Психотерапия ее виды. Методы психотерапии с детьми

Психотерапия – научное направление психологической практики. Цель психотерапии – помочь пациенту осознать причины личностных проблем, найти ресурсы для их решения. Достичь этой цели можно разными методиками, существует несколько школ психотерапии. Предлагаю рассмотреть наиболее популярные учения: психоанализ, системную семейную психологию, нейролингвистическое программирование, когнитивно-поведенческую психотерапию, гештальт-терапию.

Самый древний, первый вид психотерапии. Его базу заложил З. Фрейд в 1895 году. К нашему времени концепция претерпела некоторые изменения, но по-прежнему осталась ведущим направлением в теории и практике психотерапии. стал фундаментом всех остальных учений.

Суть психоанализа:

  • Основа направления – метод свободных ассоциаций. Основное правило психоанализа гласит: расскажи психотерапевту обо всех своих мыслях, чувствах, воспоминаниях, фантазиях, возникающих во время сеанса.
  • Специалист в свою очередь интерпретирует , чувства пациента относительно этих образов и препятствия на пути ассоциативного потока. Особое внимание Фрейд уделял интерпретации снов клиентов.
  • Предположения о связи у клиента бессознательного и сознательного психотерапевт проговаривает вслух.

Для того и нужны сеансы психотерапии, чтобы вытащить вытесненные события из подсознания. Однако Фрейд выделял не только сознательное, подсознательное, но и предсознательное. В этой области находятся забытые, но еще не вытесненные воспоминания. Вернуть их на уровень сознания можно самостоятельно, без помощи аналитика.

Трудности психоанализа:

  • Сопротивление со стороны бессознательного, препятствующее лечению, выявлению проблем.
  • Реакция переноса на психоаналитика со стороны клиента. Происходит перенос на специалиста психических и поведенческих реакций клиента, направленных на людей из бессознательного. Например, злость на родителей или мужа превращается в злость и агрессию в отношении психоаналитика.
  • Реакция контрпереноса, то есть перенос из бессознательного специалиста и ответная реакция на перенос клиента.

Метод психоанализа используется для лечения . Причина невроза – внутреннее противоречие морали, этики и интеллекта индивида. Психоаналитик должен помочь найти этот конфликт и разрешить его.

Во время переноса клиент наделяет специалиста качествами то одной стороны, то другой. Интерпретация переноса позволяет оценить проблему в режиме «здесь и сейчас». Причина конфликта становится очевидна как специалисту, так и клиенту.

Системная семейная психотерапия

Психотерапия - это система лечебных воздействий на психическую сферу и весь организм пациента, его поведенческие реакции. В узко медицинском смысле психотерапия является одним из методов лечения наряду с физиотерапией, рефлексотерапией, лечебной физкультурой. В более широком смысле это понятие включает в себя коррекцию поведенческих реакций пациента, организацию его труда и быта, имеющие целью профилактику воздействия на человека психотравмирующих факторов. В этом случае психотерапия неразрывно связана с понятиями психогигиены и психопрофилактики.

Специфика такой терапии заключается в том, что результат достигается при помощи информационных и эмоциональных факторов воздействия на личность человека.

    Показать всё

    Виды психотерапевтических техник

    Как и любая терапевтическая методика, психотерапия имеет разновидности и модификации, каждая из которых применяется в строго определенных случаях, преследует конкретную цель.

    Психотерапевтическое вмешательство

    Синонимом названия этого метода является психотерапевтическая интервенция.

    В различных контекстах термин “психотерапевтическое вмешательство”, имеющее характер техник, обозначает либо общую стратегию поведения и тактики психотерапевта либо отдельный психотерапевтический прием, используемый при работе с пациентом, например:

    • конфронтация;
    • разъяснение;
    • уточнение;
    • стимуляция;
    • интерпретация;
    • научение;
    • тренинг;
    • советы.

    Группа приемов, называемых психотерапевтической интервенцией, гетерогенна и состоит из трех основных направлений: психоаналитическое, поведенческое и опытное (гуманистическое). Каждое имеет собственную концепцию болезни и здоровья, определенные терапевтические цели, а также плоскость и объем вмешательства и соответствующие средства и приемы.

    Клинико-психологическое вмешательство

    Данный метод касается сфер профилактики, лечения, реабилитации и развития.

    Клинико-психологическое вмешательство состоит из комплекса средств, среди которых психотерапевт выбирает наиболее действенные. Они могут быть вербальными и невербальными. В большей степени эти средства ориентированы в сторону когнитивных аспектов либо на эмоциональную сферу.

    Наиболее типичными психологическими средствами в рамках этого метода являются: тренинг (упражнения), беседа или межличностные отношения, влияющие на пациента. Задачи клинико-психологической интервенции: профилактика, лечение, реабилитация и развитие, например:

    • искоренение страха публичных выступлений;
    • тренировка памяти и внимания;
    • тренировка определенных коммуникативных навыков; и т. д.

    Психологическое консультирование

    Традиционно используется несколько подходов к психологическому консультированию:

    • Проблемно-ориентированное направление, задача которого - фокусироваться на анализе внешних причин проблемы и пути их разрешения.
    • Личностно-ориентированное консультирование - анализ индивидуальных личностных причин возникновения конфликтов и других проблемных ситуаций, а также поиск пути профилактики их появления в будущем.
    • Консультирование, направленное на установление наличия ресурсов для решения проблемы.

    Условия эффективного использования психотерапевтических методик

    Позитивное влияние психотерапии обусловлено не только наличием у специалиста академических знаний. Достижение положительного эффекта возможно при определенных условиях.

