Состояние уныния. В чём грех унылых

Уныние – это состояние психики и физических параметров, относящееся к астеническому полюсу человеческого самоощущения, для которого характерно присутствие апатичного настроения, подавленности. Полнейшее уныние характеризуется нежеланием что-либо делать и отсутствием всяческого интереса к собственному положению и жизни, сопровождается сильным упадком сил, и является сопутствующим моментом депрессивного расстройства аффективной сферы.

Являясь близким по своему значению и ощущению скорби, тоске, меланхолии, уныние не является их синонимом и отражает большее равнодушие к происходящему. При скорби человек чувствует боль и утрату, важность того о ком (или о чем) скорбит, при меланхолии эмоциональную сферу захватывает грусть, тогда как при унынии практически ничто не трогает человеческую душу. Подобное апатичное и бесчувственное состояние может приводить к развитию заболеваний психоневрологического спектра, вызывать суицидальные мысли и попытки, в надежде прекратить бессмысленное существование или же в надежде что-то почувствовать. Переживается уныние тяжело еще и потому, что человек не забывает, каким раньше он воспринимал мир, т.е. он помнит свою радость и восторг, боль и печаль, как горели глаза и как играл красками мир, а теперь видит лишь серость, а ощущает лишь пустоту.

Что такое уныние

Свойственна для этого состояния потеря чувства времени, когда отсутствуют перспективы будущего и постепенно затираются эмоциональные моменты прошлого, каждый становится безумно похож на предыдущий – среди подобной монотонности теряется не только всякая надежда или страсть, но и представления человека о самом себе.

Особое место состоянию уныния выделяется в религии, где оно даже причисляется к смертным грехам. Стоит отдельно отметить, что состояние уныния характеризует не только отдельную личность, но может употребляться в отношении определенной социальной группы или целого государства (к такому состоянию приводит отсутствия грамотного руководства, далеких и амбициозных целей в будущем, а также наличие лидеров, не обладающих яркой харизмой и внутриличностной силой).

Попадая в уныние, как бороться с ним человек выбирает самостоятельно – кто-то обращается в веру, кто-то идет к психологам, а кто-то самостоятельно вытягивает себя из разрушающего болота равнодушия, буквально за волосы. Но выход из подобного состояния не всегда предусмотрен, некоторые находятся в нем годами или так и оканчивают свой жизненный путь, пребывая в унынии.

Полнейшее уныние наступает, если игнорировать причины возникновения и оставить попытки выкарабкаться из серости, а вот как начинать выкарабкиваться зависит от того, какими причинами было вызвано состояние.

Уныние довольно опасное состояние упадка, при котором страдает не только психическая сфера, но могут проявляться болезненные ощущения на соматическом уровне. падает, важность окружающего мира, отношений и процессов стремится к нулю, наблюдается нарушения сна, возрастает пассивность, стремление к одиночеству, становится теоретически допустим, а иногда и практически желателен, как способ прекратить серую болотную волокиту, точно также как и психостимуляторы и галлюциногены, призванные хоть как-то разнообразить жизнь и качнуть чувственную сферу. Подобная симптоматика проявляется у людей в состоянии грусти, острого горя и печали, но если ее продолжительность выходит за недельные рамки, а степень проявления указанных аспектов возрастает, то нужно идти к друзьям или специалисту.

Если наблюдаете подобное состояние у своих близких, и они отказываются признавать наличие проблем, отказываются что-либо менять, то можно говорить о необходимости терапевтического вмешательства – сходите на консультацию к психиатру или психотерапевту, имеющему медицинскую лицензию, чтобы они подсказали, как не допустить прогрессирования уныния, возможно, понадобиться госпитализация. Как и любое эмоциональное состояние, различные степени своей выраженности имеет уныние, как бороться с ними зависит от продолжительности и причин, благоприятствующих развитию апатичного состояния.

Наиболее серьезными являются непреодолимые обстоятельства предельной силы, не находящиеся под контролем человека (войны, катастрофы, стихийные бедствия, болезни и смерти групп людей и отдельных членов). Подобные обстоятельства сильно подрывают привычные опоры человека, выбивают из колеи и служат развитием для многих негативных эмоциональных переживаний, но стоит отметить, что являясь наиболее разрушительными для человеческой психики, они являются наименее встречаемыми в качестве пусковых механизмов уныния.

Значительно чаще причиной такого состояния являются значимые отношения и негативные моменты, происходящие в них – разводы и оскорбления, обиды, невнимание и прочие разрушающие аспекты человеческих отношений. Именно они, являясь частью значимых отношений, наиболее часто проявляются, в отличие от пожаров и войн. Ожидание от близких людей заботы и благодарного отношения постоянно сталкивает человека с несоответствием действительности (это нормально, поскольку все мы проявляем как достоинства, так и недостатки), вопрос остается в том, как человек справляется с подобными происшествиями, насколько принимает слабости других и позволяет жизни течь своим чередом.

И если в одних случаях влияние окружающих людей действительно объективно влияет на человека, то изменение отношений или круга общения способно наладить эмоциональный фон, гораздо сложнее дело обстоит, если люди особо ни при чем и являются лишь объектами внутренних проекций страдающего. Собственноручно загнать себя в уныние можно при физиологических предпосылках (болезни, физическое истощение, длительное недосыпание), а также при определенном психологическом складе, основывающемся на неадекватном восприятии внешнего мира. Сдвигается восприятие мира при прохождении возрастных рубежей и кризисов, при изменении прежней жизни и социальных ролей (замужество, переезд, новая должность) и невозможности человека быстро адаптироваться к изменившимся условиям.

