Какие жизненно важные проблемы позволяет решать знания биологии

Ответ оставил Гость

Учение о живой природе является частью человеческой культуры. Значительна роль биологии в формировании мировоззрения, в осознании человеком своей роли в окружающем мире. Изучение биологии формирует научное мышление каждого человека и помогает в познании окружающего мира. Развитие биологии обусловлено как интересами практики, так и потребностями всего общества (проблемы медицины, задачи сельскохозяйственного воспроизводства и т.д.).
Биология XX в. характеризуется определенными тенденциями и познании явлений жизни - это, во-первых, изучение живых объектов на различных уровнях организации: молекулярном, клеточном, организменном и популяционном; во-вторых, стремление к изучению живой природы в целом, на всех уровнях - ее. организация (эволюция, систематика). Учение В.И.Вернадского о связях живых организмов с неживой природой (учение о биосфере) показывает масштабы деятельности человека и. предупреждает об опасности бездумного отношения к природе (биосфере).

В дополнение к интерпретации представлений, подготовленных экспертами, студенты могут создавать свои собственные представления для повышения уровня обучения и участия. Этот набор навыков был назван представительской компетенцией. Развитие репрезентативной компетенции требует умения мысленно манипулировать двух - и трехмерными объектами, умением, которое называется визуоскопическим мышлением или пространственной способностью. Учитывая важность пространственных представлений и процессов мышления в науке, представляется логичным, что пространственные способности коррелируют с участием в науке в целом.

Предметом исследования биологии является многообразие ныне существующих и вымерших организмов, их происхождение, эволюция, распространение, строение, функционирование и индивидуальное развитие, связи друг с другом и с окружающей их неживой природой. Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т. д.).

Обзор исследований на основе дисциплин. Использование представлений и пространственное мышление. Например, визуализация и представление невидимого молекулярного уровня являются центральными для надежного понимания химии. Студенты-химики должны научиться создавать ролевые, специфичные для дисциплины представления, как перевести эти представления в более привычный формат уравнений и как и когда применять каждый репрезентативный формат для решения проблем. В качестве другого примера, возможность визуализации трехмерного изображения из двумерного графического представления.

Биология подразделяется на ряд самостоятельных наук и направлений в зависимости от изучаемых объектов, уровней организации живого, методов исследования, практического использования биологических знаний.

Биологией систематических групп занимаются: вирусология -- наука о вирусах, микробиологиямикология - наука о грибах, ботаника - наука о растениях, зоология - наука о животных, антропология - наука о человеке. Каждая из этих дисциплин делится на ряд более узких направлений в зависимости от объекта исследований. Например, в зоологии выделяются такие науки, как энтомология - наука о насекомых, ихтиология- о рыбах, териология - о млекопитающих, орнитология – о птицах, мирмекология – о муравьях, лепидоптерология – о бабочках, протистология – наука о простейших и др. В ботанике выделяются: альгология - наука о водорослях, бриология - о мхах, дендрология - о древесных растениях и др. Кроме того, в зоологии и ботанике выделяются науки, изучающие отдельные стороны жизни животных и растений: строение (морфология, анатомия, гистология и др.), развитие (эмбриология, эволюция и др.), жизнедеятельность (физиология и биохимия животных и растений), распространение (зоогеография и фитогеография), классификацию по группам (систематика растений и животных) и т. д. - наука, занимающаяся изучением микроорганизмов,

Представления имеют четыре обязательных компонента, описанных Маркманом. Представляемая ситуация. В науке и инженерных дисциплинах представленный мир может быть проблемой, которая должна быть решена, или устройством, которое должно быть спроектировано.

Элементы, используемые для построения представления. Этими элементами может быть любое из следующего. Физические объекты, например, когда шарики и палочки используются для моделирования структуры химического соединения. Диаграммные элементы, такие как линии и геометрические фигуры, которые могут использоваться, например, для создания эскиза внутренней структуры ячейки или графика, показывающего ускорение объекта с течением времени.