    В таблице представлены предпосылки успешного применения психотерапевтических техник:

    Предпосылки эффективности приемов психотерапии

    Примечание

    Позитивное ожидание обеих сторон - психотерапевта и пациента

    Установлено, что эффективность лечения находится в зависимости от ожидания пациентом положительного результата

    Установление прочного и надежного терапевтического альянса

    Продуктивная работа с психотерапевтом основывается на взаимном доверии, уважении, а также искреннем интересе специалиста к человеку, обратившемуся за помощью, и понимании проблемы пациента

    Хоторнский эффект

    Выявлена закономерность: особо активное внимание психотерапевта к пациенту и его проблемам влечет за собой улучшение состояния обратившегося за помощью человека

    Возможность раскрепощения эмоций и уменьшения эмоционального напряжения в ходе сеанса психотерапии

    Пациент приобретает возможность подробно обсудить свою проблему с человеком, от которого он ожидает помощи

    Когнитивное научение

    Интерпретации и объяснения психотерапевта дают пациенту основу для понимания причин возникновения его проблем. Это условие способствует и нахождению путей разрешения проблемы

    Суггестия (скрытая и явная)

    Внушение - это фактор, присутствующий в любой из разновидностей психотерапии

    Идентификация

    Основы идентификации - в бессознательном желании воспринимать психотерапевта как объект для подражания. Поэтому пациент постепенно перенимает некоторые ценности специалиста и его поведенческие реакции

    Оперантное обусловливание

    Это разновидность развития условно-рефлекторных связей при помощи демонстрации психотерапевтом своего одобрения или неодобрения, поощрения или осуждения различных форм поведения и эмоциональных реакций пациента. Демонстрация бывает как явная, так и скрытая

    Корректирующий эмоциональный опыт

    Специалист смотрит на проблемы пациента реалистичнее и объективнее, а зачастую и более эмпатично, нежели окружение пациента

    Приобретение новых поведенческих реакций (более адаптивных) и закрепление их для применения в реальной жизни

    Для отработки способов реагирования используются своеобразные тренировки, репетиции и домашние задания

    Десенсибилизация (снижение чувствительности) по отношению к травмирующим обстоятельствам

    Десенсибилизирующий эффект достигается путем многократного обращения к пережитым событиям, которые травмировали пациента. В результате острота негативных эмоций, связанных с отрицательным опытом, постепенно угасает

    Показания к психотерапии

    Применение психотерапевтических установок помогает при комплексном лечении следующих патологических состояний:

    • склонности к паническим атакам;
    • алкоголизма;
    • ожирения;
    • некоторых разновидностей депрессии.

    Необходимость и адекватность психотерапевтического воздействия определяется степенью связи нарушения и ситуации с личностью пациента.

    Методы и подходы

    Современная психотерапевтическая практика использует ряд методов и подходов психокоррекции, начиная с классических:

    • рациональная терапия;
    • поведенческая терапия;
    • классический транзактный анализ.

    Примерами наиболее современных, новаторских методик служат:

    • семейная психотерапия;
    • интегративный транзактный анализ.

    Классификация психотерапевтических техник:

    • интегративный транзактный анализ;
    • приемы классического гипноза;
    • клиент-центрированная терапия по К. Роджерсу;
    • рациональная психотерапия;
    • психотерапия, имеющая когнитивно-поведенческое направление;
    • использование сократической техники диалога;
    • гештальт-терапия;
    • дыхательные техники медитативного направления.

    Все многообразие психотерапевтических техник успешно применяется в рамках различных подходов в психотерапии. Так, личностный подход подразумевает восприятие обратившегося за помощью человека как единой целостной личности с учетом всех ее особенностей и имеет три основных направления:

    • изучение личности клиента, ее специфики, развития и возникновения нарушений с целью оптимизации психотерапевтических воздействий;
    • учет особенностей личности при использовании любых психотерапевтических техник;
    • ориентирование психотерапевтического воздействия на изменение личности.

    Индивидуальный подход похож на личностный, но может иметь более ограниченные рамки, например, когда необходимо учесть только отдельные личностные или соматические особенности пациента.

    Бихевиоральный (поведенческий) подход заключается в коррекции нежелательных поведенческих стереотипов. Специалист детально анализирует поведенческие реакции пациента, затем анализируются факторы, запускающие нежелательный симптом. После этого совместно с пациентом составляется пошаговый план действий по изменению или ликвидации данных факторов и закреплению измененного образа поведения. Подход явно директивен.

    Когнитивный - опирается на представление, что механизмы возникновения проблем и образования симптомов обусловлены мыслительной деятельностью пациента, внутренней организацией психических процессов. Задача психотерапевта - изменение ответа на внешние обстоятельства путем перепрограммирования мышления.

    Классификация психотерапии

    В зависимости от принципа классификации выделяют следующие виды психотерапии:

    Психотерапия Фрейда

    Зигмунд Фрейд является разработчиком принципов психотерапевтического вмешательства. Ему же принадлежит разработка метода свободных ассоциаций и определение основных механизмов многих эмоциональных расстройств, в том числе психоневрозов. В русле психоанализа Фрейда существует 4 основополагающих принципа подхода:

    1. 1. Динамический - объясняющий все психические процессы с точки зрения взаимодействия и столкновения психологических сил. Эти процессы могут усиливать и подавлять, противодействовать друг другу или создавать компромиссное образование. В то же время они имеют определенную направленность. Наиболее мощно на психическую динамику влияют инстинктивные влечения.
    2. 2. Экономический принцип. Его основой стал количественный аспект ньютоновской механики. Фрейд часто подчеркивал значимость сохранения энергии в психологических процессах и приписывал выражениям инстинктивных влечений заряды определенного количества энергии.
    3. 3. Топографический (структурный) принцип. В работах Фрейда эго и суперэго приобретают ньютоновские параметры реальных объектов: протяженность, вес, движение и местоположение. Они могут воздействовать друг на друга, взаимодействовать или противодействовать.
    4. 4. Генетический. Психогенетический подход в психоанализе опирается на опыт и поведенческие реакции личности с точки зрения ее индивидуального развития и опыта.

