Сочинение «Главные особенности художественно-философского мира Есенина.

В поэзии «серебряного века» Есенин стоит особняком. Он не принадлежал ни к одному поэтическому движению, не уходил в мистические дали. Ему удалось избежать влияния других поэтов, благодаря чему поэзия его стала одной из самобытнейших. В ней легкость пушкинского стиха сочетается с детской наивностью, почти с нежной любовью к природе, Родине. Мелодичность и плавное течение строк принесли поэту всеобщее признание (Орлова 2002: 450).

Уж не сказ ли в прутике

Жисть твоя и быль,

Что под вечер путнику

Нашептал ковыль (Есенин 1999; 58).

Но не только это привлекает нас в стихах Есенина. Удивительно красочно и живописно поэт описывает нам богатство и красоту русской природы.

Вяжут кружево над лесом

В желтой пене облака.

В тихой дреме под навесом

Слышу шепот сосняка (Есенин 1999; 53).

Причем есенинские стихи есть не что иное, как признание в любви просторам России, сапфировым рекам и озерам.

Я - пастух; мои палаты -

Меж зыбистых попей,

По горам зеленым - скаты

С горком гулких дупелей (Есенин 1999; 53).

Анализируя художественный мир Есенина, необходимо, прежде всего, определить главные особенности его поэтического мышления. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве» - так определил Есенин главную тему своей поэзии, тему сложную и многогранную.

На творчество Есенина повлиял его «крестьянский уклон», что определило выбор и характер художественных средств и приемов. Об этом свидетельствует идейно-художественная эволюция поэта. Так, в 1914 -1919 гг. наблюдается «двойственность восприятия мира» поэтом. В этот период наряду с реалистической картиной художественного мира в его творчестве существовала и библийско-мифологическая. Образный мир поэта объемен и многогранен: небо и земля, по мнению автора, соединены «Маврикийским дубом», «вселенским» деревом. Это «есть вечное, неколебленое древо, на ветвях которого растут плоды дум и образов», то есть «словесное древо».

Шумит небесный кедр

Через туман и ров,

И на долину бед

Спадают шишки слов (Есенин 1999; 68).

Соединив в своем мире землю и небо с помощью такого мифического дерева, Есенин свободно «распоряжается» этим поэтическим пространством. Небо и земля в его художественном мире соединяются также с помощью дождя, солнечных лучей, лунного и звездного света, деревьев, растущих на земле (Степанченко 1998: 78).

На земле прообразом мира у Есенина является дом, изба. В «Ключах Марии» поэт писал: «Изба простолюдина - это символ понятий и отношений к миру…Красный уголок, например, в избе есть уподобление заре, потолок - небесному свободу, а матица - Млечному Пути» (Цит. по: Степанченко 1998: 79). И поэтому у Есенина очень многие стихи связаны с домом, его составными частями.

Через все творчество Есенина проходит образ дороги, который связывает воедино все земные пространственные образы, соединяют пространство и время, образуя единый пространственно-временной мир:

Скачет конь, простору много,

Валит снег и стелит шаль.

Бесконечная дорога

Убегает лентой в даль (Есенин 1999; 69).

Дорога позволяет поэту увидеть другие города и страны, встретить разных людей «Хочу концы земли измерить». Вот почему она занимает значительное место в его поэтическом мире, помогает почувствовать движение, течение жизни.

Несмотря на то, что есенинский дореволюционный мир многолик и противоречив, ему свойственны и такие черты, которые делают его единым. Это и пространственная узость мирка, ограниченного «деревенский или небесной околицей, и медленное течение времени: «Грустно стучали дни, словно дождь по железу». У позднего Есенина художественное пространство становятся более широким, объемным и многомерным, а время более динамичным. Следует отметить, что образ лирического «я» становится центральным в поэзии Есенина, а образ автора объединяет все элементы его творчества в своеобразный единый поэтический мир.

Лирика Сергея Есенина - это правдивый поэтический многоцветный дневник, раскрывающий глубокую душу, умеющую сострадать и радоваться, видеть чужую боль и нужду. Немногим дано так проникновенно передать психологизм ситуации.

Погасло солнце. Тихо на лужайке.

