Гомеопатия: принцип подобия. Что лечит гомеопатия? Гомеопатия для детей

Гомеопатия – это вид альтернативной медицины, подразумевающий использование сильно разведенных препаратов, которые, как утверждают гомеопаты, вызывают у здоровых людей симптомы, схожие с симптомами болезни пациента. В основе концепции гомеопатии лежит совершенно ненаучный принцип «лечить подобное подобным». Сейчас гомеопатия превратилась в многомиллионную индустрию, которая приносит прибыль крупным корпорациям, но при этом остается непризнанной официальной медициной и представителями мирового научного сообщества. В феврале 2017 года Комиссия Российской Академии наук по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований признала гомеопатию лженаукой. Соответствующий меморандум размещен на сайте Комиссии. Врачам рекомендуется информировать пациентов о неэффективности гомеопатии, провизорам - не рекомендовать данные средства, а пациентам - отказаться от приобретения и употребления гомеопатических средств.

Старший научный сотрудник Института проблем передачи информации им. А.А. Харкевича РАН, кандидат биологических наук и блоггер Александр Панчин в одном из своих интервью дал очень четкие ответы на вопрос «Почему гомеопатия, априори, не может работать?». В данной статье мы постараемся кратко передать суть основных тезисов А. Панчина, в которых ученый развенчивает мифы об эффективности гомеопатии.

Лечение водой

Когда Александру Панчину было всего 6 лет, он придумал весьма интересную игру и назвал ее «Водяной доктор». В то время отец Александра работал в лаборатории университета Калифорнии – там и нашлись различные трубочки, шприцы и списанные установки из пластика для фильтрации воды. Именно такой «набор» позволил будущему кандидату биологических наук фильтровать воду, прогоняя ее через несколько соединенных фильтров.

«Я давал воде настояться, «подпитаться энергией Солнца», смешивал разные «пробы» воды - и в итоге получал «самую лучшую волшебную воду» с особенными свойствами»

Александр Панчин уверен, что если бы не стал в биологом, то мог бы заняться гомеопатией, тем более, что лечебную воду он изобрел до того, как познакомился с теорией от основателя гомеопатии Самуэля Ганемана.

Что вообще представляют собой гомеопатические препараты? Это препараты, которые полностью соответствуют двум принципам:

  1. Лечить подобное подобным. Активное вещество, которое входит в состав препарата, должно вызывать у человека симптомы, идентичные симптомам заболевания, которое лечат.
  2. Многократные разбавления. Сухое вещество из категории гомеопатических разводится и тщательно встряхивается (причем, делать это нужно в строго определенном направлении!). Затем уже полученный раствор снова разводится и опять встряхивается, потом процедура опять повторяется. Вообще, в гомеопатии таких разбавлений очень много, в результате в полученном растворе исходного вещества вообще нет.

Разведения бывают десятичные (маркируются буквой D с цифрой, соответствующей тому, сколько раз данный препарат прошел десятикратное разбавление) и сотенные (маркируются буквой C с цифрой, соответствующей тому, сколько раз препарат прошел стократное разбавление). К высоким разведениям относятся показатели С30-С100 и выше.

«Возможно, вы этого не знали, но лечение гомеопатией - это лечение водой, нанесенной на сахарные таблетки»

Если понять информацию о том, что такое гомеопатические препараты, то обязательно возникнут вопросы – если такие средства являются, по сути, водой и сахаром, то почему же они отличаются уж очень высокой стоимостью, разве могут вообще «работать» подобные препараты?

Национальный совет по здоровью и медицинским исследованиям Австралии провел соответствующие исследования и проанализировал действие гомеопатических средств. Причем, работа экспертов проходила в два этапа:

  • сначала экспертная комиссия тщательно изучила всю имеющуюся литературу по гомеопатии и составила предварительный отчет;
  • были приглашены к сотрудничеству практикующие гомеопаты, которых попросили предоставить для изучения доказательства эффективности их методики лечения.

«Комитет оценил все исследования на предмет качества научной методологии. Рассматривались только работы высокого методологического качества, и только те исследования, где присутствовали контрольные группы, то есть где гомеопатическое средство сравнивалось с препаратом-пустышкой. В анализ вошло 57 систематических обзоров гомеопатии, 176 индивидуальных исследований, касающихся 61 заболевания»

В общий доступ был выложен отчет экспертной комиссии по изучению эффективности гомеопатических средств – это сделали для того, чтобы каждый смог внимательно его изучить и сделать выводы уже для себя лично. Вот в чем заключается вывод: не существует ни одного заболевания, которое гомеопатия лечит лучше, чем обычная пустышка.

Тут же возникает вопрос – как быть с теми людьми, которые лечатся исключительно гомеопатическими средствами и убеждают в получаемом эффекте? Обвинять их во лжи?

На это кандидат биологических наук Александр Панчин дает четкие ответы (цитата):

«Многие лично знают людей, которые болели, а после курса гомеопатии поправились. Я тоже знаю таких людей - и не подозреваю их во лжи. Проблема заключается в том, что такие показания мало о чем говорят, и связано это с рядом ошибок, свойственных нашему мышлению, а также за счет существования альтернативных объяснений кажущейся эффективности гомеопатии.

  1. Ошибка выжившего. Когда хвалят гомеопатию, мы слышим голоса тех, кто выздоровел, но не слышим голоса тех, кому не повезло. Именно поэтому нужно сравнить группу людей, которые получали гомеопатию, и группу людей, которые гомеопатию не получали, чтобы понять, есть ли объективное улучшение, связанное с приемом препарата. Именно такие исследования вошли в упомянутый австралийский отчет.
  2. После не значит вследствие. Если петух прокукарекал, а потом взошло Солнце, означает ли это, что Солнце взошло благодаря петуху? Конечно, нет. Выздоровление после приема гомеопатического препарата не означает, что препарат помог. Человек мог выздороветь и сам, благо такое часто бывает.
  3. Возврат к среднему. Для человека состояние здоровья является нормой. Многие заболевания проходят сами благодаря действию иммунной системы. Редко, но бывают случаи, когда без какого-либо определенного лечения проходят даже очень тяжелые заболевания, такие как рак. Правда, рассчитывать на это не стоит. Лучше обратиться к врачу.
  4. Эффект плацебо. Если человек уверен, что он принимает эффективное средство, то в ответ на ожидание улучшения самочувствия его мозг может выделить эндорфины. И вот они на самом деле улучшают самочувствие и облегчают боль. При этом совершенно неважно, что находится в препарате. Важно лишь, что мы думаем про эффективность препарата.
  5. Другие изменения. Гомеопаты часто не только выписывают пустышки, но дают советы по изменению образа жизни. Такие советы могут оказаться небесполезными, но почему-то эффект приписывается не им, а пустышкам.
  6. Ошибочный диагноз. Здесь комментарии не нужны.
  7. Некоторые гомеопатические препараты могут содержать компоненты, не указанные на упаковке. Например, недавно в ряде гомеопатических препаратов обнаружили антибиотик пенициллин. Такие препараты могут работать, но могут иметь и нежелательные побочные эффекты, которые таким образом скрываются от больного.»

Очень подробно о том, как (НЕ) работает гомеопатия, рассказывает научный журналист Ася Казанцева, которая, как и А. Панчин, является членом Совета фонда «Эволюция»:

У воды есть память – это утверждают и обычные люди, далекие от науки и медицины, и даже журналисты с экранов телевизоров. А вот Александр Панчин сразу же задает вопрос по поводу склероза – ведь если у воды есть память, то она может пострадать и разовьется склероз. Вода должна помнить мочу, которая в ней присутствовала – разве это имеет место быть? Многие рассуждают о некой структуре воды, но учеными доказано, что все связи в воде перемешиваются за доли секунды! Если придерживаться именно этой истины (факт доказан многочисленными исследованиями учеными!), то можно смело заявить, что никакой памяти у воды нет и быть не может!

