Гефсиманское моление. Борение христа в гефсиманском саду

В Великий Четверг Страстной недели мы вспоминаем несколько самых важных событий из земной жизни Христа. В том числе – молитву в Гефсиманском саду.

Евангельский рассказ о Гефсиманской молитве, которую еще иногда называют молением о чаше, в Евангелии от Марка, очевидно, дошел до нас от апостола Петра; по свидетельству раннехристианского автора Папия Иерапольского, Марк был спутником великого апостола и, видимо, его Евангелие построено на рассказах Петра.

И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня (Мк14:33–42).

На этом повествовании лежит удивительная печать подлинности; оно полностью отвечает тому, что уже в наше время ученые, исследующие Новый Завет, называют «критерием неудобства». Этот критерий состоит в том, что те или иные свидетельства неудобны для ранней Церкви, и поэтому у них есть только одно объяснение: все так и произошло на самом деле. Никто не стал бы выдумывать Иисуса скорбящего и ужасающегося в ожидании мучительной смерти и умоляющего избавить Его, если возможно, от такой участи.

Боги, которых выдумывают люди, так себя не ведут; они больше напоминают всяких суперменов, человеков-пауков и прочих персонажей массовой культуры, которые, смелые и сильные, являются на выручку своим поклонникам, так что от злодеев летят клочки по закоулочкам.

Божественный Спаситель, сокрушенный скорбью, который не только не расправится со злодеями, но Сам умрет от их рук, который Сам молит об избавлении - и не получает его, - это совсем не тот образ, который люди создают в своем воображении.

Апостолы в этом эпизоде (как и в некоторых других) выглядят не лучшим образом: они заснули от печали и заслужили упрек от Господа. Так говорить об апостолах могли только они сами - в ранней Церкви апостолы были окружены понятным почтением, и никому бы в голову не пришло выдумывать про них такой «компромат».

Этот рассказ всегда служил предметом некоторого недоумения - и насмешек неверующих. Какой же это Бог, если Он скорбит и ужасается перед лицом смерти, как обычный человек, да и человек не самый храбрый: множество героев и мучеников в истории шли на смерть гораздо спокойнее, иногда - с бравадой и насмешкой над палачами. Вся римская процедура распятия была продумана таким образом, чтобы сломать волю и дух самых решительных борцов, но Иисус не показывает Себя борцом даже в саду.

Почему? Происходящее в Гефсимании говорит нам нечто очень важное о Боговоплощении. Прежде всего, Господь Иисус - не Бог, притворившийся человеком или действовавший через человека, это Бог, который действительно стал человеком. В фильме «Аватар» человек подключается к инопланетному телу и действует через него в племени инопланетян. Исполнив задание, он спокойно может отключиться, завершить свою виртуальную жизнь. А Боговоплощение - это на самом деле. В Иисусе Христе Бог действительно стал человеком, с человеческой душой и телом, и Он действительно стал доступен тем же душевным и телесным страданиям, которые испытывают люди перед лицом предательства, несправедливости, боли и смерти.

Он целиком и полностью занял наше место - поставил Себя в те же условия, в которых находимся мы, и совершил наше Искупление, проявив совершенную любовь и послушание Богу там, где мы проявляем злобу и противление.

Поэтому в Гефсимании Он претерпевает абсолютно подлинное и абсолютно человеческой страдание. Иногда говорят: «Но Он же знал, что воскреснет». Конечно, знал, и говорил об этом ученикам. Но ведь и мы знаем, что воскреснем - нам это тоже ясно обещано небесным Отцом. Делает ли это страх и страдание чем-то менее реальным?

Христос полностью разделяет все страдания мира, всю людскую боль, физическую и душевную. Любой человек перед лицом предательства, оставленности, мучения, смерти, теперь может знать, что Христос - с ним, Он спустился на самое дно боли и скорби, чтобы быть с каждым, кто страдает. Не только с героями, которые отважно идут на смерть. Со всеми, кто сокрушен, растерян и обескуражен, кто, кажется, совсем раздавлен тоской и ужасом. Христос выглядит слабым, потому что Он - со слабыми, тоскующим – потому что он с тоскующими, ужасающимся – потому что Он с теми, кто подавлен ужасом. Он спускается к ним на самое дно душевного и телесного страдания, чтобы взять каждого за руку и вывести к вечной радости Воскресения.

