Преподобный моисей мурин житие. Преподобный моисей мурин

Молитвы преподобному Моисею Мурину.

О, преподобне, ты от тяжких грехов достигл пречудных добродетелей! Помози и молящимся тебе рабом Божиим (имя рек), влекомым в погибель от безмернаго вина употребления, повреждающаго безсмертную душу и тело - храм Духа Святаго. Склони на них свой милостивый взор и не презри их, но внемли им, прибегающим к тебе.
Моли, святе Моисее, Владыку Христа, чтобы Он, Милосердый, не отверг их безсильных и несчастных, которыми овладела страсть чрезмернаго винопития, и не возрадовался бы диавол их погибели, ибо все мы, как создания Божии, искуплены Пречистой Кровию Сына Его. Услышь же, преподобне Моисее, молитву их и нашу. Отгони от них диавола даруй им силу победить их страсть, приведи их на путь добра, освободи от рабства страстем, избавь от пагубы безмернаго винопития, дабы, обновленнии, в духовном трезвении и светлом уме, возлюбили они всяческое воздержание и благочестие и вечно прославляли спасающаго всегда создания Свои Всеблагаго Бога, Емуже подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, великая сила покаяния! О, неизмеримая глубина милосердия Божия! Ты, преподобне Моисее, был прежде разбойником, но потом ужаснулся своих грехов, возскорбел о них и в раскаянии пришел в монастырь, и там в великом плаче о своих бывших беззакониих и в трудных подвизех поста и молитвы проводил дни свои до кончины, и удостоился Христовой благодати прощения и дара чудотворения.

Тропарь преподобному Моисею Мурину

Тропарь, глас 1-й

Пустынный житель, и в телеси Ангел, и чудотворец явился еси, Богоносне отче наш Моисее: постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою исцеления.

Кондак, глас 4-й:

Мурины заушив, и лица демонов поплевав, мысленно просиял еси, якоже солнце светло, светом жития твоего и учением наставляя души наша.

Тропарь, глас 8-й:

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: приим бо Крест последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи бессмертней. Темже и со ангелы срадуется, преподобне Моисее, дух твой.

Страница 1 из 4

Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина

Память 28 августа с.с.

В странах египетских проживал некий разбойник, по имени Моисей, родом мурин 1 , лицом мрачный; первоначально он был рабом некоего славного, господина, но по причине убийства, совершенного Моисеем, был прогнан тем господином и присоединился к разбойникам; сии же последние, видя, что он был силен и обладал суровым характером, избрали его своим атаманом (вождем). Сие повествуется о святом Моисее ради того, чтобы было видно его исправление и чтобы было известно, каким образом Моисей от такой дурной жизни пришел к раскаянию и богоугождению; ибо грехи святых (ранее бывшие) не утаиваются, ради прославления милосердия Божия, которое отделяет честное от недостойного и из грешников творит праведников.

Совершая разбой, Моисей вместе с товарищами производил много хищений, кровопролитий, творил много иных мерзких беззаконий и преступлений; своею жестокостью Моисей прославился среди всех, ибо все боялись его. Из числа дел его разбойнических следует упомянуть о сем:

Моисей питал злобу на одного пастуха, пасшего овец, за то, что сей пастух со своими псами (охранявшими стадо) воспрепятствовал некогда Моисею совершить злодеяние; увидав однажды, что тот пастух пас овец по ту сторону реки Нила, Моисей замыслил его убить. Река Нил была переполнена водой (по случаю разлива); Моисей, связавши свою одежду, привязал ее к голове, взял в уста меч и отправился в плавание по этой великой реке. Упомянутый пастух, увидав Моисея еще издали, когда он переплывал реку, оставил овец и убежал с того места: Моисей же, переплыв реку, но не найдя пастуха, умертвил четырех крупнейших ягнят, потом связал веревкою сих ягнят и затем обратно переплыл реку Нил, взяв с собою ягнят; очистив сих ягнят от шкуры, Моисей съел мясо их (бывшее очень вкусным), а шкуру продал и на вырученные деньги выпил вина.

