Затраты застройщика после завершения строительства (Сибиряков Н.). Учет расходов по объект строительства Затраты сдачу объекта в эксплуатацию

Вопрос по отражению расходов застройщика возникающих после ввода объекта в эксплуатацию (после подведения финансового результата) в бухгалтерском учете.Организация осуществляет функции застройщика при строительстве многоквартирных домовПосле передачи объекта дольщикам, возникают расходы связанные со строительством объектаДля целей бухгалтерского учета правомерно данные расходы включать в прочие расходы (счет 91.2)?

Обычно если проектно-сметной документацией предусмотрено выполнение работ, которые до сдачи дома в эксплуатацию невозможно закончить (например, наружные отделочные работы, благоустройство территории и т.д.), то для осуществления таких расходов создается резерв на счете 96. Суммы, отнесенные на резерв, включают в стоимость строительства объекта. И уже когда работы выполняются, все затраты списываются за счет резерва.

Судя по вопросу, Ваше предприятие такой резерв не создает. Поэтому все затраты по строительству объекта, осуществленные после ввода в эксплуатацию, учитывайте в прочих расходах на счете 91.

Обоснование

Как отразить в бухучете и при налогообложении затраты на создание объектов благоустройства при строительстве объектов недвижимости

Бухучет

Порядок отражения в бухучете расходов на благоустройство зависит от связи их с основным объектом строительства. А именно:

Если строительство ведется за счет средств привлеченного инвестора, то результаты работ по благоустройству застройщик передает ему. При этом в учете застройщика расходы по благоустройству отражаются следующим образом.

Если расходы по благоустройству неразрывно связаны с основным объектом строительства (произведены до ввода его в эксплуатацию), относите их на увеличение расходов по строительству основного объекта:

Дебет 08-3 Кредит 60 (10, 23, 25, 26, 69, 70, 76)
– отражены в составе расходов на строительство основного объекта расходы на благоустройство.

Как правило, такое благоустройство носит обязательный характер в силу закона, и без него основной объект строительства нельзя вводить в эксплуатацию. Поэтому такие расходы увеличивают капитальные вложения в основной объект (п. 8 ПБУ 6/01).

Нередко запланированное в смете благоустройство приходится вести уже после ввода объекта в эксплуатацию из-за сезонного характера работ. Например, озеленение, устройство верхнего покрытия отмосток, подъездов к зданию и тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, установка малых архитектурных форм, а также отделка и расколеровка элементов фасадов зданий может быть перенесена на ближайший весенне-летний период. В этом случае заложенные в смету расходы для выполнения таких работ застройщик включает в стоимость строящегося объекта путем формирования оценочного обязательства по счету 96 . Для создания резерва к счету 96 откройте субсчет, например «Резерв на проведение сезонных работ по благоустройству». Выполненные работы будут списаны за счет созданного резерва.

Эти операции в учете отразите проводками:

Дебет 08 Кредит 96 субсчет «Резерв на проведение сезонных работ по благоустройству»
– отражены в составе расходов на строительство основного объекта расходы на проведение сезонных работ по благоустройству (до их осуществления);

Дебет 96 субсчет «Резерв на проведение сезонных работ по благоустройству» Кредит 20 (60)
– фактически осуществленные расходы на проведение сезонных работ по благоустройству списаны за счет созданного резерва.

  1. Из рекомендации
    Олега Хорошего, начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина России
    • благоустройство неразрывно связано с основным объектом строительства ;
    • в процессе благоустройства создаются самостоятельные объекты – объекты внешнего благоустройства .
  2. Из статьи журнала «Учет в строительстве», №3, март 2016
    Расходы застройщика после ввода объекта в эксплуатацию

Главное в статье

  1. Застройщик вправе «зарезервировать» часть неизрасходованных средств дольщиков (инвесторов) для того, чтобы покрыть более поздние проектные расходы
  2. Расходы, которые застройщик несет после передачи дольщикам (инвесторам) их долей в построенном и сданном объекте, он учитывает на отдельном субсчете балансового счета 08
  3. В договорах, актах передачи и иных документах, которые застройщик подписывает с дольщиками (инвесторами), надо отразить последующие расходы

В практике строительства нередко встречается такая ситуация.

Документ

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию удостоверяет, что строительство выполнено в полном объеме и соответствует проектной документации (п.1 ст. 55 Градостроительного кодекса)

На момент, когда застройщик получает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, он произвел не все расходы по строительству объекта. Речь идет о расходах, которые предусмотрены проектом, но объективно не могли быть понесены. В частности, в связи с сезонным характером выполняемых работ.

Например, дом ввели в эксплуатацию зимой. В этом случае работы, которые связаны с благоустройством территории вокруг этого дома, невозможно выполнять до наступления соответствующих погодных условий. Тем не менее при строительстве по инвестиционным контрактам застройщик передает каждому инвестору его доли сразу после того, как получил разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. То есть без указанных расходов. Каким образом учесть такие затраты и как их потом передать инвестору?

