Жидкостное образование правого яичника. Лечение кисты яичника

К сожалению, все чаще ультразвуковая диагностика органов малого таза показывает образование на яичнике у женщин (объемное, полостное, неоднородное и т. д.). Может быть обнаружено как на одном придатке, так и на обеих сразу.

Яичники – парный орган женской репродуктивной системы. Различные заболевания, в том числе и опухолевидные новообразования, являются частой причиной проблем с зачатием и невынашиванием плода.

В зависимости от течения и опасности для жизни женщины выделяют доброкачественные и злокачественные образования в правом яичнике.

Доброкачественные

Характеризуются тем, что расположены непосредственно на яичнике, не выходят за его пределы и окружены плотной оболочкой – капсулой. Клеточный состав таких образований схож с тканью органа. Склонны увеличиваться в размерах и сдавливать соседние органы, но они не . Поэтому при хирургическом удалении наступает стойкое выздоровление и вероятность рецидива незначительна.

Доброкачественное новообразование левого яичника встречается реже, чем правого. Это связано с тем, что с правой стороны брюшной полости располагаются крупные артерии и сосуды, и в целом правый яичник активнее левого.

Заболевание встречается в репродуктивном возрасте. У юных девушек и женщин после 60 лет доброкачественное полостное образование правого яичника (или левого) диагностируют редко.

В зависимости от причин возникновения и течения заболевания выделяют следующие виды образований доброкачественного характера:

  1. киста. Образуется в результате гормонального сбоя. При недостатке прогестерона в организме доминантный фолликул не разрывается при овуляции, а продолжает расти, постепенно преобразуясь в кисту. Это заболевание не требует специализированного лечения, так как такая киста способна рассосаться самостоятельно в течение нескольких циклов. Хирургическое вмешательство и гормональная терапия требуется только тогда, когда киста продолжает увеличиваться в размерах, сдавливает соседние органы, причиняет боль или иной дискомфорт.
  2. Киста возникает при избыточном количестве прогестерона в организме. Желтое тело – это временный эндокринный орган, который образуется на месте лопнувшего доминантного фолликула. Это однокамерное образование располагается на яичнике до начала менструации (если зачатия не произошло), или же сохраняется, если наступает беременность. При избытке прогестерона желтое тело не отмирает с приходом месячных, а продолжает расти. Так образуется киста желтого тела. В этом случае требуется гормональная терапия, которая нормализует количество прогестерона в крови.
  3. киста. До гистологического исследования ее можно принять за фолликулярную. Однако клеточный состав серозной кисты отличается тем, что велик риск озлокачествления. Визуально такое образование на яичнике у женщин представляет собой капсулу, покрытую плотной оболочкой, а внутри заполненное серозным или гнойным секретом. Диаметр такой кисты достигает 10 см, иногда и более. Это образование из яичника лечится только хирургическим путем.
  4. В отдельную группу следует выделить эпителиальные образования, которые образуются из стромы и эпителиального слоя. Они составляют примерно 70% всех опухолей яичника. Чаще всего имеют односторонний характер, симметрично развиваются редко. Являются также однокамерными (двухкамерная эпителиальная киста встречается редко), однородной структуры, подвижными, эластичными.

Узнать больше про виды кисты яичника можно .

Злокачественные

Отличаются отсутствием внешней плотной оболочки и неоднородной структурой. Клеточный состав не тождественен клетками тканей яичника.

Злокачественные опухоли способны распространяться на соседние органы, а также метастазировать (проникать в отдаленные органы по кровотоку и через лимфатическую систему).

Злокачественные клетки находятся в постоянном делении, поэтому их диагностирование не составляет труда. Отличительной особенностью таких клеток является их сходство с эмбриональными.

Какие бывают злокачественные опухоли и как их лечить читайте в этой .

Пограничные

Образования на яичниках, которые изначально являются доброкачественными, но могут перерасти в онкологическое заболевание. К ним относят серозные, эндометриоидные, муцинозные, пограничную опухоль Бреннера и смешанные кисты.

Иногда носят двусторонний характер и имеют несколько камер. После удаления велик риск рецидива, даже в отдаленной перспективе спустя несколько лет.

Еще одной особенностью пограничного образования придатка является то, что они встречаются в основном у молодых женщин (до 40 лет). При гистологическом исследовании обнаруживается усиленный клеточный рост, деление ядер, а также скопления некротической ткани.

При обнаружении такого вида образований вероятность бесплодия велика и составляет до 35%.

Клинические проявления

Вне зависимости от характера новообразования, симптоматика на начальных этапах развития заболеваний одинакова:

  1. Ноющие или тянущие боли внизу живота, с той стороны, где локализовано образование яичника, или во всей брюшной полости при двустороннем течении.
  2. Боли во время полового акта в области придатков, которые отдают в бедро, ногу, поясницу.
  3. Невозможность забеременеть долгое время при регулярной половой жизни и полном здоровье партера.
  4. Нарушения менструального цикла. При этом регулярность менструаций может быть как низкой, так и частой.
  5. Частые позывы к мочеиспусканию и дефекации из-за сдавливания мочевого пузыря и кишечника. Этот симптом встречается тогда, когда образование достигло внушительных размеров.
  6. Вздутие живота, ощущение тяжести в брюшной полости.

