Защитные свойства мантры ваджрапани хум. Защита и успокоение вместе-рожденных духов человека при помощи покровителей года

Ваджрапани как Хранитель тайн. Некоторые заметки... April 17th, 2013

Говорят, что некогда Ваджрапани имел рождение Индрой, главой мира 33-х божеств (Траястримшат). На битву против асуров и прочих "темных сил" он выезжал на белом слоне, у которого было сто бивней. Но, с другой стороны, у Ваджрапани была карма встретить Будду Шакьямуни, поклониться Ему при рождении и служить. Ваджрапани предстает перед нами как медитирующий мудрец, который ищет понимания природы существования и, конечно, своей собственной природы.

Впоследствии, когда он стал учеником Шакьямуни, ему было дано имя Ваджрапани и титул «Хранителя Тайной Доктрины». Таким образом, Ваджрапани является Защитником Тантр. Интересно, что некоторые этимологические корни звания Хранитель тайн можно при желании проследить в другом контексте.

Его называют Главой гухьяков или гухьяпати (буквально, хранителей тайн), некоего класса существ. А по тому, что во всех текстах дхарани Ваджрапани называют Махаякшасенапатая, то есть Великий Предводитель якшей, а духи-якшасы традиционно были хранителями кладов, можно сделать вывод, что гухьяпати и якши - это одни и те же существа. И для подчинения их Ваджрапани, как говорится в дхарани Ниламбарадхара, принял внешне вид тела Ямараджи. А вот каким образом произошёл семантически-родословный прыжок от хранения тайн кладов - к хранению тайн ваджраяны, я не знаю)). Но вот встретил историю, которая немного проливает свет на это.

Ваджрапани Ниламбарадхара (или ещё его называют Махачакра) . С оскаленными клыками, с глазами, как куча горящих углей, полыхающий, подобно дыханию языков пламени, ужасающе ревущий, с ногами и руками, увитыми нагами - детьми Васуки, несущий Черного Нага как брахманический шнур, излучающих блеск нагов Нанду и Упананду как ушные украшения, обладающий сверкающей драгоценной Змеиной Диадемой. Проглотивший пылающий змеиный яд, с полным лицом, с нахмуренными бровями и лбом, с нижней губой, прикушенной верхними зубами, с внешностью Ямараджи, с языком, движущимся подобно молнии, с огромным животом. Поедающий змей, создающий ужасающий шум хлопком ладоней, надевший пояс царя нагов Прекраснокрылого Гаруды, выкрикивающий А-ла-ла. Океан глубиной в восемьдесят тысяч йоджан доходит ему до колен, могучий правитель, Солнце совершает свой круговорот на уровне его плеч. Уничтожающий всех нагов Громом Великого Смеха, вызывающий беспокойство, обладающий телом Ямараджи, три мира повергающий в ужас, убивающий нагов - перед Ним склоняюсь! http://nandzed.dreamwidth.org/891203.html?style=light#cutid1

Когда Будда Шакьямуни пребывал на Земле, а глубоко преданный новый ученик Ваджрапани служил ему, Шакьямуни однажды понадобилось отправить известие Варуне, королю Нагов. Так что Будда искал гонца для этого поручения. Ваджрапани, вдохновленный и исполненный преданности, как и все новички, вызвался помочь Учителю. Считается, что это была упая Будды для зарождения сострадания в своём божественном ученике, не знавшем до того страдания.

Будда поразмыслил над его предложением, и прежде, чем nослать Ваджрапани с поручением, предупредил, что Король Haroв Варуна - чрезвычайно могущественный правитель. Он не выно-сит высокомерия в других, и, учитывая, что такая черта имелась в характере Ваджрапани (в конце концов, он все же был Королем Богов), Будда предупредил его, чтобы он вел себя очень скромно и двигался очень осторожно в присутствии великого Правителя Нагов. Ваджрапани согласился следовать совету Будды)).

