В.И. Уколова Рождение средневекового энциклопедизма

Исидор Севильский

Среди писателей VI–VII вв. севильскому епископу Исидору (570–638 гг.) принадлежит особое место, сопоставимое с местом Августина в культуре IV–V вв. Деятельность Исидора непосредственно связана с той политикой укрепления испанской государственности, которую проводило вестготское королевство после отказа короля Реккареда от арианства (587 г.) и принятия вестготами римско-католического исповедания. Эта политика требовала идеологической консолидации общества, и епископ Севильи взял на себя задачу систематизации всего известного тогда знания и изложения его в понятной для современников форме. Его труд приобрел огромное историческое значение для всего позднего средневековья, став главным источником образованности для ряда поколений и тем самым во многом определив интеллектуальный кругозор средневекового человека и методы его мышления.

Сообразуясь с общим стремлением толедского двора встать вровень с «ромейской» империей, для чего проводилась и редакция законов, и чеканка монет с королевским изображением, Исидор предпринял своеобразную «реставрацию» латинской культуры IV–V вв., использовав для этого еще не угасшую в Испании и в соседней с ней Африке античную и христианскую традицию. В распоряжении Исидора, как это удается установить, были позднеантичные комментарии к школьным авторам, схолии, справочные пособия типа грамматик и словарей, а также произведения латинской патристики и некоторых классических писателей, что позволило ему осуществить работу, завещанную еще Августином в сочинении «О христианской науке».

Сжато и упрощенно, в небольших хрониках («Хроника», «История царей готов»), изложениях Библии («О рождении и смерти отцов»), в аллегорических толкованиях («Некоторые аллегории Священного Писаная») и морально-назидательных сборниках («Сентенции»), а также в естественно-научных трактатах («О порядке творений», «О природе вещей») и, наконец, в огромной толковой энциклопедии («Этимологии, или Начала») Исидор знакомил своих современников с историей, географией, космологией, антропологией, теологией, грамматикой, предлагая читателю собранные им отовсюду знания как твердую норму, оправданную авторитетом христианской и античной традиции. Отбирая сведения у тех и других писателей без предвзятой вражды к языческой литературе, Исидор стремился установить конечную, бесспорную истину о каждом предмете. При этом не только многие определения и факты, но и сами методы подхода к материалу оказывались взятыми из античной науки. Двумя такими методами были аналогия и этимология, разработанные эллинистическими грамматиками и превращенные Исидором в универсальный инструмент научного анализа. Этимология как поиск первооснов дала ему возможность представить все знание как сумму первоэлементов, а аналогия позволила установить связь между макро-и микромиром. Трактаты Исидора приняли вид терминологических исследований, разъясняющих смысл и содержание главнейших понятий, которыми оперировал средневековый человек. Широкое использование в них греко-римских источников не означало, конечно, возврата к античному миропредставлению, но определяло тем не менее качества того материала, из которого потом синтезировалась европейская культура. Оно наложило отпечаток и на духовный облик самого Исидора, которому стала ближе статическая безмятежность стоической морали, чем мистика Григория Великого или взволнованная динамика Августина: свой опыт самоанализа, составленный в форме риторического увещания («Синонимы»), Исидор заканчивает заимствованным у Цицерона гимном разуму и фактически не оставляет места христианской аскезе. Призыв «познай свою природу» для него важнее призыва «переделай ее».

Потомки ценили Исидора не только как ученого, но и как стилиста, называя «исидоровским» возвышенный слог риторической молитвенной прозы. В «Божественной Комедии» его имя названо рядом с Бедой Достопочтенным:

За ним пылают, продолжая круг,

Исидор, Беда и Рикард с ним рядом,

Нечеловек в превысшей из наук.