Если образование на яичнике вызывает нарушение гормонального фона, то проявляется следующая симптоматика:

  • увеличение веса;
  • изменение волосяного покрова (повышенное оволосение);
  • резкое уменьшение/увеличение молочных желез;
  • появление прыщей;
  • огрубение голоса;
  • аменорея (отсутствие менструации);
  • возникновение синдрома Иценко-Кушинга.

Диагностика и лечение

Обнаружение новообразования яичника на ранних стадиях затруднено, так как вначале заболевание не имеет ярко выраженной симптоматики. В этом случае патологию диагностируют случайно при плановом осмотре.

Если же имеет место проявление вышеназванных симптомов, то проводят ряд лабораторных исследований:

  1. УЗИ для выявления локализации и структуры образования.
  2. Пунктирование (биопсия) для определения клеточного состава и исключения онкологии.
  3. Анализ крови на количество гормонов.
  4. , если вышеназванных методов диагностики недостаточно.

Лечение выбирается в зависимости от того, какой вид образования имеет место. Так, злокачественные опухоли лечатся исключительно хирургическим путем с последующей химиотерапией. Доброкачественные могут быть устранены консервативными методами (гормональная и противовоспалительная терапия) или хирургическими, если есть показания (большой размер кисты, вероятность ее перерождения или разрыва).

Многие женщины репродуктивного возраста сталкиваются с неприятным заболеванием, вызывающим кистозные образования. Это доброкачественные явления, которые, однако, могут вызывать серьезный дискомфорт, а в будущем привести к негативным последствиям. Именно поэтому диагностическому исследованию состояния яичников надо регулярно уделять внимание.

Киста в яичнике – это образование доброкачественного типа, расположенное в его ткани или близко к нему. Она имеет вид опухоли круглой формы. Внутри такого пузырька находится жидкость. Но не следует путать это образование с настоящими опухолями, поскольку в пузырьках не наблюдается внутристеночное размножение клеток.

Как правило, склонностью к заболеванию отличаются женщины, находящиеся в самом активном, детородном возрасте. Однако иногда такие изменения наблюдаются у девочек, поскольку у них гормональный фон не стабилизировался, не появился менструальный цикл, а сами яичники еще не вошли в нормальный режим функционирования. Также имеются случаи недуга и у женщин после климакса из-за ослабления функциональной деятельности женского органа. И не стоит сбрасывать со счетов случаи врожденной патологии.

Если поражается одна часть органа, тогда говорят о развитии односторонней кисты. Примером является кистозное образование левого яичника или же правого. Но возможны и двусторонние патологии. Особенностью, а одновременно и опасностью, заболевания является невозможность распознавания в течение длительного периода времени. Такая доброкачественная опухоль не прощупывается и не проявляет себя. Хотя с ростом пузырька вероятность появления дискомфортных ощущений возрастает.

Важно. Часто кистозное тело обнаруживается по данным УЗИ в ходе стандартного планового осмотра. Именно поэтому женщинам рекомендуется прохождение регулярных обследований.

Причины заболевания

Возникновение полости в правом яичнике может стать следствием разнообразных факторов. Они активируют заболевание, действуя отдельно друг от друга или комплексно. Точная причина формирования новообразований до конца не выяснена. Хотя наиболее частым источником проблем считается смена гормонального фона, когда возникает дисбаланс гормонов, вырабатываемых гипофизом.

Не следует списывать со счетов и регулярные стрессовые состояния, психоэмоциональные перенапряжения и срывы, устойчивое психическое истощение. Если функциональный тип недуга завязан на сбои в процессах овуляции, то в других случаях определяющими факторами выступают гормональные изменения.

Факторами, усиливающими риск возникновения кистозных явлений в правом яичнике, также могут стать:

  • воспалительные процессы в нем, в матке и маточных трубах;
  • инфекционные заболевания, которые распространяются половым способом;
  • перенесенные аборты;
  • расстройства щитовидки;
  • наличие избыточного веса или его недостаток;
  • нарушения в менструальном цикле, а также ранние менструации у девочек до 12-ти летнего возраста.

Симптомы и проявления

Киста правого яичника встречается у большинства женщин, у которых были диагностированы новообразования. Если она стала результатом сбоев в работе этого органа, то болезнь не проявляется, особенно когда размер пузырька не превышает 20-30 мм. Но патологии гинекологического типа будут явно наблюдаться – гормональные сбои, воспаления, иные патологии. Наряду с однокамерной, наблюдается риск появления и многокамерных полостей.

При отсутствии осложнений наблюдаются такие основные симптомы:

  • нерегулярные болевые ощущения в нижней части живота, а также чувство тяжести;
  • отклонения в периодичности и состоянии выделений при менструациях;
  • возникновение дискомфорта и боли справа внизу живота при половой жизни или повышенных нагрузках физического плана, а также в процессе мочеиспускания;
  • ничем необоснованное повышение температуры с сохранением состояния в течение долгого периода времени;
  • появление кровянистых следов в ежедневных выделениях.

Если же проблемы у женщины сопровождаются осложнениями, то симптомы становятся более выраженными:

  • резкое нарастание температуры;
  • болевые ощущения в нижней части живота, отличающиеся остротой и резкостью, живот может беспричинно увеличиваться в объеме, нарушается его симметричность;
  • тошнота, рвота, головокружения;
  • дискомфорт, боли с мочеиспусканием, часто этот процесс становится проблематичным;
  • возникновение запоров;
  • тахикардия и скачки артериального давления;
  • выделения из влагалища, которые отличаются от стандартных по цвету, запаху, составу.