1

В статье представлен обзор исследований, в которых рассмотрены жизненно важные проблемы старшеклассников. Отражены результаты проведенного авторами экспериментального исследования по выявлению жизненно важных проблем старшеклассников. Поставлена задача психологической поддержки старшеклассников в формировании умения принятия жизненно важных решений. Даны авторские определения следующих понятий: жизненно важные проблемы, принятие жизненно важных решений, жизненно важные решения. Умение принятия решений рассматривается как сложное умение, представ-ляющее собой комплекс освоенных субъектом интеллектуально-волевых действий, обуславливающих успешное разрешение возникающих проблем и наиболее удовлетворяющий субъекта результат. Представлена структура умения принятия жизненно важных решений, включающая следующие частные умения: осознавать (выявлять) проблемную ситуацию, категоризовать проблемную ситуацию, формулировать запрос, выдвигать альтернативы, анализировать альтернативы и выбирать наиболее приемлемую. Предложены показатели эффективности принимаемых решений. Заявлена возможность формирования названных умений у старшеклассников в ходе элективного учебного курса.

Ментальные элементы, такие как компоненты ментальной модели системы шкивов, которые ученики могут попытаться мысленно мысленно рассуждать о поведении системы. Правила для сопоставления элементов одного мира с миром другого мира или набор конвенций для конструирования определенного типа представления, которые учащиеся должны изучить, если они должны успешно использовать соответствующие представления для решения проблем и разума о научных явлениях.

Процессы, которые действуют на представляющий мир. В одном наборе процессов используются правила сопоставления для создания представления. Другие процессы затем извлекают информацию из представления в разум о представленном мире. И умение мысленно вращать трехмерные объекты, важны для успеха в технике, и особенно в инженерном дизайне.

жизненно важные проблемы

жизненно важные решения

принятие решений

умение принятия решений

проблемная ситуация

1. Адлер А. Наука жить // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Adler/_Nauka_index.php (дата обращения 30.03.2012).

2. Глобальные проблемы: Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.- 840 с.

Представления являются важным компонентом инженерного проектирования, и следующие представления составляют основную часть «языков дизайна». Словесные или текстовые утверждения, используемые для формулирования проектных проектов, описания объектов, описания ограничений или ограничений, взаимодействия между различными членами проектных и производственных групп и документированных завершенных проектов.

Графические представления, используемые для предоставления графических описаний проектируемых артефактов, таких как эскизы, визуализации и чертежи. Формальные грамматики, используемые для предоставления формальных правил синтаксиса для объединения более простых форм в более сложные формы.

3. Глобальные проблемы: Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

4. Загрядская Н. Н. Психологическая поддержка старшеклассников при решении ими экзистенциальных проблем: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. - Ростов н/Д, 1999. - 22 с.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bookw.narod.ru/part4.htm (дата обращения 30.03.2012).

Функции, используемые для агрегирования и специализации заданных геометрических форм, которые часто идентифицируются с определенными функциями. Математические или аналитические модели, используемые для выражения какого-либо аспекта функции или поведения артефакта, где это поведение, в свою очередь, часто происходит от некоторого физического принципа; а также.

Числа, используемые для представления дискретно-значной информации и параметров проектирования в расчетных расчетах или в алгоритмах, представляющих математическую модель. Способность умственной анимации может быть более важной в дисциплинах, для которых движение является центральной задачей.

6. Коул Л., Холл Дж. Психология юности. - СПб.: Питер, 2000. - 547 с.

7. Маслоу А. Мотивация и личность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psylib.ukrweb.net/books/masla01/txt02.htm (дата обращения 30.03.2012).

8. Мещерякова И. А. Изучение жизненных проблем старшеклассников - методика и результаты исследования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpo.ru/staff/index/1/55.html (дата обращения 30.03.2012).

