Попадут ли животные рай в православии. Будут ли животные в раю

На иконе Рождества Христова мы видим вола и осла, склонившихся над лежащим в яслях Богомладенцем. Некоторые святочные вертепы напоминают Ноев Ковчег: тут и овцы с пастухами, и караван верблюдов. О том, как относится Церковь к братьям нашим меньшим, "Правде.Ру" рассказал иеромонах Никанор (Лепешев), преподаватель Хабаровской духовной семинарии.

— Отец Никанор, у животных, согласно православному учению, есть душа?

— В Книге Бытия животные, рыбы и птицы названы "душой живой". Ее наличием они отличаются, например, от растений, небесных светил и т. д. Но также из Писания мы знаем, что "душа животных в крови их" и умирает вместе с телом. В этом — ее главное отличие от бессмертных человеческих душ, которые продолжают жить и после смерти тела. Таким образом, среди обитателей видимого мира выстраивается духовная иерархия, по признаку наличия или отсутствия души, а также ее бессмертия или смертности. И из всех творений Божиих только человек создан по образу и подобию своего Творца.

— Есть мнение, что в Царствие Небесное попадут все животные, которых любил кто-либо из попавших туда людей. Что говорили об это святые отцы?

— В момент Второго Пришествия Христа, как говорит апостол Павел, "последний враг истребится — смерть". То есть она отпустит все и всех, кого поглотила за время своего царствования в материальном мире. Ничто из сотворенного Господом не канет в полное небытие, Божие творение будет восстановлено во всей своей полноте. О том, что для животных тоже найдется место в обновленном мироздании, говорит пророк Исайя: "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе". А преподобный Нектарий Оптинский, очень любивший кошек, говорил, что из всех животных именно они первыми войдут в рай.

Но вот относительно того, будут ли с наступлением вечного Царствия Христова воскрешены все прежде умершие животные, у богословов существуют разные мнения. Одни думают, что да, будут. Другие же считают, что, если говорить о животных, то для Творца значение имеют не отдельно взятые особи, не индивиды того или иного вида, а лишь сами виды.

Лично я — большой любитель братьев наших меньших, и потому думаю, что в очах Божиих каждое Его творение неповторимо и ценно. И то, как относились к своим бессловесным друзьям святые, укрепляет меня в этом мнении. Вспомним и преп. Герасима Иорданского с его львом, и преп. Серафима Саровского с его медведем, преп. Брендана Мореплавателя с его китом, и многих других подвижников. Но настаивать на своей точке зрения я не могу, поскольку все это сфера частных богословских суждений, и то или иное мнение по данному вопросу никак не влияет на наше спасение. Так что истину все мы узнаем только после Страшного Суда.

— Слишком сильно привязываться к животным — это грех?

— Любить животных так же сильно, как людей или, тем более, сильнее людей — конечно же, грех. В подлинной любви существует своя иерархия: на первом месте — всегда Бог, на втором — наши ближние, то есть окружающие нас люди, созданные по образу и подобию Божию. И уже на третьем месте — бессловесные животные, братья наши меньшие. Любить животных, как прекрасные божии создания, жалеть их, заботиться о них — просто необходимо. А вот иметь к ним пристрастие, чрезмерную привязанность — это уже нарушение заповеди "не сотвори себе кумира". Так как в этом случае мы в своем сердце воздвигаем идола, который заслоняет от нас и Бога, и окружающих людей.

— Можно ли православным держать в доме собак? Правда ли, что собаки — нечистые животные?

— Деление животных на чистых и нечистых существовало только в Ветхом Завете. В Новом Завете, с отменой ритуальной стороны Закона Моисеева, эти нормы потеряли для нас всякое значение. Ни в Евангелии, ни в посланиях апостолов, ни в творениях святых отцов, ни в деяниях соборов, мы не найдем каких-либо указаний на то, что одни животные — чисты перед Богом, а другие — осквернены. Новый Завет знает лишь понятие нравственной скверны — то есть греха. Животные же по определению безгрешны. То есть с нравственной точки зрения нечисты вовсе не братья наши меньшие, а мы.

Поэтому собака ничуть не более осквернена, чем кошка, или мышка, или канарейка, или аквариумная рыбка, или летающий по комнате комар. В Книге Бытия сказано, что всякое творение Божие — "добро зело", то есть "хорошо весьма". Это, конечно, вполне относится и к таким замечательным друзьям человека, как собаки. И какие-то предубеждения против них есть не более чем отголоски или ветхозаветного законничества, или языческого суеверия.