Расходы можно зарезервировать

Итак, расходы, которые застройщик несет после ввода объекта в эксплуатацию, должны быть обоснованы и предусмотрены проектом на строительство объекта. Это значит, что застройщик может оценить такие расходы до момента, когда будет их осуществлять. Для застройщика важно, чтобы он мог рассчитать сметную стоимость указанных расходов. Это необходимо для того, чтобы определить способ их учета и в дальнейшем распределить между инвесторами.

Важно запомнить!

Застройщик обязан вести раздельный учет расходов, которые он производит за счет средств целевого финансирования

Например, объект строится в рамках долевого строительства или инвестиционного контракта. В этом случае денежные средства, которые застройщик получил от дольщиков (инвесторов) для целей налогообложения, являются целевыми. Их застройщик вправе расходовать только на строительство данного объекта (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Предположим, на момент передачи объекта дольщику (инвестору) застройщик по объективным причинам не мог понести все расходы на строительство. Тогда он распределяет между ними только те расходы, которые учел до этого момента. Эту же сумму расходов застройщик учитывает в налоговом учете как израсходованную часть целевых средств. Остаток этих средств, которые получены от дольщиков (инвесторов), составляет экономию застройщика. В обычных условиях она включается в доход застройщика для целей налогообложения. Но может ли застройщик сказать, что он больше не нуждается в средствах дольщиков и инвесторов? Ведь какие-то предусмотренные проектом расходы застройщик не произвел.

Считаю, в этом случае застройщик вправе «зарезервировать» часть неизрасходованных средств дольщиков (инвесторов), для того чтобы покрыть более поздние расходы. Иными словами, застройщик вправе оставить часть средств целевого финансирования под будущие строительные расходы. При этом он не учитывает их, когда определяет экономию и финансовый результат по строительству объекта.

Вот для этого и нужен сметный расчет предполагаемых расходов. Он поможет обосновать, при необходимости, величину указанных средств целевого финансирования. То есть тех, которые не были потрачены на строительство по объективным причинам, но которые застройщику еще предстоит потратить.

Расходы, которые застройщик несет после передачи дольщикам (инвесторам) их долей в построенном и сданном объекте, он учитывает на отдельном субсчете балансового счета 08.

После того как такие расходы собраны, застройщик списывает их за счет остатка средств дольщиков (инвесторов). Причем ранее он учитывал эти средства как свою экономию. Одновременно сумму указанных расходов застройщик распределяет между дольщиками (инвесторами) и передает им в том же порядке, как и основные расходы.

Сумма расходов оказалась меньше остатка средств целевого финансирования. В этом случае разницу включают в доход застройщика для целей налогообложения. Но сумма расходов может быть обоснованно больше остатка целевых средств. Тогда разницу застройщик может учесть в пределах суммы экономии, которую он определил на момент передачи объекта дольщикам (инвесторам). То есть ранее застройщик включил ее в доход.

ПРИМЕР. Учет расходов после ввода объекта в эксплуатацию у застройщика

ООО «Домстрой» (застройщик) ведет строительство многоквартирного дома по договорам долевого участия. Предположим, средства, которые застройщик получил от дольщиков, составили 100 000 000 руб., расходы по строительству до передачи квартир – 80 000 000 руб. Дом вводится в эксплуатацию в зимний период, поэтому работы по благоустройству застройщик будет проводить уже после передачи объекта дольщикам. Сумма будущих расходов, которые рассчитаны по сметной стоимости, – 5 000 000 руб. Экономия застройщика за минусом будущих расходов составит:
100 000 000 – 80 000 000 – 5 000 000 = 15 000 000 руб.
Бухгалтер застройщика отразит операции следующими записями:

Важно знать

Экономия включается в доход застройщика

Возможен и иной вариант. На момент передачи расходов по строительству объекта дольщикам (инвесторам) застройщик не может обосновать необходимую ему сумму под предусмотренные проектом будущие расходы. Тогда налоговики могут посчитать, что застройщик необоснованно уменьшил суммы экономии средств дольщиков (инвесторов) на указанные расходы. В такой ситуации рекомендую включить в экономию всю сумму разницы между средствами, которые получили от дольщиков (инвесторов), и суммой расходов на дату передачи объекта.

Понесенные же впоследствии расходы, связанные с дополнительными работами, застройщик вправе включить в прочие расходы (Дебет 91). В налоговом учете их можно признать экономически обоснованными расходами. Поскольку они связаны с деятельностью, которая направлена на то, чтобы получить доход (п. 1 ст. 252 НК РФ). А значит, учесть в пределах суммы ранее полученной экономии.

Не следует забывать и такой момент. Намерение застройщика произвести необходимые расходы надо обязательно документировать. Ведь в рассматриваемой ситуации возможны налоговые споры. Поэтому в договорах, актах передачи и иных документах, которые застройщик подписывает с дольщиками (инвесторами), надо отразить указанные последующие расходы. Это послужит дополнительным обоснованием позиции застройщика.

После завершения строительства объекта недвижимости и передачи его инвестору застройщик продолжает нести расходы по содержанию объекта, поскольку договоры с поставщиками электроэнергии и коммунальных услуг заключены застройщиком.