Пастух играет песню на рожке.

Уставясь лбами, слушает табун,

Что им поет вихрастый гамаюн.

А эхо резвое, скользнув по их губам,

Уносит думы их к неведомым лугам.

Любя твой день и ночи темноту,

Тебе, о родина, сложил я песню ту (Есенин 1999: 89).

Уже в ранней лирике пропадает безмятежность и покой. Глубоким психологизмом наполнены картины рекрутских сборов в стихотворении «Русь». В самом начале заложено ожидание несчастья, которое приходит с войной. Мирный труд селянина нарушен чуждой ему судьбой. Но издавна так сложилось - глубинка спасала Россию, собирая ополчение (Воюшина 1989: 16).

Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

По селу до высокой околицы

Провожали их огулом народ…

Вот где, Русь, твои добрые молодцы,

Вся опора в годину невзгод (Есенин 1999; 90).

В лирике Сергея Есенина прослеживается напряженное стремление обрести покой, слиться с окружающим миром, даже в самых драматических ситуациях добиться равновесия. Ведь никакой мир вокруг не заменит душевного покоя.

Имя Сергея Есенина хорошо известно в нашей стране. Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Мы видим, слышим и чувствуем в его стихах краски, звуки, запахи лесов, полей и лугов. В поэзии Есенина подлинно отражены русские образы и картины, живая народная речь. Нет ни единого стихотворения о России, в котором он не воспевал бы ее природу. Образ Родины появляется у Есенина уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи. Видим, как «роса блестит на траве», как «сыплет черемуха снегом». В стихах поэта деревья, травы, тихие воды - все живет и дышит своей неповторимой и волшебной прелестью (Грищенко 2004: 123).

Мы видим, как «отражаясь березы, ломались в пруду», как «ели, словно копья, уперлись в небе». Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, «плакучие ивы», «зеленоволосые красавицы березы», «топи да болота», «алый свет зари» - во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразились в его творчестве:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос нескошенный,

Лес да монастырь (Есенин 1999; 58).

Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине:

Холодной скорби не измерить.

Ты на туманном берегу,

Но не любить тебя, не верить -

Я научиться не могу (Есенин 1999; 100).

В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, ее грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, веселый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к России. Он восклицает:

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучили, и жгла (Есенин 1999; 101).

Есенин воспринимает родину в образе березы, часто сравнивая ее нежный стан с девичьим, ветви - с косами, крону - с сарафаном. Этот образ наполняет поэзию автора одухотворенностью и напевностью.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти Белой бахромой (Есенин 1999; 123).

Природа дала Есенину «лирическое чувствование», стала его этической и эстетической школой. «На ветке облака, как слива, златится спелая звезда». Вот оно целое, неделимое, великое чудо жизни! Образ Есенина - от растворенности в природе.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда (Есенин 1999; 132).

Прощание с любимой у Есенина не трагично, потому что о ней будет шептать природа: ветер, сосны, вода, деревья. А вечер растворит в себе имя тонкое, как звук, чтобы навсегда сохранить светлую тайну первой любви. Психология человека, живущего в гармонии с природой, как бы обусловила и выбор других поэтических средств. «Каскад» метафор обрушивается на читателя, как только он открывает томик стихов Есенина: «проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза», «улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы», «задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона». Есенин шел от народного мифотворчества, в основе которого лежит уходящее корнями в язычество представление, что природа «чувствует» как человек. В поэзии Есенина человек часто уподобляется деревьям (ивам, березкам, тополю, дубку и осинке). «Мы все есть чада древа, семья того вселенского дуба, под которым Авраам встречает Святую Троицу», - пишет поэт о нерасторжимости человека и природы в трактате «Ключи Марии» (Есенин 1995: 312).

Таким образом, Есенин часто называют певцом русской природы. Нет такого состояния окружающего мира, которого бы тонко и поэтично не воспел художник. Своеобразно и возвышенно открывает тайны природы его поэзия, может быть, оттого его любимым художественным приемом являлось олицетворение. С нашей точки зрения, такому взгляду на мир нельзя научиться, с этим только родиться, считая себя составной частью великой матери - природы.