4.7.3. Гефсиманская молитва (моление о Чаше)

После Первосвященнической молитвы Господь «вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его » (Ин. 18: 1). В Гефсиманском саду на склоне Елеонской горы, отделенной от Иерусалима узкой долиной с потоком Кедрон, Господь остановился в месте, где «часто собирался там с учениками Своими » (Ин. 18: 2). Туда немногим позже приведет воинов Иуда Искариот, прекрасно знавший, где Господь мог находиться. В ожидании прихода Иуды Христос, взяв с собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, удалился для молитвы. Эту молитву мы называем молением о Чаше: «И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашел их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все еще спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня » (Мк. 14: 33–42). Евангелист Лука дополняет рассказ других евангелистов указанием на явление ангела, укреплявшего Христа (Лк. 22: 43), и что напряжение молитвы и смертное томление Христа привели к появлению тяжелого пота, который, как капли крови, падал на землю (Лк. 22: 44).

Почти в одно время Господь обращает к Отцу две настолько разные молитвы. Первосвященническая молитва была молитвой победной, утешающей всех апостолов в грядущей разлуке со Христом и показывающей, какие блага ожидают их вследствие смерти Учителя и победы Его над диаволом. Гефсиманская молитва скорбная, но что было причиной неожиданной скорби Христа и почему, в отличие от Первосвященнической молитвы, в свидетели моления о Чаше Господь берет только троих и, собственно, зачем Он их берет? Нет простого ответа на эти вопросы и нет возможности «обещать себе полного постижения тайны Гефсиманского события, которой неприкосновенность нашему испытанию Господь сам ознаменовал тем, что из самых Апостолов только немногих к ней приблизил, и только что приблизил».

В качестве отправной точки для размышлений припомним слова Христа перед воскрешением Лазаря, когда Он обратился с молитвой к Отцу: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня » – и затем сказал: «Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал [сие] для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня » (Ин. 11: 41–42). Господь совершает открыто некоторые молитвы ради научения людей. Гефсиманское моление также может рассматриваться как необходимое не для самого Христа, но для Его учеников.

Давайте вначале посмотрим евангельский текст: там говорится, что Господь ужасался, тосковал, скорбел душой, находился в борении. Какого рода было это борение? Когда мы говорили об искушениях в пустыне, то опирались на утверждение прп. Иоанна Дамаскина о том, что Иисус не был борим помыслами, что диавол нападал на Него извне. Исходя из этого, предполагать, что в Гефсимании в личности Христа открылось какое-то греховное раздвоение мыслей и желаний, невозможно. Трудно представить себе и то, что желал избежать смерти и страданий Тот, Кто сказал ученикам: «Не бойтесь убивающих тело ».

Святые отцы говорят, что молитва в Гефсимании являет истинность воспринятой Сыном Божиим человеческой природы: «Сказал это по причине немощи, которой был облечен, потому что не в ложном виде, но поистине был облечен ею. А если поистине был немощен и облечен немощью, то и невозможно было, чтобы немощь не боялась и не смущалась. Поскольку принял плоть и облекся немощью, то в голоде подкреплялся хлебом, в труде утомлялся и во сне казался бессильным, и когда пришло время смерти Его, надлежало, чтобы и тогда также воздействовало то, что свойственно плоти; ведь и смущение предстоящей смертью напало на Него для того, чтобы явной сделалась Его природа, именно, что Он был сыном того Адама, над которым, как говорит апостол, царствовала смерть (Рим. 5: 14)». То есть боязнь смерти во Христе относится к так называемым неукоризненным страстям добровольно воспринятой Им человеческой природы и указывает, как и испытываемая Им жажда, алкание, желание сна на то, что человеческая природа во Христе непризрачна, реальна.

