Гигиена нервной системы. Гигиена учебно-воспитательного процесса

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Физиология нервной системы

5. Защитная роль торможения

6. Гигиена физического труда

7. Гигиена умственного труда

8. Режим дня

9. Физиология труда

Заключение

нервный система мозг рефлекторный

Введение

Нервная система человека функционирует непрерывно и днем и ночью. Согласованная деятельность систем органов совершается под постоянным воздействием нервных влияний. При любом рефлексе возбуждение проводится в кору больших полушарий. Многочисленные рефлексы, безусловные и условные, все время обеспечивают взаимодействие нашего организма с окружающей средой. Различение раздражений, воспринимаемых разными рецепторами, осуществляется в коре головного мозга. Сложные нервные процессы, протекающие в головном мозге человека, - это основа его сознательной деятельности, проявляющейся во всех сторонах жизни общества. Любая работа человека - на производстве, в различных областях науки, культуры, искусства, занятия в школе и других учебных заведениях - связана с разнообразными проявлениями высшей деятельности, начиная от простейших условных рефлексов и кончая сложнейшими мыслительными процессами. Поэтому при любом виде деятельности человека утомление развивается, прежде всего в его центральной нервной системе.

Нормальная деятельность организма зависит в большой степени от состояния ЦНС и особенно головного мозга. Вот почему переутомление ЦНС влечет за собой расстройство ряда жизненных функций организма, ведет к резкому уменьшению или даже потери работоспособности.

1. Физиология нервной системы

Нервная система подразделяется на центральную и периферическую части. Центральная часть составляет головной и спинной мозг, периферические - нервы и нервные узлы.

Нервы - скопления длинных отростков нервных клеток, покрытых оболочкой. Нервы, состоящие из аксонов двигательных нейронов, называются двигательными нервами. Чувствительные нервы состоят из дендритов чувствительных нейронов. Большинство нервов содержат и аксоны и дендриты. Такие нервы называются смешанными. По ним импульсы идут в двух направлениях- к центральной нервной системе и от нее к органам.

Разделение нервной системы на центральную и периферическую во многом условно, так как функционирует нервная система как единое целое.

2. Основные свойства нервной системы

Нервная система имеет ряд специфических свойств:

Раздражимость

Нейроны, как и все живые клетки, обладают раздражимостью-способностью под влиянием факторов внешней и внутренней среды, так называемых раздражителей, переходить из состояния покоя в состояние активности. Естественным раздражителем нейрона является нервный импульс.

Возбудимость - способность быстро ответить на действие раздражителя возбуждением.

Торможение - результатом, которого является ослабление или подавление возбуждения. Торможение участвует в осуществлении любого рефлекторного акта.

Взаимодействие процессов возбуждения и торможения обеспечивает всю сложную деятельность нервной системы и согласованную деятельность всех органов человеческого тела. На воздействия из внешней и внутренней среды организм реагирует как единое целое. Объединение деятельности различных систем организма как единое целое (интеграция) и согласование взаимодействие, ведущее к приспособлению организма к различным условиям среды (координация), связаны с деятельностью ЦНС.

Импульсы возбуждения, возникающие при раздражении того или иного рецептора, поступая в ЦНС, распространяются на соседние ее участки. Это распространение возбуждения в центральной нервной системе называют иррадиацией. Иррадиация тем шире, чем сильнее и длительное нанесенное раздражение.

В естественных условиях, несмотря на широкие возможности иррадиировать по ЦНС, возбуждение фактически распространяется в определенных пределах, что делает возможным осуществление координированных рефлекторных реакций.

В процессе дифференцирования раздражителей торможение ограничивает иррадиацию возбуждения. В результате возбуждение концентрируется в определенных группах нейронов. Теперь вокруг возбужденных нейронов возбудимость падает, и они приходят в состояние торможения. Это явление одновременной, отрицательной индукции. Концентрацию внимания можно рассматривать как ослабление иррадиации и усиление индукции.

В нейронах, которые были возбуждены, после возбуждения возникает торможение, и наоборот, после торможения в тех же нейронах возникает возбуждение. Это последовательная индукция.

3. Роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции

Основной формой деятельности нервной системы является рефлекс - ответ на раздражение при участии ЦНС. Рефлекторная дуга начинается с рецепторов. Они воспринимают внешнее раздражение и преобразуют его в систему нервных импульсов. Рефлекс происходит, когда все звенья рефлекторной дуги возбуждены. Если хоть в одном звене развивается торможение и нет обходных путей, рефлекс проявляться не будет.

В рефлекторной деятельности различают прямые связи, идущие от мозга к органам и вызывающие их работу, и обратные связи, информирующие мозг о достигнутых результатах.

4. Вегетативная нервная система

Автономный (вегетативный) отдел нервной системы включает центральную и периферическую части. Возбуждение из центральной части головного и спинного мозга, поступая сначала в нервные узлы на периферии, перерабатывается нейронами узла и только после этого идет от них к органам.

В автономном отделе нервной системы различают два подотдела: симпатический и парасимпатический. Симпатический подотдел активизируется при напряженной деятельности (система аварийной ситуации), парасимпатический - при переходе от работы к покою (система отбоя).

Однако обе системы всегда действуют согласованно и обеспечивают наиболее благоприятный режим работы применительно к разным условиям.

5. Защитная роль торможения

Развитие утомления в центральной нервной системе в значительной мере задерживает процессами торможения, постоянно протекающими в ней.

Торможение - это одно из защитных приспособлений организма. Оно предупреждает быстрое нарастание утомления в ЦНС.

Возникновение сильного возбуждения в каком-либо участке ЦНС влечет за собой развитие торможения и в других ее участках. Через заторможенные участки возбуждение не проходит, и за это время они восстанавливают свою работоспособность.

Но если человек не соблюдает правил гигиены, то торможение в ЦНС может принести ему и вред. Например, некоторые люди во время еды разговаривают, читают. Эти посторонние раздражители вызывают торможение безусловных и условных пищевых рефлексов. Тогда отделение пищеварительных соков ослабевает, волнообразные сокращения пищевода и кишок становятся вялыми. Все это сильно нарушает процессы пищеварения.

6. Гигиена физического труда

Физический труд обычно связан с продолжительной работой одних и тех же групп мышц. Поэтому определенные участки ЦНС, регулирующие деятельность этих мышц, подолгу находятся в состоянии возбуждения. С течением времени в них начинает развиваться утомление. Чтобы избежать чрезмерно быстрого утомления, полезно во время перерывов в работе проводить производственную гимнастику. При ее выполнении основная нагрузка переносится на те мышцы, которые мало учувствуют в труде, что ведет к возбуждению новых участков мозга. В тех его частях, которые были возбуждены во время работы, развивается торможение. За это время они восстанавливают свою работоспособность.

7. Гигиена умственного труда

Умственный труд связан с деятельностью огромного количества нейронов коры, которые участвуют в сложнейших процессах, обуславливающих мышление. Продолжительная умственная работу вызывает нарастание утомления в ЦНС. Торможение в ней начинает преобладать над возбуждением. При умственном труде возбужденным участкам ЦНС необходим отдых. Хорошим средством такого отдыха служит гимнастика или другая физическая нагрузка во время перерывов в работе.

Чередование физического и умственного труда имеет первостепенное значение в защите центральной нервной системы человека от нарастания утомления.

8. Режим дня

Чтобы предотвратить чрезмерно быстрое развитие утомления в ЦНС, важно соблюдать режим дня - точный ежедневный распорядок труда и отдыха, приема пищи, сна. В течение дня, чередуя умственный труд с теми или иными видами физического труда и с отдыхом, надо отводить каждому из них раз навсегда установленные часы.

При строгом соблюдении режима дня у человека образуется много различных условных рефлексов на время. Это создает определенный ритм в жизни организма.

Поэтому у людей, строго соблюдающих распорядок дня, функции различных систем органов легко перестраиваются, когда человек переходит от одних видов повседневной деятельности к другим. Это предотвращает быстрое развитие утомления нервной системы.

9. Физиология труда

Физиология труда - наука, разработавшая ряд мер, предупреждающих перегрузку нервной системы.

Различные посторонние раздражители вызывают торможение условных рефлексов, связаных с трудовой деятельностью. Поэтому при работе важно избегать каких бы то ни было посторонних раздражителей.

Рационализация труда, установление режима дня, чередование физического труда с умственным, правильная организация отдыха - все эти вопросы разрабатываются физиологией труда, которая играет очень важную роль в создании условий, препятствующих переутомлению нервной системы трудящихся.

10. Влияние на нервную систему спиртных напитков и курения

Алкоголь и никотин - очень ядовитые вещества. Наиболее сильное действие они оказывают на центральную нервную систему. Распространенное мнение, будто спиртные напитки бодрят человека, повышают его жизнедеятельность, неверно.