Природа у Есенина следует законам жизни: она поет, звенит, переливается всевозможными оттенками звучания («В роще по березка белый перезвон», «А у низеньких околиц / звонко чахнут тополя»). Эпитет его многогранен и интегрируя в себе живописное и музыкальное, имеет, как правило, полихромный и полифонических оттенок («звонкий мрамор», «белый перезвон», «звенящая рожь»).

Именно таков взгляд Есенина на окружающее. Он восхищен всем сущим и торопится передать свой восторг, выказать радость бытия. В поздней лирике картины природы полны драматизма, рокового предчувствия. В окружающем мире поэт видит предсказания своей ранней гибели. Это не просто красивые и трагические стихи. Природа весной возродится, а поэту этого не дано, и в стихах звучит легкая грусть, светлая тоска по утраченной молодости.

Нежную, яркую и напевную лирику С.А. Есенина невозможно представить без темы любви. В разных периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное и в то же время горькое чувство.

Его любовная лирика полна драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет,

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!» (Есенин 1999; 112).

Далекие, милые были.

Тот образ во мне не угас… (Есенин 1999; 113).

Мы все в эти годы любили,

Но мало любили нас (Есенин 1999; 114).

Пройдя через многие тяжелые испытания, поэзия Есенина оживает, сбрасывает с себя уныние, набирает энергию, веру в новую жизнь. Поэт особенно доверчив, откровенен в своей любовной лирике; мужественная и правдивая, она - дневник его душевных переживаний. Поэт испытывает огромное желание расстаться с «дурной славой», навсегда покинуть «непутевую жизнь». Но ему не хватает воли.

Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали…

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить (Есенин 1999; 145).

В стихотворении «Письмо к женщине» С.А. Есенин исповедуется перед любимой, просит о прощении за невольно причиненные обиды. Слишком эмоционален и пылок он был, не смог уберечь любовь и счастье, но, расставшись, сохранил уважение и привязанность к прежней возлюбленной, благодарность за прожитые годы. Он благословляет некогда любимую женщину на счастье, пусть без него.

Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени (Есенин 1999; 234).

На такое самоотверженное чувство был способен только А.С. Пушкин с его признанием «Я вас любил». Не всегда Есенин испытывал в любви радость и успокоение. Чаще - это борьба, противосостояние и утверждение личностей. Спокойная и безмятежная любовь - это недостижимое и желаемое для поэта блаженство.

Не глядя на ее запястья

И с плечей ее льющийся шелк,

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашел (Есенин 1999; 455).

Я не знал, что любовь - зараза,

Я не знал, что любовь - чума.

Подошла и прищуренным глазом

Хулигана свела с ума (Есенин 1999; 456).

Непревзойденным образцом любовной лирики Есенина является цикл «Персидские мотивы». Здесь зазвучало искреннее чувство обновленного сердца автора. Строй стихов напевен и мелодичен. Есенин не подражает ни Саади, ни Фирдоуси. Поэт создает стихи по традиционным канонам. Сам Восток дышит и говорит устами Есенина.

Я спроси сегодня у менялы,

Что дает за потумана по рублю,

Как сказать мне для прекрасной Лалы

По-персидски нежное «люблю»?

Я спросил сегодня у менялы

Легче ветра, тише Ванских струй,

Как назвать мне для прекрасной Лалы

Слово ласковое «поцелуй»? (Аншакова 2004: 57).

Следует отметить, что в жизни, вне творчества, Есенин пережил несколько любовных трагедий и разрывов с женщинами. Но и после разрыва с ним эти женщины продолжали любить поэта, относясь к этому как к божественному подарку жизни. Они оказались правы. Мир любви Сергея Есенина стал бесценным достоянием культуры всего человечества. Сергея Александровича как истинного поэта волновали вечные философские вопросы взаимоотношения человека и Вселенной, человек и природы, человек и мира его земных деяний, радостей, страстей, тревог, любви и ненависти, жизни и смерти.

Человек - дивное творение природы, прекрасный, неповторимый цветок земной жизни. В поэме «Цветы» Есенин сумел обо всем этом сказать по-своему, в высшей степени самобытно. В поэме общечеловеческое неотделимо от личности автора, от его переживаний, тоски и судьбы. Особенно замечательно, что изображение жизни в поэме органически сливается с конкретной, реальной российской действительностью.

