Николай эссен. Адмирал Н

К 100-летию начала Первой мировой войны

г. Санкт-Петербург

Вступление России в войну с кайзеровской Германией в 1914 году было воспринято миллионами русских людей с болью, но и с большим патриотическим подъёмом. Не остались в стороне и женщины. Тысячи сестёр милосердия, включая особ императорской фамилии, трудились в госпиталях как на фронте, так и в тылу, и даже участвовали в боях.

Уже в июле 1914 года Мария Михайловна фон Эссен (1860-1928) приступила к созданию благотворительного «Дамского Морского общества» , чтобы помогать семьям моряков «как призванных из запаса, так и состоящих уже на действительной службе». Общество просуществовало до середины 1917 года.

11 июля 2014 года на Новодевичьем кладбище в Санкт-Петербурге по инициативе Морского литературно-художественного фонда имени Виктора Конецкого при финансовой поддержке Группы компаний «Балт Эскорт», «Балтийский эскорт», «Балт - Тест» установлен памятник на могиле Марии Михайловны фон Эссен - учредительницы «Дамского Морского общества», жены адмирала Николая Оттовича фон Эссена (1860-1915), командующего Морскими силами Балтийского моря (1911-1914), флотом Балтийского моря (1914-1915).

Наш долг - помнить о благородной Женщине, которая в не меньшей степени, чем её муж, разделила свою судьбу с Российским флотом.

Адмирал Н.О. фон Эссен с женой Марией Михайловной.

11 июля 2014 года на могиле М.М. фон Эссен была отслужена панихида по всем членам семьи адмирала Н.О. фон Эссена, на которой присутствовали члены Морского фонда имени Виктора Конецкого, правнучка Эссен Н.С. Янанис и её дочь А.А. Скоробогатова, представители морских общественных организаций Санкт-Петербурга, писатели и журналисты. Слово о М.М. фон Эссен произнесли ген. директор Морского фонда имени Виктора Конецкого Т.В. Акулова, историки А.Ю. Емелин и В.Г. Смирнов.

Благодарим сотрудников Фонда развития ритуальных услуг (исполнительный директор Л.Э. Бабушкина) за проведение работ по изготовлению и установке памятника.



Н.С. Янанис и А.А. Скоробогатова с историком А.Ю. Емелиным. 11 июля 2014 года.

А.Ю. ЕМЕЛИН

СУДЬБА СЕМЬИ АДМИРАЛА Н.О. ФОН ЭССЕНА

В последнее время в популярных изданиях появились некоторые отрывочные сведения о семье адмирала Николая Оттовича фон Эссена (1860-1915), героя обороны Порт-Артура в 1904 г., командующего Балтийским флотом накануне и в начале Первой мировой войны. К сожалению, они нуждаются в уточнении и дополнении.

Публикуемые ниже краткие данные отнюдь не претендуют на полноту охвата темы, но по возможности выверены по архивным и иным источникам. В основном это сведения о мужчинах - морских офицерах, документами о жизни женской части семьи мы почти не располагаем.

Менее всего сведений в Российском государственном архиве Военно-морского флота (РГАВМФ) удалось обнаружить о жене Николая Оттовича, Марии Михайловне, урожденной Васильевой (1860 -1928). Ее отец, коллежский советник, до свадьбы дочери не дожил. Сохранился аттестат Марии об окончании Мариинской женской гимназии, выданный 31 мая 1882 г. Почти все оценки в нем - «очень хорошо» и «отлично». Известно, что она во всем поддерживала своего мужа, чувствовала сопричастность со столь любимым им флотом. Так, например, в июле 1914 г. штаб командующего флотом Балтийского моря циркулярно известил все подчиненные части, что «супруга его высокопревосходительства Мария Михайловна фон Эссен (Петербург, Ковенский пер., д. 21) любезно выразила готовность помочь советами и хлопотами в центральных учреждениях Морского министерства семьям всех чинов Действующего флота, терпящим нужду или имеющим какую-либо надобность в помощи по справкам там». На примере мужа отлично зная, как сложно было чего-то добиться от министерства, Мария Михайловна надеялась хоть немного помочь простым людям, пострадавшим от тяжелой войны. В самом начале 1917 г. она уехала на Кавказ, откуда вернулась только в 1920-е годы. Умерла в Ленинграде в 1928 г., похоронена на Новодевичьем кладбище. В фонде № 757 РГАВМФ хранится переписка супругов, небольшая часть которой сравнительно недавно была опубликована.

Всего у адмирала было три дочери и сын. Старшая дочь, Мария Николаевна, родилась 12 ноября 1886 г. В мае 1904 г. она с отличием окончила Санкт-Петербургское училище Св. Екатерины, причем была «при выпуске всемилостивейше награждена шифром». В 1908 г. она вышла замуж за мичмана Бориса Петровича Страхова (15.07.1886-06.1917). Этот молодой человек родился в Москве, в семье преподавателя, затем директора гимназии. В августе 1900 г. поступил в Морской кадетский корпус, который и окончил в 1906 г. После гардемаринского плавания на линкоре «Цесаревич» (июнь 1906-май 1907 г.), производства в мичманы (16 апреля 1907 г.) и недолгой службы вахтенным начальником на эсминце «Сибирский стрелок», Б.П.Страхов в сентябре того же года был назначен младшим флаг-офицером командующего 1-м отрядом минных судов Балтийского моря Н.О. фон Эссена.

Судя по рассказам родственников, Николай Оттович сердечно любил Бориса, считал его талантливым. Он и повлиял на дочь, которая, похоже, не слишком хотела выходить за, пусть и выдающегося и с истинно золотым характером, но не очень-то красивого офицера, к тому же происходившего не из знатной семьи.

Впоследствии Страхов исполнял обязанности ревизора эсминца «Охотник» (1909 г.), командовал газолиновой миноноской № 5 (1909-1910 гг.), плавал вахтенным начальником крейсера «Рюрик» (1910 г.). По окончании основного и дополнительного курсов гидрографического отдела Николаевской морской академии (1910-1913 гг.) лейтенант был зачислен в штурманские офицеры 1-го разряда и назначен старшим штурманом крейсера «Рюрик» (май 1913-январь 1916 г.). В годы Первой мировой войны его 6 декабря 1915 г. по линии произвели в старшие лейтенанты и наградили орденами Св. Анны 3 ст. с мечами и бантом (3 ноября 1914 г., «за проявленные осмотрительность и хладнокровие в отыскании неприятельского минного заграждения около Либавы»), Св. Станислава 2 ст. с мечами (5 января 1915 г.), Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом (26 августа 1915 г., за мужество и храбрость в бою у Эстергарна), Св. Анны 2 ст. с мечами (21 марта 1916 г.). В течение кампании 1916 г. Б.П. Страхов исполнял обязанности флагманского штурманского офицера 1-й бригады крейсеров. Видимо, служба на ходящих лишь в дозоры кораблях его мало устраивала, так как 17 ноября 1916 г. он был командирован в Дивизию подводных лодок, где уже в январе 1917 г. принял строящуюся подлодку «Ягуар». В первый летний день того же года он вышел в боевой поход на однотипной «Львице» (вероятно, стажером), которая не вернулась из похода. Приказом по армии и флоту от 15 октября 1917 г. Б.П.Страхов был исключен из списков «как погибший при исполнении боевого служебного долга».

