Региональные розничные рынки нефтепродуктов в России: предпосылки и особенности формирования. Продуктовые границы товарного рынка

По информации Виктора Костюкова, эксперта компании «Алгоритм Топливный Интегратор», на российском рынке нефтепродуктов случился обвал биржевых цен. Падение цен в этом сегменте, стартовавшее на прошлой неделе, продолжается на этой. Три дня цены на продукцию нефтеперерабатывающих заводов страны сокращались ежедневно на 450–500 рублей за тонну. По словам Костюкова, такой обвал не имеет аналогов за всю историю торгов.

У тренда на снижение, по мнению эксперта, есть три причины. Как обычно, в декабре на рынок хлынул дополнительный поток нефтепродуктов из производственной программы нефтеперерабатывающих заводов на январь следующего года. В преддверие новогодних каникул НПЗ спешат обеспечить свои мощности необходимым реестром заявок на выгрузку товара. Второй фактор - «рука регулятора»: власти забеспокоились на фоне рекордных биржевых цен на нефтепродукты по итогам осени текущего года. «Можно было бы антимонопольщикам не обращать особого внимания на биржевые выкрутасы, но беда в том, что вслед за биржей потянулись в небеса и цены на АЗС, а это уже социальный аспект. Заповедь ФАС „инфляция плюс“ оказалась с тремя плюсами. Росстат за 11 месяцев насчитал инфляцию 2,09%, а цены АЗС обогнали ее втрое, бензин подорожал на 6%, а дизель подтягивается к 8%», - отмечает Костюков. Неуютно, по мнению эксперта, чувствуют себя и независимые сети АЗС, где маржинальность опустилась к значениям, близким к убыточным. В адрес ФАС и президента страны полетели письма-обращения «навести порядок»…

«Возникает вопрос, на какие ориентиры нацелились нефтяные компании? Ответить на него невозможно. Во-первых, мы не знаем, какие установки выдала ФАС нефтяным компаниям, кроме расплывчатого „нарастить объемы предложения товара на бирже“. Во-вторых, покупатели на бирже ведут собственную игру: на падающих ценах могут сократить покупки, в надежде поймать дно. Такая практика отложенного спроса лишь ускорит падение цен. Но заканчивается она, как правило, острым разворотом в противоположную сторону. Две оставшиеся недели торгов могут принести участникам биржи неожиданные сюрпризы. Будут ли они желанными подарками или огорчениями - в этом и состоит предновогодняя интрига», - задается вопросом Виктор Костюков.

Таблицы сделок на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (СПбМТСБ) в начале недели окрасились в красные тона. По данным компании «Алгоритм Топливный Интегратор», бензин марки Аи95 подешевел на НПЗ в среднем на 500 рублей до 43,6 тыс. рублей за тонну. Максимальный спад в этом сегменте установлен на Астраханском НПЗ, где цена сократилась на 1,2 тыс. рублей до 44,5 тыс. рублей за тонну. Цены сделок с бензином Аи92 обрушились 11 декабря в среднем на 300 рублей за тонну до 42,31 тыс. рублей за тонну против спада на 600 рублей за тонну в прошлую пятницу. Объем сделок превысил 32 тыс. тонн, и это рекорд 2017 г. Предыдущий рекорд установлен 16 декабря 2016 г., когда объем сделок с бензином Аи92 достиг без малого 37 тыс. тонн. С прошлой среды поползли вниз цены сделок с зимними классами дизельного топлива. Посыпались цены на авиакеросин. «Этот сегмент необъяснимо дорожал, начиная с лета, и вдруг в преддверии повышенного спроса на авиабилеты также немотивированно покатился вниз. Версия одна - производители исполняют волю ФАС», - утверждает Костюков.

Мелкий опт на биржу

12 декабря на СПбМТСБ запущены торги с участием «Транснефти» в качестве оператора товарных поставок. Этот статус компания получила от государства в конце октября этого года. По словам заместителя руководителя ФАС России Анатолия Голомолзина, торговля с участием оператора товарных поставок - это новое качество работы биржевого рынка, позволяет увеличить число регионов, где можно торговать нефтепродуктами на всех уровнях, в том числе и в мелкооптовом звене. «Это принципиально важно с точки зрения развития конкуренции. Проект повышает роль компании „Транснефть“ как инфраструктурной организации, создающей условия для доставки биржевого товара, реализованного любым продавцом, в любую точку страны», - отметил Голомолзин, выступая на пресс-конференции в «Интерфаксе».

Проект, реализованный с помощью новой цифровой системы, позволяет вывести на биржевые торги мелкооптовые сделки. Объем лота при работе на этих базисах через оператора товарных поставок составляет 10 тонн (при стандартном лоте в секции «Нефтепродукты» СПбМТСБ размером в 60 тонн). Развитие мелкооптового сегмента, согласно планам биржи и ФАС, должно способствовать прозрачному ценообразованию на топливном рынке.

Пока «Транснефть» обеспечивает возможность приобретения нефтепродуктов на базисах биржевых поставок СПбМТСБ, обеспечивающих в том числе автоналив: ЛПДС «Володарская», ЛПДС «Воронеж», НП «Никольское», НП «Брянск», ЛПДС «Черкассы», ЛПДС «Красный Бор, ЛПДС «Белгород». Далее планируется расширение этих базисов на всей территории страны.