При повышенных требованиях и ожиданиях от окружающих, страдает в итоге сам ожидающий, замечая ненужность и бесперспективность получить желаемое от внешнего мира, вместо переориентации на достижение этого самостоятельно. В принципе, фрустрация любых значимых потребностей ведет либо к скачку мотивации достижения, либо к обиде, внутренней закрытости и уходу в уныние для переживания разочарования. Таков механизм, уберегающий психику от столкновения с тем опытом, который на данный момент превышает ее ресурсы, но находиться в постоянном унынии может стать более опасным и привести к хроническому состоянию обесчувстливания.

Как избавиться от уныния

Уныние можно сравнить с погасшим внутренним огнем, когда человек не только не видит куда двигаться, но и не понимает, зачем искать этот путь. Выйти из подобного состояния поможет увлечение какой-либо идеей или деятельностью, но не стоит требовать от себя живого интереса ко всему происходящему – моментально выскочить вряд ли получится. Следует дать время, в течение которого просто присматриваться к различным направлениям и жанрам, можно приходить на секции и быть недвижимым немым зрителем, можно ходить по улицам, ища что-то, что эмоционально способно зацепить. Наличие в окружении людей, полных азарта и надежд, стремлений и позитивных взглядов, чья энергия способна сдвигать горы положительно влияет на избавление от уныния.

Человеческая психика устроена при помощи зеркальных нейронов, а настроения и отношения к жизни передаются при непосредственном контакте с человеком. Справедливо данное утверждение в отношении любых состояний и эмоций, так что даже если вы отчаянный весельчак, окружив себя депрессивными нытиками, вы рискуете очень быстро растерять свой запал. Следите за тем, с кем общаетесь, и за тем какая деятельность происходит вокруг вас. Если вы в унынии, то сознательно, контролируя процесс (ведь интерес, как ведущая система временно отключен) выбирайте все максимально противоположное унынию.

Считается, что противоположность унынию – веселье, но это довольно грубый и поверхностный взгляд, поскольку отражает только один аспект понятия. Если всмотреться глубже, то противоположностью уныния является вдохновение или творчество. Пока уныние представляет из себя пустоту, серость, незаинтересованность и бездействие, вдохновение включает созидание, наполненность, активную деятельность если не физическую, то душевную. Именно утрата связи со своей творческой составляющей является причиной потери вкуса жизни, соответственно и преодолевать недуг необходимо, возвращая творчество в свою жизнь. Нет надобности писать картины, если вы никогда этого не делали, но можно вспомнить о своей любви к выпечке и придумать новый рецепт или сделать ремонт из подручных материалов – все окружающее пространство является чистым листом для полета , нужно постараться найти свои способности и желания.

Поищите причины вашего состояния и устраняйте именно их, а не бесконечно боритесь со следствием. Если вас угнетает однообразность и скучность вашей работы, то можно сколько угодно поднимать себе настроение, но пока деятельность останется прежней результат будет неутешительным. В данном варианте следует или сменить деятельность или внести в нее увлекающие элементы. Отсутствие видимых результатов приводит к унынию с такой же вероятностью, как полное благополучие, отличается лишь формулировка – нет смысла стремиться, потому что все бесполезно или потому что все и так есть. Встряска, выход из зоны комфорта, устраивание себе авторских аскез позволяет почувствовать вначале нехватку, а потом и желания, которые рождают стремления и жажду деятельности, выметают равнодушие из основного параметра реальности.

Не бойтесь менять свою жизнь, тем более если вам и так все равно, то в худшем варианте вы останетесь в том же состоянии. Отправляйтесь в незнакомые города, увеличивайте круг общения, нагружайте себя новой работой или хобби – не обязательно, что новый город вам понравится, а новые знакомства вызовут восторг. Возможно, от активных жизненных изменений появится чувство на ограниченность людей (и это родит идею открытия собственных курсов развития), возможно, новые города ужаснут своей грязью и разрухой (и вы задумаетесь о волонтерском движении по исправлению ситуации). Все эмоции, полученные в ходе нового опыта, будут полезны для того, чтобы выпрыгнуть из уныния, а будет это влюбленность и восхищение миром или негодование и злость на имеющийся порядок вещей – не столь важно.

Позаботьтесь о физической поддержке своего организма, ведь уныние смещает работу выработки гормонов и соматического ощущения – восполняйте нехватку эндорфинов всеми возможными способами. Лучшим вариантом являются физические нагрузки (выбирайте по своему желанию пробежки, тренажерный зал, фитнесс-тренировки, бассейн), бананы и шоколад (прямые поставщики гормона счастья в организм), прикосновения и интим (при тактильных ощущениях и оргазме вырабатывается огромное количество необходимых веществ, нормализующих работу гормональной системы). Восполняйте запас необходимых витаминов (грызите овощи и фрукты, пейте их в капсулах или шипучках – главное, чтобы все микроэлементы содержались в необходимом количестве), чаще гуляйте, насыщайте организм витамином Д, являющимся одним из главных помощников в борьбе с .

Наркотические вещества и алкоголь являются депрессантами, так что их употребление в состоянии уныния загонит вас в глухой угол, выход из которого будет лежать исключительно через психоневрологический диспансер. Если чувствуете необходимость в стимуляции эмоциональных процессов, то пока лучше записаться на тренинг с применением или походить на индивидуальную психотерапию.

Не переставайте ставить себе цели, пусть это будут маленькие дела на каждый день – тренировка, знакомство с новым человеком, подбор прически. Во-первых, осознание выполнения целей помогает преодолеть ощущение собственной бесполезности, во-вторых, дает направление движения, а в-третьих, облегчает сам процесс выхода из уныния, ведь все-таки легче следовать написанному плану, который вы можете составлять по ходу чтения этого текста. В противном случае при отсутствии мотивации (а именно это ярко для подобного состояния) сведет на нет все придуманные стратегии преодоления уныния.

