Критская В.П., Мелешко Т.К., Поляков Ю.Ф. ‹‹Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание

Воля - сознательное целенаправленное управление человеком своей деятельностью. Волевая активность присуща только человеку. Поведение животных обусловлено инстинктами и условно-рефлекторными связями. У человека в процессе социально-исторического развития образовались нормы присцособления к окружающей среде на основе дифференцированных услбвно-рефлекторных реакций и произвольного контролирования инстинктов.

В волевом процессе различают следующие этапы:

  • побуждение, осознание цели и стремление достичь ее;
  • осознание ряда возможностей достижения цели;
  • борьба мотивов и выбор;
  • принятие одного из возможных решений;
  • осуществление принятого решения.

Совокупность желаний, побуждений, стремлений, приобретающих характер мотивационнои деятельности, составляет мотивационную сферу. В мотивационную сферу включаются как осознаваемые (волевые), так и недостаточно осознанные действия на основе различных побуждений (влечений, установок и т.п.).

Волевые нарушения могут относиться как к уровню побуждений к деятельности и осознания цели, т.е. формирования мотива, адекватности мотивов свойствам личности и ситуации, так и принятия решения, соответствующего поведения на всех этапах волевого процесса.

Нарушения волевых побуждений

Абулия (от греч. bule - воля), или дисбулия, - патологическое отсутствие желаний, побуждений к деятельности. За абулией обычно следует адинамия (греч. adinamie - бессилие) - уменьшение или полное прекращение двигательной активности организма или органа.

Абулия наблюдается при различных патологических процессах, прежде всего при шизофрении, при различных лобных поражениях и депрессиях.

Снижение волевой деятельности может привести к высвобождению низших действий - автоматизированных и инстинктивных.

Гипобулия - понижение волевой активности, бедность побуждений, бездеятельность, вялость, снижение двигательной активности, отсутствие желания общаться. Эти особенности часто отмечаются при депрессивных состояниях, шизофрении. Ослабление внимания, обеднение мышления, замедление речи могут наблюдаться при состояниях оглушенности.

Гипербулия - повышенная активность, обусловленная значительным числом побуждений к деятельности, часто меняющихся с целью их осуществления. Гипербулия наблюдается при маниакальных состояниях и паранойяльном синдроме. При маниакальном состоянии продуктивность деятельности обычно мала из-за быстрой отвлекаемости больных, быстрой смены побуждений. При паранойяльном синдроме активность односторонняя, обусловленная бредовыми мотивами.

Парабулия - извращение, изменение волевой активности. Побуждения к деятельности, мотивы и цели реализации извращены в связи с имеющимися у больного психопатологическими синдромами, например слуховыми галлюцинациями устрашающего характера, побуждающими к агрессивной деятельности и т.д.

Нарушения волевой деятельности

Нарушения волевой деятельности возможны на уровне принятия решения и на уровне перехода к осуществлению принятого решения. Навязчивые сомнения: больной после борьбы мотивов - идти в кино или к друзьям - принимает решение идти в кино, но после принятия этого решения снова возникают сомнения, и так бесконечно.

Ригидность принятого решения означает отсутствие его коррекции и гибкости в соответствии с изменившейся ситуацией. Больной из-за этих особенностей не может перейти к осуществлению решения, так как ситуация изменилась, а он не может принять другое решение с учетом изменившейся ситуации. Это наблюдается у ригидных эпилепто-идных личностей.

Деятельность по типу «короткого замыкания» возникает внезапно в ответ на эмоциональное состояние: обиду, страх, отчаяние. При этом она совершается без достаточного осознания возможностей достижения цели и без борьбы мотивов. Это могут быть суицидальные действия, особенно характерные для подростков, а иногда и детей.

Д., 12 лет, после напряженной семейной сцены, во время которой родители серьезно стыдили и ругали его за то, что нанес серьезный урон их скудному семейному бюджету, потратив деньги на скачивание игр на сотовый телефон, молча вышел из дома и не вернулся ночевать. На следующее утро его нашли повесившимся на дереве в соседнем парке.

Различные нарушения психики проявляются в атипичном поведении больного, которое нередко ставит под угрозу не только его здоровье и жизнь, но и безопасность и благополучие окружающих его людей.

Упадок волевой активности

Гипобулия – это состояние, которое характеризуется упадком волевой активности. В переводе с греческого это буквально означает «слабоволие». У больного с таким расстройством ослабляется мотивация к достижению цели. Симптоматика проявляется в следующем:

  • подавляются все типы влечения, даже физиологические;
  • больные уделяют много внимания личным переживаниям, не обращая при этом внимания на близких;
  • пропадает заинтересованность в общении с кем-либо, больным неприятно присутствие других людей рядом с ними;
  • больных не интересует их внешний вид, то, как они выглядят;
  • движения больного становятся заторможенными, походка нарушается, на лице постоянно страдальческое выражение;
  • жестикуляция становится вялой, не выраженной.