Так Ваджрапани отправился во дворец Варуны, где его приветствовал слуга. Слуга сказал, что Варуна занят важным делом и примет Ваджрапани некоторое время спустя. Когда Ваджрапани показалось, что прошло очень много времени, он опять позвал слугу. Слу-га сказал ему, что Варуна обедает и примет его немного позже.

Казалось, прошло очень много часов. Ваджрапани опять по-звал слугу, но тот сказал ему, что Варуна сейчас проводит время cо своими женами и примет его немного попозже. Ваджрапани опять пришлось ждать. Потом он опять позвал слугу и спросил, можно ли увидеть Варуну. Ему сказали, что Великий Варуна пошел вздремнуть.

Прошло еще несколько часов, раздражение Ваджрапани все больше и больше росло. Видимо, он еще раз поинтересовался у слуги, когда же произойдет долгожданная встреча. Ему сказали, Повелитель Нагов принимает ванну и скоро будет готов. Наконец, аудиенция состоялась. Взбешенный Ваджрапани, войдя в тронный зал, стал осыпать Варуну оскорблениями и угрозами. Король Нагов за глупость поразил Ваджрапани проказой. Болезнь была тяжелой, и части тела Ваджрапани стали сразу же разлагаться и отделяться, падая на землю. Ваджрапани в ужасе бежал к Учителю, который ему сказал: «Я же тебе говорил…»

Ваджрапани умолял Шакьямуни исцелить его, на что Будда ответил, что не может этого сделать. Но, возможно, другой великий бог, Хайягрива, сможет помочь. Хайягрива помочь не смог. И тогда он позвал Гаруду, Орла Богов.

Дальше говорится о том, что Гаруда схватил Короля Нагов и полетел с ним высоко в небо, угрожая, что сбросит его на землю, если он не откроет Мантру, которая излечивает проказу, а так же слабоумие, эпилепсию, отеки, ревматизм, артрит, припадки и так далее. Варуна сказал мантру и Ваджрапани выздоровел.

Ваджрапани был богом, он раньше не был знаком со страдани-ем, а, испытав серьезную физическую болезнь из-за свой собствен-ной гордости и высокомерия, теперь мог сочувствовать тем, кто так же страдал от болезней. Поэтому Будда Шакьямуни доверил ему хранение всех секретных знаний исцеления. Ваджрапа-ни, таким образом, связан с Буддой Медицины, и его призывают для эффективного лечения серьезных болезней, которые не под-даются никакому другому лечению.

УПД: Кстати, связанность с тех пор Ваджрапани с классом нагов очевидна во многих рассказах о нём. Например, вот что поведал в своё время Великий Кункьен Чжамьянг Шедпа 1-й: "“Когда Бхагаван пребывал в местности Уддияна, Ваджрапани собрал эти бесчисленные тантры и предстал перед царём Индрабхути и его свитой. После, обретя сиддхи и став вирами и йогинями, они покинули эту местность, а в великом море Уддияны поселились существа Наги. Ваджрапани, тем временем, письменно изложил все бесчисленные тантры и способствовал духовному созреванию Нагов. Он вручил им книги тантр, благодаря чему Наги обрели человеческий облик. На берегу моря был построен город, который в основном предназначался для достижения сиддхи посредством духовной практики. Мужчины стали вирами, женщины - дакинями. Не имевшие склонности к учению ушли в другие местности. Это море иссушили, и на его месте сам по себе возник храм Херуки. В нем находились джнянавиры и дакини. Ваджрапани записал «Гухъясамаджу» и все остальное редкостное учение тантр чернилами из драгоценностей и оставил их там на хранение. Затем эти тантры постепенно распространились в мир людей” .

