Типовые различия в строении черепа. Скелет головы

Череп - костный каркас, состоящий из 23 костей. Он защищает головной мозг от повреждений. Данный каркас имеет 7 непарных и 8 парных костей.

Строение

В строении черепа выделяют два главных отдела – мозговой и лицевой. Его отделы выполняют ряд функций. Лицевой отдел черепа влияет на пищеварение, дыхание и органы чувств. Этот отдел состоит из непарных (нижняя челюсть, сошник, решетчатая и подъязычная кости) и парных (носовая, слезная, скуловая и небная кости, нижняя носовая раковина, верхняя челюсть) костей.

Непарные кости черепа человека обладают областями, заполненными воздухом. К воздушным полостям анатомы относят верхнюю челюсть, височную, лобную, клиновидную, решетчатую и парную кости. Верхние кости черепа плоские. Они состоят из пластинок, имеющих костное вещество, в ячейках которого находятся кровеносные сосуды и костный мозг.

Мозговой отдел черепа человека состоит из парных (височная и теменная) и непарных (лобная клиновидная и затылочная) костей. Данный отдел считается каркасом, защищающим головной мозг. Он находится над лицевым отделом. Теменная кость образует своды, а затылочная кость формирует основание черепа. Воздухоносная височная кость образовывает свод черепа, а также вмещает органы слуха. Воздухоносная лобная кость имеет носовую часть и две чешуи. Что касается воздухоносной клиновидной кости, то она состоит из тела, имеющего гипофиз, находящийся в гипофизарной ямке.

Кости черепа человека между собой соединены швами.

Функции

Человеческий череп является сложным костным органом, выполняющим следующие функции:

  • Служит крепким каркасом для органов чувств и головного мозга.
  • Его кости соединяют жевательные, мимические и шейные мышцы.
  • Участвует в пищеварении.
  • Принимает участие в процессе речи и образовании звуков.

Травмы

Травмы черепа являются серьезными патологическими состояниями, которые могут привести к тяжелым нарушениям работы человеческого организма: нарушению памяти и речи, психическим расстройствам, параличу. Самыми распространенными травмами считаются:

  • Черепно-мозговая травма.
  • Перелом основания черепа.
  • Перелом свода открытого и закрытого типа.

Перелом свода черепа сопровождается нарушением дыхания и потерей памяти. Этот перелом проявляется в форме гематомы волосяной части головы. Человека с такой травмой необходимо положить на ровную поверхность и наложить на голову повязку. Если человек без сознания, то его необходимо положить на носилки и под одну сторону туловища подложить валик либо подушку. При нарушении дыхания проводится искусственное дыхание, после чего больного срочно доставляют в больницу для осуществления медицинского обследования.

Если говорить о переломе основания черепа, то он характеризуется головной болью, головокружением, потерей сознания и кровотечением из ушей и носа. В подобной ситуации следует немедленно освободить ротовую полость и дыхательные пути от крови и спинномозговой жидкости. При нарушении дыхания нужно провести искусственное дыхание.

Черепно-мозговая травма ведет к сотрясению головного мозга. Она сопровождается головной болью, головокружением, потерей сознания, учащением пульса, тошнотой, рвотой, общей слабостью, бледностью лица, а также нарушением работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Такого пациента необходимо срочно сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Кроме этого, на поверхность раны нужно немедленно наложить повязку, после чего осуществить госпитализацию.

Что касается внутричерепных образований, то они требуют трепанации черепа. Трепанация является хирургической операцией с образованием отверстия. Главная цель трепанации черепа – достижение травмированной зоны, в которой находится гематома либо другие новообразования.

Отделы черепа . Череп (cranium) состоит из мозгового и лицевого отделов . Все кости соединены между собой относительно неподвижно, кроме нижней челюсти, образующей комбинированный сустав, и подвижной подъязычной кости, лежащей свободно на шее. Кости мозгового черепа формируют вместилище для головного мозга, черепных нервов и органов чувств.

К мозговому отделу черепа (neurocranium) относятся 8 костей:

  • непарные - затылочная, клиновидная, решётчатая, лобная;
  • парные - теменная и височная.

К лицевому отделу черепа (splanchnocranium) относятся 15 костей:

  • непарные - нижняя челюсть, сошник, подъязычная кость;
  • парные - верхняя челюсть, нёбная, скуловая, носовая, слёзная, нижняя носовая раковина.

Кости мозгового отдела . Кости мозгового черепа в отличие от костей лицевого черепа имеют ряд особенностей: на внутренней их поверхности есть отпечатки извилин и борозд головного мозга. В губчатом веществе залегают каналы для вен, а некоторые кости (лобная, клиновидная, решётчатая и височная) имеют воздухоносные пазухи.

Затылочная кость (os occipitale) состоит из чешуи , двух боковых частей и основной части . Эти части ограничивают большое отверстие, посредством которого полость черепа сообщается с позвоночным каналом. Основная часть затылочной кости срастается с клиновидной костью, образуя своей верхней поверхностью скат. На наружной поверхности чешуи имеется наружный затылочный бугор. По бокам от большого затылочного отверстия находятся мыщелки (суставные поверхности, которые соединяются синастозом с суставной поверхностью первого позвонка). В основании каждого мыщелка проходит канал подъязычного нерва.