Характерным признаком гипобулии является то, что человек осознает собственную беспомощность, ему стыдно за свое бездействие. Опасность такого состояния заключается в том, что инстинкт самосохранения у больного ослабевает, поэтому он может совершать неоднократные попытки самоубийства.

Факторы, провоцирующие слабоволие

Расстройство, выражающееся в упадке воли и отсутствии влечений, вызывают следующие факторы:

Основным провокатором гипобулии являются депрессивные состояния, которые, в свою очередь, возникают при наличии соматических патологий, неврологических нарушений, инфекционных заболеваний.

Нередко нарушения воли наблюдают в подростковом возрасте: бездеятельный вялый подросток или ребенок обычно попадает под влияние сверстников, совершает действия безвольно, внутренне оставаясь безучастным. Подобное поведение опасно тем, что подросток может быть вовлечен в асоциальные действия.

В чем опасность?

Опасность гипобулии заключается в многочисленных осложнениях, которые влечет за собой это нарушение:

  • резкое повышение массы тела, что не может не отразиться на состоянии всего организма;
  • употребление большого количества алкоголя и наркотиков;
  • конфликтные ситуации в семье, на работе;
  • появление суицидальных мыслей, попытки совершить самоубийство;
  • преждевременная смерть, которой может завершиться очередная попытка суицида, или вызванная наличием сопутствующих заболеваний.

Абулический синдром — крайняя форма потери воли к жизни

Лечение такого расстройства воли основывается на повышенных требованиях, которые необходимо предъявлять к больному в плане соблюдения правил терапии. Также его следует стимулировать к действиям, предлагая выполнение простых поручений. Важно контролировать прием пациентом .

Гипобулия может иметь как неблагоприятный, так и благоприятный прогноз – все зависит от того, на какой стадии отклонения было начато лечение и в каком объеме оно было проведено.

Отдельным видом выделяется , как крайняя степень безволия.

Характеристика гипербулии

Гипербулия – расстройство, являющееся прямой противоположностью гипобулии и заключающееся в избыточно повышенной волевой активности. В этом случае различные желания у больного, как и попытки совершать любую, зачастую непродуктивную деятельность, неадекватно усиливаются.

Это состояние характеризуется неадекватным поведением: человек приобретает настойчивые идеи, всячески пытается их отстоять. Характерная черта таких больных – низкая утомляемость.

У детей гипербулия выражается в том, что они чересчур активно интересуются всем, что происходит вокруг, охотно берутся за любое дело, а то и за несколько сразу. У подростков это состояние характеризуется неумеренностью в еде и напитках, включая алкогольные, неразборчивостью в половых связях.

Симптомы этого отклонения выражаются с особой яркостью в состоянии алкогольного опьянения.

Гипербулия частый спутник мании

Опасность подобного состояния заключается в действии навязчивых идей на больного. Они могут быть крайне нелепыми и опасными, но человек вряд ли остановится перед выполнением того, чего ему хочется именно в этот момент.

Прогноз такого отклонения достаточно оптимистичен: использование медикаментов, в частности введение инъекций и прием успокоительных средств, а также приемы когнитивной психотерапии сводят проявления расстройства воли к минимуму.

Другие разновидности волевых расстройств

Помимо перечисленных выше существуют также другие двигательно-волевые расстройства. Наиболее обширным, подразумевающим наличие подвидов, является парабулия – извращение волевой активности. Такое отклонение представлено следующими подвидами:

  • – склонность больного повторять все действия за другим человеком;
  • – немотивированный отказ от речи при полном сохранении речевого аппарата;
  • – отказ больного от выполнения каких-либо навязываемых или предлагаемых действий;
  • – постоянное повторение какого-либо одного действия, иногда это отклонение состоит в монотонном повторении одного и того же слова или сочетания;
  • пассивная подчиняемость – больной выполняет все приказы других людей, вне зависимости от их содержания;
  • – повторение речи окружающих в полной мере или частично;
  • – общая двигательная заторможенность, полная утрата контакта с окружающими.

Профилактические меры

Предотвратить нарушения воли достаточно сложно: так, больные психастенического склада, склонные к гипобулии, стесняются обратиться за помощью к врачу, поэтому отклонение бесконтрольно прогрессирует.

Чтобы предотвратить снижение волевой активности, необходимо научить больного при помощи опытного специалиста справляться со стрессами и проблемами. Также стать более устойчивым в психоэмоциональном плане помогает соблюдение здорового образа жизни, составление правильного режима дня. Еще один способ предотвращения расстройства – профилактический прием медикаментов ( , ).

При гипербулии, которая нередко является признаком , важна работа специалиста-психотерапевта с больным – такая профилактическая мера не позволит отклонению развиться до выраженной стадии. Также врач может порекомендовать прием препаратов, с помощью которых человек сможет контролировать себя.

