Раннее Средневековье (V – Х вв.). Общая характеристика

Они запомнились различными событиями и изменениями. Далее рассмотрим подробнее особенности эпохи Средневековья.

Общие сведения

Эпоха Средневековья представляет собой достаточно продолжительный период. В его рамках происходило зарождение и последующее становление европейской цивилизации, ее трансформация - переход к Эпоха Средневековья берет свое начало от падения Западного Рима (476 г.), однако, как считают современные исследователи, более справедливо было бы продлить границу до начала 6 - конца 8 века, после вторжения лангобардов в Италию. Завершается эпоха Средневековья в середине 17 века. Принято традиционно считать окончанием периода Однако стоит отметить, что последние века отличались далеко не средневековым характером. Исследователи склонны отделять период с середины 16 - начала 17 столетия. Этим "самостоятельным" временным отрезком представлена эпоха раннего Средневековья. Тем не менее что эта, что предыдущая периодизация весьма условна.

Характеристика эпохи Средневековья

В данный период происходило формирование В это время начинается череда научных и географических открытий, появляются первые признаки современной демократии - парламентаризма. Отечественные исследователи, отказываясь от трактовки средневекового периода как эпохи "мракобесия" и "темных веков", стремятся осветить явления и события, которые превратили Европу в совершенно новую цивилизацию, максимально объективно. Они ставят перед собой несколько задач. Одной из них считается определение базовых социальных и экономических признаков этой феодальной цивилизации. Кроме того, исследователи пытаются наиболее полно представить христианский мир эпохи Средневековья.

Общественная структура

Это было время, в котором преобладал феодальный способ производства и аграрная стихия. В особенности это характерно для раннего периода. Общество было представлено в специфических формах:

  • Поместье. Здесь хозяин посредством труда зависимых людей удовлетворял большую часть собственных материальных потребностей.
  • Монастырь. От поместья он отличался тем, что периодически здесь встречались грамотные люди, умевшие писать книги и имевшие для этого время.
  • Королевский двор. Он переезжал с одного места на другое и организовывал управление и жизнь по примеру обыкновенного поместья.

Государственное устройство

Оно формировалось в два этапа. Для первого было характерно сосуществование римских и германских видоизмененных общественных институтов, а также политических структур в виде "варварских королевств". На 2-м этапе государство и представляют собой особую систему. В ходе социального расслоения и усиления влияния земельной аристократии между земельными собственниками - населением и сеньорами возникали отношения подчинения и господства. Эпоха Средневековья отличалась наличием сословно-корпоративной структуры, вытекавшей из необходимости в отдельных социальных группах. Важнейшая роль принадлежала институту государства. Он обеспечивал защиту населения от феодальной вольницы и внешней угрозы. Вместе с этим государство выступало одним из основных эксплуататоров народа, поскольку представляло интересы в первую очередь господствующих классов.

Второй период

После завершения периода раннего Средневековья отмечается существенное ускорение эволюции общества. Такая активность была обусловлена развитием денежных отношений и обменом товарного производства. Продолжает усиливаться значение города, первое время еще остававшегося в политическом и административном подчинении у сеньории - поместья, а в идеологическом - у монастыря. Впоследствии с его развитием связано становление политической правовой системы в Новом Времени. Этот процесс будет воспринят как результат создания городских коммун, отстаивавших вольности в борьбе с господствующим сеньором. Именно в то время начали складываться первые элементы демократического правосознания. Однако историки считают, что было бы не совсем верно искать истоки правовых представлений современности исключительно в городской среде. Большое значение имели и представители прочих сословий. К примеру, становление представлений о личностном достоинстве происходило в сословном феодальном сознании и носило изначально аристократический характер. Из этого можно сделать вывод о том, что демократические свободы развились из вольнолюбия высших сословий.

Роль церкви

Религиозная философия эпохи Средневековья имела всеобъемлющее значение. Церковь и вера полностью наполняли человеческую жизнь - от рождения до самой смерти. Религия претендовала на управление обществом, она выполняла достаточно много функций, впоследствии перешедших к государству. Церковь того периода была организована по строгим иерархическим канонам. Во главе находился папа - Римский Первосвященник. Он имел свое государство в Средней Италии. Во всех европейских странах в подчинении папы находились епископы и архиепископы. Все они были крупнейшими феодалами и обладали целыми княжествами. Это была верхушка феодального общества. Под влиянием религии находились различные сферы деятельности людей: наука, образование, культура эпохи Средневековья. В руках церкви была сосредоточена огромная власть. Сеньоры и короли, нуждавшиеся в ее помощи и поддержке, осыпали ее подарками, привилегиями, стремясь купить ее содействие и расположение. Вместе с этим эпохи Средневековья оказывала на людей успокаивающее действие. Церковь стремилась сгладить общественные конфликты, призывала к милосердию к обездоленным и угнетенным, к раздаче милостыни бедным и пресечению беззакония.

Влияние религии на развитие цивилизации

Церковью контролировался выпуск книг и образование. За счет влияния христианства к 9-му столетию в обществе сложилось принципиально новое отношение и понимание брака и семьи. В раннее Средневековье были достаточно распространены союзы между близкими родственниками, достаточно обычными были и многочисленные браки. Именно с этим всем вела борьбу церковь. Проблема брака, являвшегося одним из христианских таинств, стала практически основной темой большого количества теологических сочинений. Одним из принципиальных достижений церкви в тот исторический период считается формирование супружеской ячейки - нормальной формы жизни семьи, существующей по сегодняшний день.

Экономическое развитие

По мнению многих исследователей, технический прогресс также был связан с повсеместным распространением христианской доктрины. Следствием этого стало изменение отношения людей к природе. В частности, речь идет об отказе от табу и запретов, которые сдерживали развитие сельского хозяйства. Природа перестала являться источником страхов и объектом поклонения. Экономическая ситуация, технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального периода. Средневековье, таким образом, стало необходимым и весьма закономерным этапом становления христианской цивилизации.

