Психический инфантилизм у взрослых. Инфантильность или незрелость личности: ошибки воспитания

Основные проявления инфантилизма

Если цитировать справочник по психиатрии, то инфантилизм – несоответствие индивида своему биологическому возрасту. Инфантильность – следствие нескольких комплексов: комплекс первый – «я не хочу расти», комплекс второй – «я боюсь ответственности», а ещё есть комплекс избалованности – когда человек привык, что все ему что-то должны. Но у инфантильности есть и другие грани: нежелание принимать возраст, стремление молодиться. Современная цивилизация сама по себе ориентирована на остановку взросления личности, на сохранение в оболочке взрослого человека маленького ребенка, инфанта. Культ молодости, огромный выбор развлечений, предлагаемый нашей культурой – все это провоцирует ребенка в нас проснуться и отодвинуть в сторону внутреннего взрослого.

Итак, инфантильность человека – незрелость, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Инфантильные люди не самостоятельны в решениях и действиях, у них пониженная критичность по отношению к себе и повышенная требовательность к заботе о себе. Им присущи разнообразные компенсаторные реакции, к ним относятся фантазии, заменяющие реалии, эгоцентризм, эгоизм. Откуда же берется инфантилизм? Часто он развивается в результате неправильного воспитания. По своей природе ребенок не только любопытен, но и активен. Взрослые же, иногда не умея, иногда не желая организовать эту активность, все делают за ребенка сами. Они лишают его самостоятельности, не допускают в мир реальных вещей и действий, ограждают от таких поступков, за которые ребенок мог бы нести ответственность. Что же получается? Не видя результатов своих поступков, ребенок бессилен извлечь из них уроки. И день за днем отодвигается развитие в нем личностного начала –гордости за то, что он сумел сделать сам, ответственности за последствия своих действий. Так появляются будущие инфантилы. Взрослея и сталкиваясь с окружающим миром, в котором все совсем по-другому, молодые люди теряются и бегут в понятное и интересное виртуальное пространство, существовать в котором очень удобно. Со временем они, конечно, взрослеют, но при этом становятся взрослыми людьми с синдромом подросткового мировосприятия. И таких персонажей все больше.

Психологи различают 4 основных варианта инфантилизма: гармонический (простой), дисгармонический, органический и психогенный. Инфантилизм первого типа (истинный или простой по В.В. Ковалеву) базируется на задержке развития лобных долей головного мозга, обусловленной объективными факторами и неправильным воспитанием. В результате у ребенка задерживается формирование норм поведения и общения, выработка понятий «нельзя» и «надо», чувства дистанции в отношениях со взрослыми. Он не способен верно оценивать ситуацию, менять поведение в соответствии с ее требованиями, а также предвидеть развитие событий и, стало быть, возможные опасности и угрозы. При инфантилизме 2-го типа незрелость касается не только психического, но и физического развития. При органическом инфантилизме он сочетается с органической неполноценностью центральной нервной системы. Психический инфантилизм выражается в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и сохранении детских качеств личности.

Психологические особенности инфантильной личности:

Эгоцентризм

Зацикленность на самом себе, неспособность почувствовать и понять состояние другого человека. Для маленького ребенка – это естественно. Он еще не может понять, что другие дети и взрослые видят мир иначе, чем он. И что люди думают по-разному. Наблюдать выраженный эгоцентризм у взрослых людей странно. Как ведет себя ребенок-эгоцентрик и взрослый-инфантил? Он считает, что мир создан для него, и должен вертеться вокруг него. Другие люди интересны и хороши тогда, когда удовлетворяют мои потребности. Более того, именно удовлетворение своих собственных потребностей в защите, тепле, принятии, любви – у ребенка и инфантильного взрослого является главной ценностью. Внутренний мир других людей им неинтересен в принципе. Эгоцентризму присуща нередко и абсолютная уверенность в собственной правоте. И если возникают проблемы во взаимоотношениях, то звучит не «я не понимаю людей», а «люди не понимают меня».