Мантра Ваджрапани – ОМ ВАДЖРАПАНИ ХУМ

«Среди бодхисаттв особое место занимает Ваджрапани – гневный бодхисаттва, олицетворение силы, устраняющей препятствия на пути к Просветлению. Его имя означает “Рука, держащая ваджру”. В отличие от прочих бодхисаттв он изображается в пропорциях дхармапалы, он без нимба, за его спиной бушует пламя. Он синетелый, его атрибуты – ваджра в правой руке, поднятой в тараджни-мудре – мудре угрозы (в индуизме это мудра Шивы), в левой (также в тараджни-мудре) – крюк и петля для ловли душ грешников. Ваджрапани – единственный из гневных божеств, у кого в короне не черепа, символизирующие грехи, а лепестки, символизирующие дхьяни-будд. На его бедрах тигриная шкура (также шиваистский атрибут, связанный с йогической практикой). Изображение Ваджрапани в милостивой форме встречается крайне редко.
Образ Ваджрапани корнями уходит в глубокую древность: дух-оборотень ведических времен и ипостась громовержца Индры, он в раннем буддизме становится легендарным учеником Шакьямуни, бодхисаттвой в махаяне, а в ваджраяне он, оставаясь бодхисаттвой, стал и идамом Гухъяпати Ваджрадхарой, персонификацией одноименной тантры. Ваджрапани также называют тысячным буддой из тех, которые явятся в мир в течение нынешнего мирового периода. Воплощением Ваджрапани был царь Шамбалы Сучандра, которому Будда преподал учение Калачакры.

В “Ваджравидарана-нама-дхарани” говорится, что стражи четырех сторон света обратились к Будде со словами о том, что зло в мире одолевает добро, и Просветленный попросил Ваджрапани придумать средство для защиты чистых духом. Тогда бодхисаттва и принял свою гневную форму.

Вместе с Авалокитешварой и Манджушри он образует основную триаду ламаизма – Милосердие, Мудрость и Сила. Ваджрапани также считается гневной ипостасью Манджушри.

В народных верованиях Ваджрапани заменяет собою громовержца (поскольку ваджра – это молния), он владыка дождей и покровитель змей-нагов, которые были в числе учеников Будды, и именно им Просветленный преподал многие учения, которые еще рано было открывать людям.

om benza pani hum
Мантра Ваджрапани – ОМ ВАДЖРАПАНИ ХУМ Если человек подвержн страху, если он быстро теряет силы, то ламы советуют ему медитировать на Ваджрапани, каждое утро читая его мантру 108 раз. При этом следует визуализировать бодхисаттву и представлять, что из его сердца исходят синий свет и нектар, которые наполняют все тело медитирующего; эти свет и нектар вымывают из тела все страхи, все болезни и все дурное. Все это выходит из человека в виде гноя и грязи. Затем, продолжая читать мантру, необходимо представить, что из сердца Ваджрапани исходят желтый свет с нектаром, которые наполняют тело человека, благословляя его.»

Как достичь желаемой цели? Как устранить препятствия с пути? Иногда мы испытываем мощное сопротивление на своем пути, которое не дает нашим целям реализоваться. В такие минуты необходима помощь вышнего мира. В этой статье мы научимся читать мантру, которая убирает все негативные энергии с пути.

Данная мантра убирает все зло и негатив с пути человека, наделяет его могуществом и силой к преодолению любых препятствий. Ваджрапани — гневное божество, которое олицетворяет силы, устраняющие препятствие на пути к духовному просветлению.

По народным поверьям Ваджрапани олицетворяет собой громовержца (ваджра на санскрите — молния). Также он считается покровителем змей и дождей. Текст звучит так:

«ОМ Ваджрапани Хум Пе.»

Если человека преследуют враги или неприятности, следует каждое утро петь данную мантру по 108 раз, медитируя на образ Ваджрапани. Для счета используют четки из натурального камня (108 бусин).

Слушайте мантру онлайн:

При медитации следует представлять, как из области сердца Ваджрапани выходит поток синего цвета и небесный нектар, который окутывает практикующего с ног до головы. Этот поток очищает ауру от грязи и болезней.

Затем следует представлять, как из области сердца Ваджрапани выходит поток золотистого цвета и божественный нектар. Этот поток окутывает ауру и является защитой от негативных проявлений. Следующим утром медитацию повторяют. Практиковать необходимо так долго, как будет необходимо для защиты.