Застройщиком согласно п. 16 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством РФ, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В п. 1.4 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (Письмо Минфина России от 30.12.1993 N 160) указано, что под застройщиками понимаются предприятия, специализирующиеся на выполнении функций по организации строительства объектов, контроля над его ходом и ведении бухгалтерского учета производимых при этом затрат. Застройщиками являются, в частности, предприятия по капитальному строительству в городах, дирекции строящихся предприятий, а также действующие предприятия, осуществляющие капитальное строительство. При выполнении строительных работ подрядным способом застройщик по отношению к подрядной строительной организации выступает в роли заказчика.
Отношения, связанные с инвестиционной деятельностью, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории РФ регулируются Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ).
Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики и подрядчики. Инвесторы - это лица, осуществляющие финансирование капитального строительства. Заказчиками согласно ст. 4 Закона N 39-ФЗ являются уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционных проектов. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Подрядчики - лица, выполняющие работы по договору подряда, заключаемому с заказчиками в соответствии с ГК РФ. Следует отметить, что инвесторами, заказчиками и подрядчиками могут быть как физические, так и юридические лица.
Согласно п. 6 ст. 4 Закона N 39-ФЗ субъект инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором и (или) государственным контрактом, заключаемым между ними. Если же заказчик инвестором не является, он наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, установленных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством РФ.
Заказчик и подрядчик являются сторонами договора строительного подряда. Согласно п. 1 ст. 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик - создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Статус заказчика определен также Положением о заказчике-застройщике (едином заказчике, дирекции строящегося предприятия) и техническом надзоре, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 02.02.1988 N 16 (далее - Положение N 16). Заказчик-застройщик распоряжается денежными средствам, выделяемыми на финансирование капитальных вложений, и всеми материальными ценностями, учитываемыми на балансе капитального строительства. Он несет ответственность за ввод в действие в установленные сроки объектов недвижимости, за подготовку их к эксплуатации, определение и соблюдение утвержденной сметной стоимости строительства, договорных цен (не допуская необоснованного их превышения), своевременную поставку оборудования, а также оплату выполненных строительно-монтажных работ и поставляемого оборудования. Положение о заказчике-застройщике содержит также перечень, возлагаемых на него функций.
Итак, строительство объекта недвижимости закончено. В области приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов заказчик, в частности, выполняет следующие функции (п. 3.1.7 Положения N 16):
- представляет необходимые документы приемочной комиссии по законченным строительством объектам;
- участвует в приемке вспомогательных объектов и предъявляет приемочной комиссии законченные строительством и подготовленные к эксплуатации объекты, а также участвует в работе приемочной комиссии;
- несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за приемку в эксплуатацию объектов, построенных с нарушением требований нормативных документов и проектной документации;
- передает после приемки приемочной комиссией эксплуатирующим организациям законченные строительством объекты, проектно-сметную и техническую документацию, разработанную до начала и в процессе строительства, акты рабочей, приемочной комиссии со всеми приложениями;
- передает для эксплуатации законченные строительством и введенные в действие объекты.
Таким образом, учет средств, выделенных на реализацию инвестиционного проекта, приемка законченного строительством объекта у подрядчика, предъявление его к сдаче приемной комиссии и передача построенного объекта инвестору являются обязанностью заказчика.
Напомню, что к законченному строительству согласно п. 3.2.1 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций относятся принятые в эксплуатацию объекты, приемка которых оформлена в установленном порядке.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Это требование является обязательным для всех экономических субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет в соответствии с данным Законом.
Первичные учетные документы составляются при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, то непосредственно после его окончания.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета.
Таким образом, хозяйствующим субъектам предоставлено право выбора в части применения унифицированных форм первичной документации, поскольку их применение обязательным не является.
Практика показывает, что многие организации, в том числе осуществляющие деятельность в строительной отрасли, продолжают применять хорошо знакомые всем унифицированные формы первичных учетных документов, разработанных в свое время Госкомстатом, поскольку это избавляет от дополнительных трудозатрат по разработке собственных форм первичных документов.
Приемка законченных строительством объектов может оформляться первичными учетными документами, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве".
Постановлением N 71а утверждены, в частности, следующие формы документов:
- акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11);
- акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14).
Акт формы N КС-11 применяется как документ приемки законченного строительством объекта всех форм собственности при их полной готовности в соответствии с утвержденным проектом, договором подряда. Перед составлением акта заказчик осуществляет приемку законченного строительством объекта. Подписывается акт представителями исполнителя работ (генерального подрядчика, подрядчика) и заказчика соответственно для исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика. В случаях когда функции заказчика и исполнителя работ - подрядчика выполняются одним лицом, состав подписей определяется инвестором. Вся документация по приемке объекта впоследствии передается заказчиком пользователю объекта.
