Нервная система новорожденного: что нужно знать родителям? Человек разумный.


По мере взросления малыша развиваются все его органы и системы, и особого внимания заслуживает развитие нервной системы. Условные рефлексы, поведенческие навыки, привычки в большинстве случаев закладываются в возрасте до 3 лет.
Ребенок рождается с уже сформированными структурами нервной системы – головным и спинным мозгом, периферической нервной системой. Но после рождения развитие не останавливается, а начинается его новый этап – созревание коры головного мозга. Известно, что у новорожденного ребенка практически отсутствуют борозды и извилины головного мозга, поверхность органа практически гладкая. Количество и выраженность рельефа мозговой поверхности увеличивается по мере осваивания новых навыков, приобретения опыта и умений.
Наиболее интенсивные темпы развития мозговой коры наблюдаются в первые три года жизни ребенка. В течение остальной жизни человека этот процесс не прекращается, но и темпы его не такие быстрые.
Первое посещение детского невропатолога приходится на возраст 1 месяца. До исполнения 1 годика ребенок должен осматриваться специалистом не реже, чем 1 раз в 3 месяца. После годовалого рубежа будет достаточно ежегодного планового осмотра. В время осмотра детский невропатолог оценит безусловные рефлексы (их наличие и угасание), также сможет выявить патологию при ее наличии.

От рождения до 1 года:

Интересно, что головной мозг новорожденного детеныша имеет массу около 400 грамм. Уже к 9 месяцам этот показатель удваивается. Утроение массы головного мозга наблюдается к трем годам.

Первые пару месяцев жизни малыша – это период адаптации и привыкания к новым условиям. В это время у него очень хорошо развиты безусловные (врожденные) рефлексы – сосательный, хватательный, поисковый, опоры, автоматической ходьбы. Безусловные рефлексы, определенные самой природой, необходимы для дальнейшего приспособления в новой среде. Оценивание врожденных рефлексов помогает установить – нормально ли идет развитие нервной системы в целом. По мере развития угасают безусловные рефлексы. Проверяя их, можно судить о том, как идет развитие нервной системы. Со временем врожденные рефлексы угасают, их заменяют приобретенные . Наиболее простые приобретенные рефлексы можно обнаружить уже к двухмесячному возрасту. К примеру, ребенок перестает плакать и успокаивается, оказавшись на руках у мамы.
В следующие три месяца интенсивно усложняются связи между нервными структурами. Чтобы работа нервной системы была слаженной, ребенку необходимо получать все более новую информацию из окружающего мира. В период 3-6 месяцев ребенок уже нуждается в общении со взрослыми, во время которого и получает новые навыки, обучается движениям и набирается впечатлений. В этом возрасте нужно носить малыша на руках по квартире или на свежем воздухе, показывая и называя различные предметы вокруг.

В пятимесячном возрасте ребенок лепечет. Конечно, это еще не речь, но это своеобразный способ общения, при помощи которого детеныш учится новым звукам и слогам.
После 6-тимесячного возраста темпы развития головного мозга не замедляются. Периоды бодрствования постепенно удлиняются, благодаря чему ребенок получает все больше информации от окружающего мира. Ускоряется появление новых связей между структурами нервной системы. Как результат, появляются новые навыки. В 6-8 месяцев ребенок может сидеть без поддержки. Также он умеет различать знакомых и незнакомых людей, реагируя на последних настороженностью. Демонстрируйте малышу различные движения, называйте их, просите кроху повторить за вами. Очень скоро ребенок научится хлопать в ладоши, качать головой и выполнять другие движения без ваших примеров.

В 8 месяцев ребенок отлично ползает, умеет вставать, придерживаясь за кроватку. Уже вскоре он сможет даже ходить по своей кроватке, перебирая ручкой за боковину. Неделя за неделей идет развитие моторики, и уже скоро малыш продемонстрирует вам свои новые умения. Он может тянуть за веревочку, катать мяч, нажимать на кнопку.
В конце первого года жизни приходит пора для закладки нового навыка – формирование основ речи. Пока продолжается стадия «сказать не могу, но все понимаю», нужно развивать пассивный словарный запас. Старайтесь стимулировать ребенка к речи. Если он чего-то требует, сделайте вид, будто не понимаете его. Попросите его произнести, что именно ему нужно.
Годовалый ребенок перемещается по квартире ползком или на двух ножках, при этом он старается исследовать все, что видит вокруг. Вместе с крохой рассматривайте книги, картинки, играйте.

От 1 до 2 лет:

В этот временной отрезок происходит очень важный в развитии нервной системы этап – миелинизация. Этот термин обозначает созревание оболочек нервных волокон, они покрываются миелином, благодаря которому становится возможным полноценное проведение по нервам импульсов.

Благодаря процессу миелинизации двигательные навыки усложняются. В 1,5 года ребенок умеет взбираться на стул, а в 2 года отлично бегает.

Работа нервной системы становится все более согласованной. Слаженная работа дает возможность выполнять одновременно разные действия. К примеру, в одной руке у малыша оказывается погремушка, которую он с удовольствием трясет, а в другой руке крепко удерживает куклу. Мышечные движения заметно более слажены, чем было до этого. Малыш может удерживать разные предметы, не роняя их. Двухлетний ребенок способен поймать брошенный мяч и отбросить его обратно.
Более сложными становятся и игры. Годовалый детеныш увлеченно копирует взрослых, «разговаривая» по игрушечному телефону. Он любит играть с посудой, изображая маму. Ближе к 2-м годам в играх прослеживается некий простой сюжет, появляется последовательность в действиях. Кроха сама «кормит» куклу, а затем укладывает спать. Карапуз держит машинку и одновременно загружает ее песком. Впервые дети начинают играть вместе, а не просто «рядом».

Кроме того, данный возраст прекрасен еще одним навыком – появлением речи. Малыш часто разговаривает слогами и при этом понимает, о чем говорит. В дальнейшем, когда сформируется вторая сигнальная система, ребенок заговорит не слогами, а целыми словами, но для этого необходимо связать слово с его смысловым значением. До того, как малышу не исполнится годик, приоритетом для реагирования будут вовсе не слова, обращенные к нему, а запахи, тактильные ощущения, интонации. Разговаривая с ребенком, подкрепляйте речь ласковым темпом и жестами, добавляйте словам эмоциональную окраску. Ближе к 2 годам ребенок начинает понимать смысл сказанных вами слов. Чтобы отстранить сорванца от опасного предмета, вам не нужно силой оттаскивать его, достаточно четко и внятно сказать «Нельзя».