А люди разве не цветы?

О милая, почувствуй ты,

Здесь не пустынные слова (Есенин 1999; 176).

Есенин по своим убеждениям и идеям - мыслитель и революционер духа, постоянно и чутко выслушивающий настоящие раскаты новых революционных бурь и потрясений.

Поэзия Есенина поразительно конкретная и вместе с тем вселенская, космическая. В соединении этих двух начал - эмоциональная действительность, масштабность, «половодье чувств» и мыслей.

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым (Есенин 1999; 177).

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно

Что пришлось процвесть и умереть (Есенин 1999; 178).

Правы исследователи, что лирическая система С.А. Есенина скрепляется образом лирического героя. Этот образ чрезвычайно эмоционален, противоречив, ему свойственны и тончайшие, нежнейшие движения души, и в то же время слава скандалиста и хулигана его, как известно, не обошла.

«Судьба» лирического героя Есенина стала отражением судьбе, мыслей, чувств, настроений, ожиданий многих и многих его современников. И не только современников. Есенин, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту и доступность, наверное, один из самых сложных русских поэтов ХХ века. Может быть, потому, что он один из самых «русских» поэтов, глубоко укорененных в национальной русской психологии. Именно ныне, когда творчество Есенина рассматривается в широком философском, психологическом контексте, приходит понимание особенностей его поэзии, специфики его лирического героя: «Несомненно, что Есенин - не просто крестьянский поэт, но и поэт национально-космического уровня, ибо подтекст и дух его поэзии ведет в изначальный космос русской души», -- Ю. Мамлеев (Мамлеев 1990: 15).

Все есенинское творчество представляет собой как бы лирический автобиографический роман, героем которого является образ Поэта - поэта мира древнего, «деревянного». Трагедия Есенина - это трагедия русского человека, вобравшего в себя и поэтически выразившего народные представления об идеальной стране мужицкого счастья - «Инонии». И можно также утверждать, что источник драмы лирического героя лежит не в сфере социальной и идеологической, а в сфере психологической, «миротворческой», том идеальном для Есенина образе России, который не выдержал испытания действительностью.

Поэзия Есенина исповедальная, обнаженная (совершенно русский феномен); Есенин «всю душу выплескивал в слова», стремясь излечить страдающую душу мучительным самоанализом и глубокой искренностью: «От сонма чувств // Вскружилась голова. // И я сказал: // Коль это зуд проснулся, // Всю душу выплещу в слова» («Мой путь»). Есенин укрепил в литературе «эпистолярный» жанр - жанр лирического письма: «письмо матери», «Письмо к женщине», «Письмо деду», «Письмо от матери», «Письмо к сестре». В целом, названий стихов, в которых присутствовало бы слово «письмо», у Есенина не так уж много. Однако все его стихи - это своеобразное «послание от Есенина», настолько они доверительные, интимные, личностные и в то же время общечеловечные. Есенину требовалось быть услышанным, понятным, прочувствованным. Без этого общение, творчество для него лишались смысла (Иванов 1990: 8).

Поэзия Есенина основана на славянской мифологии: центральным понятием поэтических воззрений славян (согласно А.Н. Афанасьеву) является образ древа - он олицетворяет собой мировую гармонию, единство всего сущего. Древо - мифологический символ, обозначающий вселенную, мировую гармонию. Но древо - это и знак человека, слитого с миром (Иванов 1990: 9).

Таким образом, высочайший лиризм, философская глубина есенинской лирики идут от великих традиций русской классической литературы.

Сочинение на тему «Земное и небесное в художественном мире Есенина»

Сергей Есенин в своих величайших произведениях сумел в самое обыкновенное и земное вселить бессмертную душу, а небесное наоборот представить, как некую земную и очень реальную картину. Читая его произведения, можно заметить, что природа в его стихах часто фигурирует, как некая живая душа. То есть происходит очень сильное олицетворение всего вокруг. Каждая березка, каждый куст, каждый камень в представлениях поэта имеют свою необыкновенную историю, свое отношение к происходящему, по-своему реагируют на те или иные события. На мой взгляд, Сергей Есенин практически не отделял природный мир от человеческой жизни. А людей наоборот не мог представить без живой природы.