Бытует поверие: если в храм забежит собака, его необходимо после этого заново освящать. Так вот, на самом деле никаких церковных канонов, говорящих об этом, просто не существует. В Книге Правил есть запрет вводить животных в храм, но там не уточняется, о ком именно идет речь. И согласно авторитетным толкователям, смысл этого канона вовсе не в том, что животное своим присутствием осквернит храм, а в том, чтобы не профанировать дом Божий, сохранять к нему благоговение и не использовать церковное здание не по назначению. А в Большом Требнике есть только один чин переосвящения храма, связанный с животными: он совершается в том случае, если животное умерло или родило в храме. И опять никаких особых указаний относительно собак.

У священномученика Киприана Карфагенского есть замечательные слова: "Обычай без истины есть всего лишь застарелое заблуждение". И их вполне можно отнести к странному мнению, будто собака — нечистое животное, которое даже нельзя держать в доме.

Иллюстрация: Адам дает имена животным. Фреска Феофана Критского, 1527 г.

Наверное, каждый православный христианин хотел бы, чтобы его домашний любимец получил жизнь вечную. Появляется логичный вопрос: могут ли животные попасть в Царство Небесное? Для начала стоит изучить комментарии богословов по этому поводу и понять, есть ли душа у животных вообще.

Душа у животных и человека: в чем отличие

Не стоит забывать, что все живое в этом мире создано Господом Богом. Изначально человек был венцом творения и пребывал со Всевышним в гармонии и любви. Как известно, человек был создан по подобию Божьему.

Бог создал первых людей, Адама и Еву, по собственному образу и подобию

Пребывание человека в Раю было самым лучшим и благим временем. Из библейских рассказов и описаний можно понять, что и животные населяли Эдемский Сад. Они жили в гармонии с первыми людьми, Адамом и Евой. Сам Адам давал имена этим животным, а они были в его власти. Не существовало смерти и страданий, но все это закончилось, когда праотцы совершили грехопадение. Вместе с природой человека повредилась и природа животных. Теперь все живое было подвластно физической и духовной смерти.

Человек столкнулся с грехом, который ему предстояло побороть, чтобы вернуть утерянный Рай. В Писании говорится об обновленной природе человека после второго пришествия Спасителя и о Рае, населенном различными животными. Следовательно, животные тоже имеют душу. Вот только душа эта отличается от человеческой, так как она тленна . По Писанию, душа животного находится в его крови. А кровь - не что иное, как плоть. Плоти свойственна смерть, тление. Душа человека бессмертна, так как сам человек был создан по образу Божьему.

Тем не менее природа души животного не полностью раскрыта. Богословы пытались трактовать слова из Священного Писания по этому поводу, но однозначных мнений нет и по сегодня. Неизвестно, каким образом войдут обновленные животные в Царство Небесное. Некоторые богословы считали, что такими животными станут те, которые когда-то при земной жизни повстречали человека. Святитель Феофан Затворник считал, что для каждого животного и растения Господь создаст одну душу, будто один идеальный собирательный образ пса, кошки и т.д.

Важно! Иногда любовь к домашнему питомцу переходит все допустимые границы. Иисус Христос заповедал прежде любить Бога, а потом ближнего и все живое существо.

Например, если человеку его домашний любимец важнее собственных родственников или друзей, то можно смело говорить о неправильной духовной жизни такого человека.

Куда попадает душа животных после смерти

Как и было сказано раньше, душа животного смертна, так как изначально животные были созданы для службы человеку. Господь даже заповедал Ною употреблять животных и растения в пищу, приносить их в жертву, но запретил употреблять кровь, так как в ней душа животного.

Каждый человек должен относиться к животным с любовью

Христианские богословы так и не пришли к одной точке зрения насчет загробной жизни у животных:

  • одни ожидают встретить своих питомцев в раю;
  • другие настаивают на том, что встретят всего лишь обновленный образ животного.

Тем не менее только будущая жизнь приоткроет эту завесу неведения. Что же касается земной жизни, то здесь все немного яснее. Оказывается, что за домашних животных можно молиться. Не о прощении грехов или упокоении души, ведь животные по природе своей не согрешили, но были вынуждены последовать за человеком после его грехопадения. Да и душа животного умирает вместе с его телом.

Молитвенно можно обращаться к Богу тогда, когда животное заболело или потерялось. Есть святой покровитель кошек. В истории Церкви известны и другие святые, которые без всякого страха жили бок о бок с дикими животными и даже кормили их с рук. Каждый человек должен относиться к животным с любовью, ведь эти существа вынуждены страдать за грехопадение рода человеческого.