Иждивенчество

В нашем случае мы под иждивенчеством понимаем скорее не жизнь за счет средств другого, а нежелание или неспособность обслуживать себя самому.

Ориентация на игру

Развлечениям отдается предпочтение перед другими видами деятельности. Благо, что современная цивилизация предоставляет огромное количество вариантов развлечений, которые помогают избежать страшной для ребенка и инфантильного взрослого вещи – скуки. «Мне скучно – развлекайте меня!». Немалая доля дохода уходит на развлечения и игры. Они бывают разными. Компьютерные игры, бесконечные посиделки с друзьями дома или в барах, походы по магазинам, кино и дискотекам, приобретение все новых и новых игрушек (у мужчин в их роли нередко выступают технические новинки).

Неспособность к принятию решений и к мобилизации сил для реализации этих решений

Принятие решений требует развития воли, а это одна из характеристик зрелого человека. Взрослая личность способна действовать вопреки «устал», «не хочу», «не могу», «трудно», опираясь на собственную волю. Для ребенка же «не хочу» или «трудно» – прямой аргумент не делать что-то. Инфантильный человек выбирает пути наименьшего сопротивления, те, где придется как можно меньше напрягаться.

Отказ от принятия ответственности за собственную жизнь

Самый легкий путь – это вообще не принимать решений и перелагать эту тяжелую ношу на других. Более того, нередко в окружении инфантильных личностей есть люди, прямо ответственные за принятие решений за них и, что еще более важно, ответственные за реализацию этих решений. Незрелая личность выбирает роль слабого ребенка, нуждающегося в опоре и защите.

Отсутствие перспективы будущего

Для ребенка жизнь является бесконечным «сейчас» – и это вполне понятно. Ребенку не нужно смотреть в будущее, об этом думают родители. У инфантильного взрослого также нет никаких осознанных планов на будущее. Все происходит как-то само собой. Дети ощущают себя бессмертными, в их распоряжении – бесконечное количество времени, поэтому нет смысла торопиться. Ощущение времени как ресурса, «шагреневой кожи», убывающей независимо от удовлетворения или неудовлетворения наших желаний – это ощущение присуще лишь взрослым людям, имеющим возможность и желание размышлять о жизни.

Неспособность к самооценке и самопознанию

Размышлять о жизни – значит задавать себе очень трудные вопросы. Дети таких вопросов не задают, их время еще не пришло. Отсутствие рефлексии приводит к невозможности извлечения опыта из собственной жизни. То, что происходит в жизни инфантильного человека, не становится жизненным опытом, а остается просто событиями.

У женского и мужского инфантилизма, имеются общие черты

1) Нежелание взрослеть. Индивид остается подростком, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

2) Проявляется полное безволие, как в социальной, так и личной жизни. Главная задача индивида в такой ситуации, поиск человека, на которого можно перекинуть финансовые и бытовые проблемы.

3) Бытовая неприспособленность, перемежающаяся паническими атаками на данной почве.

4) Социальные действия, подмененные мечтаниями. Например, о некоем мифическом идеале, «настоящем мужчине» или «легких деньгах».

Основные признаки инфантильного индивида

• самым важным он считает всегда делать то, что хочется ему (не смотря на интересы других); • брак, дети для него всегда под грифом «пока не готов» (хотя пожить вместе может, но до начала больших проблем, требующих его участия); • обычно в его личной истории достаточно много непродолжительных «отношений»; • ухаживания мужчины-ребёнка часто очень сентиментальны, романтичны, но не перерастают в серьёзные; • слово «ответственность» для него вряд ли понятно, иногда им руководит боязнь «наказания» (чаще это может проявляться на работе, а не в личных, домашних отношениях); • самостоятельных хозяйственных действий по дому от него не дождаться; • его отношения с мамой абсолютно «не вырастают»; • даже уже в трудоспособном возрасте живёт при финансовой поддержке родителей или на их полном обеспечении; • обычно эмоциональная поддержка родителей для него также является основной в сложных ситуациях; • может проживать с родителями, даже если есть отдельное жильё или постоянно пользоваться их «услугами»; • не работает либо часто остаётся без работы, не спеша искать новую; • непременно обладает каким-то всепоглощающим увлечением (часто это компьютерные игры), которое не в силах отложить; • часто жалуется на жизнь, ищет виновных, не допуская своей вины и говоря, что весь мир несправедлив.