Если внимательно прочитать многие его стихотворения, то складывается такое ощущение, что каждое время года в природе это определенный период в жизни любого человека. Лето – это молодая пора, когда человек только родился и проживает беззаботные и светлые деньки под присмотром родителей. В этот период нет каких-то серьезных забот, на душе всегда легко, радостно и солнечно, как и бывает чаще всего летом. Стадия взросления у Сергея Есенина сравнивается с весной. Это незабываемая пора, когда распускаются прекрасные цветы, деревья обрастают молодыми зелеными листочками. А человек познает первые радости и переживания от любовных переживаний. Он становиться старше, мудрее, счастливее. Ведь в его душе зародилось совершенно новое чувство, от которого хочется жить.

Человек с головой погружается в свои переживания, все вокруг приобретает яркие краски, жизнь становиться все необычнее. Когда чувство любви переполняет тебя изнутри, то и снаружи человек преображается. То же самое происходит и с окружающей природой в весеннюю пору. Все преображается, становится красивее. В стихотворениях Сергея Есенина окружающая природа России имеет свою душу, с которой человек может поговорить в любое время года. Но почему-то осознание этого факта приходит только весной, когда собственная душа переполнена чувством любви. Тогда человеческая душа и душа природы вступают в уникальный резонанс, они могут общаться и слышать друг друга. Здесь также прослеживается объединение земного и небесного.

Следующая пора в жизни человека – это взрослый возраст. Он сравним с осенью. Именно эта пора вызывала в душе поэта щемящее чувство приближающей старости и скорой смерти. На мой взгляд, Сергей Есенин каким-то неведомым образом чувствовал свою приближающуюся кончину. Я не верю в версию с самоубийством. Ведь поэт был набожным человеком, он верил в бессмертие души и знал православные каноны, по которым самоубийство является одним из самых страшных грехов.

Его стихотворения наполнены любовью к жизни, любовью к Богу. Но осенняя пора воспринималась, как предчувствием чего-то страшного, тяжелого. Как осенние листья опадают на сырую и холодную землю, так и человек теряет частички своей души в борьбе со своими переживаниями или внешними обстоятельствами. Но Сергей Есенин был искренни уверен, что эта пора обязательно пройдет и на небе снова появиться солнце, что в душе каждого человека опять распустятся добрые и теплые весенние чувства.

Ведь у всего вокруг есть своя душа, а небесный рай можно представить и на земле. Он ведь совсем рядом, но его необходимо найти каждому самостоятельно. В этом ему может помочь только собственная душа и внутренние ощущения. И здесь происходит приближение небесного наоборот к земному. В стихах Есенина небесный рая не был отделим от природы, а прекрасные русские леса были сравни небесным храмам.

