Психологическая помощь онкологическим больным.

Доктор медицинских наук, профессор кафедры онкологии, гематологии и лучевой терапии РНИМУ им. Н.И. Пирогова Елена Полевиченко рассказала о психоонкологических аспектах паллиативной помощи детям. Она отметила, что «мы отстаем лет на сорок в этой теме». «В англоязычной литературе об этом говорили уже в ранние 1980-е годы», – обратила внимание врач.

По ее словам, сегодня психологическая поддержка больного и его семьи рассматривается не как дополнительная опция, а как стандарт врачебной помощи, утвержденный ВОЗ в документе «Национальные программы борьбы против рака». Принятый в этом году приказ Минздрава №193 от 14.04.2015 «Об утверждении порядка паллиативной медицинской помощи детям» прямо предусматривает оказание психологической помощи, однако соответствующих специалистов пока очень мало.

Для изменения ситуации необходима качественная коммуникация и полноценное информирование ребенка и его семьи врачами, отказ от табу на разговоры о смерти и снятие «заговора молчания» вокруг диагнозов, считает Елена Полевиченко. Нужно позволять ребенку спрашивать о болезни и прогнозе, выражать любые эмоции.

Тактика «лжи во спасение» совершенно не работает: как правило, неизлечимо больные дети знают, что умирают, но хотят уберечь своих родителей от лишних переживаний и не разговаривают об этом. Они также боятся оказаться забытыми, испытывают страх, одиночество, тревогу, отметила доктор. Чтобы побороть эти чувства, можно создать сайт, блог, памятный альбом. Ребенку необходимы безусловная любовь и поддержка.

Очень часто способ озвучивания «плохих новостей» крайне травмирует семью. Елена Полевиченко собрала советы родителей о том, как сообщать плохие новости:

  • говорить о них ясно и определенно;
  • сообщать о возможностях поддержки;
  • сообщать их от лечащего врача;
  • делиться информацией в удобном темпе;
  • давать информацию как можно раньше;
  • разговаривать с ребенком обоим родителям одновременно.

Профессор Полевиченко настаивает, что поддержка семьи в период горя должна быть обязательной: это поможет пережить утрату и строить жизнь дальше. Нужно помочь родителям пережить смерть сына или дочери так, чтобы не страдали другие дети в семье, чтобы люди не боялись рожать еще, если позволяет возраст, но при этом не возникало замещающих отношений.

Также важно заботиться о психоэмоциональном состоянии медицинского персонала, работающего с неизлечимо больными детьми, устранять «синдром выгорания», применять различные формы реабилитации.

Тем, кто интересуется вопросами паллиативной помощи, Елена Полевиченко порекомендовала посетить сайт Ассоциации профессиональных участников хосписной помощи и не пропустить I Конференцию ассоциации, которая пройдет с 3 по 5 декабря в Москве.

Когда человек неизлечимо болен, болеет вся его семья


Нюта Федермессер
, глава фонда помощи хосписам «Вера», говорила о поддержке родственников во время болезни и горевания. «На Западе 40% работы персонала в хосписах – с пациентом, 60 % – с семьей, – сказала она. – Люди боятся не смерти, а умирания. И боятся, как правило, не за себя, а за близких. Боятся быть беспомощными, обузой». Поэтому для всей семьи важно, как уходит человек.

«Очень травматичен запрет на посещение больниц с детьми, – утверждает Федермессер. – У детей и внуков остается ощущение предательства. Как научить ребенка сострадать, сочувствовать, если он не участвует в этом? У нас выросло поколение, которое не имело возможности видеть ослабленного пациента, сострадать немощному – отсюда равнодушие врачей».

Одно из самых тяжелых следствий смерти человека – чувство вины у родственников. Что способствует его возникновению и как это минимизировать?

Одна из причин – затрудненное получение обезболивающих: порой родственники страдают от этого не меньше, чем пациент. Другой один источник стресса – недоделанные дела. «В нашей стране мы не умеем писать завещание, распределять имущество, – заметила Нюта. – Всё это провоцирует ссоры после смерти человека. Родственников надо учить этот вопрос прорабатывать. Где-то с настойчивостью, где-то с иронией, пусть даже со ссорами до ухода… это лучше, чем после! По крайней мере, в Москве я не встречала людей, которые бы не задумывались перед смертью о том, куда уйдет их квартира, но часто они даже не знают, куда обратиться. Поэтому мы начинаем говорить о том, что в каждом хосписе должен быть юрист».

Бесконечное вранье о диагнозе якобы «из любви» тоже приводит к ужасающему чувству вины, добавляет Федермессер. Но когда всё кончено, сотрудники хосписа ни в коем случае не акцентируют внимание на ошибках, допущенных родственниками: «Мы говорим им, что они всё сделали правильно».

