Амёба обыкновенная (лат. Amoeba proteus )
или амёба протей (корненожка) -амебоидный организм, представитель класса Lobosa (лобозные амёбы). Полиподиальная форма (характеризуется наличием многочисленных (до 10 и более) псевдоподий - ложноно́жки). Псевдоподии постоянно меняют свою форму, ветвятся, исчезают и появляются вновь.
Строение клетки
A. proteus снаружи покрыты только плазмалеммой. Цитоплазма амёбы отчётливо подразделяется на две зоны, эктоплазму и эндоплазму (см. ниже).
Эктоплазма , или гиалоплазма, тонким слоем залегает непосредственно под плазмалеммой. Оптически прозрачна, лишена каких-либо включений. Толщина гиалоплазмы в разных участках тела амёбы различна. По боковым поверхностям и у основания псевдоподий это как правило тонкий слой, а на концах псевдоподий слой заметно утолщается и образует так называемый гиалиновый колпачок, или шапочку.
Эндоплазма , или гранулоплазма - внутренняя масса клетки. Содержит все клеточные органоиды и включения. При наблюдении за движущейся амёбой заметно различие в движении цитоплазмы. Гиалоплазма и периферические участки гранулоплазмы остаются практически неподвижными в то время как центральная её часть находится в непрерывном движении, в ней хорошо заметны токи цитоплазмы с вовлечёнными в них органоидами и гранулами. В растущей псевдоподии цитоплазма перемещается к её концу, а из укорачивающихся - в центральную часть клетки. Механизм движения гиалоплазмы тесно связан с процессом перехода цитоплазмы из состояния золя в гель и изменениями в цитоскелете.
Питание
Амёба протей питается путем фагоцитоза , поглощая бактерий, одноклеточных водорослей и мелких простейших. Образование псевдоподий лежит в основе захвата пищи. На поверхности тела амёбы возникает контакт между плазмалеммой и пищевой частицей, в этом участке образуется «пищевая чашечка». Её стенки смыкаются, в эту область (с помощью лизосом) начинают поступать пищеварительные ферменты. Таким образом формируется пищеварительная вакуоль. Далее она переходит в центральную часть клетки, где подхватывается токами цитоплазмы. Кроме фагоцитоза, амебе свойственпиноцитоз - заглатывание жидкости. При этом образуется на поверхности клетки впячивания в форме трубочки, по которой поступает внутрь цитоплазмы капелька жидкости. Образующая вакуоль с жидкостью отшнуровывается от трубочки. После всасывания жидкости вакуоль исчезает.
Дефекация
Эндоцитоз (экскреция). Вакуоль с непереваренными остатками пищи подходит к поверхности клетки и сливается с мембраной, таким образом выбрасывая наружу содержимое.
Осморегуляция
В клетке периодически образуется пульсирующая сократительная вакуоль - вакуоль, содержащая излишнюю воду и выводящая её наружу.
Размножение
Только агамное , бинарное деление. Перед делением амёба перестает ползать, у неё исчезают диктиосомы, аппарата Гольджи и сократительная вакуоль. В начале делится ядро, потом происходит цитокинез. Половой процесс не описан.
Вызывает расстройство пищеварения и колит (кровавый понос).
» на тему «Обыкновенная амеба, или амеба протей, как организм »
Конспект урока по теме:
«Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные. Тип Саркодовые.
Класс Саркодовые. Обыкновенная амеба,или амеба протей, как организм».
Цель: Сформировать знания об особенностях строения и образа жизни одноклеточных животных, их жизнедеятельности. (на примере амебы протей)
Дать первоначальное представление об обмене веществ. Показать сходство и родство простейших с растениями.
Оборудование:
Таблица «Тип Простейшие»
Фрагмент видеофильма «Амеба»
Фрагмент видеофильма « История открытия одноклеточных организмов»
Основное содержание урока
1. Общие сведения об одноклеточных животных.
2. Среды обитания представителей класса Саркодовые.
3. Строение одноклеточных животных в сравнении с одноклеточными растениями.
4. Жизнедеятельность амебы протея.
Ход урока
Актуализация знаний
1.Фронтальный опрос
Учитель: Почему клетка является структурной и функциональной единицей всех живых организмов?
Ученик: Все живые организмы состоят из клеток. Из них строятся органы и ткани, которые выполняют жизненно важные функции.
Учитель: В чем главное отличие животной клетки от растительной?
Ученик: В состав клеточной оболочки растительной клетки входит целлюлоза. В клетках растений содержатся особые органоиды-хлоропласты. В растительных клетках развита сеть вакуолей.
Учитель: На Земном шаре насчитывается около 1,5 млн видов животных. Все они объединяются в одно царство Животные. Но это царство, исходя из уровня организации животных, можно разделить на два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Какие вы знаете одноклеточные растения?
Ученик: Водоросли. Хлорелла и Хламидомонада.
Учитель: Верно. Но в природе, кроме одноклеточных растений существуют и одноклеточные животные. Сегодня мы подробно начнем наше знакомство с ними.
