Из опыта работы с детьми - инвалидами.

«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан (1998)

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МБДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Учитель-логопед:

  • Диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • Составляет индивидуальные планы развития;
  • Проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция дефектных звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и фронтальные занятия (формирование фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте);
  • Консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
  • Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Воспитатель:

  • Проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • Воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • Организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
  • Применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • Консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.

Педагог-психолог:

  • Организует взаимодействие педагогов;
  • Оказывает методическую во помощь воспитателю в разработке коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
  • Проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • Повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • Проводит консультативную работу с родителями.

Музыкальный руководитель :

  • Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
  • Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

  • Осуществляет укрепление здоровья детей;
  • Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Медицинский персонал:

  • Проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • Осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных
    осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм

В течение года в ДОУ проводятся:

1) для воспитанников младших групп занятия на развитие мелкой моторики, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
2) для воспитанников средних групп развивающие игры, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
3) для воспитанников старших групп развивающие игры, занятия по развитию эмоционально-волевой сферы, творческого мышления, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану;
4) для детей подготовительных к школе групп развивающие игры, занятия по развитию мелкой моторики, коррекционно-развивающие занятия согласно тематическому плану.

Для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов в МБДОУ функционируют:
1. Сенсорный зал.
2. Коррекционно — физкультурный зал.
3. Музыкальный зал (2).
4. Кабинет педагога-психолога (2).
5. Кабинет учителя-логопеда (4).
6. Кабинет логопункта (2).
7. Кабинет социального педагога (1).
8. Центр воды и песка.

«Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №33»

Старший воспитатель Зверева О.С.

г. Нижнекамск

Цель работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ДОУ: Цель работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ДОУ: создание оптимальных психолого- педагогических условий для усвоения детьми соответствующих образовательных программ, социальной адаптации, психологического развития воспитанников. Инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ДОУ. Инклюзивное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях ДОУ. Инклюзивное образование предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Алгоритм сбора данных о ребенке с ОВЗ или ребенке-инвалиде: Алгоритм сбора данных о ребенке с ОВЗ или ребенке-инвалиде: 1. Беседа с родителями; 2. Изучение медицинской карты ребенка; 3. Обследование физического развития; 4. Обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи. 5. Разработка индивидуальной карты развития определенного содержания. Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды. Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды. Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей. Ей принадлежит ведущая роль в укреплении психофизического здоровья ребенка и его всестороннего развития. Условиями полноценности функционирования группы является его методическое и организационное обеспечение, соответствующее современным требованиям коррекционно-развивающего процесса, а также необходимое техническое оснащение оборудования и пособия, игрового материала для детей. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность воспитателя. Взаимодействие с родителями. Взаимодействие с родителями. Формы работы: Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов. Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. Проведение совместных праздников, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п. Задачи воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья: Задачи воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья: 1. Укреплять и охранять здоровье ребенка, вырабатывать правильную осанку, пространственную ориентировку. Поощрять участие ребенка в совместных играх и физических упражнениях (подвижных играх). Способствовать формированию положительных эмоций, двигательной деятельности. 2. Воспитывать интерес к жизни и деятельности взрослых и сверстников, к явлениям природы. Продолжать формировать экологическую культуру. Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между некоторыми из них. 3. Продолжать работу по развитию речи: обогащать словарь, формировать умение строить предложения; добиваться правильного и четкого произношения слов. 4. Развивать умение понимать содержание произведений искусства, внимательно слушать художественные произведения, следить за развитием действия в сказке, рассказе. 5. Формировать элементарные математические представления. Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. 5. Формировать элементарные математические представления. Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам. 6. Продолжать обучать практическим навыкам рисования, лепки, аппликации. 7. Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома. Продолжать формировать представление о том, что такое хорошо и что плохо. Учить бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. 8. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно. 9. Развивать внимание, умение понимать поставленную задачу (что нужно сделать), способы ее достижения (как делать); воспитывать усидчивость; учить проявлять настойчивость, целеустремленность в достижении конечного результата. 10. Развивать интерес к различным видам игр.

По данным статистики всего лишь 50% детей с ограниченными возможностями дошкольного и младшего школьного возраста сегодня получают специализированную помощь. Одна из причин этого - нежелание родителей отрывать от себя ребенка и отсутствие у них веры в положительный результат лечения и реабилитации.

Опыт работы МКДОУ № 5 с детьми-инвалидами и их общения со здоровыми сверстниками выявил актуальную социально-психологическую проблему семей, в которых растут такие дети.

Зачастую дети и взрослые в таких семьях очень ранимы, тяжело переживая реальное состояние ребенка с ограниченными возможностями. Поэтому коллектив дошкольного учреждения проводит работу с детьми-инвалидами и их родителями таким образом, чтобы они чувствовали себя полноправными участниками общего дела и были так же успешны, как каждый из их сверстников.

В МКДОУ № 5 имеется группа компенсирующей направленности, которая открылась в 1998 году. В ней воспитываются и получают помощь 3 ребенка-инвалида: с болезнью Дауна, расщелиной тканей мягкого и частично твердого неба, косоглазием. Группа работает в режиме 10 часового пребывания детей.

Психолого-педагогическая деятельность учреждения нацелена на достижение федеральных требований к качеству дошкольного образования, преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития у детей, обеспечения равных стартовых возможностей.

Для коррекционной работы с детьми-инвалидами в МКДОУ имеются специалисты: воспитатель, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, старший воспитатель, старшая медицинская сестра, врач-педиатр.

Основные задачи педагогического коллектива в работе с детьми-инвалидами:

– охрана жизни и здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни;

– сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья детей;

– реализация права ребенка с ОВЗ на образование, коррекцию (компенсацию) недостатков развития с учетом индивидуальных особенностей и возможностей;

– оказание психолого-педагогической помощи и социальной поддержки семье в воспитании детей, повышение педагогической компетентности родителей;

– реализация программного содержания в условиях преемственности работы учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей.

Педагоги совместно решают ряд специальных задач:

– обеспечивают необходимые санитарно-гигиенические условия и специальную развивающую среду, создают атмосферу психологического комфорта;

– способствуют гармонизации развития личности ребенка, моторного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического развития в зависимости от индивидуальных психических и физических особенностей и возможностей ребенка;

– выстраивают индивидуальные коррекционно – образовательные маршруты на основе результатов изучения особенностей развития детей, их потенциальных возможностей и способностей;

– реализуют специальные мероприятия по профилактике вторичных нарушений развития;

– подготавливают детей к обучению на следующей ступени образования;

– целенаправленно изучают особенности развития каждого ребенка с целью выработки рекомендаций по индивидуализации условий школьного обучения в общеобразовательной школе, школе с психологическим или логопедическим сопровождением, классе компенсирующего обучения и др.;

– взаимодействуют с семьей по согласованию методов воспитания и обучения, созданию оптимальных условий в семье (игры и игрушки, воспитание, оздоровление и др.), способствующих развитию детей, преодолению недостатков развития;

– взаимодействуют со сторонними организациями (медицинскими, образовательными, общественными, социальными, научными и др. учреждениями) для эффективной реализации задач образовательной программы.

– обеспечения равных стартовых возможностей детей.

Данная работа ориентирована на социальную адаптацию, преодоление психологического барьера в общении с детьми без патологии. С детьми-инвалидами ежедневно проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия, работа психологической коррекции, логопедическая работа, консультирование родителей и их обучение коррекционным приемам.

– физическому,

– социально-личностному,

– познавательно-речевому,

– художественно-эстетическому.

Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление:

– задержки психического развития,

– речевых нарушений и вторичных проявлений,

– социально-личностное развитие ребенка,

– на формирование определённого круга компетенций, необходимых для успешной социализации и подготовки к обучению в школе (массовом классе или классе компенсирующего обучения) в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей.

Ежедневный план работы с детьми-инвалидами корректируется в сентябре каждого года и включает: занятия по развитию речи, музыке, рисованию в соответствии с учебным планом группы, в которой находятся дети-инвалиды; усиленную программу логопедической коррекции. Обязательно посильное участие детей-инвалидов во всех общих мероприятиях ДОУ: праздниках, спортивных развлечениях, театрализованных представлениях, соревнованиях, играх и эстафетах в соответствии с их физическими возможностями.

Работа специалистов ведется по комплексной программе «Радуга». Учитель-логопед использует в своей работе программу Т.Б. Филичевой «Коррекция нарушений речи», пособие Г.Е. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи». Педагог-психолог использует в работе с детьми упражнения на снятие коммуникативных барьеров («Сороконожка», «Пингвины», «Необычное знакомство», тренинги («Морское путешествие», «Солнце, дождь, ветер», «Азбука настроения»), развивающие игры («Найди такую же фигуру», «Кому что нужно» и т.д.). Проводит занятия цикла «Психологическое здоровье» («Улыбка делает чудеса», «Учимся выражать эмоции», «Учимся общаться», «Учимся понимать другого», «Поможем себе победить злость»).

Воспитатели компенсирующей группы работают в тесном контакте с родителями. Педагоги проводят практикумы с родителями по лечебной гимнастике с детьми-инвалидами, что дает возможность не только успешно решать задачи коррекционной работы, но и обучать родителей простейшим методам помощи своему ребенку. Специалисты МКДОУ проводят родительские собрания, регулярные консультации для родителей на различные темы: «Развитие активного словаря дошкольника», «Как проводить артикуляционную гимнастику», «Тревожный ребенок», «Эмоциональное развитие дошкольника», «Как проводить закаливание дошкольника в домашних условиях», «Развитие двигательной активности через подвижные игры». Педагоги стараются убедить родителей в необходимости проведения комплексной работы с детьми, которая включает в себя интеллектуальное развитие, лечебно-оздоровительные и коррекционные мероприятия, объяснили важность гибкого режима, соблюдения гигиенических требований к нагрузкам. Одной из форм сотрудничества с родителями воспитанников стало проведение «круглых столов». На этих встречах педагоги рассказывают о маленьких достижениях детей этой группы в сфере эмоционального общения и развития. Родители, в свою очередь, говорят о своих проблемах, задают вопросы, принимают совместные решения. Одним из решений «круглого стола» предполагалось проведение цикла занятий, необходимых как для детей, так и для родителей. Занятия «Здравствуй, малыш!», «Новый мир для ребенка», «Я познаю себя», «Что я умею?», «Какое у меня настроение?» помогли детям понять друг друга, а их родителям - ближе познакомиться друг с другом.

Еще одной формой работы с родителями стали «Дни совместных игр». Они дали детям возможность почувствовать радость общения со взрослыми и способствовали организации сотрудничества педагогов и родителей.

Результатом взаимодействия между родителями и специалистами стало взаимопонимание - исчезли напряжение, недоверие, боязнь за ребенка. Теперь родители сами становятся инициаторами общих мероприятий для детей: отмечают дни рождения детей в детском саду, готовясь к этому заранее, продумывая игры, забавы.

Большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе с детьми-инвалидами. Работа ведется по программам: «Путь к здоровью» О.С. Шнейдер, «Здоровый дошкольник» Ю.Е. Антонов, «Росинка» В.Н. Зимонина.

С целью оздоровления проводятся:

  • оздоровительная гимнастика;
  • витаминизация;
  • закаливание (воздушные ванны, обтирание, полоскание горла);
  • точечный массаж, самомассаж;
  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика после сна;
  • ходьба по ребристой доске;
  • физкультурные праздники и развлечения.

Для комплексной оценки физического состояния детей три раза в год проводится диагностика физического развития и физической подготовленности, сводное диагностирование и выявление коэффициента прироста физических качеств.

Анализ данных обследований показывает уровень и динамику развития основных движений и двигательных качеств у детей и помогает определить успешность освоения материала по программе «Радуга».

Организуются интегрированные игровые занятия по музыкальному развитию совместно с учителем-логопедом, педагогом-психологом и воспитателем.

Особое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности, которая не только эстетична, но и достаточно информативна и функционально выдержана. Реализуя программу «Радуга», педагоги стараются обеспечить в группе атмосферу эмоционального комфорта и благополучия. Оформление и интерьер группы приближены к домашним условиям. В группе имеются зоны познавательного развития, математический и экологический уголки, уголок для творческого развития детей. Родительский уголок в группе оформлен эстетично и информативно. В группе накоплен дидактический материал, пособия для развития сенсомоторных и двигательных функций, приобретен телевизор для просмотра мультфильмов и познавательных передач, развивающие настольные игры, игрушки.