О личных качествах Страхова красноречиво говорят некоторые его записи, сделанные еще в период учебы в Морском кадетском корпусе в октябре 1904 г. «Кто я, властолюбец или человек, без ума любящий свое дело, преданный ему, готовый работать, готовый жизнь отдать за него? Думаю, что второе; иначе меня бы не волновали настоящие события, не трогало бы равнодушие и халатность товарищей <...>». «Хочу поговорить о своем худшем недостатке - самомнении; это верно, что я смотрю на всех почти товарищей свысока, и это их сильно обижает <...>. Даже здесь, описывая некоторые свои пороки довольно откровенно, я тем самым возвышаюсь в собственных глазах <...>. Как же избавиться от этого? Конечно, я могу сдерживать себя, и этот взгляд свысока на всех не будет так заметен, но ведь это не так важно, как в корне уничтожить дурное семя; кажется, второе невозможно, так как, вероятно, я прав, утверждая, что я развит гораздо более большинства товарищей, и не думаю, чтобы мне можно было отказать в уме. Я нашел себе идеал; я не удовлетворюсь мелкой ролью в жизни (так по крайней мере мне кажется теперь; это необходимо оговорить); я стремлюсь сознательно к власти и для этого и учусь. Теперь спрашивается, зачем же я стремлюсь к власти? На это можно ответить, что 1) я по природе властолюбец, а 2) хочу принести возможно большую пользу хотя бы флоту. Теперь, что же нужно иметь человеку, имеющему власть, и что у меня есть; прежде всего нужны характер и энергия; первый у меня есть, но его не много, относительно же э[нергии] - не знаю; зато здоровья - достаточно; ум есть и знания - будут; следовательно, мне нужно выработать характер и железный характер».

Дочь Страховых, Марина Борисовна (Гельсингфорс, 10.02.1910 - С.-Петербург, 14.07.1995), почти всю жизнь проработавшая в нашем городе, была балериной, долгие годы преподавала в Вагановском училище. Ее дочь Наталья Станиславовна Янанис (1936 г.), внучка Алиса Адольевна Скоробогатова (1963 г.) и правнук Филипп Орестович (1988 г.) в настоящее время единственные прямые потомки адмирала.

После гибели супруга М.Н. Страхова была вынуждена устроиться на работу в Морской Генеральный штаб (МГШ), в чем ей, несомненно, помогли почитатели отца и друзья мужа. Приказ о ее приеме на службу не обнаружен, однако в справке, выданной в октябре 1919 г., указано, что она работала с 13 апреля 1918 г. по март 1919-го. В сохранившихся списках сотрудников Мария Николаевна значится «заведующей осведомлением печати» (лето 1918 г.), позднее - переводчиком в Оперативном отделе (2-я категория 2-й группы некомандного состава, имела право на приобретение двух платных пайков). Имеется также приказ об увольнении № 155 от 20 марта 1919 г., подписанный начальником МГШ Е.А.Беренсоми комиссаром Л.М. Рейснер, однако причина в нем не указана.

Сама М.Н. Страхова в одном из писем сообщала, что ее уволили «за контрреволюционность». Возможно, причиной стал ее тяжелый характер. Следует упомянуть, что в апреле -июне 1918 г. МГШ был эвакуирован в Москву, где дочь адмирала проживала на ул. Садовой-Спасской, д.6, кв.2. О времени ее возвращения в Петроград мы не имеем точных сведений, однако в 1922 г. она уже находилась в бывшей столице (Знаменская ул., д. 35, кв. 24).

Сын адмирала, Антоний Николаевич (в семейной переписке - Отя), появился на свет в Ревеле 29 июля 1888 г. 15 августа его крестили в Ревельской портовой Симеоновской церкви, при этом восприемниками стали брат отца коллежский асессор Антоний Оттович фон Эссен (1863-1919) и сестра матери девица Варвара Михайловна Васильева. В 1904 г. он покинул реальное училище К.Мая и, идя по стопам отца, поступил в Морской кадетский корпус, который окончил в 1907 г. по успеваемости 27-м из 113, с общим средним баллом 10,46 по 12-балльной системе. После учебного плавания корабельным гардемарином на линкоре «Цесаревич» (с 15 июня 1907 по 4 апреля 1908 г.), в ходе которого будущие офицеры приняли участие в спасении жителей разрушенной землетрясением Мессины, последовал долгожданный приказ о производстве в мичманы (13 апреля 1908 г.). Недолгая служба на учебном судне «Герцог Эдинбургский» (май-сентябрь) сменилась продолжительной на крейсере «Адмирал Макаров». За 4,5 года (с 6 октября 1908 по 3 августа 1913 г.) Антоний прошел путь от вахтенного офицера до старшего штурмана (с апреля 1910 г.), неоднократно участвовал в заграничных плаваниях. После окончания временных штурманских курсов при Главном гидрографическом управлении (1910-1911 гг.) он был зачислен в штурманские офицеры 2-го, а спустя несколько месяцев - 1-го разряда. 6 декабря 1911 г. по линии его произвели в лейтенанты.

Период службы на «Адмирале Макарове» для Антония Николаевича был отмечен двумя важными событиями. 22 апреля 1912 г. он женился. Радость вскоре несколько омрачилась неприятной историей. 3 июля 1912 г. лейтенант стал свидетелем недостойной выходки корабельного гардемарина А.Покровского, который, будучи в нетрезвом виде, в увеселительном саду Новая Горка (Ревель) оскорбил корпорацию офицеров Корпуса инженеров-механиков. Позже, когда Эссен доставлял буяна на корабль, тот непристойно высказался уже по адресу самого лейтенанта. Не найдя в себе сил сдержаться, Антоний Николаевич ударил обидчика по лицу, после чего был принужден достать револьвер, чтобы не получить сдачи. 30 октября 1912 г. Кронштадтским военно-морским судом был вынесен приговор, осуждавший фон Эссена на четыре, а Покровского на девять месяцев заключения. 26 ноября 1912 г. по ходатайству И.К. Григоровича император соблаговолил выпустить первого из Петропавловской крепости в день тезоименитства, 6 декабря, а второму снизить срок до пяти месяцев. Эта «история» не сказалась ни на дальнейшей службе, ни на наградах - лейтенант был удостоен орденов Св. Станислава 3 ст. (6 декабря 1913 г.) и французского Почетного легиона кавалерского креста (1914 г.).

Осенью 1913 г. А.Н. фон Эссен поступил в Николаевскую морскую академию, однако война не позволила закончить обучение.

Во время выполнения в Севастополе практических академических работ он 16 июля 1914 г. получил распоряжение выехать в Петроград. Десять дней спустя Антоний устным распоряжением отца был возвращен на «Макаров», но служба на большом корабле, лишь иногда выходящем в дозор, ему претила. Когда осенью 1914 г. на Балтику пришли две первые британские подводные лодки, после длительных просьб отец согласился прикомандировать сына на одну из них - Е-9. Англичане отлично умели воевать, но совершенно не знали театра военных действий, а потому хороший штурман был им просто необходим. Прослужив на лодке более полутора лет (с 20 октября 1914 по 30 июня 1916 г.), Антоний участвовал во многих успешных боевых походах17, заслужил производство за отличие в старшие лейтенанты (10 апреля 1916 г.), был награжден Георгиевским оружием (17 августа 1915 г.), орденами Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом (23 марта 1915 г.), Св. Анны 3 ст. с мечами и бантом (6 декабря 1916 г.) и английским Крестом за отлично усердную службу (1916 г.).