Гипербулия и гипобулия – расстройства, которые требуют коррекции. Они не пройдут сами по себе: в наихудшем случае бесконтрольное развитие определенных идей может привести к смерти или самого больного, или окружающих его людей.

Воля - это психический процесс, который проявляется как способность к выбору действий, связанных с преодолением внутренних и внешних препятствий, т.е. индивидуальная способность к сознательной психической деятельности. Степень необходимого волевого усилия для достижения цели определяется силой воли. Волевое действие - это процесс принятия решения. По форме волевое действие может быть простым или сложным.

Простое волевое действие совершается тогда, когда потребность к действию почти автоматически переходит к самодействию. Сложное волевое действие происходит тогда, когда действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов действия (т.е. зачем это надо), принятие решения, составления плана действия.

Этапы сложного волевого действия:

  • o цель;
  • o определение возможностей ее достижения;
  • o определение мотивов, которые подкрепляют эти возможности;
  • o борьба мотивов (т.е. выбор доминирующего мотива);
  • o принятие одной из возможностей в качестве версии (гипотезы);
  • o осуществление принятого решения.

Волевая деятельность у различных людей протекает по-разному: один проявляет настойчивость, другой не проявляет, один самостоятелен в принятии решений, другой, наоборот, внушаем, один поражает своей решительностью, другой нерешителен.

Искажение волевой активности может проявляться при различных психических заболеваниях, особенно при шизофрении.

Препятствия для воли бывают внутренними и внешними.

Внутренние препятствия для исполнения воли - это отношения и установки человека, болезненные состояния, усталость, депрессия. Внешние проявления - время, пространство, физические свойства веществ, препятствия окружающих людей. Для преодоления этих препятствий необходимо приложить дополнительное волевое усилие.

Патология воли у психически больных людей проявляется в виде снижения волевой активности - гипобулии, крайний вариант которого сводится к абулии, т.е. полному безволию; повышения волевой активности - гипербулии; и извращения воли - парабулии.

Виды нарушений воли

Гипобулия (снижение волевой активности). Понижение волевой активности может проявляться при различных психических заболеваниях, особенно при шизофрении и ступорных состояниях различного генеза.

Кататонический ступор развивается внезапно, без видимых причин, иногда вслед за кататоническим возбуждением или после субступорного состояния.

Проявляется в обездвиженности или крайней замедленности ритма движений, восковой гибкости (каталепсии), выражающейся в сохранении больным приданной ему позы, порой очень неудобной, мутизме (молчании), негативизме, анемии, отсутствии реакций на боль, на окружающую обстановку. Больные подолгу могут лежать с приподнятой, лишенной опоры головой (симптом воздушной подушки) или в позе эмбриона. Для кататонического ступора весьма характерен мутизм (молчание), активный или пассивный негативизм. Пассивный негативизм проявляется в молчаливом отказе от требуемых действий. Активный - в сопротивлении воздействию извне и в стремлении совершить противоположные воздействию действие. Например, больного просят показать язык, на что он стискивает зубы и зажимает рот руками. Нередко при кататоническом ступоре выявляются эхолалия (повторение слов окружающих), эхопраксия (повторение действий и движений окружающих), эхомимия (повторение мимики окружающих), симптом капюшона (больной натягивает на голову куртку или рубашку, наподобие капюшона), симптом пассивной подчиняемости (отказываясь от чего-то, больной тем не менее делает то, что от него не требуется, хотя с этим и не согласен), симптом Бумке (отсутствие зрачковой реакции на болевые раздражители), импульсивность (больной импульсивно вскакивает с постели, наносит сильный удар проходящему мимо его кровати другому больному и так же внезапно снова ложится в эмбриональную позу). Физиологические отправления нередко совершаются прямо в постели.

Кататонический ступор может прерываться приступами импульсивного возбуждения. Он может длиться несколько месяцев, а в неблагоприятных случаях и несколько лет.

Депрессивный (меланхолический) ступор выражается в обездвиженности вплоть до оцепенения на фоне тяжелой депрессии. В отличие от кататонического, на лице отмечается откровенная маска страдания, никогда не бывает негативизма, мутизма и восковой гибкости.

Апатический ступор. Это обездвиженность, обусловленная полным отсутствием у больного каких-либо интересов или желаний. Больной с апатическим ступором производит впечатление "трупа" с открытыми глазами.

Психогенный ступор развивается после выраженной психической травмы и проявляется в двигательном оцепенении с аффектом недоумения и трагичности на лице. Как правило, длится недолго, проходит после разрешения психотравмирующей ситуации. Время психогенного ступора обычно амнезируется. Из разновидности психогенного ступора чаще всего отмечается истерический ступор. Он является следствием пассивно-оборонительной реакции в трудной обстановке, требующей напряжения, ответственности и угрожающий благополучию больного. Развивается полная обездвиженность, больной молчалив, все время проводит в постели, на вопросы не отвечает (в некоторых случаях дает редкие лаконичные "нужные" ответы), лицо неподвижно, с выражением тоски, печали, напряжения, взор остановившийся, на глазах слезы. Иногда больные принимают вычурные позы, гримасничают. Реже истерический ступор прерывается психомоторным возбуждением с жесткими проявлениями эмоциональности, демонстративным поведением (в присутствии врачей или другого медицинского персонала) и вегетативными проявлениями. Истерический ступор может длиться неделями, месяцами и проходит бесследно после того, как больному становится известно, что угрожающая ему опасность миновала.