Разновидности новообразований

Киста может быть функциональной, когда ее вызывает дисфункция работы яичника, или нефункциональной, обусловленной генетическими изменениями и нарушениями работы внутренних органов человека. Кистозное образование правого яичника бывает единичным или множественным – в форме поликистоза, однокамерным и многокамерным.

Фолликулярная

Имеет тонкостенную структуру, чаще всего встречается у молодых женщин. Появляется в точке фолликула, в котором не идет процесс созревания яйцеклетки и не создается возможность для ее выхода. Сам по себе фолликул не страшен, но если его величина вследствие не останавливающегося накопления жидкости превышает 30 мм, то идет перерождение в кисту.

Как правило, такие образования однокамерные. Но возможны и более сложные многокамерные структуры, достигающие 60 мм в диаметре. При развитии заболевания симптомы не наблюдаются, хотя возможна задержка менструального цикла и появление слабых болей в животе во второй половине цикла.

При отсутствии осложнений и своевременности начатого лечения, угрозы здоровью женщины не появляются. Перерождение в раковые участки не происходит. В случае же осложнений может возникнуть перекручивание ножки кисты, кровоизлияние в полость и стеночный разрыв.

Важно. У пациенток возрастают боли, сопровождающиеся тошнотой и рвотой.

Диагностика – осмотр и динамическое УЗИ. Лечение при отсутствии осложнений включает назначение медикаментозных препаратов антивоспалительного действия. Это нестероидные препараты. Иногда применяю и гормональные средства.

Лютеиновая

Яйцеклетка появляется после завершения овуляции из лопнувшего фолликула. На его месте возникает желтое тело. Если в нем кровоток и лимфообращение отклоняются от нормы, то у женщин 16-45 лет проявляется функциональная киста – лютеиновая. Симптомы при новообразованиях данного типа не проявляются, хотя изредка возможна задержка цикла и появление слабых болей в животе.

Если начинается интенсивное кровотечение внутрь кисты, то появляются боли в животе, понижается давление, женщина бледнеет, у нее холодеют конечности, возникают выделения с кровью.

Важно. Как правило, за время прохождения трех последовательных менструальных циклов киста исчезает. В случае если пациенту не удается избавиться естественным путем, то требуется хирургическая операция.

Параовариальная

Данная разновидность часто возникает у женщин, не достигших 40 летнего возраста. Не являются редкостью и проблемы в подростковом возрасте. По форме она округлая или овальная. Содержимое прозрачное, отличается эластичностью. Расположение такого однокамерного образования – надматочное или сбоку от нее. Основой для образования кистозных процессов являются зародышевые ткани.

Заболевание не имеет явных проявлений. Болевые ощущения возникают далеко не всегда. При росте новообразования (а оно может достигать 150 мм в диаметре) увеличивается объем живота. Сбои в цикле и бесплодие встречаются редко. Для диагностики используют двуручное обследование и УЗИ. Лечение производится посредством удаления лапароскопией.

Эндометриоидная

Киста этого вида может быть односторонней или двусторонней, достигая 100 мм. Отличается гладкой поверхностью, плотностью и спайками. Содержимое приобретает коричневый оттенок. Стеночные микроразрывы могут приводить к спайкам с другими органами.

Болезнь развивается постепенно. Образования имеют вид небольших очагов в яичнике. В этот период никаких проявлений не наблюдается. По мере роста киста достигает 60 мм с параллельным образованием спаек. В дальнейшем полости появляются на обоих яичниках. На этом этапе боли становятся обычным явлением. Они отдают в крестец или прямую кишку. Менструации также сопровождаются болезненными ощущениями. Возможен и разрыв полости.

Диагностика производится при помощи УЗИ и ЦДК. Для лечения применяется хирургическое вмешательство.

Дермоидная

Это очень редкая ситуация, поскольку становится результатом нарушений во внутриутробном развитии. В составе полости выделяют ткань жирового и хрящевого типа. Развитие весьма скрытое, без каких-либо проявлений. Иногда возможны и осложнения в виде перекрута ножки. Встречаются ситуации с развитием воспалительных процессов. Лечение хирургическое путем лапароскопии.

Особенности диагностики

Использование диагностических методов определяется видом новообразования, а также скоростью развития болезни. Весь спектр включает:

  • определение источников боли;
  • бимануальное обследование;
  • пункцию;
  • лапароскопию;
  • анализ крови общего назначения и биохимию;
  • онкологическое тестирование;
  • оценку гормонального фона;
  • томографию;
  • диагностику беременности.

Процедура лечения

Кистозные образования яичников подлежат традиционной терапии и оперативному вмешательству. Первый вариант возможен в том случае, если размер функционального новообразования не превышает 50-60 мм. Мелкие кисты обследуются, а пациент остается под наблюдением. Большой процент таких небольших по размеру образований рассасывается самостоятельно. Для традиционного терапевтического воздействия используются Магнезия, Жаннин или Дюфастон.

Хирургическое вмешательство рекомендовано при лечении нефункциональной кисты или крупных образований. Также операции потребует многокамерная киста. Оперативное вмешательство остается единственным решением в случае быстропрогрессирующего заболевания. Женщины детородного возраста чаще всего избегают резекции яичника. А вот возрастные пациентки вынуждены проходить эту процедуру, чтобы не допустить осложнений. После операции назначается 2-3 месячный курс гормонотерапии.