    З. Фрейду принадлежит еще одно определение в психотерапии: "ситуация ребенка". Больной приравниается к ребенку, от "выходок" которого страдают окружающие. В такой позиции отсутствует все, что кажется нормальным взрослому:

    • осознание патологии;
    • добовольное решение к терапии;
    • воля к выздоровлению.

    Психотерапия Адлера

    Система Альфреда Адлера называется индивидуальной психологией.

    Подобно психоанализу Фрейда, данная методика психокоррекции ограничивается биографическим уровнем.

    Отличие состоит в следующем: если Фрейда интересовали история происхождения неврозов и причинно-следственные связи, вызвавшие болезнь, то Адлер интересовался в большей степени результатом, к которому приведет патологический процесс, и целями, которые движут больным. По его мнению, основным принципом формирования невроза является стремление “стать совершенным человеком”.

    Индивидуальная психология большое внимание уделяет морфологическим и(или) функциональным нарушениям различных органов. Именно они являются препятствиями в стремлении к превосходству. И они же становятся стимулами к преодолению трудностей. При благоприятном исходе наблюдается преодоление дефекта и восстановление функции; в менее удачных случаях - формирование невроза.

    Юнгианство

    Аналитическая психология Юнга утверждает, что бессознательные сферы человека всегда находятся в равновесии и сами поддерживают себя в этом состоянии. Психологические нарушения и расстройства, согласно теории, - следствие нарушения равновесия. Распознав свои комплексы (с помощью терапевта) и установив контроль над ними, пациент сможет в результате терапии избавиться от своих проблем.

    Позитивная психотерапия Пезешкиана

    Одной из важнейших черт человеческой личности, согласно определению позитивной теории Пезешкиана, являются способности, как врожденные (базовые), так и сформированные в процессе развития.

    От специалиста-психотерапевта требуется стимулирование резервов психики пациента и его способностей, а не устранение расстройств и отклонений. Позитивная психотерапия базируется на содержательной оценке конфликта и поэтапном лечении, в основе которого лежит самопомощь пациента.

Разговор с ребенком о его тревогах и проблемах иногда напоминает допрос в лагере военнопленных: имя, воинское звание, регистрационный номер – вот все, что вам удается узнать. «Жила-была девочка, похожая на тебя»

Дорис Бретт

Детская психотерапия – родителям важно знать, какой смысл вкладывают в это понятие, и в каком случае пора обращаться к психологу?

К сожалению, заботясь о физическом состоянии, обеспечивая хорошее питание или новые игрушки, многие мамы и папы забывают о такой стороне вопроса, как психическое здоровье. А ведь именно оно служит основой счастья ребенка во всей дальнейшей жизни.

Детская и семейная психология и психотерапия семьи – хорошо развитые направления современной науки, которые включают широкий спектр методов работы в самых разных ситуациях.

Психика ребенка – это сложный и многогранный мир со своими правилами и устоями. Если в этом мире царит порядок, все его части находятся в гармонии между собой, то ребенок соответствует нормам психического развития, может устанавливать дружеские связи, общаться и играть, ведет себя адекватно своему возрасту.

Если малыш вдруг становится капризным, беспокойным, подавленным, ведёт себя агрессивно или проявляет резкие изменения в поведении, этому есть веская причина, в которой обязательно нужно разобраться.

Даже детям из благополучных семей иногда требуется помощь специалиста! Переживая кризисы развития и сталкиваясь с новыми задачами, психика ребенка становится более зрелой, но чтобы взросление происходило без травм, иногда нужна поддержка.

Психология и психотерапия семьи опирается на теоретические положения, относящиеся к детской психологии и психологии личности. В частности, важную роль в терапевтическом подходе играет теория личности и периодизация развития психики.

Многие специалисты по детской психологии считают наиболее полной и реалистичной периодизацию, описанную Эриком Эриксоном. В детском и подростковом возрасте личность в своём развитии проходит следующие этапы:

  1. У детей первого года жизни закладываются понятия о доверии или недоверии. Если к крохе относятся с заботой, любовью и вниманием, он вырастает открытым. В противном случае малыш, столкнувшийся с равнодушием, проявляет застенчивость и замкнутость в будущем.
  2. Дети от 2 до 3 лет. Для описания этого периода подходит понятие самостоятельности. Этап имеет свои поведенческие и психоэмоциональные признаки. В это время малыша приучают к горшку, он получает первые уроки автономности. Если родители ругают ребенка за то, что не справился с собственными вопросами чистоплотности, у него развивается чувство стыда, порой гипертрофированное.
  3. Дети от 3 до 6 лет проходят сложный период адаптации в образовательных учреждениях. Ребенку становится сложнее, так как приходится принимать правила поведения, как дома, так и в саду. Основной принцип воспитания – это поощрение. При чрезмерном контроле ранее веселый и улыбчивый малыш становится букой, колючим ежиком. Цель психотерапевта – устранить угрожающие образы, помочь преодолеть застенчивость с помощью групповых и индивидуальных методик.
  4. Дети от 9 до 11 лет активно приспосабливаются, этап полностью зависит от предыдущего становления. Это возраст консолидации с коллективом, поиски оптимальных вариантов для новых условий. Психотерапевт учит ребенка не только контактировать с социальной средой, но и обеспечивать собственные потребности и реализацию связей.
  5. Последний период – подростковый, от 11 до 17 лет. Это время, при котором есть необходимость в расширении круга общения и контактов, в создании новых способов коммуникации и связей. Это формирование вторичных половых признаков, влияющих на процесс индивидуализации. Психотерапевт помогает устранить проблемные факторы периода – неуверенность в своей привлекательности, низкую самооценку, сложности в общении и уход от близких взаимоотношений.