Галлюцинаторный ступор развивается в тех случаях, когда яркие захватывающие галлюцинации целиком поглощают внимание больного. Отмечается двигательная заторможенность, доходящая до полного оцепенения. На лице обычно застывшее выражение ужаса. Состояния галлюцинаторного ступора хотя и кратковременны, но склонны к повторению, чаще отмечаются при инфекционных психозах.

Гипербулия (повышение волевой активности). Повышение волевых импульсов, повышенная активность часто наблюдается при маниакальных, паранойяльных состояниях и сверхценных идеях. Однако продуктивность этой деятельности чрезвычайно мала из-за повышенной отвлекаемости и неспособности довести дело до конца (маниакальное состояние) или крайней односторонности и парциальной избирательности (паранойяльные и сверхценные идеи).

Парабулия (извращение волевой активности). Это извращение волевой активности особенно отчетливо проявляется в кататоническом возбуждении. Парабулия выражается в хаотичных, стереотипных, бессмысленных движениях, совершаемых в ограниченном пространстве и сочетающихся либо с мутизмом (немое возбуждение), либо со стереотипичными выкрикиваниями отдельных слов (вербигерация); кроме того, отчетливо выявляется импульсивность действий, моментальность совершения какого-либо агрессивного действия. Например, больной кататонией, находившийся в эмбриональной позе, мгновенно вскакивает, наноси т мощный удар в челюсть санитару и тут же ложится в прежнюю позу.

Гебефренический синдром (Геба - богиня утренней зари) проявляется в нелепом, дурашливом поведении с гримасничаем, клоунадой, пустым, незаражающим весельем. Больные постоянно кривляются, стоят рожи, показывают язык, мяукают, хрюкают, принимают циничные, непристойные позы. Речь ускорена, с обилием неологизмов, ходят больные вычурной походкой, подпрыгивая или подталкивая ноги. На приветствия не отвечают или протягивают вместо руки ногу и начинают цинично браниться, при этом тривиальный мат расцвечивается неологизмами при повышенном настроении.

Степень необходимого волевого усилия для достижения целей определяется силой воли. Волевое действие - это процесс принятия решения. По форме волевое действие может быть простым или сложным. Простое волевое действие совершается тогда, когда потребность к действию почти автоматически переходит к самодействию. Сложное волевое действие происходит тогда, когда действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов действия (т.е. зачем это надо), принятие решения, составления плана действия. Волевая деятельность может проявляться по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей личности. Более внушаемые люди имеют низкую волевую активность, могут быть ведомыми в разных ситуациях. Также волевая активность нарушается в следствии психических заболеваний.

Нарушения волевой сферы

Психиатры к основным критериям нарушения воли относят такие расстройства психики, как:

  • Гипербулия. Является характерным проявлением маниакального синдрома. Характеризуется повышением воли и влечений.
  • Гипобулия . Понижение воли и влечений. Пациент погружен в себя и не может адекватно отвечать на внешние воздействия.
  • Абулия. Резкое снижение воли больного. Стойкое негативное расстройство, которое особенно характерно для шизофреников.
  • Галюцинарный ступор. Яркие галлюцинации полностью поглощают внимание пациента. Двигательная заторможенность, оцепенение, состояние ужаса на лице. Чаще всего наблюдается при психозах.
  • Депрессивный ступор. Выражается в обездвиженности вплоть до оцепенения на фоне тяжелой депрессии. Также на лице больного отмечается откровенная маска страдания, но никогда не бывает негативизма, мутизма и восковой гибкости.
  • Гебефренический синдром. Больной кривляется, строит рожи, показывает язык и т.п. Речь ускоренна, поведение в целом не адекватно ситуации.
  • Психогенный ступор. Может развиться после психической травмы, проявляется в двигательном оцепенении с аффектом недоумения и трагичности на лице. Как правило, длится недолго, проходит после разрешения психотравмирующей ситуации
  • Компульсивное влечение. Навязчивые влечения, которые пациент не в состоянии самостоятельно контролировать. Патологическая потребность заставляет удовлетворять даже асоциальные и аморальные желания.
  • Обессивное влечение. Возникновение желаний, которые больной в состоянии контролировать. Однако, отказ от удовлетворения потребности вызывает у пациента чувство страха и неудовлетворенности.

Также стоит учитывать, что препятствия для воли могут быть как внутренними , так и внешними . Внутренними препятствиями для оли могут стать следующие факторы:

  • внутренние отношения и установки;
  • депрессия;
  • общая усталость.

