Реформы здравоохранения. О реорганизации здравоохранения

Профессор Павел Воробьев: у врачей опустились руки, а медсестры сбежали из больниц

"Вчера позвонили мне из отдела кадров и сказали, что я уволен. Из Первого Меда. Из института, где я прожил более 40 лет, а проработал – 36. Из них 18 лет – в должности заведующего кафедрой гематологии и гериатрии. Которую создал. Ни одного замечания, ни одного взыскания, всегда только позитив и достижения в работе. Около 700 научных публикаций, включая тезисы и зарубежные статьи. Около 100 книг, руководств, справочников. Более 20 защищённых диссертаций под моим руководством."

Председатель Московского городского научного общества терапевтов, профессор Воробьев рассказал Правмиру все, что он думает о реформе здравоохранения в стране.

– Павел Андреевич, как вы узнали о том, что больше не работаете в МГМУ имени Сеченова?

– Четвертого августа мне позвонили из отдела кадров нашего 1-го меда (ныне – Первый МГМУ имени И.М. Сеченова. – ред.) и сообщили, что я там теперь не работаю. Более месяца! У нас в вузе система срочных договоров, преподавателей выбирают на 5 лет, и потом договор постоянно продлевается. У меня он с 2008 года. Последние три года мне его продлевали на 1 год, а не на 5 лет, как обычно. Весной этого года договор без объяснения причин продлили всего на 3 месяца. Он должен был закончиться в конце июня. Я написал заявление о продлении на имя ректора Петра Глыбочко , ответа не было, но и разговоров о том, что меня увольняют, не было. Я за последние месяцы беседовал и с ректором, и с тремя проректорами. Никаких претензий мне никто не предъявлял. Конфликтов с руководством у нас не было. Есть, я знаю, неудовлетворенность моей гражданской позицией, моим профессиональным отношением к происходящему в здравоохранении, но это же не конфликт.

Я считаю, что мои права грубо попраны. И по-человечески и по закону.

– Вы не раз критиковали ход реформы здравоохранения в России , получается, теперь вы ощутили это на себе?

– Причем уже второй раз. Первый раз мою кафедру выгнали из 7-й скоропомощной больницы, крупнейшей в городе. Она была сокращена, часть ее была закрыта. Это было в 2014 году. В университете имени Сеченова последние 18 лет я заведовал кафедрой гематологии и гериатрии, а больница была нашей клинической базой, в институте своих коек мало. Кое-как пристроились, конечно, но 34 года в больнице – это целая врачебная жизнь.

– Вы говорили не раз, что реформа здравоохранения – это по сути уничтожение нашей медицины. Сейчас ваша позиция только укрепилась?

– Все так и есть. За последние несколько месяцев в России уволилось 10 процентов младшего и среднего медицинского персонала. Вдумайтесь в цифру – это 40-50 тысяч человек! Они просто сбежали . Врач без медсестры – это пустое место. Лечит медсестра, врач только делает назначения.

Но это продолжается уже несколько лет. Последние цифры говорят о том, что эта «реформа» не прекращается. Люди уходят сами. Низкие зарплаты, колоссальные нагрузки. Зарплата медсестры в стране сейчас 5-7 тысяч рублей. Люди берут 2,5 ставки, чтобы заработать хотя бы 15-16 тысяч.

Теперь в больницах, похоже, обслуживать пациентов будут за деньги. Может быть, им самим придется нанимать сиделок. Кто-то же должен менять белье, памперсы, делать перевязки…

– В ходе реформы убрали медсестер и в поликлиниках, решив, что врач справится с оформлением записей сам. Как это сказалось на работе поликлиник?

– Сделали это как раз потому, что медсестер просто не хватает. Решили изобразить реформаторскую деятельность, убрав функцию медсестры совсем. Это неправильно. Во всем мире, наоборот, на одного врача работает три-четыре медсестры . Медсестра оформляет все записи, документы. По мировым стандартам, врач уделяет пациенту минут пять, а уже все остальное делает медсестра. Теперь у нас врач сидит и оформляет записи и в карте, и в компьютере… А ведь от этой работы доктора можно вообще избавить, например, с помощью диктофонных записей, которые расшифровывают call-центры. Во всем мире такая практика существует десятки лет, только мы не можем никак понять, как все обустроить.