Болезнь – это не только плохое

Клинический психолог, заведующая кафедрой общей психологии и педагогики психолого-социального факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Марина Ивашкина рассуждала о стратегии психотерапии с онкологическим пациентом.

Нужно ли настраивать на то, чтобы бороться с болезнью как с врагом, или принять ее как часть жизни? «У каждого есть две субличности: “больной” и “целитель”, – пояснила Ивашкина. – У всех есть и опыт болезни, и опыт помощи себе». Официальная медицина часто говорит однозначно: болезнь – это плохо. В таком случае пациент начинает гипертрофировать «целителя» и уводить на второй план больного, но «больной» может проявиться в неожиданный момент.

Вторая стратегия – преодоление через принятие. У обоих путей есть плюсы и минусы, которые по-разному проявляются на разных стадиях переживания потерь и кризиса. Одна из принятых классификаций стадий переживания травматичной ситуации, в том числе факта онкологической болезни, предполагает пять этапов:

  • шок, отрицание;
  • агрессия;
  • «торг» с судьбой;
  • депрессия;
  • экзистенциальный опыт, осмысление, принятие.

«Стратегия борьбы» и «стратегия принятия» могут с более или менее равным успехом применяться на первых трех этапах, но когда наступают два последних, стратегия принятия более эффективна – она позволяет проживать болезнь как часть жизни.

Смысл – побочный эффект страданий

Доцент кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций факультета психологии СПбГУ, старший научный сотрудник НИИ онкологии имени Н.И. Петрова Валентина Чулкова описала концептуальный подход и принципы психотерапии в онкологии.

По ее словам, онкозаболевание – это по всем признакам кризисная и экстремальная ситуация, отсюда переживания онкологического пациента. Их ядром является страх смерти, связанный с разрушением «иллюзии бессмертия». Он приводит к разным формам дезадаптации – от суицида до причинения вреда другим людям.

Онкозаболевание может переживаться как экстремальная ситуация, когда нарушен баланс между силой воздействия внешних обстоятельств и внутренними адаптационными возможностями. Тогда разрешение ситуации – возвращение к «нормальной» жизни. Если же рак переживается как кризисная ситуация, это переломный момент в развитии личности: после человек уже не будет прежним.

В случае экстремальной ситуации главный акцент в психологической помощи делается на восстановлении ощущения собственной идентичности, ценности и значимости, а в кризисной ситуации – на осознании новых путей и способов существования. Психологическая помощь не может полностью избавить от страданий, но страдания могут принести в жизнь новый смысл, подчеркивает Валентина Чулкова.

Проблемы рака и онкобольных редко обсуждаются здоровыми людьми, ведь зачем без необходимости говорить о тяжёлой и смертельно опасной болезни? К счастью, здоровые люди могут выбирать, о чём говорить. Но как правильно общаться с человеком, который болен раком, когда и представить себе сложно его психологическое состояние?

Чтобы понять, поддержать и наладить адекватное общение с человеком, которому поставлен столь страшный диагноз, американские учёные даже создали целое научное направление – онкопсихологию, которая активно применяется в онкоцентрах Америки. По нормативам данной науки врач должен потратить не меньше 2 часов, чтобы рассказать пациенту об опасном диагнозе. Ведь рак – это, действительно, очень серьёзное заболевание, и каждому человеку нужно какое-то время, чтобы осознать, понять, успокоиться, расспросить о прогнозах и методиках лечения.

В нашей же стране нормативы совершенно другие, и онколог в рамках амбулаторного приёма не может потратить более 15 минут на пациента. А зачастую врачам приходится, что называется, на бегу сообщать диагноз. Причем, до недавнего времени врачи вообще не имели права говорить пациенту о том, что у него рак. Данная тактика поведения была утверждена на государственном уровне, поэтому даже медсёстры не могли раскрывать пациенту правду о его болезни. Сегодня, к счастью, уже нет таких требований, и пациент имеет право знать о состоянии своего здоровья. Но онкопсихология пока в нашей стране не практикуется. Да и в качестве психолога выступают зачастую просто родственники или знакомые. Поэтому если у Вас есть тревожные подозрения по поводу диагностики близкого человека, желательно не оставлять его одного и посетить врача вместе с ним. Пусть даже на всякий случай. Но Вы всегда сможете поддержать родственника в такой переломный момент его жизни, и в тоже время спокойно обсудить с врачом возможные варианты лечения.