Уныние и печаль – как с этим бороться

Уныние, как и печаль существенно меняют жизнь человека и знакомы практически каждому взрослому. Мир, требующий находиться в постоянном маниакальном состоянии, героически преодолевать проблемы и печали еще сильнее способствует усилению таких чувств, путем их консервации. Полностью прожитая боль уходит из жизни, предоставляя место другим, более солнечным переживаниям, а если делать вид, что все в порядке, закрывая негативное чувство в темный чулан (от самого себя или от общества), то оно будет разрушать личность изнутри, забирая силы и отравляя существования, но, не отступая полностью, пока не будет выпущено наружу и прожито.

Состояние печали не приносит ничего хорошего, а в длительном своем течении способно сломать человека, поэтому многие стремятся бороться с ним быстро и радикально, ища необходимые таблетки. Проблема заключается в том, что медикаменты помогут наладить нейронные связи, обмен веществ, работу нервной системы и нормализовать гормональный фон, но они не помогут изменить мировосприятие и способы реагирования.

В большинстве случаев человек сам провоцирует развитие печали и уход в уныние, выбирая этот путь по привычке. Вспомните, насколько в обществе настороженно относятся к радости, зато трагедии и плохое настроение всегда имеют право на существование. Привычка воспринимать изменения, как проблему и потребность невероятными усилиями вернуть все на прежние места не оправдывает затрат и портит настроение, закрывая возможность разглядеть за изменениями не трагедию, а возможность новых свершений и позитивных начинаний. Стоит начать отслеживать свои автоматические мысли, привнесенные внешние реакции, подвергая их серьезной критике и принудительному поиску позитивных моментов. Берите паузу, прежде чем обвинять себя в неловкости или недалекости, объяснять плохое отношение окружающих своим уродством, а не их бескультурьем. Подобные критичные мысли часто не имеют отношения к реальности, а отражают мнение (обычно нанесшее сильную травму) из предшествующих жизненных ситуаций.

Подкрепляйте свои ресурсные состояния и следите за внутренними автоматизмами. Избегайте причин, приводящих вас к печальному состоянию, а если уже попали в уныние, то старайтесь выбрать четкий курс и следовать ему, не оставаясь без движения.

Путь православного – борьба с грехами и страстями, подготовка души к вечному бытию. Дабы умело пройти этот путь и получить спасение, нужно знать как двигаться по избранному узкому пути и какие трудности могут возникнуть. Христианина в жизни часто подстерегает уныние — смертный грех, как бороться с этим разлагающим душу феноменом.

В христианстве верующему предписывается исполнение заповедей, которые были даны Богом на скрижалях Моисею. Эти нормы поведения являются по большей части ограничивающими и регламентируют именно явные поступки.

При этом в новозаветной традиции есть также развитая концепция грехов, которые по большей части относятся именно к душе, хотя и могут выражаться каким-то поступками.

Этим характерно учение Нового Завета, которое больше акцентирует внимание верующего на работе с собственной душой и глубоком искоренении страстей и пороков.

Уныние — смертный грех, который зарождается по причине добровольного отказа человека от Господа и его помощи. Страдающий этим грехом, как бы недооценивает благость и милость Всевышнего, Его безграничную волю.

Как определить

Сейчас многие страдают нервным истощением. Даже верующие, которым легче найти утешение, могут страдать от стресса, нервного перенапряжения. Этому способствует просто особенность проживания в городе, где сейчас пребывает наибольшее количество людей.

Следует различать, что это сейчас овладевает душой и разумом: уныние или нервное истощение, хандра. Есть ряд психических заболеваний данного типа и ряд отклонений, которые периодически могут наблюдаться даже у нормальных людей.

Если говорить языком психологии и опираясь на слова православных психологов, то полностью нормальных людей не существует, есть разнообразие типов и характеров.

В этом разнообразии существуют некоторые нормы и средние величины, а также степень отклонения от нормальных показателей. Незначительные отклонения дают разнообразие типов личности, а существенные являются недугами.

Когда мы говорим об унынии, следует отличать недуг от греха. Ведь болезнь появляется в том числе по причине внешних факторов, зачастую независящих от болящего, а вот грех чаще всего является попустительством самого человека и свидетельствует об отсутствии взращивания веры и работы души.

Итак, если вы чрезмерно утомились и нервно истощены, то не следует считать подобное смертным грехом, вероятнее всего, нужно просто отдохнуть, восстановиться. Однако, если без видимых причин возникает безверие и безрадостность, чрезмерное самосожаление, то перед вами грех, который следует побороть. С опытом душевной работы возникает ясное понимание, как отличить грех от каких-то простых психологических и эмоциональных реакций.

Почему нельзя унывать

Чтобы понять, почему уныние считается значительным пороком и проступком, следует обратиться к простому примеру. Предположим, человек сидит рядом с живительным и чистым фонтаном и жаждет, но при этом не пьет, а начинает громко причитать о том, как хочется ему пить, обвинять других и судьбу в собственной жажде.

Другой человек, который тоже хочет пить, но не знает ничего о фонтане либо располагается вдалеке от него, имеет какое-то оправдание подобному поведению. Ведь он действительно изнемогает и не имеет возможности утолить потребность. При этом тот, кто сидит рядом с фонтаном и начинает роптать, не заслуживает никаких поблажек. Так же и православный начинает унывать, тогда его поведение выглядит более, чем странным.

Ведь этот человек осведомлен об истинах, открытых Богом:

  • знает о Христе, который открыл всем и лично ему путь ко спасению;
  • знает о святых и Богородице, которые молятся за него и могут помочь;
  • видит других верующих, примеры монахов и подвижников, которые и в его времена совершают духовные подвиги;
  • как минимум, слышал о чудесах, когда Господь помогает верующим;
  • знаком с понятием благодати, которую ниспосылает Бог и, возможно, даже видел какие-то явные примеры.

