Значение эпизода сна о савраске. Роль снов романе "преступление и наказание"

План сочинения
1. Вступление. Сны героев в системе художественных средств писателя.
2. Основная часть. Сны и грезы Раскольникова в романе .
— Первый сон героя и его значение, символика. Полярность образов.
— Образ лошади и его значение в сюжете сна.
— Образ отца и его значение.
— Сюжетообразующая функция первого сна Раскольникова.
— Первая греза Раскольникова и ее значение в романе.
— Второе видение героя и его значение в романе.
— Третье видение героя и его значение в романе.
— Второй сон Раскольникова и его значение в романе.
— Третий сон Раскольникова. Кульминация в развитии идеи героя.
3. Заключение. Функции снов и видений героя в романе.

В своих романах раскрывает сложные процессы внутренней жизни героев, их чувства, эмоции, тайные желания и опасения. В этом аспекте особенно важными представляются сны персонажей. Однако сны у Достоевского зачастую имеют и сюжетообразующее значение.
Попробуем проанализировать сны и грезы Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Первый сон герой видит на Петровском острове. В этом сновидении вновь оживает детство Родиона: вместе с отцом в праздничный день он едет за город. Здесь они видят страшную картину: молодой мужик, Миколка, выйдя из кабака, изо всех сил хлещет кнутом свою «тощую… саврасую клячонку», которой не под силу везти непосильный воз, а потом добивает ее железным ломом. Чистая детская натура Родиона протестует против насилия: с плачем бросается он к забитой савраске и целует ее мертвую окровавленную морду. А потом вскакивает и бросается с кулачонками на Миколку. Раскольников испытывает здесь целый спектр самых различных чувств: ужаса, страха, жалости к несчастной лошаденке, злобы и ненависти к Миколке. Сон этот настолько потрясает Родиона, что, проснувшись, он отрекается «от проклятой мечты своей». Таково значение сна непосредственно во внешнем действии романа. Однако смысл этого сна гораздо глубже и знаменательнее. Во-первых, сон этот предваряет будущие события: красные рубахи пьяных мужиков; красное, «как морковь», лицо Миколки; баба «в кумачах»; топор, которым можно разом покончить с несчастной клячей – все это предопределяет будущие убийства, намекая на то, что все-таки прольется кровь. Во-вторых, сон этот отражает мучительную раздвоенность сознания героя. Если мы вспомним о том, что сновидение – это выражение подсознательных желаний и опасений человека, то получится, что Раскольников, боясь собственных желаний, все же хотел, чтобы насмерть забили несчастную лошаденку. Получается, что в этом сне герой ощущает себя и Миколкой, и ребенком, чистая, добрая душа которого не приемлет жестокости и насилия. Эта раздвоенность, противоречивость натуры Раскольникова в романе тонко подмечена Разумихиным. В разговоре с Пульхерией Александровной Разумихин замечает, что Родион «угрюм, мрачен, надменен и горд», «холоден и бесчувствен до бесчеловечия», а вместе с тем – «великодушен и добр». «Точно в нем два противоположных характера поочередно сменяются», – восклицает Разумихин. О мучительной раздвоенности Раскольникова свидетельствуют и два противоположных образа из его сна – кабак и церковь. Кабак – это то, что людей губит, это средоточие разврата, безрассудства, зла, это то место, где человек зачастую теряет свой человеческий облик. Кабак всегда производил на Родиона «неприятнейшее впечатление», там всегда была толпа, «так орали, хохотали, ругались…безобразно и сипло пели и дрались; кругом кабака шлялись всегда такие пьяные и страшные рожи». Кабак – это символ порочности и зла. Церковь же в этом сне олицетворяет то лучшее, что есть в человеческой природе. Характерно, что церковь маленький Родион любил, два раза в год ходил с отцом и матерью к обедне. Ему нравились старинные образа и старый священник, он знал, что здесь служились панихиды по его умершей бабушке. Кабак и церковь здесь, таким образом, метафорически представляют основные ориентиры человека в жизни. Характерно, что в этом сновидении Раскольников не доходит до церкви, не попадает в нее, что также очень знаменательно. Его задерживает сцена возле кабака.
Многозначителен здесь и образ тощей крестьянской савраски, которая не выдерживает непосильной ноши. Несчастная лошаденка эта – символ невыносимых страданий всех «униженных и оскорбленных» в романе, символ безысходности и тупика Раскольникова, символ бедствий семьи Мармеладовых, символ положения Сони. С этим эпизодом из сна героя перекликается горькое восклицание Катерины Ивановны перед смертью: «Уездили клячу! Надорвала-ась!».