Формирование нового восприятия

В обществе человеческая личность стала выше цениться, чем в Античности. Это было главным образом связано с тем, что средневековая цивилизация, проникнувшись духом христианства, не стремилась выделять человека из окружающей среды из-за склонности к целостному восприятию мира. В связи с этим, будет неверно говорить о, якобы, препятствовавшей формированию индивидуальных черт церковной диктатуре над человеком, жившим в Средневековье. На западноевропейских территориях религия, как правило, выполняло консервативную и стабилизирующую задачу, обеспечивая для развития личности благоприятные условия. Невозможно представить духовные поиски человека того времени вне церкви. Именно познание окружающих условий и Бога, на которое вдохновляли церковные идеалы, рождало многообразную, красочную и живую культуру эпохи Средневековья. Церковь формировала школы и университеты, поощряла книгопечатание и разнообразные богословские диспуты.

В заключение

Весь строй общества эпохи Средневековья принято именовать феодализмом (по термину "феод" - пожалованию вассалу). И это несмотря на то, что этот термин не дает исчерпывающей характеристики социального устройства периода. К основным чертам того времени следует относить:


Важнейшим фактором культурной общности Европы стало Христианство. Именно в рассматриваемый период оно стало одной из мировых религий. Христианская церковь основывалась на античной цивилизации, не только отрицая прежние ценности, но и переосмысливая их. Религия, ее богатство и иерархия, централизация и миропонимание, мораль, право и этика, - все это сформировало единую идеологию феодализма. Именно христианство определяло в значительной мере отличие средневекового общества Европы от прочих социальных структур на иных континентах в то время.

Раннее Средневековье

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Раннее Средневековье
Рубрика (тематическая категория) История

Начало средневековой эпохи в Китае было связано с нашествием варваров. Различные кочевые племена, обитавшие к северу и западу от Китая, проникали далеко в глубь страны. Особенно многочисленным нашествиям подвергался Северный Китай. Часть северо-китайской знати вынуждена была покинуть свои земли и эмигрировать в Южный Китай, где наплыв варваров был менее сильным. Результатом варварских нашествий было прежде всœего политическое раздробление Китая на множество мелких государств, во главе которых частью стояли варварские вожди с их дружинами, частью (на юге) представители южной китайской знати полуродового, полурабовладельческого типа. Период с 420 по 589 гᴦ. в истории Китая стал периодом множества северных и южных династий. Варварам не удалось разрушить государственную организацию рабовладельческого Китая. Но нашествие их имело всœе же некоторые социальные последствия. Китайское рабовладение не было уничтожено полностью, но ему был нанесен существенный удар.
Размещено на реф.рф
Осевшие варвары увеличивали число так называемого свободного крестьянства. Рядовые крестьяне-воины стали попадать в зависимость от тех военных вождей, которым удалось захватить наибольшее число земель, постепенно превращаясь их в крепостных. Именно в данный период стали распространяться китайские поместья, называемые чжуан-юань, носившие уже не рабовладельческий, а феодально-крепостнический характер.
Размещено на реф.рф
Из среды самих китайцев выделялись сильные дома, ᴛ.ᴇ. наиболее богатые и могущественные семьи, которые поднимались над рядовыми членами рода и тоже становились более крупными землевладельцами, эксплуатировавшими своих обедневших родичей как зависимых крестьян. При этом пережитки родовых отношений сохранялись в Китае очень долго. Еще в Х и в ХI веках крепостные крестьяне официально называли себя детьми и родственниками своих господ-помещиков. Первой попыткой политического объединœения Китая в эпоху раннего средневековья была попытка династии Суй. Основатель династии Янцзинь, или Янди, был начальником варварских дружин, служившим у одной из северных династий. В 589 году Янцзинь подчинил себе Северный и Южный Китай и покорил Аннам. При нем была восстановлена и частью расширена ирригационная система. В частности был прорыт Великий канал, соединявший реку Хуанхэ с рекой Янцзы. На постройке этого канала было занято около миллиона крестьян, собранных с разных концов Китая. Но правление династии Суй оказалось кратковременным, а само объединœение Китая при этой династии было еще непрочным. На местах власть находилась в руках местной знати. Усилившиеся на западе набеги тюркских племен требовали от империи больших сил, которых у нее не хватало.

В 618 году один из западных князей по имени Гаоцзу, полутюрк по происхождению, захватил власть в империи, положив начало новой династии Тан. Империя Тан правила в Китае около 300 лет – с 618 по 907 год. Столицей династии был город Чанань (сегодня Сиань). Наиболее блестящим представителœем этой династии был преемник Гаодзу – Тайцзун (626-649). В результате ряда войн Тайцзун значительно расширил границы империи. Территория Китая, считая зависимые, вассальные от императора земли, простиралась на севере до Амура и Хингана, на юге – до Индии и Сиама, на востоке – до Кореи (которую Тайцзун также пытался захватить), на западе – почти до Ирана. Громадная империя при Тайцзуне получила черты сложной бюрократической монархии, управлявшейся многочисленными императорскими чиновниками в центре и на местах. При Тайцзуне были введены для чиновников специальные знания. Все чиновники были разбиты на девять рангов. Центральное управление окончательно оформилось в виде шесть ведомственных палат или министерств (министерства чинов, налогов, военное, уголовного суда, общественных работ, религиозных церемоний). На местах были назначены губернаторы. Императору удалось превратить в чиновников и местную знать, получавшую благодаря подчинœению центру ряд социальных и служебных привилегий.