Дисциплины также могут различаться в той степени, в которой они используют графическое или математическое представление как средство передачи критического понимания. При сравнении представлений в научных статьях по нескольким научным направлениям авторы статей по геофизике и химии, как было установлено, использовали большинство фигур, тогда как авторы статей физики больше склонялись к уравнениям и авторам психологии к таблицам. Биология все чаще полагается на математические представления, особенно для интерпретации больших геномных баз данных.

9. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.

10. Понарядова Т. В. Жизненные проблемы и способы их решения юношами - представителями разных этносов: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. СПб., 2001. - 160 c.

11. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

В химии пространственные и математические представления важны. Различные науки и инженерные дисциплины также могут различаться в той степени, в которой они призывают к крупномасштабным и мелкомасштабным пространственным возможностям. Маломасштабная пространственная способность относится к умению воспринимать и воображать преобразования объектов, которые можно манипулировать. Напротив, крупномасштабная пространственная способность относится к успеху в задачах.

Например, изучение макета новой среды, повторное прохождение ранее пройденного маршрута и указание на невидимые места в знакомой среде. Два вида пространственной информации могут обрабатываться отдельно визуальной системой человека. Данные самоотчета Хегарти и др. От ученых, инженеров и других людей предполагают, что крупномасштабная пространственная способность может быть особенно важной в геофизических исследованиях, тогда как мелкомасштабные пространственные способности могут быть особенно важны в технике.

12. Регуш Л. А. Проблемы психического развития и их предупреждения. - СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

Совершенствование системы образования все больше связывается с целенаправленным развитием у обучающихся жизненно важных умений, компетенций, качеств и свойств личности, позволяющих активно включаться в постоянно изменяющуюся реальность, быть готовым к самостоятельному решению возникающих проблем и развитию себя в направлении, которое обеспечит наибольший успех и самореализацию. В качестве одного из таких умений выступает - умение самостоятельно решать жизненно важные проблемы, формирование которого может быть обеспечено в рамках деятельности психологической службы образовательного учреждения, в том числе - в процессе преподавания психологических дисциплин. В связи с этим рассмотрим, что такое жизненно важные проблемы, какими особенностями они характеризуются и каковы возможные пути их разрешения.

Следует, однако, отметить, что инструменты для оценки мелкомасштабных пространственных способностей гораздо более продвинуты, чем инструменты для оценки крупномасштабных пространственных способностей. Критической темой этого исследования является важность общих когнитивных и перцептивных факторов для понимания и обоснования представлений в науке и технике, а также особенностей, связанных с самими диаграммами. Поскольку широта исследований когнитивной науки в этой области отражает междисциплинарное значение представлений, большая часть этого исследования использовала материалы и задания из различных научных дисциплин.

Словосочетание «жизненно важные проблемы » достаточно широко встречается в самых различных исследованиях и в самых различных контекстах. Прежде всего оно представлено в контексте понятия «глобальные проблемы», которое определяется как «совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих человечество в целом и неразрешимых в рамках отдельных государств и даже географических регионов» ; «совокупность жизненно важных проблем человечества, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс в современную эпоху» .

В физике и химии исследовательская база по пространственным возможностям и использованию представлений сильна, поскольку существуют многочисленные исследования - многие из относительно больших масштабов - с высокой степенью конвергенции результатов. Как показывает Доктор и Местре, исследования в области физического воспитания исследуют использование внешних представлений для описания информации при решении проблем, таких как изображения, описания конкретных физик, карты понятий, графики и уравнения.

В некоторых исследованиях исследуются представления, которые студенты создают во время решения проблем и как они используют эти представления, тогда как в других исследованиях изучается возможность, с которой студенты или эксперты могут переводить через несколько представлений. В других исследованиях в физике основное внимание уделяется студенческим трудностям с конкретными представлениями.