Когда малышу исполняется 2 годика , у него начинается новый период развития речи. Он без устали тараторит и болтает, часто на «своем» языке, во время игры, в ответ на обращенную речь. Не повторяйте за ним искаженные слова и не сюсюкайте, иначе можно замедлить речевое развитие. Если какое-то слово ребенок говорит неверно, каждый раз повторяйте его в правильном произношении.

В 3-4 года:

После 3-х лет ребенок хорошо удерживает равновесие, может координировать свои движения. В этот период дети могут научиться танцевать, кататься на коньках и роликах, даже освоить лыжи. Продолжает развиваться мелкая моторика. Становятся доступными многие мелкие действия – застегивание и расстегивание пуговиц, складывание пазлов, лепка и рисование.
Как известно, развитие мелкой моторики и развитие речи – процессы тесто взаимосвязаны. Развивая у ребенка умение рисовать, лепить, складывать, вы стимулируете и его речевые центры. Оказывается, на ладонях расположены области, отвечающие за развитие речи. Ребенок уже умеет произносить самые разные звуки, и это доступно благодаря слаженной работе мышечного аппарата губ, неба, языка. Речь становится все четче и понятнее. Ребенок учится обобщать, в лексиконе появляются слова, обозначающие группы предметов – транспорт, одежда, посуда, мебель.

Не стоит забывать, что в этом возрасте процессы торможения еще не могут обеспечить длительную концентрацию внимания на каком-то одном занятии. Ребенку сложно сосредотачиваться на задании без перерывов. Максимальное время, которое он может уделить ему – 10 минут. Развивая способности, не перегружайте и не утомляйте малыша.
От трехлетнего малыша частенько можно услышать «Я сам!». И действительно, в 3 года дети начинают осознавать себя как личность, они стремятся к самостоятельности. Ребенок с удовольствием пробует самостоятельно расчесываться, убираться, одеваться и обуваться. И пусть действия эти еще нескладны и неуклюжи, но подобные навыки играют огромную роль в развитии самодостаточной личности.
Четырехлетний ребенок стремится к общению, и количество вопросом, адресованных взрослым, порой зашкаливает. Параллельно ребенок выстраивает отношения со сверстниками, ему нравится играть и общаться с другими детьми.

Наблюдайте за своим ребенком и помогайте ему развиваться!


Нервная система объединяет и регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший её отдел - головной мозг является органом сознания, мышления.

В мозговой коре осуществляется психическая деятельность. В коре больших полушарий происходит установление новых, приобретаемых в течение жизни нервных связей, замыкание новых рефлекторных дуг, процесс образования условных рефлексов (дуги врождённых, т. е. безусловных рефлексов, проходят в нижерасположенных частях головного мозга и в спинном мозгу). В коре больших полушарий складываются понятия и происходит мышление. Здесь осуществляется деятельность сознания. Психика человека зависит от степени развития, состояния и особенностей нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий. Развитие речи и трудовой деятельности человека тесно, связано с усложнением и совершенствованием деятельности мозговой коры, а вместе с тем и психической деятельности.

Ближайшие к мозговой коре подкорковые центры и центры мозгового ствола осуществляют сложную безусловно рефлекторную деятельность, высшими формами которой являются инстинкты. Вся эта деятельность находится под постоянными регулирующими влияниями мозговой коры.

Нервная ткань обладает свойством не только возбуждения, но и торможения. Несмотря на свою противоположность, они всегда сопутствуют одно другому, постоянно сменяются и переходят одно в другое, представляя собой различные фазы единого нервного процесса. Возбуждение и торможение находятся в постоянном взаимодействии и являются основой всей деятельности центральной нервной системы. Возникновение возбуждения и торможения зависит от воздействия на центральную нервную систему и прежде всего на головной мозг окружающей человека среды и внутренних процессов, происходящих в его организме. Изменения внешней среды или условий трудовой деятельности вызывают возникновение новых условных связей, создающихся на основе имеющихся у человека безусловных рефлексов или старых, упроченных ранее приобретённых связей, и влекут за собой торможение других условных связей, которые при новой ситуации не имеют данных для своего действия. При возникновении в какой-либо части коры больших полушарий более или менее значительного возбуждения происходит торможение в других её частях (отрицательная индукция). Возбуждение или торможение, возникнув в той или иной части коры больших полушарий, передаётся далее, как бы разливается с тем, чтобы снова сосредоточиться в каком-либо одном месте (иррадиация и концентрация).

Процессы возбуждения и торможения имеют весьма существенное значение в деле обучения и воспитания, поскольку понимание этих процессов и умелое использование их даёт возможность развивать и совершенствовать новые нервные связи, новые ассоциации, навыки, умения, знания. Но сущность воспитания и обучения, конечно, не может быть ограничена одним лишь образованием условных рефлексов, хотя бы весьма тонких и сложных. Кора больших полушарий человека обладает свойствами разностороннего восприятия явлений окружающей жизни, образования понятий, закрепления их в сознании (усвоение, память и др.) и сложных психических функций (мышление). Все эти процессы имеют своим материальным субстратом кору больших полушарий головного мозга и неразрывно связаны со всеми функциями нервной системы.

В познание законов высшей нервной деятельности (поведения) животных и человека русская физиологическая школа в лице её гениальных основоположников - И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и особенно И. П. Павлова с их учениками внесла блестящий вклад. Благодаря этому стало возможным материалистическое изучение психологии.

Развитие нервной системы, и в первую очередь головного мозга, у детей и подростков представляет весьма большой интерес, в связи с тем, что на всём протяжении детства, отрочества и юности происходит формирование психики человека. Формирование и совершенствование психики протекает на основе развития коры больших полушарий и при непосредственном её участии. К моменту рождения у ребёнка центральная и периферическая нервная система далеко ещё не развита (особенно кора больших полушарий и ближайшие к ней подкорковые узлы).

Вес головного мозга новорождённого относительно велик, он составляет 1/9 веса всего тела, а у взрослого это отношение составляет всего лишь 1/40. Поверхность больших полушарий у детей в первые месяцы их жизни сравнительно гладка. Главные борозды, хотя и намечены, но неглубоки, а борозды второй и третьей категории ещё не сформировались. Извилины ещё слабо выражены. Нервных клеток в больших полушариях у новорождённого имеется столько же, сколько и у взрослого, но они ещё очень примитивны. Нервные клетки у маленьких детей имеют простую веретенообразную форму с очень небольшим количеством нервных разветвлений, а дендриты ещё только начинают оформляться.