При Тайцзуне была произведена поверка прав землевладения, причем значительно был увеличен фон государственных земель, на которых сидели государственные крестьяне, обложенные многими налогами и повинностями. За свой надел крестьяне обязаны были уплачивать налог зерном, налог ремесленными изделиями и, кроме того, выполнять тяжелую государственную барщину от 20 до 50 дней в году. Чиновничья знать получила во владение значительную часть земель, владения отдельных наиболее крупных чиновников превышали в десятки раз владения одной крестьянской семьи. Танская империя продолжала сохранять положение крупнейшего государства в Азии и при преемниках Тайцзуна. Среди них особенно выделялась покровительница буддизма императрица Ухоу (689-705). В VII-VIII вв. Китай вел интенсивную внешнюю торговлю с Арабским халифатом, Индией, Сиамом и Аннамом. Но в VIII века обнаружился уже глубокий кризис империи Тан. Крестьяне, задавленные налогами, поборами, всякого рода государственными повинностями, нищали и вынуждены были вести самый жалкий образ жизни. Частые эпидемии на почве голода уносили сотни тысяч крестьянских жизней. Сами крестьянские наделы уменьшались в своем числе, так как систематически захватывались сильными домами – более крупными земледельцами, чиновниками, ростовщиками. Уменьшение количества государственных крестьян отражалось неблагоприятно на доходах императорской казны. В то же время процесс феодализации усиливал местную знать и порождал центробежные стремления у самих императорских губернаторов и генералов. Поворотным пунктом в истории Танской династии явилось восстание главнокомандующего Ан Лу-шаня. В 785 году он выступил против императора со 120 тысячным войском. В 786 году Ан Лу-шаню удалось захватить императорскую столицу Чанань. Император бежал и лишь в следующем году подавил восстание при помощи нанятых варваров. Вслед за выступлением Ан Лу-шаня происходили восстания губернаторов в Южном Китае, потребовавшие от императора также больших усилий для их подавления. Бедственное положение крестьян привело во второй половинœе IX века к крупнейшему крестьянскому восстанию 874-883 годов. Во главе восстания встал солдат императорской гвардии, бывший мелкий торговец солью Хуан Чао. Китайское крестьянское восстание 874-883 годов происходившее почти одновременно с восстанием зинджей в Багдадском халифате, поражает своей длительностью, массовостью, энергией. Оно не лишено было также и некоторой организованности, позволившей ему достичь на известное время крупных успехов. Восстание началось в северных провинциях Шандуни и Хэбэе. Далее оно проникло в Центральный Китай в провинцию Хэнань. Уже в 874-875 годах у Хуан Чао было около 100 тысяч вооруженных крестьян. В 879 году Хуан Чао совершил поход на Южный Китай, где взял богатейший порт Кантон. Повстанцы захватили себе всœе товары многочисленных иностранных купцов. В жарком климате юга среди солдат Хуан Чао началась сильная эпидемия. Хуан Чао отступил на север на реку Янцзы. Несмотря на последствия эпидемии, его войско продолжало увеличиваться и насчитывало к 880 году уже 250-300 тысяч человек. В 881 году Хуан Чао взял Чанань и провозгласил себя императором под именем Да Ци. Свою социальную программу крестьянский император выразил устами своего главного министра, заявившего, что Да Ци ничего не хочет кроме того, чтобы облагодетельствовать простой народ. В Чанани Хуан Чао пробыл два с половиной года. В 883 году император Танской династии возвратился в столицу при помощи варварских орд – уйгуров, тангутов и других северо-западных кочевников. Степные варвары безжалостно истребляли китайских крестьян. В народе эти кровавые хищники получили название ʼʼчерных вороновʼʼ. Сам Хуан Чао, вынужденный бежать из Чанани, погиб в следующем году в провинции Хэнань, убитый одни из своих приближенных. Крестьянская война 874-883 годов имела своим результатом гибель многих феодалов и крупных чиновников. Количество государственных крестьян вследствие этого снова увеличилось. Конец династии Тан был предопределœен мощным крестьянским движением. Императоры этой династии правили еще неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время после подавления восстания. Но их власть уже не распространялась на весь Китай. На севере в начале Х века создалось большое варварское государство союза племен киданей, захвативших Маньчжурию, часть Монголии и часть Северного Китая. Столицей нового государства стал город Янцзин, впоследствии известный как Пекин или Бейпин. В 907 году время правления Танской династии закончилось. Китай вошел в период полной раздробленности. В 960 году произошло объединœение Китая под властью династии Сунн. Основателœем ее был Чжао-Куань-Инь, один из северных китайских военачальников, одержавший несколько побед над киданями. Столицей новой династии вначале был ᴦ. Чанань. Позднее центр был перенесен на юг в ᴦ. Ханчжоу. Сунская империя была слабее Танской. Само объединœение Китая при Сунской династии не было полным. И на севере, и на юге часть провинций не признавала власти сунских императоров. Тюрские, монгольские и прочие западные кочевые племена также не починились империи, представляя всœе растущую угрозу для ее границ. Сунские императоры вели войны с киданями, Кореей, Аннамом. Но результаты этих войн были недостаточно определœенны, чтобы подчинить Китаю эти страны. Все же в период Сунской династии международные связи Китая снова окрепли. Большая внешняя торговля развивалась не только с Средней Азией, Индией и Индокитаем, но также и с Кореей, Японией и Индонезией. Классовые отношения Сунской империи в XI веке привели к глубоком антагонизму, напоминающему времена последних Танских императоров. Число государственных крестьян, несколько увеличившейся после восстания 874-883 годов, вновь сократилось. В XI века государство получало налоги только с половины земель, так как другая половина земель была захвачена привилегированными чиновниками – феодалами. Крестьяне вынуждены были из года в год платить громадные суммы в виде процентов за долги ростовщикам. В роли последних часто выступали сами чиновники, принудительно заставлявшие крестьян брать у них ссуды на тягчайших ростовщических условиях. Положение крестьян становилось ужасным. Голодовки, эпидемии, вымирание целых деревень и районов делались своего рода хроническим явлением. Крестьянское движение снова стало угрожать превращением в большую крестьянскую войну общекитайского масштаба. Стремление императорского правительства предотвратить новую крестьянскую войну и восстановить пошатнувшиеся государственные финансы нашло отражение в довольно радикальных реформах одного министра Сунской династии Ван Ань-ши.