Алкоголизм вызывает тяжелые непоправимые поражения центральной нервной системы. У алкоголиков расстраивается высшая нервная деятельность, постепенно слабеют умственные способности. В конце концов наступает полная потеря человеческого отдыха.

Очень вредно влияет на нервную систему людей никотин. Он настолько ядовит, что впрыскивание в кровь нескольких его капель смертельно для крупных млекопитающих животных. Подобно алкоголю, никотин особенно сильно действует на центральную нервную систему. Курящие люди становятся раздражительными, память их постепенно слабеет, так как ухудшается снабжение мозга кровью, руки начинают дрожать. Курение нередко становится причиной преждевременной смерти человека из-за спазмов мозговых сосудов.

Заключение

Гигиена нервной системы - это комплекс норм, условий и требований, которые мы должны осуществлять с тем, чтобы данная система функционировала оптимально.

Она включает:

1. Соблюдение всех правил психогигиены;

2. Учет порога чувствительности рецепторов;

3. Правильная регламентация физических нагрузок;

4. Учтет влияний факторов внешней среды;

5. Соблюдение режима дня;

6. Закаливание, занятие физической культурой и спортом;

7. Предупреждение вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

Список используемой литературы

1. Учебник (8 класс): "Человек. Анатомия. Физиология. Гигиена" А. М. Цузмер, О. Л. Петришена.

2. Учебник (8 класс): "Биология" А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш.

3. Гигиена нервной системы.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Регуляция функций организма, согласованная деятельность органов и систем, связь организма с внешней средой как основные функции деятельности нервной системы. Свойства нервной ткани - возбудимость и проводимость. Строение головного мозга и его зоны.

    реферат , добавлен 04.06.2010

    Роль центральной нервной системы в интегративной, приспособительной деятельности организма. Нейрон как структурная и функциональная единица ЦНС. Рефлекторный принцип регуляции функций. Нервные центры и их свойства. Изучение видов центрального торможения.

    презентация , добавлен 30.04.2014

    Гигиена нервной системы. Гигиена учебно-воспитательного процесса. Физиолого-гигиенические обоснования режима дня в дошкольных учреждениях. Гигиена зрения. Освещение. Гигиеническая организация внешней среды. Участок, здание, помещение. Оборудование.

    реферат , добавлен 09.10.2008

    Особенности состояния высшей нервной деятельности. Получение материалов, характеризующих особенности высшей нервной деятельности, их изменения в связи с заболеванием туберкулезом. Воздействие на центральную нервную регуляцию физиологических функций.

    реферат , добавлен 21.09.2010

    Основные вопросы физиологии центральной нервной системы и высшей нервной деятельности в научном плане. Роль механизмов работы мозга, лежащих в основе поведения. Значение знаний по анатомии и физиологии ЦНС для практических психологов, врачей и педагогов.

    реферат , добавлен 05.10.2010

    Гистологическая классификация опухолей и опухолевидных поражений центральной нервной системы. Особенности диагностики, анамнеза. Данные лабораторных и функциональных исследований. Основные методы лечения опухолей головного мозга. Суть лучевой терапии.

    реферат , добавлен 08.04.2012

    Реакции организма на изменение различных условий внутренней и внешней среды. Строение центральной нервной системы. Отделы головного мозга. Болезни нервной системы. Проведение нервных возбуждений. Связь между чувствительными и двигательными нейронами.

    презентация , добавлен 04.04.2016

    Основные функции центральной нервной системы. Структура и функция нейронов. Синапс как место контакта двух нейронов. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Сущность рефлекторной дуги и ее схема. Физиологические свойства нервных центров.

    реферат , добавлен 23.06.2010

    Изучение связей между электрофизиологическими и клинико-анатомическими процессами живого организма. Электрокардиография как диагностический метод оценки состояния сердечной мышцы. Регистрация и анализ электрическй активности центральной нервной системы.

    презентация , добавлен 08.05.2014

    Методы исследования функции центральной нервной системы. Рефлексы человека, имеющие клиническое значение. Рефлекторный тонус скелетных мышц (опыт Бронджиста). Влияние лабиринтов на тонус мускулатуры. Роль отделов ЦНС в формировании мышечного тонуса.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Физиология и школьная гигиена

1. Гигиена нервной системы. Гигиена учебно-воспитательного процесса. Физиолого-гигиенические обоснования режима дня в дошкольных учреждениях.


Нервная система, основными функциями которой являются быстрая, точная передача информации и её интеграция, обеспечивает взаимосвязь между органами и системами органов, функционирование организма как единого целого, его взаимодействие с внешней средой. Она регулирует и координирует деятельность различных органов, приспосабливает деятельность всего организма как целостной системы к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. С помощью нервной системы осуществляется приём и анализ разнообразных сигналов из окружающей среды и внутренних органов, формируются ответные реакции на эти сигналы. С деятельностью высших отделов нервной системы связано осуществление психических функций – осознание сигналов окружающего мира, их запоминание, принятие решения и организация целенаправленного поведения, абстрактное мышление и речь.

Врожденные свойства нервной системы не являются неизменными. Они могут в той или иной мере меняться под влиянием воспитания в силу пластичности нервной системы. Тип высшей нервной деятельности складывается из взаимодействия унаследованных свойств нервной системы и влияний, которые испытывает индивидуум в процессе жизни.

Пластичность нервной системы И. П. Павлов называл важнейшим педагогическим фактором. Сила, подвижность нервных процессов поддаются тренировке, и дети неуравновешенного типа под влиянием воспитания могут приобрести черты, сближающие их с представителями уравновешенного типа. Длительное перенапряжение тормозного процесса у детей слабого типа может привести к «срыву» высшей нервной деятельности, возникновению неврозов. Такие дети с трудом привыкают к новому режиму работы и нуждаются в специальном внимании.

Выработка у ребенка внутреннего торможения является важным фактором воспитания. На первом году жизни целесообразно воспитывать торможение, привлекая мимику и жесты, характеризующие отрицательное отношение взрослых, или раздражители, отвлекающие внимание ребенка, т. е. являющиеся внешним тормозом. Для правильного развития ребенка первого года жизни очень важным является строгий режим - определенная последовательность чередования сна, бодрствования, кормления, прогулок. Это определяется значимостью в этом возрасте стереотипа интероцептивных условных рефлексов. К концу первого года важное значение приобретают комплексы внешних экстероцептивных раздражителей, характеризующих ситуацию в целом. Одним из важных компонентов комплекса раздражителей становится слово.

Первые признаки развития второй сигнальной системы проявляются у ребенка во второй половине первого года жизни. В процессе развития ребенка сенсорные механизмы речи, определяющие возможность восприятия слова, формируются раньше, чем моторные, с которыми связано умение говорить. Период становления функции особенно чувствителен к формирующим воздействиям, поэтому говорить с ребенком нужно с первых дней его жизни.

Ухаживая за ребенком, надо называть все свои действия, называть окружающие предметы. Это очень важно, так как для формирования связей второй сигнальной системы необходимо сочетать словесное обозначение предметов, явлений, окружающих людей с их конкретным образом - сочетать раздражения первосигнальные с раздражителями второсигнальными.

К концу первого года жизни слово становится значимым раздражителем. Однако в этот период реакция детей на слово не имеет самостоятельного значения, она определяется комплексом раздражений, и только позднее слово приобретает значение самостоятельного сигнала. На протяжении первого года жизни происходит активная тренировка ребенка в произношении сначала отдельных звуков, затем слогов и наконец слов.

Становление речевой функции требует определенной зрелости периферического аппарата - языка, мышц гортани, губ, их согласованной деятельности.

Механизм воспроизведения речи связан со сложной координированной работой нервных центров коры, становлением определенных связей речевых центров с моторными зонами. Показана тесная связь речевой функции с двигательной активностью, в особенности с тонкокоординированными движениями пальцев рук. Развивая тонкокоординированные действия, можно ускорить формирование речевых навыков.

Речь ребенка особенно интенсивно развивается в возрасте от 1 до 3 лет. В этом возрасте поведение ребенка характеризуется выраженной исследовательской деятельностью. Ребенок тянется к каждому предмету, ощупывает, заглядывает внутрь, пробует поднять, берет в рот. В этом возрасте легко возникают травмы в силу любознательности, отсутствия опыта, растет частота острых инфекций в связи с расширением контактов ребенка с другими детьми и окружающей его средой.

Существенно меняется условно-рефлекторная деятельность детей этого возраста. На втором году жизни из обобщенного недифференцированного мира, окружающего ребенка, начинают вычленяться отдельные предметы как обособленные комплексы раздражений. Это становится возможным благодаря манипулированию с предметами.

Поэтому не следует ограничивать движения детей: пусть сами одеваются, умываются, едят. Благодаря действиям с предметами у детей начинает формироваться функция обобщения. Широкое пользование предметами развивает у ребенка двигательный анализатор.

На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов (вычленение более быстрых и медленных раздражителей, больших или меньших в сравнении с другими).