Затылочная кость (снаружи). 1 - большое затылочное отверстие; 2 - чешуя; 3 - боковая часть; 4 - мыщелок; 5 - канал подъязычного нерва; 6 - тело (основная часть); 7 - наружный затылочный гребень; 8 - наружный затылочный бугор

Клиновидная , или основная кость (os sphenoidale) состоит из тела и трёх пар отростков - больших крыльев, малых крыльев и крыловидных отростков. На верхней поверхности тела находится так называемое турецкое седло, в ямке которого помещается гипофиз. В основании малого крыла имеется зрительный канал (зрительное отверстие).

Оба крыла (малое и большое) ограничивают верхнюю глазничную щель. На большом крыле имеются три отверстия: круглое, овальное и остистое. Внутри тела клиновидной кости находится воздухоносная пазуха, разделённая костной перегородкой на две половины.


Клиновидная (основная) и решетчатая кость . 1 - петушиный гребень решётчатой кости; 2 - продырявленная пластинка решётчатой кости; 3 - лабиринт решётчатой кости; 4 - отверстие, ведущее в пазуху клиновидной кости; 5 - пазуха клиновидной кости; 6 - малое крыло; 7 - большое крыло; 8 - круглое отверстие; 9 - овальное отверстие; 10 - остистое отверстие; 11 - перпендикулярная пластинка решётчатой кости; 12 - турецкое седло клиновидной кости; 13 - спинка турецкого седла; 14 - бугорок турецкого седла; 15 - верхняя глазничная щель; 16 - зрительный канал

Решётчатая кость (os ethmoidale) состоит из горизонтальной, или продырявленной, пластинки, перпендикулярной пластинки, двух глазничных пластинок и двух лабиринтов. Каждый лабиринт состоит из небольших воздухоносных полостей - ячеек, разделённых тонкими костными пластинками. С внутренней поверхности каждого лабиринта свисают две изогнутые костные пластинки - верхняя и средняя носовые раковины.

Лобная кость (os frontale) состоит из чешуи, двух глазничных частей и носовой части. На чешуе имеются парные выступы - лобные бугры и надбровные дуги. Каждая глазничная часть впереди переходит в надглазничный край. Воздухоносная пазуха лобной кости (sinus frontalis) разделена костной перегородкой на две половины.

Теменная кость (os parietale) имеет форму четырёхугольной пластинки; на её наружной поверхности находится выступ - теменной бугор.

Височная кость (os temporale) состоит из трёх частей: чешуи, каменистой части, или пирамиды, и барабанной части.

Височная кость заключает в себе орган слуха, а также каналы для слуховой трубы, внутренней сонной артерии и лицевого нерва. Снаружи на височной кости имеется наружный слуховой проход. Кпереди от него располагается суставная ямка для суставного отростка нижней челюсти. От чешуи отходит скуловой отросток, который соединяется с отростком скуловой кости и образует скуловую дугу. Каменистая часть (пирамида) имеет три поверхности: переднюю, заднюю и нижнюю. На задней её поверхности находится внутренний слуховой проход, в котором проходят лицевой и преддверно-улитковый (стато-слуховой) нервы. Лицевой нерв выходит из височной кости через шило-сосцевидное отверстие. От нижней поверхности каменистой части отходит длинный шиловидный отросток. Внутри каменистой части находится барабанная полость (полость среднего уха) и внутреннее ухо. Каменистая часть имеет также сосцевидный отросток (processus mastoideus), внутри которого заключены маленькие воздухоносные полости - ячейки. Воспалительный процесс в ячейках сосцевидного отростка носит название мастоидита .


Височная кость (правая). А - вид снаружи; Б - вид изнутри; 1 - чешуя; 2 - скуловой отросток; 3 - передняя поверхность каменистой части; 4 - суставная ямка; 5 - сигмовидная борозда; 6 - верхушка пирамидки; 7 - на верхнем рисунке - барабанная часть; на нижнем рисунке - внутреннее слуховое отверстие; 8 - шиловидный отросток; 9 - наружное слуховое отверстие; 10 - сосцевидный отросток; 11 - сосцевидное отверстие

Скелет головы представлен костями, которые, плотно соединившись швами, защищают головной мозг, органы чувств от механических воздействий. Он дает опору лицу, начальным отделам дыхательной и пищеварительной систем

Череп (cranium) делится на два отдела - мозговой и лицевой . Кости мозгового черепа образуют полость для головного мозга и частично полости для органов чувств. Кости лицевого черепа составляют костную основу лица и скелет начальных отделов дыхательной и пищеварительной систем. К костям мозгового черепа относятся восемь костей: две парные - височная и теменная и четыре непарные - лобная, решетчатая, клиновидная и затылочная.

Часть костей лицевого черепа составляет скелет жевательного аппарата: парная верхнечелюстная кость и непарная нижняя челюсть. Другие кости лица меньше. Это парные кости : нёбная, носовая, слезная, скуловая, нижняя носовая раковина, к непарным относятся сошник и подъязычная кость.

Лобная кость участвует в образовании передней части свода черепа и передней черепной ямки:Лобная кость состоит из лобной чешуи, глазничной и носовой частей. Лобная чешуя участвует в образовании свода черепа. На выпуклой наружной поверхности лобной кости находятся парные выступы - лобные бугры, а ниже - надбровные дуги. Плоская поверхность между надбровными дугами называется надпереносьем (глабелла).

Теменная кость - парная пластинка, которая образует среднюю часть свода черепа. Она имеет выпуклую (наружную) и вогнутую (внутреннюю) поверхности:

Верхний (сагиттальный) край соединяется с противолежащей теменной костью, передний (лобный) и задний (затылочный) - соответственно с лобной и затылочной костями. На нижний край теменной кости накладывается чешуя височной кости (чешуйчатой кости). Рельеф внутренней поверхности теменной кости обусловлен прилегающими к ней твердой мозговой оболочкой и ее сосудами.

