С помощью чего выявляются резервы организма. Физиологические резервы организма и их характеристика

Все возрастающий темп и сложность жизни сегодня требуют от нас высокой устойчивости к стрессам и умения быстро восстанавливать нервную систему. Без таких качеств просто нельзя быть успешным в непрерывно меняющемся мире. Неспособность задействовать скрытые возможности организма неизбежно приводит к ухудшению состояния здоровья, преждевременному старению и снижению качества жизни.

На этот раз мы поговорим о навыках, которые необходимы людям, стремящимся реализоваться и быть здоровыми.

Короткий сон и кофе

Каждый из нас неоднократно оказывался в ситуации, когда важные дела требуют активности и сосредоточенности, которые не могут быть обеспечены утомленными мозгом и телом. В таком случае есть смысл воспользоваться действенным средством, позволяющим отдохнуть, не теряя времени.

Способ очень прост: нужно выпить чашку кофе, а затем подремать 15-20 минут. Суть метода состоит в том, что бодрящий эффект, оказываемый кофе, наступает не сразу. Чтобы деятельность мозга активизировалась, с момента получения дозы кофеина должно пройти не менее 20 минут. За это время человек не успевает войти в фазу глубокого сна, а кратковременный отдых обеспечивает прилив сил.

Источник: depositphotos.com

Дыхательная практика «капалабхати»

Индийские йоги издавна практикуют это упражнение. Оно помогает быстро взбодриться, активизировать деятельность головного мозга, усилить периферический кровоток.

Дыхание «капалабхати» состоит в чередовании нормального вдоха и резкого, максимально акцентированного выдоха. Повторив цикл 10-12 раз, вы почувствуете прилив энергии и увеличение работоспособности.

Дыхательные упражнения дают и другой полезный эффект: они способны стимулировать обмен веществ. Метод «капалабхати» можно успешно применять в тех случаях, когда необходимо быстро согреться.

Источник: depositphotos.com

Физическая активность

При сильной усталости обычно хочется прилечь, но если требуется быстрое восстановление активности, это бесполезно. Как ни странно, поступать надо прямо противоположным образом: мобилизации скрытых резервов организма можно добиться с помощью физических упражнений.

Установлено, что пешая прогулка в течение 15 минут способствует притоку сил, достаточному для 2 часов работы. Если нет возможности выйти на свежий воздух, откройте окно или включите кондиционер, чтобы в помещении стало прохладнее. Сделайте несколько упражнений для рук и шеи, поворотов туловища и приседаний. Походите по комнате. Хороший эффект дадут 5-10 минут танца под быструю музыку. Только постарайтесь не переусердствовать: сильно утомившись, вы сведете положительное воздействие физической активности к нулю.

Источник: depositphotos.com

Ароматерапия

Тонизирующее действие на нервную систему оказывают запахи мяты, сосны, бергамота, лимона, грейпфрута, мелиссы. Ароматы гвоздики, корицы и мускатного ореха снимают стресс. Запах кофе бодрит. В отличие от самого напитка, он начинает действовать сразу, эффект от него сильнее.

Существуют разные способы использования ароматов для повышения физической и умственной активности. Чтобы задействовать скрытые резервы организма, достаточно испарить несколько капель эфирного масла с помощью аромалампы. Можно обойтись и без специальных приспособлений: ощутимый бодрящий эффект даст кустик мяты или мелиссы, выращенный в комнате, или просто несколько кусочков лимонной цедры, выложенные на стол.

Источник: depositphotos.com

Репетиция стрессовой ситуации

Современный человек нередко оказывается в ситуации, когда ему необходимо как можно полнее продемонстрировать свои знания и умения, но он опасается, что волнение этому помешает. Так может случиться на экзамене, на собеседовании при приеме на работу, в публичном выступлении и т. д. Размышления о приближающемся испытании, как правило, только усиливают волнение.

Проблема решается просто: нужно устроить репетицию будущего события, максимально точно сымитировав основные параметры стрессовой ситуации. Например, несколько раз повторить текст своего выступления, включив в качестве звукового фона запись уличных шумов. Полезно по возможности воспроизвести в комнате атмосферу будущего события: надеть костюм, в котором вы будете выступать, направить на себя яркий свет. Важно не столько точно повторить речь, которую вы собираетесь произнести, сколько попытаться привыкнуть к обстановке. Если вы перестанете волноваться, слова будут вспоминаться сами собой, и вы избежите ступора.