Естественное для всех людей неприятие смерти должно было сильнее проявиться во Христе в силу Его безгрешности. «Я не знал бы, как велико благодеяние и любовь ко мне, грешному, моего Господа и Спасителя, если бы Он не обнаружил предо мною, чего они стоят Ему» (блж. Августин). У нас всех есть опыт ежедневного умирания и приобщения к смерти через грехи, во Христе же смерть не имела себе места. Смерть Христа могла быть только добровольной, Он не имел необходимости умирать. Как Адам до грехопадения мог не умирать, но умер вследствие своего непослушания, так Христос, как новый Адам, исцеляет непослушание Адама, подчиняет человеческую волю воле Божественной и свободно принимает смерть за чужой грех как Агнец Божий (см.: Ин. 1: 29). Свт. Филарет Дроздов: «Какую горечь, какую тягость заключала в себе сия таинственная чаша, о которой Он и молился: Да мимо идет, являя тем истинное воспринятое человечество, не чуждое немощи, хотя чуждое греха, и которую в то же время принимал по предвечной воле Отца Своего, глаголя: Не якоже Аз хощу, но якоже Ты. Увы, это горечь наших грехов, это тягость нашей виновности пред Богом и заслуженных нами казней, которые все принял на Себя Агнец Божий».

Некоторые толкователи говорят, что основной причиной скорби Спасителя был не страх страданий и смерти, а то, как ученики их воспримут: «Взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, Он опечалился. Но до того, как Он привел их с Собой, Он не чувствовал скорби; только вместе с ними появилась скорбь. Итак, печаль Его происходит не от Него самого, но от тех, кого Он взял с Собой. Надо понимать, что Сын Человеческий привел с Собой не кого-нибудь, а тех же самых учеников, которым показал, что войдет в Царство Свое, в тот раз, когда в присутствии Моисея и Илии на горе Он окружен был сиянием Своей вечной славы… Прежде Он говорил: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф. 26: 31). Он знал, что они устрашатся, что они убегут и что они отрекутся. А поскольку хула на Святого Духа не прощается ни здесь, ни в вечности, то Он и опасался, что они будут отрицать, что Он – Бог, когда увидят Его избитым, оплеванным и распятым… Не сама смерть вызывает страх, но время ее, ибо после смерти вера людей укрепится силой Воскресения». Блж. Иероним, продолжая ту же мысль, говорит, что Господь страдал не из-за боязни предстоящего страдания, «но из-за жалкого Иуды и соблазна апостолов, из-за отвержения Его народом иудейским, из-за падения несчастного Иерусалима».

В соучастники молитвы («Побудьте здесь и бодрствуйте со Мною » – Мф. 26: 38) Господь взял с Собой только трех апостолов, которые на горе Преображения «видели славу Его, славу, как Единородного от Отца » (Ин. 1: 14). «Для чего Он не взял всех? Для того, чтобы они не подверглись падению». Но удержало ли Петра, Иакова и Иоанна знание о Христе от смущения и соблазна в Гефсимании во время моления Христа? Видим, что даже лучшие из апостолов не смогли бодрствовать со Спасителем и поддались духу чрезмерной печали от неизбежности разлуки, несмотря на троекратный призыв Христа собраться с силами и провести это последнее время общения с Ним в молитве, чтобы не впасть в искушение от немощи плоти (в ближайшем смысле подразумевается бегство апостолов, отречение Петра и соблазн Распятия). Евангелист Матфей отмечает, что преимущественно упрек Спасителя обращен к Петру (Мф. 26: 40), который только что на Тайной вечере собирался ради Христа даже умереть, а теперь не мог удержаться от сна на короткое время. В богослужении Великого Четверга противопоставляется неразумной самоуверенности и бездеятельности апостолов бдение и активность Иуды: «Господи, на страсть вольную пришед, вопиял еси учеником Твоим: аще и единаго часа не возмогосте бдети со Мною, како обещастеся умрети Мене ради? Поне Иуду зрите, како не спит, но тщится предати Мя беззаконным. Востаните, молитеся, да не кто Мене отвержется, зря Мене на Кресте, Долготерпеливе слава Тебе» .

Гефсиманское моление Спасителя, помимо всего сказанного, стало руководством молитвенного делания для христиан. Так, свт. Филарет Московский, во-первых, видит в Гефсиманском молении (когда Господь, «приближаясь к пределу Своего земного поприща, дабы принести Богу Отцу молитву, сколь важную и таинственную по предмету, столь же трудную по обстоятельствам, удалился сперва с тремя избранными учениками от собора прочих, а потом и от трех избранных в совершенное уединение, рекши: Седите ту, дондеже шед помолюся там ») образ молитвы уединенной «во всевозможном отлучении от всего сотворенного, погружающей душу в единое присутствие Божие».