Осложнения заболевания

Если игнорировать симптомы и не проходить регулярные обследования, то возможны негативные последствия, наносящие серьезный вред организму:

  • малигнизация кисты;
  • некроз и бесплодие вследствие перекручивания ножки;
  • воспалительные процессы в органах малого таза, что вызывает нарушение их функций;
  • разрывы и внутренние кровотечения.

Иногда кистозная полость появляется в правой части женского органа в период беременности. В таком случае осложнения прогнозируются с малой вероятностью. Поэтому пациентка остается, как правило, под наблюдением. А удаление новообразования производится после родов.

Заключение

Нарушение работы яичников всегда вызывает беспокойство женщин. Не остаются за бортом и проблемы с появлением новообразований. Обеспокоенность вызывает скрытый характер течения заболевания и частое отсутствие симптомов на первом этапе развития. Поэтому рекомендуется регулярное обследование у специалистов, своевременно начатое лечение поможет избежать осложнений. Незапланированное посещение гинеколога не должно пугать женщину, ведь только в таком случае можно разобраться с проявившимися признаками недуга и определить их причины.

С опухолью это новообразование связывает только внешний вид. От опухоли оно отличается тем, что внутри ретенционной кисты, имеющей тонкую и прозрачную стенку, находится жидкость и, что очень важно, такое образование является в большинстве случаев доброкачественным, оно не влияет на появление метастазов в других органах женского тела и лишь в редких случаях может переродиться в онкологические заболевания. Ретенционная киста является самой распространенной и, в большинстве случаев, безобидной разновидностью кист.

Виды ретенционных образований

Ретенционные образования можно разделить на несколько видов:

  • Киста жёлтого тела - является образованием из жёлтого тела , расположенного в яичниках, функция которого заключается в выделении гестагена (женского полового гормона), который отвечает за подготовку матки к размещению оплодотворенной яйцеклетки, что происходит в один из дней менструального цикла.
  • Фолликулярная киста - образование из фолликула. В норме фолликулы, содержащие яйцеклетку, должны разорваться при её созревании, высвобождая её из яичника. Иногда этот процесс дает сбой, фолликул может не лопнуть, и на его месте появляется кистозное образование.
  • Параовариальная киста, возникающая в придатке яичника. Коварность этого кистозного образования заключается в его медленном росте, отсутствии каких-либо симптомов, а потому сложности раннего диагностирования. Такая киста может достигнуть огромных размеров, её вес может достигать нескольких килограмм.
  • Эндометриоидная киста, диагностируемая на фоне развития эндометриоза - процесса возникновения доброкачественных разрастаний за пределы матки. Характерными симптомами такого кистозного образования являются тошнота, боли внизу живота во время менструации, нередко потеря сознания.

Причины возникновения ретенционной кисты левого и правого яичника

Симптомы ретенционных кист яичников

Существуют общие симптомы при имеющихся ретенционных кистах в правом и левом яичниках . Это изменения гормонального фона, нарушение репродуктивной функции, сбой менструального цикла, боли внизу живота и увеличение его объема. Однако есть и некоторые различия в симптоматике ретенционных кист в правом либо левом яичнике.

Ретенционное образование левого яичника, симптомы

При имеющейся ретенционной кисте левого яичника методом пальпации левой подвздошной области можно определить присутствие опухолевидного образования, при разрыве которого возникает напряжение мышц брюшной стенки, иначе называемое клиникой острого живота и являющееся причиной острых болей в левой половине живота.

Ретенционное образование правого яичника, симптомы

Ретенционное образование правого яичника также является объемным образованием, прощупываемым справа в подвздошной области. Пациентку могут беспокоить ноющие боли в нижней правой части живота. Сильно увеличенное в размерах данное образование правого яичника часто приводит к нарушению пищеварения и проблемам желудочно-кишечного тракта.

Диагностика ретенционных образований

Ретенционное образование правого яичника

Симптомы разрыва образования правого яичника могут быть идентичными клинической картине острого аппендицита, а также схожими с онкологическими заболеваниями кишечника, яичника и внематочной беременностью. Дифференциальная диагностика в этом случае предполагает обязательное ультразвуковое исследование не только органов малого таза, но и брюшной полости, а также диагностическую лапароскопию.

Ретенционное образование левого яичника

Клиническая картина ретенционной кисты левого яичника имеет сходства с онкологическим образованием в сигмовидной кишке, апоплексией яичников, онкологическими заболеваниями яичника , трубной беременностью. Такие обследования, как ультразвуковое исследование органов брюшной полости, диагностическая лапароскопия и рентген сигмовидной кишки, предварительно заполненной бариевой взвесью, иначе называемый иригоскопией, являются обязательными при проведении дифференциальной диагностики в данном случае.

Лечение ретенционной кисты яичника

В современной медицине существует два действенных метода терапии кистозных образований такого типа:

  • Наблюдение, обоснованное способностью некоторых ретенционных образований к инволюции, т.е. обратному развитию и полному исчезновению. Выжидательная позиция, при которой повторный визит к гинекологу и ультразвуковое исследование назначается через несколько месяцев, может иметь свой позитивный результат и приятно удивить пациентку отсутствием прежде диагностированной кисты.
  • Удаление - метод оперативного вмешательства, назначаемый при наличии ярко выраженных симптомов: сильной боли внизу живота, клинике острого живота, повышением температуры тела, тошноте, сильно увеличенных и склонных к росту размеров образования, во избежание попадания содержимого лопнувшей кисты в брюшную полость, что сопровождается асептическим воспалением, а также при подозрении на то, что она может быть злокачественной.