Большой приобретенный офицером опыт позволил назначить его по совместительству наблюдающим за ремонтом английских подлодок (с июля 1915 г.), а позднее - флагманским штурманом штаба Дивизии подводных лодок Балтийского моря (с 20 июля 1915 по 2 февраля 1917 г.). Верхом его карьеры стало командование только что вступившей в строй подлодкой АГ-14 (с 10 января 1917 г.). Несколько непродолжительных боевых походов (24-27 июня в Ботнический залив, 21-24 августа к Домеснесу и острову Руно в Рижском заливе, 29-31 августа к Усть-Двинску) не принесли успеха. 12 сентября 1917 г. лодка вышла на позицию к западу от Стейнорта. Предполагалось, что она вернется 20 сентября, однако более ее никто не видел. А.Н. фон Эссен был исключен из списков 24 октября 1917 г., вместе с ним погибли старший офицер лодки поручик по адмиралтейству М.Н.Субуров, мичманы А.Г.Соколовский, Ф.Ф.Бекер и 30 матросов. У Антония Николаевича был единственный сын, Николай, родившийся 11 июля 1916 г. Известно, что он погиб во время Советско-финской войны.

Сестра Антония Николаевича Юлия (Юша) родилась 29 марта 1892 г. Как и старшая сестра, она вышла замуж за морского офицера. Ее избранником стал Владимир Владимирович Дитерихс (03.07.1891-28.12.1951), сын капитана 1 ранга, позднее контр-адмирала. Всего лишь за полгода с небольшим до свадьбы, состоявшейся 4 апреля 1912 г., он окончил Морской корпус и служил на кораблях Балтийского флота. Командование неизменно давало ему блестящие аттестации: «Отличный морской офицер во всех отношениях. Любит море и морское дело. Умеет отлично обращаться с командой. Хорошо знает каждого в своей роте. Лучший из мичманов и вообще один из лучших офицеров крейсера».

Вскоре после начала войны он вступил в Конно-подрывной отряд Балтийского флота при Кавказской туземной конной дивизии. Будучи командиром пулеметной батареи, лейтенант со своими моряками отличился в боях с австрийцами 22-25 января 1915 г., за что был награжден Георгиевским оружием (11 декабря 1915 г.) и орденом Св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом (3 марта 1915 г.). После двух ранений и излечения в Царскосельском Особом эвакопункте (июнь 1915 г.) В.В.Дитерихс не вернулся в дивизию, избрав для продолжения службы другой «клуб самоубийц» - морскую авиацию. Окончив в 1915 г. обучение, он в августе 1916 принял участие в ожесточенных воздушных боях над Рижским заливом. Наградой ему стали ордена Св. Анны 4 ст. с надписью «за храбрость» (1916 г.), Св. Георгия 4 ст. (3 декабря 1916 г.) и производство в старшие лейтенанты «за отличие» (20 сентября 1916 г.).

Началось движение по служебной лестнице: 19 декабря 1916 г. он стал флаг-капитаном по оперативной части штаба начальника Воздушной дивизии Балтфлота, 30 июля 1917 г. был допущен к исполнению должности начальника 3-го воздушного дивизиона 1-й Воздушной бригады, а 25 августа - назначен старшим офицером эсминца «Самсон». В конце 1917 г. он был прикомандирован к Особому отделению командования Балтийским флотом (контрразведке), что впоследствии дало историкам-чекистам возможность назвать его «матерым контрразведчиком». В период эвакуации Балтийского флота из Финляндии Дитерихса арестовали финские белогвардейцы, так что первые месяцы 1918 года он провел в тюрьме Николайштадта.

После неоднократных обращений командования Балтийского флота к Сенату Владимир Владимирович был освобожден, а 20 сентября 1918 г. назначен командиром недостроенного эсминца «Сокол».

Осенью 1918 г. в Петрограде он вступил в кооператив «Мирный труд», по версии ВЧК служивший прикрытием для шпионской организации, связанной сначала с немцами, а затем с англичанами. Судя по всему, Дитерихс и его друзья, считали, что информация, которую они переправляли через англичан, попадала к генералу Н.Н. Юденичу, однако они жестоко ошибались в бывших союзниках.

В конце февраля 1919 г., получив сведения о предстоящем аресте, бывший офицер бежал в Финляндию, после чего приказом по флоту Балтийского моря № 396 от 24 июля 1919 г. был объявлен дезертиром как самовольно оставивший службу. Известно, что вскоре он вошел в состав русской военно-морской разведки «ОК», действовавшей в 1919-1922 гг. под руководством капитана 2 ранга А.А. Абазы (штаб-квартира в Лондоне). Затем последовала служба военным советником в Абиссинии, откуда в 1930 г. пришлось переехать в Париж. Там В.В. Дитерихс окончил Высшую химическую школу и работал в одной из ведущих фирм Франции, занимаясь разработками «витаминов для растений» и бактериологией. От второй жены, Марии Семеновны, урожденной Амельченко (1903-25.12.1962), у него родились две дочери, ныне проживающие под Ла-Рошелью.

Умер Владимир Владимирович 28 декабря 1951 г., и спустя три дня был погребен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

В начале Первой мировой войны Юлия Николаевна Дитерихс и Наталья Александровна фон Эссен прошли курс обучения при Общине сестер милосердия Красного Креста имени генерал-адъютанта М.П. фон Кауфмана и, по просьбе Н.О. фон Эссена и его жены, 29 октября 1914 г. были зачислены в Петроградский морской госпиталь. В фонде адмирала отдельное дело составляют письма бывших пациентов его дочери с немудреными рассказами о себе, выражением глубокой благодарности и просьбами оказать содействие по различным вопросам. «Здравствуйте любезная сестрица Юлия Николаевна! Во первых строках моего письма спешу уведомить вас любезная и многоуважаемая моя сестрица Юлия Н. о своем здравии что я по милости Божией нахожусь еще жив и здоров и вам от души желаю <...> Письмо от раненого и любимого вашего солдатика Григория Федотовича Мозгового».

Судьба семьи адмирала печальна. Сам адмирал умер 7 мая 1915 г., его сын и зять погибли в 1917 г., другой зять оказался в эмиграции.

Женщины остались практически без средств к существованию.

Правнучка Николая Оттовича, Наталья Станиславовна Янанис, рассказала мне то, что знала со слов матери, Марины Борисовны Страховой. «В общем, судьба трагическая. Потому что жены офицеров, особенно морских, составляли как бы особую касту в России. Они настолько гордились перед всякими штатскими, “штафирками”... Знали, что мужья - это в какой-то степени смертники, как летчики были позже. Образованность была на уровне языков, литературы. К жизни не приспособлены совершенно. И вот так получается (правда, это к счастью), что все мужчины успели до революции умереть или погибнуть. Вы же понимаете - люди, верные присяге, никогда не могли ее нарушить, никогда. Мама говорила,что еще помнила, как дедушка приходил и часто царя ругал; мол, сегодня скажет одно, а завтра уже все поменял. Но это не важно. Верность присяге и честь - это превыше всего было. Так что хорошо, что никого из них не бросили за борт, на штыки не подняли. Остались женщины — три дочери, бабушка-адмиральша и вот еще внучка - моя мать. Ни средств, ни профессии. Начали кто где крутиться. Преподавали английский. Мама где-то с девяти лет начала их, бедных, обшивать».