– Наши поликлиники перешли на новый стандарт работы – это улучшило качество обслуживания пациентов?

– Да, сейчас наши поликлиники уже работают по новой «реформаторской» модели, но это не привело к улучшению оказания помощи. Количество бумажной работы не уменьшилось, записаться на прием не всегда легко, а электронная запись тоже не всем пациентам удобна и доступна. За последнее время были даже случаи, когда люди умирали в очереди в регистратуру.

Это формализованные игры чиновников , которые не имеют отношения к реформе здравоохранения. Они улучшают не эффективность обслуживания населения, а эффективность расходования средств. Медицина должна быть платной, кто не может платить, тот пусть болеет и умирает сам. А кто не хочет так работать, может идти в бизнес , – мы слышим и такие советы.

– Власти говорили о том, что в ходе реформы зарплаты врачей вырастут и что они уже составляют до 80 тысяч рублей…

Зарплаты врачей растут – за счет того, что их увольняют . Ушло 2 врача, третьему повысили зарплату. Но он же не будет работать за троих. Врачи уже давно работают на пределе своих сил.

– С какой целью в таком случае идет у нас эта оптимизация здравоохранения?

– Эта реформа по экономии средств. «Денег нет, но вы держитесь». Вот, к примеру, недавно была опубликована статистика по заболеванию воспалением легких на дому. Смертность в городе увеличилась на 30 процентов. Это же фантастика! От воспаления легких вообще не должны умирать легких, банальная домашняя пневмония, есть разные антибиотики…

Я это объясняю только плохой организацией медицинской помощи. Сейчас не госпитализируют вовремя таких больных. Например, есть новые ограничения. Без высокой температуры при воспалении легких не положат в больницу. А ведь у пожилых людей при этом заболевании обычно не бывает высокой температуры. В итоге люди приезжают в больницу уже в реанимацию .

– В чем изменились правила работы скорой помощи?

– Изменились правила работы и скорой помощи, и плановой помощи, и правила госпитализации. Теперь нельзя положить человека на обследование. Все обследование проходит амбулаторно. Но на практике это нереально, недоступно для населения. Поликлиника в одном месте, обследование делать нужно ехать на другой конец города. И все время требуют денег за то, чтобы делать быстро. Скажем, МРТ и КТ, то, что нужно делать срочно при определении опухолей, часто назначают через несколько месяцев – очередь. Хотите сделать быстро – платите деньги. Потому что одна из задач здравоохранения теперь – зарабатывание денег . А сделать это можно, только обирая больных.

«Скорая» теперь не увозит пациентов в больницу без явной угрозы жизни. А то, что угроза жизни может наступить через несколько минут после их отъезда, уже никого не волнует. Вызовы передаются на «неотложку», которая может приехать и через сутки.

– Что происходит в регионах?

В регионах все то же самое, помноженное на удаленность территорий. Там подчас и вовсе нет теперь «скорой помощи». Количество ФАПов (фельдшерско-акушерский пункт) в регионах в 2 раза больше, чем количество фельдшеров. Там некому работать. Но при этом в маленьких населенных пунктах вообще убирают медицинские учреждения. Хочешь лечиться – отправляйся в ближайший город, на посещение поликлиники уходит двое суток!


– Вы как-то говорили, что наша реформа идет по американской модели здравоохранения. Это так?

– Практически да, только мы опаздываем. Обама уже поворачивает американское здравоохранение на наши, еще советские принципы. Да и многие европейские страны тоже уже оценили удобство и качество нашей системы здравоохранения. А мы, наоборот, зачем-то от нее отказываемся. Та самая «английская модель» – это советская модель , она просто была приспособлена под жизнь Англии. Основные принципы – это первичное звено здравоохранения, доступное для всех , разделение на оказание помощи на двух уровнях – первичная ступень и вторичная. Но основной упор делается на первичное звено, там врачи и медсестры общей практики.

– А как вы оцениваете изменение системы медицинского страхования у нас?

Вот это как раз чистое воровство денег. По самым скромным подсчетам, 10 процентов от наших страховок уходит не на лечение, не на больных, а на обслуживание системы. А самое важное – что это не имеет никакого отношения к повышению качества, эффективности и так далее.