Долгое время Моисей проводил жизнь в таких греховных делах; но однажды случайно он пришел в сознание, ибо Бог умилосердился над ним и призвал его к покаянию, так как Преблагий и Человеколюбивый Владыка не ищет погибели грешников, но ожидает их обращения ко спасению. Сей грешник умилился сердцем, раскаялся в своих злодеяниях, оставил разбой и своих товарищей, пошел в пустынный монастырь и предал себя в повиновение и послушание игумену и братиям, более же всего Самому Богу; Моисей пролил много слез и днем и ночью, каясь о содеянных ранее грехах своих; все, поручаемые ему, работы и послушания, он исполнял неленостно, и был славным иноком.

Спустя некоторое время Моисей ушел в отшельническую келлию; здесь он жил один, помышляя о Боге и очищая теплым покаянием свои беззакония, совершенные прежде.

Когда Моисей проводил такую покаянную жизнь, на него, находившегося в келлии, напали четыре разбойника, не знавшие, что то был Моисей. Он же, будучи только один, поборол их, связал и, взяв их на плечи как связки снопов, принес в монастырь к церкви, сказав братиям:

– Что посоветуете вы сделать мне с ними? Я не должен никого обижать, но они пришли ко мне, и я взял их.

Отцы приказали ему развязать тех разбойников и отпустить их на свободу, сказав:

– Мы никого не должны убивать.

Разбойники же, поняв, что то был Моисей, ранее бывший их начальником, удивились такой перемене жизни его и прославили Бога, сами же умилились, пришли в страх Божий и, покаявшись, стали славными иноками.

И не только эти четыре, но и другие разбойники, услышав о своем вожде Моисее, – что он покаялся и стал иноком, – также оставили разбой и все греховные дела и стали добродетельными иноками.

Итак Моисей пребывал в трудах покаяния. Первоначально его обуревали греховными помышлениями бесы блудодеяния, разжигая похоть его и увлекая его к прежней блудодейственной жизни, как он сам потом рассказывал братиям, говоря так:

– Я претерпел столь великие неприятности, борясь с вожделениями плотскими, что едва не нарушил обета иноческого.

Отправившись к авве Исидору пресвитеру, в скит, он поведал ему о своих страданиях от похоти плотской. И сказал ему святой Исидор:

– Не смущайся, брат! Ты еще новоначален (т.е. только лишь начал подвизаться), и потому бесы с ожесточением нападают на тебя, думая найти в тебе прежний нрав; для отогнания их советую тебе соблюдать повседневный пост и воздержание и не насыщать вполне чрева своего. Подобно тому, как пес, привыкший грызть кости, выбрасываемые мясоторговцем, – не уходить до тех пор, пока место торговли не закроется; но когда торговля прекращена и нет уже никого, кто мог бы бросить псу что-либо для съедения, тогда он, истомившись голодом, отходит от места того; так и бес блудодеяния находится вблизи человека, питающегося до пресыщения. Но если ты будешь постоянно соблюдать пост и воздержание, умерщвляя члены свои земные и заграждая дверь пресыщения пощением. не допуская войти в себя пресыщению, разжигающему греховные вожделения, тогда бес, как бы истомившись от голода, отойдет от тебя с печалию.

Раб Божий Моисей, отправившись в келлию свою, затворился в ней и пробыл в повседневном пощении, вкушая очень немного хлеба вечером после захода солнца; весьма много Моисей трудился в рукоделании, пятьдесят раз в течении дня вставал на молитву, совершая ее с коленопреклонением.

Однако несмотря на то, что Моисей томил тело свое трудами и пощением, плотское вожделение, влекущее ко греху, не исчезало в нем. Тогда он опять пошел к авве Исидору и сказал ему:

– Отче! Я не могу быть в келлии моей, ибо меня обуревают страсти плотские.

Блаженный же Исидор, взяв его, повел в верхнее отделение своей келлии и сказал ему:

– Посмотри на запад!

Моисей посмотрел и увидал множество страшных демонов, суетившихся и приготовлявшихся к борьбе.

Моисей Мурин в книге «Добротолюбие »

«Когда отцы, желая испытать его, говорили в собрании между собою: зачем этот эфиоп входит в наше собрание? - слыша то, молчал; и когда после собрания некоторые спросили его, смутился ли он, отвечал: смутихся и не глаголах (Пс. ). Но так было в начале. - Когда же потом усовершился он, - и был посвящён в диаконы, то не только молчал, но и не смущался. Вот что было: Архиепископ, желая испытать его, сказал клирикам: когда войдёт Авва Моисей в алтарь, вышлите его вон, и, идя за ним, подслушайте, что он будет говорить. Когда пришёл он в алтарь, клирики сказали ему: поди вон чернокожий эфиоп. И он вышел, говоря себе: хорошо поступили с тобою; не будучи человеком, зачем входишь в собрание людей ».