Стадии реагирования пациента на страшный диагноз

Несмотря на то, что все люди разные, в шоковой ситуации мы действуем согласно запрограммированным типовым реакциям на стресс. Конечно, стадии реагирования могут различаться степенью интенсивности. Но в любом случае, каждый пациент, услышав диагноз рак, проходит все описанные ниже стадии переживаний:

Шок – это, как правило, первая, бурная, но непродолжительная стадия. Ведь даже не воспринимая рак, как приговор, пациент уже представляет жизнь абсолютно в другом свете. Он может плакать, обвиняя себя в болезни, может желать себе скорейшей смерти в попытке избежать мучений – это всего лишь мощный эмоциональный взрыв, во время которого пациент не может адекватно воспринимать реальность. На этой стадии бесполезно взывать к здравому смыслу. И даже отсутствие угрозы для жизни пациента не всегда помогает купировать шоковую стадию. Лучше просто подождать, пока утихнут эмоции.

Стадия отрицания – это этап психологической защиты, когда пациент отказывается признавать болезнь. Он искренне уверен сам и старается убедить близких, что всё поправимо и скоро пройдёт. В этот момент не только можно, но и нужно поддержать больного, но исключительно до того часа, когда он начнёт отрицать медицинское лечение. Многие пациенты на этой стадии готовы даже отказаться от врачебной помощи, веря, что болезнь не настолько опасная, чтобы не вылечить её народными средствами, заговорами и другими магическими процедурами. В этом случае нельзя идти на поводу у больного и нужно категорично настаивать на официальном лечении. Ведь эффективность народных методов научно не доказана, а на практическую проверку просто может и не хватить времени.

Агрессия – одна из самых тяжёлых и опасных стадий, требующая больших усилий со стороны родных и близких пациента. Являясь также защитной реакцией, агрессия может быть направленной на всех: на врача, недосмотревшего болезнь; на близких, непонимающих его проблем; на себя, невнимательного к своему здоровью и даже на окружающих, наславших на него порчу и проклятия. Пациент может отказываться сотрудничать с врачом, поставившим диагноз. Лучшая тактика поведения для родственников больного – не вступать в конфликты, не провоцировать и разубеждать (даже при явных заблуждениях больного), потому как на этой стадии возможен суицид. Оптимальная модель поведения – отвлечение – как с детьми. Например, малыш обвиняет стол, ударивший его – а Вы отвлеките ребёнка птичками за окном. Конечно, переключить внимание взрослого намного сложнее, но тоже возможно, главное, терпеливо, спокойно и методично.

Депрессия – логичная стадия реагирования, как результат перенесённых испытаний. В депрессивном состоянии пациент становится апатичным, его не интересует ни лечение, ни общение с родными и близкими. Возможны даже иллюзорные переживания в виде контактов с умершими или вещих снов. На этой стадии также высока опасность суицида, поэтому родственникам нельзя жёстко реагировать на кажущееся безразличие больного. Не нужно настаивать на общении, как и обвинять его в невнимательном отношении к лечебному процессу: «Мы делаем всё возможное и невозможное, а от тебя и благодарности не дождёшься!». Лучше действовать мягко, но настойчиво, например, не требовать диалога, но и не оставлять одного. Ему нужна поддержка, пусть он этого и не осознаёт. Достаточно вместе посмотреть кино, послушать музыку или просто находиться в одной комнате, занимаясь совершенно разными делами и ждать, когда больной таки захочет поговорить.

Принятие – финальная стадия реагирования, об удивительных свойствах которой говорят онкологи, наблюдающие все стадии переживаний пациентов. Принимая факт болезни, пациент полностью меняет свою жизнь. Он примиряется с судьбой, его уже не привлекают долгосрочные перспективы, он живёт здесь и сейчас. Со слов пациентов, переживших эту стадию, замедляется время, каждая минута жизни без страха смерти становится насыщенной и значимой, наполненной удивительным чувством свободы. Принятие смертельной болезни изменяет и отношение пациента к смерти, и она уже — не страшный финал, а естественный процесс, запланированный природой. На этой стадии главная задача родных и близких – поддержать этот духовный рост и положительные эмоции больного, способствуя их развитию. А именно – знакомить его с новой музыкой, хорошими фильмами, театральными постановками, выезжать на природу, общаться с друзьями – наполнить каждый миг жизни больного новыми впечатлениями и позитивными эмоциями.

Правильная реакция пациента – залог успешного лечения

Интенсивность реагирования описанных выше стадий переживания в большей или меньшей степени зависит от характера конкретного человека. Ведь есть пациенты, которые очень тяжело переживают болезнь, обвиняя, при этом, себя, близких, врачей, весь мир. Но есть и больные, которые охотно контактируют с лечащим врачом, внимательно выполняют все предписания, принимают процесс лечения как обязательную необходимость и стремятся к выздоровлению. И даже учёные подтвердили, что первая категория намного сложнее поддаётся лечению, в то время как вторая быстрее и легче побеждает опасный недуг. Ведь именно от психологического настроя пациента зависит успешность лечебного процесса. И главная задача врача и близких больного – вовремя определить тип его характера, чтобы грамотно скорректировать возможное поведение.

