Звуки шофара по всему миру. Шофар и его история

Что значат для нас эти звуки, какое действие приготовил Творец? Какой реакции Он ожидает от нашего сердца?

Звуки шофара. Трепет и пророчество. Йом Кипур

Миновал Праздник Воспоминания о Гласе Шофара (другое его название в Торе — Праздник Трубления Шофара (синод. — Праздник Труб)), но звуки шофара продолжают звучать в синагогах в протяжении всех десяти дней до Йом Кипур. В еврейской традиции эти дни имеют специальное название «ЙОМИМ НОРАИМ» (ивр. – дни трепета), время, предваряющее и связывающее Праздник Воспоминания Гласа Шофара с Праздником Йом Кипур, время, когда можем размышлять, что значат для нас эти звуки, и какое действие приготовил Творец? Какой реакции Он ожидает от нашего сердца?

По Сончино звук шофара ассоциируется с глубокими внутренними переживаниями и непосредственным обращением к самой душе человека.

Пророк Амос очень эмоционально, поэтически образно говорит о том неожиданном действии, которое вызывает шофар.

Два совершенно разных действия вызывает шофар :

1. Более точный перевод с иврита слова «испугался» / ХАРАД / — трепетать, содрогаться. Звуки шофара повергают народ в священный трепет. И от Бога исходит всякое дело.

2. Пророк соотносит рев шофара с рыканьем льва. И действие его иное: «Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать ?».

Две интересные вещи мы можем видеть здесь: с одной стороны , пророк Амос сравнивает шофар с рыканьем льва, глас шофара вызывает трепет, но с другой стороны , он (глас шофара) вызывает пророческое действие.

Давайте посмотрим на три вида трубления шофара, которые мы слышали на протяжении праздника, и на то основание, которое имеют названия этих видов трубления в Писании.

ТКИА – ПРОНЗАЯ ДО ГЛУБИНЫ

Для размышления о трублении ТКИА, в качестве вступления обратимся к тексту из Н.Завета — Посланию к Евреям /4:12/: «Ибо Слово Божье живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого. Оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ». Слово Божье сравнивается с пронзающим мечом, который способен проникнуть в глубины. Я не случайно избрал именно это место. Автор послания к евреям, думаю, как образ, имел действие шофара.

Итак, мы говорим о первом трублении шофара – ТКИА. Вообще, когда на иврите говорят «трубить в шофар», употребляют именно это слово «литкоа бэшофар».

Если сделать поиск по , введя одновременно номер 07782 шофара и номер 08628 трубления ТКИА, нами рассматриваемого, получим целый список. Имеет смысл посмотреть все эти случаи — о том, как Иисус Навин разрушает стены Иерихона, там используется вот это слово «ТКИА». Гидеон спасает Израиля, там написано, что он исполняется духа, для того чтобы трубить в шофар. Тоже это слово «ТКИА». «Великая труба вострубит на Сионе », — это уже пророк Исаия. «И возвратит избранных на Сион ». Это тоже действие шофара ТКИА.

Здесь я бы хотел посмотреть пророка Иоиля гл. 2:1

«Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок ». Я избрал вот это место, потому что в преддверии праздника Йом Кипур, Судного дня; в преддверии великих ожиданий, дней трепета, я думаю, что эти стихи созвучны для этого времени. И вот здесь написано «трубите трубою», понятно, что на иврите употреблены другие слова «ТАК-У ШОФАР БА-ЦИОН».

Значение «ТКИА» — вонзать, втыкать. Смысл этого глагола – «проходить насквозь, пронзать». Суть в том, что это не просто нечто проходящее сквозь что-то другое, но это преодоление, как меч преодолевает сопротивление плоти.

«ТАК-У ШОФАР» — о великих опустошениях говорит здесь Господь, о великих бедах и воинах. И вот смысл «ЛИТКОА БЭ-ШОФАР» (трубления в шофар) – то, что требует преодоления, усилий, радикального изменения. В этом же тексте, в 15-й стихе, вновь Бог обращается этими же словами «ТАК-У ШОФАР БА-ЦИОН»:

«15. Вострубите трубою на Сионе, назначьте пост и объявите торжественное собрание ». Пост здесь как параллельное действие этому трублению шофара. Пост как преодоление, пост как смирение своей плоти.

