Наука изучающая клеточный. Цитология – наука о клетке

Данный тест способствует проверке знаний учащихся 10 класса в конце изучения темы "Строение клетки". Создан по типу ЕГЭ.

Одновременно решает вопрос подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 вариант

Часть А

  1. М. Шлейден 3). Р. Гук
  2. Т. Шванн 4). Р. Вирхов

А4 К прокариотам относятся

Обнаружение, предотвращение и лечение заболеваний как в системах животных, так и в растении.

  • Изучите процессы, связанные со старением.
  • Улучшите качество и количество важных продовольственных культур.
  • Разработайте новые и устойчивые виды топлива.
  • Оцените воздействие изменений окружающей среды на биологические системы.
Степень клеточной биологии в Университете Стирлинга предлагает уникальную междисциплинарную подготовку в областях, которые лежат в основе современной биологии.

Библиотека и учебные заведения мирового класса

Изучение степени означает обучение по-разному; управление своим временем; проведение исследований; освоение новых навыков работы с компьютером. У нас есть возможности и советы, которые помогут вам сделать все это - и сделайте это хорошо. Из многих причин, по которым студенты приходят в Стирлинг, таких как академическая репутация и стандарты исследований, всегда упоминается один фактор: выдающаяся красота университетского городка Стирлинга.

1). Диффузия 3). Пиноцитоз

2). Вакуоль 4). Цитоплазма

2). Центриоль 5). Вакуоль

  1. ДНК и белок 3). РНК и белок
  2. ДНК и РНК 4). Белок и АТФ

1). Хромосомы 3). Ядрышки

Часть В

Д). Формируют лизосомы

4). Имеет клеточный центр

Основные темы: как указано выше или эквивалентно. Этот курс предлагает маршрут для обучения в Университете Стирлинга благодаря отличному преподавательскому и учебному опыту, который находится в высококачественных учебных заведениях на территории кампуса. Успешное завершение Международного фонда в области науки, вычислительной техники и машиностроения до требуемого стандарта обеспечивает гарантированную прогрессию до этой степени.

Если английский не является вашим первым языком, у вас должна быть одна из следующих квалификаций в качестве свидетельства ваших навыков владения английским языком. Эти интенсивные и гибкие курсы предназначены для того, чтобы улучшить ваши знания английского языка для поступления в эту степень.

Часть С

Тематический тест по теме «Строение и функции клеток», 10 класс

2 вариант

Часть А

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

1). Диффузия 3). Пиноцитоз

2) Фагоцитоз 4). Осмос

А10 В лизосомах,

2). Корневых волосков

4). Гамет мха

Вы должны рассчитывать заплатить гонорары за каждый год, в котором вы участвуете, и быть в курсе, плата подлежит пересмотру и может ежегодно увеличиваться. Обратите внимание, что если вы решите принять участие в церемонии вручения дипломов, взимается дополнительная плата.

В Годы 1 и 2 вы будете использовать основные модули. Биология клеток, физиология, гены и эволюция, экология и биоразнообразие Практические навыки в области биологических и экологических наук и количественные методы Дополнительные модули в других дисциплинах. Большинство студентов выбирают из основных модулей, предлагаемых в области наук об окружающей среде и водных наук. Вы также возьмете два модуля из следующих вариантов: Экология животных, Морская биология, Экология растений и физиология.

1). Центриоль 3). Хроматин

2). Центромера 4). Нуклеоид

А13 Ядрышки участвуют

  1. Наличие пластид

Часть В

В1 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

Особенности строения, функции Органоид

Выберите три верных ответа из шести

В последний год вы займетесь независимым исследовательским проектом и несколькими усовершенствованными модулями из ряда вариантов, которые в настоящее время включают. Исследовательский проект является основным компонентом курса последнего года. Разнообразие тем проекта, предлагаемых студентам, отражает активные исследовательские интересы академического персонала, но вам рекомендуется разрабатывать собственные идеи во время проекта. Некоторые студенты организовали проекты с другими исследовательскими организациями, обычно, когда они уже установили отношения с организацией во время отпуска.

3). Образуются лизосомы

5) Участвует в синтезе АТФ

1). Имеется ядро

4) Имеет клеточный центр

5). Имеет хлоропласты с хлорофиллом

Часть С

Дайте свободный развернутый ответ на вопрос.