В МКДОУ создан психолого-медико-педагогический консилиум. Задачами, которого являются,выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии, профилактика физических, интеллектуальных, эмоционально-личностных нагрузок, выявление резервных возможностей развития детей.

Регулярно 2 раза в год проводится диагностическое обследование детей-инвалидов с целью определения уровня развития и усвоения программного материала по всем направлениям. Диагностику проводят все специалисты. Результаты диагностики анализируются и обсуждаются на педсоветах и ПМПК. Дети с проблемами в развитии направляются на районную МПК для определения диагноза и оказания помощи.

Бикмурзина Татьяна Танатаровна
Педагог-психолог, высшая категория МБДОУ «Детский сад №4», п.Адамовка Оренбургская область, Адамовский район

Многие дети с ограниченными возможностями здоровья лишены возможности посещать ДОУ. Но четыре года назад мне предложили работать с детьми – инвалидами индивидуально. Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного психолого – педагогического и социального сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. И чем раньше начата эта реабилитация, тем эффективнее и лучше ее результаты.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерно своеобразное психическое развитие, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.
Планирование и определение задач для индивидуальной коррекции осуществляю после комплексной диагностики, которая направлена на изучение личности ребенка, определения уровня развития сенсорно – перцептивных и интеллектуальных процессов, а также анализа мотивационно – потребностной сферы.
В результате изучения психических функций было выявлено: задержка речевого развития, сочетающаяся с задержкой интеллектуального развития.
Исходя из этого мною была разработана индивидуальная программа, направленная на развитие познавательной активности, речевое развитие, социальную адаптацию.
Вся программа делится на блоки.
Блок 1. Направлен на развитие зрительно – моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитии целостного восприятия, тактильно- кинестетической чувствительности. На развитие восприятия цвета предлагаю такие игры: «Бусы», «Что какого цвета», «Подбери по цвету». На развитие восприятия величины: «Наведи порядок», «Самый высокий – самый низкий», «Построим лесенку». На развитие восприятия формы: «Разложи на кучки», «Подбери подходящий по форме предмет», «Геометрические фигуры», «Геометрическое лото». На развитие целостного восприятия: «Разрезные картинки», «Склеим чайник», «Незаконченные рисунки», «Наложенные изображения», «Что перепутал художник?». На развитие тактильных ощущений: «Угадай наощупь», «Что лежит в мешочке?», «Отпечатки наших рук», «Что спрятано в песке?».
Блок 2. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти. В этом мне помогли такие игры на развитие внимания: «Найди такой же предмет», «Что изменилось?», «Лабиринт», «Магазин», «Вспомни пару», «Запомни и найди». На развитие временных представлений проводятся игры «Когда деревья надевают этот наряд», «В какое время года нужны эти предметы?», «Кто старше?», «Найди пару», «Капризный фотограф».
Блок 3. Развитие наглядно – образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения. Детям очень нравятся такие игры как «Залатай коврик», «Собери бусы в гирлянды», «Угадай животное», «Закономерность».
Занятия провожу два раза в неделю. В начале каждого занятия использую пальчиковые игры и упражнения, которые способствуют безбоязненному отношению ребенка к педагогу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка.
Релаксационные игры и упражнения проводятся в конце каждого занятия, они снижают психоэмоциональное и мышечное напряжение.
В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи, снижается психоэмоциональное и мышечное напряжение.
Работать с детьми – инвалидами очень трудно, собирая по крупицам малые успехи ребенка, мы с родителями радуемся им, как большим невероятным достижениям. Консультируя родителей, поддерживая их в их нелегкой ноше, мы заставляем понять, что предрассудки в отношении физического уродства – результат невежества, а не негативного отношения к конкретному ребенку. И поэтому собственная свобода ребенка удовлетворят потребность в социальных контактах, появляясь в общественном месте – это главнее и важнее, чем избегать окружающих.