Гимнография

О, великая сила покаяния! О, неизмеримая глубина милосердия Божия! Ты, преподобие Моисее, был прежде разбойником, но, ужаснувшись своих грехов, воскорбел о них и в раскаянии пришел в монастырь и там в великом плаче о своих бывших беззаконниях и в трудных подвигах поста и молитвы проводил дни свои до кончины и удостоился Христовой благодати прощения и дара чудотворения.

О, преподобие, ты от тяжких грехов достиг пречудных добродетелей! Помоги и молящимся тебе рабам Божиим, влекомым в погибель от безмернаго вина употребления, повреждающего безсмертную душу и тело - храм Духа Святаго. Склони на них свой милостивый взор и не презри их, но внемли им, прибегающим к тебе. Моли, святе Моисее, Владыку Христа, да Он, Милосердный, не отвергнет их, бессильных и несчастных, погибающих от страсти чрезмернаго винопития, и да не возрадуется диавол их погибели, ибо все мы, яко создания Божии, искуплены Пречистой Кровию Сына Его. Услышь же, преподобие Моисее, молитву их и нашу. Отгони от них диавола, даруй им силу победить страсть их, приведи их на путь добра, свободи от рабства страстей, избави от пагубы чрезмернаго винопития, дабы, обновленные, в духовном трезвении и светлом уме, возлюбили они всяческое воздержание и благочестие и вечно прославляли Спасающего всегда создания Свои Всеблагаго Бога, Ему же подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Пустынный житель и телеси Ангел,/ и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Моисее:/ постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/ исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./ Слава Давшему тебе крепость,/ слава Венчавшему тя,// слава Действующему тобою всем исцеления.

Мурины заушив и лица демонов поплевав,/ мысленно просиял еси,/ якоже солнце светлое,/ светом жития твоего// и учением наставляя души наша.

Ублажаем тя,/ преподобне отче Моисее,/ и чтим святую память твою,/ наставниче монахов// и собеседниче Ангелов.

Примечания

Ссылки

  • Преподобный Моисей Мурин на сайте Православие.Ru
  • в Викитеке.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Моисей Мурин" в других словарях:

    По прозв. Ефиоплянир; св. преподобный (325 400). В молодости М. был атаманом разбойников; впоследствии, раскаявшись, удалился в м рь, где предался подвижничеству. Память М. Мурина 28 августа … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Народный журнал православного и патриотического направления, выходил в Петербурге в 1863 85. Издатель А.Ф. Гейрот. Ставил своей целью просвещение народа с позиций Православия, Самодержавия, Народности. МИССИОНЕРСТВО ПРАВОСЛАВНОЕ Христово… … Русская история

    Моисей (ивр. משֶׁה‎, «Моше») древне еврейское мужское имя, упоминается еще в Библии (Торе) и Коране. Происхождение имени Моисей «взятый (спасенный) из воды». Варианты имени Моше, Мойше еврейские варианты имени. Муса вариант имени в исламских… … Википедия

    МУРЗОК МУРОЗАК - Мурозак (или Мурзок), неделыцик в Переславском уезде. 1547. А. Ю. 50. Мурин. Моисей Мурин Чогайдович, виленский земянин. 1625. Арх. I, 6, 561. Христианское? … Биографический словарь

    - ← сентябрь → Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 5 … Википедия

    Эта статья о годе. См. также статью о числе 405. Годы 401 · 402 · 403 · 404 405 406 · 407 · 408 · 409 Десятилетия 380 е · 390 е 400 е … Википедия

    Эта статья о годе. См. также статью о числе 330. Годы 326 · 327 · 328 · 329 330 331 · 332 · 333 · 334 Десятилетия 310 е · 320 е 330 е … Википедия

    Кирилл VI Кирилл VI 116 й Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки 10 мая 1959 года 9 марта 1971 … Википедия

    Эту страницу предлагается переименовать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/22 декабря 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования… … Википедия

    Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия

Книги

  • Икона Пресвятой Богородицы Неупиваемая Чаша. Благодатная помощь от недуга пьянства, курения и наркомании , Мудрова А. Ю.. Разбитые семьи, изуродованные судьбы, слезы детей Справиться с зависимостями трудно, но возможно, а человеку, вставшему на путь веры, сделать это гораздо легче! В помощь страждущим Господь…

Преподобный Моисей Мурин жил в IV веке в Египте. Он был эфиоп, лицом был черен и поэтому назван "мурин". В молодости он был рабом знатного человека, но после того как совершил убийство, господин прогнал его, и он пристал к шайке разбойников. За суровый нрав и большую физическую силу его выбрали главарем. Моисей вместе с шайкой совершил много злодеяний - убийств, грабежей, так что все боялись даже его имени. Несколько лет пробыл в такой греховной жизни разбойник Моисей, но по великой милости Божией раскаялся, оставил шайку разбойников и ушел в одну из пустынных обителей. Здесь он долго плакал, прося принять его в число братии. Монахи не поверили его искреннему покаянию, но бывший разбойник до тех пор умолял не отгонять его, пока братия не приняла его. В монастыре преподобный Моисей находился в полном послушании у игумена и братии, он проливал много слез, оплакивая свою греховную жизнь. Через некоторое время преподобный Моисей ушел в уединенную келлию, где проводил в молитве и строжайшем посте суровую жизнь. Однажды на келлию преподобного Моисея напали 4 разбойника из его бывшей шайки, но он, не утративший огромной физической силы, связал их всех и, подняв на плечи, принес в монастырь, спрашивая у старцев, как поступить с пленниками. Старцы велели отпустить их. Разбойники, узнав, что попали к своему бывшему предводителю, а он их пощадил, последовали его примеру, покаялись и стали монахами. Когда остальные разбойники услышали о покаянии преподобного Моисея, то оставили разбой и стали усердными иноками.

Преподобный Моисей не скоро освободился от страстей. Он часто приходил к игумену монастыря авве Исидору, прося совета, как избавиться от блудной страсти. Опытный в духовной брани старец учил его никогда не пресыщаться пищей, пребывать впроголодь, соблюдая строжайшее воздержание. Страсть не оставляла преподобного Моисея в сонных видениях. Тогда авва Исидор научил его всенощным бдениям. Преподобный простаивал все ночи на молитве, не преклоняя колен, чтобы не заснуть. От длительной борьбы преподобный Моисей пришел в уныние и, когда у него возник помысл оставить пустынную келлию, авва Исидор подкрепил дух ученика. Он показал ему в видении много демонов на западе, готовящихся к борьбе, а на востоке еще большее количество святых Ангелов, также приготовлявшихся к битве. Авва Исидор обнадежил преподобного Моисея, что сила Ангелов превосходит силу бесов, а долгая борьба со страстями нужна ему, чтобы совершенно очиститься от прежних грехов.

Преподобный Моисей предпринял новый подвиг. Обходя по ночам пустынные келлии, он приносил каждому брату воду из колодца. Особенно он старался для старцев, которые жили далеко от колодца и были не в силах принести себе воды. Однажды, наклонясь над колодцем, преподобный Моисей почувствовал сильный удар в спину и замертво упал у колодца, пролежав в таком положении до рассвета. Так бесы мстили преподобному за победу над ними. Утром братия принесла его в келлию, и он пролежал целый год в расслаблении. Поправившись, преподобный с твердой решимостью исповедал игумену, что он будет продолжать подвизаться, Но Господь Сам положил предел этой многолетней борьбе: авва Исидор благословил ученика и сказал ему, что блудная страсть уже оставила его. Старец велел ему причаститься Святых Таин и с миром идти в свою келлию. С тех пор преподобный Моисей получил от Господа власть над бесами.

Слава о его подвигах распространилась среди иноков и за пределами пустыни. Правитель страны захотел увидеть святого. Узнав об этом, преподобный Моисей решил скрыться от посетителей и ушел из своей келлии. По дороге он встретил слуг правителя, которые спросили его, как пройти к келлии пустынника Моисея. Преподобный ответил им: "Не стоит ходить к этому лживому, недостойному монаху". Слуги возвратились в монастырь, где их ждал правитель, и передали ему слова повстречавшегося старца. Братия, по описанию наружности старца, единодушно признали в нем самого преподобного Моисея.