На сегодня одним из самых распространенных и наиболее эффективных методов проведения инвазивного вмешательства по удалению кистозных образований является лапароскопия. Её суть заключается во введении необходимых хирургических инструментов и видеокамеры сквозь несколько небольших разрезов в брюшной стенке. Рассечения делаются в соответствии с местом локализации кисты. Лапароскопия правого яичника проводится с правой стороны стенки живота, левого, соответственно, с левой.

Как проводится лапароскопия правого яичника и левого

После проведения полного предварительного обследования и получения результатов клинических анализов, при условии полного отсутствия каких-либо противопоказаний, назначается операция. Длительность проведения её небольшая, травматичность минимальна, однако, как любое оперативное вмешательство, она требует внимания и аккуратности со стороны хирурга, так как от его профессионализма и правильных действий зависит целостность здоровых тканей яичника. Поэтому к выбору специалиста, который будет проводить вам лапароскопию, следует подойти со всей ответственностью.

Самые важные и интересные новости о лечении бесплодия и ЭКО теперь и в нашем Telegram-канале @probirka_forum Присоединяйтесь!

– опухолевидное жидкостное образование, но с опухолью настоящей кисту связывает только внешний вид. Ретенционная киста – это своего рода мешочек, содержащий жидкость, метастаз у кисты не бывает. Ретенционное образование яичника – самая распространенная, но самая безобидная разновидность кисты.

Виды ретенционных образований

В основном ретенционное образование правого и левого яичника являются доброкачественными, в редких случаях некоторые из них способны перерождаться в онкологические заболевания. Существует два основных типа ретенционных образований:

  1. . Делят на два подтипа – фолликулярная киста и киста желтого тела. Это самый часто встречающийся тип кисты, встречается чаще у женщин, готовым к деторождению, и реже - у женщин после климакса и у новорожденных.
  2. Эндометриоидная киста . Эндометриоз – патология, при которой внутренняя часть матки находится за пределами органа. Такие образования еще называют «шоколадными» из-за темно-коричневого цвета. Симптомами такой кисты является тошнота, приступы боли в животе при менструации. Нередко случается и потеря сознания.

Лечение ретенционной кисты яичника

Адекватное лечение ретенционного образования левого и правого яичника может прописать только гинеколог. Существует два действенных метода лечения таких образований:

  1. Наблюдение – некоторые ретенционные образования способны рассасываться сами собой спустя несколько месяцев. Если ваш гинеколог предложил вам прийти на повторное УЗИ через несколько месяцев, значит, он выбрал выжидательную позицию. Возможно, при повторном посещении кабинета УЗИ кисты на снимке вы уже не увидите.
  2. Удаление – этот вид лечения назначается при ярко выраженных проявлениях симптомов – сильной боли, тошноте, больших размеров образования. Ретенционная киста правого и левого яичника также может быть оперативно удалена для точного определения того, что она не является злокачественной.

В системе прав человека право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные (и, в частности, европейские) стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч.1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948) , ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), ст.2 Протокола №1 (1952) к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950) , ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах (2000) .

Небезынтересно отметить, что право на образование, как это ни покажется удивительным, особенно в наше время, когда идут интенсивные процессы сближения европейских государств в области образования,-единственное из социальных прав, присутствующее в упомянутом Протоколе 1 кевропейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод , и в отношении которого выстраивается целая система правозащитных мер. Этим фактом подтверждается исключительно важные место и роль права на образование в системе современных демократических ценностей. В ст. 2 данного Протокола № 1 говорится, в частности, о таких важнейших концептах данного права, как:

а) его всеобщность (никому не может быть отказано в этом праве),

б) обязанности государства в области образования и обучения 3 и

в) обязанности государства уважать религиозные и философские убеждения родителей при обеспечении их детям образования в соответствии с этими убеждениями. 4

В Конституции Российской Федерации (1993) общие вопросы права на образование закреплены в ст. 43, текст которой полагаем необходимым привести здесь полностью:

Прежде, чем дать характеристику собственно права на образование в соответствии с данной статьей Конституции Российской Федерации, следует определить его места и роли как элемента системы прав человека.

Понятие «права и свободы человека», несмотря на, казалось бы, его исключительно широкое распространение в современный период, не имеет, однако, единого и признаваемого всеми толкования. Тем не менее, есть некоторые такие моменты, которые при любой трактовке отражают природу и существенные свойства того, что находит отражение в данном понятии.

Первое. В этом понятии отражается факт наличия у людей (индивидов или их групп, объединений) определенных индивидуальных, групповых либо общественно значимых потребностей и интересов (личных (гражданских), экономических, политических, социальных, культурных).