Синтонные пациенты — эмоционально открытый и позитивно настроенный тип людей, которые без особых усилий могут адаптироваться к стрессовой ситуации. Для таких людей рак – это не приговор, это всего лишь ответственный этап борьбы с опухолью, который непременно закончится победой. Почти во всех случаях между синтонным пациентом и врачом устанавливаются доверительные и открытые отношения, благодаря которым значительно ускоряется выздоровление.

Циклотимный характер пациента присущ людям с быстро меняющимся настроением, когда за фазой активного позитива может быстро наступить апатичная депрессия. Сложно делать оптимистические прогнозы таким пациентам, но говорить с ними нужно исключительно о хорошем. Задача и врачей, и родственников – подбадривать больного, стараясь выровнять его эмоциональный фон.

Пациенты с шизоидным типом характера склонны к интеллектуальному анализу своей болезни, причем, зачастую, отрицая опасность заболевания. Копаясь в причине возникновения болезни, они могут замыкаться, вплоть до аутизма. Поэтому, близким онкобольного шизоидного типа нужно помочь ему оценить и проанализировать ситуацию.

Пациенты с чертами возбудимого (эпитептоидного) типа склонны к вспышкам ярости, наплывам угрюмо-раздражительного настроения. Они плохо контролируют своё состояние аффекта, поэтому, могут конфликтовать с врачом, медперсоналом и даже родными. Общаться с такими пациентами нужно очень терпеливо, не противореча им и не провоцируя вспышки агрессии. Информацию о заболевании желательно дозировать.

Пациенты истероидного типа должны быть всегда в центре внимания. И даже их болезнь – проявление собственной исключительности. Эти черты характера можно легко использовать для успешного лечения, восхищаясь, например, его стойкостью и мужеством по отношению к болезни и процедурам. И ему действительно станет легче, причем не только морально, но и физически.

Тревожно-мнительный тип пациентов требует особо бережного и внимательного отношения, так как склонен к истощению, депрессивным и паническим настроениям. Больные этого типа характера абсолютно не выносят критическо-агрессивное отношение окружающих. И если фраза: «Возьми себя в руки» поможет синтонному пациенту настроиться на оптимистический лад, то больной тревожно-мнительного типа еще больше «поникнет». А отвлечь его от тяжёлых мыслей можно с помощью прогулки, доступного творчества, увлекательного досуга.

Болезнь побеждена, а стресс остался…

Благодаря возможностям современной медицины сегодня многие виды онкологических болезней успешно поддаются лечению. Но всё коварство рака заключается в том, что победив болезнь на физическом уровне, пациент может еще долго выздоравливать психологически. Врачи выделяют три вида психологических проблем, с которыми сталкиваются люди после успешного лечения рака:

«Дамоклов синдром», когда пациента не покидает чувство неопределенности в отношении собственного здоровья, подпитываемое опасением рецидива;

«Синдром Лазаря», названный по аналогии с библейским персонажем, которого Иисус воскресил из мёртвых, и проявляющийся повышенной обеспокоенностью из-за внимания к себе окружающих. «Смогу ли я вернуться к прежней жизни? Как меня воспримут в мире здоровых и активных людей?» — такие вопросы остаются актуальными еще долго после выздоровления;

«Остаточный стрессовый синдром» проявляется в виде постоянного чувства тревоги, зародившегося еще во время болезни и не проходящего после её устранения.

Согласно нормам онкопсихологии, такие последствия вполне обычны для пациентов, переживших онкологическую болезнь. И психологический «шрам» еще какое-то время будет беспокоить пациента, которому не помешает внимание и поддержка близких людей.

Сегодня практически во всех крупных онкологических центрах работают клинические психологи, которые готовы оказать психологическую помощь не только пациенту до и после лечения, но и его родственникам, разъяснив правильную линию поведения и объяснив, как лучше помощь близкому человеку.

Гридковец Л.М., Кутепова И.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ОНКОБОЛЬНЫМ

Любая болезнь имеет три уровня проявления: физический, психологический и духовный. Психологический уровень формирует факторы, играющие существенную роль как в вос-приимчивости человека к болезням, включая рак, так и в избавлении от них. Нередко рак является видимой стороной внутреннего конфликта человека и свидетельствует о наявности в нем внутренних неразрешенных проблем, усиленных стрессовыми переживаниями и событиями.

Физические методы лечения остают-ся неотъемлемой составляющей в борьбе с такими грозными болезнями, как рак. Однако без определенной системы пред-ставлений, с помощью которых и пациенты, и врачи могли бы содействовать лечению и формировать у больных положительные ожидания, лечение будет неполным. Если удастся мобилизовать всего человека на борьбу с болезнью, вероятность его выздоровления существенно возрастает.