«Миф о памяти воды восходит к Жаку Бенвенисту, который дважды получил Шнобелевскую премию, пародирующую Нобелевскую премию. Первый раз - в 1991 году за открытие того, что «вода является разумной жидкостью и обладает памятью», и второй раз - в 1998 году за открытие, что «вода не только обладает памятью, но сохраненная в ней информация может быть передана по телефону или интернету»

Был проведен эксперимент по поводу воды – людям предлагалось использовать для лечения обычную воду и «гомеопатическую», но этот эксперимент был остановлен – случайно выяснили, что испытуемые знали, в каких сосудах что содержится. А когда их перевели в закрытую лабораторию, то способности «гомеопатической» воды сразу же куда-то исчезли.

Религия гомеопатов

Интересно, что Александр Панчин сравнивает гомеопатию с религией, и ведь дает этому простое и логичное объяснение!

Во-первых, в гомеопатии присутствуют явные магические ритуалы – взять хотя бы процесс разбавления активных веществ. Берется 1 грамм вещества, добавляется к нему 99 грамм воды и все тщательно встряхивается. Причем, гомеопаты уверены, что встряхивать нужно правильно, в определенном порядке и только в таком случае можно получить действительно лечебную воду. Стоит ли говорить о том, что после такого разбавления активных веществ в растворе вообще не остается ничего от лекарства? А истинная вера в ритуальные обряды весьма свойственна религии.

Во-вторых, гомеопаты часто проводят лечение волшебной водой. Вспомните, в религиях тоже имеются упоминания о целебной воде – Святая вода, ритуальные омовения, крещение водой. Чаще всего ритуалы вполне безобидны, но вот в реке Ганг (индия) сотни верующих ежегодно проходят ритуалы омовения и «очищения», после которых умирают от холеры. И продолжают верить в чудесные свойства воды! Если брать за основу омовений водой купание в реке Ганг, то употребление гомеопатической воды вообще на этом фоне выглядят абсолютно безобидными.

В-третьих, в гомеопатии имеется свой пророк и даже его учение! Речь идет о Ганемане (основатель гомеопатии) и его книге/учебнике. Между тем ни один из принципов гомеопатии не имеет научных обоснований и объяснений, так же как и принципы религии невозможно подтвердить с научной точки зрения.

Не стоит забывать и о том, что гомеопатия схожа с религией по причине веры в паранормальные явления. Никто не знает, как объяснить лечебную силу гомеопатических препаратов, но все этому безоговорочно верят.

Любители гомеопатического лечения часто рассуждают следующим образом: грамотный гомеопат каждому пациенту будет назначать препарат только по принципу индивидуального подбора, а такой подход невозможно проверить научными исследованиями. И это утверждение тоже спорно:

  • если сам гомеопат не знает об уровне эффективности конкретного препарата, то какое он имеет право назначать его своему пациенту;
  • если собрать людей и разделить их на две группы, одной давать гомеопатические средства, а другой пустышку, то никакая эффективность препаратов гомеопата не проявится – ставился такой эксперимент.

Вместо заключения

В конце хотелось бы подвести краткий итог. Насколько может быть вредна/опасна гомеопатия? Пытаясь с помощью гомеопатических «пустышек» лечить любые заболевания, пациенты теряют время и не получают необходимой медицинской помощи. Данный процесс можно сравнить с игрой в русскую рулетку: если повезет, организм справится с болезнью собственными силами, нет – придется лечить осложнения.


Современная академическая медицина при всех ее очевидных и безусловных успехах, к сожалению, до сих пор не имеет единой общей теории. В древности каждый врач-целитель просто обязан был быть философом. Таковыми были Гиппократ и Абу Али ибн Сина (Авиценна) Парацельс и Аристотель и многие известные вам имена из истории медицины. Мировоззренческие, морально-этические ценности были краеугольным камнем их практической врачебной деятельности. Отцом нашей, западной, медицины мы почитаем Гиппократа, хотя более правильным с исторической точки зрения было бы упомянуть Гермеса Трисмегиста. Возможно, тогда и не было бы сегодняшнего пробела в теории.


Современная фармакология тоже грешит забывчивостью, она чрезмерно увлеклась химией (вспомним Ломоносовское «Широко простирает руки химия в дела человеческие …»), предала забвению свои истоки — алхимию! Великий путаник — «Князь мира сего» Сатана — и тут постарался. Не надо забывать, уважаемые коллеги, что даже основоположник классической механики — сэр Исаак Ньютон — был, прежде всего, именно алхимиком! Ни для кого не секрет, что, пользуясь услугами мощных современных антибиотиков и «спасая» пациента в экстремальной ситуации, мы нередко ослабляем его собственные защитные силы — иммунитет! Хвост вытащим, а ноги-то вязнут! Назначая гормональные и ферментные препараты, мы ослабляем выработку собственных.


Одним словом, подавляющее большинство назначаемых лекарственных средств носит заместительный характер. В ургентной, т. е. неотложной, терапии это, может быть, и оправданно, но для реабилитации, увы, никак.


Академическая, т. е. наша, привычная, «западная» медицина аллопатична (allos — другой, чужой, pathos — болезнь) что означает «лечить противоположным». Врачи академической школы назначают лекарства, не имеющие никакого сходства с болезнью, и довольствуются, тем что их препарат «гасит» патологический симптом или синдром.

В основе их деятельности доминирует принцип «Contraria contrarus curentur» (Противоположное лечу противоположным). Египетский Бог мудрости Тот, он же греческий Гермес и римский Меркурий, сформулировал закон аналогий, который у нас часто узко и упрощенно трактуется: » То, что сверху, то и снизу. То, что снаружи, то и внутри». Но даже в этой упрощенной трактовке кроются основы того, что мы называем гомеопатией.


Гомеопатия — слово греческое, образовано из двух слов: Homoios — подобный, схожий, аналогичный и pathos — болезнь.


Принцип выбора лекарства по сходству (т. е. аналогии) с болезнью принадлежит Гермесу Трисмегисту (т. е. Трижды Величайшему). А у Гиппократа находим лишь перефраз: «У одного и того же больного могут с успехом применяться многие лекарства, из которых некоторые имеют сходство с болезнью, а другие противоположны ей».


Восточная медицина, имеется в виду прежде всего Даосская (китайская народная) фитотерапия и индийская аюрведическая терапия, используют очень много ингредиентов в своих лекарственных средствах. Но по всей сути их терапия — гомеопатичная, лекарства часто создают особый тренирующий режим для больных органов или функциональных систем, результатом которого является повышение их защитных сил и более полное выздоровление, нежели наше западное авральное «лечение». Хотя слова такого, как гомеопатия Дальний Восток не знал и не употреблял, но философско-мировоззренческий подход его к лечению эзотерический, т. е. герметичный (гомеопатичный).


История накладывает свой неизгладимый отпечаток и на медицину. В борьбе со всем «языческим» западный мир уничтожал прекрасное — античное, красивое и гармоничное. Мракобесие католическое — это костры инквизиции, исламское — это сожженная Александрийская библиотека, мало что мы знаем о Египте.


Во времена Ганемана довольно распространена была перемежающаяся лихорадка — то, что сейчас называем малярией. Для ее лечения использовали кору хинного дерева. Так вот Ганеман переводил с английского на немецкий книгу Эдинбургского профессора Куллена, посвященную лекарствоведению, и его внимание привлекло описание действия хины на себе, и он с удивлением обнаружил, что прием порошка хины вызывает резкое повышение температуры тела и все симптомы перемежающейся лихорадки. Надобно заметить, что симптомы эти он знал не понаслышке и не по книжке, — Ганеман сам перенес ранее малярию. Он повторил опыт на себе, своих знакомых-добровольцах и получил аналогичный результат.