Особое значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы экстероцептивных раздражений. В раннем детском возрасте динамические стереотипы имеют особенно важное значение. При недостаточной силе и подвижности нервных процессов стереотипы облегчают приспособление детей к окружающей среде, они являются основой формирования привычек и навыков.

Обращает на себя внимание большая прочность системы условных связей, выработанных у детей до 3 лет, и связанная с этим болезненность в связи с нарушением стереотипа: дети капризничают, плачут, если долго с ними задержаться в гостях; долго не засыпают, если их положили на новом месте. Для детей в возрасте до 3 лет выработка большого числа различных стереотипов не только не представляет трудностей, но каждый последующий стереотип вырабатывается все легче.

Однако изменение порядка следования раздражителей в одном стереотипе является крайне тяжелой задачей. Системы условных связей, выработанные в это время, сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека, поэтому формирование стереотипов, целесообразных для здоровья и имеющих воспитательное значение, особенно важно в этом возрасте.

На втором году начинается усиленное развитие речи, усвоение ребенком грамматического строя языка, при этом большая роль принадлежит подражательному рефлексу. Взрослый, общаясь с ребенком, должен особое внимание уделять правильности своей речи. На этом этапе развития овладение действиями с предметами оказывает решающее влияние и на формирование обобщения предметов словом, т. е. формирование второй сигнальной системы.

В процессе развития ребенка в выработке новых реакций все большее значение приобретает использование ранее образованных связей. Системы условных связей, выработанные в раннем и дошкольном возрасте (до 5 лет), особенно прочны и сохраняют свое значение в течение всей жизни. Этот факт имеет важное значение для педагогической практики. Воспитанные в этом возрасте привычки, навыки, возникшие на основе прочных условно-рефлекторных связей, во многом определяют поведение человека.

В дошкольном возрасте очень велика роль подражательного и игрового рефлекса. Дети копируют взрослых, их жесты, слова, манеры. К концу дошкольного периода происходят существенные перестройки во взаимодействии возбудительных и тормозных процессов. По мере развития коры больших полушарий снимается постепенно генерализация возбудительного процесса. Формируется и приобретает все большее значение внутреннее, условное торможение. Лучше вырабатываются дифференцировки, длительнее становятся периоды удержания торможения. Все это способствует более избирательному и адекватному реагированию ребенка на внешние воздействия. В этом возрасте усиливается обобщающая функция слова, возможность обобщать словом не только конкретные предметы, но и многие предметы внешнего мира, категории предметов.

Так, ребенок начинает понимать, что кукла, мишка, машинка - все это игрушки, а игрушки, мебель, посуда, одежда - вещи. В старшем дошкольном возрасте отражение действительности уже опирается на развитие сложных систем связей, включающих взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

К 6-7 годам улучшается реактивность на словесные стимулы. Изменяется характер взаимодействия первой и второй сигнальных систем. У 3-4-летних детей первая сигнальная система превалирует и оказывает тормозящее влияние на вторую. В 6-7 лет усиливающаяся активность второй сигнальной системы оказывает подавляющее влияние на первую сигнальную систему. Развитие второй сигнальной системы является одним из важных показателей готовности ребенка к школьному обучению.

Правильный режим дня - это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

Нарушение режима дня, так же как неправильные условия воспитания, неблагоприятный климат в семье, приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, отставание физического развития. В более старшем возрасте - раздражительность, неадекватные реакции, нервные тики, кишечные колики, лабильность температуры. Течение определяется влиянием окружающей среды, правильным воспитанием и обучением.

Профилактика: строго проводимый режим с самого раннего возраста, правильный педагогический подход к ребенку. Широкое использование оздоровительных мер воздействия воздушные и солнечные ванны, купание, хвойные и соленые ванны, обтирания, обливания, занятия физической культурой, максимальное пребывание на свежем воздухе, достаточный гигиенически полноценный ночной сон, дневной сон.

Целесообразно, особенно в подростковом возрасте, воздействие взрослых (родителей, воспитателей) своим личным авторитетом, постоянное подчеркивание отсутствия у ребенка какого-либо серьезного заболевания.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.

2. Гигиена зрения. Освещение.


Общую глазную заболеваемость, которая у детей и подростков городов выше, чем в сельской местности, принято подразделять на невоспалительные и воспалительные болезни. Распространенность невоспалительных болезней глаз существенно ниже, чем воспалительных. Среди последних наиболее часты конъюнктивиты, болезни век и слезных желез. С возрастом у детей и подростков увеличивается частота травм глаз.

К мерам профилактики заболеваний глаз дошкольников прежде всего относится строгое соблюдение правил личной гигиены: частое мытье рук с мылом, частая смена личных полотенец индивидуального пользования, наволочек, носовых платков. Существенное значение имеет и питание, степень его сбалансированности по содержанию пищевых веществ и особенно витаминов.

В случаях возможного непосредственного воздействия интенсивной ультрафиолетовой радиации или высоких уровней яркости от освещенных поверхностей обязательно использование специальных защитных очков.

Освещение помещений. Динамика работоспособности и зрительных функций оказывается в равных уровнях освещенности более благоприятной при люминесцентном освещении, нежели при освещении лампами накаливания. Освещение учебных помещений наиболее благоприятно влияет на зрительные функции и работоспособность тогда, когда оно равномерно рассеянно. Неравномерное естественное и искусственное освещение отрицательно влияет на зрительные функции и снижает работоспособность детей.

Окраска помещения, мебели и оборудования в светлые теплые тона при одной и той же мощности источников света намного повышает уровень освещенности помещений и уже этим оказывает положительное влияние на зрительные функции и работоспособность.

Вместе с тем резкий солнечный свет и длительная инсоляция неблагоприятно сказываются на состоянии зрительных функций и на работоспособности учащихся. Яркий слепящий солнечный свет снижает эффективность занятий. Такие неблагоприятные световые условия создаются в случае неправильной ориентации окон учебных помещений по сторонам света и при отсутствии каких-либо солнцезащитных приспособлений, особенно при чрезмерно увеличенной светонесущей поверхности окон (при применении ленточного остекления) .

Естественное освещение комнат, учебных кабинетов и других основных помещений считается достаточным, когда коэффициент_естественной освещенности на наиболее удаленном от окна месте достигает 1,75-2%.

Коэффициент естественной освещенности - величина постоянная, не меняющаяся от времени года и погоды, он представляет выраженное в процентах отношение освещенности (в люксах) в данное время в помещении к освещенности в то же время на открытом месте вблизи здания при рассеянном свете. Максимальным уровнем естественной освещенности считается 2000лк. Более высокие уровни естественной освещенности неблагоприятно сказываются на зрительных функциях и работоспособности человека

Для классных комнат, кабинетов во всех климатических зонах оптимальной является ориентация окон на восток, юго-восток. В условиях оптимальной ориентации окон помещения достаточно инсолируются, в то же время воздух в них не перегревается. В случаях ориентации окон учебных комнат на запад и юго-запад в помещениях в весенние и осенние месяцы, благодаря глубокому проникновению солнечных лучей и длительной инсоляции, создаются дискомфортыые условия микроклимата и зрительной работы детей. Наблюдается напряжение терморегуляторных процессов, снижение остроты зрения вследствие большой слепимости потока солнечных лучей, резко падает работоспособность. Тем более нежелательна ориентация на запад окон спальных комнат.

3. Гигиеническая организация внешней среды. Участок, здание, помещение. Оборудование. Воздушная среда. Водоснабжение.


Здание размещают на участке с соблюдением установленных разрывов между соседними зданиями с тем, чтобы высокие строения не заслоняли света и не препятствовали инсоляции помещений. Высокие деревья также не должны находиться ближе 10 м от здания, чтобы не загораживать кронами окна. Каждую весну ветки больших деревьев подрезают. Основной поток света в учебных помещениях должен предусматриваться только с левой стороны от учащихся. Допускается устраивать дополнительные светопроемы справа и сзади от учащихся, а также обеспечивать поступление дополнительного верхнего света.

Во время учебных занятий яркий свет не должен слепить глаза, поэтому световые проемы в стене, на которой расположена классная доска, не допускаются. Стены учебных помещений и спален окрашивают клеевыми красками светлых теплых тонов, максимально отражающих свет. Более всего (до 80 - 90%) отражают свет поверхности, покрашенные белой, светло-желтой (60%), светло-зеленой (46%) красками. Потолки белятся, а стены окрашиваются светлой краской.

Необходимо обращать внимание на чистоту оконных стекол, так как при запыленных стеклах может задерживаться до 30-40% световых лучей. Не допускается также закрашивать нижние секции окон краской, вешать занавеси и шторы при обычной форме окон, расставлять на подоконниках цветы. Рекомендуется устраивать переносные цветочницы, в которые ставят цветы, однако высота их в этом случае должна быть ограниченной.

