Железнодорожные профессии. Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе – ЧИК и – ЩИК имен существительных

Тема: Буквы Ч и Щ в суффиксе –ЧИК и – ЩИК имен существительных.

Цели :

Формировать навык правильного написания в именах существительных суффиксов - чик и - щик. Развивать навыки правильного написания суффиксов - чик и - щик. Развивать навыки написания творческих работ. Способствовать обогащению словарного запаса учащихся, воспитанию интереса к истории и культуре русского народа (народов, живущих на территории Кольского полуострова).

Тип : урок формирования новых знаний, умений, навыков.

Форма : слово учителя, эвристическая беседа.

Метод : наблюдение, сравнительный анализ.

Оборудование, наглядность : раздаточный материал, карточки с предметами, изображающими изучаемые понятия, компьютерная презентация с интерактивными заданиям.

Ход урока.

Организационный момент, сообщение темы и целей урока. Говори правильно. Расставьте ударение в словах: бензопровод, газопровод, нефтепровод, путепровод. Как называются такие слова? От чего зависит выбор соединительной гласной О или Е? Запишем новое слово: копировать. Оно имеет два значения (ученик называет два значения слова). Словарь: профессия, арматура, бетон. Подчеркиваем непроверяемые гласные и согласные в корне слов и послушаем сообщения учеников о лексическом значении слов профессия и арматура (см. приложение).

Составьте предложение, в котором два - три слова будут присутствовать. Н-р, Он по профессии строитель, по специальности – арматурщик (или бетонщик).

Используем метод наблюдения над языковым материалом. Наблюдение за суффиксами имен существительных (лучше с использованием интерактивной доски):

Водопроводчик забойщик

Летчик фонарщик

Грузчик часовщик

Разносчик прицепщик

Перебежчик съемщик

Прочитайте. Что обозначают данные существительные? Кого называют? (Это существительные, называющие лиц по профессии, по роду занятий). В каком столбике написаны слова с суффиксом – чик? – щик? После каких согласных пишется буква Ч в суффиксе – ЧИК? Буква щ в суффиксе – ЩИК?

Вывод : после букв Д-Т, З-С, Ж в суффиксе существительных – ЧИК (-ЩИК) пишется буква Ч, в остальных случаях пишется буква Щ.

Совершенствование практических умений и навыков.

1)В составленном выше предложении найти слово (а) с изучаемой орфограммой и объяснить написание (устно). Перед суффиксом нет букв Д-Т, З-с, Ж. Значит, пишем букву Щ в суффиксе - ЩИК.

2) Упр. 221. Найти изучаемую орфограмму, графически обозначить условия выбора орфограммы. Каждому – по два слова.

3) Образуйте при помощи суффиксов –ЧИК, - ЩИК имена существительные со значением лица от данных слов. Каким способом они образованы?

Баня, барабан, возит, добыча, камень, объезд, перевод, переписка, переплет, рассказ, учет, стекло.

А вы какие можете назвать?

Назовите существительные, называющие лиц по профессии, в которых есть суффиксы –ЧИК или – ЩИК.

Поезд водит …машинист

Пашет в поле…тракторист

Самолетом правит…летчик

Клеит книжки…переплетчик

В школе учит нас…учитель

Строит здания…строитель

Красит стены нам …маляр

Столы делает …столяр

Песни нам поет…певец

Торговлей занят…продавец

На станке ткет ткани…ткач

От болезней лечит… врач

Лекарство выдаст нам…аптекарь

Хлеб испечет в пекарне..пекарь

Нарисует нам…художник

Сапоги сошьет…сапожник

Стекло заменит вам…стекольщик

В забое трудится…забойщик

С другого языка переведет…переводчик

Исправит кран…водопроводчик

Часы починит…часовщик

Грузит краном…крановщик

Рыбу ловит нам …моряк

Служит на море…моряк

В машине возит груз…шофер

Хлеб убирает…комбайнер

Главный в поле…агроном

Знает звезды…астроном

В доме свет провел…монтер

В шахте трудится…шахтер

В жаркой кузнице…кузнец

Кто все знает – молодец.

Выпишем существительные с суффиксами –ЧИК и –ЩИК: летчик, переплетчик, стекольщик, забойщик, переводчик, водопроводчик , часовщик, крановщик. Обозначьте условия выбора букв Ч или O в суффиксе –ЧИК (-ЩИК).