Ом Сарва Мангала Мангалье

Слова мантры обращены к мягкой силе Абсолюта. Сила её сокрушает зло, дает защиту от преград, устраняет физическую и психологическую боль. Сила небесного потока, призываемая словами мантры, отсекает темные энергии и дурное влияние на пути человека.

Эту формулу можно применять для защиты семьи, детей, имущества. Священные слова дают силу сказать «нет» назойливым людям, устранить неблагоприятное влияние нечестных и темных людей. С помощью привлеченных небесных энергий человек может справиться с проблемами спокойно.

«Ом С`арва Мангала Мангаль`е
Шиве С`арвате Садик`е
Шар`анье Траямбаке Гаур`и
Нараяни Нам`остуте.»

На санскрите:

ॐ सर्वमङ्गलमङ्गल्ये शिवे सर्वार्थसाधिके ।
शरण्ये त्र्यम्बके गौरि नारायणि नमोऽस्तुते ॥१॥

Слушать онлайн (повторяется 108 раз):

Мантра «Ад Гурей Наме»

Данная магическая формула устраняет препятствия и дает защиту от любых проявлений темных сил. Практиковать её необходимо на рассвете, когда требуется помощь и поддержка вышнего мира:

  • в трудных ситуациях;
  • при нападении недоброжелателей;
  • при тяжелом заболевании;
  • для поддержки в начинании.

Слова текста:

«Ад Гурей Наме
Джугат Гурей Наме
Сат Гурей Наме
Сири Гуру Деве Наме.»

Слушать мантру Ад Гурей Наме:

Священные слова привлекают защитные энергии, которые окружают человека и уничтожают зло. При пении необходимо представлять свою ситуацию, которую вы решили покрыть защитой. Следует видеть, как все препятствия устраняются, а впереди горит зеленый свет.

Мантра устранения препятствий

Данная магическая формула дарует практикующему просветление, обостряет интуицию и настраивает на духовный канал. Мантра активирует ум человека, и он способен самостоятельно справиться с любыми негативными проявлениями. Он начинает видеть ситуацию насквозь, выбирая верные пути. Очень мощная мантра для преодоления любого зла.

«Эк он(г) кар сат гур прасаад,
Сат гур прасаад эк он(г) каар.»

«Бог и мы едины. Я знаю это милостью истинного Гуру. Бог и мы едины.»

Мантра Ваджракилайя

Данная формула борется с темными проявлениями внутри человека и вокруг него. Мощный поток света устраняет любых внутренних демонов, атакующих мозг практикующего. Также мантра очищает от темных энергий пространство вокруг человека и его жилище.

«Ом Бендза Кили Килайя
Сарва Биганен Бам Хум Пхат.»

Мантра устраняет агрессивные энергии, гнев и невежество. Освобождает разум от информационного мусора, штампов и стереотипов.

Слушайте мантру Ваджракилайя:

Если дела не идут: мантра Ганеше

Если ваши дела не могут сдвинуться с мертвой точки, на помощь приходит божество с головой слоненка — Ганеша. Ганеша (Ганапати) — символ мудрости, успеха и удачи. Энергии Ганеши устраняют любое зло и препятствия с пути человека.

«Аум Вакратундайя Хум х2
Вакратундайя Дхимахи х2
Ганеша Аватара Намаха.»

Также мантра помогает в унынии духа и депрессивном состоянии. Она раскрепощает ум, проясняет ситуацию, вдохновляет на удачу. Ганеша — очень светлое и позитивное божество индуизма. Его очень любят в Индии. При просьбе к Ганеше по традиции поглаживают его хобот.

Как применять мантры для устранения негативных энергий с пути? Для этого вы должны четко определить, что именно вам мешает, и какая цель должна быть реализована. После этого вы обращаетесь в ней к определенным божествам и просите защиту.