Процесс усложнения строения нервных клеток с их отростками, т. е. нейронов, протекает очень медленно и не заканчивается одновременно с завершением развития других органов и систем организма. Этот процесс продолжается вплоть до 40 лет и даже позднее. Нервные клетки, в отличие от других клеток организма, не способны размножаться, регенерировать, и общее количество их к моменту рождения остаётся неизменным на всю последующую жизнь. Но в процессе роста организма, а также в последующие годы нервные клетки увеличиваются в размерах, постепенно развиваются, нейриты и дендриты удлиняются, а последние, кроме того, по мере их развития образуют древовидные разветвления.

Большая часть нервных волокон у маленьких детей ещё не покрыта белой миелиновой оболочкой, вследствие чего при разрезе большие полушария, а равно и мозжечок и продолговатый мозг не делятся резко на серое и белое вещество, как это имеет место в последующие годы.

В функциональном отношении из всех частей головного мозга у новорождённого наименее развита кора больших полушарий, вследствие чего все жизненные процессы у маленьких детей регулируются главным образом подкорковыми центрами. По мере развития коры больших полушарий у ребёнка совершенствуются как восприятия, так и движения, которые постепенно становятся более дифференцированными и сложными. Вместе с тем всё более и более уточняются, а также усложняются и корковые связи между восприятиями и движениями, всё больше начинает сказываться приобретаемый в течение развития жизненный опыт (знания, умения, двигательные навыки и т. п.).

Наиболее интенсивно происходит созревание коры больших полушарий у детей в течение ясельного возраста, т. е. в течение первых 3 лет жизни. У 2-летнего ребёнка уже имеются все основные черты развития внутрикорковых систем, и общая картина строения головного мозга относительно мало отличается от головного мозга взрослого. Дальнейшее его развитие выражается в совершенствовании отдельных корковых полей и различных слоев мозговой коры и увеличении общего числа миелиновых и внутрикорковых волокон.

Во второй половине первого года жизни развитие условных связей у детей происходит со всех воспринимающих органов (глаза, уши, кожа и др.) всё более интенсивно, но всё же медленнее, чем в последующие годы. С развитием коры больших полушарий в этом возрасте увеличивается продолжительность периодов бодрствования, что благоприятствует образованию новых условных связей. В этот же период закладывается основа будущих речевых звуков, которые связываются с определёнными стимуляциями и являются их внешним выражением. Всё формирование речи у детей происходит по законам образования условно-рефлекторных связей.

В течение 2-го года у детей одновременно с развитием коры больших полушарий и усилением их деятельности образуются всё новые и новые условно-рефлекторные системы и отчасти различные формы торможения. Особенно интенсивно в функциональном отношении развивается кора больших полушарий в течение 3-го года жизни. В этот период у детей значительно развивается речь, и к концу этого года у ребёнка запас слов в среднем достигает 500.

В последующие годы дошкольного возраста (от 4 до 6 лет включительно) у детей наблюдается закрепление и дальнейшее развитие функций коры больших полушарий. В этом возрасте у детей значительно усложняется как аналитическая, так и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Одновременно происходит дифференциация эмоций. В силу свойственных детям этого возраста подражания и повторения, содействующих образованию новых корковых связей, у них быстро развивается речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется. К концу этого периода у детей появляются единичные абстрактные понятия.

В младшем школьном возрасте и в период полового созревания у детей продолжается дальнейшее развитие головного мозга, совершенствуются отдельные нервные клетки и развиваются новые нервные пути, происходит функциональное развитие всей нервной системы. При этом отмечается усиление роста лобных долей. Это влечёт за собой улучшение у детей точности и координации движений. В этот же период заметно выявляется регулирующий контроль со стороны коры больших полушарий над инстинктивными и низшими эмоциональными реакциями. В связи с этим приобретает особое значение планомерное воспитание поведения детей, разносторонне развивающее регулирующие функции головного мозга.

В период полового созревания, особенно к концу его - в юношеском возрасте, увеличение массы головного мозга незначительно. В это время происходят главным образом процессы усложнения внутреннего строения мозга. Это внутреннее развитие характеризуется тем, что нервные клетки коры больших полушарий оканчивают своё формирование, и происходит особенно энергичное структурное развитие, окончательное формирование извилин и развитие ассоциативных волокон, которые осуществляют связь отдельных областей коры между собой. Количество ассоциативных волокон особенно увеличивается у юношей и девушек в возрасте 16-18 лет. Всё это создаёт морфологическую основу для процессов ассоциативного, логического, отвлечённого и обобщающего мышления.

На развитие и физиологическую деятельность головного мозга в период полового созревания оказывают определённое влияние те глубокие изменения, которые происходят в железах внутренней секреции. Усиление деятельности щитовидной железы, а также половых желез сильно повышает возбудимость центральной нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий. «Вследствие повышенной реактивности и создающейся неустойчивости, в особенности эмоциональных процессов, все неблагоприятные окружающие условия: психические травмы, сильные нагрузки и так далее - легко ведут к развитию корковых неврозов» (Красногорский). Это должны иметь в виду педагоги, проводящие учебно-воспитательную работу среди подростков и молодёжи.

В течение юношеского периода к 18-20 годам в основном завершается функциональная организация головного мозга, и становятся возможными наиболее тонкие и сложные формы аналитической и синтетической его деятельности. В последующие зрелые годы жизни продолжается качественное совершенствование головного мозга и дальнейшее функциональное развитие коры больших полушарий. Однако основа развития и совершенствования функций коры больших полушарий закладывается у детей в дошкольные и школьные годы.

Продолговатый мозг у детей уже к моменту рождения вполне развит и созрел в функциональном отношении. Мозжечок, наоборот, у новорождённых развит в слабой мере, борозды его неглубоки и размеры полушарий малы. Начиная с первого года жизни мозжечок растёт очень быстро. К 3 годам мозжечок у ребёнка по своим размерам приближается к мозжечку взрослого человека, в связи с чем развивается способность сохранения равновесия тела и координации движений.

Что касается спинного мозга, то он растёт не столь быстро, как головной мозг. Однако к моменту рождения у ребёнка достаточно развиты проводящие пути спинного мозга. Миелинизация внутричерепных и спинномозговых нервов у детей заканчивается к 3 месяцам, а периферических - только к 3 годам. Рост миелиновых влагалищ продолжается и в последующие годы.

Развитие функций вегетативной нервной системы у детей происходит одновременно с развитием центральной нервной системы, хотя уже с первого года жизни она в основном оформилась в функциональном отношении.

Как известно, высшими центрами, объединяющими вегетативную нервную систему и управляющими её деятельностью, являются подкорковые узлы. Когда по тем или иным причинам у детей и подростков расстраивается или ослабевает контролирующая деятельность коры больших полушарий, деятельность подкорковых узлов и, следовательно, вегетативной нервной системы становится более ярко выраженной.