И еще одно место я хотел бы посмотреть из пророка Захарии (9:14): «И явится над ними Господь, и как молния вылетит стрела Его, и возгремит Господь Бог трубою, и шествовать будет в бурях полуденных ».

Вы уже догадались, здесь, конечно, Бог будет греметь не трубой, а шофаром: «БЭ-ШОФАР ИТКА». Интересно, что здесь трубление шофара самим Богом сравнивается с Его же стрелой, подобной молнии «как молния стрела Его ». То есть нечто, что подобно стреле пронзает, подобным будет и гром шофара, которым возгремит Господь.

Что же скажем? ТКИА – значит пронзать насквозь, преодолевая, как Слово Божье, которое проникает до составов и мозгов, до разделения души и духа, и судит намерения и помышления сердечные.

—————————————————————————

О других видах трубления шофара читайте в следующих постах.

More from my site

Сынок, если ты хочешь узнать, что такое шофар, послушай историю о компьютере, который не был подключён к электричеству. Без электричества это был просто мёртвый ящик с электронными деталями и его использовали как подставку для вазочки. Когда компьютер включили в сеть, электричество оживило в нём спящие программы и теперь он служит по назначению.

Образно говоря бараний рог (шофар) превращается в большой адронный коллайдер, когда его подключают к горящему сердцу.

Подожди, а что если мы спросим у шофара, что он думает о себе? Что думает о себе шофар? Он думает, что он просто бараний рог, в котором есть вход и выход. Люди трубят в него примерно так: ту-у-у-у-у-у (называется ткия), или: ау- ау- ау (называется шварим) или: ту-ту-ту-ту-ту-ту (называется труа)

Возникает ритм: ткия-шварим-труа-ткия.

Раввин, сидящий рядом, сказал: послушайте! Шофар — это священный рог, в него трубят в день искупления и в . За три дня до прихода Машиаха, пророк Илия должен три раза протрубить в рог шофара. В Торе написано: трубить в шофар в особые дни. Известно, что стены Иерихона рухнули из-за звуков труб, но это были звуки шофаров.

Художник сказал: я часто изображал на картинах шофар, но когда я услышал его звуки, во мне открылся новый мир, ощущение пронзительной глубины.

Музыкант сравнил шофар со скрипкой души. Он взял в руки шофар и долго держал его у сердца.

Нам нужен шофар, — сказал учёный, — рог, готовый пробудить наших спящих братьев к сотрудничеству, во имя нашего высшего предназначения. Во имя законов интегральности, мы должны жить в новом глобальном мире в гармонии с природой.

Поэт тоже что-то хотел сказать, но мы его уже не услышали.

Мы решили поехать в Цфат, туда, где почти две тысячи лет назад, в пещере, в горах Галилеи прятался великий Рав Шимон Бар Иохай, вместе с сыном и учениками. Там они написали книгу Зоар. Мы спустились в пещеру и присели на камни. Из узких окон, вырубленных в каменной стене, струился свет. Внезапно из-под земли раздались прерывистые звуки шофара. Они словно огненная меркава (колесница) подняли нас вверх к небу и опустили вниз на землю. Это было как чудо, которое всех нас сделало одной пылающей точкой.

Скажи, как из простого рога можно извлечь столько энергии и света? Как можно соединить крик сердца с материальностью рога животного. Это как вопль-катарсис души, это огонь и вода, соединённые вместе в танце восторга и единства. Это сила, соединяющая покой и движение в один ритм гортанного крика фламенко.

Я снова почувствовал дыхание ребёнка, и это дыхание вошло в моё сердце, в мои мысли. Я взял в руки шофар и стал дышать в него всем сердцем, вверх в небо. И я понял, что необходимо снова и снова раскрыть своё сердце…

Послушай, сынок — звуки шофара пытаются пробудить нас от бесчувствия и безразличия, они наполняют нас ритмом общего сердца, они пробуждают нас, чтобы наполнить друг друга безграничными импульсами счастья. Это счастье, когда мы сидим вместе, как братья у ног . Как один народ, объединённый намерением постичь смысл Высшей силы, суть бескорыстного служения друг другу.