Практиковать можно в любое время. Лучше петь мантры на рассвете. Сколько раз их нужно повторять? По традиции индуизма мантры произносят 108 раз, можно произносить 9 или 27 раз. Однако сила формулы увеличивается с каждым новым кругом прочтения. Поэтому священные формулы произносят множество раз. Некоторые мантры обретают силу после 1008 раз прочтения.

Лучше петь мантры, непосредственно обращаясь к божеству, то есть, к его изображению. Можно распечатать изображение на принтере и заламинировать — тогда картинка будет всегда целой и не помнется. В эзотерических магазинах можно приобрести статуэтку нужного божества, устроить мини-алтарь в доме.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Бодхисаттва Ваджрапани.


Ваджрапани (санскр . Vajrapāṇi ; яп . Конгосю; тиб . Чакна Дордже / phyag na rdo rje – пани на санскрите означает рука, ладонь. Букв . "Ладонью руки сжимающий, "держащий" (дхара ) ваджру ", "Держащий в руке ваджру") – бодхисаттва семейства Карма. Также Ваджрапани называют пятьсот божеств, которые, держа в руках алмазные посохи, окружают Будду Шакьямуни , охра­няя его от врагов и наказывая тех, кто "поносит Дхарму".
Бодхисаттва Ваджрапани представляет могущество всех Будд через эманацию будды Акшобхьи . Для практикующих Ваджрапани является гневным йидамом, символизирующим победу над всеми негативными проявлениями, разрушающий заблуждения и защищающий высшую Дхарму. В ваджраяне Ваджрапани считается владыкой тайн, предводителем держателей видьямантр и охранителем тантр . Ваджрапани обладает присущей всем буддам великой магической силой Хранить Тайные Доктрины Пути, он собрал все тайные основы, всевозможные учения, которые дал Ваджрадхара , обладающий точным знанием предрасположенностей практикующих, их интересов и возможностей.
Бодхисаттва Ваджрапани также является хранителем всех учений исцеления. В прошлом Ваджрапани был богом Индрой и не был знаком со страданиями, которые испытывают живые существа, а когда он испытал серьёзную физическую болезнь из-за своих собственных гордости и высокомерия, у него пробудилось сострадание ко всем живым существам, кто так же как и он, будучи подверженны влиянию трёх ядов, страдали и создавали причины для новых страданий. После этого Будда Шакьямуни доверил ему хранение всех секретных знаний по целительству, таким образом тесно связав его с Буддой Медицины , и Ваджрапани стали призывать для эффективного лечения серьёзных болезней, которые не поддаются никакому другому лечению.
Бодхисаттва Ваджрапани ведёт своё происхождение от индийского бога Индры ; часто изображается в ужасающем виде. В буддийских трудах выступает как Ваджрасаттва , Ваджрадхара , Самантабхадра и Трайлокьявиджая Видьяраджа. Символизирует адарша-джняна.
В традиции школы Сингон появляется как Ваджрапани или Ваджрасаттва: 1) как один из 4 главных бодхисаттв , окружающих Б удду Акшобхья в Ваджрадхату-мандале; 2) как основное божество в собрании Ная той же мандалы; 3) как основное божество в приделе Ваджрапани Гарбхакоша-мандалы; 4) как основное божество Внутреннего Семейства Махавайрочаны ; 5) как вторая фигура в линии передачи учения в школе Сингон. Воплощает исходную решимость обретения просветлённости. "Ваджрапани пребывает в лунном диске перед Вайрочаной и представляет бодхичитту всех Татхагат. Начальное пробуждение бодхичитты возникает от адхиштхана Ваджрасаттвы. Практикуют обет Самантабхадры и обретают уровень Татхагаты". (Т 19, 607с.).
Ваджрапани относится к Владыкам Трёх Просветлённых Семейств, символизирующих тело, речь и ум Просветлённых. С читаясь манифестацией Будды Акшобхьи , Ваджрапани символизируя ваджрный ум. Главным атрибутом Ваджрапани является ваджра, отсюда го имя переводится как "Держащий ваджру" (так-же используют эпитет "Гухьяпати").
Ваджрапани является хранителем Дхармы Будды, а также считающегося покровителем монгольских народов.
phyag na rdo rje [Ч"а-на До-рjе] Чакна Дордже / Ваджрапани.
phyag [ч"ак] Чак – рука.
rdo rje [до-рjе] Дордже / ваджра.