Защитные психологические резервы организма человека огромны.

Надо лишь знать, как извлечь их из глубин мозга и активировать на борьбу с болезнями.

Некогда люди умели справляться с недугами, используя различные виды энергий. Интуиция: включаем внутренние резервы организма

С развитием техногенной цивилизации высшие способности человека оказались не востребованы.

Не умом, а сердцем

Что делать, когда традиционная медицина не помогает? Такой вопрос задают себе миллионы людей, которые вынуждены бороться с тем или иным заболеванием. В поисках лечения многие обращаются к экстрасенсам, целителям, среди которых немало откровенных мошенников. По сути это игра в рулетку со своим здоровьем.

Однако можно пойти и другим путем, попробовать активировать собственные внутренние силы и тем самым помочь врачам в их усилиях по вашему выздоровлению. Первые шаги в области активизации внутренних резервов связаны с развитием интуитивного восприятия.

Развитие интуиции -внутренние резервы организма

Как же использовать этот мощный, мало востребованный в современной жизни фактор внутренней диагностики. Для начала стоит разобраться о чем идет речь.

Интуитивное восприятие — это непосредственное постижение истины без логического анализа, основанное на воображении, другими словами — чутье, проницательность. Причем это касается не только объектов, событий, но и собственного состояния и даже будущего.

Интуитивные способности заложены в любом человеке, но подавленные разумом, они не развивается и остаются в первозданном состоянии Мы развили в себе рассудочность, рациональное мышление, загнали себя в информационную пучину, где нет места развитию собственных интуитивных способностей.

Доверие к интуиция

Прежде чем приступить к развитию интуитивных способностей к непосредственному видению, следует выполнить несложные рекомендации.

Определитесь, хотите ли вы воспользоваться вашими скрытыми ресурсами или предпочитаете однобокое осознанное восприятие. Многое зависит от вашего настроя, от мыслей и предубеждений, часто неосознанных.

Рассмотрите свое отношение к интуиции. Возможно вы только сейчас увидите свой скептический настрой насчет своих возможностей.

Для того, чтобы пополнить свой интуитивный потенциал, необходимо определить причины предубеждений и изменить свою установку.

Любой из нас имеет собственное воспитание. Родители, родственники, окружение оказывали на нас влияние, формируя картину мира. Выясните, существуют ли в ней предубеждения относительно интуиции, связанные именно с воспитанием, и если ответ "да" , то в картине мира следует кое-что поменять.

Продумайте как вы настроены относительно интуиции:

  • ваше отношение, если кто-то рассказывает о своих интуитивных способностях;
  • верите ли вы вообще, что интуиция существует;
  • появляются ли у вас сомнения, когда есть возможность довериться свои чувствам;
  • с каким чувством реагируете размышляя об интуиции;
  • определите положительный образ интуиции;
  • доверяйте своей интуиции, научитесь понимать и принимать свою интуицию, не требуя доказательств.

Выработайте в себе приятие, возможность принимать как правильное то, что подходит, соответствует внутреннему чувству.

Найдите в себе сильные стороны развивайте их. Те, кто пользуется интуицией, чувствуют уверенность в себе и рассчитывают на собственные силы, внутренне они свободны и независимы, настроены положительно.

Поверьте в то, что ваша интуиция сама разберется и найдет самое оптимальное решение ваших проблем и ответы на ваши вопросы, что каждодневные тренировки дадут вам возможность овладеть своими интуитивными силами, и вы сможете почувствовать собственную интуицию.

Уважаемые читатели блога "Будьте здоровы" посмотрите видеоролик: "Что такое интуиция"

Экология познания: В экстремальной ситуации, образное выражение о способностях человека переплыть океаны и свернуть горы в таких условиях превращается во вполне реальное развитие событий.

Для поддержания жизни человеческому телу необходимы базовые потребности, как еда, вода, сон и кислород. Если человека лишить одной из них, то через несколько минут или дней человек погибнет. В экстремальной ситуации, когда речь идет о том, чтобы выжить, организм может значительно увеличивать это время, вопреки всем известным законам природы и прогнозам врачей. Образное выражение о способностях человека переплыть океаны и свернуть горы в таких условиях превращается во вполне реальное развитие событий.

В борьбе за жизнь тело начинает задействовать скрытые внутренние резервы. Известно множество случаев, когда люди выживали в критических условиях, где, казалось бы, у них не было практически никаких шансов. Мы вспомнили несколько реальных историй, доказывающих безграничность возможностей человеческого организма.