Во-вторых, Гефсиманское моление Христово побуждает христианина усилить аскетический подвиг: «Когда подумаешь, что это Единородный Сын Божий, от вечности с Отцом и Святым Духом царствующий на пренебесном Престоле и теперь сего Престола не оставивший, – что Он, облекшись в нашу нищету, немощь, низость, повергается в молитве на землю, чтобы молитвою исходатайствовать нам спасение, а смирением обличить, загладить и уврачевать нашу гордость, тогда пораженная мысль ищет, есть ли в мире довольно униженное место или положение, в которое бы человек мог себя уничижительно повергнуть, дабы ему не слишком стыдно было пред сим Божественным уничижением? При таком размышлении как должны быть для нас легки и сладостны наши молитвенные коленопреклонения и земнопоклонения, которые так тяжкими кажутся иногда для нашей немощи и, может быть, для нашей лености!»

И, наконец, в-третьих, память о «победоносном Гефсиманском поприще Иисусовом», где «сила всех возможных искушений побеждена силою молитвы Христовой, и сия победоносная сила не прешла, но пребывает и пребудет, потому что Иисус Христос вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13: 8)» удержит верующего от уныния и безнадежной скорби. «Там, недалеко от Агнца Божия, вземляющего грехи мира, повергнись с твоими грехами, скорбию, тугою, страхом от разверстых челюстей смерти и ада и помяни, что горечь твоей чаши уже наибольшею частию испита в великой чаше Христовых страданий, что под бремя, на тебе тяготеющее, уже подложил Свою облегчающую руку крепкий Гефсиманский Подвижник, что твой Спаситель, совершивший для тебя всецелое дело твоего спасения, ожидает от тебя только сообщения страстей Его (Флп. 3:

10), какое возможно для твоей, хотя немощной, веры, любви и благодарности».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

2. Гефсиманская молитва. Учение высокопреосвященнейшего митрополита Антония об Искуплении различается от общепринятого церковного учения двумя особенностями:центр тяжести в искупительном подвиге Христа Спасителя переносится с Голгофы на Гефсиманию;искупительный

Глава 15. ГЕФСИМАНСКАЯ МОЛИТВА. ОТЕЦ И СЫН Густав Доре. Молитва Иисуса в Гефсиманском садуВ словах Иисуса, пришедшего в Иерусалим (Ин., 12:27- 29) РВ, ясно и определенно звучит предсказание о Его смерти: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа

101. Молитва бедного, когда он унывает и изливает пред Господом моление свое Господи! Услышь молитву мою и вопль мой к Тебе да придет. Не отврати лица Твоего от меня: когда я скорблю, приклони ко мне ухо Твое; когда я призову Тебя, скоро услышь меня. Ибо исчезли, как дым, дни

Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое, 101 2 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. 3 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро услыши мя. 4 Яко исчезоша яко

Гефсиманская молитва Уйдя из горницы, Христос с апостолами перешел поток Кедрон, и направился в Гефсиманию – большой сад на склоне Елеонской горы. Утомленные ученики расположились на ночлег, а Христос, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, удалился вглубь сада. «Душа Моя

ГЛАВА 41. Иисус в Гефсиманском саду. Моление о чаше. Взятие Иисуса под стражу. Иисус в Гефсиманском саду Сад, в который вошел Иисус с Апостолами, был Его любимым местом уединения и отдохновения, куда Он часто уходил из Иерусалима. Евангелист Марк говорит, что этот сад был в

Глава 15. ГЕФСИМАНСКАЯ МОЛИТВА. ОТЕЦ И СЫН В словах Иисуса, пришедшего в Иерусалим (Ин. 12:27- 29), ясно и определенно звучит предсказание о Его смерти: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл. Отче! прославь имя Твоё.

