Цветок у покрытосеменных. Цветковые

Тема урока: Строение цветковых растений

Задачи:

1. Образовательная:

      познакомить учащихся с органами цветкового растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя, побег;

      выяснить их роль в жизни растения;

      познакомить учащихся со способами размножения и использованием этих способов для размножения культурных растений;

2. Развивающая:

    продолжить развивать умения и навыки в самостоятельной работе с книгой, с натуральными объектами, с дополнительной литературой;

    совершенствовать умения и навыки в составлении схем, таблиц.

3. Воспитательная:

    воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, научить их ценить прекрасное.

Оборудование:

    гербарные образцы растений со всеми органами;

    книга для чтений по ботанике для учащихся 5-6 классов (составитель Д.И. Трайтак).

ФОУД: урок изучения нового материала.

Девиз урока: настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного. (Гетте)

Ход урока :

    Организация класса. (Проверка готовности учащихся к уроку, отсутствующих; постановка цели урока)

    Актуализация знаний.

Беседа

Вопрос:

1. Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

Ответ: разнообразие растительного мира.

2. Какие основные вопросы изучили по этой теме?

Ответ:

а) какие растения называются одноклеточными, многоклеточными?

б) какие растения относятся к нецветковым, а какие к цветковым?

в) какие растения называют дикорастущими, культурными?

Так как прозвучали вопросы, то на них необходимо дать ответы. (Ответы учащихся у доски по § 37 «Разнообразие растительного мира», используя презентацию, слайды 2, 3, 4, 5, 6)

Введение в новую тему урока:

Вопрос: каких растений в природе больше: нецветковых или цветковых?

Ответ: в природе больше цветковых растений.

цветковое растение

места обитания

значение

строение

размножение

вегетативное

семенное


Схема I


Тема сегодняшнего урока: Строение цветковых растений .

    Изучение новой темы.

План изучения.

        Вопрос:

1. Из чего состоят организмы?

Ответ: из клеток.

2. Как называют группу сходных по строению, объединенных выполнением общей работы (функции), клеток и межклеточное вещество, связывающее клетки?

Ответ: ткани.

3. Что образуют ткани?

Ответ: органы.

4. Какие органы растения вам известны?

Ответ: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.

Так как вам известно, какими органами образовано цветковое растение, то распознайте их в ходе выполнения лабораторной работы № 6.

Для выполнения лабораторной работы вам потребуется:

    объект исследования – гербарий цветкового растения;

    инструкция по выполнению работы – стр. 160 учебника;

    источник информации – учебник, § 38;

    журнал наблюдений – тетрадь на печатной основе стр.76 л.р. № 6 (заполнение таблицы).

Отчет о проделанной работе

Органы цветкового растения

(ответы на 1-4 зад. Лаб. работы (слайд 9))

Органы цветкового растения

Его описание

Работа, которую он выполняет

1. подземная часть растения;

2. толстые или тонкие;

3. глубоко уходят в почву или в верхних слоях.

1. укрепляет растение в почве;

2. прочно удерживает его;

3. поглощает из почвы воду и минеральные соли.

деревья – ствол,

травы – тонкий, мягкий, зеленый.

1. поднимает над землей и выносит к свету листья;

2. двигается вода с минеральными солями к листьям, цветкам.

содержит хлорофилл

1. образуются органические вещества.

2. выделяют O 2

По строению и по форме разнообразны.

Орган семенного размножения.

Строение цветка (ученик у доски, используя презентацию (слайд 8 ).

Вывод: цветковое растение состоит из следующих органов: корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.

IV . Закрепление.

1) а) А теперь немного помечтаем. И так мы не просто ученики, мы сотрудники научно-исследовательского института, которые изучают цветковое растение. Наш научно-исследовательский институт имеет следующие лаборатории: 1. корня.

2. стебля.

4. цветка.

5. плода и семени.

Руководством института лабораториям дано задание, чтобы его выполнить необходимо познакомиться с информацией, помещенной в этой книге (книга для чтения по ботанике).

Задания лабораториям.

1) лаборатория корня .

Как располагаются корни у растений, живущих в лесах, в горах, в песчаной пустыне (стр. 17-18) (слайд 10 )

У растений, живущих в различных местах, корни располагаются по-разному. Это помогает растению добывать необходимое количество влаги и растворенные в ней минеральные вещества.