Взять на себя ответственность за то, чтобы проанализировать или даже пересмотреть те из своих представлений и чувств, которые не способствуют лечению и не помогают бороться за свою жизнь и здоровье, может любой. Поиск ответа на этот вопрос снова возвращает нас к эмо-циональным и психологическим факторам, влияющим на со-стояние здоровья и возникновение болезни. Те же самые причины, по которым один пациент остается жить, а другой, с тем же диагнозом и лечением, умирает, влияют и на саму способность человека воспринимать заболевание как такое, т.е. на способность принять или откинуть болезнь.

Научные исследования показали, что:

Сильный эмоциональный стресс увеличивает воспри-имчивость организма к заболеваниям;

Хронический стресс приводит к подавлению иммунной системы, что в свою очередь еще больше повышает восприимчивость организма к заболеваниям и особен-но - к раку;

Эмоциональный стресс не только подавляет им-мунную систему, но и приводит к гормональным нарушениям, которые могут способствовать появлению атипичных клеток как раз в тот момент, когда организм наименее способен с ними бороться.

Исследования среди онкобольных показывают, что незадолго до начала развития болезни мно-гие из них утратили значимые эмоциональные связи. Когда объекту или роли, с кото-рыми человек себя связывает, начинает угрожать опасность или они просто исчезают, то он оказывается словно наедине с собой при отсутствии навыков, позволяющих справляться с подобными ситуациями. В таком случае, рак выступает в качестве симптома наявности неразрешенных проблем человека

Особенную роль в формировании раковых опухолей играют негативные фиксационные переживания детства личности. Психологический резерв ребенка ограничен, а соответственно модели поведения, обусловленные этим ограничением внутреннего резерва, носят сценарный характер.

Возникшие новые стрессовые ситуации ставят перед чело-веком проблему, с которой он уже не может справиться. Это не означает, что эту проблему порождает стресс. Она возникает в результате того, что человек не может справиться со стрес-сом, не нарушая установленных им же самим правил поведе-ния и не выходя за рамки когда-то выбранной роли.

Не видя возможности изменить правила своего пове-дения, человек чувствует свою беспомощность и неразре-шимость создавшейся ситуации. Человек отказывается от решения проблемы, теря-ет гибкость, способность изменяться и развиваться. Как только у человека пропадает надежда, его жизнь превраща-ется в «бег на месте», он уже не пытается ничего достичь. Со стороны может показаться, что он живет вполне нор-мальной жизнью, но для него самого существование теряет любой другой смысл, кроме выполнения привычных услов-ностей. Серьезное заболевание или смерть представляет для него выход из этого положения, разрешение проблемы или ее отсрочку.

Некоторые пациенты могут вспомнить у себя такую последовательность мыслей, другие ее не осознают. Тем не менее большинство признает, что за несколько меся-цев до начала заболевания они переживали чувства беспо-мощности и безнадежности. Этот процесс не вызывает рак, скорее он позволяет ему развиться. Если люди смогут узнать себя в приведенном описании, то это послужит им сигналом, призывающим к активным действиям, к необходимости что-то изменить в своей жизни.

Существует четыре психологических этапа, позволяющих человеку выйти из кризиса к здоровью:

Когда человек узнает, что болен и что его заболева-ние может быть смертельным, он начинает по-новому ви-деть свои проблемы; - человек принимает решение изменить свое поведение, стать другим;

Физиологические процессы, происходящие в организ-ме, реагируют на вспыхнувшую надежду и вновь появив-шееся желание жить. В большинстве случаев этот процесс не идет абсолютно гладко - у него есть свои взлеты и падения;

Выздоровевший больной чувствует себя «лучше, чем просто хорошо».

У него появляются духовные силы, положи-тельное представление о себе, вера в свою способность вли-ять на собственную жизнь - все, что, без всякого сомнения, свидетельствует о более высоком уровне психологического развития. У многих из тех, кто занимал активную позицию в борьбе с болезнью, в положительную сторону меняется и отношение к жизни. Они обретают веру, что все пойдет хорошо, и перестают считать себя жертвой. Судить о действительном настроении пациентов нужно не только по словам, но и по их поступкам.

Но не только человек сам влияет на протекание заболевания. Большую роль в процессе развития болезни и выздоровления оказывают другие люди:

Результаты исследований психологов показали значение «предопределяющего пророчества или предсказания». И даже результаты научных исследований могут стать провокационным фактором, стимулирующим развитие заболевания. Ожидая что-либо, мы действуем согласно этому ожиданию и таким образом повышаем вероятность того, что оно сбудется.

Определенные ожидания (врачей, родственников и т.д.) влияют на результат, вызывая бессознательные изменения поведе-ния. Часто ожидание может играть и весьма отрицательную роль.

Иногда бывает трудно понять, являются ли некоторые побочные эффекты действительно реакцией организма на ле-чение, или же они вызваны определенными представлениями человека.