Есть медицинские понятия, которые стали настолько разговорными, что приобрели, по сути, второе, а то и третье значение. К таким многозначным словам относится и термин «инфантильность».

Физиологический инфантилизм

Для описания отставания в физическом развитии врачи используют термин «инфантильность».

Это в психологии он означает неспособность принимать ответственные решения, наивность и чрезмерную непосредственность. Эндокринолог использует данный термин, описывая, к примеру, сбои в работе желез внутренней секреции, вызванные задержкой физического развития пациента.

То есть для медиков инфантильность - это прежде всего физиологический дефект организма. Он может быть вызван проблемной беременностью и особенностями развития плода, перенесенными в раннем детстве заболеваниями, нарушениями в работе желез внутренней секреции. Люди, страдающие инфантилизмом, плохо растут, их тела долго сохраняют «детские» пропорции, замедляется половое созревание.

Психологический инфантилизм

В психологии инфантильность - это незрелость личности, задержка развитии волевой и эмоциональной сферы. Она может существовать как сугубо психологическая проблема либо выступать одним из симптомов общего отставания в развитии.

Обыватели употребляют этот термин именно в таком значении. Они не имеют в виду, что человек действительно похож на ребенка, а всего лишь подчеркивают некоторые особенности его поведения.

Безответственность, излишняя эмоциональность, легкомысленность, неспособность сосредотачиваться на поставленной цели - все это зачастую характеризуется словом «инфантильность». Признаки такого поведения определяются на интуитивном уровне, более того, каждый вкладывает в это определение свой смысл. Одному инфантильным кажется человек, увлекающийся онлайн-играми, другому - часто капризничающая девушка, третьему - художник, не желающий искать регулярный заработок.

Инфантилизм и представления о нем

Зачастую в представлении окружающих инфантильность - это не девиации поведения, а просто несоответствие ожиданиям критиков. Критерии оценки полностью субъективны. Люди ответственные и серьезные могут считать инфантильными представителей творческих профессий только на том основании, что их образ жизни выглядит хаотичным и неорганизованным. Старики часто полагают, что молодые люди, не торопящиеся создать семью, инфантильны и не хотят обременять себя ответственностью.

Но подобные претензии - всего лишь подтверждение неоправдавшихся ожиданий. У каждого человека есть собственное представление о том, каким именно должен быть взрослый. Вот только от объективности подобные шаблонные образы далеки. Основываются они исключительно на общем опыте и на существующих в обществе стереотипах.

Что такое инфантильность

Для того чтобы определить, свойственен ли человеку инфантилизм, требуется специалист-психолог.

Потому что взрослого человека от ребенка отличают вовсе не внешние атрибуты, такие как хорошая работа, дорогая машина или большая семья. Инфантильность - это, прежде всего неумение, неспособность брать на себя ответственность. Взрослый человек четко понимает, что именно он управляет своей жизнью. Нет никого, кого можно было бы обвинить в неудачах, он сам отвечает за себя. Более того, он отвечает за других. Ребенок, объясняя свою неудачу, может сказать, что ему не повезло или другие вели себя неправильно, лишили его шанса на успех. Взрослый точно знает, что невезения не бывает, бывают ошибки. Не понял, не предусмотрел, не приготовился, не продумал. Очень мало в жизни ситуаций, которые действительно нельзя предотвратить. Все остальное - результат небрежности и недомыслия.