Вначале Ван-Аньши (1021-1086) был одним из провинциальных чиновников. В провинции он мог близко познакомиться с наиболее вопиющими фактами нищеты населœения, произвола чиновников и господства ростовщиков. Возвысившись до поста императорского министра, Ван Ань-ши в период 1068-1073 гᴦ. провел несколько мероприятий финансово-экономического и социального характера. Прежде всœего им была проведена новая земельная перепись и были обложены налогами земли служилой знати, к этому времени почти переставшей платить земельные налоги. Далее Ван Ань-ши освободил крестьян от государственной барщины, заменив ее денежным налогом. Поземельные налоги крестьяне обязаны были уплачивать частью продуктами, частью также деньгами. Чтобы избежать голодовок, Ван Ань-ши организовал систему государственных хлебных амбаров, из которых населœению выдавался в голодные годы хлеб. В целях пресечения ростовщичества Ван Ань-ши создал государственный банк, где крестьяне могли получать ссуды за невысокие проценты. Интересны были попытки Ван Ань-Ши организовать государственную торговлю, частью используя налоговый фонд, частью путем скупки государством продуктов у купцов. Большую реформу пытался Ван Ань-ши провести в военном делœе. Наемную армию он предполагал заменить всœеобщей воинской повинностью. Основным войском должно было быть крестьянское ополчение. Каждые три двора должны были поставить одного пехотинца, каждые десять дворов – одного кавалериста. Реформы Ван Ань-ши встретили резкую оппозицию со стороны чиновников и феодалов. В 1075 году Ван Ань-ши был уволен. Его планы были признаны ʼʼопаснымиʼʼ для государства, хотя он имел целью упорядочить феодальное государство, освободив его от наиболее вредоносных элементов. В XII века положение империи Сунн не улучшилось. В 1126 году в связи с опасностью вторжений северных народов императорам пришлось перенести столицу на юг, в Ханчжоу. С 1127 года династия Сунн контролирует уже один Южный Китай. Северный Китай вошел в состав нового большого государства Цзинь, поглотившего прежнее государство киданей. В начале XIII века Северный Китай завоевывают монголы. Но в оставшейся в подчинœении у императора южной части империи были постоянные волнения. В период 1127-1132 годов в официальных летописях было зарегистрировано 93 массовых восстания. В сокращенном виде, ограниченная Южным Китаем, империя Сунн просуществовала до 1279 года, когда она была завоевана внуком Чингис-хана Хубилаем. Хубилай основал новую монгольскую династию, по-китайски называвшуюся Юань. Тем самым Китай на долгое время был включен в систему монгольских государств Средней Азии. Китайская культура периода VI-XI вв. была очень хорошо развита. Она значительно превосходила по своему развитию современную ей европейскую культуру во многих отношениях. В Китае практиковалось поливное, частью огородное земледелие. Производство риса, хлопка, чая, шелка-сырца уже тогда являлось основой китайского сельского хозяйства. В Китае добывалось много желœеза, меди, золота͵ серебра. Китайское ремесло достигло больших успехов еще в период династии Тан. Китайский фарфор, китайские шелковые и хлопчатобумажные ткани, различные желœезные и медные изделия составляли вместе с чаем и шелком-сырцом главнейшие предметы китайского экспорта. В Китае в XI века насчитывалось свыше 2 тыс. городов. Некоторые из них, как, к примеру, Кантон и Ханчжоу, имели каждый по одному миллиону жителœей. У китайцев достигла высокая развития наука. Οʜᴎ уже в глубокой древности знали письменность (иероглифическую), они первыми изобрели писчую бумагу. Китайцы первые же начали практиковать книгопечатание, правда, в простейшей его форме – в форме вырезывания книжного текста на деревянных досках и потом отпечатания его на бумаге. В Китае в начале VIII века зародилась официальная правительственная газета ʼʼСтоличный вестникʼʼ, просуществовавшая до начала ХХ века. Китайцы изучали математику, астрономию, географию, историю. Им принадлежит изобретение компаса и пороха. В 754 году в Китае была организована Ханьлинская Академия наук, которая является древнейшим в мире научным учреждением общегосударственного масштаба. Китай славился своими летописями. От одной Сунской империи осталось свыше 500 томов летописей. В Китае были большие библиотеки, содержавшие сотни тысяч рукописей. В ряде городов существовали высшие школы, в которых должны были обучаться будущие государственные чиновники. В экзамены на получение звания мандаринов включалось требование знания, кроме науки о государственном управлении, также философии (главным образом в форме конфуцианства) и литературы. Благодаря большому языковому разнообразию Китая, а также в результате интенсивных связей с сосœедними странами в Китае большое развитие получила филология, составление словарей, изучение грамматических и синтаксических форм. Китайская литература уже в раннее средневековье была представлена классическими произведениями. В Танский период особенно выделялись два поэта: Ли Бо (699-762) и Ду Фу (712-770). Первый был автором многочисленных лирических стихотворений, в которых отразил чисто светское, жизнерадостное, эпикурейско-материалистическое мировоззрение. Второй писал более торжественным стилем, перерабатывая в своих поэмах богатый материал народного мифологического и героического эпоса. Китай в средние века многое сделал для развития архитектуры и изобразительного искусства. Китайские постройки – дворцы, храмы, башни, городские ворота – отличались меньшей громоздкостью по сравнению с индийскими, легкостью и изяществом отделки. Οʜᴎ создавались из самого разнообразного материала – дерева, мрамора, желœеза. Их украшениями служили богатая резьба, фарфор, золото. Крыши императорских дворцов и домов городских богачей часто покрывались золотыми листами. Высокого развития в средневековом Китае достигла живопись. Помимо прекрасной станковой живописи большое распространение получило искусство рисунка, гравюры, ксилографии, выжигания по дереву и т.п. Каждый предмет домашнего обихода господствующих классов поражал своим художественным выполнением. Различные изделия из фарфора, бронзы, слоновой кости, дерева и камня создали мировую славу искусству и трудолюбию китайских мастеров-ремесленников, тративших на изготовление отдельных художественных предметов часто годы и даже десятки лет своей жизни.