Некоторую помощь семье оказал некогда отвергнутый Марией Николаевной жених - англичанин, морской офицер. Сколько уже лет прошло с момента их встречи, а он, узнав о трудностях, начал присылать муку, топленое масло в банках и другие продукты. Потом перестал, сочтя, по письмам Марии, что она стала слишком «красной». Ну вот, а из Генерального штаба выгнали за «контрреволюционность»...

Непросто складывалась судьба упоминавшейся выше внучки адмирала Марины Борисовны Страховой. Конечно, с таким происхождениемее не брали ни в какие учебные заведения. Наконец, уже в 16-летнем возрасте она пошла учиться балету на вечернее отделение, довольно быстро стала преподавать сама. В своих неопубликованных воспоминаниях известный специалист по проектированию судостроительных заводов и доков Г.А. Вахарловский (1908-1998) писал, что в конце 1920-х гг. его мать в их двухкомнатной квартире два-три раза в месяц устраивала платные танцы. В качестве учительницы нанимали М.Б.Страхову.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны оставшаяся без работы Марина Борисовна устроилась в институт Лесгафта. В первую блокадную зиму ее пятилетняя дочь, Наталья, заболела дифтеритом. Врачи сотворили чудо, в нечеловеческих условиях вылечив ребенка, которому пришлось заново учиться ходить и говорить.

О дальнейшем рассказывает Наталья Станиславовна: «Весной 1942 года, в конце апреля, институт Лесгафта эвакуировали на Северный Кавказ, в Нальчик. И с этим институтом мы все поехали, в том числе бабушка и ее тетя. Мы там довольно шикарно жили, хотя в одной квартире. Профессорские семьи с детьми, пожилые люди... Потом наступил такой момент, что нас держали в закрытых домах, потому что приближались немцы. Уже танки было слышно, мародерство началось, сидели за закрытыми дверями. Весь институт, а это в основном молодые парни и девушки, пошли пешком через Грузинский перевал. Остались те, кого ни на руках не понесешь, ни сами идти не могут, - старики да дети; еды нам оставили на какое-то время. Потом выяснилось, что обстановка еще не так страшна,вернулось правительство республики, потому что правительство первое все удрало из города. Появилась надежда все-таки как-то уехать. Дали “телятники” - телячьи вагоны, но ничего не гарантировали: как-нибудь, может быть, уедете. А бабки мои остались под немцами. С немцами они и ушли. Увели, ушли - этого я уже не знаю. И это-то мы узнали уже много лет спустя. Потом каким-то немыслимым способом мама получила все-таки после войны письмо. Вот эти фотографии нам прислали оттуда. Там, конечно, очень бедно они жили, в Нью-Йорке, в Бруклине. Там они и скончались обе. Сначала младшая; Мария писала, что очень уж много кофе она пьет и много курит...»

Нам неизвестно, как и при каких обстоятельствах дочери адмирала выехали в Америку. В 1953 г. они уже проживали в США, где были приняты наследственными членами в Общество офицеров Российского императорского флота в Америке, однако, судя по всему, в собраниях и праздничных вечерах участия не принимали.

Юлия Николаевна Дитерихс, в последние годы предпочитавшая носить фамилию фон Эссен, скончалась от удара в Нью-Йорке 16 декабря 1963 г., а Мария Николаевна Страхова - 27 мая 1971 г. в окрестностях того же города.

Младшая дочь адмирала, Вера Николаевна, родившаяся 4 января 1897 г., погибла в психиатрической больнице в 1941 г.

В заключение хочется рассказать о том, как правнучка адмирала, Наталья Станиславовна, впервые узнала о своем известном предке.

В начале 1950-х гг. она вместе с другими воспитанницами балетного училища была отправлена на конкурс в одну из социалистических стран. В составе группы, естественно, находился «человек в штатском». Он и сказал девушке что-то вроде: «Да, знаем о Вашем знаменитом предке-адмирале, знаем». Только вернувшись на родину, Наталья Станиславовна от матери узнала, что тот человек имел в виду. Такова была очень распространенная система выживания - оберегать младшее поколение от «опасной» информации о родовых корнях.

Статья представляет собой исправленный и существенно дополненный вариант доклада: Емелин А.Ю. Семья адмирала Эссена / Фамилия Эссен в Санкт-Петербурге. Материалы научного семинара 23-24 ноября 1999 г. - СПб., 1999.

Ровно 100 лет назад, 7/20 мая 1915 года в Ревеле скончался командующий Балтийским флотом адмирал Николай Оттович фон Эссен. «Узнал грустную весть о кончине адмирала Эссена от воспаления легких, ‒ записал на следующий день в своем дневнике Император Николай II. ‒ Незаменимая утрата для Балтийского флота» . «Не стало Эссена... Среди весеннего разгара военных действий, надорвавшись от девятимесячной напряженной военной работы, от простой простуды, всего 54 лет от роду, отошел 7-го мая в вечность адмирал, волей Государя Императора 8 лет стоявший во главе нашего Балтийского флота. Славное имя адмирала (...) тесно связано с эпохой возрождения нашего флота после тяжелых испытаний японской войны» , ‒ говорилось в одной из публикаций, посвященной памяти русского флотоводца.

Будущий адмирал родился 11 декабря 1860 г. в Санкт-Петербурге в семье товарища министра юстиции и принадлежал к старинному остзейскому баронскому роду. За два столетия службы России, род Эссенов дал 12 блестящих военно-морских офицеров, семеро из которых стали Георгиевскими кавалерами. С отличием окончив Морское училище (1881), Николай Эссен совершил двухлетнее заграничное плавание на броненосном фрегате «Герцог Эдинбургский». Желая продолжить образование, молодой мичман прослушал курс лекций в механическом отделе Николаевской Морской академии (1886), а затем прошел обучение в Артиллерийском офицерском классе (1891). Дальнейшая служба Эссена была связана с Тихоокеанской эскадрой, где в звании лейтенанта он на протяжении пяти лет служил артиллерийским офицером крейсера «Адмирал Корнилов», а затем, после перевода в Средиземноморскую эскадру, последовательно занимал должности командира миноносца, старшего офицера мореходной канонерской лодки «Грозящий», командира штабного парохода «Славянка», дослужившись к 1899 году до чина капитана 2-го ранга.

В 1902 году Эссен принял командование новейшим крейсером «Новик» и с первых же дней Русско-японской войны активно участвовал в боевых действиях. Морской офицер Г.К.Граф вспоминал: «Вспыхнула война, и при защите Порт-Артура и он, и его "Новик" покрыли себя неувядаемой славой. Вот памятное 27 января 1904 года. "Новик" первым атакует неприятельскую эскадру и под убийственным огнем подходит к ней всего на 15‒17 кабельтовых. Такая отвага приводит в изумление даже противника. Наскоро исправив полученные в первом бою повреждения, он 12 февраля уже принимает деятельное участие во втором бою с японской эскадрой, а затем неоднократно производит дерзкие разведки и оказывает поддержку своим миноносцам. 26 февраля, под флагом адмирала С.О.Макарова, он идет на выручку погибающему "Стерегущему" . "Новик" всегда в движении, всегда и всюду первый, он гроза неприятельских миноносцев...»

По оценкам современников, Эссен проявил высокое воинское мастерство и героизм, в связи с чем получил новое назначение ‒ командиром эскадренного броненосца «Севастополь», а после того как корабль стал флагманом эскадры, стал исполнять и должность флаг-капитана при командующем. Когда 19 декабря 1904 года началось уничтожение кораблей эскадры, «Севастополь», стараниями бывшего командира был отбуксирован для затопления на большую глубину, что не позволило занявшим Порт-Артур японцам использовать его в своих целях. Эссен последним покинул броненосец. После сдачи крепости капитан «Севастополя» вместе с другими защитниками Порт-Артура находился в японском плену, однако уже в марте 1905 года вернулся в Россию. По словам современника, «деятельность Н.О.Эссена в Порт-Артуре не прошла незамеченной. Артур его выдвинул и дал право считаться одним из самых выдающихся офицеров нашего флота» . За проявленные боевые заслуги Эссен был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, Золотым оружием с надписью «За храбрость» и произведен в капитаны 1-го ранга.

После возвращения в Россию, Эссен занимал должности заведующего стратегической частью военно-морского ученого отдела Главного морского штаба, служил командиром 20-го флотского экипажа, во время попытки к бунту которого в 1905 году, лично преградил путь вооруженным матросам, заявив им: «Назад!.. Только через мой труп вы выйдете отсюда!». В результате увещеваний экипажа, Эссену удалось заставить матросов вспомнить о присяге и вернуть их в казармы. Как отмечал Г.К.Граф, «вскоре от мятежного настроения не осталось и следа, и матросы вернулись в казармы... Ни одного своего командира потом они не любили так, как любили Эссена. Этот подвиг стоил "Новика" и "Севастополя"» .

В 1906 году контр-адмирал Эссен был назначен начальником Отряда минных крейсеров Балтийского флота. На этом посту Эссен показал себя продолжателем дела вице-адмирала С.О.Макарова, он решительно боролся с упрощениями в боевой подготовке, которую впервые стал проводить круглый год, поддерживал думающих и инициативных офицеров. В итоге вверенное ему соединение превратилось в основное боевое ядро Балтийского флота, поэтому неудивительно, что в 1909 году Эссен стал начальником морских сил Балтийского моря, а с 1911-го ‒ командующим флотом Балтийского моря (с 1913 г. ‒ адмирал).

«Лишь после многих преобразований, несомненно громадной работы, как организационной, так и учебной, флот был приведен в боеспособное состояние, ‒ писал М.А.Петров, автор книги "Подготовка России к мировой войне на море". ‒ В лице адмирала Н.О.Эссена, проявившего себя выдающимся моряком в войну с Японией (...), доблестного, беспредельно преданного своему делу и обладавшего выдающимися качествами начальника, он нашел своего вождя. Сгруппировавшиеся кругом Эссена молодые силы образовали школу, которая решительно отмежевывалась от рутины и иных наследий доцусимского периода. Минная дивизия, которой командовал Эссен, явилась подлинным очагом морального возрождения флота» .

С началом Первой мировой войны Эссен снова проявил себя как талантливый флотоводец. Балтийский флот, по общему мнению, встретил начало войны в полной боевой готовности, блестяще провел минные постановки в южной Балтике, всего за четыре с половиной часа надежно закрыв все подступы к Финскому заливу и тем самым обезопасив столицу Империи от немецких кораблей. Оборона Финского залива была настолько плотной, что немцы так и не решились начать наступление. Единственная попытка прорыва была предпринята противником уже после смерти адмирала ‒ 11 ноября 1915 года и закончилась полным провалом ‒ на русских минах подорвалось семь из одиннадцати кораблей. За заслуги перед Отечеством, в 1914 году Н.О.Эссен был награжден орденом Белого Орла с мечами.

Незадолго до своей смерти, в мае 1915 года, адмирал Эссен писал жене: «Готовлюсь вступить в бой, ‒ может быть, последний в моей жизни. Иду со спокойной совестью, что сделал все от меня зависящее, чтобы использовать данные мне средства. Мы выполним свой долг до конца» . Но погибнуть в бою адмиралу Эссену не довелось, причиной его скоротечной кончины стало крупозное воспаление легких.

«В яркий солнечный день 9-го мая Петроград отдавал последний долг адмиралу, ‒ говорилось в одном из некрологов. ‒ ...После заупокойной обедни и отпевания, тело адмирала на лафете было перевезено в Новодевичий монастырь, где при залпах салюта было предано земле» .

«Всегда личным примером доказывая правильность своих суждений и действий, Н.О.Эссен не ограничивался только писанием приказов, но следил сам за проведением их в жизнь и беспрестанно плавал, менее всего при этом заботясь о своем удобстве, ‒ вспоминал о почившем адмирале офицер Балтийского флота Г.К.Граф. ‒ Он всегда был в движении, и нелегко его было застать где-нибудь: сегодня он в Либаве, завтра в Ревеле, послезавтра где-нибудь в шхерах... Только радиотелеграммы были в состоянии угнаться за неугомонным адмиралом, а уследить ‒ только Служба связи со своих постов. Уже и теперь результаты его огромной, плодотворной работы налицо. Отойдя в вечность, он оставил нам в блестящем состоянии флот, офицеров своей славной школы, способных продолжать его дело, и превосходное стратегическое положение, занятое нашим флотом. (...) Эссена нет... Но Русский флот его не забудет и никогда не изгладит из благодарной памяти своей того многого, чем он ему обязан...»

Подготовил Андрей Иванов , доктор исторических наук

Федеральные каналы в июне сообщили, что в Калининграде торжественно передан ВМФ России новый корабль - фрегат «Адмирал Эссен». Представитель древнего рода прибалтийских немцев Николай Оттович фон Эссен - герой Порт-Артура, командующий Балтийским флотом в Первую мировую войну. На поднятие Андреевского флага были приглашены ближайшие потомки адмирала: его внучатые племянники Майя и Николай фон Эссены, живущие и работающие в Казани.

Николай Оттович фон Эссен - герой Порт-Артура, командующий Балтийским флотом в Первую мировую войну


«Это была уже наша третья поездка в Калининград, - рассказывает корреспонденту «БИЗНЕС Online» Николай фон Эссен, руководитель пресс-центра Казанского государственного энергетического университета. - Первый раз мы ездили туда в 2011 году, когда закладывался корабль. Тогда, во время закладки, по флотской традиции мы поместили в одной из его частей памятную закладную доску, прикрепив ее к днищу изнутри четырьмя винтами. Один прикрутил командующий флотом, второй - губернатор Калининградской области, третий - директор завода, наконец, четвертый достался нам с сестрой Майей. Осенью 2014 года мы участвовали в церемонии спуска фрегата на воду».
Спуск на воду - мероприятие важное и торжественное, но это еще не начало службы корабля. Он должен пройти испытания, которые могут длиться месяцами. Пресловутую бутылку шампанского разбивают о борт судна именно тогда. Кстати, это всегда делает женщина, которая по давней морской традиции становится его крестной. Так что Майя фон Эссен, старшая медицинская сестра бывшей Казанской городской больницы скорой помощи №2 (сейчас она называется медсанчастью КФУ), - крестная мать грозного боевого корабля, носящего имя ее двоюродного прадеда. «Майя - медработник, - Николай фон Эссен гордости за сестру не скрывает. - А они видят не просто жизнь без прикрас, видят и страдания, и смерти, так что они на все по-другому смотрят. У себя в больнице она на хорошем счету, больные к ней тянутся. Ее направление - это гемосорбция, это гемодиализ, плазмаферез, работа очень сложная, ответственная, а Майя - одна из тех, кто лучше всех знает оборудование и проводит все эти процедуры».