В июле 1942 года четверо советских моряков оказались без запасов воды и продовольствия в шлюпке посреди Черного моря. На третий день моряки начали пить морскую воду, употребляя до двух фляг в день. Через 19 дней плавания без пресной воды обессиленные от голода люди начали умирать. Первый покинул своих товарищей на 19-й, второй ушел на 24-й, третий на 30-й день. Дольше всех продержался Павел Иванович Ересько. На 36-е сутки голодания его нашли моряки военного судна. За это время он потерял в весе 22 кг., что составляло 32% от его первоначального веса, но остался жив.

Считается, что смертельное охлаждение организма, находящего в холодной воде, должно наступить через 60 - 90 мин. В апреле 1975 года 60-летний биолог Уоррен Черчиль занимался исследованиями на покрытым плавающим льдом озере. Его лодка перевернулась, и около 1,5 часов мужчина провел в воде, температура которой составляла + 5°С. К моменту появления врачей его сердце едва прослушивалось, а температура внутренних органов снизилась до 16°С. Однако биолог остался жив.

Максимальная продолжительность пребывания человека без воды во многом зависит от температуры окружающего воздуха и двигательной активности. В состоянии покоя в тени при температуре 16 - 23°С человек может не пить в течение 10 дней, при температуре воздуха 26°С этот срок сокращается до 9 дней. После землетрясения в Мехико в 1985 году под обломками здания спасатели нашли живим 9-летнего мальчика, который ничего не ел и не пил 13 суток.

По среднестатистическим данным, организм может выдержать более 4-х суток без сна. Но в 1963 году 17-летний Рэнди Гарднер решил оспорить это утверждение. На протяжении 11 дней подряд юноша не спал.

Обычный человек может находиться без воздуха максимум 5 минут. Но это время можно увеличить, если перед задержкой дыхания глубоко и часто подышать чистым кислородом. Так, калифорниец Роберт Фостер после таких дыхательных упражнений мог находиться без аквалангов под водой в течение 13 минут 42,5 секунд.

Человеческий организм способен выдержать при сухом воздухе температуру 71°С в течение одного часа, а 104°С - 26 минут. Однако в 1828 году был описан случай 14-минутного пребывания мужчины в печи, температура в которой достигала 170°С.

Установлено, что человек расходует до 70% своей мускульной энергии, а остальные 30% - резерв на чрезвычайный случай. Такой случай выпал в дежурство пожарного Криса Хикмана в 2008 году во Флориде. Без посторонней помощи и вспомогательных инструментов он приподнял на 30 см. от земли автомобиль Chevrolet Blazer, чтобы освободить зажатую руку водителя. опубликовано

Резервы человеческого организма

Академик Амосов утверждал, что запас прочности «конструкции» человека, имеет коэффициент около 10, то есть органы и системы человека могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжения примерно в 10 раз большие, чем в обычной жизни. Хорошо известно, что человек может нормально жить и работать, имея небольшую часть здоровой печени или селезенки, только одну почку или даже ее часть. При напряженной умственной деятельности в работу включается лишь 10-15% клеток коры головного мозга.

Можно привести один не менее яркий пример, правда, из другой области: люди с многолетним темпом чтения 30-40 страниц в час, после обучения приемам ускоренного чтения, повышали скорость в 10 и более раз без ущерба для смыслового восприятия прочитанного.

Известен случай, когда женщина, во время пожара, вытащила кованый сундук со своим добром, а когда пожар кончился, не смогла сдвинуть его с места, и четверо пожарников с трудом втащили его обратно.

Академик Амосов определял здоровье как сумму резервных мощностей основных функциональных систем. Например, если сердце в состоянии покоя перекачивает 4 литра крови, а при энергичной работе 20 лит., то коэффициент его резерва равен 5. И так по всем органам. Болезнь начинается там, где коэффициент меньше. Каждый человеческий орган имеет 7-10 кратный запас прочности, и нужно очень постараться, чтобы вызвать в нем болезнь.

Мечников доказал, что в течении жизни в организме клетки могут меняться семь раз. По времени это где-то 150 лет - такой срок жизни, как доказала наука, отпущен человеку. Чтобы жить долго, человек должен быть физически, психически и социально здоров. Если один компонент отсутствует, ничего не выйдет. Возраст не влияет на зрение и физическое состояние человека. Возраст - мера, но не сила. Возрастные изменения придумали врачи, чтобы оправдать неумеренное потребление лекарств.