Интересно! Православным христианам и по сей день не рекомендуется употреблять кровь животных в пищу. В Средневековье употреблявших кровь животных отлучали от Причастия.

Что ждет животных после смерти?

На протяжении всей жизни человека волнует очень важный вопрос — есть ли жизнь после смерти и куда попадает после окончания земного существования наша бессмертная душа? И что это такое — душа? Дана ли она только людям или этим даром обладают и наши любимые домашние животные? С точки зрения атеиста душа — это личность человека, его сознание, опыт, эмоции. Для верующих это тонкая нить, связывающая земную жизнь и вечность. Но присуще ли это животным?

Очень многих любителей кошек интересует, есть ли у их пушистых спутниц душа? Ведь в кошках, как ни в каких других домашних животных, можно увидеть четкие личностные признаки. Они независимы и требовательны, обладают чувством собственного достоинства, понимают речь хозяев, имеют индивидуальный характер и испытывают яркие эмоции. Все это в совокупности указывает на наличие души. Но куда попадает душа кошки после смерти, так и остается загадкой. Есть ли шанс у нас повстречать в лучшем мире своих любимиц? Рассмотрим разные мнения, поскольку однозначного ответа на этот вопрос не могут дать ни ученые, ни религия, ни даже проникающие в тайны бытия экстрасенсы.

Есть ли у кошки душа с научной точки зрения?

Многие из нас твердо уверены, что современная наука отвергает тезис о существовании души как таковой даже у человека, не говоря уже о низших формах жизни. Однако же наукой признано существование у человека психики, отображающей окружающую реальность и являющейся формой восприятия субъектом реального мира. Но на древнегреческом языке слово «психика» означает «душа». Иными словами, обладая психологическими признаками, субъект, по логике, обладает и душой. У такого загадочного домашнего животного, как кошка, зоологи однозначно фиксируют наличие психики и ее влияние на поведение животного. По мнению ученых, душа кошки, человека или другого живого существа — это некие электромагнитные импульсы, энергетический сгусток, особая аура, которая не пропадает после окончания срока земного существования, а возвращается в общее энергетическое поле планеты Земля либо даже в поле Вселенной.

Мнение ученых

Так куда попадают кошки после смерти, по мнению ученых? Этот энергетический сгусток, по их убеждению, после высвобождения из тела умершей кошки преобразуется в иную энергетическую форму, которая питает все живое на земле. Как полагают ученые умы, эта новая энергия удерживается в этом мире мощным электромагнитным полем, посему души кошек не переселяются в иное измерение, а остаются рядом с нами, существуя уже в другом качестве.

Куда попадают кошки после смерти. Православие

В религиозных канонах тоже ничего, прямо отвечающего на вопрос, обнаружить не удалось. В православной Библии упоминается множество различных животных и птиц, но упоминаний о кошке практически не встречается — только единожды она вскользь упоминается в Послании Иеремии 1:21. Но это отнюдь не означает негативного отношения церкви к этому изумительному животному. Просто израильтян очень раздражал культ кошек в Египте и их раболепное поклонение этому животному. Но, несмотря на это, церковь весьма благосклонно относится к кошкам и считает их чистыми перед Богом. К ним относятся с почтением, их нельзя изгонять из церкви, им даже разрешено спать на алтаре.

Однако насчет возможности загробного существования животных к единому мнению богословам прийти пока не удалось, и все еще неясно, куда уходит душа кошки после смерти. Рай для них приготовлен, или это место только для душ людских — об этом до сих пор ведутся яростные споры. С одной стороны, Святое Писание уведомляет о том, что души кошек и людей — две совершенно разные материи и существуют по отдельности. Человек при достойном поведении попадает в рай небесный, а душа животного всего лишь прекращает существовать. Исходя из этого утверждения, можно предположить, куда попадают кошки после смерти, прекращая свое существование. Душа кошки никуда не уходит, а растворяется в общем энергетическом источнике, чтобы подпитывать другие живущие на земле души.

Но и тут не все так просто. Ибо хоть и говорят Святые Писания об отсутствии рая для животных, однако многие святые изображаются в соседстве с разными животными и птицами, даже некоторые описания Рая Небесного содержат упоминание о животных. Стало быть, им есть место в раю. Священники об этом не заявляют отчетливо, но исследования данного вопроса церковнослужителями не прекращаются.