Майя фон Эссен и боевой корабль имени ее двоюродного прадеда

Сегодня новый сторожевой корабль «Адмирал Эссен» несет службу в составе Черноморского флота ВМФ России. Николай Оттович фон Эссен, чьим именем назван фрегат, родился 11 декабря 1860 года в Санкт-Петербурге в семье товарища (заместителя) министра юстиции, статс-секретаря Отто Вильгельма (Васильевича) фон Эссена.

Николай был прекрасно воспитан и образован. Говорил на русском, английском, французском и, конечно, немецком языках. В 1881 году с отличием окончил Морской кадетский корпус, затем - артиллерийский офицерский класс. В 1892-м началась его служба на Тихоокеанском флоте. Служил старшим артиллерийским офицером на крейсере «Адмирал Корнилов», затем командовал штабным кораблем «Славянка», крейсером «Новик», эскадренным броненосцем «Севастополь». Участвовал в сражениях в Порт-Артуре. За боевые заслуги во время Русско-японской войны фон Эссен был награжден орденом Святого Георгия IV степени и золотым оружием с надписью «За храбрость», был произведен в капитаны 1-го ранга. В 1906-м был повышен до контр-адмирала, в 1909 году его назначили командующим Балтийским флотом. Он изменил систему обучения и воспитания флота, создал из своей бывшей 1-й Минной дивизии, которой командовал два года, лучшее соединение флота, кузницу командных кадров. В 1911 году ему было присвоено звание вице-адмирала, а в 1913-м он был произведен в адмиралы. Балтийский флот встретил начало Первой мировой войны под его командованием. Адмирал блестяще провел активные минные постановки в Южной Балтике, которые прикрывали путь на Петроград. 7 мая 1915 года он умер от крупозного воспаления легких.

О личности и характере славного адмирала можно судить не только по романам Александра Степанова «Порт-Артур» и Валентина Пикуля «Моонзунд», в роду фон Эссенов есть семейное предание, как одно упоминание фамилии командующего Балтийским флотом спасло жизнь его родному брату.


Николай фон Эссен с семьей на церемонии поднятия флага, Калининград, июнь 2016

Младший брат адмирала Алексей Оттович фон Эссен (Майя и Николай - его правнуки) с начала ХХ века получил назначение в Закавказское наместничество, там пережил революцию, был в Азербайджане заместителем министра юстиции мусаватистского правительства. После прихода Красной армии начались аресты, взяли и Алексея Оттовича. Следствие по его делу поручили балтийскому матросу. И вот первый допрос: «Фамилия…» - «Эссен…» - «Ты не родственник Гололобого?» Так на флоте Николая Оттовича звали потому, что он был лысым, и Алексей Оттович - тоже, они оба были довольно похожи. Отвечает: «Да, родственник. Брат». И моряк его отпустил. А так бы - к стенке и в расход…
Уже в Тифлисе, современном Тбилиси, где в конце концов оказалась семья, Алексея Оттовича арестовывали еще три раза, но ему всякий раз чудом удавалось спастись. А в 1937 году его арестовали и объявили врагом народа. По тому времени родственникам лучше было от него отказаться, но никто из семьи этого не сделал. Они поступили похитрее - так, как им посоветовали: уволились с прежних мест работы, чтобы на новых никто не догадался потребовать с них никакого отчета, хотя фамилию, да еще такую, спрятать было сложно…

«Бабушка моя, которая знала множество языков и занималась репетиторством, боялась учить своих детей иностранным языкам, - рассказывает Николай Алексеевич. - Не дай бог во дворе кто-то услышит от них «вражескую» речь! Только вот сестра деда взяла, да и в паспорте написала: немка. А тут война началась! Пришлось выдумывать всякие оправдания, что на самом деле мы не немцы, а шведы, чтобы не сослали. Потому что Тбилиси был прифронтовым городом, а гитлеровцы уже штурмовали Эльбрус».
Вплоть до 1993 года эта ветвь рода фон Эссенов (потомки Алексея Оттовича) проживала в Тбилиси, но известные события заставили их фактически эвакуироваться в Казань.
«Отсюда родом наша мама, - объясняет причину выбора нового места жительства Николай Алексеевич. - Мне было тринадцать, я был в 8-м классе, когда мы с папой, мамой и старшей сестрой Майей переехали сюда. Хотя я и бывал здесь, у бабушки, еще в советские времена, но когда из Грузии приехал насовсем, нельзя сказать, что я такой наивный, но, может, я себе нарисовал, навыдумывал Россию по кино, по передачам центрального советского телевидения. Выяснилось, что тот русский язык, на котором я говорю, отличается от того, на котором говорят мои здешние сверстники. Я долгое время пытался вникнуть и вообще понять новый для меня русский. И у меня было даже какое-то отторжение, когда я слышал слова наподобие «прикалываешься»... Я долгое время не мог понять, что они имеют в виду. Если честно, даже уже учась в вузе, если кто-то сказал при мне выражение: «Корки мочить», я не знал, гадость он про меня какую-то говорит или наоборот. Но я же ехал сюда - в Р-о-с-с-и-ю! Хоть и было мне всего тринадцать, но небольшой культурный шок у меня был. Я столько всего узнал, здесь было так много новых слов! Я не знал этих красивых, даже закрученных выражений, когда кто-то кого-то куда-то очень далеко…