У большинства лесных великанов корни идут в глубину. А у горных растений они проникают во все толщины скал, во все одели на камнях. Проникнув туда и разрастаясь, корни по­степенно расширяют трещины, разрушают скалы.

А как укрепиться растению в песчаной пустыне? Вместо земли там сыпучий песок. Течет этот песок между пальцами, как вода, и носится по пустыне, подгоняемый ветром. Сегодня его желтые сухие волны здесь, а завтра передвинулись в другое место.

В пустыне Каракумы у растения аристиды корни разраста­ются в разные стороны почти на 10 м, они во много раз превышают небольшую надземную часть растения. Корни не только длинные, но и покрыты как бы толстым и эластичным чехлом, который защищает их от жары и засухи. Если ветры выдувают песок, то оголенные корни не гибнут. Если песок надвигается и засыпает растение до самой верхушки, то на его стебле образуются новые, придаточные корни, а старые отмирают.

2) лаборатория стебля.

Как можно использовать естественные лесные веревки (стебли) в хозяйственных целях (например, стебли лиан)? (стр. 52) (слайд 11 )

Различная длина, толщина, крепость и гибкость лиан дают туземцам возможность употреблять их различным образом. Почти все веревочные изделия плетутся из лиан. Некоторые лианы долго не гниют в воде, и поэтому нередко их употребляют на канаты, бечевки для прикрепления рыболовных мережек и дере­вянных якорей, употребляемых на Востоке. Обшивка лодок и даже больших парусных судов часто скрепляется исключительно такими канатами. При постройке более или менее сносных домов употребляются гладкие, ровные сорта лиан, которыми можно прочно, изящно и симметрично связывать балки и стропила. Такой именно способ обычен у туземцев амазонских лесов. Для плетения особо прочных корзин также употребляются различные лианы. Вообще почти везде, где необходимы веревки или цепи, жители тропических стран прибегают к помощи одной из бесчис­ленных естественных лесных веревок, пользоваться которыми для различных целей научил их долгий опыт. Одни лианы нежны и гладки, другие чрезвычайно гибки, так что их можно связывать в узлы и петли; некоторые особенно хорошо сопротивляются гниению в морской воде, иные – в пресной. Существуют лианы, не боящиеся огня и дыма. Иногда они пропитаны горечью, иногда по какой-нибудь другой причине их не трогают вредные насекомые. Население экваториальных лесов нередко использует лианы для постройки мостов через бурные реки. Иногда для этой цели приспосабливают растущие лианы, которые образуют прочные «зеленые мосты», построенные умелыми руками местных жителей без единого гвоздя.

3) лаборатория листа.

Отчего листья желтеют?

Осенью, по мере затухания деятельности листа в связи с образованием в его черешке отделяющего слоя, в нем замедляет­ся и в конце концов совсем прекращается образование хлорофил­ла. Разрушение хлорофилла под влиянием солнечного света про­должается. В результате лист теряет свою зеленую окраску, и желтые пигменты, не заметные до этого времени, внезапно обнаруживаются.

Почему листья багровеют? (стр. 38-39) (слайд 12 )

Осенью раскраска листьев особенно привлекательна своими темно-красными, багровыми тонами. Однако эти расцветки встре­чаются не у всех деревьев. В багрянец одеваются листья кленов и осин; нарядную розоватую окраску принимает листва берескле­та; темно-пурпуровыми становятся гирлянды дикого винограда. Наряду с этим липы, дубы и березы лишены красных оттенков, они заметны лишь различными желтыми и золотистыми тонами. Чем же обусловлен красный цвет осенних листьев? Он обусловлен особым красящим веществом - антоцианом, который чрезвы­чайно широко распространен в растениях. Он растворен в клеточ­ном соке, а реже встречается в виде мелких кристаллов. Антоциан очень легко извлечь из любых красных частей растения.

4) лаборатория цветка.

Какой цветок самый большой на свете? (стр. 78-79) (слайд 13-14 )

Какой цветок самый большой на свете? На этот вопрос бо­таники дают вполне определенный ответ. Это цветок одной из живущих на острове Суматра раффлезий – раффлезии Арнольди, впервые найденной европейским натуралистом Арнольди в 1818 г.