Высокое (Классическое) Средневековье – от Х-ХI примерно до ХIV века.
Позднее Средневековье – ХIV-ХV века.

«Раннее Средневековье» -

Время, когда в Европе происходили бурные и очень важные процессы. Прежде всего, это вторжение варваров(от лат. Barba-борода), которые уже со II в. н.э. постоянно совершали набеги на Римскую империю и селились на землях её провинции. Эти вторжения закончились в 476 г. падением Рима и начался не менее существенный процесс формирования на территории бывшей Римской империи новых государств, создававшиеся теми же варварами: многочисленные франкские, германские, готские и пр. племена были не такими уж дикими. У них имелись зачатки государственности. Они владели ремёслами, включая металлургию и земледелие, были организованны по принципу военной демократии. Становясь новыми западноевропейцами, они, как правило, принимали христианство, которое уже было государственной религией Римской империи. Христианство постепенно вытеснило все языческие верования.
Племенные вожди стали провозглашать себя королями, герцогами и пр. Образовалось Франкское государство, которое в момент своего расцвета занимало большую часть Европы. На Рождество 800 г. король франков Карл Великий был коронован в Риме католическим папой как император всего европейского запада.

Средневековое Общество было аграрным. Основа экономики – сельское хозяйство, в котором было занято подавляющее большинство населения. Труд, как в сельском хозяйстве, так и в др. отраслях был ручным, поэтому низко эффективным. Подавляющая часть населения Зап.Европы на протяжении всего Средневековья жила вне города, т. к. падение Римской империи разрушило многие античные города, которые играли роль административных, торговых и культурных центров. Основным ядром жизни становится поместье феодала, способное защитить своих поселян от внешнего врага. Владение землёй создало чёткое деление населения на сословия и строгое соподчинение в соответствии с правами на землю.

Западноевропейское Средневековье – это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно-денежных отношений.


История красоты.


Трудно понять в точности какое место занимала женщина в семье и обществе в Раннем Средневековье – эпохе бесконечных разбойничьих войн, духовного оскудения, жестокости и охоты на ведьм. Без сомнения одно, она находилась в зависимом, подчинёном положении в том мужском, военном обществе, где существование постоянно находилось под угрозой. Христианство сделало очень мало для материального и морального статуса женщины; ведь на ней лежала основная вина за первородный грех. Из всех видов дьявольского искушения именно она была наихудшим воплощением зла. «Муж есть глава жены», - сказал апостол Павел и христианство верило его словам и учило по ним жить.


Средние века - не однозначное время, полное противоречий и загадок. Вместе м унижением и бесправием существовал культ «Прекрасной дамы», душераздирающие серенады под балконом, менестрели, трубадуры, состязания на турнирах, манускрип «Похвала женщинам» и любовная лирика, котороя дожила до наших дней и вызывает восхищение по прежднему.
Этот отрезок времени средневековой эпохи называют «тёмным периодом» или «ледниковым периодом» в истории европейской культуры. Сегодня, когда научные исследования собрали огромный исторический материал обо всём средневековом тысячелетии, к «эпохе тьмы» относят свего 200-ти первых лет Раннего Средневековья: от смерти Юстиниана до начало правления Карла Великого.

Запрет на косметику.

Косметические сосуды, зеркала и инструменты красоты, V-XV в.в.

Информации об использовании косметики в Средние века не очень много и она достаточно поверхностна. Источниками в основном являются иллюстрированные манускрипты,

ХЭЙ ЖАН, Предполагаемый портрет Мадлен Бургундской со святой Мадлен

«Только одна краска дарует щекам милость божью, угодный Господу румянец»,- так поучает Григорий Назианзин* против украшательства внешности.

литературные опусы поэтов с описанием красоты героини, археологические находки в погребальных курганах и т.д. Но вместе с тем хорошо известны инструменты, сосуды и косметические средства, которые хранились определённым способом, использовались определённым способом, что и даёт возможность весьма точно определить уровень развития медицины, гигиены и самоукрашательсва.
С принятием христианства «в моду» входят стыдливость и суровость, превозносимые в качестве главных добродетелей. Считалось, что применение снадобий по сохранению красоты и молодости, приводит к истинному богохультву, ибо искажает творение господа. Нечистоплотность возводилась в ранг добродетели, а запреты и проклятия, содержащиеся в наставлениях отцов церкви (III-Vвв.н.э.) способствовали тому, что уходили в прошлое привычки к омовению, притираниям и краскам. В обществе возникло предубеждение против процедур, связанных с гигиеной тела. Грех прародительницы Евы на протяжении длительного времени лежал тяжким бременем на женщинах, обрекая на суровый аскетизм. Заботы по наведению красоты были включены в список деяний, осуждаемых Церковью, которая стремилась наставлять людей даже в повседневных трудах и хлопотах.

Эстетический идеал красоты. Прекрасна как Мадонна.

Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни, в период средневековья появляется новый эстетический идеал человека - аскета,

отрекшегося от радостей земной жизни. На фресках соборов изображаются непропорциональные бесплотные фигуры с выражением неистовых страданий на лице. Образ мадонны, богоматери, получивший широкое распространение в раннехристианском искусстве, определяет идеал красоты женщины Для Раннего Средневековья характерен идеал непорочности, святости. Очень бледная кожа, удлинённый овал лица, как на иконах, золотистые вьющиеся волосы, большие голубые глаза, маленький рот – ангельская внешность. Никаких пышных форм, никакой косметики, никакого открытого тела.
И вместе с тем существовал определённый эталон - высокий, выбритый лоб – обязательный атрибут красоты того времени. Дама подвергалась болезненной процедуре эпиляции: на волосы по краевой линии накладывалась едкая смесь из аурипигмента и негашёной извести. После того, как кожа была очищена, на лоб наносили составы, признанные воспрепятствовать росту волос: кровь летучих мышей или лягушек, сок цикуты, золу, предварительно вымоченную в уксусе.
Впечатления длинной, стройной шеи пытались достигнуть с помощь подбритого у основания затылка.

