается чуть позже — с 2 лет.

4. Этап. 2-2,5 года. В этот период у детей начинает получаться строить предложения, состоящие из 3-4 слов.

5. этап. 3-4 года. В это время происходит формирование связной речи. Ребёнок начинает активно применять наречия, прилагательные и местоимения, словарный запас составляет около 500 слов.

6. Этап. С 4 лет. Запас слов — 1000-1500. Ребёнок уже умеет отвечать на вопросы, менять интонацию, составлять предложения как минимум из 4 слов.

В норме отклонения от этих показателей развития могут составлять 2-3 месяца у девочек и 4-5 месяцев — у мальчиков.

Причины задержки развития речи у детей 4 лет

Если ребёнку 4 лет поставлен диагноз задержки речевого развития, то к его лечению необходимо приступать моментально. Однако перед этим необходимо выявить причины его появления.

Факторами, которые провоцируют задержку речевого развития ребёнка могут быть:

  • Болезни мамы в процессе вынашивания плода, полученные травмы, отравления и проникновение инфекции.
  • Гипоксия плода, то есть его кислородное голодание в утробе.
  • Тяжёлые роды, которые случились преждевременно ил произошли слишком стремительно, рождение с обвитием пуповины вокруг шеи.
  • Травмы в процессе родов (особенно верхних отделов позвоночника)
  • Перенесение тяжёлых заболеваний или травм в раннем детстве.
  • Наследственные заболевания, которые способны привести к нарушению структуры мозга.
  • Плохой психологический климат в семье, проблемы в воспитании (чрезмерная опека или наоборот равнодушное отношение, жестокое обращение).
  • Тяжёлые психологические травмы.
  • Употребление матерью алкоголя при беременности.

Проблемы с развитием речи могут вызвать такие заболевания:

  1. Врождённые аномалии центральной нервной системы.
  2. острая или хроническая ишемия головного мозга, возникающая из-за кислородного голодания.
  3. Эпилепсия.
  4. Гидроцефалия (водянка мозга).
  5. Высокое внутричерепное давление.
  6. Опухоль головного мозга.

Если у малыша имеются какие-либо показания, которые могут поспособствовать возникновению проблем с речевым развитием, стоит начинать усиленно с ним заниматься с самого раннего возраста, чтобы можно было избежать этих проблем.

Порой дети не хотят начинать разговаривать, когда не видят в этом смысла. Зачем напрягаться и учится произносить правильно слова, когда родители и так предугадывают все желания, не развивая его личную активность, или с лёгкостью понимают что ему необходимо по жестам и невнятным звукам?

С некоторыми малышами родственники просто очень редко разговаривают и они не развиваются в этом плане. С маленькими детьми необходимо всё время разговаривать, комментировать каждое своё действие, объяснять события, которые происходят вокруг.

Когда малыш находится в слишком информативной среде, где он постоянно получает большие объёмы информации, которые ему сложно усвоить в силу своего возраста, он перестаёт её воспринимать, прислушиваться к окружающим звукам и пытаться воспроизводить их, и в результате отстаёт в развитии.

Одна из физических причин появления проблем с разговорной речью — слабо развитые органов артикуляции (неба, губ и языка).

Способы лечения задержки речевого развития в 4 года

Лечение любых проблем с речью — очень сложный процесс, но он способен привести к результату, если подойти к этому вопросу вовремя и основательно. Если не заняться этой проблемой своевременно, то ребёнка в 7 лет придётся отправить в спецшколу.

Иногда врачи назначают лечение медикаментами. Лекарства выписываются только после проведения комплексного обследования и принимаются строго по предписанным дозам и под постоянным наблюдением детского невропатолога. Эти медикаменты активируют деятельность речевых зон. Ни в коем случае нельзя самостоятельно давать ребёнку препараты. Обычно в качестве медикаментов выписывают Пантогам, Ноотропил, Энцефабол, Нейромультивин, Кортексин, Когитум, Лекцитин.

Если у малыша нет противопоказаний, то для восстановления функционирования конкретных зон головного мозга назначают физиотерапию, а именно:

  • магнитотерапию;
  • массаж;
  • электрорефлексотерапию.

Медикаментозное лечение и физиотерапия в обязательном порядке должны сопровождаться работой опытного специалиста, который для каждого маленького пациента разрабатывает индивидуальный план занятий и проводит их в игровой форме.

Роль родителей в лечении проблем развития речи

Если ребёнок отстаёт в развитии, его родителям в первую очередь необходимо обратить внимание на атмосферу, которая царит дома. Возможно в семье часто происходят ссоры, слышатся крики и ругань. Малыш всё это воспринимает. Возможно родители тормозят развитие ребёнка тем, что часто им недовольны, давят на него, постоянно одёргивают, не верят в его способности. В этом случае стоит пересмотреть своё отношение к малышу и другим членам семьи, постараться всем вместе помочь ему.

Родители должны уделять много внимания малышу с речевыми проблемами, часто общаться и заниматься с ним, верить в то, что у него всё получится.

На развитие речи положительно влияют следующие занятия:

  1. Пальчиковые игры, которые развивают мелкую моторику рук. Включают в себя сбор пазлов, конструкторов (Лего, например), кубиков, лепку из пластилина (или теста), рисование карандашом или пальчиковыми красками.
  2. Подвижные игры. Физическое развитие ребёнка неразрывно связано с умственным. С малышом можно играть в мяч, бегать с ним наперегонки (разумеется, поддаваясь). Нелишним будет проведение ежедневной зарядки, уроков танцев и т.п.
  3. Музыкальные игры. Они оказывают позитивное влияние на развитие внимания. Ребёнок сосредотачивается и старается держать ритм. Вместе с малышом угадываются виды музыкальных инструментов по издаваемым ими звукам, животных по их голосам и т.д.
  4. Игры на развитие зрительного внимания и памяти. В процессе используются карточки с изображениями животных или различных предметов, геометрическими фигурами.
  5. Массаж. Общеукрепляющий массаж ребёнку могут делать мама или папа. Профессиональный массаж рекомендуется доверить детскому массажисту.

Задержка развития речи — очень опасная вещь, которая может привести к другим неприятным последствиям. Чтобы этого избежать, нужно уделять ребёнку максиму внимания с самого рождения, даже если на тот момент у него нет никаких предпосылок к возникновению проблем в будущем. Если регулярно заниматься с малышом с учётом его индивидуальных особенностей, то он будет развиваться в соответствии со среднестатистическими нормами. Если же ребёнку в 4 года поставлен диагноз задержки речевого развития, ни в коем случае нельзя откладывать лечение и пускать всё на самотёк, дабы не испортить малышу всю жизнь.

Читайте далее: