Как и когда произошли люди? Труд сделал из обезьяны человека.

Эта идея принадлежит немецкому философу (1820 - 1895). Он высказал ее в своей работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" (1876 г.). Так, Энгельс пишет:

"Труд - источник всякого богатства, утверждают политикоэкономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он - первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека ."

"Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств. Подобно тому как постепенное развитие речи неизменно сопровождается соответствующим усовершенствованием органа слуха, точно так же развитие мозга вообще сопровождается усовершенствованием всех чувств в их совокупности. Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла. Собака обладает значительно более тонким обонянием, чем человек, но она не различает и сотой доли тех запахов, которые для человека являются определенными признаками различных вещей. А чувство осязания, которым обезьяна едва-едва обладает в самой грубой, зачаточной форме, выработалось только вместе с развитием самой человеческой руки, благодаря труду .".

Примеры

(1932-2018)

"Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" 1963-1970 Чонкин слышит теорию происхождения человека из обезьяны от Гладышева:

"- Нет, ты подумай только, - горячился Гладышев. - Ведь просто, Ваня, обидно до слез. Люди, Ваня, должны не воевать, а трудиться на благо будущих поколений, потому что именно труд превратил обезьяну в современного человека.
Гладышев посмотрел на собеседника и вдруг сообразил:
- А ведь ты, Ваня, небось и не знаешь, что человек произошел от обезьяны.
- По мне хоть от коровы, - сказал Чонкин."

Но Чонкин не мог принять эту теорию. Он поделился с Гладышевым своими опасениями - ведь лошадь тоже работает, но ни одна лошадь не стала человеком.

"Действительно, каждая лошадь работает много, побольше любой обезьяны. На ней ездят верхом, на ней пашут, возят всевозможные грузы. Лошадь работает летом и зимой по многу часов, не зная ни выходных, ни отпусков. Животное, конечно, не самое глупое, но все же ни одна из всех лошадей, которых знал Гладышев, не стала еще человеком. Не находя сколь-нибудь удобного объяснения такой загадке природы, Гладышев шумно вздохнул."

Деньги, обезьяны и… проституция. Интереснейший эксперимент.

Двое ученых из Йельского университета (экономист и психолог) решили научить обезьян пользоваться деньгами. И у них получилось.

Идею денег, как оказалось, могут усваивать существа с крохотным мозгом и потребностями, ограничивающимися едой, сном и сексом. Капуцины, на которых проводился эксперимент, – считаются зоологами одними из самых глупых приматов.

“На первый взгляд, и в правду может показаться, что им в жизни больше ничего и не нужно. Вы можете кормить их конфетами весь день и они буду уходить и приходить, уходить и приходить за ними постоянно. Может показаться, что капуцины – ходячие желудки”, – говорят ученые.

Американские этологи провели эксперимент по введению «трудовых» отношений в стае капуцинов. Они придумали в вольере «работу» и «универсальный эквивалент» – деньги. Работа состояла в том, чтобы дергать рычаг с усилием в 8 килограммов. Значительное усилие для некрупных обезьян. Это для них настоящий малоприятный труд.
За каждый качок рычага обезьяна стала получать ветку винограда. Как только капуцины усвоили простое правило «работа = вознаграждение», им тут же ввели промежуточный агент – разноцветные пластмассовые кружочки. Вместо винограда они стали получать жетоны разного «номинала». За белый жетон можно было купить у людей одну ветку винограда, за синий – две, за красный – стакан газировки и так далее.

Вскоре обезьянье общество расслоилось. В нем возникли те же самые типы поведения, что и в человеческом сообществе. Появились трудоголики и лодыри, бандиты и накопители. Одна обезьяна умудрилась за 10 минут поднять рычаг 185 раз! Очень денег хотелось заработать. Кто-то предпочитал работе рэкет и отнимал у других. Но главное, что отметили экспериментаторы, у обезьян проявились те черты характера, которые ранее не были заметны – жадность, жестокость и ярость в отстаивании своих денег, подозрительность друг к другу.

В продолжение изучения экономического поведения, обезьянам вручили другие «деньги» в виде серебряных дисков, с отверстием в середине. Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу. Экспериментатор, который в молодости увлекался марксизмом, не стал проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека. Он просто раздал обезьянам эти монетки и научил использовать их для покупки фруктов. Перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из обезьян свою шкалу предпочтений.

Сначала такса была единой – за кислое яблоко и кисть сладкого винограда просили одинаковое количество монет. Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась, когда цена на яблоки вдвое снизилась. После довольно долгого замешательства обезьяны решали практически полностью потратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом.

В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее металлическую добычу. Так обезьяны совершили первое «ограбление банка».

Прошло еще несколько дней и капуцины открыли для себя феномен проституции. Молодой самец дал монетку самке. Ученые думали, влюбился и сделал подарок. Ан нет, «девочка» вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили ученые, и купила у них несколько виноградин. Все остались довольны: и обезьяны, и ученые. Обезьяны освоили либерально-капиталистические отношения, а ученые защитили докторскую.

Религия утверждает, что человека создал бог по своему образу и подобию, но учеными была создана наука о происхождении человека- антропология, доказывающая естественное происхождение человека от животных предков. Огромный вклад в науку о происхождении человека внес великий английский ученый Чарлз Дарвин . В своей книге «Происхождение человека» он привел множество доказательств того, как и когда произошли люди — нашими предками были вымершие человекообразные обезьяны.

Человек произошел от обезьяны: общие признаки

Если вам случится быть в зоопарке, приглядитесь к человекообразным обезьянам - гориллам, шимпанзе, орангутангам, гиббонам, - и вас поразит сходство их с человеком.

Недаром еще в XVIII столетии некоторые ученые считали, что человекообразные обезьяны составляют какую-то особую породу людей. На малайском языке «орангутанг» означает «лесной человек». Туземцы считают, что он умеет говорить, но из боязни, что люди заставят его работать, притворяется немым.

Общие признаки человека и обезьяны:

Тело обезьяны и тело человека имеют голову, шею, туловище, две пары конечностей; осевой скелет в виде позвоночного столба. Лицо у обезьяны лишено волос. На пальцах у них ногти, а не когти. У них столько же зубов, сколько у человека.

Но если бы сходство ограничивалось только этими чертами, церковники могли бы торжествовать: такими обезьян создал бог, и это еще не доказывает естественное происхождение человека, это сходство могло быть в конце концов чистой случайностью.

Наука нашла и другие доказательства. У человекообразных обезьян и человека сходны строения мышц, нервной системы, внутренних органов. У высших обезьян четыре группы крови, как у человека, и кровь шимпанзе иногда используют для переливания человеку. Только высшие обезьяны могут заражаться «человеческими» болезнями.

Сходство человека с обезьяной не означает, что современные обезьяны являются предками человека. Человек произошел от вымершей ископаемой обезьяны дриопитека. Древние человекообразные обезьяны разделились на две ветви. Одна из них дала начало современным обезьянам, другая развилась в человека.

Обезьяна, конечно, не могла сразу превратиться а человека. Должны были жить такие существа, которые стоят между обезьяной и человеком.

Доказательства превращения обезьяны в человека

В 1891-1892 годах на острове Ява врач колониальных войск Евгений Дюбуа производил раскопки по берегам реки Соло. В слоях земли, возраст которых равнялся миллиону лет, Дюбуа обнаружил черепную крышку, бедренную кость и несколько зубов неведомого существа. Он пришел к выводу, что костные остатки принадлежат существу, занимающему промежуточное положение между обезьяной и человеком, и дал ему название питекантроп , что означает обезьяночеловек .

По форме бедренной кости Дюбуа заключил, что питекантроп ходил уже на двух ногах, а по объему мозга и форме черепной крышки он занимал среднее положение между обезьяной и человеком. На юге Явы в том же слое земли, в котором найдены костные остатки питекантропа, были обнаружены и кремневые орудия труда.

На севере Индии в 1935 году нашли два обломка челюстей рамапитека - ископаемой человекообразной обезьяны, более близкого, чем дриопитек, предка человека. Эта находка дала некоторым ученым возможность утверждать, что «снежный человек», по некоторым данным, живущий в этом же районе,- живой потомок рамапитека.

В Восточной Грузии в 1939 году найдены костные остатки другой ископаемой обезьяны - удабнопитека . С 1935 по 1951 год в Южной Африке найдены остатки тридцати ископаемых человекообразных обезьян - австралопитеков .

В 1948 году сделана интереснейшая находка. В одной пещере среди костей австралопитеков были обнаружены черепа павианов, пробитые какими-то тяжелыми предметами. Предполагают, что австралопитеки нападали на животных, убивая их палками, обломками костей, камнями. Строение зубов австралопитеков подтверждает эту мысль исследователей: австралопитеки питались не только растительной, но животной пищей.

В 1954 году в Алжире французские ученые нашли остатки еще одной ископаемой обезьяны-антлантропа .

Эти находки и есть те недостававшие звенья в длинной цепи постепенного превращения обезьяны в человека .

Потомками обезьянолюдей были неандертальцы , получившие свое название от долины Неандер в Германии, где в 1856 году нашли их остатки. Ученые восстановили их внешний облик.

Они очень далеко ушли от обезьяны, но и отличались от современного человека. Неандертальцы занимались охотой, изготовляли простые каменные орудия и пользовались огнем. На костре они жарили мясо животных. Неандертальцы научились приспособляться к различным климатическим условиям с помощью одежды и огня. Они широко селились по земле, и их остатки найдены во многих местах - не только в Европе, но и в Азии и в Африке. Некоторые ученые считают что «снежный человек» - одна из разновидностей неандертальцев, которые нам известны только по ископаемым остаткам.

Труд сделал из обезьяны человека

Причины превращения обезьяны в человека объяснил Фридрих Энгельс в своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» . Предком человека, писал Энгельс, является жившая несколько миллионов лет назад на материках Старого света высокоорганизованная порода стадных человекообразных обезьян. Они вели древесный образ жизни, иногда спускались на землю в поисках плодов и ягод. Часть обезьян все чаще сходила на землю и в дальнейшем покинула лес, вышла на поляны. Другая часть осталась на деревьях. Та часть обезьяньего стада, которая осталась на деревьях, дала начало современным человекообразным обезьянам. Те же, которые сошли на землю и покинули лес, постепенно превратились в человека. Это превращение продолжалось миллионы лет.

На этом длительном пути развитие прямохождения было очень важным событием. Оно освободило руки человекообразной обезьяны. Однако прошли многие сотни тысяч лет, прежде чем рука нашего обезьяноподобного предка превратилась в руку человека. Только труд совершенствовал руку. Рука приспосабливалась к все новым операциям, и ее гибкость передавалась по наследству и в каждом новом поколении совершенствовалась.

Развитие руки и труда дало возможность человеку господствовать над природой, расширило его кругозор. Он открывал в окружающем его необъятном мире все новые и новые свойства. Развитие труда привело к тому, что члены первобытного стада еще более сблизились. Все более частыми становились случаи взаимопомощи и поддержки на охоте. Человеческое стадо постепенно превращалось в общество. В процессе труда у людей появилась потребность что-то сказать друг другу. Это было нужно тогда, когда руки были заняты, а первобытные люди находились друг от друга на значительном расстоянии, или в зарослях, или в темноте. Эта потребность общаться превратила неразвитую глотку обезьян в орган речи.

Труд сделал из обезьяны человека — считал Энгельс и рассказал о процессе превращения обезьяны в человека в своей работе.

Превращение обезьяны в человека происходило на материках Старого света - в Европе, Азии и Африке. Ископаемые остатки предков человека обнаруживали только в Европе, Азии и Африке.

Неоднократные находки в Крыму, на Кавказе, в Средней Азии свидетельствуют о том, что процесс превращения обезьяны в человека шел и на территории нашей страны.

то изречение великого русского писателя выражает очень глубокую и правильную мысль. Человек - это высшее, разумное существо, резко отделенное от всего остального мира. Изготовление орудий труда выделило человека из животной среды.

К труду приспособлено все тело человека. У него свободны руки, на которые он не опирается при ходьбе. Строение рук таково, что ими удобно брать, двигать и удерживать предметы: они в высшей степени способны к точным движениям. Ноги человека приспособлены к хождению по земле.

У человека в высшей степени высоко организованная нервная система, в особенности головной мозг" По весу наш головной мозг почти в три раза больше (средний вес его около 1500 г), чем мозг высших крупных обезьян - гориллы" шимпанзе, - и значительно более сложный по строению.

Труд человека носит общественный характер. Это требует от людей взаимного понимания. Оно достигается в первую очередь членораздельной речью. У животных средства общения слабее. Они выражаются в криках, выразительных движениях тела.

Уже эта краткая характеристика основных особенностей человека показывает, насколько далеко он ушел от остального животного мира. Но современная наука показала не только, как I - возникли различные телесные особенности человеческого организма, но и как появилось и развилось то, что наиболее отличает человека от животного, и в первую очередь труд, членораздельная речь и другие особенности. Палеонтология и антропология показывают, каковы были предки человека. Археология - наука, изучающая вещественные памятники древней культуры и развитие древнейшего человеческого общества - раскрывает перед нами историю возникновения и развития человеческого общества, его производительных сил и производственных отношений.

Во второй половине прошлого века Чарльз Дарвин и другие ученые показали, что предком человека была порода человекообразных обезьян, покрытых шерстью, с небольшим хвостом и довольно крупными клыками. И действительно, сравнивая людей с человекообразными обезьянами, можно видеть не только различия, но и много сходства в строении скелета, мышц, внутренних органов, в химическом составе крови и ряде других особенностей.

У орангутанга общих с человеком признаков - около 50, у гориллы - 90, а у шимпанзе около 100. Однако Дарвин и другие ученые не знали настоящих предков человека: они тогда еще не были открыты. Они не смогли также объяснить, как и почему возникли основные человеческие особенности.

Главную причину возникновения человека, очеловечивания наших обезьяноподобных предков установил около 80 лет назад Фридрих Энгельс. В своей работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" он доказал, что труд сыграл решающую роль в возникновении человека.

Решающий шаг от обезьяны к человеку был сделан при переходе к наземному образу жизни и выработке прямой походки. Развитие лесостепей и степей во второй половине и особенно в конце третичного периода на обширных пространствах Азии, Европы и Африки привело к вымиранию многих видов обезьян. Другие приспособились к жизни на Земле, а не на деревьях, "Если прямой походке у наших волосатых предков суждено было стать сначала правилом, а потом и необходимостью, то это предполагает, что на долю рук тем временем доставалось все больше и больше других видов деятельности. Уже и у обезьян существует известное разделение функций между руками и ногами" (Ф. Энгельс. Диалектика природы, М., Гогполитиздат, 1955, стр. 133 ).

Двуногое хождение высвободило руки, которыми обезьяны могли хватать камни и палки, обороняясь от врагов; кроме того, они могли также при помощи палок рыть землю, отыскивая корни и луковицы растений, личинки насекомых. "Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его" (Ф. Энгельс. Там же, стр. 133 ).

Сущность всего процесса возникновения человека Энгельс выразил тремя словами: "Труд создал человека". Он считал, что процесс очеловечивания обезьяны совершался в течение огромных промежутков времени.

После работ Дарвина и Энгельса в науке было сделано много открытий, которые подтвердили, дополнили и развили их мысли.

В 1891 году на острове Ява в слоях, относящихся к началу антропогена, возраст которых определяют примерно в 1 миллион лет, голландский ученый Дюбуа нашел остатки древнейших людей, или питекантропов. Питекантроп в переводе с греческого - "обезьяночеловек". Существование таких промежуточных существ между человеком и обезьяной предполагал Дарвин, и его научное предвидение блестяще подтвердилось. Судя п® размерам бедер, рост питекантропов был около 170 сантиметров, а объем мозга, как показывает черепная крышка, оказался равным примерно 900 кубическим сантиметрам (у современного человека, как мы уже говорили, - 1400-1500 см3). Этот древнейший человек еще нес в себе много обезьяньих черт: он имел низкий покатый лоб, резко выступающие надглазничные валики, и весь черепной свод был очень низок. Нижняя лобная извилина мозга, где помещается двигательный центр речи, судя по рельефу на черепной крышке, развита значительно сильнее, чем у обезьян. По строению бедра обезьяночеловек более близок к современному, чем по строению мозга и черепа. Он имел неуклюжую, но прямую походку. Впоследствии на Яве были найдены черепа других питекантропов и грубые орудия из камня, которые они делали. Но, по всей видимости, они не умели еще пользоваться огнем. Когда жили питекантропы, Ява была соединена с материком и представляла юго-восточную оконечность Азии. Климат был похож на современный, но был немного прохладнее. Вместе с питекантропами жили в лесах слоны, тапиры, олени, обезьяны и другие животные.

Территория распространения питекантропов не ограничивалась Явой или даже Южной Азией. В последние годы нижние челюсти подобных людей вместе с простейшими каменными орудиями французские ученые нашли в Северной Африке, в Алжире.

В 1927 году китайским археологом Пэй Венчжунем в пещерах близ Пекина было сделано еще одно замечательное открытие. В связи с систематическими раскопками, проводившимися в пещерах близ селения Чжоу-Кау-Тьен в течение ряда лет, были найдены кости многих обезьянолюдей разного возраста и пола, кости различных зверей, грубые орудия из камня, остатки костров. Они были названы синантропами, то есть китайскими обезьянолюдьми. Синантропы жили на 100-200 тысяч лет позднее питекантропов н по своему физическому развитию и культуре ушли вперед по сравнению с ними. Синантропы имели головной мозг объемом около 1100 кубических сантиметров и более выпуклый, чем у питекантропов, лоб. Такое развитие мозга было связано, очевидно, с постоянным изготовлением и использованием орудий труда. У синантропа наблюдается развитие праворукости, - использование при работе преимущественно правой руки. Об этом свидетельствует значительная ассиметрия головного мозга.

Одновременно с трудом у древнейших предков современных людей возникли и развивались мышление и речь. Речь - средство общения людей, а в общественной, трудовой жизни случаи взаимной поддержки и совместной деятельности стали необходимостью. "Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству. А параллельно с дальнейшим развитием мозга шло дальнейшее развитие его ближайших орудий - органов чувств" ( ).

О том, что синантропы умели говорить, свидетельствует сложный рельеф в области нижней части левой лобной извилины их мозга, где расположен так называемый двигательный центр речи. Конечности синантропа еще более, чем череп, напоминают по строению конечности современного человека.

В эпоху существования синантропов климат на севере Китая был более мягким и сырым, чем сейчас. Многие поколения синантропов жили в пещерах. Они пользовались огнем. Однако, как показали исследования, искусственно добывать огонь они еще не умели. Добытый при лесном или степном пожаре или вулканическом извержении огонь поддерживали, не давая ему угаснуть. Подобно питекантропам, синантропы жили небольшими группами, сообща собирая растительную пищу - плоды, ягоды, корни, сообща охотясь на различных грызунов, диких лошадей, кабанов, буйволов, иногда даже на слонов и носорогов. Это был начальный этап первобытно-общинного строя, первой в человеческой истории общественно-экономической формации.

Распространение синантропов не ограничивалось Северным Китаем. Находки костей людей, стоящих примерно на том же уровне, сделаны в различных местах Европы, Азии и Африки. Еще в 1907 году близ города Гейдель-берга, в Германии, была найдена нижняя челюсть примитивного человека, близкого к синантропу. Недавно в Центральном Вьетнаме были найдены кости человека, напоминающего синантропа. В различных местах Африки обнаружены остатки различных древнейших людей, близких к питекантропам и синантропам или к первобытным людям, появившимся позже. Это "капские телантропы", близкие к синантропам и гейдельбергским людям, африкантропы, которых называют африканскими синантропами. По некоторым признакам африкантропы похожи уже на первобытных людей, или неандертальцев.

Без сомнения, палеонтологические и археологические исследования в будущем обнаружат новых древних ископаемых людей различного физического типа, находившихся на пути развития к современному человеку.

Несколько сотен тысяч лет назад из древнейших людей, о которых мы говорили, развились первобытные люди, стоящие между человеком современного типа и обезьяночеловеком. Эти первобытные люди были названы неандертальцами (по названию долины реки Неандерталь в Германии, где в 1856 г. впервые были найдены их остатки). Их голова, руки уже утратили большую часть обезьяньих признаков и стали почти человеческими. Первобытные люди были невысокого роста, около 160 сантиметров, но отличались значительной силой. Они были коренастого сложения, мускулистые, слегка сутулые, с широкими, выдающимися вперед лицами, с широким, иногда сильно выступающим носом. Зубы крупные, крепкие, приспособленные для жевания твердой пищи. Обезьяньи черты сказывались в мощно развитых надглазничных валиках, косо поставленных зубах и в отсутствии подбородка. Голень и предплечье были сравнительно короткими, а кисти и ступни массивными, что делало движения неандертальцев неуклюжими. Таков в общем портрет неандертальца, который реконструируют анатомы и антропологи на основании изучения его костных остатков. Советский антрополог М. М. Герасимов разработал точную методику восстановления внешнего вида лица людей по черепу. Это дает нам возможность видеть портреты наших предков, живших десятки и сотни тысяч лет назад.