В психологии одним из первых стал говорить о жизненно важных проблемах человека - А. Адлер. В своей книге «Наука жить» он назвал три жизненно важные проблемы , с которыми сталкивается молодой человек в юношеском возрасте: вопрос жизни в обществе, вопрос деятельности и вопрос любви и брака . Адлер отмечает, что решение одной из этих проблем помогает приблизиться к решению других. Они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы - необходимости живых существ сохранить жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть. Решая эти проблемы, каждый человек неминуемо проявляет свое глубинное ощущение сути жизни .

Графами или математическими формулами. Существует более 100 исследований пространственного мышления и представлений в области химии, включая книги и обзоры. В этих исследованиях рассматриваются трудности перевода между представлениями, роль пространственных способностей в визуализации и формирование ментальной модели, а также влияние анимированных и статических визуализаций на концептуальное понимание.

Пространственные способности и использование представлений представляют собой новые области исследований в области инженерии, биологии и геонаук. В технике большая часть этого исследования посвящена учебным подходам для улучшения пространственных возможностей; эти подходы обычно основаны на конструктивистских теориях обучения. Большинство исследований в области биологии исследуют роль различных представлений в улучшении понимания, содействии концептуальным изменениям и стимулировании интереса к биологии.

А. Маслоу в книге «Мотивация и личность», характеризуя состояние науки, писал: «Неизбежное стремление науки к изяществу, завершенности и техничности аргументации зачастую приводит к тому, что жизненно важные проблемы, проблемы огромной значимости остаются вне ее поля зрения, а креативность - невостребованной» .

О том, что «жизненно важные проблемы возникают перед личностью в течение всей ее жизни», - пишет Э. Зеер, относя к ним «способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности и места работы» .

Многие из них основаны на теории конструктивизма и двойного кодирования. Последний теоретический подход был уточнен в модели Шёнборна и Андерсона, в которой предполагалось, что три фактора могут повлиять на способность учащихся интерпретировать внешние представления в биологии и биохимии: предварительные знания студентов о концепциях, лежащих в основе внешнего представления, способности рассуждать учеников, и режим или характер диаграммы. В геофизических исследованиях исследования в этой области были сосредоточены на взаимосвязи между пространственной способностью и успехом в области геонаук и учебными стратегиями для улучшения пространственных способностей.

В нашей работе внимание уделено жизненно важным проблемам старшеклассников, которые с одной стороны обусловлены значительными изменениями их самосознания и новым пониманием себя и других людей, а с другой - предстоящим переходом к самостоятельной жизни, характер которой будет во многом зависеть от качества принятых ими решений.

Изучаемые популяции варьируются от немаджоров на вступительных курсах до аспирантов, а в некоторых исследованиях учатся старшеклассники. Исследования, проводимые в контексте решения проблем физики, обычно включают качественные исследования мышления отдельных студентов на вводных курсах физики.

Случаи, решатели проблем тщательно соблюдаются, пока они выполняют свою работу, и их письменные решения рассматриваются, чтобы увидеть, как они используют разные представления. Отдельные исследования использования графических представлений в науке и технике обязательно включают конкретные представления и задачи. Этот фокус поднимает вопросы об обобщаемости этих исследований в рамках их дисциплин. Более того, хотя исследования в области наук и инженерии в целом касаются пространственных структур, дисциплины связаны с совершенно разными масштабами времени и пространства, что поднимает важные вопросы о том, как пространственные представления различаются по различным научным дисциплинам и имеют ли учащиеся общие проблемы в дисциплины.

В различных исследованиях представлены классификации проблем, переживаемых старшеклассниками. В частности, В. С. Мухина отмечает, что если младшие дети имеют дело в основном с настоящим, с тем, что существует «здесь и сейчас», то представления подростка распространяются на сферу возможного будущего. Подросток постепенно начинает брать на себя позиции взрослого. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, связанные с ним лично: выбор профессии, ориентировка на супружество, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами, гораздо менее конкретными и определенными, чем семья или друзья, такими как государство, страна, город, профессиональные и прочие группы, религиозные объединения и др.

Как студенты разрабатывают, используют и интерпретируют представления. Критический шаг в оказании помощи студентам в более широком дисциплинарном опыте - понять, как они развивают, используют и интерпретируют представления, которые являются центральными для данной дисциплины. Как показывает это обсуждение, исследования из физики, химии, биологии и геонаук последовательно указывают на то, что у студентов трудности с интерпретацией представлений и что они изо всех сил пытаются увидеть сходство между различными представлениями, описывающими один и тот же набор отношений.

Жизненные проблемы юношей различных этносов исследует Т. В. Понарядова , согласно которой жизненные проблемы связаны с различными сторонами психической организации человека. На эмоциональном уровне это проблемы, возникающие при наличии негативного отношения к значимым явлениям. На волевом уровне это проблемы, связанные с определением путей, способов, средств, а также с мотивами достижения целей. На когнитивном уровне - проблемы, связанные с познанием и осмысливанием явлений. На психосоциальном уровне - проблемы как результат рассогласования между требованиями, предъявляемыми обществом и потребностями личности, когда требования в силу разных причин не принимаются личностью.

Н. Н. Загрядская называет следующие экзистенциальные проблемы старшеклассников: проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, выбора, одиночества и любви, смысла жизни, возможностей самосовершенствования, путей самореализации. Она также отмечает, что готовность к самостоятельному решению экзистенциальных проблем (осуществлению жизненных выборов, осознанию возможностей самореализации, принятию ответственности, позитивному отношению к внутреннему и внешнему мирам и др.) влияет на возможность сохранения психического здоровья и целостности человека. При этом одним из важных образований в смысловой сфере личности для актуализации внутренних резервов в трудных жизненных ситуациях в процессе самоопределения должно стать формирование позиции субъекта собственной жизни, когда человек выступает как организатор жизни и может оказывать влияние на ее ход. Отмечается, что способ разрешения противоречий жизни характеризует психологическую и социальную зрелость человека.

Н. Н. Толстых различает проблемы учащихся 10 и 11 классов. Для учащихся 10 класса свойственны: проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу (как обеспечить себе высокий статус в новом классе?); установка на продление моратория детства (как интересно / беззаботно провести свободное время, не сильно загружая себя учебой). Для учащихся 11 класса свойственны следующие проблемы: выбор будущей профессии и построения дальнейших образовательных планов (куда пойти учиться?, кем стать?); проблема сдачи выпускных экзаменов (ЕГЭ); подготовка и сдача вступительных экзаменов (как готовиться: самостоятельно, на подготовительных курсах или с репетитором?, как сдавать?) .

Л. Коул и Дж. Холл обозначили следующие проблемы, которые должно решить юношество: 1) общая эмоциональная зрелость; 2) пробуждение гетеросексуального интереса; 3) общая социальная зрелость; 4) эмансипация от родительского дома; 5) интеллектуальная зрелость; 6) выбор профессии; 7) навыки обращения со свободным временем; 8) построение психологии жизни, основанном на поведении, базирующемся на совести и сознании долга; 9) идентификация «Я» (перцепция «Я»). Достижение взрослого бытия и является конечной целью юности .

В ходе проведенного И. А. Мещеряковой сравнительного исследования установлено, что наибольшее значение для восьмиклассников имеют проблемы, связанные с будущим (профессия, семья и т.д.), а для одиннадцатого класса - переживания, связанные с отношением с родителями, по поводу своих способностей и своего духовного Я. На втором месте у восьмиклассников - проблемы построения своей Я-концепции или эго-идентичности, а у одиннадцатиклассников - отношения с учителями. И только третье место в обеих группах принадлежит учебным проблемам.