(«Рай», X, 130–132; перевод М. Лозинского)

Из книги Расстрелянная разведка автора Антонов Владимир Сергеевич

Из книги Диверсанты Сталина: НКВД в тылу врага автора Попов Алексей Юрьевич

Маклярский Михаил (Исидор) Борисович 1909–1978. Полковник ГБ (1943). Еврей. Родился в Одессе в семье портного. С 1924 г. в погранвойсках ОГПУ. С 1927 г. в органах ОГПУ. В 1932 окончил Среднеазиатский университет в Ташкенте. С 1934 г. в СПО, КРО ГУГБ НКВД СССР.1.05.1937 арестован по обвинению в

Из книги Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы автора Первушина Елена Владимировна

Гильтер Исидор Альбертович (1902–1973) В 1927 г. окончил архитектурный факультет Ленинградской академии художеств. Был членом ленинградской группы архитекторов-урбанистов. В 1928 г. совместно с А.К. Барутчевым работал над проектом Среднеазиатского музея революции в Ташкенте. В

Из книги История России. Смутное время автора Морозова Людмила Евгеньевна Из книги Антикоррупционный комитет Сталина автора Север Александр

Торговые представители Яков Ганецкий и Исидор Гуковский Среди тех, кто хранил свои сбережения за границей, был Яков Ганецкий, с августа 1920 года по декабрь 1921 года - полномочный и торговый представитель РСФСР в Латвии. Полномочным представителем РСФСР в Эстонии в то же

Вконтакте

Исидо́р Севи́льский - архиепископ Севильи в вестготской Испании, последний латинский отец Церкви и основатель средневекового энциклопедизма.

Компилятор мосарабского богослужебного обряда.

В 1598 г. был канонизирован Римской католической церковью.

Биография

Исидор Севильский родился около 560 г. в Новом Карфагене (ныне испанском городе Картахена) в знатной благочестивой семье христиан Севериана и Теодоры.

У него было два брата, Леандр и Фульгенций, и сестра Флорентина. Все они впоследствии были причислены к лику святых.

Рано лишился родителей, отеческие функции исполнял его старший брат Леандр (епископ), вслед за старшим братом стал духовником вестготсткого короля Реккареда и преуспел в обращении его из арианской ереси.

Председательствовал на четвёртом Толедском соборе, который утвердил единство государства и церкви, а также санкционировал политику веротерпимости к евреям.

Покровитель Интернета

Его считают первым энциклопедистом, который оказал значительное влияние на историю Средних веков. Поэтому во многих странах мира праздник Сети отмечается 4 апреля - в день преставления святого Исидора Севильского.

В 1998 г. День Интернета санкционирован папой Иоанном Павлом II. Однако святой покровитель Интернета еще не утверждён официально.

Сочинения

Крупнейший труд Исидора Севильского «Этимологии» является энциклопедией тогдашних знаний, почерпнутых главным образом из античности.

В 20 разделах своей книги Исидор изложил сведения по грамматике, риторике, математике, медицине, истории, праву, космологии, теологии, агрономии, зоологии и другим отраслям знаний. Книга пользовалась чрезвычайной популярностью в средние века (только до нашего времени дошло более тысячи её рукописных экземпляров).

Для истории церкви чрезвычайно важна его «Книга канонов», где собраны постановления соборов, проходивших во всём христианском мире в античности и начале Средневековья.

Он написал две хроники, кратко излагавшие историю от сотворения мира. Наиболее ценным из его исторических сочинений является «История готов, вандалов и свевов».

Фотогалерея


Годы жизни: ок. 560, Новый Карфаген, Византийская Испания - 4 апреля 636, Севилья, Королевство вестготов

Полезная информация

Исидо́р Севи́льский
лат. Isidorus Hispalensis
исп. San Isidoro de Sevilla

Этимологии

Этимологии (лат. Etymologiae) или Начала (лат. Origines) — главный энциклопедический труд Исидора Севильского. Состоит из двадцати томов.

  • Первые три тома посвящены семи свободным искусствам, то есть союзу тривиума — грамматике (первый том), риторике и диалектике (второй том) — и квадривиума — арифметике, геометрии, астрономии и музыке (третий том)
  • Четвёртый том — медицине и библиотекам
  • Пятый том — законам и хронологии
  • Шестой том — церковным текстам и обрядам
  • Седьмой том — Богу, ангелам и святым, а также земным и небесным иерархиям
  • Восьмой том — церкви и ересям (Исидор описывает по меньшей мере 68 из них)
  • Девятый том — языкам, народам, царствам, городам и титулам
  • Десятый том — этимологии
  • Одиннадцатый том — человеку, чудесам и знамениям
  • Двенадцатый том — зверям и птицам
  • Тринадцатый том — частям света
  • Четырнадцатый том — географии
  • Пятнадцатый том — архитектуре и строительству дорог
  • Шестнадцатый том — камням и металлам
  • Семнадцатый том — земледелию
  • Восемнадцатый том — терминам войны, права и публичных игр
  • Девятнадцатый том — кораблям, зданиям и одежде
  • Двадцатый том — пище, инструментам и предметам мебели