Внешние препятствия могут быть следующими:

  • время и пространство;
  • человеческий фактор.

Для преодоления как внешних, так и внутренних препятствий необходимо прилагать дополнительные усилия. Ресурсы, которые тратит человек на достижение своих целей посредством воли, должны быть компенсированны. Патология воли встречается у психически больных людей, они могут проявлятся в разных формах. Врачи выделяют полное безволие (абулия), повышенную волевую активность (гипербулию) и пониженную (гипобулию). Каждая из форм активности является крайней формой выражения воли.

Признаки нарушения волевой сферы

Нарушения волевой сферы также могут принимать за слабоволие, ведь человек при нарушениях этой сферы психики становиться ленивы и равнодушным ко всему. Причинами также могут быть следующие заболевания:

  • шизофрения;
  • черепно-мозговая травма;
  • инфекционное заболевание;
  • продолжительная стрессовая ситуация.

Внешними и явными признаками нарушений волевой сферы могут стать:

  • равнодушие к собственной внешности;
  • неопрятность;
  • нечистоплотность;
  • апатия;
  • замкнутость.

Лечение нарушения волевой сферы

Чтобы вылечить нарушения волевой сферы, необходимо выяснить причину, стоящую за ней. Причиной могут являться такие заболевания, как:

  • Маникальный синдром;
  • депрессивный синдром;
  • обессивно-фобический синдром;
  • психопатии;
  • алкоголизм;
  • наркомания.

Нарушения могут быть связаны как с психическим заболеванием, так и с обычной усталостью и начальным этапом развития депрессии. Своевременное лечение сводит к минимуму проявление нарушений волевой сферы . Врачи-психиатры используют современное и безопасное медикаментозное лечение и психотерапию, что позволяет уменьшить проявления болезни.

Тема 18

ВОЛЯ

Общая характеристика воли

Волевые качества человека

Развитие воли у человека

Нарушение волевой сферы

Общая характеристика воли

Воля – это сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Воля обеспечивает переход от познания и переживаний человека к практической деятельности, к изменению действительности в связи с потребностями, намерениями, интересами. С помощью воли человек организует деятельность и управляет своим поведением. Основными особенностями воли являются:

· сознательная целеустремленность . Чтобы что-то выполнить, человек должен сознательно поставить перед собой цель и мобилизовать себя на ее достижение;

· связь с мышлением. Достичь чего-то и мобилизовать себя для этого человек может только в том случае, если он все хорошо продумал и спланировал;

· связь с движениями. Для реализации своих целей человек двигается, изменяет формы активности.

Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

1. Когда необходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом.

2. Когда, несмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели.

3. Когда на пути практической деятельности человека возникают внутренние (боязнь, сомнения) или внешние (объективные обстоятельства) препятствия, которые необходимо преодолеть.

В психической деятельности юриста воля выполняет ряд функций.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции человеком своих действий, направленных на достижение поставленных целей, как в благоприятных, так и в неблагоприятных жизненных ситуациях.



Общая регулирующая функция воли конкретизируется в следующих взаимосвязанных функциях:

· побудительная функция – активизация определенных мотивов поведения, побуждение человека к определенной активности, совершению определенных действий, направленных на достижение определенной цели, связанной с удовлетворением определенной потребности;

· организующая функция – организация психических процессов в систему, адекватную цели деятельности;

· стабилизирующая функция – поддержание активности на должном уровне вплоть до достижения цели деятельности;

· функция торможения воли – сдерживание нежелательных проявлений активности, торможение мотивов, влечений, желаний, вариантов поведения, не согласующихся с главными целями деятельности в тот или иной момент времени.

Воля – это способность человека сознательно управлять собой в деятельности с труднодостижимыми целями. Она предполагает регулирование человеком своего поведения, торможение им ряда других устремлений и побуждений, организацию цепи различных действий в соответствии с сознательно проставленными целями. Волевая деятельность заключается в том, что человек осуществляет власть над собой, контролирует собственные непроизвольные импульсы и в случае необходимости подавляет их. Проявление воли представляет собой такого рода активность личности, которая связана с участием сознания. Волевая деятельность обязательно предполагает целый ряд актов: оценку сложившейся ситуации; выбор пути для будущего действия; отбор средств, необходимых для достижения цели, и т.д.

В ряде случаев волевая деятельность связана с принятием решений, определяющих жизненный путь человека, выявляющих его общественное лицо, раскрывающих его моральных облик. Поэтому в осуществление таких волевых действий вовлечен весь человек как сознательно действующая личность. Волевая деятельность человека обусловлена сформировавшимся складом личности, характером ее мотивов и жизненных целей, возникающих как результат различных воздействий в условиях жизни человека. Вместе с тем в качестве непосредственной причины волевой деятельности могут выступать разнообразные жизненные обстоятельства.