На небесном синем блюде Желтых туч медовый дым. Грезит ночь. Уснули люди, Только я тоской томим. С. Есенин Произведения Сергея Александровича Есенина - это его правдивый поэтический дневник, в котором автор предельно честен перед собой и своими читателями. На страницах этого дневника не сухие факты и биография художника, а его сомнения, переживания, ошибки и преодоление невзгод, целый художественно-философский мир поэта. Вначале - безмятежная жизнь глубинки, полная гармония с окружающей природой и восхищение ее красотой и бесконечностью. Тихо струится река серебристая В царстве вечернем зеленой весны. Солнце садится за горы лесистые, Рог золотой выплывает луны. Запад подернулся лентою розовой, Пахарь вернулся в избушку с полей, И за дорогою, в чаще березовой Песню любви затянул соловей. Но уже в ранние стихи поэта закрадывается боль, печаль и тревога за рядом живущих соотечественников - их заботы, труд, радости становятся темой его поэзии. Понакаркали черные вороны: Грозным бедам широкий простор. Крутит вихорь леса во все стороны, Машет саваном пена с озер. Повестили под окнами сотские Ополченцам идти на войну, Загыгыкали бабы слободские, Плач прорезал кругом тишину. Огромный и таинственный мир манит поэта, заставляет его покинуть родные места, искать судьбу в городе. Но вольнолюбивой душе поэта чужд этот мир с его спланированной застройкой, суетой окружающей жизни. Есенин томится в этих «каменных колодцах». В моей душе так было гулко В пеленках камня и кремней. На каждой ленте переулка Стонал коровий рев теней. Визжали дроги, словно стекла, В лицо кнутом грозила даль, А небо хмурилось и блекло, Как бабья сношенная шаль. Поэт видит спасение в возвращении домой, только на природе, в необъятных родных полях может обрести он душевное равновесие, успокоенность. Но и деревня теперь всколыхнулась, пришли кардинальные перемены, и Есенин пытливо всматривается в лица земляков, вслушивается в их немудреные речи. Вот вижу я: Воскресные сельчане У волости, как в церковь, собрались. Корявыми, немытыми речами Они свою обсуживают «жисъ». Хромой красноармеец с ликом сонным, В воспоминаниях морщиня лоб, Рассказывает важно о Буденном, О том, как красные отбили Перекоп. До боли знакомые места, но и они меняются, пусть не так быстро, как бы хотелось, но поступь времени не остановить. Поэт пугается и одновременно приветствует грядущие перемены. Эта действительность становится основной чертой зрелой поэзии Есенина. Довольно гнить и ноять, И славить взлетом гнусь,- Уж смыла, стерла деготь Воспрянувшая Русь. Уж повела крылами Ее немая крепь! С иными именами Встает иная степь. Жизнь продолжается, несмотря на все потери, кровь и несчастья. Временами поэт ужасается той дани, которую приходится платить народу, но ничто не появляется само. Любой прогресс имеет цену крови. Очень поэтично и образно говорит о себе и своем состоянии поэт в стихотворении «Русь уходящая»: Я человек не новый! Что скрывать? j Остался в прошлом я одной ногою, Стремясъ догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою. Я слушаю. Я в памяти смотрю, О чем крестьянская судачит оголь: «С советской властью жить нам по нутрю... Теперь бы ситцу... Да гвоздей немного...» Заслуга Есенина в том, что он пытается понять окружающие перемены, примириться с новой действительностью. Если эта «жись» устраивает народ, то поэт постарается понять и принять новую данность. Он счастлив, что...Избежал паденья с кручи. Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик. Он поет о России, о любви, прошли сомнения и тягостные раздумья. Поэт в гуще событий и полон творческих планов. Отправившись на Кавказ, Есенин попал в необыкновенный поэтический мир. Все здесь мило сердцу. Очень легко работается, хочется осуществить многое. Любовь моя! прости, прости. Ничто не обошел я мимо. Но мне милее на пути. Что для меня неповторимо. Неповторимы ты и я. Помрем - за нас придут другие. Но это все же не такие - Уж я не твой, ты не моя. Поэт мечтает объять весь мир, а сам понимает, что жизнь его бренна, как-то по-особенному чувствует приближение то ли зрелости, то ли конца. Свое чувство у Есенина к осени - в ней еще яркость красок, буйство цвета, и «половодье чувств», но Уже близок конец - неотвратима зима. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной. Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. Поэт ощущает себя частью мироздания. Благословляет свой приход на землю, но понимает и закономерность ухода. Все мы, все мы в этом мире тленны. Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришлось процвестъ и умереть. В классической русской литературе поэзия Есенина не затерялась, а обрела свой голос и подобающее ей место.

  1. Новое!

    Чувство родины - основное в моем твор­честве. С. Есенин Сложное время начала XX века подарило русской (и мировой) литературе много замечательных поэтов, среди которых невозможно было не заметить С. Есенина. «Его поэзия есть как бы разбрасывание...

  2. Я человек не новый, что скрывать, Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать "стальную рать", Скольжу и падаю другою. Есенин "Вся моя автобиография - в стихах", - писал Есенин. Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее...

    Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» - Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». С. Есенин Сергей Александрович Есенин - самобытный и истинно русский поэт. В классическую литературу он пришел из глубин народной жизни и всегда гордился...

    Есенин ""Истоки есенинского творчества, его тематика возникли из народной жизни, жизни самой природы - деревенской жизни. А народ, как и природа, не терпит мертвой формы. И вера для него должна быть живая. Христианство не составляло исключения....