Снижение уровней «школьного» шума и неблагоприятного воздействия на детей достигается проведением ряда комплексных мероприятий: строительных, архитектурных, технических и организационных.

Участок дошкольных учреждений и общеобразовательных школ, ограждают по всему периметру живой изгородью высотой не менее 1,2 м. Ширина зеленой зоны со стороны улицы не менее 6 м. Целесообразна вдоль этой полосы, на расстоянии не менее 10 м от здания, посадка деревьев, кроны которых задерживают распространение шума.

Большое влияние на величину звукоизоляции оказывает плотность, с какой закрыты двери. Если они плохо закрыты (щели 3-5 см), в притворе дверей двух смежных помещений звукоизоляция снижается на 5-7 дБА

Важное значение в снижении «школьного» шума имеет гигиенически правильное размещение учебных помещений в здании школы, детсада. Вспомогательные помещения располагаются на первом этаже здания, в отдельном крыле или в пристройке, т е. за пределами габаритов здания.

Гигиеной зрения и слуха учащихся и учителей диктуются размеры учебных помещений, длина (размер от доски до противоположной стены) и глубина классных комнат. Длина классной комнаты не более 8 м обеспечивает учащимся, обладающим нормальной остротой зрения и слуха, но сидящим на последних партах, четкое восприятие речи учителя и ясное различие написанного на доске.

Гигиеническое значение воздушной среды в помещении. Чистота воздуха и его физико-химические свойства имеют огромное значение для здоровья и работоспособности детей и подростков.

Пребывание детей в запыленном, плохо проветриваемом помещении является причиной не только ухудшения функционального состояния организма, но и многих заболеваний. Известно, что в закрытых, плохо проветриваемых и аэрируемых помещениях одновременно с повышением температуры воздуха резко ухудшаются его физико-химические свойства. Для организма человека небезразлично содержание в воздухе положительных и отрицательных ионов. В атмосферном воздухе количество положительных и отрицательных ионов почти одинаково, легкие ионы значительно преобладают над тяжелыми.

Исследования показали, что на человека благоприятно влияют легкие и отрицательные ионы, а число их в рабочих помещениях постепенно уменьшается. Начинают преобладать положительные и тяжелые ионы, которые угнетают жизнедеятельность человека.

В школах перед уроками в 1 см3 воздуха содержится около 467 легких и 10 тыс. тяжелых ионов, а в конце учебного дня количество первых снижается до 220, а вторых увеличивается до 24 тыс.

Благотворное физиологическое действие отрицательных аэроионов явилось основанием к применению искусственной ионизации воздуха закрытых помещении детских учреждении, спортивных залов. Сеансы непродолжительного (10 мин) пребывания в помещении, где в 1 см3 воздуха содержится 450-500 тыс. легких ионов, продуцируемых специальным азроионизатором, не только положительно сказываются на работоспособности, но и оказывают закаливающее влияние.

Параллельно с ухудшением ионного состава, повышением температуры и влажности воздуха в классных помещениях увеличивается концентрация углекислоты, скапливаются аммиак и различные органические вещества. Ухудшение физико-химических свойств воздуха, особенно в помещениях со сниженной высотой, влечет за собой существенное ухудшение работоспособности кле ток коры головного мозга человека.

От начала к концу занятий возрастает запыленность воздуха и его бактериальная загрязненность, особенно если к началу занятий были плохо проведены уборка помещений влажным способом и проветривание. Количество колоний микроорганизмов в 1 м3 воздуха в таких условиях к концу занятий возрастает в 6-7 раз, вместе с безвредной микрофлорой в нем содержится и патогенная.

При высоте помещений в 3,5 м требуется не менее 1,43 м2 на одного учащегося. Снижение высоты учебных и жилых помещений требует увеличения площади на одного учащегося. При высоте помещения 3 м на одного учащегося необходимо минимум 1,7 м2, а при высоте 2,5 м - 2,2 м2.

Поскольку при физических занятиях количество выделяемой детьми углекислоты возрастает в 2-3 раза, необходимый объем воздуха, который нужно обеспечить в физкультурном зале, соответственно возрастает до 10-15 м3. Соответственно увеличивается и площадь на одного учащегося.

Физиологическая потребность детей в чистом воздухе обеспечивается устройством системы центральной вытяжной вентиляции и форточек или фрамуг. Поступление воздуха в помещение и его смена происходят и естественным путем. Обмен воздуха происходит через поры строительного материала, щели в рамах окон, в дверях благодаря разности температур и давления внутри помещения и снаружи. Однако обмен этот ограничен и недостаточен.

Устройство приточно-вытяжной искусственной вентиляции в детских учреждениях не оправдало себя. Поэтому получило распространение устройство центральной вытяжной вентиляции с широкой аэрацией - притоком атмосферного воздуха.

Открывающаяся часть окон (фрамуги, форточки) в каждом помещений по своей общей площади должна составлять не менее 1.50 (лучше 1.30) площади пола. Более целесообразны для проветривания фрамуги, так как площадь их больше и наружный воздух поступает через них вверх, что обеспечивает эффективный воздухообмен в помещении. Сквозное проветривание эффективнее обычного в 5-10 раз. При сквозном проветривании резко уменьшается и содержание микроорганизмов в воздухе помещений.

Действующими нормами и правилами предусматривается естественная вытяжная вентиляция в размере однократного обмена в 1 ч. Предполагается, что остальной объем воздуха удаляется через рекреационные помещения с последующей вытяжкой.

Температура, влажность и скорость движения воздуха (охлаждающая сила) в учебном помещении характеризуют его микроклимат. Значение оптимального микроклимата на состояние здоровья и работоспособности детей и воспитателей не меньше, чем других параметров санитарного состояния и содержания помещении дошкольного учреждения.

В связи с повышением температуры наружного воздуха и воздуха в помещении у детей замечено снижение работоспособности. В разные сезоны года у детей отмечаются своеобразные изменения внимания, памяти. Зависимость между колебаниями температуры наружного воздуха и работоспособностью детей отчасти послужила основанием к установлению сроков начала и окончания учебного года. Наилучшим временем для учебных занятий считается осень и зима.

Водоснабжение и водопользование. Качество воды водоисточников для детских учреждений подвергается систематической проверке санэпидслужбой. Выявляется, насколько вода соответствует требованиям действующего ГОСТа. Вода, пригодная для употребления (питья, приготовления пищи и т. д.), чиста и прозрачна, не имеет неприятного вкуса и запаха, не содержит микроорганизмов (возбудителей заразных болезней) и ядовитых примесей.

Расход воды на одно место установлен в школах - 20 л, в дошкольных учреждениях - 150-200 л.

Количество фонтанчиков в рекреационных помещениях устанавливается из расчета один фонтанчик в каждой рекреации. Конструкция этих устройств должна быть прочной, легкодоступной для пользования и не опасной в отношении травм.

Во всех случаях, когда фонтанчики отсутствуют или бездействуют, для питья должна быть заготовлена кипяченая вода. Хранить ее допускается в специальных эмалированных бачках. Крышки бачков плотно закрывают, запирают на замок и сверху покрывают чехлом из белой материи. После окончания занятий ежедневно остатки воды выливают, бачок промывают, ополаскивают горячей водой и в опрокинутом положении оставляют для просушки до утра следующего дня. Оставление воды в бачках от предыдущего дня запрещено.

Пользование для питья общей кружкой также запрещено, ибо представляет опасность в эпидемиологическом отношении. По этой причине около бачков ставят ящик с двумя отделениями или два подноса соответственно для чистых и использованных стаканов.

Возможно питьевую воду на столах в столовой хранить в графинах, которые также ежедневно ополаскиваются. В бачки и графины остуженную воду наливают непосредственно из кипятильника.

К обеспечению детей питьевой водой требуется подходить чрезвычайно строго, особенно при наличии шахтного колодца и доставки воды в учреждение ведрами.

4. Санитарно - гигиенические требования к продуктам питания, помещениям пищеблока и посуде. Личная гигиена персонала.


В основе профилактики пищевых отравлений в дошкольном учреждении лежит обеспечение и выполнение основных санитарно-гигиенических требований: доброкачественность продуктов и готовой пищи; соблюдение сроков реализации продуктов и готовой пищи, а также правил хранения продуктов, особенно скоропортящихся, чистота помещений кухни и столовой; строгое соблюдение технологии приготовления пищи; достаточное оборудование кухонным инвентарем и столовой посудой, отвечающей гигиеническим требованиям, знание санитарных требований и соблюдение правил личной гигиены поварским и обслуживающим персоналом столовой.

Раздача готовых блюд производится в соответствии с выработанными строгими санитарно-гигиеническими требованиями, нарушение которых может повлечь возникновение в дошкольном учреждении массовых желудочно-кишечных расстройств и пищевых отравлений. Пищевые отравления могут быть химического или бактериального происхождения. Пищевые отравления могут возникать вследствие употребления ядовитых продуктов: грибов, некоторых пород рыб, сорняков зерновых и т. д. Пищевые отравления бактериального происхождения обусловлены употреблением в пищу инфицированных продуктов (мясо, рыба, молочные продукты).