Волосы у красавицы должны быть непременно светлые, белокурые или рыжие. Их мыли смесью золы, яичных белков и мыла, затем заплетали в косы, подкладывая подушечки из конского волоса, после чего украшали золотыми нитями и жемчугом, а сверху накидывали прозрачные вуали, иногда увенчанные маленькими шапочками, отороченными дорогими мехами или расшитыми драгоценными камнями. Дамам рекомендовалось для обретения густой шевелюры натирать голову порошком, включающим истолчённые крылышки пчёл и шпанской мушки, орехи и пепел от сожжённых ежёвых иголок. Распущенными, волосы носили только только до савдьбы, потом их заплетали в косы. Позже, по требованию церкви, женщины стали их прятать под головной убор, который символизировал подчинённость жены мужу, ибо только законный супруг мог видеть её с непокрытой головой.


Западноевропейский костюм эпохи Раннего Средневековья.

На фронтисписе книги гравюра Иоста Аммана «Портной» из книги «Описание всех искусств, ремёсел, торговли… всего мира. XVIв. Германия.

Основными источниками формирования костюма в этот период были одежды варваров и христиан эпохи поздней Римской империи. Хотя племена и народы, заселившие Европу, были различны по своему этническому составу, их костюм имел ряд общих характерных особенностей. В первую очередь в его основе лежал крой и стремление к обозначению линий и форм тела в отличии от драпировок античных костюмов. Первоначальный костюм варваров был близок к древнеперсидскому. Именно он лёг в основу развития европейского костюма. «Обрюченный народ» - так отзывался Цицерон* о варварах. Однако этот «варварский» элемент знаменовал собой разделение одежды на мужскую и женскую. Уже в V- VI вв. в мужской одежде упоминаются короткие или длинные штаны разных цветов. Их дополняла короткая туника. Все эти элементы вошли затем в одежду последующих столетий и стали основой, как для среднеевропейского, так и для восточного костюма.


Каноны идеального строения тела были весьма расплывчаты в средние века. Людей тогда заботил вид только того, что было доступно взору. И всё же женщине предписывалось быть стройной, иметь тонкую талию, узкие бёдра, изящно изогнутый стан и круглый, выпуклый живот, который дополнял картину.

В первые века после падения Западной Римской Империи (476г.) одежда длительное время была однообразной и простой, ибо христианская церковь требовала полностью прикрывать тело, а натуральное хозяйство феодального общества удовлетворяло неприхотливые потребности жителей. Всё это приводит к замедлению развития культуры. Жестокие междоусобные войны сменяются временными затишьями, что очень важно для крестьян. Всё это порождает, характерный для средневековья, страх новизны, желание сохранить всё без перемен. В такой обстановке складывался быт и костюм.
Женская одежда в то время состояла из двух (в холодное время года - из нескольких) платьев – длинных и широких, с удлинёнными рукавами. Рукава нижнего платья были уже, прикрывали запястья. Широкий верхний рукав позволял хорошо видеть нижний. Поверх платья носили широкую четырёхугольную накидку, которую закрепляли брошью. Вырез горловины был таким широким, что платье надевалось через голову. Обычно платье имело спереди длинный разрез, который также закалывали брошью. Мужской костюм состоял из штанов разной длины – римляне называли их «брэ», довольно короткой рубахи-туники и небольшого плаща «сагума» из шерстяной ткани или меха. Обувь шили из кожи, типа «постол» или мягких башмаков. Одежда и мужская, и женская шилась из довольно грубых домотканых материй, шерстяных, льняных и полушерстяных на пеньковой основе. По всей видимости она была орнаментирована вышивкой, однако об этом имеются лишь отрывочные сведения. Под влиянием римского костюма у европейцев появились длинные туники и далматика, неизвестные варварам. Они стали знаком привилегированного положения. Их могли носить только знатные люди. Поэтому торжественное одеяние королей было обязательно длинным.

Украшения.

Эпоха переселения народов характеризуется как эпоха беспорядков и неразберихи, длящихся несколько столетий; эта эпоха не создала единого стиля ни в искусстве, ни в одежде. Скорее всего её можно характеризовать как «конфликт» нескольких стилевых течений, которые взаимно переплетались и влияли друг на друга. Дополнения к одежде этого периода сохранились только в виде мелких художественных изделий, которые служили украшением одежды, как гражданской, так и военной. Это, главным образом, драгоценности, свидетельствующие о том, что и в те времена понимали, что такое красивая одежда и украшения, любили ювелирные изделия и сложные орнаменты.



Фибулы, запонки, пряжки и драгоценности в виде кругов или стилизованных голов животных, безусловно, являются наиболее выразительным свидетельством культуры той эпохи. Они были прекрасно технически обработаны, т. к. являли собой продолжение позднеантичного искусства гравировки, гранения и обработки драгоценных камней. Эта эпоха обогатила ювелирное искусство новой техникой стеклянной инкрустации (эмаль) и использовала все виды ювелирной техники одновременно.



Наряду с этими роскошными драгоценностями, которые были найдены, в основном, в ломбардских гробницах, всю Европу в то время охватила мода и на более простые бронзовые украшения со сложно переплетенным орнаментом, которые можно рассматривать как продолжение культуры бронзового века. Эти мелкие предметы, вероятно, ежедневного пользования, являются как бы народным искусством эпохи переселения народов, и их можно считать посредником между античным искусством и искусством германцев, а также одним из источников европейского романского искусства.

Григорий Назианзин - один из Отцов и Учителей церкви сформировавших христианское мировоззрение.

Цицерон, Марк Тулий (Marcus Tullius Cicero) (106-43 до н.э.) - римский государственный деятель, сторонник идеалов Республики, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии.


