Сроки прорезывания постоянных зубов. Период формирования корня временного зуба

РАЗВИТИЕ КОРНЯ ЗУБА. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕНТИНА КОРНЯ, ЦЕМЕНТА, ПЕРИОДОНТА, ПУЛЬПЫ ЗУБА

РАЗВИТИЕ КОРНЯ ЗУБА. ОБРАЗОВАНИЕ ДЕНТИНА КОРНЯ, ЦЕМЕНТА, ПЕРИОДОНТА, ПУЛЬПЫ ЗУБА

Эмалевый орган не только участвует в образовании эмали, но и играет важную роль в формировании корней будущих зубов. Развитие корней происходит позже, чем коронок, и по времени совпадает с прорезыванием зубов.

Структурой, определяющей развитие корня зуба, является шеечная (цервикальная) петля. Она состоит из 2 рядов клеток: внутреннего эпителия и наружного эпителия эмалевого органа (см. рис. 54, рис. 62). Шеечная петля растет, углубляясь в мезенхиму зубного мешочка и отодвигаясь от только что образованной коронки зуба.

Шеечная петля окружает ткани зубного сосочка и формирует эпителиальное корневое влагалище, отделяющее зубной сосочек от зубного мешочка.

При формировании корней в многокорневых зубах края гертвиговского эпителиального влагалища образуют выросты, которые растут навстречу друг другу и после слияния ограничивают область будущих корневых каналов. Таким образом, первоначально единое широкое отверстие подразделяется на 2 или 3 фрагмента.

Развитие дентина корня и цемента

Клетки зубного сосочка в результате индуцирующего влияния эпителиального влагалища дифференцируются в дентинобласты корня, продуцирующие дентин (рис. 63).

Затем эпителиальное влагалище распадается на отдельные фрагменты (эпителиальные остатки Малассе, встречающиеся в периодонте), и клетки внутреннего слоя зубного мешочка входят в контакт с дентином, дифференцируясь в цементобласты (рис. 64).

Эти крупные клетки кубической формы синтезируют белки матрикса цемента (прецемент, цементоид). Цементоид откладывается поверх дентина корня или поверх высокоминерализованного гиалинового слоя Хоупвелла Смита. (По некоторым данным, этот аморфный слой образуется эпителиальными клетками корневого влагалища до его распада.)

Минерализация цементоида происходит путем отложения в него кристаллов гидроксиапатита. При этом цементобласты смещаются на периферию либо замуровываются в нем, превращаясь в цементоциты (рис. 65).

Цемент, не содержащий замурованных в нем клеток, называют бесклеточным, или первичным.

Рис. 62. Образование шеечной петли в развивающемся зубе: 1 - наружный эпителий эмалевого органа; 2 - внутренний эпителий эмалевого органа; 3 - шеечная петля; 4 - зубной сосочек

Рис. 63. Формирование эпителиального (гертвиговского) корневого влагалища:

1 - эпителиальное гертвиговское корневое влагалище; 2 - одонтобласты корня зуба; 3 - зубной сосочек; 4 - зубной мешочек

Рис. 64. Образование эпителиальных остатков Малассе: 1 - фрагменты эпителиального гертвиговского влагалища (эпителиальные остатки Малассе)

Рис. 65. Развитие корня зуба. Образование цемента и периодонта: 1 - цементобласты; 2 - цемент; 3 - цементоциты; 4 - периодонт; 5 - островки Малассе; 6 - костные трабекулы

Цемент, содержащий расположенные в лакунах клетки, называют клеточным, или вторичным. Клеточный цемент располагается на верхушке и в области бифуркации корня. Матрикс клеточного цемента содержит внутренние (собственные) коллагеновые волокна, образованные цементобластами, и внешние (наружные), проникающие в него из периодонта. Сосудов в цементе нет. С возрастом слой цемента утолщается.

Развитие периодонта

Часть клеток зубного мешочка пролиферирует и дифференцируется в фибробласты, которые начинают образовывать коллагеновые волокна и основное вещество соединительной ткани периодонта (перицемента). Пучки коллагеновых волокон, с одной стороны, проникают между цементобластами и «впаиваются» в матрикс цемента, с другой - проникают в основное вещество строящейся альвеолярной кости. Возможно, образование волокон периодонта осуществляется из 2 источников: со стороны строящегося цемента и со стороны кости альвеолы. Толщина пучков волокон существенно возрастает после прорезывания зуба. Основные группы волокон периодонта формируются в определенной по-

следовательности. В течение жизни человека происходит перестройка периодонта в соответствии с условиями нагрузки.

Развитие пульпы зуба

Пульпа зуба развивается из зубного сосочка, образованного эктомезенхимой (см. рис. 52, 53). В сосочек врастают сосуды. Клетки периферического слоя сосочка превращаются в специфические для пульпы одонтобласты, а большая часть клеток мезенхимы дифференцируется в фибробласты (см. рис. 54, 55). Фибробласты секретируют компоненты межклеточного вещества соединительной ткани. В развивающейся пульпе накапливаются фибриллы, содержащие коллаген 1-го и 3-го типов, причем коллаген 3-го типа присутствует в необычно высокой концентрации. Фибриллы образуют волокнистые структуры. В соединительной ткани пульпы происходит разрастание сосудов, появляются макрофаги, нарастает гетероморфизм клеточных элементов. Первые нервные волокна обнаруживаются на 9-10-й неделе эмбриогенеза. Развитие сосудов сопровождается разрастанием нервных волокон и формированием их сетей (см. схему).