Мнение Нектария Оптинского

Куда отправляются кошки после смерти? В развитие дискуссии об исключительности положения кошек следует упомянуть слова иеромонаха Нектария Оптинского. Он утверждал, что все кошки попадают в рай в благодарность за заслуги этого животного во время Великого Потопа. По преданию, мышь собиралась прогрызть дно Ноева ковчега, чем могла погубить все оставшееся на земле живое, взятое Ноем на ковчег. Но своевременное вмешательство кошки спасло всех обитателей ковчега от гибели, за что ее потомки удостоились вечной привилегии пребывать в Раю. Но это утверждение официальной церковью не подтверждалось и не опровергалось. На данный момент так никто из церковных деятелей внятно не ответил на вопрос о том, куда попадают кошки после смерти. Православие не в состоянии прояснить этот вопрос.

Возможно, больше ясности внесут другие известные религии. Рассмотрим точки зрения самых крупных и популярных религиозных течений — индуизма, буддизма, ислама - и постараемся вычленить рациональное зерно из весьма различных позиций.

Индуизм

Как считают индуисты, куда уходят души кошек после смерти? По их верованию, душа кошки, как и любого иного существа, попадает либо в рай, либо в ад — иного пути не существует. А вот куда именно направится душа, целиком зависит от ее кармы. Если карма светлая и позитивная, душа в награду за свои благие деяния поселяется в раю, а недобрая энергетика, накопленная за время жизни, карается помещением в ад и вечными муками. Иными словами, рай для человека и кошки один, поскольку индуисты считают душу не принадлежащей человеку или животному. Она может поселиться в любом из 8,5 миллиона различных воплощений, став растением, камнем, насекомым, животным, человеком, мельчайшим микроорганизмом и даже неодушевленным (по христианским канонам) предметом. Ответ индуизма более четкий — рай есть, душа кошки после пребывания в раю или аду снова возвращается в этот мир, только уже в другом качестве.

В буддизме

Буддистов тоже не беспокоит вопрос о том, куда попадают кошки после смерти, но по совершенно другой причине. Кошка в буддизме тоже рассматривается как всего лишь одно из воплощений, однако не души, поскольку эта религия ее существование напрочь отрицает. По буддизму вместо души существует только могучий поток Сознания, который и принимает самые различные формы как живых существ, так и неживых предметов. Частички этого Сознания помещаются в смертную оболочку и находятся там до того времени, пока физически оболочка не придет в негодность.

Для кошек и других существ раем или адом является некое психологическое состояние, которое каждый сам для себя создает, выбирая свой жизненный путь. На вопрос о том, куда попадают кошки после смерти, буддизм отвечает, что они перерождаются и попадают в один из миров — мир ада, животных, голодных духов, людей, низших божеств асуров, высших божеств дэва. А место их будущего воплощения тоже зависит от чистоты кармы.

В исламе

Куда уходят кошки после имеется своя интересная трактовка. В общем ислам очень лоялен к животным в целом и учит своих последователей справедливости, терпимости и милосердию по отношению к животному миру. Сама мире весьма почитаема, ведь сам великий пророк Мухаммед разрешал ей сидеть у него на коленях, когда читал свои проповеди, а также пил с ней воду из одной посуды и даже отрезал свой рукав, когда на нем заснула кошка — не желал ее тревожить.

Однако по Корану рай кошкам не положен, хоть у них имеется душа, ибо это божественная награда для мыслящих праведных людей, которые выбирают правильный жизненный путь. Поскольку у кошки выбора нет, она за свои поступки не отвечает и в прощении Аллаха не нуждается. Их душа смертна, и когда земной путь пройден, она обращается в прах вместе с телесной оболочкой.

Красивый миф

Существует красивый миф, который придется по душе владельцам кошек. Считается, что пришел он из Скандинавии, но точно этого никто не знает, хотя переводилась эта трогательная легенда на многие языки мира и пользовалась неизменным успехом. Любящие владельцы ушедших из этого мира дорогих им животных хотят верить в счастливую жизнь их питомцев в другой реальности, поэтому верят в нее свято и надеются на встречу со своим любимцем после своей смерти. Суть легенды состоит в следующем.

Если умирает животное, которое было очень любимым кем-то в земной жизни, оно перемещается на Мост Радуги. В этом волшебном месте прекрасные природные виды, бескрайние поля и луга, холмы и горы. Там кошки и иные животные резвятся на просторе, не имея проблем с пищей, водой, солнечным светом. Там им тепло и уютно. Больные и старые животные становятся молодыми и энергичными. Время для них не имеет значения, и они его не замечают, если здесь их помнят и продолжают любить. А однажды ваш любимец покинет своих товарищей, увидев на Мосту Радуги своего хозяина, и вы радостно встретитесь и наконец воссоединитесь, чтобы уже никогда не расставаться. Это очень утешает скорбящих владельцев умерших животных и дает им надежду на счастливую загробную встречу.