Значим в этом сне и образ давно умершего отца Раскольникова. Отец хочет увести Родиона от кабака, не велит ему смотреть на совершаемое насилие. Отец здесь как будто пытается предостеречь героя от его рокового поступка. Напоминая о горе, которое постигло их семью, когда умер братик Родиона, отец Раскольникова ведет его на кладбище, на могилу умершего брата, по направлению к церкви. Именно такова, на наш взгляд, функция отца Раскольникова в этом сне.
Кроме того, отметим сюжетообразующую роль данного сновидения. Оно предстает как «своеобразная сердцевина всего романа, его центральное событие. Сосредоточив в себе энергию и силу всех будущих событий, сон имеет формообразующее значение для прочих сюжетных линий, «предсказывает» их (сон снится в настоящем времени, говорит о прошлом и предсказывает будущее убийство старухи). Наиболее полная представленность основных ролей и функций («жертва», «мучитель» и «сострадатель» в терминологии самого Достоевского) задает сон об убийстве лошади как сюжетное ядро, подлежащее текстовому развертыванию», – замечают Г, Амелин и И. А. Пильщиков . Действительно, нити от этого сна тянутся по всему роману. Исследователи выделяют в произведении персонажные «тройки», соответствующие ролям «мучителя», «жертвы» и «сострадателя» . Во сне героя это «Миколка – лошадь – Раскольников-ребенок», в реальной жизни это «Раскольников – старуха – Соня». Однако в третьей «тройке» сам герой выступает в роли жертвы. Эта «тройка» – «Раскольников – Порфирий Петрович – Миколка Дементьев». В развитии всех сюжетных ситуаций здесь звучат одни и те же мотивы. Исследователи отмечают, что во всех трех сюжетах начинает развертываться одна и та же текстовая формула – «огорошить» и «обухом по темени». Так, во сне Раскольникова Миколка ломом «огорошивает с размаху свою бедную лошаденку». Примерно так же герой убивает Алену Ивановну. «Удар пришелся в самое темя…», «Тут он изо всей силы ударил раз и другой, все обухом и все по темени». Те же самые выражения употребляет и Порфирий в разговоре с Родионом. «Ну кто же, скажите, из всех подсудимых, даже из самого посконного мужичья, не знает, что его, например, сначала начнут посторонними вопросами усыплять (по счастливому выражению вашему), а потом вдруг и огорошат в самое темя, обухом-то-с…», – замечает следователь. В другом месте читаем: «Мне, напротив, следовало <…> отвлечь, этак, вас в противоположную сторону, да вдруг, как обухом по темени (по вашему же выражению), и огорошить: «А что, дескать, сударь, изволили вы в квартире убитой делать в десять часов вечера, да чуть ли еще и не в одиннадцать?».
Кроме снов, в романе описаны три видения Раскольникова, три его «грезы». Перед совершением преступления он видит себя «в каком-то оазисе». Караван отдыхает, мирно лежат верблюды, кругом – великолепные пальмы. Неподалеку журчит ручей, и «чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку…» И в этих грезах снова обозначается мучительная раздвоенность сознания героя. Как замечает Б.С. Кондратьев, верблюд здесь – символ смирения (Раскольников смирился, отрекся от «проклятой мечты своей» после первого сна), но пальма – «главный символ триумфа и победы», Египет – то место, где Наполеон забывает армию . Отрешившись от своих замыслов наяву, герой возвращается к ним во сне, ощущая себя победителем-Наполеоном.
Второе видение посещает Раскольникова уже после его преступления. Он как будто наяву слышит, как квартальный надзиратель Илья Петрович страшно избивает его (Раскольникова) квартирную хозяйку. Видение это обнажает скрытое желание Раскольникова навредить квартирной хозяйке, чувство ненависти, агрессии героя по отношению к ней. Именно благодаря квартирной хозяйке он оказался в участке, вынужден был объясняться с помощником квартального надзирателя, испытывая смертельное чувство страха и почти не владея собой. Но видение Раскольникова имеет и более глубокий, философский аспект. Это отражение мучительного состояния героя после убийства старухи и Лизаветы, отражение его чувства отчуждения от своего прошлого, от «прежних мыслей», «прежних задач», «прежних впечатлений». Квартирная хозяйка здесь, очевидно, является символом прошлой жизни Раскольникова, символом того, что он так любил (история взаимоотношений героя с дочкой квартирной хозяйки). Квартальный надзиратель же – фигура из его «новой» жизни, отсчет которой положило его преступление. В этой «новой» жизни он «как будто ножницами отрезал себя сам от всех», а заодно и от своего прошлого. Раскольникову невыносимо тягостно в своем новом положении, что в подсознании его запечатлевается как ущерб, вред, нанесенный прошлому героя его настоящим.
Третье видение Раскольникова происходит после его встречи с мещанином, обвиняющим его в убийстве. Герою чудятся лица людей из его детства, колокольня В-й церкви; «биллиард в одном трактире и какой-то офицер у биллиарда, запах сигар в какой-то подвальной табачной лавочке, распивочная, черная лестница…откуда-то доносится воскресный звон колоколов…». Офицер в этом видении – отражение реальных жизненных впечатлений героя. Перед своим преступлением Раскольников слышит в трактире разговор студента с офицером. Сами же образы данного видения перекликаются с образами из первого сна Родиона. Там он видел кабак и церковь, здесь – колокольня В-й церкви, звон колоколов и трактир, запах сигар, распивочная. Символический смысл этих образов здесь сохраняется.
Второй сон Раскольников видит уже после своего преступления. Ему снится, что он вновь идет на квартиру Алены Ивановны и пытается убить ее, однако старушонка, как будто издеваясь, заливается тихим, неслышным смехом. Смех и шепот слышатся ему в соседней комнате. Раскольникова окружает вдруг множество людей – в прихожей, на площадке, на лестнице, – молча и выжидая, они смотрят на него. Объятый ужасом, он не может пошевелиться и вскоре пробуждается. Сон этот отражает подсознательные желания героя. Раскольников тяготится своим положением, желая кому-нибудь открыть свою «тайну», ему тяжело носить ее в себе. Он буквально задыхается в своем индивидуализме, стремясь преодолеть состояние мучительного отчуждения от окружающих и самого себя. Именно поэтому в сновидении Раскольникова рядом с ним множество людей. Душа его рвется к людям, ему хочется общности, единения с ними. В этом сне вновь появляется мотив смеха, сопровождающий героя на протяжении всего романа. После совершения преступления Раскольников чувствует, что «себя убил, а не старушонку». Эта истина будто бы открыта людям, окружающим героя во сне. Интересную интерпретацию сна героя предлагает С.Б. Кондратьев. Исследователь замечает, что смех во сне Раскольникова – это «атрибут незримого присутствия сатаны», смеются и дразнят героя бесы .
Свой третий сон Раскольников видит уже на каторге. В этом сне он как бы заново переосмысливает произошедшие события, свою теорию. Раскольникову представляется, будто весь мир осужден в жертву «страшной…моровой язве». Появились какие-то новые микроскопические существа, трихины, заражающие людей и делающие их бесноватыми. Зараженные не слышат и не понимают других, считая лишь свое мнение абсолютно верным и единственно правильным. Оставив свои занятия, ремесла и земледелие, люди убивают друг друга в какой-то бессмысленной злобе. Начинаются пожары, голод, гибнет все вокруг. Во всем мире спастись могут лишь несколько человек, «чистых и избранных», но их никто и никогда не видел». Сон этот являет собой крайнее воплощение индивидуалистической теории Раскольникова, показывая угрожающие результаты пагубного влияния ее на мир и человечество. Характерно, что индивидуализм теперь отождествляется в сознании Родиона с бесноватостью и сумасшествием. Фактически идея героя о сильных личностях, Наполеонах, которым «все дозволено», представляется теперь ему болезнью, сумасшествием, помутнением разума. Более того, распространение этой теории во всем мире – это то, что вызывает наибольшие опасения Раскольникова. Теперь герой сознает, что идея его противна самой человеческой природе, разуму, Божественному мироустройству. Поняв и приняв все это своей душой, Раскольников испытывает нравственное просветление. Недаром именно после этого сна он начинает осознавать свою любовь к Соне, открывающую ему веру в жизнь.
Таким образом, сны и видения Раскольникова в романе передают его внутренние состояния, чувства, сокровенные желания и тайные опасения. Композиционно сны нередко предваряют будущие события, становятся причинами событий, движут сюжет. Сновидения способствуют смешению реального и мистического планов повествования: из снов героя словно вырастают новые персонажи. Кроме того, сюжеты в этих видениях перекликаются с идейным замыслом произведения, с авторской оценкой идей Раскольникова.

1. Амелин Г., Пильщиков И.А. Новый Завет в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского. Электронная версия. www.holychurch.narod.ru

2. Там же.

3. Кондратьев Б.С. Сны в художественной системе Достоевского. Мифологический аспект. Арзамас, 2001, с. 111, 191.

4. Кондратьев Б.С. Указ. соч., с. 79–80.

1. Роман "Преступление и наказание" – впервые опубликован в журнале "Русский вестник" (1866. N 1, 2, 4, 6–8, 11, 12) с подписью: Ф. Достоевский.
В следующем году вышло отдельное издание романа, в котором было изменено деление на части и главы (в журнальном варианте роман был разделен на три части, а не на шесть), несколько сокращены отдельные эпизоды и внесен ряд стилистических исправлений.
Замысел романа вынашивался Достоевским в течение многих лет. О том, что одна из центральных идей его сложилась уже к 1863 г., свидетельствует запись от 17 сентября 1863 г. в дневнике А. П. Сусловой, находившейся в это время вместе с Достоевским в Италии: "Когда мы обедали (в Турине, в гостинице, за table d"hote"oм.), он (Достоевский), смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: "Ну вот, представь себе, такая девочка с стариком, и вдруг какой ни будь Наполеон говорит: "Истребить весь город". Всегда так было на свете".1 Но к творческой работе над романом, обдумыванию его персонажей, отдельных сцен и ситуаций Достоевский обратился лишь в 1865–1866 гг. Важную подготовительную роль для зарождения характеров Раскольникова и Сони сыграли "Записки из подполья" (1864; см. т. 4 наст. издания). Трагедия мыслящего героя-индивидуалиста, его горделивое упоение своей "идеей" и поражение перед лицом "живой жизни", в качестве воплощения которой в "Записках" выступает прямая предшественница Сони Мармеладовой, девушка из публичного дома, – эти основные общие контуры "Записок" непосредственно подготавливают "Преступление и наказание". (Суслова А. П. Годы близости с Достоевским. М., 1928. С. 60.) ()

Эпизоды из романа "Преступление и наказание"


3. Часть 3, гл. VI.

Оба осторожно вышли и притворили дверь. Прошло еще с полчаса. Раскольников открыл глаза и вскинулся опять навзничь, заломив руки за голову... [...]

Он забылся; странным показалось ему, что он не помнит, как мог он очутиться на улице. Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой. Раскольников шел грустный и озабоченный: он очень хорошо помнил, что вышел из дому с каким-то намерением, что надо было что-то сделать и поспешить, но что именно - он позабыл. Вдруг он остановился и увидел, что на другой стороне улицы, на тротуаре, стоит человек и машет ему рукой. Он пошел к нему через улицу, но вдруг этот человек повернулся и пошел как ни в чем не бывало, опустив голову, не оборачиваясь и не подавая вида, что звал его. «Да полно, звал ли он?» - подумал Раскольников, однако ж стал догонять. Не доходя шагов десяти, он вдруг узнал его и - испугался; это был давешний мещанин, в таком же халате и так же сгорбленный. Раскольников шел издали; сердце его стукало; повернули в переулок - тот всё не оборачивался. «Знает ли он, что я за ним иду?» - думал Раскольников. Мещанин вошел в ворота одного большого дома. Раскольников поскорей подошел к воротам и стал глядеть: не оглянется ли он и не позовет ли его? В самом деле, пройдя всю подворотню и уже выходя во двор, тот вдруг обернулся и опять точно как будто махнул ему. Раскольников тотчас же прошел подворотню, но во дворе мещанина уж не было. Стало быть, он вошел тут сейчас на первую лестницу. Раскольников бросился за ним. В самом деле, двумя лестницами выше слышались еще чьи-то мерные, неспешные шаги. Странно, лестница была как будто знакомая! Вон окно в первом этаже; грустно и таинственно проходил сквозь стекла лунный свет; вот и второй этаж. Ба! Это та самая квартира, в которой работники мазали... Как же он не узнал тотчас? Шаги впереди идущего человека затихли: «стало быть, он остановился или где-нибудь спрятался». Вот и третий этаж; идти ли дальше? И какая там тишина, даже страшно... Но он пошел. Шум его собственных шагов его пугал и тревожил. Боже, как темно! Мещанин, верно, тут где-нибудь притаился в углу. А! квартира отворена настежь на лестницу; он подумал и вошел. В передней было очень темно и пусто, ни души, как будто всё вынесли; тихонько, на цыпочках прошел он в гостиную: вся комната была ярко облита лунным светом; всё тут по-прежнему: стулья, зеркало, желтый диван и картинки в рамках. Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окна. «Это от месяца такая тишина, - подумал Раскольников, - он, верно, теперь загадку загадывает». Он стоял и ждал, долго ждал, и чем тише был месяц, тем сильнее стукало его сердце, даже больно становилось. И всё тишина. Вдруг послышался мгновенный сухой треск, как будто сломали лучинку, и всё опять замерло. Проснувшаяся муха вдруг с налета ударилась об стекло и жалобно зажужжала. В самую эту минуту, и углу, между маленьким шкапом и окном, он разглядел как будто висящий на стене салоп. «Зачем тут салоп? - подумал он, - ведь его прежде не было...» Он подошел потихоньку и догадался, что за салопом как будто кто-то прячется. Осторожно отвел он рукою салоп и увидал, что тут стоит стул, а на стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он постоял над ней: «боится!» - подумал он, тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал ее разглядывать; но и она еще ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась, - так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он ее не услышал. Вдруг ему показалось, что дверь из спальни чуть-чуть приотворилась и что там тоже как будто засмеялись и шепчутся. Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шепот из спальни раздавались всё сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать, но вся прихожая уже полна людей, двери на лестнице отворены настежь, и на площадке, на лестнице и туда вниз - всё люди, голова с головой, все смотрят, - но все притаились и ждут, молчат... Сердце его стеснилось, ноги не движутся, приросли... Он хотел вскрикнуть и - проснулся.

Он тяжело перевел дыхание, - но странно, сон как будто всё еще продолжался: дверь его была отворена настежь, и на пороге стоял совсем незнакомый ему человек и пристально его разглядывал.

Раскольников не успел еще совсем раскрыть глаза и мигом закрыл их опять. Он лежал навзничь и не шевельнулся. «Сон это продолжается или нет», - думал он и чуть-чуть, неприметно опять приподнял ресницы поглядеть: незнакомый стоял на том же месте и продолжал в него вглядываться.

(Третий сон Раскольникова включает механизм покаяния. Раскольников Между третьим и четвертым сном (сон в эпилоге романа) Раскольников смотрится в зеркало своих «двойников»: Лужина и Свидригайлова.) (

Анализ эпизода: Сон Раскольникова.

Описание сна, привидевшегося Родиону Романовичу Раскольникову в вечер накануне
убийства старухи процентщицы (в V главе I части романа), является одним из
ключевых моментов сюжета “Преступления и наказания”.

На первый взгляд этот уход в бессознательное на время вырывает главного героя из
рамок окружающей действительности, в которой начинает развиваться придуманный им
страшный план, и даёт бедному студенту небольшую передышку от той болезненной
лихорадки, в которую он загнал себя своей сумасбродной теорией. Поначалу нам
кажется, что, очутившись в непривычной для себя обстановке Островов, в окружении
зелени, свежести и цветов вместо обычных городской пыли, извёстки и “теснящих и
давящих домов” (вспомним попутно размышления героя о необходимости построения
фонтанов), Родион Романович и вправду чудесным образом избавляется “от этих чар,
от колдовства, обаяния, от наваждения” и погружается в мир своего детства. Что
перед нами открывается душевный мир семилетнего маленького Роди, который
испытывает “неприятнейшее впечатление и даже страх”, лишь только проходя с отцом
мимо городского кабака, и “весь дрожит” от одних доносящихся из него звуков и
вида “шляющихся кругом” “пьяных и страшных рож”. Когда герой с душевной теплотой
вспоминает бедную маленькую городскую церковь “с зелёным куполом и старинные в
ней образа”, и “старого священника с дрожащею головой”, и своё собственное
невероятно трогательное благоговение перед “маленькой могилкой меньшого братца,
умершего шести месяцев, которого он совсем не знал и не мог помнить”, нам
кажется, что из-под всего наносного, рождённого жизненными обстоятельствами в
нынешнем Раскольникове, нищем студенте и обитателе трущоб, воскресает душа
ребёнка, не способного не только убить человека, но и спокойно смотреть на
убийство лошади. Таким образом, весь смысл эпизода на первый взгляд заключается
в раскрытии истинного душевного состояния героя, который, пробудившись, даже
обращается с молитвой к Богу: “Господи, покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от
этой проклятой... мечты моей!” Однако буквально через сутки Раскольников
всё-таки приведёт в исполнение свой страшный замысел, а Достоевский почему-то не
даёт читателю забыть об этом первом сне своего персонажа практически до самого
конца романа: как круги, расходящиеся по воде от брошенного камня, или отголоски
произнесённой вслух фразы, по всему тексту “Преступления и наказания” разбросаны
мельчайшие образы, вновь и вновь возвращающие его к содержанию сна. То, спрятав
под камень украденные у старухи драгоценности, Раскольников возвращается домой
“дрожа, как загнанная лошадь”, и ему мерещится, что помощник квартального
надзирателя Илья Петрович бьёт на лестнице его квартирную хозяйку. То с криком:
“Уездили клячу!” - умирает измученная Катерина Ивановна Мармеладова. То вдруг
чудесным образом материализуется приснившийся главному герою Миколка,
оказавшийся, правда, не дюжим мужиком с красной мордой и “толстой такой шеей”, а
скромным красильщиком. Зато появляется он заодно с неким кабатчиком Душкиным,
который, по словам Разумихина, “бабушкин сон рассказывает” и при этом “врёт, как
лошадь” (сравнение сколь неожиданное, столь и нарочитое). Все эти мимолётные
указания звучат как назойливая нота, однако же не раскрывают глубокой символики
загадочного сна.

Вернёмся вновь к тем обстоятельствам, в которых это сновидение возникает в
воспалённом мозгу Раскольникова. Пытаясь избавиться от навязчивой идеи, герой
стремится уйти как можно дальше от дома: “Домой идти ему стало вдруг ужасно
противно: там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало всё это вот уже
более месяца, и он пошёл куда глаза глядят”. Блуждая таким образом, Родион
Романович попадает в отдалённую часть Петербурга. “Зелень и свежесть, - пишет
Достоевский, - понравились сначала его усталым глазам... Тут не было ни духоты,
ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в
болезненные и раздражающие”.

Увы, смертельная обида на весь мир слишком глубоко засела в сознании гордого
Раскольникова, и её не выбить оттуда простой переменой обстановки. Да и только
ли во внешней обстановке заключается всё дело? Уж слишком сложный человек
Раскольников, чтобы его, без добровольного на то согласия, просто-напросто
“заела среда”. До этого сам Родион Романович начинает доискиваться уже много
позже, разговаривая с Соней в пятой части романа: “Работает же Разумихин! Да я
озлился и не захотел. Я тогда, как паук, к себе в угол забился. О, как ненавидел
я эту конуру! А всё-таки выходить из неё не хотел. Нарочно не хотел!” Очевидно,
что ужасная теория о разделении людей на “дрожащих тварей” и “имеющих право”
скрывается всё же не в петербургских трущобах, хоть и немало ей
поспособствовавших, а в сознании самого героя, и поэтому ожидаемого просветления
во время прогулки по зелёным Островам на самом деле не происходит. Все действия
героя здесь отличаются бессмысленным автоматизмом: “...раз он остановился и
пересчитал свои деньги... но вскоре забыл, для чего и деньги вытащил из
кармана”, - а впечатления от увиденного словно не доходят до его сознания, не
оставляют в нём чёткого цельного образа: “особенно занимали его цветы; он на них
всего дольше смотрел”; “встречались ему тоже пышные коляски, наездники и
наездницы; он провожал их с любопытством глазами и забывал о них прежде, чем они
скрывались из глаз”.

Настоящего просветления не происходит и после пробуждения героя - автор
отмечает, что у Раскольникова было “смутно и темно на душе”. Небольшое же
облегчение и весьма кратковременное, как окажется после, умиротворение,
наступившее в его душе, связано скорее с принятием окончательного, как ему
думалось, решения относительно его теории. Но что это было за решение?

“Пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчётах, будь это всё, что решено
в этот месяц, ясно, как день, справедливо, как арифметика. Господи! Ведь я всё
равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю!”. Итак,очевидно, что речь
здесь идёт не о раскаянии, но лишь о том, сможет ли смелый
теоретик собственноручно привести в исполнение свой замысел. Сон играет с
Раскольниковым злую шутку, словно предоставив ему возможность совершить пробу
пробы, после чего герой, в состоянии всё того же автоматизма, и в самом деле
отправляется к старухе процентщице - для второй попытки.