Проведя много лет в иноческих подвигах, преподобный Моисей был рукоположен во диакона. Епископ облек его в белую одежду и сказал: "Авва Моисей ныне весь бел". Святой ответил: "Владыко, что делает чистым - внешнее или внутреннее?" По смирению преподобный считал себя внутренне недостойным принять сан диакона. Однажды епископ решил испытать его и велел клирикам гнать диакона из алтаря, ругая его недостойным мурином. С полным смирением преподобный принимал бесчестие. Испытав его, епископ посвятил преподобного во пресвитера. В этом сане преподобный Моисей подвизался 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников.

Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что вскоре на скит нападут разбойники и умертвят всех насельников. Святой благословил иноков уйти заблаговременно, чтобы избежать насильственной смерти. Ученики стали просить преподобного уйти вместе с ними, но он ответил: "Я уже много лет ожидаю времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа, сказавшего: "Вси, приимшии нож, ножом погибнут"" (Мф. 26, 52). Тогда с преподобным остались 7 братьев, из которых один, при приближении разбойников, спрятался неподалеку. Разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шесть иноков. Кончина их последовала около 400 года.

Иноческое служение, столь прославленное именами многих святых, отказавшихся от соблазнов тленного мира ради стяжания вечной жизни, уходит корнями в глубокую древность. Зародилось оно в ранние века христианства, и первые монашеские общины появились среди знойных песков Египта. Одним из тех, кто ещё в IV веке славил Господа подвигами высокого аскетизма, был преподобный Моисей Мурин.

Чернокожий разбойник

История не сохранила точной даты рождения будущего святого, но известно, что появился он на свет в Эфиопии примерно в 330 году и, как все его земляки, имел чёрный цвет кожи. Он был крещён и звался Моисеем. Прозвище же Мурин, с которым преподобный вошёл в историю церкви, является производным от слова «мавр», то есть чернокожий житель Северной Африки.

Как повествует Священное Писание, его путь к венцу святости был долог и тернист. Ещё в детстве, лишённый христианского воспитания, он погряз в пороках и постепенно опустился до того, что в зрелом возрасте, находясь в услужении у одного достойного господина, совершил убийство. С трудом избегнув должного наказания, он присоединился к разбойничьей шайке, так как с этими людьми его роднили злоба и жестокость.

Гроза караванных путей

Очень скоро Моисей Мурин занял среди разбойников главенствующее положение и стал их атаманом. Причиной тому были природная твёрдость характера и непреклонность в достижении цели, выделявшие его из общей массы. Под предводительством Моисея шайка совершила много дерзких ограблений, а следами её кровавых преступлений было отмечено большинство торговых городов в дельте Нила.

Молва о его «подвигах» разнеслась по всей стране, и купцы, собираясь в дорогу, молили Бога, чтобы Он уберёг их караванные пути от безжалостных разбойников и их чернокожего атамана. Порой это помогало, но чаще они навсегда пропадали в знойном мареве пустынь, и только жаркий ветер заносил песком брошенные у дороги окровавленные тела.

Духовное прозрение

Долгое время позволял Господь твориться этому беззаконию, но однажды Он отверз Моисею его духовные очи, и тот с ужасом узрел весь мрак, в который был повержен своей преступной жизнью. В мгновение ока перед ним предстали потоки пролитой им крови, а слух наполнился стонами и проклятиями невинных жертв. Великий грешник пал в бездну отчаяния, и лишь милостью Божьей нашёл в себе силы для дальнейшей жизни, твердо решив посвятить её остаток покаянию и искуплению своих грехов.

Как уже говорилось, Моисей Мурин обладал необычайной и непреклонностью, но в прежней жизни эти благие качества служили низким целям и были обращены во зло. Теперь же, осенённый Благодатью Божьей, вчерашний грешник приложил их для возрождения своей осквернённой и поруганной души.

Начало покаянного пути

Навсегда порвав с греховной и полной порока жизнью, будущий святой Моисей Мурин затворился от мира в одном из отдалённых монастырей, предаваясь в нём посту и молитвам, прерываемым лишь слезами искреннего и сердечного раскаяния. Попирая свою прежнюю гордыню, он упражнялся в смирении, исполняя послушания, наложенные на него настоятелем, и стремясь во всем быть полезным братии.