Неподалеку от раффлезии трудно пройти, не заметив ее. Она дает о себе знать... отвратительным зловонием. Этот запах, сходный с запахом гниющего мяса, служит ей для той же цели, что и многим душистым цветкам их тонкие приятные ароматы: раффлезия приманивает насекомых для опыления цветков, а удоб­нейшими для нее насекомыми являются мухи и жуки, питающиеся всякой падалью. Эти насекомые роями облепляют раффлезию и копошатся в ее тычинках и пестиках. Огромные цветки раффле­зии (диаметром иногда больше 1 м) имеют пять толстых лепестков красного цвета с пятнами более бледного оттенка.

А какой величины семена получаются от такого цветка-ве­ликана? Оказывается, семена у раффлезии мелкий, как и семена европейских заразих. Огромнейший в растительном мире цветок вырастает из очень крошечного семени.

5) лаборатория плода и семени.

Как в природе распространяются плоды и семена? (стр. 84-87) (слайд 15 ).

У тополя и осины также есть парашютики – пучки волосков вокруг семян. В тополевой аллее тоже идет «снег», когда приоткрываются с первой жарой плоды и из них высеиваются семена.

Семена и плоды многих сорных растений снабжены хохолка­ми, пучками волосков. Летательные приспособления их очень разнообразны по своему устройству.

У многих растений семянки-летучки помещаются в корзин­ках, головках, коробочках. В сырую погоду они закрыты. Пучки волосков сжаты. Как только погода становится суше, корзинки или головки с семянками раскрываются.

Немалую роль в распространении плодов и семян играют муравьи. Всякий, кто бывал в лесу, хорошо знает этих лесных жителей и их удивительные сооружения; видел, конечно, не раз, как муравьи тащат к своему муравейнику семена разных растений, например чистотела, хохлатки, чистяка, душистой фиалки.

Волоски, хохолки – парашютики семянок – быстро расправ­ляются, растопыриваются. Семянки благодаря этому оказывают­ся у краев корзинок. Ветер подхватывает их, и путешествие начинается.

б) возвращение к схеме 1.

Вопрос:

Как в природе размножаются цветковые растения?

Ответ: семенами, листьями, корнями, побегами.

Побег – это стебель с расположенными на нем листьями и почками (стр. 78 п.т. зад. 122).

Размножение цветкового растения

семенами

листьями, корнями, побегами

семенное размножение

вегетативное размножение

2) Выполнить задания на карточке (взаимопроверка (слайд 16-17 ).

    Рассмотрите рисунок. Подпишите названия частей цветка.

ЦВЕТКОВЫЕ, покрытосеменные(Angiospermae), самый крупный отдел царства растений, характеризующийся специализированными органами размножения, образующими цветок. Цветковые растения известны с юрского периода (примерно 150 млн. лет назад): уже в то время они были достаточно высокоразвитыми и распространенными, поэтому первые их представители, несомненно, появились намного раньше, возможно, на землях, обнажившихся после отступления моря. Впоследствии цветковые растения завоевали всю планету, сильно потеснив прежних доминантов, в частности папоротниковидных и хвойных. Именно цветковые растения господствуют в листопадных лесах , занимавших некогда значительные пространства в Северной Америке, и в обширных тропических лесах Центральной и Южной Америки, Африки и Азии. К этому отделу относятся злаки , покрывающие американские прерии и пампасы, африканские саванны и евразиатские степи, а также кактусы и колючие кустарники пустынь, многие подводные и плавающие травы рек, озер и морей, напоминающие мох виды, стелящиеся по скалам и свисающие с ветвей деревьев. Наконец, именно цветковые растения человек разводит на полях, в огородах и плодовых садах, именно они - главное украшение оранжерей и парков.

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

Листья.

Основная часть питательных органических веществ на Земле образуется в листьях цветковых растений. В типичном случае лист состоит из плоской листовой пластинки на черешке, который прикреплен своим основанием к стеблю. У места прикрепления находится два листоподобных выроста - прилистники. Впрочем, каждая из этих структур может отсутствовать. Листовые пластинки некоторых цветковых растений, например многих губоцветных и крестоцветных, - сидячие, т.е. отходят непосредственно от стебля без черешка; у других видов от листьев остаются только их влагалища с редуцированными до нитевидных структур пластинками (это можно наблюдать у злаков). Внутри листа находятся относительно рыхло упакованные клетки, богатые зеленым пигментом - хлорофиллом. В них и происходит фотосинтез. У верхней поверхности листа эти клетки обычно удлиненные и расположены бок о бок перпендикулярно поверхности: они образуют т.н. палисадную паренхиму. Нижележащие клетки по форме менее однородны и разделены воздухоносными межклетниками - это т.н. губчатая паренхима. Воздухообмен внутренних тканей листа с окружающей средой идет через маленькие отверстия в покрывающей его однослойной кожице (эпидермисе): в результате фотосинтезирующие клетки получают углекислый газ, необходимый для образования органики, и избавляются от «отходов производства» - кислорода. Эпидермис обычно покрыт снаружи восковым налетом (кутикулой) и относительно непроницаем для воды и газов, а клетки его к фотосинтезу неспособны. К сожалению, лист теряет достаточно много воды через испарение, что иногда может поставить под угрозу существование всего растения. Он снабжается водой по системе внутренних жилок, обычно образующих густую разветвленную сеть. Жилки состоят из клеток сосудистых тканей, доставляющих к фотосинтезирующим участкам воду с растворенными в ней минеральными солями и разносящих оттуда органику по всем частям растения. Поскольку некоторые клетки этой проводящей системы толстостенные, жилки одновременно играют роль и скелета листа, поддерживающего его в расправленном состоянии и обеспечивающего нормальное снабжение всех его частей светом и воздухом.

Стебель.

По проводящим клеткам стебля вода с растворенными в ней минеральными солями поступает от корня в жилки листа, в которых имеются клетки того же типа. В молодом стебле эта водопроводящая система (ксилема) обычно образует начинающийся еще под землей цилиндр, служащий жесткой опорой для листьев, цветков и плодов и способный со временем сильно утолщаться и одревесневать, превращаясь в мощный многометровый ствол. Снаружи от ксилемы расположен аналогичный цилиндр - флоэма, состоящий из клеток, по которым идет транспорт органических веществ. Флоэма также заходит в жилки листа. Остальная часть стебля состоит из мягкой ткани, иногда фотосинтезирующей, в которой часто запасаются излишки питательных веществ. Центральная часть стебля - сердцевина - может разрушаться, и тогда в стебле на ее месте остается полость. Стебли с листьями (а также с цветками и плодами, которые, как считается, произошли от листьев) называются побегами.

Корень.

Корневая система закрепляет растение в субстрате. В корне также находятся проводящие ткани - ближе к центру ксилема, дальше от центра - флоэма. Здесь могут накапливаться и большие количества запасных веществ, поэтому некоторые корни очень крупные. Кроме опорной и запасающей, важнейшая функция корней - всасывание: вода с растворенными в ней солями должна поступать из почвы в побеги и возмещать расходы и потери растения. Всасывание осуществляется т.н. корневыми волосками - многочисленными выростами поверхностных клеток корня в относительно узкой зоне около его кончика. Именно корневые волоски, проникающие между мельчайшими частицами почвы, обеспечивают огромную суммарную поглощающую поверхность подземной части растения.

Особую роль в эволюции органического мира играют цветковые растения. Органы цветковых растений достигли достаточно высокого уровня развития, обеспечив этой группе организмов господствующее положение на планете. Сегодня они встречаются практически на каждом материке. Для сравнения можно привести статистические данные, которые содержит раздел школьного курса ботаники "Органы цветковых растений" (6 класс). А именно: среди всех 850 видов приходится на представителей голосеменных, а 250 тысяч — цветковых растений.

Органы и функции цветкового растения

Покрытосеменными являются растения, которые образуют цветок и плод.

Все органы растений можно объединить в две группы. К вегетативным относятся побег, состоящий из стебля и листа, а также подземная часть — корень. Генеративными являются цветок, плод и семена. Ими обладают только цветковые растения. Органы цветковых растений в зависимости от особенностей строения выполняют определенные функции. Все они играют важную роль в функционировании организмов, обусловливая их жизнеспособность и адаптацию к условиям обитания.

Органы и функции цветкового растения взаимосвязаны. Рассмотрим строение каждого из них подробнее.

Корень

В учебнике биологии в теме "Органы цветковых растений" (6 класс) дается определение понятия "корень". Это подземный орган, обеспечивающий закрепление в почве, питание минеральными веществами, обеспечение водой, восходящий ток и вегетативное размножение.

Различные имеют цветковые растения. Органы цветковых растений многообразны. Различают главный корень, придаточные и боковые. Они объединяются особые структуры. Их название — корневые системы.

Типы корневых систем

Систематики выделяют стержневую и Первая образована единственным главным корнем и отходящими от него боковыми. Она характерна для представителей класса Двудольные.

Мочковатая растет пучком сразу от побега. Она характерна для всех представителей семейства Однодольных. Это, к примеру, Злаковые, Лилейные и Луковые. Каждая из систем обладает рядом преимуществ. Например, растения с длинным главным корнем без труда могут добыть влагу с большой глубины. А мочковатая система обеспечивает большую площадь всасывания.

Побег и его видоизменения

Большим разнообразием надземной части характеризуются именно цветковые растения. Органы цветковых растений иногда видоизменяются в зависимости от условий среды. В этом заключается приспособительная способность побега.

Его осевая часть называется стеблем. Участки, на которых развиваются листья, — узлами, а расстояния между ними — междоузлиями. Угол между пластинкой и стеблем образует пазуху листа.


Боковые части стебля также отличаются большим разнообразием. Листья с одной листовой пластинкой называются простыми, с несколькими — сложными. По-разному они могут располагаться и на растении. Например, листья березы и подсолнечника — поочередно по спирали, а у сирени и клена — напротив друг друга. Мутовчатым является листорасположение, при котором пластинки развиваются в количестве трех и более в одном узле.


Все вегетативные органы выполняют функции бесполого размножения, минерального питания, фотосинтеза и транспирации.

Органы семенного размножения цветковых растений

Особый орган цветкового растения, где формируются клетки полового размножения, — цветок. Его основными частями являются пестик и тычинка. В них происходит образование половых клеток. Результатом их слияния является семя. Оно состоит из зародыша, образованного корешком, стебельком, листочком и почечкой, и оболочки.

Процессу оплодотворения у цветковых растений предшествует опыление — перенос пыльцы с тычинки на пестик. Это происходит при помощи насекомых, человека или ветра. Далее при слиянии женской половой клетки и одного спермия образуется зародыш. Второй соединяется с центральной зародышевой клеткой, формируя эндосперм. Это запасное питательное вещество, которое зародыш использует для осуществления процессов роста и развития.


Семя, окруженное оболочками, называется плодом. Они также разнообразны. По строению околоплодника выделяют сухие и сочные, а по количеству семян — одно- и многосемянные. С помощью плодов происходит распространение и расселение растений. Человек, в свою очередь, использует их в качестве продукта питания. Также он контролирует количество растений, используемых для собственных целей.

Необычные растения

Органы цветковых растений часто впечатляют своей формой и размером.

Представитель голосеменных вельвичия удивительная визуально напоминает клубок змей. Именно так выглядят ее длинные широкие листья, достигающие в длину до двух метров. Растение произрастает на пустынных открытых ландшафтах, где сильные потоки ветра разрывают вдоль листья вельвичии. Это и создает эффект змеиного гнезда. А сам побег находится под землей.


Под опорными корнями фикуса-баньяна, количество которых насчитывается около 4 тысяч, может спокойно поместиться 5 000 человек.

Видоизмененные листья росянки и пузырчатки очень липкие, имеют специализированные пищеварительные железы или закрывающиеся ловушки. Все дело в том, что они являются растениями-хищниками, способными усваивать белки животного происхождения. Они могут питаться мелкими насекомыми, рачками и мальками рыб.

Вегетативные и цветковых растений имеют сложное строение, которое обусловливает выполнение функций и обеспечивает их преобладание на Земле.

Цветковое растение - самая многочисленная и самая распространенная группа на Земле. Из 350 тыс. видов, живущих на земном шаре, 250 тыс. видов составляют цветковые растения. Главным признаком, по которому растения относят к группе цветковых, является цветок. Все цветковые растения состоят из органов, выполняющих различные функции и имеющих строение, соответствующее этим функциям.