Голова у неандертальцев была большой, и объем их мозга был равен в среднем 1400-1500 кубическим сантиметрам. Лучше, чем у питекантропов и синантропов, был у них развит центр речи в мозгу. Их кости найдены в

Европе, Средней Азии, в Палестине, на Яве и в Южной Африке (в Родезии). Их не было в Америке и Австралии. В СССР они обнаружены в пещерах Крыма около Симферополя, в Узбекистане (грот Тешик-Таш близ г. Байсун). Вместе с остатками костей и скелетов неандертальцев были обнаружены каменные орудия и другие предметы материальной культуры, относящиеся к древнему каменному веку. Неандертальцы лучше, чем их предшественники, выделывали грубые каменные клинья (топоры), различные скребки и другие орудия. Обработка кости у них только зарождалась. Несомненно, что они пользовались и деревянными орудиями - дубинами, копьями, копательными палками. Но они до нас не дошли.

Излюбленным местом обитания неандертальцев были пещеры и долины рек. Они собирали съедобные растения, их плоды, корни, а также охотились на различных диких животных. Неандертальцы широко пользовались огнем и, вероятно, умели добывать его с помощью трения кусков дерева или при ударах кремниевых камней.

Неандертальцы, так же как и другие древние люди, вели тяжелую и суровую жизнь. Большинство их, как показывает изучение костных остатков, умирало или погибало в детском и молодом возрасте. Им приходилось бороться с природой: преодолевать климатические и другие невзгоды, защищаться от нападения диких зверей и т. п. Поэтому В. И. Ленин говорил, что никакого золотого века позади нас не было и что первобытный человек был подавлен трудностью существования.

Интересно, что неандертальцы и сменившие их кроманьонцы страдали ревматизмом и травматическим повреждениями. Многих болезней, характерных для поздних людей (например, туберкулез, зубной кариес), у них не было.

На протяжении примерно 300-400 тысяч лет совершенствовалось тело первобытного человека. Постепенно в результате труда изменялся и весь его внешний облик. Около 100 тысяч лет назад уже появились потомки неандертальцев, внешне похожие на современного человека - кроманьонцы.

В это время великое похолодание на Земле было наибольшим. Но человек уже научился делать одежду, хорошо владеть огнем. Он научился также делать тонкие и длинные, как лезвие ножа, кремниевые пластинки и другие хорошо обработанные орудия. Широко использовалась для различных поделок и кость. Появились тщательно отделанные ножи, шилья, скребки, резцы, костяные иголки с ушками для шитья одежды и т. п. Это был поздний древний каменный век. В стоянках этих древних людей современного облика, кроме хозяйственных предметов и орудий охоты, находят вырезанные из бивня мамонтов женские фигурки или разные изображения животных, а в пещерах обнаружены искусно сделанные ими рисунки.

Сбор растений и охота были по-прежнему главным средством существования новых, или, как их называют, разумных, людей. Первые "новые люди" были охотниками-кочевниками. Они охотились даже на таких крупных животных, как бизон, носорог и мамонт. Особенно много они истребляли северных оленей, а также баранов, белых куропаток и других мелких животных. При раскопках их стоянок находят обычно много костей различных животных, которые остались от "охотников за мамонтами и северными оленями".

Протекали десятки тысячелетий. В образе жизни и в хозяйстве людей происходили крупные изменения. У них появились оседлые поселения, а около 15-20 тысяч лет назад на грани современной геологической эпохи - "голоцена" - человек изобрел лук и стрелы. Это расширило возможности охоты. Наступила новая эпоха в истории человечества - новокаменный век, или неолит. Человек к этому времени уже стал обитателем жилищ, обладателем различной одежды, он окружил себя домашними животными и культурными растениями. Однако 6000-7000 лет назад кончился каменный период. Наступила эпоха металла. Человек от собирания готовых продуктов природы перешел к сознательному производству и накоплению их. Он стал преобразователем природы. Но это - тема специальной книги. Мы же продолжим наше путешествие в глубины времен, в далекую историю жизни.

"Труд сделал из обезьяны человека!" - это высказывание принадлежит Ф.Энгельсу. Наверное, эту фразу знают почти все. Предполагается, что обезьяна стала трудиться, социализироваться, у неё стал развиваться мозг, так и появился человек тыщ 200 лет назад. Но возникают вопросы: почему сейчас из обезьян не появляется человек, почему это было однократно, почему есть обезьяны, есть люди, а нет в живых промежуточной стадии между обезьянами и человеком? И еще, почему те из людей, кто вкалывает как лошадь не становятся человечнее? Почему цивилизованнее не те, кто работает, а те на кого работают?

Если Вы сейчас скажете молодому человеку, что чтобы стать настоящим человеком нужно много и упорно трудиться, он рассмеётся Вам в лицо. Получается продвинутее те, кто не работает, а придумывает, как поменьше работать, а получать побольше... "Труд сделал из обезьяны человека!" - ??? - Ага, счас... - это была хорошая попытка Ф.Энгельса материализовать свои идеи, что и было сделано в своё время, в начале ΧΧ века. В идеологию развития общества эта фраза хорошо подошла, но время идёт, всё меняется, и теперь настало время сказать по-другому: "Эгоизм сделал из обезьяны человека!"

Как это было...

В мире существует всего 2 силы: сила получения и сила отдачи. Всё материальное, и обезьяны в том числе, существуют за счёт силы получения. Сила получения имеет диапазон, как любая сила, от минимального до максимального. Мир начал развиваться с минимальной силы получения и постепенно она увеличивалась и увеличивается, кстати, и сейчас сила получения увеличивается, - это и есть двигатель эволюции. Так вот в прошлом подошёл эволюционный момент, когда сила получения стала такой сильной, что появился эгоизм. Животное, которому "повезло" с эгоизмом, и оказалось обезьяной.

Эгоизм - это когда обезьяне стало мало заниматься собирательством и жить, более менее счастливо, в стае. Эгоизм - это когда в обезьяне возникло непреодолимое желание подавлять другие виды ради себя, и у этого желания нет рамок. Это событие в эволюции было подобно тому, как плотину пробивают копившиеся воды. Эгоизм прорвался через обезьяну, и нет смысла в повторении этого действа, поэтому человек появился один раз, так стремительно и не появляется сейчас - энергия вырвалась и эволюция сработала, как и должно было быть.

Эгоизм заставляет придумывать, как получить для себя еще больше, какие придумать схемы, просчитать результаты, риски - таким образом развивается мозг, ум. Итак, появилась умная, амбициозная обезьяна. Дальше процесс эволюции обезьяны стал развиваться отдельно, стремительно и интересно вплоть до царя природы - человека, который появился около 200 тысяч лет, цифры могут сильно разниться, потому что не было смысла чётко фиксировать даты, люди просто рисовали оленей красками на стенах пещер и всё. И вот, примерно 6 тысяч лет назад, произошло очередное судьбоносное событие...

Доисторическая квантовая физика

Примерно 6 тысяч лет назад эгоизм человека достиг такого уровня, когда впервые появился Человек, которому стало уже не интересно спать, кушать, наживать богатства и плодить детей, ему захотелось большего, разобраться как устроен мир, проникнуть в систему управления, подключиться к ней. И он смог это сделать! Это было первый раз, как пробуждение, или как будто с глаз спадает пелена и становится видно всю картину целиком. Это новый уровень осознания человеком системы мира, своего места в нём и своего эгоизма. С тех пор мы просто пожинаем плоды первого контакта с источником.

Это первое осознание - было ключевым событием не только в жизни человека, но и всей истории материального мира. От этой точки отсчёта время развернулось в прошлое и в будущее. Человек, осознавший мир, запустил программу, как наблюдатель, он запустил материальную реальность, которую мы наблюдаем. До этого момента нельзя было сказать существует этот мир или нет. Не было ещё наблюдателя такого уровня, не было и соответствующей ему действительности. Современная квантовая физика сейчас только чуть-чуть начинает это открывать.

Самое интересное для нас, это то, что с момента первого осознания человеком мира, стало известно его будущее и все процессы, которые происходят и будут происходить на протяжении всего времени нашего существования. Короче говоря, Человек проник сознанием в нематериальный мир, был открыт ящик Пандоры, были записаны знания, была создана школа, появились первые учители. Были даны основные определения: души, любви, творца, творения, земли, небес и т.д. С тех пор, на протяжении существования человечества с того знакового момента, информация о системе поступает в мир. Информация из центра системы, как инструкция о жизни, передаётся из поколения в поколение, чтобы шёл дальше процесс эволюции Человека, чтобы люди могли подключаться к системе.

Здесь необходимо сделать описание открытого... Когда первый человек осознал свой эгоизм, силу получения, то он открыл и противоположную силу, силу отдачи и определил её как источник всего сущего. Ведь если не было бы силы отдачи, то и не появилась бы сила получения. Первым человеком была раскрыта и осознана сила отдачи, её бесконечный масштаб, её вечность, её главенство. Сила отдачи и сила получения - это и есть творец и творение. В сегодняшнем представлении обывателя и у религиозных людей это бог и мир, только все определения перепутались и поставлены с ног на голову, что тоже закономерно и было предопределено. Всё запуталось специально.