Среди 80-90 и 100-летних встречаются люди, имеющие зрение молодого орла и неплохое физическое состояние. Они употребляют пищу, богатую витаминами и минеральными веществами, и регулярно занимаются посильным физическим трудом. Человеческое тело - замечательный инструмент и при минимальном уходе способно служить нам долгие годы.

Забудьте и не вспоминайте больше слово «старик». Вы должны жить не календарными годами, а биологическими.

Если у нас со временем и появляются болезни, то, как правило, виновны в этом мы сами. Вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни - все это рано или поздно приводит к нарушению функции кишечника. Избыток продуктов жизнедеятельности ведет не только к увеличению веса, но и к «зашлакованности» организма и, как следствие, к развитию многих заболеваний - гастроэнтерологических, кожных, сосудистых, органов дыхания.

Из книги С неврозом по жизни автора

Часть 4. Невроз организма Сначала обратимся к пресловутой статистике, которая сообщает следующее: от 34% до 57% посетителей поликлиник нуждаются не в терапевтическом, а в психотерапевтическом лечении. То есть практически каждый второй человек, приходящий на прием к

Из книги Вокальный букварь автора Пекерская Е. М.

Закаливание организма. Эта фраза нам хорошо знакома, мы умом прекрасно понимаем, что закаливание – вещь хорошая, особенно в нашем климате. Но неустроенность и суета нашей жизни, а, главное, отсутствие истинной физической культуры, традиций культуры питания, ухода за своим

Из книги Тайные возможности человека автора Кандыба Виктор Михайлович

ОЧИЩЕНИЕ ОРГАНИЗМА В русской народной медицине принято считать, что здоровье человека в основном зависит от наследственности, доминирующего состояния психики, уровня напряжения нервной системы, двигательной активности, состояния желудка, состояния тонкого и толстого

Из книги Психология автора Крылов Альберт Александрович

Глава 35. РЕЗЕРВЫ ПСИХИКИ § 35.1. РЕАЛЬНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИЧеловека всегда интересовали и будут интересовать его возможности воздействовать, изменять окружающий мир и самого себя. Можно сказать, что все достижения человечества – это раскрытие возможностей человека, его

Из книги Психагогика [Союз практической психогигиены и психологии] автора

Три состояния организма Чтобы легче ориентироваться в весьма большом многообразии психических состояний, которые наблюдаются в спорте, особенно в «большом спорте», удобнее всего, на мой взгляд, все это многообразие подразделить на три основные категории, на три главные

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Резервы - Ладно, план "Б": давай убьём друг друга. «Без лица» (фильм). Чтобы мы с тобой одинаково понимали, о чём идет речь, давай еще раз поговорим про «отношения». Главное, что следует понять на этапе первого свидания - что пока никто никому ещё ничего не должен. То есть

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Изучение организма "Изучение организма" может дать другой богатый источник частей для работы с ними. Мы имеем склонность поддерживать эмоции в разных частях своего тела. Мы можем узнавать их, проверив некоторые ощущения, которые исходят из нас. Мы можем заметить чувства,

Из книги Тайная мудрость подсознания, или Ключи к резервам психики автора Алексеев Анатолий Васильевич

ТРИ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА Чтобы легче ориентироваться в весьма большом многообразии психических состояний, которые наблюдаются в спорте, особенно в «большом спорте», удобнее всего, на мой взгляд, все это многообразие подразделить на три основные категории, на три главные

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Зашлакованность организма Начнем по порядку. Главной, если не единственной причиной дефицита свободной энергии, является прозаическая зашлакованность организма, что, вдобавок ко всему, служит и причиной многих болезней. Не побоюсь сказать, что всех!Тело обычного

Из книги Как успевать все. Пособие по управлению временем автора Берендеева Марина

Особенности нашего организма Внешняя оболочка лепит образ. По ней мы строим свое восприятие личности. Майя Плисецкая С незапамятных времен люди задают массу вопросов о том, кто мы такие, что мы должны сделать в жизни и зачем живем. Многие вопросы являются риторическими и

Из книги Супермозг [Тренинг памяти, внимания и речи] автора Лихач Александр Владимирович

Глава VIII Неисчерпаемые резервы совершенствования личности Развитие памяти Память – свойство высшей нервной деятельности, но ее жизненное назначение нельзя переоценивать. Благодаря ей человек может развиваться психически. Память включает такие процессы, как