Изучение нового материала
1. История открытия простейших организмов. (Отрывок из кинофильма «Открытие одноклеточных организмов» или рассказ учителя.
Учитель: Открытие и изучение простейших животных было тесно связано с изобретением и усовершенствованием микроскопа. Первым человеком, увидевшим простейших под микроскопом, стал голландский натуралист Антонии Ван Левенгук. Свое открытие он сделал в 1673 году, но истинные представления о простейших сложились лишь в середине 19 век, тогда эти мельчайшие организмы были выделены в тип Простейшие. Что же увидел Левенгук в микроскоп?(отрывок фильма или рассказ учителя)
Он увиде животных, способных перемещаться то в одну, то в другую сторону. В настоящее время этих животных называют Саркодовыми(от греч «саркос»- плазма, жидкая.
Учитель: Почему животных этой группы назвали одноклеточными?
Ученик: Потому, что эти организмы состоят из одной клетки и очень просто устроены относительно других организмов.
Учитель: Давайте поближе познакомимся с строением и образом жизни простейших на примере амебы протея.
2. Среда обитания и внешнее строение обыкновенной амебы.
(Рассказ учителя, работа с таблице на доске и рисунком в учебнике стр. 37 рис. 23)
а) Обитает на дне пресных водоемов с застойной водой
б) Величина 0,5 мм
в) Не имеет постоянной формы тела
г) Организм состоит: Цитоплазма
-ядро
-вакуоли:
-Пищеварительная
-Сократительная
Цитоплазматическая мембрана
- Наружный слой - Эктоплазма
(прозрачный, плотный)
- Внутренний слой – Эндоплазма
(зернистый, текучий)
Учитель: Давайте посмотрим, как амеба выглядит в природе?
(Демонстрация фрагмента видеофильма «Амеба». После просмотра учащиеся выполняют задание №1 стр. 26. в рабочих тетрадях.)
3. Движение.
Учитель: Амеба передвигается за счет ложноножек. Скорость движения 0,2 мм/мин.
4. Питание.
Учитель: Амеба питается бактериями, одноклеточными водорослями. Захват пищи при помощи ложноножек. Переваривание за счет Пищеварительной вакуоли, (от 12 часов до 5 суток) Чем питание растений отличается от питания животных?
Ученик: Растения сами создают органические вещества из неорганических (Фотосинтез), а животные питаются готовыми органическими веществами.
Вместе с учителем делают вывод: Амеба- животное.
5. Выделение.
Учитель: Процессы выделения происходят за счет сократительной вакуоли.
Вопрос классу: Если в клетку все время будет поступать вода в неограниченном количестве. Что может произойти с клеткой?
Ученик: Она погибнет(лопнет).
Учитель: Правильно. Сократительная вакуоль регулирует содержание воды в клетке и вредных веществ.
6. Дыхание.
Учитель: Чем дышит амеба?
Ученик: Кислородом, который растворен в воде.
Учитель: Есть ли у амебы специальные органы дыхания если это простейший организм?
Ученик: Нет. Она дышит через оболочку.
7. Обмен веществ.
Учитель: Мы рассмотрели с вами процессы: дыхания, питания, выделительный процесс. В результате этих процессов одни вещества поступают в клетку, другие удаляются во внешнюю среду. Таким образом в организме осуществляется обмен веществ. Этот процесс происходит постоянно внутри любого организма. Без обмена веществ нет жизни.
8. Размножение.
Учитель: Амеба, так же как и растения способна к размножению путем деления.
(Работа с учебником стр.38, рис.24.) Вопрос классу: С чего начинается процесс деления любой клетки.
Ученик: С деления ядра.
Учитель: Как изменяется клетка в процессе деления?
Ученик: Ядро вытягивается, цитоплазма растягивается образуется перетяжка, которая лопается и клетка делится на двое.
Учитель: Размножение амебы путем деления- бесполый способ размножения. Он происходит при благоприятных условиях. При неблагоприятных условиях амеба образует цисту.
Циста- плотная оболочка защищающая амебу от неблагоприятных условий среды.
9. Раздражимость.
Учитель: Амеба реагирует на свет (уползает), на механические воздействия, т.е. обладает раздрожимостью.
Раздражимость - способность живого организма реагировать на условия внешней среды.
Далее учитель рассказывает о многообразие простейших класса Саркодовые.(фрагмент видеофильма «Амеба»). Или учащиеся рассматривают рисункина стр.39, рис.26. учебник,а также таблицу « Многообразие простейших класса Саркодовые»
Закрепление.
Учитель предлагает выполнить тестовое задание. Задание дается каждому ученику на отдельном листе, (см. приложение 1)
Ребята сдают работы учителю. После проверки выставляются оценки.
Домашнее задание. § 9. Рабочая тетрадь стр.26 № 2,стр.27.№4,5.