Нарушения развития зубов

Нарушения развития зубов могут наблюдаться на каждой стадии одонтогенеза. Воздействие повреждающих факторов в период закладки зубов, на стадии инициации, могут приводить к отсутствию отдельных или множества зубов - адонтии. Пациенты при этом нуждаются в имплантации зубов.

Очень чувствительны к повреждающим факторам энамелобласты. При эндокринных нарушениях, системных заболеваниях или воздействии радиации уменьшается количество образующейся эмали, наблюдается гипоплазия эмали. Если негативное воздействие приходится на период созревания эмали, нарушается ее минерализация (гипокальцификация эмали).

Несовершенный дентиногенез может носить наследственный характер. При этом заболевании структура эмали не изменена, но соединение ее с дентином непрочно, поэтому эмаль откалывается.

Известны и другие нарушения развития зубов.

Смена молочных зубов на постоянные или, как многие их привыкли называть, коренные – важный процесс в жизни каждого человека. Начинается он в детском возрасте и заканчивается у взрослых людей появлением «восьмерок». Каждый ребенок индивидуален, но существует общий порядок и сроки прорезывания. Родители должны контролировать этот процесс и вовремя замечать отклонения от нормы.

Смена молочных зубов на постоянные начинается приблизительно в 5-6 лет

Виды постоянных зубов и их отличия от молочных

Зубы выполняют функцию измельчения пищи и участвуют в процессе речи. Они отличаются по форме и характеристикам, поскольку имеют разное предназначение. Одни – помогают откусывать пищу, другие – отрывать куски еды, третьи – раздавливать и перетирать, четвертые – измельчать и перемалывать. Выделяют следующие виды постоянных зубов:

  • Резцы. Располагаются по центру каждой челюсти - 4 верхних и 4 нижних.
  • Клыки. Вырастают возле резцов - по 2 сверху и снизу.
  • Премоляры или малые моляры. В каждом ряду – по 4 зуба.
  • Моляры или большие моляры. Расположены по краям челюсти. Верхние по форме отличаются от нижних. У взрослого их от 4 до 6 штук.

У человека вырастает 28-32 зуба. Третьи моляры – «зубы мудрости» у некоторых людей могут не прорезаться вовсе. Схема расположения постоянных единиц представлена на фото. Количество молочных и постоянных зубов отличается. У маленьких детей по 8 моляров, 8 резцов и 4 клыка.

По своему строению и виду первые детские зубки схожи с постоянными. Однако они имеют следующие отличия:

  1. Коренные зубы выше и шире.
  2. Молочные - белого цвета. Вместо них вырастают единицы желтоватого оттенка.
  3. Корни постоянных зубов длиннее.
  4. Коренные зубки, в отличие от их предшественников, не выпадают самостоятельно.
  5. Толщина эмали «молочников» в 2 раза меньше, а нерв имеет больший размер.
  6. Здоровые коренные зубы не должны стираться, для молочных – это норма.

Сроки выпадения молочных единиц

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Многие родители замечают, что к 5 годам у детей во рту появляются небольшие промежутки между зубами. Это происходит потому, что детская челюсть растет и образуется место для будущих более крупных зубов. Первые молочные зубки меняются к 6-7 годам. Этот процесс занимает достаточно много времени и чаще всего не причиняет ребенку физического дискомфорта.

Молочные корни способны рассасываться, что продолжается около 1-3 лет. Многие зубки выпадают самостоятельно, поход к стоматологу не понадобится. Последовательность выпадения молочных зубов обычно такая же, как и при прорезывании. Указать точно в каком возрасте выпадет тот или иной зуб невозможно, существуют лишь примерные временные рамки.

Ориентировочные сроки выпадения молочных единиц представлены в таблице.

В каком возрасте происходит формирование корней постоянных зубов?

Ошибочно мнение, что формирование постоянных зубов происходит в процессе рассасывания корешков молочных единиц. Зачатки сменных и коренных зубов появляются у ребенка еще в утробе матери. Однако так называемые взрослые зубы находятся выше молочных, корень которых достаточно широк, чтобы не мешать своим младшим собратьям расти.

Постоянные зубки, имеющие сменных предшественников, развиваются из эпителиальной зубной пластины, которая появляется на 20 неделе развития плода. Единицы, у которых нет молочных аналогов, начинают образовываться примерно через год после рождения ребенка. Однако процесс формирования зуба продолжается даже после его прорезывания.


Панорамный снимок зубов ребенка, где четко видно закладку корешков постоянных зубов

Сроки формирования корешков постоянных зубов:

  • верхние центральные резцы – 9-13 лет;
  • нижние центральные резцы – 7-11 лет;
  • верхние боковые резцы – 9-12 лет;
  • нижние боковые резцы – 8-11 лет;
  • корни клыков обычно полностью сформированы к 9-12 годам;
  • премоляры – 11-13 лет;
  • первые моляры – 9-13 лет;
  • корешки вторых моляров – к 14-15 годам;
  • корни третьих моляров не имеют определенных сроков прорезывания и формирования корня.

Порядок и сроки прорезывания коренных зубов

Первые коренные зубы - моляры - появляются у малыша до выпадения молочных, примерно к 4-6 годам. Считается, что у девочек меняются зубки раньше, чем у мальчиков.