Из книги Прорыв! 11 лучших тренингов по личностному росту автора Парабеллум Андрей Алексеевич

День 16.Резервы Результат упражнения, посвященного телефонным разговорам с друзьями, многих удивляет. Люди обнаруживают, что в жизни знакомых произошли большие изменения. Во время разговоров возникают интересные идеи, открываются новые возможности.День улыбок помог не

Из книги 7 уникальных рецептов победить усталость автора Курпатов Андрей Владимирович

Нервы организма на нервах Следующий компонент фармакологического лечения неврастении – это использование препаратов, которые обеспечивают стабилизацию работы вегетативной нервной системы. Стрессы и любые состояния, связанные с нервно-психическом напряжением,

Из книги Все начинается с любви автора Виилма Лууле

О химии организма Сейчас я объясню, что происходит на уровне химии организма.Вот мы все обижаемся, обижаемся. Обижаемся, когда хотим и когда не хотим. Не умеем спросить себя, нужно ли мне это, не умеем жить по необходимостям. Чем лучше человек, тем больше у него внутри обиды.

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Рациональные перемены автора Маркмен Арт

Задействуйте резервы В этой главе постоянно говорилось о том, что система «стоп» обладает ограниченными ресурсами, да и вообще уязвима. Это правда, но важно помнить и то, что ваша вера в эффективность системы «стоп» реально влияет на ее работу.В исследованиях Кэрол

Резервы, включаемые при значительной интенсификации деятельности человека, в частности, тренировочной и соревновательной, можно обозначить как функциональные резервы и резервы структурные (морфологические). Функциональные резервы, это скрытые возможности организма, они заключаются:

  • 1. в изменении интенсивности и скорости энергетических и пластических процессов обмена веществ на клеточном уровне;
  • 2. в изменении интенсивности и скорости протекания физиологических процессов на органном и клеточном уровнях;
  • 3. в увеличении и совершенствовании физических и психических качеств на органном уровне;
  • 4. в способности к выработке новых и совершенствованию старых навыков.

При такой характеристике функциональных резервов они могут быть подразделены на:

  • 1. Резервы биохимические, связанные с интенсивностью и экономичностью процессов обмена и их регуляций;
  • 2. резервы физиологические, связанные с интенсивностью и длительностью работы органов и их нейрогуморальной регуляцией;
  • 3. резервы психологические, связанные с готовностью к соревнованию, со способностью превозмочь утомление и дискомфортные, и даже болевые ощущения, с готовностью пойти на риск ради достижения созданной цели;
  • 4. Резервы педагогические (технические), связанные с количеством имеющихся двигательных и тактических навыков, к их совершенствованию и выработке новых.

Из изложения видно, что физиологические резервы относятся к органному и, системному и организменному уровню регуляции функций человеческого организма.

Под физиологическими резервами человека, в узком смысле слова, понимаются возможности органов и систем органов так изменять интенсивность своих функций, а также взаимодействие между ними, что достигается некоторый оптимальный для данных условий уровень функционирования организма, уровень его работоспособности.

Материальными носителями физиологических резервов являются органы и системы органов человека, а также регуляторные механизмы, обеспечивающие поддержание гомеостазиса, переработку информации и координацию вегетативных и двигательных (анимальных) актов.

Иными словами это обычный механизм регуляции физиологических функций, которые в процессе приспособления человека к изменчивым условиям внешней среды и для нивелировки сдвигов во внутренней среде, используются им в качестве резерва приспособления.

Поэтому можно говорить о физиологических резервах органов (сердце, лёгкие, почки и т.д.) и систем органов (дыхательная, сердечно - сосудистая, выделительная и т.д.), а также о ре6зервах регуляции гомеостазиса и резервах координации работы мышечных групп между собой и с работой органов дыхания и кровообращения. Это позволяет говорить о физиологических резервах таких физических качеств как сила, быстрота и выносливость.

Таблица 1.

Указанные в таблице физиологические резервы, как и все остальные, порознь взятые, способствуют достижению успеха, но не гарантируют его, т.к. для достижения спортивного успеха необходима мобилизация всех видов резервов.

Таблица 2.

Физиологические резервы не включаются все сразу. Они включаются поочерёдно и могут быть подразделены на три очереди эшелона.