Так со временем ушёл в небытие лихой разбойник и появился в землях Египетских инок Божий Моисей Мурин. Житие, составленное после его кончины, повествует о том, сколь благотворным оказался пример такого духовного перерождения для большинства прежних разбойников. Уподобившись своему вожаку, они тоже порвали с прошлым, вступив на путь покаяния, и предали себя служению Богу.

Во власти бесовских искушений

Но прежде чем наградить Своих избранников венцами славы, Господь нередко попускает лукавому подвергнуть их искушениям, ещё более закаляя сильных и отсеивая слабых духом. Такие испытания было суждено претерпеть и Моисею. Враг рода человеческого подослал к нему одного из самых коварных своих служителей - блудного беса. Сей нечестивец начал смущать чистые и непорочные мысли инока греховными мечтаниями и разжигать его плоть адским огнём вожделений.

Даже те редкие часы сна, что выпадали иноку, он омрачал, насылая ему вместо благочестивых видений образы полные мерзости и сладострастия. Святые угодники и лики ангелов, некогда наполнявшие его ночные грёзы, уступили место похотливым и разнузданным девам, зазывавшим монаха своими бесстыдными жестами. В довершение бед его грешная плоть совершенно отказывалась внимать голосу разума и явно потворствовала лукавому бесу.

Наставления мудрого старца

И пропала бы чистая душа инока, ввергнутая в смрадную пропасть греха, но вразумил его Господь пойти за советом в дальний скит, где в подвиге строжайшего аскетизма подвизался один из великих столпов раннехристианской церкви пресвитер Исидор. Выслушав всё, что, смущаясь, поведал ему Моисей Мурин, мудрый старец успокоил его, объяснив, что через подобные страдания проходят все новоначальные, недавно вступившие на иноческий путь монахи.

Бесы одолевают их, насылая свои богопротивные видения, надеясь тем самым склонить ко греху. Но они бессильны перед тем, кто противостоит им молитвой и постом. Посему, не впадая в уныние, следует возвратиться в келью и продолжать служение Богу, насколько это возможно, заменив плотскую пищу духовной.

Повторный визит к пресвитеру Исидору

Моисей, в точности исполняя предписание старца, вновь затворился в келье, ограничив себя лишь чёрствой коркой хлеба, съедаемой им раз в сутки после захода солнца. В постные же дни он вообще не вкушал пищи. Однако и враг удвоил свои усилия. Окончательно подчинив себе плоть страдальца, он даже в дневные часы насылал в его сознание греховные наваждения.

И снова отправился за советом к старцу Моисей Мурин. Житие святого подробно описывает эту вторую их встречу. Пресвитер Исидор, выслушав инока, возвёл его на крышу своей кельи и, обратив лицом на запад, указал на множество бесов, сбившихся в толпу и готовящихся к борьбе с сынами Божьими. Затем, обернувшись к востоку, показал несметное ангельское войско, готовое противостоять им в борьбе за людские души.

Этим он явил Моисею знамение того, что воинство, посланное Богом, несравненно многочисленнее и сильнее и, несомненно, придёт на помощь в его ежедневной брани. Практический же совет старца сводился к тому, что, поскольку враг насылает на инока свои мерзкие видения главным образом во время сна, то надо лишить его этой возможности, посвятив ночные часы неустанному бдению и молитве.

Ночные бдения и молитвы

Вернувшись от старца, св. Моисей Мурин в точности исполнил всё, что тот ему предписал. Теперь, вкусив с наступлением темноты свою скудную пищу, он не ложился спать, а вставал на молитву, непрестанно творя поклоны, осеняя себя крестным знамением. Подобным образом проводил он все ночи напролёт. Это приносило ему несказанные мучения, так как природное естество жило по своим законам и требовало сна хоть и не продолжительного, но еженощного.

Так прошло шесть лет. Со временем Моисей привык и, укрепляемый Благодатью Божьей, простаивал в молитвенном бдении до первых лучей солнца. Однако и бес сумел приспособиться к его новому образу жизни. Воспалённое от бессонницы сознание подвижника он с ещё большим упорством наполнял гнусными мечтаниями и сладострастными образами.

Новое оружие в борьбе с лукавым

Не дерзая вновь нарушать покой старца Исидора, прп. Моисей Мурин обратился за помощью к настоятелю той обители, в которой подвизался всё это время. Выслушав его, мудрый пастырь вспомнил свою молодость и собственную борьбу с плотью. Он порекомендовал страдальцу каждый раз, когда нечистый дух приступает к нему, томить своё естество непосильной работой, будь то средь бела дня или под покровом ночи.

С этой поры Моисей Мурин стал еженощно обходить кельи братии и, собрав, выставленные возле дверей сосуды-водоносы, отправляться с ними к источнику, находившемуся на изрядном расстоянии. Это был тяжёлый труд. Все ночи напролёт Моисей, согнувшись под тяжестью своей ноши, таскал воду, творя при этом молитву.

Победа над кознями дьявола

Вот этого враг рода человеческого уже не смог перенести. Посрамлённый, он навсегда отступил от праведника. Уходя в полном бессилии, бес нанёс ему в спину удар неким древом, подвернувшимся под руку. Не сумев заполучить душу инока, он выместил злобу на его плоти, которая к тому же всегда предательски потворствовала греху.

Житие святого Моисея Мурина сохранило для нас описание и его последней встречи со старцем Исидором. Она произошла вскоре после того, как святой инок избавился, наконец, от бесовских наваждений. Искушённый в бранях с духами тьмы, отец Исидор поведал ему, что сия напасть была попущена Богом исключительно для того, чтобы Моисей, встав на путь монашеского служения, не возгордился скорыми успехами и не возомнил себя праведником, но во всём уповал лишь на помощь Всевышнего.

Кончина святого праведника

Много после этого добрых и богоугодных дел совершил преподобный Моисей Мурин. Не раз являл он братии пример смирения и кротости, сочетая это с мудростью, обретённой в чтении Святого Писания. Но дни его земной жизни неуклонно шли к своему завершению.

Однажды, уже будучи настоятелем обители, он собрал вокруг себя братию и поведал, что предвидит в скором времени нападение на них шайки разбойников. По опыту зная, сколь безжалостны эти люди, он повелел монахам собрать всё необходимое в дорогу и покинуть монастырь.

Однако, когда всё было готово и братия уже стояла у ворот, он отказался следовать за ними, сославшись на то, что на нём должны исполниться слова Иисуса Христа: «Все, взявшие меч, от меча и погибнут». Он свою юность провёл с мечом в руках, и пришло время поплатиться за это. В скором времени ворвавшимися в монастырь разбойниками он был убит.

Всехристианское почитание святого Моисея Мурина

Так в возрасте семидесяти пяти лет завершил свою земную жизнь преподобный Моисей Мурин, икона которого являет нам образ убелённого сединами чернокожего старца, держащего в руках свиток - символ мудрости.

Несмотря на то что он считается святым эфиопской церкви, почитание его распространилось по всему христианскому миру, а память отмечается 28 августа по юлианскому календарю. В наших церквях молитва преподобному Моисею Мурину возносится 10 сентября в соответствии с григорианским летоисчислением. Накануне этого дня читается составленный в его честь акафист.

Молитва Моисею Мурину от пьянства

Верующим людям известно, что Господь даёт Своим угодникам особую благодать помогать в том, в чём они сами преуспели во дни земной жизни. Из всего, что составило сюжет нашего рассказа, видно, что на протяжении многих лет главные усилия святого Моисея были направлены на обуздание страстей, которыми его пытался опутать враг рода человеческого, и в этом он стяжал славу.

Следовательно, в борьбе со страстями он может оказать помощь всем обращающимся к нему в своих молитвах. И дело не в том, о какой из них идёт речь. Так уж сложилось, что в России для искушения людей лукавый выбрал пьянство. Это не значит, что остальные грехи нам чужды, но этот как-то особенно укоренился.

Не находя в себе достаточных сил для борьбы с недугом, многие из тех, кто ему подвержен, но желают избавиться, прибегают к помощи Небесных Заступников. Именно в этом случае молитва Моисею Мурину от пьянства бывает необыкновенно эффективна. Важно только, чтобы произносилась она со упованием на милость Божью, и искренним было желание излечиться.

Это же в полной мере относится и к прочим возносимым нами молитвам. Они бывают услышаны лишь в том случае, если молящийся отвергает от себя малейшую тень сомнения в возможности исполнения просимого. Господь сказал: «По вере вашей будет вам», поэтому именно сила веры делает наши обращения к святым благодатными, и молитва Моисею Мурину - не исключение.