Появление коренных зубов начинается с нижней челюсти. Важно, чтобы не сместился промежуток для новых зубиков при раннем выпадении молочных единиц. Порядок и сроки появления коренных зубов:

  1. первые моляры – до 6 лет;
  2. нижние центральные резцы – 6-7 лет;
  3. центральные резцы сверху и боковые снизу – 7-8 лет;
  4. верхние боковые резцы – 8-9 лет;
  5. клыки нижние – 9-11 лет;
  6. клыки верхние – 10-12 лет;
  7. первые премоляры верхние – 10-11 лет;
  8. первые премоляры нижние – 10-12 лет;
  9. вторые премоляры верхние – 10-12 лет;
  10. вторые премоляры нижние – 11-12 лет;
  11. вторые моляры – 11-13 лет;
  12. третьи моляры – 17-25 лет, однако «зубы мудрости» могут вырасти и позже.

Рост постоянных передних зубов у ребенка

Новый зуб может прорезаться в течение нескольких месяцев после выпадения молочного. Однако если через полгода он не появился, то необходимо выяснить причины этого явления у специалиста. Особенность прорезывания состоит в том, что чем больше площадь зуба, тем дольше он растет. Иногда во время роста моляров у ребенка повышается температура.

Патологии прорезывания и их причины

Смена зубов является одним из показателей развития человека, однако время появления коренных единиц у каждого малыша может отличаться. Значительная задержка формирования рядов может свидетельствовать о том, что в организме ребенка произошел сбой. Если у него долго не растут коренные зубы, это может указывать на отсутствие их зачатков или нарушение некоторых функций организма. Причины задержки роста зубов:

  • перенесенные инфекционные заболевания;
  • наследственный фактор;
  • неправильное питание;
  • неправильная работа эндокринной системы;
  • нарушение внутриутробного развития вследствие болезни матери;
  • смена климатических условий проживания;
  • недолгое или длительное кормление грудью;
  • врожденные или хронические патологии;
  • челюстно-лицевая травма.

Коренной зуб растет вторым рядом

В некоторых случаях молочные единицы долго не выпадают и мешают прорезыванию новых. Такая ситуация опасна тем, что коренные зубы могут начать прорастать в обход старым единицам. У ребенка образуется неправильный прикус или зубки вырастают кривыми. При выявлении патологии необходимо обратиться к специалисту, чтобы удалить помеху.

Причины долгого рассасывания молочных единиц:

  • генетическая предрасположенность;
  • врожденные заболевания;
  • отсутствие зачатков постоянных зубов;
  • рахит.

У некоторых детей выпадение «молочников» и прорезывание новых зубов происходит вовремя, но они растут криво (рекомендуем прочитать: ). Причиной неправильного роста зубов может стать вредная привычка малыша. Долгое сосание пальца, языка, соски или других предметов приводит к нарушению прикуса.

Очень редко на месте будущего зуба образуется гематома в виде багрового или синего пузырька на краю десны. Такое явление бывает у детей с плотными слизистыми оболочками. Это образование причиняет ребенку дискомфорт. Гематома проходит сама после прорезывания коренного зуба. Облегчить состояние крохи помогают специальные гели.

При появлении тревожных признаков прорезывания необходимо обратиться к специалисту. Врач поможет выяснить причину развития патологии и порекомендует варианты ее устранения. Отсутствие зачатков диагностируют при помощи рентгена. В случае отсутствия постоянных зубов ребенку предложат сделать протезирование.

Если после выпадения сменного зуба появилось воспаление, следует показать малыша врачу. Родители должны помнить, что правильный уход за молочными зубами – залог здоровья постоянных. Приучать детей к гигиене нужно начинать при появлении первого зуба. Необходимо следить за питанием ребенка, укреплять его иммунитет и систематически посещать с ним стоматолога.

Прорезывание коренных зубов на месте выпавших предшественников является важным процессом для каждого человека, поскольку происходит только один раз в жизни. Если допустить разрушение зубной эмали на стадии образования, срок службы зуба будет небольшим. Чтобы избежать проблем при смене прикуса, родителям нужно следить за выпадением молочных и прорезыванием постоянных зубов у ребенка.

Последовательность прорезывания постоянных зубов у детей

Постоянные зубы, вырастающие у детей при смене прикуса, схожи по многим характеристикам с молочными единицами. Однако существуют несколько отличий, по которым их можно отличить друг от друга:

  • размеры молочных зубов намного меньше, поскольку их образование начинается в раннем возрасте, когда челюсть еще развивается;
  • эмаль постоянных единиц значительно тверже по причине высокой минерализации зубной ткани;
  • коренные клыки, премоляры, моляры и резцы имеют природный желтоватый оттенок, в отличие от молочных, которые намного белее постоянных;
  • толщина стенок постоянных зубов достаточно тонкая, что объясняется развитостью нервно-сосудистого пучка пульпы;
  • коренных зубов больше по количеству, т.к. у малышей не растут "шестерки" и последующие единицы;
  • зубная корневая система у подростков более развита, чем у детей в первые годы жизни.

У ребенка после 5-6 лет постепенно рассасываются корни молочных зубов, вследствие чего они начинают шататься. По мере роста челюсти расширяется расстояние между резцами, молярами и клыками, а затем происходит прорезывание коренных зубов. Новый зуб вырастает на месте выпавшего молочного предшественника или рядом, если тот только начинает шататься.