5) Такие профессии как переписчик, художник, переплетчик напрямую связаны с книгой. Послушаем сообщение об одном интересном выражении, которое объединяет эти профессии и книги.

6) Использование РНК на уроке. Профессии, только что вами перечисленные, общеизвестны. Но есть такие, названия которых мы практически не знаем. Так, род занятий жителей Кольского полуострова породил такие «морские специальности»:

корщик – управляющий ходом лодки;

торщик – тот, кто занимается промыслом тюленей в период их скопления на торосе;

удебщик – удильщик рыбы.

Что объединяет эти слова? Какой суффикс пишем? Почему? (компьютерная презентация)

7)Кроссворд « Профессии».

1. Железнодорожник, обслуживающий прицеп вагонов.

2. Военнослужащий, в обязанности которого входит разведка данных о противнике.

3. Железнодорожник, который обходит пути.

4. Рабочий, фасующий товар.

5. Специалист по переводам с одного языка на другой.

6. Рабочий, который занимается сваркой металлических частей.

7. Железнодорожник, в обязанности которого входит проверка цельности и смазка колес.

8. Типографский рабочий, делающий переплеты у книг.

9. Рабочий на лесопильной фабрике.

Кроссворд «Профессии»

Домашнее задание. Упр. 225 (для тех, кто не все задания успешно выполнил) и творческое задание для тех, кто справился с заданиями и отгадал кроссворд: составить текст по данному началу, используя существительные с суффиксами –ЧИК и –ЩИК. Много на свете разных профессий. Каждая нужна и важна людям…

Приложение

Профессия и специальность.

Профессия – более общее понятие, чем специальность.

Профессия – это род занятий, определенная форма трудовой деятельности.

Специальность – сумма знаний, навыков, которые приобрел человек.

Люди одной профессии могут иметь разные специальности.

Например, «она врач по профессии, хирург по специальности»,

Или «он по профессии строитель, по специальности – бетонщик (или каменщик).

Арматура – 1. Вспомогательные устройства и детали, необходимые для обеспечения работы основного оборудования. 2. Стальной каркас железобетонных конструкций.

Арматурщик – строительный рабочий, специалист по сооружению арматуры.

Забой – постепенно продвигающаяся в ходе работ поверхность горной выработки.

Забойщик – горнорабочий, работающий в забое.

Часто говорят: «Я прочитал книгу от доски до доски». От этого выражения веет глубокой древностью.

В старину над книгой работали переписчики, художники и переплетчики. В основу переплета в древности клали доску. Ее обтягивали кожей, тканью, иногда парчой или бархатом. Особенно ценные книги украшались жемчугом, серебром, золотом.

Тот, кому интересна книга, прочитает ее от доски до доски, то есть от начала до конца.

Высокое звание - железнодорожник

По данным статистики перевозку 40 % пассажиров и около 80% грузов по России осуществляет железнодорожный транспорт. Территория нашей страна огромная и есть такие районы, в которых передвижение из одной точки в другую возможно чуть ли не единственным способом — по железной дороге. Важность российских дорог трудно переоценить. Они занимают главные позиции в осуществлении пассажира и грузооборота. Высокий уровень техническому состоянию железнодорожного полотна и подвижного состава обеспечивают специалисты и рабочие высокой квалификации, трудящиеся на железной дороге. Представители профессии железнодорожника не только отвечают за её работоспособность, но и создают пассажирам безопасное передвижение.
Выбирая эту профессию молодые люди должны быть готовы, не смотря ни на какие трудности, выполнять её качественно. Ведь безопасность пассажиров напрямую зависит от технического состояния подвижного состава и железнодорожных магистралей. Поэтому, в этой статье мы рассказываем вам не только про положительные моменты и особенности профессиональной деятельности железнодорожников, но и об обратной стороне этой работы.

Кто такой железнодорожник?