Как показали исследователи А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского и других, высшая нервная деятельность детей, при всём разнообразии индивидуальных особенностей, обладает некоторыми характерными чертами. Кора больших полушарий у детей дошкольного и младшего школьного возраста в функциональном отношении является недостаточно устойчивой. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения. Длительное возбуждение коры головного мозга у детей и подростков может привести к перевозбуждению и к развитию явлений так называемого «запредельного» торможения.

Процессы возбуждения и процессы торможения у детей легко иррадиируют, т. е. распространяются по коре больших полушарий, что нарушает работу головного мозга, требующую большой концентрации этих процессов. С этим связаны и меньшая устойчивость внимания и большая истощаемость нервной системы у детей и подростков, особенно при неправильной постановке учебно-воспитательной работы, при которой имеет место чрезмерно большая нагрузка умственной работой. Если учесть, что детям и подросткам в процессе учения приходится значительно напрягать деятельность центральной нервной системы, то становится очевидной необходимость особенно внимательного гигиенического отношения к нервной системе учащихся.

Гигиена нервной системы . Для нормального развития нервной системы детей и подростков, и особенно её высшего отдела - коры больших полушарий, огромное значение имеет правильная организация режима дня, нормирование умственной нагрузки, правильно поставленное физическое воспитание, включающее осмысленный, интересный и не чрезмерный физический труд. Если дети в одни и те же часы начинают учиться в школе, готовить уроки дома, если они в одни и те же часы получают очередную пищу, ложатся спать, встают, если их суточный режим отличается регулярностью, - все процессы в организме протекают нормально и ритмично.

В результате такого чёткого режима у детей и подростков вырабатываются своеобразные условные рефлексы, причём основным раздражителем является время. Так, при приближении часа, когда ребёнок обычно обедает, у него появляется ощущение аппетита, начинают выделяться пищеварительные соки и, таким образом, организм оказывается подготовленным к акту еды. Подобным же образом в привычный час отхода ко сну в коре больших полушарий особенно легко начинают иррадиировать процессы торможения, что как раз и является характерным для наступления сонного состояния. И в этом случае время является сигналом для отхода ко сну подобно тому, как звонок является сигналом к предстоящей учебной работе в классе.

Гигиена нервной системы детей и подростков неразрывно связана с гигиенической организацией всей учебно-воспитательной работы. Чрезмерное умственное перенапряжение детей и подростков может повлечь за собой переутомление нервной системы, выражающееся в быстрой утомляемости, плохом сне и даже бессоннице, головных болях, повышенной возбудимости и раздражительности, понижении уровня психических функций - памяти, внимания, восприятия и усвоения. Переутомление нервной системы у детей и подростков является одной из основных причин понижения сопротивляемости организма в отношении инфекции и других неблагоприятных факторов. Поэтому вопросы гигиены учебно-воспитательной работы и, в частности, гигиена преподавания имеют очень важное значение для нормального развития нервной системы детей и подростков.

Нормальное развитие нервной системы детей и подростков в значительной мере зависит от условий и влияний окружающей их среды. Эта среда должна быть такой, чтобы в ней были исключены моменты раздражающие и угнетающие нервную систему детей и подростков. Обстановка в школе и семье должна создавать у них бодрое состояние и жизнерадостное настроение, столь свойственные здоровым, нормально развивающимся детям. Чистота и порядок, всегда благожелательное и ровное обращение педагогов и родителей с детьми и подростками - всё это содействует бодрому состоянию нервной системы и нормальному её развитию.

Нервная система детей и подростков, как и все остальные системы и органы, нуждается для своего всестороннего и полного развития в упражнении (игры, упражнения в речи, в счёте, письме, рассматривании, осмысливании и т.п.). Однако эти упражнения должны быть умеренными, так как излишне частые и тем более слишком настойчивые напряжения приводят к чрезмерному возбуждению нервной системы детей, а это последнее неизменно влечёт за собой нервное переутомление. Переутомление же является одним из главных факторов, тормозящих и нередко извращающих развитие у детей и подростков нервной системы, особенно коры больших полушарий.

Для нормального развития нервной системы детей и подростков необходимо рациональное питание (потребление продуктов, содержащих фосфор, лецитины, витамины группы В и др.). Не менее существенно категорическое запрещение давать детям алкогольные напитки даже в умеренных дозах, так как алкоголь, действующий вредно на все органы, особенно вредное влияние оказывает на нервную ткань, вызывая вначале чрезмерное возбуждение нервной системы, а затем состояние упадка. При систематическом, хотя бы умеренном, употреблении алкогольных напитков может произойти перерождение нервных клеток и мозговых сосудов, что резко неблагоприятно отражается на психической деятельности и создаёт почву для развития различных нервных заболеваний.

Не менее опасно также курение подростками табака. Никотин, содержащийся в нём, вредно влияет на нервную систему подростков, вызывает у них головную боль, тошноту, слюнотечение и т. д. Поэтому школа и семья должны общими силами не допускать курения табака подростками и употребления ими алкогольных напитков. Гигиена нервной системы - это основа, без которой немыслим процесс нормального всестороннего умственного и нравственного формирования молодого человека.

Нервная система объединяет и регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший её отдел - головной мозг является органом сознания, мышления.

В мозговой коре осуществляется психическая деятельность. В коре больших полушарий происходит установление новых, приобретаемых в течение жизни нервных связей, замыкание новых рефлекторных дуг, процесс образования условных рефлексов (дуги врождённых, т. е. безусловных рефлексов, проходят в нижерасположенных частях головного мозга и в спинном мозгу). В коре больших полушарий складываются понятия и происходит мышление. Здесь осуществляется деятельность сознания. Психика человека зависит от степени развития, состояния и особенностей нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий. Развитие речи и трудовой деятельности человека тесно, связано с усложнением и совершенствованием деятельности мозговой коры, а вместе с тем и психической деятельности.

Ближайшие к мозговой коре подкорковые центры и центры мозгового ствола осуществляют сложную безусловно рефлекторную деятельность, высшими формами которой являются инстинкты. Вся эта деятельность находится под постоянными регулирующими влияниями мозговой коры.