Формирование коренных зубов у детей дошкольного и школьного возраста происходит в следующей последовательности:

  • первыми появляются моляры;
  • вторыми вырастают верхние и нижние медиальные резцы;
  • затем очередь переходит к фронтальным (боковым) резцам;
  • следующими на месте своих предшественников прорезываются первые премоляры;
  • далее происходит образование клыков;
  • вторые премоляры появляются в подростковом возрасте;
  • вслед за ними вырастают вторые моляры;
  • зубы мудрости (третьи моляры) прорезываются, как правило, после совершеннолетия, но могут и не появиться вовсе.

Порядок и сроки

Смена молочных зубов у детей младшего возраста происходит по той же схеме, как они прорезывались у грудничков. У подростков растут моляры, которых не было до смены прикуса.

Информация о примерных сроках и порядке прорезывания коренных зубов отражена в таблице ниже. Постоянные единицы могут вырасти раньше или позже указанного срока, поскольку на их формирование оказывает влияние множество факторов. К ним относятся:

Порядок и возраст прорезывания постоянных зубов:

Названия зубов Период формирования, лет
Медиальные резцы верхней челюсти 5-7
Медиальные резцы нижней челюсти 5-7
Нижние фронтальные резцы 8-10
Верхние фронтальные резцы 8-10
Премоляры верхней челюсти 9-13
Премоляры нижней челюсти 9-13
Клыки 12-14
Вторые верхние моляры 14-16
Вторые нижние моляры 14-16
Третьи моляры (зубы мудрости) 16-25

В отличие от возраста прорезывания постоянных зубов, который может варьироваться под влиянием определенных факторов, последовательность их формирования должна соответствовать табличным данным. Если детские зубы после смены прикуса растут в неправильном порядке, это может быть связано с генетической предрасположенностью или патологическими причинами.

Отклонения от нормы

Чаще всего прорезывание коренных зубов у детей происходит по установленной схеме, однако в отдельных случаях возможны отклонения. Родителям необходимо следить за тем, как меняются зубные единицы у ребенка, чтобы знать, с какого момента процесс начал происходить неправильно. Особое внимание нужно уделить срокам формирования новых зубов и потере молочных.

Если зубы у ребенка начали выпадать до достижения им 5 лет, это может быть вызвано травмой или каким-либо стоматологическим заболеванием. К потере молочного зуба может также привести его намеренное расшатывание.

Отклонениями от нормы являются позднее формирование корней, а также задержка прорезывания постоянных зубов. Аномалия, при которой рост коренного зуба прекратился после появления в десне верхней части коронки, называется частичной ретенцией. Она может быть связана с длительным развитием или неправильным расположением корня. При полной ретенции коронка не показывается из десны.

К детским зубным аномалиям также относят адентию - отклонение, характеризующееся полным отсутствием корней. В этом случае образование постоянного зуба невозможно.

Если молочные единицы долго не выпадают, коренные могут расти вторым рядом (см. на фото). Такое нарушение приводит к развитию неправильного прикуса, что в дальнейшем негативным образом отразится на внешности.

При наличии признаков какого-либо отклонения при смене зубов у ребенка необходимо обратиться к специалисту для выявления причин, спровоцировавших развитие аномалии. В большинстве случаев это удается сделать после получения результатов рентгенологического исследования.

Возможные осложнения при отклонениях от нормы

Когда у ребенка меняются зубы, родителям следует проявить бдительность, чтобы не допустить развития осложнений. Наиболее распространенным последствием аномальной смены молочных зубов является адения. Она может быть вызвана наследственной предрасположенностью или патологическим процессом в организме плода при внутриутробном развитии. При отсутствии возможности повлиять на ситуацию проблема решается при помощи протезирования.

Если коренной зуб на месте выпавшего предшественника у ребенка долго не растет, соседние молочные единицы постепенно приближаются друг к другу, заполняя пустоту. Когда постоянный зуб начнет прорезываться, ему не хватит места для дальнейшего роста. Зубной ряд, сформировавшийся таким образом, будет иметь неэстетичный вид.

Если по каким-либо причинам у ребенка раньше времени выпал молочный зуб, не следует откладывать визит к стоматологу. Современные методы ортодонтии позволяют предотвратить смещение зубов и избежать дальнейшей коррекции приобретенного дефекта.

Одним из самых неприятных осложнений, возникающих при смене молочных зубов, являются болезненные ощущения. Они возникают вследствие кариозного или иного поражения зубной эмали, которая в период роста зубов имеет низкий показатель минерализации. Запущенный кариес может перейти в пульпит.

Нестерпимая боль может возникать у ребенка при развитии периодонтита, характеризующимся воспалением прикорневых тканей зуба. Основной причиной появления заболевания является инфицирование стрептококками или другими болезнетворными микроорганизмами. При отсутствии своевременного лечения острый периодонтит переходит в хроническую форму.

Когда прикус у малыша только начинает меняться и прорезываются первые коренные зубы, возрастает риск травмирования зубов. Повышенная активность детей в этот период сопровождается частыми попытками что-нибудь разгрызть, которые приводят к поломке первых и вторых моляров. Выпадение появившегося постоянного зуба без механического воздействия на него свидетельствует о проблемах со здоровьем у малыша.