Мантра бодхисаттвы Ваджрапани.

Семенной слог.

Siddhāṃ:


Tibetan-Uchen:


Транслитерация.
O ṃ vajrapa ṇ i hū ṃ Ом Ввджрапани Хум

Siddhāṃ:

Tibetan-Uchen:


Транслитерация. hū ṃ

МАНТРА ВАДЖРАПАНИ Среди бодхисаттв особое место занимает Ваджрапани (санскр. Vajrapāṇi, тиб. phyag na rdo rje Чанна Дордже) - гневный бодхисаттва, олицетворяющий активное сочувствие и силу, устраняющую препятствия, заблуждения на пути к Просветлению, защитник-охранитель и символ могущества. Его имя буквально означает "Держащий в руке ваджру (vajra - "алмаз", "молния", символ нерушимости). Для йогов Ваджрапани представляет способ преисполнения твёрдой решимости и символизирует неослабевающую эффективность в покорении невежества. Бодхисаттва Ваджрапани также является хранителем всех учений исцеления. По легенде, в прошлом Ваджрапани был богом Индрой и не был знаком со страданиями, которые испытывают живые существа, но когда он сам испытал серьёзную физическую болезнь из-за своих собственных гордости и высокомерия, у него пробудилось сострадание ко всем живым существам, которые, также, как и он, будучи подверженны влиянию трёх ядов, страдали и создавали причины для новых страданий. После этого Будда Шакьямуни доверил ему хранение всех секретных знаний по целительству, таким образом тесно связав его с Буддой Медицины, и Ваджрапани стали призывать для эффективного лечения серьёзных болезней, которые не поддаются никакому другому лечению. В “Ваджравидарана-нама-дхарани” говорится, что стражи четырех сторон света обратились к Будде со словами о том, что зло в мире одолевает добро, и Просветленный попросил Ваджрапани придумать средство для защиты чистых духом. Тогда бодхисаттва и принял свою гневную форму. Вместе с Авалокитешварой и Манджушри он образует основную триаду – Милосердие, Мудрость и Силу. Его изображают тёмно-синего цвета, стоит с широко расставленными ногами на солнечном диске в ореоле бушующего пламени, которое представляет преобразующую силу Пробуждения и мудрости. Ваджрапани увенчан пятиконечной короной из черепов (символизирующих пять Мудростей Будды), желто-красные волосы стоят дыбом, во лбу – око мудрости, выражение лица свирепое. В вытянутой правой руке он держит ваджру, обозначающую его способность рассекать тьму заблуждения, в левой – лассо или петлю для ловли демонов. Он украшен различными драгоценностями, золотыми и костяными украшениями, на руках и ногах браслеты из извивающихся змей-нагов, на нём передник из шкуры тигра. У Ваджрапани гневный облик, но он олицетворяет просветленный ум, а потому совершенно свободен от злобы. Мантра Ваджрапани и её значение: Оṃ Vajrapāṇi Hūṃ ОМ ВАДЖРАПАНИ ХУМ Мантра Ваджрапани представляет комбинацию имени бодхисаттвы между двумя биджа слогами "ОМ" и "ХУМ". Помогает получить доступ к той неотразимой энергии просветленного ума, качествам, которые олицетворяет Ваджрапани. Начитывание мантры бодхисаттвы Ваджрапани с искренними благими намерениями способствует преодолению различных недомоганий, заблуждений, приносит уверенность в своих силах, твёрдую поддержку в любых начинаниях, решительность, целеустремленность, увеличивает силы и возможности человека. В некоторых традициях мантра используется в практике целительства.