С4 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

Ответа на тесты

Примеры соответствующих проектов включают. Обучение осуществляется в форме формальных лекций и практических занятий, учебных пособий, семинаров, компьютерного обучения, ориентированных чтений и исследований. Модули оцениваются комбинацией курсовой работы и экзаменом, завершенным в течение семестра. Для многих модулей отмеченные награды за курсовую работу составляют 40-50% от итогового уровня, но для некоторых модулей это достигает 100%.

Клеточная биология исследует увлекательный и разнообразный мир клеток, от одноклеточных микроорганизмов до специализированных клеток, которые образуют сложные ткани у растений и животных. Он развивает ключевые аспекты клеточной и молекулярной биологии, представленные в исследовании науки и науки и здоровья: основанный на фактических данных подход. Исследуются происхождение клеток и генерация клеточного разнообразия, а также общие черты клеточной структуры и функции - как они получают энергию, синтезируют новые молекулы, сообщают, пролиферируют и выживают.

1 вариант

Часть А

А10

А11

А12

А13

Просмотр квалификаций по смежным темам

Существует акцент на фундаментальной важности клеточной биологии в современной науке, особенно в отношении клеточных технологий и здоровья. Модуль структурирован в виде трех блоков, каждый из которых содержит печатную книгу и поддерживает мультимедиа, включая видео, анимацию и интерактивные действия, которые предоставляются через веб-сайт.

Первый блок «Создание разнообразия» начинается с обсуждения текущих теорий о происхождении и эволюции клеток и исследования разнообразия, наблюдаемого среди современных клеток дня. Затем вы подробно рассмотрите субклеточные структуры, в которых происходят существенные клеточные процессы. Вы также познакомитесь с генетикой; как характеристики наследуются и как информация в геноме клетки направляет и контролирует синтез тысяч различных белков, универсальных молекул, которые составляют большую часть структуры клетки и выполняют многие из ее функций.

А14

Часть В

22121

Часть С

2 вариант

Часть А

А10

Во втором блоке «Рабочие ячейки» вы более подробно рассмотрите молекулярную и структурную основу для многих биохимических активностей, которые являются общими для всех клеток: структура и функция белков; роль клеточных мембран; перенос веществ в клетки и из них и между различными частями клетки; как клетки захватывают и используют энергию; и как ячейки передают, принимают и реагируют на сигналы из своей среды.

Посредством серии кратких тематических исследований вы рассмотрите применение клеточной и молекулярной биологии для науки о здоровье и биотехнологии. К ним относятся темы, связанные с генной технологией, технологией стволовых клеток, новыми противомикробными агентами и микробными топливными элементами. К концу модуля вы сможете.

А11

А12

А13

А14

Часть В

21211

Часть С

Демонстрируют широкое понимание фундаментальных концепций, принципов и теорий, относящихся к клеточной биологии, генетике и микробиологии, что наши знания о сложных клеточных функциях основаны на наблюдениях и экспериментах, ценящих важность клеточной биологии в современных технологиях и медицине. Этот модуль обеспечивает базовое обоснование в клеточной биологии, подходящее для дальнейшего обучения карьерам, связанным с биологическими и биомедицинскими исследованиями, биомедицинской поддержкой и лабораторными услугами и укреплением здоровья.

Предварительный просмотр:

Тематический тест по теме «Строение и функции клеток», 10 класс

1 вариант

Часть А

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

А1 Наука, изучающая клетку называется

1). Физиологией 3). Анатомией

2). Цитологией 4). Эмбриологией

Будет представлен ряд онлайн-руководств, к которым вы можете присоединиться и получить доступ через ваш компьютер. Некоторые мероприятия могут включать совместную работу среди студентов в вашей группе преподавателей, проводимую онлайн через онлайн-форумы при поддержке вашего преподавателя. Участие в совместных действиях может иметь важное значение для того, чтобы вы могли выполнить часть оценочной работы для этого модуля.

Там могут быть дополнительные расходы на плату за обучение, например, ноутбук, поездки в учебные пособия, книги и доступ в Интернет. Если вы получаете низкий доход, вы можете получить помощь по некоторым из этих расходов после запуска вашего модуля. Все кредиты подлежат статусу и доказательству того, что вы можете позволить себе погашение.

А2 Какой ученый увидел клетку с помощью своего микроскопа?