Исторически так сложилось, что во время или в назначенное специальное время, наши предки, много тысяч лет назад, трубили в рог шофара. Звуки шофара разносятся на большие расстояния. Мы вкладываем в эту древнюю традицию особый смысл. Шофар подразумевает распространение мудрости, которую постиг наш народ среди народов мира. Во все уголки нашей замечательной земли должны дойти звуки истины о том, что все народы мира едины как один человек с одним сердцем. Мы должны, наконец-то, осознать, что существует методика реализации этих идей, что эгоизм порождает страдания и войны. Наша высшая природа может нас преобразить при условии, что мы построим правильное намерение выхода из эгоизма. Роль передачи этой истины символично играет шофар, который как Вселенский будильник должен разбудить сердца всех людей для новой реальности. Древние звуки шофара напоминают нам о том, как важно сейчас новому поколению войти в созидательный мир единого интегрального пространства.

Новый день — это чистая страница, которую мы заполняем намерением существовать как здоровый и единый организм. Я понял, что обязан, снова и снова, каждую секунду, возвращаться и открывать своё сердце, чтобы объяснить моему сыну, почему мы трубим в рог шофара.

Григорий Коэлет

Шофар на викискладе

Шофа́р (שׁוֹפָר) - еврейский ритуальный духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога животного. Имеет очень древнюю историю и традицию употребления, восходящую к Моисею . В него трубят во время синагогального богослужения на Рош Ха-Шана (еврейский Новый год), Йом-Кипур (Судный день, или День искупления) и в ряде других случаев.

В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, напоминание о трубном звуке , священное собрание.

Устройство и изготовление

Простейший мундштук шофара

Шофар изготавливался в глубокой древности, и сейчас изготавливается только из натурального рога. Использовались и используются полые внутри рога баранов, козлов, антилоп, газелей, никогда или почти никогда (из-за аллюзий на золотого тельца) бычьи или коровьи рога. Поэтому формы и длины шофаров могут быть самыми разными. Шофар может быть коротким, с простым изгибом (как принято у ашкеназов), или он может быть длинным, витым. Последняя разновидность возникла в еврейской общине Йемена . В одних странах и общинах принято сильно обрабатывать рог, разогревать его паром для придания нужной формы, в других, напротив, принято сводить обработку к минимуму и формы не менять. Кончик рога у шофара срезается или просверливается, трубящий в шофар использует для извлечения звука это простое отверстие. Известны случаи, когда кончику рога придавали форму простейшего трубного мундштука.

Трубление в шофар

«Йеменский» шофар

В древности шофар использовался как сигнальный инструмент для созыва народа и возвещения важных событий, а также во время войны . Использование этого инструмента восходит к магическим обрядам доеврейской эпохи. Звуки шофара (точнее, его разновидности, упоминаемой как «йобел», «юбилейная труба» ), по ТАНАХу , обрушили стены Иерихона , откуда пошло выражение «иерихонская труба». Шофар - натуральный инструмент; помимо основного тона из него можно извлечь только первый и второй обертоны , составляющие квинту . Тембр звука у шофара сильно зависит от формы и размера. Короткий «ашкеназский» шофар дает высокий, плачущий звук. Большие и длинные шофары дают более насыщенный звук, он может быть низким, хрипловатым и торжественным.