Второе . Эти потребности и интересы характеризует, с одной стороны, осознание индивидами (социальными группами, общественными объединениями) своего социального места и той роли, которую он и грает (или может играть) в обществе, а с другой – признание обществом и его социальными институтами, прежде всего и главным образом, государством этих места и роли. Под таким углом зрения права и свободы естьодновременно и социальные притязания людей (групп, объединений), т.е. обращенные к обществу и государству требования по удовлетворению их тех или иных экономических, социальных и других потребностей и интересов (а), и своего рода политико и юридически оформленное посредством принципов и положений образовательной политики и норм законодательства государства согласие последнего с этими притязаниями и на их удовлетворение, защиту и охрану (б).

В подлинно правовом демократическом обществе обе эти стороны находятся в гармонии, т.е. в состоянии сбалансированности потребностей и интересов общества 5 и его членов, государства и его граждан, коллективного и индивидуального начал общественной жизни. 6

Третье. Притязания могут носить как естественный, так и социальный характер. В первом случае они отражают потребности и интересы, присущие каждому человеку как биосоциальному существу, во втором – потребности и интересы, присущие индивиду как гражданину конкретного государства. В этом плане становится понятным различие между правами и свободамичеловека игражданина. Что же, кстати говоря, касается прав и свобод личности, то в данном случае мы имеем дело со своего интеграцией первых двух аспектов, поскольку понятие личности так или иначе связано с особенностями сочетания «человеческого» и «гражданского» по мере социализации конкретного человека.

Четвертое. Права и свободы есть гарантированные действующим законодательством меры возможного, дозволенного и, тем самым, ограниченного в определенных нормативно-правовых рамках социально значимого поведения различных участников общественных отношений. В этом смысле понятие «права и свободы» находится в одной смысловой плоскости, и даже в известном отношении совпадает по своему содержанию, с понятием «юридические субъективные права», относящемуся к содержанию всякого правоотношения.

Пятое. Несмотря на свою смысловую близость, понятия «права» и «свободы» как центральные категории теории прав человека (Л.И. Глухарева, В.М. Капицын, Е.А. Лукашева, Р.А. Мюллерсон и др.) все же не являются равнозначащими.Права – это социальные притязания, предполагающиеактивную роль государства в их обеспечении, защите и охране (право на жизнь, право на личную неприкосновенность, право на жилище и т.п.).Свободы – социальные притязания, предполагающие, напротив,пассивную роль государства в реализации соответствующими субъектами своих потребностей и интересов (свобода слова, слова вероисповедания, свобода политических объединений и т.п.). 7 Иначе, государство как ведущий социальный институт общества не может и не должно произвольно, т.е. по своему личному усмотрению,незаконно вмешиваться в реализацию таких индивидуально и социально значимых актов. Другое дело, когда такие свободы используются в ущерб другим людям, обществу и государству т.е. имеет место злоупотребление этими свободами. В этом случае государство не просто может, но уже обязано действовать активно в интересах прав и свобод других членов общества, самого общества и своих собственных государственных –интересах. Но именно здесь и возникает исключительно важный, сложный и практически всегда актуальный вопрос о критериях и способах вмешательства государства в реализацию прав и свобод.

Проведенный краткий экскурс в теорию прав человека дает возможность раскрыть сущность и содержание понятия «право на образование» более предметно. Учитывая сказанное, характеристика понятия «право на образование» может быть представлена следующими положениями.

1. Каждый человек, независимо от его места рождения и проживания, национальности, пола и иных особенностей, характеризующих его социальный статус, с момента своего рождения может притязать (лично сам или же через своих родителей (либо иных законных представителей – опекунов, попечителей) на то, чтобы общество, в лице своих институтов и, прежде всего, государственных, оказало ему помощь в конструктивной социализации, т.е. во включении его в такие общественные (культурные, экономические, моральные, юридические и иного характера) связи, которые обеспечили бы ему занять определенное место в системе социальной иерархии и реализовать свои те или иные личные и социальные потребности и интересы.

2. Данные притязания выражаются, как можно сделать вывод из результатов буквального толкования слова «каждый», любым человеком, независимо от места его рождения и проживания, половых, расовых, рациональных, религиозных и иных особенностей. Это вполне понятно, поскольку такого рода притязания могут иметь место только в человеческом обществе. Вне его такие притязания бессмысленны. Применительно к праву на образование каждый человек каждый может притязать на обеспечение общественными институтами его конструктивной социализации через получение, усвоение и освоение определенного багажа знаний, умений и навыков.

В то же время, слово «каждый» имеет абстрактный характер, абстрактный в том смысле, что любой человек находится не только в «общечеловеческих» связях с другими людьми, но и, что особенно важно, в достаточно строго определенных политико-правовых связях с конкретных государством и его законодательством, являясь гражданином (подданным) такого конкретного государства. Тем самым, гражданину, имеющему в зависимости от типа государства, политического режима, господствующего в данном обществе, особенностей политико-правового статуса этого гражданина, различный «набор» прав и свобод, корреспондирует и набор обязанностей государства (а в его лице и общества) по гарантированию этих прав и свобод, как естественных, так и социальных.