Психотерапия детей подразумевает несколько методов, которые направлены на раскрытие потенциала маленького пациента, на анализ его проблем, поддержку и помощь в преодолении трудностей.

Для каждого этапа взросления характерны свои отличительные особенности в формировании психики. Терапия должна быть направлена на коррекцию кризисов для каждого отдельно взятого периода.

Когда требуется психотерапия, а когда можно помочь ребенку самостоятельно?

Многие родители имеют ощущение, что их семья (в отличие от других семей) – это оплот благополучия и удачного воспитания. Но принципы собственной непогрешимости стоит пересмотреть, хотя бы для того, чтобы дальнейшая жизнь ребенка сложилась удачно.

Ни один грамотный психолог или психотерапевт не скажет, что родители виноваты в том, что с ребенком что-то не в порядке. Пойти на терапию – это не значит расписаться в собственной никчемности, это значит – принять свою ответственность и сделать все возможное, чтобы ребенок был счастлив.

Хороший родитель – это не тот, кто никогда не ошибается, а тот, кто готов исправлять свои недочеты и становиться лучшим другом ребенку.

В большинстве случаев эмоциональные и поведенческие проблемы становятся неотъемлемой частью личности. Они не требуют коррекции, если возникают не часто или не мешают социализации и личному благополучию.

Психология и психотерапия семьи исследует возможные причины возникновения более глубоких нарушений, в их числе называют психические травмы, насилие (психологическое или физическое), генетическая предрасположенность, чрезмерные нагрузки, стресс и другие.

В тех случаях, когда ребёнок растёт в неблагоприятной обстановке, его психическое состояние нуждается в особом внимании.

Иногда ситуация оказывается неразрешимой внутри семьи, мама и папа чувствуют бессилие и несостоятельность в воспитании. Они не способны справиться с детскими страхами или помочь преодолеть депрессию.

Для таких периодов существует психологическое консультирование и психотерапия, при которой специалист привлекается к решению проблемы.

Малыши не всегда делятся с близкими людьми своими мыслями, но они будут делиться без страха – если почувствуют, что их принимают, а не ругают или обесценивают их переживания.

Некоторые изменения привычного поведения закономерно могут вызвать тревогу у родителей. Психология и психотерапия семьи предполагает возможность коррекционного воздействия в следующих ситуациях:

  • родителям не удается сохранять авторитет и сделать так, чтобы ребенок слушался;
  • истерики;
  • страхи, которые невозможно преодолеть;
  • чрезмерная стеснительность;
  • агрессивность;
  • замкнутость;
  • гиперактивность;
  • проблемы в общении с ровесниками.

Зачастую родители не могут самостоятельно решить проблемы, но и не обращаются за помощью к специалистам. От предрассудков и предубеждений во имя благополучия малыша лучше отказаться.

Психология и психотерапия семьи изучает особенности детско-родительских отношений в динамике, и грамотный специалист создает оптимальные условия для гармонии в этих отношениях.

Врачеватель детских душ не выписывает рецепт с эффективным препаратом. Он создает оптимальные условия и помогает справиться с проблемами таким образом, чтобы в итоге и малыш, и родители сами нашли наиболее верное решение.

Виды психотерапии

Психотерапия неврозов у детей и подростков требует определенных условий для проведения:

  1. Специалист должен определить проблему, наметить план действий.
  2. Цели лечения должны согласовываться не только с родителями, но и с ребенком в той форме, в которой он может это воспринять.
  3. Психотерапия семьи или одного из членов семьи влияет на каждого человека, входящего в семейную структуру. Чтобы улучшить взаимоотношения между родными, акцент делается на принятии и доброжелательных отношениях, без оценок или критики. Не только специалист, но и родственники должны стараться максимально принимать друг друга.
  4. Важные моменты в организации работы — это определенный график сеансов и атмосфера в кабинете специалиста. Чтобы малышу было комфортно, хорошо, если поблизости будут игрушки, фломастеры или карандаши для рисования, что-то, что поможет расслабиться.
  5. Объем и выбор последовательных методик зависит от состояния маленького пациента, от продолжительности и тяжести внутренних конфликтов, от готовности взаимодействовать со специалистом.
  6. Выявление факторов, которые привели к отклонениям в поведении или состоянии. Ситуации, когда после серьезного стресса дети продолжают находиться в контакте с агрессором или в той же самой обстановке возникают часто. Правильное установление источника психологической травмы способствует быстрому и значительному прогрессу в терапевтическом процессе.

Методы детской психотерапии многообразны и вариативны, но все они служат одной задаче – помочь ребенку справиться с проблемами, освободиться от страхов и переживаний, наладить отношения с близкими людьми и сверстниками.

Игровые методики

Игровая психотерапия с детьми – это одна из самых комфортных техник, помогающих малышу снять напряжение, избавиться от переживаний и агрессии. В процессе взаимодействия специалист может не только увидеть скрытые источники проблемы, но и мягко скорректировать их.

Кроме того, психотерапия в форме игры будет полезна для всей семьи, так как позволит родителям вместе со своим чадом вернуться в страну детства.