Все продукты доставляют в столовые дошкольных учреждений в специальной закрытой таре и пускают в производство только после освидетельствования их качества медицинским персоналом.

Строго соблюдаются сроки реализации скоропортящихся продуктов: мясо может храниться в холодильнике при температуре 0° не более 6 суток, а в леднике - 2 суток; сосиски и сардельки мясные, при условии правильного хранения, могут сохраняться не более 72 ч, рыба - 2 суток при хранении в холодильнике и 1 сутки при хранении со льдом, полуфабрикаты (сырые мясные и рыбные котлеты, вареное мясо или рыба) могут сохраняться не более 12 ч, мясной фарш - не более 6 ч (хранение при температуре +6°), заправленные мясные и рыбные салаты и винегреты (при хранении на холоде) подлежат реализации в течение 2 ч с момента изготовления. Полуфабрикаты и скоропортящиеся продукты можно завозить только в размере ежедневного потребления.

Овощи хранятся в специальной овощной кладовой или овощехранилище, при относительной влажности воздуха 85-90% и температуре от +1 до +3°С. Квашеную капусту необходимо хранить под гнетом, утрамбованной и покрытой рассолом при температуре не более +3°С.

Сухие продукты хранятся в кладовой, оборудованной полками, стеллажами или шкафами. Помещение кладовой должно быть сухим, хорошо проветриваемым. Предусматривается, чтобы нижняя поверхность шкафов, ларей, полок отстояла от пола не менее чем на 15 см.

Медицинские работники, а также воспитатели в своей повседневной работе с детьми большое место отводят воспитанию у них гигиенических навыков, в том числе и навыков, связанных с приемом пищи.

Детей приучают мыть руки перед едой, есть и пить из отдельной посуды, правильно пользоваться индивидуальными столовыми приборами, не торопясь, тщательно разжевывать пищу, полоскать рот после приема пищи, не пить сырую воду, очищать и обмывать перед употреблением сырые овощи и фрукты. Привитие детям этих гигиенических навыков, в том числе и навыков, связанных с приемом пищи, имеет существенное значение в профилактике глистных заражений и желудочно-кишечных заболеваний.

5. Выделительная система организма. Строение органов выделения. Нефронструктурная единица почек. Первичная и вторичная моча. Развитие мочевыделительной системы. Нервная и гуморальная регуляция мочевыделительной системы.


Образующиеся в результате обмена веществ продукты распада удаляются из организма с помощью почек. С помощью почек из организма удаляются вредные и ядовитые вещества, некоторые из них, принятые в виде лекарств. В систему мочевых органов входят почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. В почках происходит процесс мочеобразования (диурез).

Из почек моча по мочеточникам поступает в мочевой пузырь, служащий резервуаром для мочи, откуда по мочеиспускательному каналу моча выводится наружу. Почки представляют собой пару бобовидных образований длиной около 10 см, располагающихся в поясничной области по обе стороны от средней линии задней стенки брюшной полости, чуть ниже уровня желудка. Вес почки около 150 г.

Структурной единицей почки является нефрон, в почке находится большое количество нефронов. Нефрон состоит из нескольких частей. Начальным отделом каждого нефрона является капсула Шумлянского-Боумена, внутри которой находятся сосудистые клубочки. Капсула состоит из двух слоев - внутреннего и наружного.

Процесс мочеобразования проходит в нефронах в две стадии: первая - образование первичной мочи и вторая - образование вторичной, или конечной, мочи. Первая стадия - фильтрационная, протекающая в капсуле: первичная моча фильтруется из капилляров мальпигиева клубочка в полость капсулы, фильтрация осуществляется за счет разницы давления в сосудах и капсуле, кровь поступает по почечным артериям под большим давлением (давление в мальпигиевых клубочках равно 70-90 мм рт. ст.). Первичная моча представляет собой плазму крови, не содержащую форменных элементов крови и белка. Вторичной, или конечной, называется моча, выводимая из организма наружу. Конечная моча по своему составу отличается от первичной: в ней нет сахара, аминокислот, некоторых солей, однако резко повышена концентрация других веществ, например, мочевины т.е. веществ, подлежащих удалению из организма. Формирование конечной мочи происходит по мере прохождения фильтрата по выводящим канальцам.

Работа почек регулируется нервной системой: почки снабжены волокнами симпатической и парасимпатической вегетативной нервной системы. Центральная нервная система, в частности кора головного мозга, влияет на работу почек нейрогуморальным путем. В нормальных условиях через нервы поступают импульсы, которые изменяют деятельность почек, но одновременно импульсы поступают к гипофизу, вызывая изменение его внутрисекреторной деятельности, что в свою очередь сказывается на работе почек. Влияют на деятельность почек гормоны, которые выделяются железами внутренней секреции в кровь.

Интенсивность мочеобразования колеблется в течение суток: днем ее образуется больше, чем - ночью. При длительной физической нагрузке количество выделяемой мочи снижается. Мочеиспускание - рефлекторный акт. Центр мочеиспускания находится в крестцовом отделе спинного мозга, на его работу оказывает влияние кора головного мозга и высшие отделы мозга - продолговатый и средний мозг. Человек может задерживать мочеиспускание или вызвать его, даже если он заполнен не полностью.

У детей способность задерживать мочеиспускание вырабатывается постепенно. Непроизвольное мочеиспускание у детей старшего возраста и у взрослых, а также ночное недержание мочи свидетельствуют о заболевании центральной нервной системы.

Нарушение правил личной гигиены может приводить к воспалению у детей мочеиспускательного канала и мочевыводящих путей, которые высокоранимы, отличаются пониженной стойкостью и усиленным слущиванием эпителия. Необходимо приучить детей держать в чистоте наружные половые органы, обмывать их теплой водой с мылом утром и вечером перед сном. Для этих целей надо иметь специальное индивидуальное полотенце, стирать и обязательно кипятить его раз в неделю.

Профилактика острых и хронических заболеваний почек - это прежде всего предотвращение инфекционных заболеваний (скарлатины, отита, гнойных поражений кожи, дифтерии, кори и др.) и их осложнений.

6. Значение и строение кожи. Сосудистые и потоотделительные реакции кожи у детей. Гигиена кожи. Гигиенические требования к детской одежде и обуви.


Кожа является наружным покровом тела человека. Она несет защитную функцию, предохраняя организм от вредных воздействий внешней среды (от механических повреждений, проникновения микробов и вредных веществ). Кожа выполняет выделительную функцию: с потом выделяются вода, соли, продукты распада (мочевина и др.), сальные железы выделяют секрет (кожное сало), которым смазываются кожа и волосы. С помощью кожи осуществляется теплоотдача организма в окружающую среду (излучение, проведение тепла) с потом.

Кожа состоит из двух слоев: поверхностного - эпидермиса (надкожица) и глубокого - собственно кожи. Эпидермис многослоен, в его более глубоких слоях клетки способны размножаться - это так называемый ростковый слой эпидермиса. Поверхностные клетки эпидермиса постепенно ороговевают и слущиваются (роговой слой), эпидермис восстанавливается постоянно за счет росткового слоя клеток. Наиболее толстый слой эпидермиса на подошвах и ладонях.

Собственно кожа (или дерма) делится на два слоя: сосочковый и сетчатый. Сосочковый слой образует сосочки, вдающиеся в эпидермис, и определяет рисунок кожи (гребешки и борозды). Рисунок имеет строго индивидуальный характер.

Потовые железы располагаются в глубоком слое дермы и в подкожной клетчатке, имеют трубчатое строение. Выводной проток открывается на поверхности кожи порой.

В коже находится большое количество рецепторов: болевых, температурных (тепловые и холодовые) и тактильных. Кожа усеяна специальными рецепторами, воспринимающими прикосновение и давление (около 500 000), но они распределены неравномерно. Особенно много их на ладонях рук. Температурные колебания воспринимаются двумя видами рецепторов: одни возбуждаются холодом, другие - теплом. Всего их 280 000, из них 30 000 реагируют на тепло, а 250 000 - на холод.

Наиболее чувствительной к колебаниям температуры является кожа живота, а конечности - менее чувствительны к теплу, чем туловище. Открытые части тела менее чувствительны к холоду, чем прикрытые. Рецепторы, воспринимающие боль, разбросаны по всему телу.

Сохранить здоровье человек может только при здоровом образе жизни. Для того чтобы прожить долгую, полноценную жизнь, недостаточно родиться здоровым. Здоровье создается и поддерживается человеком на протяжении всей жизни. Важное место в этом процессе занимает соблюдение гигиенических правил и норм. Давайте рассмотрим основные из них.