Волевые действия и волевой акт

Волевая деятельность всегда состоит из определенных простых и сложных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли (рис. 1).


Рис. 1. Виды волевого действия

Волевое действие связано с осознанием цели деятельности, ее значимости, подчинением своих импульсов сознательному контролю и изменением окружающей действительности в соответствии со своими замыслами (рис. 2).


Рис. 2. Характеристики волевого действия

Волевые действия различают по степени сложности. В случае, когда в побуждении ясно видна цель, и оно непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Сложному волевому акту предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана его осуществления (рис. 3).

Побуждение к совершению волевого действия. В роли побудительных сил конкретных волевых действий выступают определенные потребности и мотивы человека. Они могут быть самыми различными, но в любом случае заставляют активно работать мышление человека, принуждают его оценивать мотивацию будущего поведения, ставить перед собой определенные цели. Следует признать, что не всякое стремление к цели носит осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей, мотивов поведения стремление к цели подразделяется на влечения и желания.

Влечение – это недостаточно осознанное стремление, при котором человек плохо осознает свои потребности, мотивы поведения. Влечение часто рассматривается как некое переходное состояние, так как из-за своей неясности, неопределенности не может перерасти в целенаправленную деятельность. Представленная во влечении потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Принятие одной из возможностей в качестве решения
Борьба мотивов и выбор

Рис. 3. Этапы сложного волевого действия

Желание – это стремление, которое возникает при ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее. Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного компонента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т.е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает эмоциональную окраску.

Желание, имея побуждающую силу, обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана.

Осознание цели и стремление ее достичь. Способность к сознательной целенаправленности является специализированной способностью человеческого сознания. Постановка цели включает в себя образ объекта, на который будут направлены действия, и представления ожидаемого результата – прогнозирование. Именно содержание целей определяет социальную ценность поступков человека, его ценностные ориентации, его правосознание.

В психологии принято различать два вида целей: стратегические (отдаленные), т.е. направленные на какой-либо общий социально и личностно значимый результат (например, успешное завершение сложного расследования), и тактические цели , более близкие, направленные на решение конкретных задач и последовательно приближающие к конечной цели.

Осознание ряда возможностей достижения цели, т.е. тех конкретных средств, которые приводят к желаемому результату. Это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результат которого – установление причинно-следственных связей между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

Способы действия должны оцениваться человеком не только с точки зрения его личной пользы, выгоды, но также с учетом возможных последствий для других людей и общества в целом. Выбор способов действий, как и все другие стадии волевого акта, опосредуется моральными установками, включенными в структуру мотивации субъекта.

Появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности. Этот этап характеризует активизацию и осознание мотива, побуждающего человека к постановке конкретной цели и совершению нормативного или противоправного поступка. В структуру мотивации включены эмоции и чувства, потребности, интересы и идеалы личности. Вот почему именно мотив определяет «личностный смысл» поставленной цели и направленность личности (А.Н. Леонтьев). Мотивация человека является очень сложным многоуровневым образованием, поэтому часто нелегко выявить истинный и адекватный мотивы поведения.

Выявление истинных мотивов правонарушителей является одной из Борьба мотивов и выбор. Анализ структуры своей мотивации и ее соотношение с целью позволяют субъекту понять, в какой мере поставленная цель соответствует определенному мотиву. Когда человек испытывает состояние неопределенности, у него возникает несколько разнородных мотивов, побуждающих его стремиться к различным целям. Здесь, как и на этапе выбора цели, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными (и это человек тоже понимает), но зато следование им больше соответствует системе его цен-ностей.

В человеке могут бороться чувства долга и страха, любви и ненависти, альтруизма и эгоизма и т.д. Особенно напряженно протекает борьба, когда сталкиваются несовместимые побуждения и человеку приходится выбирать между узколичностными мотивами и общественным долгом. Правосознательное поведение возникает тогда, когда преобладают социально-ценностные мотивы. Если при наличии противоречивых побуждений не превалирует ни одно, то субъект испытывает состояние сомнения, торможения и склонен отказаться от выполнения действия.

Осознание, рациональная и эмоциональная оценка личностью конкурирующих мотивов и целей завершаются выбором одного из них, имеющего по шкале ценностных ориентаций субъекта наибольший личностный и общественный «рейтинг», и постановкой основной цели деятельности, соответствующей этому мотиву. Другие конкурирующие мотивы осознаются человеком как желания, влечения, которые в качестве промежуточных помех часто препятствуют достижению намеченной или промежуточной цели. Промежуточные цели ставятся с учетом оптимальной последовательности реализации определенных мотивов и целей.

Борьба мотивов заканчивается либо появлением намерения, направленного на неопределенное будущее, либо принятием решения, когда человек четко осознает необходимость и возможность достижения определенной цели и отдает самому себе приказ в плане внутренней или внешней речи, стимулируя активизацию моторных процессов.