Рисунок Василисы Русаковой

Во время сеанса используются обычные игрушки, привычные для ребенка в повседневной жизни, например:

  • куклы;
  • машинки;
  • конструкторы;
  • кубики;
  • солдатики.

Но у каждой из них свое предназначение – пупсы используются для анализа ситуаций и проблем с мамой и папой.

Оружие, военные машины – для коррекции агрессии, фигурки-монстры – для преодоления страхов. Существует несколько видов игротерапии:

  1. Структурированная методика используется, если малыш часто конфликтует со сверстниками, проявляя агрессию, или наоборот, замыкается, отказывается от общения. Психотерапевт задает разные ситуации, чтобы наблюдать поведение маленького пациента, корректировать его действия в процессе. В итоге вырабатывается наиболее правильная модель поведения и умение взаимодействовать с окружающими.
  2. Освобождающая методика предназначена для устранения страхов и негативных эмоций. В процессе игры ребенку предлагается пережить пугающие ситуации в комфортной обстановке и взглянуть на них с другой стороны. Это позволяет снизить уровень напряжения, победить собственные страхи.
  3. Поведенческая методика направлена на принятие самостоятельного решения в разных житейских моментах. Здесь решаются вопросы конфликтов с родителями, уходит недопонимание.

К игровой методике относят сказкотерапию, которая формирует моральные и этические нормы, способствует развитию воображения. Добрые сказки с хорошим финалом настраивают ребенка на оптимистичный лад. При помощи высмеивания отрицательных героев разрушают дисгармонию и страхи.

Рисунок Василисы Русаковой

Коррекция в игровой форме разнообразна и результативна. У каждого специалиста имеется ряд разработок, направленных на достижение целей. Это и арттерапия, занятия с песком, лепка и рисование, и многое другое.

Семейные методики

Во многих процессах коррекции целесообразно акцент делать на взаимодействие со всеми членами семьи. Зачастую важно оценить, насколько правильно ведут себя родители, и не нужна ли помощь им.

Во многих случаях психотерапия неврозов у детей и подростков связана именно с семейной проблематикой.

Но не всегда мама, папа или другие родственники готовы принять на себя ответственность, поэтому специалисту приходится прикладывать усилия для убеждения и вовлечения взрослых в процесс лечения.

Если супруги не в состоянии наладить доверительные отношения со своим чадом, психолог помогает разрешить ситуацию различными способами.

Лучше всего, если действия всех членов семьи направлены в одно русло, то есть, они должны решать общую проблему и находить совместные выходы из создавшихся ситуаций. Общие цели объединяют родителей и малыша и дает хорошую основу для дальнейших взаимоотношений.

Методика символдрамы

Катитимно-имагинативная психотерапия у детей и подростков (КИП или символдрама) – это авторская методика профессора Лейнера, суть которой заключается в работе с бессознательными образами и состояниями.

Интересно

Сложный термин (катитимно-имагинативная) будет гораздо проще понять, если рассмотреть этиологию слов греческого языка:

  • ката – зависящий, имеющий отношение к чему-либо;
  • тимос – эмоциональная составляющая души, эмоции;
  • имаго – образ.

Значит, эта терапия работает с эмоциями и образами, которые есть у ребенка.

Среди родителей больше популярно короткое слово «символдрама», образованное от слова символ (потому что ребенок использует непрямое, символическое выражение своего состояния) и драма (потому что он рассказывает и разыгрывает сюжет в действии).

Способ весьма эффективный, но подходит не каждому, к противопоказаниям относятся:

  • компенсированная шизофрения;
  • необратимые поражения головного мозга и эпилепсия;
  • низкий интеллектуальный уровень или задержка развития;
  • недостаточная мотивация;
  • возраст ребенка до 5 лет.

Суть методики заключается в том, что пациента вводят в расслабленное состояние.

Психолог задет направленность образов, формирует ситуацию, чтобы ребенок рассказывал о своих переживаниях.

В процессе повествования специалист задает вопросы или реагирует восклицаниями, чтобы обеспечить максимально глубокое раскрытие личности и подтвердить свое участие в процессе.

Символдрама хорошо сочетается как с игровой, так и семейной методикой. Детская психотерапия многогранна и разнообразна, так что каждый родитель и каждый малыш смогут подобрать такой вариант, который понравится именно им. Чтобы помочь ребенку выпутаться из собственных проблем и страхов, в первую очередь, необходимо быть рядом и активно искать ответы на вопросы. Психотерапевт не только убеждает малыша в существующей поддержке, но и помогает родителям максимально понять детский внутренний мир. Ведь кто, как не собственные мамы и папы, могут выручить в трудной ситуации, разогнать злых монстров и вернуть добрые отношения с друзьями. А специалист – просто помогает любящим родителям позаботиться о ребенке.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

Основатель: Зигмунд Фрейд, Австрия (1856–1939)

Что это? Система методов, с помощью которых можно погружаться в бессознательное, изучать его, чтобы помочь человеку понять причину внутренних конфликтов, возникших в результате детских переживаний, и тем самым избавить его от проблем невротического характера.

Как это происходит? Главное в психотерапевтическом процессе - преобразование бессознательного в осознаваемое с помощью методов свободных ассоциаций, толкования сновидений, анализа ошибочных действий... Во время сеанса пациент лежит на кушетке, говорит все, что приходит в голову, даже то, что кажется несущественным, нелепым, тягостным, неприличным. Аналитик (сидит за кушеткой, пациент не видит его), интерпретируя скрытое значение слов, поступков, снов и фантазий, пытается распутать клубок свободных ассоциаций в поисках главной проблемы. Это долгий и строго регламентированный вид психотерапии. Психоанализ проходит 3–5 раз в неделю в течение 3–6 лет.