С. Ганеман пришел к очень важному выводу: хина не только излечивает малярию, но способна также вызывать большинство ее симптомов у здорового человека. Обнаруженное сходство симптомов болезни с симптомами интоксикации лекарственным веществом явилось важнейшей предпосылкой обоснования гомеопатии. «Самое трудное, наблюдая природу, усмотреть закон там, где он таится от нас, и не позволить сбить себя с толку явлениям, которые не угодны нашим чувствам. Ибо в природе многое им противоречит, и, тем не менее, это — истина». И.П. Эккерман «Разговоры с Гете».


Сравним китайское Даосское — на востоке бытует поговорка «Все в природе является лекарством и ядом, а лекарство от яда отличаются лишь дозой». (Очень схоже, не правда ли?)


Будучи по природе своей не только любознательным, но и человеком высокого долга, С. Ганеман изучил, — проверил на себе — действие сильнейших ядов, таких, как ртуть, мышьяк, стрихнин, дигиталис и т. п.


Принятое внутрь в больших дозах «лекарство» вызывало симптомы, напоминающие клиническую картину известных заболеваний. Вещества, способные вызывать в организме здорового человека определенные болезненные явления, могут и лечить такие явления у больного. Результат зависит только от дозы. 1790-й считается годом рождения гомеопатии. Появился в нашем западном мире принцип «Similia simulibus curentur» — подобное лечу подобным. 1796 год. С. Ганеман написал научный трактат «Новый способ для исследования целительных свойств лекарств».(Более правильный перевод названия видимо следующий: «Опыт нового принципа нахождения целительных свойств лекарственных веществ с некоторыми взглядами на прежние принципы». Видимо, 1796 г. и будет более правильно считать годом рождения гомеопатии, нежели 1790-й).


Жизнь С. Ганемана была полна трудностей, скитаний и прочих житейских перипитий. Недаром он избрал девизом своей жизни латинское изречение: «Sapere avdet» — решись быть мудрым.


Артур Шопенгауэр как-то написал, что великие гении человечества У. Шекспир и В.А. Моцарт обошлись человечеству намного дешевле, чем самый захудалый профессор Германии. Видимо, действительно сытый желудок гениев не родит! Вот врагов у С. Ганемана было предостаточно, причем намного более сольвентных, чем он сам. Фармацевты просто ополчились против него. Гомеопатические препараты в условиях рынка не могут быть дорогими — они просты и сырья-то для их приготовления необходимо в количественном отношении значительно меньше, нежели обычных аллопатических лекарств. Готовить гомеопатические лекарства фармацевтам не выгодно.

С. Ганеман сам готовил лекарства для своих пациентов, но приготовление лекарств разрешалось только фармацевтам. Отсюда гонения и травля. Гетштадт, Дессау, Лейпциг — где он в университете читал лекции, пришлось покинуть. Под покровительством герцога Ангальткетенского С. Ганеман поселился в маленьком провинциальном городке Кетене. Именно здесь у него появляется широкая практика, и он пишет свои, без преувеличения, ставшие бессмертными, труды. Шесть томов за 20 лет — «Чистое лекарствоведение».


Самая знаменитая работа, «Органон врачебного искусства» — до сих пор остается настольной книгой гомеопатов всего мира, своего рода Библией. Из песни слова не выкинешь, а критика не зная даже основ предмета, характерна только для псевдокультуры, для толпы в условиях диктатуры.


Судите сами, насколько правдивы и злободневны положения «Органона»:


1. Болезнь индивидуальна, т. е. неповторима во всех своих особенностях.


2. Если очевидна причина, вызвавшая и поддерживающая болезнь, то самый предпочтительный способ — ее удалить.


3. Врачебное искусство состоит не в пассивном созерцании болезней, а в лечении … (подобное лечится подобным).


4. Старание во что бы то ни стало ликвидировать симптомы может оказаться вредным и привести к смерти… Просвещенные и добросовестные врачи должны применять врачебные приемы, не направленные на упразднение симптомов, а действующие в том же направлении, что и болезнь. Подобное лечится и излечивается подобным.


5. Лечение, осуществляемое в соответствии с принципом подобия, требует знания всех болезнетворных свойств применяемого лекарственного вещества. Для этого животные непригодны, так как они не могут информировать нас о своих ощущениях, и, кроме того, болезни животных и болезни людей имеют совершенно неодинаковые проявления.


6. Большие дозы лекарственных веществ могут оказаться для больного губительными. Они тем опаснее, чем «подобнее» лекарство.


7. Если есть четкие показания к операции, то необходимо воздержаться от лекарственного назначения. Лекарство не может подменить хирургическое лечение.


8. При каждом заболевании больному следует назначать соответствующий его состоянию гигиено-диетический режим, включающий опрятное содержание помещения, гимнастику, водные процедуры, рациональное питание.


9. Патологическая анатомия, будучи наукой о мертвых, нередко направляет мышление врача по ложному следу.


«Врачебное искусство должно быть целиком посвящено живым».


Да, в резкости и категоричности С. Ганеману не откажешь, немудрено, что у него при жизни была тьма врагов и злопыхатели остаются по сей час! Но, если вдуматься, то по сути своей, все изложенное имеет место быть, какими бы корпоративными интересами мы ни прикрывались. Более того, идеи С. Ганемана по сути — герметичная медицина — витали в воздухе того времени: современниками Ганемана были Гете и Шиллер, Лессинг, Бетховен, Кант и Гегель, Лавуазье и Берцелиус, Авогадро, Либих, Ламарк, Кюввье, братья Гумбольдт. Время было особенное — увлечение алхимией и герметизмом (многие из перечисленных были масонами). Так что судите сами, насколько «случайно» открытие Ганемана!


Основной принцип — лечение болезней веществами, которые вызывают симптомы, аналогичные самой болезни, но в настолько мельчайших дозах что они создают (модулируют) условия «тренирующего режима», а не «делают сами за организм» (принцип заместительной терапии), — получил многочисленные подтверждения.


Ртуть. Ее препараты в токсических дозах поражают организм, затрагивают многие органы и системы, но доминирует клиника, схожая с тяжелым язвенным колитом. Та же ртуть, данная пациенту на уровне отдельных молекул, атомов, а то и информационных отпечатков от них (именно таковыми часто бывают дозы действующего лекарственного вещества в гомеопатических препаратах) очень благоприятно действует при дезинтериеподобных колитах.


Мышьяк вызывает холероподобный понос, в гомеопатии, его с успехом используют для лечения диареи независимо от ее этиологии.


В академической медицине камфора известна как кардиотропный препарат: 2-3 мг под кожу — сердечные сокращения учащаются и углубляются, характерно возбуждающее действие на нервную систему. А в гомеопатии камфора рубини — успокаивающее, транквилизирующее!


Сера. При длительном контакте с нею, т. е. в больших дозах, возникают тяжелейшие дерматиты. В гомеопатии препаратами серы как раз дерматиты и лечат.


Йод. Известно, что он вызывает ожог слизистой трахеи, бронхов, нарушение сурфактанта, легочных альвеол. В малых дозах йод с успехом применяют теперь не только в гомеопатии. Он стимулирует образование мокроты, улучшает дренажную функцию легких, а это необходимо для лечения многих легочных заболеваний независмо от возбудителя. Препарат под названием «шпанские мушки» (Secalecornutum) в токсических дозах вызывает воспаление мочевого пузыря, в малых как раз циститы, уретриты им и лечат.


Сильнейший яд спорынья. Отравление им приводит к летальному исходу, но перед смертью у человека наблюдаются спазмы сосудов — до гангрены и т. п. Так вот этой самой спорыньей (секале корнутум) лечат то, что в нашей «обычной» медицине «лечат» хирурги ампутацией, т.е. облитерирующий эндартериит и атеросклероз.


Укус пчелы вызывает местную воспалительную реакцию отек, препарат из пчел (апис меллифика) в гомеопатии устраняет воспалительный отек. Холестерин известен как фактор атеросклероза, а в гомеопатии его успешно применяют как противосклеротическое средство.