Одну из наиболее систематизированных классификаций проблем юношеского возраста предлагает Л. А. Регуш , указывая на следующие, присущие данному возрасту, проблемы психического развития: профессиональное самоопределение; управление, регуляция эмоциями и чувствами (не справляется с чувствами, страсть, выражение эмоций); идентичность и смешение ролей (полоролевая, этническая и т. п.); освоение новых социальных ролей; взаимоотношения в семье (кризис авторитетов); одиночество; переоценка ценностей; экспериментирование и риск.

Нами также было проведено экспериментальное исследование, в ходе которого старшеклассникам задавались следующие вопросы:

  1. Какие жизненные проблемы вам приходится решать в настоящее время?
  2. Удовлетворены ли вы принятыми решениями и их результатами?

Всего в исследовании приняли участие 103 человека - учащиеся 10-11-х классов школы № 30 г. Стерлитамак. Из них 43 юноши и 63 девушки. Полученные в свободной форме ответы были подвергнуты контент-анализу. В результате все ответы были объединены в несколько групп, по каждой из которых был вычислен соответствующий процент по отношению к общему числу опрошенных. Поскольку в анкетах, как правило, было несколько ответов, то общее число процентов превышает 100 %. Результаты анализа ответов на вопрос представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты ответов на вопрос: «Какие жизненные проблемы вы решаете в настоящее время?»

Проблемы старшеклассников

Куда пойти учиться после окончания школы?

Как успешно сдать ЕГЭ?

Какую профессию выбрать?

Как хорошо закончить школу?

Как улучшить взаимоотношения с родителями?

Как улучшить взаимоотношения с друзьями?

Как наладить взаимоотношения с противоположным полом?

Как заработать много денег?

Как не попасть под влияние плохой компании?

Чем заниматься в свободное время?

Как удачно выйти замуж?

Как родить здоровых, красивых детей?

Будут ли дети?

Как удержать мужа от измен?

Когда рожать детей?

Сколько детей нужно иметь в семье?

Как сделать свою семью счастливой?

Будет ли любовь?

Как найти свою любовь?

Как преодолеть лень?

Как достичь цели своей жизни?

Здоровье самих старшеклассников и их родителей

Как познакомиться с девушкой?

Как поднять настроение?

Как уехать за границу на всю жизнь?

Как добиться успеха в выбранной деятельности?

Как следует из представленной в таблице 2 результатов, наиболее часто в ответах старшеклассников названа проблема: куда пойти учиться после окончания школы (65,5 % юноши и 74,6 % девушки). Значительная часть ответов касалась проблем успешной сдачи ЕГЭ (34,9 % юношей и 48,27 % девушек), выбора профессии (34,9 % юношей и 46,2 % девушек), успешного окончания школы (31,5 % юношей и 34,4% девушек). В качестве значимых проблем выделяются взаимоотношения с родителями (3,44 % юношей и 17,9 % девушек), друзьями (3,44 % юношей и 11,97 % девушек), лицами противоположного пола (6,89 % юношей и 14,92 % девушек). Отметим, что девушек эти проблемы волнуют в большей степени, чем юношей. Примечательно, что в ответах старшеклассников выделены также следующие проблемы: как заработать много денег (13,79 % юношей и 2,98 % девушек), как не попасть под влияние плохой компании (3,44 % юношей и 6,88 % девушек), чем заняться в свободное время (13,79 % и 2,98 % девушек). В ряде ответов отмечены проблемы, которые волнуют только девушек (как удачно выйти замуж, будут ли дети, как удержать мужа от измен, как родить здоровых, красивых детей, сколько детей нужно иметь в семье, как сделать свою семью счастливой, будет ли любовь, как найти свою любовь) или только юношей (как преодолеть лень, как достичь цели своей жизни, как завести познакомиться с девушкой, как поднять настроение, как уехать за границу на всю жизнь, как добиться успеха в выбранной деятельности, здоровье самих юношей и их родителей).