И, кстати, никаких изменений в ОМС на самом деле за последние годы не произошло. Многие принципы были заложены в систему в начале 90-х годов. У нас никто не читает законы: например, право пациента перейти из одной поликлиники в другую – это вообще не новшество, это уже было с 1993 года, но не работало, людям просто не говорили о такой возможности, а сами мы свои права не стремимся знать.

– Профсоюзы работников здравоохранения как-то реагируют на ситуацию? И могут ли они ее изменить?

– Официальный медицинский профсоюз ничего не делает. Есть независимый профсоюз «Действие», который что-то пытается делать, но испытывает постоянные гонения. Сам я не верю ни в партии, ни в профсоюзы.

– Одно время врачи были довольно активны, выходили на митинги. Почему сейчас нет такой активности?

– Да, люди митинговали. Но ведь ничего не произошло. Всех обманули. Все обещания властей оказались пшиком. Кому-то сунули подачку деньгами, кому-то нет. У врачей опустились руки.

– Одно время наши власти говорили, что реформа здравоохранения идет с ошибками…

– Это были пустые высказывания. Уверен, что за ними не стояло никаких конкретных планов по развороту реформы, по каким-то корректировкам. Все идет так же, как шло, критику на местах просто не слышат, а критикующих – преследуют.

Когда просто закрываются больницы – это не реформа

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Среди мероприятий по повышению эффективности здравоохранения, реализуемых в российских регионах, в центре общественного внимания оказались преобразования, проведенные в 2012-2015 гг. в московском здравоохранении. При самом высоком в стране уровне подушевого государственного финансирования и кадровой обеспеченности здравоохранение Москвы по уровню его организации отстало от передовых российских регионов в формировании более эффективной системы оказания медицинской помощи. Качество и доступность бесплатной медицинской помощи вызывали очень большие нарекания у жителей города. Развитие медицинских технологий и рост информированности о них граждан сформировали более высокие притязания к системе здравоохранения. Этому способствовали и более высокая по сравнению с другими регионами доля населения с высшим образованием и относительно высокими доходами. Исследование НИУ ВШЭ, проведенное в 2014 г., показывает, что в дилемме «улучшение качества или сохранение территориальной доступности медицинской помощи» 65% жителей Москвы отдают предпочтение качеству, в то время как в целом по стране - 55% Кочкина Н. Н., Красильникова М. Д., Шишкин С. В. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения / Препринты. Высшая школа экономики. Серия WP8 «Государственное и муниципальное управление». 2015. С. 46-47.. Между тем реальные возможности проведения обследований и лечения с помощью новых технологий очень в малой степени отвечали растущим требованиям к качеству медицинской помощи.

Ресурсы, которыми располагала Москва для финансирования городской программы модернизации здравоохранения в 2011-2012 гг., позволяли провести масштабное оснащение медицинских учреждений новым диагностическим оборудованием. Но для результативного решения задачи обеспечения его доступности всем жителям города необходимы были преобразования в организации оказания медицинской помощи. С этой целью в 2012 г. в Москве провели реорганизацию сети поликлинических учреждений: 220 поликлиник для взрослых и 150 детских поликлиник объединили в 46 взрослых и 40 детских амбулаторных центров. Каждый такой центр создан на основе крупной поликлиники, которую оснастили самым современным оборудованием, и к которой в качестве филиалов присоединили 4-5 меньших по размеру поликлиник.

Далее, в 2013-2015 гг. был ре организован стационарный сектор. Созданы сеть высокотехнологичных сосудистых центров, университетские клиники на базе крупнейших больниц города. Все родильные дома были присоединены к больницам, проведено объединение и перепрофилирование ряда больниц. Коечный фонд больниц сокращен в 2013-2014 гг. на 19% (табл. 3).

Таблица 3. Сеть медицинских учреждений в городе Москва

Тип учреждения

Поликлиники для взрослых

Амбулаторные центры - городские поликлиники для взрослых + диагностические центры + МСЧ + кардиологический диспансер

Амбулаторные центры - детские городские поликлиники

Городские больницы, включая НИИ и инфекционные больницы для взрослых

Родильные дома (самостоятельные)

Детские больницы, включая НИИ и инфекционные больницы

Коечный фонд, тыс.

Число выбывших больных в стационарах, тыс.

Источник: данные Департамента здравоохранения Москвы.