Другие труды

  • О природе вещей (лат. De natura rerum)
  • Различия (лат. Differentiarum)
  • О славных мужах (лат. De viris illustribus), впоследствии продолженное Ильдефонсом
  • Книга о числах в Священном Писании (лат. Liber numenorum qui in sanctis scripturis occurunt)
  • О происхождении царей готов, вандалов и свевов (лат. De origine Gothorum et regno Sueborum et Vandalorum)
  • Вопросы на Ветхий Завет (лат. De Veteri et Novo Testamento quastiones)
  • Сентенции (лат. Sententiarum libri tres)

(~560–636)

Детские и юношеские годы

Исидор Севильский родился в семье государственного служащего, Севериана, в Гиспалисе (Испания), куда она перебралась из Нового Карфагена.

По некоторым данным, до этого события Севериан занимал пост губернатора Карфагенской провинции, но был изгнан оттуда за отстаивание веры и противодействие арианству.

Дата рождения Исидора Севильского определяется приблизительно 560-м годом.

Севериан умер вскоре после появления Исидора на свет. Оплакав почившего мужа, вдова приняла решение отложиться от мира, постричься в монашество. Своего сына, Исидора, она поручила старшим сыновьям (братьям Исидора), а затем, взяв с собой дочь, Флорентину, поступила в обитель. Впоследствии, благодаря труду и молитве, она удостоилась стать настоятельницей монастыря (её имя в монашестве — Туртура).

Этот поступок едва ли можно оценивать как безнравственный, безответственный: старшие дети Туртуры были достаточно самостоятельными людьми; один из братьев, Леандр, опекал Исидора так, словно тот был ему сыном, а сам он — отцом.

Леандр оказался строгим педагогом. Согласно преданию, однажды Исидор, не выдержав строгости брата, позволил себе убежать из дома. Гуляя, он обратил внимание на лунку в камне, образовавшуюся под действием капель воды. Задумавшись, он пришёл к поучительной аналогии: как вода непрестанным падением точит камень, так и человек непрестанными упражнениями добивается в жизни успехов. Осмыслив поведение Леандра, он раскаялся и возвратился домой.

Вскоре, следуя примеру матери, но главное, зову своего сердца, Леандр принял монашество. При этом он не забывал об Исидоре, продолжал заботиться о нём: был ему добрым наставником в религиозно-нравственном отношении; кроме того, помогал с изучением общеобразовательных дисциплин.

В 578 году Леандра возвели на Гиспальскую епископскую кафедру. С этого времени заботу об Исидоре взяла на себя их общая сестра, Флорентина, ставшая, после смерти Туртуры, настоятельницей обители.

Обучаясь Божьей премудрости и светским наукам, Исидор проявлял немало усердия. Интересующие его фрагменты или даже целые книги он часто заучивал наизусть. За время своего обучения он постиг множество предметов, овладел философией, греческим, латинским и еврейским языком.

Считается, что заключительный образовательный этап он прошёл в епископской Гиспальской школе, славившейся богатым библиотечным фондом (по другим сведениям, он завершил обучение в одной из местных обителей).

В это время Исидор всерьёз помышлял о монашеской жизни.

Монашеский путь

Приблизительной датой окончательного отстранения Исидора от мира и поступления в монастырь называют 590 год.

Согласно дошедшим до нас хроникам, жизнь Исидора в монастыре была близка к затворнической. Наряду с ежедневными аскетическими упражнениями, он занимался наукой, подготавливал материалы, необходимые ему для будущих творческих трудов.

Иногда его навещали Гиспальские священнослужители. Случалось, что его гостем был сам король Рекаред. Зная о высоком образовательном уровне Исдора, о его ревности, друзья предлагали ему оставить затвор и вступить на стезю проповедника.

Через некоторое время епископ Леандр призвал брата к себе, поручив ему роль диакона-помощника в текущих церковных делах.

Епископское служение

Зная брата как ревностного и образованного христианина, епископ Леандр видел в нём достойного преемника. Так и произошло.