Таким образом, в нужде и суровых обстоятельствах православный всегда может испить из фонтана веры и получить помощь.

Обратите внимание! Неверующий имеет больше поводов для уныния и весьма существенных, так как может полагаться только на себя и других людей, а эти возможности, как известно, далеко не безграничны.

Неверующему, действительно, есть о чем печалиться. Верующий всегда обладает с Божьей помощью безграничными возможностями, поэтому, ему никогда не следует унывать. Чтобы избежать этого порока, нужно просто понять отсутствие поводов для такового. Верующему всегда помогает Господь и мудро наставляет. Православный человек всегда в более выгодном положении, чем атеист или заблуждающийся, так как у христианина всегда есть поддержка Иисуса Христа, Богородицы и святых.

Полезное видео: грех уныния — как с ним бороться

Последствия

Многие знают, к чему приводит вечноеуныние, следствием подобного состояния является безверие. В этом мире много трудностей и горестей, но для православного человека все эти факторы являются временными и не особенно значительными, представляют собой только своеобразную подготовку, школу перед бытием вечным.

Есть масса примеров различных великомучеников и других православных людей, которые никогда не впадали в уныние, хотя терпели огромные страдания и различную хулу от других людей, были гонимы и попрекаемы, унижаемы. Несмотря ни на что, в противоположность унынию, они сохраняли радостное расположение и крепкую веру.

Если посмотреть на простого искренне верующего православного человека, то он практически всегда радостен и приветлив к другим, сохраняет, говоря современными словами, позитивное расположение духа. Ведь такого человека, по сути, нечем опечалить, он силен в собственной вере, знает о заступничестве Господа. Отсутствие этого греха в сердце приводит к крепости духа и укрепляет веру, которая, в свою очередь, способна принести огромные блага, как говорил Христос «даже веры с горчичное зерно достаточно».

Если человек двигается в обратную сторону и наполняется смертным грехом, то итогом этого становятся:

  • «расхлябанность» души и маловерие;
  • отсутствие крепости духа;
  • хула на Господа и заблуждения;
  • плохой характер;
  • даже телесные недуги.

Стоит сказать, иногда люди даже понимают что этонедопустимо, но становятся зависимыми от такого душевного ощущения.

Этим людям начинает нравиться:

  • когда другие жалеют;
  • получать помощь от окружающих;
  • пребывать в своеобразной печали и извлекать из этого удовольствие.

Как избавиться от уныния – только душевным трудом. Держать себя в некоторой строгости и бодрости, разобраться и сказать себе: «не все так плохо», «не о чем волноваться», надо уповать на помощь Господа. Отсутствие духовной жизни приводит к унынию.

Как понять, что значит трудиться внутренне: искать радость в Господе, развивать уверенность (не путать с чрезмерной самоуверенностью) в себе. Уныние позволяет развивать лень, поэтому может быть даже в чем-то приятным, ведь ничего делать не нужно, а другие могут даже иногда посочувствовать и пожалеть.

Тем не менее, даже если такое состояние приносит какое-то временное удовольствие, в перспективе оно действует на душу иссушающим образом. Недаром говорится именно про смертный грех, так как он губительно действует на душу.

Хотя и тело тоже может страдать, человек, который привык унывать, также привыкает быть грустным, перестает искренне радоваться миру, у него на этой почве могут возникнуть различные недомогания психические и физические. В крайнем пределе человек впадает в абсолютную грусть, разочарование и даже может наложить на себя руки.

Как бороться

Святые отцы об этом писали довольно много и всегда наставляли своих духовных чад взращивать в себе радость. Только радость не простого человека, наподобие положительных эмоций от просмотра комедии, а более совершенную и вневременную, связанную с пониманием своего положения в мире. Многим православие кажется мрачной религией и, действительно, эта вера активно развивает аскетику и строгость, но эти качества не являются противоположностью радости.

Обратите внимание! Православный человек стремится держать себя в строгости, возвышаться над телом и страстями, но он также стремится радоваться своему ближнему и всему миру, переживать чудо каждого мига этого земного бытия.

Как бороться с грехом уныния. Сначала нужно понять простую истину: поддаваться этой наклонности означает потворствовать Сатане и его приспешникам. Дьявол стремится ввергнуть людей в различные пагубные наклонности, отвратить от Господа. Культивацию в себе радости и крепкой веры, здравого отношения к себе и собственной ситуации, уверенность в помощи господа и собственных возможностях следует осознавать как борьбу со всем нечистым в этом мире. Википедия не дает подробных инструкций на этот счет, но многие православные написали различные труды о том, как вести такую борьбу.

Приведем самые главные советы:

  • не обижаться на мнение других;
  • не впадать в жалость к себе, всегда в этом мире кому-то хуже;
  • взращивать основные добродетели — Веру, Надежду, Любовь;
  • избавляться от самолюбия;
  • посещать храм, молиться дома, читать духовные книги;
  • вдохновляться примерами других, общаться с людьми, которые мыслят позитивно;
  • искать радость во всем, даже в самоограничении;
  • сохранять такое расположение духа, чтобы не подвергаться внешним воздействиям чрезмерно;
  • совершать духовный труд и выбирать некоторые телесные ограничения, которые способствуют укреплению веры.

Как свидетельствуют некоторые источники, преодолевшим грех уныния открываются невероятные перспективы. Человек, совершивший такое, всегда обладает счастьем и являет собой идеалы добродетели. Уныние может приносить небольшое удовольствие, как сказано ранее, но в итоге оно невероятно губительно.

Полезное видео: как отсечь голову змею уныния

Вывод

Отсутствие уныния в сердце дает огромные выгоды, хотя поначалу бороться с ним может быть немного трудно. Тем не менее, эти старания окупаются сторицей. Намного выгоднее стремиться к Господу, чем отворачиваться от него, даже в сугубо практическом, житейском смысле.