Основные органы цветкового растения можно представить схемой:

Побег

- сложный орган, он состоит из менее сложных - стебля и листьев. Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками. На побегах могут развиваться цветки.

Одни и те же органы у разных цветковых растений могут очень сильно внешне отличаться. Сравнивая корни лука, чеснока (похожи на многочисленные тонкие нити) с корнями одуванчика, мака (имеют вид длинных стержней с ответвлениями), мы видим, как внешне они сильно различаются.

Сравнивая стебли разных растений (кукурузы, пшеницы - растут вверх; тыквы, огурцов - стелются по земле; у подорожника он укорочен; стебли деревьев, кустарников - высокие и прочные и т.д.), мы также обнаруживаем различия во внешнем строении.

Неодинаковы по строению и цветки разных растений: у одних - яркие, крупные, одиночно развиваются на побегах; у других - мелкие, причем непривлекательные, собраны группами в соцветия.

Сравнивая органы цветковых растений, мы обнаруживаем не только различия, но и находим много черт сходства в их строении - все они состоят из клеток.

Цветок

- это видоизмененный укороченный побег, на месте которого созревает плод с семенами или одним семенем. Поэтому цветок является и органом семенного размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из почки.

Сравнивая цветки, мы обнаруживаем в их строении много черт сходства:

  1. имеют главные части цветка - это пестик и тычинки. В пыльниках тычинок созревает пыльца, необходимая для опыления. Пестик состоит из 3 частей: рыльца, столбика и завязи. Из завязи развивается плод с семенами. У некоторых растений в образовании плода принимают участие и другие части цветка (цветоложе);
  2. к второстепенным частям цветка относится околоцветник, состоящий из чашечки и венчика. Он защищает внутренние части цветка от повреждений и привлекает насекомых-опылителей. Цветок развивается на цветоножке, переходящей в цветоложе.

Итак, все органы цветкового растения можно разделить на вегетативные (от латинского слова "вегетативус" - растительный), обеспечивающие существование данного организма, и генеративного (от лат. слова "генерацио" - рождение, воспроизведение), которые служат для размножения. К вегетативным органам относятся корень, стебель и лист, к генеративным - цветок, плод и семя.

Выводы:
1.Все цветковые растения имеют одни и те же органы.
2. Существенная особенность всех цветковых растений - наличие цветка (видоизмененного побега).
3. Все органы растения связаны между собой.

Страница 6 из 10

Органы цветковых растений

Растения - сложные живые организмы, имеющие взаимосвя­занные и согласованно функционирующие органы. Различают ве­гетативные и генеративные органы. Вегетативные органы (корень, стебель, лист) служат для поддержания индивидуальной жизни растения, обеспечения его роста и развития, генеративные органы (цветок, плод и семя) - для полового воспроизведения растений.

Корни укрепляют растения в почве, придают им устойчивость, поглощают из почвы необходимые для жизни растения воду и ра­створенные в ней питательные вещества, которые направляются по стеблю к листьям. Кроме того, корень может служить вместили­щем запасных питательных веществ. В нем синтезируются многие органические соединения, значительная часть которых выделяется в почву и исполь­зуется почвенной микрофлорой (грибы, бактерии) и другими растениями. У корнеотпрысковых растений корни выполняют функцию вегетативного размножения. Раз­личают главный корень, который образует­ся из зародышевого корешка, придаточные корни, развивающиеся на стеблях и листь­ях, и боковые корни, представляющие со­бой ответвления любых корней. Верхушка растущего корня покрыта своеобразным за­щитным покровом - корневым чехликом, клетки которого постоянно обновляются (рис. 2). Он прокладывает корню проходы в почве. Под чехликом находится зона деле­ния (конус нарастания), представленная де­лящимися клетками верхушечной образо­вательной ткани. Далее расположена зона растяжения, в которой клетки интенсивно растут, вытягиваясь вдоль оси корня, и на­чинают дифференцироваться. Следующая за ней зона всасывания содержит большое ко­личество корневых волосков - наружных выростов клеток кожицы длиной до 20 мм, функция которых состоит в поглощении воды и минеральных солей из почвенного раствора. Здесь же формируются проводящие ткани корня, по ко­торым в расположенной выше зоне проведения транспортируются питательные вещества. Корневых волосков эта зона не имеет и покрыта опробковевшими тканями. У некоторых растений корни могут сильно видоизменяться. Обычно это связано с накоплением питательных веществ. При этом корни становятся толстыми и мя­систыми. Особенно часто встречается утолщенный запасающий главный корень, называемый корнеплодом (морковь, свекла, репа, редька, редис и т.д.).