Инфантильный или просто другой?

Взрослый отличается от взрослого ребенка способностью признать себя главным виновником как успеха, так и провала. Вот только это качество внешне обычно никак не проявляется, поэтому сделать вывод о чьей-то инфантильности, опираясь только на критику его поведения, сложно.

Собственно, если оценивать внешнюю сторону поступков, то и царевич Гаутама, оставивший трон и дворец ради того, чтобы сидеть под деревом, дожидаясь просветления, тоже не слишком ответственный человек. Бросил работу - вверенный ему ответственный пост руководителя страны, оставил семью. И ради чего? Ради духовного роста? Разве это поступок взрослого серьезного мужчины?

Чтобы не допускать подобных ошибок в оценках, психологи используют тест на инфантильность. Точнее, тесты, потому что их много. Психолог может предложить посетителю ответить на вопросы, нарисовать картинку на заданную тему, рассмотреть бесформенные кляксы, рассказав о своих ассоциациях.

Метод оценки ситуации

Достаточно популярный метод - предлагать человеку представить себе различные жизненные ситуации и найти ответственного за их исход. К примеру, посетитель должен вообразить, что он гуляет с ребенком в дождливую погоду. Малыш не послушался и залез в лужу, простудился и заболел. Кто виноват: взрослый или ребенок?

Или клиенту предлагают представить, что он сдает экзамен, к которому подготовился не слишком хорошо - выучил только 18-й билет из 20. Если, вопреки теории вероятностей, достался незнакомый вопрос, это неудача или результат небрежности? Ответы на такие вопросы довольно четко показывают, как именно оценивает человек свое поведение, считает ли он себя ответственным за происходящее в его жизни или нет.

Забавный нюанс. Те же ситуации, но в отвлеченной форме, не привязанной к личности опрашиваемого, будут оценены совсем по-другому. Скажем, в сценке с промокшим малышом инфантильный человек, скорее всего, заявит, что он ни в чем не виноват. Он же сделал все, что нужно - запретил ребенку лезть в лужу. Малыш не послушался, это его вина! Но если перефразировать вопрос, предложить оценить ситуацию, в которой с ребенком гуляет не сам опрашиваемый, а, к примеру, мать или бабушка… Наверняка окажется, что виновата нерадивая нянька, которая не смогла присмотреть за несмышленышем. Такое мышление - явственный симптом запущенного инфантилизма.

Как избавиться от недостатка?

Откуда же берется инфантильность? Причины этого явления кроются обычно в воспитании (конечно, кроме тех случаев, когда это результат заболевания).

Строгие родители, воспитывая хорошего мальчика или послушную девочку, даже не задумываются, что таким образом не решают проблемы, а создают их. Ребенок, не привыкший принимать решения, согласившийся с тем, что за его жизнь полностью отвечают другие люди, просто не сможет потом справиться с грузом ответственности.

И плоды такого воспитания трудно исправить. Пожалуй, даже труднее, чем излечить человека от алкоголизма. Пьющему, пусть и с трудом, но можно доказать, что такое поведение приносит вред и ему, и окружающим. Не всем, не всегда, но можно. А как избавиться от инфантильности, если главный ее постулат - отрицание ответственности? Но если уж такой вопрос возник, значит, первый шаг сделан. Потому что главное - это признать наличие проблемы. Инфантильный человек, который осознал свой недостаток, уже сделал шаг к самосовершенствованию. Все, что нужно потом - это учиться принимать решения самостоятельно и, в случае неудачи, не позволять себе перекладывать вину на других. Если рядом будет любящий человек, который сможет поддержать в трудную минуту, процесс запоздалого взросления пройдет намного легче и безболезненнее.

– психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации. Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.

    Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов , психопатий , реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

    Причины психического инфантилизма

    Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

    • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии , асфиксии .
    • Психические расстройства . У детей с умственной отсталостью, аутизмом , шизофренией , задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
    • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
    • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

    Патогенез

    Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции. Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания. Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

    Классификация

    Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

  1. Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы , асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром .
  2. Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
  3. Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.

Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

  • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
  • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

Симптомы психического инфантилизма

Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию. Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада. Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается. Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать. Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

Осложнения

Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия , тревожность , истероидная психопатия. Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти. К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

Диагностика

Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

  • Беседу с врачом-психиатром . Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
  • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией , аутизмом, поведенческими расстройствами . Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой. Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

Лечение психического инфантилизма

Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

Прогноз и профилактика

Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам. Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития. Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.

Инфантильность – это характеристика личности, выражающая незрелость её психологического развития, сохранение черт, присущих более ранним возрастным этапам. Инфантильность человека в бытовом понимании называют детскостью, что проявляется в незрелости поведения, неумении принимать взвешенные решения, нежелании принимать ответственность.

Под инфантильностью в психологии понимается незрелость индивида, которая выражается в задержке становления личности, когда ее действия не отвечают возрастным требованиям. Некоторые люди воспринимают инфантильность поведения, как должное явление. Жизнь современного человека достаточно стремительна, именно такой образ жизни и толкает человека к подобному поведению, останавливая взросление и развитие личности, сохраняя при этом внутри взрослого маленького и несмышленого ребенка. Культ вечной молодости и юности, наличие самых разнообразных развлечений современной культуры, вот что провоцирует развитие инфантильности у человека, отодвигая на задний план развитие взрослой личности и позволяя оставаться вечным ребенком.

Женщина с инфантильностью характера способна изображать обиду, когда на самом деле переживает . Среди других приёмов у таких фемин на «вооружении» грусть, слезы, ощущение вины и страха. Такая женщина способна притворяться растерянной, когда не знает, чего сама хочет. Лучше всего ей удается заставить поверить мужчину в то, что без него она никто и, что она без его поддержки пропадет. Она никогда не скажет о том, что ей не нравится, она будет дуться или плакать и капризничать, но на серьезный разговор её вывести очень сложно.

Истинная инфантильность женщины приводит её жизнь в сущий хаос. Она всегда попадает в какие-то истории, экстремальные ситуации, откуда её нужно спасать. У неё много друзей, её внешний вид далекий от образа леди, её привлекают джинсы, кроссовки, различные майки с детскими или мультяшными принтами. Она веселая, энергичная и непостоянная, круг её общения главным образом состоит из лиц намного моложе её возраста.

Мужчины любят приключения, потому что они вызывают выброс адреналина, поэтому они находят себе инфантильную женщину, с которой никогда не скучно.

По результатам одного исследования выяснилось, что 34% женщин ведут себя инфантильно, когда находятся рядом со своим мужчиной, 66% говорят о том, что эти женщины живут в образе легкомысленной девочки постоянно.

Причины инфантильности женщины в том, что она поступает подобным образом, поскольку ей так легче чего-то добиться от мужчины, она не хочет нести ответственность за личную жизнь или мечтает, чтобы кто-то взял над ней опеку, этот кто-то, конечно, же взрослый и состоятельный мужчина.

Как избавиться от инфантильности

Инфантильность это в психологии стойкая характеристика личности, поэтому избавиться от нее быстро нельзя. Чтобы преступить к решению вопроса: как бороться с инфантильностью, нужно понимать, что для этого предстоит большая работа. В борьбе с инфантильностью необходимо запастись очень большим терпением, поскольку придется пройти через слезы, обиды и гнев.

Итак, как избавиться от инфантильности. Наиболее действенным способом считается возникновение больших перемен в жизни, в ходе которых человек должен попасть в такие ситуации и условия, где он окажется без поддержки и ему в одиночку придется быстро решать проблемы, а потом нести ответственность за принятые решения.