Акт формы N КС-14 является документом по приемке и вводу законченного строительством объекта производственного и жилищно-гражданского назначения и зачисления его в состав основных средств всех форм собственности, включая государственную (федеральную). Перед составлением акта заказчиком и членами приемочной комиссии осуществляется приемка объекта. Акт подписывается представителями исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика или другим лицом, уполномоченным на это инвестором, соответственно для исполнителя работ (генерального подрядчика) и заказчика. Стоимость выполненных работ указывается в фактически действующих ценах текущего года.
Вся документация по приемке объекта впоследствии передается заказчиком пользователю объекта.
Факт ввода принятого комиссией объекта регистрируется заказчиком (пользователем) объекта в местных органах исполнительной власти в установленном этими органами порядке.
Подтвердить передачу законченного строительством объекта инвестору дополнительно можно актом реализации инвестиционного проекта, унифицированной формы которого нет. Такой акт стороны инвестиционного договора могут разработать самостоятельно, соблюдая положения ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Не забудьте, что форма акта должна содержаться в приложении к приказу по учетной политике организации.
В бухгалтерском учете заказчика передача объекта инвестору будет отражена по дебету счета 86 "Целевое финансирование" и кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".
Объект инвестору передан, заказчик выполнил свои обязательства по инвестиционному договору, но при этом он продолжает нести расходы на содержание объекта, поскольку договоры с ресурсоснабжающими организациями заключены именно им. И именно на его имя будут приходить счета за электроэнергию, воду, тепло и другие ресурсы.
Поскольку данные расходы уже не связаны с деятельностью заказчика, направленной на получение дохода, учесть такие расходы при налогообложении он не сможет, так как признать их экономически обоснованными и соответствующими нормам ст. 252 НК РФ нельзя.
В бухгалтерском учете расходы заказчика на содержание здания после завершения строительства и передачи его инвестору следует отразить как прочие расходы и учесть на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
Между тем, если между заказчиком и инвестором будет достигнуто соглашение о возмещении заказчику инвестором произведенных расходов, покрыть такие расходы можно за счет поступивших средств инвестора. Расчеты при этом целесообразнее отражать на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Расходы на содержание здания заказчик будет нести до тех пор, пока инвестор не перезаключит договоры с энергоснабжающими организациями и коммунальными службами.
Попутно посмотрим, как учитываются затраты на содержание здания у инвестора.
В Письме Минфина России от 26.03.2008 N 03-03-06/1/203 дан ответ на вопрос об учете затрат на коммунальные платежи собственником объекта недвижимости до перезаключения договоров с коммунальными службами. Ссылаясь на ст. 252 НК РФ, Минфин отметил, что в случае отсутствия заключенного договора на оказание услуг расходы на такие коммунальные услуги не могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.
Таким образом, если право собственности на объект будет зарегистрировано, но договоры со снабжающими организациями перезаключены не будут, организация не сможет учесть производимые ею расходы на оплату коммунальных услуг в целях налогообложения прибыли.
Заключение договоров на оказание коммунальных услуг занимает достаточно много времени, и организации - собственники помещений уплачивают коммунальные платежи организациям, предоставляющим услуги, на основании договоров поручительства, заключенных в обеспечение обязательств организации, передавшей объект, по договорам, ранее заключенным данной организацией с коммунальными службами.
В Письме Минфина России от 25.05.2006 N 03-03-04/1/477 даны следующие разъяснения по этому поводу: в соответствии со ст. 361 ГК РФ по договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части.
Пунктом 1 ст. 365 ГК РФ предусмотрено, что к поручителю, исполнившему обязательство, переходят права кредитора по этому обязательству и права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, в том объеме, в котором поручитель удовлетворил требование кредитора.
Таким образом, оплачивая коммунальные услуги, организация-поручитель исполняет обязательства организации - прежнего собственника помещений. По мнению Минфина, такие затраты не являются экономически обоснованными и не учитываются в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций. Расходы по оплате коммунальных услуг не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций до момента заключения соответствующего договора на оказание коммунальных услуг.
А как учитывать затраты на содержание здания в том случае, если заказчик совмещал функции инвестора, строительство объекта закончено, он введен в эксплуатацию, договоры со снабжающими организациями заключены, но право собственности на объект еще не зарегистрировано?
В Письме Минфина России от 17.01.2006 N 03-03-04/1/25 разъясняется, что в соответствии со ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях налогообложения понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
Следовательно, одним из обязательных условий для признания имущества основным средством является подтверждение использования имущества в производстве и реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) или для управления организацией.
Если объект находится в эксплуатации, в то время как пакет документов для государственной регистрации прав на объект формируется, то с учетом требований ст. 252 НК РФ при наличии документов, подтверждающих факт ввода в эксплуатацию основных средств, у налогоплательщика имеются основания для признания расходов, связанных с эксплуатацией объектов основных средств, в составе прочих расходов. При этом понимается, что указанные расходы не учитывались при формировании первоначальной стоимости основных средств.