Принятие одной из возможностей в качестве решения. Этот этап характеризуется спадом напряжения, поскольку разрешается внутренний конфликт. Здесь уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование. После этого начинается реализация принятого решения. Это интеллектуальный акт и особое волевое усилие. Оно характеризуется количеством энергии, затраченной на выполнение целенаправленного действия или удержание от него. Процесс принятия решения требует от личности максимальной осознанности, решительности и ответственности.

Осуществление принятого решения. Этот этап, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его выполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели опять же сопряжено с преодолением препятствий, объективных (внешних) и субъективных (внутренних) трудностей.

Внешними трудностями являются препятствия, которые не зависят от действующего человека: природные катастрофы, затруднения при решении профессиональных задач, сопротивление других людей, разного рода помехи и т.д.

К внутренним трудностям относятся трудности личного порядка, зависящие от физического и психического состояния человека, например, отсутствие знаний, борьба сложившихся в прошлом отрицательных представлений, желаний, чувств, преодоление которых часто бывает для человека более сложным, чем преодоление внешних препятствий, так как легче бывает противостоять внешним трудностям, чем преодолеть самого себя.

Этот этап характеризуется напряжением сил, направленных на преодоление противоположно направленных мотивов и мобилизацию сил. Человек выстраивает свое поведение таким образом, чтобы имеющийся в сознании замысел воплотился в вещи, предмете, трудовом, умственном действии, поступке. Однако человек не только действует, он проявляет свою волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый момент он сличает получаемый результат с идеальным образом цели (или ее части), который был создан им заранее.

Достижение поставленной цели. Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое – это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий. Результаты (успешные или неуспешные) по принципу обратной связи воспринимаются и оцениваются субъектом на основе сопоставления образа желаемого и реально полученного результата, после чего волевое действие либо заканчивается, либо повторяется вновь.

Волевые качества человека

Волевое действие каждого человека имеет свою особую неповторимость, так как является отражением относительно устойчивой структуры личности. В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяемые параметры могут характеризовать как волевой акт в целом, так и отдельныеегозвенья. В частности, одной из основных характеристик воли является ее сила.

Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия преодолены с помощью волевых действий и какие результаты при этом получены. Именно препятствия, преодолеваемые посредством волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

Анализируя отдельные звенья волевого акта, можно заключить, что первый, пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств личности, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание.

Целеустремленность –умение человека подчинять свои действия поставленным целям. Целеустремленность является важнейшим мотивационно-волевым качеством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую - умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами и целеустремленность оперативную - умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

В большинстве своем юристы обладают хорошей целеустремленностью, ясностью цели, сочетанием личных целей с целями всего российского государства.

Инициативность – способность работать творчески, предпринимая действия по собственному почину. Для многих людей самым трудным является преодоление своей инертности, они не могут что-то предпринять сами, без стимуляции извне. Инициативность потому и является волевым качеством, что требует готовности идти на риск, нести ответственность за последствия, испытывать большое напряжение духовных и физических сил.

Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельные люди без посторонней помощи видят проблему и исходя из нее ставят перед собой цель. Обычно такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации.

Выдержка – умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Это способность постоянно контролировать свое поведение.

Самообладание – способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Высшей степенью самообладания является – мужество , которое ярко проявляется в сложных и опасных обстоятельствах, в борьбе с необычными трудностями. Мужество – сложное качество. Оно предполагает наличие смелости, выдержки и настойчивости.

Инициативность, самостоятельность, как волевые качества личности противостоят таким качествам, как внушаемость, податливость, инертность, однако их надо отличать от негативизма как немотивированной склонности поступать наперекор другим.

Негативизм большинством психологов рассматривается как слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью и т.д.

Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа актуализации одного или нескольких мотивов и этапа принятия решения, выступает решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность реализуется в выборе доминирующего мотива и адекватных средств достижения цели. Особенно ярко она проявляется в сложных ситуациях, где действие сопряжено с некоторым риском. Своевременно принять решение – значит принять его именно в тот момент, когда этого требуют обстоятельства. Решительные люди всесторонне и глубоко обдумывают цели действия, способы их достижения, переживая сложную внутреннюю борьбу, столкновение мотивов. Решительность проявляется и при реализации поставленной цели: для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия.

Существенной предпосылкой решительности является смелость – умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели.

Качествами, противоположными решительности, выступают нерешительность, импульсивность и противоречивость.

Важнейшей характеристикой этапа исполнения деятельности является настойчивость или упорство.

Настойчивость или упорство – умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели. Настойчивые люди не останавливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимание на упреки или противодействие других людей.

От настойчивости следует отличать упрямство – качество личности, выражающееся в стремлении поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей.

Смелость выражается в готовности человека бороться и преодолевать опасность. Смелость – это храбрость, сочетаемая с учетом опасности. Смелость проявляется, как правило, и в повседневной жизни, в служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов, в требовательности к своим коллегам, критике и самокритике.