Таким образом, от инфантильности избавляется много людей. Для мужчин такими условиями может быть – армия, спецназ, тюрьма. Женщинам больше подходит переезд в чужую страну, где нет абсолютно никаких знакомых, и приходится выживать без родственников и заводить новых друзей.

После переживания сильных стрессовых ситуаций, человек теряет свою инфантильность, например, потеряв материальное благополучие, пережив увольнение или смерть очень близкого человека, который служил опорой и поддержкой.

Для женщин самым лучшим способом бороться с инфантильностью, является рождение ребенка и пришедшая с ним ответственность.

Слишком радикальные методы вряд ли подойдут каждому человеку, и может произойти следующее: из-за резких перемен в жизни, человек может закрыться в себе или, не справившись с обязанностями, еще больше начнет регрессировать (регрессия – это защитный механизм психики, который возвращает человека на более низкую ступень развития его чувств и поведения).

Лучше использовать более доступные ситуации, например, самому приготовить обед, после чего убрать, сделать внеплановую главную уборку, сходить за покупками и купить исключительно то, что требуется, пойти и оплатить счета, съехать от родителей или перестать жить за их счет. Таких ситуаций в жизни очень много, они иногда кажутся незначительными, но тот, кто знает, что такое инфантильность характера понимает, как себя в таких случаях ведут инфантильные личности, насколько обременительными эти ситуации для них являются.

Люди, которые проявляют наивный подход к бытовым ситуациям, в политике, не умеют своевременно принимать обдуманные решения, не стремятся брать на себя ответственность в любых ситуациях склонны к инфантилизму. Инфантилизм бывает психическим, правовым и психологическим.

Психический инфантилизм – задержка в развитии психики или взрослого, или ребенка, его отставание в психическом развитии, что проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы и детских качествах зрелой личности.

Природа возникновения

Синдром психического инфантилизма чаще всего проявляется вследствие органического повреждения мозга. Причинами инфантилизма может являться внутриутробное повреждение плода. Природа возникновения данного заболевания создается эндокринно-гормональными или генетическими факторами, инфекционными заболеваниями при беременности матери или тяжелыми болезнями в первые месяцы жизни ребенка.

Критерии психического инфантилизма

Инфантилизм данного вида может проявляться как у взрослых, так и у детей обоих полов. Для него характерен ряд признаков:

  1. Отсутствие устойчивости восприятия и внимания.
  2. Поспешные, необоснованные суждения.
  3. Неспособность анализировать.
  4. Беззаботное поведение и легкомыслие, эгоцентризм.
  5. Склонность к фантазированию.
  6. Неуверенность в собственных силах, склонность к нервным срывам.

Психический инфантилизм у детей

Для таких детей характерно богатое проявление эмоциональности, не обогащенное развитием истинных качеств ума, что помогают обеспечивать социализацию. Инфантильные дети искреннее радуются, симпатизируют, гневаются, испытывают страх. Их пантомимика очень выразительна. В них отсутствует эмоциональная основательность.

Психический инфантилизм у взрослых

У взрослых такой инфантилизм характеризуется наивностью, эгоцентризмом и эгоизмом, эмоциональной неустойчивостью, ярко выраженным фантазированием, неустойчивостью интересов, частой отвлекаемостью, застенчивостью, беззаботностью, повышенной обидчивостью.

Психический инфантилизм - лечение

Для избавления от психического инфантилизма, необходимо излечить основную болезнь, которая была причиной возникновения инфантильности. Чем раньше выявить признаки инфантилизма, тем успешнее будет лечение. При врожденных пороках необходима операция. При заболевании желез внутренней секреции – назначение соответствующего лечения.

Итак, психический инфантилизм отрицательно влияет на психическое развитие в начале ребенка, а затем и взрослого человека. В результате инфантильности, человек не может созреть для полноценной жизни во взрослом мире.