Рис. 2. Внутреннее строение корня:

1 - корневой чехлик; 2 - зона деления (конус на­растания); 3 - зона рас­тяжения; 4 - зона всасы­вания; 5 - зона проведе­ния и образования боко­вых корней.

Совокупность всех корней растения называется корневой сис­темой. По форме различают стержневую корневую систему, в ко­торой главный корень сильно развит и выделяется среди осталь­ных корней, и мочковатую корневую систему, в которой главный корень отсутствует или незаметен среди многочисленных прида­точных корней (рис. 3).

Лист представляет собой боковой вегетативный орган растения, развивающийся на стебле. В листьях осуществляется процесс фото­синтеза, т. е. из воды и минеральных веществ, поглощенных кор­нями из почвы, а также из диоксида углерода (углекислого газа) атмосферного воздуха с помо­щью солнечной энергии, кото­рую улавливают хлоропласта, содержащие зеленый пигмент - хлорофилл, образуются органи­ческие вещества: крахмал, са­хар, белки, жиры. Эти вещества передвигаются по стеблю в дру­гие части растений: корни, цвет­ки, семена и плоды.


Рис. 3. Корневая система растений: А - стержневая; Б - мочковатая

Лист обычно состоит из лис­товой пластинки и черешка, но у листьев некоторых растений черешок отсутствует (например, растения сем. Мятликовых). Та­кие листья называют сидячими. У разных растений листья разли­чаются по форме листовой пластинки (сердцевидные, ланцето­видные, овальные и т.д.), форме ее края (цельнокрайние, зубча­тые и др.), расположению жилок (у листьев двудольных растений жилкование обычно перистое или пальчатое, у листьев одно­дольных - параллельное или дуговое). Различают также листья простые, имеющие одну листовую пластинку, опадающую осенью целиком, и сложные, распадающиеся после отмирания на от­дельные части. Сложные листья бывают пальчато- и перисто-сложными.

Порядок прикрепления листьев на стебле называется листо­расположением. При очередном листорасположении листья растут на стебле по одному, чередуясь друг с другом, при супротивном - по два друг против друга, при мутовчатом - прикрепляются к стеблю пучками, состоящими из нескольких листьев.

Стебель - осевой вегетативный орган растения, который со­единяет два полюса питания растения - корни и листья, обеспе­чивая обмен между ними необходимыми питательными веществами. Он выносит листья к свету, служит опорой для генеративных ор­ганов, может запасать питательные вещества. Стебли различают по расположению в пространстве (прямостоячие, стелющиеся, вьющиеся, лазающие и т.д.), степени одревеснения (травянистые и деревянистые), продолжительности жизни, длине (до 300 м у некоторых тропических лиан).

Стебель с расположенными на нем листьями и почками назы­вается побегом. Участки стебля, на которых развиваются листья, называются узлами, а участки стебля между двумя узлами - меж­доузлиями.

Побеги у некоторых видов растений, так же как корни, могут видоизменяться, приспосабливаясь к выполнению дополнительных, например, запасающих функций. Особенно важное значе­ние имеют утолщенные подземные побеги, служащие для вегета­тивного размножения. К ним относятся корневище (пырей ползу­чий, сныть, ландыш), клубень (картофель), луковица (лук, чес­нок).

Почка - это зачаточный побег, состоящий из укороченного стебля со сближенными зачаточными листьями. На верхушке уко­роченного стебля почки находится конус нарастания, состоящий из верхушечной образовательной ткани. За счет деления его клеток стебель растет в длину, образуются другие органы. Почки бывают вегетативными, генеративными {цветковыми) и смешанными.