Есть ли душа у кошек и куда она девается после смерти? Мнения экстрасенсов

Сегодня все больше стали доверять людям с особенными возможностями — экстрасенсам, которые зачастую выступают связующей нитью между миром живых и мертвых. Уже мало кто сомневается в том, что эти люди наделены особыми знаниями и сверхвозможностями, поэтому к ним обращаются по разным темным вопросам, связанным с потусторонними силами. Можно по-разному относиться к словам экстрасенсов. Ведь очень часто нашей доверчивостью в таких щекотливых вопросах пользуются разные самозванцы и шарлатаны, но обязательно нужно учесть их мнение в выяснении ответа на вопрос, куда попадает душа кошки после смерти. Экстрасенсы считают, что кошка — это особенное животное, способное спокойно переходить из одного мира в другой.

Неслучайно в леденящих кровь историях о ведьмах и их перевоплощении в черных кошек веками передается информация от предков потомкам. И пусть эти истории значительно приукрашены рассказчиками, все же какое-то рациональное зерно в них имеется. Ясновидящие считают, что жизнь после физической смерти присуща не только человеческим существам, но и различным животным. Их мнение поможет нам лучше понять, куда попадают кошки после смерти. Экстрасенсы уверены, что эти удивительные животные, уходя из земной жизни, могут совершать обратные переходы в наш мир и помогать своим хозяевам либо преследовать их в зависимости от их отношения к кошке во время совместной жизни.

Ощущение кошек в момент перехода

Ясновидящие, общаясь с кошками, завершившими свой земной путь, описывают их ощущения в момент перехода. По их словам, это похоже на скатывание с крутой горки, и никаких неприятных ощущений в этот момент они не испытывали. Экстрасенсы уверяют, что смерть — это просто переход из одного измерения в другое, эти измерения существуют в основном параллельно, но иногда могут пересекаться, и тогда умершие души могут оказаться с нами рядом. Мы их, конечно же, не можем видеть, ибо наше зрение не приспособлено к тому, чтобы видеть энергетические тела, но их можно почувствовать, иногда даже погладить с полным ощущением реальности.

Если поверить в существование параллельных миров, становится понятно, куда уходят кошки после смерти. Экстрасенсы в этом не только уверены, но и советуют подготовить своих меньших братьев — домашних любимцев - к переходу из нашего измерения в соседствующее. Они утверждают, что кошки хорошо понимают человеческую речь, только ответить не умеют. Если ваш любимец оказался на пороге смерти, расскажите ему, что ждет его в параллельной жизни. О том, как ему там будет хорошо и весело, кого из ушедших родственников он там встретит и как радостна будет их встреча. Упомяните о том, что вы любите и будете помнить и что, когда пробьет ваш час, вы встретитесь в лучшей жизни. Им будет легче уходить, и это скрасит им ожидание встречи.

Мнение хозяев кошек о том, куда попадают их любимцы после смерти

Поскольку в человеке заложено стремление к вере в лучшее, заядлые кошатники, которые души не чают в своих питомцах, конечно же, склонны верить в жизнь после смерти и в возможность встретиться со своей кошечкой в другой, более совершенной жизни. Поскольку вразумительного ответа на вопросы о том, есть ли у кошек душа и куда она девается после их смерти, никто пока дать не смог, то мнение хозяев в этом вопросе перекликается с представлениями той религии, которую они исповедуют. В любом случае выбор остается за ними, но каждый из них убежден в том, что сможет еще погулять в райских садах со своим любимым котиком, иначе какой тогда смысл во всех наших земных привязанностях?

Заключение

Какой из вариантов принимать и верить ли на слово религиозным деятелям или экстрасенсам — решать каждому из нас самостоятельно. Но горечь утраты всегда легче переживать, когда уверен, что дорогое тебе существо не растворилось в глубинах вселенской энергетики, а осталось индивидуальностью, и если его даже нет здесь, то оно существует в другом мире, где вы рано или поздно встретитесь.

В Священном Писании можно найти косвенные указания на продолжение существования животных в Царстве будущего века. Так, например, пророк Исайя, описывая Царство Мессии, говорит о восстановлении гармонии в отношениях всех живых существ, которая была в древнем Эдеме: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Ис. 11, 6-8).


Вспомним, что завет, заключенный между Всевышним и всем человечеством после потопа – завет радуги, - включает в себя наряду с человеком и всех зверей - не только домашних, но и диких.