  1. М. Шлейден 3). Р. Гук
  2. Т. Шванн 4). Р. Вирхов

А3 Элементарная биологическая система, способная к самообновлению, - это

1). Клеточный центр 3). Подкожная жировая клетчатка

2). Мышечное волокно сердца 4). Проводящая ткань растения

А4 К прокариотам относятся

Изучение с Открытым университетом может повысить вашу трудоспособность. Они также ценят навыки, которые учащиеся учатся и могут применять на рабочем месте. Если выбранный вами модуль ориентирован на вашу работу или развивает вашу карьеру, вы можете обратиться к своему работодателю, чтобы узнать, будут ли они спонсировать вас, оплатив некоторые или все пошлины.

Вашему работодателю просто нужно заполнить простую форму, чтобы подтвердить, сколько они будут платить, и мы выставим вам счет. Вам не нужно, чтобы ваш работодатель заполнил форму, пока вы не выбрали свой модуль. Вы можете оплатить часть или все свои взносы за обучение с дебетовой или кредитной картой при регистрации для каждого модуля.

1). Элодея 3). Кишечная палочка

2) Шампиньон 4). Инфузория-туфелька

А5 Основным свойством плазматической мембраны является

1). Полная проницаемость 3). Избирательная проницаемость

2). Полная непроницаемость 4). Избирательная полупроницаемость

А6 Какой вид транспорта в клетку идет с затратой энергии

1). Диффузия 3). Пиноцитоз

Мы знаем, что иногда вы можете комбинировать варианты оплаты. Для получения дополнительной информации о объединении вариантов оплаты обратитесь к консультанту или забронируйте звонок в удобное для вас время. Плата обычно увеличивается ежегодно в соответствии с инфляцией и стратегическим подходом университета к оплате.

Учебное пособие, мероприятия, глоссарий, задания, форумы и другие ресурсы, предоставленные через выделенный веб-сайт. Для этого модуля требуется вычислительное устройство с браузером и широкополосным доступом в Интернет. Любой современный браузер подходит для большинства компьютерных мероприятий. Функциональность может быть ограничена на мобильных устройствах.

2). Осмос 4). Транспорт ионов

А7 Внутренняя полужидкая среда клетки - это

1). Нуклеоплазма 3). Цитоскелет

2). Вакуоль 4). Цитоплазма

А8 На каком рисунке изображена митохондрия

А9 В рибосомах в отличие от лизосом происходит

1). Синтез углеводов 3). Окисление нуклеиновых кислот

2) Синтез белков 4). Синтез липидов и углеводов

Любое дополнительное программное обеспечение будет предоставлено или, как правило, свободно доступно. Однако некоторые виды деятельности могут иметь более конкретные требования. По этой причине вам необходимо будет установить и запустить дополнительное программное обеспечение на устройстве, которое соответствует требованиям ниже.

Настольный или портативный компьютер. Каждый день некоторые из ваших клеток перестают делиться, и это хорошо. Клетки, которые размножаются бесконечно долго, являются бессмертными, что является необходимым ранним шагом в развитии большинства злокачественных опухолей.

А10 Какой органоид принимает участие в делении клетки

1). Цитоскелет 4) Клеточный центр

2). Центриоль 5). Вакуоль

А11 Гаплоидный набор хромосом имеют

1). Жировые клетки 3). Клетки слюнных желез человека

2). Спорангии листа 4). Яйцеклетки голубя и воробья

А12 В состав хромосомы входят

  1. ДНК и белок 3). РНК и белок
  2. ДНК и РНК 4). Белок и АТФ

А13 Главным структурным компонентом ядра является

Несмотря на свою важность в раке, процесс иммортализации клеток плохо понимается. Это потому, что у ученых не было хорошего способа изучить иммортализацию в клетках человека, как это происходит во время прогрессирования рака. В отличие от большинства человеческих бессмертных клеток, в том числе полученных из опухолевых тканей, эти вновь созданные бессмертные клетки имеют нормальные геномы. Как следствие, клетки могут значительно облегчить исследование иммортализации клеток, поскольку это происходит на самом деле при раке, когда он развивается у людей.