Затылочная кость (os occipitale) состоит из базилярной и двух латеральных частей, затылочной чешуи: Они окружают большое затылочное отверстие, через которое полость черепа соединяется с позвоночным каналом. Кпереди от большого затылочного отверстия находится основная (базилярная) часть затылочной кости, которая, сросшись с телом клиновидной кости, образует несколько наклоненную поверхность - скат.

На нижней поверхности боковых (латеральных) частей находится затылочный мыщелок, служащий для соединения с I шейным позвонком. Базилярная и латеральные части и нижние отделы затылочной чешуи участвуют в образовании основания черепа (задней ямки), где располагаются мозжечок и другие структуры мозга.

Затылочная чешуя участвует в образовании свода черепа. В центре ее внутренней поверхности находится крестообразное возвышение, которое формирует внутренний затылочный выступ. Зубчатый край чешуи при помощи лямбдовидного шва соединяется с. теменными и височными костями.

Решетчатая кость вместе с другими костями принимает участие в образовании переднего отдела основания мозгового черепа, стенок глазниц и носовой полости лицевого отдела черепа.

Кость состоит из решетчатой пластинки, от которой вниз отходит перпендикулярная пластинка, участвующая в образовании перегородки носовой полости. С двух сторон перпендикулярной пластинки находятся решетчатые лабиринты, состоящие из воздухоносных ячеек. Выделяют три пары ячеек решетчатой кости, которые соединяются с полостью носа: передние, средние и задние.

Клиновидная кость расположена между лобной и затылочной костями и находится в центре основания черепа: По форме эта кость напоминает бабочку. Она состоит из тела и трех парных отростков: больших и малых крыльев и крыловидных отростков. На верхней поверхности тела кости находится углубление (турецкое седло), в котором располагается главная железа внутренней секреции - гипофиз. В теле клиновидной кости есть пазуха, которая соединяется с полостью носа. От передневерхней поверхности клиновидной кости в стороны отходят два малых крыла, в основании каждого проходит крупное отверстие зрительного канала, через которое в глазницу проходит зрительный нерв. Между малыми и большими крыльями находится верхняя глазничная щель, через которую из полости черепа в глазницу проходят глазодвигательный, боковой, отводящий нервы и глазной нерв - I ветвь тройничного нерва.

Височная кость - парная кость, входит в состав основания черепа и боковой части свода черепа, спереди соединяется с клиновидной, сзади - с затылочной и вверху - с теменными костями. Височная кость является вместилищем для органов слуха и равновесия , по ее каналам проходят сосуды и нервы. С нижней челюстью височная кость образует сустав, а со скуловой костью - скуловую дугу.

На внутренней поверхности чешуйчатой части находятся пальцевидные вдавливания и мозговые возвышения, виден след средней менингеальной артерии.

На наружной выпуклой поверхности чешуйчатой части, несколько выше и кпереди от наружного слухового отверстия, начинается горизонтально расположенный скуловой отросток. У основания последнего находится нижнечелюстная ямка, с которой мыщелковый отросток нижней челюсти образует сустав.

Пирамида (каменистая часть) височной кости имеет трехгранную форму. Кзади от наружного отверстия сонного канала видна яремная ямка, которая в области заднего края пирамиды переходит в яремную вырезку. Яремные вырезки височной и затылочной костей, при их соединении, на целом черепе образуют яремное отверстие, через которое проходят внутренняя яремная вена и три черепных нерва: языкоглоточный, блуждающий и добавочный.

В пирамиде височной кости проходят сонный и лицевой каналы, а также каналец барабанной струны, барабанный каналец, сосцевидный каналец, сонно-барабанные канальцы, в которых располагаются сосуды, нервы и мышца, напрягающая барабанную перепонку.______________________________________________________

ЕЩЕ ВАРИАНТ!!!

Череп является совокупностью плотно соединенных костей и образует полость, в которой расположены жизненно важные органы.

Мозговой отдел черепа образуют затылочная, клиновидная, теменная, решетчатая, лобная и височная кости. Клиновидная кость располагается в центре основания черепа и имеет тело, от которого отходят отростки: большие и малые крылья, крыловидные отростки. Тело клиновидной кости имеет шесть поверхностей: переднюю, нижнюю, верхнюю, заднюю и две боковые. Большое крыло клиновидной кости имеет в основании три отверстия: круглое, овальное и остистое Малое крыло имеет на медиальной стороне передний наклоненный отросток Крыловидный отросток клиновидной кости имеет сращенные спереди латеральную и медиальную пластинки.

Затылочная кость имеет базилярную часть, латеральные части и чешую. Соединяясь, эти отделы образуют большое затылочное отверстие. Латеральная часть затылочной кости имеет на нижней поверхности затылочная мыщелка. Над мыщелками проходит подъязычный канал, сзади мыщелки находится одноименная ямка, на дне которой мыщел-ковый канал. Затылочная чешуя затылочной кости имеет в центре наружной поверхности наружный затылочный выступ от которого вниз спускается одноименный гребень.