В процессе развития и формирования постоянных зубов выделяют четыре периода: 1-й - внутричелюстного развития; 2-й - прорезыванья; 3-й - формирования и роста корней и периодонта; 4-й - стабилизации

Период внутричелюстного развития. Источником, образование постоянных зубов есть та же зубная пластинка, из которой развиваются зачатки временных зубов. Начиная с 5-го месяца эмбриогенеза, вдоль нижнего края зубной пластинки, сзади каждого зачатка временного зуба образуются эмалевые органы постоянных зубов. Эти зубы еще называют заменимыми, поскольку они заменяют соответствующие временные зубы. Необходимо помнить, что у детей нет премоляра, потому молочный моляр в дальнейшем изменяется на постоянный премоляр. Как и во время развития молочных зубов, в эмалевые органы постоянных зубов врастает мезенхима и образуется зубной сосочек. Вокруг него появляется зубной мешочек. Раньше других зубов закладываются резцы и клыки. Всего есть 20 зачатков заменимых постоянных зубов. Сначала зачатки этих зубов лежат в костных альвеолах, общих с зачатками молочных зубов. Но впоследствии между ними вырастает костная перегородка. Таким образом, образуются отдельные ячейки для молочного и постоянного зуба.

Одновременно зубная пластинка продолжает расти в обеих челюстях кзади. По ее краю образуются эмалевые органы моляра. У них нет предшественников среди молочных зубов, потому их еще называют придаточными эмалевыми органами.

На 24-25-й неделе беременности начинает формироваться зачаток первого постоянного большого коренного зуба. Несколько позже, на 8-ом месяце внутриутробного развития, происходит закладка зачатков постоянных резцов и клыков. Таким образом, 16 постоянных зубов закладываются в эмбриональный период.

Процессы обызвествления твердых тканей постоянных зубов начинаться преимущественно после рождения ребенка. Самым первым минерализируется 6-й зуб, или первый большой коренной. На 9-ом месяце внутриутробного развития обызвествляется медиально-щечный бугорок этого зуба. На 2-ом месяце жизни ребенка минерализации поддаются все бугорки жевательной поверхности, на 9-ом месяце - вся жевательная поверхность, в 3 года - коронку зуба, в 4 года происходит обызвествление бифуркации корней и начинается их формирование, которое заканчивается в 10 лет.

Минерализация постоянных центральных резцов верхней и нижней челюстей начинается на 3-4-ом месяце жизни ребенка. До 9 мисс обизвествляеться1/3 коронок, до 2 лет - половина коронок. До 3 лет коронки резцов сформированы на 3/4, а в 4 года возникают признаки образования шеек зубов, а потом и корней. Заканчивается формирование корней в 9-10 лет.

Обызвествления постоянных боковых резцов нижней челюсти начинается на 3-4-ом месяце жизни, а верхней челюсти - на 9-12-ом месяце. В 2 года размер боковых резцов на верхней и нижней челюстях становится одинаковым и представляет 7 мм. В 4 года заканчивается минерализация коронки зубов и возникают признаки образования шеек, в конце 5-го года жизни начинается формирование корней зубов, которое завершиться в 10-11 лет.

Обызвествления постоянных клыков начинается на 4-5-ом месяце жизни. В 9 мес. у них минерализованная верхушка коронки. С возрастом развитие клыков замедляется. В 1,5 роке высота коронки представляет 4,5 мм, в 2 года - 7 мм, в 3 года сформированными является 2/3 коронок, в 6 лет образуются шейки зубов, на 8-ом году начинается формирование корней, которое завершается в 13-15 лет.

В первых малых коренных зубах очага минерализации возникают в 1,5-2 года, в 4 года минерализовано 1/2 коронок, в 6 лет сформировано 3/4 коронок, в 7 лет начинается рост корней, а в 12-13 лет этот процесс заканчивается.

Зачаток второго малого коренного зуба возникает в 2 года, в 2,5 года оказываются два очага минерализации, в 5 лет сформирована 1/4 коронки, в 6 лет - 1/2, в 7 лет - всю коронку, в 9 лет начинаться обызвествления корня зуба, а в 12-14 лет завершается формирование корня.

Зачаток второго постоянного большого коренного зуба возникает в 2,5 роке, в 3 года поддаются обызвествлённые бугорки, а в 4 года - всю жевательную поверхность, в 6 лет половина коронки, в 8 лет - вся коронка, в 9 лет формируется бифуркация и начинает расти корень, формирование которого завершается в 15-16 лет.

Зачаток третьего постоянного большого коренного зуба формируется в 5 лет, в 8 лет начинается обызвествление его жевательной поверхности, в 12 лет заканчивается внутричелюстное формирование коронки.

Сроки минерализации всех постоянных зубов могут несколько изменяться.

Таким образом, развитие постоянных и временных зубов происходит однотипное, однако в разное время. В период, когда во временных зубах происходят последние стадии развития, в челюстях есть зачатки постоянных зубов, которые находятся на более ранних стадиях. Поэтому в период от 3 до 6-7 лет в обеих челюстях можно обнаружить от 48 до 52 зубов.

Развитие постоянных зубов в целом происходит медленнее, чем временных. Так, например, период формирования временных резцов представляет 2 года, а постоянных - 6 лет.



Замена временных зубов на постоянные начинается в возрасте 5-6 лет, после прорезыванья первых постоянных больших коренных зубов, которые не имеют временных предшественников. Этот период длится до 12 лет и получил название периода сменного прикуса. Замена временных зубов происходит в той же последовательности, что их прорезыванья.

Период прорезыванья постоянных зубов в случае правильного развития ребенка сбегается со временем выпадение временных зубов.

После прорезыванья постоянных зубов наступает период формирования и роста корней и периодонта. Он длится около 3,5-5 лет зависит от групповой принадлежности зуба.

В процессе формирования корня как постоянного, так и временного зуба на рентгенограмме различают 5 стадий: 1-ша - незавершенного роста корня в длину; 2-га - несформированной верхушки корня; 3-тя - незакрытой верхушки корня; 4-я - несформированного периодонта; 5-я - сформированного корня и периодонта.

На стадии незавершенного роста корень зуба в разном возрасте имеет разную длину. На рентгенограмме эта стадия характеризуется наличием двух параллельно расположенных светлых полосок, которые начинаются от коронки зуба, постепенно сужаются и заканчиваются двумя остриями. Такое строение корня предопределяет ход корневого канала, который в этот период постепенно расширяется в направлении верхушки корня, что формируется, и на рентгенограмме имеет вид лейки. В нижнем отделе канал сливается с участком округлой формы, которая имеет четкие контуры. Этот участок имеет название зоны роста и за внешним видом напоминает гранулёму. С формированием корня она уменьшается и в стадии незакрытой верхушки исчезает, а вместо нее определенное время заметно расширенную периодонтальную щель. Только корень достигает нормальной длины, начинается формирование его верхушки.

Филогенетически корень возник позже стебля и листа - в связи с переходом растений к жизни на суше и вероятно, произошёл от корнеподобных подземных веточек. У корня нет ни листьев, ни в определённом порядке расположенных почек. Для него характерен верхушечный рост в длину, боковые разветвления его возникают из внутренних тканей, точка роста покрыта корневым чехликом. Корневая система формируется на протяжении всей жизни растительного организма. Иногда корень может служить местом отложения в запас питательных веществ. В таком случае он видоизменяется.

Виды корней

Главный корень образуется из зародышевого корешка при прорастании семени. От него отходят боковые корни.

Придаточные корни развиваются на стеблях и листьях.

Боковые корни представляют собой ответвления любых корней.

Каждый корень (главный, боковые, придаточные) обладает способностью к ветвлению, что значительно увеличивает поверхность корневой системы, а это способствует лучшему укреплению растения в почве и улучшению его питания.

Типы корневых систем

Различают два основных типа корневых систем: стержневая, имеющая хорошо развитый главный корень, и мочковатая. Мочковатая корневая система состоит из большого числа придаточных корней, одинаковых по величине. Вся масса корней состоит из боковых или придаточных корешков и имеет вид мочки.

Сильно разветвлённая корневая система образует огромную поглощающую поверхность. Например,

  • общая длина корней озимой ржи достигает 600 км;
  • длина корневых волосков — 10 000 км;
  • общая поверхность корней — 200 м 2 .

Это во много раз превышает площадь надземной массы.

Если у растения хорошо выражен главный корень и развиваются придаточные корни, то формируется корневая система смешанного типа (капуста, помидор).

Внешнее строение корня. Внутреннее строение корня

Зоны корня

Корневой чехлик

Корень растёт в длину своей верхушкой, где находятся молодые клетки образовательной ткани. Растущая часть покрыта корневым чехликом, защищающим кончик корня от повреждений, и облегчает продвижение корня в почве во время роста. Последняя функция осуществляется благодаря свойству внешних стенок корневого чехлика покрываться слизью, что уменьшает трение между корнем и частичками почвы. Могут даже раздвигать частички почвы. Клетки корневого чехлика живые, часто содержат зёрна крахмала. Клетки чехлика постоянно обновляются за счёт деления. Участвует в положительных геотропических реакциях (направление роста корня к центру Земли).

Клетки зоны деления активно делятся, протяженность этой зоны у разных видов и у разных корней одного и того же растения неодинакова.

За зоной деления расположена зона растяжения (зона роста). Протяжённость этой зоны не превышает нескольких миллиметров.

По мере завершения линейного роста наступает третий этап формирования корня — его дифференциация, образуется зона дифференциации и специализации клеток (или зона корневых волосков и всасывания). В этой зоне уже различают наружный слой эпиблемы (ризодермы) с корневыми волосками, слой первичной коры и центральный цилиндр.

Строение корневого волоска

Корневые волоски — это сильно удлинённые выросты наружных клеток, покрывающих корень. Количество корневых волосков очень велико (на 1 мм 2 от 200 до 300 волосков). Их длина достигает 10 мм. Формируются волоски очень быстро (у молодых сеянцев яблони за 30-40 часов). Корневые волоски недолговечны. Они отмирают через 10-20 дней, а на молодой части корня отрастают новые. Это обеспечивает освоение корнем новых почвенных горизонтов. Корень непрерывно растёт, образуя всё новые и новые участки корневых волосков. Волоски могут не только поглощать готовые растворы веществ, но и способствовать растворению некоторых веществ почвы, а затем всасывать их. Участок корня, где корневые волоски отмерли, некоторое время способен всасывать воду, но затем покрывается пробкой и теряет эту способность.

Оболочка волоска очень тонкая, что облегчает поглощение питательных веществ. Почти всю клетку волоска занимает вакуоль, окружённая тонким слоем цитоплазмы. Ядро находится в верхней части клетки. Вокруг клетки образуется слизистый чехол, который содействует склеиванию корневых волосков с частицами почвы, что улучшает их контакт и повышает гидрофильность системы. Поглощению способствует выделение корневыми волосками кислот (угольной, яблочной, лимонной), которые растворяют минеральные соли.

Корневые волоски играют и механическую роль — они служат опорой верхушке корня, которая проходит между частичками почвы.