Подцарство Одноклеточные
Тип Саркодовые
Вариант 1
1. Амеба протей обитает:
а. В пресных водоемах с проточной водой
б. В пресных водоемах с застойной водой
в. В морях и океанах
2. Амеба передвигается с помощью:
а. Ног
б. Ложноножек
в. Не передвигается
3. Наружный слой цитоплазмы называется:
а. Эктоплазма
б. Эндоплазма
в. Цитоплазматическая мембрана
4. Амеба дышит:
а. Легкими
б. Жабрами
в. Всей поверхностью тела
5. Процесс поступления веществ в клетку и удаление продуктов жизнедеятельности называют:
а. Размножением
б. Выделением
в. Обменом веществ
Подцарство Одноклеточные
Тип Саркодовые
Вариант 2
1. Изучением одноклеточных организмов занимался:
а. Антони ван Левенгук
б. Р. Гук
в. Ч. Дарвин
2. Сократительная вакуоль - орган:
а. Пищеварения
б. Размножения
в. Выделения
3. При наступлении неблагоприятных условий амеба:
а. Погибает
б. Размножается бесполым путем
в. Образует цисту
4. Способность одноклеточного организма отвечать ни воздействие окружающей среды называют:
а. Обменом веществ
б. Раздражимостью
в. Размножением
5. Процесс пищеварения у амебы происходит:
а. В желудке
б. В сократительной вакуоли
в. В пищеварительной вакуоли
Список используемой литературы
1. Е. Т. Бровкина., Н. И. Казьмина «Уроки зоологии», Москва. «Просвещение» 1990г.
2. В. М. Пакулова «Методика обучения биологии в школе», Москва «Просвещенеи» 1995г.
Прислала Волкова Наталья Владимировна Учитель биологии МБОУ СОШ № 1
Вопросы:
1. На основании каких признаков можно утверждать, что клетка амебы является самостоятельным организмом?
2. Охарактеризуйте процессы питания и выделения у амебы.
3. Объясните, какова роль простейших в природе.
4. Установите наличие связи между средой обитания и типами питания эвглены зеленой.
5. Проведите сравнение способов размножения амебы протея и эвглены зеленой.
6. Дайте обоснование утвеждению о промежуточном положении эвглены зеленой между двумя царствами живой природы.
7. В чем проявляется усложнение организации колониальных форм жгутиконосцев? Поясните ответ примерами.
8. Докажите на конкретных примерах, что инфузории имеют более сложное строение, чем саркодовые и жгутиконосцы.
9. Установите связь между усложнением строения инфузории-туфельки и процессами питания и выделения.
10. Охарактеризуйте особенности процесса размножения инфузории-туфельки.
11. Объясните, почему половой процесс не является половым размножением. В чем его биологическое значение?
12. Объясните, какие функции выполняет клетка простейших.
13. Назовите меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией.
14. Сформулируйте вывод о роли простейших в природе и их влиянии на человека.
15. Объясните, почему клетка простейших является самостоятельным организмом.
16. Охарактеризуйте среды обитания одноклеточных. Какое условие является обязательным для их существования?
17. Объясните, в чем заключаются функции вакуолей в организме одноклеточных.
18. Установите взаимосвязь строения и способов движения одноклеточных.
19. Назовите черты приспособленности простейших к неблагоприятным условиям.
20. Опишите роль в природе двух-трех представителей простейших, обитающих в водной среде.
21. Назовите меры предупреждения заболеваний, вызываемых простейшими.
22. Назовите фамилию ученого, который первым описал группу простейших животных.
23. Что является общим в строении простейших?
24. Почему ученые утверждают, что у животных и растений были общие предки?
25. Объясните, в каком смысле врачи часто используют выражение "болезни грязных рук". Приведите примеры болезней, к которым оно относится.
26. Закончите предложения, вписав необходимые слова.
Если банку с.... подержать несколько дней в темном шкафу, то цвет из исчезнет. ... станут светлыми, но не погибнут, так как в темноте они питаются как... . На свету... вновь.... и начнут питаться как... .
27. Вставьте пропущенные буквы. Дайте определения понятий.
С..мб..оз - ...
К..лония - ...
Рак..вина - ...
Ц..ста - ...
28. Объясните, как между собой связаны способ питания и образ жизни простейшего.
29. Верно ли утверждение: "У школьного мела, у стен дворца и у стен пирамиды один источник, одна основа? Докажите свою точку зрения.
Какие утверждения верны?
1. Клетка простейших выполняет роль самостоятельного организма.
2. Размножение у амебы бесполое, а у инфузории-туфельки - и бесполое, и половое.
3. Органоидами движения инфузории-туфельки являются ложноножки.
4. Эвглена зеленая является переходной формой от растений к животным: имеет хлорофилл, как у растений, а питается гетеротрофно и передвигается, как животные.
5. Амеба имеет в организме ядра двух типов.
6. Малое ядро у инфузории участвует в половом размножении, а большое отвечает за жизнедеятельность.
7. Дизентерийную амебу переносят комары.