Алалия у детей — симптомы. Как распознать и лечить

Алалия представляет собой нервно-психическое заболевание, при котором у детей не развивается речь. При этом ребенок старше 3 лет не может сказать слово полностью, составить предложение, путает буквы, меняет их местами. Он не способен общаться с окружающими, хотя у него нормальный слух, отсутствуют отклонения в умственном развитии. Алалия по признакам делится на два типа — сенсорная и моторная, лечение заболевания состоит в занятиях с логопедом и приеме специфических медикаментов.

Описание

Алалия – расстройство речевой функции, при котором ребенок не может частично (с бедным словарным запасом и проблемами при построении фраз) или полностью разговаривать. Но для заболевания характерно то, что умственные способности не нарушаются, ребенок все отлично понимает и слышит.

Основными причинами недуга считаются осложненные роды, заболевания или травмы головного мозга, полученные в раннем возрасте. Заболевание можно вылечить при продолжительном посещении логопеда и с помощью приема медикаментов.

Несмотря на свою редкость, болезнь чаще диагностируется у мальчиков, нежели у девочек. Может иметь разную степень тяжести протекания – от самой серьезной, при которой речь появляется только после десяти лет, до более легкой, аналогичной недоразвитости речи. Самое важное - отличать данное расстройство от умственной отсталости.

В основном у детей не наблюдается нарушений в развитии (оно может нарушиться лишь под воздействием гнета общественности и сверстников). При несвоевременном лечении в раннем возрасте в дальнейшем у ребенка будут наблюдаться проблемы с социальной адаптацией, трудности в поиске своего места в обществе.

Важно! Заболевание возникает из-за нарушения передачи импульсов между органами речевого аппарата и соответствующими центрами головного мозга. Возникает так называемая «мозговая дисфункция», вызванная замедленным созреванием нервных клеток.

Причины

Поскольку данная болезнь может сформироваться в утробе матери или на ранних годах жизни, причины ее появления соответственно бывают внутриутробные и из-за внешнего влияния. К первой группе факторов относят:

  • неудачные попытки будущей матери избавиться от плода;
  • угроза выкидыша;
  • бесконтрольное употребление медикаментов будущей матерью;
  • осложненный токсикоз у матери, проявляющийся преэклампсией и эклампсией;
  • недостаточное поступление кислорода к плоду;
  • нездоровый образ жизни, который вела женщина, будучи беременной;
  • непосредственные травмы живота или падения на него во время беременности;
  • различные заболевания женщины, сопровождавшие период вынашивания ребенка, среди которых – сердечная или легочная недостаточность, артериальная гипертензия или гипотония и т. п.;
  • преждевременные или осложненные роды, акушерское вмешательство в процесс.

Среди причин, влияющих на формирование алалии у детей в возрасте до трех лет, выделяют тяжелое течение таких недугов как:

  • энцефалит — может появиться от укуса насекомого или контакта с ядовитым растением;
  • менингит, вызванный бактериями или грибками;
  • различные черепно-мозговые травмы;
  • нарушения в функционировании центральной нервной системы;
  • двусторонняя пневмония;
  • ОРВИ;
  • рахит;
  • недостаточное внимание со стороны родителей к обучению ребенка простым словам или фразам;
  • хирургическое вмешательство, проводимое под наркозом.

Врачи отмечают, что алалия возникает не от одного фактора, а от одномоментного влияния нескольких причин.

Важно! Алалия не имеет никакого отношения к аутизму – заболеванию, при котором у ребенка отсутствует интерес к общению с другими людьми и эмоциональное восприятие происходящего вокруг него.

Виды

Существует несколько типов патологии, которые различают по зоне поражения головного мозга, степени и механизму развития. Официальная медицина виды алалии делит на несколько типов.

Моторная – неправильное развитие экспрессивной речи. Ребенок понимает, что ему говорят, но ему сложно произносить слова самому. Моторная алалия разделяется еще на два типа, в зависимости от зоны поражения мозга:

  • афферентный – поражение нижних теменных отделов левого полушария с кинестетической артикулярной апраксией;
  • эфферентный – неправильное развитие премоторной коры (центр Брока) с кинетической артикулярной апраксией.

Сенсорная – недоразвитие импрессивного типа речи. Патология возникает при поражении коркового отдела центра Вернике (задней верхней височной извилины). Ребенок хорошо слышит окружающих, но не понимает их речь.

Важно! Существует также слухоречевой тип отклонений (сенсомоторная алалия) – поражается вся сенсомоторная область коры мозга. Малыши с такими отклонениями не только не могут воспроизвести звуки, но и не понимают, что им говорят взрослые.

Симптомы

Признаки проявляются у детей примерно в 2-летнем возрасте, когда они начинают более активно общаться с окружающими людьми и выражать свои желания с помощью отдельных звуков или слов.

Ребенок, у которого речевые центры мозга развиты нормально, как правило, в 3-4 года очень «говорлив», охотно и осмысленно повторяет простые слова, постепенно запоминает их и пытается формировать из них отдельные фразы.

При наличии речевой патологии малыши отличаются своим особым поведением и неспособностью к обучению. Причем эти отличия могут быть заметны больше или меньше в зависимости от степени и вида нарушения мозговой деятельности.

Моторная

Заболевание возникает в результате недоразвития так называемой «области Брока» (той части коры головного мозга, которая отвечает за воспроизведение речи).

При такой форме алалии у ребенка слабо развита моторика. Это выражается в следующем:

  1. Наблюдается нарушение артикуляции, то есть произнесения согласных звуков, путем слаженной работы языка, губ и зубов, а также выпускания нужного количества воздуха.
  2. Ребенок не способен производить действия, связанные с совершением сложных движений с мелкими предметами (например, застегивать пуговицы на одежде, зашнуровывать ботинки). Поэтому сам себя он обслуживать не может.
  3. Имеются сложности и с совершением других движений. Отсутствует способность удержать равновесие при ходьбе по бревну, прыжках на одной ноге. Ребенок не может ощутить ритм во время танца.
  4. Ему трудно сосредоточиться и сконцентрировать на чем-то свое внимание. Он не может понять грамматических особенностей языка, путает единственное число с множественным, не различает падежи, неправильно произносит окончания слов, словарный запас очень ограничен.

При заболевания такого типа малыш хорошо понимает то, что ему говорят, однако ему трудно воспроизвести нужные звуки и запомнить их последовательность. В зависимости от сложности патологии ребенок может не разговаривать до возраста 5-10 лет, иногда у подростков при отсутствии соответствующего лечения болезнь прогрессирует.

Сенсорная

Такой вид заболевания возникает вследствие поражения «области Вернике» головного мозга, ответственной за понимание речи. У малышей с таким заболеванием нет проблем со слухом и произнесением звуков, но при этом они не осознают связи между звучанием и смыслом слов. Поэтому они фактически не понимают речи, а поэтому и не могут ее воспроизводить.

Последствием этого является трудность общения с другими людьми, расстройство личности, искаженное восприятие действительности, отставание в развитии умственных способностей. Иногда при такой форме алалии ребенку ставят ошибочный диагноз «аутизм» или «олигофрения». При этом проводится совершенно несоответствующее лечение.

При сенсорной алалии у малышей проявляются следующие симптомы:

  1. Отсутствие реакции на изменение частоты и громкости звуков (акустические раздражители).
  2. Существование больших проблем с запоминанием слов.
  3. Непонимание значения выученного слова, неспособность сознательно использовать его.
  4. Улучшение понимания речи в какое-то определенное время суток. У некоторых детей это происходит утром, после того как мозг отдохнул. Днем по мере того, как возрастает утомление, восприятие ухудшается. Другие дети, наоборот, бывают более заторможенными с утра, вследствие особенностей работы мозга.

В отличие от слабослышащих детей, которые понимают лучше, если с ними говорят громче, больные сенсорной алалией одинаково не понимают как тихую, так и громкую речь. Даже наоборот, спокойную тихую речь ребенок воспринимает лучше, тогда как громкий разговор или окрик приводит к торможению мозгового центра и полной потере восприятия.

Интересно знать! Повышенная восприимчивость к звукам, на которые обычно не обращают внимания: например, шуршание бумаги, шелест листьев. У детей-алаликов эти звуки вызывают появление неприятных ощущений. Они могут жаловаться на боль в ушах, плакать.

Ребенку с таким заболеванием свойственно стремление бесконечно повторять знакомые слова, смысл которых ему не понятен. В словах он пропускает слоги, группирует их с посторонними. Его речь понять совершенно невозможно, так как в ней нет смысла.

Диагностика

Дети с нарушениями речевого аппарата нуждаются в консультации невролога, отоларинголога, логопеда, психолога. Каждый врач, чтобы поставить диагноз алалия, должен прежде провести ряд диагностических тестов. Неврологическое обследование состоит из проведения:

  • эхоэнцефалографии (ЭЭГ) – неинвазивный ультразвуковой метод компьютерной диагностики, который позволяет определить наличие патологических процессов или изменений в структуре мозга;
  • рентгенография черепа – необходима для выявления повреждений черепной коробки, кровоизлияния;
  • МРТ (магнито-резонансной томографии) головного мозга – помогает врачам обнаружить опухоли, аневризмы и некоторые проблемы нервной системы.

Для исключения тугоухости врач отоларинголог может дополнительно назначить другие диагностические тесты:

  • отоскопию (помогает рассмотреть слуховой проход и барабанную перепонку);
  • аудиометрию (оценка остроты слуха) или другие методы оценки функциональности слуха.

Дополняет картину нейропсихологическая диагностика речеслуховой памяти, проводят которую с помощью специальных тестов. Для составления полного понимания ситуации врач должен изучить перинатальный анамнез пациента, расспросить родителей о наличии каких-либо отклонений в поведении ребенка до года.

Важно! Особое внимание специалисты обращают на развитие психомоторного и речевого аппарата. Для этого проводят тесты на усвояемость устной речи, лексического или грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционную моторику.

Дифференциальную диагностику на алалию обязательно проводят у детей с аутизмом, олигофренией, дизартрией.

Лечение

При работе над алалией необходимо использовать комплексный подход – участие врачей, коррекционных педагогов и психологов.

Детей с алалией обучают в специализированных коррекционных учебных учреждениях. Им обязательно назначается медикаментозная терапия, которая стимулирует развитие структур мозга и физиотерапия.

Медикаментозное

Лечение с использованием препаратов проводят для стимуляции развития определенных структур головного мозга. Прописывают неотропные лекарства:

  1. «Гаммалон» – препарат, способствующий восстановлению обменных процессов в головном мозге, удалению токсических продуктов метаболизма. «Гаммалон» обеспечивает нормальную динамику формирования нейронов, повышает продуктивность мышления, улучшает память. Таблетки содержат минимальный список побочных эффектов, среди которых выделяются лишь: тошноту, бессонницу, незначительное увеличение температуры тела.
  2. «Когитум» – в качестве активного компонента представлена ацетиламиноянтарная кислота (аналог биологического соединения, содержащегося в головном мозге). Препарат нормализует процессы формирования нервной активности, обладает психостимулирующим эффектом. Лекарство не назначают до 7 лет.
  3. «Кортексин» – порошок для приготовления раствора для внутримышечного введения. Лекарство улучшает мозговой метаболизм, снижает количество свободных радикалов, улучшает концентрацию внимания, память, повышает способность к обучению. Кортексин противопоказан при индивидуальной непереносимости компонентов состава.
  4. «Цераксон» – прозрачная жидкость с характерным клубничным запахом для перорального приема. Препарат обладает широким спектром действия: препятствует образованию свободных радикалов, предотвращает гибель нейронов, восстанавливает поврежденные мембраны клеток головного мозга, снижает скорость действия фосфолипаз. В связи с отсутствием клинических данных лекарство с осторожностью назначают до 18 лет.
  5. «Энцефабол» – повышает метаболизм в тканях головного мозга, улучшает кровообращение, память, восприятие речи. Препарат выпускается в двух формах – таблетки и суспензия для приема внутрь. Лекарство можно использовать для монотерапии алалии, начиная с двухмесячного возраста.

Для достижения эффективности логопедические занятия сопровождаются домашним обучением больного ребенка.

Работа логопеда направлена на:

  • стимуляцию речевой активности ребенка;
  • формирование богатого словарного запаса;
  • развитие связной, членораздельной речи;
  • развитие психических функций;
  • устранение косноязычия;
  • восстановление артикуляторных движений;
  • формирование звукопроизношения и грамматически правильного оформления высказываний;
  • всестороннее развитие ребенка – обучение двигательным навыкам, пониманию смысла сказанного.

Физиотерапия

Вместе с медикаментозной терапией и занятиями у логопеда врачи посоветуют родителям пройти курс физиотерапии. Эффективность в лечении общего речевого недоразвития показывают:

  1. Водолечение – процедура основана на химическом, механическом или температурном воздействии воды на организм. При алалии рекомендуют общие лечебные ванны, посещение бань или саун, маски и аппликации с продуктами моря, обливание или орошение ребенка морской водой.
  2. Лазеротерапия – лечение при помощи низкоинтенсивного светового излучения. Процедура оказывает иммуностимулирующее, сосудорасширяющее действие, увеличивает восприимчивость организма к медикаментозной терапии. При алалии применяют лазерное облучение крови.
  3. Общая магнитотерапия – физиотерапевтическое воздействие на весь организм постоянным или импульсным магнитным полем. Процедура улучшает метаболизм и кровообращение, уменьшает болезненность нервных пульсаций.
  4. Дециметровая терапия (ДМВ) – метод, основанный на воздействии электромагнитного поля сверхвысокой частоты. ДМВ-лечение помогает при хронических заболеваниях – пневмониях, бронхитах, воспалениях среднего уха.
  5. Электрофорез – процедура введения медикаментозных препаратов в организм через кожу человека.
  6. Транскраниальная электростимуляция – воздействие на ствол головного мозга электрическим током. Процедура нормализует работу нервных механизмов, обладает успокаивающим, нейротрофическим эффектом.
  7. Рефлексотерапия (ИРТ) – воздействие на рефлекторные точки человека, расположенные на коже. Воздействие на мышцы осуществляется с помощью игл, температурой, электрическим (электропунктура) или магнитным полем. Процедура помогает запустить в мозге систему самовосстановления.

Профилактика

В качестве профилактических мер от алалии можно воспользоваться следующими советами:

  • в момент беременности строго выполняйте все врачебные рекомендации, проходите необходимые обследования, питайтесь правильно и сбалансировано;
  • заботьтесь о здоровье своего малыша, вовремя посещайте педиатра;
  • ходите с малышом на различные развивающие занятия, в места, где есть его сверстники с целью социализации и адаптации к обществу;
  • не забывайте о прохождении ежегодной детской диспансеризации, не пренебрегайте этим обследованием;
  • читайте, разговаривайте и играйте с ребенком как можно больше, для формирования и развития речевого аппарата.

Дети в возрасте до года озвучивают свои требования невнятным набором звуков. Со временем они постепенно обучаются словам и выражаются все более понятно и четко. Однако, случается, что в положенный срок ребенок не начинает говорить.

Он либо молчит вовсе, либо произносит отдельные сочетания звуков, не имеющих между собой связи.

Причиной такому повороту событий может быть в силу неразвитости речи по тем или иным причинам. От чего возникает алалия и каковы ее симптомы, рассмотрим далее.

Что представляет собой алалия

, для которой характерно отсутствие речи у ребенка в результате ее недоразвития, или полного ее отсутствия.

Провоцируется данное состояние патологиями в речевых центрах головного мозга. Изменения в данных центрах чаще всего происходят в период внутриутробного формирования организма либо в раннем детстве - в возрасте до 36 месяцев .

Дети с патологией развития речи могут иметь достаточно высокий уровень развития, однако, не могут говорить , либо используют для выражения эмоций крайне малый словарный запас.

Сложность в диагностировании алалии заключается в невозможности точно определить симптомы на ранних сроках. Как правило, диагноз ставится тогда, когда ребенок уже должен был говорить, но не делает этого.

Наиболее часто алалия диагностируется у дошкольников, а также у детей младшего школьного возраста. Также отмечено, что среди мальчиков патология встречается чаще, нежели среди девочек.

Часто случается, что родители путают данное заболевание с глухотой или немотой. Симптоматика у патологий схожая, но это абсолютно разные болезни. Проверить малыша можно в грудном возрасте, обращаясь к нему с разной интенсивностью голоса. Проследив за реакцией ребенка, можно сделать вывод, способен ли он реагировать на голос. Детей в возрасте от года можно попросить подать определенный предмет, игрушку. Так можно понять, понимает ли ребенок речь.

Причины патологии

могут быть самыми различными:

  • Механическое воздействие на плод при вынашивании или во время родов;
  • Осложнения беременности в результате сильного токсикоза, а также в результате хронических заболеваний, которыми болела беременная женщина;
  • Патологическое течение беременности с угрозой выкидыша;
  • Осложнения в ходе родовой деятельности: стремительные или затяжные роды;
  • Инфицирование матери или плода во время родов;
  • Наследственная предрасположенность;
  • Травмы во время родов;
  • Асфиксия.

Алалия также может возникнуть при неправильном использовании медицинских инструментов при родах. Также спровоцировать нарушение развития речевых центров может болезнь, истощающая нервную систему. Частые простудные и вирусные заболевания, неблагоприятные условия могут стать причиной возникновения заболевания.

Виды заболевания

В нормальном состоянии речевые центры головного мозга отвечают за две формы речи: импрессивную (понимание услышанного, построение образов) и экспрессивную (умение выражать мысль словами). В зависимости от типа нарушения в речевом центре, различают три вида алалии: сенсорная, моторная и смешанная.

  1. . Для этого типа характерно нарушение восприятия речи речевой анализатором. Ребенок слышит слова, однако, не может связать между собой названия предметов и образы. Другими словами, человек не понимает обращенной к нему речи. Дети с данным видом патологии не откликаются на обращенную к ним речь и не отзываются, если их окликнуть. В некоторых случаях в совокупности с данным типом нарушения наблюдается интеллектуальная недоразвитость.
  2. . Нарушение в формировании экспрессивной речи. Ребенок понимает обращенные к нему слова, но испытывает затруднения в формировании собственной речи. Для таких детей характерно позднее развитие речи- к пяти годам, малый словарный запас и рассеивание внимания. Моторная алалия поддается лечению в большей степени, нежели две других формы.
  3. Смешанная - сенсорно-моторная алалия . Иными словами, тотальная алалия. Возникает при полной недееспособности речевых центров головного мозга. Ребенок не только не может говорить, но и не различает речь других людей. Абсолютно все дети с подобным типом патологии отстают в интеллектуальном развитии.

Сенсорная алалия: симптомы

относится к тяжелым видам речевых патологий. Как правило, ребенок слышит произносимую речь, но не понимает ее. Осмысленная речь у таких детей отсутствует. Они могут произносить звуки в хаотичном порядке. Также наблюдается расторможенность речи, то есть малыша трудно заставить помолчать.

У больных сенсорной алалией может наблюдаться обостренная реакция на окружающие звуки - гиперакузия .

Речь сенсорных алаликов заключается в навязчивом повторении звуков и их сочетаний, а также в эхолалии - повторении услышанных слов.

Дети с сенсорной алалией отличаются повышенной «разговорчивостью»: они произносят множество звуков, однако речь их не имеет смысловой нагрузки.

При легкой форме сенсорной алалии дети способны отличать определенные интонации и словосочетания. Некоторые из таких детей с возрастом учатся читать по губам произнесенные слова.

Тяжелая форма заболевания "сенсорная алалия" характеризуется полной неспособностью различать человеческую речь. У алаликов с такой формой патологии наблюдается повышенная возбудимость и неспособность к длительному удерживанию внимания. Тяжелая форма патологии провоцирует недоразвитие памяти и нарушения со стороны психического здоровья.

Моторная алалия: симптомы

Первые проявления моторной алалии можно заметить в младенчестве. Младенец не гулит (в лепете слышны однотонные звуки), а к наступлению года не произносит отдельные слоги . Такие дети начинают произносить слова только к пяти годам. Речь их крайне скудна. Дети с моторной алалией путаются в склонении слов, испытывают затруднения в формировании предложений. Голос у больных зачастую громкий. Правильное произношение характерно в случае с мягкими согласными звуками.

Для моторной алалии характерны фонетические изменения в словах со схожим буквенным набором. Сходно звучащие слоги выступают для ребенка, как бы взаимозаменяемыми. Малыш слышит слова, но толкует их неправильно, в результате чего не может правильно понять вопрос и ответить на него.

Если у ребенка наблюдаются «спутанные» буквы («векта» вместо «ветка») это еще не значит, что малыш имеет патологию "моторная алалия". Насторожиться следует, если к поступлению в первый класс школы ребенок все еще стойко произносит исковерканные слова. В таком случае нужно обратиться к логопеду.

При легкой форме моторной алалии ребенок чаще всего высказывается словосочетаниями в именительном падеже, а также не согласовывает окончания слов. В целом его речь понятна, несмотря на неправильные грамматические строй речи.

Тяжелая форма моторной алалии сопровождается формированием отдельных звуков вместо полноценной речи. Такие дети чаще всего гиперактивны и неспособны сосредотачивать внимание. Для алаликов также характерна психическая заторможенность и неспособность выполнять мелкомоторные функции.

Диагностирование

Для проведения обследования на предмет неправильного развития речевых центров, проводится посещение следующих специалистов:

  • Педиатр;
  • Невролог;
  • Отоларинголога;
  • Психолог;
  • В некоторых случаях - нейрохирург.

Дифференциальное обследование малыша помогает исключить другие заболевания с подобной симптоматикой. Для обследования мозга используют один из следующих методов: исследование при помощи рентгеновских лучей, ЭЭГ, МРТ. Отоскопия и аудиометрия проводятся с целью исключить вариант с тугоухостью.

При обследовании также осуществляется опрос матери относительно протекания беременности, ее состояния во время вынашивания ребенка.

Лечение

Алалия у детей подлежит лечению комплексными методами: необходимо медицинское лечение, педагогическая и психологическая помощь.

Медикаментозное лечение

Лечение при помощи медицинских препаратов включает в себя прием средств, стимулирующих развитие структур центральной нервной системы. Деям прописывают неотропные препараты в качестве монотерапии.

Дозировку и длительность курса определяет лечащий врач индивидуально для каждого больного ребенка. Как правило, длительность приема неотропных стимуляторов проводится на протяжении трех месяцев, а затем повторяется после небольшого перерыва.

Пока нет достоверных доказательств эффективности медикаментозного лечения в случае с детской алалией.

Помимо медикаментозного лечения, проводится коррекция детского рациона. Особую роль в выздоровлении играет наличие всех необходимых питательных веществ. При помощи витаминно-минеральных комплексов осуществляется укрепление иммунитета и общеукрепляющая терапия.

Физиотерапия при алалии

Курсы физиотерапии дают положительные результаты при лечении общего речевого недоразвития. Эффективным считается водолечение, имеющее тонизирующее, расслабляющее и общеукрепляющее действие.

Имеет также смысл электротерапия, действие которой направлено на стимуляцию мозговых центров слабыми электрическими импульсами. Процедура заключается в воздействии на определенные точки на теле, отвечающие за нейрогуморальную передачу рефлексов.

Занятия с педагогом

Медикаментозное лечение не имеет смысла без параллельных занятий больного ребенка с логопедом. Педагогическая коррекция заключается в следующих приемах:

  • Развитие артикуляционного аппарата путем повторения звуков и развития правильного произношения;
  • Формирование связей между словами и образами. При помощи картинок педагог учит ребенка понимать смысл сказанного и правильно использовать окончания слов. Особенно актуальна терапия при сенсорной алалии.
  • Изучение новых слов и фраз во время развития мелкой моторики. Дети учатся лепить из пластилина и рисовать, при этом озвучивая происходящее;
  • Логопедический массаж направлен на развитие мышечной системы рта и формирование правильного произношения звуков. Дети учатся правильно складывать губы во время произношения, тянуть звуки, удерживать язык у неба.

Адаптация в социуме

Дети, которым был поставлен диагноз сенсорная алалия или моторная, нуждаются в социализации, поскольку общение с людьми помогает развиваться речевым центрам мозга, а также формирует способность удерживать внимание и контролировать эмоции.

Существуют специальные школы, где проводится обучение малышей с подобными отклонениями. Также есть отдельные санатории и группы внеклассных занятий, где с алаликами работают специалисты.

Алалия - серьезное нарушение развития, поэтому за возникновением речевых функций у ребенка нужно следить начиная с первых месяцев жизни. Неоказание вовремя помощи ребенку с алалией может привести к инвалидности.

Лечение нарушений речевых центров - процесс длительный. Только систематические занятия в совокупности с физиотерапией и медикаментозным лечением дадут положительный результат.

Специалисты давно установили примерный возраст ребенка, в котором он должен начать говорить. Отклонения от нормы могут быть обусловлены индивидуальными особенностями развития. Однако явление может возникать и в результате алалии. Это речевые нарушения, требующие лечения.

А теперь остановимся на этом подробнее.

Что такое «алалия»?

Алалией называют полное отсутствие речи или ярко выраженную дефицитарность. При этом интеллект ребёнка и слух не повреждены. Это позволяет таким детям успешно познавать мир и обучаться. Частыми признаками заболевания выступают повреждения области левого полушария мозга, контролирующего языковые способности, при родах. Аналогичное явление приводит к заболеванию органа или его травме, с которой ребенок столкнулся в младенчестве.

Заболевание проявляется поздним проявлением речевых реакций, бедным словарным запасом, нарушением слога, дефектами в звукопроизношении и проблемами с кинематическими процессами. При развитии патологии детям в возрасте старше 3 лет не могут полностью произнести слово или составить предложение. Ребёнок путает звуки, также может менять их местами. Способность общаться с окружающими отсутствует.

Заболевание развивается в результате нарушения передачи импульсов между органами речевого аппарата и центром головного мозга. В результате появляется так называемая мозговая дисфункция. Она возникает из-за замедленного созревания нервных клеток.

Алалия способна привести к возникновению задержки развития интеллекта. Патология значительно затрудняет социальную адаптацию. Она может стать причиной развития неврозов.

Интересный факт. Алалия очень похожа на . Заболевания часто путают. Отличие патологии состоит в том, что она не представляет собой первоначальную неспособность ребенка научиться говорить. называется состояние, при котором пациент перестает разговаривать уже после того, как научился нормально общаться.

Нужно учитывать, что алалия не имеет никакого отношения к аутизму. Такое название получила патология, при которых ребенок утрачивает интерес к общению с другими людьми и не может эмоционально воспринимать происходящее вокруг него.

Виды алалии

Важную роль в том, чтобы выявить формы алалии, выступает определение зоны поражения головного мозга. Так, если травмирована лобно-теменная часть, специалисты говорят о развитии у ребенка моторной алалии. В случае повреждения височной области возможно развитие сенсорной разновидности заболевания. Форма патологии характеризуется разной клиникой и возможностями ребенка в будущем. Однако отделение является условным. В клинической практике присутствует сочетание проявлений моторной и сенсорной алалий - речевая алалия.

Моторная алалия

Патология появляется из-за недоразвития области Брока. Какое название получила часть коры головного мозга, отвечающая за воспроизведение речи. При этой форме заболевания у ребенка наблюдается слабое развитие моторики. Явление выражается в следующем:

  1. У ребенка нарушена артикуляция. Пациент с трудом произносит согласные звуки путем работы языка, губ и зубов, также опускания нужного количества воздуха.
  2. Пациент не может выполнять действия, которые связаны с манипуляциями с мелкими предметами. Так, у таких детей наблюдается проблема с зашнуровыванием ботинок или застегиванием пуговиц на одежде. Всё это приводит к тому, что человек, страдающий патологией, не может самостоятельно себя обслуживать.
  3. Присутствует проблема и с совершением других движений. Пациент не может сохранять равновесие, когда двигается по бревну или прыгает на одной ноге. Такой ребёнок не ощущает ритм во время танца.
  4. Наблюдается проблема с концентрацией и вниманием. Ребёнку трудно на чём-либо сосредоточиться. Он не может понять грамматических особенностей языка. Пациент путает единственное число с множественным. Он не различает падежи и неправильно произносит окончания слов. Словарный запас ребенка очень ограничен.

В случае развития этой разновидности заболевания, ребёнок хорошо понимает речь, обращенную к нему. Однако пациентам трудно запомнить нужную последовательность звуков и воспроизвести их. В зависимости от сложности патологии, ребенок может не разговаривать до 5-10 лет. Если лечение отсутствует, болезнь может прогрессировать.

Речевая алалия

Существует третий тип патологии, объединяющий особенности первых двух из них. Заболевание именуют сенсорно-моторной алалией. Смешанный тип подразумевает присутствие тех же симптомов, как и в случае первых двух разновидностей патологии. Пациент нуждается в коррекции со стороны логопеда и невролога.

Сенсорная алалия

К развитию сенсорной алалии приводят патологии височной области. Нарушения возникают в так называемом центре Вернике. Эта корковая область головного мозга отвечает за способность воспринимать смешанную речь, понимать сказанное и различать звуки. При выявлении патологии у ребёнка отсутствует восприятие речи. При этом слух ребёнка не нарушен.

Разновидность патологии характеризуется тяжёлой формой речевых нарушений. Больные дети хорошо слышит речь, однако практически не воспринимают и не понимают видео. Говорить самостоятельно они также не могут. Такие дети бессмысленно произносят звуки или их сочетания, а также жестикулируют. Речь у больных отличается навязчивым повтором звуков и слогов, а также звуковой заменой. Дети могут повторять чужие слова, однако не понимают их значение. Может присутствовать способность объединения отдельных словесных отрезков в одно целое.

Пациенты, у которых выявлена патология, отличаются повышенной речевой активностью. Однако их речевое воспроизведение напоминает так называемый словесный салат. Смысл в том, что говорит ребёнок, отсутствует.

Если у пациента выявлена более легкая форма заболевания, он может воспринимать звучащую речь. Однако происходит понимание не указанных звуков, а тембра, словоформ. Иногда на помощь таким пациентам приходит чтение по губам.

Первые признаки алалии

Дети, у которых присутствует алалия, не имеют каких-либо внешних отклонений. Нарушения в развитии также не наблюдаются. У ребенка возникают лишь проблемы с восприятием речи и ее воспроизведением. При этом слух не нарушен. Умственное развитие также находится в норме. Всё это приводит к тому, что выявить алалию до того момента, как ребенок заговорит, достаточно сложно. Первым признаком патологии может выступать молчание пациента в возрасте, в котором он должен начать говорить. При воспроизведении речи может наблюдаться аграмматизм, нарушение слоговой структуры слов или расстройство их поиска. Ребенок медленно усваивает язык.

В зависимости от разновидности патологии, признаки могут меняться. Так, при сенсорной разновидности нарушения возможно неосознанное повторение чужих слов, объединение нескольких слов в одно и навязчивые бессмысленные произнесения звуков и их сочетаний. Ребенок не понимает речь, которая обращена к нему.

Симптомы алалии

Симптоматика, присущая патологии, напрямую зависит от его разновидности. Так, моторной алалии характерно:

  • настроение у ребёнка часто меняется;
  • имеет место быть низкая работоспособность и повышенная утомляемость;
  • ребёнку трудно сконцентрировать внимание;
  • имеет место быть нарушение мелкой моторики;
  • мимика и жестикуляция ярко выражены;
  • присутствует скудный словарный запас, что обуславливает непонимание речи окружающих;
  • ребёнок не может говорить, или присутствует неясное воспроизведение звуков;
  • чрезмерная активность может быстро смениться заторможенностью и малоподвижностью.

Если присутствует сенсорная алалия, характерные симптомы меняются. Патология сопровождается:

  • имеет место быть нарушение памяти;
  • присутствует повышенная восприимчивость к звукам;
  • ребенок широко используют в общении мимику и жесты;
  • пассивность может быстро смениться активностью, а импульсивность - замкнутостью;
  • ребёнок может пропускать буквы в словах, неправильно произносить окончания или соединять два слова в одно;
  • пациент воспроизводит бессмысленный и непонятный для окружающих набор звуков и слов.

Дети с такой патологией с трудом запоминают новые слова. У некоторых пациентов подобный процесс вообще отсутствует. Из-за того, что ребёнок не может различить обращенную к нему речь, у него появляются способности к чтению по губам.

Причины и профилактика алалии

Алалия может быть врожденной или рано приобретенной. Вторая разновидность заболевания возникает в речевом виде. Именно в первые три года жизни ребенка наблюдается интенсивное формирование клеток коры головного мозга. Если патология имеет врожденный характер, к ее развитию способны привести следующие факторы:

  • мать страдала сильным токсикозом во время беременности;
  • имела место быть асфиксия плода;
  • во время беременности возникала угроза самопроизвольного выкидыша;
  • произошло внутриутробное инфицирование ребенка;
  • у матери присутствовали хронические соматические болезни.

В анамнезе заболевания прослеживается целый ряд факторов и провокаторов. Патология может развиться на фоне , которая отягощена осложнениями во время родов, преждевременных родов или недоношенности. Ребёнок может получить травму во время неправильного использования инструментальных акушерских приспособлений. Некоторые исследователи нашли связь заболевания с наследственностью. Операции с применением общего наркоза в первые годы жизни также могут стать причиной появления алалии. Спровоцировать патологию могут и этиопатогенетические причины, в перечень которых входят:

  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы;
  • гипотрофия;
  • осложненные вирусные заболевания.

В результате происходит повреждение речедвигательного анализатора. У ребенка наблюдается замедленное созревание нейронов. Очень часто они остаются нейробластомами. В результате таких нарушений присутствует снижение возбудимости нервных окончаний, функциональная истощаемость и инертность основных процессов головного мозга.

Профилактические меры заключаются в обеспечении условий для благоприятного протекания беременности и родов, а также раннего физиологического развития ребенка. Если патология всё же выявлена, проводится коррекционная работа по преодолению проблемы. Это позволит предупредить возникновение вторичной интеллектуальной недостаточности.

Коррекция алалии

Если ребенку поставили такой диагноз, важно как можно скорее начать лечение. Терапия зависит от тяжести и формы патологии. Лечение проводится по нескольким направлениям. Так, ребенку назначают логопедические упражнения. Они могут проводиться в индивидуальном порядке или во время совместных занятий. Достигнуть положительного результата удается лишь в случае систематических продолжительных занятий. Работа ведется под руководством логопеда, который поможет ребенку овладеть правильным произношением отдельных слогов и слов, а также позволит начать распознавать речь по его звучанию.

Дополнительно проводится логопедический массаж. Метод считается эффективным дополнением к упражнению. Он способствует развитию отдельных мышц полости рта, которые отвечают за правильное произношение. Процедура может выполняться вручную или с использованием специального зонда.

Применяется и медикаментозная терапия. Ребенку назначают лекарственные препараты, которые стимулируют кровоснабжение мозга. Дополнительно выписывается витамины B12 и B15. Большое внимание уделяется рациону. Питание должно быть сбалансированным.

Ребёнка могут направить на физиотерапевтические процедуры. Лечение назначается курсами. Оно проводится в зависимости от состояния ребенка. Возможно осуществление водолечения, лазеротерапии, магнитотерапии и ряда других физиотерапевтических воздействий.

Иногда проводится рефлексотерапия. Суть метода состоит в стимулировании участков мозга электрическими импульсами. Это приводит к созданию новых нервных связей, которые способствуют облегчению обучения. Однако метод используется только в отношении детей, возраст которых больше 9 лет.

Дальнейший прогноз напрямую зависит от времени начала лечения, подходов к его осуществлению и системности воздействия на все речевые компоненты. Речевой процессор должен формироваться вместе с психическими функциями. Наиболее благоприятный прогноз врачи дают при моторной алалии. В случае остальных разновидностей заболевания прогноз неоднозначен. Всё зависит от того, насколько сильно поражён головной мозг.

Обычно дети отличаются своей говорливостью. Как только они научаются человеческой речи, они тут же пробуют свои навыки коммуникации. Однако некоторые родители могут заметить, что их детки неразговорчивые. Они стесняются? У них проблемы с речью? Все возможно, что требует разбирательства, поскольку может выясниться, что у детей наблюдается алалия. Это особое заболевание, которое имеет сенсорный и моторный вид, симптомы и лечение которых рассмотрим в данной статье.

Что такое алалия?

Что такое алалия? Это заболевание, при котором у ребенка наблюдается частичное или полное отсутствие речи при сохраненном интеллекте и нормальном слухе. Одни специалисты считают данное расстройство заболеванием, другие – синдромом. Отмечается при этом недоразвитость определенных отделов головного мозга, которые отвечают за речевые способности человека. Данное отклонение могло развиться как в период внутриутробного развития, так и после рождения малыша.

Обычно алалия имеет 3 вида своего проявления:

  1. Моторная.
  2. Сенсорная.
  3. Комбинаторная (смешанная или сенсомоторная).

Каждая характеризуется зоной своего проявления, степенью и механизмами патологии.

Поскольку у малыша сохранен интеллект и нормально сформирован речевой аппарат, он активно познает мир. Сложность в выявлении алалии заключается в том, что ребенок не сразу начинает разговаривать. Вполне естественно, что первые 3 года он может не вызывать подозрений у своих родителей. Только в том возрасте, когда он должен уметь хорошо разговаривать и не закрывать рот, могут ярко проявиться те или иные признаки дефицитарности речи.

Родители могут заподозрить алалию у детей по следующим признакам:

  • Неграмотность.
  • Бедный словарный запас.
  • Дефекты в звукопроизношении.
  • Поздняя речевая реакция.
  • Нарушение слогового строения.
  • Нарушение фонематических процессов.

Первые догадки могут пасть на неправильное обучение ребенка. В таком случае следует вести к логопеду, который занимается устранением речевых недостатков, проявляющиеся из-за недоразвитости речевого аппарата. Однако при диагностике ребенка он обозначит другие причины молчаливости ребенка, что будет требовать обследований у других врачей.

Первые признаки

Первые признаки алалии у детей начинают проявляться в двухлетнем возрасте, когда они пытаются произносить слова, строить фразы. Если наблюдаются определенные признаки, необходимо быстро приступить к их лечению, поскольку заболевание будет развиваться. По каким признакам можно определить алалию у детей?

  1. Непонимание слов родителей.
  2. Нарушение движений.
  3. Замедление умственного развития.
  4. Коммуникация со взрослыми осуществляется жестами.
  5. Повышенная раздражительность.
  6. Ошибки в склонениях и падежах, в числах.
  7. Отсутствие навыков самообслуживания.

Поскольку недуг выражается в непонимании человеческой речи, ребенок может постепенно отгораживаться и отдаляться от взрослых и других детей. Некоторые могут принять данное поведение за аутизм или умственную, психическую недоразвитость. Неправильный диагноз приводит к неправильному лечению. Проблема усугубляется еще и невозможностью определить уровень слуха малыша.

Если родители заметили, что ребенок медленно развивается на уровне слов, не прогрессирует в своих навыках, остается на прежнем уровне, тогда они должны забить тревогу. Чтобы четко понимать, как развивается речевой аппарат, необходимо изучить литературу по особенностям его развития у малышей.

При развитии того или иного вида алалии наблюдаются следующие различия:

  • Восприятие и понимание речи, слух при моторной алалии сохранены, при сенсорной — нарушены.
  • Сенсорная алалия характеризуется наличием эхолалии, а моторная – отсутствием.
  • Повторение слов или фраз становится невозможным при моторной алалии, при сенсорной – наблюдается, однако дети не понимают значения своих слов.
  • Невербальные или речевые способы общения наблюдаются при моторной алалии, а при сенсорной – могут полностью отсутствовать из-за отсутствия желания вступать в общение.

Мероприятия по коррекции речи должны проводиться в игровой форме, чтобы не утомлять ребенка.

Моторная алалия

Повреждение лобно-теменной доли головного мозга приводит к развитию моторной алалии. Часто такие дети являются объектами гиперопеки, что и неудивительно, поскольку они зачастую получают травмы при рождении либо страдают от серьезных заболеваний в первые годы своей жизни. Вот почему такие детки часто являются капризными, раздражительными и излишне упрямыми.

Определить моторную алалию можно по следующим симптомам:

  1. Недоразвитость артикуляционного аппарата, что выражается в невозможности двигать органами ротовой полости, которые участвуют в формировании речи.
  2. Отсутствие навыков самообслуживания, которые прививаются детям в раннем возрасте.
  3. Нарушение координации движений: частые падения, невозможность пройтись по бревну или попрыгать на одной ноге.
  4. Неправильное развитие речи, что проходит от полного его отсутствия до произношения фраз с некоторыми ошибками.

Моторная алалия проявляется в 3 стадиях развития:

  1. На первой стадии люди не могут понять смысла слов ребенка. Он не может выражать свои эмоции и мысли через слова. Только по мимике, жестам и конкретной ситуации можно понять, о чем говорит малыш.
  2. На второй стадии ребенок уже способен выразить свои мысли более понятными людям словами.
  3. На третьей стадии малыш способен составлять предложения с использованием правильных слов, однако совершает грамматические и лексические ошибки.

Если родители ошибочно воспримут неразговорчивость ребенка или неправильность произношения им слов за лень, тогда они могут запустить недуг. Врачи диагностируют заболевание путем проверки речевого аппарата и его использования, анализов на электроэнцефалограмме, а также при тестировании слуховых и интеллектуальных навыков.

Естественно, что корректировка моторной алалии происходит в речевой направленности, а также продолжении обучения малыша и даче знаний об окружающем мире.

Сенсорная алалия

Сенсорная алалия проявляется в непонимании ребенком речи окружающих. Наблюдается существенный разрыв между звучанием и смыслом слова, что приводит не только к непониманию, но и к отсутствию желания использовать речь. Вот почему вскоре ребенок постепенно отгораживается от людей, искажается его зрительное восприятие, замедляется умственное развитие.

Именно таким деткам часто ставят неверные диагнозы, например, олигофрения или аутизм, что приводит к неверному лечению.

Легче всего ребенку воспринимать речь по утрам. Уже ближе к вечеру происходит утомление, что значительно снижает восприятие ребенком речи окружающих. Пассивный словарь ребенка пополняется медленно из-за неспособности понимать значение и звучание слов. При этом он может как реагировать на акустические негромкие звуки, так и полностью их игнорировать. Вот почему при работе с таким ребенком не имеет никакого значения громкость произносимых слов. Если повышать голос, можно таким образом отличить лишь слабослышащего малыша от алалика. Однако данный подход не будет иметь эффекта.

Также малыш может обращать внимание на звуки, которые здоровыми людьми обычно игнорируются, например, пение птиц, капание воды. Поскольку звуки являются продолжительными, малыш может жаловаться на головную боль или быть раздражительным.

Высокая речевая активность является одним из признаков сенсорного алалика. Малыш может повторять слова, только что услышанные, пытаясь из них составить предложения. Однако смысла их он не понимает. Смысл их предложений непонятный не только окружающим, но и самим малышам. При этом наблюдается четкость речи, активная жестикуляция и даже заинтересованность собственным голосом и речью.

Помимо этого наблюдаются такие признаки:

  • Расстройство личности.
  • Умственная недоразвитость.
  • Трудности в поведении.

Симптомы

Самым ярким симптомом алалии является дефект речи, который проявляется в различных формах: полным отсутствием, бессвязными речами, грамматическими и лексическими ошибками. Порой речь у ребенка не формируется до 12 лет, несмотря на все развивающие упражнения и игры.

Моторная алалия выражается отсутствием экспрессии в речи малыша. Может полностью отсутствовать лепет. Ребенок сначала не произносить слова из-за непонимания их смысла, потом старается составить предложения более понятными словами, лишь на последнем этапе возникают попытки правильно говорить, однако ошибки наблюдаются. Вместе с тем все это сопровождается интеллектуальной отсталостью. Словарный запас скуден, а навыки к письму развиваются очень поздно.

Сенсорная алалия характеризуется непониманием связи между произношением слов и объектами, которые они передают. Таким образом, задержка в использовании слов может стать явной. Ребенок потом начинает говорить, однако бессвязно и порой коверкая слова, подбирая похожие по звучанию. Он не понимает, что говорит. При этом малыш может не реагировать на зов, однако обращать внимание на тихие звуки. Здесь тоже наблюдается умственная отсталость.

Речевой аппарат развивается очень медленно. По окончании младенчества у ребенка может наблюдаться не более 100 слов словарного запаса. Это не дает прогнозов на дальнейшее развитие малыша, однако точно указывает на заболевание.

Помимо речевых дефектов у малыша наблюдаются различные психические расстройства в связи с недугом:

  1. Невроз.
  2. Раздражительность.
  3. Сниженное внимание.
  4. Быстрая утомляемость.
  5. Низкая работоспособность.
  6. Задержка в развитии психики.

Проблемой алалии эффективно занимаются специалисты на сайте психотерапевтической помощи сайт. Диагностику и лечение должны проводить только врачи, поскольку родители не обладают достаточными знаниями по корректировке речи алалика.

Лечение

Оставлять проблему без внимания не следует. В редких случаях она устраняется путем тех мероприятий, которые проводятся родителями. Зачастую без помощи специалиста не обойтись. Все начинается с диагностики, которая помогает определить правильный подход к лечению алалии.

Иногда мероприятия могут быть легкими, что потребует лишь занятий родителей с малышом. Вскоре речевой аппарат будет развит, и ребенок сможет быть похожим на остальных детей. В любом случае лечебные мероприятия необходимы.

При легкой форме алалии речь идет о логопедических занятиях, где происходит корректировка слов и грамматики ребенка. Систематические занятия позволят устранить все недостатки, которые связаны с речью малыша.

При тяжелых формах алалии проводится не только терапия. Речь идет о грубых повреждениях отдела головного мозга, что требует особого лечения.

В общем лечение алалии проводится следующими мероприятиями:

  • Логопедический массаж – упражнение на развитие мускулатуры артикуляционного аппарата.
  • Логопедические занятия.
  • Микротоковая рефлексотерапия, при которой идет воздействие на отделы головного мозга, отвечающие за речь, желание говорить, пополнение словарного запаса и т. д.

Эффект от использования лекарств еще не доказан, однако проводятся исследования, где готовятся медикаменты для формирования мозговых компонентов (кортексины, гаммалоны, когитумы, цераксоны, витамины В12 и В15). Также проводится водолечение, физиотерапия, лазеротерапия. Малыш проходит через занятия по развитию мелкой моторики и когнитивных функций (памяти, вниманию, мыслительной деятельности). Наглядные материалы при пополнении словарного запаса тоже активно используются в домашних условиях.

Занятия проводятся как в специальных учреждениях, так и дома, в зависимости от степени заболевания.

Прогноз

Прогноз при лечении алалии неоднозначен. Обычно дети быстро восстанавливаются в речи и своем психическом развитии. Однако врачи не могут давать гарантий проводимых им мероприятий. Все зависит от:

  • Своевременности выявления болезни и проводимого лечения.
  • Степени тяжести.
  • Качества неразвитой речи (насколько запущена болезнь и как развивалась).

Обычно дети при сенсорной алалии быстрее излечиваются, нежели малыши при моторной. На продолжительность жизни алалия не влияет, однако значительно портит ее малышу, который не только не может контактировать с другими детками и взрослыми, но и сам неправильно развивается под воздействием собственного недуга.

Итог нелечимой болезни – полная изоляция от социума, изгнание. Результат проводимого лечения может стать самым невероятным – полное восстановление речи и психики.

Немаловажным здесь становится знание родителями о том, как можно избежать подобного недуга у ребенка. Если вы ждете малыша, тогда следует:

  • Постоянно наблюдаться у гинеколога.
  • Принимать назначаемые лекарства и витамины.
  • Следить за течением беременности.
  • Прибегать к стимуляции родов, если наступил срок.

Следует постоянно обследоваться у врачей после рождения малыша, чтобы они контролировали процесс его развития и формирования. В семье должна быть благоприятная обстановка, чтобы ребенок мог спокойно развиваться на физическом и психическом уровнях. При выявлении отклонений не следует ждать, что «все само рассосется». Чем дольше ребенок не получает медицинского лечения, тем серьезнее становится его проблема.

«А мой папа только в шесть заговорил – чего бояться?», – нередко отмахиваются молодые мамы от советов подруг показать ребенка-молчуна логопеду. Многие родители ошибочно верят: первое сказанное малышом слово – признак того, что и в дальнейшем его речь будет развиваться нормально. О том, что, положившись на слепой случай, можно пропустить серьезную детскую болезнь – алалию – мамы и папы предпочитают лишний раз не задумываться.

Корреспондент попытался разобраться, а действительно ли так страшен недуг, как его рисуют специалисты?

Алалия – недоразвитие речи вследствие повреждения речевых зон коры головного мозга. Она является, пожалуй, одной из самых коварных проблем детского возраста. Лукавство этой речевой патологии заключается в том, что распознать ее симптомы не так легко, как проявления других хворей. И если у родителей в шкафу не хранится диплом врача (или хотя бы сертификат об окончании медсестринских курсов), определить, что ребенок болен именно алалией, зачастую под силу только врачам.

«К сожалению, из-за проблем с диагностикой алалии на дому и невнимательности родителей к собственным детям, довольно часто эту болезнь у детей обнаруживают слишком поздно. Уже в 5-7 лет алалия поддается лечению значительно сложнее, чем на более ранних стадиях», – прокомментировала проблему Анжелика Заболотная, психотерапевт высшей категории Республиканского научно-практического центра оториноларингологии.

Мифы об алалии

Главный алалия-миф, гуляющий среди родителей: единственным признаком этого недуга является задержка развития речи.

На самом деле, дети при алалии разговаривают. Просто делают они это не совсем так, как их здоровые сверстники.

Алалия не возникает сама по себе. Это следствие повреждения одного из двух речевых центров коры головного мозга малыша – Вернике (отвечает за понимание речи) или Брока (отвечает за моторику речевых мышц).

В зависимости от того, какой именно центр поврежден, выделяют два основных вида алалии: сенсорную и моторную соответственно.

При сенсорной алалии у детей отсутствует понимание смысла речи других людей. Правда, такие дети могут разговаривать довольно бегло, легко воспроизводить и впоследствии повторять любые ваши слова. Другое дело, что, будучи не в силах понять смысл произнесенных слов и фраз, такие малыши говорят, как правило, наобум. Их речь представляет собой нагромождение совершенно не связанных между собой слов.

При другом типе алалии – моторной – ребенок способен нормально улавливать смысл сказанного окружающими. Зато проблемы возникают на стадии воспроизведения информации. Моторная алалия выражается в недоразвитии речи, затруднении в овладении активным словарем и грамматическим строем языка.

Как распознать недуг?

В каждом отдельно взятом случае алалия протекает со своими особенностями. Но в целом распознать у ребенка серьезные проблемы с речью может помочь знание норм речевого развития. По общепринятым правилам, определяющим появление у малыша звуко- и словопроизношение, в два месяца у ребенка появляется характерное гуление. В 3-4 – лепет. А в 6-8 месяцев – первые слова. К году ребенок должен уметь строить целые фразы. Если, скажем, к двум годам словарный запас ребенка исчисляется несколькими словами – пора начинать бить тревогу.

Одним из наиболее явных признаков, который может предупредить об алалии, является недоразвитие речи малыша. Это заметно, к примеру, если ребенок проговаривает только первые или последние слоги слов: ма… (слово «мама»), ...тка (кроватка) и т. д. Еще один указывающий на недуг фактор – чрезмерно медленно продвигающаяся в развитии речь, отсутствие явного речевого прогресса.

Как лечить?

Даже при самых тяжелых случаях алалии ситуация небезнадежна: если лечение было начато вовремя, недуг можно побороть. Весь секрет в присущей детскому мозгу пластичности. Это значит, что здopoвые клeтки мoзгa могут взять на себя функции поврежденных и фактически зaмeстить их.

Что касается развития речи у больного алалией ребенка, то в каждом конкретном случае лечение индивидуальное и проходить будет под контролем специалистов. Но кое-чем родители могут помочь своему любимому чаду и в домашних условиях.

Врачи нередко говорят, что «речь малыша – на кончиках его пальцев». Эту непонятную, на первый взгляд, фразу можно объяснить связью мелкой моторики и некоторых речевых центров. Таким образом, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем лучше развивается его речь. Ощутимую пользу малышу принесет массаж пальчиков.

Впрочем, не будет лишним поделать и пальчиковую гимнастику. Для этого можно дать крохе возможность поманипулировать различными мелкими предметами (нанизывать бусинки, складывать мозаики, строить из конструктора, выбирать из коробки разноцветные горошины и сортировать их и т. д.)

Чтобы не пришлось лечить

Впрочем, старую добрую профилактику тоже никто не отменял. Мы публикуем перечень ситуаций, в которых родителям лучше удвоить контроль над речью малыша. Чуть ниже прикладываем и список мер, рекомендуемых для профилактики развития алалии.

В группе риска:

  • матери, перенесшие инфекционные и соматические заболевания во время беременности;
  • матери, страдающие анемией беременности (в этом случае, ребенок недополучает необходимые ему кислород, глюкозу и другие питательные вещества);
  • матери, перенесшие во время беременности (особенно на ранних сроках) вирусную инфекцию (именно в этот период как раз формируется нервная система малыша);
  • матери, перенесшие тяжелые роды;
  • матери, родившие слишком быстро. По нормам роды должны длиться 18-20 часов. А если женщина рожает слишком быстро, кости черепа ребенка не успевают адаптироваться к родовым путям, мозг может при этом пострадать;
  • матери, перенесшие длительный безводный период. По нормам женщина должна родить в течение 2-3 часов после излития околоплодных вод. Если роды затягиваются, ребенок оказывается без необходимой для его нормального развития питательной среды;
  • матери, имеющие узкий таз.

Как минимизировать риски?

Каких либо специальных рецептов, предупреждающих развитие алалии, в запасе у врачей не обнаружилось. Зато, по мнению психотерапевтаАнжелики Заболотной, «против алалии эффективен с детства знакомый всем нам здоровый образ жизни»:

1. Очень важно, чтобы беременность была желанной и запланированной, а ребенок – ожидаемым и любимым. При этом, каким бы идеальным не было здоровье, к беременности нужно подготовиться (санировать очаги инфекции, привести в норму гемоглобин и артериальное давление). Во время беременности избегайте контактов с инфекционными больными, полноценно и разнообразно питайтесь.

2. Следует как можно дольше кормить ребенка грудью.

3. Немаловажно оберегать малыша от инфекционных заболеваний.

4. Вовремя показывайте ребенка педиатру и узким специалистам. Обязательно следуйте советам врачей, ибо вовремя начатое лечение в будущем минимизирует проблемы, в том числе и речевые.

И, главное, помните: нет ничего страшного в том, чтобы перестраховаться, лишний раз показав ребенка специалисту, но услышать: «Все нормально… Вы зря тревожитесь, мама!». Значительно хуже затянуть и получить от доктора неутешительный ответ: «Как жаль, что вы обратились так поздно…».