Лобная кость состоит из носовой и глазничной частей и лобной чешуи, занимающей большую часть свода черепа. Носовая часть лобной кости по бокам и спереди ограничивает решетчатую вырезку. Срединная линия переднего отдела этой части заканчивается носовой остью, справа и слева от которой расположена апертура лобной пазухи, которая ведет в правую и левую лобные пазухи. Правая часть глазничной части лобной кости отделена от левой решетчатой вырезкой

Теменная кость имеет четыре края: затылочный, лобный, сагиттальный и чешуйчатый. Теменная кость образует верхние боковые своды черепа.

Височная кость является вместилищем для органов равновесия и слуха. Височная кость, соединяясь со скуловой, образует скуловую дугу. Височная кость состоит из трех частей: чешуйчатой, барабанной и каменистой.

Решетчатая кость состоит из решетчатого лабиринта, решетчатой и перпендикулярной пластинок. Решетчатый лабиринт решетчатой кости состоит из сообщающихся решетчатых ячеек.

Перед тем как приступить к рисованию головы человека, необходимо познакомиться с ее анатомическим строением на основе черепа. Ведь характер формы головы обусловлен особенностями строения черепа.

Вам нужно познать строение формы черепа с чисто пластической стороны. Пластической анатомией называют тесно связанную с изобразительным искусством науку, которая изучает внутреннее строение тела человека и животных для определения его внешней формы.

Две генетические части составляют череп. Одна носит название мозговой, в нее входят лобная и затылочная, височные, теменные кости. Другая именуется лицевой частью черепа, и к ней относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые кости, скуловые отростки и т.д.

Итак, вас должна интересовать исключительно пластическая анатомия головы человека. Значение изучения черепа в этом смысле большое, и чем больше рисовальщик знает, тем вернее он рисует.

К мозговой части черепа человека относятся восемь костей. Вам надо знать те, которые играют роль для рисования.

Лобная кость образует поверхность лба человека, имеет в верхней части справа и слева два выпуклых выступа - так называемые лобные бугры. Ниже лобных бугров находятся также две выпуклости - надбровные дуги. Между ними пролегает углубление - надпереносье.

В нижней части лобная кость завершается острым по форме переходом в глазницу - впадину для глаза - и называется надглазничным краем. Кнаружи лобная кость, продолжая надглазничный край, переходит в скуловой отросток, соединяющий ее со скуловой костью. Справа и слева лобная кость переходит в поверхности височных и клиновидных костей, и на границах этих переходов имеется гребень, или, как его еще называют, височная линия. Эта линия ограничивает лежащую выше скуловой дуги височную впадину. 

Лобная кость - непарная, хотя у человеческого зародыша она закладывается из правой и левой половин. Затем обе половины срастаются, и почти у каждого черепа в этом месте едва разливается небольшое возвышение, находящееся в вертикальном направлении. В рисовании головы человека лобная кость, форму которой следует изучить, играет в передаче пластики лица важную роль (рис. 43).

Рис. 43

Теменная кость - парная, находится между лобной и затылочной костями. Эта кость также имеет свой бугор - выступ, очень заметный. По форме кость напоминает трапецию, имея четыре края. С соседними она соединяется при помощи швов - венечным с лобной и лямбдовидным с затылочной. Обе теменные кости занимают значительную площадь мозговой части черепа, соединись в ее середине так называемым стреловидным швом. И еще одна особенность характеризует поверхность теменной кости. Вы уже знаете, что такое височная линия. Вот она-то продолжается, правда, раздваиваясь на идущие параллельно верхнюю и нижнюю линии (рис. 44) на теменной кости.


Рис. 44

Непарная затылочная кость имеет большое затылочное отверстие, необходимое для позвоночного канала, через который головной мозг сообщается со спинным. Наиболее выступает у затылочной кости наружное затылочное возвышение. От этого возвышения вправо и влево направлены выйные линии - места прикрепления мышц шеи. У некоторых людей на затылочной кости встречается еще один выступ, располагающийся на границе лямбдовидного шва. Знать внешние анатомические свойства затылочной кости необходимо потому, что она входит составной частью в пластическую форму черепа человека (рис. 45).

Рис. 45

Нижнебоковые стенки мозговой части черепа - это височные кости (рис. 46). Височная кость сзади примыкает к затылочной, а сверху соединяется с теменной при помощи чешуйчатого шва. Эта кость образована так, что в ней есть слуховой проход. Позади слухового прохода расположен сосцевидный отросток, а спереди - тянущийся вперед скуловой отросток, имеющий у слухового прохода углубление - нижнечелюстную ямку, служащую для сочленения с головкой кости нижней челюсти. Заканчивается скуловой отросток в месте соединения со скуловой костью.

Рис. 46

Другая часть черепа - лицевая - образована четырнадцатью костями. Более крупными среди этих костей являются две верхнечелюстные, две скуловые и одна нижнечелюстная.

Верхняя челюсть - парная - имеет трехгранную форму и четыре отростка. Это кость, служащая прочной основой поверхности человеческого лица, расположена начиная от глазных впадин, вниз - до верхних зубов. В верхней части поверхность челюсти загибается внутрь глазницы, а ее так называемый лобный отросток у переносицы срастается с лобной костью. Оба лобных отростка служат опорой для двух парных носовых косточек, срастающихся по средней линии друг с другом и образующих таким образом неподвижную костную часть носа. Внутренние края правой и левой верхнечелюстных костей образуют границы грушевидного носового отверстия и внизу срастаются по средней линии, формируя выступ - переднюю носовую ость. Передняя поверхность кости имеет под глазными впадинами ярко выраженное углубление, которое называется клыковой или собачьей ямкой. В нижней части верхнечелюстная кость образует еще один отросток - луночковый. Его называют также альвеолярным (по ее дуге расположены луночки, в которых помещаются корни зубов). Альвеол, т.е. зубных ячеек, лунок, насчитывается по восемь у каждой верхнечелюстной кости. Четвертый отросток носит название нёбного.