В 600-м году, по смерти Леандра, на осиротевшую Гиспальскую кафедру поставили Исидора. Его избрание произошло при единодушном одобрении народом, Гиспальским клиром, королем Рекаредом, святителем .

Занимая кафедру, святитель Исидор не ограничивал сферу своей деятельности пределами своей территории, а старался способствовать укреплению веры на всей Испанской земле.

По смерти правителя Рекареда и последовавшей за сим дворцовой смутой, в Испании на какое-то время усилилось влияние ариан. Всё это время Исидор Севильский не переставал отстаивать Православие и как мог противодействовал арианским настроениям.

Начиная с правления Гундемара ситуация стала выправляться. В 610 году епископ Исидор получил приглашение прибыть в Толет на Церковный Собор. Решением Собора звание первого епископа Карфагенской провинции определили за Толетским епископом. Понимая, насколько такое решение важно для формирования среди Испанской паствы единства, святитель Исидор был в числе первых, подписавшихся под ним.

В 612 году испанский трон перешёл к королю Сисебуту. Сисебут покровительствовал Православным. К Исидору Севильскому он относился с дружественным чувством, и тот отвечал ему взаимностью (насколько позволяли нормы христианской морали и правила дворцового этикета).

Король благоволил к занятиям святителя научными исследованиями и всячески их поощрял, а Исидор, в свою очередь, помогал королю уместными советами в вопросах религиозного и государственного значения.

Одной из особых заслуг святителя в этот период стало устройство монастыря вблизи города Гиспалис. В задачу этой общежительной обители входила квалифицированная подготовка священнослужителей. Согласно преданию, из стен данного образовательного центра вышло немало хороших проповедников.

Вообще же, заботясь о просвещении верующих, Исидор Севильский способствовал организации многих школ.

В 619 году святитель он председательствовал на Гиспальском Соборе, рассмотревшим ряд канонических и дисциплинарных вопросов, а также вопрос о монофизитском архиерее, Григории. Роль председательствовавшего обнаружила в нём зрелого богослова, талантливого организатора, беспристрастного судью.

Со смертью Сисебута в Испании произошёл ряд событий, повлекших перемены в общественной жизни. Не все отнеслись к этому сочувственно. Но и в данный период отношения Исидора Севильского со светскими властями, в том числе с правящим королем Свинтилой, складывались хорошо.

После свержения Свинтилы, в 631 году, на престол взошёл Сисенанд. Отношения святителя с новым королём не отличались особой доверительностью и теплотой. Между тем, король видел в нём возможную потенциальную опору и не конфликтовал.

В декабре 633 года состоялся один из наиболее известных Испанских Соборов — IV Толедский. Обязанности председательствующего были возложены на Исидора Севильского. На тот момент времени он был старейшим испанским архиереем.

Собор принял ряд важнейших определений. После озвучивания исповедания истинной веры Христовой, Собор рассмотрел множество важных вопросов и принял несколько принципиальных определений: относительно упорядочения практики совершения храмовых богослужений; относительно правил жизни и поведения некоторых категорий верующих (монашествующих, кающихся, вдов); запрет принуждать иудеев, проживавших на землях королевства, к обращению в христианство и др.

Блаженная кончина

В конце земной жизни святитель Исидор страдал от тяжёлой болезни. В последние месяцы особе внимание он уделял нищим. Они во множестве посещали его резиденцию, и он милосердно жертвовал им необходимые средства.

После того, как здоровье святителя совершенно ухудшилось, он, желая очиститься исповедью, пригласил двух архиереев: Епартия и Иоанна. Расположившись на стуле, в церкви, перед алтарной перегородкой, он публично принёс покаяние. Исповедавшись, причастился Святых Даров, по-христиански испросил у собравшихся прощения, призвал к миру, завещал раздать оставшееся после него имущество бедным и перешёл в келью. Через 4 дня он почил. Год смерти святителя: 636-й.

Почитание

В 1063 г. мощи епископа Исидора были перенесены в г. Леон, столицу северного испанского королевства, и захоронены в церкви, которая впоследствии была переименована в церковь святого Исидора. Здесь они находятся и в настоящее время, помещенные в серебряную раку
В 1598 году епископ Исидор был канонизирован в католицизме как святитель, в 1722 году провозглашён там же Учителем церкви.
Русская Православная Церковь почитает его как писателя и историка, но не святого из-за того, что он был сторонником «Filioque». Однако ему посвящена одна из глав «Синаксаря», составленного иеромонахом афонского монастыря Симонопетра Макарием и изданного Сретенским монастырем в 2011 году. Его имя также внесено в святцы Православной Церкви в Америке в чине святителя.