Страдания Господа. Моление о чаше Мф. 26, 36–46; Мк. 14, 32–42; Лк. 22, 40–46; Ин. 18, 1–2 По окончании молитвы, в которой Господь наш Иисус Христос предал учеников своих и всех верующих всеблагому промышлению отца небесного, он перешел в сопровождении святых апостолов на восточную

Моление о чаше (Матф. 26:36-46; Мк. 14:32-42; Лк. 22:39-46; Ин. 18:1). Как повествует св. Евангелист Иоанн, окончив Свою первосвященническую молитву, «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, там где был сад, в который вошел Сам и ученики Его». Поток Кедрский, или Кедрон, что значит

Гефсиманская молитва. Мф. 26: 36-46; Мк. 14: 32-42; Лк. 22: 39-46; Ин. 18: 1 Окончив Свою первосвященническую молитву, Христос с апостолами перешел Кедронов поток, и все они вошли в большой масличный сад, залитый светом луны. Гефсиманский сад был по склонам Елеонской горы и спускался к

КАФИСМА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ Молитва нищаго, егда уныет, и пред Господем пролиет моление свое, 101 2 Господи, услыши молитву мою, и вопль мой к Тебе да приидет. 3 Не отврати лица Твоего от мене: воньже аще день скорблю, приклони ко мне ухо Твое: воньже аще день призову Тя, скоро

Гефсиманская молитва Гефсиманская молитва Христа есть, несомненно, наивысшая из всех молитв по своему внутреннему достоинству и по своей мироискупительной силе. В то же время она является одним из бесценнейших откровений о Боге и Человеке. Принесенная Богу-Отцу в Духе

Моление о чаше Из учеников взял он с собой только Петра и обоих сыновей Зеведеевых. И как остались они одни, начал ужасаться и тосковать. И сказал затем им Иисус: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со мной». Он отошел чуть в сторону, пал лицом на

Выход после Тайной вечери
А. А. Иванов. 1850 г. 26х40.
Москва, Государственная Третьяковская галерея, Москва

«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего. Но чтобы мир знал, что Я люблю Отца и, как заповедал Мне Отец, так и творю: встаньте, пойдем отсюда». Евангелие от Иоанна


Христос с учениками выходит в Гефсиманский сад. Эскиз.
Н. Н. Ге. 1888 г. Холст, масло. 65,3х85.


Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад.
Н. Н. Ге. 1889 гг. Холст, масло. 142х192



А. И. Куинджи. 1901 г.

В 1882 году, будучи на вершине грандиозного мирового триумфа, Куинджи вдруг ушел в затворничество и никогда больше, вплоть до самой смерти (а прожить ему ещё предстояло почти тридцать лет), не выставлялся. Лишь однажды, почти случайно, осенью 1901 года он на две недели приоткрыл для избранного круга посетителей двери своей мастерской, чтобы показать картину, над которой он трудился долгие годы - «Христос в саду Гефсиманском».


Моление о чаше.
А. Л. Витберг. Начало XIX века. Холст, масло.
Государственный музей истории религии


Моление о чаше.
Витберг Александр Лаврентьевич. Первая половина XIX века. Холст, масло, 24,5 x 19,2
Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых


Моление о чаше.
Алексей Егоров. 1820-е.Холст, масло. 58х39.
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
Пост. из Андреевского собора в 1925 г. № Ж-3331


Моление о чаше.
Ф. А. Бруни. Середина 1830-х. Холст, масло. 246х134,5
Государственный Русский музей
Поступила в 1897 из Императорского Эрмитажа (приобретена при Николае I).

Картина была написана в Риме между 1834 и 1836 для церкви в имении сенатора Г. Н. Рахманова в селе Бобрик Сумского уезда Курской губернии. Затем была приобретена для императорской коллекции Эрмитажа, откуда впоследствии попала в Русский музей, где хранится в настоящее время. В Эрмитаже находится первоначальный эскиз, который позволяет увидеть, как художник задумывал и совершенствовал свое произведение, работал над композицией, освещением. Яркая выразительность образа сделала эту работу художника чрезвычайно популярной среди современников. «Моление о чаше» неоднократно копировалось другими авторами, с картины были сделаны гравюры С. Л. Захарова и Н. И. Уткина в альманахе «Утренняя заря» и литография А. Петровского и С. Кружкина в издательстве А. А. Козлова (1847). Повторял знаменитую композицию и сам Бруни.


Моление о чаше.
Ф. А. Бруни. 1834–1836 гг. Холст, масло. 246х134,5


Моление о чаше.
Ф. А. Бруни. 1836 г. Холст, масло.
Авторское повторение для алтаря церкви св. Екатерины при Императорской Академии художеств.
Картина отреставрирована в 2016 г.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Вариант из собрания Радищевского музея был создан художником для алтаря церкви св. Екатерины Императорской Академии художеств, в стенах которой он получил блестящее образование и ректором которой он был течении нескольких лет.