Общая форма сросшихся верхнечелюстных костей - подковообразная (рис. 47).

Нижнечелюстная кость наряду с лобной играет большую роль в пластическом устройстве лица. Непарная, она имеет тело подковообразной формы, на передней поверхности которого посередине есть подбородочное возвышение, несколько ниже которого по обе стороны располагаются подбородочные бугорки.

Верхние боковые отростки нижней челюсти - передние венечные и задние суставные - служат соответственно сочленению с височными костями и прикреплению височных мышц. Нижняя челюсть перегибается в двух местах, где образуются углы, от которых отходят вверх ветви кости с уже упоминавшимися парными отростками. Справа и слева от подбородочного возвышения лежат подбородочные отверстия. Нижнечелюстная кость в своем верхнем отделе имеет луночковую (для корней нижних зубов) часть.

Нижнечелюстная кость (рис. 48) завершает череп в его нижней части. Ее форма и размер существенно влияют на единый, пластически совершенный объем головы человека.

Рис. 47

Рис. 48

Свою роль в пластике лица человека играет парная скуловая кость, влияющая в значительной мере на поперечный размер головы. Сращенная вверху с лобной, а на передней поверхности с верхнечелюстной костями, скуловая образует наружную стенку глазной впадины (рис. 49). Сзади скуловая кость сращена с клиновидной и височной и участвует в образовании скуловой дуги.

Глазные впадины - глазницы - парные углубления, имеющие форму сглаженной четырехгранной пирамиды, предназначены природой для глазных яблок. Костные стенки глазной впадины имеют несколько отверстий, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды зрительного органа.

Рис. 49

Верхняя стенка глазницы образована лобной костью, остальные - соответственно верхнечелюстной (нижняя), скуловой и клиновидной (наружная), а в образовании внутренней самое определяющее участие принимает решетчатая кость (рис. 50).

Вы узнали о двух частях черепа человека, познакомились с самыми основными костями, играющими роль в пластической трактовке головы человека, и впереди предстоит практическое рисование черепа, необходимое для углубления знаний при переходе к изображению головы.

Но что собой представляет череп, почему его нужно обязательно рисовать?

Рис. 50

Начнем с того, что авторы всех величайших произведений изобразительного искусства, включающих изображение человека, досконально знали анатомию. Например, гениальный Микеланджело изучал анатомию на разрезании трупов, делая это в моргах тайком, потому что католической церковью в те времена подобное занятие было строжайше запрещено. Разумеется, художники изучали анатомию отнюдь не на ощупь или чисто умозрительно. Древнегреческая скульптура в дошедших до нас образцах поражает исключительным знанием анатомии их авторами. Мы не можем теперь, к сожалению, никогда узнать, каким методом пользовались при изучении анатомии греки, но даже если допустить, что они не подвергали трупы рассечению, а имели возможность наблюдать обнаженное человеческое тело в разнообразнейших движениях на всевозможных состязаниях борцов, метателей диска и копья, бегунов и т.д.

Леонардо да Винчи пытливо изучал анатомию не только человека, но и животных, и от его подвижничества осталось свыше 700 анатомических рисунков.

В середине XVI в. итальянский врач и анатом Андpea Везалий написал и издал книгу «Устройство человеческого тела», иллюстрации к которой выполнил Тициан с учениками.

Первое русское руководство по анатомии для художников составил и издал художник Антон Павлович Лосенко. Книга называлась «Объяснение краткое пропорций человека», вышла в 1771 г. и вплоть до середины следующего века была основным руководством по анатомии. Краткий пояснительный текст сопровождался отлично выполненными самим Лосенко анатомическими таблицами, репродукции которых рассчитывались на наглядный показ и зрительную память молодых художников. Успех вышедшей небольшим тиражом книги был таким, что экземпляры размножались перерисовыванием таблиц и списыванием текста. Вот какое значение для тогдашних учеников имело знание анатомии!

Знакомясь с основными костями черепа, вы можете прибегнуть к осязанию своей головы. Для этого приложите руки ладонями к шее и пытайтесь что-либо ощутить: одни мышечные массы, а под ними глубоко что-то потверже. Но вот пальцами начинаете ощупывать нижнюю часть головы сзади, поднимая их выше, и через некоторое время ощутите под кожей кость затылка. Осязайте ее тщательно и вспоминайте, как называется эта кость, какие она имеет возвышения и т.п. Найдите на себе скуловые и другие, имеющие внешнее пластическое выявление кости. Хорошо прощупываются края глазниц, вся нижняя челюсть, лобная и теменные кости.

Подобный эксперимент на себе очень полезен, так как осязание способствует прочному запоминанию всех доступных выступов и углублений. Такой же эксперимент с собой вы можете провести с осязанием основных мышц, когда ознакомитесь с их названием и расположением.

Повторяем, рисование с натуры развивает точность глаза, его способность безошибочно «читать» конструкцию головы человека, сложную и основательно скрытую мышечно-кожным покровом, развивает зрительную память и восприятие формы головы в пространственных проекциях и ракурсах.

Рисование с натуры на базе пластической анатомии есть не что иное, как собирание изученных частей в одно целое. Знание анатомии и рисование с натуры головы человека - единство теории и практики в работе художника. Отсюда следует, что анатомия для изучающих основы изобразительной грамоты - своеобразный строительный материал в рисовании человека.