Дисциплинированность – это сплав личностных черт, обеспечивающих точное и неуклонное подчинение своих действий и поступков правилам и требованиям законов, нравственных норм.

Ответственность – внешний или внутренний контроль над деятельностью, отражающий социальное, морально-правовое отношение к обществу, выражающееся в выполнении принятых нравственных и правовых норм и правил, своего долга.

Самовоспитание воли осуществляется с помощью разнообразных приемов, в том числе путем соблюдения следующих требований:

· принятое решение должно быть исполнено. Лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять их;

· необходимо приучить себя преодолевать трудности и препятствия на пути к достижению цели. Начинать нужно с приобретения привычки преодолевать сравнительно незначительные трудности, препятствия;

· при постановке трудных целей необходимо намечать не только главную цель, но и промежуточные цели, достижение которых будет приближать главную цель;

· необходимо соблюдать распорядок дня, систематически заниматься спортом. Умение побеждать вырабатывается в процессе занятий физкультурой, поскольку происходит тренировка не только мышц, но и воли.

Развитие воли у человека

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем – в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии – планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее – к третичным волевым качествам.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков – все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность. Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

Нарушение волевой сферы

Одной из важных задач самовоспитания и развития воли является преодоление различных пассивных и активных форм волевой недостаточности, часто присущих слабовольным людям. К пассивным формам волевой недостаточности относятся легкая внушаемость и несамостоятельность, апатия, абулия, отсутствие настойчивости и выдержки.

Легкая внушаемость и несамостоятельность. Люди с такой формой волевой недостаточности характеризуются чрезвычайной уступчивостью чужому влиянию и легкой податливостью воле другого человека. Предприимчивость и инициативность у таких людей отсутствует, настойчивость незначительна.

Апатия – более тяжелая форма волевой недостаточности, близкая к болезненному состоянию, депрессии, когда у человека исчезают разного рода желания, стремления, появляется безразличие к событиям жизни, мнению других людей, притупляются чувства. Апатия часто вызвана тяжелым переживанием, такими нервными заболеваниями, как истерия, неврастения; различными душевными болезнями, сопровождающимися меланхолией и депрессией.

Абулия – нарушение воли, частичное или полное отсутствие желания и побуждений к деятельности.

Отсутствие настойчивости и выдержки . Есть люди, которые при-нимают много решений, но не исполняют их. Именно у таких людей нет выдержки и настойчивости (часто определяется развившейся леностью со слабо развитой способностью к волевому усилию).

К активным формам волевой недостаточности относятся импульсивность и упрямство.

Импульсивность характеризуется чрезмерной порывистостью в решениях и действиях даже тогда, когда мотивы не взвешены и решения не обдуманы. Импульсивность характерна для людей со слабым самоконтролем, сильными и бурно протекающими чувствами, неспособных к самообладанию и выдержке. Эта форма волевой недостаточности проявляется в «разбросанности», бурной и мало осознанной активности.

Упрямство – форма волевой недостаточности, проявляющаяся в бессмысленной настойчивости, в стремлении цепко держаться принятого решения, даже тогда, когда человек, его принявший, сознает (пусть даже смутно) неразумность и даже вредность этого решения.

Упрямство связано со слабостью критической оценки, неспособностью спокойно и всесторонне обдумать собственные мотивы и доводы других, тупой неповоротливостью ума.

К психологическим критериям, подтверждающим наличие у субъекта сниженной способности руководить своими действиями в пределах психической нормы, можно отнести следующие факторы:

· сниженный уровень интеллекта, существенно осложняющий принятие человеком важных для него решений в нестандартных ситуациях, затрудняющий прогнозирование, планирование им своих последующих действий;

· наличие определенных устойчивых черт характера, составляющих в своей совокупности синдром так называемой «сниженной волевой устойчивости», формирующих «конформный тип» личности человека, который очень часто принимает решение под влиянием каких-либо внешних, порой случайных обстоятельств, под воздействием группового мнения и т.д.;

· заниженные самооценка и уровень притязаний, вызывающие у субъекта чувство собственной неполноценности, ожидание всевозможного рода неудач;

· наличие в мотивационной сфере личности в качестве ведущего мотива избегание неудачи;

· сниженный уровень эмоциональной устойчивости (стрессоустойчивости) личности, существенно затрудняющий осуществление субъектом должного уровня волевого контроля за своими эмоциями и поведением.

Выготский Л.С. Воля и ее развитие в детском возрасте [Текст] /
Л.С. Выготский // Собр. соч. в 6 т. – М.: Педагогика, 1983. – Т. 3. – 368 с.

Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В.А. Иванников. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 140 с.

Ильин Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 288 с.

Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности [Текст] /
Л.Н. Рожина. – Минск: Университетское, 1999. – 257 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 688 с.

Психические состояния [Текст]: хрестоматия / сост. Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2000. – 506 с.