1). Хромосомы 3). Ядрышки

2). Рибосомы 4). Нуклеоплазма

А14 Грибная клетка, как и клетка бактерий

  1. Не имеет ядерной оболочки 3). Не имеет хлоропластов
  2. Имеет одноклеточное строение тела 4). Имеет неклеточный мицелий

Часть В

В1 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

Клетки могут также помочь открыть новый фронт в борьбе с раком. «Иммертаризация клеток важна для понимания, но это также может быть важной терапевтической целью», - говорит Марта Штампфер, ученый из Отделения наук о жизни Беркли Лаборатории. На левом изображении показаны хромосомы бессмертной клеточной линии, полученные путем обработки химическим канцерогеном. Он имеет аберрантное количество и расположение хромосом. Эта строка должна была генерировать ошибки, которые позволяли иммортализовать. Он имеет нормальное количество 46 хромосом, расположенных в 23 парах.

Особенности строения, функции Органоид

А). Различают мембраны гладкие и шероховатые 1). Комплекс Гольджи

Б). Образуют сеть разветвленных каналов и полостей 2). ЭПС

В). Образуют уплощенные цистерны и вакуоли

Г). Участвует в синтезе белков, жиров

Д). Формируют лизосомы

Выберите три верных ответа из шести

В2 Дайте характеристику хлоропластам?

1). Состоит из плоских цистерн 4). Содержит свою молекулу ДНК

2). Имеет одномембранное строение 5). Участвуют в синтезе АТФ

3). Имеет двумембранное строение 6). На гранах располагается хлорофилл

В3 Чем растительная клетка отличается от животной клетки?

1). Имеет вакуолиь с клеточным соком

2). Клеточная стенка отсутствует

3). Способ питания автотрофный

4). Имеет клеточный центр

5). Имеет хлоропласты с хлорофиллом

6). Способ питания гетеротрофный

Часть С

Дайте свободный развернутый ответ на вопрос.

С1 Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории?

С2 Какая взаимосвязь существует между ЭПС, комплексом Гольджи и лизосомами?

С3 Какое преимущество дает клеточное строение живым организмам?

С4 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Бактерии гниения относят к эукариотическим организмам. 2). Они выполняют в природе санитарную роль, т.к. минерализуют органические веществ. 3). Эта группа бактерий вступает в симбиотическую связь с корнями некоторых растений. 4). К бактериям также относят простейших. 5). В благоприятных условиях бактерии размножаются прямым делением клетки.

Тематический тест по теме «Строение и функции клеток», 10 класс

2 вариант

Часть А

К каждому заданию части А дано несколько ответов, из которых только один верный. Выберите верный, по вашему мнению, ответ.

А1 Цитология – это наука, изучающая

1). Тканевый уровень организации живой материи

2). Организменный уровень организации живой материи

3). Клеточный уровень организации живой материи

4) Молекулярный уровень организации живой материи

А2 Создателями клеточной теории являются?

1). Ч.Дарвин и А. Уоллес 3). Р. Гук и Н. Грю

2). Г. Мендель и Т. Морган 4). Т. Шванн и М. Шлейден

А3 Элементарная биологическая система, обладающая способностью поддерживать постоянство своего химического состава, это

1). Мышечное волокно 3). Гормон щитовидной железы

2). Аппарат Гольджи 4). Межклеточное вещество

А4 К прокариотам не относятся

1). Цианобактерии 3). Кишечная палочка

2). Клубеньковые бактерии 4). Человек разумный

А5 Плазматическая мембрана состоит из молекул

1). Липидов 3). Липидов, белков и углеводов

2). Липидов и белков 4). Белков

А6 Транспорт в клетку твердых веществ называется

1). Диффузия 3). Пиноцитоз

2) Фагоцитоз 4). Осмос

А7 Цитоплазма выполняет функции

1). Обеспечивает тургор 3). Участвует в удалении веществ

2). Выполняет защитную функцию 4). Место нахождения органоидов клетки

А8 На каком рисунке изображена хлоропласт

А9 Митохондрии в клетке выполняют функцию

1). Окисления органических веществ до неорганических

2). Хранения и передачи наследственной информации

3). Транспорта органических и неорганических веществ

4). Образования органических веществ из неорганических с использованием света

А10 В лизосомах, в отличие от рибосом происходит

1). Синтез углеводов 3). Расщепление питательных веществ

2). Синтез белков 4). Синтез липидов и углеводов

А11 Одинаковый набор хромосом характерен для

1). Клеток корня цветкового растения

2). Корневых волосков

3). Клеток фотосинтезирующей ткани листа

4). Гамет мха

А12 Место соединения хроматид в хромосоме называется

1). Центриоль 3). Хроматин

2). Центромера 4). Нуклеоид

А13 Ядрышки участвуют

1). В синтезе белков 3). В удвоении хромосом

2) В синтезе р-РНК 4) В хранении и передаче наследственной информации

А14 Отличие животной клетки от растительной заключается в

  1. Наличие клеточной оболочки из целлюлозы
  2. Наличие в цитоплазме клеточного центра
  3. Наличие пластид
  4. Наличие вакуолей, заполненных клеточным соком