Различают следующие виды звуков шофара:

  • «тки́а» («трубление») начинается на нижней ноте и переходит к верхней ноте с нарастанием звучности.
  • «швари́м» («тремоло»), быстрое чередование нижней и верхней ноты. Три коротких звука, напоминающие вздох, как знак осознания своих ошибок.
  • «тру́а» («тревога»), серия отрывистых звуков на нижней ноте, заканчивающихся на верхней. Девять коротких и резких звуков, передающих грусть и тоску.
  • «тки́а гдола́» («большое трубление») длится дольше на верхней ноте (и всегда финальное).
Символизирует призыв к пробуждению совести и к возвращению к Богу.
  • «Ташрат» : «тки́а», «швари́м», «тру́а», «тки́а гдола»
  • «Ташат» : «тки́а», «швари́м», «тки́а гдола»
  • «Тарат» : «тки́а», «тру́а», «тки́а гдола»

Традиции трубления в шофар

Позднее возник обычай трубить в шофар ежедневно в течение всего месяца элул , предшествующего Новому году.

В преддверии Рош Ха-Шана и Йом-Кипур в шофар трубят не только в синагоге, но и в местах скоплениях иудеев, например, в еврейских школах. В Израиле, шофар можно услышать в таких неожиданных местах, как около железнодорожной станции или около торгового центра. Это делается для того, чтобы призвать весь народа Израиля к покаянию.

Еврейские источники о шофаре

  • Пророк Исайя пророчествовал:
Согласно Торе, когда ангел задержал руку Авраама , занесённую с ножом над Исааком, Бог повелел Аврааму принести в жертву вместо сына - барана. Тем самым, баран стал символом покаяния. Вместе с тем, запрещается применять рога коров, поскольку Сатана может напомнить Всевышнему о грехе золотого тельца и, тем самым, отвратить Бога от прощения нынешних грехов. [неавторитетный источник? ]

Значение шофара в Каббале

В Каббале шофар означает раскрытие тайной мудрости в широких массах, являющееся предварительным и обязательным условием полного избавления. Цитата из статьи Бааль Сулама «Шофар Машиаха»:

«Распространение этой мудрости (Каббалы) в массах называется „Шофа́р“, подобно шофару - бараньему рогу, звук которого разносится на большие расстояния. Так же и отзвук этой мудрости будет разноситься по всему миру, пока даже народы не услышат и не признают, что есть мудрость Творца в среде Израиля. »

ШОФА́Р (שׁוֹפָר ), духовой музыкальный инструмент, сделанный из рога барана или козла. В семитских языках слово шофар и название горного барана - однокоренные слова.

Впервые упоминание о звуках шофара встречается при описании Синайского откровения (Исх. 19:16). Звуками шофара следовало объявлять о наступлении юбилейного года (Лев. 25:9, 10). Шофар - непременный атрибут празднования Рош х а-Шана , этот праздник в Торе называется иом тру‘а (`день трубного звука`; Чис. 29:1). По-видимому, в библейскую эпоху было принято сочетать звуки шофара с игрой на других музыкальных инструментах - трубах, флейтах и т. д. (Пс. 95:6). Во время массовых процессий в рог трубили, созывая граждан (ИбН. 6:4, 12; II Сам. 15:10), иногда шофар оповещал о начале военных действий (Суд. 3:27) или о приближающемся бедствии (Ам. 3:6).

Согласно Устному Закону , слушать шофар в Рош х а-Шана - это мицва ми-де-орайта (см. ). Таннаи спорили о том, следует ли делать шофар из прямого или витого рога и постановили, что из витого, поскольку, согласно Аггаде , в Рош х а-Шана трубят в шофар , чтобы напомнить о жертвоприношении Авраама (см. акеда), когда вместо Ицхака в жертву был принесен баран, запутавшийся витыми рогами в зарослях кустарника.

В Устном Законе содержатся установления, касающиеся формы шофара, способа его изготовления, материала, а также подробные указания о том, как в него следует трубить. Так, установлены три равных по длительности этапа: тки‘а - протяжный непрерывный звук, длящийся несколько секунд, шварим - три звука, разделенных краткими промежутками, тру‘а - девять протяжных звуков. Согласно обычаю, за два дня праздника Рош х а-Шана шофар следует услышать сто раз, поэтому во время утренней службы трубят многократно.

Согласно традиционным толкованиям, звуки шофара в день Рош х а-Шана усиливают торжественность, побуждают молящихся к покаянию, кроме того, согласно бытовавшим в народе представлениям, они должны смутить Сатану , который в этот день суда выступает обвинителем.

В средние века возник обычай трубить в шофар по окончании утренней службы в течение всего месяца элул (см. календарь). В талмудическую эпоху в шофар трубили в канун и на исходе праздников и суббот для оповещения народа (Шаб. 35б). Этот обычай сохранился лишь в церемонии исхода Иом-Киппура, во время которой присутствующие желают друг другу в следующем году встретиться в Иерусалиме. Сочетание трубных звуков с мессианским пожеланием (см. Мессия) придало шофару новый символический смысл.

В 1948 г., когда евреи в Иом-Киппур трубили в шофар у Западной стены , арабы сочли это политическим актом и выразили протест. В шофар трубили также во время боев за Храмовую гору в 1967 г. (см. Шестидневная война). В Государстве Израиль принято вводить трубление в шофар в разные, в том числе светские, церемонии. Так, в шофар трубят при вступлении в должность нового президента Израиля. Иногда в шофар трубят во время массовых демонстраций (особенно религиозных евреев).

В различных общинах шофары отличаются друг от друга. Ашкеназский (см. ашкеназы) шофар обработан снаружи и внутри, ему придают серповидную форму. Сефардские (см. сефарды) шофары - длинные и витые. Изготовлением шофаров занимаются ремесленники, передающие традицию из поколения в поколение.

Уже в эпоху Второго храма шофар был частью национальной символики. Изображения шофара находят в мозаичных украшениях древних синагог.

Сегодня, когда мы пребываем внутри праздника Нового 5775 года., а в соответствии с Библией — Праздника Труб. Так он называется в синодальн. переводе Библии. Вместе со всеми сомневающимися я бы хотел выяснить кое-что!

Все больше христианских общин и отдельных верующих интересуются одним из самых еврейских символов — шофаром. Надо сказать, это и самый (на ряду с менрой) древний из еврейских символов. Но неувязочка начинается в случае, если вы не верите на слово и решаете таки открыть вашу Библию, чтобы прояснить себе — отчего столько шума? Недоумение начинается в момент, когда начнутся ваши поиски этого самого шофара в любом из русских переводов (не то, чтобы в переводах на другие языки дело обстояло иначе..) Вы не найдете ни единого упоминания шофара!

И правда, если набрать в поиске симфонии Стронга слово ШОФАР, то ничего подобного в русском переводе мы не найдем. Конечно, возникает вопрос о правомерности еврейской традиции, придающей шофару столь великое значение. Может быть это только традиция? Фольклор, с которым Св. Писания не знакомы?

номер Стронга серебряной трубы — 02689

номер Стронга шофара — 07782

Если мы предпримем иную попытку — найти в тексте Писания слово «ТРУБА», то конечно, наши поиски будут вознаграждены, и мы обнаружим множество мест, это слово содержащих. Ну и понятно, даже без поиска все (почти) мы помним такое название библейского праздника — Праздник Труб, — это один из Праздников Господних, на который все взрослое население Израиля совершало алию (восхождение) в Иерусалим на поклонение Всевышнему.

Но, если мы взглянем на номер Стронга этого самого слова «ТРУБА»и сделаем поиск не по слову, а по номеру (подробнее см. видео выше), то выяснится, что все не так просто. На деле окажется, что «чистокровных» труб, тех самых, о которых Бог повелел Моше сделать их из серебра, чтобы созывать народ и т.д., — всего 27 во всем тексте Библии. А большей части в тексте под словом перевода «ТРУБА» скрывается самый настоящий ШОФАР. Что и требовалось доказать.

Более чем в два раза шофаров в Писании больше, чем труб. Уже не говорю о том, что символика ШОФАРА И ТРУБЫ различается существенно (об этом подробно см. в статье ««, а также в фильме «Голос Шофара»).

Итак, что же скажем? Все таки полезно заглядывать в оригинальный текст. И тогда можно таки начать анализировать и осмысливать смысл употребления того или иного слова.

Подробно о символике ШОФАРА и его отличии от серебряной трубы см. фильм