На заре зарождения христианства греческим монахом Евагрием Понтийским была сформулирована целая система смертных грехов, на то время включавшая в себя гордыню, зависть, лень, злобу, похоть, жадность и чревоугодие. Всего их было семь. С самого детства христианину внушалось, что он должен работать с утра и до позднего вечера, так как лень - это смертный грех. Христиане скудно питались потому, что чревоугодие было тоже смертным грехом. Им также нельзя было быть гордыми, завистливыми, жадными, злыми и похотливыми. Но по истечении некоторого времени этот список сделали более гуманным, если можно так выразиться.

Уныние - грех

Люди, несмотря на боязнь оказаться в вечных муках в аду, все равно не хотели лишать себя мирских развлечений и удовольствий. Как не побаловать себя плотской утехой или застольем со своими друзьями? Таким образом, некоторые запреты были отредактированы и смягчены в списке смертных грехов. Вот, например, Папа Григорий Великий удалил из блуд, а изъяли из него лень и обжорство. Некоторые грехи вообще перешли в разряд людских «слабостей».

Однако интересно другое, Папа Григорий Великий, разрешая своей пастве раскаянием и молитвой сглаживать грех прелюбодеяния, вдруг вносит в список смертных грехов уныние - казалось бы, абсолютно невинное свойство для души человеческой. Хочется отметить, что уныние оставалось в списке неизменно, и более того, многие богословы и по сей день считают его из всех смертных грехов самым тяжким.

Смертный грех - уныние

Так почему уныние считается Все дело в том, что когда человеком овладевает уныние, он становится мало на что годным, у него проявляется равнодушие абсолютно ко всему, и особенно - к людям. Он не может выполнять достойно и качественно работу, не способен творить, дружба и любовь тоже не радуют его. Поэтому справедливо было отнести уныние к смертным грехам, но совершено зря из этого списка удалили похоть и блуд.

Тоска, уныние, депрессия, печаль, грусть... Попадая под власть этих мы даже не задумываемся над тем, какую они имеют негативную и сокрушительную силу. Многие считают, что это некие тонкости состояния загадочной русской души, в этом, думается, есть доля правды. Однако психотерапевты считают все это очень опасным явлением, и что долгое пребывание в таком состоянии приводит к депрессии, а иногда и к самому непоправимому - суициду. Поэтому Церковь считает уныние грехом смертным.

Уныние или печаль?

Уныние - это смертный грех, который в православном богословии трактуется как отдельный грех, в то время как в католицизме среди смертных грехов есть печаль. Многие не могут разглядеть какой-то особенной разницы между этими эмоциональными состояниями. Однако печаль рассматривается как какое-то временное душевное расстройство, связанное с каким-нибудь неприятным событием или происшествием. А вот уныние может наступить без всякой причины, когда человек страдает и не может объяснить такое свое состояние даже при полном внешнем благополучии.

Несмотря на все это, Церковь считает, что всякие испытания надо уметь воспринимать с бодрым состоянием духа, настоящей верой, надеждой и любовью. Иначе получается, что человек не признает единого целого учения о Боге, о мире и о человеке. Такая разновидность неверия предоставляет душу самой себе, тем самым обрекая человека на душевные болезни.

Унылый - значит неверующий

Такой смертный грех (уныние), именуется как злое разленение, под воздействием этого человек начинает лениться и не может принудить себя к необходимым спасительным действиям, так как его уже ничто не утешает и не радует, он ни во что не верит и даже не надеется. В конечном итоге все это напрямую воздействует на душу человека, разрушая ее, а затем и его тело. Уныние - это изнеможение ума, расслабление души и обвинение Бога в нечеловеколюбии и немилосердии.

Симптомы уныния

Важно вовремя определять симптомы, по которым можно заметить, что начались разрушительные процессы. Это нарушение сна (сонливость или бессонница), сбои в работе кишечника (запоры), изменения аппетита (переедание или отсутствие аппетита), снижение сексуальной активности, быстрая утомляемость при умственных и физических нагрузках, а также бессилие, слабость, болезненные ощущения в области желудка, в мышцах и сердце.

Конфликт с самим собой и с Богом

Конфликт, прежде всего с собой, постепенно начинает перерастать в органическую болезнь. Уныние - это плохое настроение и духа, сопровождающееся Таким образом, грех прорастает в природу человека и приобретается медицинский аспект. Православная Церковь в таком случае предлагает только один путь к выздоровлению - это примирение с собой и с Богом. А для этого надо заниматься нравственным самоусовершенствованием и при этом использовать духовные и религиозные психотерапевтические приемы и способы.

Человеку, страдающему депрессией, можно посоветовать найти для себя опытного духовника из монастыря, чтобы тот помог ему выбраться из этого жуткого состояния. Беседа с ним может продлиться до нескольких часов, пока он не разберется, в чем источник такой глубокой душевной скорби, возможно, придется некоторое время побыть в монастыре. И только потом можно будет приступать к лечению души. Ведь уныние - это тяжелая болезнь, которая все же поддается лечению.

Православная медицина

Человеку, который решил бороться с такого рода телесным и духовным недугом, срочно потребуется изменить свой образ жизни и начать активное воцерковление. Многих людей именно тяжелое заболевание и приводит к пониманию своей греховной жизни, поэтому они начинают искать выход на евангельский путь. Главное в православной медицине - помочь больному человеку освободиться от собственных страстей и мыслей, которые подключаются к общему процессу разрушения тела и души. При этом верующий человек, столкнувшись с болезнью, не должен отказываться и от профессиональной медицинской помощи. Ведь она - тоже от Бога, и отказываться от нее - значит укорять Создателя.