"Моление о чаше", литография В. Тимма с картины Ф. Бруни.
"Русский художественный листок". 1889 г. Техника: литография, бумага. Формат: 49х36,5 см.
Художник: Бруни Федор Антонович. Издатель: Тимм Василий Федорович


Моление о чаше.
С. А. Живаго. 1845–46 гг. Холст, масло.
Картина, завершающая композицию третьего яруса главного иконостаса Исаакиевского собора,
расположена в центральной части над аркой главного алтаря.
Построена на контрастах яркого луча света в левой верхней части и затемненной правой


Христос в Гефсиманском саду. (Явление Ангела)
А. А. Иванов. 1850 г. 26x40.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

…и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. Евангелие от Луки



А. А. Иванов. 1840-1857 гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Моление о чаше.
И. Е. Репин. Начало 1860-х. Дерево, масло. 29,2х21,2
Государственная Третьяковская галерея


Христос в Гефсиманском саду.
В. Г. Перов. 1878 г. Холст. Масло. 151,5х238.
Государственная Третьяковская галерея. Москва


Христос в Гефсиманском саду.
Василий Григорьевич Перов. Холст, масло, 30, 5х53, 5
Ульяновск


В Гефсиманском саду.
Н. Н. Ге. 1869–1880 гг. Холст, масло, 258х198,5.
Государственная Третьяковская галерея


В Гефсиманском саду.
Н. Н. Ге


Моление о чаше.
Николай Шаховской. 1883-1907 гг. 72,5x51,5.
Эскиз для мозаики храма «Спас-на-крови».
Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург

Христос в Гефсиманском саду.
М. А. Врубель. 1887–1888 гг. Бумага на картоне, уголь. 140,5х52,5.
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше).
Кошелев, Николай Андреевич. Кон. XIX в. Эскиз. Бумага, масло, 31х16,8.

Воскресный день


Моление о чаше ("Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его").
Н.А. Кошелев. Конец XIX в. Картон, масло. 40,4x26,4/
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
Воскресный день


Моление о чаше.
B. E. Маковский. 1895 год (?). Металл, масло. 64,5х47.
Эскиз для собора Преображения г. Сумы.
Дар Троице-Сергиевой Лавре 14 октября 1964 г.
Троице-Сергиева Лавра, церковно-археологический кабинет
Подпись справа внизу кистью темно-коричневым пигментом: «В. Маковскш 189(5) (?)», дата, вероятно, закрыта рамой.

Представленная композиция является эскизом к живописному образу «Моление о чаше». Изобразительная трактовка сюжета близка традиции русской реалистической живописи передвижников, отказавшихся от академической трактовки религиозных мотивов. Христос стоит на коленях на краю Гефсиманского сада у камней («И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колена, молился», Лк. 22: 41). Лицо Его обращено к небу, голову осеняет легкое свечение в форме нимба, руки протянуты перед собой ладонями вверх - Христос вопрошает Отца, присутствие Которого как бы отмечает слабый просвет в ночном небе слева вверху. В целом образ Спасителя решен очень драматично. Маковский неоднократно обращался в своем творчестве к религиозным сюжетам. В 1870-е годы художник участвовал в росписи храма Христа Спасителя в Москве, в 1894 г. работал над убранством храма Христа Спасителя в Борках (под Харьковом) на месте крушения поезда Александра III. В числе исполненных им икон указывается и «Моление о чаше» (в алтаре). Также эта композиция была исполнена художником для собора Преображения в г. Сумы. К. Николаев. Галерея на Карповке


Христос в Гефсиманском саду.
В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы. Холст (дублирован), масло. 67,5х98,5.

Подпись справа внизу кистью темным пигментом: «ВПоленов» (буквы «В» и «П» переплетены), дата, возможно, закрыта рамой. Холст дублирован и набит на новый подрамник. На обороте холста кистью № 702. Отмечаются незначительные потертости красочного слоя в правой части изображения.