Всевышний поднял на ковчег всех животных. Мы читаем: «И сказал Бог Ною и сынам его с ним так: Вот, Я устанавливаю союз мой с вами и с потомством вашим после вас, И со всяким живым существом, что с вами: из птиц, из скота и из всех зверей земных, которые у вас, из всех, вышедших из ковчега, из всех животных земных; И устанавливаю союз Мой с вами, и не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет более потопа на погубление земли. И сказал Бог: вот знак союза, который Я даю, между Мною и вами, и между всякою душою живою, которая с вами, – на вечные поколения. Радугу Мою дал Я в облаке, и будет она знаком союза между Мною и землею. И будет, когда Я наведу облако на землю, и появится радуга в облаке, И Я вспомню союз Мой, который между Мною и вами, и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на погубление всякой плоти. И будет радуга в облаке, и Я увижу ее, чтобы вспомнить союз вечный между Богом и всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле. И сказал Бог Ною: это знак союза, который Я поставил между Мною и всякою плотью, которая на земле» (Быт. 9, 8-17). Итак, мы видим, что завет с сынами Ноя был одновременно заветом со всем живым на земле. Не только человеческий, но и весь животный мир находится под опекой Бога, Он Царь и Бог не только людей, но также и животных.

С одной стороны они Его творения, которых Он любит и о которых печется, с другой стороны, животные любят Всевышнего и прославляют Его. С одной стороны сказано, что «Человеку и скоту помогаешь Ты, Господи» (Пс. 36,7), а с другой: «Хвалите Господа с земли, рыбы великие и все бездны…Звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые» (Пс. 148, 7-10).

О животных пишет Апостол Павел: ...тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне... (Рим. 8, 19-22).

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): ...Но только ли человек наследует бессмертие? Великое слово "Се, творю все новое" относится, конечно, не к одному человеку, а ко всему творению, ко всякой твари Мы говорили уже, что дух животных, хотя бы и самый малый начаток его, дух жизни, не может быть смертным, ибо и он от Духа Святого. И у животных дух связан с телом, как у человека, и поэтому есть полное основание ожидать, что и их тела будут существовать в новой природе, новом мироздании после гибели нынешнего мира. Об этом говорит и апостол Павел в 8 главе послания к Римлянам (8, 19 - 22): "Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, - потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тления в свободу славы детей Божиих Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне".

Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило всех судеб мира, и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил ее, подпала суете, нестроениям и страданиям. И для нее есть надежда, что в день прославления всех праведных, искупленных Христом от рабства тлению, она и сама будет освобождена от страданий и тления, то есть станет нетленной.

В новом Иерусалиме, новом мироздании и животным будет место; там не будет ничего нечистого, и новая тварь получит древнее оправдание и освящение Словом Божиим "И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма" (Быт. 1, 31)

Конечно, бессмертие не будет иметь для твари того значения, как для человека. Ее примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении новой светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять ее. Ему будет цельно и гармонично в будущем новом мироздании, и всякой твари найдется место в нем.
/Из книги: Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М., 2005., с. 110./

Симеон Новый Богослов.

Но чтобы не подумал кто, что сказанное Апостолом относится к другой какой-либо твари - он прибавил: суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю на уповании (Рим. 8:20). Видишь, что тварь не хотела повиноваться и служить Адаму, после того как он преступил заповедь Божию, потому что видела, что он низпал от божественной славы? Для сего-то Бог, прежде сотворения мира, предопределил быть спасению человека через возрождение, какое имел он получить в силу воплощенного домостроительства Христова, и на сем основании подчинил ему тварь и покорил ее тлению, так как тленным сделался человек, для которого она создана, - чтоб она каждогодно доставляла ему тленную пищу, положив, когда обновит человека, и сделает его нетленным, безсмертным и духовным, тогда вместе с ним обновит и всю тварь и сделает ее вечною и нетленною.

Тварь не по своей воле сделалась тленною, дает плоды тленные, и произращает терния и волчцы; но покорилась повелению Бога, Который определил сие для нея на уповании, что опять обновит ее. Чтоб полнее удостоверить в этом, Апостол говорит наконец: яко и сама тварь свободится от работы устления в свободу славы чад Божиих (8:21). Видишь, что вся эта тварь в начале была нетленною и создана Богом в чине рая? Но после Богом подчинена тлению, и покорилась суете человеков.