Нервная ткань обладает свойством не только возбуждения, но и торможения. Несмотря на свою противоположность, они всегда сопутствуют одно другому, постоянно сменяются и переходят одно в другое, представляя собой различные фазы единого нервного процесса. Возбуждение и торможение находятся в постоянном взаимодействии и являются основой всей деятельности центральной нервной системы. Возникновение возбуждения и торможения зависит от воздействия на центральную нервную систему и прежде всего на головной мозг окружающей человека среды и внутренних процессов, происходящих в его организме. Изменения внешней среды или условий трудовой деятельности вызывают возникновение новых условных связей, создающихся на основе имеющихся у человека безусловных рефлексов или старых, упроченных ранее приобретённых связей, и влекут за собой торможение других условных связей, которые при новой ситуации не имеют данных для своего действия. При возникновении в какой-либо части коры больших полушарий более или менее значительного возбуждения происходит торможение в других её частях (отрицательная индукция). Возбуждение или торможение, возникнув в той или иной части коры больших полушарий, передаётся далее, как бы разливается с тем, чтобы снова сосредоточиться в каком-либо одном месте (иррадиация и концентрация).

Процессы возбуждения и торможения имеют весьма существенное значение в деле обучения и воспитания, поскольку понимание этих процессов и умелое использование их даёт возможность развивать и совершенствовать новые нервные связи, новые ассоциации, навыки, умения, знания. Но сущность воспитания и обучения, конечно, не может быть ограничена одним лишь образованием условных рефлексов, хотя бы весьма тонких и сложных. Кора больших полушарий человека обладает свойствами разностороннего восприятия явлений окружающей жизни, образования понятий, закрепления их в сознании (усвоение, память и др.) и сложных психических функций (мышление). Все эти процессы имеют своим материальным субстратом кору больших полушарий головного мозга и неразрывно связаны со всеми функциями нервной системы.

В познание законов высшей нервной деятельности (поведения) животных и человека русская физиологическая школа в лице её гениальных основоположников - И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и особенно И. П. Павлова с их учениками внесла блестящий вклад. Благодаря этому стало возможным материалистическое изучение психологии.

Развитие нервной системы, и в первую очередь головного мозга, у детей и подростков представляет весьма большой интерес, в связи с тем, что на всём протяжении детства, отрочества и юности происходит формирование психики человека. Формирование и совершенствование психики протекает на основе развития коры больших полушарий и при непосредственном её участии. К моменту рождения у ребёнка центральная и периферическая нервная система далеко ещё не развита (особенно кора больших полушарий и ближайшие к ней подкорковые узлы).

Вес головного мозга новорождённого относительно велик, он составляет 1/9 веса всего тела, а у взрослого это отношение составляет всего лишь 1/40. Поверхность больших полушарий у детей в первые месяцы их жизни сравнительно гладка. Главные борозды, хотя и намечены, но неглубоки, а борозды второй и третьей категории ещё не сформировались. Извилины ещё слабо выражены. Нервных клеток в больших полушариях у новорождённого имеется столько же, сколько и у взрослого, но они ещё очень примитивны. Нервные клетки у маленьких детей имеют простую веретенообразную форму с очень небольшим количеством нервных разветвлений, а дендриты ещё только начинают оформляться.

Процесс усложнения строения нервных клеток с их отростками, т. е. нейронов, протекает очень медленно и не заканчивается одновременно с завершением развития других органов и систем организма. Этот процесс продолжается вплоть до 40 лет и даже позднее. Нервные клетки, в отличие от других клеток организма, не способны размножаться, регенерировать, и общее количество их к моменту рождения остаётся неизменным на всю последующую жизнь. Но в процессе роста организма, а также в последующие годы нервные клетки увеличиваются в размерах, постепенно развиваются, нейриты и дендриты удлиняются, а последние, кроме того, по мере их развития образуют древовидные разветвления.

Большая часть нервных волокон у маленьких детей ещё не покрыта белой миелиновой оболочкой, вследствие чего при разрезе большие полушария, а равно и мозжечок и продолговатый мозг не делятся резко на серое и белое вещество, как это имеет место в последующие годы.

В функциональном отношении из всех частей головного мозга у новорождённого наименее развита кора больших полушарий, вследствие чего все жизненные процессы у маленьких детей регулируются главным образом подкорковыми центрами. По мере развития коры больших полушарий у ребёнка совершенствуются как восприятия, так и движения, которые постепенно становятся более дифференцированными и сложными. Вместе с тем всё более и более уточняются, а также усложняются и корковые связи между восприятиями и движениями, всё больше начинает сказываться приобретаемый в течение развития жизненный опыт (знания, умения, двигательные навыки и т. п.).

Наиболее интенсивно происходит созревание коры больших полушарий у детей в течение ясельного возраста, т. е. в течение первых 3 лет жизни. У 2-летнего ребёнка уже имеются все основные черты развития внутрикорковых систем, и общая картина строения головного мозга относительно мало отличается от головного мозга взрослого. Дальнейшее его развитие выражается в совершенствовании отдельных корковых полей и различных слоев мозговой коры и увеличении общего числа миелиновых и внутрикорковых волокон.

Во второй половине первого года жизни развитие условных связей у детей происходит со всех воспринимающих органов (глаза, уши, кожа и др.) всё более интенсивно, но всё же медленнее, чем в последующие годы. С развитием коры больших полушарий в этом возрасте увеличивается продолжительность периодов бодрствования, что благоприятствует образованию новых условных связей. В этот же период закладывается основа будущих речевых звуков, которые связываются с определёнными стимуляциями и являются их внешним выражением. Всё формирование речи у детей происходит по законам образования условно-рефлекторных связей.

В течение 2-го года у детей одновременно с развитием коры больших полушарий и усилением их деятельности образуются всё новые и новые условно-рефлекторные системы и отчасти различные формы торможения. Особенно интенсивно в функциональном отношении развивается кора больших полушарий в течение 3-го года жизни. В этот период у детей значительно развивается речь, и к концу этого года у ребёнка запас слов в среднем достигает 500.

В последующие годы дошкольного возраста (от 4 до 6 лет включительно) у детей наблюдается закрепление и дальнейшее развитие функций коры больших полушарий. В этом возрасте у детей значительно усложняется как аналитическая, так и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Одновременно происходит дифференциация эмоций. В силу свойственных детям этого возраста подражания и повторения, содействующих образованию новых корковых связей, у них быстро развивается речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется. К концу этого периода у детей появляются единичные абстрактные понятия.

В младшем школьном возрасте и в период полового созревания у детей продолжается дальнейшее развитие головного мозга, совершенствуются отдельные нервные клетки и развиваются новые нервные пути, происходит функциональное развитие всей нервной системы. При этом отмечается усиление роста лобных долей. Это влечёт за собой улучшение у детей точности и координации движений. В этот же период заметно выявляется регулирующий контроль со стороны коры больших полушарий над инстинктивными и низшими эмоциональными реакциями. В связи с этим приобретает особое значение планомерное воспитание поведения детей, разносторонне развивающее регулирующие функции головного мозга.