Христос в Гефсиманском саду. Фрагмент
В.П. Поленов

Картина относится к евангельской серии Поленова «Из жизни Христа» (1890-1900-е годы). Как и в большинстве работ из этой серии, образ Христа в Гефсиманском саду отличается от традиционной трактовки мотива, известного по сюжету «Моление о чаше». Христос, возносящий молитву под сенью старой кряжистой оливы в Гефсиманском саду, изображен стоя на коленях, устремившим взор к небу и поднявшим правую руку к лицу, а левую - прижавшим к груди. Справа вдалеке открывается вид на крепостные стены Иерусалима с ведущей к нему дорогой. Общее настроение картины как бы продиктовано словами из Евангелия: «Прискорбна душа Моя» (Мф. 26:38; Мк. 14:34). Эти евангельские слова были выбраны Поленовым для названия картины, под которым экспонировался один из вариантов на выставке «Из жизни Христа» в 1909-1910 гг. Известны авторские варианты-повторения на этот сюжет: работа под названием «Прискорбна душа Моя» упоминается в собрании Чарльза Крэна, США. (К. Николаев. Галерея на Карповке)


Прискорбна душа моя.
В. Д. Поленов. Выставка 1909–1910 гг.
Упоминается в собрании Чарльза Крэна, США


Моление о чаше.
М. В. Нестеров. 1898 г. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, темпера, бронза 34х27,5.
Эскиз росписи южной стены храма св.князя Александра Невского в Абастумани.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Моление о чаше.
Е. Сорокин. 1904 г.


Моление о чаше.
И. К. Айвазовский. 1897 г. Холст, масло, 94x72.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского

Композиционно и при помощи света выделен Христос в «Молении о чаше». Слева внизу изображены спящие ученики, вверху воины и служители иудейские с фонарями и оружием. Полотно создавалось для церкви св. Сергия. В 1897 году церковь была восстановлена ее будущим настоятелем Хареном Вардапетом. Айвазовский сообщал: «… на днях будет освящение, и по этому случаю написал образ Спасителя, молящегося в Гефсиманском саду». Крымская картинная галерея


Моление о чаше.
Неизвестный автор. До XX века


Моление о чаше
Котарбинский Вильгельм Александрович (1849-1922). 1885–1896 гг. Фреска
Владимирский собор, Киев

В. А. Котарбинский, поляк по происхождению, получивший классическое художественное образование в Италии, живший в своем имении под Минском, познакомился в Италии с русскими художниками - братьями Сведомскими, с их помощью выучил русский язык. Они же и пригласили его расписывать Владимирский собор в Киеве. Котарбинский работал в паре с Павлом Сведомским, их тандем получился настолько удачным, что порой трудно различить их авторство, т. к. Котарбинский свои работы не подписал. Вместе они создали 18 огромнейших картин и 84 отдельные фигуры. Работая над росписями собора в течение 8 лет, Котарбинский создал прекрасные фрески, потрясающие своей красотой. В 1905 году Императорской Академией художеств был удостоен звания академика «за известность на художественном поприще». Единственный из творцов Владимирского собора умер и похоронен в Киеве.


Моление о чаше.
В. А. Котарбинский. Вторая половина 1880-х - первая половина 1890-х гг. Холст, масло.


Моление о чаше.
Василий Петрович Верещагин. 1875–1880 гг.
Храм Христа Спасителя, Москва

«Моление о чаше», «Се человек», «Несение Креста», «Распятие», «Снятие со креста», «Положение во гроб» - все эти шесть подлинных полотен, выполненные художником В. П. Верещагиным для храма Христа Спасителя в Москве, чудом уцелели и ныне вновь заняли свое место в алтаре, став святыней возрожденного храма.


Моление о чаше.
Мозаика по эскизу В. М. Васнецова
Храм «Спас-на-водах», Санкт-Петербург

К В. М. Васнецову с просьбой о работе над мозаиками храма обратился инженер-строитель С. Н. Смирнов. Художник предоставил свои эскизы, и его дочь Татьяна исполнила оригиналы мозаик. Три сюжета: «Несение Креста», «Моление о Чаше» и «Нерукотворный Спас». Первые две мозаики были размещены на столбах внутри храма. «Спаса» установили над воротами звонницы. С васнецовскими мозаиками, видимо, запоздали и поставили на приготовленные места уже после освящения храма (15 мая 1910 г.). Трудно говорить о действительной стоимости шедевров, однако по смете храма только две васнецовские мозаики потянули на 3500 «николаевских» рублей. Для сравнения: мост через Ново-Адмиралтейский канал обошелся храмостроителям на целую тысячу меньше. Спас-на-водах