Познакомившись со строением костей черепной коробки и лицевой части черепа, постарайтесь в рисунке с натуры тесно связать теорию с практикой.

Тоновой рисунок черепа человека

Изображение черепа имеет свои особенности. С одной стороны, натура сама по себе малопривлекательна по известной причине, и удерживает у нее лишь сознание того, что это нужно. С другой стороны, это не натурная искусственная модель из пластмассы или папье-маше, имеющая хоть и соответствующие подлинной натуре формы, но все же в какой-то степени облагороженные, а если сказать вернее, сглаженные, и окраска поверхности светло-серая. Здесь же перед вами подлинный череп, имеющий особенную окраску неприятного оттенка, с пятнами, разрушающими и без того сложную форму.

Многое подскажет личная практика каждого из вас. Например, пятно или группа пятен, влияющих на нарушение зрительного восприятия отдельных частей общей формы, должны вами проигнорироваться. Надо учиться высматривать основное, видеть большую форму и подчинять ей подробности. Нужно видеть основные пропорции, пропорциональное отношение массы черепной коробки к массе лицевой части, всю форму лобной части, скул и челюстей и т.д. Конечно, это трудное дело дается не сразу.

При натурном рисовании надо ставить себе определенную конкретную задачу, например построение пропорции. Поскольку рисование с натуры во время учебы - занятие тренировочное, постольку так и надо к этому относиться. Здесь несовместимы с учебным рисунком фантазерство, формотворчество от себя, так же как и преждевременное увлечение сложными задачами.

Вы уже знаете, что в работе с натуры нет смысла сразу же браться за длительный подробный рисунок. Здесь каждый раз требуется втянуться в процесс рисования. Как у спортсмена перед стартом обязательно нужны разбег, разминка или у музыканта перед концертом - настрой, так и у вас перед длительной работой обязательны предварительные пробы в виде компоновочной зарисовки или выполнения карандашного этюда, в котором можно оперировать крупными, обобщенными массами, характерными для изображения черепа. Повторяем, что способность полного восприятия натуры вступает в силу позднее того момента, когда вы приступили к основной работе. Предварительная проба компоновки рисунка, зарисовка, ставящая целью найти общие пропорции, модуляцию крупных форм с помощью светотени, обостряют зрительное восприятие и внимание рисовальщика, после чего легко перейти к основному рисунку.

Есть еще одна особенность в рисовании с натуры. Дело в том, что в процессе работы перед завершением изображения у вас, как еще неопытных, наступает угасание сосредоточенности и необходимого восприятия своего рисунка и натуры, причем это происходит несколько раньше, чем почувствуете его. Вы могли сделать что-то на данном этапе работы значительно грамотнее и качественнее, если бы, увлекшись какой-то деталью, не заметили наступившей усталости. Что же делать в таком случае? Переключить свое внимание хотя бы на наброски, например, с той же натуры, но с другой точки зрения, в каком-либо ракурсе. В работе по рисованию черепа усталость вызывается чисто психологически, и вот здесь особо не увлекайтесь.

Рассмотрим работу над рисунком черепа более подробно, в ее последовательности, во взаимосвязанности всех этапов.

Череп нужно рисовать при искусственном освещении. Ввиду того что подлинный череп в условиях дневного света, не направленного, по большей части рассеянного, выглядит не контрастно, очертания его смягчены, для лучшего различения объема и важных деталей избирается направленный свет от электрического источника.

На первом же занятии по рисованию черепа необходимо прежде всего внимательно проанализировать натуру. Анализ проводите с учетом того, с какой точки зрения вам предстоит вести работу. Что такое анализ, вы уже знаете, но напомним вкратце, что это мысленное деление рисуемого объекта на отдельные элементы. Чем сложнее форма, тем больше и серьезнее приходится изучать натуру. К работе во время анализа требуется особый подход: здесь участвует ваше сознание, работает мозг, включается ясное логическое мышление.

При подробном анализе натуры нужны развитое пространственное мышление и образное воображение, чтобы яснее себе представлять и понимать структуру формы видимого предмета. В процессе необходимо рассмотреть череп со всех сторон. Получив представление о натурной модели, определите для себя все этапы предстоящей работы: начало, продолжение и завершение.

Выполните предварительный эскиз или этюд, зарисовку или компоновочный набросок, краткий вступительный рисунок, т.е. подходите к предстоящей работе с обостренным зрительным восприятием и вниманием к натуре. Итак, предварительное упражнение предназначено дать вам необходимый художнический «задел».

Сейчас вы уподобились строителям, закладывающим фундамент сооружения. Лист определенного формата (четверть ватманского размера) вы располагаете перед собой на мольберте в вертикальном положении. Еще раз продумайте компоновку рисунка, постарайтесь «увидеть» его словно бы уже законченным на этом формате.

Легкими линиями наметьте большую форму черепа. Разумеется, формат листа не позволит вам выполнить рисунок черепа в его натуральную величину - он окажется большим, «упрется» в края бумаги. Придерживайтесь неукоснительного соблюдения всех требований к работе, и к вам придет уверенность в том, что натура начала «слушаться» карандаш.