В период полового созревания, особенно к концу его - в юношеском возрасте, увеличение массы головного мозга незначительно. В это время происходят главным образом процессы усложнения внутреннего строения мозга. Это внутреннее развитие характеризуется тем, что нервные клетки коры больших полушарий оканчивают своё формирование, и происходит особенно энергичное структурное развитие, окончательное формирование извилин и развитие ассоциативных волокон, которые осуществляют связь отдельных областей коры между собой. Количество ассоциативных волокон особенно увеличивается у юношей и девушек в возрасте 16-18 лет. Всё это создаёт морфологическую основу для процессов ассоциативного, логического, отвлечённого и обобщающего мышления.

На развитие и физиологическую деятельность головного мозга в период полового созревания оказывают определённое влияние те глубокие изменения, которые происходят в железах внутренней секреции. Усиление деятельности щитовидной железы, а также половых желез сильно повышает возбудимость центральной нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий. «Вследствие повышенной реактивности и создающейся неустойчивости, в особенности эмоциональных процессов, все неблагоприятные окружающие условия: психические травмы, сильные нагрузки и так далее - легко ведут к развитию корковых неврозов» (Красногорский). Это должны иметь в виду педагоги, проводящие учебно-воспитательную работу среди подростков и молодёжи.

В течение юношеского периода к 18-20 годам в основном завершается функциональная организация головного мозга, и становятся возможными наиболее тонкие и сложные формы аналитической и синтетической его деятельности. В последующие зрелые годы жизни продолжается качественное совершенствование головного мозга и дальнейшее функциональное развитие коры больших полушарий. Однако основа развития и совершенствования функций коры больших полушарий закладывается у детей в дошкольные и школьные годы.

Продолговатый мозг у детей уже к моменту рождения вполне развит и созрел в функциональном отношении. Мозжечок, наоборот, у новорождённых развит в слабой мере, борозды его неглубоки и размеры полушарий малы. Начиная с первого года жизни мозжечок растёт очень быстро. К 3 годам мозжечок у ребёнка по своим размерам приближается к мозжечку взрослого человека, в связи с чем развивается способность сохранения равновесия тела и координации движений.

Что касается спинного мозга, то он растёт не столь быстро, как головной мозг. Однако к моменту рождения у ребёнка достаточно развиты проводящие пути спинного мозга. Миелинизация внутричерепных и спинномозговых нервов у детей заканчивается к 3 месяцам, а периферических - только к 3 годам. Рост миелиновых влагалищ продолжается и в последующие годы.

Развитие функций вегетативной нервной системы у детей происходит одновременно с развитием центральной нервной системы, хотя уже с первого года жизни она в основном оформилась в функциональном отношении.

Как известно, высшими центрами, объединяющими вегетативную нервную систему и управляющими её деятельностью, являются подкорковые узлы. Когда по тем или иным причинам у детей и подростков расстраивается или ослабевает контролирующая деятельность коры больших полушарий, деятельность подкорковых узлов и, следовательно, вегетативной нервной системы становится более ярко выраженной.

Как показали исследователи А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского и других, высшая нервная деятельность детей, при всём разнообразии индивидуальных особенностей, обладает некоторыми характерными чертами. Кора больших полушарий у детей дошкольного и младшего школьного возраста в функциональном отношении является недостаточно устойчивой. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения. Длительное возбуждение коры головного мозга у детей и подростков может привести к перевозбуждению и к развитию явлений так называемого «запредельного» торможения.

Процессы возбуждения и процессы торможения у детей легко иррадиируют, т. е. распространяются по коре больших полушарий, что нарушает работу головного мозга, требующую большой концентрации этих процессов. С этим связаны и меньшая устойчивость внимания и большая истощаемость нервной системы у детей и подростков, особенно при неправильной постановке учебно-воспитательной работы, при которой имеет место чрезмерно большая нагрузка умственной работой. Если учесть, что детям и подросткам в процессе учения приходится значительно напрягать деятельность центральной нервной системы, то становится очевидной необходимость особенно внимательного гигиенического отношения к нервной системе учащихся.

мозг кровообращение моторный

Многие мамы задаются вопросом: а когда формируется нервная система у плода? Практически с самого начала закладки клеток. Согласно медицинским теориям, все системы организма развиваются у малыша неравномерно. Вначале начинают функционировать те, системы, которые наиболее важны для дальнейшей деятельности малыша в животе у мамы. Закладка нервной системы у плода проявляется среди первых наиглавнейших процессов развития организма.

Уже на 8-9 неделе беременности гинекологи могут увидеть на эхограмме первые признаки нервной системы. Второй месяц ознаменовывается тем, что малыш делает первые еле заметные движения. Ну а в 22-24 недели можно с точностью разглядеть ребёнка, который сосёт отростки.

На каком сроке формируется нервная система плода?

Нервная система плода появляется из своеобразного образования, которое в медицине получило название нервной трубки. Она впоследствии должна обеспечить правильную работу всего организма. Перед тем, как появится трубка, должна вырасти нервная ткань, которая состоит из нескольких типов клеток. Первый тип отвечает за основные специфические функции нервов, то есть эти клетки (нейроны) отвечают собственно за регулирование психики. Второй тип обеспечивает полноценное питание нейронов и защищает их от повреждений.

Нервная ткань при нормальных условиях развития ребёнка начинает развиваться уже на восемнадцатый день после оплодотворения яйцеклетки. В 3-4 недели уже видна и сама нервная трубка.

На какой неделе закладывается нервная система плода? Уже на первой! Нервная система — одна из первых, которая должна развиться, чтобы малыш смог дальше расти. Если с формированием нервной ткани возникают какие-либо проблемы, плод вскоре погибает. Поэтому, если вы узнали о беременности, старайтесь сразу же менять свой образ жизни.

Что такое нервная трубка?

Формирование нервной системы у плода напрямую зависит от развития трубки. Она образуется из нервной пластины, которая постепенно замыкается в трубу, образуя небольшой отросток – зачаток будущей нервной системы. Если рассмотреть нервную трубку в разрезе, то можно заметить несколько слоёв: внутренний, краевой и промежуточный. Промежуточный и краевой слои обеспечивают выработку серого и белого вещества спинного мозга, который потом расположится в позвоночнике. Во внутреннем слое происходит сразу несколько процессов: деление клеток и синтез будущего материала, ответственного за генетику малыша.

Для развития нервной трубки ребёнка уходят первые недели беременности.

Развитие нервной системы на 4-5 неделе беременности

Итак, мы выяснили, на каком сроке формируется нервная система плода. Но что же происходит с ней дальше?