Результаты ответа на второй вопрос: «Удовлетворены ли своими ранее принятыми решениями и их результатами?», - представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты ответа на вопрос: «Удовлетворены ли вы своими ранее принятыми решениями и их результатами?»

Как следует из представленных в табл. 2 результатов, лишь 33,3 % юношей и 44 % девушек удовлетворены принятыми ими решениями, значительная же часть юношей (66,7 %) и девушек (56 %) в разной степени не удовлетворены принятыми ими решениями, а значит, нуждаются в помощи по решению возникающих в их жизни проблем.

Как видим, жизненно важные проблемы старшеклассников характеризуются значительным разнообразием. При этом в разрешении своих проблем старшеклассники не всегда удовлетворены своими решениями, также известно, что многие из них не имеют возможности и желания обратиться за помощью к окружающим, стремятся к самостоятельному принятию жизненно важных решений. В то же время старшеклассники не имеют достаточного жизненного опыта, чтобы принять проверенное на практике решение, владеют ограниченным набором приемов и способов принятия решений и как следствие - не могут обосновать свой выбор, и либо попадают в зависимость от мнения окружающих (чаще всего сверстников), либо принимают недостаточно обдуманные импульсивные решения.

В этой связи актуальной становится психологическая поддержка старшеклассников в формировании умения принятия жизненно важных решений. Осуществление данной поддержки предполагает понимание сущности феноменов: жизненно важные проблемы, принятие жизненно важных решений и др. Представим их в нашем понимании.

Жизненно важные проблемы - осознаваемое субъектом переживание необходимости разрешения трудностей и противоречий, возникающих в реальной жизненной ситуации, имеющих для него значимые последствия, существенно влияющие на его дальнейшую жизнь.

Принятие жизненно важных решений - интеллектуально-волевой процесс выбора одного или нескольких вариантов действий, направленных на разрешение жизненно важной проблемы.

Жизненно важные решения - результат выбора конкретного варианта действий в ситуации переживания жизненно важной проблемы.

Умение принятия решений (в том числе и жизненно важных) - это сложное умение, представляющее собой комплекс освоенных субъектом интеллектуально-волевых действий, обуславливающих успешное разрешение возникающих проблем и наиболее удовлетворяющий субъекта результат.

В структуру умения принятия решений входят следующие частные умения:

  • умение осознавать (выявлять) проблемную ситуацию - это понимание субъектом возникшего противоречия и необходимости его разрешения;
  • умение категоризовать проблемную ситуацию - способность субъекта относить проблемную ситуацию (проблему) к некоторому классу подобных и уже известных;
  • умение формулировать запрос - способность субъекта ставить на основе анализа проблемной ситуации вопрос, требующий разрешения;
  • умение выдвигать альтернативы - способность генерировать различные варианты действий, способов поведения в сложившейся ситуации;
  • умение анализировать альтернативы и выбирать наиболее приемлемую - способность сопоставлять на основе определенных критериев имеющиеся альтернативы, прогнозировать последствия выбора каждой из них и выбирать наиболее оптимальную, обеспечивающую успешное разрешение проблемы.

Показателями эффективности принятых решений могут выступать следующие: соответствие принятого решения моральным ценностям, правилам и законам, принятым в обществе; оправданность (восполнимость) затрат / потерь (интеллектуальных, моральных, физических, материальных, временных) на реализацию принятого решения; экологичность - соответствие последствий принятого решения ожидаемым результатам.

Каждое из вышеперечисленных умений может быть сформировано в ходе специальных упражнений и заданий, реализация которых осуществлялась нами в ходе элективного курса для старшеклассников.

Рецензенты:

  • Маджуга Анатолий Геннадьевич, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Стерлитамакской государственной педагогической академии им. Зайнаб Биишевой, г. Стерлитамак.
  • Вербицкий Андрей Александрович, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Уварова С.Я., Дубовицкая Т.Д. ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6117 (дата обращения: 25.10.2017). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»