После того как наметили большую форму, переходите к определению основных пропорций черепа и его положения в пространстве - возможного наклона вперед или назад, в зависимости от постановки натуры. Чтобы это было легче сделать, проведите условные вспомогательные линии, одна из которых будет срединная (иначе ее называют профильной), другая - горизонтальная. Вспомогательные линии образуют крестообразную пересекаемость, определяющую положение (в данном случае черепа) натуры в пространстве. Срединная линия делит изображение точно пополам, если по отношению к рисовальщику череп расположен в анфас, т.е. прямо обращен лицевой частью. Но линия продолжает оставаться срединной и для различных положений натуры, так как проходит вертикально через середину лобной части, грушевидного отверстия носа, верхне- и нижнечелюстных костей. Горизонтальная линия в различных положениях натуры тоже условна; она проходит через середину глазных впадин и делит череп на две примерно равные части по высоте. От правильно проведенных вспомогательных линий зависит расположение черепа в формате.

Общие пропорции намечайте с обязательным привлечением геометрических объемов: например, череп можно «поместить» в параллелепипед. Пропорции определяйте на глаз, уточните, если надо, и одновременно переходите к построению перспективных плоскостей, ограничивающих объем черепа (поверхность лицевой, лобной и боковой частей). Всегда ориентируйтесь на вспомогательные срединную и горизонтальную линии. Они хорошо «держат» построение. Уточняйте на основе этих двух ориентиров все составляющие передней части черепа по отношению друг к другу: лобной кости к глазным впадинам, скуловых костей к грушевидному отверстию, верхней челюсти к нижней.

Старайтесь на этом промежутке изображения все время ясно ощущать форму черепа со всеми его выпуклостями и вогнутостями, выступами и впадинами. Постоянно сравнивайте одно с другим. Такое сравнение очень помогает верно определить объемно-конструктивную форму черепа, его основных поверхностей (рис. 51).

Определив пропорциональные соотношения частей черепа и дав объемно-конструктивную характеристику составляющих его элементов, начинайте постепенно переходить к очередному этапу - детальной проработке всех конкретных форм.

Вы хорошо знаете, что данный этап работы самый трудный по причине тщательного исследования натуры. До сих пор вы строили изображение, будучи предельно внимательными к общему, к пропорциональным соотношениям частей, к поискам взаимосвязи всех элементов формы. Сейчас вы переходите к тому отрезку работы, когда нужно при любой степени отработки деталей все время сохранять общее.

Рис. 51

Быстро взглянув на натуру, зафиксируйте свое внимание на двух-трех точках, которые чисто условны, но станут своеобразными «центрами сосредоточения взгляда». Результатом здесь оказывается вдруг обнаружившаяся способность видеть всю конфигурацию черепа. Такое «видение» натуры сразу, целиком, не позволяет переключаться на какую-либо подробность, отвлекающую от общего.

Учитесь в процессе рисования с натуры пользоваться так называемым боковым зрением. И в этом случае рассматриваемая натура воспринимается только в ее общей норме, а деталей как бы не существует. Расплывчатость всех подробностей в предмете изображения не мешает видеть общее, а для рисовальщика это очень важно.

Следовательно, на этапе проработки деталей нужно все время видеть общее, не останавливаться на каком-то одном месте рисунка до полной законченности, а вести моделировку формы тоном постепенно и везде одновременно. Увлекательных мест в рисунке всегда достаточно, чтобы желать одно из них проработать до полного эффекта, но вам должно быть понятно, что в таком случае «частности» разрушают изображение, уводят в сторону от учебных задач, мешают становлению художника. Значит, нужен самоконтроль в процессе рисования, концентрация внимания в первую очередь на общем, минуя частности. Все теоретические сведения, как правило, очень быстро исчезают из памяти, забываются, если их не подкрепляют практическими упражнениями, начиная от быстрого рисования и заканчивая длительными изображениями.

Рис. 52

Работая карандашом, не используйте сразу всю его кроющую способность, ведите рисунок в среднюю силу, сохраняя достаточный запас светотеневых градаций для завершения изображения. Разнообразьте штриховку исходя из формы.

На последнем этапе работы над рисунком черепа - обобщающем - нужно еще раз проверить все изображение, отойти, посмотреть на него с некоторого расстояния, а затем приступить к завершению.

Теперь перед вами стоит задача - добиться такого изображения, когда рисунок воспринимается целостным, т.е. в нем правильно определена контрастность, заметна каждая деталь, подчиненная целому.

На завершающем этапе рисования очень важно проследить тональные соотношения и освещенность черепа в целом и его частей по мере их удаления и приближения к источнику света. Уберите излишнюю яркость рефлексов, так как они «спорят» с полутонами, высветлите, «успокойте» возможную перетемненность глазных впадин и грушевидного отверстия, другие теневые места изображения. Все это очень заметно, если отойти от рисунка и посмотреть на него «прищуром» глаз.

Четкость проработки элементов рисунка черепа на переднем плане должна превосходить все остальное (рис. 52).

Подведение итогов проделанной работы связано с проверкой общего состояния рисунка. Общее состояние рисунка должно быть таким, чтобы в изображении все выглядело тождественным (как «одно и то же») тому зрительному образу, который возник во время наблюдения натуры с определенной точки зрения. Понять это можно, если вы посмотрите на какой-либо конкретный предмет в окружении других, но выделив из них именно этот. Остальные предметы хоть и подчинены зрительному центру, но воспринимаются здесь менее детально. Когда конкретный предмет выделен, а остальные обобщены, зрительные объекты, ставшие образными отражениями в изображении, тождественны.

Непременное условие каждого длительного рисунка с натуры - правильность тона изображаемого предмета, выделение более тщательной проработкой самого главного в изображении и обобщение всей формы.