Опыты с очевидностью подтверждают силу воздействия отрицательных установок. Социальные представления о раке обла-дают очень сильным отрицательным воздействием. Многие больные способны быть мужественными и сильными. Для того чтобы помочь им в этой нелегкой задаче, необходимо противопоставить существующим в обще-стве отрицательным установкам относительно рака систему положительных представлений. Отрицательный опыт многих людей определялся не действительным положением вещей, а в какой-то степени являлся результатом их первоначальной отрицательной установки.

Есть мнение, что нельзя вселять в человека «неоправданные надежды».Но жизненная позиция, в которой нет места надежде, это не реализм, а самый обычный пессимизм. Он может избавить человека от разочарования, но одновременно с этим активно способствует достижению именно отрицательных результатов. Такая позиция отнимает у людей вооб-ще всякую возможность жить полной жизнью и бороться, когда возникает угроза их жизни. Каждый пациент, стремящий-ся стать здоровым, неизбежно сталкивается с необходимос-тью пересмотреть свое отношение к угрожающей его жизни болезни, он должен быть «открыт» для надежды.

Психологи обратили внимание, что особенно хороших результатов добивались те пациенты, которые воспринимали эти принципы медленно и постепенно. Пока они обдумывали все подробности, взвеши-вая все «за» и «против», эти представления усваивались на всех уровнях личности, проникали во все личностные уста-новки и поведение. И хотя всех пациентов время от времени посещают сомнения - отголоски старых представлений, огромное значение имеют само стрем-ление пересмотреть старые взгляды и вера в то, что вы спо-собны это сделать.

Психологические процессы, помогающие освободиться от не-приятных чувств, выразить отрицательные эмоции и простить былые обиды (реальные или вымышленные) могут стать важ-ным элементом профилактики и преодоления заболеваний. Мы ощущаем стресс не только в тот момент, когда пере-живаем определенное событие, способствующее формирова-нию отрицательных эмоций, но и каждый раз, когда вспомина-ем об этом событии. Как показывают наши собственные исследования и работы других ученых, подобный «отсрочен-ный» стресс и связанное с ним напряжение могут оказывать сильное отрицательное воздействие на естественные защит-ные системы организма. В самом начале такие чувства могут быть абсолютно оправданы, но в дальнейшем, продолжая их носить «в себе», человек обязан будет оплачивать это повышенным физиоло-гическим и эмоциональным напряжением. Если такие чув-ства присутствуют и у вас, то прежде всего вам придется признать, что не кто иной, как вы сами являетесь основным источником стресса.

Но одно дело - поверить в необходимость освобождаться от обид, прощать их, и совсем другое - научиться это делать.

Различные духовные наставники и представители разнооб-разных философских школ во все времена говорили о необ-ходимости прощения. Вряд ли бы они уделяли столько вни-мания этой проблеме, если бы прощать было легко. Но с другой стороны, они бы не предлагали этого, если бы это было невозможно.

В книге Эмметта Фокса «Нагорная проповедь» предла-гается конкретный практический метод, помогающий челове-ку прощать. Суть его в том, чтобы представить себе человека, на которого держишь обиду, и вообразить, что с ним случается что-то хорошее. По мере того, как снова и снова мысленно повторять этот процесс, особенно если воссоздавать стрессовую ситуацию, становится легче представлять себе, что с этим человеком происходит что-то хорошее, и в результате начинаешь лучше к нему относиться. Формирование мысленных образов для преодоления обиды помогут не нашедшим выхода чув-ствам, которые в вас живут, освободиться. После того как пациенты освобождаются от обид на других людей, последним человеком, которого они прощают, являются они сами. По результатам объективных психологических тестов, после длительного применения этого метода у больных снижается стремление подавлять и отри-цать свои эмоции.

Может случиться, что, работая над преодолением обид, пациенты обнаруживают, что как бы они ни старались, им не удается про-стить какого-то человека. Обычно это означает, что в нега-тивном чувстве к нему для них скрыта какая-то выгода и они имеют от этого какую-то пользу. Может быть, обида позво-ляет им оставаться жертвой, то есть играть определенную роль, которая дает основание жалеть себя и при этом не брать на себя ответственность за изменение жизни. Таким образом, для того чтобы примириться с поведением кого-то другого, приходится очень внимательно рассмот-реть свое собственное. Если удаётся простить себя, удастся простить и других. Если же простить других трудно, то это чаще всего происходит из-за того, что трудно распространить прощение на себя.

Направив связанную с обидой энергию на конструктивные решения, человек делает шаг к тому, чтобы вести такую жизнь, какую сам хочет. А это в свою очередь укрепляет способность организма бороться с раком и коренным образом улучшает качество жизни.

