Признаки сказки пузырь соломинка и лапоть. Из личного опыта:морфологический анализ сказки "пузырь, соломинка и лапоть" (элемент технологии триз)

Цель: составление сказки на основе народной сказки "Пузырь, Соломинка и Лапоть"

Задачи: знакомство со сказкой;

закреплять умение работать с ножницами;

Совершенствовать общую и мелкую моторику детей;

развивать слуховую и зрительную память детей;

1. Знакомство со сказкой:

"Жили - были Пузырь, Соломинка и Лапоть; пошли они в лес дрова рубить, дошли до реки и не знают: как через реку перейти? Лапоть говорит Пузырю:

Пузырь, давай на тебе переплывем?

Нет, Лапоть, пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней.

Соломинка перетянулась; Лапоть пошёл по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а Пузырь хохотал, хохотал.... Да и лопнул....."

2. Работа с вопросами по сказке:

Кто пошёл в лес?

Можно ли их назвать друзьями? Почему?

Как вы думаете, зачем друзьям дрова?

Какую преграду встретили перед собой друзья?

Если бы твои друзья попали в беду, вы бы стали смеяться над ними?

Как бы ты посоветовал друзьям перебраться через реку?

3. Физкультминутка:

Для проведения игры "Мыльный пузырь" нужно сделать с детьми круг со словами:

"Раздувайся, раздувайся мыльный пузырь,

Раздувайся большой, пребольшой,

Да смотри, не лопни!"

При этом дети расходятся как можно шире, образуя большой круг. Затем дети останавливаются и произносят длительно звук [c]. После дети сходятся к центру со словами:

"Пузырь лопнул -

А ведь был какой большой"

Подойдя к центру круга, дети останавливаются и длительно произносят звук [ ш ], как будто из пузыря выходит воздух.

4 Аппликация "Пузырь, Соломинка и Лапоть":

Дети вырезают из цветной бумаги героев сказки - пузырь, соломинку и лапоть. Затем приклеивают на цветной картон героев сказки с помощью кисточки, клея ПВА. Во время аппликации проговаривается сказка. По завершению аппликации детям загадаем загадки:

"Мылу на замену

Взбили пышно пену

Как подули -

Посмотри......

Полетели..... (пузыри)"

"Летом в полюшке росла -

Колос к солнышку несла.

А как только пожелтела,

Ей нашлось другое дело. (солома)"

"У любого ты спроси:

Что носили на Руси?

Из коры плели галошки,

Обували их на ножки.(лапти)"

5. Работа по "дорожке":

На так называемой "дорожке" изображены сюжеты сказки, НО БЕЗ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ. Главные герои изображаются отдельно. Дети рассказывают сказку по сюжетам, от начала сказки до конца, проговаривая слова за главных героев. Для того чтобы понять, на сколько дети знают содержание сказки, "дорожка" может сломаться и дети рассказывают сказку с найденного элемента.После того как все сюжеты восстановлены "дорожка" собирается правильно.

6. Составление сказки:

Мы с детьми решили придумать свою сказку и назвали её так "Пузырь, соломинка, лапоть и их друзья". Вот что у нас получилось: "Пузырь, Лапоть и Соломинка захотели пойти в лес. Лапоть предложил поиграть, и товарищи начали играть в баскетбол. После игры, Лапоть сказал: "Давайте пойдем в гости к веточкам?" Товарищи поддержали его. Потом Товарищи пошли в гости к Пузырю. Пузырь показал своим гостям новую игру "Шашки". Друзья захотели подышать свежим воздухом и пошли гулять. На прогулке друзья снова играли в баскетбол и их мяч упал в реку. Друзья решили не унывать и построили качели. Потом они построили огромную детскую площадку. Но друзья не забыли про мяч, и достали его из речки. На тропинке они увидели лошадку и решили её покормить. После этого товарищи пошли на речку, ловить рыбку. Они поймали большую рыбку и случайно упали в речку. Соломинка и Лапоть выбрались из воды, а Пузырь лопнул, когда упал в речку."

В последующей беседе мы с детьми сделали вывод, что надо быть внимательными, и не играть возле воды без взрослых.

Безгранична мудрость народа, как и его творческое начало. Порой в нескольких строках русских народных сказок скрывается целый мир, множество смысловых пластов – и, за компанию, интересная история.

Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», которую взрослые и дети могут прочитать ниже удобным для всех крупным шрифтом, до смешного короткая – полстранички, или того меньше. Интересно, что для бытовой сказки, в отличие от волшебной или от истории о животных, где обязательно присутствует элемент квеста (герои куда-то отправляются, выполняют какие-то задания, добывают волшебные предметы, спасают красивых девушек, побеждают чудовищ) это не редкость.

Зачин в сказке обозначен очень коротко, почти номинально (просто потому, что он по жанру должен быть). Первое предложение представляет читателю героев истории: жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть. А потом говорится, что однажды они решили пойти в лес нарубить дров. Сразу напрашивается вывод, что под такими несколько абстрактными персонажами сказитель подразумевал реальных людей, и, быть может, даже был знаком с прототипами.

Итак, герои книги отправились в лес по важному делу – рубить дрова для обогрева жилища (в деревнях традиционные русские печки только на дровах и работали). По дороге компания встречает препятствие – реку. Ее нужно как-то переплыть. Стандартная по сути ситуация: начиная любое дело, несколько компаньонов обговаривают, как именно они будут преодолевать трудности, какие их особенности помогут успешно завершить работу.

Вот и Пузырь, Соломинка и Лапоть стали думать-кумекать, как же переплыть реку. Моста поблизости, видимо, не было. Лапоть – простой, рисковый мужик без особенных претензий, но с деловой жилкой – предложил Пузырю перевезти их с Соломинкой через водную преграду. Пузырь отказался – наверное, из важности, да еще и надулся при этом от обиды.

После Пузырь выдвинул предложение: Соломинка должна протянуться от одного берега до другого, чтобы по ней можно было перейти. План был, откровенно говоря, никудышный: Соломинка длинная, но хрупкая, она изначально могла не выдержать нагрузки. Странно, почему сама Соломинка не сказала ни слова против. Наверное, решила снести на себе все тяготы, как до сих пор делают большинство русских женщин.

На том и порешили герои текста. И зря. Соломинка протянулась с одного берега на другой, Лапоть пошагал по ней – и сломал. В результате оба упали в воду. А Пузырь, вместо того, чтобы попытаться помочь друзьям (или, на худой конец, компаньонам, товарищам) стал хохотать. Смеялся он, смеялся, да так перенапрягся, что взял – и лопнул.

Читайте русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть» бесплатно онлайн и без регистрации на нашем сайте.

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку. Лапоть говорит пузырю:

– Пузырь, давай на тебе переплывем!
– Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега не берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась.

Лапоть упал в воду. А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

Чему учит сказка пузырь соломинка и лапоть?

Эта маленькая сказка очень поучительная и учит детей еще с детства понимать цену дружбы. Что в трудную минуту всегда нужно прийти на помощь тому, кто в ней нуждается, подставить своему товарищу плечо.

Здесь же все произошло совсем наоборот – когда путь Пузырю, Соломинке и Лаптю, идущими в лес дрова рубить, преградила река, эта первая трудность показала, что они не по дружески относятся и не помогают к друг другу.

Если бы Лапоть перевез Соломинку и Пузыря на другой берег, то ничего бы и не случилось с ними. А так и закончилась быстро эта сказка, потому, что Лапоть упал в воду, добрая Соломинка переломилась, а глупый Пузырь лопнул.

Так и случается с такими, кто не ценит настоящей дружбы. Разве настоящие друзья так поступают?

Елена Марченко

Чтение художественной литературы

Вторая младшая группа

Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Задачи : учить слушать и пересказывать русскую народную сказку, передавать

диалог персонажей; развивать воображение; воспитывать любовь к

устному народному творчеству.

Материал : ноутбук с записью мультфильма, мыльные пузыри, иллюстрации

соломы и изделия из соломы, лапти, атрибуты к сказке.

Литература : Развитие речи детей 3-5 лет. О. С. Ушакова

Образовательная деятельность

Воспитатель рассказывает детям сказку «Пузырь, соломинка и лапоть».

Вопросы по содержанию сказки:

Про кого эта сказка?

Что предложил лапоть пузырю?

Что ответил пузырь?

Как они переправились на другой берег, что придумали?

Что случилось с пузырем?

Затем воспитатель рассказывает детям вначале о пузыре, соломе и лаптях. Показывает изделия их соломы, лапти и пускает мыльные пузыри.

Солома – это сухие стебли зерновых культур. Солому зерновых культур используют в кормлении, в основном крупного рогатого скота, ее используют также на подстилку сельскохозяйственным животным. Из соломы производятся соломенные шляпы, игрушки, куклы, корзинки. (показ соломенных изделий).

Пузырь – наполненная каким-либо газом область (обычно округлой формы). Они бывают разными: это и мыльные пузыри, пузыри в металле и стекле, на пузырях учатся плавать… (воспитатель пускает мыльные пузыри)

Лапти – знаменитый вид обуви. Одним из самых распространенных видов обуви на Руси были лапти. Изготавливали их практически из любого материала. Любой крестьянин мог делать лапти для себя и своей семьи. Плюсы их очевидны- она «дышат», не натирают ноги, в них нельзя набить мозоли. Сейчас лапти можно встретить только в сувенирных лавках. Настоящих мастеров практически не осталось. (показ лаптей).

Воспитатель предлагает детям примерять изделия из соломы, надуть пузырь, обуть лапти.

Затем воспитатель показывает сказку и предлагает детям сыграть ее.


Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Пересказ сказки "Пузырь, соломинка и лапоть" Задачи: - учить детей подбирать.

Конспект НОД во второй младшей группе по русской народной сказке «Курочка Ряба» Коммуникация. Художественная литература. Цель: способствовать формированию коммуникативных навыков через ознакомление с устным народным.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пузырь, соломинка и лапоть» Программные задачи: связная речь: учить пересказывать короткую сказку, выразитель-но передавать диалог персонажей, словарь и грамматика:.

Задачи: Побуждать проговаривать слова в песенке колобка. Учить детей участвовать в инсценировке сказки, передавать характерные черты героев.

Проект «Пузырь, соломинка и лапоть» Характеристика проекта Название проекта: «Пузырь, соломинка и лапоть» Тип проекта: игровой Участники проекта: воспитатели второй группы.