Сдача и приемка объектов строительства регулируется Строительными нормами и правилами «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (СНиП 3.01.04-87).

По общим правилам приемку законченных строительством объектов от исполнителя работ (генерального подрядчика) производит заказчик (заказчик-застройщик) или уполномоченное инвестором другое лицо в соответствии с условиями договора подряда (контракта) на строительство, которым должны быть регламентированы требования к приемке в соответствии с действующим законодательством. Объекты принимаются в целом, в том числе «под ключ», или по мере завершения отдельных очередей, пусковых комплексов, зданий и сооружений в объеме, предусмотренном в договоре подряда (контракте) на строительство, в соответствии с другими условиями договора. При этом должен оформляться акт приемки законченного строительством объекта (форма №КС-11, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 года №71а).

Заказчик-застройщик может привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), авторов проекта, специализированные фирмы, страховые общества и других юридических и физических лиц, создавая при этом приемочные комиссии. В эти комиссии включаются также и органы госнадзора (пожарного, экологического, санитарно-эпидемиологического, архитектурно-строительного). При этом оформляется акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма №КС-14).

Безусловно, в каждом регионе существуют свои особенности, связанные с приемкой и сдачей инвестору объекта строительства, которые регулируются местным законодательством. При этом местными органами власти зачастую утверждаются свои формы различной документации, связанные с приемкой объекта. Остановимся на этом несколько подробнее, на примере Москвы.

При строительстве в Москве необходимо руководствоваться Московскими городскими строительными нормами «Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (МГСН 8.01. -00), утвержденными постановлением Правительства Москвы от 11 июля 2000 года №530 (далее - Строительные нормы). Этими нормами утверждена специальная форма акта приемки законченного строительством объекта (приложение «К» - 1) и форма акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (приложение «М»), которые обязательны к исполнению. Этими актами оформляется приемка объекта строительства.

Согласно пункту 1.3 и пункту 4.13 Строительных норм, ввод законченного строительством объекта в эксплуатацию производится правовым актом органа городской администрации. Основанием принятия этого документа являются: заявление инвестора, акт приемочной комиссии или двусторонний акт (заказчик - инвестор) и итоговое заключение Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора.

Правовой акт на эксплуатацию объектов государственного и городского заказа принимается только на основании акта приемочной комиссии (п. 4.13 Строительных норм). Таким образом, принятию правового акта органа городской администрации о вводе объекта в эксплуатацию предшествует акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (приложение «М»).

Датой ввода в действие объекта является дата утверждения акта приемочной комиссии. Этот акт должен быть подписан всеми членами приемочной комиссии и утвержден органом, назначившим приемочную комиссию.

При приемке в эксплуатацию объекта без приемочной комиссии датой ввода в действие объекта является дата принятия правового акта на эксплуатацию. Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищного назначения городского заказа предусматриваются особым порядком приемки в эксплуатацию (п. 4.20-4.22 Строительных норм).

Подписание и утверждение акта о приемке и вводе объекта (приложение «М») свидетельствует о его соответствии требованиям законодательства РФ, утвержденной градостроительной и проектной документации, требованиям строительных, санитарных, экологических и других норм. Подтверждением выполнения названных требований является перечень подписанных документов, предъявленных приемочной комиссии по приемке и вводу в эксплуатацию объектов строительства по специальному перечню. Он приведен в приложении «Д». К их числу относятся:

акт приемки подземной части здания (нулевой цикл);

акт приемки мусоропроводов;

акт об обеспечении объекта постоянным (временным) теплоснабжением;

акт приемки отопления;

акт приемки естественной вентиляции;

акт приемки лифтов;

акт об обеспечении объекта водоснабжением и др.

Таким образом, к моменту подписания акта приемки законченного строительством объекта все строительно-монтажные работы, а также работы, связанные с приемкой оборудования и благоустройством территории, предусмотренные в сводном сметном расчете стоимости строительства, должны быть завершены (за исключением сезонных работ, срок выполнения которых может быть перенесен).

Существуют определенные особенности, связанные с приемкой объектов городского заказа или построенных в рамках целевых программ. Такие проекты оформляются инвестиционным контрактом (договором), и соответственно для них заключительным документом, свидетельствующим о завершении строительства (реконструкции) объекта, является акт о результатах реализации инвестиционного проекта. Форма этого документа приведена в приложении №4 к постановлению Правительства Москвы от 18 мая 1999 года №426.

Акт о результатах реализации инвестиционного контракта является документом, на основании которого производится раздел недвижимого имущества и согласовывается сторонами, а также производится оформление имущественных прав сторон.

После подписания указанного акта производится зачисление объекта в состав основных средств и (или) передачи дольщикам.

На практике встречаются ситуации, когда существует разрыв во времени между датой подписания акта приемки законченного строительством объекта и принятия его в эксплуатацию (на основании распоряжения префекта) и датой подписания акта о результатах реализации инвестиционного проекта. Причем в период между подписанием первого и второго документа у заказчика-застройщика могут возникать определенные затраты. Кроме коммунальных платежей, это могут быть отдельные отделочные работы, работы, связанные с благоустройством территории, и прочее. Как правило, в таких случаях речь может идти только о затратах, не предусмотренных в сводных сметных расчетах стоимости строительства. Ведь затраты, предусмотренные в сводных сметных расчетах, должны быть осуществлены до приемки законченного строительством объекта. А затраты, не предусмотренные в сводных сметных расчетах, не включаются в инвентарную стоимость объекта строительства (п. 3.1.7 Положения №160). Вместе с тем, согласно пункту 7 ПБУ 2/94, в состав затрат по строительству объектов у застройщика включаются также ожидаемые расходы (обязательства), связанные со строительством и его финансированием, которые застройщик будет производить в соответствии с договором на строительство после окончания строительства объекта и ввода его в эксплуатацию или сдачи инвестору. Для произведения таких расходов должно быть убедительное обоснование. Поэтому, если возникает необходимость в таких затратах, то в договоре между заказчиком и инвестором (или дополнительном соглашении к нему) следует прописать порядок их возмещения. На наш взгляд, произвести такое возмещение можно за счет всех соинвесторов пропорционально долям распределяемых между ними площадей (за исключением случаев, когда некие затраты приходятся исключительно на определенные объекты по согласованию с конкретным дольщиком).