Уныние - это страсть, которая знакома всем. Она проявляется по-разному, часто прикрывается каким-то благопристойным видом и поэтому ее бывает трудно различить. Но уметь различать ее нужно, потому что страсть эта коварна и очень опасна. Она, как говорит , есть всепоражающая смерть. Что такое уныние?

Уныние – смертный грех!

Оно проявляется в двух видах – иногда как невыносимая скука, тоска, а иногда как лень и безразличие к духовным занятиям. В последнем случае человек может внешне вовсе и не иметь унылого вида, напротив, может веселиться, шутить и относиться ко всему с какой-то живостью. Ко всему – кроме чтения Священного Писания, молитвы и прочих духовных занятий.

Люди неверующие вследствие пустоты в душе часто находятся в состоянии сильнейшего уныния. Я думаю, что большинство случаев так называемой - это именно уныние в крайней степени. Расскажу такой случай из своей молодости. У одного человека, которого я близко знал, отец покончил с собой. И этот молодой человек впал в состояние депрессии - до такой степени, что неделями лежал лицом к стене, и ничего ему было не надо. Мама у него была неверующая, имела среднее педагогическое образование и потому считала, что она все знает. И она своими нравоучениями еще больше его доводила. Кончилось тем, что их соседка, верующая бабушка, пожалела этого парня и уговорила его, чтобы он пошел в церковь. Он стал ходить в храм.

Иисусова молитва

Мало чего понимал, мало чего соблюдал, но время от времени ходил. Ему сразу стало значительно легче. Потом он познакомился с нашей компанией, втянулся в нее, а поскольку мы старались вести христианскую жизнь, более или менее строго соблюдать посты, то и он тоже стал вести себя так же. Ему стало еще легче. Потом, когда мы рассказали ему об , о том, как бороться со страстями и в частности с унынием, он начал следить за своей душой, молиться и совершенно бросил всякие лекарства, стал нормальным человеком. Правда, ему приходилось врачам лгать. Они его спрашивали: «Ну, как?», он говорил: «Ничего». «Пьете лекарства?» - «Пью, очень помогает». Если бы он сказал, что не пьет, так они его, может быть, насильно бы в больницу положили - такое время было. А на самом деле он ничего не принимал. Вот пример того, что депрессия - это просто душевное состояние человека, уныние от того, что в душе нет Бога.

Уныния у верующего не бывает?

Такое состояние свойственно очень многим. Более того, мы видим вокруг себя людей, находящихся не только в унынии, но в глубочайшем отчаянии. Один знаменитый подвижник нашего времени - говорил, что современное неверие - это следствие отчаяния, все человечество впало в отчаяние. То есть люди чувствуют такую безысходность, так они отчаялись в своем спасении, что уже отрицают бытие Божие, для того чтобы можно было жить спокойно. Но тоска от этого только усиливается, и человек старается чем-то ее заглушить. Например, начинает пить и пытается этим грубым способом обрести какое-то душевное спокойствие. Более изысканный способ заглушить внутреннюю тоску - стремление человека к наслаждению произведениями искусства, к некоей отвлеченной деятельности.

Но, конечно, было бы неправильно говорить, что у верующего человека уныния не бывает. Бывает, и очень часто. Я сейчас не буду говорить об унынии как о тяжкой брани, наводимой демонами, а скажу о том виде уныния, который встречается наиболее часто - о лени. Так называет уныние преподобный Григорий Синаит. Когда он перечисляет главные страсти, то вместо слова “уныние” говорит “ “. Это та же самая лень, только по отношению к духовным и нравственным предметам. Не хочется ходить в храм, не хочется молиться, читать Священное Писание и вообще трудиться над своей душой. Почему?

Очистить душу

Потому что мы видим, как много в нашей душе страстей и как много надо сделать, чтобы ее очистить. Как в жизни бывает: приходишь, видишь, что надо дров нарубить огромную кучу, и сразу думаешь: «Да ну! Может, как-нибудь перетерпим, померзнем, в тулупчик укутаемся, одеялом укроемся…» В Отечнике есть такой хороший пример. Отец отправил сына возделывать поле. Тот пришел, увидел, что оно все заросло сорной травой, приуныл и лег спать; потом встал, посмотрел на поле и опять лег спать. Так он поступал в течение нескольких дней. Когда пришел отец и спросил, почему он до сих пор ничего не сделал, тот ответил, что он впал в уныние оттого, что много работы, и поэтому спал. Тогда отец сказал ему, что если бы он каждый день очищал хотя бы такую площадь, какую занимает во время сна, то дело бы уже продвинулось. Сын взялся за работу и с Божьей помощью постепенно все очистил.

Это всем знакомо. Когда работы много, человек пугается, опускает руки и начинает думать, что “всей работы все равно не переделаешь”. Это наше свойство, проявляющееся в обычных человеческих делах, занятиях, дает о себе знать и в духовной жизни. Не дается нам что-то - и мы сразу бросаем: «Не получается у меня сразу помолиться как Илия пророк, по молитве которого пошел дождь, тогда я и совсем не буду». Или: «Я уже целых три дня подвизаюсь, а у меня еще нет непрестанной молитвы - что ж такое?» Или: «Я уже три года хожу каждое воскресенье в храм, а бесстрастия у меня еще нет - как же так?»

Оправдание унынию

Нам кажется, что нашему унынию есть оправдание: “У меня не получается”. Но это действительно лишь оправдание. Ведь если у человека бывают неудачи в каких-то житейских делах, то что он делает? Вот хотел он поступить в институт, но не подготовился и не смог сдать, допустим, химию. Что он начинает делать, если все же хочет учиться в этом институте? Нанимает репетиторов, тщательно готовится, учит именно химию. В следующем году ему удается сдать экзамен - и он поступает в институт. Никто этому не удивляется. Все нормально. Так же и в духовной жизни: когда человек хочет приобрести какую-либо добродетель и почему-то терпит неудачу, он тоже должен сделать вывод о том, почему так произошло и в каком отношении ему нужно исправиться.