Гепарин препятствует свертыванию крови, но в малых дозах даже в академической физиотерапии им лечат парадонтоз, т. е. кровоточивость десен (методика электрофореза гепарина на десны).


Иммунология по своей сути тоже гомеопатия. Так, для профилактики заболевания мы вводим вакцину, для лечения — сыворотку — не что иное как ослабленный штамм или очень малое количество микроорганизмов — возбудителей заболевания которое мы предупреждаем (иммунитет) либо лечим. Интересная деталь, тоже «случайное» совпадение — оспопрививание Э.Дженнер открыл в 1798 году, то есть в годы рождения гомеопатии!!!


В аллергологии есть способ лечения — специфическая гипосенсибилизация, например больной не переносит молоко.


Так его молоком и лечат, но в разведении 1:1000. Что это, как не гомеопатия!!!


Ну и наконец банальный житейский пример: похмелье — алкогольная абстиненция, суть «страдания» в ацидозе — избытке кислых продуктов метаболизма. Академическая медицина предлагает щелочи (соду), но американцы например пьют с похмелья кислый апельсиновый сок. Наш народ, великомудрый в этих вопросах, тоже предпочитает принцип подобия — употребляет тот же алкоголь, но в меньших дозах, либо кислый огуречный рассол — классическое гомеопатическое средство ацидум сульфурикум в разведении 1:1000.


Подробные описания «лекарственных патогенезов» содержатся в разделе, именуемом «Materia medika», второй раздел гомеопатии — методика выбора из ее арсенала лекарства для конкретного больного составляет содержание повседневной работы врача — носит название «Repertorium». Это квинтэссенция гомеопатической системы (употребляя алхимические термины) — ядро.

Гомеопатия — одно из самых загадочных направлений в медицине. Почти 150 лет оно делило весь медицинский мир на два непримиримых лагеря: его сторонников и противников. В истории медицины нет другого подобного примера возникновения целого направления, которое не только отлично от всего того, что было раньше, но и прямо противоположно во многих своих компонентах тому, чему медицинский мир поклонялся всю свою предшествующую историю.

Почти 2,5 тысячи лет человечество лечилось по принципу "противоположного". Определение этого принципа можно встретить во многих медицинских трудах со времен древнегреческого врача, реформатора античной медицины Гиппократа (IV-V вв. до н. э.). Вот что говорит сам Гиппократ в своем сочинении "О древней медицине": "...И следует тому, кто захочет правильно лечить, помогать теплом через холодное, холодному посредством теплого, сухому посредством влажного и влажному через сухое... В самом деле, если вредит одно из них, то подобает облегчить противоположным..."

Совсем иначе обстояло дело с другим медицинским принципом — принципом лечения "подобным", его пытался сформулировать лишь один из авторов знаменитого "Гиппократова сборника", куда входило около 60 сочинений древнегреческих врачей. Сочинение это называется "О местах в человеке". Коротко упомянув принцип "противоположного", безымянный автор пишет: "...Иной случай: болезнь произведена сходным, и сходным же, которое заставили принять, больной от болезни переходит к здоровью..."

Но никто не понял, не подхватил эту идею, и на многие века она осталась никем не замеченной. Человечеству понадобилось еще полторы тысячи лет, чтобы осознать принцип "подобного". И связано это с именами двух удивительных немецких врачей — Парацельса и Ганемана. Ибо, если Гиппократ стал "отцом медицины", то первыми революционерами в медицине стали Парацельс и Ганеман.

Парацельс — предтеча гомеопатии

Я знаю, что я не тот человек, который
говорит людям то, что им по вкусу... Я
грубый человек, рожденный в грубой стране,
я вырос в сосновых лесах и, возможно,
получил в наследство их иголки...
Парацельс.

Парацельс — знаменитый врач средних веков прожил всего 48 лет, не оставив после себя ни наследника, ни достойного последователя, но успев, однако, основательно поколебать традиции, существовавшие неизменными почти пятнадцать веков.

Парацельс подверг критике не только многие утверждения самого Галена, древнеримского врача (II в. н. э.), авторитет которого в XVI веке затмил даже Гиппократа, но и принцип "подобия", безраздельно господствовавший в то время в медицине. "...Ни одна горячая болезнь не излечивается холодным, ни холодная — теплом. Но часто бывает, что подобное своему излечивает свое...", — заявил Парацельс.

Правда, он редко употребляет слово "подобное", гораздо чаще пользуется такими словами, как "соответствие" и "симпатия". Одна из его рекомендаций, например, применять грецкий орех для питания и даже для лечения головного мозга, потому что ядро грецкого ореха напоминает головной мозг. Или: желтым соком чистотела лечить желчную болезнь.

В то время как вся терапия XVI века продолжала основываться на учении двухтысячелетней давности о четырех соках в организме человека (крови, слизи, желтой и черной желчи), Парацельс неожиданно увязывает воедино по принципу "симпатии" и "соответствия", казалось бы, несовместимое: металлы, растения и отдельные органы человеческого тела. Солнце, как главное небесное светило, поддерживающее жизнь на земле, считает он, находится в симпатической связи с человеческим сердцем, как главным двигателем человека, Луна — с мозгом, Венера — с почками, а Марс — с желчным пузырем. А поскольку, по древней традиции, Солнце есть золото, Луна — серебро, Венера — медь, Марс — железо, то золото и растения, находящиеся в симпатии с Солнцем (шалфей, розмарин, лаванда), должны излечивать сердечные заболевания; серебро и растения, "симпатические" Луне (черная чемерица, рута пахучая), — душевные заболевания; медь и растения, "симпатические" Венере (коровяк, сельдерей), — болезни почек и мочевого пузыря.

Сейчас все это кажется наивным. Но во времена Парацельса это было откровением. А так как его никто не понимал, то и все его исцеления казались не то чудом, не то шарлатанством. На самом же деле то были первые шаги к новой медицинской эпохе, у истоков которой он стоял. Парацельс первым в мировой практике отделяет химию от алхимии и предлагает в качестве химического сырья для лекарств — металлы. И самое удивительное, что преследуемый всю жизнь завистниками и врагами, чему в немалой степени способствовал и его собственный неуемный характер, он совершал чудеса в излечениях самых разнообразных человеческих недугов. И хотя Парацельс так и не успел ни объяснить, ни сформулировать принцип "подобного" в медицине, он, в отличие от безымянного автора сочинения "О местах в человеке", уже не просто чувствовал этот новый принцип, но и, видимо, применял его на практике. Однако до той гомеопатии , которую мы знаем, было еще долгих 2,5 века.

В конце концов, за бескомпромисность, доходившую порой до грубости, Парацельса начинают преследовать даже бывшие его покровители, и он вскоре вынужден бежать из Базеля. И всю оставшуюся жизнь кочует, сопровождаемый толпой тех, кого лечил, восхищенных поклонников и учеников.

Умер Парацельс в 1543 году, проболев всего 3-4 дня. И, видимо, в какой-то степени, неожиданно даже для самого себя. Людская молва приписала быструю смерть его врагам, которые якобы подослали к нему убийц или отравили.

Ганеман и возникновение гомеопатии

Незнание сути происходящих в организме
процессов "гибкие" медицинские умы
пытались компенсировать обилием
гипотез, теорий и медицинских систем,
каждая из которых "противоречила всем
остальным, а иногда и самой себе".
Ганеман.

Датой рождения гомеопатии считается год 1776-й. И связано это с именем другого немецкого врача — Ганемана. Судьба его на удивление во многом прямо противоположна судьбе Парацельса.

В 33 года он уже 10 лет практикует, женат, счастлив и имеет пятерых детей (а всего их будет 11). К его энциклопедическим знаниям прибавляется знание аптекарского дела и фармацевтики. И, наконец: прекрасное знание химии, где он — автор ряда работ и блестящий переводчик лучших химиков и врачей того времени. Причем переводы известных сочинений Ганеман снабжает примечаниями, исправляет неточности и заблуждения, обнаруживая во многих случаях более современный взгляд на вещи.