ООО является заказчиком-застройщиком строительства жилого дома, функции генерального подрядчика не выполняет. Строительство объекта ведется с 2015 года. Срок окончания строительства жилого дома и сдача его в эксплуатацию планируются в IV квартале 2016 года. Реализация объекта осуществляется путем привлечения участников по договорам долевого участия. Оставшуюся часть квартир планируется реализовать после ввода объекта в эксплуатацию и регистрации права собственности путем заключения договоров купли-продажи. Согласно действующему законодательству (ст. 755 ГК РФ) срок гарантийных обязательств застройщика составляет не менее 5 лет с момента ввода объекта в эксплуатацию. Затраты на строительство учитываются на счете 08.
Имеет ли право заказчик-застройщик создавать в бухгалтерском учете резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание в случае передачи квартир дольщикам и покупателям по договорам купли-продажи? Как отразить создание резерва на предстоящие расходы по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию в случае возможности его создания?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Расходы, производимые после получения разрешения на ввод в эксплуатацию по мере передачи квартир покупателям по договорам купли-продажи могут быть признаны в составе оценочных обязательств.
По аналогичным расходам, производимым при передаче квартир дольщикам, в бухгалтерском учете у организации отсутствуют основания для формирования оценочного обязательства, связанного с расходами на гарантийный ремонт.

Обоснование позиции:

Гражданско-правовые аспекты

Правоотношения по реализации квартир по договорам купли-продажи регулируются нормами РФ о договорах купли-продажи, а также РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I).
В силу ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Причем продавец отвечает за качество товара в любом случае, независимо от того, прописано данное условие в договоре или нет.
Гарантия качества может быть предусмотрена договором ( ГК РФ). В таком случае продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий требованиям, которые предъявляются к его качеству в течение определенного времени (гарантийного срока), закрепленного договором.
Руководствуясь ГК РФ, покупатель, обнаружив недостатки приобретенного товара, которые не были оговорены заранее, имеет право требовать соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Соответственно, нормами ГК РФ обязанность по безвозмездному устранению недостатков товара в пределах гарантийного срока возложена на продавца, который и несет соответствующие расходы, связанные с исполнением обязанности в рамках гарантийного обслуживания.
В силу Закона N 2300-1 потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 названного Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.
Если на товар (в рассматриваемом случае - квартиры) установлен гарантийный срок, то покупатель при обнаружении недостатков в пределах этого срока вправе предъявить требования ( ГК РФ), в частности, о незамедлительном безвозмездном устранении этих недостатков ( ГК РФ и Закона N 2300-1).
Участник долевого строительства вправе предъявить застройщику требования в связи с ненадлежащим качеством объекта при условии, что такое качество выявлено в течение гарантийного срока ( Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ)). Этот срок устанавливается договором и не может составлять менее пяти лет. Он исчисляется со дня передачи объекта участнику (если иное не предусмотрено договором) ( Закона N 214-ФЗ).
Согласно ГК РФ подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. При обнаружении в течение гарантийного срока недостатков заказчик должен заявить о них подрядчику в разумный срок ( ГК РФ).
В то же время затраты, связанные с гарантией надлежащего качества строительства, в конечном счете несет подрядчик, даже если участник долевого строительства предъявил претензии по качеству объекта строительства заказчику-застройщику ( ФАС Северо-Кавказского округа от 27.06.2013 N Ф08-3177/13 по делу N А53-25840/2012).
Следовательно, обоснованные предвиденные расходы по гарантийным обязательствам возникают только у генерального подрядчика и у субподрядчиков ( ВАС РФ от 16.01.2012 N ВАС-17150/11, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2012 N 18АП-4700/12).