Маржа и обратный акциз

На проходившей на прошлой неделе Международной конференции «Рынок нефтепродуктов РФ: текущее состояние и перспективы дальнейшего развития -2017», заместитель министра энергетики России Кирилл Молодцов оценил современные объемы переработки нефти в стране на уровне 280 млн тонн. Согласно прогнозам, средний показатель глубины перерабатывающих процессов на российских НПЗ в следующем году достигнет рекордных 82,2% (81,4% в 2017 г.). Уже к 2020 г. он выйдет на уровень в 85%. Производство светлых продуктов в 2018 г. составит 64% (62,1% в 2017 г.): вырастут объемы производства бензина до 40,1 млн т (39 млн т в текущем) и дизельного топлива - 79 млн т в 2018 г. (76,6 млн т в текущем).

Согласно концепции Минэнерго, государство должно поддержать отечественную нефтепереработку путем введения обратного акциза, что позволит увеличить маржу российских НПЗ. Ранее руководство нескольких российских ВИНК выступило с критикой действующей системы налогообложения в отношении отечественного downstream, что привело к низким показателям доходов нефтеперерабатывающих заводов в стране. Но, по данным Молодцова, сегодня в РФ перерабатываются с высокомаржинальной доходностью порядка 90 млн т нефти.

Механизм обратного акциза на нефтепродукты будет иметь заявительный принцип. Он предусматривает выплату компенсации модернизированным российским НПЗ из уплаченного ими акциза за каждую тонну переработанной нефти. Предполагается, что эта мера поддержки российских НПЗ будет рассмотрена правительственной комиссией ТЭК в первом квартале 2018 г.

Нина Маркова

Владимир Хомутко

Время на чтение: 7 минут

А А

Основы работы биржи нефтепродуктов

В настоящее время нефть и продукты её переработки являются основными мировыми энергоносителями, потребление которых растет с каждым годом. Однако природные запасы этого сырья есть далеко не в каждом государстве, в связи с чем, важнейшую роль играет мировой экспорт нефти и её производных.

Экспортные цены на углеводороды во многих странах выше, чем внутренние (Россия – не исключение), поэтому, для обеспечения этими энергоносителями нужд своих экономик, многие страны разрабатывают комплекс мер по регулированию экспорта.

Основные международные организации, которые регулируют мировой рынок нефти и нефтепродуктов.

Одной из наиболее известных и влиятельных организаций на нефтяном рынке мира является Организация стран экспортёров нефти (ОПЕК), которая была создана в 1960-ом году на Багдадской конференции пяти стран: Ирана, Ирака, Саудовской Аравии, Венесуэлы и Кувейта. Постепенно к ним присоединились такие страны, как Индонезия, Ливия, Ангола, Нигерия, Алжир, Катар и ОАЭ.

Помимо стран – членов, существуют также страны-наблюдатели, в число которых входит и Россия.

Целями этой организации являются:

  • координация нефтяной политики её членов и приведение её к единым стандартам;
  • поиск наиболее эффективных средств коллективной и индивидуальной защиты интересов членов организации;
  • обеспечение устойчивости нефтяных доходов стран, входящих в ОПЕК;
  • эффективное и рентабельное снабжение нефтью государств – потребителей;
  • получение инвестиционных доходов от капиталовложений в нефтяную промышленность;
  • охрана окружающей среды;
  • организация эффективного сотрудничества со странами, не входящими в OПЕК, с целью стабилизации мирового нефтяного рынка.

Страны с самой большой нефтедобычей и потреблением

Больше всего нефти добывается в Саудовской Аравии.

В год в этой стране получают 542 миллиона тонн углеводородного сырья, или 13,1 процента от всего мирового объема. Второе место принадлежит России (12,9 процента), третье – Соединенным Штатам Америки (10,8 процента). Далее идут следующие страны:

  1. Китай – 5 % от общемировой добычи;
  2. Канада – 4,7 %;
  3. Иран – 4,0 %.

Что касается потребления этого продукта, то здесь лидируют США, которые потребляют в год 831 миллион тонн (или 19,9 процента всего потребления нефти в мире). Второе место в этом рейтинге занимает Китай (12,1 процента).

Если говорить о мировых лидерах по нефтедобыче, то Саудовская Аравия потребляет 3,2 процента мировой нефти, а наша страна – 3,7 %.

Прогнозировать какие-либо изменения в этом рейтинге в настоящее время весьма сложно, поскольку любые попытки прогнозов являются рискованными и неточными. Это связано с тем, что на нефтяной рынок сильное влияние оказывают не экономические факторы.

Нестабильная ситуация на Ближнем Восток и в некоторых арабских странах может привести к самым неожиданным ценовым сценариям. Четкого понимания, что в этом регионе произойдет в ближайшее время, нет ни у кого. Кроме того, некоторые политические аналитики считают возможным даже дестабилизацию ситуации в Саудовской Аравии, что повлечет за собой крайне печальные последствия для мирового рынка нефти и нефтепродуктов.

Нефтепереработка – основные центры в мире

Мировым лидером в области переработки нефтепродуктов является США. В этой стране используются самые современные технологии нефтепереработки. Для сравнения приведем некоторые цифры – коэффициент сложности американских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) составляет 71 процент, тогда как этот показатель для западноевропейских находится на уровне 40-ка процентов, а в странах азиатско-тихоокеанского региона вообще составляет 27 процентов.

Рынок светлых нефтепродуктов тоже находится под значительным влиянием Соединенных Штатов, поскольку американские НПЗ настолько насыщены вторичными процессами, что уже сейчас они обеспечивают предельно возможный выход светлых продуктов при минимальном выходе мазута.