Но может ли государство гарантировать то же «образовательное» притязание гражданину другого государства? Не вдаваясь в подробности этой темы, ограничимся лишь замечанием, что в Российской Федерации (как, впрочем, и в любом другом современном демократическом государстве) действительно каждый может реализовать свои потребности и интересы образовательного свойства, но только в том случае, если этот «каждый» проживает на территории Российской Федерации на законном основании. 8

3. Право на образование, точнее, его осуществление предполагает, как отмечалось, активную роль государства в гарантировании этого вида социального притязания. Конечно, само общество никак не отчуждено от своей роли, поскольку речь идет все-таки о социализации (общей или профессиональной), однако основная роль принадлежит все же именно государству как ведущему социальному институту, определяющему вектор исторического развития общества и его этнонациональную, культурную, социально-экономическую, политико-правовую целостность, «самость». И когда в средствах массовой информации порою ставится вопрос, кто же должен главным «ответственным» за образование – общество или государство – такая постановка вопроса, на наш взгляд, в корне неверна. Иное дело, что конкретное государство на том или ином этапе своего развития в лице конкретных своих представителей (Президента, правительства, высших органов управления образованием) проводит непродуктивную, непродуманную стратегию своей политики в области образования, с чем мы сталкиваемся в последние годы в нашей стране. Однако, это никоим образом не ведет к выводу что государство как ведущий социальный институт «должно» быть исключено из числа субъектов управления образованием.

4. Всякое право, в том числе и право на образование является, в известном смысле, и обязанностью. Боле того, как свидетельствует и законодательство, и юридическая практика, и сама жизнь в целом, многие права у людей «появляются» лишь после того, как человеком выполнены некие общественные (и юридические) обязанности. В свою очередь исполнение прав приводит к возникновению новых обязанностей, те – к появлению других прав и т.д. В других случаях мы видим, что некоторые права просто сливаются с обязанностями (примером тому может служить реализуемое педагогом право преподавать определенную дисциплину и одновременно его обязанность этого преподавания, но после того лишь, как между ним и образовательным учреждением будет заключен трудовой контракт).

Именно к такому роду прав относится и право на образование. До определенного возраста (этот возраст различен в разных странах), до определенной ступени (уровня) системы образования (этот уровень также различен в разных странах), а также с учетом степени социально-экономической развитости общества, право на образование практически и юридически является обязанностью человека (гражданина) получить и освоить тот иной минимум знаний, умений и навыков, который (минимум) гарантирует необходимые и достаточные условия социальной коммуникации этого гражданина. Обычно данная обязанность получать «минимальное» образование связана с институтом школьного (общего) образования и юридически закрепляется в конституционных и других законодательных актах. Так, обязанность получения общего образования предусмотрена частью 1 ст.43 Конституции РФ (см. выше). Такая же обязанность предусмотрена, скажем, частью 2 ст. 53 Конституции Украины, частью 4 ст. 27 Конституции Испании, частью 2 ст.26 Конституции Японии и др. Другое дело, что обязательным в одних странах объявляется основное общее образование (Россия, Испания), в других – полное общее среднее образование (Украина), в третьих – начальное образование (Италия). А вот, например, по Конституции Польши обязательной является учеба для всех, не достигших 18 лет (часть 1 ст. 70). В той же части 2 ст. 26 Конституции Японии устанавливается обязанность всех, на чьем попечении находятся дети, обеспечить их образование, хотя о каком именно образовании идет речь, законом не оговаривается.

Анализ многочисленных текстов статей международных актов, конституционных актов различных государств, а также ст. 43 Конституции Российской Федерации, посвященных праву на образование, изучение различных научных исследований и комментариев к законодательству, дают основания выделить, помимо сказанного, еще ряд важных черт этого права на образование.

Первое. Право на образование естьинтегральное право , которое, пусть и в разной степени, но может быть отнесено к различным группам прав и свобод человека – социальным, культурным, гражданским (личным).Социальным (а именно к этой группе его обычно относят) право на образование является уже потому, что образование, как уже было показано, есть, с одной стороны, одна из ведущих социальных подсистем общества. Кроме того, право на образование как социальное право предполагает создание системы государственных гарантий получения образования каждым человеком, выступающее важнейшим условием его успешной социализации.

Право на образование есть одновременно икультурное право. Ведь именно через образование и посредством образования человек приобщается к различным аспектам культуры человечества вообще и национальной культуры, в частности. Именно образование есть определяющий фактор формирования у человека и им самим личной гражданской, политической, правовой, нравственной культуры, т.е. всего того, что и конституирует его как Личность.

Право на образование есть, наконец, игражданское ,личное право человека, которое реализуется им самостоятельно, по своему усмотрению после выполнения им (при помощи родителей или законных представителей) своей гражданской (общесоциальной) обязанности получить общее образование. Ведь человека, получившее общее образование, как известно, никто формально (юридически, в том числе Конституция РФ) не принуждает и не может принудить в обязательном порядке поступать в учреждения профессионального образования для продолжения учебы. Иное дело, что такое принуждение существует объективно в том смысле, что сама жизнь, потребности общества, потребности, наконец, самого человека, ставшим «зрелым», т.е. способным самостоятельно принимать социально значимые решения, гражданином после получения «аттестата зрелости», обусловливает необходимость выбора своего дальнейшего жизненного пути, а тем самым приобщения к конкретному виду профессиональной деятельности, ее критериями и требованиями. Тем самым человек оказывается в ситуациинеобходимости , т.е.обязанности выбора того или иногопрофессионального образования. Однако, законодательно, в т.ч. конституционно, гарантируется не обязанность, а именно возможность такого выбора, исходя из того, получение профессионального образования, равно как и общего, не является чьей-то привилегией: каждый человек, независимо от пола, национальности, социального происхождения, способностей, вправе (имеет законодательно обеспечиваемую возможность) получатьлюбое образование.