Цветок - орган семенного размножения, укороченный видо­измененный побег, приспособленный для образования половых клеток (гамет), опыления, оплодотворения и формирования се­мян и плодов. Цветок включает следующие части: цветоножку, на которой могут быть прицветники (листья, сопровождающие цвет­ки), расширенное цветоложе, чашечку, венчик, тычинки и пес­тик (рис. 4). Чашечка и венчик образуют околоцветник. У многих ветроопыляемых растений около­цветник мелкий, невзрачный, в то время как у растений, опыля­емых насекомыми, он хорошо развит, белый или ярко окрашен­ный. Тычинки состоят из тычи­ночной нити и пыльника. В пыль­нике образуется большое коли­чество пыльцы (мужской гамето-фит). Пестик состоит из нижней расширенной части - завязи и верхней суженной - столбика и рыльца. Внутри завязи находится семяпочка (семязачаток), в кото­рой формируется зародышевый мешок (женский гаметофит). Столбик выносит из цветка рыль­це, что способствует лучшему улавливанию пыльцы.

Рис. 4. Схема строения цветка:

1 - завязь; 2 - столбик; 3 - рыльце; 4 - пыльцевые зерна, образующие пыльцевые трубки; 5 - тычиночная нить; 6 - поперечный разрез пыль­ника тычинки; 7 - продольный раз­рез пыльника; 8 - семяпочка

По строению различают рас­тения с обоеполыми (картофель, рожь) и раздельнополыми цветка­ми, в которых есть или только тычинки, или только пестики. Ра­стения с раздельнополыми цвет­ками могут быть однодомные, если на одном растении находятся мужские и женские цветки (кукуруза, огурец), и двудомные, если мужские цветки развива­ются на одном растении, а женские - на другом (конопля, обле­пиха, тополь).

Соцветия. Цветки часто собраны в соцветия. У ветроопыляемых растений это позволяет эффективнее улавливать пыльцу. Соцве­тия насекомоопыляемых растений более заметны для насекомых, чем отдельные цветки. Соцветия бывают простыми и сложными (рис. 5). К простым относятся: кисть (капуста), простой колос (по­дорожник), початок (кукуруза), простой зонтик (лук, яблоня), головка (клевер), корзинка (подсолнечник), щиток (груша). К слож­ным соцветиям, имеющим ветвящуюся главную ось, относят ме­телку (овес), сложный колос (пшеница, рожь), сложный зонтик (укроп).

Семя - орган размножения цветковых растений, который об­разуется из семяпочки в результате двойного оплодотворения. Оно состоит из зародыша и кожуры. Зародыш - это зачаточное расте­ние, имеющее корешок, стебелек, почку и семядоли (первые ли­стья зародыша). У однодольных растений (зерновые хлеба) семя­доля одна, у двудольных (зернобобовые) - две. Семя однодоль­ных включает также специальную запасающую ткань - эндосперм (мятликовые, пасленовые, гречишные). У двудольных растений запас питательных веществ сосредоточен в семядолях.


Рис. 5. Схемы наиболее распространенных соцветий:

1 - кисть; 2 - метелка; 3 - простой колос; 4 - сложный колос; 5 - початок; 6 - простой зонтик; 7 - сложный зонтик; 8 - головка; 9 - корзинка

Плод - вместилище семян. Плоды состоят из околоплодни­ка, который образуется в основном из стенок завязи и семян. Околоплодник одних плодов сочный, мясистый. Это сочные пло­ды. К ним относятся ягода (плоды винограда, томата, картофеля), костянка (плоды вишни, сливы, черемухи), яблоко (плоды ябло­ни, груши), тыквина (арбуз, дыня). Другую группу составляют плоды с сухим околоплодником: боб (горох, бобы), стручок, стру­чочек (капуста, редька, ярутка), коробочка (мак, лен), орех (ле­щина, липа), зерновка (рожь, овес, пшеница), семянка (подсол­нечник) (рис. 6). Встречаются и сложные {сборные) плоды, форми­рующиеся из цветка с несколькими пестиками (сборная костянка у малины, сборная семянка у земляники и т.д.). Распространению плодов и семян дикорастущих форм растений способствуют ве­тер, насекомые, животные.


Рис. 6. Разнообразие плодов растений:

1 - семянка; 2 - листовка; 3 - боб; 4 - стручок; 5 - стручочек; 6, 8, 9- коробоч­ки; 7 - двусемянка; 10 - костянка.