Фактически американские нефтеперерабатывающие предприятия получают с одной тонны нефти-сырца от 450-ти до 500-т литров бензина.

В США больше всего растет спрос на светлые виды нефтепродуктов, в основном – на дизельное топливо и автомобильный бензин. Чтобы обеспечить растущие внутренние потребности в этих продуктах, строятся новые заводы и наращиваются перерабатывающие мощности существующих НПЗ. Одновременно в США активно финансируются мероприятия, призванные нарастить объемы производства топлива альтернативных видов, таких, как биодизель и этанол.

В декабре 2007 года в Америке был принят «Закон об энергетической безопасности и независимости США», который предусматривает увеличение к 2030-му году объемов производства этанола с 18,7 миллионов тонн (данные 2007-го года) до 108 миллионов тонн. Более 50-ти процентов всего выпускаемого этанола производится из зерновых культур (в основном – из кукурузы), а остальные объемы выпускаются из производственных отходов деревообрабатывающей отрасли.

Есть некоторые резервы для увеличения выхода светлых нефтяных фракций и в странах ЕС. Для этого проводится работа по увеличению количества вторичных процессов нефтепереработки на действующих европейских НПЗ за счет. Страны ЕС предъявляют к качеству автомобильного бензина и дизельного топлива даже более высокие требования, чем Соединенные Штаты. Так, например, с 2011-го года в этих странах больше не выпускается серосодержащее автомобильное топливо. Ведется активная работа по обеспечению снижения в бензинах доли олефиновых и ароматических веществ.

В сложившейся ситуации перед развивающимися странами стоит непростая задача. Нарастить объем нефтепереработки в них возможно в основном путем строительства новых современных нефтеперегонных заводов с повышенным уровнем выхода нефтепродуктов светлых фракций, поскольку увеличение доли вторичных процессов на существующих НПЗ затруднено в силу их устаревших конструкций.

Страны, входящие в состав Организации экономического сотрудничества и развития Северной Америки, планируют увеличить объемы нефтепереработки к 2030-му году до уровня 1 миллиард 50 миллионов тонн, что на 200 миллионов тонн больше, чем в 2006 –м году. Уже после 2020-го года ожидается прирост этих объемов на 80 миллионов тонн в год, что должны обеспечить два фактора: наращивание объемов производства путем модернизации существующих НПЗ, а также за счет строительства новых нефтеперерабатывающих предприятий.

Страны Ближнего Востока тоже стараются нарастить свои перерабатывающие мощности со 165-ти до 265-ти миллионов тонн в год. При этом только на территории Саудовской Аравии запланирован ввод новых перерабатывающих мощностей объемом 48,75 миллионов тонн в год, почти половину которого (20 миллионов) должен обеспечить в Эль-Джубайле.

В Иране введены в эксплуатацию новые установки для фракционирования конденсата объемом переработки 18 миллионов тонн в год.

В Кувейте запускается крупный НПЗ в городе Аль-Зур, мощность которого составляет 30,7 млн. тонн.

В нашей стране также ведется активная работа по увеличению объемов переработки нефти и повышению процента выхода светлых продуктов. По сравнению со средней по стране глубиной переработки на 2005 год 71,6 процента, в 2030 году запланировано повысить этот показатель до 89,4 процента.

Имеющийся производственный потенциал в целом способен удовлетворять как глобальные российские интересы на мировых рынках энергоносителей, так и внутренние потребности страны.

Начиная с 2009-го года, в нефтяной отрасли наметилась устойчивая тенденция роста, как объемов добычи, так и объемов нефтепереработки.

Нефтяная отрасль в среднем обеспечивает 42,9 процента доходной части федерального бюджета и около 22,7 процентов доходной части консолидированного бюджета.

В России насчитывается 28 действующих предприятий нефтепереработки с мощностью больше 1 миллиона тонн в год, а также примерно 80 мини-НПЗ, суммарная проектная мощность которых при первичной нефтепереработке составляет 273 миллиона тонн в год.

По данным статистики, в 2009-ом году в нашей стране было произведено:

  • автомобильных бензинов – 35,72 млн. т;
  • дизельного топлива – 67,4 млн. т;
  • топочного мазута – 64 млн. т.

На нужды отечественной экономики пошло 86,86 процента всего произведенного бензина и 42,47 процента всего выпущенного дизельного топлива.

Структура мирового рынка нефтепродуктов

В год в мире производится примерно 3,4 миллиарда тонн нефтепродуктов.

Главные мировые экспортеры этой продукции – Голландия, Россия, США, Сингапур, Саудовская Аравия, Кувейт, Китай, Южная Корея и Венесуэла.

Основные импортеры – США, Германия, Япония, Китай, Сингапур, Голландия, Франция. Общий мировой объем этого рынка – примерно 700 миллионов тонн в год.

Как видно из приведенных выше данных, интересным фактом является одновременное присутствие как в списке импортеров, так и экспортеров таких стран, как Китай, США, Сингапур и Голландия. Это связано с тем, что эти государства ввозят на свою территорию продукты первичной нефтепереработки, а экспортируют нефтепродукты, полученные более глубокой переработкой.

По нефтеперерабатывающим мощностям список мировых лидеров выглядит таким образом (в тоннах сырой нефти/ сутки):

  • Соединенные Штаты – примерно 2,27 миллионов;
  • страны бывшего Советского Союза – 1,15 миллионов;
  • Япония – 660 тысяч;
  • Китай – 595 тысяч.