Однако основным для Ганемана оставалась все-таки медицинская практика. Но чем больше он практиковал, тем больше убеждался в ограниченности и откровенном убожестве современного ему врачевания. Несмотря на то, что вся фауна Европы была уже полностью обследована, а химия заявила о себе в полный голос, свойства лекарственных растений по-прежнему никто не изучал. Лекарства испытывали на животных, и, как они будут действовать на человека, не знали. Незнание свойств лекарств, как и прежде, старались компенсировать смешением большого числа составляющих в одном рецепте. Каждый "порядочный рецепт" должен был включать в себя средства: основное, вспомогательное, исправляющее, направляющее, формудающее и так далее и тому подобное. Так, знаменитая еще со средних веков пропись Териакум (Theriakum) состояла из 66 средств. А то, что среди них сплошь и рядом оказывались вещества с абсолютно разной направленностью, никого не удивляло. Важно, что врачи выписывали, аптекари делали, и, чем больше было составляющих, тем дороже стоило лекарство. При этом рецепты менялись при хронических болезнях каждые 2- 3 дня, а при острых — по несколько раз в день. Результаты же оставались плачевными. Чтобы найти выход из положения, пытались обращаться к заветам древних. С целью отвлечь дурные соки "и очистить организм от "болезненного вещества", наносили на кожу надрезы и, постоянно раздражая их, обращали эти надрезы в застарелые язвы (заволоки, фонтанели)". Предполагалось, что таким образом открывался выход через эти гниющие поверхности для "болезненного вещества". Основываясь на наблюдениях древних, что болезнь легче переносится, если сопровождается обильной рвотой, выделением пота, мочи и кровотечениями, старательно выискивали в больном организме всевозможные "сгущения", "завалы", "застои" и, действуя по принципу "противоположного", тут же уничтожали их, как если бы все это было не следствием болезни, а ее первопричиной. Торговля пиявками по всей Европе стала самым прибыльным делом. Прямое же кровопускание из вен начинало походить на откровенную резню.

И вот среди всей этой средневековой вакханалии раздался голос протеста Ганемана. Протестовали против неумеренного кровопускания и раньше. Возмущался даже Парацельс. Но так убедительно это прозвучало впервые.

В 1792 году неожиданно умер император Австрии Леопольд II. Правил он всего два года, но и за это короткое время "своим умом и миролюбием отвратил войны, казавшиеся неизбежными". Известие о его кончине поразило всех и дало повод самым невероятным слухам. Лечащие врачи во главе с известным тогда баварским лейб-медиком Лагузиусом опубликовали отчет о течении болезни и результатах вскрытия. Выяснилось, что исхудалому и ослабленному болезнью императору в течение только одних суток было сделано 4(!) обильнейших кровопускания. Познакомившись с отчетом, Ганеман тут же выступил с резкой публикацией, считая, что именно кровопускания погубили императора.

В конце концов, полностью разуверившись в возможностях медицины, Ганеман решает окончательно бросить практику, придя к выводу, что медицина не только беспомощна, но и "положительно вредна".

И вот 35-летний глава многочисленного и счастливого семейства, "в расцвете сил и умственного развития, приобретя себе известность как врач, ученый и литератор", только по одному побуждению совести "низвергает себя и все свое семейство до нищеты и лишений". Средств, чтобы продолжать жить в Лейпциге, не хватает. Переводы, которыми продолжал заниматься Ганеман, оплачивались значительно хуже, и семья была вынуждена переехать в окрестности города. "Ганеман одевается в самую простую одежду, носит простые башмаки, помогает жене по хозяйству и собственными руками месит хлеб".

И тут происходит событие, которое иначе, чем озарением, не назовешь, — почти через две тысячи лет после одинокой вспышки озарения безымянного автора сочинения "О местах в человеке".

Переводя в 1790 году на немецкий "Лекарствоведение" известнейшего на всю Европу английского врача Куллена, в главе о хинной коре Ганеман, как это часто бывало и раньше в его переводах, не согласился с мнением именитого автора о ее целебных действиях. Сам Ганеман как врач неоднократно использовал хинную кору, а однажды даже с ее помощью вылечил себя от малярии.

Решив еще раз проверить действие хинина на себе, на этот раз совершенно здоровом, он с изумлением обнаружил, что испытывает все те припадки "сильнейшего ожесточения", через которые прошел раньше, когда болел. Сравнивая уже хорошо известные всем врачам мира симптомы малярии с теми, которые он вызывал у себя искусственно, Ганеман был поражен этим сходством. Его потрясла мысль о том, что хинная кора излечивает больного от малярии именно потому, что вызывает приступ малярии у здорового. Получалось, что лечило не то лекарство, которое оказывало "противоположное" действие, а то, которое оказывало действие, "подобное" болезни.

Проанализировав все, что было сделано "старой медицинской школой" почти за 3500 (!) лет (знание языков это позволяло), Ганеман пришел к выводу, что за всю свою историю медицина применяла всего три главных способа исцеления недугов. Первый — самый простой заключался в устранении очевидной причины болезни. Например, извлекался проглоченный случайно предмет, устранялись ненормальные условия жизни или залечивалась рана.

Для обозначения второго способа лечения Ганеман впервые в истории медицины вводит собирательный термин — "аллопатия". Этим термином он обозначил все то бесчисленное множество методов лечения "старой медицинской школы", в основе которых лежал поиск примитивно понимаемых вещественных причин болезни, "поселившихся" каким-то образом в человеческом организме. Врач стремился либо удалить эти "причины" любыми способами (а мы уже познакомились с некоторыми из них), либо воздействовать на них лекарственными средствами, "противоположными" по своему действию, то есть иными, чем природа самой болезни. Отсюда и термин "аллопатия" (от греческого allos — иной, pathos — болезнь).

И, наконец, третий способ лечения — противоположный второму. Заключался он в использовании каждый раз такого лекарства, как писал Ганеман, "которое само способно вызвать страдание, подобное тому, которое должно быть излечено". Этот способ лечения Ганеман назвал гомеопатическим (от греческого homios — подобный, pathos — болезнь).

В "Органоне врачебного искусства" — главном труде своей жизни — в специальной главе, которую Ганеман назвал "Примеры бессознательных гомеопатических излечений", он приводит более 350 имен выдающихся врачей начиная с XV века, в трудах которых находит указания на удачное, но не объясненное ими использование лекарств, действовавших, по его мнению, по принципу "подобия". Мало того, Ганеман приводит ряд цитат и ссылок на позднейших врачей, которые хоть и "нерешительно", но "также чувствовали истинность гомеопатического метода лечения и писали об этом". Наконец, он приводит слова датского армейского врача Шталя, который еще в 1738 году "выразил свои убеждения по этому поводу особенно ясно: "Правила, обычно применяемые в медицине, лечить противоположно действующими средствами (contraria contrariis) совершенно ложны и противны тому, что должно быть. Я, напротив, убедился в том, — писал Шталь, — что болезни преодолеваются и излечиваются средствами, вызывающими подобное поражение (similia similibus): ожоги следует лечить у огня, отморожение конечностей — прикладыванием снега и ледяной водой, воспаления и ушибы — очищенным спиртом. Подобным образом я лечил повышенную кислотность желудочного сока очень малыми дозами серной кислоты с прекрасным результатом..." Приведя это высказывание, Ганеман заканчивает свой экскурс в историю медицины следующими словами: "Как близко подходили они к пониманию истины! Однако она ускользала вместе с преходящей мыслью..." Мы же добавим, что ускользала она потому, что, даже догадываясь о действенности принципа "подобного", никто так и не смог указать действенных путей его реализации, а именно: ясного и четкого способа получения гомеопатических лекарств.