Наиболее болезненным изменением стало сокращение медицинского персонала, главным образом в реорганизуемых стационарных учреждениях. Очень высокая обеспеченность врачами стационарного сектора сочетается с их дефицитом в амбулаторном секторе и особенно - в первичном звене (участковые терапевты и педиатры). Учитывая очень высокий уровень средней заработной платы в Москве, выполнение целевых показателей повышения оплаты труда медиков представляет для Москвы особенно сложную задачу. Эти обстоятельства, очевидно, и стали причинами принятия решения о сокращении врачей. Информация о планах реорганизации больниц и выведении за штат всего их персонала стала достоянием средств массовой информации до того, как московское правительство проинформировало о планируемых показателях сокращений медиков и предложениях по их трудоустройству. Это вызвало всплеск социального напряжения, для ослабления которого московскому правительству пришлось выделять значительные средства на пособия увольняемым (от 200 тыс. до 500 тыс. руб.). Масштабы же реального сокращения в 2014 г. были не очень велики: численность в городских учреждениях здравоохранения уменьшилась на 5,5% (табл. 4).

Таблица 4. Штаты и кадры врачей в городских учреждениях здравоохранения Москвы

Примечание: в состав врачей включены зубные врачи, интерны, лица с высшим медицинским образованием в аппарате управления и не учтены клинические ординаторы.

Организация здравоохранения остается наиболее дискуссионной темой, как в теории, так и в экономической политике. В мире нет такой страны, где модель организации здравоохранения считалась бы среди экономистов и медиков образцовой.

Как известно, существуют три основные модели организации здравоохранения: «государственная», «частная», «страховая». В мировой практике система здравоохранения страны, как правило, строится на сочетании различных моделей, но в разных пропорциях. Каждая модель дополняет другую.

Государственное финансирование здравоохранения основано на принципе социальной солидарности общества, распределения медицинских услуг, как общественных благ. Такая модель главенствует в Великобритании, Ирландии, Дании и др.

Частная модель здравоохранения предполагает, что медицинские услуги - продукты частных компаний, распределяемые в условиях рыночный конкуренции. Классический пример построения «частного» здравоохранения - США.

Третья модель - страховая существует в условиях социально-ориентированной смешанной экономики, обеспечивает необходимое стимулирование медицинских организаций, гибкость организационной структуры здравоохранения. Государство - выступает гарантом обеспечения всех граждан или их большинства социальными благами. Данная модель здравоохранения преобладает в Германии, Австрии, Канаде и др.

В 2013 году в России начался новый этап реформ здравоохранения. государственным медицинским организациям были предоставлены права оказания гражданам платных медицинских услуг.

В 2014 году реформа была продолжена. Была произведена реорганизация отрасли. Поликлиники были объединены в крупные медицинские организации. В мероприятиях по оптимизации участвовало 359 медицинских организаций, из них было ликвидировано, а 330 потеряли свою самостоятельность.

Финансирование медицинских организаций стало осуществляться на основе устанавливаемых субъектами РФ нормативов объема медицинской помощи на 1 жителя региона по каждому виду медицинской помощи в соответствии с территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи каждого региона.

Основным каналом финансирования медицинских организаций стала система ОМС, включающая ФФОМС, территориальные ФОМС, страховые компании.

Финансирование медицинских организаций через систему ОМС дополняется бюджетным финансированием субъектами РФ и федеральным бюджетом. (Подробно см. 323-ФЗ, 326-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 932).

Кроме того, активно развивается частная медицина. Если в 2010 году число негосударственных медицинских организаций составляло 8%, общего числа медорганизаций, то в 2015 году - уже 22%. Доля включенных в территориальные программы ОМС частных клиник в 2014 г. выросла до 19% по сравнению с 8% в 2013 г .

Таким образом, Россия развивает наиболее распространенную в мире страховую модель здравоохранения с развитой системой государственного финансирования и социальных гарантий.

В условиях экономического кризиса россияне, стали более остро осознавать ценность бесплатных социальных благ, высокое качество организации отлаженных во времена СССР систем здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Неслучайно в 2014 - 2015 годах по стране прокатилась волна митингов и протестов против сокращения количества медицинских учреждений, медицинского персонала, объема бесплатных медицинских услуг. По данным Росстата, число медработников снизилось за 2014 год на 90 тыс. человек при сохранении уровня совместительства в 140% .

Счетной Палатой РФ в 2014 г. был отмечен рост объема платных медицинских услуг на 24,2% по сравнению с 2013 г. Рост платных медицинских услуг свидетельствует о замещении бесплатной медицинской помощи платной, снижении доступности медпомощи для населения.

В начале марта 2016 года президент РФ заслушал доклад министра здравоохранения о предварительных итогах развития здравоохранения в 2015 году. Г-жа В. Скворцова сообщила, что в 2015 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении достигла 71,2 года .

Однако, нельзя забывать о том, что по этому показателю Россия вместе с Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном занимает лишь 10-13 места среди стран-бывших республик СССР, обгоняя только Казахстан и Туркмению.

Многие экономисты и медики обратили внимание на то, что в январе-ноябре 2015 г. смертность в России на 100 000 жителей выросла на 0,1% по сравнению с 2014 г., достигнув в2015 г. 1306 человек .

Проблема роста смертности вызывает особое беспокойство на фоне того, что Россия среди стран - бывших республик СССР уступает по уровню смертности на 1000 жителей только Украине, Латвии, Литве.

В этих условиях удивительно то, что, несмотря на значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих деятельность медицинских учреждений, отсутствует проработанное законодательство, определяющее условия и механизмы развития частной медицинской практики.

Успех развития страны напрямую связан с величиной государственных инвестиций в человека, т.е. в здравоохранение, образование, науку, культуру.

В начале марта 2016 г. разные ведомства и экономисты «давали» противоречивые сведения о величине кассового исполнения государственных расходов на здравоохранение и их фактической доле в ВВП.

Тем не менее, даже запланированная на 2015 г. доля государственного финансирования здравоохранения России представляется заниженной, особенно в условиях кризиса. Этот показатель ниже, чем в Молдавии, Эстонии, Литве, Киргизии, Украине, не говоря уже о среднем уровне государственных расходов на здравоохранение в странах ЕС, где он составляет 6,5% от ВВП.

В то же время доля военных расходов в ВВП России, на мой взгляд, завышена, особенно в условиях экономического кризиса. По данным SIPRI она составляет 4,5% ВВП .

По этому показателю Россия занимает второе место среди стран - бывших республик СССР, незначительно уступая лишь Азербайджану.

Наиболее высокую долю военных расходов в странах ЕС имеют Франция и Великобритания - 2,2% ВВП. В США этот показатель составляет 3,5 % ВВП.

В качестве положительных моментов реформирования здравоохранения в России можно отметить то, что: реформа проводится постепенно и достаточно аккуратно; сохраняется преемственность с хорошо отлаженной советской системой управления здравоохранением; обеспечиваются государственные гарантии получения всеми гражданами бесплатных медицинских услуг удовлетворительного качества.

Для успешного проведения реформы здравоохранения целесообразно целесообразно сравнить свои достижения с опытом передовых зарубежных стран.

По мнению ряда специалистов одна из наиболее удачных медицинских реформ среди постсоветских стран была реализована в Эстонии.

Даже среди 35 европейских стран Эстония занимает почетное 17 место по качеству и эффективности здравоохранения , опережая Испанию, Италию, Ирландию.

По заключению экспертов Health Consumer Powerhouse (HCP), проанализировавших состояние медицинской отрасли в 27 странах Евросоюза, а также в Швейцарии, Норвегии, Хорватии и Македонии система здравоохранения Эстонии принадлежит к ряду лучших в Европе.

Среди стран - бывших республик СССР ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Эстонии - самая высокая - 77 лет, смертность на 1000 жителей достаточно низка - 8,1% (9 место из 15 бывших советских республик; В России - 13,1 % на 1000 жителей).

Доля государственных расходов на здравоохранение в Эстонии - 4, 64 % ВВП (2-е место после Литвы) при 2,0 % -ой доле военных расходов к ВВП (7 место среди бывших советских республик).

По подобию стран Северной Европы ключевым звеном медицины в Эстонии являются "семейные врачи". Все жители территориально приписаны к "своему"

"семейному врачу", который обязан принять больного и при необходимости - направить его на обследование к специалистам.

Эстонское здравоохранение характеризуется квалифицированностью специалистов и современным оборудованием большинства больниц и клиник страны.

Ответственность за управление здравоохранением лежит на Министерстве социального обеспечения, образованное слиянием трех министерств - здравоохранения, социального обеспечения, труда.

Источник финансирования медицинского страхования - социальный налог, которым облагается каждый работающий в стране гражданин. Размер налога составляет 33 %, 13 % которого уходит в ЭФМС, а 20 % - в бюджет государственного пенсионного страхования.

Медицинское страхование в Эстонии организует Больничная касса, основной задачей которой является обеспечение всех жителей Эстонии компенсацией медицинских услуг и покупки лекарств.

Ключевым средством контроля качества медицинской помощи стало проведение клинических аудитов, организуемых ЭФМС.

Конституция РФ, Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья чело-века, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Если декларируемые цели и действия для их достижения противоречат друг-другу, то происходящее сложно назвать реформой. Описанная ситуация в полной мере относится к ситуации с “реформой” здравоохранения в России, проходящей последние несколько лет (текущий этап начался в 2014 году, в 2016 году все продолжается). Иногда для описания происходящего любят использовать слово “оптимизация”, что тоже содержит заметный элемент лукавства – в классическом представление оптимизация предполагает модификацию системы для улучшения ее эффективности. В данном случае, речь идет только об уменьшение затрат на поддержание системы оказания бесплатной медицинской помощи населению, предельный случай “оптимизации” по критерию минимизации затрат – полный отказ от бесплатной медицинской помощи для большинства населения. По факту происходящее напоминает именно этот случай, власти «снижают финансовую нагрузку на бюджет», у них не больные люди, а «нагрузка на бюджет», сами, если могут, лечатся заграницей . Причем я не против лечения заграницей, удивляет лукавое поведение власти. И кстати, если болезнь не поддается лечению в России, то в теории декларируется возможность лечения заграницей для простых граждан за счет государства (точнее несколько лет назад точно декларировалась, текущее положение дел не отслеживал).

В качестве вводного материала в тему предлагается текст из газеты «Ведомости», в нем подробно расписано что на практике происходит со здравоохранением в Москве. Нужно понимать что качество (доступность и качество различных медицинский процедур) медицинской помощи в Москве в среднем выше чем в других регионах, при этом за последнее несколько лет ситуацию и тут удалось сильно ухудшить (в некоторых направлениях доведя до катастрофической). Доходы врачей и медработников в Москве также существенно выше. Ситуация даже в московской области (в нескольких километрах от МКАД) заметно хуже.

Второй текст из газеты «Ведомости» — цитата из интервью декана экономического факультета МГУ Александра Аузана, в ней сформулировано что сама концепция «реформы» здравоохранения порочная, проблема не в реализации.

«В России начинается когнитивный диссонанс»

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан о преодолении инерции развития и о том, почему придется смотреть на 25 лет вперед (цитата про проводимые реформы)

– Но людям, наверное, нужно что-то предложить сейчас? Про «через 20 лет наступит полная победа коммунизма» – мы же это уже проходили.
– Если люди хотят двигаться в определенном направлении, вы правы, что нельзя им сказать: подождите 10 лет и через 10 лет что-нибудь будет. Нужны, что называется, близко висящие плоды. Я вам скажу, где, на мой взгляд, такие результаты нужно искать: нужно выйти из тупиков, в которых у нас сейчас находятся образование, здравоохранение и пенсионная система. Потому что это и есть оболочка, в которой живет человек, и он видит, что там реформы ведут куда-то не туда. Да, построили здание, завезли оборудование – а на самом деле все хуже и хуже. Мне кажется, мы не в той модели двигались в здравоохранении, образовании и пенсионной системе. Возьмем здравоохранение – страховая модель очень дорогая, в ней сверхбогатая Америка живет с трудом, на единицу блага тратит в 2,5 раза больше, чем Англия или Германия, имеющие хорошее здравоохранение, или Израиль, или Куба. Давайте посмотрим: оказывается, моделей-то хорошего здравоохранения много, а для людей это важно. Знаете, почему еще важно? Вслух как-то не принято говорить, что мы стареющая нация, у нас наш человеческий потенциал живет во все более хрупкой оболочке и, как мы ни стараемся с демографическим ростом, честно сказать, ничего особо не получается. И не будет получаться. Все, кроме американцев – это единственное историческое исключение, – переходят на плато: демографический рост заканчивается, нация стареет. Это значит, здравоохранение становится все более важным и все более чувствительным. Мы довольно образованная стареющая страна, которой нужно тонко отлаженное здравоохранение. А его нет. То же самое касается образования. Мы уже не самая читающая страна, как говорил Жванецкий об СССР, – в этом смысле человеческий капитал уже тоже начинает обрушиваться. Потому что образование сейчас во многом работает не в ту сторону, в которую должно, а опять по старому советскому анекдоту: борьба системы с природной одаренностью человека. Система начинает побеждать. В образовании мы сделали модель рыночно-услужную, в которой оцениваем, как в непрерывно работающем супермаркете, количество и качество оказанных за единицу времени услуг. Слушайте, вообще-то образование – это инвестиции долгосрочные, и результатом является человек, а не отчетность. У нас ведь огромные транзакционные издержки в образовании и здравоохранении, потому что учителя и врачи не столько лечат и учат, сколько пишут и пишут. Как только вы не можете сформулировать реальную цель, у вас появляется огромное количество отчетности. А поскольку все равно не получается – давайте мы еще добавим какие-то показатели. Мы впали в ухудшающий отбор. Нужно менять модель. Я думаю, что для людей переход на постановку реальных целей [в этих сферах] – это ощутимая вещь, которой можно добиться, ну, не за год-два, но за пять лет поворот может уже начать ощущаться.

Речь идет о системной деградация медицины (здравоохранения) в России

Проблемы в здравоохранении носят системный характер, врачи все чаще говорят о том, что наша медицина превращается в фейк. В поликлиниках могут принимать пациентов, направлять их на исследования, диспансеризировать и профилактировать, однако поставленные диагнозы часто не соответствуют действительности. Лабораторные анализы сделаны неправильно, а назначенное лечение сильно отличается от методов, используемых в большинстве развитых стран. Детали по ссылке (текст Lenta.ru 03.11.2016)

Опубликовано 19.5.2016, версия 1.3 от 07.11.2016
Если Рулимс помог вам (упростил получение водительского удостоверения или позволил сэкономить) помогите и ему, буду благодарен за любые суммы, перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги. Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.

Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.

Также можно помочь опубликовав ссылку на Рулимс () в вашей любимой социальной сети, блоге или форуме (особенно был бы благодарен за блоги и форумы, заранее огромное спасибо). Так же буду благодарен за участие в группах в социальных сетях и исключительно благодарен за перепосты интересных вам материалов в ваши блоги и форумы. Для развития проекта так же очень полезны ваши комментарии и примеры из вашего опыта. Для комментариев лучше зарегистрируйтесь на Рулимс. Форма регистрация на сайте максимально простая, предполагаются сервисы только для зарегистрированных пользователей. Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице .

Реорганизация московской системы здравоохранения обернется ликвидацией ряда больниц, роддомов и других медицинских учреждений. План-график столичных властей опубликован на сайте rusmedserver.com. Из документа следует, что сотрудники 28 учреждений, включая 15 больниц, будут уволены, помещения высвобождены, а оборудование передано другим учреждениям

Подлинность документа РБК подтвердил источник, близкий к московскому правительству, и источник в одной из ликвидируемых больниц.

Сокращения предполагается проводить в два этапа: сначала путем присоединение больницы к другому учреждению и превращения в филиал, затем должна быть произведена ликвидация. Например, больницу №59 присоединят к Боткинской больнице, но, согласно плану, ее фактически ожидает ликвидация. В регистратуре 59-й больницы РБК подтвердили, что персонал ожидает реорганизации, но пока этого не произошло.

Сейчас в этой больнице 574 работника. На выплату медперсоналу выходных пособий предусмотрено 163,5 млн руб. Если исходить из того, что пособия сокращенным сотрудникам положены в размере средней зарплаты за два месяца, то эта сумма с лихвой перекрывает увольнение всех сотрудников. О сокращении, согласно плану, их предполагается уведомить до 1 февраля, а фактически уволить - до 1 июня следующего года.

Выходные пособия предусмотрены для 25 из 28 медицинских учреждений из списка. Самая большая сумма выходного пособия (218,8 млн руб.) предусмотрена для ГКБ №53, которую планируется присоединить с ГКБ №13. Штатная численность персонала в этой больнице составляет 720 человек. Всего московские власти планируют потратить на выходные пособия 2,384 млрд руб.

Последним пунктом в плане реорганизации каждого учреждения значится пункт об отказе правительства от оперативного управления комплексом зданий, в которых расположены больницы. Что планируется делать с ними дальше, в документе не сказано.

Сокращением больниц, согласно документу, занимается руководство столичного департамента здравоохранения, почти в полном составе: среди исполнителей указан новый глава департамента Алексей Хрипун, назначенный с 10 октября вместо уволившегося Георгия Голухова, а также два его первых заместителя Николай Потекаев и Татьяна Мухтасарова и еще два заместителя - Валерий Павлов и Юлия Антипова. РБК пока не получил комментарий от представителя департамента.

Представитель вице-премьера федерального правительства Ольги Голодец отказался от официальных комментариев, сославшись на то, что оптимизация московских больниц - дело властей столицы. Источник в федеральном правительстве отметил, что ликвидация больниц находится в русле процесса оптимизации коечного фонда и предполагает перевод пациентов на амбулаторное лечение современными методами.

Чиновники, например, к 15 октября должны были издать приказ о присоединении горбольницы №61 к больнице имени Н.Н.Пирогова, до конца года согласовать новое штатное расписание. Сотрудники 61-й больницы должны получить уведомления о сокращении до 1 февраля 2015 года, до 1 июня должно пройти их увольнение. Помещения больницы по плану высвободятся к августу, а к сентябрю по плану будет готово обращение в департамент имущества об отказе от оперативного управления комплексом зданий.

Пациентов больниц, которые предполагается ликвидировать, столичные власти планируют распределять по другим больницам. Большую их часть по плану «маршрутизируют» в Боткинскую, больницу им.Баумана, НИИ Склифосовского, другие больницы. В самой Боткинской, между тем, идет внутренняя организация. На неофициальной странице больнице в Facebook 29 сентября было размещено объявление о ликвидации одной из трех неврологий.

«Вот и почти свершилось сокращение неврологических отделений в нашей больнице - скоро не станет 44-го неврологического отделения, куда стремились положить своих почти все сотрудники и почти все «знающие» пациенты», - говорится в сообщении. Источник РБК в больнице подтвердил, что персоналу неврологического отделения объявили о его ликвидации.

В некоторых больницах, указанных в плане-графике, сотрудников уже полностью сократили: не осталось сотрудников в филиале №2 ГКБ №31, а также в филиале ГКБ №4. Врачи, которые работают в филиалах больниц и с которыми РБК удалось поговорить, ожидают, что их ждет такая же участь. Ранее эти больницы прошли процедуру укрупнения и присоединения к другим учреждениям, прежде чем их сотрудники были сокращены.

Большинство больниц из списка ликвидируют в сжатые сроки. Основную часть закроют к апрелю следующего года. Но бывшую ГКБ №11 планируют закрыть еще раньше - к 1 декабря 2014 года. К этому же сроку закроют бывший роддом №2 и бывшую медсанчасть №32. Врачей в нем уже не осталось, в плане стоит переоценка имущества, передача оборудования 24-й больнице и снятие зданий с баланса. Некоторые больницы, наоборот, закроют позже: филиал №1 больницы № 56 - к апрелю 2016 года, а первый филиал Боткинской больницы - к апрелю 2017 года.

Как ранее РБК, цель реформы системы московских больниц - максимально коммерциализировать работу медучреждений. «Есть закон, который всю медицину, уже с 2015 года окончательно, переводит в систему ОМС», - пояснял РБК вице-мэр Москвы Леонид Печатников, отвечающий за сферу социального развития. Теперь больницы будут жить только на то, что они заработали. В ведении бюджета останутся только капремонты, строительство и закупки техники стоимостью свыше 100 тыс. руб.

Другая причина сокращений - необходимость выполнить «майские указы» президента по повышению зарплат в сфере здравоохранения. Столичные власти озабочены выполнением 597-го указа, который предписывает повышение зарплат врачей до двух средних зарплат по региону, рассказывал источник РБК, близкий к московскому правительству. «Эксперты по заказу мэрии предлагали разные варианты, как это сделать при имеющемся бюджете», - говорил он.

Чиновникам было предложено несколько вариантов: вывести часть персонала за штат, сложить несколько ставок вместе и не повышать зарплату, сделать упор на специализацию больниц: сердечников везти в одну, а неврологических пациентов - в другую и так далее. Другая идея - усилить поликлиники, которым сейчас выгоднее отправлять пациентов в больницы, чем лечить самим.