Представители рабочих специальностей и инженеры разной специализации, сопричастные с железнодорожным транспортом, объединены общим названием - железнодорожник. Именно от их усилий зависит эффективность работы всех составляющих частей железнодорожной инфраструктуры.
Словосочетание «железная дорога» (дорога изготовленная из железа) дало название профессии и комплексной вертикально интегрированной компании. РЖД - государственное предприятие, вооружённое всеми современными средствами техники, позволяющими в заданные сроки доставить к месту назначения грузы и пассажиров.
Изобретение паровоза и строительство в Англии первой железной дороги общего пользования послужило началом появления новой профессии - железнодорожник. В России первая железная дорога, соединившая Царское Село и Петербург, была проложена в 1837 году. Длина её рельсового пути составляла всего 27 км. С дальнейшим стремительным развитием железных дорог, Россия вышла на второе место по протяжённости железнодорожных магистралей в мире.
С профессией проводника и машиниста локомотива знакомы все, кто хоть раз проехал в вагоне поезда. Но система железных дорог не сможет функционировать и без деятельности узких специалистов, неизвестных многим пассажирам: без строителей, сооружающих железнодорожные магистрали, путевых обходчиков, электромехаников, следящих за бесперебойной работой устройств СЦБ, станционных дежурных, начальника состава, поездного диспетчера и ведомственных сотрудников РЖД.
Обязанности работников всех подразделений и ведомств железных дорог разработаны в соответствии с направлением деятельности и строго выполняются. В обязанности железнодорожников — машинистов локомотива и проводников входит обеспечение безопасности и комфорта пассажирам, поддержания подвижного состава в чистоте, соблюдение графика и точное следование по заданному пути, путевого обходчика — регулярный осмотр железнодорожных путей, так как он отвечает за их состояние, поездного диспетчера — координация движения поездов в границах определённого участка. Но, какие бы обязанности не выполнял каждый железнодорожник, он прилагает все усилия, для безопасности перевозок и соблюдения расписания движения поездов.

Особенности характера железнодорожника

Надёжность и полная безопасность передвижения, а так же сохранность грузов и багажа напрямую зависит от работы железнодорожника и его личностных качеств. Сотрудники всех подразделений железной дороги должны быть ответственными, внимательными и аккуратными. Большинство специалистов обладают:
Коммуникабельностью;
наблюдательностью;
способностью работать в условиях многозадачности;
психологической устойчивостью к стрессам;
бдительностью;
находчивостью;
верностью принятым обязательствам;
осмотрительностью;
техническим складом ума;
надёжностью при исполнении работы;
хорошим слухом и зрительным восприятием;
развитой координацией движения.
Кроме того, железнодорожники должны быть выносливыми и иметь хорошее здоровье. Что бы стать настоящим профессионалом, будущие работники железной дороги изучают законы физики, операции слесарного дела, систему сигналов общей и пожарной безопасности, конструкцию локомотивов, вагонов и их узлов, правила техники безопасности, компьютерные программы и многое другое.

Выгода и превосходство профессии железнодорожника

Российский железнодорожный транспорт продолжает активно развиваться, и чтобы обслуживать ежегодно увеличивающийся груза - и пассажиропоток потребуется ещё большее количество квалифицированных сотрудников. Вот поэтому именно востребованность является основным преимуществом профессии железнодорожника.
С должным уважением относятся в обществе и на уровне правительства к деятельности железнодорожников, понимая всю важность и значимость их работы. Труд железнодорожников вполне достойно оплачивается. Их средняя зарплата в месяц составляет 40 - 50 тыс. рублей, плюс премии за высококачественный и плодотворный труд. Железнодорожники так же пользуются различными льготами, например, получением путёвок в санаторий, бесплатным проездом в электропоездах и др.

Железнодорожник - это обобщающее понятие всех специалистов, которые работают на железной дороге: машинист локомотива, диспетчер, дежурный по станции, электромеханик, путевой обходчик.

Первые поезда в России появились более 200 лет назад. На сегодняшний день общая протяженность путей в нашей стране составляет 120 тыс. км. Это третье место после США и Китая. Не удивительно, что специалисты данной отрасли пользуются стабильным спросом на рынке труда.

Работа на железной дороге весьма разнообразна. Это и тяжелый физический труд по ремонту и строительству путей, и квалифицированная деятельность машинистов. Зарплата зависит от обязанностей, опыта и профессионализма специалиста.

Где учиться на железнодорожника

Освоить профессию железнодорожник можно в специализированных техникумах по окончанию школы. Если Вы хотите продвигаться по карьерной лестнице, тогда нужно поступать в университет и получать высшее образование.

Профессия предполагает выносливость и крепкое здоровье. Поезда ходят в любую погоду и на рабочем месте всегда находятся люди, обеспечивающее бесперебойное железнодорожное сообщение.