Часть В

В1 Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

Особенности строения, функции Органоид

А). Содержит пигмент хлорофилл 1). Митохондрия

Б). Осуществляет энергетический обмен в клетке 2). Хлоропласт

В). Осуществляет процесс фотосинтеза

Г). Внутренняя мембрана образует складки - кристы

Д). Основная функция – синтез АТФ

Выберите три верных ответа из шести

В2 Дайте характеристику комплексу Гольджи

1). Состоит из сети каналов и полостей

2). Состоит из цистерн и пузырьков

3). Образуются лизосомы

4). Участвует в упаковке веществ

5) Участвует в синтезе АТФ

6). Участвует в синтезе белка

В3 Выберите три признака прокариотической клетки?

1). Имеется ядро

2). Клеточная стенка представлена муреином или пектином

3). Наследственный аппарат располагается в цитоплазме клетки

4) Имеет клеточный центр

5). Имеет хлоропласты с хлорофиллом

6). В цитоплазме располагаются рибосомы

Часть С

Дайте свободный развернутый ответ на вопрос.

С1 Проанализируйте рисунок, на котором изображены различные эукариотические клетки. О чем Вам говорит предложенная в нем информация?

С2 Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет в поджелудочной железе – 7,9%, в печени – 18,4%, в сердце – 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

С3 Сравните между собой одноклеточный и многоклеточный организм. Кто из них имеет преимущество и в чем оно выражается?

С4 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1). Все бактерии по способу питания являются гетеротрофами. 2). Азотфиксирующие бактерии обеспечивают гниение мертвых органических веществ в почве. 3). К группе азотфиксаторов относят клубеньковых бактерий. 4). Бобовые растения за счет поступающих в их клетку связанного азота синтезируют белок. 5). Группа сапротрофных бактерий используют для метаболизма энергию от окисления неорганических соединений, поступающих в клетки из среды.

Ответа на тесты

1 вариант

Часть А

А10

А11

А12

А13

А14

Часть В

22121

Часть С

С1. Клеточная теория – свидетельство того, что растения и животные имеют единое происхождение. Клеточная теория послужила одной из предпосылок возникновения теории эволюции Ч. Дарвина.

С2. Синтезированные на мембранах ЭПС белки. Полисахариды, жиры транспортируются к комплексу Гольджи, конденсируются внутри его структур и «упаковываются» в виде секрета, готового к выделению. Здесь же формируются и лизосомы, участвующие во внутриклеточном пищеварении.

С3. Каждая клетка выполняет отдельную функцию и при повреждении одной клетки- других этот процесс не затрагивает и функционирование клеток не прекращается.

С4. 1). Бактерии относятся к прокариотическим организма. 3) Эта группа бактерии не вступает в симбиотическую связь с корнями некоторых растений, эта свойство характерно для клубеньковых (азотфиксирующих) бактерий. 4) Простейшие организмы относятся к одноклеточным организмам.

2 вариант

Часть А

21211

Часть С

С1. На данном рисунке изображены различные эукариотические клетки как одноклеточных, так и многоклеточных растений и животных. Типичной клетки в природе не существует, но все эукариотические клетки гомологичны, и у тысяч различных типов клеток можно выделить общие черты строения. Каждая клетка состоит из неразрывно связанных между собой частей: плазматической мембраны, ядра и цитоплазмы с органоидами.

С2. Разное количество митохондрий в клетках связано с количеством энергии АТФ, которое затрачивается на выполнение органом работы. Исходя из анализа данных можно сделать вывод, что большая работа выполняется сердцем.

С3. Одноклеточный организм исполняет все функции, присущие целому организму. Поэтому гибнет клетка-гибнет весь организм. У многоклеточного организма клетки специализированы по своим функциям и гибель клетки не вызывает гибели целого организма.