Допустим, он все делает правильно, но поддается гордости. Следовательно, ему надо обратить внимание на борьбу с ней. Или: он все делает правильно, но не имеет достаточной ревности к молитве, молится рассеянно. Значит, ему надо понуждать себя к молитве. А мы не хотим сделать таких простых, элементарных выводов, которые в обыденной ситуации сделали бы без всякой посторонней подсказки. И начинаем унывать вместо того, чтобы начать трудиться. Не получилось с первого раза - получится со второго, с третьего, но обязательно получится. Даже сама эта борьба, само понуждение себя к исправлению в том или ином отношении уже приносит в душу человека благодать.

Хитрость в борьбе с унынием

Как бороться с унынием? Это можно делать по-разному. Некоторым по временам помогает даже то, чтобы вкусно поесть. Но если бороться только этим способом и больше никаких не применять, то уныния, может, и не будет, зато будет все остальное. Преподобный Иоанн Лествичник советует употреблять иногда эту хитрость в борьбе с гневом. Он говорит: «Когда тебя борет гнев, можешь дать некое малое утешение чреву». Но хорошо, если оно малое, а то порой человек так утешится - до самозабвения! Конечно, это неразумно. Позволительно употребить и другую хитрость: как-то пошутить. Священник может вовремя пошутить и невинной шуткой привести человека в веселое расположение духа. Пусть это будет радость не духовная, но она все-таки лучше, чем уныние. Но это, опять же, хитрость - маленькая, не решающая вопроса кардинально.

Лучшее средство от уныния

А если подходить к проблеме серьезно, то, конечно, лучшее средство от уныния - это молитва, в особенности молитва Иисусова. Кроме того, во время уныния надо изо всех сил стараться делать все как обычно, то есть не бросать своих обычных занятий, не оставлять молитвенного правила, заставлять себя молиться усиленно, со вниманием. Очень помогает в этой брани и память смертная. Кажется странным: человек вспоминает о смерти - и у него проходит уныние. Наоборот, надо было бы унывать. Однако это не так.

Именно воспоминание о смерти, о будущей жизни отрезвляет человека. Когда он начинает думать о вечности, то осознаёт, что на этом фоне ничтожны все земные скорби - не только мелкие, но и серьезные: тяжкая брань с тем или иным видом греха или опасная болезнь, своя или близких. Благодаря памяти смертной все предстает в другом, а именно, в истинном свете. Человек отрезвляется и понимает, что в действительности все приводящее его в состояние уныния, обезоруживающее его - мираж и что не нужно всему этому придавать значения.


Главное в борьбе с унынием - это самопонуждение

Если мы сами себя не понудим, то никакой совет, никакая чудесная сила или сверхъестественная помощь свыше нам не помогут. Надо понимать, что мы существа свободные и многое зависит от нашего собственного выбора. Господь всегда готов нам помочь, можно сказать, что Он уже устремился нам на помощь, но мы этой помощью пренебрегаем. Мы не замечаем ее оттого, что погружаемся во тьму уныния до такой степени, что не хотим даже немного откликнуться на это Божественное действие, укрепляющее нас в борьбе. Бывает, что человек даже ничего и не сделает, а просто перетерпит уныние и не оставит своей обычной работы или посещения богослужений - и благодать Божия тут же утешает его сердце, он чувствует, что Господь пребывает с ним.

Противоположно лени, как известно, трудолюбие. Вот и нужно приобрести духовное трудолюбие. Труд - он, как говорится, труден. Мы можем не хотеть что-то делать, но знаем, что это нужно, и делаем это, преодолевая усталость, а иногда и боль. Труд вызван необходимостью - не все мы делаем только с удовольствием, - и по большей части он приносит утешение только тогда, когда мы уже завершим работу и увидим ее результат. Даже приступая к какому-то делу с удовольствием, мы всё равно поневоле сталкиваемся с трудностями и возникает желание его бросить. Но представьте себе, хирург делает операцию, а она что-то затянулась, идет уже целых три часа, и он бросает скальпель: «Пусть кто-нибудь другой зашьет, а мне надоело, стоишь тут, уже весь вспотел». Что тогда будет?

Лень в душе человека

Лень в каком-либо житейском деле - это для души человека, конечно, плохо, но лень в духовном отношении гораздо страшнее. Если к ленивому в работе Господь, может быть, еще снизойдет и помилует его, то для ленивого в молитве, борьбе с помыслами, страстями выхода уже нет. Не нужно думать, что борьба за свое спасение - такая легкая и простая вещь, что в ней не должно быть никаких препятствий. Царствие Небесное нудится . Это понуждение необходимо на протяжении всей жизни, а не так, что сейчас ты все понял, три дня потрудишься, а потом тебе надоест: мол, и так все хорошо. Человек развивается и, в чем-то изменившись к лучшему, бывает должен вновь и вновь понуждать себя к достижению бόльших добродетелей. Так он неуклонно движется к вечной жизни, достигая иногда самых возвышенных духовных результатов, самых прекрасных и, как ему казалось раньше, труднодостижимых добродетелей.

Вопрос-ответ:

Вопрос

  • Батюшка, у меня никак не получается исправляться, и я от этого сильно унываю. Кажется, что не унывать невозможно. Ведь и для меня самой, и для других очевидно то, что я остаюсь такой же страстной, как и раньше. Мне от этого плакать хочется. Как не поддаваться унынию, и вообще, как относиться к тому, что хочется плакать?

Что такое уныние? Что делать, если унываешь? Опустить руки или можно это жуткое состояние побороть? Опытом делится игумен Нектарий (Морозов).

Один из самых распространенных грехов нашего времени - . То самое, которое погружает человека в какую-то беспросветную тоску, стесняет его сердце, представляет жизнь серой и скучной. То, которое расслабляет волю, лишает сил, приводит к состоянию, напоминающему паралич. Убеждает, что ни в чем нет смысла, ничего не выйдет, что ни делай, а потому и делать не надо. И словно прикладывает к тебе какую-то страшную печать отчаяния, безнадежности: «Не спастись…».

И я не удивляюсь, когда раз за разом слышу на признание: «Батюшка, я не знаю, как мне быть. Я опять унываю!». И не только потому, что уже привык к этому. Но и потому еще, что нередко могу совершенно честно ответить: «И я тоже». Правда с одним небольшим, но существенным отличием: как быть, как справиться с этим состоянием, я знаю. И значит, если хочу, то снова справлюсь - с Божией, конечно, помощью. А я хочу…

Отчего оно вообще наступает - уныние? Иногда в него погружает самое стечение обстоятельств - тяжелых, удручающих душу, «фатальных». Нередко к нему же приводит цепь постоянных неудач (впрочем, кого-то в уныние может вогнать и одна-единственная, причем не особенно серьезная неудача). Порой оно является следствием сильной усталости, как физической, так и душевной.

Но если говорить о нас, людях верующих, то мы, помимо всех вышеперечисленных причин, зачастую унываем уже не столько от чего-то внешнего, сколько… от самих себя. Унываем оттого, что мы такие немощные и маловерные, оттого, что так удобопреклонны ко греху, так часто падаем, так часто приходим на исповедь с одним и тем же - словно под копирку ее пишем. Унываем оттого, что год за годом очень мало изменяемся к лучшему. Хотя потому-то и не изменяемся почти, что унываем…

Очень не хватает нам бодрости душевной, мужества настоящего христианского, ощущения себя не несчастной преследуемой врагом и невзгодами жертвой, а воином Христовым - пусть и терпящим подчас поражение, страдающим от ран и даже обращающимся зачастую вспять, но воином все же. Причем видеть можно, как удобно рядится эта наша слабость в одежды «покаяния», «плача о себе», «богоугодной печали».

Правда, «покаяние» это приводит не к исправлению, а к какой-то страшной зацикленности на грехах, обращенности к ним, которая не помогает с ними расстаться, а, наоборот, как бы примиряет с ними, убеждает: от них не избавиться. А плач не очищает душу, не делает ее светлее и мягче, но, напротив, истощает, обессиливает, лишает способности радоваться. И печаль совсем не похожа на богоугодную, поскольку к Богу не приближает и ревности ко спасению не прибавляет. Да и чудно было бы добрых плодов ожидать от того, что само плодом уныния является.

Я часто вспоминаю (стараюсь вспоминать), когда набегает на сердце облачко уныния, способное в одно мгновение превратиться в мрачную, черную тучу, преподобного авву Аполлоса. Патерик повествует о нем, что когда примечал он кого-либо из братии своей смущенным, унывающим то никогда не оставлял этого просто так, но немедленно вопрошал его о причине смущения и каждому обличал его сердечные тайны.

Он говорил: «Не должно быть печальным тому, кто предназначен к получению Небесного Царства. Да будут смущенными еллины! да плачут иудеи! да рыдают грешники! а праведники да веселятся!». И всегда меня это воспоминание утешает, радует, помогает от «облачка» освободиться.

Да, слов нет, к праведникам себя причислить трудно, что там - невозможно! Но разве можем мы и от предназначенности к отречься, увериться в том, что для нас оно недостижимо? Если так, то что в нас христианского останется? Где тогда надежда на милость Божию, где вера в Его любовь?

Мне и другой эпизод из Патерика часто на ум приходит - тогда более всего, когда совсем на душе непросто бывает. Об ином преподобном отце, к которому пришел как-то старый солдат, чего только не натворивший за долгую и страшную, наверное, жизнь свою. И что сказал, чем укрепил его сердце святой старец? Простым, но таким красноречивым сравнением…

Ведь и ты не выбрасываешь свой старый плащ, как бы ни был он изрублен и изодран, но чинишь, штопаешь его, снова надеваешь, потому что он тебе дорог. Так почему же ты думаешь, что Господь отвергнет тебя, хотя бы и был ты весь в прорехах и ранах греха?

…Так это отрадно - чувствовать себя этим ветхим, рваным, но снова починенным плащом. И быть уверенным, что и тебя не выбросят, не отринут, не отвергнут. Почему уверенным - да потому только, что наша неверность верности Божией не упраздняет. Он всегда верен. Всегда любит, никогда не оставляет, никогда не отнимает надежды.

А еще помогает справиться с унынием другое - не патериковое совсем. Понимание помогает простого такого факта - можно всю жизнь в этом тлеюще-унывающем состоянии провести и оттого ни жизни, ни света белого, Божьего не видеть. И так досадно от этой мысли становится, такая злость на уныние появляется, что убегает оно куда-то.

Бывает, конечно, и так, что наваливается оно как-то настолько сильно, настолько люто, что чувствуешь: еще немного - и раздавит тебя, и сил сопротивляться нет. И тут тоже помогает не патериковое вроде: у тех, кто напал на тебя, нет жалости, они не устают, они последовательны и усердны. И твои стенания о том, что нет сил, что ты «ничего не можешь», лишь раззадорят и воодушевят их. И выбор-то прост по сути: или найти силы, или пропасть. Вот и выбирай!

…Это, разумеется, все свои, человеческие средства. А разгоняет облака и тучи лишь Солнце Правды, Господь. Но когда? Только тогда, когда тянешься к Нему - из тех самых сил, которые кажутся последними.