Любая эмиграция, даже возвращение на исконную родину, в Россию, сами понимаете, ряд проблем.… У меня ведь целая эпопея с паспортом случилась. Я же сюда, в Казань, приехал без гражданства. До 2000 года был гражданином Советского Союза. И такая была морока - ходить в паспортный стол! Чтобы на тебя смотрели и в коридорных очередях, и в зеленой форме внутренней службы: «Понаехали тут!» Знаете, мои предки, прибалтийские немцы, в Россию не переезжали. Это Россия пришла туда, где мы были, понимаете? Прибалтийское немецкое дворянство, в отличие от некоторых других российских немцев, вошло, в хорошем понимании этого слова, в сговор с Петром I, благодаря чему Прибалтика как раз и стала частью Российской империи. Петр смог убедить немецкое дворянство Прибалтики, дав ему определенные права, льготы, которые отобрал шведский король. На фоне этого щедрый Петр сказал: «Я вам все верну». Поэтому я считаю себя законным жителем, абсолютно естественным россиянином, потому что мои предки благосклонно отнеслись к данной идее и стали частью этой страны. Вы знаете, я читал, что в середине XVIII века в Русской армии, как у нас в футболе сейчас, иностранцам платили больше. Но прибалтийские немцы, которые уже стали россиянами исконными и в большей части своей служили в Русской армии, возмутились: «А что такое? Почему такая разница?» И с тех пор уже всем одинаково платили жалование. Кстати говоря, наши служили верой и правдой. В середине XVIII века был создан еще один - третий гвардейский после Преображенского и Семеновского - специальный полк, на который опиралась Императрица. Он как раз состоял из прибалтийских немцев.
В 1914 году, когда началась Первая мировая война, или, как у нас ее еще называли, Германская, многие потомки прибалтийских немцев, будучи даже генералами, меняли свои фамилии на русифицированные. Николай Оттович этого не сделал, то есть не отказался от своего отца, ведь по отцовской линии передается фамилия. Более того, даже когда наступил апогей войны между Россией и Германией, его фамилию во всех газетах Российской империи печатали, как и положено, с приставкой «фон», невзирая на то, что более немецкой фамилии, наверное, трудно было придумать. Одним из самых важных участков театра военных действий на Петроградском морском направлении руководил человек с такой вот фамилией. И никто на флоте не мог обвинить фон Эссена в том, что он не патриот. Его фамилию не стеснялись правильно писать в документах, приказах и распоряжениях высшие военные чины империи. Именно так она была опубликована и в соболезновании по поводу его кончины от болезни. А сейчас, к сожалению, корабль так назвать нельзя. Я ведь неоднократно писал на имя командующего ВМФ уже после закладки, чтобы фрегат именовался «Адмирал фон Эссен». Сейчас нельзя, чтобы российский фрегат именовался с приставкой «фон», а тогда погибать было можно. Это большевизм, волюнтаризм какой-то, не имеющий ничего общего с Россией…»

Копия мемориальной доски, установленной при закладке корабля

«Собирая и восстанавливая семейный архив, удалось раскопать метрику бабушки, где черным по белому было написано «фон Эссен», - продолжает Николай Алексеевич. - Приставка «фон» у немцев означает принадлежность к дворянству. Кстати, на надгробном камне самого что ни на есть русского композитора Михаила Ивановича Глинки, когда его прах покоился в Берлине, перед фамилией были высечены эти самые буквы. Это сделали, чтобы подчеркнуть уважение к его происхождению. И вообще, дворянства может лишить только тот, кто его дал. А именно - Император. Но никак не большевистская или советская - кому как нравится - власть. Другое дело, что в Советском Союзе привилегии этого класса упразднили. И даже больше.… Теперь Союза нет, и я, уже имея бабушкину и свою метрики на руках, пришел для начала в районный загс: «Моя фамилия пишется таким образом: «фон» с маленькой буквы, потом пробел, потом с большой». На меня своеобразно так посмотрели: «Зачем тебе это нужно?» Я как мог постарался объяснить: восстановление исконной фамилии, преданность предкам, их традициям… Загс не унимался: «Зачем вообще что-то менять - живете же нормально». Набираюсь терпения и объясняю про нормальность и ненормальность в моем понимании. Они посмотрели на меня еще внимательнее: «Может, вам с психологом поговорить?» Продолжаю настаивать. Они тоже: «А давайте двойную фамилию напишем: Фон-Эссен. Будет вполне законно, изменение фамилии, так часто делают». Объясняю, что у меня не изменение, а восстановление фамилии, то есть наоборот - изменение изменения. В общем, пришлось идти в районный суд, писать исковое заявление. Судья, женщина в возрасте, заявление все-таки приняла. Просто я ей начал объяснять: «Вот давайте возьмем вашу фамилию…» - «Нет! Мою брать не надо». А мою, значит, можно? Почему кто-то должен решать за меня, как будет звучать моя исконная фамилия? Извините, но это фундаментальные права человека. В Германии - хоть там и республика, но никто в фамилиях ничего не отменял! Даже во времена ГДР.
Не сразу, но суд взял-таки сторону истца, то есть мою. Судья потом мне: «Вы знаете, я и в Верховный суд ходила, и свое решение показала: «Как это - правомочно?» Оказалось - да. После суда, который я выиграл, загс отказывался выполнять его решение. Через какое-то время они сдались, махнули рукой: давайте мы вам прямо в вашем старом советском свидетельстве о рождении впишем перед фамилией эти самые буковки «фон». Вписали. И поставили уже российскую печать: «Внесено на основании постановления суда».
Когда уже переоформляли паспорт, паспортистка и говорит: «А у меня компьютерная программа не пишет так - с маленькой буквы. Все фамилии начинаются только с больших букв. У нас с этим строго - это федеральная программа. Это святое, как корова». И тому подобное. Пошел к начальнику, разъяснил ситуацию - начальник приказал одолеть федеральную программу. Одолели».

«Как продолжаем традиции нашего адмирала? - Николай фон Эссен на минуту задумался. - Мы с отцом (он, конечно, в большей степени) в рамках республиканских соревнований по судомоделизму несколько раз проводили Кубок адмирала фон Эссена. Есть призы, определенные премии, грамоты, которые вручаются победителям. Кубок переходящий, правда, в этом году провести конкурс не удалось, но я уверен, что в следующем он состоится. Он просто обязан состояться хотя бы потому, что на таком важнейшем участке наших границ появился корабль «Адмирал Эссен». В связи с этим, может быть, удастся привлечь спонсоров, может быть, организуем все на более высоком уровне. И имя адмирала фон Эссена придаст ему определенный статус. В Казани есть Адмиралтейская слобода, в Зеленодольске - крупнейший судостроительный комплекс. Словом, Казань, Татарстан были и остаются таким регионом, где закладывался и продолжает строиться российский флот.

Церемония поднятия Андреевского флага на «Адмирале Эссене»

Молодежь и роботами, и компьютерами занимается, а почему судомоделизм отстает? Разве судостроение - это не один из двигателей нашей экономики? Как раз через судомоделизм ребята постигают его азы, а самое главное - узнают историю своей страны, славные ее страницы. Ведь идет развитие не только навыков каких-то - вырезания, склеивания, окрашивания: точное копирование ведет к соприкосновению с большой историей страны. Кстати, в Кубке участвуют только модели кораблей времен адмирала фон Эссена, конца XIX - начала XX века. Это один из самых непростых периодов в нашей историографии, потому что почти на все события того времени навешивались постоянно какие-то ярлыки. И до сих пор эти ярлыки продолжают оставаться в умах людей.

Старинный балтийско-немецкий рыцарский род фон Эссенов появился в Прибалтике с крестовыми походами немецких рыцарей. За 250 лет на службе России он дал несколько десятков генералов, одного адмирала, пятерых губернаторов. Под Андреевским флагом служили 12 представителей рода фон Эссенов, многие стали георгиевскими кавалерами. Были в роду и военные, служившие на суше: Райнхольд Вильгельм фон Эссен был генерал-поручиком еще при Екатерине, Магнус Густав (Иван Николаевич) фон Эссен, военный губернатор Риги, уберег Прибалтику от захвата наполеоновскими войсками.

«Адмирал Эссен» - второй из шести фрегатов проекта 11356 так называемой «адмиральской серии». Головной корабль серии «Адмирал Григорович» был принят в боевой состав Черноморского флота 11 марта 2016 года, в третьем квартале этого года планируется передача третьего корабля - «Адмирал Макаров». Далее последуют «Адмирал Бутаков», «Адмирал Истомин», «Адмирал Корнилов».