Сам Есенин (в отличие, например, от Блока) был не склонен подразделять свой творческий путь на какие-либо этапы. И отчасти с этим можно согласиться. Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней - о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». В стихотворении 1914 г. «Гой ты, моя родная...» Есенин утверждал: «Если крикнет рать святая: / «Кинь ты Русь, живи в раю!»/ Я скажу: «Не надо рая, / Дайте родину мою», но и спустя 10 лет в «Руси Советской» он стоит на своем: «Я буду воспевать / Всем существом в поэте / Шестую часть земли / С названьем кратким «Русь». (Напомним, что наше государство в те годы называлось СССР, а страны, которую собирался воспевать Есенин, официально не существовало.)

В этом же стихотворении - «Русь Советская» - «о других юношах, поющих другие песни, сказано: «Уж не село, а вся земля им мать». Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками - «изумительными в своей красоте». Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Он - главный нерв первых сборников Есенина - «Радуница» (1916, Петроград) и «Голубень» (1918, там же). Доказательны уже сами названия обеих книг. Радуница - день поминовения умерших, обычно первый понедельник послепасхальной недели. Само слово означает «блестящая», «просветленная». Так называли и первые весенние дни. Голубая, синяя - постоянные эпитеты есенинской Руси:

Опять передо мною голубое поле.

Качают лужи солнца рдяный лик.

Водою зыбкой стынет синь во взорах...

«Обаяние и тайна есенинской Руси - в тихо лучащемся отсутствии» (Л. Анненский). Ключевые образы - звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия - это небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон.

И хоть сгоняет твой туман

Поток ветров, крылато дующих,

Но вся ты - смирна и ливан

Волхвов, потайственно волхвующих.

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, - это лишь поэтический миф, «красивая Гипотеза России» (Е. Винокуров). Примечателен тот факт, что есенинская Русь - родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией-тайной», «светлой женой» - другая - «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,

Горевая полоса.

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса...

Оловом светится лужная голь

Грустная песня, ты - русская боль.

Но вопреки всему: «Тебе одной плету венок, / Цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить - /Я научиться не могу».

Лирический герой Есенина. В стихотворении «За темной прядью перелесиц...» лирический герой прямо отождествляет себя с поэтом:

И ты, как я, в печальной требе,

Забыв, кто друг тебе и враг,

О розовом тоскуешь небе

И голубиных облаках.

Это очень показательные строки. Две России - «земная» и «небесная» - уживаются в душе поэта, хотя его тоска - о голубой Руси, небесном граде Китеже. Лирический герой Есенина - «вечно странствующий странник», «в лазурь уходящий». А родина потому и любима смертной любовью, что - оставленная. Мотив покинутого отчего дома - ведущий в лирике Есенина.

В качестве специфических черт лирического героя можно выделить следующие:

2. Естественность и исповедальная открытость душевного мира («стихи - письмо от Есенина» (Ю. Тынянов)).

3. Ощущение кровной, смертной связи со всем живым в мире («понятен мне земли »).

4. Открытость миру, благодарное его приятие, и при этом - тоска о «нездешних нивах» и о «той, что в этом мире нет».

Послеоктябрьская лирика. Несмотря на необыкновенную цельность лирики Есенина, на протяжении творческого пути «стиль его словесной походки» менялся. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном» («О себе», 1925 г.). «Крестьянский уклон» заключался в том, что Есенин, как и другие «новокрестьянские поэты» (Н. Клюев, П. Орешин, П. Карпов, С. Клычков), ожидал от революции освобождения крестьян, превращения России в великую крестьянскую республику - страну хлеба и молока. В 1917-1919гг. Есенин, почти перестав писать лирику, создает цикл революционных поэм: «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик», «Инония» и др. - «Новый Завет новой мужицкой эры». Однако очень скоро стало ясно, что ожидания не оправдались. Весной 1920 г. в Константинове, обычно «урожайном» на лирику, Есенин пишет единственное стихотворение - «Я последний поэт деревни»:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берез.