Такой торговлей занимается биржа нефтепродуктов, а точнее – товарно-сырьевая биржа.

Как нефть, так и её производные представляют собой один из серьезных экономических инструментов. Для срочного рынка на нефть и продукты её переработки определяются специальные индексы. Для хеджирования рисков, связанных с резкими колебаниями цены на нефтепродукты, применяются такие финансовые инструменты, как фьючерсные контракты. Помимо функции страхования рисков, фьючерсы являются инструментами для различных торговых стратегий.

На биржах котировки применяются к так называемым эталонным нефтяным сортам, таким, как:

  • Brent – нефть Северного моря (почти 70 процентов всего экспорта);
  • WTI – западно-техасская нефть;
  • DubaiCrude (применяется для котировок в странах Персидского залива).

В нашей стране торги по нефтепродуктам ведутся на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже. На её официальном сайте spimex.com ежедневно публикуются все значения нефтяных индексов (как национальных, так и для европейской части РФ).

Значения этих индексов можно посмотреть как на конкретную дату, так и за предыдущие периоды, установив при этом желаемую единицу измерения (к примеру, руб./тонна). Значения различных топливных индексов (например, бензины Премиум-95, Регулар-92, мазут, различные виды дизельных топлив) публикуются в абсолютных величинах, а изменение индекса выражается в процентах. Кроме того, можно найти данные, которые отражают общий объём (в тоннах) и число фактически совершенных сделок.

Ценовые индексы на нефтепродукты рассчитываются, опираясь на данные заключенных в ходе торгов на том или ином рынке договоров. Все расчетные методики, которыми пользуются трейдеры, доступны. Некоторые виды индексов рассчитываются по внебиржевым аналогам, хотя основные расчетные методики, используемые для получения ключевых индексов, однотипны.

На товарно-сырьевых биржах торгуются (покупаются и продаются) следующие виды нефтепродуктов:

  • сырая нефть;
  • нефтепродукты различных видов;
  • фьючерсы на эти нефтепродукты.

Кроме того, на товарно-сырьевой бирже также торгуют и другими товарами (например, газом и лесом). Для того, чтобы оценить масштабы биржевых торгов, скажем, что в 2014-ом году через биржу было реализовано больше 17-ти млн. тонн нефтепродуктов и товаров, созданных основе нефти и природного газа.

Одним из соучредителей Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи является ПАО «Газпром нефть». Эта организация активно поддерживает развитие в нашей стране биржевой торговли вообще и нефтепродуктами в частности. По мнению руководителей «Газпром нефти», такая форма реализации продукции является наиболее прозрачной с точки зрения ценообразования, а также является весьма мощным сбытовым каналом.

Начиная с 2014 года «Газпром нефть» входит в тройку лидеров по объемам биржевых торгов среди отечественных нефтяных компаний. За год эта организация увеличивает биржевую реализацию своей продукции в среднем на 10 процентов.

Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа основана в 2013-ом году усилиями Службы Центрального Банка РФ, которая специализируется на финансовых рынках. Кроме нефтепродуктов, на этой бирже продаются и покупаются:

  • стройматериалы;
  • энергоносители;
  • срочные контракты.

Основная мировая биржевая торговля нефтепродуктами сосредоточена на:

  • Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже. Эта крупнейшая торговая площадка основана еще в 1972-ом году, и в настоящее время именно она – самая крупная в мире товарная биржа. По объему нефтяных фьючерсных торгов эта площадка уверенно стоит на первом месте в мировой биржевой торговле.
  • Лондонской международной нефтяной бирже. Основана она была в начале восьмидесятых годов прошлого столетия.
  • Сингапурская биржа (SGХ). Своим появление эта торговая площадка обязана слиянию двух сингапурских бирж – валютной и фондовой. Все торги здесь проводятся исключительно в электронном виде.

На товарных биржах сделки могут быть как фьючерсными (срочными), так и на реальный товар. Во втором случае переход права собственности на приобретенный с торгов товар к покупателю происходит через так называемый биржевой склад. Если сказать по-другому, то продавец, предлагающий через биржу свой товар, должен им реально обладать.

После окончания биржевой сделки срок передачи товара от продавца к покупателю оговаривается контрактом. Все биржевые сделки на реальный продукт, в зависимости от срока его поставки, делятся на три вида: поставка в будущем («форвард») и поставка в режиме реального времени («кэш» или «спот»).

Участниками биржевых торгов на реальные виды товаров являются:

  • продавцы, цель которых – реализовать произведенный товар;
  • покупатели, которые приобретают товар для его последующего использования в своих нуждах;
  • торговцы (трейдеры), которые приобретают реальную продукцию с целью её последующей перепродажи.

В заключение хотелось бы отметить, что, поскольку нефти и продукты её переработки являются важнейшими мировыми энергоносителями, их потребление растет с каждым годом, что постепенно истощает мировые нефтяные запасы. В такой ситуации необходимо принимать соответствующие меры по максимально экономичному использованию нефти, такие как:

  • применять самые современные технологии, которые позволяют повысить эффективность добычи этого природного ресурса;
  • использовать последние достижения научно-технического прогресса для продления времени эксплуатации истощенных месторождений;
  • стараться восстановить работу простаивающих нефтяных скважин;
  • постоянно повышать эффективность нефтепереработки с помощью применения самых современных технологических разработок.