Контрольные вопросы. Практическое задание

1. Из каких двух частей складывается череп головы человека?

2. Назовите внешние кости мозговой части черепа и дайте им краткое объяснение.

3. Как вы думаете, есть ли у черепа подвижные кости?

4. Что такое скулы и какую роль они играют как кости черепа?

5. Вспомните, какие швы соединяют кости?

6. Что такое альвеолярный отросток и к какой кости он относится?

7. Сколько отростков имеет верхнечелюстная кость? Назовите их.

8. Где находится в черепе сосцевидный отросток?

9. Где проходит лямбдовидный шов?

10. Какой кости принадлежит скуловой отросток?

11. Какое значение имеет практическое изучение черепа человека?

12. Выполните несколько набросков черепа с разных точек зрения.

Вид латеральной, или боковой, стороны черепа ясно демонстрирует сложность его строения: множество отдельных костей и сочленений между ними.

Некоторые кости черепа - парные. Они расположены с двух сторон от средней линии головы. Носовые, скуловые, теменные и височные кости - все они соответствуют этой симметрии. Другие кости, такие как клиновидная кость и решетчатая кость, в единственном числе расположены по средней линии. Ряд костей развиваются в виде двух отдельных половин, которые затем срастаются но средней линии. К ним относятся лобная кость и нижняя челюсть.

Кости черепа постоянно подвергаются процессу ремоделирования: новая кость развивается на наружной поверхности черепа, в то время как внутренняя часть реабсорбируется в кровеносную систему. Этот динамический процесс поддерживается наличием многочисленных клеток и хорошим кровоснабжением.

Иногда недостаток клеток, ответственных за реабсорбцию, нарушает костный метаболизм, что может приводить к сильному утолщению костей черепа (деформирующий остоз, ил и болезнь Педжета) и, как следствие, к глухоте и слепоте.

Соединения костей черепа

  • 1. Ламбдовидный шов
  • 2. Затылочно-сосцевидный шов
  • 3. Теменно-сосцевидный шов
  • 4. Чешуйчатый шов
  • 5. Клиновидно-чешуйчатый шов
  • 6. Клиновидно-лобный шов
  • 7. Лобно-скуловой шов
  • 8. Венечный шов
  • 9. Височно-нижнечелюстной сустав
В черепе имеется только одно подвижное соединение костей - височно-нижнечелюстной сустав (где челюсть прикрепляется к черепу), позволяющий жевать и говорить.

Все другие кости соединяются друг с другом швами, которые имеются только в черепе У взрослых они представляют собой тонкие зоны неминерализованной фиброзной ткани, соединяющие края соседних костей. Предназначение швов в черепе развивающегося младенца - создать условия для роста черепа под правильными углами до нормального положения. Например венечный шов позволяет расти в длину, а чешуйчатый позволяет расти черепу в высоту.

В период быстрого роста мозговой части черепа, от рождения до семилетнего возраста, увеличение мозга заставляет кости расходиться в швах Затем новая кость образуется в кромке швов, стабилизируя череп в новых размерах. К семи годам такой тип роста черепа замедляется. Дальнейшее увеличение черепа происходит с медленной скоростью за счет ремоделирования.

Внутри черепа

Внутренняя часть левой половины черепа представлена сводом черепа и лицевым скелетом в разрезе.

Сравнивая эту фотографию с фотографией наружной части черепа, можно видеть много тех же самых костей, а также несколько новых структур.

Костная часть носовой перегородки (стенки, разделяющей полость носа) состоит из сошника и перпендикулярной пластины решетчатой кости.

В этом черепе воздушные пазухи клиновидной кости большие. Гипофизарная ямка, в которой помещается размером с земляной орех гипофиз, продуцирующий гормоны, вдается в полость клиновидной пазухи. Круг, очерчивающий птерион, соответствует тому же месту, которое отмечено на фотографии наружной части черепа.

Череп защищает мозг от повреждений, потенциально опасных для жизни. Если разрушена боковая часть черепа в области височной кости, могут быть повреждены ветви средней менингеальной артерии. Эта артерия снабжает кости черепа и внешнюю мозговую оболочку. При ее повреждении вытекающая кровь может вызвать сдавление жизненных центров мозга. Если не оказать помощь, проведя дренирование через небольшие отверстия, может быстро наступить смерть. Артерия доступна для хирурга, если сделать трепанацию вблизи птериона.

Типы костей черепа

Кость - это твердая, плотная, минерализованная соединительная ткань, состоящая из трех компонентов:
  • органический матрикс (около 25 процентов веса), в основном включающий белок волокон коллаген;
  • минеральные кристаллы фосфата кальция и карбоната кальция (65 процентов веса), известные как гидроксиапатиты;
  • вода, приблизительно 10 процентов веса.
Комбинация минерального и органического материала обеспечивает прочность, жесткость и в то же время упругость, позволяющую выдерживать нагрузки без поломок.

Кости мозговой части черепа - лобная, теменные, затылочная и височные - относятся к плоским костям, состоящим из двух тонких плотных костных пластинок, между которыми заключено пористое костное вещество. Их называют плоскими или губчатыми костями. Внутри них содержится костный мозг. Клетки крови вырабатываются костным мозгом, тогда как сама кость является источником ионов кальция, необходимых для нормальной работы мышц и нервов.

Плоские кости - особенность черепа. Они создают большой и, в тоже время, легкий и прочный костный скелет для защиты и питания мозга и органов чувств.