Моление Господа в Гефсиманском саду.
Клавдий Васильевич Лебедев

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В период Страстной Недели ежедневно почитаются последние дни жизни Спасителя. Каждый день вспоминают отдельное событие. Так в Чистый Четверг проводится моление в саду Гефсиманском Иисусом Христом, что изображает икона «Моление о чаше». Чудотворное изображение показывает, как человеческая сторона может полностью подчинится Божьей и смирится с уготованной ей участью. Этот сюжет очень любят иконописцы.

Значение иконы

По библейской легенде, когда закончилась Тайная Вечеря, Иисус вместе со своими учениками отправился в Гефсиманский сад. Этот сад был очень красивым и из него открывался прекрасный вид на Иерусалим. Господь любил там проводить время и об этом знал Иуда. Поэтому он привел стражу именно туда, чтобы арестовали Христа.

Сын Божий знал о своей дальнейшей участи, поэтому решил помолиться о спасении своей души и своих обидчиков. В молитве Он произносил «Да минует меня Чаша сия». Его мольба была так усердна, что по лицу катились кровавые капли пота.

Такое поведение Христа характеризуют, как ощущение глубокого одиночества и осознания Своего главного предназначения. Икона «Моление о чаше» очень четко передает душевное состояние Спасителя, Его страдания и смирение.

Во время молитвы в нем сражаются две сущности: человеческая и Божественная. Первая страшится смерти и желает иного развития событий, вторая полностью принимает волю Господа и возлагает на себя тяжбу человеческой греховности. Имея такие терзания внутри себя, Христос молился три раза:

  • первый раз просил уберечь его от чаши страданий;
  • второй раз излагал свою готовность полностью последовать воле Господа;
  • третий раз выражал покорение и смирение.

Так делают и православные христиане, молясь перед иконой в самых трудных ситуациях, дабы ощутить поддержку и помощь Господа. Ведь Господь непременно помогает тем, кто со всей душевной верой обращаются к Нему.

О чем молятся иконе «Моление о чаше»

Многие верующие, имея домашний иконостас, интересуются — икона «Моление о чаше» в чем помогает. Молитва перед этим образом способна побороть различное отчаянье, которое иногда присутствует в жизни любого человека.

Помимо этого молятся перед иконой, когда тяжело принять правильное решение и выбрать верный путь. Когда у человека тяжелый период в жизни, у него всегда остается надежда на Господа, который поможет сделать правильный шаг и не сожалеть о содеянном. Именно в таких случаях прибегают к помощи образа «Молитва о чаше».

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Молении Христа о чаше:

МОЛЕНИЕ, МОЛЕНЬЕ, я; ср. Книжн. к Молить и Молиться. Совершать моленья. М. о чаше … Энциклопедический словарь

моление - моле/нье к молить и молиться. Совершать моленья. Моле/ние о чаше … Словарь многих выражений

Русский художник по исторической и религиозной живописи; род. в Москве в 1800 г., † в 1875 г. в Петербурге. Его отец Антонио Б., итальянец, переселившийся в Россию, в царствование Павла I, был реставратором картин и живописцем по плафону. Его… …

- (родился в 1821 г., умер 22 августа 1847 г.) гравер, ученик Уткина, сын мещанина Псковской губернии; благодаря содействию князя Константина Шаховского, обратившего внимание на выдающиеся рисунки мальчика самоучки, он был помещен в 1837 г. в… … Большая биографическая энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Беллини. Джованни Беллини итал. Giovanni Bellini … Википедия

Мазаччо … Википедия

Запрос «Страсти Христовы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с … Википедия

О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия

О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия

Книги

  • Гарофало , . Предлагаем любителям живописи подборку репродукций восьми лучших картин знаменитого зарубежного художника Гарофало. Исполненные на высоком полиграфическом уровне, они станут своеобразным…
  • Гарофало , . Предлагаем любителям живописи подборку репродукций восьми лучших картин знаменитого итальянского художника уходящей эпохи Возрождения Бенвенуто Тизи да Гарофало (1481-1559), больше известного…