Нервная трубка имеет некоторые расширения, которые называют мозговыми пузырями. Когда закладывается нервная система плода, появляется три мозговых пузыря. Один из них превращается в передний мозг (он включает в себя два полушария), другой – в зрительный центр головы, а третий — в ромбовидный мозг, включающий в себя ещё несколько отделов.

Краевой отдел нервной трубки также выделяет новый орган – нервный гребень, который отвечает за развитие нескольких систем. В 4-5 недель на УЗИ видна только чёрная точка. Пока что, это всё, что успело вырасти. Однако для ребёнка это уже много, потому что в этот момент у него зародились клетки, ответственные за его мозг. В этот момент для хорошего развития нейронов необходима фолиевая кислота. Ни в коем случае не лечите зубы в первом триместре! Любые лекарства, даже местная анестезия могут переломить нормальный ход деления клеток нервной системы. Из-за этого малыш может родиться с отклонениями.

Развитие нервной системы плода на 6-12 неделях беременности

Когда формируется нервная система у плода, мама должна находиться в состоянии покоя. Первые недели беременности потому и важны, что именно от них зависит здоровье ребёнка. Уже в 7-8 недель малыш способен на рефлексы. Например, было замечено, что, когда его губы соприкасались с отростками, он отклонял голову назад, тем самым защищая себя от опасности. Так развивается защитный рефлекс. В 10 недель ребёнок способен открывать рот, если его губы что-то раздражает. В это же время возникает и рефлекс хватания, когда руку малыша что-то беспокоит.

К двенадцатой неделе ребёночек может двигать пальчиками ног. Из этого медики сделали вывод о том, что первыми начинают функционировать те участки мозга, которые отвечают за нижнюю часть тела плода. Пока ребёнок не достигнет трёхмесячного утробного возраста, он не сможет полноценно ответить на раздражения. Его движения будут резки и коротки. Так происходит потому, что возбуждение пока что захватывает небольшие участки нервной системы. Но плод растёт и развивается, и со временем его системы становятся более совершенными.

Развитие плода на 14-20 неделе беременности

Нормы развития нервной системы плода можно узнать только с помощью УЗИ. Если вам сказали, что плод соответствует всем нормам развития, можете не беспокоиться. Но что же в это время делает ваше чадо? К четырнадцатой неделе ребёнок становится довольно активным. Если раньше он ещё не мог двигаться, то к пятнадцатой неделе уже можно считать около 15 новых освоенных движений малыша.

Когда формируется нервная система у плода, мама ощущает первые толчки малыша. Они появляются в 19-20 недель. На УЗИ уже можно различить движения руками и ногами, а также икоту, глотания, зевки и другие шевеления ртом. Между 15 и 20 неделей увеличивается число синапсов- таких мест в нервной системе, в которые передаются сигналы. За счёт этого расширяется и сфера деятельности малыша.

Состояние плода на 20-40 неделях беременности

После 20 недели, когда всё ещё формируется нервная система, у плода начинает разветвляться мозговое вещество. Это значит, что оголённые нервные клетки покроются слоем жира и смогут полноценно функционировать. Нервные импульсы малыша будут ускоряться, и он вскоре сможет пополнить ряд своих навыков новыми движениями. Первыми приходят в строй конечности плода. Обоняние налаживается немного позже (около 24 недели). Параллельно с этими изменениями развивается и мозг, в котором строится каркас для нервных клеток.

Примечательно, что масса мозга составляет до 15 % от всей массы плода. После того, как в мозгу закончились основные процессы, настаёт время для ещё одного – уничтожения некоторых видов клеток. Как полагают учёные, в этом процессе нет ничего страшного. Просто организм таким образом очищает от ненужных структур, которые уже выполнили свою работу. Так что, когда формируется нервная система у плода, организм тратит все свои силы на правильное её развитие.

Аномалии развития нервной системы у плода

Когда формируется нервная система у плода, могут возникнуть разного рода аномалии и факторы, которые появились спонтанно. Например, оплодотворённая клетка стала неправильно размножаться и в конечном результате она повредилась. К счастью, процент таких пороков очень низок: до 1,5 на 1000 рождённых. Точно известно, что клетки будущего малыша разрушаются как и от факторов внешней среды, так и от генетической природы. Всемирной организацией здравоохранения установлено, что процент развития аномалий также зависит от народностей и места обитания людей. Вот список основных нарушений развития плода:

  1. Отсутствие спинного мозга и головного . Такое происходит, когда нервная трубка не сомкнулась. Череп и позвоночник в этом случае сильно раскрыты.
  2. Несмыкание трубки в головном отсеке . Это значит, что ребёнок лишён головного мозга. То есть у него нет полушарий и подкорки. Имеется лишь средний мозг. Дети, рождённые с таким нарушением, живут лишь первые месяцы.
  3. Грыжи мозгового отдела . На голове малыша обнаруживаются выпячивания кости черепа или же его тканей. Небольшие грыжи можно оперативно удалять.
  4. Грыжи спинномозгового отдела . Они встречаются очень часто – 1 к 200. На месте некоторых грыж может отмечаться сильный рост волос. Дети с таким заболеванием не могут ходить, а также справлять нужду.

Единственный метод борьбы с этими заболеваниями – это операция. В некоторых случаях врачи ничем не могут помочь. Ребёнок или живёт с этим отклонением всю жизнь, или же умирает вскоре после родов.

Причины, влияющие на поражение нервной системы

Любые факторы, которые влияют на разрушение нервной системы плода, представляют собой сложную картину. Ведь всё зависит от того, насколько долго этот фактор действовал на ребёнка, сильно ли негативным он был и т.д.

  1. Первая и главная причина всех поражений ЦНС – это алкоголизм одного из родителей. Токсины, содержащиеся в алкоголе, оседают в организме матери и отца. Когда у женщины появляется ребёнок, все эти вредные вещества передаются новым клеткам.
  2. Некоторые препараты (например, против конвульсий) пить во время беременности вообще нельзя. Поэтому если у вас имеется заболевание, требующее постоянного приёма лекарств, поговорите об этом с гинекологом. Он обязательно вам поможет.
  3. Повреждения плода не могут бесследно пройти в организме матери. Женщина может заболеть инфекционными заболеваниями (герпес, краснуха и др.).
  4. Также на развитие нервной системы плода могут повлиять болезни мамы (диабет, гипертония) и генетическая предрасположенность. Такие неприятности ведут к хромосомным аномалиям, которые вылечить невозможно.
  5. Некоторые дефекты, будь они приобретёнными или наследственными, могут иметь лёгкую форму. Но они затрагивают общее развитие малыша: аутизм, недостаточное внимание, гиперактивность, различные виды депрессии.