Помимо перечисленных выше мер, существенно сэкономить нефть и продукты её переработки позволяет использование других видов энергоносителей, таких, как природный газ, уголь, гидроэнергия, атомная энергия и энергия ветра.

В качестве заменителей нефтепродуктов могут выступать:

  • синтетические виды топлива;
  • биодизель;
  • топливо на основе спиртов;
  • электроэнергия;
  • водородное топливо.

Стоит сказать, что несмотря на постоянное развитие технологий, основанных на применении альтернативных энергоисточников, по оценкам специалистов в течение ближайших тридцати лет основными видами топлива останутся нефтепродукты. Самым важным на данный момент является продолжение работы в направлении перехода на новые виды энергоносителей, которые в будущем смогут заменить хотя бы часть используемых нефтепродуктов.

В настоящее время уровень обеспеченности мировой экономики нефтяными запасами неуклонно снижается. Одновременно ощущается временный дефицит мощностей для транспортировки и переработки этого сырья, а также ограниченное количество дополнительных мощностей для увеличения нефтедобычи.

В сложившихся условиях промышленно развитые потребители стали проявлять повышенный интерес к проблемам, существующим в альтернативной энергетике. К примеру, значительно выросла значимость проектов, связанных с производством и поставками СПГ (сжиженного природного газа). Некоторые стары все больше внимания уделяют развитию атомной энергетики. Однако, как уже было сказано выше, резко возросшее потребление углеводородных продуктов полностью компенсировать за счет альтернативных энергоносителей в обозримом будущем – нереально.

Биржа нефтепродуктов в России

Поэтому специалисты предлагают следующие пути дальнейшего развития мирового нефтяного рынка:

  • поиск и разработка новых месторождений нефти;
  • увеличение доли альтернативных энергоресурсов, таких, как:
  • ветряная энергия;
  • гидроэнергия;
  • использование в качестве топлива этанола (его самым крупным производителем на данный момент является Бразилия);
  • более широкое применение биологического топлива.

Как видно из предлагаемых путей решения этой проблемы, только комплекс мер способен дать рациональное решение поставленной задачи. Полумеры для этого не годятся. Научно-технический прогресс не стоит на месте, и для дальнейшего развития мировому сообществу будет необходимо все больше и больше источников энергии, а надолго ли хватит нефти для обеспечения этих возрастающих потребностей – большой вопрос.

Рынок нефтепродуктов находится на первом месте среди всех остальных, так как масштаб товарооборота (нефти и производных продуктов) огромен. Ежегодно эта отрасль приносит до трехсот миллиардов долларов.

Мировой рынок нефтепродуктов

Существует три основных мировых рынка нефти:

  • американский;
  • азиатский;
  • европейский.

Стоит рассмотреть каждый подробнее.

Американский рынок использует только 27 процентов импорта от общего количества, потребляя примерно 30. Цена на нефть и газ коррелируется с экономикой и объемом нефти во всем мире.

Азиатский рынок, в свою очередь, импортирует 39 процентов нефти и использует для личных нужд 29%. Отличается от других рынков тем, что все ресурсы распределены неравномерно.

Развитые страны, по сравнению с менее развитыми и густонаселенными, имеют избыток нефти. Рынок крайне нестабилен в связи с тем, что поставки от главного поставщика (Персидского залива) могут приходить с опозданием. Активно развиваются связи с Россией по этому вопросу.

Европейский рынок импортирует 26 процентов всей нефти в мире, а потребляет 30%. Состояние рынка зависит от северных месторождений, на данный момент практически исчерпанных. Конкуренцию европейским производителям составляют Россия, Восток и Африка. Эксперты прогнозируют увеличения взаимодействия европейского рынка с Ираном и нефтяными месторождениями Каспия.

Рынок нефтепродуктов 2016-2017 года

Каждый человек, начиная от обычного рабочего и до финансового аналитика, заинтересован в цене на нефть. На сегодняшний день этот вопрос особенно актуален, так как за последние годы цена на нефть упала до 40 процентов от изначальной стоимости.

Еще два года назад бюджет России состоял на 40 процентов из продаж нефти и нефтепродуктов. Объем углеводородов, импортируемых в другие страны, достигал 2/3 от общего добытого количества.

В последующие месяцы количество поставляемой нефти будет снижаться по многим причинам. Например, цена углеводородов на внешнем рынке упадет. А также упадут в цене пошлины на экспорт, что потребует введения другой системы льгот. Как итог, продавая то же количество нефти, государство будет получать меньше доходов.

Российский рынок нефтепродуктов

В последний год сценарий развития российского рынка изменился - производители стали вести конкуренцию за своих потребителей. Так, произошло потому, что с новыми силами заработали основные заводы по нефтепереработке, ранее стоявшие на ремонте. Кроме того, АО «Газпром» начал активно продавать свои запасы нефти и бензина. К этому времени было накоплено более двух миллионов тонн дизельного топлива, а это превышало количество в прошлый год на несколько сотен тысяч.

Рынку необходимо было снижение цены, только оно помогло бы сократить премии внутреннего рынка к экспортному паритету. Однако в последние месяцы нефть чуть прибавила в цене, поскольку инвесторам стало выгодно вкладывать деньги и поднимать нефтяной рынок. На ситуацию повлиял и новый курс доллара, и поломки на нефтяном заводе Shell в Нидерландах, из-за чего цена в Европе резко возросла.

На сегодняшний день для рынка нефтепродуктов характерен дисконт российского рынка по отношению к мировому. Изменилась и тактика продавцов - вместо снижения цены ради покупателя, приоритетом стало ее повышение.

Тенденции развития рынка нефтепродуктов России

Осенью 2017 года вследствие возросших цен на экспорт, цены на нефть и производные продукты возрастут. Неизвестно как быстро произойдет повышение, и как изменятся тенденции рынка.

Факт, что цена будет расти нелинейно: то возрастая, то останавливаясь. Появится возможность продать нефть на мировом рынке дороже. К тому же российские компании за весну смогли поднять цены внутри страны, несмотря на общий спад.

Рынок реализации нефтепродуктов

Реализацию нефтепродуктов можно провести несколькими способами, самыми популярными из которых являются: экспорт в другие страны, продажа на внутреннем рынке и реализация через розничную сеть.

Менее популярные способы - продажи с НПЗ и смазочных материалов, бункеровка, авиазаправочный и битумный бизнес. Для России будет намного выгоднее вывозить нефть и реализовать ее за рубежом, что в основном и делают нефтеперерабатывающие компании.

Оптовый и розничный рынок нефтепродуктов

Мировой рынок нефтепродуктов - торговая площадка, которая формирует цены (оптовые) для остальных компаний, продающих нефтепродукты по всему миру.

Бензины, дизельное топливо, керосин - все светлые продукты нефтяной переработки, и мазут с гудроном (темные) - основа всего ассортимента, цена на который предопределяют экономику и социальную политику всех крупных стран.

Для розничного рынка характерна связь договорных связей с оптовым рынком, то есть поставкой продуктов переработки нефти напрямую с завода. Он включает в себя следующие составляющие: заправку судов (бункерное топливо), заправку самолетов керосином, и продажа бензина на автомобильные заправки.

Цены на розничных рынках быстро меняются в связи с темпами инфляции. Динамика цен иногда обгоняют ее или, наоборот, отстает. Однако при этом тенденция сохраняется на продолжительное время.

Больше о тенденциях на российском и мировом рынке нефтепродуктов можно узнать на выставке «Нефтегаз».

Мировые цены на нефть подскочили в понедельник более чем на 15% после объявления Саудовской Аравии о сокращении добычи нефти в стране, что вызвано субботней атакой на ее нефтяные объекты. На рынок пришло осознание современной реальности, когда подобные события невозможно прогнозировать в принципе, однако к ним нужно всегда быть готовыми.

На российском рынке нефтепродуктов, в период с 9 по 16 сентября, наблюдается повышательная динамика мелкооптовых цен. Стоимость Регуляр-92 в среднем по стране выросла на 0,3% и составляет 50 459 руб./т, средняя цена Премиум-95 не изменилась - 52 485 руб./т, а цена ДТЛ выросла на 0,3%, до 51 391 руб./т.

Российской экономике предстоит пережить обвал цен на нефть и новый «сырьевой шок», заявил глава Сбербанка Герман Греф. Он считает, что стоимость барреля может упасть «заметно ниже» 40 долларов из-за «снижения потребления нефти в мире и фактически бесконтрольного увеличения» ее добычи.

На прошедшей неделе на битумном рынке цены не изменились на всех ключевых производствах у основных игроков. Стоимость ПБВ также не менялась ключевыми игроками, хотя спрос на продукцию продолжает расти.

Сокращение добычи нефти ОПЕК+ в ближайшее время усилится за счет стран, пока не выполняющих свои обязательства, а вопрос более глубокого снижения добычи всеми странами сделки может быть поднят только в декабре - таковы итоги прошедшего в четверг в Абу-Даби заседания министерского мониторингового комитета ОПЕК+. Мировые цены на нефть отреагировали на итог заседания снижением.

Цены на нефть обвалились на торгах в среду на сообщениях о том, что президент США Дональд Трамп рассматривает возможность смягчения санкций против Ирана, что может привести к увеличению предложения нефти на рынке. Как раз в это же время Управление энергетической информации США понизило прогноз добычи нефти в США в 2019 году на 30 тыс. барр./сут., и фактически это означает признание наличия серьезных проблем в сланцевой индустрии США.

В среду на мелкооптовом топливном рынке Московского региона продолжение ценового затишья, единственное изменение: дизтопливо подешевело у того же трейдера, что и во вторник. В соседних регионах цены не менялись. Судя по всему, игроки мелкооптового рынка посматривают на биржу, где в последние дни царит неопределенность, которая может обернуться самым неожиданным развитием событий.

Нефть дорожала в ходе торгов 10 сентября, однако закрытие показало снижение. Рынок нефти лихорадит. Стоит обратить внимание на характер торгов. Последние сессии проходят очень нервно, а накануне и вовсе творилось что-то необъяснимое, при этом объемы торгов были очень высокими. Котировки то уходят вниз, то резко растут. К чему готовятся трейдеры, и откуда такая нервозность? Начало масштабного падения уже близко?

Введение. Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов.

1. Рынок нефтепродуктов Московского региона.

1.1. Географические границы рынка.

1.2. Продуктовые границы товарного рынка.

2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

4. Обобщенные данные.

Заключение. Дальнейший прогноз.

Список использованной литературы.

Введение.

Общая характеристика российского рынка нефти и нефтепродуктов.

В 2003 г. производство нефти в России составило примерно 300 млн. т,

в 2006 г. оно достигло почти 400 млн. т. Около 3/4 российских нефтяных

запасов расположены в Западной Сибири. Достаточно большие запасы обнаружены на севере Европейской части России. Крупнейшие российские нефтяные компании – ТНК, «ЛУКойл», ЮКОС, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» - располагают запасами нефти почти в 13 млрд. т

Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 10 вертикально интегрированных компаний, их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России. Две самые крупные компании – «ЛУКойл» и ЮКОС производят около 40% нефти.

Некоторые иностранные нефтяные корпорации также начали свою

деятельность на российском рынке. В 2000 году суммарный объем производства иностранных компаний достигал 6-7% российского. Прямые иностранные инвестиции в топливно-энергетический сектор российской экономики составляли около 10% их общей суммы. Главные зарубежные игроки в российском нефтяном бизнесе (в алфавитном порядке) – Agip, British Petroleum, BritishGas , ChevronTexaco , Conoco , ExxonMobil , Neste Oy , Nirsk Hidro , McDermott , Mitsubishi , Mitsui , RD Shell , Statoil и TotalFinaElf .

В 2006 г. 55% российской нефти экспортировалось морским путем, 40 – через трубопровод «Дружба» и приблизительно 5% - железнодорожным транспортом. Главный экспортный маршрут российской нефти на Запад – трубопровод «Дружба» с номинальной пропускной способностью 60 млн. т.

Помимо этого Россия стремится развивать трубопроводную сеть на Востоке. ЮКОС строит трубопровод длиной 1700 км и пропускной способностью 25-30 млн. т.

Порт Новороссийск на Черном море - крупнейший экспортный нефтяной терминал России. В 2006 г. через порт прошло 45 млн. т сырой нефти. Уже в ближайшем будущем его пропускная способность может быть увеличена.

Нельзя забывать и про Петербургский нефтяной терминал. Примерно 9 млн. т нефтепродуктов прошли через этот порт в 2006 г., его пропускная способность, как ожидается, вырастет, если порт будет также пропускать сырую нефть.

На севере России есть четыре нефтяных порта - Варандей, Архангельск,

Витино и Мурманск.

Россия при максимизации своих нефтяных экспортных доходов не должна ставить под угрозу экологическую безопасность Балтийского моря. Если Россия продолжит увеличивать масштабы транспортировки нефти через Балтийское море, миллионам людей, живущих на его берегах, останется надеяться, что российское правительство не позволит судовладельцам играть в "русскую рулетку", зарядив пистолет новыми пулями - однокорпусными танкерами.

Увеличение масштабов транспортировки нефти через Балтийское море - намного более серьезная угроза интеграции России с ЕС, чем пресловутая проблема калининградского транзита.

1. Рынок нефтепродуктов Московского региона.

1.1. Географические границы рынка.

Географическими границами исследуемого оптового рынка нефтепродуктов определен Московский регион (Москва и Московская область) по причине отсутствия у некоторых вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) раздельного учета реализации автомобильного топлива в столице и Подмосковье.

1.2. Продуктовые границы товарного рынка.

Продуктовыми границами товарного рынка являются светлые нефтепродукты, а именно, автомобильные бензины и дизельное топливо (далее - автомобильное топливо).

2. Основные характеристики розничного рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

В настоящее время на территории г.Москвы работают 717 коммерческих и 123 ведомственных АЗС. Суммарный парк эксплуатируемых топливораздаточных колонок превышает 2400 единиц. Владеют коммерческими АЗС 130 фирм.

Интеграционные процессы на рынке розничной реализации автотоплива продолжаются. Еще на начало 2006 года в крупные сети с количеством АЗС более 20 были объединены около 63% Московских АЗС. Через год, на начало 2007 года сети с количеством АЗС более 20 составили 68,1%. Количество АЗС, собственниками которых являются фирмы, владеющие от 5 и выше АЗС составляли на начало 2006 года 75%, а на начало 2007 года - 76,5%. Вместе с тем, на столичном розничном рынке нефтепродуктов действуют 80 операторов, владеющих одной АЗС.

Нефтяные компании активно осваивают розничный рынок г.Москвы. К тому же известность их торговых марок позволяет получать дополнительные доходы за счет соглашений о коммерческой концессии с формально независимыми юридическими лицами.

В соответствии с представленными данными, 390 АЗС, т.е. 54% находящихся на территории Москвы коммерческих автозаправочных станций, являлись собственностью нефтяных компаний, работали с ними на условиях аренды, а также на основе договоров коммерческой концессии. Таким образом, остальные АЗС, составляющие значительную часть московских АЗС (46%), являются полностью самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защитить потребителя от необоснованного повышения розничных цен на нефтепродукты.

3. Основные характеристики оптового рынка автомобильного топлива в г. Москве и регионе.

В настоящее время особенностью рынка нефтепродуктов Московского региона продолжает оставаться наличие нескольких крупных участников оптового рынка: ОАО «Московская нефтяная компания», ОАО «Лукойл», ОАО «НГК Славнефть», ОАО «Юкос», ОАО «Тюменская нефтяная компания», ОАО «Сибнефть», ОАО «Татнефть».

В оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов за отчетный период наблюдалось сохранение отрицательной динамики. Снижение цен наблюдалось вплоть до 6 февраля, когда появилась информация об изменении цен на Уфимской группе НПЗ. Изменение «уфимских» цен традиционно оказывает существенное влияние на ценовую ситуацию в оптовом секторе рынка нефтепродуктов центральной части России. Именно рост цен на продукцию уфимских давальцев и стал сигналом для наиболее оперативных игроков столичного рынка, поспешивших скорректировать свои цены в сторону повышения. Таким образом, на 7 февраля картина московского топливного рынка характеризовалась разнонаправленным изменением оптовых цен. Несмотря на то, что некоторые компании уже отыграли уфимский рост, большинство компаний продолжает снижать цены, в результате чего средние значения сохранили отрицательную динамику. В дополнение к этому, стоит отметить, что некоторые компании полностью прекратили реализацию топлива, поскольку неоднозначная ситуация на рынке не позволяет четко прогнозировать дальнейшее изменение ситуации. Основной вопрос, занимающий участников рынка в настоящее время – это вопрос о том, является ли повышение цен на «Уфе» и «Салавате» сигналом к изменению тенденции с понижательной на повышательную, либо это лишь краткосрочная коррекция.

Однако, мнение о резком изменении направления движения цен, вероятнее всего, является преждевременным. Дело в том, что на рынке в настоящее время не наблюдается проблем с наличием свободной продукции, тогда как уровень спроса остается достаточно низким. Таким образом, наиболее вероятным в краткосрочной перспективе является небольшой рост цен в рамках коррекции.

Тем не менее, возможен и иной исход событий. Экспортная пошлина на февраль-март установлена на уровне 179,7 долл./т, что значительно ниже январского значения. Это может привести к увеличению объемов экспортируемой нефти, что негативно скажется на объеме производства нефтепродуктов на российских НПЗ. В дополнение к этому, пошлина на нефтепродукты также установлена на достаточно низком уровне (133,4 долл./т – светлые и 71,8 долл./т – темные нефтепродукты). В результате, при условии дальнейшего роста цен на европейском рынке нефтепродуктов, потоки экспорта российского мазута и дизтоплива существенно вырастут, несколько разгрузив внутренний рынок. Подтверждение этого варианта развития событий мы можем наблюдать уже сегодня, поскольку свободных объемов мазута у операторов московского рынка практически не наблюдается.

В результате, наиболее вероятным вариантом развития событий на ближайшую перспективу мы считаем некоторое укрепление цен в оптовом секторе московского рынка нефтепродуктов. Это укрепление будет носить скорее коррекционный, нежели фундаментальный характер, однако

увеличение экспорта нефти и нефтепродуктов из России позволит закрепить цены на достигнутых, более высоких отметках. Дальнейший же рост цен будет возможет в случае сохранения восходящей тенденции на европейском рынке нефтепродуктов (преимущественно дистиллятов), что обеспечит сохранение высоких объемов экспорта топлива из России.

4. Обобщенные данные.

1. Оптовый и розничный рынки автомобильного топлива в Московском регионе являются конкурентными. В Москве и Московской области продолжает сохраняться большое количество участников рынков оптовой и розничной торговли автомобильным топливом. Значения коэффициентов рыночной концентрации характеризуют эти рынки как низко-концентрированные. Барьеры для входа на данные рынки новых участников отсутствуют.

2. Основной тенденцией развития оптового рынка в Москве и Московской области является конкурентная борьба между ВИНК за усиление позиций на рынке.

3.На розничном рынке автомобильного топлива Москвы происходят интеграционные процессы, в том числе снижение общего количества участников рынка за счет поглощения АЗС мелких компаний более крупными компаниями. Так, только 19 фирм владеют 548 московскими автозаправками. Вместе с тем, 80 операторов розничного рынка бензина и дизельного топлива из 130, действующих на рынке Москвы, владеют одной автозаправкой.

4. В Москве более 46% операторов розничного рынка являются самостоятельными. Такое деление рынка позволяет сохранить конкурентную среду и защищает потребителя от необоснованного роста розничных цен.

5. Информирование Управления о ходатайствах и уведомлениях, поступающих в федеральный антимонопольный орган от хозсубъектов, занимающихся нефтепродуктообеспечением в Москве и Московской области, не является полным, что затрудняет работу по изучению данного рынка.

6. При переработке нефти выход светлых нефтепродуктов из перерабатываемой нефти, а также качество бензина и дизельного топлива не соответствует мировым стандартам. С целью выхода предприятий по переработке нефти на мировой уровень необходимо их техническое перевооружение и оснащение прогрессивными современными технологиями.

7. В связи с тем, что налог на добычу нефти единый, независимо от того, идет ли она на внутреннее потребление или на экспорт, представляется целесообразным дифференцировать данный налог, т.е. установить различные ставки налога для добываемой нефти, которая идет на переработку для внутреннего потребления и на экспорт.

Результаты анализа данного рынка приведены в сокращенном виде в связи с необходимостью соблюдения статьи 15 Закона «О конкуренции…».

Список использованной литературы:

1. Глазьев С.Ю. Нефтяная рента: плюсы и минусы опыта Аляски//Налоги в гражданском обществе. – СПб, 2003.

2. Кокурин Д., Мелкумов Г. Участники мирового рынка нефти//Российский Экономический Журнал. – 2003. - № 9.

3. Лиухто К. Российская нефть: производство и экспорт//Российский

Экономический Журнал. – 2003. - № 9.

4. Стейнер Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты//Вопросы экономики. – 2003. - № 9.

5. Шмаров А.И. Нефтяной комплекс России и его роль в

воспроизводственном процессе. – М., 2000.