Тело необходимо содержать в чистоте. Кожа, выполняя свои функции, выделяет на свою поверхность кожное сало, пот. Загрязняясь, она теряет многие свои функции, становится средой для размножения болезнетворных бактерий, появляется неприятный запах.

Умываться нужно проточной водой ежедневно утром и вечером. Тщательное мытье тела теплой водой губкой или мочалкой с мылом должно производиться не реже 1 раза в неделю.

Руки следует мыть несколько раз в день (после работы, туалета, перед едой). При мытье важно обращать внимание на подногтевые пространства, здесь сосредоточивается до 95% микроорганизмов, находящихся на коже рук, а также могут быть яйца глистов.

Ногти на руках и ногах следует стричь не реже 1 раза в неделю. Длинные ногти притупляют чувство осязания, под ними собирается грязь.

Ноги следует ежедневно мыть перед сном. Если они сильно потеют, надо пользоваться специальными средствами по уходу за кожей ног.

Внешность человека во многом зависит от состояния его волос. Регулярное мытье- основной способ ухода за волосами. Вода должна быть мягкой, намыливать волосы лучше мыльной пеной или шампунем. Сушить волосы лучше мягким полотенцем, частое использование фена приводит к пересушиванию и ломке волос.

Для улучшения роста волос их полезно время от времени подстригать. Расчески должны быть индивидуальными, содержаться в чистоте.

Гигиена одежды и обуви. Одежда должна быть подобрана по росту и размеру тела, соответствовать погоде.

Желательно, чтобы ткани, из которых сшита одежда, хорошо сохраняли тепло, были воздухопроницаемы, а для нательного белья и гигроскопичны. Этими свойствами обладают натуральные ткани. Одежду, сшитую из плотных синтетических тканей, лучше использовать в виде ветровок и плащей.

При загрязнении одежда теряет свои тепловые и гигроскопические свойства, становится местом, где собирается большое количество микробов. Поэтому одежду нужно систематически менять и стирать.

Важно, чтобы обувь подходила по размеру. Тесная обувь сдавливает стопу, приводит к ее деформации, нарушает кровообращение. Слишком свободная обувь мешает человеку нормально ходить, приводит к потертости ног. Повседневная обувь должна иметь небольшой каблук (1-1,5 см). Обувь без каблука способствует развитию плоскостопия. Вредна обувь и с очень высоким каблуком. В ней основная опора делается на пальцы, поэтому уменьшается устойчивость тела. Со временем пальцы деформируются.

Гигиена питания. Правильное питание - необходимое условие для нормальной жизнедеятельности организма, т. е. для здоровья.

В состав пищи должны входить питательные вещества растительного и животного происхождения, витамины, балластные вещества (клетчатка). Последние в нашем организме не перевариваются, но стимулируют моторику кишечника. Пища, съеденная с аппетитом, усваивается лучше. Пробуждает аппетит привлекательный вид, приятный вкус и запах пищи. Полезно в начале еды употреблять блюда, способствующие усиленному выделению пищеварительных соков. Это различные закуски (капуста, селедка, салат, винегрет).

Пища не должна быть слишком горячей. Употребление пищи, температура которой выше 50°С, может привести к хроническому воспалению слизистых оболочек пищевода и желудка. Нельзя злоупотреблять и специями (горчица, перец, уксус, лук, чеснок). Они также могут вызвать раздражение слизистых оболочек.

Вредно для пищеварительной системы сухоедение (питание бутербродами). Полноценное питание должно обязательно включать в меню горячие блюда: супы, каши и др. Питаться нужно в одно и то же время, т.е. соблюдать режим питания. Беспорядочное питание приводит к тому, что органы пищеварения оказываются неподготовленными к перевариванию пищи. Пища медленнее переваривается, а значит, и недостаточно полно усваивается организмом.

Питаться лучше 4 раза в день, распределяя потребление пищи следующим образом: завтрак - 25%, обед - 40%, полдник - 15%, ужин - 20%. Взрослые люди могут питаться 3 раза в день. Питание должно быть умеренным. Переедание отрицательно влияет на органы пищеварения, приводит к ожирению. Пищу следует тщательно пережевывать, тогда она лучше усваивается. Во время еды не следует отвлекаться, читать книгу, смотреть телевизор, слушать радио. Ужинать надо за 3-4 часа до сна. После каждого приема пищи требуе1ся ополоснуть рот, очистить зубы от остатков пищи.

Гигиена опорно-двигательного аппарата. Опорно-двигательный аппарат человека формируется до 20-25 лет. На его развитие влияет наследственность, качество питания и физические нагрузки. Для нормального роста костей и мышц человек должен получать полноценную пищу. Так, недостаток белка в питании ребенка в первые годы его жизни может привести к низкорослости. Отсутствие в пище кальция, фосфора приводит к развитию заболеваний: рахита, остеопороза. На развитие опорно-двигательного аппарата влияют и физические нагрузки: занятия физической культурой, спортом, физической работой.

Красота и здоровье нашего тела во многом зависят от его осанки. Осанка - привычное положение тела человека в покое и при движении. Правильная осанка обеспечивает нормальную работу внутренних органов (сердца, легких, желудка) и органов движения. Признаки неправильной осанки: сутулость, усиление естественного изгиба позвоночника в грудной или поясничной областях, боковое искривление позвоночника.

Следить за осанкой необходимо с детства, когда опорно-двигательный аппарат развивается. В этот период кости еще слабые, легко могут искривляться. Во время работы за столом нужно сидеть прямо, слегка наклонив туловище и голову. Расстояние между грудью и столом (партой) - ширина ладони, а от глаз до рабочего места - 30--35 см. Ноги должны упираться в пол или специальную подставку, локти лежать на столе.

При переносе тяжестей нагрузка на мышцы должна распределяться симметрично и быть посильной. Школьные учебники лучше носить в ранце, рюкзаке.

При нарушении осанки следует обратиться к врачу. Индивидуальный комплекс физических упражнений может исправить многие дефекты осанки.

На формирование осанки сильно влияет состояние стопы. В ряде случаев (неправильно подобранная обувь, длительное стояние и хождение, переноска больших тяжестей, избыточный вес) стопа теряет сводчатую форму, развивается плоскостопие. Люди с плоской стопой при ходьбе и стоянии быстро устают, возникают боли в стопе, голени.

Для предупреждения плоскостопия делают специальные упражнения, полезно летом ходить босиком, носить обувь на небольшом каблуке. При значительном плоскостопии применяют специальные стельки-супинаторы.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Здоровье человека во многом зависит от того, как снабжаются кровью органы нашего тела. Состав крови может показать, каково состояние организма. Для этого делается лабораторный анализ. Он показывает количество клеток крови, содержание гемоглобина, сахара, скорость оседания эритроцитов (СОЭ). Если СОЭ увеличена, значит, в организме идут какие-то воспалительные процессы (норма СОЭ для мужчин 2- 10 мм/ч, для женщин - 2-15 мм/ч). Уменьшение количества эритроцитов и гемоглобина в крови говорит о развитии малокровия (норма гемоглобина у мужчин - 130-160 г/л, у женщин - 120- 140 г/л).

Для предупреждения малокровия необходимы длительные прогулки на воздухе, полноценное питание, использование в пищу продуктов, содержащих железо и витамины (печень, яблоки, морковь, зелень).

Хорошее кровоснабжение органов зависит от работы сердца и состояния сосудов.

На состояние сердечно-сосудистой системы влияют физические нагрузки. При активной мышечной деятельности сердцу требуются дополнительный усилия. Нагрузки, близкие к предельным, и последующий отдых обеспечивают тренировочный эффект. Сердечная мышца становится толще, сердце крупнее. Тренированное сердце может выбрасывать за одно сокращение больше крови и выполнять больший обьем работы с меньшими энергетическими затратами. Малоподвижный образ жизни отрицательно влияет на сосуды, ослабляет сердце. При малейших нагрузках оно бьется учащенно и быстро утомляется.

Гигиена дыхания. Дыхательная система обеспечивает газообмен между организмом и окружающей средой. Его эффективность зависит от состояния дыхательной системы и состава вдыхаемого воздуха. Важный показатель развитости дыхательной системы - жизненная емкость легких. Это обьем выдохнутого воздуха после глубокого вдоха. Жизненная емкость зависит от возраста, пола, роста человека, а также от степени тренированности человека. Наибольшую жизненную емкость имеют спортсмены, прежде всего пловцы и гребцы. У здорового взрослого человека жизненная емкость 3-4 л воздуха, у спортсмена - 6-8 л.

Занятия спортом (гребля, катание на коньках, лыжах, плавание), дыхательной гимнастикой влияют на развитие дыхательной мускулатуры, увеличение выносливости, подвижности грудной клетки, эластичности легких.

Наиболее благоприятно для человека ритмичное (14-16 дыхательных движений в минуту) дыхание через нос, чистым сухим воздухом. Недопустимо табакокурение, употребление алкоголя и наркотиков.