Старайтесь вести здоровый образ жизни, ведь ребёнок с инвалидностью, родившийся таковым по вашей нерадивости, будет мучиться всю свою жизнь.

Когда формируется нервная система у плода, мама должна полностью позаботиться о правильной еде, полноценном отдыхе и спокойствии. Хотя гинекологи и не учитывают первые две недели беременности, но именно в этот момент у вашего малыша закладываются первые системы жизнедеятельности.

Конечно же, каждый орган и каждая система нашего тела играют крайне важную роль для осуществления процессов жизнедеятельности. Неправильное развитие и недостаточно верная деятельность любого из них отрицательно сказывается на качестве жизни и может сопровождаться самыми разными проблемами со здоровьем. Среди всех систем особенно выделяется нервная система человека. Ведь только благодаря ней мы являемся разумными созданиями, способными выполнять различные виды деятельности (физической и интеллектуальной). Давайте поговорим, как происходит формирование нервной системы человека.

Особенно активное формирование нервной системы ребенка наблюдается еще до его появления на свет (в материнской утробе), а также в первый год жизни.

Внутриутробное развитие нервной системы малыша

Нервная система крохи закладывается особенно рано. Так нервная трубка и мозговые пузыри формируются буквально в первые недели развития, и поддаются идентификации с помощью эхограммы уже в 8-ь - 9 недель беременности от зачатия.

Ко второму месяцу внутриутробного роста, происходит формирование элементов рефлекторной дуги. Как раз с этого времени у ребенка развиваются самые первые двигательные рефлексы, их можно проследить во время ультразвукового исследования.

По мере роста и развития малыша, его двигательная активность становится закономерной. Во 2-ой триместр беременности и внутриутробной жизни кроха обычно выполняет около трех движений за десять минут. К концу двадцатой-двадцать второй недели оканчивается время локальных проявлений рефлекторной реакции (в ответ на раздражение определенных областей тела), и возникают более сложные рефлексы. К примеру, уже на двадцать первой недели внутриутробной жизни малыша, у него появляются самые первые, совершено спонтанные сосательные движения. Как раз в это время доктора могут зафиксировать возникновение первичных электрических потенциалов головного мозга. А на двадцать четвертой неделе движения плода очень похожи на двигательную активность новорожденного крохи.

Среди рефлекторных реакций находятся и дыхательные движения малыша, они не имеют постоянного характера.

В третий триместр беременности, к окончанию внутриутробного периода, важнейшие отделы его центральной, а также периферической нервной системы, уже оканчивают свое формирование. Но развитие кортикальных функций происходит у ребенка уже после появления на свет.

После рождения

Вес головного мозга малыша является относительно большим. Большие полушария у новорожденных сравнительно гладкие – на них видны неглубокие главные борозды, и почти незаметны извилины. Крохи имеют ровно столько же нервных клеточек в больших полушария, сколько и взрослые, однако они отличаются примитивностью. Нервные клеточки у новорожденных обладают простой веретенообразной формой, у них наблюдается лишь небольшое количество нервных разветвлений, а процесс оформления дендритов только начинается.

На самом деле, развитие нервных клеточек, и усложнение их строения является очень длительным и может продолжаться вплоть до сорока лет человека и даже дольше.

Если говорить о функциональном отношении, то у новорожденных деток менее всего развита кора больших полушарий, из-за чего жизненные процессы малышей регулируются большей частью подкорковыми центрами. А развитие коры больших полушарий позволяет ребенку совершенствовать и восприятия, и движения, становящиеся более дифференцированными и более сложными. Также происходит уточнение и усложнение корковых связей между восприятием и движением, накапливается жизненный опыт (полученные знания, умения, двигательные навыки и пр.).

Максимально интенсивное развитие коры больших полушарий наблюдается у малышей на протяжении ясельного возраста – в течение первых трех лет жизни. У двухлетних детей присутствуют уже все основные черты строения головного мозга, а дальнейшее развитие состоит в совершенствовании некоторых корковых полей, а также разных слоев коры мозга. Еще происходит увеличение общего количества миелиновых и внутрикорковых волокон.

После первого полугодия жизни у малыша активно развиваются условные связи, но не так быстро, как в последующие годы. По мере развития коры больших полушарий увеличивается длительность времени бодрствования. Начинается закладывание основы будущей речи.

В первые пару лет жизни у детей продолжается формирование новых условно-рефлекторных систем и различных форм торможения. Особенно активное развитие коры больших полушарий наблюдается на протяжении третьего года жизни. На этом этапе у крохи существенно развивается речь.

В дошкольном возрасте у деток происходит закрепление дальнейшего развития деятельности коры больших полушарий. Возникает усложнение аналитических и синтетических функций этих участков. Параллельно осуществляется дифференциация эмоций. Характерная для этого возраста склонность к подражанию и повторению помогает активному формированию новейших корковых связей, быстрому развитию речи, ее совершенствованию и усложнению. Ближе к школьному возрасту у детей возникают единичные абстрактные понятия.

Прочие отделы нервной системы

Продолговатый мозг у малышей уже к моменту появления на свет является вполне развитым, он полностью созрел в функциональном смысле. А мозжечок у новорожденных еще не полностью развит, его бороздки выглядят неглубокими, а размеры полушарий – маленькими. Но уже в первый год жизни мозжечок активно растет и к трем годам его размеры схожи с объемом мозжечка у взрослого, поэтому ребенок учится сохранять равновесие и координировать движения.

Спиной мозг у деток растет не очень быстро, но при появлении на свет его проводящие пути уже достаточно развиты. Процесс миелинизации внутричерепных и спинномозговых нервов у малышей завершается к трем месяцам жизни, а периферических – лишь к трем годам.
Формирование функций вегетативной нервной системы осуществляется параллельно с развитием ЦНС, однако уже после достижения годовалого возраста этот участок в основном сформирован.

Народные средства

Для коррекции многих нарушений в деятельности нервной системы у малышей, могут применяться средства народной медицины. Так справиться с гипервозбудимостью и достичь успокаивающего эффекта у детей, можно при помощи разных трав. Для приготовления лекарственного средства соедините по одной части плоды фенхеля и цветки сырья «ромашка аптечная лекарственная», и по две части корешков пырея, корни алтея лекарственного и солодки. Измельчите и перемешайте собранные травы. Пару столовых ложек смеси заварите полулитром воды и выдержите на водяной бане в течение двадцати минут. Давайте готовый отвар ребенку по столовой ложечке перед трапезой.

Целесообразность применения средств народной медицины нужно обязательно обсуждать с лечащим врачом.