Не случайно сам автор называет видение своего героя “страшным”, “болезненным”,
“чудовищной картиной”. При всей своей кажущейся обыденности этот первый в романе
сон на самом деле даже более фантастичен, нежели другой, посетивший
Раскольникова в финале третьей части, в котором чёрт снова приводит его в
квартиру Алёны Ивановны и из которого словно бы входит в повествование
Свидригайлов. Увиденное Раскольниковым, без сомнения, относится к тем “странным
и разным” снам, о которых он не решается рассказать даже Соне. Дело в том, что
перед нами отнюдь не воспоминание о детстве героя.

Недаром его описание предваряется довольно неожиданным авторским рассуждением о
том, что “в болезненном состоянии сны отличаются часто чрезвычайным сходством с
действительностью”, а следующее далее утверждение, что столь “вероятную
обстановку” “не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же
художник, как Пушкин или Тургенев”, вряд ли относится к ужасной, но бытовой
картине убийства лошади. Скорее всего, автор здесь в свойственной ему
ненавязчивой манере предупреждает читателя о том, что при всей своей
правдоподобности “страшный сон” Раскольникова не так прост.

Картина, представившаяся герою, поначалу старательно “маскируется” под обыденную
и реальную: “...время серенькое, день удушливый, местность совершенно такая же,
как уцелела в его памяти”. Обманность и фантасмагоричность сновидения выражаются
здесь лишь в том, что оно правдивее реальности: “...даже в памяти его она
(местность. - Д.М.) гораздо более изгладилась, чем представлялась теперь во
сне”. Настроив героя (и читателей) на волну лирических воспоминаний, сон
подбрасывает им всё новые и новые подробности - о чёрной пыли на дороге в кабак,
о сахарной кутье на белом блюде, о старинных образах без окладов…. И лишь
непосредственно после этого, как бы в продолжение всё той же мысли, без абзаца,
начинается изложение самого сна: “И вот снится ему…”

Эта вторая часть видения Раскольникова также обладает своей собственной
фантастикой: здесь маленькому мальчику неожиданно начинают казаться необычными
самые обыденные вещи. На самом деле, что такого, например, в том, что в
городском кабаке “как будто” происходит гулянье - ведь описанные события
развиваются “в праздничный день, под вечер”, а “толпа всякого сброду” занимается
тем же, чем и всегда, - горланит песни, пугая маленького Родю. Почему стоящая
возле “кабачного крыльца” телега названа “странной”, если тут же добавлено, что
это “одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей”, за
какими так любил наблюдать маленький мальчик? Действительно странным является,
пожалуй, лишь то, что на этот раз “запряжена в неё маленькая, тощая, саврасая,
крестьянская клячонка”2, какая обычно не может сдвинуть с места даже
предназначенный для неё воз дров или сена - и тогда её “бьют мужики кнутами,
иной раз даже по морде и по глазам”, на что всегда так жалко было смотреть
сердобольному ребёнку. Этими вновь постоянно возникающими отступлениями в
сознание читателя как бы исподволь закладывается мысль о полной никчёмности и
бесполезности бедной лошадки, и разыгрывающаяся далее сцена оказывается, по
сути, предрешённой.

В последней части видения Раскольникова, несомненно, нашли отражение черты
придуманного им страшного плана. Ведь речь здесь идёт о возможности
распоряжаться чужой жизнью - пусть пока жизнью лошади (“Моё добро!” - кричит
пьяный Миколка) - и о критериях целесообразности, пользы, ожидаемой от
существования окружающих: “А кобылёнка эта, братцы, только сердце моё надрывает:
так бы, кажись, её и убил, даром хлеб ест”. Насколько близким оказывается
положение приснившейся студенту бедной лошадки и вполне реальной старухи
процентщицы, которая, по отзывам окружающих, есть не что иное, как “глупая,
бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и,
напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра
же сама собой умрёт”, чья жизнь стоит несравнимо меньше лошадиной, равняясь по
ценности “жизни вши, таракана”. (Эту фразу из подслушанного в трактире разговора
Раскольников попытается затем передать Соне.)

Сон Раскольникова, как своеобразная проба пробы, также довольно точно передаёт
мелкие детали будущего убийства: лошадку забивают (“Топором её, чего!” - кричит
кто-то), по её морде струится кровь; Миколку, на котором, как после и на
Раскольникове, “нет креста”, подзуживает при этом целая толпа, так же как
студент и офицер своим разговором в трактире подтверждают оценку, мысленно
данную Родионом Романовичем старухе процентщице, и убеждают его в своеобразной
справедливости собственных замыслов.

Однако сон, являясь, по сути, сжатым изложением всего романа, словно коварно
подсказывает главному герою и возможный путь ухода от неминуемо приближающейся
трагедии - притвориться, что он-то здесь и ни при чём, занять место стороннего
наблюдателя или, ещё хуже, самому прикинуться этакой “лошадкой”, которую чуть
было не “заели” невыносимые условия жизни. И действительно, как во сне
Раскольников видит задуманное им убийство со стороны, так и в реальной жизни, на
тот случай, если из него не выйдет Наполеона, у философа остаётся ещё мнимый
шанс “побороться”, свалив свою вину на так вовремя подвернувшегося
красильщика-сектанта с его навязчивой идеей о необходимости “пострадать”.

Таким образом, страшный сон Родиона Раскольникова, обладая многозначностью и
символичностью, присущими сновидениям, является одновременно экскурсом в прошлое
героя, отражением борьбы, которая в тот момент происходила в душе героя, и в то
же время - предопределением, своеобразным планом, согласно которому ему
предлагается действовать. И только нарушив условия этого навязчивого
пророчества, герой сможет освободиться от чар и пут своей бесовской теории,
чтобы затем, с течением времени, прийти к истинному покаянию и воскресению


В романе «Преступление и наказание» определенное место отводится описанию снов, которые видит главный герой. Эти сны позволяют читателю заглянуть в сокровенные уголки его сознания и лучше понять причины его поступков. В романе представлены четыре сна Родиона Раскольникова. Из них два он видит до того, как совершить преступление и два - после.

Первый жуткий сон Раскольникова возвращает его в детство. Но нет в этом сне ничего светлого и радужного.

Наоборот, город детства Раскольникова очень напоминает Петербург, с его мрачной и удушливой атмосферой средних улиц. «Герои» сна также похожи на жителей столицы: все те же пьяные мужики, которые жаждут жестоких развлечений. Особое место во сне занимает описание жалкой клячи, которую жестоко забивают насмерть. Происходящее настолько чудовищно и бессмысленно, что сердце маленького Роди переполняет щемящее чувство сострадания и горечи от осознания собственной беспомощности. Писатель намеренно описывает сцену убийства очень подробно, с особой тщательностью. Он стремится подчеркнуть противоестественность насилия и человеческой жестокости.

Проснувшись, Раскольников сам ужасается от того, что им было задумано. Человечная сущность героя противится замышляемому преступлению, его светлая душа отталкивает идею убийства старухи.

Действие второго сна Раскольникова происходит в пустыне. Но в этой жаркой пустыне есть прекрасный оазис с пальмами, верблюдами, а самое главное, с чистой и прохладной водой. Во сне вода является символом жизни. Внутреннее «я» главного героя стремится к чистой и живительной влаге, а вовсе не к смерти и насилию. К сожалению, Раскольников не спешит прислушаться к внутреннему голосу.

После совершения убийства Раскольников видит свой следующий сон. Герой возвращается на место преступления и вновь переживает момент нанесения удара. Он пытается во сне убить старуху-процентщицу, но она сидит на полу и беззвучно смеется над ним, над его теорией. Возможно, таким образом подсознание Раскольникова убеждает его в бесчеловечности и бессмысленности убийства. Однако герой не готов пока к раскаянию.

Четвертый сон приснился Раскольникову уже на каторге. События этого сна разворачиваются в фантастическом мире. Писатель изображает ужасную картину апокалипсиса. Весь мир сошел с ума: нравственные ориентиры утеряны, люди уже не различают добро и зло, они жестоко убивают друг друга. Мир обречен на самоуничтожение, потому что каждый человек стал считать значимым только самого себя, а свою точку зрения – единственно правильной. Человеческая жизнь утратила всякую ценность. После этого сна Раскольников осознал ошибочность своей «наполеоновской» теории и понял, к чему может привести «принцип вседозволенности».

Обновлено: 2012-06-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.