Предполагается, что в условиях повседневной жизни человек выполняет работу в пределах 35% своих абсолютных возможностей. Эта привычная работа выполняется свободно, без волевых усилий. При работе с нагрузкой в пределах 35 - 50% абсолютных возможностей требуются волевые усилия, и такая работа приводит к физическому и психическому утомлению. Выше 65% абсолютных возможностей лежит порог мобилизации. За пределами этой границы остаются только автономно охраняемые резервы организма, произвольное, при помощи волевого усилия, использование которых невозможно. И, в это же время, всякое «сверхусилие» требует обращения именно к этим резервам.

Первая очередь (эшелон) физиологических резервов (35%) включается при переходе из состояния покоя к привычной повседневной деятельности. Уровень работы систем (расходуемые резервы м ожет быть охарактеризован энерготратами и функциональными сдвигами, происходящими в организме при повседневной профессиональной и тренировочной деятельности.

Вторая очередь (до 50%, 2 эшелон) физиологических резервов включается в том случае, когда человек попадает в экстремальную ситуацию, связанную с резкими изменениями условий внешней среды, или при изменениях во внутренней среде организма, вызванных чрезвычайными физическими усилиями, работой до произвольного отказа. Человек может усилием воли мобилизовать ещё на 15 - 20% своих резервов, но в этом случае ему угрожает травма, обморок, а иногда и смерть. Эти резервы могут быть охарактеризованы энерготратами и функциональными сдвигами при работе до отказа, т. е. при максимально возможной работе.

Третья очередь резервов включается обычно в борьбе за сохранение жизни, часто после потери сознания, во время агонии.

По размерам эти резервы составляют 65% и более абсолютных возможностей. Изучение их представляется исключительно трудным, т.к. ситуация их не может быть моделирована.

Резервы первого эшелона включаются на основе условных и безусловных рефлексов. Механизмом включения второго эшелона резервов является не только комплекс условных и безусловных рефлексов, но и волевые усилия эмоции, которые могут рассматриваться как механизм экстренной мобилизации физиологических резервов второго эшелона.

Включение резервов второго эшелона обеспечивается, скорее всего, безусловными рефлексами и обратной гуморальной связью. Во всяком случае, механизм условных рефлексов и эмоций исключается.

Приведённое деление резервов весьма условно и схематично, так как чёткой границы между резервами упомянутых эшелонов быть не может. При систематической тренировке резервы второго эшелона, которые реализуются в соревновательной деятельности, т.е. из плохо освоенных организмом в хорошо освоенные. Освоение организмом хотя бы части резервов третьего эшелона весьма вероятно для выдающихся спортсменов, устанавливающих мировые рекорды.

Значительный интерес представляет проблема активизации резервов, перевод резервов второго эшелона в первый и третьего во второй.

Естественным физиологическим механизмом активизации мобилизации резервов является тренировка (особенно с максимальными нагрузками). Вызывающая соответствующие функциональные сдвиги в организме спортсмена, на основе которых развиваются компенсаторные механизмы, включающие соответствующие резервы. Однако процесс этот очень медленный и занимает многие месяцы и годы. Механизмом срочной мобилизации являются эмоции. Они мобилизуют резервы второго и, возможно частично третьего эшелона, но при этом нарушают координацию движений, что весьма нежелательно и с чем приходится бороться.

Искусственным способом мобилизации резервов является прём фармакологических препаратов стимулирующего типа (гормонов мозгового вещества надпочечников и медиаторов симпатической системы). Опасность их применения и заключается в том, что, переводя значительную часть резервов из неприкосновенных в действующие, они могут вызвать ускоренное исчерпание резервов и гибель организма.

Весьма принципиальным вопросом в этом плане является о том, увеличивается ли объём физиологических резервов человека в результате интенсивных тренировок до отказа, или при этом увеличивается объём резервов первого и второго эшелонов за счёт объёма резервов третьего эшелона и человек подходит к грани своих возможностей. Прямого ответа на этот вопрос в настоящее время нет, но косвенные данные говорят в пользу того, что растет, не только объём резервов первого и второго эшелонов, но и общий размер резервов организма спортсмена. Можно предполагать, что так происходит, когда тренировки проводятся продуманно, с разумно нарастающей интенсивностью.

Систематичные тренировки, которые вызывают эффект экономизации функций в покое, ведут к относительному увеличению резервов первого и второго эшелона у лиц тренированных по сравнению с менее тренированными и, тем более, нетренированными людьми.