Гигиена органов чувств. Органы чувств служат источником информации об окружающем нас мире. Достоверность и полноценность информации зависят от состояния этих органов.

В настоящее время органы зрения человека часто вынуждены работать с большим перенапряжением. Поэтому очень важно создать для глаз такую обстановку, чтобы она облегчала их работу.

Помещение, рабочее место должны быть правильно и достаточно освещены. Наилучшим является дневное освещение. Свет должен падать спереди и с левой стороны. Вечером необходимо пользоваться настольной лампой. Расстояние от глаз до книги должно быть не меньше 30-35 см. При длительной работе с книгой нужно через 30-40 минут устраивать 10-минутные перерывы.

В нашу жизнь прочно вошло телевидение. Оно оперативно предоставляет нам обширную информацию. Но злоупотреблять им не стоит. Длительный просмотр телевизионных программ вызывает перенапряжение нервной системы, ухудшает память, ослабляет внимание, снижает остроту зрения, способность различать цвета. Исходя из гигиенических норм время просмотра телевизора для старших школьников не должно превышать 1,5 часа в сутки.

Все больше и больше в учебе, на работе мы пользуемся компьютером. Чтобы избежать его негативного влияния на здоровье, важно правильно организовать свою работу. Расстояние до монитора должно быть 60-70 см, размер его экрана по диагонали должен быть не менее 31 см, экран должен бытье фильтром.

Отрицательно влияет на зрение чтение при плохом освещении, на ходу, в общественном транспорте. Неустойчивое положение книги быстро приводит к утомлению глаз.

В школьном возрасте может развиться дефект зрения, когда человек плохо видит удаленные предметы - это близорукость. В пожилом возрасте у людей развивается дальнозоркость. Это такое состояние, когда близко расположенные предметы видны нечетко, размыто. При первых признаках болезни необходимо обратиться к врачу, он выявит причины болезни и подберет очки.

Первым правилом гигиены органов слуха является содержание их в чистоте. Слуховой проход, в котором скапливается ушная сера, грязь следует промывать теплой водой или с помощью ватного тампона. Очищать слуховой проход твердыми предметами недопустимо. При некоторых заболеваниях может возникнуть воспаление среднего и внутреннего уха. При боли в ухе следует немедленно обратиться к врачу. Самолечение недопустимо, так как заболевание уха может привести к глухоте.

На слух отрицательно влияет сильный шум, в том числе очень громкая музыка на дискотеках и через наушники. Он утомляет нервную систему, снижает работоспособность человека, притупляет слух.

Гигиена нервной системы. Оптимальный режим дня, предотвращающий утомление нервной системы, должен предусматривать чередование умственного и физического труда. После школы следует сначала активно отдохнуть (заняться спортом, помочь родителям по дому).

Приступая к выполнению домашних заданий, важно помнить, что работоспособность человека в течение дня меняется, достигая наивысшей активности в периоды от 10-13 часов и до 16-20 часов. В работу следует включаться постепенно. Во время работы делать небольшие перерывы: 5-10 минут. Полезно во время перерыва встать, походить, сделать несколько простых физических упражнений.

Наиболее сложные задания желательно выполнять в периоды наибольшей активности.

После приготовления домашних заданий полезно погулять на свежем воздухе, заняться спортом, физической работой.

Во многом здоровье человека зависит от его душевного равновесия, его умения владеть собой, строить отношения с людьми, от психологического климата в семье и коллективе.

Важно с дегства научиться правильно общаться. Жить следует своими мыслями, но уважать чужое мнение, уметь выслушать возражения, понять позицию другого, поставить себя на его место, признать свои ошибки. Признание своих ошибок, их исправление - это не слабость, а признак силы и зрелости человека.

Важно также уметь сдерживать свои отрицательные эмоции, развивать в себе чувство самодисциплины.

Стресс - это общая реакция организма на воздействие сильных внешних или внутренних факторов. Резкая смена температуры может вызвать температурный стресс, принятие больших доз лекарств - лекарственный стресс, неординарное событие в жизни человека - эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс наиболее распространен. Начинается он с состояния тревоги. На этой стадии мобилизуются все защитные силы организма, в кровь выделяются гормоны, которые усиливают обмен веществ, активнее начинают работать все органы нашего организма. Организм противодействует стрессовому фактору и при благоприятных условиях справляется с негативной ситуацией. Если стресс продолжается долго, может наступить стадия истощения. Это приводит к развитию различных болезней.

В то же время стресс помогает нам преодолевать те сложные ситуации, в которые мы попадаем. Он - важное условие развития любой нормальной личности. Нужно охранять себя не от стресса, а от истощения, которое вызывается перенапряжением.

Хорошо снимает нервное напряжение быстрая ходьба, подвижные игры, успокаивающее действие оказывает на организм человека прослушивание мелодичной музыки, общение с близкими людьми или домашними животными.

Проверьте свои знания

  1. Что такое гигиена?
  2. Какие системы органов человека вы знаете?
  3. В чем заключается личная гигиена человека?
  4. Как правильно питаться?
  5. Что такое режим дня, как его соблюдать?
  6. Что такое осанка? В чем состоит роль правильной осанки?
  7. В чем сущность тренировочного эффекта?
  8. Как правильно дышать?
  9. Как сохранить остроту зрения?
  10. Что такое стресс?

Подумайте

Почему для сохранения здоровья необходимо соблюдать гигиенические требования?

Для сохранения здоровья человек должен вести здоровый образ жизни, соблюдать гигиенические правила и нормы.


Привычка - действие или система действий, к которым организм человека полностью адаптирован и которые стали естественным проявлением его жизнедеятельности.

У человека, впервые поступающего к определенного рода деятельности, происходит процесс адаптации к данной деятельности и условиям ее осуществления.

С точки зрения достигаемых результатов привычные действия могут быть полезными и вредными. Они еще бывают простыми и сложными. К сложным привычкам относятся: привычка ценить время, соблюдать четко распорядок дня, доводить начатое до конца. К простым привычкам относятся: привычка держать каждый необходимый предмет на своем месте, где его сразу можно найти и т.д.

Особенности действия на психику человека алкоголя и других наркотических веществ заключаются в следующем. В результате приема наркотического вещества возникает особое состояние психики - эйфория, для которого характерно приподнятое настроение, хорошее самочувствие, отключенность от тревог и забот, прилив ложной уверенности в себе, основанной на переоценке своих сил и возможностей.

Алкоголизм, как и любая другая наркомания (за исключением курения, которое вредно сказывается не столько на психике, сколько на состоянии различных органов и их систем), делает человека социально неполноценным, а нередко и опасным для общества, т.к. при этом заболевании полностью изменяется отношение человека, к окружающему, разрушается вся его потребностно-эмоциональная сфера, развивается слабохарактерность, недобросовестность, лживость, неспособность к умственным и физическим усилиям.

Особенностью алкоголизма является прогрессирование заболевания с усилением зависимости больного от приема наркотического вещества. Алкоголь оказывает на организм токсическое действие, поэтому первоначально прием алкоголя вызывает защитную реакцию организма: возникает тошнота, головокружение, головная боль и т.д.

Этиловый алкоголь (спирт) - продукт жизнедеятельности дрожжевых микроорганизмов, вырабатываемый ими в процессе брожения, - является наиболее известным и широко распространенным наркотическим веществом. Принятый внутрь, алкоголь быстро всасывается в желудке и тонком кишечнике и поступает в кровь.

Профилактика употребления алкоголя в подростково-юношеском возрасте может быть эффективной в случае, если в процессе воспитания у учащихся будут сформированы твердые антиалкогольные убеждения: о необходимости трезвого образа жизни и недопустимости даже эпизодического и в малых дозах употребления алкоголя, о безнравственности пьянства и алкоголизма.

Употребляющий алкоголь человек - субъективно и объективно плохой работник, т.к. он думает не столько о своих служебных обязанностях, сколько об очередном застолье: к нему сводятся все его мысли и разговоры, все его заботы, он не стремиться к повышению квалификации и достижению высоких показателей в труде. Пьющий человек наносит большой моральный вред обществу, являясь источником несчастных случаев в быту и на производстве, гибели людей, вызывая своими неосторожными или неумелыми действиями пожары, аварии, ДТП.

В жизнедеятельности любого существа наблюдается закономерное чередование периодов повышенной активности и покоя, связанное с необходимостью отдыха, пополнения запасов энергии.

Потребность во сне с возрастом снижается, неодинакова она и в зависимости от индивидуальных особенностей центральной нервной системы. Главное здесь - самочувствие: если человек неизменно встает после сна бодрым, настроенным на активную деятельность, по утрам не испытывает сонливости, значит, продолжительность сна для него достаточна. В среднем учащимся 6-8 лет надо спать 11ч в сутки, учащимся 10-12 лет надо спать 9-10ч, учащимся 13-14лет 9ч, учащимся 15-16 лет 8-9 ч.