Об этом: З. Фрейд «Психопатология обыденной жизни»; «Введение в психоанализ» (Питер, 2005, 2004); «Антология современного психоанализа». Под ред. А. Жибо и А. Россохина (Питер, 2005).

Аналитическая психология

Основатель: Карл Юнг, Швейцария (1875–1961)

Что это? Целостный подход к психотерапии и самопознанию на основе исследования бессознательных комплексов и архетипов. Анализ освобождает жизненную энергию человека из-под власти комплексов, направляет ее на преодоление психологических проблем и развитие личности.

Как это происходит? Аналитик обсуждает с пациентом его переживания на языке образов, символов и метафор. Используются методы активного воображения, свободного ассоциирования и рисования, аналитической песочной психотерапии. Встречи проходят 1–3 раза в неделю в течение 1–3 лет.

Об этом: К. Юнг «Воспоминания, сновидения, размышления» (Air Land, 1994); «Кембриджское руководство по аналитической психологии» (Добросвет, 2000).

Психодрама

Основатель: Якоб Морено, Румыния (1889–1974)

Что это? Исследование жизненных ситуаций и конфликтов в действии, с помощью актерских приемов. Цель психодрамы - научить человека решать личные проблемы, проигрывая свои фантазии, конфликты и страхи.

Как это происходит? В безопасной терапевтической обстановке с помощью психотерапевта и других участников группы разыгрываются значимые ситуации из жизни человека. Ролевая игра позволяет прочувствовать эмоции, противостоять глубинным конфликтам, совершить действия, которые невозможны в реальной жизни. Исторически психодрама - первая форма групповой психотерапии. Продолжительность - от одной сессии до 2–3 лет еженедельных встреч. Оптимальная продолжительность одной встречи - 2,5 часа.

Об этом: «Психодрама: вдохновение и техника». Под ред. П. Холмса и М. Карп (Класс, 2000); П. Келлерман «Психодрама крупным планом. Анализ терапевтических механизмов» (Класс, 1998).

Гештальт-терапия

Основатель: Фриц Перлз, Германия (1893–1970)

Что это? Исследование человека как целостной системы, его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений. Гештальт-терапия помогает обрести целостное представление о себе (гештальт) и начать жить не в мире прошлого и фантазий, а «здесь и теперь».

Как это происходит? При поддержке терапевта клиент работает с тем, что переживает и чувствует сейчас. Выполняя упражнения, он проживает свои внутренние конфликты, анализирует эмоции и физические ощущения, учится осознавать «язык тела», интонации своего голоса и даже движения рук и глаз... В результате он достигает осознания собственного «Я», учится нести ответственность за свои чувства и поступки. Методика сочетает элементы психоаналитического (перевод в сознание неосознаваемых чувств) и гуманистического подхода (акцент на «согласии с собой»). Продолжительность терапии - не менее 6 месяцев еженедельных встреч.

Об этом: Ф. Перлз «Практика гештальт-терапии», «Эго, голод и агрессия» (ИОИ, 1993, Смысл, 2005); С. Гингер «Гештальт: искусство контакта» (Пер Сэ, 2002).

Экзистенциальный анализ

Основатели: Людвиг Бинсвангер, Швейцария (1881–1966), Виктор Франкл, Австрия (1905–1997), Альфрид Лэнгле, Австрия (р. 1951)

Что это? Психотерапевтическое направление, в основе которого лежат идеи философии экзистенциализма. Ее исходное понятие - «экзистенция», или «настоящая», хорошая жизнь. Жизнь, в которой человек справляется с трудностями, реализует собственные установки, которую проживает свободно и ответственно, в которой видит смысл.

Как это происходит? Экзистенциальный терапевт не использует просто техники. Его работа - это открытый диалог с клиентом. Стиль общения, глубина обсуждаемых тем и вопросов оставляют у человека ощущение, что он понят - не только профессионально, но и по-человечески. В ходе терапии клиент учится задавать себе смысловые вопросы, обращать внимание на то, что рождает чувство согласия с собственной жизнью, какой бы непростой она ни была. Продолжительность терапии - от 3–6 консультаций до нескольких лет.

Об этом: А. Лэнгле «Жизнь, наполненная смыслом» (Генезис, 2003); В. Франкл «Человек в поисках смысла» (Прогресс, 1990); И. Ялом «Экзистенциальная психотерапия» (Класс, 1999).

Нейролингвистическое программирование (НЛП)

Основатели: Ричард Бандлер США (р. 1940), Джон Гриндер США (р. 1949)

Что это? НЛП - техника общения, направленная на изменение привычных схем взаимодействия, обретение уверенности в жизни, оптимизацию творческого потенциала.

Как это происходит? Техника НЛП работает не с содержанием, а с процессом. В ходе группового или индивидуального обучения стратегиям поведения клиент анализирует собственный опыт и пошагово моделирует эффективное общение. Занятия - от нескольких недель до 2 лет.

Семейная психотерапия

Основатели: Мара Сельвини Палаццоли, Италия (1916–1999), Мюррей Боуэн, США (1913–1990), Вирджиния Сатир, США (1916–1988), Карл Витакер, США (1912–1995)

Что это? Современная семейная психотерапия включает несколько подходов; общее для всех - работа не с одним человеком, а с семьей в целом. Поступки и намерения людей в данной терапии воспринимаются не как индивидуальные проявления, а как следствие законов и правил семейной системы.

Как это происходит? Используются разные методы, среди них генограмма - нарисованная со слов клиентов «схема» семьи, отражающая рождения, смерти, браки и разводы ее членов. В процессе ее составления часто и обнаруживается источник проблем, заставляющий членов семьи вести себя определенным образом. Обычно встречи семейного терапевта и клиентов проходят раз в неделю и длятся несколько месяцев.