Установление временных рамок

Если говорить о средневековье кратко, то это одна из самых длительных и интересных эпох после древнего мира. Долгое время среди ученых- медиевистов (медиевистика - это один из разделов истории, изучающий европейское средневековье) не было согласия в определении рамок этого периода в истории человечества. Дело в том, что разные страны развивались совершенно по-разному. Кто-то ушел в экономическом, политическом и общественном развитии вперед, некоторые страны, напротив, очень сильно отставали о других. Поэтому сейчас средневековье, кратко говоря, рассматривается одновременно и как общеисторический процесс, и как явление, имевшее место в любой стране. Здесь оно могло иметь свои определенные особенности и временные рамки.

История средних веков вкратце

  • Философия средневековья
  • Литература средних веков
  • Наука средневековья
  • Церковь в средневековье
  • Архитектура средних веков
  • Искусство средневековья
  • Ренессанс - Романский стиль - Готика
  • Великое переселение народов
  • Византийская империя
  • Викинги
  • Реконкиста
  • Феодализм
  • Средневековая схоластика
  • Кратко о рыцарях
  • Крестовые походы
  • Реформация
  • Столетняя война
  • Авиньонское пленение Пап
  • Европа в Средние века
  • Восток в Средние века
  • Индия в Средние века
  • Китай в Средние века
  • Япония в средние века
  • Древнерусское государство
  • Англия в Средние века
  • Достижения средних веков
  • Изобретения средних веков
  • Права в средние века
  • Города в средние века
  • Франция в средние века
  • Образование в средние века
  • Короли средних веков
  • Королевы средних веков
  • Италия в средние века
  • Женщина в средние века
  • Дети в средние века
  • Торговля в средние века
  • События средних веков
  • Средние века особенности
  • Открытия средних веков
  • Оружие средних веков
  • Школа в средние века
  • Инквизиция в средние века
  • Музыка средних веков
  • Гигиена в средние века
  • Животные средних веков
  • Воспитание в средние века
  • Замок в средние века
  • Пытки в средние века
  • Африка в средние века
  • Медицина в средние века
  • Войны в средние века
  • Мораль средних веков
  • Этика средних веков
  • Произведения средних веков
  • Чума в средние века
  • Костюмы средних веков
  • Сербия в средние века
  • Ученые средних веков
  • Испания в средние века
  • Боги средних веков
  • Иран в средние века
  • Политика в средние века
  • Монастыри в средние века
  • Производство в средние века
  • Дома в средние века
  • Германия средние века
  • Одежда средних веков
  • Памятники средних веков

Если рассматривать Средние века, кратко изложенные, то началом этой эпохи считается время крушения Великой Римской империи - V век нашей эры. Впрочем, в некоторых европейских источниках принято считать началом средневековья время появления ислама - VII век. Но более распространенной считается первая дата.
Что касается конца Средних веков, здесь опять мнение историков расходится. Итальянские историки считают, что это XV век, российские ученые приняли за окончательную дату конец XVI - начало XVII веков. Опять же, для каждой страны эта дата устанавливалась сообразно ее развитию.

История возникновения термина

Впервые этот термин - «средние века», стали использовать итальянские гуманисты. До этого применялось название «темные века», которое придумал великий итальянский поэт эпохи Возрождения Петрарка.
В XVII веке название Средние века, кратко говоря, окончательно закрепил в науке профессор Христофор Келлер. Он же предложил следующее разделение всемирной истории на античность, средневековье и новое время.
Почему было взято именно это название - потому что эпоха средневековья находится между античностью и новым временем.
Много лет было принято считать Средние века временем жестоких войн и засильем церкви. Эту эпоху именовали исключительно как «темные века», где господствовали невежество, инквизиция, варварство. Только к нашему времени представление о средневековье стало радикально меняться. О нем заговорили, как о времени, полном романтики, великих открытий, прекрасных произведений искусства.

Периодизация в средних веках

Общепринятым считается разделение истории Средних веков на три больших периода:

Раннее средневековье;
классическое;
позднее средневековье.

Раннее средневековье

Начинается со времени падения Великой Римской империи и длится около 500 веков. Это время так называемого Великого переселения народов, которое началось в 4 веке и закончилось в 7. За это время германские племена захватили и подчинили себе все страны Западной Европы, определив, таким образом, облик современного европейского мира. Основными причинами массовой миграции в этот период средневековья, кратко говоря, стали поиск плодородных земель и благоприятных условий, а также резкое похолодание климата. Поэтому северные племена двинулись поближе к югу. Кроме германских племен, в переселении участвовали турки, славяне и финно-угорские племена. Великое переселение народов сопровождалось уничтожением многих племен и кочевых народов.
С эпохой раннего средневековья связано существование Византийской империи и образование Франкской империи.

Высокое или классическое средневековье

Это период образования первых городов, возникновения феодального строя, время расцвета могущества католической церкви и Крестовых походов. Длился с 1000 по 1300 века.
Во времена классического средневековья сформировалась иерархическая (феодальная) лестница - особое последовательное расположение званий. Появились институты вассалов и сеньоров. Владелец земли - сеньор, мог дать во временное пользование феод (земельный участок) на особых условиях. Вассал, которой получал феод, становился военным слугой своего сеньора. За право пользоваться этим земельным участком он должен был 40 дней в году служить в войске. Также он брал обязательство защищать своего сеньора. Впрочем, в Средние века, кратко говоря, эти условия довольно часто нарушали обе стороны.
Основу экономики Средних веков составляло сельское хозяйство, в котором была занята большая часть населения. Крестьяне обрабатывали и свои земельные наделы, и господские. Точнее говоря, своего у крестьян не было ничего, от рабов их отличала только личная свобода.
Католическая церковь

В эпоху классического средневековья в Европе достигла своего могущества католическая церковь. Она оказывала влияние на все сферы жизни человека. С ее богатством не могли сравниться правители - церкви принадлежала 1/3 всех земель в каждой стране.
Средневековый человек был крайне религиозным. То, что для нас считается невероятным и сверхъестественным, для него было обыденным. Вера в темное и светлое царства, демонов, духов и ангелов - это то, что окружало человека, и во что он безоговорочно верил.
Церковь строго следила, чтобы ее престижу не был нанесен урон. Все вольнодумные мысли пресекались на корню. От действий церкви в свое время пострадали многие ученые: Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник и другие. Вместе с тем, в Средние века, кратко говоря, она была средоточием образования и научной мысли. При монастырях существовали церковные школы, к которых обучали грамоте, молитвам, латинскому языку и пению гимнов. В мастерских по переписке книг, там же, при монастырях, бережно переписывали труды античных авторов, сохраняя их для потомков.