Литературное наследие

От Исидора Севильского до нас дошло несколько литературных трудов. Среди них выделяются: , .

Исидор Севильский Портрет работы Бартоломе Эстебана Мурильо, между 1628 и 1682 годами

Годы жизни:

Жизнь

Родился в г. Картахена на юго-востоке Испании. По отцовской линии происходил из знатной римской семьи, по материнской линии - вестгот. Рано лишился родителей и воспитывался при попечении своего старшего брата - Леандра. Получил риторическое образование.. Его родной(?) брат Леандр - личность весьма известная. Ярый противник арианства, друг Григория I (“Диалоги” Григория открываются посвящением Леандру Поддерживал централизованную политику вестготских королей. Около 600 года Исидор сменяет своего брата на посту епископа Севильи (тогда Гиспалис). Председательствовал на II соборе в Севилье 13 декабря 619 года и участвовал на IV соборе в Толедо 5 декабря 633 года (возможно председательствовал), на котором говорил о важности и реформе образования. Вёл активную переписку. Был наставником вестготского короля Сисебута (612-621). Был дружен с сарагосским епископом Браулио Сарагосским, который закончил после смерти Исидора его «Этимологии». Умер 4 апреля 636 года.

Канонизирован папой Климентом VIII в 1598 года. Отцом церкви признан в 1722 году. С XIII века распространяются различные жизнеописания Исидора не имеющие, впрочем, фактической ценности. Во время Реконкисты, использующей в идеологии славное прошлое страны, стал довольно воинственным, как и многие другие вестготские святые или например св. Иаков (Сантьяго). На знамени Баэза, принесшем победу над арабами в XIII веке и почитающимся как реликвия, которое хранится в севильской сокровищнице Сан-Исидоро изображён Исидор. Наш епископ в полном церковном облачении и даже с митрой на голове несётся на белом коне, сжимая в правой руке крест, а в левой - меч. Надо думать крестить неверных. Святой Исидор считался покровителем кастильских королей. В 1999 году на Всемирном католическом форуме обсуждался вопрос о том чтобы считать Исидора покровителем программистов и Интернета.

Историография

Исидор - один из самых почитаемых и известных деятелей культуры в Средние века. Несмотря на его позднюю канонизацию его жития известны с XIII века. Ещё ранее, в IX веке ему были приписаны т.н. «Исидоровы декреталии» - корпус документов созданный в Германии в кон. VIII века, на основании которых церковь обосновывала свои притязания на светскую власть. Этот замечательный факт свидетельствует о громадной силе авторитета севильского епископа уже в такое раннее время. Исидору приписали множество посланий, авторство множество церковных гимнов. Их атрибуция, кроме немногочисленных писем, неверна. «Этимологии» Исидора - одно из самых популярных произведений Средневековья, хотя точное количество рукописей «Этимологий» неизвестно. Предположительно, количество рукописей «Этимологий» уступает только Вульгате. «Этимологии» не только одно из самых читаемых, но и одно из самых цитируемых в Средние века сочинений. Активно использовать Исидора начинают практически сразу, причём часто не просто его цитируя или на него ссылаясь, а переписывая целые куски. Такова судьба многих произведений энциклопедического характера Средневековья - на них не ссылаются, и это часто затрудняет их оценку. Энциклопедия тогда хоть и имела автора, но на деле была как бы анонимной.. Но в случае с Исидором можно быть вполне уверенным, что именно его «Этимологии», а не его более поздние компиляторы, были источником для множества средневековых произведений. В XIII веке появляются огромные энциклопедии которые во всеохватности могут заменить труд Исидора - это энциклопедии Винцентия из Бове и Бартоломея Английского. Появляется значительное количество частных энциклопедий освещающих отдельные отрасли знания, но «Этимологии» сохраняли до известной степени своё значение ещё в XV в., чему способствовала например ясность и некоторая даже утончённость языка, благодаря чему гуманисты и величали Исидора «последним филологом античности».