Некоторые ученые высказывают предположение, что у онкологических больных произошло нарушение связи с ре-сурсами бессознательного. Как подсказывает наш опыт, мно-гие из выздоровевших пациентов в конце концов приходят к выводу, что их болезнь частично являлась сигналом того, что им необходимо уделять больше внимания своему бессозна-тельному «я», а не тому, чего от них ждут окружающие. Мно-гие пациенты рассказывали об особых озарениях, чувствах, снах или образах, благодаря которым они приобре-тали очень важные знания, необходимые на пути к восстанов-лению здоровья.

Чтобы пациенты смогли установить связь со своим глубинным источником исцеления и силы, их обучают работе с Внутренним Наставником. Мысленно вызывая об-раз Внутреннего Наставника, они получают доступ к своему бессознательному.

Впервые работа с Внутренним Наставником была приме-нена в психотерапии психоаналитической школой Юнга (Юнг называл его Мудрым Существом). Юнг говорил, что иногда во время медитации или состояния за-думчивости возникают образы, существующие как бы само-стоятельно, независимо.

У многих людей Внутренний Наставник принимает облик какой-то уважаемой авторитетной личности (старой мудрой женщины или мудреца, доктора, религиозного деятеля), с кем можно вести внутренний диалог, задавать вопросы и выслу-шивать ответы, выходящие, казалось бы, за рамки сознатель-ных способностей человека.

Более того, пациенты часто лучше реагируют на озарения, которые приходят к ним во время разговора с Внутренним Наставником, чем на наблюдения терапевта. Поскольку Внут-ренний Наставник является не кем иным, как частью их собственной личности, доверие к такому руководителю - здоровый шаг на пути к принятию на себя ответственности за собственное физическое и психическое здоровье.

У пациентов Внутренний Наставник, как правило, при-нимает образ либо какого-то уважаемого человека, либо ка-кой-то иной фигуры, имеющей большое символическое значе-ние. Доктор Бреслер, работающий в клинике при медицинском колледже Лос-Анджелеского университета и занимающийся проблемами боли, часто просит своих пациентов обратиться к Внутренему Наставнику для облегчения болей. При этом он предлагает им представить его в виде каких-нибудь смешных зверюшек вроде Лягушонка Фредди.

В процессе выздоровление важную роль играют мысленные образы, в часности они должны давать визуализацию того, что:

Раковые клетки достаточно слабые и не иметь жесткой структуры;

Лечение обладает силой и мощью;

Армия лейкоцитов огромна и по количеству на-много превосходит раковые клетки и т.д.;

Ясность лейкоцитов должна превышать четкость выражения раковых клеток. Нередко свойства, которыми наделены лейкоциты, от-ражают стоящие перед людьми психологические трудности;

Терапевтическое лечение есть дру-гом и союзником.

Необходимо наградить лечебные сред-ства какими-то конкретными чертами, сделать их помощни-ком и другом, который помогает справиться с болезнью.

Главная задача - выздороветь, и поэтому очень важно то, как пациент представляет себе возвращение здоровья, жизнен-ной силы и энергии. Он должен постараться вообразить, что достигает поставленных целей и это доставляет ему удовольствие.

Одним из важнейших этапов в процесе выздоровления онкобольного является преодоление боли. Ученые до сих пор точно не знают, что вызывает боль и как она связывает тело и психику и какая именно ее часть опреде-ляется физическими, а какая психологическими причина-ми. В тоже время существует целая система способствующая преодолению острых болезненных ощущений.Физическая боль выполняет иногда сразу несколько психо-логических функций. Онкологический пациент может пола-гать, что «преимущества» болезни, в виде возросшей люб-ви и внимания окружающих, возможности уйти от неприятной ситуации и т. д., в большей степени вызваны его страдани-ями от боли, нежели просто самим фактом злокачественного заболевания - ведь боль напоминает о болезни с такой оче-видностью.

Поскольку боль нередко бывает связана со страхом и напря-жением, многие пациенты замечают, что когда они начинают регулярно выполнять упражнения на релаксацию и визуализацию, боль уменьшается.

При работе с болью необходимо помочь пациентам понять роль эмоциональных моментов, попросить обратить внимание на то, когда и почему возникает боль, от чего зависит ее интенсив-ность, при каких условиях пациент совсем, либо почти совсем ее не испытывает, осознать, как он сам содействует боли.

Боль никогда не бывает постоянной, хотя пациенты нередко описывают ее именно так. Если бы они стали вести регистра-цию своей боли, они бы обнаружили, что бывают моменты, когда она полностью оставляет их, когда боль минимальна и когда она имеет разную интенсивность. Хорошо было бы им проследить за своими мыслями и событиями в жиз-ни в каждый из этих моментов.

Психологи, рассматривая вместе с пациентами эмоциональные компоненты, способствующие возникновению боли, одно-временно применяют три способа непосредственной борьбы с болью с помощью мысленных образов:

1. Зри-тельное представление целительных сил самого организмаю

Цель данного упражнения - помочь человеку мобилизо-вать целительные силы организма и направить их к больно-му месту, чтобы устранить существующие нарушения и та-ким образом уменьшить боль.