Принцип "подобия" — первый принцип гомеопатии

Прежде креста, смерти и Воскресения
своего Христос установил на все века для
действеннейшего врачевания грешного
человечества величайшее таинство
Причащения пречистого Тела и Крови
своей, соединенных с Божеством. Значит, в
самом Богочеловеке имеет место пример
врачевания подобного подобным...
Отец Иоанн Кронштадский, С.-Петербург, 17 октября 1892 года.

Итак, 1776 год стал годом рождения гомеопатии. Именно тогда Ганеман опубликовал статью "Опыт нового принципа для нахождения целительных свойств лекарственных веществ", в которой впервые в истории человечества не только сформулировал принцип "подобного" в медицине, но и дал четкий и ясный ключ для овладения этим принципом — указал, как находить лекарственные средства по принципу "подобия".

Вот первый вывод Ганемана: "Каждое действительное лекарственное вещество возбуждает в человеческом теле известный род собственной болезни, которая тем своеобразнее, тем отличительнее и сильнее, чем действеннее это лекарство".

С другой стороны, бывает, что хроническая болезнь вдруг излечивается неожиданно навалившимся другим тяжелым заболеванием. Значит, делает вывод Ганеман, есть такие болезни, которые способны уничтожать одна другую, и надо только научиться распознавать, какая болезнь способна уничтожать другую и почему. Как только ключ к пониманию этого механизма станет известен, можно будет с помощью лекарств искусственно вызывать вторую нужную болезнь, и первая болезнь будет излечена.

И Ганеман, формулируя первый главный принцип гомеопатии — принцип "подобного", предлагает этот ключ. Исцеляющим всегда является такое лекарство, которое в здоровом организме (и это принципиально — именно в здоровом) способно вызвать подобную же болезнь. Лекарство для данного больного будет гомеопатическим (подобным), если оно способно (у него — здорового) вызвать состояние наиболее близкое (подобное) к его болезни.

Но почему так происходит? Почему искусственно вызванная лекарством подобная болезнь приводит к излечению организма? Ганеман напоминает, что большинство лекарств (особенно растительного происхождения) оказывает на человеческий организм более одного действия: одно прямое (первичное), которое постепенно переходит во второе (вторичное), или противодействие. "Последнее обыкновенно представляет собой состояние, прямо противоположное первому". В качестве простейшего примера можно привести действие на человеческий организм холодного и горячего. (По мнению Ганемана, температурные воздействия можно в определенном смысле считать лекарственными.) Если одну из озябших рук погрузить в умеренно горячую воду, руке сразу станет тепло. Это первая реакция (первичная). На этой стадии организм в течение какого-то времени "как бы поневоле" воспринимает и пассивно "выносит впечатления" от действия на него внешней силы. Но затем следует вторая реакция (вторичная), или противодействие. Она всегда направлена "против" первичного воздействия, как бы против вмешательства в организм со стороны. Это всегда бессознательная, защитная реакция. И, действительно, скоро вы заметите, что руке, погруженной в горячую воду, становится как бы холоднее, чем другой, непогруженной; и уже совсем холодно ей станет, когда вы вытащите руку из воды.

Если же, действуя по принципу "подобного", вы погрузите озябшую руку в ледяную воду, то организм будет реагировать совсем по-иному. В первый момент вы испытаете первую реакцию — небольшой шок, как бы "ожог" от холода. Но очень скоро рука, погруженная в ледяную воду, начнет словно наливаться теплотой — это будет защитная реакция противодействия. И, когда вы вытащите руку из воды, она будет уже теплой и розовой. Разумеется, этот способ не приемлем при наличии определенных патологических изменений в руке.

И другой пример Ганемана — с кофе и опием. Кофе (как и опий, и любой другой наркотик) придает силы, тонизирует только в своем первичном действии. Конечно, первичное действие кофе значительно дольше температурного (рука в воде). Но и его вторичное действие, которое вновь возвращает организм в его исходное состояние упадка сил, также значительно продолжительнее. Чем крепче искусственно подстегивающее средство, тем сильнее его вторичное действие — спад. Наркотики обладают особенно сильным вторичным действием, и потому тем отчетливее тяга к их повторному применению.

Приведенные примеры с температурным воздействием дают упрощенное, но достаточно наглядное представление о том, что лечение по принципу "подобного" мобилизует защитные силы организма (рука после холодной воды теплая), в то время как лечение по принципу "противоположного", скорее, наоборот, выключает их (руке после горячей воды холодно).

Но именно мобилизующий эффект гомеопатических лекарств является сутью лечения по принципу "подобного". Ибо, если любая вторичная — окончательная реакция организма — противоположна первичной, то напрашивается естественный вывод: нужно лекарство, которое будет бороться с болезнью не в первичном своем действии — временном (что чаще всего делает аллопатия), а во вторичном, окончательном его действии — противодействии. Именно потому врач-гомеопат, подбирая лекарство по принципу "подобного", которое в первичном своем действии (временном) способно вызвать у больного симптомы, подобные болезни, знает, что во вторичном — своем окончательном действии оно обязательно начнет мобилизовывать защитные силы организма на борьбу именно с этой болезнью. Как видим, ошибиться здесь невозможно. Аллопатия же, действуя прямо противоположно, стремится уничтожить болезнь с помощью первичного действия лекарств и тем самым провоцирует организм на "подогревание" болезни во вторичном, окончательном действии лекарства.

Все эти доводы, лежащие, казалось бы, на поверхности, всегда неохотно принимались во внимание сторонниками аллопатической доктрины. Особенно во времена Ганемана. И потому в "Органоне врачебного искусства" Ганеман дает более глубокое обоснование принципу "подобия".

Интересно сравнить ход рассуждений Ганемана и его далекого предшественника — Галена. Оперировали они одними и теми же понятиями: здоровье человека и симптомы нездоровья, но провозглашали принципы прямо противоположные. Итак, Гален: "Так как выздоровление есть только изменение ненормального состояния в нормальное состояние и так как эти два состояния противоположны друг другу, то из этого следует, что здоровье может быть восстановлено лишь тем, что противоположно болезни". Оставляя читателю увлекательную задачку определить формальную ошибку Галена, заметим, что Гален мог позволить себе такое короткое обоснование лечебного принципа, ибо за его спиной стоял великий Гиппократ. Задача Ганемана была несравненно более сложной. Намного сложнее оказался и ход его рассуждений. Обратите внимание, никаких предположений, никаких теоретических изысков. Только чистый практический опыт. Вот суть его рассуждений.

  1. Опыт показывает, что разные люди (по возрасту, состоянию здоровья) по-разному реагируют на один и тот же "болезнетворный вредный агент": одни заболевают, другие нет.
  2. Опыт показывает, что всякое известное лекарство действует на каждого здорового человека "во всякое время и при всех обстоятельствах, вызывая свойственные себе припадки... (ясно заметные, если прием достаточно велик)". Это так называемая искусственная болезнь.
    Отсюда первый вывод: так как воздействие "болезнетворных вредных агентов" на здоровье человека не абсолютно, но подчинено и обусловлено рядом причин (пункт 1-й), в то время как лекарственные агенты обладают абсолютным и безусловным действием (пункт 2-й), то последние по своей силе "намного превосходят первые".
  3. В природе существуют болезни несходные и сходные (подобные) в своих проявлениях и вызываемых ими страданиях (симптомах). Одновременно сходные болезни поражают в точности те же самые части тела.
  4. В природе из двух несходных болезней, если они встречаются, побеждает сильнейшая, после чего последняя продолжает свое разрушительное действие. Равные по силе несходные болезни сосуществуют.
    Точно так же из двух подобных болезней побеждает сильнейшая, равные по силе сосуществуют.
    Отсюда второй и главный вывод: если врач организует "встречу" двух подобных болезней, из которых вторая будет искусственно созданной (гомеопатическим лекарством), то последняя уничтожает первую, так как по своей силе она "намного превосходит первую" (см. первый вывод к пунктам 1 × 2).
  5. Опыт показывает, что с прекращением приема лекарства (гомеопатического) искусственная болезнь прекращается.

Непростая цепочка доказательств хотя и построена на логике, но основана на опыте.

Тот факт, что каждая болезнь не только проявляется по-своему, но и действует выборочно, то есть захватывает и поражает только ей свойственные участки и органы, был замечен еще древними. Поэтому реакции больных (Ганеман называет эти реакции одним образным словом — "припадки") при одной и той же болезни весьма схожи. На этом, собственно, и построены все попытки классифицировать болезни.

Ганеман не только открыл, что каждое гомеопатическое лекарство действует на организм так же, как и болезнь, строго выборочно, он доказал, что если гомеопатическое лекарство выбрано правильно, то оно действует именно на те органы и участки, которые поражены. То есть реагировать на лекарство начнет прежде всего больное место.

Как пишет один из столпов гомеопатии Дж. Кент, "самые сильные ухудшения мы наблюдаем в тех случаях, когда уже имеются патологические изменения в органах и тканях". Если улучшение состояния больного от приема гомеопатического лекарства произошло вообще без предварительного ухудшения, это значит, что "нет ни органической патологии, ни тенденции к ней. Хроническое заболевание неглубокое, касается более функции нервов, нежели состояния тканей".

Принцип подобия заключается в том, чтобы применять для ле­чения больного индивидуально подобранное лекарственное сред­ство, которое в больших дозах вызывает симптомы, подобные тому заболеванию, которое лечится. Современными исследованиями удалось подтвердить на уров­не клеточных культур действие закона подобия.

Принцип применения исходных субстанций в малых дозах и беско­нечно высоких разведениях предполагает огромное число последо­вательных разведений исходных матричных настоек, растворов или твердых субстанций до такого состояния, когда в лекарстве уже не остается ни одной молекулы исходного вещества.

Причем, чем выше разведение, тем большей активностью об­ладает лекарство.

Принцип динамизации (потенцирования ) заключается в сочета­нии серийных разведений и энергичных встряхиваний. Простое меха­ническое смешивание исходного вещества и разбавителя в той же концентрации без потенцирования такого лечебного эффекта не дает.

Эффективность гомеопатического лечения становится более понятной, если анализировать его с позиций современного энер­гоинформационного подхода, который позволяет определить го­меопатический препарат как энергоинформационный комплекс, обладающий биологическим действием в отсутствие самого ле­карства и способный к переходу с одного носителя на другой. По мере последовательных разведений и потенцирования (встряхи­вания) в среде остается «память о молекуле». Эта информация может передаваться не молекулярным путем, а информационно­энергетическим.

Скорость движения этих информационных структур существен­но ниже скорости движения молекул, поэтому технология гомео­патических разведений предусматривает длительное и энергичное встряхивание или длительное измельчение (при изготовлении тритураций) для высвобождения, ускорения перемещения и распро­странения информации о лекарственном средстве.

Принцип индивидуального и всестороннего подхода к выбору ле­карственного препарата и лечению больного предполагает учет всей его патологии, образа жизни, диеты, рода занятий, семей­ных отношений, гражданских и политических взглядов (связей), характера, образа мыслей и т.д.

С. Ганеман отрицал использование в эксперименте животных, считал оптимальным объектом только человека.

В связи с этим действие гомеопатических препаратов изучают на добровольцах разного пола и возраста с использованием не­токсичных доз вещества в разных разведениях чаще «слепым» ме­тодом - врач и испытуемый не знают, какое вещество испытыва­ется. Изменения в состоянии здоровья соотносят с конституцио­нальными особенностями и психическими характеристиками ис­пытуемого.

В России отсутствует нормативная база для испытаний гомео­патических лекарств на здоровых людях.

8.3. Особенности гомеопатических препаратов. Исходные и вспомогательные вещества

Особенность гомеопатических препаратов в том, что они при правильном применении не имеют побочного действия, ориен­тированы на резервы организма, усиливают его защитные функ­ции, действуют на системном уровне, т. е. не на отдельный орган, а на организм в целом.

Эффективность препаратов обусловлена выбором лекарствен­ного средства по закону подобия, изготовлением посредством последовательных разведений, потенцированием активности в про­цессе изготовления.

Преобладающими лекарственными формами аптечного изго­товления являются гранулы, капли (разведения), тритурации, мази, оподельдоки, масла и свечи.

Примерно 65 % гомеопатических лекарств изготавливают из растительного сырья (чаще из соков свежих растений и высушен­ного сырья), 30 % - из минерального, остальные - из биологи­ческого. Применяют лекарственные средства, полученные из на­секомых (шпанской мушки, пчел), выделений отдельных жи­вотных, патологических секретов, выделений, культур микро­организмов (так называемые нозоды).

В гомеопатии применяют металлы (золото, медь, олово, цинк, палладий, платина, никель, висмут, серу, мышьяк, фосфор, крем­ний), соли металлов (преимущественно калия, натрия, магния, кальция, бария, ртути, железа), кислоты (хлористоводородную, азотную, серную, плавиковую, муравьиную, уксусную, синиль­ную и др.), вещества, которые принято считать реактивами (ща­велевую кислоту, калия бихромат, бром, фосфат цинка и др.), уголь растительный, графит, ликоподий, минералы (апатит, аргенит, флюорит, галенит, гематит, малахит, пирит и др.). Из ле­карственных средств и препаратов аллопатической медицины в гомеопатии используют, например, серебра нитрат, тиреоидин, гепарин, инсулин.

При изготовлении гомеопатических лекарств основываются на руководстве «Гомеопатические лекарственные средства», которое подготовил В. Швабе. В специальную часть руководства включено 514 гомеопатических средств. На все лекарственные формы, изго­товляемые в гомеопатических аптеках, утверждены Временные фармакопейные статьи.

Для изготовления гомеопатических препаратов применяют ис­ходные субстанции и вспомогательные вещества.

Исходные вещества (субстанции, базис) могут быть жидкими (матричные настойки, обозначаемые 0, растворы) и твердыми.

Во многих случаях названия гомеопатических средств даются по устаревшей номенклатуре XVIII, XIX вв.

В качестве вспомогательных веществ (индифферентных) при­меняют воду очищенную, спирт этиловый разной концентрации, глицерин, сахар молочный, растительные масла, вазелин, лано­лин, масло какао. Их ассортимент ограничен.

Так же, как и в аллопатии, с учетом токсичности выделяют исходные вещества списков А и Б.

Например, по списку А хранят следующие исходные лекар­ственные средства и их разведения: Д1, Д2, ДЗ: ляпис (серебра нитрат), лахезис (яд гремучей змеи), нитрат (амид ртути), ртуть и оксид ртути (I), фосфор и др.

По списку Б хранят следующие исходные лекарственные сред­ства и их разведения Д1, Д2, ДЗ: аконит, апис мелифика, бария карбонат, белладонна, бриония альба (переступень белый), вератрум альбум, гельземиум (свежее корневище с корнями жасми­на), глоноинум, дулькамара (паслен сладко-горький), игнация (чилибуха горькая), ипекаккуана, йодум, кальциум флюоратум (калькария флюорикум), меркуриус дульцис (ртути хлорид, ка­ломель), нукс вомика (чилибуха), пульсатилля (прострел луго­вой), рус токсикодендрон (сумах ядовитый), спигелия (спигелия противоглистная, индийская гвоздика) и др.

Отдельно от других лекарственных средств хранят пахучие го­меопатические средства: Camphora 0, Д1, Д2, ДЗ, Valeriana Д2, Allium сера 0, Allium sativa и др.

Рецепт выписывают на рецептурном бланке на латинском язы­ке в именительном падеже, с указанием разведения. Бланк оформ­ляют штампом лечебного учреждения и заверяют личной печатью врача. Если лекарственные средства выписаны на одном рецеп­турном бланке и не пронумерованы, они отпускаются в смеси, в одной лекарственной форме и в одной упаковке. Если ингредиен­ты прописи пронумерованы, то их отпускают в виде отдельных препаратов в определенной (одной и той же) лекарственной фор­ме, но в разных упаковках. Порядковый номер в рецепте обозна­чает последовательность приема препарата.

Все лекарственные средства и лекарственные формы выписы­вают в рецепте, а также изготавливают и контролируют по массе.

При выписывании капель в виде водно-спиртового раствора в массе более 50,0 г одного наименования или нескольких прону­мерованных дополнительно делается надпись «Курсовое лечение» или «Для длительного применения». Надпись заверяют подписью врача и печатью.

Гомеопатия (гр. homoios - подобный + pathos - болезнь, страдание) - это лечебный метод, созданный в конце XVIII в. немецким врачом Самуэлем Ганеманном. Название гомеопатия отражает основной принцип гомеопатического лечения, сформулированный в 1796 г доктором медицины Ганеманном: «для лечения заболеваний нужно применять средство, способное вызвать искусственную болезнь, как можно более подобную естественной болезни», т.е. «подобное лечится подобным». Предполагалось, что эффективность гомеопатии обусловлена не столько действием лекарств, сколько психологическим воздействием, внушением.

Гомеопатия - это раздражающая и регулирующая терапия. Она стимулирует и мобилизует защитные силы организма. Как и при раздражающей терапии, все зависит не от интенсивности раздражения, а от реакции организма человека. Гомеопатические лекарства влияют на центральные процессы управления в организме и дополнительно не перегружают уже больной организм. Вещества, получаемые из растительного, животного или минерального сырья, при попадании в организм, вызывают определенные симптомы и используются для лечения данной болезни.

Принципы гомеопатии

Различают три принципа гомеопатии: правило подобия, испытание лекарств и постановка диагноза болезни. Подобие можно найти в характерных симптомах, возникающих при испытании лекарств, и изучая индивидуальные симптомы болезни пациента. Сравнивая эти две группы симптомов, врач подбирает лекарственное средство, подобное по своему воздействию на данную болезнь.

Правило подобия

Согласно этому правилу, с болезнью необходимо бороться таким лекарством, которое вызывает симптомы данного заболевания. Назначают минимальные эффективные дозы препаратов, что обеспечивает быстрое и мягкое выздоровление. Вещества, применяемые в гомеопатии, сильно разводят, поэтому содержание активных веществ в гомеопатических препаратах настолько мало, что их едва удается определить обычными методами химического анализа.

Испытание лекарства

Специалисты гомеопатии, стремясь выяснить действие каждого препарата, проводят эксперименты над испытуемыми здоровыми и больными людьми и животными, учитывая при этом данные токсикологии и фармакологии. Сегодня испытания таких лекарств выполняются по строгим правилам. Во время экспериментов здоровым людям назначаются слаботоксичные дозы лекарств, т.е. не способные вызвать сильные отравления. Регистрируются все соматические изменения, психические реакции. Токсикологические и фармакологические исследования, прежде всего, важны для оценки действия лекарства.

Испытание лекарств на пациентах

Испытание конкретного лекарства на пациентах предоставляет дополнительную информацию, потому что каждый человек индивидуально реагирует на препарат. Кроме того, проводятся эксперименты над животными. Применение гомеопатических препаратов при лечении животных служит доказательством, что их действие основано не на внушении. Только после выполнения всех необходимых исследований лекарство заносится в фармакологический справочник и считается признанным препаратом.

В сущности, гомеопатическим лекарством может являться любое вещество. Для гомеопатии крайне важны вещества растительного и животного происхождения, минеральные соли, яды и химические продукты. Сегодня имеется около 3 тысяч официально признанных гомеопатических препаратов.

Большинство лекарств являются аллопатическими, т.е. действие лекарств, применяемых в традиционной медицине, противоположно болезни, например, при поносе назначают закрепляющие препараты, при высокой температуре - жаропонижающие.

Опыты с корой хинного дерева

Кора хинного дерева (ее вытяжка - хинин) уже более 200 лет известна как лекарство от малярии. При переводе фармакологического справочника с английского языка Ганеманн наткнулся на высказывание о том, что лечебное действие коры обусловлено «возбуждающим желудок действием». В чем он усомнился, так как в детстве сам перенес малярию. Ганеманн решил проверить действие коры хинного дерева на самом себе. И был удивлен тем, что лекарство вызвало приступ малярии с характерными для этого заболевания симптомами. После экспериментов Ганеманн сформулировал принцип своего метода: «подобное лечится подобным».

Индивидуальные симптомы болезни

Для гомеопата симптомы болезни пациента - это путеводная звезда, по которой он находит подходящее лекарство. Гомеопат оценивает не только симптомы, характерные для заболевания, но и ощущения и жалобы пациента. Основатель гомеопатии Самуил Ганеман всегда требовал оценивать совокупность симптомов. Каждый врач, работающий по правилам Ганемана, в первую очередь очень тщательно соберет анамнез болезни (спросит пациента о характере нарушений и недомоганий). Однако гомеопат выявляет болезнь не только на основании жалоб пациента. Он точно регистрирует данные всех анализов.

Основной принцип гомеопатии - принцип подобия, поэтому очень важно знать симптомы болезни. Из множества гомеопатических препаратов, например, от головной боли, гомеопат подберет наиболее подходящий на основании данных анамнеза, совокупности результатов наблюдения и анализов. При выявлении болезни гомеопату почти не нужно прибегать к методам классической медицины - сравнивая услышанные и наблюдаемые симптомы с теми, проявление которых вызывает действие определенных лекарств, он наверняка обнаружит «похожие» даже в том случае, если не сможет точно назвать болезнь, которой страдает пациент.

Изготовление гомеопатических препаратов

Во время опытов Ганеман установил, что сначала состояние его пациентов ухудшалось. Это объяснялось тем, что болезнь, которую он лечил, обострялась болезнью, вызванной гомеопатическим лекарством. Ганеман стал разбавлять лекарства, что привело к улучшению состояния больных. Разведение лекарств он назвал потенцированием, или динамизацией, способствующей возрастанию активности препарата. Чем выше потенция у гомеопатического лекарства, тем сильнее оно действует. И сегодня гомеопатические препараты изготавливаются по этому же принципу.

Одна часть исходного вещества, так называемой исходной настойки, разводится или растирается с девятью частями алкоголя или лактозы. Так выполняют первое десятичное разведение (потенцирование) (Д1). Второе десятичное разведение (Д2) готовят так же: к одной части лекарства первого десятичного деления добавляют девять частей того же растворителя. Мнения гомеопатов по поводу эффективности многократного разведения исходных настоек расходятся - одни это не признают, другие, наоборот, считают, что прием сильно разведенного препарата ускоряет выздоровление.

Принцип потенцирования

Потенцирование, или процесс разведения, стимулирует динамические свойства вещества. Растворы, изготовленные по десятичной шкале, обозначаются буквой Д. Например, Д6 означает, что соотношение исходного вещества и алкоголя или лактозы в гомеопатическом растворе 1:1000000. Для того чтобы получить Д9, нужно 1 л исходной настойки развести в озере площадью 1 кв.м. и глубиной 1 м.

В каких случаях применяют гомеопатическое лечение?

Надеяться на хорошие результаты лечения можно лишь в том случае, если защитные силы организма еще не ослаблены. Гомеопатия бессильна, если пациент страдает очень тяжелым заболеванием, например, раком.

Гомеопатические лекарства обычно назначают врачи, пропагандирующие натуральные методы лечения. Однако гомеопатами чаще всего работают врачи с традиционным академическим медицинским образованием, окончившие специальные курсы. Доказано, что нередко эффективность гомеопатии обуславливается не только действием лекарств, но и психическим воздействием.