Бухгалтерский учет

Резерв на гарантийный ремонт является оценочным обязательством, порядок учета которого регулируется нормами ПБУ 8/2010 "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (далее - ПБУ 8/2010).
Согласно п. 4 ПБУ 8/2010 оценочное обязательство - это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения, которое может возникнуть:
а) из норм законодательных и иных нормативных правовых актов, судебных решений, договоров;
б) в результате действий организации, которые вследствие установившейся прошлой практики или заявлений организации указывают другим лицам, что организация принимает на себя определенные обязанности и, как следствие, у таких лиц возникают обоснованные ожидания, что организация выполнит такие обязанности.
В соответствии с п. 5 ПБУ 8/2010 оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете при одновременном соблюдении следующих условий:
а) у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать. В случае, когда у организации возникают сомнения в наличии такой обязанности, организация признает оценочное обязательство, если в результате анализа всех обстоятельств и условий, включая мнения экспертов, более вероятно, чем нет, что обязанность существует;
б) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;
в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.
Расходы, производимые после получения разрешения на ввод в эксплуатацию по мере передачи покупателям по договорам купли-продажи, на наш взгляд, могут быть признаны в составе оценочных обязательств.
Согласно п. 15 ПБУ 8/2010 оценочное обязательство признается в бухгалтерском учете организации в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству.
На основании п. 16 ПБУ 8/2010 величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также при необходимости мнений экспертов. Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки. При этом согласно п. 7 ПБУ 8/2010 вероятность уменьшения экономических выгод оценивается по каждому обязательству в отдельности, за исключением случаев, когда по состоянию на отчетную дату существует несколько обязательств, однородных по характеру и порождаемой ими неопределенности, которые организация оценивает в совокупности.
В Приложении N 2 к ПБУ 8/2010 приводится пример расчета оценочных обязательств по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (Пример 3).
Дополнительно отметим, что согласно п. 20 ПБУ 8/2010, если предполагаемый срок исполнения оценочного обязательства превышает 12 месяцев после отчетной даты или меньший срок, установленный организацией в учетной политике, такое оценочное обязательство оценивается по стоимости, определяемой путем дисконтирования его величины (по приведенной стоимости).
Поскольку нормами ПБУ 8/2010 не установлено конкретной методики определения величины оценочного обязательства, то в целях сближения бухгалтерского и налогового учета в данном случае при определении величины резерва на гарантийный ремонт можно использовать методику его расчета, установленную нормами налогового законодательства ( НК РФ). Соответствующие положения нужно закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Формирование резерва в этом случае отражается проводкой:
Дебет 20, 23, 29 Кредит 96.
В отношении квартир, передаваемых дольщикам, отметим следующее. Как было указано выше, затраты, связанные с гарантией надлежащего качества строительства, в конечном счете несет подрядчик, поэтому полагаем, что у организации заказчика-застройщика строительства жилого дома, не выполняющей функции генерального подрядчика, отсутствуют основания для формирования оценочного обязательства, связанного с расходами на гарантийный ремонт при передаче квартир дольщикам.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Каратаева Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 9

Специалисты в области налогообложения традиционно считают учет в строительстве сложным. Приведем одну из таких неоднозначных ситуаций. Процесс строительства закончен. Здание введено в эксплуатацию. Оформлены все необходимые документы. Однако это совсем не означает, что проблемы остались в прошлом. В большинстве случаев происходит так, что после ввода в эксплуатацию построенного объекта СМР продолжают осуществляться. Причины здесь могут быть разными: работы по благоустройству территории или, например, по наладке сложной системы видеонаблюдения, которые к моменту сдачи объекта (зимой) не были выполнены в силу технологических причин и должны производиться в теплое время года, а также устранение недостатков и недоделок, выявленных при приемке объекта, и др.

Учету расходов в случаях, когда выполнение работ, например по монтажу системы видеоконтроля, предусмотрено проектом строительства здания, и посвящена данная статья. В ней даны ответы на вопросы о том, нужно ли увеличивать первоначальную стоимость готового объекта? Если да, то как быть с налогом на имущество? Если нет, можно ли уменьшить прибыль на сумму произведенных после ввода затрат? Как обосновать дополнительные расходы, чтобы избежать претензий налоговиков?

Некоторые специалисты предлагают решать проблему учета "опоздавших" расходов путем создания в бухгалтерском учете резерва предстоящих расходов. В этом случае создание резерва в сумме, заложенной в смете, необходимо отразить проводкой Дебет 08 Кредит 96. Соответственно, принятие объекта недвижимости к учету отражается в общеустановленном порядке: Дебет 01 Кредит 08.

Произведенные после ввода здания в эксплуатацию затраты будут списываться уже не на счет 08-3 "Строительство объектов основных средств", а за счет сформированного резерва, то есть по дебету счета 96 "Резервы предстоящих расходов". После выполнения сезонных работ по монтажу системы видеонаблюдения бухгалтер должен скорректировать размер резерва. Если фактические расходы окажутся меньше плановых, то производится запись Дебет 91-2 Кредит 96, в противном случае (если фактические расходы превысили запланированный уровень) корректировка отражается обратной проводкой Дебет 96 Кредит 91-1.

В связи с тем что гл. 25 "Налог на прибыль" НК РФ создание таких резервов не предусмотрено и в первоначальную стоимость объекта основных средств можно включить только фактически понесенные затраты, эти специалисты настаивают на списании таких расходов за счет средств, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

На наш взгляд, руководствуясь этими рекомендациями, бухгалтер в дальнейшем может столкнуться с неблагоприятными последствиями. При проверке налоговый инспектор может предъявить претензии по налогу на имущество. Ведь первоначальная стоимость здания сформирована не точно, так как на счет 01 зачислены не только фактические расходы по строительству, но и некая плановая цифра резерва. Кроме того, нет уверенности в том, что инспектор, обнаружив во время проверки акты приемки от подрядчика смонтированной системы видеонаблюдения, но не найдя такого объекта на счете 01, опять же не предъявит организации претензий о занижении налога на имущество.

Также неясно, как применить налоговый вычет по НДС со стоимости работ по монтажу, если налог был предъявлен подрядчиком до 1 января 2006 г.? Пункт 5 ст. 172 НК РФ (в ред. до принятия Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) устанавливал, что вычеты производятся по мере постановки на учет соответствующих объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента начала начисления амортизации в налоговом учете. Получается, что если расходы организация спишет за счет средств, не уменьшающих налогооблагаемую базу, то и вычет по НДС невозможен.

И, наконец, почему организация не может учесть расходы на создание системы видеонаблюдения для целей налогообложения прибыли? При условии документального подтверждения расходов (смета, договор, акты сдачи-приемки выполненных работ) они могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, так как их экономическая обоснованность очевидна, ведь они произведены в целях обеспечения безопасности и сохранности имущества. Получается, что проблема лишь в том, чтобы найти правильный вариант их списания.

Что можно предложить в качестве альтернативы?

Стоимость системы видеонаблюдения или иные аналогичные расходы бухгалтер может отразить в учете в качестве самостоятельного объекта основных средств. Ведь все условия, необходимые для признания актива таким объектом, которые перечислены в п. 4 ПБУ 6/01 <1>, соблюдаются:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

<1> Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Таким образом, в холодное время года бухгалтер примет к учету здание по сумме собранных на тот момент по дебету счета 08-3 затрат, а позднее оприходует систему видеонаблюдения по фактическим расходам. В данном случае его не должно смущать, что в смете на строительство здания предусмотрена общая сумма расходов. Такая возможность предоставлена п. 6 ПБУ 6/01, которым установлено, что в случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Поэтому действия бухгалтера будут вполне соответствовать требованиям ПБУ 6/01, поскольку очевидно, что сроки полезного использования системы видеонаблюдения и здания не совпадают. Ввод обоих объектов в эксплуатацию оформляется в общеустановленном порядке с использованием утвержденных Госкомстатом унифицированных форм первичных документов. В данном случае первоначальная стоимость этих объектов основных средств будет действительно включать все фактические расходы, связанные с их созданием, следовательно, налоговая база по налогу на имущество искажаться не будет. Соответственно, у налоговиков не будет повода (даже формального) исключить НДС из состава налоговых вычетов.

Для целей налогообложения прибыли проблема учета "опоздавших" расходов решается аналогично. Построенное здание и смонтированная позже система видеонаблюдения будут отдельными объектами амортизируемого имущества. Обратимся к соответствующим нормам гл. 25 НК РФ. Амортизируемым признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой), используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым является имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Под основными средствами в целях настоящей главы понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией (п. 1. ст. 257 НК РФ). На наш взгляд, система видеонаблюдения вполне соответствует этим определениям, значит, бухгалтер вправе списать произведенные расходы посредством начисления амортизации.

К сведению: п. 5.3.1 Инструкции N 123 <2> предусмотрено, что не включается во введенные в действие основные фонды (и в выполненные капитальные вложения) стоимость предусмотренных сметой, но не выполненных работ и не произведенных затрат. Стоимость этих работ и затрат включается во введенные в действие основные фонды только после их фактического выполнения на основании актов приемки выполненных работ, оформленных в установленном порядке. Следовательно, при заполнении форм статистической отчетности фирма не учитывает суммы затрат, которые будут произведены позднее.

<2> Инструкция по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденная Постановлением Госкомстата от 03.10.1996 N 123.

Итак, мы рассмотрели учет "опоздавших" расходов при строительстве недвижимости для собственных нужд (хозяйственным или смешанным способом - с привлечением подрядчика). В случае, когда инвестор, заказчик-застройщик и подрядчик - разные юридические лица, эти расходы учитываются аналогично. Передача готового объекта инвестору в зимнее время года производится и оформляется в обычном порядке по фактически осуществленным затратам. При этом у заказчика-застройщика по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" может числиться остаток средств, предназначенных для финансирования работ по монтажу системы видеонаблюдения. После выполнения данных работ подрядной строительной организацией заказчик-застройщик передаст их результат инвестору (соответственно, "закрыв" сальдо на счете 86). Бухгалтер организации-инвестора эту систему примет к учету в качестве самостоятельного объекта основных средств и будет списывать расходы на ее создание и в бухгалтерском, и в налоговом учете через амортизацию.

Обратите внимание: вышеизложенными рекомендациями нельзя руководствоваться в случае, если работы, производимые после ввода в эксплуатацию, связаны с устранением претензий инвестора к качеству СМР или недоделок, выявленных при приемке построенного объекта. Данная ситуация также является широко распространенной. Однако это уже совсем другая история.

В заключение отметим, что возможность рассмотренного нами распределения общей суммы предусмотренных проектом расходов на два или несколько объектов основных средств допускают и сотрудники Минфина России. Так, в Письме от 30.05.2006 N 03-03-04/1/487 сказано, что даже если проектом строительства торгового центра предусмотрено создание подъездных путей, стоянок для автотранспорта и т.д., то эти затраты нельзя включать в первоначальную стоимость магазина. Иными словами, финансисты рекомендуют учитывать созданные объекты обособленно. Однако учет расходов на благоустройство территории отличается от вышеописанного подхода к отражению операций по монтажу системы видеонаблюдения и требует детального рассмотрения. Поэтому анализировать нюансы бухгалтерского учета и налогообложения этих расходов мы будем в отдельной статье в следующем номере нашего журнала.

Т.Ю.Кошкина

Редактор журнала

"Строительство: бухгалтерский учет

и налогообложение"