Как можно видеть, в данном случае имеет место определенная коллизия, несоответствие между законодательными возможностями и объективными, практически (жизненно) обусловленными реалиями в области реализации права на образование. Об этих коллизиях и некоторых других, связанных с ними моментах, ниже будет сказано более подробно.

Второе. Право на образование естьконституционное право. Это право закрепляется и, тем самым, гарантируется конституционными актами всех современных демократических государств. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что праву на образование государством и обществом посредством Основного закона придается исключительное значение. Помимо сказанного ранее, ст. 43 Конституции Российской Федерации, как и многие другие статьи, закрепляющие и гарантирующие иные права и свободы, подтверждает признаваемый частью 4 ст. 15 Конституции РФ примат международного права в российской правовой системе.

Как и многие другие конституционные права человека и гражданина, право на образование представлено в Конституции РФ максимально обобщенном виде. Конкретизация этого права находит свое выражение в значительном образовательном нормативно-правовом массиве, в котором ведущее место занимаютзакон РФ «Об образовании» (1992) иФедеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Эти законодательные акты, равно как и подзаконные образовательные нормативно-правовые акты, выступающие источниками российского образовательного права, будут предметно рассмотрены в главе 4 настоящего пособия.

Третье. Право на образование естьправо относительное. В теории прав человека выделяютсяабсолютные (основные) права человека и праваотносительные. Критерием такого различения выступает возможностьограничения того или иного права федеральным законодательством, в том числе в условиях в условиях чрезвычайного положения (часть 3 ст. 55 и ст. 56 Конституции РФ).


Абсолютные права – это права, которые не могут быть ограничены (введение такого ограничения, повторим, возможно только федеральным законом) вообще и даже в условиях такого чрезвычайного положения. В соответствии с ч. 3 ст. 56 Конституции РФ к таким абсолютным правам относятся, например,право на жизнь, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания и др.Относительные права – права, которые могут федеральным законом в условиях чрезвычайного положения (право на жилище, право на пользование родным языком и др.). В число таких относительных прав Конституция РФ включает и право на образование. Это означает, что данное правоможет быть ограничено в силу разных причин в различных масштабах и аспектах по усмотрению федерального законодателя.

Четвертое. Право на образование –право всеобщее. На данную особенность уже было обращено внимание. Здесь лишь подчеркнем, что право на образование распространяется не только на всех без исключения граждан Российской Федерации (и лиц, проживающих на территории РФ на законных основаниях), но и лиц различного возраста. Это обстоятельство в последние годы становится все более актуальным как за рубежом, так и в нашей стране. Скажем, все больше граждан среднего и, что характерно, особенно пожилого (после 55 лет и даже значительно старше) возраста проявляют реальный интерес к получению первого или второго или даже третьего высшего образования. Такой феномен представляет интерес, прежде всего, для социологической науки, хотя эдукологические, педагогические и правовые исследования тоже не могут обходить его.

Пятое. Право на образование предполагаетдоступность образования для каждого. Доступность образования – это, прежде всего, свобода получать как общее, так и профессиональное и послевузовское образование в соответствии с убеждениями родителей, собственными желаниями и возможностями. В этом плане доступность образования органически связана с всеобщностью соответствующего права. В то же время, как показывает практика, эта сторона права на образования является одной из наиболее проблематичных в силу самых разных причин. В современном мире отмечают целый ряд противоречий в развитии образовании, в том числе российского, с точки зрения обеспечения именно его доступности.


Одно из них состоит в увеличении числа учащихся и сокращении при этом государственных расходов на образование. Провозглашенное формальное равенство на образование сопровождается и другим противоречием - усилением неравенства в доступе к образованию в том плане, что государство должно хотя бы не создавать дополнительные финансовые трудности лицам, которые хотят получит или уже получают образование.

Другое противоречие тесно связано с предыдущим и отражает усиливающиеся финансовые трудности образовательных учреждений. Объективно увеличивающиеся запросы системой образования по финансированию своего развития сопровождается сокращением финансового обеспечения государством даже «своего» – государственного – сектора системы образования. Ярким тому примером может служить принятый 22 августа 2004 года Федеральный закон № 122-ФЗ, в соответствии с которым государство ясно дало понять, что оно все дальше, прежде всего, в финансовом отношении, отдаляется от нужд образования.

Более подробно доступность образования раскрывается в п.3 ст. 2 закона РФ «Об образовании» как принцип, на котором основана образовательная политика государства и общества. В этом законе, в отличие от Конституции РФ, доступность образования как принцип образовательной политики получила юридическое закрепление в иной формулировке, а именно какобщедоступность образования. В ст. 5 того же закона определено понятие общедоступности как независимости от расы, национальности, языка, пола, возраста и состояния здоровья; социального, имущественного и должностного положения; социального положения; места жительства; отношения к религии, убеждения; партийной принадлежности; наличия судимости. Не вдаваясь в детали логико-понятийного анализа, можно констатировать, что основное содержание обоих понятий – «доступность образования» и «общедоступность образования» – практически совпадает.

Как можно видеть, доступность образования в законодательном конституционном) смысле определяется двумя основными факторами, опосредующими функционирование системы образования: политикой государства в этой сфере, характеристика которой дается в следующем разделе, и уровнем материального благосостояния его граждан, которое в наше время является едва ли главным неюридическим ограничителем права на образования.