Первое издание «Этимологий» вышло в 1470 году. Всего среди инкунабул известно 14 изданий «Этимологий» Исидора (1470-1509), что прекрасно характеризирует тот факт, что и в конце XV века его труд оставался востребованным. Первое полное собрание сочинений Исидора вышло в 1580 году в Париже. Лучшим собранием сочинений является издание Фаустино Аревало 1797-1803 годов в 8 частях. Его перепечатал Минь в своей знаменитой Patrologia Latina (Vol. 81-83). Классическим изданием «Этимологий» считается издание Линдсея в 1911 году.

Разумеется позитивистская историография отбросила тот пиетет с которым относились к Исидору раньше. Тот просвещённый взгляд, которым тешилось самолюбие позитивистов, позволял им объявить произведения Исидора не более чем скопищем нелепостей. Тейлор в 1911 году писал о «Этимологиях»: «Сухость его труда и скудость мысли, превосходят только нелепость его этимологий» (Taylor Medieval Mind. 4th ed. - Cambridge (Mass), p.51 цит по Isidore of Seville The Medical writings p.19). Немецкая историография вообще поставила вопрос, который одному советскому исследователю показался до крайности неприличным, а именно: «До какой степени и почему Исидор был глупцом?». Но позитивизм в истории, как и всё, закончился, и отношение к Исидору стало выравниваться. Исидор довольно часто в XX веке привлекал внимание исследователей, а особенно продуктивными стали 50-60-е годы, когда в связи с празднованием 1400-летнего юбилея Исидора появилось довольно много статей ему посвящённых. В 1959 году вышла монография Жака Фонтена « Исидор Севильский и классическая культура в вестготской Испании» (Isidore de Seville et la culture classique dans l’spagne wisigothique» - P., 1959), в которой был дан обобщающий обзор его жизни, творчества, культурного наследия и функционирования этого наследия в последующие века. Оценки «Этимологий» стали гораздо более взвешенными, творчество Исидора рассматривалось исходя из его культурно-исторического его окружения, его возможностей и тех задач которые он перед собой ставил. Например издатель частей «Этимологий» посвящённых медицине, Шарп, подобным образом характеризовал труд Исидора: «Среди волнений своего беспокойного епископства, он нашёл время для учёной деятельности впечатляющей своим качеством не менее чем количеством, и учитывая интеллектуальный уровень его эпохи, «Этимологии» - удивительное достижение» (Isidore of Seville The medical writings p.7).

В советской историографии Исидору практически не уделялось внимания. Кроме небольшой статьи в БСЭ и переводов незначительных фрагментов «Этимологий», «Сентенций» и «Истории готов, свевов и вандалов». Первым исследователем Исидора в советское время стала Уколова В.И. с начала 80-х годов регулярно публикуя посвящённые ему и различным аспектам его творчества статьи.

Издания и переводы

Уколова В.И. Исидор Севильский и его сочинение "О природе вещей" // Социально-политическое развитие стран Пиренейского полуострова в средние века - М.: ИВИ АН СССР, 1985

S. Isidoris Hispalensis. Opera omnia / Rec. F. Arevalo // PL.Vol. 81-83, P., 1850

S. Isidorus Hispalensis. Chronica maiora // MGH.AA.B., 1894. T. XI, pt 2.

S. Isidorus Hispalensis. Historia Gothorum, Wandalorum, Sueborum/Ed. Th. Mommsen // MGH.AA.B., 1894. T. XI. - Chronica minora, saec. IV-VII. - Vol II.

S. Isidorus Hispalensis. Origines sive Etimologiae / Ed. W.W. Lindsay. Oxford: Clarendon press, 1911. Vol. 1-2.

Isidore de Seville. Sententiarum libri tres / Ed. Robles Carcedo. Montreal, 1959-1960

Isidoro de Sevilla. El. "De vires illustrubus" / Ed. crit. Codomer Merino. Salamanca: Inst. "Antonio de Nebrija". 1964

Isidore of Seville. History of the kings of the goths, vandals and svevs. Leiden: Brill, 1966

S. Isidore of Seville. The Letters / Ed. Ford (Gordon B., Sr) Cartanc: Univ., 1966

Isidore of Seville. The medical writings / Ed. W.D. Sharpe. Philadelphia: Trans, of APS, 1964