С4. 1). Для бактерий характерны не только гетеротрофный, но автотрофный способы питании. 2) Азотфиксирующие бактерии являются симбионтами. 5) Сапротрофные бактерии являются гетеротрофами, а не автотрофами.


элементарная единица живого. Клетка отграничена от других клеток или от внешней среды специальной мембраной и имеет ядро или его эквивалент, в котором сосредоточена основная часть химической информации, контролирующей наследственность. Изучением строения клетки занимается цитология, функционированием – физиология. Наука, изучающая состоящие из клеток ткани, называется гистологией.

Существуют одноклеточные организмы, тело которых целиком состоит из одной клетки. К этой группе относятся бактерии и протисты (простейшие животные и одноклеточные водоросли). Иногда их также называют бесклеточными, но термин одноклеточные употребляется чаще. Настоящие многоклеточные животные (Metazoa) и растения (Metaphyta) содержат множество клеток.

Абсолютное большинство тканей состоит из клеток, однако имеются и некоторые исключения. Тело слизевиков (миксомицетов), например, состоит из однородной, не разделенной на клетки субстанции с многочисленными ядрами. Сходным образом организованы и некоторые животные ткани, в частности сердечная мышца. Вегетативное тело (таллом) грибов образовано микроскопическими нитями – гифами, нередко сегментированными; каждая такая нить может считаться эквивалентом клетки, хотя и нетипичной формы.

Некоторые не участвующие в метаболизме структуры тела, в частности раковины, жемчужины или минеральная основа костей, образованы не клетками, а продуктами их секреции. Другие, например древесина, кора, рога, волосы и наружный слой кожи, – не секреторного происхождения, а образованы из мертвых клеток.

Мелкие организмы, такие, как коловратки, состоят всего из нескольких сотен клеток. Для сравнения: в человеческом организме насчитывается ок. 10 14 клеток, в нем каждую секунду погибают и замещаются новыми 3 млн. эритроцитов, и это всего одна десятимиллионная часть от общего количества клеток тела.

Обычно размеры растительных и животных клеток колеблются в пределах от 5 до 20 мкм в поперечнике. Типичная бактериальная клетка значительно меньше – ок. 2 мкм, а наименьшая из известных – 0,2 мкм.

Некоторые свободноживущие клетки, например такие простейшие, как фораминиферы, могут достигать нескольких сантиметров; они всегда имеют много ядер. Клетки тонких растительных волокон достигают в длину одного метра, а отростки нервных клеток достигают у крупных животных нескольких метров. При такой длине объем этих клеток небольшой, а поверхность очень велика.

Самые крупные клетки – это неоплодотворенные яйца птиц, заполненные желтком. Наибольшее яйцо (и, следовательно, наибольшая клетка) принадлежало вымершей громадной птице – эпиорнису (Aepyornis ). Предположительно его желток весил ок. 3,5 кг. Самое крупное яйцо у ныне живущих видов принадлежит страусу, его желток весит ок. 0,5 кг. См. также ЯЙЦО.

Как правило, клетки крупных животных и растений лишь немногим больше клеток мелких организмов. Слон больше мыши не потому, что его клетки крупнее, а в основном потому, что самих клеток значительно больше. Существуют группы животных, например коловратки и нематоды, у которых количество клеток в организме остается постоянным. Таким образом, хотя крупные виды нематод имеют большее количество клеток, чем мелкие, основное различие в размерах обусловлено в этом случае все же большими размерами клеток.

В пределах данного типа клеток их размеры обычно зависят от плоидности, т.е. от числа наборов хромосом, присутствующих в ядре. Тетраплоидные клетки (с четырьмя наборами хромосом) в 2 раза больше по объему, чем диплоидные клетки (с двойным набором хромосом). Плоидность растения можно увеличить путем введения в него растительного препарата колхицина. Поскольку подвергнутые такому воздействию растения имеют более крупные клетки, они и сами крупнее. Однако это явление можно наблюдать только на полиплоидах недавнего происхождения. У эволюционно древних полиплоидных растений размеры клеток подвержены «обратной регуляции» в сторону нормальных величин несмотря на увеличение числа хромосом.

Хэм А., Кормак Д. Гистология , т. 1. М., 1982
Албертс Б., Брей Д., Льюс Дж., Рэфф М., Робертс К., Уотсон Дж. Молекулярная биология клетки , т. 1. М., 1994

Найти "КЛЕТКА " на