Рассмотрим основные требования к специалисту:

  • Ответственность . Ежедневно на поездах передвигается огромное количество людей. Сотрудники ведомства должны обеспечить безопасность пассажиров.
  • Внимательность . Не менее важное качество, которое помогает избежать аварий и непредвиденных ситуаций.

Зарплата железнодорожника

Зарплата железнодорожника зависит от квалификации специалиста и колеблется в диапазоне от 18 до 65 тыс. рублей. Исследования рынка труда показали, что самые высокие зарплаты готовы предложить работодатели Московской области:

Не пропустите:

Если Вы пишите сочинение на тему моя профессия железнодорожник, обязательно ознакомьтесь с интересными фактами:

  • в Перу поезда курсируют на высоте 3,5 км. В этих условиях дышать затруднительно и пассажирам выдают кислородную подушку;
  • первые три дня после открытия железной дороги в России проезд был бесплатным. Дело в том, что пассажиры не хотели садиться в «железного монстра»;
  • во Франции нельзя целоваться на вокзале. Запрет связан с задержками, которые провоцировали влюбленные пары;
  • первый паровоз в России ездил со скоростью 15 км/ч.

Согласно статистическим данным на долю железнодорожного транспорта в России приходится более 40% пассажирооборота и около 80% всего грузооборота страны. В некоторых же случаях железнодорожное сообщение является едва ли не единственной возможностью добраться из одной точки в другую. А это значит, что российские железные дороги играют ключевую роль в осуществлении грузо- и пассажироперевозок, а железнодорожники – в поддержании работоспособности железных дорог.

Согласно статистическим данным на долю железнодорожного транспорта в России приходится более 40% пассажирооборота и около 80% всего грузооборота страны. В некоторых же случаях железнодорожное сообщение является едва ли не единственной возможностью добраться из одной точки нашей необъятной Родины в другую. А это значит, что российские железные дороги играют ключевую роль в осуществлении грузо- и пассажироперевозок, а представители профессии железнодорожника – в поддержании работоспособности железных дорог.

Сразу отметим, что от профессионализма и уровня квалификации железнодорожников зависит не только состояние железнодорожного полотна и подвижного состава, но и безопасность пассажиров. Поэтому выбирать эту профессию необходимо только тем, кто готов качественно выполнять свою работу, несмотря на все ее особенности и недостатки. А вот о том, какие "подводные камни" могут встретиться на профессиональном пути железнодорожника, мы расскажем в рамках этой статьи.

Кто такой железнодорожник?


– обобщенное название разных специалистов и представителей рабочих профессий, так или иначе имеющих отношение к железнодорожному транспорту, и обеспечивающих эффективную работу железнодорожной инфраструктуры.

Название профессии произошло от устойчивого сочетания слов "железная дорога" (то есть, дорога, вымощенная железом), которым принято называть комплексное транспортное предприятие, которое имеет все технические средства, позволяющие обеспечивать перевозки пассажиров и грузов. Первые железнодорожники появились одновременно с изобретением паровоза и появлением первых железных дорог общественного пользования. Становление профессии в России стало возможным в 1837 году, когда между Петербургом и Царским Селом была построена первая в стране железная дорога, протяженностью 27 километров. Кстати, по протяженности железнодорожного полотна Россия сегодня занимает второе место в мире (первое место принадлежит США).

Принято считать, что к профессии железнодорожника имеют отношение только проводник и машинист локомотива. На самом же деле узких специализаций у этой профессии намного больше: это и начальник состава, и дежурный по станции, и путевой обходчик, и поездной диспетчер, и электромеханик СЦБ (устройств сигнализации, централизации и блокировки), и строители, прокладывающие железнодорожные пути, и сотрудник ведомства РЖД.

Не сложно догадаться, что обязанности железнодорожника целиком и полностью зависят от направления деятельности. Например, машинист локомотива и проводник обеспечивают безопасность и комфортность перевозок, поддерживают чистоту подвижного состава, придерживаются графика и пути следования. Путевой обходчик отвечает за состояние железнодорожного полотна, а поездной диспетчер руководит движением поездов в пределах своего участка. Но в любом случае, каждый железнодорожник обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы перевозки по железной дороге были безопасными, а поезда приходили строго по расписанию.

Какими личностными качествами должен обладать железнодорожник?

Так как от работы железнодорожника зависит безопасность большого количества людей или сохранность большого объема грузов, представители этой профессии, прежде всего, должны обладать такими личностными качествами, как внимательность, ответственность и аккуратность. Кроме того, для большинства специальностей этой профессии характерны:


Очень важны в работе железнодорожника выносливость и хорошее здоровье. Также нельзя не сказать и о профессиональных знаниях и навыках, среди которых особого внимания заслуживают: физика, слесарное дело, система специальных сигналов, используемых на железной дороге, конструктивные особенности тепло- или электровозов, их узлов и вагонов, требования техники безопасности, навыки работы с компьютером и многое, многое другое.

Преимущества профессии железнодорожника

Принимая во внимание тот факт, что протяженность российских железнодорожных магистралей составляет порядка 85 тысяч километров, а РЖД является крупнейшим работодателем России (по состоянию на конец 2013 года занятыми в РЖД числилось более 880 тысяч человек), можно смело заявить, что основным преимуществом профессии железнодорожника является востребованность. Ведь железная дорога в России, как и раньше, продолжает активно развиваться, и для обслуживания увеличивающегося с каждым годом грузо- и пассажиропотока требуется все большее и большее количество квалифицированных специалистов.

Важность и значимость работы железнодорожников понимают не только в обществе, которое относится к "повелителям" железных дорог с должным пиететом, но и на правительственном уровне. Проявляется это понимание в виде вполне достойного уровня зарплат (среднемесячная зарплата железнодорожника в России составляет порядка 40-50 тысяч рублей, плюс надбавки за качественную и результативную работу), и различных льгот (в том числе, путевки в санатории и бесплатный проезд в электропоездах).

Отметим, что некоторые специальности профессии (например, проводник или работник железнодорожных касс), помимо официальной зарплаты, имеют большие возможности для дополнительных заработков (не совсем честных, но все-таки). Россиянам хорошо известно, что за определенное вознаграждение с проводником можно передать посылку, а материальная благодарность пассажира самым волшебным образом помогает кассиру найти билеты даже на те поезда, мест в которых уже вроде бы как и нет.

Недостатки профессии железнодорожника


Но не стоит думать, что высокую зарплату работникам железной дороги платят за "красивые глазки". Если рассмотреть все недостатки профессии железнодорожника , то можно понять, что зарплата не такая уж и высокая. Конечно же, перечислить все недостатки каждой из специальностей железнодорожника в рамках одной статьи невозможно. Поэтому мы перечислим только основные, характерные для большинства из них.

  • Во-первых, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров: например, отсутствие даже одной соединительной детали в рельсах может стать причиной катастрофы и огромного количества жертв, а несоответствие вагона санитарным нормам – массового заболевания пассажиров.
  • Во-вторых, сложные условия труда: работники железной дороги работаю при любых погодных и климатических условиях, днем и ночью, в праздники и выходные.
  • В-третьих, поступить в железнодорожные учебные заведения, чтобы стать квалифицированным специалистом, очень сложно. Мало того, что абитуриентам приходится "преодолевать" большой конкурс, так еще и бороться за право поступления им предстоит с потомственными железнодорожниками (что, согласитесь, дает последним явные преимущества).

Где можно получить профессию железнодорожника?

Получить профессию железнодорожника можно в любом учебном заведении России (независимо от уровня аккредитации), которое специализируется на подготовке квалифицированных работников железнодорожного транспорта. Выбор же учебного заведения целиком и полностью зависит от того, какую специальность вы хотите освоить. Например, чтобы стать специалистом по безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта или электроснабжению железных дорог, то необходимо выбирать один из ведущих железнодорожных ВУЗов России , ТОП-5 которых выглядит следующим образом:

  • Санкт-Петербургский государственный университет путей сообщения;
  • Московский государственный университет путей сообщения;
  • Забайкальский институт железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения;
  • Дальневосточный государственный университет путей сообщения;
  • Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Если же вас прельщает романтика работы проводника или машиниста локомотива, то местом вашего обучения может стать один из лучших железнодорожных техникумов или колледжей России , в число которых входят:

  • Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта;
  • Санкт-Петербургский электромеханический техникум железнодорожного транспорта;
  • Рязанский колледж железнодорожного транспорта;
  • Московский колледж железнодорожного транспорта;
  • Нижегородский техникум железнодорожного транспорта.