А вот что пишет святитель Иоанн Златоуст: "Не ты один, но то, что ниже тебя, что не имеет ни разума, ни чувства, - и то будет с тобою участвовать в благах. "Свободится, - говорит Апостол, - от рабства истления", то есть, не будет уже тленною, но сделается соответственною благообразию твоего тела. Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему. Выражая это, Апостол прибавил: "в свободу славы чад Божиих", то есть посредством свободы. Как кормилица, воспитавшая царского сына, когда он получит отеческую власть, наслаждается вместе с ним благами, так и тварь, по словам Апостола. Видишь ли ты, что человек всегда бывает впереди, и что всё для него делается? Замечаешь ли, как Апостол утешает подвизающегося доказывает неизреченное Божие человеколюбие? Ты терпишь сам за себя, а тварь за тебя терпит. И не только утешает, но и доказывает достоверность сказанного им. Если надеется тварь, которая из-за тебя стала тем, что она теперь, тем более надейся ты, чрез которого тварь будет наслаждаться всеми теми благами. И люди обыкновенно одевают слуг в лучшее платье ради чести сына, когда ему нужно показаться во всем своем достоинстве. Так и Бог облекает тварь нетлением в свободу славы чад. "Вем бо, яко вся тварь совоздыхает и сболезует даже до ныне" (Рим. 8, 19-22).. " /Св. Иоанн Златоуст, "Беседы на Послание к римлянам", беседа XIV/

Информация с сайта
Спасо-Парголовский храм
Санкт-Петербургская Епархия РПЦ МП

Ас-Саляму алейкум!

Уважаемые знающие братья ответьте! Слышал что есть 10 животных, которые попадут в рай. Есть ли такой хадис? А на счет того, что животные друг перед другом ответят это правда? Точно не помню слова Аллаха или хадис, но говорится с примерным смыслом, что это день справедливости и даже безрогий баран будет бить рогатого, за то что тот ударил его при жизни имея преимущество в рогах.Есть животные которые попадут, это помоему баран котрого зарезал Ибрахим (мир ему) верблюдица Пророка,салляллаху алейхи ва салям. Правда ли это и есть ли такой хадис? И есть ли указание в шариате что животные будут в раю или в аду, или тоже будут воскрешены на судный день? Приведите пожалуйста доводы и слова ученых!

Ва алейкум салям ва рахматуллах!

Слышал что есть 10 животных которые попадут в рай- есть ли такой хадис?

Такого хадиса скорее всего нет. Об этом передается от Мукъатиля, который сказал, что десять животных будут в раю:
верблюдица Салиха, теленок Ибрахима, баран Исма’иля, корова Мусы, рыба Юнуса, осел Азиза, муравей Сулеймана, удод Балкъиса, собака обитателей пещеры и верблюдица Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует!
Во-первых, то, что при передаче этого сообщения использовано слово «передается», указывает на слабость данного сообщения.
Во-вторых — Мукъатиля обвиняли во лжи. Ибн Хиббан говорил о нем, что он брал от иудеев и христиан знания о Коране, которые совпадали с их книгами. Он уподоблял Господа своим творениям, и вместе с этим был лжецом. См. «аль-Маджрухин» 2/15. Похожие высказывания также приводятся в других книгах, например, «ат-Та’диль ва-т-таджрих» (1/197) аль-Баджи; «ад-Дуафаъ» (1/136) Ибн аль-Джаузи, и др.
Основываясь на этом нельзя доверять данному высказыванию.

А на счет того что животные друг перед другом ответят это правда? точно не помню слова Аллаха или хадис но говорится с примерным смыслом что это день справедливости и даже безрогий баран будет бить рогатого, за то что тот ударил его при жизни имея преимущество в рогах.

عن أبي هريرة أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال
لتؤدن الحقوق إلى أهلها يوم القيامة حتى يقاد للشاة الجلحاء من الشاة القرناء

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения обязательно будут соблюдены права имеющих право и даже к безрогому барану приведут рогатого» . Этот хадис передали Муслим 2582, ат-Тирмизи 2420.

И есть ли указание в шариате, что животные будут в раю или в аду, или тоже будут воскрешены на судный день?

От Абу Хурайры сообщается о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Аллах рассудит между Своими творениями: джинами, людьми и животными. И, поистине, в тот день животное, у которого не было рог, возьмет возмездие от животного, у которого были рога. И когда уже не останется у одного из них права на другого, скажет Аллах: “Будьте прахом!” И тогда скажет неверующий: “О, если бы я был прахом!”» (сура Весть, 40)
Шейх аль-Албани после того как привел этот хадис в «Сильсиля ас-сахиха» (1966) сказал: «Его привел Ибн Джарир в своем «Тафсире» от Исма’иля ибн Рафи’и аль-Мадани от Язида ибн Зияда от Мухаммада ибн Ка’ба аль-Курази от человека из числа ансаров от Абу Хурайры от пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Я (аль-Албани) говорю: этот иснад слабый, об Исма’иле ибн Рафи’и аль-Мадани, хафиз (Ибн Хаджар) сказал о нем: «У него слабая память»…
Однако шейх аль-Албани привел после этого хадиса два асара, смысл которых подобен вышеупомянутому хадису, от Абу Хурайры и ‘Абдуллы ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса, которые также приводятся в «Тафсире» Ибн Джарира ат-Табари, и сказал, что эти два асара возвышают степень, вышеприведенного хадиса до достоверного.
Эти асары: От Абу Хурайры сообщается, что он сказал: «Поистине, Аллах соберет все творения: всех животных, птиц и людей. И Он скажет животным и птицам: “Будьте прахом!” И тогда скажет неверующий: “О, если бы я был прахом!”»(Весть,40)
После этого асара шейх аль-Албани сказал: «И этот иснад достоверный, передатчики его заслуживают доверия, передатчики, которые встречаются у Муслима, кроме Ибн Саура, а он Мухаммад ас-Сан’ани. И хотя этот асар от сподвижника (Абу Хурайры), однако он является сильным подтверждением для того хадиса от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так как такое не говорят от себя. Также его подтверждает, что есть также у Ибн Джарира от ‘Ауфа от Абуль-Мугъиры от ‘Абдуллы ибн ‘Амра, что он сказал: «Когда наступит Судный день, будет распростерта земля, и будут собраны животные. Потом будет возмездие между животными. Барану, у которого не было рог, будет возмещено от барана, у которого были рога за то, что он бодал его. И когда возмездие между животными закончится, Он скажет им: “Будьте прахом!” И тогда скажет неверующий: “О, если бы я был прахом!”» (Весть,40)
Есть еще вот такие хадисы:
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все мухи будут в Огне, кроме пчёл». Этот хадис передали аль-Баззар, Абу Я’ля 4231 и ат-Табарани со слов Ибн ‘Умара (13467), а ат-Табарани со слов Ибн ‘Аббаса (11058) и Ибн Мас’уда (10487). Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 3442.
Аль-Хайсами в «аль-Маджма’» 10/390 сказал: «Его передал Абу Я’ля и его передатчики заслуживающие доверия». Хусайн Сулейм сказал: «Его иснад хороший». См. «Та’ликъ аля Муснад Абу Я’ля» 7/230.
Похожие хадисы с хорошими иснадами от Ибн ‘Аббаса (11058), Ибн ‘Умара (13467) и Ибн Мас’уда (10487) передал ат-Табарани. В совокупности с его путями этот хадис является достоверным.
Аль-Мунави сказал: «Все мухи будут в огне» — для того, чтобы ими подвергать мучениям обитателей Огня, а не для того, чтобы подвергать мучениям их (мух). Так это растолковал аль-Хаттаби.
«Кроме пчёл» — так как в них есть исцеление (или лечебное средство)». См. «Файдуль-Къадир» 3/569.
В «Мусаннафе» ‘Абду-р-Раззакъа (9415) передается от ас-Саури, который передал от Лейса, который передал от Муджахида, сообщившего от ‘Убайды ибн ‘Умайра или Ибн ‘Умара о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все мухи будут в Огне, кроме пчёл» , и он запрещал убивать их, а также сжигать еду.

Саубан (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что однажды, когда он стоял рядом с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), подошел один из иудейских раввинов ….
Он спросил: «Кто будет первыми из людей, кому будет позволено (перейти мост ас-Сырат)?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Бедняки из числа мухаджиров». Иудей спросил: «А что им будет подарено, когда они войдут в Рай?»
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Самую лакомую часть печени кита». Он спросил: «А что будет их пищей после этого?» Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Для них будут зарезаны Райские буйволы (быки), которые паслись на его окраинах». Он спросил: «А что они будут пить?» Он (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Питье их будет из (Райского) источника, который называется “Сальсабиль”». Муслим 315 (часть длинного хадиса).

Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вытирайте слизь с овец и очищайте их загон, молитесь рядом с их загоном, ибо поистине, они из числа животных рая» . Этот хадис передали аль-Байхакъи в «аль-Ма’рифа» со слов Абу Хурайры. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 1385, «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1128.
_______________________________________________
Если слово «ругъам» писать с фатхой – «рагъам», то у него будет такой смысл: «удаляйте пыль с овец». Имеется в виду, что овец следует содержать в чистоте и ухаживать за ними, как об этом говорил имам аль-Мунави в «Файдуль-Къадир». Аллах же знает об этом лучше всех!
ВаЛлаху а’лям!