2. Установление связи с болью .

С болью, как и с Внутренним Наставником, можно устано-вить связь и вести мысленный разговор. И в том, и в другом случае есть возможность многое узнать об эмоциональных слагае-мых боли и заболевания. Никто не сможет назвать причину неприятностей пациента лучше, чем он сам.

Ещё один способ уменьшения боли состоит в том, чтобы пред-ставить себе, как она выглядит. Как и первое упражнение, этот метод направлен на усиление веры в собственную спо-собность управлять процессами, происходящими в организме.

3.Зрительное представление боли.

Некоторые из пациентов открыли для себя, возможно, наиболее продуктивный способ: они стараются заменить боль какими-нибудь удовольствиями. Они заметили, что если при появлении боли заняться чем-то приятным, приносящим ра-дость, боль ослабевает или даже вовсе исчезает.

Эффективность помощи онкобольным возрастает, если в психологической про-грамме берут участие не только больные, но и их мужья или жены, а если их нет - то самые близкие члены семьи. Под-держка мужа, жены и всей семьи часто определяет, насколько пациент сможет со всем этим справиться. Другая, не менее существенная, причина состоит в том, что супруги и семьи больных часто нуждаются в поддержке не меньше, чем сами больные.

Каждая семья, в которой есть онкологический больной, хо-чет ему помочь и чувствует свою ответственность за его поддержку. При этом очень важно, чтобы родные больного не забывали о своих собственных потребностях и дали воз-можность больному самому отвечать за свое здоровье. Поэтому очень существенно, чтобы в семье к нему относились как к ответственному человеку, а не как к беспо-мощному ребенку или жертве.

Во фразе: «Я буду с тобой» и заключается самое главное. Никакие уговоры и добрые слова не идут в сравне-ние с тем, что вы будете вместе с близким человеком, вне зависимости от того, сколько ему лет. Поддерживайте, не стараясь «спасти». На первый взгляд, «спасая» кого-то, вы помогаете этому человеку, но на самом деле вы лишь поощряете его слабость и бессилие. Это способ-ствует тому, что у всех членов семьи нарушается способность искренне выражать свои чувства.

Точно так же опасно стремление защитить больного от других трудностей, например, не говорить ему о том, что у его сына или дочери не все в порядке в школе. Если от больного что-то скрывают, полагая, что «ему и без того не сладко», это отдаляет его от семьи в тот самый момент, когда для него очень важно чувствовать эту связь и принимать участие в общих делах. Близость между людьми возникает тогда, когда они делятся своими чувствами. Как только чувства начина-ют скрывать, близость теряется.

Пациент тоже может принять на себя роль «спасителя». Чаще всего это происходит, когда он «оберегает» окружаю-щих, пряча от них свои страхи и тревоги. В этот момент он начинает чувствовать себя особенно одиноким. Иногда это приводит к тому, что у родных больного сохраня-ются болезненные переживания уже после того, как он вы-здоровел или умер.

Если вы обнаружите, что, вместо того чтобы помогать, «спа-саете» кого-то, помните: жизнь больного зависит от того, на-сколько он сможет использовать ресурсы своего собственно-го организма. Поощряйте здоровье, а не болезнь. Ваша любовь и поддержка должны служить больному наградой за независимость и самостоятельность, а не за слабость. Не лишайте его возможности самому забо-титься о себе. Обязательно обращайте внимание на любое улуч-шение состояния больного. Занимайтесь с ним какой-то деятельностью, не относящейся к болезни.

Если у че-ловека рак, это отнюдь не означает, что он должен пре-кратить радоваться. Наоборот, чем больше радостей до-ставляет человеку жизнь, тем больше усилий он будет прилагать, чтобы остаться жить.

Литература:

1. Д. Бьюдженталь. Наука быть живым: диалоги между терапевтами и пациентами в гуманистической терапии. - М.: Независимая фирма «Класс», 2007.

2. К. Саймонтон, С. Саймонтон. Психотерапия рака. - СПб.: Питер, 2001.

3. Н. А. Магазаник. Искусство общения с больными. - М.: Медицина, 1991.

4. И.В. Левандовский. Руководство по профилактической медицине. Рекомендации по психической помощи онкобольным. - М.: Медицина,1995.

5. Н.Н. Блинов, И.П. Хомяков, Н.Б. Шиповников. Об отношении онкологических больных к своему диагнозу.// Вопросы онкологии.- 1990.- №8.

6. Н.А. Русина. Эмоции и стресс при онкологических заболеваниях // Мир психологии. Научно - методический журнал.- 2002.- №4.

7. А.В. Чаклин. Психологические аспекты онкологии // Вопросы онкологии- 1992.- №7.