Советская историография почти не упоминает об адмирале Николае Оттовиче фон Эссене по вполне объективным причинам. С одной стороны, было сложно найти что-либо отрицательное в биографии героя русско-японской войны, любимого ученика адмирала Макарова, создателя прогрессивных теорий береговой обороны и минной войны, человека, возродившего Балтийский флот после Цусимской катастрофы и не замеченного в расстрелах революционных матросов. Но в то же время хорошие слова об учителе адмирала Колчака шли бы вразрез с тогдашней политической линией. Вот некоторые факты из биографии адмирала Эссена, которая за время забвения успела обрасти легендами.

1. Николай Эссен родился 11 декабря 1860 года в давно обрусевшей семье остзейских немцев. Отец будущего флотоводца, статс-секретарь Отто Васильевич Эссен состоял товарищем (так в те времена официально называлась должность заместителя) министра юстиции. По легенде определяющими в выборе профессии между морской службой и юриспруденцией для юного Николая стали слова отца: «Ты слишком мало уважаешь закон!» Впоследствии адмирал Эссен подтвердил мнение отца, за время своей карьеры неоднократно нарушая приказы начальников.

Адмирал Николай Оттович фон Эссен
Источник: panevin.ru

2. В 1880 году Николай Эссен вторым по выпуску (первым был будущий академик князь Б. Б. Голицын) окончил Морское училище и получил звание гардемарина. За отличные успехи в учебе его имя было начертано золотыми буквами на почетной мраморной доске. В 1884 году мичмана Эссена как способного молодого офицера направили на учебу в Николаевскую морскую академию на механическое отделение. Здесь же в январе 1886 года ему было присвоено очередное офицерское звание «лейтенант». Морскую академию он окончил по первому разряду в октябре 1887 года, а в 1889 году поступил на учебу в Артиллерийские офицерские классы, которые успешно окончил через два года, получив специальность артиллерийского офицера высшей квалификации. В июне 1896 года Эссен был назначен командиром миноносца №104 (по другим данным – миноносца №120) водоизмещением около 80 тонн, входившего в состав практической эскадры Балтийского моря, которой командовал С. О. Макаров. Хотя Эссен пробыл в составе практической эскадры всего три месяца, он успел стать настоящим энтузиастом минного дела и заслужить уважение адмирала Макарова, впоследствии неизменно покровительствовавшего ему.


Здание Морского кадетского корпуса (до 1891 года – Морское училище)
Источник: panevin.ru

3. В декабре 1902 года капитан 2-го ранга Н. О. Эссен назначается командиром новейшего крейсера 2-го ранга (минного крейсера) «Новик» – первого в мире «многоцелевого» крейсера, способного как самостоятельно искать и атаковать цель, так и осуществлять постановку минных заграждений в открытом море. Приняв корабль в Данциге, Эссен перевел его в Порт-Артур в состав русской эскадры Тихого океана.


Крейсер 2-го ранга «Новик» на рейде Порт-Артура
Источник: keu-ocr.narod.ru

4. Утром 27 января 1904 года, после внезапного нападения японского флота на Порт-Артур, Эссен вывел «Новик» в море на разведку. Встретив японские корабли, русские моряки атаковали их, выпустив торпеду по крейсеру «Якумо». Лишь повреждение, полученное от 8-дюймового снаряда, вынудило «Новик» возвратиться на базу. За этот бой Эссена наградили золотым оружием. По легенде он прокомментировал свое награждение так: «Я выстрелил, попали в меня, но наградили снова меня».


Золотое оружие «За храбрость» – наградное оружие Российской империи, имевшее статус
государственного ордена с 1807 по 1917 годы
Источник: antikvariat.ru

5. 16 марта 1904 года адмирал Макаров назначил Эссена командиром броненосца «Севастополь». Под его командованием «Севастополь» стал единственным кораблем Тихоокеанской эскадры, который 25 ноября того же года вышел на открытый рейд, намереваясь направиться навстречу эскадре Рожественского. В результате многочисленных повреждений от артиллерийского огня и торпед противника «Севастополь» был выведен из строя и по приказу командира эскадры оставлен основной частью экипажа. Благодаря энергии и умению Эссена восемьдесят человек, оставшиеся на борту, не только спасли корабль, но и возобновили обстрел японских позиций. В ночь на 6 декабря броненосец был отбуксирован для затопления на большой глубине, что не позволило занявшим Порт-Артур японцам использовать его в своих целях.


Эскадренный броненосец «Севастополь» в Кронштадте, сентябрь 1900 года
Источник: panevin.ru

6. В 1910 году Эссена назначают начальником Действующего флота Балтийского моря, а в мае 1911 года – командующим Балтийским флотом. Под его непосредственным руководством разрабатывается план операций флота на случай войны – в частности, создается система минно-артиллерийских позиций в Финском заливе. Интересно, что эта система заграждений была практически полностью повторена советским флотом в ходе Второй мировой войны.


Неизменный флагманский корабль Эссена – крейсер «Рюрик»
Источник: etoretro.ru

7. Адмирал Эссен фактически раньше царя Николая II отдал приказ о вступлении России в Первую мировую войну. В полдень 18 (31) июля начальник Отряда минных заградителей контр-адмирал В. Л. Канин докладывал о выполнении приказа Эссена: «Согласно приказу «Ладога», «Нарова», «Амур» и «Енисей» выставили 2119 мин всех трех видов в восемь линий с углублением 4,9 м и с интервалом 45 85 м. Работа проведена за 4 часа 25 минут. При этом взорвалось 11 мин – всплывших не было»

Окончил Морской кадетский корпус (1880), механическое отделение Николаевской морской академии (1886), Артиллерийский офицерский класс (1891). Командовал миноносцем № 120 (1897-1898), был старшим офицером мореходной канонерской лодки «Грозящий» (1898-1900). Командир парохода «Славянка» (1901-1902), крейсера 2-го ранга «Новик» (6 февраля 1902 - 17 марта 1904), эскадренного броненосца «Севастополь» (17 марта - 20 декабря 1904).

Отказался идти в японский плен, дал подписку о неучастии в войне, через США вернулся в Россию . Заведующий стратегической частью Главного морского штаба (1905). Командир строящегося в Англии крейсера «Рюрик» (1906). Командующий Отрядом минных крейсеров (1906-1908). Начальник соединенных отрядов Балтийского моря на правах начальника Морских сил (1908-1909). Исполняющий должность начальника Действующего флота Балтийского моря (1909-1910), начальник Действующего флота Балтийского моря (1910-1911). Командующий Морскими силами Балтийского моря (1911-1914), флотом Балтийского моря (1914-1915).

Умер в Ревеле, погребён на Новодевичьем кладбище в Петрограде.

Его сын, Антоний Николаевич фон Эссен, был флагманским штурманом штаба дивизиона подводных лодок, командиром подводной лодки «АГ-14», погиб при выполнении боевого задания осенью 1917.

Награды

  • Золотая сабля (14 марта 1904)
  • орден Святого Георгия IV степени (17 апреля 1905)
  • орден Белого орла с мечами (12 декабря 1914)

Память

В июле 2011 года на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде заложен фрегат «Адмирал Эссен» - второй корабль проекта 11356. Предполагается, что фрегат будет принят на вооружение ВМФ России в 2014 году и будет нести боевую вахту на Черноморском флоте.