Под микроскопом на поперечном срезе корня в зоне всасывания видно его строение на клеточном и тканевом уровнях. На поверхности корня — ризодерма, под ней — кора. Наружный слой коры — экзодерма, вовнутрь от неё — основная паренхима. Её тонкостенные живые клетки выполняют запасающую функцию, проводят растворы питательных веществ в радиальном направлении — от всасывающей ткани к сосудам древесины. В них же происходит синтез ряда жизненно важных для растения органических веществ. Внутренний слой коры — эндодерма. Растворы питательных веществ, поступающие из коры в центральный цилиндр через клетки эндодермы, проходят только через протопласт клеток.

Кора окружает центральный цилиндр корня. Она граничит со слоем клеток, долго сохраняющих способность к делению. Это перицикл. Клетки перицикла дают начало боковым корням, придаточным почкам и вторичным образовательным тканям. Вовнутрь от перицикла, в центре корня, находятся проводящие ткани: луб и древесина. Вместе они образуют радиальный проводящий пучок.

Проводящая система корня проводит воду и минеральные вещества из корня в стебель (восходящий ток) и органические вещества из стебля в корень (нисходящий ток). Состоит она из сосудисто-волокнистых пучков. Основными слагаемыми частями пучка являются участки флоэмы (по ним вещества передвигаются к корню) и ксилемы (по которым вещества передвигаются от корня). Основные проводящие элементы флоэмы — ситовидные трубки, ксилемы — трахеи (сосуды) и трахеиды.

Процессы жизнедеятельности корня

Транспорт воды в корне

Всасывание воды корневыми волосками из почвенного питательного раствора и проведение её в радиальном направлении по клеткам первичной коры через пропускные клетки в эндодерме к ксилеме радиального проводящего пучка. Интенсивность поглощения воды корневыми волосками называется сосущей силой (S), она равна разнице между осмотическим (P) и тургорным (T) давлением: S=P-T.

Когда осмотическое давление равно тургорному (P=T), то S=0, вода перестаёт поступать в клетку корневого волоска. Если концентрация веществ почвенного питательного раствора будет выше, чем внутри клетки, то вода будет выходить из клеток и наступит плазмолиз — растения завянут. Такое явление наблюдается в условиях сухости почвы, а также при неумеренном внесении минеральных удобрений. Внутри клеток корня сосущая сила корня возрастает от ризодермы по направлению к центральному цилиндру, поэтому вода движется по градиенту концентрации (т. е. из места с большей её концентрацией в место с меньшей концентрацией) и создаёт корневое давление, которое поднимает столбик воды по сосудам ксилемы, образуя восходящий ток. Это можно обнаружить на весенних безлистных стволах, когда собирают «сок», или на срезанных пнях. Истекание воды из древесины, свежих пней, листьев, называется «плачем» растений. Когда распускаются листья, то они тоже создают сосущую силу и притягивают воду к себе — образуется непрерывный столбик воды в каждом сосуде — капиллярное натяжение. Корневое давление является нижним двигателем водного тока, а сосущая сила листьев — верхним. Подтвердить это можно с помощью несложных опытов.

Всасывание воды корнями

Цель: выяснить основную функцию корня.

Что делаем: растение, выращенное на влажных опилках, отряхнём его корневую систему и опустим в стакан с водой его корни. Поверх воды для защиты её от испарения нальём тонкий слой растительного масла и отметим уровень.

Что наблюдаем: через день-два вода в ёмкости опустилась ниже отметки.

Результат: следовательно, корни всосали воду и подали её наверх к листьям.

Можно ещё проделать один опыт, доказывающий всасывание питательных веществ корнем.

Что делаем: срежем у растения стебель оставив пенёк высотой 2-3 см. На пенёк наденем резиновую трубку длиной 3 см, а на верхний конец наденем изогнутую стеклянную трубку высотой 20-25 см.

Что наблюдаем: вода в стеклянной трубке поднимается, и вытекает наружу.

Результат: это доказывает, что воду из почвы корень всасывает в стебель.

А влияет ли температура воды на интенсивность всасывания корнем воды?

Цель: выяснить, как температура влияет на работу корня.

Что делаем: один стакан должен быть с тёплой водой (+17-18ºС), а другой с холодной (+1-2ºС).

Что наблюдаем: в первом случае вода выделяется обильно, во втором — мало, или совсем приостанавливается.

Результат: это является доказательством того, что температура сильно влияет на работу корня.

Тёплая вода активно поглощается корнями. Корневое давление повышается.

Холодная вода плохо поглощается корнями. В этом случае корневое давление падает.

Минеральное питание

Физиологическая роль минеральных веществ очень велика. Они являются основой для синтеза органических соединений, а также факторами, которые изменяют физическое состояние коллоидов, т.е. непосредственно влияют на обмен веществ и строение протопласта; выполняют функцию катализаторов биохимических реакций; воздействуют на тургор клетки и проницаемость протоплазмы; являются центрами электрических и радиоактивных явлений в растительных организмах.

Установлено, что нормальное развитие растений возможно только при наличии в питательном растворе трёх неметаллов — азота, фосфора и серы и — и четырёх металлов — калия, магния, кальция и железа. Каждый из этих элементов имеет индивидуальное значение и не может быть заменён другим. Это макроэлементы, их концентрация в растении составляет 10 -2 –10%. Для нормального развития растений нужны микроэлементы, концентрация которых в клетке составляет 10 -5 –10 -3 %. Это бор, кобальт, медь, цинк, марганец, молибден др. Все эти элементы есть в почве, но иногда в недостаточном количестве. Поэтому в почву вносят минеральные и органические удобрения.

Растение нормально растёт и развивается в том случае, если в окружающей корни среде будут содержаться все необходимые питательные вещества. Такой средой для большинства растений является почва.

Дыхание корней

Для нормального роста и развития растения необходимо чтобы к корню поступал свежий воздух. Проверим, так ли это?

Цель: нужен ли воздух корню?

Что делаем: возьмём два одинаковых сосуда с водой. В каждый сосуд поместим развивающие проростки. Воду в одном из сосудов каждый день насыщаем воздухом с помощью пульверизатора. На поверхность воды во втором сосуде нальём тонкий слой растительного масла, так как оно задерживает поступление воздуха в воду.

Что наблюдаем: через некоторое время растение во втором сосуде перестанет расти, зачахнет, и в конце концов погибнет.

Результат: гибель растения наступает из-за недостатка воздуха, необходимого для дыхания корня.

Видоизменения корней

У некоторых растений в корнях откладываются запасные питательные вещества. В них накапливаются углеводы, минеральные соли, витамины и другие вещества. Такие корни сильно разрастаются в толщину и приобретают необычный внешний вид. В формировании корнеплодов участвуют и корень, и стебель.

Корнеплоды

Если запасные вещества накапливаются в главном корне и в основании стебля главного побега, образуются корнеплоды (морковь). Растения, образующие корнеплоды, в основном двулетники. В первый год жизни они не цветут и накапливают в корнеплодах много питательных веществ. На второй — они быстро зацветают, используя накопленные питательные вещества и образуют плоды и семена.

Корневые клубни

У георгина запасные вещества накапливаются в придаточных корнях, образуя корневые клубни.

Бактериальные клубеньки

Своеобразно изменены боковые корни у клевера, люпина, люцерны. В молодых боковых корешках поселяются бактерии, что способствует усвоению газообразного азота почвенного воздуха. Такие корни приобретают вид клубеньков. Благодаря этим бактериям эти растения способны жить на бедных азотом почвах и делать их более плодородными.

Ходульные

У пандуса, произрастающего в приливно-отливной зоне, развиваются ходульные корни. Они высоко над водой удерживают на зыбком илистом грунте крупные облиственные побеги.

Воздушные

У тропических растений, живущих на ветвях деревьев, развиваются воздушные корни. Они часто встречаются у орхидей, бромелиевых, у некоторых папоротников. Воздушные корни свободно висят в воздухе, не достигая земли и поглощая попадающую на них влагу от дождя или росы.

Втягивающие

У луковичных и клубнелуковичных растений, например у крокусов, среди многочисленных нитевидных корней имеется несколько более толстых, так называемых втягивающих, корней. Сокращаясь, такие корни втягивают клубнелуковицу глубже в почву.

Столбовидные

У фикуса развиваются столбовидные надземные корни, или корни-подпорки.

Почва как среда обитания корней

Почва для растений является средой, из которой оно получает воду и элементы питания. Количество минеральных веществ в почве зависит от специфических особенностей материнской горной породы, деятельности организмов, от жизнедеятельности самих растений, от типа почвы.

Почвенные частицы конкурируют с корнями за влагу, удерживая её своей поверхностью. Это так называемая связанная вода, которая подразделяется на гигроскопическую и плёночную. Удерживается она силами молекулярного притяжения. Доступная растению влага представлена капиллярной водой, которая сосредоточена в мелких порах почвы.

Между влагой и воздушной фазой почвы складываются антагонистические отношения. Чем больше в почве крупных пор, тем лучше газовый режим этих почв, тем меньше влаги удерживает почва. Наиболее благоприятный водно-воздушный режим поддерживается в структурных почвах, где вода и воздух находятся одновременно и не мешают друг другу — вода заполняет капилляры внутри структурных агрегатов, а воздух — крупные поры между ними.

Характер взаимодействия растения и почвы в значительной степени связан с поглотительной способностью почвы — способностью удерживать или связывать химические соединения.

Микрофлора почвы разлагает органические вещества до более простых соединений, участвует в формировании структуры почвы. Характер этих процессов зависит от типа почвы, химического состава растительных остатков, физиологических свойств микроорганизмов и других факторов. В формировании структуры почвы принимают участие почвенные животные: кольчатые черви, личинки насекомых и др.

В результате совокупности биологических и химических процессов в почве образуется сложный комплекс органических веществ, который объединяют термином «гумус».

Метод водных культур

В каких солях нуждается растение, и какое влияние оказывают они на рост и развитие его, было установлено на опыте с водными культурами. Метод водных культур — это выращивание растений не в почве, а в водном растворе минеральных солей. В зависимости от поставленной цели в опыте можно исключить отдельную соль из раствора, уменьшить или увеличить ее содержание. Было выяснено, что удобрения, содержащие азот, способствуют росту растений, содержащие фосфор — скорейшему созреванию плодов, а содержащие калий — быстрейшему оттоку органических веществ от листьев к корням. В связи с этим содержащие азот удобрения рекомендуется вносить перед посевом или в первой половине лета, содержащие фосфор и калий — во второй половине лета.

С помощью метода водных культур удалось установить не только потребность растения в макроэлементах, но и выяснить роль различных микроэлементов.

В настоящее время известны случаи, когда выращивают растения методами гидропоники и аэропоники.

Гидропоника — выращивание растений в сосудах, заполненных гравием. Питательный раствор, содержащий необходимые элементы, подаётся в сосуды снизу.

Аэропоника — это воздушная культура растений. При этом способе корневая система находится в воздухе и автоматически (несколько раз в течение часа) опрыскивается слабым раствором питательных солей.