Если б мы не знали наверняка, что стихотворение написано ранней весной, когда лист на деревьях едва проклевывается, если б не было доподлинно известно, что написано оно в Константинове, где нет никаких мостов, его вполне можно принять за натурную зарисовку. Но это не пейзаж, а созданный средствами пейзажной живописи образ ПРОЩАНИЯ и с вымирающей - деревянной - деревней, и с ее последним поэтом - еще живым, но уже почувствовавшим, что время его - миновало:

Не живые, чужие ладони,

Этим песням при вас не жить!

Только будут колосья-кони

О хозяине старом тужить.

Будет ветер сосать их ржанье,

Панихидный справляя пляс.

Скоро, скоро часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час!

Если домашнее задание на тему: » Художественный мир Есенина и Отголоски «есенинского мифа» оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      До конца разделить судьбу своей Родины, причаститься словом ее великой литературы (« И я стою, как пред причастьем...» - Есенин

Сергей Есенин в своих величайших произведениях сумел в самое обыкновенное и земное вселить бессмертную душу, а небесное наоборот представить, как некую земную и очень реальную картину. Читая его произведения, можно заметить, что природа в его стихах часто фигурирует, как некая живая душа. То есть происходит очень сильное олицетворение всего вокруг. Каждая березка, каждый куст, каждый камень в представлениях поэта имеют свою необыкновенную историю, свое отношение к происходящему, по-своему реагируют на те или иные события. На мой взгляд, Сергей Есенин практически не отделял природный мир от человеческой жизни. А людей наоборот не мог представить без живой природы.

Если внимательно прочитать многие его стихотворения, то складывается такое ощущение, что каждое время года в природе это определенный период в жизни любого человека. Лето – это молодая пора, когда человек только родился и проживает беззаботные и светлые деньки под присмотром родителей. В этот период нет каких-то серьезных забот, на душе всегда легко, радостно и солнечно, как и бывает чаще всего летом. Стадия взросления у Сергея Есенина сравнивается с весной. Это незабываемая пора, когда распускаются прекрасные цветы, деревья обрастают молодыми зелеными листочками. А человек познает первые радости и переживания от любовных переживаний. Он становиться старше, мудрее, счастливее. Ведь в его душе зародилось совершенно новое чувство, от которого хочется жить.

Человек с головой погружается в свои переживания, все вокруг приобретает яркие краски, жизнь становиться все необычнее. Когда чувство любви переполняет тебя изнутри, то и снаружи человек преображается. То же самое происходит и с окружающей природой в весеннюю пору. Все преображается, становится красивее. В стихотворениях Сергея Есенина окружающая природа России имеет свою душу, с которой человек может поговорить в любое время года. Но почему-то осознание этого факта приходит только весной, когда собственная душа переполнена чувством любви. Тогда человеческая душа и душа природы вступают в уникальный резонанс, они могут общаться и слышать друг друга. Здесь также прослеживается объединение земного и небесного.

Следующая пора в жизни человека – это взрослый возраст. Он сравним с осенью. Именно эта пора вызывала в душе поэта щемящее чувство приближающей старости и скорой смерти. На мой взгляд, Сергей Есенин каким-то неведомым образом чувствовал свою приближающуюся кончину. Я не верю в версию с самоубийством. Ведь поэт был набожным человеком, он верил в бессмертие души и знал православные каноны, по которым самоубийство является одним из самых страшных грехов.

Его стихотворения наполнены любовью к жизни, любовью к Богу. Но осенняя пора воспринималась, как предчувствием чего-то страшного, тяжелого. Как осенние листья опадают на сырую и холодную землю, так и человек теряет частички своей души в борьбе со своими переживаниями или внешними обстоятельствами. Но Сергей Есенин был искренни уверен, что эта пора обязательно пройдет и на небе снова появиться солнце, что в душе каждого человека опять распустятся добрые и теплые весенние чувства.

Ведь у всего вокруг есть своя душа, а небесный рай можно представить и на земле. Он ведь совсем рядом, но его необходимо найти каждому самостоятельно. В этом ему может помочь только собственная душа и внутренние ощущения. И здесь происходит приближение небесного наоборот к земному. В стихах Есенина небесный рая не был отделим от природы, а прекрасные русские леса были сравни небесным храмам.