Рыцари
Вся романтика, присущая средневековью, связана с рыцарями. Рыцарь - это конный воин-феодал. Рыцарство, как особое сословие, возникло из военных дружинников, которые становились вассалами и служили своим сеньорам. Со временем, рыцарем мог стать только воин благородного происхождения. У них существовал свой кодекс поведения, в котором главное место занимали честь, верность Господу и поклонение своей даме сердца.

Крестовые походы
Целая серия этих походов состоялась в течение 400 лет, с XI по XV века. Они были организованы католической церковью против мусульманских стран по лозунгом защиты гроба Господня. На самом деле, это была попытка захвата новых территорий. В эти походы отправлялись рыцари со всей Европы. Для молодых воинов участие в таком приключении было обязательным условием, чтобы доказать свое мужество и подтвердить рыцарское звание.

Средневековые города
Они возникали прежде всего в местах оживленной торговли. В Европе это была Италия и Франция. Здесь города возникают уже в IX веке. Время появления остальных городов относится к X - XII векам.

Позднее средневековье
Это один из самых трагичных периодов средневековья. В XIV веке почти весь мир пережил несколько эпидемий чумы, Черной смерти. Только в Европе она уничтожила более 60 миллионов человек, почти половину населения. Это время сильнейших крестьянских восстаний в Англии и Франции и самой длительной войны за всю историю человечества - Столетней. Но одновременно - это эпоха Великих географических открытий и Возрождения.
Средние века - удивительное время, определившее будущий путь человечества в период Нового времени.

В период раннего Средневековья значительно расширяется территория, на которой идет образование западноевропейской цивилизации: если античная цивилизация развивалась в основном на территории Древней Греции и Рима, то средневековая цивилизация охватит уже практически всю Европу. Активно шло расселение германских племен на западных и северных территориях континента. Культурная, экономическая, религиозная, а впоследствии и политическая общность Западной Европы будет в значительной степени основываться на этнической общности западноевропейских народов.

Начался процесс образования национальных государств. Так, в IX в. образовались государства в Англии, Германии, Франции. Однако границы их постоянно менялись: государства то сливались в более крупные государственные объединения, то дробись на мелкие. Эта политическая мобильности способствовала становлению общеевропейской цивилизации. Процесс общеевропейской интеграции был противоречив: наряду с сближением в области этнической и культурной, прослеживается стремление к национальной обособленности в плане развития государственности. Политический строй раннефеодальных государств - монархия.

В период раннего Средневековья формируются основные сословия феодального общества: дворянство, духовенство и народ - так называемое третье сословие, в него включались и крестьяне, и торговцы, и ремесленники. У сословий - разные права и обязанности, разные общественно-политические и хозяйственные роли. Раннесредневековое общество Западной Европы было аграрным: основой экономики являлось сельское хозяйство, и в этой сфере было занято подавляющее большинство населения. Более 90% западноевропейцев жили вне города. Если для античной Европы города были очень важны - они были самостоятельными и ведущими центрами жизни, характер которой был преимущественно муниципальный, и принадлежность человека к данному городу определяла его гражданские права, то в раннесредневековой Европе города не играли большой роли.

Труд в сельском хозяйстве был ручным, что предопределило его низкую эффективность и медленные темпы технико-экономической революции. Обычная урожайность составляла сам-3, хотя трехполье повсеместно вытесняла двуполье. Держали в основном мелкий скот- коз, овец, свиней, а лошадей и коров было мало. Низким был уровень специализации, В каждом поместье имелось практически все жизненно необходимые отрасли хозяйства - полеводство, скотоводство, различные ремесла. Хозяйство было натуральным и специально на рынок сельскохозяйственная продукция не производилась. Внутренняя торговля развивалось медленно и в целом товарно-денежные отношения были развиты слабо. Этот тип экономики - натуральное хозяйство - продиктовал, таким образом, преимущественное развитие дальней, а не ближней торговли. Дальняя (внешняя) торговля была ориентирована исключительно на высшие слои населения, и основной статьей западноевропейского импорта были предметы роскоши. В Европу с Востока везли шелк, парчу, бархат, изысканные вина и экзотические фрукты, разнообразные пряности, ковры, оружие, драгоценные камни, жемчуг, слоновую кость.

Промышленность существовала в виде домашней промышленности и ремесла: ремесленники работали на заказ, так как внутренний рынок был очень ограничен.

Первое покушение
Несмотря на свою столичную жизнь, Распутин нередко наведывался в свое родное село Покровское. Во время одной из таких поездок, 29 июня 1914 года, и было совершено первое покушение на «старца» Выйдя из дому, чтобы дать телеграмму, он увидел женщину с провалившимся носом, стоявшую перед его домом. Она молча смотрела на него. Григорий Ефи...

Детство и юность Ивана III
Иван III родился 22 января 1440 года. Он происходил из рода московских великих князей. Его отцом был Василий II Васильевич Темный, матерью - княжна Мария Ярославна, внучка героя Куликовской битвы В.А. Серпуховского. Через несколько дней после рождения мальчика, 27 января, церковь вспоминала «перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста» ...

Индейцы Восточной Бразилии
На территории Восточной и Южной Бразилии жили племена ботокудов, канелья, кайяпо, шаравантов, каинганг и других, более мелких, которые относились к племенной группе же. Эти племена занимались охотой и собирательством, при этом совершая переходы с одного места на другое в поисках дичи и съедобных растений. Главным орудием, с помощью кот...