Ложиться спать и вставать следует в одно и тоже время суток, т.к. благодаря этому вырабатывается условный рефлекс на время и засыпание.

Спать необходимо в хорошо проветренном помещении, зимой при открытой форточке, летом при открытом окне. Проветривание необходимо не только для очищения воздуха, но и для его охлаждения. Во время сна не следует закрываться с головой, поскольку дышать воздухом, насыщенным испарениями тела вредно.

Спать следует на правом боку: это создает наиболее благоприятные условия для работы сердца и органов пищеварения. Постель не должна быть слишком мягкой, а подушка жесткой и высокой.

Глубокому полноценному сну препятствуют внешние раздражители - свет, шум. Поэтому не следует спать при включенном радио, телевизоре.

Важным показателем здоровья является душевное равновесие, умение человека владеть собой и правильно строить отношения с окружающими, ровное, устойчивое настроение. По этим признакам можно судить, что человек здоров и физически.

Каковы основы психического здоровья ?

Первое: доброжелательное отношение к окружающим, культура общения.

Второе: умение в отношениях с окружающими ив делах отличать главное от второстепенного, важное от несущественного.

Третье: правильное соотношение переживаний и конкретных действий.



Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Кроме того, нервные процессы у них не могут, как у взрослых, концентрироваться только в определенных центрах, а распространяются по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы.

Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни.

Правильный режим – это рациональная продолжительность и четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.

Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, рабо­тоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.

Режим сна. Поскольку дети легко утомляются, для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный сон. Общая суточная продолжительность сна и частота его в днев­ное время с возрастом детей уменьшаются, а время бодрствования, наоборот, увеличивается (табл. 5).

Таблица 5.

Частота и продолжительность сна детей от 2,5 мес. до 7 лет

Возраст Кол-во периодов сна Длительность периода (ч) Длительность в сутки
2,5мес. – 5 мес. 4 – 3 2 – 1,5 17,5 – 17
5 мес. – 10 мес. 3 2 – 1,5 16,5 – 16
10 мес. – 1 год 2 2,5 – 2 15 – 14,5
1 – 1,5 года 2 2 – 1,5 14,5 – 14
1, 5 – 2 года 1 3 14 – 13,5
2 – 3 года 1 2,5 13,5 – 12,5
3 – 4 года 1 2 ч 20 мин 13 ч 20 мин – 12 ч 20 мин
4 – 5 лет 1 2 ч 10 мин 13 ч 10 мин –12 ч 10 мин
5 – 6 лет 1 1 ч 50 мин 12 ч 35 мин – 11 ч 35 мин
6 – 7 лет 1 1 ч 45 мин 12 ч 30 мин – 11 ч 30 мин

В теплое время года дети спят в легком белье с короткими рукавами, а летом в жаркие дни – в одних трусах. Дети здоровые, ранее закаливаемые, могут одеваться после сна при температуре воздуха 16 – 18°С, получая при этом воздушные ванны.

Во время сна ребенок не должен лежать, укрывшись одеялом с го­ловой, на животе, уткнувшись но­сом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребен­ка. Вредно детям долго лежать на одном боку. Длительное пребыва­ние тела ребенка в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности его костей) привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника, таза.

Чтобы дети быстро засыпали и крепко спали, их укладывают всегда в одно и то же время. При засыпании недопустимы яркий свет, громкие разговоры, другие шумы. Детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао, рассказывать им страшные сказки, недопустимы подвижные игры, просмотр телевизионных передач, предназначенных взрослым. Очень важно также, чтобы дома у ребенка была своя кровать, так как сон в одной постели с другими детьми или со взрослыми не создает условий для полноценного отдыха, способствует за­ражению инфекционными болезнями, может привести к прежде­временному пробуждению полового чувства.

Режим питания. Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны есть в точно установленное время. К моменту приема пищи возбудимость пищеварительных желез возрастает, они начинают усиленно вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу. Продукты питания, посту­пившие в желудочно-кишечный тракт, быстро обрабатываются соками и хорошо усваиваются организмом.

Частота приемов пищи. Дети первых месяцев жизни получают пищу 7 раз в сутки, от 2,5 – 3 мес. до 5 – 6 мес. – 6 раз, от 6 мес. до 9 – 10 мес. – 5 раз, от 9 – 10 мес. до 1 г – 5 – 4 раза, от 1 г до 7 лет – 4 раза. Соответственно продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4 – 4,5 ч.

Пониженный аппетит (анорексия) – частое явление у детей, особенно раннего возраста. Анорексия нередко возникает в ре­зультате кормления ребенка против его желания, а также под воздействием какого-либо раздражителя (например, ожог рта слишком горячей пищей, резкие замечания взрослых во время еды и т. д.). В некоторых случаях анорексия сопровождается тошнотой и рвотой (особенно тогда, когда ребенка кормят на­сильно).

Во время приема пищи важно создать спокойную, добро­желательную обстановку, поддержать у детей хорошее настрое­ние. Не следует проявлять нетерпение, если ребенок ест медленно, запрещать во время еды обращаться с просьбой к товарищу или взрослому, делать частые замечания, объяснять, как себя вести за столом. (Навык поведения за столом при приеме пищи вырабатывается в процессе воспитания культуры поведения.) Это отвлекает, нервирует детей, снижает аппетит и отрицательно сказывается на усвоении организмом питательных веществ.

Режим бодрствования. Во время бодрствования с новорожденными детьми необходимо как можно больше гулять. Когда ребенок начинает самостоятельно ходить, можно проводят игры и занятия. Дети старше 1,5 лет гуляют в определенные часы: первый раз после игр и занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй – после полдника (2 – 3 ч). Общая продолжительность прогулок 4 – 5 ч.

Прогулка при правильной ее организации является одним из важнейших моментов закаливания детей.

Перед прогулкой важно одеть и обуть ребенка в соответст­вии с сезоном и погодой, чтобы обеспечить ему свободу движе­ния и необходимый тепловой комфорт.

Дети до 3 лет выходят на прогулку зимой в безветренную погоду при температуре воздуха не ниже – 15°С, а 4 – 7 лет – при температуре до -18 –22°С. При низких температурах время прогулки сокра­щается.

Летом вся жизнь детей должна, по возможности, проходить на воздухе. Одежда постепенно облегчается (в жаркое время дети гуляют в одних трусах). С раннего детства детей приу­чают самостоятельно одеваться и раздеваться. На первых по­рах взрослый показывает, как это надо делать, и помогает ребенку.

Польза от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя воспитанников. Дети получают много впечатлений от окружающей природы и, главное, возможность активно двигаться. В зависимости от возраста де­тей, климата, погоды и условий функционирования детского учреждения во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные игры), спортивные развлечения (катание на санках, лыжах и коньках), труд на участке. Помимо познавательного значения, прогулки тренируют сердечно-сосудистую систему и двигательный аппарат.

У детей старше 3 лет, посещающих детское учреждение, свободное время после завтрака, на прогулках, после полдника за­полняется не только играми. Часть его отводится на самообслужи­вание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для вы­полнения трудовых поручений.

Дети, увлеченные интересной деятельностью (занятия, игры и др.), долго не чувствуют утомления. В иных случаях короткие, но правильно организованные виды деятельно­сти могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования ребенка необходи­мо строго соблюдать гигиенические требования. Преодоление во время деятельности незначительного утомления для ребенка может быть полезным: оно способствует развитию подвижности и уравновешенности нервных процессов в коре головного мозга, тренирует нервную систему, повышает ее устойчивость и работо­способность.

Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также его жизненный опыт. Дети первого, второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь тогда, когда они выспались, сыты, сухие, т. е. тогда, когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухуд­шения настроения у ребенка первого и второго года жизни – его вялости, сонливости или перевозбуждения – игры-занятия следует прекратить.

Следует также хорошо продумать чередование видов деятель­ности. После занятий, игр, требующих значительного умствен­ного и волевого напряжения, малоподвижного состояния, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с боль­шими усилиями. Спокойные игры после энергичных движений, сильного возбуждения являются для них отдыхом.

На самочувствии сказываются и условия, в которых дети занимаются. Недостаточное освещение, духота, не­правильно подобранная мебель могут вызвать у ребенка не только раннее утомление, но и нарушение зрения (близорукость), осанки, малокровие. Дети дошкольного возраста значи­тельно быстрее взрослых утомляются в душном, плохо проветренном поме­щении. Объясняется это тем, что благо­даря усиленному росту и развитию организма потребность в кислороде у них значительно выше, а сопротив­ляемость неблагоприятным влияниям среды ниже, чем у взрослых. Поэто­му помещение, где проводятся занятия, должно хорошо проветриваться, иметь температуру воздуха 20 – 21°, относи­тельную влажность – 30 – 60%.