Об этом: К. Витакер «Полночные размышления семейного терапевта» (Класс, 1998); М. Боуэн «Теория семейных систем» (Когито-Центр, 2005); А. Варга «Системная семейная психотерапия» (Речь, 2001).

Клиент-центрированная терапия

Основатель: Карл Роджерс, США (1902–1987)

Что это? Самая популярная в мире (после психоанализа) система психотерапевтической работы. В ее основе убеждение в том, что человек, обращаясь за помощью, способен сам определить причины и найти способ решения своих проблем - нужна лишь поддержка психотерапевта. Название метода подчеркивает: именно клиент осуществляет направляющие изменения.

Как это происходит? Терапия проходит в форме диалога, который устанавливается между клиентом и терапевтом. Самое важное в нем - эмоциональная атмосфера доверия, уважения и неоценивающего понимания. Она позволяет клиенту чувствовать, что его воспринимают таким, какой он есть; он может говорить обо всем, не опасаясь осуждения или неодобрения. Учитывая, что человек сам определяет, достиг ли он желаемых целей, терапию в любой момент можно прекратить или принять решение о ее продолжении. Позитивные изменения возникают уже на первых сеансах, более глубокие возможны после 10–15 встреч.

Об этом: К. Роджерс «Клиент-центрированная психотерапия. Теория, современная практика и применение» (Эксмо-пресс, 2002).

Эриксоновский гипноз

Основатель: Милтон Эриксон, США (1901–1980)

Что это? Эриксоновский гипноз использует способность человека к непроизвольному гипнотическому трансу - состоянию психики, в котором она наиболее открыта и готова к позитивным изменениям. Это «мягкий», недирективный гипноз, при котором человек остается в бодрствующем состоянии.

Как это происходит? Психотерапевт не прибегает к прямому внушению, а использует метафоры, притчи, сказки - и бессознательное само находит дорогу к правильному решению. Эффект может наступить после первого сеанса, иногда требуется несколько месяцев работы.

Об этом: М. Эриксон, Э. Росси «Человек из февраля» (Класс,1995).

Транзактный анализ

Основатель: Эрик Берн, Канада (1910–1970)

Что это? Психотерапевтическое направление, в основе которого лежит теория о трех состояниях нашего «Я» - детском, взрослом и родительском, а также влиянии бессознательно выбираемого человеком состояния на взаимодействие с другими людьми. Цель терапии в том, чтобы клиент осознал принципы своего поведения и взял его под свой взрослый контроль.

Как это происходит? Терапевт помогает определить, какая ипостась нашего «Я» задействована в конкретной ситуации, а также понять, каков вообще бессознательный сценарий нашей жизни. В результате этой работы меняются стереотипы поведения. В терапии используются элементы психодрамы, ролевой игры, семейного моделирования. Этот вид терапии эффективен в групповой работе; ее длительность зависит от желания клиента.

Об этом: Э. Берн «Игры, в которые играют люди...», «Что вы говорите после того, как сказали «привет» (ФАИР, 2001; Рипол классик, 2004).

Телесно-ориентированная терапия

Основатели: Вильгельм Райх, Австрия (1897–1957); Александр Лоуэн, США (р. 1910)

Что это? Метод основан на применении особых физических упражнений в сочетании с психологическим анализом телесных ощущений и эмоциональных реакций человека. В его основе положение В. Райха о том, что все травмирующие переживания прошлого остаются в нашем теле в виде «мышечных зажимов».

Как это происходит? Проблемы пациентов рассматриваются в связи с особенностями функционирования их тела. Задача человека, выполняющего упражнения, - понять свое тело, осознать телесные проявления своих потребностей, желаний, чувств. Познание и работа тела меняют жизненные установки, дают ощущение полноты жизни. Занятия проходят индивидуально и в группе.

Об этом: А. Лоуэн «Физическая динамика структуры характера» (ПАНИ, 1996); М. Сандомирский «Психосоматика и телесная психотерапия» (Класс, 2005).

Существуют три основополагающих вида психотерапии.

Игровая психотерапия. Из схемы следует, что игровая психотерапия содержит как рациональные (правила игры), так и суггестивные (поощрение, выделение, закрепление успехов) условия ее успешности.

Рациональная психотерапия - это психологический анализ состояния больного, поиск причин невротиза-ции, разъяснение, диалог, убеждение. У детей дошкольного возраста ввиду недостаточно развитого самоконтроля она проводится в элементарном виде, в отличие от развернутой психологической системы при работе родителей.

Суггестивная психотерапия состоит в использовании внушения и гипноза, а также различных способов саморегуляции. Внушение в прямом и опосредованном (косвенном) виде применимо с первых лет жизни ребенка. Гипнотерапия в классическом варианте - естественный метод восстановления тонуса организма, в том числе биоритма сна, начиная со школьного возраста. Как правило, гипнотерапия не используется в виде отдельного, тем более замещающего, способа лечения неврозов, поскольку рассчитана на укрепление скорее физической, а не психической сферы организма. Более целесообразным является проведение гипнотерапии параллельно с другими видами психотерапии или вслед за ними после решения психологических проблем, включая страхи, затруднения в самоконтроле и общении.

Третий базисный вид психотерапии - игровая психотерапия. Если для взрослых она не считается основной (исключая психодраму), то для детей является приоритетной. Но невропатолог в поликлинике, психиатр в диспансере и психотерапевт в тех же учреждениях часто не имеют возможности из-за отсутствия времени и места заниматься игрой в лечебных целях. Требуется и серьезная подготовка в этой области, включая предварительные знания о психологии возрастного развития, неврологии и патохарактерологии, не говоря уже о знании самой психотерапии. Вот почему, несмотря на практическую эффективность игровой психотерапии, она применяется не так широко, как хотелось бы, и практи-

куется в основном неоправданное назначение психотропных и стимулирующих препаратов. Добавим, что при обращении к нам родителей детей с неврозами среднее число психотропных препаратов достигало четырех (!) на одного и без того очень соматически здорового и аллергически чувствительного ребенка. Уже давно высказывалось мнение, что психотропные препараты не лечат неврозы, а только загоняют их внутрь, и «откопать» их у взрослых представляется трудной, если не недостижимой задачей. Игра же является наиболее «экологически чистым», если можно так выразиться, видом психотерапии, и чем больше внимания к ней будет проявлено со стороны специалистов и родителей, тем меньшим будет количество неврозов, а следовательно, сократится длительность их хронического течения. Следует задуматься над средней продолжительностью невротического заболевания у детей: она составляет 3 года и 4 месяца с момента обращения. Всем этим детям не было оказано надлежащей и, что не менее важно, своевременной психологической, тем более психотерапевтической, помощи. Зато в избытке назначались транквилизаторы, практиковалось «лечение» у экстрасенсов, средствами так называемой народной медицины. Несомненно, длительность невроза была бы еще большей, если бы не проводился разработанный нами комплекс психотерапии, благодаря которому удавалось добиться ослабления или прекращения невротических проявлений. Мы предлагаем при необходимости обращаться к нам повторно, но при проведении игровой психотерапии «lege artis» (no всем правилам искусства) количество таких обращений составляло 0,5% от общего числа леченных нами детей. Эта цифра показывает, насколько эффективна игровая психотерапия как один из методов разработанного нами комплекса патогенетической (исходя из принципов В. Н. Мясищева) психотерапии неврозов у детей.

По форме проведения психотерапия разделяется на индивидуальную, групповую и семейную.

Индивидуальная психотерапия основывается на клинической помощи ребенку с целью улучшения его самочувствия и преодоления собственных затруднений посредством вовлечения в деятельность, где он может раскрыть себя и выработать соответствующие возрасту способы психологической защиты.

В групповой психотерапии срабатывает эффект группы - подражания при совместном успешном проигрывании конкретных стрессовых ситуаций.

Ребенок учится адекватно воспринимать намерения взаимодействующих с ним лиц, защищать себя и строить более гибкую систему взаимоотношений.

В семейной психотерапии основное внимание уделяется налаживанию отношений родителей с детьми и родителей между собой в процессе совместной игровой психотерапии.

Уточним понятия индивидуальной, групповой и семейной психотерапии за счет ее семейных психологических вариантов. Можно сказать и так, что они существуют самостоятельно, предшествуют психотерапии, совмещаются с ней или являются логическим продолжением и завершением *.

* Авторский вариант классификации. Социальная педагогика - сравнительно новая дисциплина. Ее задачи состоят в организации педагогического процесса с учетом психологических и социальных условий жизни детей и помощи семье в решении проблем в отношениях с детьми. Здесь необходимо знание социальной и юридической психологии, возрастной психологии и психотерапии.

Медицинская педагогика - воспитание и обучение детей с психической и физической патологией путем подбора индивидуальных и наиболее результативных методик.

Педагогическая коррекция - исправление отклонений в воспитании детей, обучение родителей более адекватным способам семейных отношений, восстановление нарушенных социальных навыков и приемлемого отношения как со сверстниками, так и в семье.

Медицинская педагогика - сравнительно редко употребляемый в настоящее время термин. Подразумевает использование педагогических занятий с целью улучшения состояния больных с различной патологией и их личностного роста.

Психологический тренинг - наиболее востребованный в настоящее время метод. Как явствует из названия, это тренировка посредством программируемых систем обучения, направленная на совершенствование тех или иных навыков, реакций, отношений и самоконтроля. Основывается не на коррекции, а на развитии перспективных, нередко пропущенных или нарушенных возможностей.

Психологическая реабилитация - закрепление достигнутого и помощь в обеспечении более приемлемых условий жизни.

Приведенная нами классификация методов педагогического и психологического влияния подтверждает актуальность их использования до и после психотерапии в качестве адаптивного способа вхождения в нормальную жизнь и налаживания приемлемых межличностных

отношений. При этом надо помнить о целесообразности проведения психологического тренинга только после психотерапии, а не наоборот, если мы лечим невротические расстройства личности, а не просто решаем психологические проблемы. В связи с этим отмечено много случаев, когда психологи, особенно молодые, начинают «починку» личности с помощью разнообразных методик гештальтпсихотерапии, позитивных и экзистенциональ-ных подходов, нейролингвистического программирования и других методов, о которых они услышали на лекциях и семинарах. Причем лечение любого пациента или клиента в психологическом понимании осуществляется с помощью одного, любимого, предпочитаемого психологом или врачом метода психологического воздействия, т. е. без учета индивидуальных особенностей и вида клинических расстройств, если они имели место. При этом игнорируются достаточно богатый отечественный опыт и принцип подбора методики для решения проблем конкретного больного или клиента и пациент «нанизывается» на ту методику, апологетом которой является психолог или врач. Особую опасность подобная практика представляет в отношении больных неврозами, когда их обучают методам саморегуляции, в том числе аутотренинга, медитации, в то время как сами больные не способны из-за аффективных расстройств и астении усваивать относительно сложные даже для здорового человека программы. Всему свое время - неоспоримая истина в данном случае, если разобраться в том, что лечить или исправлять.