Isidore, Traité de la nature ed. J. Fontaine, Bordeaux 1960

The letters of St. Isidore ed. G. B. Ford, Amsterdam 1970

Избранная библиография

История королей готов, вандалов и свевов

О рождении и смерти отцов

О сиятельных мужах

О порядке творений

О природе вещей

Различия

Сентенции

Синонимы

Некоторые аллегории Священного писания

Книга чисел

Этимологии или Начала (Etymologiae sive origines)

Святитель Исидор родился в VI в. в испанском городе Картахене. Он был самым младшим в семье святых: два его брата, Леандр и Фульгентий, а также сестра Флорентина прославлены Западной Церковью. Когда Исидор был еще ребенком, семья должна была переселиться в Севилью. После смерти отца заботу о воспитании Исидора принял его брат Леандр, который для этого на время оставил монастырь.

О святом Исидоре рассказывали такую историю. Когда он был еще младенцем, кормилица однажды оставила его в саду под деревом. Малыша окружил пчелиный рой, и несколько пчел, сев ему на губы, оставили на них полоску меда как знак будущего красноречия.

Предание гласит, что однажды Исидор убежал из школы, опасаясь строгого брата. Остановившись возле колодца, чтобы передохнуть, ребенок с интересом рассматривал борозды, проделанные в крае колодца. Женщина, пришедшая набрать воды, объяснила ему, что эти борозды оставлены веревкой, которая терлась о камень. Тут Исидор понял, что если уж веревка источила камень, то прилежание в учении преодолеет неподатливость его ума, и вернулся в школу. Впоследствии он достиг таких успехов, что, превзойдя всех учителей, стал самым образованным человеком своего времени: люди издалека приходили послушать, как он рассуждает о наиболее возвышенных предметах.

Помогая святителю Леандру в пастырском служении, Исидор решительно воспротивился королю-еретику Леовигильду и прилагал немало усилий, чтобы обратить вестготов-ариан в православную веру. Когда брат был отправлен в ссылку, Исидор взял на себя защиту истинной веры и интересов Церкви. После обращения короля Рекареда (589) святой удалился в монастырь, где мог предаваться учению и молитве в полном покое. Однако вскоре он был вынужден покинуть монастырь и принять, хотя и против воли, сан епископа Севильи.

На протяжении сорока лет своего епископского служения святитель Исидор для страждущих был утешителем, для несчастных - прибежищем, явился защитником правосудия и справедливости. Он очень заботился о богослужениях, следил, чтобы они совершались достойно славы Божией, и именно его считают творцом литургии, называемой мосарабской.

Огромные толпы народа собирались вокруг него, чтобы почерпнуть из источника его мудрости, превосходившей, как говорили, мудрость самого Соломона. Верующие стремились услышать предсказания святого Исидора, которые он подкреплял многочисленными чудесами.

В 619 г. он возглавил Второй Севильский Собор. На Соборе епископ посрамил еретика-монофизита, ученика Севира Антиохийского, после чего исцелил слепого одним прикосновением своей перчатки.

Святитель Исидор основал множество монастырей и организовал в Севилье школу для клириков, где сам любил преподавать. Не существовало неведомой ему науки, и он оставил потомкам впечатляющее количество разнообразных сочинений, которые оставались основным источником знания на Западе на протяжении всего Средневековья . В 633 г., находясь уже в преклонном возрасте, святой Исидор возглавил Четвертый Толедский Собор и настоял на том, чтобы в каждой епархии была основана школа.

Достигнув преклонных лет и страдая от тяжелой болезни, святитель раздал все свое имение как милостыню и приготовился с молитвой и покаянием встретить смерть, предрекая печальную судьбу Испанской Церкви. За четыре дня до кончины он попросил перенести себя в церковь. Там, простершись во прахе посреди храма, облаченный во власяницу, он молил Бога о милосердии в словах смиренной и прекрасной молитвы: «Именно ради таких грешников, как я, Господи, а не ради праведников Ты устроил в Церкви спасительную купель покаяния». Получив отпущение грехов от одного из присутствовавших епископов, святой попросил окружающих помолиться за него, подал поцелуй мира своим священникам и помолился за свой народ, а затем возвратился в келью.

Святитель Исидор почил в мире 4 апреля 636 г. Его тело было положено между останками святого Леандра и святой Флорентины в Севилье, а затем перенесено в Леон.

Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря