Штакеншнейдер архитектор его работы. Значение штакеншнейдер андрей иванович в краткой биографической энциклопедии

Штакеншнейдер (Андрей Иванович) - знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию императором Павлом I из Брауншвейга; род. на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 г. и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении в ней курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 г., получил место чертежника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя, перешел на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Строитель этого храма, Монферан, обратил свое внимание на способности и трудолюбие молодого художника и поручал ему многие серьезные работы и, между прочим, дал возможность отличиться изготовлением общих и детальных рисунков для устройства катафалков и траурного убранства Петропавловского собора при погребениях императора Александра I и императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны. В 1831 г. Ш. покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А. X. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля. Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало все более и более улыбаться Ш. Он быстро приобрел благоволение Николая I, стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы. В 1834 г., за составленный Ш. по заданной программе проект «небольшого императорского дворца», академия присудила ему звание академика. В 1837-38 гг. он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 г. академия возвела его в звание профессора без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность, а в 1854 г. он был назначен в академию штатным профессором-преподавателем. В последние годы жизни здоровье Ш., истощенное постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления он, весной 1865 г., по совету врачей отправился на кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведенное там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года.

Многочисленные произведения Ш. очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (нынешнее здание Государственного совета). Кроме него, в СПб. им сооружены дворцы великого князя Николая Николаевича Старшего (теперь Ксениевский институт) и великого князя Михаила Николаевича, детская больница, часовня на Николаевском мосту, некоторые из зданий придворного ведомства и несколько частных домов, в том числе дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии во дворец великого князя Сергия Александровича). Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат: сельский домик у Запасного пруда, павильоны на Царицыном и Ольгинском островках и на Самсоновском канале, павильон и церковь на Бабигоне, дачный дворец Марии Николаевны в Сергиевке, Собственная Его Величества дача и проч., дворцы на Михайловской и Знаменской дачах, павильон Renella на этой последней и проч. В Царском Селе сооружен Ш. памятник великой княгине Александре Николаевне, в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Кушелева, в Гостилицах Петергофского уезда - дом графа Протасова, в Орианде, в Крыму, - дворец императрицы Александры Федоровны и проч. Из прочих трудов Ш. заслуживают быть упомянутыми перестройки, произведенные в Зимнем, Мраморном и Аничковском дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа для предполагавшегося пребывания в нем цесаревича Николая Александровича, в СПб., а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.

Андрей Иванович Штакеншнейдер родился 22 февраля 1802 года недалеко от Гатчины в мызе Ивановка. Эта мыза (усадьба) принадлежала отцу Андрея Иоганну Штакеншнейдеру, называлась по имени владельца. В детстве Андрей увлекался рисованием и сооружением игрушечных сооружений. Отец обратил внимание на эти занятия и отдал тринадцатилетнего сына а Академию художеств.

В Академии художеств Андрей Штакеншнейдер учился скромно, без наград. После окончания учёбы в 1820 году долгое время нуждался, был вынужден работать над небольшими частными заказами. В январе 1821 года архитектор поступил чертёжником в Комитет строений и гидравлических работ. Через четыре года его приняли архитектором-рисовальщиком в Комиссию по возведению Исаакиевского собора , где Штакеншнейдер трудился под руководством Огюста Монферрана .

Работа с Монферраном оказалась большой удачей для молодого архитектора. Французский зодчий заметил талант Штакеншнейдера. Он смог организовать для своего подопечного заграничную поездку, но она сорвалась из-за болезни последнего.

В 1831 году после увольнения из Комиссии по возведению Исаакиевского собора по рекомендации Монферрана Штакеншнейдер перестраивал усадьбу графа Бенкендорфа под Ревелем (Таллин). Фактически это была первая самостоятельная работа архитектора. Заказчик остался ей крайне доволен, Штакеншнейдер даже оказался представлен императору. По итогам этого события зодчий был привлечён к дворцовому строительству.

С этого времени Андрей Штакеншнейдер стал известным архитектором. Ему начинают поступать выгодные заказы, поправляется материальное положение. В ноябре 1833 года он поступает на службу ко двору великого князя Михаила Павловича. Штакеншнейдер вёл строительные работы на Каменном острове, в то время принадлежавшем великому князю, переделывал интерьеры его дворцов.

В 1834 году Андрей Иванович Штакеншнейдер получил звание академика и чин титулярного советника. В это время он разрабатывал проект перестройки усадьбы Знаменка (близ Петергофа), этот проект был реализован лишь частично. В Петергофе архитектором были созданы Царицын, Ольгин и Розовый павильоны, Собственная Его Величества дача, Фермерский дворец в парке Александрия, Львиный каскад в Нижнем парке.


За границу архитектор смог выехать в 1837 году. Почти год он путешествовал по Италии, Франции, Англии и Германии. Вернувшись из-за границы, Андрей Штакеншнейдер продолжил переделывать интерьеры в Знаменке, оформил несколько залов в Михайловском дворце . В конце 1830-х годов он начал создавать проект Мариинского дворца .

В 1844 году Андрей Штакеншнейдер получил звание профессора архитектуры, в 1851 году - чин статского советника, в 1858 году - чин действительного статского советника. С 1856 года он был "архитектором Высочайшего двора".

Долгое время семья Штакеншнейдеров проживала на съёмных квартирах. В 1852 году архитектор купил дом на Миллионной улице . Здание было полностью перестроено, после чего стало одним из культурных центров Санкт-Петербурга. На "субботах" у Штакеншнейдеров гостили по 50-60 человек, среди них И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Г. П. Данилевский, Г. Э. Боссе , А. П. Брюллов , И. К. Айвазовский, Н. А. Майков.

В 1854 году началась преподавательская деятельность зодчего в Академии художеств. Андрей Иванович Штакеншнейдер был известен большим количеством своих учеников. Через четыре года работы в Академии их было уже более шестидесяти, гораздо больше чем у других преподавателей. Студентам архитектор часто помогал не только морально, но и материально.

Среди других известных работ зодчего - дворцы Белосельских-Белозерских , Николаевский , Ново-Михайловский . В 1850-х годах Штакеншнейдером были созданы дворец Бельведер и церковь "царицы Александры" в Петергофе (не сохранилась). В этот период Штакеншнейдером перестраивались некоторые залы Зимнего дворца и Малого Эрмитажа (Павильонный зал).

По проектам Штакенщнейдера строились здания не только в Петербурге, но и в Москве, Крыму, Таганроге.

Андрей Иванович Штакеншнейдер скончался 8 августа 1865 года в Москве. Он был похоронен в Троице-Сергиевой пустыни в им же построенной церкви святителя Григория Богослова.

Андре́й Ива́нович Штакеншне́йдер (22 февраля 1802, имение близ Гатчины (ныне посёлок Мыза-Ивановка) -8 августа 1865, Москва) - русский архитектор, спроектировавший ряд дворцов и других зданий в Санкт-Петербурге и Петергофе.

Внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 года и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 году, получил место чертёжника вкомитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешёл на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Привлечён Огюстом Монферраном к работам в Зимнем дворце. В 1831 годуШтакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А. Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля (Кейла-Йоа). Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало всё более и более улыбаться Штакеншнейдеру.

Архитектор быстро приобрёл благоволение Николая I и стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы.

В 1834 году, за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект «небольшого императорского дворца», Академия присудила ему звание академика. В 1837-1838 годах он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства, и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 году Академия возвела его в звание профессора 2-й степени Санкт-Петербургской Академии художеств без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность.

С 1848 года - архитектор императорского двора.

Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Новгороде, Москве, Таганроге, Крыму.

Дом Штакеншнейдера в Санкт-Петербурге на Миллионной улице, 10 (второй фасад выходил на наб. Мойки, 9) был центром культурной и общественной жизни художественной интеллигенции столицы. Архитектор приобрел его у титулярных советников М. Е. и Д. Е. Петровых и перестроил для своей семьи в 1852-1854 годах. В особняке проходили штакеншнейдеровские «субботы», на которых собирались поэты, писатели, артисты и художники, ставились любительские спектакли. Здесь бывали В. Г. Бенедиктов, И. А. Гончаров,Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Я. П. Полонский и другие. В 1865 году Штакеншнейдеры продали этот дом в связи с болезнью хозяина. Здание было перестроено в доходный дом.

У Штакеншнейдера также было и загородное имение - мыза Ивановка, находившееся недалеко от Гатчины и доставшееся ему от отца в конце 1850-х годов.

Дворец Алфераки в Таганроге (Архитектор - А. И. Штакеншнейдер, 1848)

В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощённое постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 году, по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведённое там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Архитектор был похоронен в Петербурге в Троице-Сергиевой пустыни в церкви Григория Богослова, построенной им самим (могила сохранилась).

Работы в Санкт-Петербурге

Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки.

Главное из его созданий - Мариинский дворец (ныне - резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга), построенный в 1839-1844 годах на Исаакиевской площади.

Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены:

дворец великого князя Николая Николаевича Старшего (Николаевский дворец на Пл. Труда), 1853-61 гг.
дворец великого князя Михаила Николаевича (Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной, д.18), 1857-1861 гг. Сейчас здесь располагается Институт восточных рукописей РАН.
Дворец Белосельских-Белозерских (Невский пр., 41), построенный в 1846-1848 годах в стиле необарокко. В 1884 году дворец перешёл во владение брата Александра III, великого князя Сергея Александровича. Сейчас здесь расположены культурный центр и музей восковых фигур.
Часовня на Николаевском мосту, освещённая в честь св. Николая Чудотворца (1853-1854 гг).
некоторые из зданий придворного ведомства
на Каменном острове архитектор занимается переделками в Каменноостровском дворце, перестраивает дачу Долгорукого (арх. Шустов С. Л.), приобретеннуюП. Г. Ольденбургским. В 1835 по его проекту на Каменном была построена дача актера Женьеса, в 1836-38 гг. - дача Званцовых. В 1834 году Штакеншнейдер выполнил проект перестройки дачи М. И. Мордвинова.

Работы в Петергофе

Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат:

планировка двух пейзажных парков - Колонистского и Лугового
Царицын и Ольгин павильоны в Колонистском парке
павильоны «Озерки» и Бельведер в Луговом парке
Собственная Его Величества дача
Церковь Святой Троицы на Собственной даче
загородный дворец Марии Николаевны в Сергиевке
дворец, две оранжереи и дом садовника в Михайловке
дворец и павильон Renella в Знаменке
Львиный каскад, 1854-1857 гг.
в 1842-1843 гг. в парке Александрия он строит Фермерский дворец, а также пристраивает к Коттеджу (1826-1829, арх. А. А. Менелас) столовую с Мраморной террасой.

Другие постройки

в Царском Селе памятник великой княгине Александре Николаевне
в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Г. Г. Кушелёва (сына)
в Гостилицах, Петергофского уезда - дом графа Протасова
в Таганроге - дворец Ахиллеса Алфераки
в Ореанде, в Крыму - дворец императрицы Александры Фёдоровны и прочее.

ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ

Штакеншнейдер (Андрей Иванович) - знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 г. и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 г., получил место чертежника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешел на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Строитель этого храма, Монферан, обратил свое внимание на способности и трудолюбие молодого художника и поручал ему многие серьезные работы и, между прочим, дал возможность отличиться изготовлением общих и детальных рисунков для устройства катафалков и траурного убранства Петропавловского собора при погребениях императора Александра I и императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Феодоровны. В 1831 г. Штакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А.Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля. Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало все более и более улыбаться Штакеншнейдеру. Он быстро приобрел благоволение Николая I стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы. В 1834 г., за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект "небольшого императорского дворца", академия присудила ему звание академика. В 1837 - 1838 гг. он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 г. академия возвела его в звание профессора без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность, а в 1854 г. он был назначен в академию штатным профессором-преподавателем. В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощенное постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 г., по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведенное там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (нынешнее здание Государственного совета). Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены дворцы великого князя Николая Николаевича Старшего (теперь Ксениевский институт) и великого князя Михаила Николаевича, детская больница, часовня на Николаевском мосту, некоторые из зданий придворного ведомства и несколько частных домов, в том числе дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии во дворец великого князя Сергия Александровича). Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат: сельский домик у Запасного пруда, павильоны на Царицыном и Ольгинском островах и на Самсоновском канале и церковь на Бабигоне, дачный дворец Марии Николаевны в Сергиевке, Собственная Его Величества дача и прочее, дворцы на Михайловской и Знаменской дачах, павильон Renella на этой последней и прочее. В Царском Селе сооружен Штакеншнейдером памятник великой княгине Александре Николаевне, в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Кошелева, в Гостилицах, Петергофского уезда - дом графа Протасова, в Орианде, в Крыму - дворец императрицы Александры Феодоровны и прочее. Из прочих трудов Штакеншнейдера заслуживают быть упомянутыми постройки, произведенные в Зимнем, Мраморном и Аничковских дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа, для предполагавшегося пребывания в нем цесаревича Николая Александровича, в Санкт-Петербурге, а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
    (1802-65) российский архитектор. Строил императорский и великокняжеский дворцы, используя в духе эклектики исторические архитектурные стили, - Мариинский (ныне мэрия Санкт-Петербурга; …
  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
    Андрей Иванович , русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1815-21, с 1834 - академик). Профессор …
  • АНДРЕЙ
    Андрей - в христианстве один из двенадцати апостолов. Брат Петра, галилеянин, рыбачил на Тивериадском озере ("море Галилейском") и входил в …
  • АНДРЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    (греч.???????) в христианской мифологии один из двенадцати апостолов. Брат Петра, галилеянин, рыбачил на Тивериадском озере («море Галилейском») и входил в …
  • АНДРЕЙ в Словаре полководцев:
    Ольгердович (1325-1399), рус. кн. Сын вел. кн. литов. Ольгерда, старший брат Владислава Ягайло. Княжил в Пскове, Полоцке, Трубчевске. Участник Куликовской …
  • ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем …
  • ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил …
  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР
    (Андрей Иванович) — знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию императором Павлом I из Брауншвейга; род. …
  • АНДРЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    -св. апостол Иисуса Христа, был брат Петра и занимался вместе с ним в Капернауме, на Галилейском озере, ловлею рыбы, когда …
  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР
    ШТАКЕНШН́ЕЙДЕР Анд. Ив. (1802-65), рос. архитектор. Строил имп. и великокняж. дворцы, используя в духе эклектики ист. архит. стили,- Мариинский (ныне …
  • ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ, по церк. легенде, апостол, один из первых (отсюда прозвание) и ближайших учеников Христа. Рус. летописи наз. его первым …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ ОЛЬГЕРДОВИЧ (1325-99), рус. князь, сын вел. кн. литов. Ольгерда. Княжил в Пскове, Полоцке. Участник Куликовской битвы и походов против …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ КРИТСКИЙ (ок. 660-740), христ. проповедник. Архиепископ о. Крит. Автор многочисл. церк. гимнов-песнопений и покаянного "Великого канона" (ок. 250 тропарей), …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ ИВАНОВИЧ (1490-1537), старицкий удельный князь, мл. сын Ивана III. В 1537 поднял мятеж против Елены Глинской. Умер в …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (не ранее 1100- 1174), вел. кн. владимирский (с 1157), сын кн. Юрия Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (до 1261-1304), вел. кн. владимирский (1281-83 и с 1293), кн. городецкий; сын кн. Александра Невского. Удерживал великокняж. стол …
  • АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНДР́ЕЙ (в миру кн. Ал-др Ал. Ухтомский, князь) (1872-1937), епископ Уфимский и Мензелинский (1913-21). В 1925 перешёл в старообрядчество. В …
  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР
    (Андрей Иванович) ? знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию императором Павлом I из Брауншвейга; род. …
  • АНДРЕЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • АНДРЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Андрей, (Андреевич, …
  • ШТАКЕНШНЕЙДЕР
    Андрей Иванович (1802-65) , российский архитектор. Строил императорский и великокняжеский дворцы, используя в духе эклектики исторические архитектурные стили, - Мариинский …
  • ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. …
  • АНДРЕЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Мужское имя. II м. разг. Народное название дня 17 июля как приметного для земледельцев; …
  • ЯСЕНЕВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ясенев Андрей Иванович (1868 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 22 февраля, …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Стратилат, Таврийский (+ ок. 302), воин, мученик. Память 19 августа. Мученик Андрей …
  • АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Первозванный (+ ок. 67), апостол от 12. Память 30 ноября; 30 июня (в …
  • АНДРЕЙ КРИТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Критский (греч. Andreas ho Krites, Hiersolumites) (ок. 660 - 740), архиепископ, преподобный …
  • АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Константинович (не позднее 1323 - 1365), святой благоверный князь Нижегородский. Память 2 июня …
  • АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей (Ухтомский) , (1872 - 1937), бывший епископ Уфимский и Мензелинский, старообрядческий архиепископ, основатель …
  • ДЕНИСОВЫ (АНДРЕЙ И СЕМЕН) в Краткой биографической энциклопедии:
    Денисовы - братья, Андрей (1674 - 1730) и Семен (1682 - 1741) - известные вожди старообрядчества. Происходили из князей Мышецких …
  • АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ок. 1111-74) князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.* …
  • МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Иванович , русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. …
  • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный страстной, …
  • ДЕНИСОВЫ, АНДРЕЙ И СЕМЕН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (братья: Андрей, 1664?1730, и Семен, 1682?1741) ? настоятели раскольничьей Выговской пустыни, главные вожди раскола в первой половине XVIII в. Сами …
  • БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный …
  • АНДРЕЙ, СВ. в Словаре Кольера:
    (ум. ок. 60 н.э.), один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. Проповедовал Царство Божье жителям Каппадокии, Галатии и Вифинии, кочевникам …
  • АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (ок. 1111-74), князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.* …
  • ПАЛАТА НОМЕР 6 в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-05-19 Time: 06:20:23 Цитаты из повести "Палата номер 6", 1892 (автор Антон Павлович Чехов) * Люди, имеющие служебное, …
  • АГЕНСТВО НЛС в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-02-11 Time: 11:14:07 Агентство помощи людям в нестандартных личных ситуациях - НЛС. = Сезон 1 = = Эпизод …
  • ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ПУСТЫНЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троице-Сергиева Приморская пустынь, мужской монастырь. Адрес: Россия, 193000, г. Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, …
  • МОСКОВСКИЙ ПИМЕНОВСКИЙ ХРАМ В НОВЫХ ВОРОТНИКАХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Московский храм прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках. Адрес: 103030, Россия, Москва …
  • МАКАРИЙ (ТИЛЛИРИДИС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Макарий (Тиллиридис) (род. 1945), митрополит Кенийский. В миру Андрей Тилиридис, родился в 1945 году …

Андрей Иванович Штакеншнейдер - сын мельника. Учился в академии, получил несколько частных заказов, потом был представлен императору, стал любимым архитектором, очень много работал , хорошо зарабатывал, но много тратил на большую семью (семеро детей), как и Карло Росси. Ещё у него жена салон завела - а мужу за всё платить. Бедняга заработался, его пытались кумысом отпаивать - увы, умер бедняга на обратной дороге.
На фотографиях – скульптурный портрет архитектора рядом с Ольгиным павильоном вид на маленькую дамбу, ведущую к Царициному острову Ольгиного пруда. Вид на портрете совершенно умученный.


Немного по городу
Мариинский дворец построен как свадебный подарок для Марии Николаевны (старшей дочери Николая I, на отца похожей характером) на месте дворца Чернышёва архитектора Валлена Деламота плюс пару соседних. Эклектика только начиналась, поэтому дворец носит черты надоевшего современникам классицизма. Элементы барочного декора и рустовка а-ля Ренессанс. Пять лет строили.

Архитектор представлял будущий Исаакиевский собор (он был учеником Огюста Монферрана), дворец создавал соразмерный. Памятник Николаю I перед Исаакием – на двух точках опоры (Медному Петру три понадобились – но насколько наш знаменитый всадник энергичнее!). Я ещё сфотографировала вид с Синего моста на Мойку в сторону Невского.

Содержать его было дорого, поэтому наследники продали его в казну под государственный совет. Сейчас там депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга, на пандус имеет право въезжать только председательский мерин. Интерьеры, сохранившиеся и воссозданные, простой человек не увидит. Правда, моя мама говорит - раз в год бывают экскурсии.

Дворец Труда . Бывший Николаевский. Строился 10 лет - огромный, на целый квартал. Говорят, он был гораздо интереснее внутри. Нет гармонии между частью и целым.

В городе ещё несколько построек Штакеншнейдера – особняк Белосельских-Белозерских, дворец одного из великих князей на Дворцовой набережной (сейчас в лесах), скромное здание (дом самого архитектора) на Миллионной, 10 (таблица почему-то на доме 12). Есть и другие.

Парк Александрия .
Была ферма, приферменные постройки для модной романтической игра в сельскую жизнь. Дворец-коттедж - неоготика, на экскурсии сказали - единственный сохранившийся в этом стиле в России.

В палисаднике – много цветов и южных растений в кадках. Скульптура цесаревича Алексея.



Внутри нельзя снимать, так хоть вокруг все побегали. Забавно смотрятся пёстренькие садовые цветы на фоне классического русского пейзажа.

В коттедже нельзя фотографировать! Не знаю, почему. Буклеты свои продавать, что ли? За разрешения на съёмку бы больше выручили. Вспышек боятся (кстати, это - разумное ограничение)? Назначили бы крупный штраф, и кому надо и техника позволяет, без вспышек бы снимали. Плюс ценник можно высокий установить. Мне не нужны буклеты с навязанными иллюстрациями, без того, что хочется снять! Вот стою, пишу, а над моей головой - дивная люстра с изображением рыцарей и дам. Очень сомневаюсь, что она есть в буклете. Если есть, куплю (проверила – не купила). В одних коттеджах смотрители снисходительны, в других - злобные. Надо фотоаппарат попытаться настроить на беззвучный режим, а то пищит при включении. Я обычно законопослушна, но в таких бессмысленных случаях просто зло берёт, хочется наоборот сделать. Говорят, что не хватает денег на реставрацию, а от такого простого способа привлечь средства сами отказываются. Я ещё вышла из себя, услышала у кассы чьё-то замечание - хорошо, что не разрешают фотографировать. Кому это мешает?! Экскурсоводам? Они на работе. Другим экскурсантам? Думаю, часть сами бы фотографировали, а другая не обратила бы внимания. Авторское право? Авторы сто лет как в могиле.
Интерьеры в общем и целом вполне недурны, особенно комнаты, из которых вид на парк открывается. Нижний английский парк проектировал садовник Эрлер и архитектор Менелас. Последней владелицей коттеджа была императрица Мария Фёдоровна, жена Александра III.

Фермерский дворец планируется восстановить. До него можно дойти через руинный мост. Дальше – капелла, ещё метров триста мы добежать не успели – время экскурсии ограничено.