Эволюция эгоизма сегодня и завтра

Сила получения закономерно продолжает усиливаться. Если Вы посмотрите по сторонам, то увидите, что натворил и продолжает творить наш эгоизм. До чего мы доводим планету: копаем недра, тираним животных, растения. Как мы живём между собой: воюем, конфликтуем, изменяем. Своим эгоизмом мы провоцируем болезни: рак, диабет, депрессии, аллергии и т.п. Мы используем маркетинг: наживаемся, стремимся к деньгам, обманываем.

Мы очень амбициозны. Каждое обновлённое поколение, спускающееся в материальный мир, несёт в себе потенциальный запас ещё большего эгоизма, они как будто уже ничего не слышат и не видят вокруг, им надо успех, деньги богатство, они готовы свернуть горы, чтобы насытить своё эго. Они как наркоманы. И они могут стать больше, чем те, кто до них, если исправят себя. С другой стороны эгоизм нас двигает вперёд, с всё большей скоростью, к финишу, к реализации замысла творения.

И финиш этот не за горами. У нас осталось около 200 лет до того момента, как произойдёт очередной эволюционный скачок. Это будет поистине действие уровня конца света. Действующие лица - это сила отдачи и сила получения, в максимально возможных антагонистических проявлениях. Короче, сила получения в лице человека достигнет своего максимального воплощения, выгорит полностью, осознает себя во всём масштабе и перейдёт в новую фазу, в максимальную силу отдачи.

Где Вы в круговороте жизни?

Мы люди - эгоистичные существа и нас интересует наша персона прежде всего. Нам не интересны глобальные процессы мира, точнее мы можем их воспринимать как чужие проблемы, как развлечение, как возможность обсудить или нажиться, но точно не как свои проблемы. Так что, чтобы вызвать в Вас интерес, нужно сказать, что конкретно Вы получаете и в чём Ваша выгода, такова уж наша суть. Итак... Мы живём сегодня. Дела у нас обстоят вот как. С момента осознания мира человеком около 6 тысяч лет назад и до сегодняшнего дня, у Всех людей, и у Вас в том числе, существует потенциальная возможность подняться выше эгоизма раньше намеченного срока, соединиться с системой, сохранить своё сознание вечно, включиться в душу.

Это замысел творения, к которому ведёт эволюция. Те, кто использует эту возможность, откроет в себе спящий нематериальный ген от творца, разовьёт его, и затем пройдёт дальше по ступени развития, сохранит своё сознание, прямо при этой текущей жизни. Те, кто не используют возможность становятся фоном, соломой, которая сжигается. Это эволюция, ничего личного, у творца нет эмоций, всё зависит от Вас, останетесь ли Вы, как остались обезьяны, элементом природы планеты Земля или выполните заложенную в Вас миссию, исправите свой эгоизм и поднимитесь по эволюционной лестнице до уровня абсолютной отдачи, станете вровень с творцом.

Возможности прямо перед Вами

Как воспользоваться возможностями? Это зависит от Вас конкретно. Только Ваш выбор и Ваши действия помогут Вам развиваться. Никакой боженька не устроит суд с весами за хорошие и плохие дела после смерти. Это успокоительная пилюля для ленивых. Если Вы хотите постичь реальность, то нужно действовать. Действием называются конкретные дела. Конкретные дела - это реализация Ваших желаний получения. Вы хотите получать? Тогда получайте. Желание или сила получать не имеет ни отрицательного ни положительного значения. Значение имеет намерение, которое сопровождает получение, т.е. "Получать для чего?". Вот тут то и находится ответ на вопрос как воспользоваться возможностями?

Нужно реализовывать свои желания получения с намерениями на отдачу. Это работа, труд. Так что в этом случае прав был Ф. Энгельс: "Труд сделает из "обезьяны" Человека!" Этот труд может быть в повседневной жизни, в любом виде деятельности, которым Вы занимаетесь. Действия, труд человека с намерением на отдачу нужны эволюции, и на такие действия система откликается энергией для воплощения желаний. В противном случае Ваша судьба - гонка за деньгами, недолгое удовольствие от путешествий, расслабляющие вещества. Это тоже реализация, питаемая эгоизмом. Такая реализация людей нужна как почва, на которой взойдут другие, ценные семена. Так что старайтесь наслаждаться жизнью, не отказывайтесь от своих желаний! Для этого создан человек!